Что такое Чувства? Какие бывают человеческие чувства: классификация и как в них разобраться

Мы постоянно что-то чувствуем. Каждую секунду своего существования. Радость, страх, горечь, жажду, восхищение... Такие разные, но все это - наши чувства.

С чего начинаются чувства

Живя в мире, общаясь с ним и его обитателями, человек не может не выражать своего отношения к тому, что происходит вокруг. В этом и заключается основа взаимодействия индивидуума с окружающим его миром - явлениями, предметами, людьми - в умении чувствовать и раскрывать свои чувства, основанные на эмоциях.

Эмоции

Когда человек очень бурно, ярко, громко выражает свое отношение к чему-то, мнение о ком-то, мы говорим, что он эмоционален. Действительно, разбираться в вопросе чувств нельзя, не поговорив об их основе - эмоциях.

Чем лучше они развиты в человеке, тем глубже будут его отношения с другими людьми, тем ярче станет мир его внутренних переживаний. Их можно и развить и даже натренировать, потому что эмоция - это состояние (психофизиологическое), которое является индикатором, оценкой, ответом на действия извне. То есть это своего рода рефлекс.

При необходимости можно эмоции настроить. Например, в ответ на толчок в утренней давке в автобусе вы можете испытывать гнев, легкое раздражение или полное безразличие - разница впечатляет.

Эмоциональные явления

Существуют несколько уровней эмоциональных переживаний (явлений) человека:

Типы чувств

Их разделяют на два типа: стенический (позитивный) и астенический (негативный). Первый тип чувств подготавливает организм человека к большим затратам энергии, он связан с возбуждением, активностью, бодростью.

Второй - является следствием отказа от действий в состоянии стресса или эмоционально напряженного окружения. Наблюдается спад активности, подавленность, апатия.

Виды чувств

Чувства человека - это показатель его потребностей, как социальных, так и духовных. Несмотря на сложность их определения, чувства даже разделили на виды.

  1. Моральные, или высшие чувства. Это одна из основных характеристик личности. Они выражают отношение индивидуума к окружающему миру, людям, событиям. По уровню развития у населения можно судить не только об одном человеке (чувство товарищества, эмпатии, сочувствия), но и о социально-нравственном положении в государстве (чувство долга, патриотизма).
  2. Интеллектуальные чувства. Это следствие действий человека, направленных на получение, усвоение новых знаний. Базой для их развития является потребность человека к познанию, его отношение к собственному мыслительному процессу. Это чувства удивления, заинтересованности.
  3. Эстетические чувства. Они базируются на положении разнице между прекрасным и уродливым. Большое значение в развитии этих эмоциональных комплексов оказывает состояние общества, его нормы и предпочтения. Чувство прекрасного - это тоже выражение эстетического отношения к миру, как и трагического, возвышенного или иронии.

Степень или уровень развития сферы чувств у отдельно взятой личности - это так называемый эмоциональный интеллект человека. Он включает в себя способности узнавать и определять эмоции у окружающих, потребность делится своими чувствами и принимать их от других людей, сопереживать.

Каким бы высоким или низким не был уровень эмоционального интеллекта у человека, начинается все восприятие с органов чувств.

Органы чувств

С чего начинается чувство? Это мы уже уяснили - с эмоционального тона, который формируется у человека на основе данных об окружающей среде и его положении в ней. А собирает человек эту информацию посредством различных органов своего тела (органов чувств).

Их у человека пять:

  • чтобы увидеть объект, нужны глаза;
  • чтобы услышать его звук - уши;
  • чтобы почувствовать его запах - нос;
  • чтобы испытать его вкус - язык;
  • кожа, чтобы понять каков он на ощупь.

Таким образом, получается, что органы чувств - это органы человеческого тела, которые посредством рецепторов собирают данные из окружающего мира и отправляют их к мозгу человека, позволяя тем самым составить мнение о нем.

К дистанционным органам чувств относятся глаза, уши, нос - они способны воспринимать сигналы на расстоянии.

Иногда эти органы способны компенсировать друг друга. Так, например, известно, что у слабовидящих людей часто очень хорошо развиты слух и осязание.

Центральная нервная система анализирует информацию, поступающую посредством рецепторов, и идентифицирует ее. Так человек получает ощущения, которые в дальнейшем складываются в

Типы восприятия

Оказывается, что у развиты неравномерно.

Например, глаза могут посылать информацию к нервной системе интенсивнее, быстрее, чем уши и нос. То есть зрительные ощущения будут основными в восприятии окружающего мира. Такие люди называются визуалами. Их около 35% от всего населения планеты. Визуалы видят мир в картинках, прекрасно запоминают внешние детали. Если вы будете в общении с таким человеком использовать зрительные образы, наглядно представлять информацию, он скорее и глубже поймет вас. Фразы типа: "Посмотри, как вкусно!" - это норма для визуала. Чувство - это образ в его глазах.

25% жителей Земли сильнее и быстрее воспринимают слуховые ощущения - это аудиалы. Для них очень важен звук. Не так важно, что вы скажете, а вот тембр голоса, темп речи вызовут гораздо более сильное чувство. Это основной принцип восприятия информации. Общаясь с аудиалом, следите за эмоциональностью своей речи.

Все остальные - это кинестетики. Их мир - это в большей мере тактильные ощущения. Поэтому им важно быть рядом с собеседником, прикасаться к нему или к себе, или к чему-то еще. В наш век дистанционных технологий кинестетикам сложнее всего приспособиться. Хотите, чтобы он вас услышал? Дайте себя потрогать, хотя бы подержать за рукав.

Сила чувств

Человек способен испытывать чувства разной силы (по эмоциональному накалу) по отношению к одному объекту.

Например, прием пищи. Насколько сильное чувство удовольствия испытает человек, обедая дома? А в гостях? В ресторане? После долгой диеты? На природе? Амплитуда чувственных переживаний будет довольно большой во всех предложенных вариантах. Так происходит потому, что сила чувств - это то количество энергии, которое получает человек от эмоций или затрачивает на них. То есть чем больше эмоций мы получаем или выражаем в комплексе (по отношению к одному объекту, действию), тем сильнее будет испытываемое чувство. Таким образом выражения типа "сильно люблю" и "несильно люблю" имеют полное право на существование.

Каждый человек способен развить в себе высокий испытывать сильные и яркие чувства на протяжении всей жизни и в любой ситуации.

ЧУВСТВО

ЧУВСТВО

ЧУ́ВСТВО

чу́вства, ср.

1. Способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. Чувство зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Органы чувств. «Материя есть то, что́, действуя на наши органы чувств, производит ощущение…» Ленин .

2. преимущ. мн., ед . в том же знач. , что мн. Состояние, в к-ром человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. Лишиться чувств (от какого-н. потрясения). Привести кого-н. в чувство. Прийти в чувство. Упасть без чувств. «Он покачнулся и без чувств повалился на ступени.» Чехов . «Она закрыла лицо обеими руками и упала без чувства.» Пушкин . «Я вскрикнула и упала без чувств в его объятия.» Пушкин .

3. чего . Самый процесс ощущения, восприятия чего-н. (книжн.). Чувство жизни ни когда не покидает его (т. е. он всегда чувствует жизнь). «Чувство жизни вечно ново.» К.Аксаков . Он обладал редкой способностью чувства новизны (умел чувствовать новое).

4. чего и какое . Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает. Чувство голода. Чувство сытости. Чувство холода. Чувство боли .

|| Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни. Чувство любви. Чувство жалости. Чувство гордости. Чувство собственного достоинства. Чувство злобы. Чувство зависти. «Чувство скуки ему незнакомо.» Чехов . «В душе твоей кроткой и нежной злое чувство проснулося вдруг.» Некрасов . «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал.» Пушкин .

5. Любовь, испытываемая кем-н. к кому-н. (разг.). «Выдумал это, чтоб испытать ее, узнать, есть ли в ней чувство к нему.» Гончаров .

6. преимущ. мн . Способность деятельно переживать что-н., откликаться на жизненные впечатления, сочувствовать чему-н. «Нет, рано чувства в нем остыли.» Пушкин .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ЧУВСТВО" в других словарях:

    чувство - Чувство … Словарь синонимов русского языка

    Чувствование, ощущение, впечатление, вкус, смак. Пять чувств: вкус, зрение, обоняние, осязание, слух... излить чувства, потерять чувство меры, потерять чувство стыда, присесть без чувств на месте... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу… … Словарь синонимов

    В психологии непосредственное переживание сущности сменяющихся состояний Я (радость, печаль, взволнованность, отвращение) в нас самих и в других. Чувства являются особым видом гешталъткачеств и относятся к группе свойств сущности (сущностных… … Философская энциклопедия

    Чувство - Чувство ♦ Sentiment То, что мы чувствуем, то есть осознание того, что происходит в нашем теле, изменяющее, как учит Спиноза, нашу способность существовать и действовать, в частности то, что заставляет нас радоваться или печалиться. Если эти… … Философский словарь Спонвиля

    чувство - беспокойное (Авсеенко); блаженное (Даль); бодрое (Ропшин); вдохновенное (Пушкин); возвышенное (Козлов, Пушкин); восторженное (Л.Толстой); всепожирающее (Орлов); горькое (Немир. Данченко); горячее (Лермонтов, Надсон); жуткое (Андреев);… … Словарь эпитетов

    чувство - ЧУВСТВО, душа, настроение, ощущение, переживание, эмоция, устар. чувствование ЧУВСТВОВАТЬ/ПОЧУВСТВОВАТЬ, ведать/ изведать, испытывать/испытать, осязать, ощущать/ощутить, сов. прочувствовать, сов. услышать, высок.… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    чувство - одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. В отличие от ситуативных… … Большая психологическая энциклопедия

    ЧУВСТВО, а, ср. 1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение. Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Ч. боли. Шестое ч. (чутьё, интуиция). 2. (мн. в одном знач … Толковый словарь Ожегова

    чувство - чувство, мн. чувства (неправильно чувства), род. чувств, дат. чувствам. Произносится [чуство] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Сущ., с., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? чувства, чему? чувству, (вижу) что? чувство, чем? чувством, о чём? о чувстве; мн. что? чувства, (нет) чего? чувств, чему? чувствам, (вижу) что? чувства, чем? чувствами, о чём? о чувствах 1.… … Толковый словарь Дмитриева

Книги

  • Чувство и чувствительность. Гордость и предубеждение. Нортенгерское аббатство , Джейн Остeн. В данное издание вошли известные романы английской писательницы Д. Остен "Чувство и чувствительность", "Гордость и предубеждение", "Нортенгерское…

особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность.

ЧУВСТВО

Feeling; Geffihl) - психологическая функция, которая информирует субъекта о ценности для него тех или иных вещей; об их значимости.

"Чувство есть прежде всего процесс, происходящий между эго и каким-нибудь данным содержанием, притом процесс, придающий содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его ("удовольствие" или "неудовольствие") - но далее, это есть также процесс, который помимо определенного содержания сознания или ощущений данного момента может возникнуть, так сказать, изолированно, в качестве настроения. Этот последний процесс может стоять в причинной связи с более ранними содержаниями сознания, хотя необходимости в этом нет, ибо он столь же легко возникает и из бессознательных содержаний, что вполне доказывается психопатологией. Однако и настроение - будь оно общим или же лишь частичным чувством, - свидетельствует об оценке, но об оценке не определенного, единичного содержания сознания, а всего наличного в настоящий момент состояния сознания, и притом опять-таки в смысле принятия или отвержения его. Поэтому чувство есть прежде всего вполне субъективный процесс, который может быть во всех отношениях независим от внешнего раздражения, хотя он пристегивается к каждому ощущению. Даже "безразличное" ощущение имеет "чувственную окраску", а именно окраску безразличия, что опять-таки выражает известную оценку. Поэтому чувство есть также разновидность суждения, отличающаяся, однако, от интеллектуального суждения постольку, поскольку оно состаивается не для установления логической связи, а для установления прежде всего субъективного принятия или отвержения. Оценка при помощи чувства распространяется на всякое содержание сознания, какого бы рода оно ни было. Если интенсивность чувства повышается, то возникает аффект, который есть состояние чувства с заметными телесными иннервациями. Чувство отличается от аффекта тем, что оно не вызывает заметных телесных иннервации, т. е. вызывает их не больше и не меньше, чем обычный мыслительный процесс" (ПТ, пар. 835).

Человек, чья повседневная установка ориентируется чувствующей функцией, принадлежит к чувствующему типу.

ЧУВСТВО

sentiment) "Организованная система эмоциональных диспозиций, собранных вокруг идеи о неком объекте" - McDougall (1908). Он полагал, что существует три чувства: любовь, ненависть и эгоизм. Относительно некоторых выводов, следующих из положения психоанализа о том, что любовь и ненависть есть инстинкты, а не "организованные системы эмоциональных диспозиций", см. ЛЮБОВЬ; НЕНАВИСТЬ; АФФЕКТ и ЭМОЦИЯ.

ЧУВСТВО

одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, - эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждая к деятельности по их удовлетворению; они представляют собой конкретно-субъективную форму существования потребностей. Формирование чувств - необходимое условие развития человека как личности. Само по себе знание мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы ими руководиться; только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. Чувства общественно обусловлены и историчны, как и сама личность. В онтогенезе чувства появляются позже, чем эмоции ситуативные; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов. Предметами чувств становятся прежде всего явления и условия, от коих зависит развитие событий, значимых для личности и потому воспринимаемых эмоционально. Возникая как результат обобщения опыта эмоционального, сформированные чувства становятся ведущими образованиями сферы эмоциональной и начинают сами определять динамику и содержание эмоций ситуативных: так, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него; горе при разлуке, радость при встрече; гнев, если любимый человек не оправдал надежд, и пр. Такие эмоции ситуативные уточняют содержание чувств в сложившихся условиях и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой чувствами деятельности. Иногда чувства и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (-> чувство: амбивалентность). В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, где одни чувства занимают ведущее положение, другие - остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувства определяет одну из важнейших характеристик направленности личности. Самая распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, где они проявляются:

1) особую группу составляют чувства высшие, в коих заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности; а) среди них важное место занимают чувства практические, связанные с деятельностью - трудом, учением, спортом; b) сюда относятся также чувства эстетические, предполагающие осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений действительности;

2) к области чувств нравственных относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к другим людям, к самому себе, и пр.;

3) деятельность познавательная порождает чувства познавательные, или интеллектуальные; их предмет - как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; их вершина - обобщенное чувства любви к истине;

4) чувства интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с чувства нравственными и обогащаются в связи с ними. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются так:

1) конкретные - например, чувства к ребенку, произведению искусства;

2) обобщенные - чувства к детям вообще, к музыке;

3) абстрактные - чувства справедливости, трагического. Отсутствие исчерпывающей классификации чувства объясняется их большим разнообразием и исторической изменчивостью.

ЧУВСТВА

англ. sentiments) - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т. е. имеющие строго причинно-обусловленную природу, Ч. так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.

В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, Ч. выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Ч. носят отчетливо выраженный предметный характер, но предмет м. б. и весьма обобщенным, и умозрительным.

Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Напр., Ч. любви порождает спектр "эмоций: радости, гнева, печали, сочувствия, ревности и т. д. В одном и том же Ч. нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицат.) эмоции. Этим объясняется такое свойство Ч., как двойственность (амбивалентность).

Исторически Ч. формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе Ч. проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.

В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, др. же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих Ч. человека выражаются его мировоззренческие установки, направленность, т. е. важнейшие характеристики его личности. Ч. исключительной силы стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью.

Наиболее распространенная классификация Ч. выделяет отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами Ч.: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские и др. Ч. По степени обобщенности предметного содержания Ч. подразделяются на конкретные (напр., к ребенку, произведению искусства), обобщенные (к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т. п.). Отсутствие исчерпывающей классификации Ч. объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью. (В. К. Вилюнас.)

Чувство

См. также подчиненная функция. Я причисляю чувство к четырем основным психологическим функциям. Я не могу примкнуть к тому психологическому направлению, которое рассматривает чувство как вторичное явление, зависящее от "представлений" или ощущений; напротив, я считаю вместе с Гефдингом, Вундтом, Леманом, Кюльпе, Балдвином и другими, что чувство есть самостоятельная функция sui generis (особого рода). [К истории понятия чувства и к теории чувства ср. /78; 94; 127/]

Чувство есть прежде всего процесс, происходящий между эго и каким-нибудь данным содержанием, притом процесс, придающий содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его ("удовольствие" или "неудовольствие"), но далее это также процесс, который помимо определенного содержания сознания или ощущений данного момента может возникнуть, так сказать, изолированно, в качестве настроения. Этот последний процесс может стоять в причинной связи с более ранними содержаниями сознания, хотя необходимости в этом нет, ибо он столь же легко возникает и из бессознательных содержаний, что вполне доказывается психопатологией. Однако и настроение - будь оно общим или же лишь частичным чувством - свидетельствует об оценке, но об оценке не определенного, единичного содержания сознания, а всего наличного в настоящий момент состояния сознания, притом опять-таки в смысле принятия или отвержения его.

Поэтому чувство есть прежде всего вполне субъективный процесс, который может быть во всех отношениях независим от внешнего раздражения, хотя он пристегивается к каждому ощущению. [К вопросу о различии чувства и ощущения см. /78- Bd.1. S.350 ff/] Даже "безразличное" ощущение имеет "чувственную окраску", а именно окраску безразличия, что опять-таки выражает известную оценку. Поэтому чувство есть также разновидность суждения, отличающаяся, однако, от интеллектуального суждения постольку, поскольку оно составляется не для установления логической связи, а для установления прежде всего субъективного принятия или отвержения. Оценка при помощи чувства распространяется на всякое содержание сознания, какого бы рода оно ни было. Если интенсивность чувства повышается, то возникает аффект (см.), который есть состояние чувства с заметными телесными иннервациями. Чувство отличается от аффекта тем, что оно не вызывает заметных телесных иннервации, то есть вызывает их не больше и не меньше, чем обычный мыслительный процесс.

Обычно "простое" чувство конкретно (см.), то есть смешано с элементами других функций, например очень часто с ощущениями. В таком, специальном случае чувство можно обозначить как аффективное или же (как в настоящей работе) чувство-ощущение, причем под этим понятием я разумею прежде всего нераздельное слияние чувства с элементами ощущения. Такое характерное смешение находится везде, где чувство оказывается недифференцированной функцией, яснее всего в психике невротика с дифференцированным мышлением. Хотя чувство само по себе есть функция самостоятельная, однако оно может оказаться в зависимости от другой функции, например от мышления, вследствие чего возникает такое чувство, которое сопровождает мышление и лишь постольку не вытесняется из сознания, поскольку оно укладывается в интеллектуальные сочетания.

От обыкновенного конкретного чувства следует отличать чувство абстрактное; как абстрактное понятие (см. мышление) отбрасывает отличительные черты охватываемых им вещей, так и абстрактное чувство поднимается над различиями отдельных, оцененных им содержаний и создает "настроение" или такое состояние чувства, которое охватывает все отдельные различные оценки и тем самым снимает их. Как мышление упорядочивает содержания сознания, подводя их под понятия, так чувство упорядочивает сознательные содержания по их ценности для своего носителя. Чем конкретнее чувство, тем субъективнее и персональнее установленная им ценность; напротив, чем чувство абстрактнее, тем более общей и объективной становится устанавливаемая им ценность. Как совершенно абстрактное понятие уже не покрывает единичности и особенности вещей, а лишь их всеобщность и неразличность, так и совершенно абстрактное чувство не покрывается уже единичным моментом и его чувствующей окраской, но лишь совокупностью всех моментов и их неразличностью. Согласно этому, чувство, подобно мышлению, есть функция рациональная, ибо, по свидетельству опыта, ценности, в общем, устанавливаются по законам разума точно так же, как понятия, в общем, образуются по законам разума.

Понятно, что вышеприведенные определения вовсе еще не характеризуют сущности чувства, а дают лишь внешнее описание его. Интеллектуальная способность понятий оказывается неспособной формулировать на языке понятий сущность чувства, потому что мышление принадлежит к категории несоизмеримой с чувством, как и вообще ни одна из основных психологических функций не может быть сполна выражена через другую. Этому обстоятельству надо приписать и то, что никакое интеллектуальное определение не сможет когда-нибудь передать сколько-нибудь удовлетворительно специфические особенности чувства. Классификация чувств ничего еще не дает для постижения их сущности, потому что даже самая точная классификация сможет передать лишь то интеллектуально постигаемое содержание, с которым или в связи с которым чувства появляются, но не сможет ухватить специфические особенности чувства. Сколько есть различных, интеллектуально постигаемых классов содержаний, столько можно установить и различных чувств, но сами чувства этим отнюдь еще не классифицируются исчерпывающим образом, потому что кроме всех возможных интеллектуально постигаемых классов содержаний существуют еще чувства, не укладывающиеся ни в какие интеллектуальные рубрики. Уже сама мысль о классификации интеллектуальна и поэтому несоизмерима с сущностью чувства. Поэтому мы должны удовлетвориться указанием на границы данного понятия.

Способ оценки при помощи чувства можно сопоставить с интеллектуальной апперцепцией как апперцепцию ценности. Можно различать активную и пассивную апперцепцию при помощи чувства. Пассивный акт чувства характеризуется тем, что какое-нибудь содержание возбуждает или привлекает чувство, оно вынуждает у субъекта чувствующее участие. Активный же акт чувства, напротив, распределяет ценности от лица субъекта, он оценивает содержания по интенции, притом почувствующей, а не интеллектуальной интенции. Поэтому активное чувство есть направленная функция, волевой акт, например любовь в противоположность к влюбленности, тогда как влюбленость была бы не направленным, пассивным чувством, как на то указывает и само словоупотребление, характеризующее первое как деятельность, а второе - как состояние. Ненаправленное чувство есть чувствующая интуиция. Это означает, что, строго говоря, только активное, направленное чувство можно обозначать как рациональное; напротив, пассивное чувство иррационально, поскольку оно создает ценности без содействия субъекта, а может быть, даже против его намерения. Когда общая установка индивида ориентируется чувствующей функцией, то мы говорим о чувствующем типе (см. тип).

    ЧУ́ВСТВО , -а, ср.

    1. Способность ощущать, воспринимать явления объективной действительности. Органы чувств. Важнейшие для охотничьей лайки чувства - обоняние, зрение и слух, объединены в общий термин «чутье». Календарь охоты.

    2. обычно мн. ч. (чу́вства , чувств ). Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее; сознание (обычно в составе устойчивых выражений: упасть без чувств , лишиться чувств , прийти в чувство , привести в чувство и т. п.). [Версилов] изо всей силы ударил его револьвером по голове. Ламберт зашатался и упал без чувств: кровь хлынула из его головы на ковер. Достоевский, Подросток. [Офицер:] Он хотел застрелиться, но только ранил себя. Его взяли, когда он был без сознания. Я велел привести его в чувство и прислать сюда. Симонов, Парень из нашего города.

    3. чего или какое. Психофизическое ощущение, испытываемое человеком. Чувство боли. Чувство озноба. Чувство страха. Чувство брезгливости. С невольным чувством содрогания набросила она поскорее на лицо усопшего одеяло и выбежала из комнаты. Салтыков-Щедрин, Запутанное дело. Мне приходилось есть вообще мало, и потому главным чувством моим в течение дня был голод. Чехов, Моя жизнь.

    4. Внутреннее психическое состояние человека, его душевное переживание. Скрывать свои чувства. Чувство симпатии. Чувство ревности. Чувство стыда. Чувство раскаяния. Чувство одиночества. Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Тургенев, Отцы и дети. Лизавета Васильевна глядела на мужа с чувством сожаления, очень похожим на презрение. Писемский, Тюфяк. Разные чувства боролись в душе старой Анисьи, когда она думала о неожиданной женитьбе своего старшего внука. Горечь и гордость, обида и радость. Яшин, Сирота. || Внутреннее волнение, душевный подъем, порыв. Петь. с чувством. Легкие судороги - признак сильного чувства - пробежали по его широким губам, некрасивое лицо его просветлело. Тургенев, Дворянское гнездо. Он подошел к Филиппу и с чувством пожал ему руку: - Я с тобой совершенно согласен! Федин, Похищение Европы.

    5. Способность переживать, отзываться душой на жизненные впечатления. Он стар. Он удручен годами, Войной, заботами, трудами: Но чувства в нем кипят, и вновь Мазепа ведает любовь. Пушкин, Полтава. - Как можно быть здоровой… когда нравственно страдаешь? Разве можно, имея чувство, оставаться спокойною в наше время? - сказала Анна Павловна. Л. Толстой, Война и мир. Мы душою постарели, Сердцем рано отцвели; Чувства в сердце охладели, Силы в нас изнемогли. И. Суриков, Где вы, песни светлой доли.

    6. чего. Способность воспринимать, осознавать что-л. на основе своих ощущений, впечатлений. Чувство времени. Чувство природы. Чувство юмора. Чем выше мы поднимаемся по ступеням цивилизации, тем более развивается в нас чувство изящного, чувство комфорта. Салтыков-Щедрин, Признаки времени. Луша потеряла чувство действительности и жила в каком-то сказочном мире, к которому обыденные понятия и мерки были совершенно неприложимы. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо. || Интуитивное понимание, знание чего-л. Чувство нового. Чувство такта и меры в оценке литературных явлений никогда не покидало его. Панаев, Литературные воспоминания. || также какое. Способность к художественному восприятию явлений окружающей действительности или к восприятию произведений искусства. Эстетическое чувство. Музыкальное чувство. Чувство прекрасного. Чувство цвета. Японцам присуще обостренное чувство гармонии. Овчинников, Ветка сакуры. || Осознание своего отношения к другим, своей связи с ними, общественного положения и т. п. Чувство долга. Чувство ответственности. Он весь был пропитан деликатностью, субтильностью и необыкновенным чувством собственного достоинства. Достоевский, Село Степанчиково. Настоящий сталевар должен обладать сильно развитым чувством товарищества. В. Попов, Сталь и шлак.

    7. (мн. ч. разг. может употребляться и в знач. ед. ч. ). Любовь, испытываемая кем-л. к кому-л. [Анна Андреевна:] Он вдруг упал на колени и таким самым благороднейшим образом: «Анна Андреевна! Не сделайте меня несчастнейшим! согласитесь отвечать моим чувствам». Гоголь, Ревизор. Пан Станислав воспылал чувством к Софье Васильевне. Ляшко, Никола из Лебедина.

Определения

Чувства - особая форма отражения действительности; они отражают отношение людей друг к другу, а также к объективному миру. Чувства человека, детерминируясь генетически, формируются обществом; они играют огромную роль в поведении, в практической и познавательной деятельности

Являясь сигналами успешности или неуспешности выполнения деятельности, соответствия или несоответствия предметов и явлений потребностям и интересам человека, чувства тем самым занимают существенное место в регуляции деятельности людей.

Виды чувств

Чувства могут быть активными (стеническими), имеющими положительный эмоциональный тон - удовольствие (радость и т. п.), и пассивными (астеническими), имеющими отрицательный эмоциональный тон - неудовольствие (печаль и т. п.). Стенические чувства повышают жизнедеятельность человека, астенические - понижают ее.

Среди чувств выделяются специфические виды их - настроения, аффекты (сильные, бурно протекающие эмоциональные переживания - ярость, ужас и т. п.), страсти. Настроение - длительное (в сравнении, например, с аффектом) эмоциональное состояние (радостное, угнетенное и т. п.), которое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем др. переживаниям, а также мыслям и действиям человека. Страсть - сильное, глубокое чувство, захватывающее человека надолго. Особую группу чувств составляют высшие чувства - нравственные (чувство коллективизма, долга, чести и т. п.), эстетические (чувство прекрасного), интеллектуальные (чувства, связанные с удовлетворением познавательных интересов, с решением мыслительной задачи и т. д.).

Этимология

Слово чувство заимствовано из старославянского , где оно имело написание чувьство и было образовано с помощью суффикса -ьств- (совр. -ств-) от чути ; в между гласными у и ь (чу-ьство) является вставочным. Слово чути встречается во многих славянских языках (напр., древнерусский, украинский, белорусский, польский, болгарский) в значении слушать, слыхать, чуять, понимать, чувствовать .

Слово чувьство употребляется уже в «Изборнике 1073 года ». В связи с тем, что Изборник 1073 года является копией раннего болгарского сборника («Симеонов сборник»), то слово использовалось еще в начале X века.

Можно сделать вывод, что русское слово чувство относится к процессу понимания чего-либо, восприимчивости к чему-то.

Органы чувств

Чувства животных

Источники

  • Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Чувства" в других словарях:

    - [эмоции, движения (волнения) души ], обозначение разнообразных психических феноменов. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, болезни и здоровья; радости и печали, любви и… … Современная энциклопедия

    чувства - высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от… … Большая психологическая энциклопедия

    Чувства - [эмоции, “движения (волнения) души”], обозначение разнообразных психических феноменов. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, болезни и здоровья; радости и печали, любви и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В психологии, особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчётливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнит. устойчивостью. В этом смысле Ч. связаны с представлением о некотором объекте конкретном или обобщённом (напр.,… … Философская энциклопедия

    Общие обнимают собой совокупность ощущений, зависящих отсостояния разнообразных внутренних частей тела и от которых зависитчувственное, определенное субъективное общее состояние тела. Сюдаотносятся ощущения голода, насыщения, жажды, аппетита,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ свойство животных и человека воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов. У животных, обладающих нервной системой, специализированные чувствительные клетки (рецепторы) имеют высокую избирательную… … Большой Энциклопедический словарь

    Эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира … Психологический словарь

    ЧУВСТВА, средства восприятия организмом информации о внешней среде и об его (организма) физиологическом состоянии. Пяти чувствам (ЗРЕНИЮ, СЛУХУ, ОСЯЗАНИЮ, ОБОНЯНИЮ и ВКУСУ) соответствуют специализированные РЕЦЕПТОРЫ, находящиеся на поверхности… … Научно-технический энциклопедический словарь

    - «ЧУВСТВА», СССР, ЛИТОВСКАЯ киностудия, 1968, ч/б, 91 мин. Притча, психологическая драма. По мотивам романа Э.Лива «Чертов кряж». Действие фильма происходит в Литве в конце войны. После смерти жены, Каспарас переправляется к брату Андрюсу, который … Энциклопедия кино