Что такое зависть определение. Какие эмоции вызывает зависть? Зависть - это отрицательное качество личности и склонность испытывать, горечь и печаль и сожаление, неудовлетворенность от благополучия или успеха другого человека

ЗАВИСТЬ

[евр. ; греч. φθόνος; лат. invidia, livor (в переносном смысле)], желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или в большей степени; огорчение по поводу успеха и благополучия др. людей.

Источником З. может явиться себялюбие и его порождения - , тщеславие, корыстолюбие и сребролюбие, плотоугодие. Плоды З.- соперничество, зложелательство, вражда, ненависть, ссоры, ложь, клевета и мн. другое (Шиманский. С. 304). Свт. Тихон Задонский полагал, что источником и началом З. является гордость: «...гордый бо, понеже хощет выше прочих вознестися, не может терпеть, кто бы ему равен, а паче высший в благополучии был, потому и негодует о возвышении его... Страсть убо сия есть тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, прочиих ничтоже быти судят» (Тихон Задонский, свт. Т. 2. С. 174).

Из З. денница, «быв до того великим и славным и утвержденным в некоем начальстве ангельской славы... захотел стать богом, восстав против божественной славы» (Macar. Aeg. I 2. 4). Т. о. в начале греха стояла З. Первым «заразился и погиб виновник всех ядов и начальник», ибо он сам себя погубил, прежде чем излил свой смертоносный яд на человека (Ioan. Cassian. Collat. 18. 17). Из З. сатана ввел в грех прародителей человечества. «...Завистью диавола вошла в мир смерть...» (Прем 2. 24).

З.- худший вид человеконенавистничества. Она жестока: завистливый жаждет похитить чужое счастье, чужую честь, славу, он радуется тогда, когда другой печалится. Свящ. Писание ставит З. наравне с убийством: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин 3. 15; см. также: Рим 1. 29; Гал 5. 20). Именно из З. Каин убил брата Авеля (см.: Быт 4. 3 слл.). Каин «видел честь от Бога и воспламенился ревностью, истребил отличенного честью, чтобы оскорбить Почтившего. Не имея сил к богоборству, впал в братоубийство»,- говорит свт. (Basil. Magn. Hom. 11. 3 // PG. 31. Col. 376). «Опечалился Каин и испаде лице его. А для чего? понеже видел, что брат его Авель от Господа всех за приношение даров похвален, а он ради своея лености отринут. ...Тако зависть печалится о добре ближняго, и братнее благополучие за свое вменяет неблагополучие!»- уточняет свт. Тихон Задонский (Т. 2. С. 174). Свт. Иоанн Златоуст называет З. «корнем убийства» (Ioan. Chrysost. In Gen. 54. 2): как Каин по З. убил брата, так и Исав замыслил убийство брата Иакова, получившего благословение от отца (Быт 27. 30-41); З. заставила Лавана преследовать Иакова (Быт 29. 15-29) (Ioan. Chrysost. In Gen. 57. 2). Саул вознегодовал на Давида, что ликующие жены ему отдали больше похвалы («Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи» - 1 Цар 18. 8 слл.). Бытописатель повествует о сыновьях Израиля. Более всех любил отец Иосифа, «потому что он был сын старости его», и сделал ему разноцветные одежды. Братья, увидев, что отец больше любит Иосифа, позавидовали ему и возненавидели, и еще больше возненавидели, когда Иосиф по простоте душевной рассказал им о своих снах, пророчивших ему возвышение (Cypr. Carth. De zelo et livore // PL. 4. Col. 641),- так что продали братья его в рабство (Быт 37). Однако Промысел Божий нередко вмешивается в человеческие взаимоотношения и исправляет катастрофические последствия З.

Последняя из 10 заповедей ВЗ предупреждает от З.: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор 5. 21).


Иосиф и братья. Миниатюра из Венского Генезиса. VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 30)З. вызывают у фарисеев благодеяния, к-рые оказывает Иисус Христос ближним (ср.: Ин 7. 31-32; Мф 12. 13-15, 22-24). Народ дивился совершаемым Им чудесам, рассуждая, не это ли Христос? Казалось бы, что особенного сказал народ, замечает свт. Иоанн Златоуст, но фарисеи этого не перенесли, они всегда мучаются от оказанных ближним благодеяний, и более всего их огорчает спасение людей (Ioan. Chrysost. In Matth. 40. 3). «Кто больший Иудеям благодетель был, как Христос, Спаситель мира?- вопрошает свт. Тихон Задонский.- Мертвецов их воскресил, слепцев просветил, прокаженных очистил, и прочая чудесная благодеяния учинил. Но зависть на тое не смотрит... Она не рассуждает, ни почитает высокаго добра, но поучается убить благодетеля (см.: Ин 11. 47-53.- Л. Л.)» (Тихон Задонский, свт. Т. 2. С. 176). И когда им не удалось это сделать, они хотели помрачить славу Христа (Ioan. Chrysost. In Matth. 40. 2, 3). З. ослепляет людей. Книжники и фарисеи знали из пророчеств о приходе Христа, о том, что Он должен родиться в Вифлееме, о том, что ожидаемый Мессия сотворит знамения и чудеса. Но вот Иисус Христос сотворил неслыханные знамения и чудеса, «и народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле» (Мф 9. 33), и даже один из начальников иудейских сказал Ему: «Равви! мы знаем, что Ты - учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин 3. 2), и сами фарисеи признали, что Он много чудес творит (Ин 11. 47), но З. и злоба ослепили их, для себя хотели они сохранить божественное избрание (Тихон Задонский, свт. Т. 4. С. 265).

З., как яд диавола, «убивает самую жизнь религии и веры», ибо она направлена против Бога, дающего человеку блага (Ioan. Cassian. Collat. 18. 17). «...Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое»,- поучает апостол (Иак 3. 14-16).

Свт. Василий Великий, предостерегая от З., говорит, что нет более пагубной страсти: она меньше вредит тому, кто оказывается объектом З., чем самому завистнику: З. разъедает его изнутри, и самое мучительное для завистника, что он не может никому открыть причину своего мучения, он ходит унылый, злой, жалуется (Basil. Magn. Hom. 11. 1 // PG.31. Col. 373). И что может быть пагубнее - «это порча жизни, поругание природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противление Богу» (Ibid. 3 // PG. 31. Col. 376). «Даже до того неисцельна эта погибель (т. е. зависть), что от ласки ожесточается, от услуг напыщается, подарками раздражается» (Ioan. Cassian. Collat. 18. 17). Настолько вредна страсть З., что простирается даже на родство (Ioan. Chrysost. In Gen. 61. 1). Как мучается бедная душа, невозможно изобразить, сожалеет о завистнике свт. Тихон Задонский, даже тело бледнеет и иссыхает от З. (Тихон Задонский, свт. Творения. Т. 4. С. 141). Один есть предел З. и вместе с ней ненависти, когда завистливый увидит, что тот, кто вызывал З., делается несчастным, жалким, тогда завистливый становится его другом: с веселящимся он не веселился, а с плачущим плачет (ср.: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» - Рим 12. 15). Но если завистливый оплакивает несчастье человека, то не из человеколюбия и хвалит его прежнее состояние, чтобы лишь тягостнее сделать его бедствие (Basil. Magn. Hom. 11. 2). Из З. рождается лицемерие: скрывая в глубине души ненависть, завистник прикрывает свои чувства, прикрашивает их любовью (Ibid. 6). Свт. Василий Великий, упомянув Притч 23. 6, говорит о премудрости того, кто запрещал вкушать пищу «с мужем завистливым», т. е. вообще вступать в к.-л. общение с завистником, заводить с ним дружеские беседы, ибо, сближаясь с З., предостерегает святитель, можно и предаться ей (Basil. Magn. Hom. 11. 4 // PG. 31. Col. 380).


Книжники и фарисеи искушают Иисуса Христа. Миниатюра из Четвероевангелия царя Иоанна Александра Болгарского. 1356 г. (Brit. lib. Add. MS. 39627. Fol. 233)З. разрушает любовь между людьми, она насаждает в душе завистника ненависть, злобу. Свт. Григорий Богослов, обращаясь к завистникам, увещевает их от того, «что из всего худого есть худшее» - «зверь, исполненный яда, опасная и ужасная кладовая зависти, позорный столб, сокращенно представляющий всякое ужасное зло» (Greg. Nazianz. Carm. de se ipso // PG. 37. Col. 1338).

«Духовные беседы» передают рассказ-притчу о том, как трое путников обнаружили на дороге драгоценную находку. Находка была велика, так что при разделе каждому досталась бы значительная часть. И тут явилась З. вместе с коварством и жадностью. Полюбовавшись находкой, путники сели отдохнуть и подкрепиться, но каждый думал лишь о том, как бы одному завладеть ею. Когда один из них пошел в город за провизией, двое других сговорились убить его, и тот тоже замыслил избавиться от спутников, отравив припасы ядом. Когда он вернулся, то был немедленно убит своими спутниками, но и эти двое умерли, поев принесенную им пищу. Драгоценная находка осталась на дороге ждать других - безумцев или достойных людей (Марк (Лозинский), игум. Отечник проповедника. Серг. П., 1997. С. 146-147). З. может поражать и подвижников. «Лавсаик» повествует о благочестивом муже, Павле Фермейском, к-рый, узнав, что в одном селении живет девственница, совершающая в течение 30 лет большее правило, чем он, был охвачен З. и находился в глубокой скорби, пока авва Макарий, к к-рому он пришел для духовного назидания, не вразумил его (Там же. С. 147).


Смертные грехи - зависть и ненависть. Фрагмент композиции «Страшный Суд». Роспись ц. Спаса на Сенях, Ярославль. 1675 г.Прп. Никита Стифат в соч. «Жизнь и подвижничество Симеона Нового Богослова» (критич. изд.: Νικήτα τοῦ Στηθάτου Βίος κα πολιτεία τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν Συμεὼν τοῦ Νέου Θεολόγου / Εἰσαγωγή, κείμενο, μετάφραση, σχόλια archim. Symeon Koutsas. Αθήνα, 1994; рус. изд.: Симеон Новый Богослов, прп., Никита Стифат, прп. Аскетические произведения. Клин, 2001. С. 150-185) описал, как в течение 7 лет синкелл Стефан Алексинский из З. клеветал на прп. Симеона. Прп. Симеон обладал духовным знанием, его почитали не только духовно мудрым, но и святым. Стефан, способный и широко образованный, пользовавшийся влиянием на патриарха и на императора, был о себе высокого мнения, а прочих презирал. Для него, разжигавшего в себе З., непереносимой была распространившаяся по К-полю молва о том, что знаниями и мудрыми речами прп. Симеон превосходит его. При встрече в патриарших покоях Стефан, приняв личину друга, задал преподобному вопрос о Св. Троице. Потрясенный прп. Симеон сказал, что с надеждой на помощь Св. Духа он составит письменный ответ и пришлет Стефану. Получив ответ и соприкоснувшись с глубочайшими мыслями преподобного, выраженными простыми словами, уязвленный Стефан потерял дар речи. Он стал докучать патриарху и синоду клеветами на прп. Симеона. Не найдя ничего порочащего в жизни преподобного, он обвинил его в излишне торжественном и широком почитании духовного отца, Симеона Благоговейного, в написании им его иконы, на к-рой тот изображен вместе с древними святыми. Украв из кельи преподобного икону, Стефан представил ее суду патриарха и синода. И хотя преподобный защитил икону словами Свящ. Писания («Память праведника пребудет благословенна...» - Притч 10. 7 и др.), З. Стефана не угасла, но разгорелась еще сильнее, он убедил патриарха и синод послать людей, чтобы уничтожить все иконы, написанные прп. Симеоном. Преподобный был изгнан, его увезли и оставили одного, без вещей и еды в пустынном месте. Преподобный понял, что сбылось то, чего желала З., без горечи он воздал благодарность Богу. Но и на этом не остановилась З. Однако прп. Симеон отвечал завистникам добрыми делами: он собрал вокруг себя учеников, создал мон-рь.

Многие воздерживаются, говорит свт. Тихон Задонский, от мяса и рыбы, но не хотят воздержаться от З., так какая же в том польза, если тело не употребляет того, что не запрещено, а душа съедается тем, что под смертной казнью запрещено, ибо «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин 3. 15). А ныне, отмечает свт. Иоанн Златоуст, З. не считают пороком, поэтому и не заботятся, чтобы избавиться от нее; нужно научиться относиться к З. как к тяжкому греху, каяться в нем, учит святитель,- если так поступать, то вскоре можно избавиться от этого порока (Ioan. Chrysost. In Matth. 40. 3). Только добродетель, противоположная З.,- любовь к ближнему, сердечная, искренняя, к-рая «не завидует... не превозносится, не гордится» (1Кор 13. 4),- может предупреждать возникновение этого страшного порока. Любовь к ближнему проявляется в уважении его достоинства, его прав, в почтительности, бескорыстии, добросердечности, сострадательности и т. п. Свт. Иоанн Златоуст называет любовь наставницей, создательницей всякой добродетели (Ioan. Chrysost. In Rom. 3 // PG. 60. Col. 618). И хотя проникает в сердце пагубная страсть - З., но любовь, царящая в сердце, заставляет его противиться и побуждает его благодарить Бога, что ближний в благополучии находится,- «тако бо всякое зло внутреннее исцеляется... Нудить бо себе должны мы ко всякому добру, и не что злое сердце хощет, но чего вера и совесть христианская требует, делать» (Тихон Задонский, свт. Т. 2. С. 176).

З. одолевала человека во все времена и в различных обществах.

Мифы о З.

В древнеегип. мифе злой и коварный Сет убивает своего брата Осириса, правившего в Египте. Осирис научил людей сеять злаки, сажать виноградники, выпекать хлеб, обучил их врачебному искусству и проч. Завистливый Сет, желая занять место брата на троне, придумал, как погубить того: с соумышленниками он принес ящик (саркофаг) на пир по случаю удачного военного похода Осириса и сказал, что ящик будет подарен тому, кому придется впору. Когда в свою очередь Осирис лег на дно ящика, сподвижники Сета захлопнули крышку, залили свинцом и бросили в воды Нила. Согласно древнегреч. мифу о зависти богов (ср.: «...зависть чужда сонму богов» - Plat. Phaedr. 247a), боги ревностно относятся к людскому успеху, благополучию, богатству, человеческому счастью, и если человек преуспевает и у него все складывается удачно, то боги могут наказать его из З. Др. древнегреч. миф, о Дедале и Икаре, рассказывает, что Дедал, величайший художник и скульптор, мастер и изобретатель, посвятил в тайны своего мастерства племянника Талоса, к-рый превзошел искусством учителя. Из З. Дедал убил ученика, столкнув со скалы, но злодеяние открылось, и ареопаг приговорил Дедала к смерти. Спасаясь, он бежал на Крит к царю Миносу, где прожил много лет. Он построил знаменитый Лабиринт, в к-ром невозможно было найти выход. Дочери Миноса Ариадне Дедал дал клубок ниток, к-рый помог Тесею выбраться из Лабиринта. За это Минос заточил Дедала и его сына Икара в Лабиринт. Чтобы бежать, Дедал сделал крылья, скрепив перья воском. Икар, несмотря на предупреждение отца, взлетел слишком высоко, палящие лучи солнца растопили воск, Икар упал в море и погиб в волнах. Овидий в «Метаморфозах» рассказывает, как Дедал, владеющий мн. ремеслами, убил своего талантливого ученика: видя, что юноша очень способен и со временем превзойдет учителя, он столкнул его со скалы (Ovid. Met. VIII 236-259).

В античности олицетворениями З. выступали змея, жаба, медуза, собака, отвратительная старуха - эти символы-образы отражали разные стороны З., напр., способность змеи менять кожу позволяла видеть в ней различные виды З.

Философы о З.

Считал, что З. полагает начало раздору среди людей: если бы один не вредил другому, каждый мог бы жить, как ему угодно, и законы не были бы этому помехой (Фрагменты Демокрита. Фрагм. 450); «завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу» (Фрагм. 404). Платон, характеризуя тиранический вид правления и тирана, называл последнего «подлинно рабом величайшей угодливости и рабства, вынужденным льстить самым дурным людям», тиран не может удовлетворить свои вожделения, ему многого недостает - «власть неизбежно делает его завистливым» (Plat. Resp.). Платоновский Сократ спрашивает собеседника, порождается ли удовольствие по поводу злосчастья друзей З., и получает утвердительный ответ - в таком случае З. есть и страдание души и удовольствие, заключает он (Idem. Phileb.). В платоновской школе З. определялась как огорчение по поводу благ, к-рые имеются у друзей, и даже тех, к-рые были у них в прошлом (Idem. Def. 416). отмечал, что «люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе, откуда и говорится: «родня умеет и завидовать»» (Arist. Rhet. 1388a6-8; ср.: «...завистливы близкие родичи и те, кто вместе рос или вместе начинал службу, если вчерашняя родня или ровня их опередит» - Бэкон. Т. 2. С. 368). З., по Аристотелю, как и др. страстям, сопутствуют удовольствие и страдание (Arist. EN 1105b23; Idem. MM 1186a13); по сравнению со злобной З. (φθόνος) негодование (νέμεσις) - это «обладание серединой» (EN 1108b1; ср.: MM 1192b18).

Цицерон полагал, что завистником является «тот, кому благополучие соседа нимало не мешает, но тем не менее причиняет душевную боль». Он сопоставлял З. с соперничеством и ущемленностью: похвальное соперничество - это соревнование, дурное - ревность, при последнем «человек хочет того, чего у него нет, а у другого есть»; ущемленность (ζηλοτυπία) вызывает горе по поводу того, что и у другого есть то, что есть у тебя (Cicero. Tusc. disp. IV 7-8).

«...В зависти всегда таится сравнение,- утверждал Ф. ,- а где невозможно сравнение, нет и зависти...» (Бэкон. Т. 2. С. 368). Он отмечал, что З. может принимать деструктивную форму поведения: «Кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию» (Там же. С. 367). По Бэкону, З. не знает покоя, ничто, кроме смерти, не может примирить ее с добродетелью (Там же. Т. 1. С. 380), «зависть из всех страстей самая упорная и неугомонная», «зависть всегда творит свое дело во мраке и втайне» (Там же. Т. 2. С. 370). Разрушительная составляющая в поведении завистника наиболее явно обозначена у Р. Декарта: «Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других» (Декарт. Т. 1. С. 561). З. Декарт называл «порок, представляющий собой природную извращенность», эта извращенность заставляет нек-рых досадовать при виде благополучия других. Он считал З. видом печали, к-рая возникает, если завистник полагает, что кто-то не заслуживает блага, причем это переживание может относиться как к наличному благу, так и к ожидаемому, «поскольку мнение, что оно наступит, представляет его как уже существующее» (Там же. С. 509). Декарт говорил о том, что З. не должна касаться благ, полученных человеком от рождения, ибо он получил их от Бога. Вместе с тем он оправдывал З. «справедливую»: «...если судьба наделяет кого-нибудь благами, которых он действительно недостоин, и если зависть пробуждается в нас только потому, что, питая естественную любовь к справедливости, мы досадуем на то, что она не была соблюдена при распределении этих благ, то эту зависть можно извинить, особенно если благо, которому завидуют у других, такого рода, что в их руках оно может обернуться злом, например если этим благом является какая-нибудь должность или служба, при исполнении которой они могут дурно поступать. Даже если для себя желают того же блага и обладанию этим благом поставлены препятствия, потому что оно находится у других, менее достойных, зависть все же извинительна...» (Там же. С. 560). Аристотель, а вслед за ним и другие, полагал Декарт, считая З. только пороком, назвали ту З., к-рая не порочна, словом «негодование» (Там же. С. 565).

И. Кант в соч. «Метафизика нравов в двух частях», рассматривая З. как один из 3 противоположных человеколюбию пороков человеконенавистничества, писал, что З. (livor) представляет собой неудовольствие по поводу благополучия других. Когда З. сопровождается поступком с намерением лишить блага другого - это черная З., в остальных случаях - просто недоброжелательство (invidentia). Более того, Кант здесь же называет З. «лишь косвенно злонравным образом мысли», который возникает, когда человек досадует, видя, как чужое благополучие заслоняет его собственное. Происходит это потому, что человек не умеет оценивать благо по его внутреннему достоинству, для него эта оценка становится явной лишь при сравнении с благом другого (Кант. 1965. С. 400). В трактате «Религия в пределах только разума» Кант писал, что такие страсти, как З., пробуждаются в человеке не под влиянием его природы, но «обращаются против его природного довольства самим собой, когда он находится среди людей», и для этого вовсе не обязательно, чтобы все окружающие человека люди погрязли во зле, довольно того, что они существуют, что окружают его, что они - люди, чтобы губить моральные задатки друг друга (Он же. 1980. С. 162). В природе человека, по Канту, заложены лишь побудительные мотивы З., и только «их внешнее проявление превращает ее в отвратительный порок угрюмой страсти, терзающий человека и стремящийся к разрушению счастья других, хотя бы только мысленно; [порок этот], стало быть, противен долгу человека перед самим собой и перед другими» (Он же. 1965. С. 400).

Ф. Ницше считал проявлением З. отсутствие друзей (Ницше. С. 613). Завистнику не следует и детей иметь, полагал Ницше, ибо он стал бы завидовать им, т. к. сам уже не может быть ребенком (Там же. С. 464).

Свящ. Павел Флоренский, рассматривая понятие «ревность» в соч. «Столп и утверждение истины», говорит о З. только в паре с ненавистью («ненависть с завистью»): «Подозрительность, ненависть с завистью и т. д.- все это дурныя, недолжныя, эгоистическия проявления ревности...» (Флоренский П., свящ. С. 469). «Ревность» нередко употребляют в качестве синонима «З.». Нек-рые авторы даже считают, что ревность является более широким понятием, нежели З., и можно употреблять один термин - «ревность». Однако ревность и З. отражают разные сферы межличностных отношений. З. возникает из желания приобрести то, что другой имеет, а ревность - из страха потерять уже приобретенное. Свящ. П. Флоренский не оставляет возможности для такого смешения, приводя не только отрицательный, но и положительный смысл понятия «ревность» как ревностное отношение к чему-либо, рвение. Хотя, говоря о З. в связи с ревностью, он, несомненно, считал «ревность» более широким понятием.

Н. А. Бердяев полагал, что З. как к дарованиям другого, так и к богатству другого непобедима социальными перестройками: она - порождение греха и предполагает борьбу с грехом (Бердяев. С. 188). Школа З. Фрейда открыла, писал он, что очень трудно вернуть к реальности человека, одержимого З., поскольку З. и вообще разнообразные проявления ressentiment (З., ревность, обида и проч. вместе) разрушают реальности и создают фантасмагорические миры. Мазохизм и садизм свойственны людям, одержимым З., как и вообще всеми формами ressentiment (Там же. С. 161).

Л. П. Карсавин рассматривал З. в ракурсе философии всеединства: в Боге человек видит все другие «я»; в Нем принадлежащее одному принадлежит всем, а принадлежащее всем принадлежит каждому; в Боге благо другого - мое благо, и тем, что это благо другого, оно еще более услаждает меня как залог «единящей любви»; отъединяясь от Всеединства, я по-прежнему жажду блага других и влекусь к ним, но уже не сознаю благо другого моим благом, ибо хочу, чтобы оно было только моим благом; я не вижу ни Бога, ни других, а «завидую им, не вижу - а ненавижу»; это значит, что не хочу видеть в них нечто отличное от меня и «вскипаю желанием уничтожить их отличность от меня. ...Завидую я - и чувствую малость мою и бессилие достичь желаемого и тем оправдать мою гордыню, вечно ущербляемую красою других... Завидуя и ненавидя, горю я в неутолимом огне сознания своего бессилия, поедаем червем ненасытным» (Карсавин. С. 57-60).

Психологи


Раскаяние Андрея, поджигателя кельи прп. Кирилла Белозерского. Фрагмент иконы «Прп. Кирилл Белозерский в житии». Нач. XVII в. (ГЭ) рассматривают З. и как возникающую вследствие личностных свойств человека (внутренние факторы): эгоизма и себялюбия, тщеславия и чрезмерного честолюбия, и как появляющуюся под воздействием внешних факторов, напр. близость в социальном положении завидующего завидуемому. Завистник, как правило, сравнивает свое положение с положением близко стоящих на социальной лестнице людей. З. возникает только по поводу того, к чему у человека имеется пристальный интерес, что он высоко ценит и в чем у него есть потребность.

С психологической т. зр. З. может быть понята и как эмоция (ситуативная З.), и как чувство (устойчивая зависть), и как страсть (всеохватывающая З.) (Согомонов. С. 109). З. делят на «черную» (злобную), когда у завидующего имеется стремление лишить блага другого, и «белую» (незлобную), когда человек, завидуя, не испытывает к преуспевающему враждебных чувств. В этом случае «белая зависть» может даже явиться стимулом для соревновательного роста завидующего, она с моральной т. зр. оправданна. Корень злобной З. в неспособности человека достичь того, чего достиг предмет его З. Иногда же она возникает оттого, что завистник считает человека, вызывающего З., причиной своих неудач. Выделяют также и депрессивную З., возникающую в результате униженного положения, порождающего чувство несправедливости.

Известный психоаналитик Мелани Кляйн в предисловии к кн. «Зависть и благодарность» пишет: «Я пришла к выводу, что зависть - это наиболее мощный фактор, подрывающий чувства любви и благодарности у самого их корня, поскольку она влияет на наиболее ранние из всех отношений, отношения с матерью».

З. произрастает и на почве реальной социальной несправедливости. Ребенок из малообеспеченной семьи, видя, насколько велика разница между его ограниченными возможностями и перспективами, открывающимися перед др. детьми, не может не позавидовать.

Социальную З.

философы и представители социальной психологии очерчивают более широко. И. А. в ст. «Зависть как источник бедствий» (1952) писал, что главный источник мировых событий в XX в. - человеческая З. Различие между богатыми и бедными было и будет всегда. Но производственная беспомощность бедной массы населения является источником обостренной З.; «не просто бедность (с нею люди всегда справлялись), а полная хозяйственная беспомощность, безработица, абсолютная зависимость неимущего от имущего». Это приводит к массовой З.: «почему ты, а не я? твое, а не мое?». «Отсюда,- как утверждал Ильин,- и возникло учение о противоположности и непримиримости социальных классов, желание перераспределения имущества, доктрина революционной мести и классового ограбления. Эта доктрина с самого начала отрицала духовный, религиозный и нравственный фактор истории, а признавала только хозяйственно-имущественный, «материальный» фактор» (Ильин. С. 16). Именно на таком фоне идея справедливости была подменена «уравнением». Возникшая доктрина была направлена и против Бога, и против природы, и против справедливости. Ильин приводит отрывок из «Бесов» Ф. М. Достоевского: «Мы уморим желание; мы пустим пьянство, сплетни, донос, мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство». Развернувшиеся в XX в. события привели к величайшему религ. кризису. «Люди не «утратили Бога»... а ополчились на самую идею Бога; они стремятся скомпрометировать и разложить религиозный акт души; они готовы искоренить на земле всех верующих» (Там же. С. 19).

Кто печется об абсолютном равенстве, т. е. о том, чтобы его доля была точно такой, как доля другого, писал Э. Фромм в кн. «Иметь или быть?», на самом деле за этой приверженностью полному равенству скрывают истинную мотивацию своего поведения - З. Те, кто требуют, чтобы никто не имел больше, чем другие, защищают себя от З., к-рую они стали бы испытывать, если бы кто-нибудь имел чуть больше, чем они (Фромм. С. 91).

Ист.: Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении / Пер. с древнегреч.: А. О. Маковельский // Материалисты Др. Греции. М., 1955. С. 53-178; Тихон Задонский, свт. Творения: В 5 т. М., 1898-1899; Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 2; он же. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. М., 1980. С. 78-278; Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1971-1972; Карсавин Л. П. Saligia, или Весьма краткое и душеполезное размышление о Боге, мире, человеке, зле и семи смертных грехах. P., 1978р; Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4; Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1; Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины: Опыт правосл. феодицеи в двенадцати письмах. П., 19893. С. 464-482; Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1; Фромм Э. Иметь или быть? М., 19902; Ильин И. А. Зависть как источник бедствий // Он же. О грядущей России. Джорд., 1991. С. 16-20; Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993; Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 4.

Несмотря на то что исследовать трудно (хотя бы потому, что признаваться в ней мало кому охота), учёным всё-таки удалось кое-что выяснить. Например, мы знаем нечто о процессах, происходящих в душе завидующего.

Во-первых, это сравнение. Зависть основана на привычке, которая разрушает самооценку покруче травмирующих отношений и обидных слов. Эта — сравнение себя с кем-то другим.

Конечно, все мы так или иначе ориентируемся на других. Но разрушительным сравнение становится тогда, когда появляются категории «лучше/хуже», когда один из сравниваемых идеализируется, а второй непременно обесценивается. Вот в этом случае самооценка и ломается. Неважно, в чью пользу вы сравниваете: факт в том, что ваше начинает зависеть от тех, кто рядом. От до зависти один шаг.
Фото: depositphotos.com

Сравнение приводит ко второму компоненту зависти: ощущению чьего-либо превосходства над собой . Исследования не британских учёных показали, что самую сильную зависть вызывают отнюдь не звёзды кино и эстрады, а самые обычные люди — соседи, подруги, коллеги. Более того: выяснилось, что чем доступнее объект, чем меньше до него расстояние, тем сильнее зависть. Одно дело, когда человек недосягаем, и совершенно другое, когда вот он, под боком, живёт в тех же условиях, но у него лучше жизнь складывается…

Возникают чувства горькой несправедливости, обиды, досады и раздражения. И эти переживания не просто неприятны: они ещё и постыдны, ведь с детства говорили, что завидовать — плохо.

Но разве можно перестать испытывать какое-то чувство просто потому, что его признали «плохим»? Нет, конечно. В итоге получается аж двойной удар по самооценке: мало того, что кто-то «лучше», так ещё и чувствовать это — нельзя. Вот наша психика и придумала много способов не только справиться с завистью, но и спрятать противное чувство от её же обладателей.

Фото: depositphotos.com

Кто-то обходится малым: попросту не признаёт собственную зависть . В таком случае она видна всем, кроме самого завистника, а он сам просто чувствует неясную тоску и апатию, не замечая связи своего упавшего настроения с чьими-то успехами.

Другие люди активно используют обесценивание, пытаясь «сравнять счёт» : мол, раз уж сравнение показало, что кто-то «лучше», то нужно его принизить, и всё вернётся на круги своя. Поэтому так часто о красивых женщинах говорят «зато она дура», об успешных — «это на халяву досталось/ просто повезло».

Отказ от деятельности — тоже способ справиться с завистью. Если человек чувствует, что не может достичь желаемого, а склонности проявлять агрессию на других у него нет, то у него попросту опустятся руки. Он уйдёт из активной деятельности и займётся самобичеванием. Возможно, ему хватит сил на ревностное наблюдение за объектом зависти, на слежку за его успехами в социальных сетях или посредством слухов.

Вариантом справиться с чувством зависти может быть и компенсация , то есть стремление вызвать зависть у других. И это, кстати, не всегда так уж плохо. Ведь именно осознание собственной «неидеальности» часто толкает людей на великие открытия и достижения.

Кто чаще завидует? Все или не все испытывают зависть — вопрос спорный. Но психологам удалось определить личностные черты, обладатели которых более склонны чувствовать зависть.


Фото: depositphotos.com

  • Заниженная самооценка, сравнение себя с другими.

Об этой парочке черт мы уже говорили выше. Откуда они берутся? Конечно, из прошлого. Чаще всего они развиваются у людей, чьи родители приучили их к сравнению, ставя других детей в пример.

Родителям на заметку: «А вот у Машеньки по математике пять, а у тебя почему четыре? » и «У Машеньки по математике пять, а ты отлично сочинения пишешь! » — чувствуете разницу? Это разница между токсичным сравнением и просто сравнением. Токсичное сравнение убивает . Так ребёнок учится не замечать собственную уникальность и жить с оглядкой на других.

  • Негативные установки.

Некоторые верования заставляют нас отказаться от активности, от оптимизма и веры в свои силы. Трудно избавиться от зависти, если в глубине души человек верит в то, что «нечего от жизни хорошего ждать», «жизнь — трудная штука» и «зима близко».

  • Внешний локус контроля.

Это склонность объяснять свои удачи и неудачи влиянием внешних обстоятельств. «Нет успеха не потому, что я мало учился и много ленился, а потому, что Меркурий у меня не в той Венере». Люди с внешним локусом контроля перекладывают на других, на обстоятельства, на судьбу — словом, на кого угодно, лишь бы не на себя. Поэтому завистливые личности так часто обесценивают чужие достижения: им кажется, что другим «просто повезло».

  • Перфекционизм.

Вопреки расхожему мнению, зависть характерна не только для тех, кто мало чего добился. Исследования показывают: есть категория склонных к зависти людей, которые имеют многое. Ведь источник её не в желании обладать чем-то, а в глубоком чувстве собственной неполноценности. Вот от этого и страдают.

Они пытаются отыскать то, чего им не хватает для достижения совершенства. И перфекционист находит чужие успехи, которые в его глазах воспринимаются как свидетельства его «проигрыша». Такие люди уверены: чем больше достигает другой, тем менее значимы его собственные результаты.

  • Враждебность.

Бывают люди, для которых мир — это война. Для них «человек человеку — волк», «кругом враги», «не верь, не бойся, не проси» — ну и так далее. У таких людей трудности с доверием, им тяжело завести настоящих друзей, они не могут позволить себе роскошь искренности и близости. Они склонны к конкуренции и , а на этой почве зёрна зависти прорастают лучше любых сорняков.

Фото: depositphotos.com

Кстати, есть тип людей, для которых зависть является одним из основных чувств. Это нарциссы. Они обладают всеми вышеперечисленными чертами сразу. Есть даже такой термин: «нарциссическая зависть». Особенность её в том, что она ненасыщаема.

Личность нарцисса устроена таким образом, что в глубине души он испытывает колоссальное чувство собственной ничтожности, нелюбимости, обманутости. И всеми силами пытается из этого Ада выбраться. Ему это удаётся на какое-то время, и тогда он чувствует себя на вершине мира. Но сладость победы недолговечна, и нарцисс снова с грохотом проваливается в никчёмность.

Ту же модель он использует и для взаимодействия с другими: они либо идеальны (ненадолго), либо ничтожны. Конкуренция и использование — вот единственно возможные для нарцисса формы отношений с другими. Естественно, что люди с такой структурой личности просто обречены на зависть… и не только испытывать её, но и провоцировать других на то же чувство.



Фото: Depositphotos

Ведь как нарцисс использует других? В качестве зеркала. Чем больше зависти он вызовет, чем больше лайков поставят его фотографиям, тем он прекраснее. Удивительное противоречие нарцисса: он склонен осуждать других, но сам полностью зависит от их мнения. Иначе он потонет в ощущении собственной ничтожности.

Иногда за кознями и гадостями трудно разглядеть, насколько несчастен завистник. Но важно помнить вот что: от большой радости и крайней удовлетворённости собственной жизнью это чувство уж точно не испытывают.

Зависть – очень неоднозначное чувство, оно может разрушать, а может стать основой для созидания. Все зависит от того, кто и как завидует. С одной стороны зависть может глодать человека изнутри и не давать ему сконцентрироваться на позитиве, разрушать его изнутри и разрушать его жизнь. Зависть может привести к одиночеству и хронической усталости от всего.

С другой стороны зависть может стать толчком для работы, для улучшения своей жизни, для создания чего-то нового. В такой ситуации зависть становится силой создающей, приносящей пользу. Так как же относиться к зависти и что она являет собой?

Какие эмоции вызывает зависть?

Прежде чем анализировать последствия зависти, необходимо разобраться, какие эмоции она вызывает и как виляет на нашу жизнь в данный момент. То, что зависть – это плохо, нам внушают с детства, поэтому часто мы просто стесняемся признаться даже себе, что завидуем. Обычно мы стараемся найти миллионы причин, почему недолюбливаем кого-то, только бы не признать, что движет нас исключительно зависть. Кроме того, признать, что ты кому-то завидуешь часто равносильно тому, чтобы признать, что кто-то лучше тебя. Необходимо иметь огромную смелость, чтобы заявить о своей зависти, признать ее существование.

Необходимо понимать, что зависть в любом случае вызывает только негативные эмоции. Даже, если они приводят к положительным результатам и новым свершениям, делается это из злости. Ощущения похожие на ненависть и злость являются постоянными спутниками зависти. Это не может не отразиться негативно на характере и на самочувствии, поэтому и стоит избегать этого ощущения.

Практически всегда зависть связана с негативными эмоциями, такими как злость и ненависть, и приводит к жадности, мелочности и негативному жизненному настрою.

В большинстве случаев люди, снедаемые завистью, становятся жадными, мелочными, злыми, но редко замечают это за собой и признают свою проблему. Зависть мешает ощущать удовлетворенность своей жизнью, чего бы вы ни добились, это не принесет радости и удовлетворения, что приводит к постоянному недовольству и грозит вылиться в серьезную .

Черная и белая зависть

Очень часто можно услышать, что вред приносит только так называемая черная зависть, а белая - это полезно. Но на самом деле большинство психологов сходятся на том, что никакой белой зависти просто не существует. Чаще всего в качестве белой зависти мы воспринимаем обычное восхищение чьими-то успехами, радость за кого-то. Если же к искренней радости присоединяется еще и досада от сравнения с собой, неприятные ощущения – это уже зависть.

Часто зависть считают полезной, так как она приводит к конкуренции, а значит и к росту, профессиональному или личностному. Но здоровая конкуренция и зависть – немного разные вещи. Человек, которым движет зависть, не может получить удовлетворение от своего успеха, он будет зациклен на проблемах и неудачах. Это часто приводит к тому, что человек работает на износ в состоянии постоянного , получает результаты, но не ценит и не замечает их, продолжая сражение с врагом, который даже не подозревает о своем участии в битве.

Хорошей зависти не бывает, даже так называемая «белая» зависть способна разрушить жизнь человека, превратив ее в гонку за ненужными достижениями.

Чем же такая «белая» зависть отличается от «черной»? Тем, что черная зависть заставляет человека делать что-то во вред тому, кому он завидует. При белой зависти человек приносит вред исключительно себе, заставляя себя сражаться за идеалы и ценности, которые все равно не принесут никакого удовлетворения.

Как распознать зависть

Зависть – весьма коварное чувство, так как она отлично маскируется под другие похожие чувства и не дает возможности проанализировать свои ощущения в полной мере. Если вы не можете проанализировать свои ощущения и найти причину негатива, вполне возможно что, причиной его является именно зависть.

Часто узнать зависть бывает непросто, но есть признаки, которые позволят сделать это безошибочно.

Чтобы определить, так ли это, рассмотрим основные признаки зависти:

  • нет желания говорить об успехах других людей и о людях, у которых все хорошо в жизни;
  • нет желания иметь отношение к успехам других;
  • успехи других людей вызывают как минимум раздражение;
  • преследует , недоверие и желание критиковать хорошие качества окружающих, подозревать их в скрытых мотивах, хитрости, подлости и т.д.;
  • успехи других людей раздражают и вызывают желание критиковать их, приуменьшать их таланты и заслуги;
  • нет желания радоваться чужим успехам, отпраздновать их;
  • присутствует убежденность, что большинство людей не заслужили своего успеха, добились его нечестным путем;
  • обсуждение чужих неудач и страданий вызывает живой интерес и даже приносит некоторое удовольствие и облегчение;
  • ощущение радости и облегчения при неудачах других людей;
  • в разговоре появляется желание подчеркнуть неудачи, недостатки и проблемы других людей;
  • твердая убежденность в том, что все свои проблемы и неудачи люди вполне заслужили и страдают справедливо.

Если у себя или кого-то из близких вы заметили некоторые из этих симптомов, необходимо начинать бороться с завистью, ведь чаще всего ни к чем хорошему она не приводит. Конечно, искоренить зависть непросто, но вполне возможно.

Как можно бороться с завистью

Что такое зависть? Начинается она, когда сравнивая себя с другими людьми, вы замечаете, что сравнение далеко не в вашу пользу. Постепенно осознание того, что кто-то лучше, успешнее и т.д. приносит все больше страданий, разрушает внутренний мир и всю жизнь. Есть ли способы справиться с этой проблемой самостоятельно или необходимо обращаться к профессиональному психологу?

Если вы уже осознали проблему и готовы с ней бороться, то есть вероятность, что все удастся решить своими силами. Зависть – это не порок, это знак, что у человека что-то не так с самооценкой и восприятием окружающей действительности, поэтому первый этап борьбы с завистью – самоанализ и контроль своих мыслей. В первую очередь необходимо понять, почему это чувство вообще появилось.

Чтобы побороть завить, необходимо выяснить причину ее появления, проанализировать свои мыли и ощущения.

Если вам хочется обладать чем-то, что есть у другого человека, то такая форма зависти вовсе не страшна, нужно просто задуматься, каким путем это «что-то» можно заполучить. Возможно, нужно просто больше работать, в том числе и над собой, и тогда повод для зависти пропадет. Например, у подруги красивая фигура – необходимо поработать над собой, наверно, ей также нелегко поддерживать идеальную форму, но она-то не ленится, поэтому и вызывает зависть.

Второй шаг в борьбе с завистью – понять, что внешнее благополучие не всегда является поводом для зависти, у многих успешных людей проблем побольше, чем у вас. Красивая и стройная знакомая может страдать из-за причин вам неизвестных, а ее и активность может скрывать совсем другие мысли. Поэтому никогда не стоит завидовать человеку, основываясь только на внешних впечатлениях.

Шаг третий – найти себе любимое дело. Сконцентрированность на чем-то интересном и важном помогает избежать праздных мыслей и зависти. Кроме того, в любимом деле вы сможете добиться новых высот и стать объектом чьей-то зависти.

Критичное отношение не только к себе, но и к окружающим, часто помогает эффективно бороться с завистью.

Есть и еще один способ борьбы с завистью – это релаксация, медитация и психологическая саморегуляция. Нельзя концентрироваться на негативных мыслях, даже если они заставляют вас двигаться вперед и чего-то добиваться. Успехи, полученные таким путем, не приносят удовлетворения. Поэтому при появлении негативных эмоций необходимо расслабиться и постараться привести свои чувства в порядок.

Что делать, если вы стали объектом зависти (Видео)

Как поступать, если вы ощущаете зависть, мы уже рассмотрели, но что же делать, если завидуют вам? Если вы заметили, что вам завидуют, это, конечно, может стать поводом для гордости, но помните, что это еще и негатив в вашу сторону. Поэтому лучше постараться избежать того, чтобы вам завидовали.

Если вы замечаете, что можете больше окружающих, вы успешнее и больше достигли, ни в коем случае не стоит этим хвастать, выставлять напоказ свои достоинства и достижения. К своему успеху необходимо относиться просто, как к чему-то естественному, тогда это будет вызывать меньше негатива со стороны окружающих. Необходимо свои успехи воспринимать как очередную ступень на пути к успеху, а не победу над окружающими неудачниками.

Чтобы защитить себя от зависти очень важно адекватно оценивать свои успехи и не слишком преувеличивать их ценность, особенно в глазах других.

Даже если вы ощущаете себя сильной личностью и замечаете, что окружающие сильно вам в чем-то уступают, помните - них тоже есть сильные стороны. А их зависть ничего хорошего вам не принесет.

Наверное, нет на свете такого человека, который может честно сказать, что никогда и никому не завидовал. Это чувство иногда возникает в течение жизни человека и неизменно приносит разрушительные эмоции. Неприятные эмоции также приносят те ситуации, когда завидуют нам самим. Какова же природа зависти и как побороть это недостойное мудрых людей чувство?

Что такое зависть.

В самом простом смысле зависть означает желание обладать чем-то, что есть у другого. Если рассматривать этот вопрос с научной точки зрения, то завистью называют некую совокупность чувств и соответствующего поведения, которые возникают в ответ на знание о том, что кто-то другой обладает чем-то желанным, причем не всегда материальным.

Зависть - это не самое приятное чувство, причем оно разрушает и жизнь завистника, и жизнь объекта зависти. Она часто сопровождается чувством вины, обидой, страхами и другими разрушительными эмоциями с обеих сторон.

Но можно найти и положительные моменты даже в таком негативном чувстве. Считается, что чувство зависти способствует развитию самоуважения и самоконтроля. Завидуя, человек начинает стремиться к саморазвитию, а это, несомненно, хорошо. Правда, хорошо это лишь в том случае, когда губительное чувство зависти осознается и прорабатывается.

Виды зависти.

Некоторые люди традиционно выделяют несколько видов или проявлений зависти, хотя, конечно, деление это очень условное:

  • «Черная» зависть – самая страшное и неприятное чувство. Завидовать по-черному – это желать зла тому, кто добился чего-то большего, чем вы, пусть во всем остальном у человека все не так гладко. Например, если вдруг знакомому с таким же уровнем образования и опытом работы предлагают должность, где зарплата в разы больше, чем у вас, вдруг появляются мысли типа «Почему все это происходит с ним?», «Чем он это заслужил?» и т.д. Если дальше появляется некая обида на судьбу или того хуже, желание, чтобы должность знакомому все-таки не досталась, это и есть проявления черной зависти. Что удивительно, чувство это испытывают не к каким-то представителям элиты или известным богатым людям, а к собственным знакомым, у которых жизнь не намного отличается от жизни завистника.
  • «Белая» зависть считается хорошим чувством, если вообще уместно так говорить. Это описываемое чувство близко к восхищению, когда достижения другого человека заставляют расти самого завистника. Однако есть большая разница между белой завистью и восхищением. Когда человек восхищается, он просто утверждает, как здорово то, что другие делают или добиваются. Когда человек завидует, пусть и якобы по-белому, он сравнивает себя с другим, т.е. здесь идет не просто осознание успехов другого, но и негативные мысли «А вот я…» или «А вот у меня…». Если человек может себя остановить перед появлением этих мыслей, такое чувство пойдет ему на пользу. Если же нет, это мало чем отличается от первого вида зависти.
  • «Серая» зависть – это некое пограничное чувство, которое не всегда можно распознать. Это чувство зависти, которое не осознается человеком. Просто иногда кому-то становится неприятно и не комфортно в присутствии другого: настроение падает, появляется уныние и апатия, недовольство жизнью, может даже вызвать . Если постараться распознать причину таких душевных изменений, можно выявить, что это реакция на рассказы о чужих успехах, на некое хвастовство или несдержанность знакомых. Это неумение радоваться достижениям других – довольно плохой фактор. Как и со всеми другими проявлениями зависти, с такими чувствами нужно бороться.

Как бороться с чувством зависти.

Во-первых, для борьбы с чувством зависти важно принять тот факт, что оно вообще существует у человека. Осознание этого – почти половина решения проблемы. А вот отрицание проблемы может запустить ситуацию. Потом можно будет разобраться в клубке сложных и запутанных чувств уже только с психологом или психотерапевтом.

Во-вторых, нужно разобраться с истоками возникновения этого чувства. Нужно выявить причину того, что вызывает зависть. Так, это могут быть или карьерные успехи других людей, или хорошие личные и семейные отношения, или даже внешность другого человека. А затем уже можно подумать, почему же эти достижения или качества не появляются у вас. Может, другой прикладывает больше усилий для достижения карьерных высот, бросил карьеру ради сохранения семьи или усердно занимается вопросами своей внешности? Важно оценить всю ситуацию объективно, рассматривая свои возможные недостатки: , безынициативность, слабую волю и т.д.

В-третьих, нужно постараться представить себя на месте того человека, который вызывает зависть. Причем представить себе его жизнь полностью, а не только те сферы, которые вызывают чувство зависти. Что, хотелось бы вместе с его карьерными достижениями ежегодно тратить деньги на лечение давно больного желудка или постоянно ссориться с семьей из-за постоянного присутствия на работе? Или хотелось бы вместе с прекрасным мужем терпеть его не слишком приятных родственников, количество которых, кажется, только растет? Или вдруг захотелось вместе с идеальной внешностью отказывать себе во всем, что радует глаз и желудок, и почти всегда быть «забытой» друзьями? Только после ответов на эти вопросы человек начинает себе ставить цели, которых он действительно хочет добиться.

В дальнейшем при появлении в мыслях малейшего чувства зависти нужно тут же желать человеку добра. Такая тактика распространения позитивных мыслей во Вселенной обязательно сработает, поскольку мысли материальны. Ведь если у кого-то получилось добиться цели, значит, получится и у другого.

Важно научиться в дальнейшем не сравнивать себя с другими. Единственный, с кем нужно сравнивать себя, – это вы в прошлом. Всегда будут существовать люди, которые успешнее нас, красивее нас, богаче нас и знаменитее нас. Но это не значит, что мы плохие. Это значит, что наши положительные качества и особенности заключаются немного в другом. И если вы выполнили какой-то пункт своего личного плана, поставьте себе мысленно «галочку», что вы это сделали, почувствуйте гордость за себя, и принимайтесь за дело для следующей «галочки»!

Если завидуют Вам.

Когда вы обнаруживаете, что завидуют вам, а это довольно сложно скрыть, можно предусмотреть две тактики поведения:

  • От человека, который завидует, можно немного дистанцироваться. Это не значит, что нужно прекратить с ним общение, просто нужно поменьше делиться с ним фактами из своей жизни, особенно позитивными. Можно даже вызвать его сочувствие, ведь человеку, которого жалко, вряд ли будут завидовать.
  • Другой случай предусматривает меньшую демонстрацию того, что вызывает зависть. Поскольку завидуют обычно люди из ближайшего окружения, можно не демонстрировать им свои достижения в других областях. Если завидуют приятели, не стоит кричать об успехах на работе. Если завидуют коллеги, нужно поменьше рассказывать о , муже-красавце и детях-отличниках.

А вообще, если не проявлять по отношению к окружающим неуважения или снисходительности, не гордиться сверх меры своими успехами, то люди будут относиться к вам без негативных эмоций.

С чувством зависти мы сталкиваемся часто. Иногда оно закрадывается к нам, иногда мы ощущаем его извне. Все знают, что завидовать плохо. Поэтому не каждый признает ее наличие у себя. Недовольство своей жизнью, патологическое сравнение себя и других, отсутствие желания меняться к лучшему - все эти чувства могут привести к развитию поглощающей зависти. Человек, не контролируя свои эмоции, может сам себя привести в плен, из которого очень сложно освободиться. По своей сущности мы не можем жить обособленно, все равно мы сравниваем себя с другими, стремимся что-то приобрести или улучшить свою жизнь. Даже если кто-то живет лучше нас, нужно радоваться за этого человека, а не завидовать ему. Что же это за чувство? Каковы его причины и как от него избавиться?

Знакомая всем зависть - это что?

В разных словарях существуют многогранные понятия зависти. Например, одно из определений говорит, что зависть - это желание того, чтобы другой человек не имел и не пользовался тем, чего нет у самого завистливого. Также о значении зависти твердят как о неудовольствии души, которое вытекает из того, что другой обладает тем, чего не имеет завистник. Ещё одно понятие зависти вещает о том, что это печаль души, которая появляется в результате благополучия ближнего.

Бытует мысль о том, что существует два вида зависти: черная и белая зависть. Но на самом деле и та и другая очень плохо влияют на завистника и на того, кому завидуют.

Проблема зависти сегодня есть у многих людей. Она может быть скрыта в неудовлетворенности или потребности в чем-то, нехватке денег, нужде, недовольстве своим внешним видом либо отсутствии личных достижений. Поэтому каждый, кто видит у себя проявления этого чувства, должен искать выход из ситуации, чтобы узнать, как избавиться от зависти.

Несмотря на присутствие такого чувства практически у каждого человека, многие отрицают это. Они твердят, что зависть не имеет никакого отношения к ним и этот порок им не принадлежит. Исходя из этого, это чувство становится для них не столь важным, чтобы уделить внимание этому недостатку. Ведь всем известно, что человеческое существо склонно к зависти. Этот порок настолько проник в сердца людей, что иногда его считают особенностью человека, группы или даже целой нации.

Откуда она берется, ее причины?

Причины зависти могут скрываться в тяжелом детстве, виной чему могут быть родители. Ведь именно они должны были научить своего ребенка воспринимать себя таким, каков он есть на самом деле. Также если в детстве было недостаточно любви, а малыш получал похвалу только за то, что выполнил какие-то требования родителей. Чувство зависти может проявляться у взрослого человека, если его в маленьком, а со временем и подростковом возрасте ругали, пользуясь обидными унижающими фразами, а ещё и применяли физическую силу. Например, если родители давили на формирующуюся личность, говоря, что он виновен в недостигнутом счастье или радости. Если во избежание сглаза запрещали радоваться проявлениям личного счастья. Казалось бы, взрослые, умные люди должны понимать, что зависть - это плохо, а всё вышеперечисленное могло привести к такому чувству.

В результате может вырасти человек, который не будет уметь радоваться жизни, у него будет множество комплексов, различных убеждений, норм и самоограничений, которые он перенял от родителей. Если с самого детства ущемлять и унижать ребёнка, он будет жить и постоянно сравнивать себя с другими.

Причиной зависти также может стать то, что сам человек подогревает это чувство, сравнивая постоянно себя с теми, кто больше финансово обеспечен, красивее выглядит, лучше общается с другими и так далее.

Как влияет зависть на отношения между людьми?

На самом деле зависть - это плохое чувство, которое мешает людям жить. Ведь переживая о чужой красоте, достижениях и победах, мы перестаем заботиться о себе и своем благе. Зависть людей настолько бывает сильна, что порой может повлечь за собой плохие поступки по отношению к другим. Этими поступками может стать подлость, ненависть, кража или даже убийство.

Зависть очень портит отношения между людьми. Из-за этого чувства врагами могут стать лучшие друзья, подруги, кровные братья и сестры либо даже родные родители.

Завидуя другим, можно начать их ненавидеть и решиться на преступление, например, украсть то, что нам не принадлежит или мы не можем на него заработать. А вот самый страшный грех, который может человек сделать из-за зависти - это убить кого-то, кто лучше нас.

Зависть может привести даже к одиночеству. Например, зависть и обида на кого-то может привести к пониманию, что вокруг люди счастливее, чем мы, что они богаче и успешнее. Это будет способствовать ограждению от других, чтобы не чувствовать свою кажущуюся неполноценность.

Характеристики женской зависти

Женская зависть - очень интересная вещь, ведь слабый пол способен завидовать любой детали внешней атрибутики. Она бывает иррациональной. Очень часто женская завистливость может проявляться в области личных отношений, семьи, внешности и одежды.

Из-за того что женщины более склонны к эмоциональности, поддавшись зависти, они решаются иногда даже на подлые поступки. В отличие от мужской зависти, которая стимулирует к тому, чтобы становиться лучше, женское чувство редко может стать стимулом достижения чего-то. Если женщина поддалась зависти, она может отдать все свои силы и средства, чтобы отомстить за чужой успех.

Очень часто, завидуя, женщины могут поддаться масштабным действиями, а не только маленьким пакостям. Любому женскому коллективу свойственна зависть, ведь каждая мысленно сравнивает себя с другими.

Зависть женщин может быть скрытой и незаметной, а также проявляться открыто и превращаться в настоящую вражду. Чаще всего женщины завидуют другим из-за молодости, привлекательности, внимания мужчин и финансового достатка. Иногда бывает и такое, что сильная зависть к другим возникает из-за новых модных вещей.

Могут ли совмещаться понятия любовь и зависть?

Эти понятия совершенно несовместимы. Ведь человек, который искренне любит, не может завидовать другому. И совсем неважно, какая это любовь: к противоположному полу, к родителям, брату, сестре либо к друзьям.

Если говорить об этом чувстве с библейской точки зрения, то Библия осуждает зависть. Одно из мест Священного Писания говорит о том, что любовь не завидует.

Вообще бытует мнение о том, что два понятия любви и ненависти - это вещи, которые просто уничтожают друг друга.

Если любовь есть в жизни человека, то зависти просто не будет места. Библия говорит, что такое чувство приносит дьявол. После того как произойдёт влияние Злого на человека, и начинает гореть чувство зависти, сразу же любовь останавливается, а вера перестаёт работать.

Если постараться исключить из своей жизни зависть и ссоры и не допускать конфликтов с другими, можно будет уберечь себя от такого гнусного чувства, как зависть. Такое состояние может принести всем только зло, зависть никого не доводит до добра.

Место зависти в современном обществе

В нашем обществе этот порок очень хорошо устроился во многих людях. Даже в древности она всегда считалась самым позорным чувством. Спокойное общество никогда не любило завистников, потому что они любыми способами старались овладеть тем, что им не принадлежало, а также могли устраивать всяческие козни другим людям. Завистливый человек способен на любые подлости или даже предательство, потому что его полностью охватило это чувство.

Если говорить о современном мире, то сегодня таких людей тоже недолюбливают. Нужно отметить, что тех, кто склонен к этому, сейчас намного больше, чем когда-то. Из-за своей зависти кому-то человек может даже не замечать, что завидуют и ему. Чтобы искоренить это чувство в современном обществе, нужно прежде всего начать с самого себя. Ведь каждый из нас рождается без этого ужасного порока. Зависть - это приобретённый грех, который может развиться при неправильном воспитании ребёнка.

К каким последствиям может привести это чувство?

Как говорилось выше, зависть может привести к ужаснейшим грехам, таким как подлость, ненависть, кража и убийство. Кроме таких отвратительных поступков, зависть может влиять и на состояние здоровья человека. Например, завидуя другим, человек может похудеть в результате нарушения пищеварения. Могут появиться серьёзные проблемы с функционированием желудка и жёлчного пузыря. Как ни странно, но чувство зависти может привести даже к заболеванию зубов. Изжога - это тоже одно из последствий зависти. Естественно, при сильной завистливости человеку не избежать различных заболеваний сердца, ведь постоянное переживание о том, что кто-то имеет больше, чем мы, не оставит в покое. Результатом зависти могут быть и различные кожные заболевания. Депрессия - это одно из самых страшных заболеваний, которое может появиться в результате этого порока. Но кто в этом виноват? Естественно, сам человек, который завидовал кому-то.

Переживать можно через проявление чувства обиды, вины, злости или неполноценности. У человека может нарастать состояние досады, недовольства собой и своей жизнью, а собственные достижения просто обесцениваются.

Есть ли отличия между черной и белой завистью?

Ошибочно считать виды зависти разными по тяжести переживаний или плохих действий. Некоторые утверждают, что самой пагубной является черная зависть. Выделяют еще промежуточную - серую. Как показывает практика, просто невозможно определить, белая зависть это или чёрная. Ощущения во всех случаях одинаковые. Говорят, если человек сильно переживает из-за чувства, что у человека есть что-то, чего нет у меня, то это чёрная зависть, а если не так уж и сильно, то белая.

Бытует мнение о том, что завидуя белой завистью, человек совершенно не отягощен чувством досады или раздражения от чужого успеха. Но само понятие зависти подразумевает под собой досаду, сравнение себя с другими и злость от того, что кто-то имеет лучше, чем мы. Поэтому можно сделать вывод, что белой зависти просто не существует. А вот самым истинным проявлением зависти и является чёрная.

Поэтому большинство людей склоняется к мысли о том, что отличия между белой и чёрной завистью фактически нет никакого. Ведь любое проявление ее - это недоброе чувство, от которого будет плохо и одной, и другой стороне. Говоря о том, как вы рады, что кто-то приобрёл что-нибудь новое или похорошел, вы не утверждаете о наличии у вас белой зависти. Радость - это положительная эмоция, и лучше уж так называть свои ощущения, чем говорить, что это белая зависть.

Как бороться с этим чувством?

Многие интересуются тем, как избавиться от зависти, ведь это приводит к нехорошим чувствам. Для того чтобы бороться с ним, первое что нужно - это согласиться с тем, что она вообще присуща людям. Если это осознавать, то можно сказать, что половина проблемы решена. А если отрицать зависть, то проблема может быть запущена.

Также нужно знать причины возникновения этого чувства и постараться удалить их. Причина может крыться в карьерных успехах других, хороших личных и семейных отношениях или даже во внешности другого человека. После определения этого, нужно решить, почему же этих достижений нет у вас самих. Возможно, все дело в том, что другой человек просто прикладывает больше усилий, чтобы достичь чего-то. Рассмотреть эту проблему нужно объективно, обращая внимание на все недостатки, непроявление инициативы или же слабую волю.

Следующий этап, который нужно пройти, - это постараться поставить себя на место того, кто вызывает у вас зависть. При этом побыть на месте того человека, не только когда он вызывает зависть, а во всех сферах его жизни. Возможно, у него не так всё хорошо, как казалось. Может быть, этот человек все свои финансы тратит на дорогостоящее лечение близкого человека или не такой уж он и удачливый в личной сфере. Ведь карьера может бить по семейным взаимоотношениям. Важно смотреть на ценности. Возможно, перед вами директор холдинга, но он очень одинок, так как жена изменяет, а дети разъехались по миру, требуя от него только все больше денег. У каждого человека свой крест по жизни, нельзя только срывать вершки, ведь любое достижение не просто так дается, и нужно чем-то жертвовать и отдавать время.

Проделывая такие шаги по удалению зависти, вы не сразу заметите результат. Если же в дальнейшем будут хоть какие-то проявления этого чувства, нужно сразу же пожелать другому человеку добра. Такой поступок поможет изменить ход мыслей, от которых тоже многое зависит.

Что делать, если вы заметили зависть по отношению к себе?

Конечно, неприятно, когда замечаешь, что тебе завидуют. Некоторым людям это доставляет удовольствие, но хорошего здесь мало. Негатив, который испытывает другой человек, может отразиться на том, кому завидуют. Он чувствует себя как на острие ножа, чуть какой-то прокол, сразу злорадство в его адрес возникает. Для того чтобы оградить себя от возникающего дискоморта при проявлении зависти в ваш адрес, нужно осуществить некоторые действия.

  1. С человеком, который завидует, нужно держать определённую дистанцию. Это совсем не означает, что надо сразу же прекращать с ним общаться, но делиться положительными моментами из жизни надо меньше. Считайте, что вы просто оберегаете его от чрезмерных переживаний. Резко обрывать отношения не стоит, ведь они ценны. Но сделать некоторые выводы необходимо, чтобы не навлечь на себя шквал негативных эмоций.
  2. Если есть возможность, нужно исключить то, что вызывает зависть. Чаще всего завидуют те, кто вас окружает, поэтому нужно меньше демонстрировать им свои достижения любых областей. Если зависть идет от приятелей или хороших знакомых, то им нужно поменьше рассказывать о своих успехах на работе. А при зависти коллег по работе, важно меньше рассказывать о том, насколько у вас хорошая жена, послушные дети и красивый дом.

А если говорить в общем, то нужно просто хорошо себя вести по отношению к другим и тогда можно будет избежать зависти в свою сторону. Например, совсем не нужно проявлять неуважение либо снисходительность. Важно быть чутким и отзывчивым человеком, тогда за вас будут радоваться, а не завидовать вам.