Егэ русский 2. ЕГЭ. Как выполнять задания

Лексические средства связи:

  1. Лексический повтор – повторение одного и того же слова. Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
  2. Однокоренные слова . Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости.
  3. Синонимы . В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
  4. Антонимы . У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
  5. Описательные обороты . Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.

Грамматические средства связи:

  1. Личные местоимения . 1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.
  2. Указательные местоимения (такой, тот, этот) 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
  3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.
  4. Союзы (преимущественно сочинительные) Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону»
  5. Частицы .
  6. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.
  7. Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
  8. Неполные предложения и эллипсис , отсылающие к предшествующим элементам текста: Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.
  9. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.
Вводное слово, союз, частица, наречие Когда используется?
ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ Применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее.
КРОМЕ ТОГО Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО Используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям.
НАПРИМЕР, ТАК Используются тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде.
НАОБОРОТ Используется тогда, когда автор текста противопоставляет одно предложение другому.
ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ Указывают на порядок изложения аргументов.
НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ Вносят в авторские рассуждения следующее значение: «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста».
ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО Автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений.
ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений.
ТО ЕСТЬ Используется для уточнения сказанного ранее.
ОДНАКО, ЗАТО, НО Используются для противопоставления смысла одного предложения другому.
ИМЕННО, ВЕДЬ Вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли.
ДАЖЕ Вносят значение усиления.
НЕ СЛУЧАЙНО Имеет значение «по этой причине».
ОЗНАЧАЕТ Автор хочет привести пояснение к сказанному прежде в качестве образца, иллюстрации своей мысли.

Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:

  1. Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже
  2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
  3. Противительные: а, но, да (=но), однако, зато
  4. Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
  5. Пояснительные: то есть, а именно
  6. Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём
  7. тоже, да и, то есть, а именно.

Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:

  • Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
  • Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
  • Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро
  • Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
  • Следствия: так что
  • Уступительные: хотя, несмотря на то что
  • Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
  • Изъяснительные: что, как, чтобы
  • В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы.

Сочинение в рамках ЕГЭ по русскому языку не имеет почти никакого отношения к творчеству. На него так же, как и на первую, тестовую, часть экзамена можно "натаскать". Выпускнику стоит лишь запомнить алгоритм действий и так называемые "клише", которые нужно будет дополнить в процессе написания текста. Профессиональный репетитор рассказывает, как выстроить структуру работы.

Для начала нужно запомнить, что сочинение в экзамен включили не для того, чтобы вы блеснули знанием средств художественной выразительности - тропов или стилистических фигур. Не стремитесь к "семантическим кружевам", длинным предложениям - не нужно усложнять. Разработчики ЕГЭ просят вас о почти математической работе с небольшим литературным бэкграундом.

Ежегодно требования к сочинению несколько меняются - в этом году допустимым может стать аргумент из жизни, а в следующем такой пример в тексте может быть не засчитан. Однако рекомендуемая структура "выпускного труда" с 2010 года осталась неизменной.

Разные школьные учителя предлагают своё абзацное членение текста - как правило, они отмечают, что "кусков" должно быть 7 или 8. Мы остановимся на первом числе, как оптимальном.

Выделение каждого абзаца новой строкой обосновано критериями оценки ЕГЭ. И для каждой маленькой "части" сочинения есть своё клише, которое нужно выучить и никуда от него не отступать.

Абзац № 1. Постановка проблематики текста

Чтобы максимально качественно написать первое и, по сути, самое главное предложение вашей работы (ведь от правильной постановки проблемы зависит весь текст), нужно определить несколько вещей: какой перед нами текст (художественный, публицистический или научный) и кто его автор. Если первое необязательно и требует вашего умения "различать", то второе элементарно и не выполняется некоторыми учениками только из-за лени.

В конце каждого текста разработчики ЕГЭ дают справку о том, кто такой автор: какова его профессия и в какое время он жил. Используйте эту информацию обязательно в первом абзаце.

"В предложенном для анализа фрагменте (художественного, публицистического или научного) текста (здесь также, если вы уверены, что человек широко известный, использовать прилагательные "выдающийся", "известный" и т.д.) писатель (или исследователь, лингвист, прозаик и т.д.) ФИО поднимает проблему…"

Абзац № 2. Комментарий к поставленной проблеме

Он должен объяснить (до или после второго клише), почему вопрос, поднятый автором, вам кажется важным. Далее принципиально сказать о его актуальности, идея в том, что тексты, которые предлагаются разработчиками экзамена, говорят о вечном (человеческие чувства и эмоции, философия, грехи, экология, история и т.д.).

"Эта проблема как нельзя более актуальна, потому что…"

Обязательно включаем эту фразу во второй абзац и дополняем.

Абзац № 3. Выявление авторской позиции

Вам нужно найти в тексте ЕГЭ основной, главный тезис автора, его "месседж", связанный с проблемой материала.

"Клише", с которого мы начинаем абзац:

"Закавыченная" часть взята непосредственно из текста, то есть мы дополняем свои слова выдержками из экзаменационного материала.

Абзац № 4. Комментарий к позиции автора

С ней всегда нужно быть солидарным. Запомните это раз и навсегда. Я встречала в своей практике учеников, которые писали, что не согласны с известными публицистами, писателями и т.д. Они теряли баллы.

Если разработчики ЕГЭ выбрали работу того или иного автора для экзамена, то этот человек априори уважаем, а потому любая ваша "вольность" (за некоторым исключением, если вы гениально будете парировать и приведёте серьёзные аргументы "против") может серьёзно подпортить вам результаты.

Если не знаете, что писать, то дополните предложение видоизменённой (повторяться нельзя) мыслью вашего же комментария к проблеме (см. абзац № 2).

Абзац № 5.Аргумент первый

Начинаем с "клише":

"В доказательство своих слов приведу в пример героиню романа (или другой литературный жанр - в зависимости от произведения) "Название" выдающегося (или другое прилагательное на ваш выбор) русского (или "зарубежного", "немецкого" и т.д.) Александра Сергеевича Пушкина (или другое ФИО)".

Начинаем следующее предложение с имени персонажа, о котором мы говорим в аргументе.

Абзац № 6. Аргумент второй

Начинаем также с "заготовки":

Ещё одним примером "проблемы, о которой мы говорим" (вписываем проблему, желательно перефразировав), может послужить история персонажа… (и далее аналогично с первым аргументом).

Или "...может послужить история, описанная в произведении… (продолжаем по рекомендации "Абзац № 5")…"

Абзац № 7. Выводы

"Исходя из вышесказанного, можно заключить…"

Или "Можно сделать вывод, что…"

И дополняем последний абзац вашим главным тезисом, который (по сути) будет полностью перекликаться с авторской позицией. Пишите другими словами.

Последнее предложение вашего сочинения должно быть позитивным. Никогда не заканчивайте на печальной ноте - вне зависимости от того, о чём ваша работа. Это важно, потому что у учителя, проверяющего ЕГЭ, должно остаться о ней положительное впечатление (каким бы "двоечным" ваш труд ни был).

Формулировка задания:

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Согласно на-блю-де-ни-ям со-вре-мен-ных ис-сле-до-ва-те-лей у человека, по-лу-ча-ю-ще-го ос-нов-ную ин-фор-ма-цию в Сети, ме-ня-ет-ся «природа» чтения. (2)Раз-ви-ва-ют-ся на-вы-ки поверхностного, ска-ни-ру-ю-ще-го чтения, а остав-ший-ся без упо-треб-ле-ния навык вни-ма-тель-но-го чте-ния длин-но-го тек-ста исчезает, как любая способность, ко-то-рую не тренируют. (3)<...> сознание, при-вык-шее ра-бо-тать с мел-ки-ми ку-соч-ка-ми и от-дель-ны-ми фрагментами, не свя-зан-ны-ми между собой, плохо справ-ля-ет-ся с боль-ши-ми текстами, тре-бу-ю-щи-ми вре-ме-ни и внимания.

Правильный ответ: вследствие этого <ИЛИ> поэтому

Комментарий:

Слово «следовательно» и ему подобные не подходят, так как после них нужно было бы поставить запятую, это вводные слова, являющиеся выводом из цепочки доказательного ряда. От нас требуется подобрать подчинительный союз.

Союз «вследствие этого» можно заменить «поэтому».

Что нужно знать:

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

Лексические средства связи:

1) Лексический повтор - повторение одного и того же слова

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

2) однокоренные слова

Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым , но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)

2) Синонимы . В лесу мы видели лося . Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

3) Антонимы У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше.

4) Описательные обороты

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей . (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи:

1) личные местоимения, притяжательные местоимения

1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи . Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

2) указательные местоимения (такой, тот, этот)

1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели . Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) - во втором тексте средства связи - лексический повтор и указательное местоимение «эти».

3) местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

4) союзы (преимущественно сочинительные)

Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

5) частицы

6) вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко . (А.Пушкин).

7) единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) - все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

8) неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

9) синтаксический параллелизм - одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить - искусство. Уметь слушать - культура . (Д.Лихачёв)

В задании 2 вы работаете с текстом, в котором допущен пропуск слова (или слов). Один из предложенных вариантов ответов вам помогает выбрать сама природа текста, такое его свойство, как целостность. Целостность достигается благодаря смысловой законченности его содержания. Чаще всего, внимательно прочитав текст, вы сможете интуитивно сделать правильный выбор.

Допустим, там встретились слова: с одной стороны или во-первых . Это значит, что почти наверняка далее последует продолжение: с другой (с другой стороны) или во-вторых... Если в тексте содержится рассуждение, а пропуск сделан в конце, при изложении вывода, то вполне вероятно, что пропущенными словами могут оказаться слова: итак, следовательно, таким образом.

Если вы сомневаетесь в правильности ответа, используйте метод подстановки : последовательно подставляйте предложенные варианты ответов в предложение с пропуском. И следите за изменениями смысла. В четырёх случаях смысловая целостность текста будет нарушена. Лишь правильно подобранный ответ её сохранит.

Текст прочитай не менее трёх раз. Первый раз — для общего ознакомления, второй — после ознакомления с вариантами ответов. Третий раз, проверочный, чтобы убедиться, что текст с выбранным ответом воспринимается целостно.

Обычно в задании 2 пропущены союзы и союзные слова либо вводные слова и сочетания, выступающие как средства связи предложений в тексте. Вспомним, что это такое.

Союзы

Вспомним, функция (роль) союзов — выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных. Сочинительная связь — это связь, которая выражает равноправные отношения элементов. Подчинительная связь - это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений. Союзы могут служить и средством связи предложений в тексте. Вот основные виды смысловых отношений, которые выражаются при этом в тексте.


Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:

  1. Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже
  2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
  3. Противительные: а , но , да (=но), однако , зато
  4. Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
  5. Пояснительные: то есть, а именно
  6. Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём

тоже, да и, то есть, а именно .


Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:

  1. Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
  2. Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
  3. Условные: если (кабы, коли, ежели - устар.), если бы, раз, как скоро
  4. Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
  5. Следствия: так что
  6. Уступительные: хотя, несмотря на то что
  7. Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
  8. Изъяснительные: что, как, чтобы

В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы

Заучивать списки союзов для выполнения задания 2 не нужно: варианты ответов будут представлены в задании. Это лишь справочный материал, демонстрирующий множество значений, которые помогают выразить союзы.


Вводные слова и сочетания

Вспомним тему: «Вводные слова и сочетания». Неслучайно их делят на группы по значению. Вот основные из них:

Эмоции, чувства, оценка

К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано

Степень достоверности, возможности, уверенности

Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю

Источник сообщения

По сообщению, по сведениям, по мнению, по слухам, в соответствии с, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается

Последовательность изложения, связность речи (слова из этой группы часто используют как средства связи предложений в тексте)

Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых (и прочие подобные), с одной стороны, с другой стороны

Приёмы формулирования, способы выражения мысли (слова из этой группы часто используют как средства связи предложений в тесте)

Словом, одним словом, иначе говоря, другими словами, иными словами, точнее, точнее говоря, короче, коротко говоря, откровенно говоря, правду говоря, прямо говоря, не ходя вокруг да около, мягко выражаясь, называя вещи своими именами, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, с вашего позволения, лучше сказать, точнее сказать, так сказать, как говорится

Активизация внимания собеседника, в том числе с целью установления доверительности

Понимаешь(-ете), знаешь(-ете), видишь(-ите), пойми(-те), поверь(-те), послушай(-те), согласись(-тесь), представь(-те), представь(-те) себе, вообрази(-те), веришь(-ите) ли, знаешь(- ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря, между нами, будь сказано

Мера того, о чём говорится

Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере

Обычность, типичность того, о чём говорится

Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению, в крайнем случае