Егэ по русскому языку знаки препинания. Всегда выделяются запятыми. Пунктуация в сложносочиненном предложении

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза И. Е. Жукова» г. Владимира

Готовимся к ЕГЭ: задания 16-19(практикум)

УМК любой

Учитель русского языка и литературы Вятчанина И.Ю

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1) Стены дома (1) подновлённые краской (2) и подкрашенными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.

ОТВЕТ:

2) Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

ОТВЕТ:

3 ) Почти в каждом зале музея вы (1) наверняка (2) увидите статуи.

В скульптуре каждая сторона фигуры (3) без сомнения (4) имеет своё особенное выражение, которое нужно уловить, вглядываясь в творение со всех сторон.

ОТВЕТ:

4) Однажды увидев (1) изображённую на картине (2) женщину с удивительной улыбкой (3) загадочно играющей на спокойном
лице (4) зритель попадает под власть гениальной живописи Леонардо да Винчи.

ОТВЕТ:

5) Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

ОТВЕТ:

6) Мария ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) стала гладить собаку (4) хотя та мирно спала.

ОТВЕТ:

7) Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.

ОТВЕТ:

8) А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

ОТВЕТ:

9) Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

ОТВЕТ:

10) Тригорский парк в Пушкинском заповеднике (1) по мнению многих (2) пропитан солнцем даже в пасмурные дни. Этот парк создан (3) как будто (4) специально для семейных праздников, дружеских бесед, смеха, шутливых признаний.

ОТВЕТ:

11) Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

ОТВЕТ:

12) Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

ОТВЕТ:

13) Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

ОТВЕТ:

14) Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

ОТВЕТ:

15) Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

ОТВЕТ:

16) Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

ОТВЕТ:

17) Высокая трава (1) клонившаяся к земле (2) мягко обвиваясь (3) около колес (4) оставляла свои семена на мокрых спицах.

ОТВЕТ:

18) Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.

ОТВЕТ:

19) Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.

ОТВЕТ:

20) Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.

ОТВЕТ:

21) Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем(5) расстилавшимся перед глазами.

ОТВЕТ:

22) Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определённую группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследовательских судах.

ОТВЕТ:

23) По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.

ОТВЕТ:

24) В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.

ОТВЕТ:

25) Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.

ОТВЕТ:

26) Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

ОТВЕТ:

27) Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

ОТВЕТ:

28) Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.

ОТВЕТ:

29) Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.

ОТВЕТ:

30) Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

ОТВЕТ:

31) Художник Айвазовский умел изобразить пену (1) внезапно разбегающуюся (2) по изгибам волн (3) и морской песок (4) просвечивающий сквозь пенистую воду.

ОТВЕТ:

32 ) Интерес (1) возбуждённый к Лермонтову (2) несколькими стихотворениями (3) помещёнными в «Отечественных записках» (4) окончательно утвердился после опубликования романа «Герой нашего времени».

ОТВЕТ:

33) Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

ОТВЕТ:

34) Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.

ОТВЕТ:

35) Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.

ОТВЕТ:

36 ) Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

ОТВЕТ:

37) В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

ОТВЕТ:

38 ) Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.

ОТВЕТ:

39) Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.

ОТВЕТ:

40) А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.

ОТВЕТ:

41) Старый штурман (1) перенёсший на своём долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.

ОТВЕТ:

42) Алексей был в окопе один (1) и (2) когда скрылись повозки (3) и (4) поле очистилось от пыли (5) он решил оглядеться вокруг

ОТВЕТ:

43) Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

Ответы:

1) 1,3,4

3 ) 3,4

4) 3,4

5) 2,3,4

6) 2.3,4

8) 1,2,3,4

9) 1,2,4

11) 1,3,4

12) 1,2,3,4

13) 1,2,3,4

14) 3,4,5

15) 3,4

17) 1,2,4

18) 1,2,3,4

19) 1,3,4

20) 1,2,3,4

21) 1,2,5

22) 1,3

23) 1,3,4

24) 1,3,4

25) 1,2,4

26) 1,2,4

27) 1,3,4

28) 1,3.4

29) 2,3,4

31) 1,3,4

32 ) 1,4

33) 1,2

34) 1,2,3,4

37) 1

38 ) 2,4

39) 1,2,3,4

Задания А20-А26 посвящены пунктуации. Только А21, А22 требуют объёмного справочного материала. Поэтому каждому из них посвящена отдельная статья. Ниже см. соответствующие сноски. В целом эти задания несложные, но требуют внимания. Не ошибитесь при соотнесении вашего ответа с комбинациями цифр, предложенными в виде вариантов ответа в А21, А22, А25 и А26.

А20. Проверяется знание пунктуации в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. Требуется знать, как ставятся запятые в простом и сложном предложении с союзом и . Нужно определить необходимость знака и выбрать правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия.

А20 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012


  1. Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания () и реализации его в художественном образе.

  2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
    Язык - это основа национальной памяти () и его надо беречь.

    • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    • Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    • Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
    • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
    М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов () и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

    • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    • Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    • Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
    • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Правильные ответы:

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Вспомни:

Где и почему

Запятая перед и ставится

Запятая перед и
не ставится

Простое предложение с однородными членами и неповторяющимся союзом и

Белые , красные и жёлтые розы цвели у крыльца.

О, О и О.

и разделяет простые предложения в его составе

Стало холодно , и мы затопили печь.

, и .

Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и не ставится, если его части имеют общий второстепенный член (распространитель)

Зимой на даче холодно и мы топим печь.

1) холодно (когда?, где?)
зимой на даче

2) мы топим печь (когда?, где?) зимой на даче

[общ.распространитель] и

Не путай:

В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном - две и более.

А21 требует знания постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями). Нужно иметь представление о том, что такое обособление, и уметь находить обособленные определения, обстоятельства и приложения.

А21 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012


  1. Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы "Вечера на хуторе близ Диканьки".

    • 1, 2, 3, 4
  3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

    • 1, 2, 3
    • 1, 2, 3, 4

Правильные ответы:

Тема серьёзная. Предлагаю рассмотреть 16 случаев, когда различные обособления должны выделяться запятыми. Все они есть в КИМах. См. .

А22 требует знания правил постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Как и в А21 , проблема не в знаках пунктуации как таковых, а в том, чтобы находить и различать явления со сходной языковой природой. Необходимо знать, какие слова и конструкции грамматически не связаны с членами предложения и как они выделяются пунктуационно.

А22 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия - это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.

    • 1, 2, 3, 4
  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол "свиристеть" (3) как считают лингвисты (4) кода-то означал "резко свистеть, кричать".

    • 1, 2, 3, 4
  3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
    Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол "свиристеть" (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал "резко свистеть, кричать".

    • 1, 2, 3, 4

Правильные ответы:

  1. 1, 2, 3, 4
  2. 1, 2, 3, 4
  3. 1, 2, 3, 4

А23 - задание на знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Это несложное задание требует указать предложение, в котором нужна только одна запятая. Выбор из четырёх предложений. Формулировка задания ограничивает проверяемую тему.

А23 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

    • Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.
    • Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.
    • Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.
  1. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

    • Сама жизнь диктует художнику и сюжет и композицию картины и выбор красок.
    • В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.
    • Своими пьесами и рассказами Чехов создал самобытный и совершенно автономный мир.
  2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знания препинания не расставлены.)

    • Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
    • Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С.Пушкиным.
    • От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

Правильные ответы:

  1. Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения.
  2. Вопрос о происхождении жизни на Земле во все времена имел как познавательное так и мировоззренческое значение.
  3. В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

Пунктуационное оформление предложений с однородными членами, когда требуется лишь одна запятая, сводится к следующим случаям:

1. Два из трёх однородных членов соединены без союза и :

Белые , красные и жёлтые розы росли перед крыльцом.

2. Две пары однородных членов, соединённых в пары союзами и, да(=и), или :

Книги и журналы , ручки и карандаши валялись на столе в беспорядке.

3. Перед второй частью составных союзов не только…, но и; как…, так и; хотя и…, но:

Они были не только удивлены , но и обрадованы .

4. Перед противительными союзами а, да (=но), но, однако :

Погода мягкая , но сырая .

5. Два однородных члена соединены повторяющимися союзами и…, и…; ни…, ни :

Оркестры играли и на площади , и в парке .

А24 - задание на знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Формулировка ограничивает тему случаями постановки двоеточия. В этом простом задании требуется определить, какое из предложенных объяснений постановки двоеточия верно.

А24 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012


  1. Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.

    • Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
    • Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
  2. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
    В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту.

    • Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.
    • Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
  3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
    Большую роль в опере А.П.Бородина "Князь Игорь" играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя.

    • Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
    • Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
    • Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
    • Первая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится во второй части.

Правильные ответы:

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
  3. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях ставится в следующих случаях:

  1. Если вторая часть поясняет содержание первой*:

    Никогда прежде я не видела такой красоты: ветки деревьев казались отлитыми из стекла.

    * Легко вставить: а именно, то есть.

    Если второе предложение дополняет содержание первого*:

    Вышла на крыльцо: никогда прежде я не видела такой красоты.

    * Легко вставить: и вижу (увидел).

    Если второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первой*:

    Я не могла заснуть: перед глазами вставали образы пережитого дня.

    * Легко вставить: потому что.

А25. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Формулировка задания ограничивает материал только случаями постановки запятых. Это существенное сужение темы.

А25 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Государственная Третьяковская галерея (1) основателем (2) которой (3) был московский купец Павел Михайлович Третьяков (4) в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением.

  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

Правильные ответы:

Задания 2010 г. и 2011 г. совпадают.

Запятые ставятся в следующих случаях:

    Придаточное отделяется от главного запятой, если стоит перед или после главного:

    Когда она вошла в комнату, я встал.

    (Когда…), .

    Я встал, когда она вошла в комнату.

    , (когда…).

    Придаточное отделяется от главного запятыми с двух сторон, если находится внутри главного:

    Вчера, когда раздался звонок от Ивана, я был занят.

    [ , (когда…), ].

    Однородные придаточные, соединённые без союза, разделяются запятой:

    Он знал, что учительница позвонит маме, мама будет крайне недовольна, ему влетит.

    , (что …), (), ().

    Однородные придаточные соединены повторяющимися союзами, запятые ставятся так же, как и при однородных членах:

    Он знал, что учительница позвонит маме, и что мама будет крайне недовольна, и что ему влетит.

    , (что…), и (что…), и (что …).

    Придаточные предложения со сложными подчинительными союзами потому что, благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, для того чтобы, после того как, в то время как и др. подобными отделяются от главного одной запятой, которая ставится на границе главного и придаточного предложения:

    По мере того как он рассказывал, я всё более и более недоумевал.

    (По мере того как…),.

    Я всё более и более недоумевал, по мере того как он рассказывал.

    , (по мере того как…).

    Я, по мере того как он рассказывал, всё более и более недоумевал.

    [ (по мере того как…) ].

    Сложные союзы могут распадаться на две части, если:

    1) перед ними есть отрицательная частица не :

    Она не ответила потому, что испугалась.

    2) перед ними есть частицы лишь, только, именно и др., выражающие ограничительное значение:

    Она ответила только потому, что испугалась.

    Внимание:

    Союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.

    Если рядом два подчинительных союза, то между ними ставится запятая во всех случаях, кроме тех, когда это сложные союзы с то.

    Нужна запятая: Они решили, что, если наутро будет хорошая погода, они поедут за город.
    Запятая не ставится: Они решили, что если наутро будет хорошая погода, то они поедут за город.

    Придаточные определительные с союзным словом который. Запятая после союзного слова который не ставится. Это правило работает, даже если слово который входит в состав деепричастного оборота:

    Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу.

    Мы расположились на берегу озера, берега которого заросли брусникой.

    (Запятая после деепричастного оборота узнав которое не ставится).

А26 - задание на знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложные предложения, состоящие из нескольких простых с разными видами связи, требуют внимания.

А26 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман окутывал берега (3) все восемь рот (4) настилали доски на обломки мостов.

    • 1, 3, 4
    • 1, 2, 3
  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

    • 1, 2, 3, 4
  3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

    • 1, 2, 3, 4

Правильные ответы:

  1. 1, 2, 3
  2. 1, 2, 3, 4
  3. 1, 2, 3, 4

Обрати внимание:
Наибольшие сомнения вызывают случаи, когда рядом оказываются подчинительный и сочинительный союзы.

Где и почему

Запятая ставится

Запятая не ставится

Если рядом оказываются союзы и и сколько , и и когда , и и прежде чем , и и чтобы, и и какой и др. подобные

Комната была пуста, и, сколько я ни старалась рассмотреть её, темнота не позволила мне этого сделать (нет второй части двойного союза то, так или союза но )

Комната была пуста, и сколько я ни старалась рассмотреть её, но темнота не позволила мне этого сделать (есть вторая часть двойного союза то, так или союз но)

Если рядом оказываются союзы что и хотя , что и когда , что и если

Меня удивляло, что, когда ни позвонишь, его нет дома (нет то, так, но )

Меня удивляло, что когда ни позвонишь, то его нет дома (есть то, так или но)

Перед то, так и но

После союзного слова который

Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу (в предложениях с союзным словом который )

  • А21. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
  • А22. Слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения

    Вконтакте

    ЕГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Пунктуация. Потапова Г.Н.

    М.: 2017. - 128 с.

    Издание содержит большое количество типовых экзаменационных заданий по пунктуации. Оно включает: диагностический тест, краткий теоретический материал, тренировочные и тестовые задания для отработки умений и навыков грамотного письма, зачетные задания и контрольные задания в формате ЕГЭ. Пособие позволит отработать все темы по пунктуации и тем самым подготовиться к выполнению заданий 15-19. Книга предназначена учителям-словесникам, родителям, репетиторам, а также учащимся средней школы.

    Формат: pdf

    Размер: 1,5 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    СОДЕРЖАНИЕ
    Диагностический тест 5
    Занятие 1. Тире в простом и неполном предложении.. 11
    Вспомним теорию 11
    Разберём примеры 11
    Потренируемся 13
    Тестовые задания... 14
    Занятие 2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, однородные и неоднородные определения 19
    Вспомним теорию 19
    Разберём примеры 20
    Потренируемся 24
    Тестовые задания 25
    Занятие 3. Обособление определений, приложений, оборотов с союзом КАК 32
    Вспомним теорию 32
    Разберём примеры; 33
    Потренируемся 36
    Тестовые задания 37
    Занятие 4. Обособление обстоятельств 43
    Вспомним теорию 43
    Разберём примеры 43
    Потренируемся 44
    Тестовые задания 45
    Занятие 5. Обособление уточняющих членов предложения и присоединительных конструкций 51
    Вспомним теорию 51
    Разберём примеры 51
    Потренируемся 52
    Тестовые задания 53
    Занятие 6. Знаки препинания при обращении, вводных словах, словосочетаниях и предложениях 59
    Вспомним теорию 59
    Разберём примеры 60
    Потренируемся 63
    Тестовые задания 63
    Занятие 7. Знаки препинания в сложносочинённом предложении 69
    Вспомним теорию 69
    Разберём примеры 69
    Потренируемся 70
    Тестовые задания 70
    Занятие 8. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 77
    Вспомним теорию 77
    Разберём примеры 78
    Потренируемся 81
    Тестовые задания 82
    Занятие 9. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 87
    Вспомним теорию 87
    Разберём примеры 88
    Потренируемся 89
    Тестовые задания 90
    Занятие 10. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи 97
    Разберём примеры 97
    Потренируемся 98
    Тестовые задания 98
    Занятие 11. Зачёт 104
    Тестовые задания 104
    Контрольные задания в формате ЕГЭ 110
    Ключи 115

    Вспомним теорию
    Между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки ставится тире:
    если оба главных члена предложения выражены именами существительными или числительными в именительном падеже;
    глаголами-инфинитивами или если один из главных членов выражен именительным падежом существительного, а другой - глаголом-инфинитивом;
    перед словами вот, это, значит.
    Тире между подлежащим и сказуемым при пропуске связки не ставится:
    если сказуемое присоединяется к подлежащему сравнительными союзами как, будто, как будто, словно, что;
    если при сказуемом есть частица не;
    если между подлежащим и сказуемым есть вводное слово или слова;
    если подлежащее выражено личным местоимением.
    Тире в неполном предложении ставится, если в предложении пропущено сказуемое (иногда пропущенными могут быть и другие члены предложения), если оно восстанавливается из текста. Чаще всего такое предложение бывает сложным.
    Разберём примеры
    1. Мне в моём хозяйстве птица - первый помощник.
    Грамматическая основа предложения - птица - помощник. Оба члена выражены существительными в именительных падежах, следовательно, между подлежащим и сказуемым ставится тире.

    1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    • 1) Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя и умопомрачительная причёска.
    • 2) Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.
    • 3) У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.
    • 4) При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.
    • 5) Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю.
    2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
    • Встречи с искусством живописи дарят радость открытия (1) исключительно (2) внимательному и терпеливому зрителю. Посещение художественного музея (3) например (4) требует от нас способности и готовности воспринимать и переживать увиденное.
    3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
    • Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.
    4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
    • Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2) и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись поля.
    5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
    • Пойманные скворцы быстро привыкают к людям (1) и (2) если живут в доме (3) летают по комнатам (4) радуются своему хозяину и доверчиво садятся ему плечо.
    6. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    • Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров.
    7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
    • Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом.
    8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
    • 1) Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.
    • 2) В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.
    • 3) И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.
    • 4) Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.
    • 5) Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.
    9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
    • На улице нас кольцом окружили собаки и ни малейшего желания (1) кажется (2) не имели признавать в нас знакомых. Их воинственное настроение было (3) видно (4) каждому прохожему.
    10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
    • 1) Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.
    • 2) Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.
    • 3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.
    • 4) Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.
    • 5) Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой.
    11. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
    • 1) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.
    • 2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.
    • 3) Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.
    • 4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.
    • 5) Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.
    12. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
    • Стены дома (1) подновлённые краской (2) и подкрашенными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.
    13. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
    • Некоторых современников возмущало употребление А.С. Пушкиным простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя».
    Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    • Каждая книга (1) изучать (2) которую (3) вам предстоит в течение учебного года (4) представляет собой сокровищницу знаний.
    Источники
    • http://www.happy-go.ru/images/carandash.png
    • http://old.pzaxe.ru/img/33/pz_0929.jpg
    • http://www.ljplus.ru/img3/p/l/pleno_de_vida/list2.JPG
    • Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку с сайта
    • Автор шаблона: Носова Ольга Михайловна
    • учитель начальных классов МОУ СОШ № 11
    • с углубленным изучением отдельных предметов
    • Курского муниципального района
    • Ставропольского края