Что относят к методам целеполагания. Цель и целеполагание. Виды целей в менеджменте

Любая организация создана для дости­жения определенных целей. Формулировать их, анализировать успешность действий, расставлять приоритеты помогает целеполагание. Поэтому оно является одной из важнейших составляющих управленческой деятельности и общего функционирования любой организации.

Что такое целеполагание

Вкратце, целеполагание – формулирование и постановка целей в определенной сфере деятельности. Но, что важно, целей правильных, обозначающих точное понимание желаемого результата. Это и есть основная задача целеполагания. Постановка правильных целей необходима для формирования, развития и функционирования компания единой целостной системой.

Виды целей в менеджменте

На предприятии выполняется множество различных работ, что определяет и разнообразие целей. Отправной точкой в их постановке является понимание текущего положения фирмы, которое формируется посредством анализа ее сильных и слабых сторон во внутренней и внешней сферах. Основой для формулирования определенной цели могут становиться: миссия и ценности фирмы, принцип работы с партнерами, отношения с клиентами или сотрудниками, проблемы или нужды компании.

В зависимости от функции цели подразделяют по определенным критериям, таким образом, существует несколько классификаций:

  1. По временному периоду:
    • Стратегические или долгосрочные. Определяются на срок 5-10 лет. Если внешняя среда компании динамичная и плохо прогнозируемая, то — около1-2 лет.
    • Тактические. От 1 года до 3-5 лет. В этих целях уже все больше фигурируют количественные показатели.
    • Оперативные или краткосрочные. Цели являются задачами, которые требуется выполнить за определенный срок от нескольких часов до года. Выражены, как правило, в четких количественных значениях.

2. По сущности самой цели:

  • экономические (прибыль, налоги, расходы),
  • социальные (например, материальная помощь сотрудникам),
  • организационные
  • научные
  • экологические и т.п.
    3. По дублированию:
  • периодически повторяющиеся
  • разово решаемые
  • регулярные
    4. По структуре фирмы:
  • глобальные цели организации
  • цели отдельных подразделений компании.

Такие цели не должны быть противоречивыми между собой.

  1. По функциональности подразделений выделяют цели, которые устанавливают для маркетинговых, производственных, финансовых и других подразделений.
  2. По сферам, к которым применима цель: внешней среды (товар, покупатели, конкуренты) или внутренней (персонал, производство).

Целеполагание и планирование

Целеполагание в является одним из ключевых ступеней стратегического бизнес-планирования. Планирование необходимо, чтобы управление компанией было более эффективно, поэтому является важнейшей функцией управления. Основой планирования выступает целеполагание – определение точных задач, обеспечивающих движение в заданном векторе. Ориентир этих задач на конкретный отрезок времени – стратегическое планирование. В нем выделяют три стадии:

  • Определение цели;
  • Распределение имеющихся ресурсов;
  • Информирование персонала о планах.

Применение планирования позволяет установить четкие цели, своевременно принять решение при помощи методов, которые понятны и уместны, и обеспечить контроль над ситуацией.

Этапы процесса целеполагания

Постановка цели подразделяется на несколько этапов:

  1. Разработка миссии предприятия. Она обозначает смысл функционирования, убеждения и ценности организации.
  2. Определение направления целеполагания. Определяется вектор направленности деятельности фирмы в текущий период времени.
  3. Составление комплекса целей. Используется модель «Древо целей», объединяющая в одно целое цели различных уровней.
  4. Схема целеполагания. Схематично обозначают главную общую цель, от нее расходятся цели верхнего уровня – по подсистемам компании, далее каждая такая цель дробится на несколько целей второго уровня, в зависимости от подцелей подсистем, и т.д.
  5. Анализ разногласия целей. Разногласия классифицируются на:
  • Внешние – если цели входят в противоборство с внешней средой.
  • Внутренние – противоречия между сотрудниками компании.
  • Временные – конфликт между долгосрочными, тактическими и краткосрочными целями.

Целеполагание по концепции SMART

Принцип целеполагания SMART является одним из самых точных и действенных инструментов в управлении, так как помогает сформировать план действий по достижению поставленных целей. Именно поэтому она так популярна в современном менеджменте. Название этой концепции одновременно является и самостоятельным словом и представляет собой аббревиатуру. Переводится с английского языка, как «умный, ловкий». Расшифровывается же это слово просто: каждая буква – это начало одного из четырех английских слов, характеризующих какая должна быть правильная цель:

  • Specific – четкая, конкретная. Необходимо точно обозначить саму цель и ее результаты. Цель может приносить один точный результат, если их больше, то цель должна быть разделена.
  • Measurable – измеримая. Цель должна быть выражена в конкретных показателях.
  • Achievable – достижимая. Определяется на основании имеющегося опыта, ресурсов и ограничений.
  • Realistic – реалистичная, актуальная. Следует удостовериться действительно ли выполнение этой цели необходимо.
  • Time bounded – имеет временные рамки. Цель должна быть реализуема в определенный промежуток времени, зафиксирован конечный срок.

Каждую цель нужно проверять на соответствие данным критериям. Это помогает отбросить неактуальные, заведомо провальные и нереализуемые цели.

Долгосрочное планирование по этой концепции не подходит при быстро меняющейся ситуации, когда цели перестают быть актуальными еще до окончания планового времени их достижения.

Пример : Увеличить продажи Йогурта «Малыш» в Орловской области к декабрю 2017 на 15%.

Сегодня SMART можно приобрести в виде компьютерной программы для установки сотрудникам, посредством которой за каждым работником закрепляется четкий план со сроками.

Таким образом, становится понятно, что целеполагание играет одну из ключевых ролей в деятельности компании. Любое действие начинается с формулировки цели. И если цель поставлена верно, то Вы четко понимаете какой результат хотите получить. А значит, пути и методы получения этого результата будут выбраны правильно, что неминуемо приведет Вас к успеху.

Нет ничего более противного разуму и природе, чем случайность.
Марк Туллий Цицерон
И Бог шагнул в пустоту. И Он поглядел вокруг и сказал - Я одинок. Сотворю себе мир.
Джонсон Дж. У.

Как мы уже выяснили, любое движение любого живого, а тем более разумного существа есть поведение, имеющее цель. Бесцельного поведения не бывает. Человек не совершает ни единого движения, не преследуя при этом ту или иную цель.
Причина этого очевидна, т.к. источник любой цели - это потребность. У любого человека есть потребности, и цель – образ их удовлетворения.
Таким образом, цель есть начало, содержание и завершение любого движения. Из этого следует простая и понятная мысль: с практической точки зрения для любого человека нет ничего важнее Цели.
Собственно, этот факт находит прямое отражение в работе нашего мозга. Последний занят всегда одним и тем же процессом – идеальным созданием будущего, т.е. целеполаганием. Нам нет никакой надобности заставлять свой мозг ставить цели и задачи, он и так только этим и занят.
Все просто и очевидно. Мы всегда движемся соответственно неким целям. Иного нам просто не дано. Мы можем сознавать этот факт или нет – суть вещей от этого не поменяется.
Можно даже говорить о наличии непреложного закона причины и следствия, который гласит, что у каждого следствия в нашей жизни есть причина. Цели - это причины; здоровье, счастье, свобода и процветание - это следствия. Мы сеем цели и пожинаем результаты. Цели начинаются с мыслей или причин и проявляют себя в виде условий или следствий.
Из этого автоматически следует, что мы находимся там, где мы есть, и являемся теми, кем мы являемся, именно потому, что сами того хотели. Получается, что исключительно наши мысли, планы, цели, дела и поведение привели нас в нынешнее состояние. Иначе и быть не могло. Таково устройство Мира и нас самих.
Тут возникает простой, но закономерный вопрос. Если мы всегда движемся не иначе, как сообразно поставленной нашим собственным мозгом цели, то почему так многие из нас не удовлетворены тем, где находятся, и тем, кем являются?
Почему принято полагать, что кто-то «достигает цели (успеха)», а кто-то – нет? Откуда берутся «неудачники»? Откуда берутся не-здоровье, не-счастье, не-свобода и прозябание? Разочарования в себе, людях, жизни? Обида, вина, стыд? Страх, гнев, злость, ненависть? Откуда, в конце концов, взялась эта затертая до неприличия фраза «хотели, как лучше, а получилось – как всегда»?
Видимо, мы никогда не бываем по-настоящему счастливы, если не перемещаемся по направлению к достижению чего-то очень важного для нас.
Тут есть нюансы.
«После двадцати пяти лет исследований и опытов я пришел к выводу о том, что успех равен цели, все же остальное - домыслы. Умение наметить цель и составить план по ее осуществлению послужит делу обеспечения вашего успеха больше, чем любое другое занятие.» (Артур Б. Ван Ганди)
Максимальное сосредоточение на цели, продолжает тот же автор, есть важнейшее качество людей, добивающихся выдающихся результатов в любом деле, в любой области. Даже малую долю нашего потенциала невозможно реализовать, не научившись намечать цель и добиваться ее так же просто и естественно, как чистить зубы и расчесывать волосы по утрам.
Итак, первый важнейший нюанс – это сосредоточение. Наш мозг содержит в себе механизм поиска цели, непрерывно поддерживает обратную связь с целью и автоматически корректирует курс. Благодаря этому механизму, находящемуся в нашем мозгу, мы достигаем любой поставленной перед собой цели, если только она ясна, а мы - достаточно настойчивы. Процесс достижения цели происходит почти автоматически. Но именно определение целей и является главной проблемой для большинства людей.
Второй принципиальный нюанс – определение цели.
Любопытный факт состоит в том, что очень немногие люди имеют собственную, осознанную, реальную цель. Считается, что только менее трех процентов людей записывают свои цели на бумаге. И менее одного процента из них перечитывают и переосмысливают эти цели с должной регулярностью. Многим просто не приходит в голову, насколько важно физическое существование собственной цели.
А между тем, люди без цели обречены вечно работать на тех, у кого эти цели есть. Мы работаем для достижения либо собственных, либо чужих целей. Мы проживаем либо собственную жизнь, либо «чужую» жизнь, жизнь во имя исполнения чужих целей и интересов. Самая лучшая работа - для достижения собственных целей и ради помощи другим в достижении их целей. Это вообще не «работа», а истинное наслаждение.
Почему же люди не ставят собственные цели?
Первая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они просто не в курсе. Не в курсе относительно основ причинности нашего мира. На наш взгляд, свою немалую роль в этом играет «вульгарный материализм», господствующее массовое мировоззрение последних 150 лет, который обуславливает изменения случаем, генетикой, наследственной предрасположенностью, «естественным отбором», «борьбой за существование» и пр. внешними по отношению к человеку обстоятельствами.
Вот классическое высказывание материалистической науки: «Цель вторична, а материальные условия ее становления и реализации первичны, потому что они не только предшествуют процессу формирования цели, не только в известном смысле порождают ее, но и определяют ее».
В результате люди предпочитают слово - делу, хотят достичь успехов, улучшить свою жизнь, но при этом не вполне представляют себе, как это конкретно сделать и куда прикладывать усилия.
Как уже отмечалось в разделе «Потребности», отсутствие постановки вопроса о смысле жизни практически приводит к отказу от собственного целеполагания вообще.
Вторая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они не берут на себя ответственность за собственную жизнь. До того момента, как человек принял на себя полную ответственность за все, что с ним происходит, нельзя сказать, что он сделал даже шаг к постановке цели. Человек без ответственности- это тот, кто постоянно ждет, когда «начнется настоящая жизнь». В этом ожидании вся энергия и время тратится на придумывание объяснений и отговорок по поводу отсутствия желаемого хэппинесса.
Единственный способ определить, во что в действительности верит человек, это судить по его делам, а не по словам. Имеет значение то, что мы делаем, а не то, что мы говорим. Наши истинные ценности и убеждения всегда выражаются нашим поведением, и только им. Один человек, приступающий к делу, стоит десятерых блестящих ораторов, не делающих ничего. Серьезный человек – это делающий человек.
Третья причина, по которой люди не ставят цели, состоит в глубоко укоренившемся чувстве вины и низкой самооценке. Современное массовое воспитание устроено таким образом, что ребенок, подросток, а потом и взрослый как бы постоянно кому-то что-то должен - родителям, школе, старшим, государству и т.д. Людям непрерывно навязываются всевозможные «эталоны» в виде так называемых звезд, кумиров и прочих «знаменитостей». В невольном, но неизбежном сравнении обычный человек ощущает собственную «малость», приземленность. Люди, искусственно отпрессованные на такой низкий оценочно-эмоциональный уровень, что им приходится «посмотреть вверх, чтобы увидеть дно», не могут, понятное дело, уверенно и оптимистично намечать цели на месяцы и годы вперед. Человек, выросший в негативном окружении, воспитавшем в нем ощущение того, что он ничего не заслуживает или подход типа «и какая от этого польза!», а также «я недостаточно хорош», вряд ли способен ставить серьезные цели.
Четвертая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они не сознают важности целеполагания. Этому просто не обучают. Если мы выросли в семье, где оба родителя не ставят целей, а определение и достижение целей не является повторяющейся темой семейных разговоров, то мы можем стать взрослыми, так и не узнав о том, что цели существуют не только в спорте. Если мы принадлежим к социальному кругу, где у людей отсутствуют четко определенные цели, на достижение которых направлена их деятельность, мы вряд ли задумаемся о феномене целеполагания вообще. Восемьдесят процентов окружающих нас людей идут в никуда, и если мы смешаемся с толпой, то пойдем туда же.
Пятая причина, по которой люди не ставят цели, заключается в том, что они не знают, как это делается. В нашем обществе возможно получить университетский диплом - итог пятнадцати или шестнадцати лет, потраченных на образование, - так и не получив даже часового урока по постановке целей. Между тем, изучение принципов и способов целеполагания едва ли не важнее любого другого предмета, когда-либо изучавшегося нами.
Шестая причина, по которой люди не ставят цели, - это страх. Страх неудачи, страх получить отказ, страх быть раскритикованным. С самого детства наши мечты и надежды страдают от ударов, наносимых критикой и смехом других людей. Возможно, что нашим родителям не хотелось, чтобы мы лелеяли высокие мечты и затем разочаровывались, поэтому они быстро указывали нам причины, по которым мы не сможем добиться своих целей. Наши недруги и друзья смеялись и потешались над нами, когда мы представляли себя кем-то или делали что-то, что превосходило их представления о самих себе. Их влияние может оставить отпечаток на вашем отношении к себе и постановке целей в течение многих лет.
Дети совсем не глупы. Они очень скоро усваивают, что «если хочешь со всеми ладить, поступай как все». Со временем ребенок, которого не одобряют и постоянно критикуют, прекращает вырабатывать новые идеи, лелеять новые мечты, ставить новые цели. Он начинает путь длиной в жизнь, играя в безопасность, продавая себя по дешевке, принимая собственные низкие достижения как жизненную неизбежность, не поддающуюся изменениям.
Боязнь неудачи - величайшее препятствие на пути к успеху во взрослой жизни. Именно она удерживает людей в их зонах комфорта. Именно она заставляет их пригибать головы и пребывать в безопасности, в то время как годы проходят мимо.
Боязнь неудачи выражается во внушении «я не могу, я не могу, я не могу». Боязнь усваивается в раннем детстве в результате деструктивной критики и наказания за те действия, которые не встречали одобрения наших родителей. Однажды пустив корни в подсознание, этот страх распространяется дальше, парализуя мечту и убивая амбиции, принося больше вреда, чем любая другая негативная эмоция, посещающая человеческую душу.
Седьмая причина – это непонимание и неприятие смысла и роли «неудачи» в достижении успеха. Правило таково: невозможно добиться успеха, не потерпев поражения. Неудача - предпосылка успеха.
Величайшим успехам почти всегда предшествует множество поражений. Именно уроки, извлеченные из неудач, делают достижение успеха возможным.
Смотрите на каждое временное поражение как на дорожный знак, говорящий: «Остановись, иди лучше вот этим путем». Одно из качеств лидера заключается в отказе мыслить понятиями «провал» или «поражение». Их заменяют понятиями «ценный урок» или «временный сбой».
Можно научиться преодолевать страх поражения, ясно осознавая свои цели и принимая временные трудности и препятствия как неизбежную цену, которую приходится платить для достижения любого значительного успеха в жизни.

Целеполагание и закон контроля

Целеполагание - процесс выбора идеи, средств, ресурсов и установление границ допустимых отклонений в осуществлении этой идеи. Это одна из функций управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с миссией и стратегией организации, а также имеющимися организационными ресурсами.

Цель как психическое явление - это отражение предполагаемого результата с учетом объективных условий осуществления деятельности. Точно определенная цель - это цель с четко определенными временными рамками и выбранными для ее осуществления ресурсами (материальными, интеллектуальными, эмоциональными и др.). Она должна соответствовать определенным критериям:

  • действительная заинтересованность субъекта цели в ее достижении;
  • возможность разделения ее на подцели и частные задачи;
  • обеспеченность ресурсами;
  • установление временных пределов достижения промежуточных действий;
  • четко сформулированное, структурированное и конкретное представление о конечном результате.

Исследователем О. К. Тихомировым предложена система в рамках проблемы целеполагания, которая делает упор на исследование сущности процессов целеобразования, определяемого как «формирование образа будущего результата действий (в процессе общения или самостоятельно) и принятие этого образа в качестве основы для практических или умственных действий». Система целеобразования О. К. Тихомирова служит для формулирования стратегических целей и планирования достижения предварительного результата. Исследователем произведено разделение целей на внутренние (генерируемые самим субъектом) и внешние (задаваемые извне) и выдвинута гипотеза о наличии у человека автогенерируемой «интеллектуальной» деятельности, которая проявляется при решении мыслительных задач .

В свою очередь, В. Е. Клочко исследует целеобразование при решении творческих задач. Им сформулирована специфика целей, требующих креативного подхода. Творческими считаются задачи, в которых конечная цель осознается, но конечный результат не просматривается (например, игра в бридж). По итогам исследования В. Е. Клочко установил, что успешность решения творческих задач зависит от правильно выстроенной системы подцелей с разработанными и четко сформулированными правилами .

Исследуя целеполагание в учебной деятельности, А. Ф. Коган делает следующие выводы :

  • степень свободы субъекта во многом задает его индивидуальную манеру целеполагания. Ограниченность выбора целей и методов их достижения внешними и внутренними причинами определяется как принцип псевдосвободы выбора цели;
  • целеполагание в условиях псевдосвободы выбора является симбиозом рационального и чувственного, что позволяет осуществлять деятельность в условиях неопределенности. Чем больше неопределенность, тем большее значение имеет чувственная составляющая.

Для эффективности управления целями важно осознать цель как образ желаемого результата. Результат, осознанно или неосознанно, программируется нашей психикой и первоначально идеален, поэтому нейролингвисты рекомендуют строить позитивный образ результата, так как подобная ориентация субъекта способствует успеху. Запрограммированная на результат психика ведет человека к достижению цели. Формированию образа положительного результата в достижении цели способствует адекватная личностная самооценка и соответствующий ей уровень притязаний. Такой человек действует инициативно и энергично, склонен к умеренному риску. Заниженная самооценка и неуверенность придают действиям чрезмерную осторожность, малую поисковую активность.

Приведем несколько практических психологических приемов для осознания и достижения цели.

  • 1. Цели можно представить в виде елки. Ствол - это вектор движения к цели. Ветви - ключевые сегменты целевого поля. Веточки - это задачи, представляющие собой ступени для реализации ключевых сегментов. Каждая задача требует достижения конкретного результата. Иголки - конкретные мероприятия, способствующие решению задач.
  • 2. «Слоновые задачи». С большими задачами следует поступать гак же, как с задачей проглотить слона. Слона нельзя сразу съесть целиком, так как он слишком большой. Его необходимо поедать каждый день по небольшому кусочку.
  • 3. Для активизации сознания человек прежде входит в состояние релаксации - максимального эмоционально-психического расслабления, - и через 3-5 минут полезные идеи придут в голову.
  • 4. Для выработки лучшего решения или нескольких вариантов решения в проблемной ситуации прибегают к социально-психологическим приемам коллективного принятия решений: методу «мозгового штурма», методу Дельфи и др.

Формулировка целей зависит от миссии организации. Она призвана определить общие направления деятельности организации, уточнить ее социальный статус, продекларировать значимые задачи и детализировать особенности управления ею. Миссия представляет собой фундамент для последующего целеполагания. Целеполагание является начальным этапом управления в определении общего направления движения организации и предшествует всем иным управленческим функциям. Цель определяет организационную структуру, кадровый состав, опосредует взаимосвязи между компонентами организационной системы. Кроме того, она определяет приоритеты функционирования организации, является основой для принятия стратегических решений, определяет содержание планирования.

В последующей деятельности организации происходит трансформация имеющихся целей в зависимости от объективных условий и имеющихся ресурсов, а также формулировка новых. В этом случае целеполагание выступает не предварительным этапом, а следствием иных управленческих функций.

В деятельности руководителя постановка целей перед исполнителями является неотъемлемой частью всего процесса организационного функционирования. Правильная работа с целями предполагает знание основных законов целеполагания.

  • 1. Объективная и субъективная определенность цели. Объективная определенность - четкая и однозначная формулировка цели, задание параметров будущего результата, обеспеченность ресурсами, спрогнозированные возможные ограничения в достижении цели. Субъективная определенность - полное и точное восприятие цели исполнителями, а это, в первую очередь, предполагает умение руководителя формулировать цели с учетом особенностей тех, кто будет эту цель реализовывать.
  • 2. Реалистичность (достижимость ) цели , т.с. высокая вероятность достижения в конкретных условиях. Необходимо сначала диагностировать, а затем учитывать реальные условия, имеющиеся ресурсы и субъективные ограничения исполнителей в выполнении целей.
  • 3.Согласованность различных целей. Эффективность достижения многообразных и разнородных целей организации предполагает их взаимосвязь. Разные цели должны быть согласованы не только в общем виде, но и конкретно, по содержанию. Они также могут быть независимы друг от друга, главное при этом, чтобы они не были антагонистичными и взаимоисключающими.
  • 4. Верифицируемость (проверяемость ) цели - четкая определенность постановки заданий, количественное и качественное их выражение, закрепление ответственности за конкретными исполнителями, возможность контроля процесса достижения результата.
  • 5. Общая цель организации должна содержать детальное описание конечного результата , причем реализация задач более высокого уровня предполагает предварительную реализацию задач более низкого уровня.

Существуют психологические закономерности целеполагания, учет которых способен существенно повысить результативность управленческой деятельности.

В реализации цели у исполнителя должна быть свобода выбора путей ее достижения, так как психологическом плане это мощный мотиватор исполнительской деятельности.

Еще одна психологическая закономерность целеиолагания - необходимость консенсуса между организационными и индивидуальными интересами, так как значительный перевес организационных интересов может блокировать индивидуальную исполнительскую мотивацию и, как следствие, результативность осуществления цели.

Степень сложности целей должна быть чуть выше имеющихся возможностей исполнителей. В этом случае реализация целей будет максимальной, и исполнитель будет динамизировать с профессиональной и личностной точки зрения в ходе их достижения.

Целеполагание предполагает учет временных критериев, которые устанавливают оптимальный срок достижения целей. Чрезмерно отдаленные по времени предполагаемые результаты обладают малым мотивационным потенциалом, так как воспринимаются исполнителем абстрактно и несущественно. А краткосрочные цели могут оказаться невыполнимы по причинам недостаточности ресурсов. Поэтому определять временную перспективу для достижения целей необходимо с учетом экономической, психологической и ресурсной составляющей.

Важно запомнить

Наибольшей силой активизации мотивационного потенциала исполнителей является не та цель, для которой необходимо подключать всю систему стимулирующих организационных воздействий, а та цель, которая сама является источником мотивации.

Функция целеполагания была положена в основу метода «управление по целям» (management by objectives - МВО), где управление рассматривается как целостная система, ориентированная на достижение всех целей и задач организации. Суть этого метода - децентрализация всех управленческих функций по основным уровням иерархии организации, обеспечивающая высокую мотивацию и минимизацию негативных последствий жесткого контроля. Применение этого метода позволяет пробуждать личную заинтересованность руководителей средних и низовых уровней, а также исполнителей в результатах своего труда, снижать ролевую неопределенность в организации. Процесс реализации метода «управление по целям» может быть представлен в двух вариантах (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Варианты реализации метода «управление по целям»

Метод «управление по целям» имеет как неоспоримые преимущества, так и ограничения, к которым относятся:

  • высокая трудоемкость;
  • обязательное требование наличия у руководителей низшего звена способности к грамотной самостоятельной постановке целей;
  • необходимость увеличения объема координационных механизмов для обеспечения взаимосвязи разных уровней управления.

Итак, целеполаганию отводится определяющая роль в общем функционировании организации. Наличие обоснованных, перспективных целей организации - главное условие ее функционирования. Целеполагание - управленческая функция, пронизывающая всю деятельность руководителя, а способность руководителя к правильной постановке целей - одно из важнейших управленческих качеств.

  • Тихомиров О. К., Телегина Э. Д., Волкова Т. К. /к др.]. Психологические проблемы целеобразования. М.: Наука, 1977. С. 17.
  • Клочко В. Е. Целеобразование и динамика оценок в ходе решения мыслительныхзадач // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: Изд-во МГУ,1979. С. 94.
  • Коган А. Ф. Психологическое моделирование целеполагания и принцип псевдосвободывыбора цели в учебной деятельности // Психология: сб. иауч. трудов. Киев, 1999. Вып. 3.С. 212-222.

1. Технология (это понятие шире, чем понятие методов, данное в названии главы, м. б., перенести его туда?) целеполагания при принятии решений. (м. б., этот заголовок сделать по аналогии с параграфом 1 главы 2.3: Целеполагание: методы и место в принятии решения?)

2.Типология методов формирования множества альтернатив.

3. Методы активизации творческого мышления (м. б., чтобы связать с темой главы, добавить: для поиска новых альтернатив).

4. Классификационные методы (добавить: генерирования альтернатив?).

§1.Технология целеполагания при принятии решений

Постановка целей занимает важнейшее место в процессе разработки решений, являясь одним из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования любой системы управления.

Формирование и выбор целей являются следующим этапом процесса принятия решения после этапа анализа и диагностики проблемы.

Под целью понимается идеальное или желаемое состояние объекта управления или проблемной ситуации, на достижение которого направлен процесс принятия решения.

Цели, направленные на ликвидацию проблемной ситуации, можно классифицировать по ряду оснований.

      По степени значимости выделяют стратегические и тактические цели.

Стратегические цели формируются при определении долговременного развития объекта управления, организации или проблемной ситуации, а тактические - при решении оперативных задач управления.

      Цели также различаются как траекторные и точечные.

Траекторные , или направляющие цели, определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта. Например, цель «увеличение прибыли предприятия» траекторная. Точечные цели формулируются как стремление достичь вполне конкретного результата, например, обеспечить прибыль предприятия в текущем году в размере 75 млн. долл.

      Цели различаются по уровню иерархии.

Если целью 0-го уровня можно считать генеральную цель, например, «получение прибыли», то целями 1-го уровня будут «введение нового товара», «снижение издержек», «повышение квалификации сотрудников». Цели 1-го уровня, в свою очередь, могут быть представлены в виде совокупности целей 2-го уровня.

Сформулированные цели должны удовлетворять определенным требованиям:

Комплексность. При постановке цели необходимо ориентироваться на будущее состояние объекта по всем аспектам проблемной ситуации. Например, добиваясь высокого качества продукции, нельзя забывать о ее цене или забывать о социальных аспектах работы организации.

Системность. Состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация, должно обеспечиваться соответствующими механизмами на всех этапах управления. Иными словами, при формировании целей должны предусматриваться все составные элементы системы управления объектом и факторы проблемной ситуации, необходимые для обеспечения эффективного достижения поставленных целей.

Согласованность . Цели не должны противоречить друг другу. Если имеются конкурирующие цели, то должна быть определена оптимальная последовательность их реализации.

 Если среди целей организации встречаются противоречащие друг другу цели (например, стремление обеспечить максимальный объем производства и минимизировать затраты), то необходимо найти эффективное компромиссное решение. В качестве такого компромиссного решения может, например, выступать цель «максимизировать объем производства при заданном уровне затрат» или «минимизировать затраты при заданном уровне производства».

Достижимость. Состояние объекта управления или проблемной ситуации, на достижение которого направлен процесс принятия решения, должно быть реальным при складывающейся ситуации и существующих тенденциях ее изменения.

Конкретность. Цель, поставленная ЛПР, не должна быть расплывчатой, а должна предполагать для своей реализации определенные управленческие действия.

Гибкость. Цель должна быть сформирована таким образом, чтобы оставалась возможность ее корректировки в случае изменения внутренних и внешних условий.

Приемлемость. Сформированные организационные цели должны быть приемлемы для основных субъектов, определяющих деятельность организации и функционирование объекта управления, а также для тех, кому предстоит обеспечивать достижение поставленных целей.

Иерархичность. Иерархичность в целеполагании при принятии решения определяется соподчиненностью, развертываемостью и взаимной полезностью целей. 43

Соподчиненность целей обусловливается иерархическим построением систем, а также наличием иерархии по времени и важности (значимости). Цели подсистем вышестоящего уровня обусловливают цели подсистем нижестоящего уровня. Поэтому цели управления формируются последовательно сверху вниз, начиная с целей всей системы и заканчивая целями ее отдельных элементов.

Развертываемость состоит в том, что каждая цель данного уровня делится на подцели более низкого уровня.

 Например, цели администрации муниципального образования развертываются в цели сфер управления администрации (социальная, градостроительство и архитектура, финансовая, организационная и т.д.), цели сфер управления - в цели отдельных структурных подразделений (комитет здравоохранения, комитет по управлению имуществом города, комитет по охране окружающей среды и т.д.).

Соотносительная важность целей заключается в том, что цели одного и того же уровня имеют различное значение для достижения цели более высокого уровня. Это позволяет ранжировать цели по степени важности, количественно определять их соотносительную важность через коэффициент значимости.

Свойства иерархичности целей нашли свое отражение в важнейшем методе структуризации целей – дереве целей.

Метод «дерево целей» - метод логической структуризации целей, направленный на установление полного набора целей ликвидации проблемной ситуации, состоящего из генеральной цели и подцелей, ее реализующих. При этом подцели должны отображать конечные желаемые состояния всех сфер функционирования объекта исследования.

Построение дерева целей начинается с формирования главной цели. Каждую цель более высокого уровня можно представить как самостоятельную систему, включающую в себя цели более низкого уровня (подцели) как ее элементы. При этом необходимо установить полный состав подцелей. Цель первого уровня может быть расчленена на цели второго и последующих уровней (рис. 2.2.1.).

Рис. 2.2.1. - дерево целей

Каждая из подцелей может быть разложена на составляющие цели таким образом, чтобы прямое произведение (конъюнкция (логика «и»)) этих подцелей определяло вышестоящую цель. Таким образом, возможно построение логически упорядоченной системы целей, при которой цели нижележащего уровня можно также считать средствами для достижения целей вышележащего уровня.

Инструментом, с помощью которого осуществляются систематизация и упорядочение целей системы с отображением их внутренней взаимосвязи и логических соотношений, является структурная модель, в которой исходное понятие разлагается в многоуровневую иерархию составляющих его элементов.

Иерархическая структура целей дает возможность отразить с помощью дедуктивно-логической модели весь круг задач, которые требуется решить для достижения генеральной цели, постепенно их детализируя и переходя к системам, подсистемам и элементам. В таблице 2.2.1. показана взаимосвязь уровней планирования и целей.

 Таблица 2.2.1. – Взаимосвязь уровней планирования и дерева целей 44

Уровень планирования

Уровень целей

Характеристика целей

1.Цели и задачи

0 – цель решения проблемы

1 – главные сферы реализации цели

2 – задачи

Коммерческие, социальные, политические цели

Основные направления реализации цели

Основные задачи

2.Средства

Пути и способы решения

3.Элементы средств достижения целей

5 – виды деятельности, обеспечивающие выполнение заданий

6 – элементарные действия

Комплексы и единичные действия

Использование деревьев целей можно найти в методах ПАТТЕРН, прогнозного графа Глушкова, они являются основой программно-целевого подхода. Грамотно выделить цели различных уровней позволяет SWOT-анализ и матрица SWOT-анализа.

Построение «дерева целей» включает 2 этапа:

      Схематичное отображение процесса разложения генеральной цели на подцели (собственно построение «дерева целей»);

      Последующая количественная оценка относительной важности подцелей (важность подцелей по отношению друг к другу оценивается на втором и последующих уровнях с помощью метода ранжирования).

 При ранжировании каждой цели приписывается порядковый номер, показывающий ее относительную важность для достижения цели более высокого уровня. При взвешивании устанавливается коэффициент значимости каждой цели в долях единицы или в процентах по отношению к цели более высокого уровня и по отношению к главной цели. Сумма коэффициентов значимости целей каждого уровня должна быть равной 1, или 100%.

Признаком завершения построения дерева целей является формулировка таких целей, которые не подлежат дальнейшей декомпозиции и дают конечные результаты, определенные главной целью.

Логическим продолжением построения дерева целей является дерево решений, еще один метод логической структуризации на этапе целеполагания и определения альтернатив. По мере перехода задач «дерева целей» к конкретным способам, операциям и мероприятиям, дерево целей «преобразуется» в «дерево решений».

После определения наиболее важной подцели посредством присвоения коэффициентов относительной важности становится очевидным, какая из подсистем становится объектом дальнейшего изучения и основой построения «дерева решений».

В самом общем виде под деревом решений понимаютсхематичное представление процесса принятия управленческих решений по определенной проблеме, изображаемое графически в виде древовидной структуры.

Метод «дерево решений» – это метод структуризации, направленный на получение развернутого перечня работ, которые должны быть выполнены или перечня решений, которые должны быть приняты, чтобы поставленные цели были достигнуты. Это диаграмма, описывающая процесс принятия решения и последствия выбора каждой из возможных альтернатив. На ней одновременно могут приводиться вероятности рисков и затраты или доходы от выбора каждой логической последовательности событий и будущих решений. Если «дерево целей» отвечает на вопрос «что?», то «дерево решений» на вопросы «как?» и «каким образом?».

Ведущим логическим принципом при построении дерева решений является логика «или» (дизъюнкция) или принцип альтернативности и взаимоисключения в выборе элементов, что означает, что к реализации принимается только один наиболее эффективный, предпочтительный из числа элементов, детализирующий элемент более высоко уровня.

Альтернативность бывает полной или частичной.

Частичная альтернативность - логика и/или , которая характеризуется представлением на одном уровне элементов, которые удовлетворяют требованиям частичной альтернативности и состязательности.

Дерево решений дает обзор всего множества альтернатив решений и обеспечивает проверку его полноты. Существует столько альтернатив решения, сколько ветвей на дереве. Альтернативы решения становятся все более конкретными, по мере того, как ветвление продвигается вниз. Принцип ветвления вариантов решения представлен на рис. 2.2.2.

Рисунок 2.2.2. – Дерево решений

В представленной структуре дерева решений уровни обозначаются следующим образом:

    Уровень Р – цель решения;

    Уровень А – альтернативы решения;

    Уровень С – способы решения

    Уровень М – конкретные работы и мероприятия.

Таким образом, отдельную группу методов, направленных на формирование вариантов и альтернатив решения составляют методы «дерева целей» и «дерева решений». Важность метода «дерева целей» как способа целеполагания при принятии решения заключается в том, что данная технология является основой для последующего формирования альтернативных вариантов решения.

Задание 1. В чем заключается отличие методов «дерево целей» и «дерево решений». Выделите параметры отличия и заполните таблицу.

В практической и общей психологии вопросы целеполагания рассматриваются очень по-разному, в зависимости от школы или от пристрастий того или иного автора. Люди все разные и если что-то подходит одному человеку, то не обязательно это подойдёт другому. Обычно системы целеполагания состоят из достаточно банальных вопросов, про то, что хочу или что не хочу, некоторые вообще уходят от целеполагания в сторону и создают нечто похожее на целеполагания и определение смысла жизни, наиболее правильно, с моей точки зрения, рассмотреть несколько способов постановки целей и работы с ними, для того, что бы выбрать для себя один или просто соединить их так, как вам захочется.

При целеполагании, независимо от способа, важно следовать нескольким простым правилам.

— позитивно называйте свою

— разделяйте желания и цели. Цель - нечто внешнее по отношению к человеку, то состояние, которого он сознательно стремится добиться. Цель подчиняет и формирует желания.

— сосредоточьтесь на большой цели, не распыляйтесь на маленькие. В идеале в каждый период жизни у человека должна быть одна цель.

— попробуйте перейти от цели «для себя» к целям «для других». Большие дела делаются для других людей.

— задумайтесь, какие плюсы принесет достижение цели. Если вы решите, что плюсов больше, чем минусов, то перестаньте обращать внимание на негатив. Это необходимая плата за успех.

— время, ушедшее на целеполагания, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний в разных направлениях.

Мы по шагам рассмотрим и разберём три метода постановки целей их разных сфер психологии и вы сможете попробовать их отдельно один от одного или создать свой.

Метод 1.

Метод этот предлагают современная психология, развившаяся на стыке нескольких течений. Для этого метода вам понадобиться ручка и бумага.

1. Напишите список того, о чем мечтаете, кем и каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосредоточьтесь. И не ограничивайте фантазию, сокращайте слова. Если хотите - нарисуйте это.

2. Взгляните на этот список и определите, о каком будущем идет речь: о ближайшем или отдаленном. В первом случае - додумайте перспективу, во втором - распишите ближайшее будущее.

3. В списке из всего, что написали, выберите четыре самые важные цели на этот год, ответьте на вопрос, почему они самые важные.

4. Список из четырех основных целей протестируйте на соответствие правилам планирования целей. Исправьте, если что-то не так.

5. Теперь определите необходимые ресурсы для достижения этих целей: те, которые есть, и те, которые нужно привлечь (ресурсы - все что угодно из того, что необходимо).

6. А теперь вспомните несколько случаев, в которых вы чувствовали, что достигли успеха, и какие ресурсы вы использовали тогда максимально эффективно.

7. Напишите не меньше одной страницы, отвечая на вопрос:

«Каким человеком я должен быть, чтобы достичь этих целей?»

8. Теперь напишите о том, что мешает вам сейчас достичь этих целей.

9. Сделайте черновик подробного плана достижения этих целей. Начните с конца (результата) и закончите началом (первым шагом).

10. Запишите имена нескольких людей, которые уже достигали того, чего хотите достичь вы. Что им помогло? Представьте, что каждый из них дает какой-либо совет - запишите эти советы.

11. Опишите или нарисуйте один свой идеальный день.

12. Опишите свое идеальное окружение (место, обстановка, люди и др.).

13. Просматривайте периодически эти записи, вносите изменения, если вы почувствуете в этом необходимость.

Метод 2.

Этот метод нам преподнесла психология управления, которая выделяет у человека 5 основных сфер жизни.

— личная

— профессиональная

— социальная (окружение, друзья, социальный статус)

— духовная (внутреннее состояние, вера, культура)

— сфера здоровья

1. Поэтому при целеполагании в каждой из сфер надо ставить себе цель. При этом цель – это не то, что я делаю (например для того, чтобы улучшить что-тоили углубить), а ЧТО (или чего именно) я хочу. И у этого «ЧТО (или чего)» должен быть яркий образ – чем ярче, тем лучше.

2. После этого рисуем стрелку как на рис. ниже и прорабатываем шаги: «что я могу сделать для того, что хочу?» и вписываем в этот рисунок эти шаги. Чем больше таких шагов у вас получиться, тем лучше — потому что яркое светлое будущее на ваших же глазах превращается в конкретное, детальное, уже более реальное и ощутимое.

Всё дело в том,что приходит новый день и понимаешь, что у тебя теперь появилась еще одна какая-то возможность – и нужно ее вписать.

4. А теперь самое интересное – нам надо сделать все пять рисунков по каждой сфере, сравнить их и удивиться. Другой реакции у людей я ещё не видел при этом.

Один психолог знакомый говорил, что у кого получится все соединить в одно – тот Будда. может в этом помочь.

Только надо учитывать тот факт, что это работа не на один день, а на многие дни. После которой идёт еще и периодическая корректировка.

Метод 3.

Модель целепологания в НЛП строится на идее мотивирующего результата (хорошо сформулированной цели). В отличие от многих психологических направлений, анализирующих причины неудач, НЛП спрашивает: «Что ты хочешь?»


Условия хорошо сформулированной цели

1. Цель сформулирована позитивно.

2. Цель находится под вашим контролем.

3. Цель проверяема в сенсорном опыте.

4. Цель экологична, она сохраняет первоначальные позитивные побочные результаты.

5. Цель находится в нужном контексте.

6. Цель зависит от доступа к ресурсам.

7. Возможные препятствия.

8. Вы знаете первые шаги для достижения цели.

А теперь давайте разберём этот метод конкретно по шагам. Иногда полезно рабоать в этой методике с партнёром. На своих тренингах я всегда предлагаю людям сделать это в форме упражнения с партнёром, который будет строго следить за структурой. Итак, начнём.

1. Цель сформулирована утвердительно, позитивно.

Чего вы хотите, а не то, что вы не хотите.

Если вы хотите что-то «не» делать, то задайте себе вопрос: «Что будет, когда я перестану это делать? Что я хочу взамен этого?»;

И без отрицательной частицы «не»

Например, один участник говорит: хочу, чтобы было не тяжело. Тогда другой участник добивается ответа в позитивной утвердительной форме, спрашивая его: «А чтобы как тогда было? Что будет, когда будет уже не тяжело? Как это будет называться?».

Помните, если корабль не знает куда плыть, ни один ветер не будет попутным.

Следите за словами, означающими отрицание (не, прекратить, чтобы не и т.д.) Отрицание существует в языке, но не в опыте.

«Попробуйте не думать о желтой обезьяне». Что происходит? Когда мы исследуем, что может пойти “не так “ – очень полезно быть «несоглашателем». Но если мы ставим перед собой цель – должно быть только позитивное утверждение. Для нашего подсознания нет частицы “не”. Достичь цели мы можем, только если двигаемся к визуальному образу. Вопросы: “Что вы хотите?” вместо “Чего вы не хотите?”.

2. Цель относится к себе, находиться под собственным контролем.

Что вы будете делать? Что Вы лично можете сделать? Что Вы получите для себя внутри себя? Концентрируйтесь на том, что вы можете сделать, так, чтобы вы были ответственны за начало и поддержание этого. Даже если в формулировке цели присутствуют другие люди, вы можете выбрать, как вести себя.

Цель должна быть в сфере контроля. Результат должен быть в принципе достижим. Если проблема или цель вне нас – мы не получим результат. Где находится область, в которой вы можете достичь результата? Перефразировать проблему так, чтобы было возможно достижение результата. Процедура проверки: “Как бы вы могли достичь этой цели?”, “Как бы вы узнали, что вы ее достигаете?”, “Что вы сами собираетесь сделать, чтобы ее достичь?”. Проверка уместности и значимости: “Соотносится ли это с тем, чего вы хотите?”.

3. Сенсорный опыт.

Как ты узнаешь что достиг(ла) цели?

Что вы будете видеть, слышать, чувствовать в результате достижения своей цели? Определите сенсорно обоснованные описания или поведенческую демонстрацию.

4. Экология – цель сохраняет первоначальные позитивные побочные результаты.

Как желаемый результат повлияет на вас? Чего Вы лишитесь? Что Вы получите дополнительно? Каковы будут последствия при достижении цели не только для меня, но и для домашних, коллег; не возникнет ли проблем дома, в семье, на работе? Проверьте внимательно, что ни одна из выгод настоящего состояния не исчезает и учтена.

5. Цель находится в нужном контексте.

Где, когда, с кем и к какому сроку вы хотите этого? Обязательно определите ситуации, для которых желаемое поведение является подходящим, и для которых нет. Идентифицируйте подходящие контекстуальные ключи (маркеры ситуаций).

6. Цель зависит от доступа к ресурсам.

Есть ли все ресурсы для достижения цели? Какие ресурсы Вам нужны для достижения цели? Какие навыки, способности; деньги, время и т.д.?Можете ли Вы иметь к ним доступ? Где и как вы можете найти эти ресурсы? Если нет, то «В» помогает их найти и спрашивает:

«Что могло бы быть решением?»

«Если бы ты знал, то что бы это могло быть?»

«Если бы был человек, который имел доступ к ресурсам, который бы знал, который бы представлял, то какой бы он был и как бы он это делал?»

7. Исследование возможных препятствий на пути к достижению цели .

Что мешает достичь цели? Задать себе вопрос: «Почему я до сих пор не достиг цели?. Что может быть решением? Кто и что может помочь? Если бы вы знали решение, то какое оно было бы? Если бы вы знали, что может помочь, то что бы это могло бы быть».

8. Вы знаете первые шаги для достижения цели (подстройка к будущему).

Что будет первыми шагами для достижения цели?С чего вы начнете? Какие первые действия по достижению цели? 2-3 пункта. Проверьте все последствия достижения цели. Необходимо, чтобы они не нарушали общего плана (краткосрочных и долгосрочных целей) индивидуума или группы.

Если бы вы знали, то что могло бы явиться первыми шагами?

Попробуйте представит, что вы уже достигли цели, то есть когда вы уже достигнете цели и посмотрите назад (для тех, у кого «прошлое находится сзади»), на момент начала, то какие шаги окажутся (могут оказаться) первыми?

Используя эти техники как основные для достижения целей, вы можете прекрасно стоить своё будущее, а если их совместить с дополнительными техниками для работы с целями, тогда вы можете открыть для себя нечто большее, чем просто постановка и достижение целей.

Дополнительные техники для работы с целями.

Не всегда поверхностная «мишура» даёт нам возможность что-то изменить или заглянуть в глубины себя, что-бы стремиться к действительно своим целям и мечтам, именно поэтому на протяжении тысячелетий люди придумывали и создавали методы для открытия более глубоких своих целей и устремлений. Следующие три дополнительных метода так-же взаимодополняющие и пересекающиеся.


Метод исключений.

Человек – особенное существо, чрезвычайно различное в своих проявлениям. Существо такое, которое очень часто ленится, особенно когда бежит не в ту сторону. А больше половины людей не знают зачем живут, точнее не знают к чему стремятся, они плывут туда куда несет их жизнь. Этот прекрасный способ помогает ещё лучше понять себя и свои цели.

Для этой техники нам снова понадобиться листок и ручка. Выполняется техника в течении нескольких дней по 15-30 минут каждый день.

На листке бумаги напишите всё, чего вы бы хотели достичь за свою жизнь. Минимум 50 вещей или понятий и максимум хоть 1000.Перечитать и заняться своими делами.

Ровно через сутки вернуться к листку и вычеркнуть половину. Менее занчимую.

Росно через сутки вернуться к листку и вечеркнуть ещё половину, которая покажеться менее значимой.

Это последний день, в который вы оставляете 5-10 понятий или вещей в списке.

Это и будут самые важные и ценные цели в вашей жизни.

Метод двух вопросов Рейнуотер

1. Приготовьте карандаш, блокнот или диктофон.

2. Начните с короткой релаксации.

3. Задайте себе вопрос: «Что происходит со мной в настоящий момент (о чем я думаю, чем занимаюсь, что чувствую, как дышу)?»

4. Не принуждайте себя, не будьте настойчивы.

5. Фиксируйте приходящие мысли, если это не мешает.

6. Задайте себе следующий вопрос: «Чего я хочу в настоящий момент?»

7. Повторите это несколько раз подряд, расслабляясь всё больше.

Метод «Санкальпа»

Санкальпа - техника йоги, практикуемая в состоянии релаксации или непосредственно перед сном.

1. Четко, кратко и, главное, позитивно сформулируйте вопрос, на который хотели бы получить ответ.

2. Повторите эту фразу-формулировку многократно и возвращайтесь к ней при каждой возможности во время релаксации.

3. Не закладывайте в формулировку вопроса конкретных сроков.

4. Не следует делать жесткого интеллектуального анализа открывшихся, пришедших решений.

Многие люди планируют поход на футбол лучше чем свою карьеру. Это связанно с тем, что кому-то легче уйти, кому-то намного интересней находиться в прекрасных внутренних состояниях на футболе чем на рабочем месте. Именно техники целеполагания и позволяют создать в жизни прекрасную мотивацию и отличные внутренние состояния от движения в правильном направлении, на работе или дома, на отдыхе или семье. Ведь эти техники универсальны, и нет необходимости использовать их только для рабочих или карьерных целей. Попробуйте привнести это в отношения с другими людьми, отдых, спорт, общение и прочие сферы жизни и результат вас обрадует.

Статья для журнала “Психология Сегодня”,