Индивидуальное логопедическое занятие. Автоматизация звука ш. Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения "Автоматизация звука в словах"

ТАЯ РУПЫШЕВА
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [ш] в старшей группе

Цель : формирование правильного произношения звука [ш] и автоматизация звука [ш] в словах , слогах, предложениях.

Коррекционно-образовательные :

1. Формирование правильного артикуляционного образа звука [ш]

Коррекционно-развивающие :

1. Развитие артикуляционной моторики

2. Закрепление навыка правильного произношения звука [ш] в слогах , в словах, в предложениях

3. Развитие фонематических процессов

4. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия

Коррекционно-воспитательные :

1. Привитие навыков самоконтроля за речь

2. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]

Оборудование : предметные картинки, ИКТ, мышонок, мяч, паровозик,

Ход занятия

1. Сегодня у нас необычное занятие . К нам пришли гости. Давай поздороваемся с ними. А чтобы продолжить наше занятие надо потренировать язычок – сделать зарядку.

(звучит музыка, выполняем артикуляционную гимнастику)

Кто-то к нам собирался в гости, если ты отгадаешь загадку, то он обязательно придет.

Кто шуршит за шкафом нашим?

По ночам пугает Машу.

Прячется в углу шуршонок.

Крошка серенький. (мышонок) .

2. Где-то он шуршит. Скорее всего, спрятался в шкафу. Как может шуршать мышонок? Шур-шур-шур, ши-шо-шу, аШта-аШна-аШка, анШа-амШа-акШа, шта-што-шту-шты (ребенок повторяет слоговые ряды, сжимая и перекладывая колючий мячик с левой руки в правую и наоборот).

А вот и он. Где спрятался мышонок? Как мы узнали, что мышонок спрятался в шкафу?

Мышонок хочет познакомиться. Его зовут Мыша.

Расскажи Мыше, что ты уже знаешь о звуке [ш] . Давай вспомним, как работают губы, зубы и язык при произношении звука [ш] .

3. Характеристика звука [ш] : согласный, глухой, всегда твердый. Ребенок отвечает, какое положение занимают артикуляторные органы : губы «трубочкой» , зубки заборчиком, язык чашечкой.

Чтобы прийти к нам в гости, Мышонок одевался, наряжался

(подходим к ноутбуку)

4. Он надел только ту одежду и обувь, в названии которой есть звук [ш] . Что одел Мыша? Футболку, рубаШечку, колготки, брючки, Шортики, кофточку, сандалики, баШмачки, тапочки.

5. Мышонок любит, чтобы его называли ласково. Давай сделаем ему приятное, назовем его ласково :

Мыша, Мышуля, Мышаня, Мышутка, Мышулечка, Мышик

6. Мыша маленький и все предметы у него маленькие.

У Мыши не большая рубаха, а маленькая… .

У Мыши не большая шапка, а маленькая… .

У Мыши не большие шорты, а маленькие… .

У Мыши не большой шар, а маленький… .

У Мыши не большие уши, а маленькие… .

У Мыши не большая машина, а маленькая..

Ребенок повторяет начало фразы и договаривает ее словом в уменьшительно-ласкательной форме.

А теперь давай поиграем с мячиком. Я кидаю тебе мячик, называю слово, а ты его превращаешь в маленькое словечко – для нашего мышонка.

Шляпа - шляпка, шуба - шубка, штаны - штанишки, шишка - шишечка, шапка - шапочка, катушка - катушечка, подушка-, лягушка-…

7. Мышонок Мыша – растеряша. Он так спешил к тебе, что по пути растерял и перемешал картинки. Предлагаются картинки : ландыш, шишка, груша, вишня, мошка, камыш, мишка, мышка, лук, помидор, апельсин, банан, корова. Помоги Мыше отобрать и назвать картинки, в названии которых есть звук [ш] .

Слайд 3 – работа с предметными картинками.

Устали, давай немного отдохнем.

Физминутка

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем)

Пролетел веселый жук (Машем руками-крыльями)

Гуси шеи выгибают,

Ш-ш-ш! (Круговые вращения шеей)

Клювом перья расправляют.

Ш-ш-ш! (Повороты туловища влево-вправо)

Ветер ветки раскачал.

Ш-ш-ш! (Качаем поднятыми вверх руками)

Мыша тоже зашуршал : шур-шур-шур.

(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой)

Зашептал в воде камыш,

Ыш-ыш-ыш! (Подняли вверх руки, потянулись)

И опять настала тишь,

Ишь-ишь-ишь… (Присели)

Вот и отдохнули.

8. А Мышонок Мыша приготовил для тебя еще задание : нужно расселить по вагончикам картинки :

В первый вагончик разместить картинки, где звук Ш в начале слова , во второй вагончик – картинки, где звук Ш в середине слова , а в третий вагончик – картинки, где звук Ш стоит в конце слова.

9. Закончи предложение, используя слово мыШонок.

Под шкафом шуршит … (мыШонок)

Чуткие ушки у … (мыШонка)

Пушистая кошка подкралась к … (мыШонку)

Не поймать кошке … (мыШонка)

Мы наблюдаем за … (мыШонком) .

Итог занятия

Логопед. Вот и подошло к концу наше занятие . А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?

Ребенок. Ш-ш-ш.

Мышонку очень понравилось, как ты занимался и он дарит тебе воздушный шарик.

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях» Цели: Коррекционно-образовательные: Закрепить артикуляционный и оптический образ звука Ш, умение определять наличие звука в словах, .

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [л] Возраст: 5 лет (старшая группа). Диагноз: ОНР IV уровень. Цель: Закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах и словосочетаниях.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука «Л» «Поможем ласточке». Цель: Закреплять правильное произношение звука «Л».

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ш]» Индивидуальное логопедическое занятие Тема: " Автоматизация звука Ш" Цели: 1. Автоматизировать звук Ш в слогах, словах, предложениях. 2.

Индивидуальное занятие «Автоматизация звука [Р]» Цель: автоматизировать звук р в слогах и словах. Закреплять умение согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже. Развивать.

Индивидуальное занятие на автоматизацию звука [Л] Задача. Автоматизировать звук "л" во фразах, насыщенных словами с прямыми слогами. План занятия 1. Артикуляционная гимнастика. "Вкусное.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и предложениях для детей 5-6 лет.

С использованием лэпбука.

Тема: «Поиграй со змейкой Шушей».

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

1.Закреплять правильный артикуляционный уклад.

2.Закреплять правильное произношение звука [Ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях, скороговорках.

3. Развивать фонематическое восприятие.

4.Развивать мышление, память, мелкую и общую моторику, речевое дыхание.

5. Продолжать учить определять место звука в слове.

Материалы и оборудование:

Лэпбук, который в себя включает: карточки артикуляционной гимнастики, дидактические игры для развития речевого дыхания, дорожка из пуговиц, для закрепления звука в слогах, предметные картинки, мнемосхемы, су-джок шарик.

1.Организационный момент:

Здравствуй! Сегодня мы будем играть со змейкой Шушей и выполнять разные интересные задания, которые она приготовила.

Готов(а)? Тогда начнем!

2. Артикуляционная гимнастика:

Сначала заглянем в домик к веселому язычку и сделаем специальную гимнастику (по карточкам).

«Улыбка»

Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.

«Трубочка»

Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без голоса.

«Месим тесто»

Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя… Затем зубами та-та-та…

«Блинчик»

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (10 сек.)

«Чашечка»

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу.

«Лошадка»

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна (можно придерживать её рукой)!

«Грибок»

Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

«Гармошка»

Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке.

3. Дыхательная гимнастика:

Давай познакомимся с друзьями Шуши, с лягушкой и божьей коровкой. Подуем на божью коровку, чтоб она улетела с цветка. А теперь на лягушку! Молодец!

4. Повторение артикуляции звука [Ш]

Посмотри, это любимая полянка Шуши, она любит играть на ней с шариком. Поиграем вместе с ней? Кати ладошкой шарик по полянке и шипи, как змея. У тебя отлично получается!

Давай вспомним, что делают наш язык, губы, зубы при произношении звука [Ш]? (губы округлены, зубы сомкнуты с небольшой щелкой, язык похож на «чашечку» и поднят за бугорки за верхними зубами).

5. Автоматизация звука в слогах.

А еще Шуша любит петь. Давай споем вместе с ней? Нажимай каждым пальчиком, по очереди, на пуговицы и повторяй:

Ша -ша -ша Аш - аш -аш

Шо - шо - шо Ош - ош - ош

Шу - шу - шу Уш - уш - уш

Ши - ши - ши Иш - иш - иш

Ша - ша - шо Аш -ош - аш

Ши - шу -шу Уш -аш - уш

Шо -ши - шо Ош - иш -ош

Шу - ша - ша Аш - иш - иш

6. Автоматизация звука в словах.

А что это за конверт? Открой, посмотри, что в нем. Назови слова. (Предметные картинки: шуба, избушка, шапка, кошка, мышка, шашки).

Посмотри на эту схему! Здесь зашифрованы игры. Давай вспомним их и поиграем. А поможет нам кубик.

Ребенок бросает кубик и выполняет задание под соответствующей цифрой.

Игры: 1. «Я вижу…» 2. «Назови ласково». 3. «Жадина». 4. «Посчитай до 5» 5. «Брось кубик еще раз» 6. «Один и много».

7. «Паровозик» («Найди место звука в слове»)

Шуша предлагает покататься на паровозике, для этого нужно выполнить задание. Тебе нужно определить в каком вагончике едет звук, и передвинуть бусинку на схеме под нужный вагон. (Предметные картинки: шуба, шапка, кошка, мышка)

8. Автоматизация звука в скороговорках.

Змейка предлагает выучить тебе скороговорку, которую она зашифровала, на карточке.


Разучивание скороговорки с помощью мнемотаблицы.

9. Подведение итогов.

Шуша говорит тебе спасибо. Тебе понравилось играть со змейкой? Что тебе запомнилось? Какой мы сегодня звук учились произносить?

До новых встреч с Шушей!

Цели:
1. Коррекционно - обучающие:

Активизация словаря;
- развитие лексико-грамматического строя;
- автоматизация звука «Ш» в словах, словосочетаниях и предложениях.

2. Коррекционно - развивающие:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие речеслухового внимания, зрительного восприятия, мышления и памяти;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие тактильного восприятия.

3. Коррекционно - воспитательные:

Формирование эмоционально благоприятного микроклимата во время занятия;
- воспитание навыков самоконтроля.

Оборудование: наглядное пособие лягушка, конверт с письмом, зеркало, карточки с заданиями; предметные картинки «Лягушка», «Болото», предметные картинки по теме занятия, разрезные карточки со слогами, песочница.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуй!
Посмотри, все ли у тебя готово к занятию. Садись. Сегодня на занятии мы познакомимся поближе с одной очень «зелёной особой». Угадай, кто это:
Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка.
Правильно, это - лягушка.
Давай посмотрим на неё внимательно и подберём слова-признаки, т.е. те слова, которые, ответят нам на вопрос какая? и помогут описать лягушку.
Лягушка земноводная, зеленая, маленькая, шершавая, пугливая.
Сегодня наша гостья поможет нам сделать артикуляционную гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика

«Улыбка».
«Трубочка».
«Блинчик».
«Вкусное варенье».
«Качели».
«Чашечка».

3. Упражнения для выработки воздушной струи

Посмотри, наша лягушка поймала мошку, давай поможем насекомому улететь. Подуй на мошку.
Если ты заметил, то лягушка принесла с собой конверт, давай его откроем! А вот и письмо, его передали для нас лягушата и поведали о своей истории. Послушай его.

История лягушат.

Неподалеку от лесной опушки, в небольшой речушке жили-были лягушата... И вот однажды решили они устроить соревнования и забраться на вершину высокого каштана. Собралось много зрителей. Соревнования начались... Правда, никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину каштана. Слышны были реплики: "Это слишком сложно! Нет шансов!» Маленькие лягушата начали падать. Один за другим. За исключением тех, у которых открылось второе дыхание, они прыгали всё выше и выше... Толпа всё равно кричала "Слишком тяжело!!! Ни один не сможет это сделать!" Ещё больше лягушат устали и упали. Только ОДИН поднимался всё выше и выше... Приложив все усилия, лягушонок забрался на вершину.

Один участник спросил, как же этому лягушонку, который добрался до вершины, удалось найти в себе силы? Оказывается, победитель с детства был лишен возможности слышать.
Как ты думаешь, почему лишь один лягушонок добрался до цели?
(ответ ребенка)
Лягушонок добрался до вершины потому, что не слышал пессимизм и негативное настроение зрителей. Не забывай о силе слов. Всегда будь настроен положительно!
Я надеюсь на твой положительный настрой во время сегодняшнего занятия.

4. Задание «Вспомни слова»

Прослушав рассказ, ты, наверное, услышал слова, в которых встречался звук «Ш». Вспомни их. (лесная опушка, в небольшой речушке, лягушата, решили, вершина, каштан, слишком сложно, нет шансов, выше и выше, лишен возможности слышать)

5. Задание «Повтори рифмовки»

Шка - шка - шка - прыгала лягушка;
Шах - шах-шах - она затаилась в камышах;
Шку-шку-шку - поймала она мошку.

6. Задание «Найди предметы»

Как ты, наверное, уже догадался, лягушка живет в небольшом болоте. Посмотри на картинку найди и назови те предметы, окружающие болото, в названии которых есть звук Ш. (лесная опушка, каштан, шишки на ёлке, рыбёшка, камыши, шалаш, мошки, ромашки)

7. Задание «Режим дня»

У нашей лягушки на болоте много забот: утром, затаившись в камышах, лягушка ловит мошек, днем - греется на солнышке, катается на кувшинке и прыгает вдоль речушки, а вечером она пьет чай с плюшками и ватрушками, слушает чудесную песенку маленькой пташки.
Составь режим дня лягушки, используя картинки.
(выполнение задания)



8. Задание «Соедини слова».

В двух столбиках записаны слова, соедини их парами таким образом, чтобы получились верные словосочетания:
Лягушка красивая
Солнышко зеленая
Пташка маленькая
Кувшинка ласковое
Мошка высокий
Камыш быстрая
Каштан мелкая
речушка старый

9. Упражнение «Соедини слоги в слово, найди картинку»

У лягушки есть несколько любимых предметов, ты догадаешься, какие, если правильно соединишь слоги.
Шка-тул-ка
Шо-ко-лад
Ша-рик
Кры-ша
По-ва-рёш-ка
Ка-туш-ка

10. Задание «Новое слово»

Из первых слогов предложенных слов, составь новое слово: водитель, домовой, ёмкость.
(Водоем). Как ты думаешь, что оно означает? Кто в нем обитает? Найди соответствующие картинки. (рыбёшки, лягушки, раки)

11. Изоритмика «Солнышко»

Давай немного отдохнём. Я буду читать тебе стихотворение, а ты выполняй всё сказанное мною.
Круг рисуем, раз, два, три.
Очень круглый, погляди.
А от круга, а от круга
Много линий проведёшь.
Их лучами называют.
Что получилось - узнаёшь?

12. Вставь в текст пропущенные слова:

У речушки, вдоль ….,
Мимо вспаханных полей
Шли ленивые …..
В гости к …..своей.
(И. Демьянов)

13. Задание «Подбери предметы к признакам»

Ласковое, большое, горячее (солнышко)
Маленькая, еловая, коричневая (шишка)
Мелководная, прозрачная, тихая (речушка)
Красивая, белая, болотная (кувшинка)

14. Прочитай текст, сделай звуко-буквенный анализ выделенных слов.

Шахматы и лягушата.
Два лягушонка шумели и шутили на опушке. У каштана лягушата нашли шахматы. Ушли они в камыши, чтобы им не мешали. Тишина в камышах: ни шума, не шёпота. Увлекли лягушат шахматы.
(выполнение задания)

Итог занятия.
Наше занятие подошло к концу. И если тебе было интересно, возьми с собой весёлую лягушку, ну, а если нет, то - грустную.

Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи.

1. Образовательные:

  • закрепление знаний об акустико-артикуляционном образе звука [Ш];
  • закрепление звука [Ш] в отраженном повторении за логопедом и самостоятельно.

2. Коррекционные:

  • закрепление кинестетических ощущений при произнесении звука [Ш];
  • развитие фонематического слуха (упражнения направленные на умение воспринимать и выделять звук [Ш] из потока слогов и слов);
  • формирование навыков фонематического анализа (применение схемы);
  • развитие моторики артикуляционного аппарата (артикуляционные упражнения);
  • формирование длительного ротового выдоха (игры на поддувание);
  • закрепление звука в изолированном виде, в слогах, словах и фразовой речи (повторение чистоговорок);
  • развитие силы голоса (игры на подражание);
  • развитие тонкой моторики (самомассажа).

3. Воспитательные:

  • развитие стремления говорить красиво и правильно;
  • воспитание ответственности, инициативности.

Оборудование: макет звука [Ш], игрушечный самолёт, картонный домик с несколькими окнами в которых живёт звук [Ш], картонный гусь, артикуляционная схема, шкатулка с печатными буквами (Ц, Ш,Щ), предметные картинки, схема для звукослогового анализа, зеркало.

Ход занятия

Этапы занятия Содержание
1. Организационный момент “Прилетел к нам самолёт, приглашает нас в полёт,
Если хочешь с ним с играть - нужно только “Да” сказать”

(Логопед имитирует полёт с помощью игрушечного самолёта)

“Ну что, ты готов отправиться в путешествие?”

(Ребёнок - Да)

“Тогда отправляемся в полёт”

2. Сообщение темы “А вот в какое царство-государство мы попадём, ты сможешь узнать, если будешь правильно слушать стихотворение:

Что за странный шум вокруг
Шелестит листва мой друг.
Осень на порог пришла,
Шапку, шарф одеть пора”. (Логопед утрированно произносит звук [Ш])

“Ты догадался, к какому звуку мы отправимся сегодня в гости?”

(Ребёнок – Да, это звук [Ш])

3. Развитие тонкой моторики посредствам самомассажа “Вот первое задание, которое приготовил для нас звук [Ш]” (Логопед достаёт письмо и читает задание) “Для того, чтобы ваши пальчики были умелыми, подвижными, надо их чуть – чуть размять. Давай сделаем зарядку для пальчиков. Повторяй за мной” (Примерные задания для самомассажа:

а) самомассаж фаланг пальцев, от ногтевой фаланги к основанию пальца;

б) массаж подушечек пальцев: кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево;

в) “щелчки”: ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол).

4. Артикуляционная гимнастика “Вот незадача, мне кажется, мы забыли сделать что-то очень важное? Зарядку для пальчиков мы сделали, а про какую зарядку мы забыли?”

(Ребёнок – зарядку для языка)

“Правильно, а для чего нам надо делать артикуляционную гимнастику?”

(Ребёнок – чтобы говорить красиво и правильно)

“Совершенно верно, давай начнём зарядку с упражнений для губ: “улыбочка”, “трубочка”, “рупор”. Выполняем 8 – 10 раз. Теперь выполним зарядку для язычка: “качели”, “скачем на лошадке”, “вкусное варенье”, “чашечка”, “грибок”. Удерживаем под счет до 5 – 7. Выполнить 8 – 10 раз”.

5. Формирование длительного ротового выдоха с помощью игры на “поддувание” “Посмотри, самолетик принёс нам новое задание. Какой загадочный домик. В послании написано, что мы сможем узнать, кто в нём живёт, только если будем правильно дуть на шторки, которые весят на окнах. Ты помнишь, как надо правильно дуть?”

(Ребёнок – долго и чтобы щёки не надувались)

“Правильно, давай попробуем. Кого ты видишь в первом окошке? Кто живёт во втором?”

6. Произнесение изолированного звука Во время паузы логопед кладёт на стол картонного гуся.

“Откуда на нашем столе взялась эта птица? Ты знаешь, как она называется?”

(Ребёнок - Да, это гусь)

“Правильно, покажи мне как шипит гусь (ш-ш-ш). Теперь шипи как большой гусь - громко. Теперь представь, что ты маленькиё гусёнок - шипи тихо”

7. Анализ артикуляции с помощью схемы “Теперь я предлагаю посмотреть схему, на которой изображено нужное положение органов артикуляции. Скажи, когда мы произносим звук [Ш] в каком положении находятся губы? (в положении рупора). А где находится язычок и какую форму он принимает? (язычок приподнят к верху, принимает форму чашечки). Какой воздух мы выдыхаем? (воздушная струя теплая). Моторчик работает или нет? (моторчик – не работает)”.
8. Характеристика звука “Давай вспомним, что мы знаем о звуке [Ш]. При произнесении звука [Ш] моторчик не работает, значит какой это звук? (глухой). Мы можем его пропеть? (нет), значит какой это звук? (согласный). А почему он всегда твёрдый? (если он будет мягким, то получится звук [Щ])”
9. Связь звука и буквы “Звук [Ш] решил загадать тебе загадку. Открой шкатулку и достань буквы, которые в ней лежат. Посмотри на них внимательно и покажи ту согласную букву, которая является домиком звука [Ш].”

(Если ребёнок показывает не правильно, можно напомнить, что он видел сегодня эту букву, когда дул в окошки домика)

10. Ритмическая пауза “Предлагаю сделать паузу. Внимательно послушай стихотворение и скажи, о каком времени года идёт речь?

За окном листва летает
Ветер тучи рвёт в клочки,
Снег наверно не растает,
Улетели прочь грачи.

“Ты понял о каком времени года идёт речь?”

(Ребёнок - Да, это осень)

“Теперь попробуем оживить это стихотворение. Повторяй за мной” (Логопед читает стихотворение и сопровождает его следующими движениями:

1. Поднимаем руки вверх. Шевелим пальцами и разводим руки в стороны.

2. Руки вверх. Наклоны туловища влево – вправо.

3. Наклон туловища вниз. Кончиками пальцев касаемся пола.

4. Имитируем полёт грачей.)

11. Развитие фонематического слуха “Предлагаю поиграть в игру “Поднимайка”. Сейчас я буду произносить различные звуки, а ты поднимай руку только, если услышишь:

1) слоги со звуком [Ш]: ША, БА, ПО, ШО, ШИ, РА, ДО, ШО, КУ, ШУ

2) слова со звуком [Ш]: Шапка, дом, шуба, шок, грибок, фокус”

12. Закрепление звука в слогах посредством повторения чистоговорок “Давай покажем нашему звуку как, мы научились его произносить. Повторяй за мной:

Ша-ша-ша, мама моет малыша;
Ши-ши-ши, что-то шепчут камыши;
Шу-шу-шу, я письмо пишу”

13. Закрепление звука в словах “Мне кажется звук [Ш] пытается нам что-то сказать. Он передал конверт, в котором лежат разные картинки. Давай их посмотрим”. (Логопед достаёт из конверта картинки (шарф, шапка, шуба, шорты, шляпа) и раскладывает их перед ребёнком и просит назвать).

“А вот и задание, все эти вещи надо разделить на две кучки. С одной стороны положить те вещи, которые мы носили летом, а с другой стороны те вещи, которые нам пригодятся сейчас.”

14. Звукослоговой анализ слов с использованием схемы “Подбери к слову шарф (шорты, мешок, камыш, душ) нужную схему” (Логопед предлагает три варианта схемы, в которых звук стоит в начале, середине и в конце слова. Задача ребёнка подобрать к каждому слову подходящую схему).
15. Закрепление звука в предложении “Послушай стишок: Шура шубку надевала, шарф и шапку потеряла.

Скажи какие слова – названия одежды начинались со звука [Ш]?”.

(Ребёнок – шарф, шапка, шуба, Шура)

“Правильно, а теперь давай выучим это стихотворение”

16. Домашнее задание 1. Повторить артикуляционную гимнастику

2. Закрепить артикуляционный уклад

3. Придумать три слова со звуком [Ш] в начале, середине и в конце слова.

4. Выучить стихотворение.

14. Итог “Скажи, к какому звук мы ходили, сегодня в гости? Какая игра тебе понравилась? Какое задание было для тебя трудным? Давай вспомним артикуляцию звука [Ш]. В каком положении находятся губы, язык, струя, моторчик?”
15. Оценка “Сегодня у тебя было хорошее произношение. Ты правильно выполнял задания. Молодец.”

Использованная литература.

1. Индивидуальные формы логопедической работы/ Авт.-сост. Н.Э. Куликовская, С.В. Семёнова -Якутск: Из-во Ин-та мерзлотоведения СО РАН, 2010 – 122 с.

2. О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: АРКТИ, 2009. – 88 с. (Развитие и воспитание)

Ольга Матвеева
Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить артикуляционный и оптический образ звука Ш, умение определять наличие звука в словах,

Упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах, словах и предложениях,

Продолжать упражнять в делении слов на слоги, в состоавлении предложений по опорным словам, навыку словообразования, пересказу текста.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; речевое дыхание; зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.

Ход занятия.

Организационный моме нт:

Послушай загадку.

Любит мух и комаров,

Да имеет громкий зов,

Вся зелёная скажу,

Дом на речке и в пруду.

Артикуляционная сказка

Кто это? Сегодня к нам на занятие пришла лягушка-квакушка. Она хочет посмотреть как ты будешь заниматься, но сначала послушай сказку, которую она тебе приготовила.

Логопед. Жила-была на лесной опушке лягушка-квакушка, она была очень забавной, веселой, потому что любила распевать песенку. Вот сидит однажды лягушка-квакушка и видит бабочек. Спрашивает она их.

Квакушка. Ква-ква-ква, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете?

Бабочки. Как же мы полетим, лягушка-квакушка, если налетели тучи темные и намочили дождиком наши крылышки?

Квакушка. Да, вот если бы ветерок вам помог, только в такую погоду он не дует.

Бабочки. Что же делать, кто нам поможет?

Логопед. Не переживайте, бабочки, мы вам поможем. Мы подуем на вас, ваши крылышки и обсохнут.

Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. Подойдите и встаньте поближе. (Выставляет схему упражнения на дыхание.)

Упражнение на дыхание «Подуем на бабоч ек»

Логопед. Вот и обсохли крылышки у бабочек. Как они красиво летают! И наша лягушка заулыбалась.

Упражнение «Улыбка»

Логопед. Покажи, как улыбнулась лягушка бабочкам? (Счет от 1 до 10.)

Ребёнок выполняет.

Посмотри и тебе улыбается лягушка-квакушка, и ты ей улыбнись.

Логопед. Сидит лягушка-квакушка на лесной опушке и видит, расцвел красивый цветок, полюбовалась она его красотой, понюхала его и говорит: «Ах, как пахнет».

Давай и мы с тобой понюхаем цветок: сделаем вдох – носом, а на выдохе скажем «Ах, как пахнет»

Развеселилась лягушка-квакушка и вот запрыгал у нее язычок, вверх-вниз. Покачаемся и мы.

Упражнение «Каче ли»

Логопед. Улыбнись шире:

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я все выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Устал язычок.

Упражнение «Лопат ка»

Язык лопаткой положи,

И немного подержи

Язык нужно расслаблять

И под счет его держать,

Раз, два, три, четыре, пять –

Язык можно убирать.

Хотела лягушка-квакушка что-то сказать, да только язычок перестал ее слушаться, нужно его наказать.

Упражнение «Накажем непослушный языч ок»

Дети произносят: пя-пя-пя (5 раз).

Логопед. Захотелось лягушке-квакушке попить чая, а чашечки-то нет, сделаем чашечку.

Упражнение «Чашеч ка»

Логопед.

Язык лопаткой положи,

А края приподними,

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка.

Чашку в дом мы занесем.

Ее края к зубам прижмем.

Наша лягушка чай любит пить с бубликами. Давай сделаем упражнение «Бублик»

Попила лягушка-квакушка чай из чашечки с бубликами, глаза от удовольствия закрыла. И ты глаза закрой. Сидит так лягушка-квакушка, тишину лесную слушает, вдруг слышит. лошадка копытами цокает. Понравился лягушке-квакушке этот звук и давай она цокать язычком, как лошадка.

Упражнение «Лошадка»

Ребёнок цокает (от 1 до 10 раз).

Логопед. Посмотрела лягушка-квакушка по сторонам и вдруг видит: грибок растет, улыбнулась она тогда и сделала язычком грибок.

Упражнение «Грибок»

Логопед . Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец!

Понравилась тебе сказка? Тогда в следующий раз лягушка-квакушка придет и расскажет новую сказку!

Наша лягушка-квакушка хочет посмотреть какой ты сильный. Покажем ей? Возьми эспандер.

Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев.

Сжимание – на ударные слоги:

Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее, а головушка – умнее.

Я друзей своих встречаю.

Им всем руку пожимаю. - Молодец!

Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах словах и предложени ях.

1. - Послушай, какой звук я выделю голосом в слове лягушка, назови его.

– Верно, это звук [Ш].

Сегодня на занятии мы с ним поиграем.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик.

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (поднимается вверх)

А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и произнесем звук шшшш.

–Когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Выходит струя теплого воздуха.

2. - Покажи мне правую руку, а теперь левую, левое ухо, а теперь правое, закрой левый газ, а теперь правый.

Коснись правой рукой правого уха и т. д.

А, теперь пальчики здороваются друг с другом (одновременное проговаривание слогов прямых и обратных, сначала на одной руке, затем на другой, затем обе руки вместе)

3. - Посмотри какие картинки я для тебя приготовила. Положи перед собой только те картинки, в названии которых слышится звук Ш.

4. - Молодец. Назови их ещё раз, чётко выделяя звук Ш. Перечисли предметы от самого большого к самому маленькому и наоборот – от самого маленького к самому большому.

5. - Лягушка-квакушка вместе со своими друзьями хочет отправится в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Ш. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет. (шмель, матрёшка, петушок, кошка, мышь, мишка, лошадка, лягушка)

Зрительная гимнасти ка.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два,

Раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

6. -Посмотри,какие загадочные открытки принёс с собой лягушонок, давай попробуем их расшифровать. Посмотри на схемы и составь предложения. (Маша ест ложкой кашу. Бабушка вяжет жёлтую шапку, варежки и шарфик. У машины лопнула шина. и т. д.)

7. - Лягушонок не знает, как ответить на вопрос одним словом. Поможем ему. Ответь на вопросы, отчётливо произнося звук Ш.

Каша из пшена какая? Сок из вишни какой? Слон не маленький, а какой? Компот из груш какой? Конфеты из шоколада какие? Из шерсти шапка какая? Портфель для школьника какой?

8. -Помоги расколдовать непонятный рассказ. Послушай его внимательно. Если услышишь название цифры, найди картинку рядом с этой цифрой и назови её.

Перескажи рассказ. Ответь на вопросы. (Ребёнок должен отвечать полными предло-жениями.)

У кого был День рождения? Кто пришёл в гости к Лягушонку? Что подарил лягушонок Мишутке? Кто прилетел с воздушными шарами?

С чем пришёл к лягушонку петушок? Какой подарок сделала мышка? Понравились ли лягушонку подарки? Что лягушонок должен сказать друзьям?

Итог занятия

Молодец! Ты сегодня хорошо занимался!

Посмотри какое хорошее настроение и у нашей лягушки.

А когда нам весело мы что делаем? (улыбаемся) правильно

А, если вдруг солнце закрыли тучи, мы что сделаем? (удивимся)

И вдруг гром и молния, мы что сделаем? (испугаемся)

А потом пошёл дождь и мы что сделали? (расстроились) Покажи как ты растраиваешься.

Чтобы было у нас хорошее настроение давай на песочном столе нарисуем солнышко с улыбкой.