Дихотомии. Экстраверты любят не всех людей. Экстравертам нравится слушать, а не только говорить

Татьяна Николаевна Прокофьева.

(Из книги "Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений")


Установки психики

К. Г. Юнг ввел две установки человеческой психики: экстраверсия (мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, объекту, внимание преимущественно направлено во вне, на объекты внешнего мира) и интроверсия (человек, прежде всего, черпает мотивации изнутри, внимание преимущественно направлено внутрь, на субъект). Другими словами, установки психики показывают, как мы взаимодействуем с окружающим нас миром и куда направляем энергию.

Вот как разбирает юнговские установки Аушра Аугустинавичюте : «Юнг разделял людей на экстравертированных и интровертированных. При психологически благоприятном климате индивиды по своей внешней активности почти не отличаются. С увеличением психологического дискомфорта одни «интровертируются», что называется «уходят в себя». Это – уход от непризнающих. Другие в тех же условиях «экстравертируются», становятся заметно и неуравновешенно активными в поиске признающих. Эта замеченная Юнгом тенденция стала причиной появления терминов экстраверсия и интроверсия».

«В психологической литературе взамен громоздких экстравертированный – интровертированный прижились термины экстраверт – интроверт . К сожалению, например, индивиды с экстравертированной установкой у Юнга и экстраверты у других авторов часто являются различными понятиями» . Аушра отмечает, что по тесту Айзенка в категорию интровертов попадает большинство интуитивно-логических экстравертов лишь потому, что они сравнительно трудно устанавливают контакты с людьми. В то время как общительный сенсорно-этический интроверт чаще всего попадает в группу экстравертов. Карл Леонгард в книге «Акцентуированные личности» определяет Дон Кихота как интроверта-мечтателя, а Санчо Панса как практического экстраверта. По соционической типологии «первый полностью обращен к внешнему миру, экстравертированный интуитивный тип, второй – очень практичный сенсорный интровертированный» .

А. Аугустинавичюте предложила называть такие типы ИМ экстратимами и интротимами. В последнее время в соционике наряду с этими терминами бытуют привычные термины экстраверт – интроверт, но с оговоркой, что они употребляются в соционическом и юнговском смысле, а не в распространенном айзенковском.

Определения

Экстравертная установка сознания предполагает видение объекта с «внешней» стороны. Учитываются свойства объектов, а мотивы, отношения отходят на задний план. Внимание уделяется возможности или целесообразности совместных действий, силе, энергичности объекта.

Объект – объектные взаимодействия - это действия

Экстраверту важнее получить обратную связь с объектом, чем ставить себя на его место. Поэтому для экстраверта характерен внешний диалог непосредственно с человеком, устная речь. Важно знать его мнение для последующих умозаключений и для оценки возможности совместных действий. Разные точки зрения имеют право на существование независимо друг от друга: чужая точка зрения воспринимается как самостоятельный объект, ее не обязательно принимать или отвергать, субъект не обязан с ней взаимодействовать.

Мир воспринимается как сумма объектов. Расширение интереса легче, чем углубление, замечать новые объекты более естественно, чем вглядываться в отношения между ними. Экстраверт не только замечает объекты, но и считаются с их правом быть такими, как они есть.

Для экстравертов первичен объект, вторичны отношения , поэтому экстраверт скорее будет изменять отношения, чем изменять объект. Экстраверты не склонны воспитывать, переделывать. Можно не воздействовать на человека, но поменять отношение к нему или отношения с ним. Если экстраверта не устраивает объект, то он не поддерживает отношения с ним. Объект принимают таким, каков он есть, он «может только то, что может», воздействовать на него нет смысла. Легче определить уровень взаимодействия с ним.

«Для экстраверта объекты и субъекты пользуются определенным правом неприкосновенности: другой объект имеет право быть таким, как он хочет. Если он мне мешает, я меняю с ним отношения, но не сам объект. Это потому, что для экстраверта объекты и субъекты – точка опоры сознания. Самовольно изменять эти объекты – это терять точку опоры. При этом рушится мир, что грозит развалом сознанию. Это то же самое, что пилить сук, на котором сидишь. Из-за этого экстраверты болезненно реагируют на разные «перевоспитывания», изменения субъекта против его воли. Экстраверт и так уверен, что все стремятся к самоусовершенствованию» .

Интровертная установка сознания предполагает субъектный подход к миру. Каждый объект в восприятии интроверта выступает как субъект. Поставить себя на его место – это и есть превращение объекта в субъект.

Субъект – субъектные взаимодействия – это отношения

Поэтому для интровертов характерен внутренний диалог, а вместе с ним и письменная речь, ведение дневников. Внесение точки внимания внутрь интересующего объекта. Восприятие мира со своей, в крайнем случае, с его точки зрения. Это способ познания мира для интроверта. В одной картине мира не совмещаются разные точки восприятия. Эти картины как бы мигают. Углубление интереса для интроверта легче, чем расширение, так как вглядываться с одной позиции легче, чем с разных одновременно. Мир воспринимается не как совокупность объектов, а как совокупность отношений, похожих на сеть, где объекты – только узелки.

Для интровертов первичны отношения, а объект вторичен .

Интроверты скорее станут изменять объект, воздействовать на него, воспитывать. Интровертные дела – переделывать одежду, копать землю, преобразовывать природу. Отношения объективны, они могут только уточняться, но не меняться кардинально. Если отношения не устраивают интроверта, то он вытесняет объект из поля зрения. «Объектом ориентации во внешнем мире для интроверта являются отношения и чувства других людей» . Поэтому он уверен, что все стремятся к улучшению взаимоотношений.

«Очень важно понять, что сосредоточенность интроверта – это погруженность не в себя, а в отношения внешнего мира. То есть, наблюдение за отношениями между субъектами и объектами, которых он – в противоположность экстраверту – не хочет и не может нарушать» .

Аушра Аугустинавичюте писала о том, что

«у экстраверта отношения между людьми по отношению к самим людям – вторичное: отношения должны быть такими, какие нужны людям.

У интроверта, наоборот, не отношения следует приспосабливать к людям, а людей к отношениям: если появились противоречия, должны меняться люди, их поведение, а не отношения» .

Другими словами, экстраверту легче приспособиться к объекту, а интроверту – к отношениям. «Ошибочная идея интроверта, что нет незаменимых людей, что человека как винтик, можно менять, как только он нарушает гармонию отношений». Перегиб экстравертов в том, что «любые отношения, которые не подходят личности, индивидуальности, можно заменить». На самом деле «человеку как личности необходима и уверенность в том, что он пользуется уважением и правом быть собой, и уверенность в постоянстве благожелательных отношений с окружающей средой, постоянство в жизни» .

Экстраверты и интроверты. Разница в поведении

Экстраверты творят новые отношения, интроверты творят новые объекты. Поэтому, как пишет Аушра Аугустинавичюте «качественно новая конструкция появляется лишь в голове интроверта. Но быть творцами качественно новых социальных отношений могут быть только экстраверты, какими и были все классики марксизма» . Ее мысль развивает директор Новосибирского института соционики Н. Р. Якушина, «интроверты – изобретатели принципиально новых вещей, экстраверты – синтезируют новое из уже знакомых элементов, их творчество – работа на стыке наук». «Юнг (интроверт) изобрел новую типологию, Аушра Аугустинавичюте (экстраверт) ввела в нее кодирование и обозначила связи между типами. Это привело к созданию теории интертипных отношений». Справедливости ради отметим, что экстраверт может сотворить «новый порядок» (Гитлер), а интроверт – «изобрести велосипед», не интересуясь, что было изобретено до него. Экстраверты в своих работах чаще ссылаются на авторов идей, интроверты – не принимают новое мнение, пока не ассимилируют его, потом оно уже прочно сливается с их собственным, поэтому могут забыть, кто его автор.

О разнице в поведении экстравертов и интровертов на работе можно прочитать у А. Аугустинавичюте , где, в частности, отмечено: «Многие экстраверты гордятся тем, что много работают. Интроверты с удовольствием рассказывают, как им удалось отвертеться от дополнительных нагрузок. Между прочим, для большинства интровертов слово «лентяй» – комплимент, а для экстравертов – оскорбление. … Интроверты лучше понимают долг, а экстраверты – ответственность».

Экстраверты чаще выступают перед большим количеством народа, легче знакомятся с новыми людьми; интроверту удобнее беседовать с глазу на глаз или в тесном кругу знакомых людей. В общении экстраверт более открыт, чаще рассказывает о себе, так как недооценивает того отношения, которое при этом вызывает. «Широта души» – это чаще про экстравертов.

Интроверт не стремится открыть свою душу каждому, он сначала убедится, что уже сложились достаточно благоприятные отношения для этого. «Гласность – вещь экстравертная, а в такой интровертной стране, как Россия, информация часто доступна лишь узкому кругу людей»,– пишет Н. Р. Якушина . Она же приводит интересный тест: если попросить человека нарисовать себя во вселенной, то интроверт начинает рисовать с себя, а экстраверт – с других.

В. В. Гуленко описывает характерные черты экстравертов и интровертов. Он отмечает, что для экстравертов свойственны: активный затратный стиль, открытость.

Экстраверт понимает себя через мнение окружающих, испытывает трудности самосовершенствования, т. к. не очень большое внимание уделяет собственному внутреннему миру. Он не боится противопоставить себя остальным, более заметен в социуме.

Интроверт больше копит, бережет свои ресурсы. Он несколько отделен от мира, может обходиться без обратной связи, но более защищен, т.к. не торопится открыться. У интровертов чаще может быть замыкание на себе, но и самосовершенствование легче. Для них характерна детализация материала, их открытия очень сложны для неспециалистов.

Важное отличие в характерах экстравертов и интровертов отметил А.В. Букалов. Он утверждает, что для экстраверта характерна «тенденция к сжатию, исчезновению под воздействием объекта», для интроверта – «тенденция к расширению, к ассимиляции, подчинению объекта» .

Основные различия экстравертных и интровертных типов приведены в таблице, составленной на основе данных вышеуказанных авторов, а также Ф. Я. Шехтера и Д. Кейрси (табл. 3).


Таблица 3 Различия экстравертов и интровертов


Внешние различия экстравертов и интровертов

Экстраверты отличаются широкой жестикуляцией. Даже при хорошем воспитании экстраверт с трудом сдерживает жесты. Жесты экстравертов широкие, от плеча. Интроверты обычно не жестикулируют, а если есть жестикуляция, то от локтя. То же с мимикой: лица экстравертов более подвижные, эмоции ярко выражены. Интроверты держатся более сдержанно, из-за этого они производят впечатление более скромных, но это не внутренняя скромность, а просто способ выражения активности. Проиллюстрируем эти различия с помощью портретов работы известных художников

Рис.1. Д. Левицкий. Портрет Нелидовой Рис.2. Д. Веласкес. Дама с веером

[Здесь важно понимать, что "внешность обманчива". 20-30% населения не вписывается в эти внешностные рамки]

Взаимная дополняемость экстравертных и интровертных типов

Экстраверсия и интроверсия – дополняющие параметры. Партнеры с разными установками могут помочь друг другу, расширить представления о мире и о себе, решить сложные для другого проблемы. «Экстраверт дает интроверту чувство уверенности в себе как в объекте с определенными качествами. Интроверт экстраверту – реальное знание того, какие чувства к нему питают окружающие, а если нужно, то и как эти чувства изменить» [ 3 ]. Вот чем могут помочь друг другу люди дополняющих типов (на основе данных Р. К. Седых [ 7 ]).

Экстраверт учится у интроверта : замечать и ценить свой внутренний мир, наводить в нем порядок и гармонию, что дает новые успехи во внешнем мире, в развитии объективных качеств.

Интроверт учится у экстраверта: замечать и ценить свои и чужие объективные качества, узнает им истинную цену, что дает возможность принять себя и других, такими как есть.

Виды деятельности для экстравертов и интровертов

Экстраверты и интроверты достигают максимального успеха в деятельности, соответствующей их собственным установкам. Работа, требующая «чужой» установки, приводит к усталости и не приносит удовлетворения. Приводим ориентировочные данные о предпочтительных видах деятельности на основе рекомендаций В. В. Гуленко [ 25 ].

Экстраверты лучше справятся с задачами:

Интроверты лучше справятся с задачами:

крупномасштабными, предполагающими широкое поле деятельности;

локальными, ограниченными по масштабу или разбитыми на этапы;

требующими повышенной активности и интенсивных энергозатрат;

допускающими постепенность и неспешность в своем решении;

первоочередными, требующими оперативного решения.

требующими углубления, глубокой проработки.


Прокофьев В.Г.:

Для экстраверта: целый мир - его дом.

Для интроверта: его дом - целый мир.

В соционике выделяют два глобальных типа личности: экстраверт и интроверт. Экстраверт в своем поведении, мыслях преимущественно ориентируется на внешний мир, а интроверт – на внутренний. Экстравертированные типы в соционике условно называются «черными», а интровертированные – «белыми».

Интуиты, сенсорики, этики и логики в соционике

Типы экстраверт и интроверт в соционике подразделяются – каждый – еще на 4 типа:

  1. Интуит
  2. Сенсорик
  3. Логик

Интуиты ориентируются на мир идей, на мир нематериальных сущностей, сенсорики – напротив – предпочитают взаимодействовать с миром вещей, материальным миром. Логикам легче обрабатывать информацию, а этикам – общаться с другими людьми, взаимодействовать, поддерживать контакт.

Экстравертированные и интровертированные типы личности в соционике

В итоге получаем четыре экстравертированных типа и четыре интровертированных:

  1. Экстравертированный интуит,
  2. Экстравертированный сенсорик,
  3. Экстравертированный логик,
  4. Экстравертированный этик,
  5. Интровертированный интуит,
  6. Интровертированный сенсорик,
  7. Интровертированный логик,
  8. Интровертированный этик.

Экстравертированные интуиты ориентированы на идеи, описывающие законы жизни окружающего мира, интровертированные интуиты обращаю внимание на свой внутренний мир, на образы, состояния, переживания, населяющие его.

Экстравертированные сенсорики комфортно чувствуют себя во всех сферах, связанных с активным освоением физического пространства. Интровертированные сенсорики прекрасно ориентируются в мире собственных телесных ощущений.

Экстравертированные логики любят факты, списки, алгоритмы. Интровертированные логики заинтересованы, в первую очередь, в поиске внутренних взаимосвязей между фактами.

Экстравертированные этики – эксперты в сфере влияния на большие массы людей, умеют привлечь к себе внимание, с помощью эмоций выражают свое отношение к происходящему. Интровертированные этики отлично разбираются в отношениях между людьми, у них развиты эмпатические способности, они умеют подстраиваться под собеседника.

16 типов личности в соционике

Однако соционический тип строится таким образом, что в его структуре из восьми обозначенных позиций ведущие – всегда две. Но при этом лидировать может либо одна, либо вторая.

  • При этом одна из ведущих позиций в соционическом типе всегда экстравертированная, а вторая - интровертированная.
  • Сочетаться между собой в паре ведущих позиций могут интуиция с логикой или этикой, сенсорика с логикой или этикой.
  • Слово "экстраверт" или "интроверт" в названии соционического типа личности всегда относится к первой позиции. Например, если тип называется "Интуитивно-логический экстраверт", это значит, что первая позиция в этом типе - экстравертированная интуиция, а вторая - интровертированная логика.

В итоге мы получаем 16 возможных типов личности в соционике:

  1. Интуитивно-логический экстраверт (Дон Кихот)
  2. Логико-интуитивный интроверт (Робеспьер)
  3. Сенсорно-этический интроверт (Дюма)
  4. Этико-сенсорный экстраверт (Гюго)
  5. Интуитивно-логический интроверт (Бальзак)
  6. Логико-интуитивный экстраверт (Джек Лондон)
  7. Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон)
  8. Этико-сенсорный интроверт (Драйзер)
  9. Интуитивно-этический экстраверт (Гексли)
  10. Этико-интуитивный интроверт (Достоевский)
  11. Сенсорно-логический интроверт (Габен)
  12. Логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц)
  13. Интуитивно-этический интроверт (Есенин)
  14. Этико-интуитивный экстраверт (Гамлет)
  15. Сенсорно-логический экстраверт (Жуков)
  16. Логико-сенсорный интроверт (Максим Горький)

Каждый из 16 соционических типов личности имеет свои специфические особенности, благодаря уникальному строению соционического типа.

Во время соционического типирования, как самостоятельного, так и с помощью диалога со специалистом, часто человек отвергает свой тип из-за параметра экстраверсии и интроверсии . В голове у каждого из нас сидит четкое определение, что, мол, экстраверты все общительные и энергичные, а интроверты - молчаливые и зажатые.

Возможно, в утрированном виде эти термины действительно это обозначают, но уж точно не в соционическом плане. Стоит отделять понятия экстраверсии и интроверсии в соционической терминологии от этих понятий в терминологии общего развития и характера человека (экстраверсия и интроверсия по Айзенку).

Итак, давайте разберемся, что же значат эти определения в соционической терминологии (по Юнгу).

По Юнгу, понятия экстраверсии и интроверсии являются установками личности: личность может быть ориентирована вовне (в случае экстраверта) и вовнутрь себя и своих ощущений (в случае интроверта).

В статье « » мы говорили, что каждый макроаспект (логика, этика, сенсорика, интуиция) имеет два вида - экстравертный и интровертный. К примеру, сенсорика делится на экстравертную (черную) сенсорику и интровертную (белую) сенсорику.

Белый сенсорик (интроверные и ) больше переживает по поводу своих телесных ощущений , а черный сенсорик (экстравертные и ) интересуется окружающими его объектами и их расположением в среде.

Белый интуит (интровертные и ) зациклен на своем состоянии, отслеживает внутренние переживания и процессы, а черный интуит (экстравертные и ) ориентирован на приходящие извне идеи , модели, процессы.

Черный логик (экстравертные и ) ищет факты и объективные данные , из которых затем строит мысленные цепочки, а белый логик (интровертные и ) занимается нахождением взаимосвязей между данными фактами и данными, не прибегая к поиску новых.

Черный этик (экстравертные и ) тратит силы на то, чтобы произвести впечатление на людей вокруг , а белый этик (интровертные и ) гораздо больше интересуются своим отношением к различным ситуациям .

Важно знать, что, будучи соционическим интровертом (по Юнгу), человек способен быть и общительным, и веселым, и не зажатым. Главное, что отличает его от экстраверта - ориентация на себя и свои ощущения , свое отношение, свои мысли, свою оценку. Вокруг вас живет множество интровертов, к примеру, Дюма, которые часто собирают гостей, любят общаться и веселиться , имеют большой круг общения.

При этом, соционический экстраверт может спокойно быть отшельником , который не любит общение с людьми и всячески его избегает. При этом, такой человек будет читать новости и книги, смотреть фильмы и всячески получать информацию извне - для него важны процессы в мире, обстановка, в которой он живет, впечатление, которое он производит.

Если мы заговорили о критерии общительности и нелюбви к общению, то этот момент, скорее, объясняется положением логики и этики в модели А конкретного типа. Можно с уверенностью заявить, что логики относятся к менее общительным типам, чем этики.

Если у логика этика отношений находится в болевом канале (социотипы Дон Кихот и Жуков), то неудивительно, что человек боится общаться и не знает, как это делать. Если же у логика этика эмоций находится в болевом канале (социотипы Бальзак и Габен), то такой человек не всегда умеет выражать свои эмоции и людям вокруг может показаться, что он зажат и не особо настроен на общение, хотя часто это бывает совсем не так.

Давайте подытожим наши рассуждения.

Соционические экстраверты:

  • Настроены на информацию извне: на отдыхе читают, смотрят фильмы, познают мир вокруг
  • Могут быть отшельниками и не любить общаться
  • Настроены на создание связей с окружающим миром (знакомства, контакты)

Соционические интроверты:

  • Ориентированы вовнутрь: прислушиваются к себе, формируют свои оценки, наблюдают за своим состоянием
  • Могут быть общительными и приветливыми, любить разговоры
  • Настроены на поддержание уже существующих связей (им сложнее отпустить человека)
Теперь вы сможете типировать себя и своих друзей без предубеждений насчет понятий экстраверсии и интроверсии по Юнгу.

Да откуда вы вообще взяли, что соционическая интро- и экстраверсия как либо отличаются от психологической? Это психологический термин, в свое время соционикой позаимствованный без существенных изменений в его содержимом. И откуда версия, что психологическая интерпретация этих терминов вообще про образ жизни?! Жечь напалмом идиотские стереотипы!
Пожалуйста, не привязывайте вертность к "активному образу жизни". В любой из психологических интерпретаций экстраверт будет обладать более высоким уровнем энергии, и довольно часто это связано с "бытовым" набором экстравертных черт - общительность, активность, блаблабла. Но так как экстраверт направлен "наружу", он например может всего себя - ярко, красиво и с огоньком - отдавать работе, и нуждается в постоянном восполнении энергии, поэтому сидит себе вечерами дома и книжки читает. А интроверт, не склонный свои силы разбазаривать, вполне может находить в себе энергию и с друзьями вечером потусить. Но тут важно, что даже книжки они скорее всего будут читать по-разному: я много раз наблюдала за собой, что я с книгой, историей "общаюсь". Т.е. внутренне ощущаю как активное взаимодействие с текстом - я с ней спорю, соглашаюсь или ругаюсь с переводом. А интроверт зато может после прочтения принести в клювике 100500 своих мыслей и выводов, но ощущает сам процесс чтения как пассивный - восприятие и осознание.
Вертность соционическая - это интерпретация Юнга. Кратко - эта направленность человека, его вектор. Интро - это внутрь, на внутренний мир. Воображение, размышления, рефлексия, "мир во мне" вот это все. Его жизненные силы, то самое юнговское либидо, направлены внутрь.Соответственно, он более склонен к накоплению энергии, ему труднее ее отдавать, но легче - запасать в себе. У него изначально слабее энергетический фон, это точно не те люди, которые могут прибежать и с наскоку ввалить в задачу тону собственных сил. По моим наблюденям, интроверт гораздо лучше экстраверта знает себя и собственные границы, он точно знает, сколько у него энергии осталось и сколько он ещё может потратить. Экстраверт направлен наружу, "я в мире". Его роль - отдавать энергию, направлять ее в мир. Это те самые люди, которых надо - как больших собак - в том или ином смысле выбегивать. На практике, экстраверты почти никогда не чувствуют момент, когда они вот-вот закончатся и с удивлением обнаруживают, что уже того, не просто коленки подгибаются, а просто лечь и умереть.
Когда мы с мужем (он интроверт, я экстраверт) ходили в спортзал, забавнее всего было наблюдать за реакцией "после". Я ощущаю ту самую мышечную радость, сладкое ощущение что я наработалась физически, сбросила всю дурную энергию. И мне хорошо от этого ощущения. А мужу погано от того, что он устал - надо сочно отдыхать и запасать ещё энергии, а то жить не на что будет)


ЭКСТРАВЕРТ ИЛИ ИНТРОВЕРТ

По типологии К. Г. Юнга (известный швейцарский психолог, психиатр и философ. Основатель глубинной аналитической психологии. Всю жизнь "стремился постичь необъятную проблему души" человека. Его работы простираются от традиционных для психоанализа вопросов терапии психических расстройств до глобальных проблем существования человека в мире. Ввел термины "коллективного бессознательного", т. е. психических первообразов и архетипов. Разработал структуру личности и типологию характеров.) всех людей можно разделить сначала на два типа - экстраверты и интроверты, а затем каждый из этих типов можно подразделить еще на четыре типа. Тогда мы получаем восемь типов, по четыре в каждой группе: в группе экстравертов - экстравертированный мыслительный тип, экстравертированный чувствующий тип, экстравертированный ощущающий тип, экстравертированный интуитивный тип. В группе интровертов соответственно - интровертированныи мыслительный, интровертирован-ный чувствующий, интровертированныи ощущающий и интровертированныи интуитивный типы.

Экстраверт

Экстраверты- это люди, обращенные к объекту, к внешней действительности. Это открытые люди, которые характеризуются интересом к внешнему объекту, готовностью воспринимать все, что происходит вовне, оказывать непосредственное влияние или оказываться под влиянием внешних событий. Экстраверты постоянно находятся в гуще событий, в месте событий, они хотят быть участниками этих событий и находят непосредственное удовольствие и удовлетворение в этом. Эти люди любят шумные компании, вечеринки, заводят много друзей и знакомых, часто без разбора, лишь затем, чтобы иметь ощущение нужности, важности в том окружении, в котором они могут себя показать. У экстравертов нет секретов, потому что они не могут их долго сохранять, так как вынуждены в силу своего характера делиться с другими. Как пишет К. Г. Юнг, они живут в других и через других, любые размышления о себе приводят их в содрогание. Часто их положительные стороны могут превращаться в отрицательные. Так, например, умение быстро ориентироваться в новой ситуации, быстрая пластичность и приспособляемость могут вылиться в неразборчивость связей, чрезмерную общительность, болтливость и назойливость. Чрезмерная активность и напористость экстравертов ведет иногда к тому, что они вмешиваются в чужие дела. Если они увлекаются показом себя, то переходят в позерство и самовыпячивание и т. д. Как известно, слабые стороны - это всегда продолжение сильных сторон, но чрезмерно выраженное.

Интроверт

Интроверт, наоборот, - человек, обращенный вовнутрь, он весь в себе, внешнее его интересует мало, он больше заботится о своем внутреннем мире. Обычно интровертов распознать труднее, их как бы нет иногда, настолько сильно они растворяются в толпе и компании. Это внешне спокойные люди, без эмоций, держащиеся в тени, неразговорчивые. Они не любят компании и редко первыми заводят знакомство. Стараются держаться в отдалении от внешних событий, не вступая с ни с кем в контакт, и проявляют как бы негативное отношение к ним. Часто они выглядят неловкими и неуклюжими в разговоре, нарочито сдержанными, застенчивыми, потому, по обыкновению, в компании производят впечатление как бы отстраненности и пренебрежительности по отношению к людям, которые расположены к ним всей душой. Из-за этого интроверты сами испытывают неловкость и настраивают окружающих на недружелюбный тон. Если для экстравертов мир - это они сами, то для интровертов - это что-то извне, к чему они относятся с некоторым недоверием, подозрением, что этот мир "обманет, проведет, заберет у них сокровенное". Поэтому от внешнего мира интроверт отгораживается оборонительной системой. Эта система позволяет мирно сосуществовать с внешним миром и позитивно строить свои взаимоотношения, но в любом случае этот мир остается как бы не своим, непринятым и непонятным. По К.Г. Юнгу, эта оборонительная система состоит из "...скрупулезности, педантичности, умеренности и бережливости, предусмотрительности, правильности и честности, болезненной совестливости, вежливости и открытого недоверия".

Интроверт, который все самое сокровенное, все свои " самые лучшие качества оставляет для себя, в своих раздумьях и размышлениях находит наибольшую радость и смысл своего существования. Его внутренний мир - это и есть весь мир, который бурлит и в котором он находит безопасность, спокойствие и уединение. В нем он чувствует себя "в своей тарелке" и готов проявить все, на что он способен. Здесь он проделывает огромную работу по собственной инициативе, по собственным законам и добивается прекрасных результатов.. Это его сад, за которым он бережно ухаживает, лелеет и бережно растит, в котором он находит утешение, радость и победу. Внешнее - общественное мнение, какие-либо корпоративные законы, мнение знакомых - никогда ни в чем его не убедит, если его внутренние убеждения не найдут подтверждения в нем самом; только он сам решает, что правильно, а что нет. Можно сказать, что, чем сильнее общественное мнение, тем сильнее интроверт закрывается в своей скорлупе. Полную свою безопасность он находит только в кругу очень ограниченного количества людей, которых у него бывает очень и очень мало, так как в выборе своих друзей и знакомых интроверт весьма разборчив. В случае чрезмерного развития тех или иных черт бывает нетрудно понять, почему таких людей обвиняют, как пишет К.Г. Юнг, в "...холодности, гордыне, упрямстве, эгоизме, самодовольстве, тщеславии, капризности". Но они великолепно находят свое место в обществе там, где нужны характеристики, более сильно выраженные, чем у экстравертов. Например, они обычно более последовательны, более аккуратны и педантичны, более добросовестны, более бережливы, терпеливы и более спокойны и осмотрительны, чем экстраверты.