Что такое внутренний монолог в литературе. Что такое монолог в литературе: примеры. Ухудшение качества социальных контактов
Один из важных элементов композиции произведения - это внутренний монолог, который свидетельствует о существенной роли в нем психологического начала. И.И. Крук считает, что внутренний монолог - это разговор, или, скорее, размышление, с самим собой. Н.И. Савуш-кина дает ему другое толкование, согласно которому, это состояние персонажа, погруженного в собственный духовный мир, пытающегося разобраться в самом себе и размышляющего о глубоко личных переживаниях и чувствах. Иное определение использует в своей работе В.П. Аникин : внутренняя речь всякий раз передает то, о чем наедине с самим собой думают персонажи.
Рассмотрим классификацию внутренних монологов, предложенной И.И. Круком . Он выделяет следующие характерные ситуации, в которых внутренние монологи вызваны, можно сказать, жизненной или житейской необходимостью, возникают самым естественным образом и представляются вполне уместными и более чем оправданными:
1) произнесение их предваряет какой-то поступок, персонаж как бы «планирует» и мотивирует свои действия;
2) неожиданность увиденного (услышанного) вызывает соответствующую эмоциональную реакцию у персонажа и выливается в соответствующий монолог;
3) внутренний монолог компенсирует недостаток действия, сохраняя динамизм сюжета.
Также можно выявить целый ряд неучтенных И.И. Круком разновидностей обстоятельств. Дополняя И.И. Крука, некоторые ученые предлагают следующую новую классификацию внутренней речи, с точки зрения ее функционально-целевого назначения.
Она может:
1) предварять какое-либо намерение, действие, поступок;
2) выражать немедленную эмоциональную реакцию на только что совершившееся событие;
3) компенсировать недостаток действия;
4) отражать поток сознания персонажа;
6) представлять разговор героя с самим собой (аутодиалог) в вопросо-ответной форме;
7) принять форму риторических вопросов или утверждений в форме вопросов, которые герой ставит перед собой.
Можно выявить три разновидности внутренней речи:
1) зрительную - герой что-то видит, и на основе увиденного делает про себя выводы.
2) слуховая - персонаж сказки слышит какие-то звуки или чужую речь и дает им свою оценку, пусть даже в форме маленькой реплики, которая тоже может быть квалифицирована как разновидность внутреннего монолога. Взаимодействие, неизбежно возникающее в процессе речевого общения участников диалога, становится, соответствующим образом трансформируясь, процессом, событием, явлением, протекающим «внутри» индивида. Переживания его часто бывают неопределенными и получают определенность лишь в процессе речевых коммуникаций с другими.
3) моторная - субъект еще до или после совершения каких-либо действий оценивает их.
Объектом наблюдения является внутренний знак в виде слова или речи, которые могут стать и внешним знаком в том виде, в котором предложит автор. Результаты самонаблюдения героя в процессе идентификации происходящего непременно должны быть выражены писателем вовне посредством внутреннего монолога главного действующего лица, который чаще всего выдерживается рассказчиками в форме прямой или косвенной речи. Внутренний мир или состояние души и психики персонажей могут быть воспроизведены и самим авторомм. При косвенной речи переход к внутреннему монологу осуществляется незаметно. Осознание читателем того, что он находится в стихии чужого внутреннего мира, приходит ретроспективно, уже в процессе его познания.
Внутренняя речь представляет собой продукт планирования и контроля про себя речевых действий. В этом смысле она близка мышлению и может рассматриваться как одна из форм его реализации. Интересной в этом отношении представляется теория, разработанная известным английским философом и психологом Р. Харре , который разделяет психические процессы на 4 вида:
1) коллективные по способу их осуществления и публичные по форме их выражения;
2) коллективные по способу их осуществления и приватные (частные) по форме их выражения;
3) приватные по способу их осуществления и приватные по форме их выражения;
4) приватные, индивидуальные по способу осуществления, но публичные по форме их выражения.
Традиционно с внутренним миром или внутренней речью связывалось только то, что относится к третьему случаю.
Ввнутренний монолог выступает в качестве основного приема раскрытия характеров, проникновения в духовный мир персонажей, выявления важного, ценного в них. Во внутренних монологах, определяемых общими эстетическими принципами писателя, получают выражение острые социальные, нравственные, философские проблемы, волнующие общество.
Вместе с тем необходимо отметить, что только при сочетании различных модификаций внутреннего монолога с другими средствами художественного анализа можно достичь полноты, глубины отражения внутреннего мира героя.
В современном литературоведении происходит активное теоретическое осмысление проблем внутреннего монолога, классификация его разновидностей, определение роли и функций в произведениях. Труды В.В. Виноградова , С. Заводов-ской , М. Бахтина , А. Есина , О. Федотова и других внесли ясность в спорные моменты, связанные с этим выразительным художественным приемом, доказали, что внутрен-
ний монолог является общим приемом для всех направлений современной прозы, а не типологическим признаком лишь модернистской литературы. Но все еще в литературоведении отсутствует единое мнение на определение свойств и классификацию форм, в которых может выступать внутренний монолог.
Например, С. Заводовская дает следующую характеристику внутреннему монологу: «Внутренний монолог - особый стиль прозы, отличающийся от традиционной монологической речи по целому ряду признаков, из которых наиболее существенно отсутствие внешних признаков логически развивающейся последовательности повествования. Создается видимость непосредственной записи мыслительного процесса, причем сохраняются стилистические особенности речи «про себя», лишенной обработки, законченности или логической связи» . На наш взгляд, определение С. Заводовской научно обосновано, но все же не универсально. Утверждение о сохранении признаков внутренней речи во всех монологах несостоятельно. В произведениях встречаются монологи в коммуникативной форме, в форме передачи мыслей в стилистически упорядоченном, логически связанном виде, а не только в имманентной форме.
В.В. Виноградов писал: «…литературное воспроизведение внутренней речи вообще не может быть натуралистическим. В нем всегда - даже при соблюдении возможной психологической точности - будет значительная примесь условности» .
В данной работе классификация внутренних монологов, определение их функций осуществляется исходя из эмпирических наблюдений и не претендует на исчерпывающий, неоспоримый анализ всего многообразия форм и функций этого приема.
В отражении острых социальных конфликтов, в освещении подлинного душевного состояния героев, в выявлении их социальнонравственной сущности, в показе эволюции сознания важная роль принадлежит внутренним монологам. Писатели сосредоточивают внимание на внутренних конфликтах, скрытых от взора психологических коллизиях. Такое усиление внимания к внутренним конфликтам, духовным исканиям, борениям личности расширяет применение внутреннего монолога, усиливает его роль в системе композиционно-изобразительных средств. Внутренний монолог в различной форме, модификации служит средством постижения диалектики внутренней жизни героя. В произведениях воссоздаются различные этапы эмоционально-мыслительного процесса. У одних писателей во внутренних монологах встречаются преимущественно итоги размышлений, поэтому они логичны, течение мыслей в них дается в упорядоченном виде. У других передается только определенные характерные моменты размышлений, а не весь психологический процесс в его сложном течении, а третьи стремятся воспроизвести сами размышления, сам процесс эволюции сознания в естественном его протекании, в этом случае сохраняются признаки внутренней речи в ее низшей стадии. Но в одном и том же произведении могут встречаться внутренние монологи, отражающие все перечисленные этапы мыслительного процесса. Структура, содержание внутренних монологов в них зависит от склада характеров героев, от особенностей ситуации в данный момент.
Традиционно авторская речь соединяет через слово «думал» внутренний монолог с объективным рассказом, дает оценку мыслям героя с позиций автора, уточняет, дополняет их, оттеняет основную идею произведения. Это помогает в выражении отчетливой авторской позиции, которая может быть в корне отлична от позиции персонажа, выдвинутой во внутреннем монологе.
Внутренний монолог применяется тогда, когда писателю нужно раскрыть нравственное состояние героя в моменты принятия им жизненно важного решения. Внутренний монолог показывает сложный, напряженный процесс работы сознания. Толчком, который приводит сознание в движение, обычно является важное событие в жизни персонажа. Часто толчком, приводящим сознание героя в движение, является случайность.
Одной из форм внутреннего монолога является самоанализ, который становится очень важным компонентом в духовном развитии персонажа. В современный период наблюдается более внимательный, глубокий подход к самоанализу, самонаблюдению, самооценке своего «Я» героем, проводимым в тесной связи с общественной, социальной средой. Сеченов считает, что самоанализ дает человеку возможность «относиться к актам собственного сознания критически, то есть отделять все свое внутреннее от всего приходящего извне, анализировать его, сопоставлять, сравнивать с внешним - словом изучать акт собственного сознания» .
Внутренний монолог-самоанализ дает писателю возможность полнее и ярче передать противоречивую диалектику души персонажа. Процесс самоанализа, признание своих недостатков выявляет черты характера персонажа в перспективе.
Гончаров. Спектакль - это река, несущая свои воды в море то быстрее, то медленнее.
1 Станиславский К. С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. С. 655.
Стр. 86
Но она никогда не останавливает свое течение. Жизнь на сцене не прерывается и в паузах. В паузах есть моменты оборонительные и наступательные: ненавидеть - любить, презирать - прощать, выгонять - приглашать и т.д. Например, Горацио в "Гамлете" действует в течение всей пьесы, а говорит в основном только в конце (монолог из 12 строчек). Актер, исполнитель Горацио, несет огромную внутреннюю нагрузку, мысль его проделывает титаническую работу. Ибо в паузах Горацио живет, ведя внутренний монолог и выражая свое состояние жестом, пластикой тела.
И далее, развивая эту мысль, Андрей Александрович стал говорить о перебивах в диалоге. Перебив, по его мнению, есть элемент внутреннего монолога. Поток мыслей актера идет от текста партнера, отталкиваясь также от его поведения. Перебив потока мыслей партнера начинается с улавливания направления этих мыслей. К этому перебиву артист готовится в своем внутреннем монологе. Этот элемент подробно описан крупнейшим русским режиссером А. Д. Поповым на примере сцены Подколесина и Кочкарева в "Женитьбе" Гоголя" 1 .
Различны ли внутренний монолог и внутренняя речь? Человек так или иначе формирует внутренний монолог, в процессе которого мыслит. Порой это даже им не осознается. Мозг не только воспринимает раздражители и отправляет их на "верхний этаж" (в кору больших полушарий) на переработку, но и ведет аналитический процесс, резервирует поступающую информацию, а затем уже обобщает.
Гончаров. Идя сознательно к подсознанию, мы пробуждаем свою психофизику, т. е. строя всю цепочку физических действий, мы идем к подсознанию, будоражим свою мысль, активизируем процесс переживания.
Главный ход- сознательное построение приема, помогающего артисту освободиться от мышечного зажима в ходе творческого процесса перевоплощения. Мы будим подсознание человека и "развязываем" его собственное "Я", индивидуальность артиста для наиболее полного выражения его сущности в процессе создания образа.
1. Материалы занятий творческой лаборатории н. а. СССР А. Д. Попова. Вып. 1 .М.,
Стр. 87
Полное согласие между сознанием и подсознанием встречается нечасто. Подсознание любит дремать. Оно лениво и пассивно. Задача сознания - активизировать подсознание, найти ему конкретные приемы действенной помощи. Приемы сознательного подхода к своему подсознанию доступны каждому студенту-режиссеру, если на овладение ими затратить достаточное время.
В процессе обучения этому способствует такой методологический прием, как оглашенный поток внутреннего сознания, т.е. внутренние монологи, которые рождаются исполнителем по поводу происходящего на сцене события. Тем самым дисциплинируется органика актера для обстоятельного восприятия предлагаемых обстоятельств в этюде, в отрывке или целой пьесе. Оглашаемый внутренний монолог тренирует сиюминутное включение человеческого "Я", темперамента и мыслей артиста в процессе восприятия всего происходящего вокруг него, дисциплинирует его творческий аппарат.
Человек получает из жизни много всевозможной информации, но не вся она облекается в словесную форму. Ум человека может сразу обработать только часть полученных извне образов, остальное остается как внутренний багаж, который может проявиться в поступках человека. В оглашенном потоке сознания слово - суррогат мысли, оно готовит "материал" для внешней речи - действенного сценического слова. "Мысль относится к слову, как душа к телу, слово - к мысли, как тело к душе, т.е. слово есть покров, одежда, форма, выражение мысли, а мысль есть смысл, разум, значение слова" 1 , - писал В. Г. Белинский.
Работу над этюдами на овладение внутренним монологом Гончаров считал одним из приемов по активизации творческой инициативы учеников, их артистического чутья, тренировки их психотехники. Приведем в качестве примера несколько этюдов из практики работы курса.
Этюд "В сетях добродетели"(режиссер В. Боголепов). Поздний вечер. Мужчина заканчивает работу, проверяет чертежи. Произносит внутренний монолог: "Что сделать завтра? Забежать в прачечную, посетить товарища, взять второй комплект чертежей. Поесть не успею. Что?
1. Белинский В. Г. Собр. соч.: В 7 т. М, 1953. Т.2. С. 579.
Стр.88
Спать осталось (смотрит на часы) два часа. Разбирать постель нет смысла. Буду спать одетым. Сниму ботинки... Проверю кое-какие вычисления". Ложится спать. Считает. "Надо заснуть". Звонок. "Кого-то черт несет? Неужели сосед-дипломник пришел за консультацией? Нашел время!" Встает. Открывает дверь. Входит друг в пиджаке, надетом на голое тело (В. Боголепов).
Внутренний монолог хозяина. "Вот это да. Опять принесло на мою голову. Опять поссорился со своей благоверной. Теперь к черту сон. Снова на всю ночь. Нет, так дело не пойдет. Надо положить его спать".
Друг. Курить есть?
Внутренний монолог хозяина. "Вечно стреляет. Своих сигарет никогда не носит. Жена на сигареты не дает" (Достает сигареты.)
Внутренний монолог друга. "Хороший парень. Всегда готов помочь другому. Тепло, уютно. Не хочется никуда уходить. Хорошо, что у него нет жены: есть куда прийти в трудную минуту".
Друг. Выпить есть?
Внутренний монолог хозяина. "Ему еще и выпить подай. Денег нет и на хлеб. До получки еще далеко".
Хозяин. К сожалению, нет. (Пристраивается спать, отдохнуть.)
Внутренний монолог хозяина. "Времени осталось полтора часа. Пусть сидит, лишь бы не мешал". (Закрывает глаза. Друг берет гитару, кладет на него.)
Внутренний монолог хозяина. "Нет, я не встану, пусть хоть лопнет, но не встану". (Встает.)
Друг. Сыграй нашу! (Хозяин играет.)
Внутренний монолог хозяина. "Вот еще и весели. Дать бы тебе гитарой по башке. Я спать хочу. Ладно, сыграю. Авось отстанет".
Хозяин. Глаза, словно небо осеннего свода.
"Зачем я научился играть на гитаре".
Но нет в этом мире огня.
"Почему не подарил гитару,
когда меня просили?.."
И давит меня это небо и гнет...
"Нужно же иметь совесть..."
Вот так она любит меня.
Стр. 89
Внутренний монолог хозяина. "Почему я должен заниматься твоими семейными делами? Все, все. Ложусь".
Хозяин. Спать! Я сплю! (Считает до пяти.) Друг просит три рубля на еду и рубль на такси. Хозяин наскребает во всех карманах, под скатертью и все отдает. Ложится. Просит выключить свет. Друг уходит, но тут же раздается звонок.
Внутренний монолог хозяина. "Что так быстро, почему вернулся?" (Второй звонок. Идет открывать.)
Входит жена друга, а хозяин буквально обливается слезами. Вскоре возвращается друг: приревновал жену. Хозяин заводит будильник, берет полотенце, подушку и идет спать в ванную комнату. Супруги выясняют отношения.
Внутренний монолог хозяина. "Помог, примерил. Дал деньги. Замучился. Спать... Доброе утро". Разбирая этот этюд, Гончаров подробно остановился на технологии его решения, говорил об актерской загруженности темой, идеей, конфликтом и о их выражении через поступки и физическое самочувствие.
В этюдах на оглашенный внутренний монолог должна быть увлеченность актера образом, тогда развитие темы, предложенной режиссером, становится личным делом каждого участника этюда.
Внутренний монолог - это поток сознания, он идет беспрерывно. Возникают совершенно неожиданные вещи, поскольку ритм потока сознания очень насыщенный. Непрерывный поток виденного и слышанного, проходя через "кухню" отбора, выливается во внутренний монолог, который оглашается. Физические же действия не всегда совпадают с потоком сознания. В своих мыслях человек может быть где угодно, ехать, например, в машине или вести самолет. Поток сознания, прошедший через "кухню" отбора и превратившийся во внутренний монолог, обнажает душу, раскрепощает и активизирует природу артиста.
А. А. Гончаров призывал актера проникать в "зоны" своего подсознания, изучать свое существо и все богатство своей натуры и вкладывать это в роль. Работая над внутренними монологами, отмечал он, актер должен, раскрывая себя, проникать в те неизведанные пространства, которые интересуют зрителя.
Стр. 90
Работа над оглашаемыми внутренними монологами помогши) студенту дисциплинировать себя при подготовке этюдои. Сами дисциплина, жесткий режим в работе помогут ему, как шпорил Гончаров, найти верное сценическое решение, верную худсьмч I пенную интонацию, творческое самочувствие и неожиданные нестандартные монологи.
Особенно интересно было работать над этюдом по мошнам рассказа Ю. Нагибина "Школа для взрослых" (режиссер С. Яшин).
Выгородка: три стола, семь стульев, классная доска. Урок физики в вечерней школе. Учитель (В. Александров). Повторим урок. Внутренний монолог учителя. "Молчите. И о чем вы только думаете?" Учитель. Василевский!
Внутренний монолог Василевского. "Влип! Горю! На улице солнце. Половица скрипнула... Муха ползет...".
Учитель. Садитесь, Василевский. Внутренний монолог Василевского. "Слава Богу... Машина проехала... Часы..."
Внутренний монолог Акимовой. "Я спать хочу... Шесть... Володька чем-то занят..."
Учитель махнул рукой, медленно подходит к Боголе-пову, который на уроке физики учит Пушкина.
Внутренний монолог учителя. "И чем только занимается публика? Скучища... Поехать бы на рыбалку..."
Учитель (берет книгу). Не нашли другого времени? Василевский. Его Людмила Васильевна будет сегодня спрашивать.
Внутренний монолог Боголепова. "Но я другому отдана и буду век ему верна". Ну, чего тебе надо! Нацепил очки и думаешь, что я тебе что-то скажу. Дудки! (Поет про себя.) "А на улице дождь, он идет днем и ночью".
Учитель. Земцов.
3 е м ц о в. Я, Владимир Викторович, к сожалению, урок не выучил.
Звонок на перемену. Все собирают тетради, книги, шумят, двигают стулья, кашляют.
Стр. 91
Учитель. Запишите домашнее задание. Одна из девушек (С. Акимова) поздравляет учителя: завтра День Победы. Учитель благодарит, напоминая, что праздник не дает оснований не готовить задания. Входит преподавательница литературы (Л. Иванилова). Все, попрощавшись, уходят. Остаются учительница и ученик, который должен заниматься дополнительно. Через внутренние монологи ученик начинает объясняться в любви. Постепенно он переходит к открытому тексту, объяснение продолжается. Учительница внимательно слушает молодого человека, идет к окну, открывает его. За окном весна, поздний вечер, слышен гомон птиц.
Этюд получился лирическим. Во внутренних монологах раскрывалось богатство юной души, азарт молодости, а текст, произнесенный вслух, свидетельствовал о скучных и формальных занятиях в вечерней школе. Школа для взрослых - это школа испытания на прочность, на любовь, на мужество и смелость. Действия исполнителей были точно отобраны, выверены и выражали сверхзадачу этюда- любовь надо уметь выразить и отстоять. "Действие, - пишет А. А. Гончаров, - те кирпичики, из которых складывается здание спектакля. Нельзя сыграть музыкальное произведение без партитуры, написанной нотами. Наша музыка- действие. Наша партитура- действенная цепочка, организация действия во имя "сверхзадачи" 1 . Данный тезис полностью приемлем и в работе над этюдами на внутренний монолог.
Гончаров. Советую ежедневно начинать занятия с упражнений на внутренний монолог. Возьмите на вооружение серию упражнений "В зоопарке", где исполнители различных зверей пытаются "думать" за животных, а не копировать их внешние характерные признаки. "Думая" и действуя от лица животных, исполнители могут добиться сходства с львами, жирафами, тюленями, собаками, белками, медведями и т.д. Ежедневные упражнения на внутренний монолог позволят достичь положительных результатов в освоении всех элементов внутренней техники актерского мастерства, готовить студентов к органическому переходу к словесному действию и авторскому слову.
"1. Гончаров А. А.
Стр. 92
Надо отметить, что Андрей Александрович на своих уроках в ГИТИСе, в процессе репетиций спектаклей в Театре им. Вл. Маяковского, на занятиях в творческой лаборатории СТД, которой руководил, много внимания уделял внутреннему монологу актера, "зонам молчания" в спектакле. Он был занят поисками наиболее полного духовного выявления актера, его человеческих качеств, необходимых для образа. Он говорил, что духовный облик актера всегда проступает через создаваемый им образ, и режиссеру должно быть далеко не безразлично, что это за облик. Способность выразить себя в сценическом образе - качество истинно современного актера. Умение думать от лица изображаемого человека и есть высшая степень перевоплощения. По мнению А. А. Гончарова, именно личность, индивидуальность, диапазон артиста играют определяющую роль в осуществлении режиссерского замысла спектакля. И здесь важное место должно быть отведено умению актера владеть технологией выстраивания внутренних монологов и "зон молчания".
Гончаров начинал заниматься внутренними монологами еще на первом курсе. В "Режиссерских тетрадях" он пишет: "Я сажаю двух студентов и даю такое предлагаемое обстоятельство: вы перед микрофоном, сбоку звукооператор (девушка), микрофон включен, вы диктор и должны прочитать программу. Причем девушка после этого останется в студии, у нее есть еще работа, а ее партнер уезжает. У него задача не опоздать на поезд. Я заставляю студентов объясняться в любви в этих условиях и огласить внутренний монолог... Этюд не всегда получается в одинаковой степени хорошо, в зависимости от разной одаренности людей, от разной способности к импровизации, но каждый студент существует в этих предлагаемых обстоятельствах очень активно",
В конце первого года обучения Андрей Александрович предложил работу над этюдами, основой которых являлись произведения живописи. Здесь перед студентами стояли более сложные задачи, нежели при создании этюдов, авторами которых были они сами. В произведении живописи есть свой стиль, манера
1 Гончаров А. А. Режиссерские тетради. С. 175.
Стр. 93
письма, композиционные приемы, колорит и, наконец, предлагаемые обстоятельства и события, запечатленные в картине.
Режиссер и исполнитель сталкиваются с чужим замыслом. Следовательно, их цель - угадать этот замысел, ощутить темпо-ритм живописца, проникнуть в сердцевину произведения и найти там созвучие собственным мыслям и оценкам. Сквозь живописный портрет надо увидеть живого человека, сквозь пейзаж - атмосферу природы, сквозь зафиксированную мизансцену угадать заключенное в ней событие. Ради чего художник создал картину, что побудило его написать ее? На все эти вопросы, а также на многие другие - почему ими взята именно эта картина, что они хотят сказать своим этюдом, что надо сделать для действенного прочтения избранной картины? - должны были ответить режиссер и исполнители, создающие этюд на сюжет картины.
Придавая большое значение этой работе, А. А. Гончаров говорил, что механическое перенесение языка живописи на язык сцены невозможно. Замысел художника должен быть передан выразительными средствами сцены, путем создания образного сценического эквивалента. При отборе картин педагоги не ограничивали инициативу студентов.
Разумеется, не все одинаково увлеченно будут работать над выбранными картинами, отмечал мастер, не всем удастся проникнуть в замысел полотна, найти образный эквивалент языку произведения живописи. Разные вкусы, разный подход к работе. Но сама попытка разгадать замысел автора, найти в художнике союзника для раскрытия волнующих тебя мыслей принесет несомненную пользу.
Особенно ярко схвачена была атмосфера картины Лепажа "Деревенская любовь" (режиссер В. Тарасенко).
Юг Франции. Летнее, солнечное утро. В лучах солнца парень и девушка, стоящие у плетня. Неподалеку куры, клюющие зерно. Парень (А. Фатюшин) ласково смотрит на девушку (А. Бабичева), стоящую возле него, гладит ее волосы, руки, целует. Вдали закуковала кукушка. Запел петух, закудахтали куры. Воркуют голуби. Парень отходит от девушки, проходит вдоль плетня, осматривает все вокруг, заглядывает в окно дома. Быстро подходит к девушке, что-то шепчет ей на ухо. Девушка отрицательно мотает головой. Парень обижается, отходит к сараю, посмотрел на
Стр. 94
открытую дверь. Манит девушку, она подходит, и оба входят в сарай. Закричала напуганная птица. Успокоилась.
Из дома выходит женщина (О. Бекеш) с корзиной в руках, кормит кур. Из сарая раздается тревожный птичий гомон. Женщина входит в сарай. Куры закудахтали еще громче. Из сарая, чуть не сбив с ног женщину, выскакивает парень, на ходу поправляя рубашку. Женщина вытаскивает упирающуюся девушку. Куры затихли. В тишине послышался пискливый голос петушка. Женщина ударяет девушку по щеке, сует ей в руки корзину, уходит. Накормив кур, девушка стоит, облокотившись на плетень. Задумалась. Откуда-то выныривает паренек, подходит, робко озираясь. Поднимает с земли соломинку, щекочет девушке шею, за ухом. Она повернулась к нему, улыбается. Все хорошо. Что им угрозы матери? Они молоды, их тянет друг к другу. Целуются. Запел петух.
Любовь остановить нельзя - вот тема этюда. Это выражено точным повторением начальной мизансцены в финале этюда. В этюде, как и в картине, все солнечно, все напоено любовью, силой молодости, озорством. В работе не только была угадана атмосфера картины, но и верно передана линия поведения действующих лиц, их поступки и внутренний настрой.
Но не всегда студентам-режиссерам удается выявить суть конфликта, раскрыть содержание и замысел картины. Не всегда находится равнозначный эквивалент для отображения на сцене событий, зафиксированных художником в яркой мизансцене. Сохранить свое "Я" и выявить замысел художника - задача нелегкая. Самостоятельность творчества требует постоянной наблюдательности и сосредоточенности, свободы во взгляде на жизнь, непредвзятости и смелости. Она требует изучения самого себя.
Интересно проходила работа над этюдом "На крылечке" по картине Н. Тужилиной (режиссер Л. Иванилова). Несмотря на то, что студентка просмотрела массу репродукций и картин живописцев, ничто ее не тронуло. "Свою" картину она нашла неожиданно, просматривая журнал "Юность". Картина привлекла необыкновенной лиричностью. "Сказать по правде, картина несколько статична, трудна для выстраивания на сцене", - охарактеризовала ее студентка. "О чем через драматургию этой картины вы будете говорить?" - спросили ее педагоги. "Мне нравятся грустные глаза героини, они о многом говорят, в них ожидание...
Стр. 95
Ожидание любви, ожидание всего того, что предстоит пережить человеку, которому сейчас всего 15-16 лет. Она хочет повзрослеть. Вы посмотрите на нее: она еще не девушка, но уже и не девочка. Лицо детское, а глаза взрослого человека. Я расскажу вам о ней... Угловатая фигура, наверняка она носится еще босиком по деревне, но в ней начинается перерождение. Поэтому она не пошла в клуб, поэтому и сидит одна на крылечке. В ней началось то брожение, которое ей самой непонятно. Девочка прощается с детством. Приходит юность. Врывается в ее душу "зеленый шум".
Этюд менялся с каждым показом, рос на глазах, дозревал в совместных обсуждениях и в работе с педагогами. Варианты этой работы по отбору выразительных компонентов во имя художественного будущего этюда выглядели так.
1-й показ. На крыльце сидит зрелая девица и тренькает на балалайке, поджидая "зазнобушку", который "сапоги надел, начистил, а фуражку не нашел".
Решение темы было поверхностным и банальным. "Где же "зеленый шум"? - разбирали показанное педагоги. Надо попытаться проникнуть в душу подростка и заставить исполнительницу смотреть на мир глазами ребенка: все вокруг стало не таким, как вчера, все неповторимо ново - и двор, и деревья, и песня, которая несется над вечерней деревней. Все-все в ее глазах и душе изменило свое назначение и свою значимость.
2-й показ. Девочке не повезло - провалилась на смотре художественной самодеятельности. Сидит по вечерам накрыльце, упорно трудится, репетирует свой номер на балалайке. Мать, стоящая за ее спиной, понимает настроение дочери, хочет развеять горечь первой в жизни неудачи. Девочка откладывает в сторону балалайку, обнимает колени, молча покачивается. Мать берет балалайку, настраивает. Заиграла, и полилась мелодия- то грустная, то веселая, то озорная. Эта музыка заполняет все пространство.
По окончании педагог делает несколько замечаний: эта работа только краешком задевает девочку. Этюд получился не о ней, а о ее матери - - мудрой женщине, глубоко поэтичной натуре, знающей жизнь, разбирающейся в капризах фортуны, понимающей переменчивый нрав своей дочери. Однако сама заявка любопытна. Если подробнее разработать логику физического
Стр. 96
поведения матери в адрес события - провала дочери, то получится неплохой этюд.
Но студентка отказалась от предложения педагога: ее упорно преследовал образ девочки с "детским лицом и взрослыми грустными глазами": "Я поняла, что это не то. Надо выявить стремление девочки к ранее не знакомым ей чувствам. Как знать, может быть, она и не узнает, что такое любовь: может быть, для этого ей понадобятся годы, а может, вся жизнь. Но она, вся такая нескладная, детская, ждет, ждет, ждет... Ждет большого чувства. Ждет любви, "зеленого шума".
На курсе поддержали мысль режиссера, и после основательной доработки был показан окончательный вариант.
На крылечке деревенского дома, прислонившись к косяку двери, сидит, приподняв голову, девочка (А. Бабичева) в простом ситцевом платье. Задумалась. Вечер. Вдалеке звучит песня. Из погреба с кринкой молока выходит мать (Л. Иванилова). Подходит к дочери.
Мать. Пошла бы к девочкам. (Дочь молчит.) Ишь, как заливаются!
Мать привыкла к тому, что дочь все время где-то носится, домой приходит с царапинами и ссадинами. А тут вдруг что-то с ней случилось - сидит грустная. К чему бы это? Женщина проходит в дом. В открытое окно видно, как она собирает на стол. Зовет дочь ужинать. Девочка отмахивается.
Д о ч ь. Не хочу.
Мать (удивленно). Да что с тобой? Подралась опять с кем? (Выходит на крыльцо к дочери.)
Дочь. Мам, расскажи, как ты полюбила папу. М а т ь. С чего это ты вдруг? (Девочка молчит.) Что за мысли тебе лезут в голову? Пошли вечерять!
Она еще считает свою дочь ребенком, рано еще девочке знать такие тонкости. Уходит в избу. Дочь по-прежнему неподвижно сидит на крыльце. Женщина возвращается, надо чем-то расшевелить дочку, развеять грусть-тоску. Быстро входит в дом и протягивает ей через окно гитару.
Мать. Сыграй что-нибудь.
Девочка нехотя подходит к окну, берет у матери гитару, садится на завалинку, начинает медленно, безразлично перебирать струны. Но постепенно рождается мелодия
Стр. 97
грустной светлой песни: "Под окошком месяц. Под окошком ветер". И мать вдруг начинает понимать, что дочь-то повзрослела, что уходит ее детство, что в этой девочке-сорванце рождается женщина. Она заметила, что платье у дочери отглажено, голова аккуратно причесана, а на ногах вместо рваных тапочек праздничные туфли.
Понимающе улыбается, тихо закрывает окно, выходит на улицу, садится рядом с дочерью и осторожно, как бы примеряясь к ладу песни, пристраивается к мелодичному голосу девушки. Песня окрепла, заполнила все пространство.
"...Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.
А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу".
Песня затихла, будто растаяла. Мать и дочь долго молчат, думая каждая о своем...
В этом варианте этюд был допущен к экзамену и получил хорошую оценку кафедры.
Во втором семестре первого курса программа предполагала также работу над этюдами по мотивам или сюжету рассказа. Такие этюдные задания являются одним из важных звеньев в цепи приемов и средств обучения будущего режиссера. Этюд, который имеет свою литературную первооснову, предполагает извлечение сути рассказа, его темы и идеи и построение вокруг них физического поведения людей.
Студенты разрабатывали этюды на основе произведения современного писателя с предлагаемыми обстоятельствами, близкими создателю этюда. На подобном материале легче раскрыться творческому "Я" студента. Ценным литературным материалом Гончаров считал рассказы Казакова, Тендрякова, Максимова, Солоухина, Антонова, Шукшина, Нагибина, Казакевича, Авербах, Абрамова, Анчарова, Носова, Яковлева, Платонова, Распутина, Вампилова.
При подготовке этюда педагоги рекомендовали вначале определить действенный костяк, стержень этюда, выявить главное событие, конфликт, атмосферу, а затем назначить актеров, определить их задачу, поступки, логику их физического поведения. Главное здесь, говорил Гончаров студентам, не придерживаться законов композиции самого рассказа, а "вытащить" из него
Стр. 98
главную мысль. Композицию этюда должен был придумать сам студент-режиссер.
Следует сказать, что работа над такого рода этюдами - сложная, кропотливая, требует вдумчивости, изучения творчества автора, углубленного подхода к стилю и жанру рассказа, его языку, законам построения.
Гончаров. Решение сценического пространства диктуется рассказом. Оно должно быть тоже образное и подчиняться замыслу рассказа автора.
Современность идей драматурга надо доказать поэтической правдой (языком) сцены. Сценический язык- действие. Механически язык литературы перевести на язык сцены невозможно, и не нужно. Схема погубит дух литературного произведения. Для режиссера очень важно определить природу сценизма, драматические возможности, заложенные в недрах прозы. Думается, дело инсценирования нельзя пускать на самотек, целиком доверяясь автору-прозаику или приглашенному со стороны литератору. Часто даже самый талантливый прозаик, превращая свою повесть или роман в пьесу, от незнания театра, приблизительной осведомленности по поводу законов сцены сползает к очевидным штампам и в результате приносит стандартную, хрестоматийную пьесу. В театре я настаиваю на том, чтобы режиссер или завлит самым активным образом участвовали в процессе литературной работы.
Перипетии или событийный ряд надо брать из прозаического произведения и сделать стержневой основой этюда. Причем события не следует "вынимать" из рамок сюжета. Композиция же этюда может отличаться от композиции рассказа или повести. Гончарову было важно, чтобы сценический вариант нес образный строй произведения, который дорог режиссеру и созвучен современности.
К художественной выразительности одни студенты шли от сознательного поиска физического поведения, помогающего проникновению в подсознание, другие - от подсознания к поиску физического поведения человека, но так или иначе предметом искусства и тех, и других был человек. Раскрыть все своеобразие человеческой натуры - задача режиссера.
Стр. 99
В этюдах часто фантазия студента не подчинялась первоначальному замыслу, уводила его далеко от идеи рассказа и от темы. Педагоги помогали ему вернуться к первоначальным видениям, заразиться первоначальным замыслом. Чаще всего студент после обсуждения признавал свою ошибку и через некоторое время перестраивал, перерабатывал этюд. Это на первых порах было очень важно. Идеи в этюдах на основе литературного произведения подсказываются автором, и интонация этюда должна соответствовать интонации рассказа. Надо приучать режиссера, подчеркивал Гончаров, уважать автора еще со студенческой скамьи.
Студент С. Василевский, работая над этюдом по рассказу Шукшина "Медик Володя", исказил его суть. Тема рассказа знакома и близка молодежи: добрые и чистые ребята хотят казаться еще лучше, интеллектуальнее, чем есть на самом деле, и в своих положительных устремлениях делают массу глупостей. А будущий режиссер показал в своем этюде подонка, который нагло врал, и сам процесс вранья нравился ему.
Разбирая этюд, А. А. Гончаров сказал, что хотя в его названии, "Операция", проявились наметки верного стилевого решения, но сама ситуация не имела никакого отношения к рассказу В. М. Шукшина. Студенту предложили выстроить поведение действующих лиц так, чтобы было понятно, как неловко чувствуют они себя в "чужой шкуре". И чем сильнее они стремятся вырваться из двусмысленного положения, тем больше делают ошибок. А потом от этого тяжело страдают. И хотя это еще не инсценировка рассказа, а подступы к автору, тем не менее исполнители должны "вынимать" из рассказа его идею, настаивал Андрей Александрович.
Работа над этюдами показывает, как сложно режиссеру передать свои мысли, свой замысел через актеров, обстановку, свет, музыку и шумы, выстроить все в заранее задуманный логический ряд. Научиться управлять эмоциями актеров, их чувствами, найти соответствие между разумом и чувствами-очень нелегкая задача.
Но управлять чувствами все-таки возможно: есть секретные замки, к которым, потрудившись, можно подобрать ключи. Таким ключом является метод физических действий, с помощью которого "природа, освободившись от опеки, выполнит то, что непосильно сознательной актерской психотехнике" 1 .
1. Станиславский К. С. Собр. соч. Т.4. С. 342.
Стр. 100
Молодежь собралась на дружеский вечер, где всем полагается быть веселыми. Но почему-то никому не весело. Все смущены и зажаты. Все в общем-то хотят быть веселыми. Но хотеть мало, нужно внутреннее побуждение, чтобы возникла соответствующая атмосфера. Включили музыку. Начинаются рассказы, шутки, анекдоты. Некоторым уже удается найти нужный тон, другие сидят со скучающим видом. Они сковывают остальных. Веселья нет. А один молодой человек принципиально не смеется. Но вот, наконец, особо удачный анекдот вызывает бурный смех. Вдохновленный рассказчик спешит "выдать" еще, его перебивает другой, тоже что-то вспомнивший, включаются и остальные - все в порядке, стало шумно, создана непринужденная атмосфера... Знакомо вам это?
Чем же занималась молодежь в первые минуты встречи? Юноши и девушки бессознательно "заказали" себе быть веселыми и искали пути к этому состоянию. Им нужно было "отпереть" самих себя. Шутки, анекдоты, музыка стали ключом их психологического раскрепощения, включившим, наконец, и подсознание, рождающее живые приспособления.
Рисунок роли органически связан с приспособлениями и больше всего с подсознательными. Станиславский ценил подсознательные приспособления: "Как они захватывают общающихся и врезаются в память смотрящих! Их сила в неожиданности, смелости и дерзости" 1 .
Процесс творчества актера иногда похож на припоминание. Когда мы пытаемся вспомнить слово или, скажем, фамилию, мы стремимся развернуть скрытую, свернутую форму своего знания, которое живет пока в виде уверенности в знании: "Я уже понимаю, что знаю, но еще не знаю что я знаю!" Между подсознанием и сознанием перекинут только мостик из "да - нет".
И вот начинаются повторные внутренние усилия вокруг интересующего нас объекта, мы перебираем разные варианты... Сознание "раскачивает" подсознание: "Нет, не то... Ага, да-да, то
Гончаров. Режиссер и актер часто как бы заглядывают в себя, вспоминают, развертывают решение, уже как будто где-то в уме хранящееся... "Раскачка" подсознания, не-
1 Станиславский К. С. Собр. соч. Т.2. С. 286.
Стр. 101
сколько упорных попыток- и актер начинает священнодействовать.
Если ничего не получается, надо отпустить ум, перестать думать, расслабиться, пройтись (но внутренний перебор фактов, событий, впечатлений и ассоциаций продолжается). И так два, пять, десять раз... Иногда воспоминания или решения как бы сами собой возникают в мозгу во время паузы. Отдохни!.. Отдохни!.. Расслабь мышцы!.. Утомленный человек не может управлять своими эмоциями, своим психофизическим аппаратом - следовательно, не может творить. Здесь Андрей Александрович напомнил слова А. Д. Попова: "Активно-творческое состояние перед началом репетиций или спектакля - это, прежде всего, бодрое состояние, состояние мобильности, готовности на реакцию. Состояние огромной сосредоточенности в круге тех задач, которые стоят перед актером, это состояние большой психической напряженности к объекту при полной мышечной свободе" 1 .
О состоянии психической напряженности, направленности при полнейшей мышечной свободе можно говорить только после большой подготовительной работы со стороны режиссера и исполнителей. Она должна заключаться в выявлении темы рассказа и нахождении театрального приема в ее реализации, определении основных событий, действий, поступков и приспособлений исполнителей, диктуемых предлагаемыми обстоятельствами новеллы. Разрабатывая внутренние ходы этюда, студенты могут докопаться до истины, обнаружить в рассказе тончайшие нюансы, а в себе - ту заразительность, которая поможет осветить идею автора душевным теплом, обогатить нервными импульсами.
Студент-режиссер С. Яшин взял для этюда рассказ Ю. Яковлева "Дорога". Этот этюд, получивший название "Пять километров пути", шел двенадцать минут. Но за это время зрители узнавали о подлинной порядочности, мнимом геройстве, о настоящих духовных ценностях.
Выгородка этюда- кафе (чайная) на полустанке. Три столика. На втором плане телефон-автомат. Холодно. Воет ветер. Появляется солдат (И. Костолевский). Идти далеко.
1. Попов А. Д. Творческая встреча с молодыми актерами и режиссерами московских театров в ВТО
// Творческие беседы мастеров театра. Т. VII.
Стр. 102
Солдат не очень торопится: надо экономить силы. Послышалась песня, но звук исчез в вое ветра. Опять мотив. Солдат оглянулся. Нет, не показалось: перед ним очень молодая женщина с ребенком (О, Бекеш). Она нежно прижимает к груди драгоценную ношу, в левой руке - кошелка с провизией. Устала. Солдат предлагает ей помощь и, не ожидая согласия, берет в руки сумку. Спрашивает, почему она одна в такую погоду, почему муж ее отпустил. Женщина заступается за мужа. Ребенок заплакал от холода. Женщина кутает его сильнее, но это мало помогает. Солдат предлагает зайти в чайную, согреть ребенка. Входят.
Зал чайной. За столом справа сидит компания, пьют водку. В глубине слева, спиной к зрителю, - рабочий, дремлет. Буфетчица хочет выгнать подгулявших ребят. Двоих выталкивает в дверь. Из-под третьего берет стул, ставит стулья вверх ножками - надо мыть пол. Убирает со стола посуду. Рассчитывается с человеком, сидящим спиной. Подходит к уснувшему, пытается разбудить. Безнадежно. Просит друзей увести его.
Значение ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ в Словаре литературоведческих терминов
ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ
Художественный прием психологизм а: воспроизведение речи действующего лица, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух. Широко используется в художественных произведениях для того, чтобы раскрыть внутренние переживания героя, воссоздать его внутренний мир. В. м. имитирует устную речь персонажа, непосредственно рождающуюся в данный момент времени, поэтому часто имеет нелинейный характер: он отражает душевное состояние персонажа как поток чувств, образов, воспоминаний, в котором могут отсутствовать логика, смысловая и синтаксическая упорядоченность. Впечатления, скачки ассоциаций, мысли, переживания, ощущения героя переплетаются, сливаются в единый поток внутренней речи, где сознательное нередко неотделимо от бессознательного (например, В. м. Родиона Раскольникова после убийства старухи и ее сестры в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" или предсмертный В. м. Анны Карениной в одноименном романе Л.Н. Толстого).
Словарь литературоведческих терминов. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ВНУТРЕННИЙ
ТУРИЗМ - путешествия в пределах к.-л. государства лиц, постоянно в нем … - ВНУТРЕННИЙ в Словаре экономических терминов:
РЫНОК - рынок, действующий внутри страны, в ее … - ВНУТРЕННИЙ в Словаре экономических терминов:
РЕГЛАМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ - документ, регламентирующий внутреннее устройство организации, права и обязанности акционеров. Этот документ, как правило, отличается от учредительного договора … - ВНУТРЕННИЙ в Словаре экономических терминов:
ОБОРОТ- см ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЙ … - ВНУТРЕННИЙ в Словаре экономических терминов:
ЛАГ - промежуток времени между моментом экономического потрясения и моментом принятия ответной меры экономической политики со стороны … - ВНУТРЕННИЙ в Словаре экономических терминов:
КЛИРИНГ - взаимный зачет платежей по чекам в пределах одного … - ВНУТРЕННИЙ в Словаре экономических терминов:
КАБИНЕТ - см … - ВНУТРЕННИЙ в Словаре экономических терминов:
ЗАЕМ - долговое обязательство, как правило, государственное, по облигациям, выпущенным на внутренний … - ВНУТРЕННИЙ в Словаре экономических терминов:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - внутренняя задолженность государства предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ … - ВНУТРЕННИЙ в Словаре экономических терминов:
АУДИТ - проверка финансовой отчетности компании, проводимая ее специально назначенными сотрудниками с целью оценки правильности принятых решений, выявления ошибок и … - МОНОЛОГ в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
- противоположность диалога, составляющая с ним дуальную оппозицию, полюса которой находятся друг с другом в состоянии амбивалентности. М. - выраженное … - МОНОЛОГ в Словаре литературоведческих терминов:
- (от греч. monos - один, logos - слово, речь) - речь одного человека в художественном произведении, развернутое высказывание одного … - МОНОЛОГ в Литературной энциклопедии:
[от греческого monos — единственный, единый и logos — слово] — «единоречие» (soliloque, Selbstgespr?ch), в драматургии — речь, одного действующего … - МОНОЛОГ в Большом энциклопедическом словаре:
(от моно... и греч. logos - речь) развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная - в эпических, особенно … - МОНОЛОГ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
монологическая речь (от моно... и греч. logos - слово, речь), вид речи, совсем или почти не связанной (в отличие от … - МОНОЛОГ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
речь наедине, произносимая действующим лицом в драме, а также рассказ или торжественное обращение к другим лицам. Вообще под М. подразумевается … - МОНОЛОГ в Современном энциклопедическом словаре:
(от моно... и греческого logos - речь), развернутое высказывание одного лица преобладающая форма в лирике, важная - в эпических и … - МОНОЛОГ
[греческое] 1) речь действующего лица, главным образом в драме, обращенная к себе или к зрителям, в отличие от диалога; 2) … - МОНОЛОГ в Энциклопедическом словарике:
а, м. Речь, обращенная к самому себе (в н у т р е н н и й м.), к слушателям … - МОНОЛОГ в Энциклопедическом словаре:
, -а, м. Речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Сценический м. Внутренний м. II прил. монологический, … - ВНУТРЕННИЙ в Энциклопедическом словаре:
, -яя, -ее. 1. Находящийся внутри, помещаемый внутрь. Внутренняя сторона. Внутренние болезни (органов грудной и брюшной полости). Внутреннее лекарство (принимаемое … - МОНОЛОГ
МОНОЛ́ОГ (от моно... и греч. logos - речь), развёрнутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная - в … - ВНУТРЕННИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
"ВН́УТРЕННИЙ ФРОНТ", одна из крупных подпольных орг-ций в Германии. Созд. в 1941 нем. антифашистами, иностр. рабочими, угнанными в Германию, сов. … - ВНУТРЕННИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ВН́УТРЕННИЙ PЫHOK, сфера обращения товаров в рамках нац. экономики. См. также Рынок … - МОНОЛОГ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? речь наедине, произносимая действующим лицом в драме, а также рассказ или торжественное обращение к другим лицам. Вообще под М. … - МОНОЛОГ в Словаре Кольера:
литературный прием, служащий для передачи сокровенных мыслей и чувств персонажа. В драме так называют сравнительно длинную речь героя с изложением … - МОНОЛОГ
моноло"г, моноло"ги, моноло"га, моноло"гов, моноло"гу, моноло"гам, моноло"г, моноло"ги, моноло"гом, моноло"гами, моноло"ге, … - ВНУТРЕННИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
вну"тренний, вну"тренняя, вну"треннее, вну"тренние, вну"треннего, вну"тренней, вну"треннего, вну"тренних, вну"треннему, вну"тренней, вну"треннему, вну"тренним, вну"тренний, вну"треннюю, вну"треннее, вну"тренние, вну"треннего, вну"треннюю, вну"треннее, вну"тренних, … - МОНОЛОГ в Словаре лингвистических терминов:
(от греч. monologos из monos — один + logos — речь), форма речи, обращенной говорящим к самому себе, не рассчитанной … - МОНОЛОГ
-а, м. Форма речи, развернутое высказывание одного лица. Монолог Чацкого. Произнести монолог. Развитие общих мест - процесс, в котором участвуют … - ВНУТРЕННИЙ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
-яя, -ее 1) Находящийся внутри чего-л. Внутренняя отделка дома. Внутренняя облицовка печи. Внутренняя электропроводка. Синонимы: скр"ытый Антонимы: вн"ешний, нар"ужный … - ВНУТРЕННИЙ в Тезаурусе русской деловой лексики:
- МОНОЛОГ в Новом словаре иностранных слов:
(гр. monologos monos один + logos речь) 1) речь действующего лица, гл. обр. в драматическом произведении, выключенная из разговорного … - МОНОЛОГ в Словаре иностранных выражений:
[гр. monologos 1. речь действующего лица, гл. обр. в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного … - ВНУТРЕННИЙ в Тезаурусе русского языка:
1. ‘относящийся к внутреннему миру человека’ Syn: врожденный, духовный, душевный Ant: внешний 2. Syn: непубличный, скрытый Ant: открытый, явный, … - ВНУТРЕННИЙ в Словаре синонимов Абрамова:
см. домашний, естественный, … - МОНОЛОГ в словаре Синонимов русского языка.
- ВНУТРЕННИЙ в словаре Синонимов русского языка:
относящийся к внутреннему миру человека Syn: врожденный, духовный, душевный Ant: внешний Syn: непубличный, скрытый Ant: открытый, явный, … - МОНОЛОГ
м. 1) Форма речи, развернутое высказывание одного лица, обращенное к слушателям или к самому себе. 2) Речь действующего лица, выключенная … - ВНУТРЕННИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
прил. 1) а) Находящийся, расположенный внутри, в середине, в глубине чего-л. (противоп.: внешний, наружный). б) Обращенный внутрь чего-л. 2) Расположенный, … - МОНОЛОГ в Словаре русского языка Лопатина:
монол`ог, … - ВНУТРЕННИЙ в Словаре русского языка Лопатина.
- МОНОЛОГ в Полном орфографическом словаре русского языка:
монолог, … - ВНУТРЕННИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
- МОНОЛОГ в Орфографическом словаре:
монол`ог, … - ВНУТРЕННИЙ в Орфографическом словаре.
- МОНОЛОГ
речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе Сценический м. Внутренний … - ВНУТРЕННИЙ в Словаре русского языка Ожегова:
про себя, в душе Внутренне доволен собой. внутренний составляющий содержание, раскрывающий глубину, сущность, душу кого-чего-нибудь Внутреннее побуждение. В. смысл событий. … - МОНОЛОГ в Современном толковом словаре, БСЭ:
(от моно … и греч. logos - речь), развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная - в эпических, …
Это обращенная к себе внутренняя речь, которая периодически появляется у нас в голове. Когда он возникает?
1. Когда вы неудовлетворенны результатом разговора с каким-то человеком.
2. Когда вам хочется с кем-то просто поговорить.
3. Когда вы делаете какое-то действие, которое требует концентрации.
4. Когда вы что-то создаете (например, пишите сказку) и поэтому требуется что-то говорить.
Однако обычно люди застревают в монологе под номером один.
Как прекратить внутренний монолог?
Во-первых, признаться себе - что данный монолог существует.
Во-вторых, осознать что будет являться логическим завершением данного монолога. Если это разговор с человеком, то что было бы результатом того незаконченного разговора, спора, обиды и т.д. Имейте в виду, что при незавершенном действии ваш мозг пытается его доделать. Но, так как этого в реальности не случилось, он запускает программу снова и снова. Пытаясь ее завершить.
Во-третьих, надо отследить, когда внутренний диалог появляется. Это может быть какое-то определенное место на улице во время прогулки, или во время какого-то действия. Возможно, музыка тоже является ключиком, который этот монолог запускает (запускатель монолога). Иными словами, нужно понаблюдать за собой и понять, какое действие, музыка, время, слово, человек или люди запускают данный монолог.
В-четвертых, решить для себя какое действие вы будете делать в тот момент, когда рядом появится запускатель монолога.
В-пятых, в следующий раз осознанно при виде запускателя монолога делать это действие.
Поскольку ваш мозг привык к определенному разговору, ему нужно время для того, чтобы переучиться, научиться думать по-другому. Обычно на это требуется от 3 до 6 недель. Для начала установите себе предел в 3 недели. Ориентировочно через 3-6 недель вы закончите этот монолог. Постарайтесь перевести ваш внутренний монолог в полезную привычку думать так, как надо вам.