Грамотная страна. Меры по развитию начального образования в России, начало XX века. Меры по развитию начального образования в России а начале XX века

Казалось бы, с грамотностью в XXI веке особых проблем возникать не должно. Однако, по данным ЮНЕСКО, сегодня около 781 млн. взрослых в мире не умеют правильно читать и писать. Причем неграмотное население есть и в развитых странах. Мы решили подробнее узнать о статистике, основных факторах и географии неграмотности на планете.

Показатели грамотности среди взрослых и молодежи

Как уже отмечалось, на планете 781 млн. неграмотных взрослых людей. Такие показатели по состоянию на 2012 год в сентябре прошлого года обнародовал Институт статистики при ЮНЕСКО. К категории взрослых статистики относят людей старше 15 лет. Исследователи также выделяют среди них группу молодежи — людей в возрасте от 15 до 24 лет, неграмотных среди которых 126 млн. За последнее десятилетие эти показатели стали меньше, однако вопрос остается актуальным, особенно в гендерном аспекте, ведь в обоих случаях — среди взрослых в целом и молодежи в частности — две трети (более 60%) неграмотных являются представительницами женского пола.

Почему неграмотных женщин больше?

Среди причин такого неравенства культурные и социальные нормы той или иной страны, низкий уровень качества жизни и т.д. Так, к примеру, в Индии только одна из трех девушек заканчивает начальную школу. Они бросают учебу, потому что вынуждены помогать по хозяйству дома, ухаживать за меньшими братьями-сестрами или больными родственниками, устраиваться на работу, чтобы заработать на жизнь. Кроме этого, многие родители скорее инвестируют в обучение своих сыновей, чем дочерей, учитывая сложившиеся в обществе традиции и нормы. Также во многих развивающихся странах преградами на пути обучения девушек становятся ранние браки и материнство.

Обычно представительницы слабого пола в таких странах просто не имеют возможности ходить в школу. В то же время, даже если такая возможность существует, то социальный и семейный уклад влияет на уровень полученных знаний. Из-за нерегулярного посещения занятий и невыполнения домашних заданий успешность девушек падает, что часто также ведет к исключению из школы.

Правительства стран, в которых существуют проблемы с грамотностью среди женского населения, пытаются повлиять на ситуацию. Так в Азербайджане попытка улучшить статус женщин заключалась в обеспечении бесплатного образования, реформы о равенстве прав и активной поддержке лидерства среди женщин. Однако такие шаги могут быть эффективными в городах, но в отдаленных сельских районах сложнее противостоять древним традициям патриархальных сообществ. В Эфиопии, например, запрещается заключать браки до 18 лет. Несмотря на это молодые девушки часто становятся жертвами «похитителей», которые таким образом получают невест для своих сыновей, причем похищая учениц прямо по дороге в школу. Сам страх перед такими действиями ведет к тому, что родители запрещают своим дочерям ходить в школу. По Африке стоит также отметить, что в некоторых странах континента хорошее образование девушки повышает, так сказать, «цену» за нее как за невесту (речь идет о своеобразном для этих стран выкупе).

География грамотности

Уровень грамотности зависит также от уровня достатка страны, поэтому самые низкие показатели грамотности в развивающихся странах. Так меньше 50% грамотных насчитывается в 14 государствах, принадлежащих преимущественно к Субсахарной Африке, Южной и Западной Азии. Среди них Афганистан, Бенин, Буркина-Фасо, Гаити, Гвинея, Эфиопия, Кот-дИвуар, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Сьерра-Леоне, Центральноафриканская республика, Чад.

В то же время за последние двадцать лет страны арабского мира, Южной и Западной Азии существенно улучшили ситуацию с грамотностью. Так за период между 1990 и 2012 годами количество грамотного населения в арабском мире выросло с 55% до 78% среди взрослых в целом и с 74% до 90% среди молодежи в частности. В Южной и Западной Азии эти показатели изменились следующим образом: с 47% до 63% среди взрослых в целом и с 60% до 80% среди молодежи.

Отдельно хочется сказать об Афганистане, который в 2011 году впервые за последние более чем тридцать лет обнародовал свои новые показатели, и где можно наблюдать значительный прогресс, ведь, по новым результатам, доля грамотного взрослого населения в стране достигла 32%, по сравнению с 18% в 1979 году. Если рассматривать отдельно возрастную группу от 15 до 24 лет, то в ней этот показатель вырос с 30% в 1979 году до 47% в 2011. В то же время гендерное неравенство остается в Афганистане высоким: только 18% взрослых женщин умеют читать и писать, по сравнению с 45 % среди мужчин. У молодежи ситуация несколько лучше: 32% грамотных представительниц женского пола и 62% мужской.

Больше всего неграмотного населения проживает в Индии — 287 млн., что составляет 37% от общего количества неграмотных в мире. Такие цифры обнародовало ЮНЕСКО в еще одном исследовании — The EFA Global Monitoring Report. В целом уровень грамотности в Индии вырос с 48% в 1991 году до 63% в 2006 (последние показатели были предоставлены именно в этом году). Однако рост численности населения нивелировал достижения, поэтому количество неграмотных взрослых индийцев осталось без изменений. За период между 1985-1994 и 2005-2011 годами выросли показатели неграмотности, преимущественно так же в результате роста населения, и в Бангладеш, Нигерии, Эфиопии. В то же время Китай за этот же промежуток времени сумел достичь значительных результатов в борьбе с неграмотностью, уменьшив количество неграмотных на 130 млн. или на 71%.

Есть неграмотные и в развитых странах, таких как США, Германия. Например, в Германии проживает 7,5 млн. неграмотных людей, что составляет около 9% от общей численности населения страны.

Грамотность - фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством. Однако грамотность может выступать и как орудие пропаганды той или иной идеологии в обществе . Чему и как служит грамотность, зависит от условий, в которые поставлено народное образование данной страны.

Степенью распространения грамотности характеризуется степень участия народа той или иной страны в умственной жизни всего человечества, но характеризуется лишь до известной степени, так как и народы неграмотные участвуют и участвовали, хотя, возможно, и в меньшей мере, в накоплении умственных и нравственных сокровищ человечества.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Ноты для начинающих. Нотная грамота за 15 минут

    ✪ КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ГРАМОТНО НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ.#1

    ✪ Как освоить компьютер и ноутбук быстро и легко

    ✪ Компьютер для начинающих. Все о компьютере за 1 час

    ✪ Нужны ли государству финансово грамотные люди | Уроки финансовой грамотности в школе

    Субтитры

История распространения грамотности (с древних времён по XIX век)

Данный раздел представляет собой частичное изложение статей «Грамотность» и «Начальное народное образование» Энциклопедии Брокгауза и Ефрона .

История грамотности начинается с истории азбуки . При господстве идеографического письма, когда письмена сводились к рисункам, как, например, у эскимосов и американских индейцев, «грамотность», если можно назвать этим словом понимание живописи , была доступна всем, - никакой условности в письменах не было. История грамотности начинается с того момента, когда письмена прибретают условный характер и для понимания их делается необходимым изучение. История прежде всего показывает медленный, но постоянный ход секуляризации и демократизации грамотности: из достояния немногих, главным образом духовных лиц, она делается достоянием всех, достоянием народа .

  • невозможность слишком глубокой детализации опросника :

Валовый показатель, когда к числу неграмотных относят и детей дошкольного возраста , завышает показатели неграмотности в степени тем большей, чем больше среднее количество детей в том или ином регионе. Впрочем, всеобщая перепись обычно позволяет выделить из общего числа грамотных детей школьного возраста, а в их числе учащихся .

  • недостоверность ответов респондентов в переписных листах :

русские статистики, исследовавшие во второй половине 1880-х гг. Иркутскую губернию , нашли, что на полуграмотных приходилось от 27,3 % до 50,9 % общего числа грамотных; в местностях глухих это отношение ещё менее благоприятно .

В конце XIX века в России и за рубежом в оценках грамотности использовалось число начальных школ и учащихся в них , с разбивкой по полу и возрасту. Н. Рубакин относится к этому методу критически: грамотность приходит не с постройкой школы, а при условии её успешного окончания:

однако из начальных школ не все выходят грамотными; значительный процент не оканчивает курса

И в России, и в Европе дети крестьян, даже если и ходили в церковно-приходскую школу, то нередко отвлекались от учёбы по хозяйственно-домашним нуждам на протяжении учебного года. Незавершённость начального образования, отмечает Н. Рубакин, особенно сильна в странах, где нет обязательного обучения. Автор указывает и на несопоставимость показателей между странами: школьный возраст «считается в одних странах от 7 до 14, в других от 8 до 13 или 6-15 и т. д.»

Другим распространённым способом оценки уровня грамотности в стране является статистика комиссий по призыву новобранцев , которая позволяет установить долю грамотных. В России, где была введена всеобщая воинская повинность , этот способ Н. Рубакин находит удобным: «новобранцы выходят из разных слоёв населения и из разных областей государства; кроме того, призывы новобранцев совершаются периодически, из года в год». В то же время он указывает и на недостатки:

  • неприменимость к оценке грамотности женского населения;
  • исследованию подвергается лишь часть мужского населения (мужчины призывного возраста, не имеющие освобождения от призыва).

Ещё один существенный недостаток оценки грамотности по новобранцам - зависимость от структуры армии (доля высших классов, вступающих на офицерскую службу) и от условий призыва (мирное или военное время).

В странах, где всеобщая воинская повинность не введена, демографы изучали грамотность лиц, вступающих в брак . Здесь в поле зрения попадают лица обоего пола, разных сословий, разных возрастов и исповеданий и т. д. К этой статистике Н. Рубакин также подходит осторожно, констатируя, что помимо всеобщей переписи ни одна из методик косвенных не имеет значения абсолютного: «чем грамотнее страна, тем больше грамотных мы встретим и среди призывных, и среди вступающих в брак» .

Факторы распространения грамотности

Географические условия

Распространение грамотности крайне неравномерно как между различными слоями одного и того же народа, так и между различными народами. Оно зависит от географических  условий , в которых живёт данный народ. Внешний вид поверхности , климат , характер растительности и фауны и вообще географическая обстановка страны, делающая народ то кочевником -пастухом , то охотником , то земледельцем , создаёт условия то благоприятные, то неблагоприятные для распространения грамотности, а также оказывает сильное влияние и на развитие потребности в ней. Статистик В. Григорьев в своём исследовании Иркутской губернии ( г.) показал (), что наименьшее число грамотных и учащихся встречается в тех местностях, где наиболее развито скотоводство .

На развитие грамотности действует и климат, хотя влияние его проявляется крайне разнообразно. Длинные зимы и долгие вечера в Финляндии , Швеции и Норвегии при отсутствии полевых работ, по замечанию Левассёра , вероятно, отражаются благоприятно на развитии грамотности, хотя связь между климатом и ею ещё не разрабатывалась статистически.

Этнографический состав населения

Политический строй и экономический уклад

Зависимость грамотности от экономических условий относительно легко поддаётся исследованию. Если эти условия слишком тяжелы, то погоня за насущным хлебом не оставляет даже столько времени, сколько нужно для обучения грамоте. Перед великой французской революцией 1789 года бедность народа, несомненно, поддерживала его невежество, которое, в свою очередь, влияло на его бедность.

Громадное влияние на развитие грамотности имеют такие факторы, как распределение землевладения в стране, распределение налогов и податей, и т. п. Всякая неправильность, всякая несправедливость в этом отношении, отражаясь на обеднении народа, отрицательно отражается и на развитии в нём грамотности, и нужны другие, более могущественные для данного момента влияния, чтобы компенсировать вред, причиняемый экономическими факторами.

Гражданские свободы

"Безграмотный человек стоит вне политики , … его сначала надо научить азбуке. Без этого не может быть политики, без этого есть только слухи, сплетни, сказки, предрассудки, но не политика" – отмечал В. И. Ленин .

Политический строй государства также оказывает могущественное влияние на распространение грамотности. Рабство искони было одним из самых существенных препятствий к распространению грамотности в массах народа, хотя древние римляне и ценили образованных рабов и даже поручали им воспитание и обучение грамоте своих детей.

Развитие грамотности в Западной Европе шло параллельно с развитием конституционных начал, не столько предшествуя ему, сколько следуя за ним.

«При прочих равных условиях, - говорит Левассёр, - в тех странах, где народ принимает известное участие в управлении, мы встречаем сравнительно больше забот о распространении образования (значит и грамотности). Таковы, например, Швейцария, английские колонии в Австралии и Канаде , Соединённые Штаты Северной Америки и т. д.»

При самоуправлении распространение грамотности является естественной необходимостью, которую понимает каждый. В Америке после освобождения негров и дарования им политических и гражданских прав грамотность начала чрезвычайно быстро распространяться между ними. До какой степени отсутствие этих прав отразилось на степени образования негров, видно из того, что ещё в г. неграмотных негров считалось в Соединённых Штатах (по переписи) 67,63 %, тогда как неграмотных белых - всего 9,49 %. Успехи образования низших классов в Швеции Лавеле объясняет тем, что на Скандинавском полуострове эти классы были наименее угнетены феодальной системой.

Крепостное право

Говоря об отрицательном влиянии общественного строя на развитие грамотности, не следует, однако, забывать, что оно может уравновешиваться другими факторами, действующими в противоположную сторону: грамотность начала развиваться в Швеции ещё во времена абсолютной монархии благодаря влиянию протестантизма. С другой стороны, южноамериканские республики не отличаются большим распространением грамотности: расслабляющий климат, малоподвижность индейской расы, часто повторяющиеся революции, глубокая рознь между различными классами общества и прочее - всё это действует в направлении, неблагоприятном для грамотности. Вообще государственный строй, касаясь самых различных областей жизни, влияет на распространение грамотности (положительно - в одних случаях, отрицательно - в других) множеством путей, которые невозможно даже вкратце перечислить.

Религия и грамотность

Некоторое влияние на распространение грамотности оказывала религия . Духовенство было первым устроителем школ и распространителем грамотности. [где? ]

Правительственные инициативы

Правительствам принадлежит видная заслуга в деле распространения грамотности.

Но вмешательство правительства в дело народного образования не всегда благотворно отражалось на распространении грамотности. Несоответствие правительственных начинаний с потребностями общества, непонимание народных нужд, невозможность исполнить предписания правительства и т. д. иногда оказывали обратное влияние. Так, например, в половине XVIII века многие школы к Малороссии , существовавшие при церквах (школы грамоты , школы домашние и церковно-приходские), закрылись, и вследствие этого распространение грамотности замедлилось. Факт закрытия 370 школ в одной Черниговской губернии проф. Сухомлинов ставит в причинную связь с благими начинаниями Екатерины II в области народного образования.

Решительные меры, принятые во 2-й половине XVIII века к учреждению официальных училищ, были вместе с тем мерами против народных школ. Предписано было учить по таким-то книгам, в такие-то часы, подчиняться таким-то начальникам и т. д. Учитель должен был при содействии полиции настаивать на посещении официальных школ

Отправной точкой уровня грамотности по всей Российской империи на начало века, принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего - 21,1 %, в том числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин .

По экстраполяционным оценкам, сделанным применительно к наиболее развитым губерниям Российской империи, на протяжении XIX века грамотность сельского населения росла на 1,8 % в год .

Оценки на второе десятилетие XX века достаточно сильно разнятся, от минимальной 30 % к началу Первой мировой войны . Ряд учёных оценивает грамотность населения России к 1915 году в 35-38 % до 43 % в 1917, но применительно только к европейской части собственно России, исключая детей, не достигших 10 лет . Бывший министр просвещения П. Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56 % грамотных от всего населения России (на 1916 год) .

При этом грамотность была сильно дифференцирована по регионам Российской империи. Так, по переписи 1897 года, в Эстляндской и Петербургской губерниях грамотное население составляло 77,9 % и 55,1 %, а в Сибири и Средней Азии 12,4 % и 3,3 % соответственно.

Грамотность среди военнослужащих

Статистика военного ведомства фиксирует данные о грамотности узкой возрастной группы мужской части населения, причём уже отфильтрованной (сначала в крестьянской семье или сельской общиной) на стадии призыва. Многодетные крестьянские семьи (а до 1874 года, при рекрутской повинности - сельская община) предпочитали отдавать в армию наименее ценных членов общества , в том числе, уже в XX веке и по признаку неграмотности (так как знали, что через 4 года сын вернется из армии грамотным). По данным Дж. Бушнелла, на военную службу в царской России принималось лишь 25-30 % мужчин призывного возраста . По другим данным, грамотность среди принятых на военную службу была примерно в два раза выше, чем для всего населения в целом .

Несмотря на то, что помимо земских и церковно-приходских школ в некоторых деревнях находились грамотные и свободные от другой работы лица, учившие детей азбуке по собственной инициативе , общий уровень грамотности, фиксируемый призывными комиссиями, оставался низким [источник=? ]. Указав, что долгое время (до реформы 1861г)"царская армия была [зачастую] единственным и важнейшим источником обретения грамотности русскими крестьянами" , Дж. Бушнелл отметил, что в 1880-х от обучения солдат грамоте отошли, а затем даже когда обучение грамоте требовалось (после этой даты)… то часто, а возможно и в обычных случаях это требование оставалось лишь «мёртвой буквой» (См. примечание ). Так, в пехоте обязательное обучение грамоте вновь ввели лишь в 1902 году . Однако в кавалерии и артиллерии, - констатировала вновь созданная при Главном штабе Комиссия по вопросу об образовании войск, - грамоте солдат не обучали, «ввиду того, что занятия грамотностью с молодыми солдатами этого рода оружия совершенно невыполнимы по недостатку для сего времени» .

Обучение шло по двум эшелонам, при минимальных квалификационных требованиях к признанию обучаемого грамотным. В низшем, где вместе обучали неграмотных и малограмотных, по окончании учёбы от солдата требовалось только: читать печатное, списывать с книги, знать сложение и вычитание целых чисел . В высшем, более продвинутом, куда направляли грамотных, требовалось: читать печатный текст и понимать прочитанное; списывать с книги и писать под диктовку фразы; выполнять 4 арифметических действия не выше третьего порядка и решать в уме несложные задачи на сложение и вычитание .

БСЭ дает следующие данные по грамотности новобранцев в РИ (процент грамотных среди новобранцев):

1875г - 21 %, 1880г - 22 %, 1885г - 26 %, 1890г - 31 %, 1895г - 40 %, 1900г - 49 %, 1905г - 58 %, 1913г - 73 %

Но, как отмечают авторы БСЭ далее, по этой статистике принимали «за грамотного умеющего написать лишь свою фамилию» . И даже по таким низким критериям грамотности каждый четвёртый новобранец оставался неграмотным. . - однако, в переписном листе переписи 1897 года вопрос сформулирован - «Умеет ли читать»?(смотрите формуляры переписи). В энциклопедических словарях того времени грамотность определялась как умение читать без затруднений, а читающих с трудом относили к малограмотным; умеющих только расписаться относили к неграмотным.

Данные дореволюционного «Нового Энциклопедического Словаря» сильно расходятся с данными из «Большой Советской энциклопедии». Согласно ему количество неграмотных рекрутов (на 1000) в разных армиях мира изменялось следующим образом :

1875 1894 1911
Германия 24,0 3,8 0,2
Дания 5,4 2,0
Швеция 9,0 1,2 3,7
Швейцария 46,0 38.0 5,0
Нидерланды 123,0 65,0 14,0
Франция 161,0 87,0 33,0
Бельгия 250,0 148,0 85,0
Греция 0 300 300,0
Италия 520 403,0 306,0
Сербия 793 496,0
Россия 784,0 708 617

Детальный обзор грамотности новобранцев даёт «Военно-статистический ежегодник», в котором отдельно рассматриваются все три категории грамотности: грамотные, малограмотные и неграмотные.

По данным «Военно-статистического ежегодника армии за 1912 г.» всего в 1912 году из низших чинов до поступления на службу было :

  • грамотных - 604 737;
  • малограмотных - 301 878;
  • неграмотных - 353 544.

Соответственно, в 1912 году процент грамотных солдат в русской армии составлял 47,41 %. Таким образом уровень грамотности рядовой солдатской массы по сравнению с рубежом веков, по сути, не изменился .

Помимо грамотности важно отметить уровень образовательного ценза. Так в 1912 году из нижних чинов армии имели :

  • высшее образование - 1480;
  • среднее образование - 6087;
  • низшее (начальное) - 125,494;
  • без образовательного ценза - 1 127 098.

В последнем предвоенном 1913 году 27 % призванных на военную службу были неграмотными . Когда же с началом Первой мировой войны мобилизация стала всеобщей, этот процент более чем удвоился, достигнув 61 % (в то же время в Германии - 0,04 %, в Англии - 1 %, во Франции - 3,4 %, в США - 3,8 % и в Италии 30 %) .(см. Примечание ).

Меры по развитию начального образования в России, начало XX века

1 ноября 1907 года в Думу был внесён проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Комиссия по народному образованию, в которую поступил этот проект, рассматривала его более трёх лет .

В 1910 году было установлено 4-летнее обучение для всех уже существующих начальных школ . Однако обсуждение законопроекта о всеобщем начальном образовании откладывалось несколько раз. Для решения возникших споров 28 января 1912 года Государственный совет образовал согласительную комиссию. При этом Госсовет предложил повысить до 10,5 млн руб. минимальный размер кредита, на который в течение 10 лет должны были быть увеличены ассигнования на нужды начальных училищ. В ходе обсуждения доклада согласительной комиссии (21 мая 1912 года), Дума отказалась с предложенными компромиссами, в связи с чем 6 июня 1912 г. Государственный совет законопроект отклонил . - Тем не менее, те же современные критики этого закона пишут : «Со времени издания закона от 3 мая 1908 г. в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений ». Эти мероприятия (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917 года (в том числе и во время Первой мировой войны) .

В 1912 году на нужды Министерства народного просвещения было выделено 117 млн.руб., а в 1914 году предполагалось отпустить 142,7 млн.руб . В 1915-16 годах разработкой новых законодательных предложений занимался министр просвещения Павел Игнатьев . В 1909 году план введения в городе всеобщего начального образования, рассчитанный до 1919 года приняла Барнаульская городская дума . В 1911 году о введении всеобщего начального образования было объявлено в Омске , в 1913 в Новониколаевске . Однако в целом к 1915 году всеобщее бесплатное начальное обучение было введено лишь в 3 % земств (15 из 440) .

Однодневная школьная перепись, проведённая Министерством народного просвещения в январе 1911 года, показала, что лишь около 43 % детей школьного возраста (от 8 до 12 лет) посещало начальную школу . С этими цифрами коррелируют данные того же источника , по которым охват начальной школой детей в возрасте от 8 до 11 лет составлял по империи 30,1 % (в городах - 46,6 %, в сельской местности-28,3 %). С этой оценкой сильно расходятся данные в книге Д. Л. Сапрыкина : «данные полной школьной переписи января 1911 года и частичной переписи января 1915 года говорят о том, что на тот момент в центральных великорусских и малороссийских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков. Иначе обстояло дело с обучением девочек (даже в Европейской России в школах обучалось не более 50 % девочек в начальных школах)».

В отчёте Министерства народного просвещения на 1911 год практически полный охват начальным образованием в 34 губерниях (46 % населения) планировался в среднем через 9,4 лет (в 40 уездах через 12-17 лет) . По оценкам авторов статьи «Нового энциклопедического словаря » за 1916 год, при условии сохранения темпов увеличения числа школ на уровне 1911-1914 годов всеобщее обучение могло бы быть достигнуто через 16 лет . При этом в планах МНП охват планировался начальными школами с 4-летним курсом обучения .

При количественном росте начальной школы освоить её полный курс удавалось лишь меньшинству : лишь 10 % из зачисленных в начальную школу заканчивали все 4 класса

ВАШИНГТОН, 15 декабря. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Грамотность на планете повышается в последние два десятка лет низкими темпами и составляет сейчас лишь 84%.

Это означает, что 781 млн взрослых людей в разных странах, или примерно каждый десятый житель Земли, вообще не умеют читать и писать, сообщает исследовательский центр американского сетевого издания "Глобалист".

Центр подготовил доклад на основе данных Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Ликвидация неграмотности шла быстрыми темпами после Второй мировой войны, но в нынешнем веке сильно замедлилась, отмечают эксперты. С 1950 по 1990 год грамотность увеличилась с 56 до 76%, а в следующие десять лет возросла до 82%. Однако начиная с 2000 года этот показатель прибавил лишь 2%.

По мнению авторов доклада, это объясняется в целом крайне низким уровнем социально-экономического развития стран Центральной Африки и Западной Азии, где проживает 597 млн человек, не умеющих читать и писать. "Они составляют 76% всех неграмотных людей с мире", - говорится в документе. Единственный обнадеживающий факт состоит в том, что уровень грамотности среди молодежи в государствах Южной и Западной Азии заметно выше, чем у старшего поколения.

В целом грамотность среди юношей и девушек в возрасте от 15 до 24 лет во всем мире, по данным Статистического института ЮНЕСКО, составляет сейчас 90%. "Этот показатель кажется высоким, но все равно он означает, что 126 млн молодых людей не умеют читать и писать", - отмечают эксперты исследовательского центра "Глобалист".

Они также обращают внимание, что в целом грамотность среди юношей на 6% выше, чем среди девушек, а самый большой разрыв в данной области наблюдается, естественно, в беднейших мусульманских странах. Из 781 млн неграмотных людей на планете две трети составляют женщины. Более 30% из них (187 млн) проживают в Индии.

Статистика по странам

В Индии вообще насчитывается самое большое количество неграмотных жителей - 286 млн человек. Далее в списке следуют Китай (54 млн), Пакистан (52 млн), Бангладеш (44 млн), Нигерия (41 млн), Эфиопия (27 млн), Египет (15 млн), Бразилия (13 млн), Индонезия (12 млн) и Демократическая Республика Конго (12 млн). На эти десять стран приходится более двух третей всех неграмотных жителей Земли.

Американские специалисты подчеркивают также, что, несмотря на высокий абсолютный показатель, относительный уровень неграмотности в Китае составляет лишь 5% населения. Авторы доклада уверены, что "в ближайшие десятилетия" неграмотность в КНР будет полностью ликвидирована. По их мнению, об этом свидетельствует тот факт, что уровень грамотности среди китайской молодежи составляет сейчас 99,6%.