Искусство общения без слов. Секреты мимики. Диагностика невербального общения. Культурные традиции в визуальной диагностике

Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболееправильные, с вашей точки зрения, варианты для следующих утверждений:

1. Вы считаете, что мимика и жесты это - … а) спонтанное выражение
душевного состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к
речи; в) предательское проявление нашего самосознания; г) отпечаток
культуры и происхождения, который трудно скрыть; д) все ответы верны; е) все
ответы неверны.
2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов… а)
более выразителен; б) менее выразителен; в) более сложен; г) более
многозначен; д) более индивидуален; е) все ответы верны; ж) все ответы
неверны.
3. Какая мимика и какие жесты во всем мире значат одно и то же: а)
качание головой из стороны в сторону; б) кивок головой вверх-вниз; в) когда
морщат нос; г) когда поднимают вверх указательный палец; д) когда хмурят
лоб; е) когда подмигивают; ж) когда улыбаются; з) ответы верны; и) все ответы
неверны.
4. Какая часть тела «выразительнее» всего: а) ноги; б) руки; в) пальцы;
г) плечи; д) кисти рук; е) ступни; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
5. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»: а) лоб;
б) глаза; в) губы; г) брови; д) нос; е) уголки рта; ж) все ответы верны; з) все
ответы неверны.
6. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают в
первую очередь на... а) одежду; б) походку; в) внешность; г) осанку; д)
манеры; е) речь; ж) деятельность; з) все ответы верны; и) все неверны.
7. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод
о его... а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) комплексе неполноценности;
г) сосредоточенности; д) шизоидной акцентуации; е) все ответы верны; ж) все
ответы неверны.
8. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у
него... а) злой взгляд; б) взгляд исподлобья; в) низкий лоб; г) бегающие глаза;
д) циничная ухмылка; е) шишковатый череп; ж) руки с наколками; з) бритая
голова; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.
9. Мужчина сочтет женское поведение призывным и эротическим,
если женщина... а) будет раскачивать на ноге туфельку; б) засунет руки в
передние карманчики тесно облетающих ее джинсов; в) будет посасывать
дужки своих очков; г) обхватит себя обеими руками; д) будет встряхивать
волосами; е) обхватит пальцами свой подбородок; ж) сядет, подобрав одну ногу
под себя; з) станет крутить браслеты на запястье и кольца на пальцах; и) все
ответы верны; к) все ответы неверны.
10. Большинство используемых жестов и поз... а) передаются из
поколения в поколение; б) заучены с детства от родителей; в) подсмотрены у
других и заучены; г) заложены в человеке от природы; д) имеют национально-
культурную специфику; е) все ответы верны; ж) все ответы не верны.

Любого незнакомца можно "прочитать" всего с пяти взглядов: первый - на глаза, второй - на нос, третий - на губы, четвертый - на уши, пятый - на овал лица. Древние физиогномисты (специалисты по чтению лиц) верили, что наш характер отражен на нашей физиономии.

Мы тоже почти в этом убедились.
А теперь ваша очередь проверить.

Есть такая теория, что первыми физиогномистами были китайские врачеватели, которые считали, что определенные типы лиц притягивают к себе и определенные болезни. Но, рассматривая десятки физиономий ежедневно, они с удивлением обнаружили, что по чертам лица легко прочитывается характер пациента. Современная наука морфопсихология, родная дочь физиогномики, этого не отрицает.


Считается, что глаза - зеркало души, поэтому им в науке о лицах придается особое значение. Восточные физиогномисты, например, различали несколько десятков видов глаз - глаза волка, овцы, слона, тигра, вепря, льва, феникса... Мы предлагаем вам более упрощенную и проверенную в деле схему.

- Большие глаза бывают у открытых и честных людей, чаще всего у лидеров. Такие люди вспыхивают, как спичка, но, правда, быстро отходят. Если вспышка произошла при свидетелях, потом очень смущаются.

- Маленькие . Ох, не верьте им: они частенько лукавят. Хотя, с другой стороны, говорят о живости характера, невероятной предприимчивости и проницательности.

- Глаза "грустного клоуна" (уголки опущены вниз) свидетельствуют о хронической меланхолии и привычке по любым поводам ныть и отчаиваться.

- "Кошачьи" (уголками вверх) выдают темпераментного и "хищного" человека. Особенно в том, что касается охоты за противоположным полом.

- Выпуклые . Их обладатель старается ничего не упустить из виду, чтобы потом растрезвонить по секрету всем)" свету последние новости.

- Глубоко посаженные бывают у интровертов, которые живут исключительно в собственном внутреннем мире. А тут их как бы и нет.

- Идеал . Хотите знать, какие они, идеальные глаза? Тут нельзя не процитировать фразу из старинного манускрипта,- "Они излучают свет и тепло, хорошо защищены веками и имеют выразительную радужную оболочку". Значит, дело все-таки не только в форме!

Разумеется! В деле самопознания очень важен цвет глаз. Даже специалисты по криминалистике признали, что он напрямую связан с темпераментом.

- Карие встречаются у вспыльчивых, властных и... ленивых людей, которые жить не могут без развлечений. Кареглазых характеризуют по-разному: барин, сибарит, гурман.

- Серыми глазами спокойно взирают на мир трудоголики и люди, жаждущие власти. Впрочем, когда надо, эти стальные глаза могут, смягчиться и обаять кого угодно.

- В голубых глазах отражается отнюдь не безоблачное небо. Перед вами не слезливый романтик, а весьма прагматичная натура, которая знает, чего хочет.

- Зеленые глаза бывают у людей, которые жаждут любви и посвящают всю жизнь поискам идеала. Поэтому зеленые глаза - большая редкость в наше время.

О чем говорит форма носа
Физиогномисты считают нос своеобразным генератором жизненной энергии, поэтому на изучение этой выдающейся части лица изведено немало бумаги и чернил. Различают столько форм носов, что нам и не снилось. Хотя, если проанализировать, все они легко укладываются в четыре самых распространенных типа. Остальные - всего лишь "вариации на тему".


- Крупный
. "О человек с выдающимся носом, - вещают старинные трактаты, - ты родился под счастливой звездой!" Ведь массивные носы вырастают у талантливых, ярких, заметных личностей. Есть у них и маленький недостаток - они любят совать его, куда ни попадя.

- Курносый . Разоблачает жуткого упрямца, взбалмошную и своевольную личность. К таким невероятно сложно приспособиться - у них "семь пятниц на неделе".

- Орлиный . Сидит на лице гордого, вспыльчивого и немного высокомерного человека. А в целом это замечательный нос. О таких говорят: "Он не злопамятный, просто у него память хорошая".

- "Картошка" . Любит хорошо провести время - погулять, пропустить по рюмочке с друзьями. Очень разговорчивый сердечный. Хотя о нем иногда за глаза говорят: "Простота хуже воровства".

- Прямой . Он же идеальный. Считается, что обладателям кого носа везет в жизни, как никому другому. Они спокойны, рассудительны, хотя и немного медлительны.

P.S. Что касается длины носа, то особо не обольщайтесь, физиогномисты говорят, что эта часть лица растет в течение всей жизни.


Если глаза говорят о задатках человека, то губы свидетельствуют о том, как он свои задатки реализовал жизни.


- Улыбающиеся (уголками вверх) . Такие губы бывают только у людей, которые вот уже несколько лет подряд не знают проблем. То есть у оптимистов.

- Грустящие (уголками вниз) наводят на смутное подозрение, что почти всю сознательную жизнь их обладатели печалились, разочаровывались и страдали. Хотя, с другое стороны, кто такой пессимист? Информированный оптимист!

- Полные губы . Обожают хорошо покушать, отдохнуть, а любую свободную минутку посвятить поцелуям. Их обладатели жаждут славы, обожания, хлеба и зрелищ. Обидно, что эти весельчаки с возрастом превращаются в рабов своих желаний.

- Узкие . Не верьте, что узкогубый человек зол и коварен. Привычка поджимать губы родилась у него в далеком детстве, когда он по какой-то причине стал прятать свои эмоции. Так что перед вами просто эмоционально зажатый человек. Плюс к этому - педант и жадина.

- Верхняя губа полнее нижней . Человек отличается умом и сообразительностью (по крайней мере, так он считает). Очень любит монологи. И особенно, если говорит он сам. Хотя, в общем и целом, если не считать занудливости, он очень добрый и покладистый человек.

- Нижняя полнее верхней . На вопрос: "Кого вы больше всего любите?", он ответит с придыханием: "Себя..." Такой индивидуум считает, что мир вращается вокруг него и исключительно по его желанию. Эгоист высшей пробы!

- Идеал . Чтобы выяснить, как выглядят идеальные губы, мы решили привести цитату из старинных трактатов: "Если губы пропорциональны, равномерны, одинаково выпуклы и очерк их правилен, они выражают честный, размышляющий, твердый и правдивый характер"


Поразительно, до чего же они все-таки напоминают эмбрион человека. Неудивительно, что физиогномисты не могли не заметить столь очевидного сходства. "Ухо, - говорят они, - это не только аппарат для улавливания звуковых волн, но и показатель интеллекта, сексуальности и таланта". С этим нельзя не согласиться. Итак...



- Уши, расположенные выше уровня бровей
, свидетельствуют о недюжинном интеллекте. С обладателем таких ушей можно часами говорить о квантовой физике, экзистенциалистах, последних разработках в области генетики и прочей "зауми". Однако при всей своей учености этот гений не может разобраться в конструкции крана или утюга.

- На уровне глаз . Ну, это наш с вами размерчик! По крайней, мере, интеллект такой, что кроссворд осилит. Посвятив пару дней наблюдению за ушами окружающих людей, мы единодушно пришли к выводу: уши на уровне глаз расположены практически у всех.

- Ниже уровня глаз . Не задавайте лишних вопросов, дабы не вогнать человека в краску! Может, он не вполне уверен, будет ли дважды два четыре! Хотя давно замечено, что это может быть ярчайшим признаком влюбленности.

- Маленькие ушки говорят не о том, что у их обладателя "хромает" слух. Они буквально "кричат" о высокой чувственности, сексуальности и изобретательности в постели.

- Большие уши встречаются у мудрых людей и доморощенных философов. А если узор ушной раковины четкий и хорошо развитый, то ваш знакомый имеет недюжинные музыкальные способности.

- Идеал . Он описан кратко, но емко: "Твердые розовые уши". Как ни странно, никаких особых черт характера они не демонстрируют. А говорят всего-навсего о крепком здоровье.


По мнению физиогномистов, овал лица - самая информативная часть человеческого тела. Кстати, лица всех людей мира легко поделить на четыре типа.

- Квадратное . Широкое и угловатое, с квадратными скулами и массивной челюстью. Человек с таким лицом обладает огромной физической силой. Чего, увы, нельзя сказать об уме. Эти люди вспыльчивы, грубы и испытывают просто патологическую тягу к власти, деньгам и массивным золотым цепям.

- Круглое . На Востоке луноликие когда-то считались эталоном красоты. "Кругленькие" действительно такие - умные, приветливые, компанейские, общительные. Некоторые из них умеют "делать" деньги. Впрочем, в наше время круглолицым людям живется нелегко - им не хватает жесткости и у них практически отсутствуют честолюбивые устремления.

- Треугольное . Лицо, резко сужающееся от широкого лба к острому подбородку, свидетельствует о высокой чувствительности и одаренности. Люди с такими лицами находят применение своим талантам буквально повсюду. Например, специалисты утверждают, что треугольные лица очень распространены среди шпионов, агентов и резидентов.

- Продолговатое . Удлиненное лицо с узким подбородком говорит об уравновешенности, развитом интеллекте и организаторском таланте. Такие люди обладают удивительной способностью добираться до высших карьерных ступеней. Правда, в повседневной жизни они производят впечатление "горячих финских парней".

- Идеал . Вот какая форма лица, по мнению специалистов, свидетельствует о гармоничной личности: "Лицо в длину должно быть равно утроенной длине носа, а ширина лица должна равняться длине ладони от кончика среднего пальца до запястья".

17 Янв, 2004

Лицо с выразительными чертами нередко интереснее, чем слишком правильное миловидное личико. Отнюдь не маленькие носы Софи Лорен, Сандрины Киберлейн, Барбры Стрейзанд, Кристины Орбакайте или Ирины Апексимовой не помешали им стать кинозвездами. Неправильный профиль никогда не был препятствием для карьеры в кино. То же можно сказать о широких лбах Кристин Скотт Томас, Сандрины Боннер или Ванессы Паради. Связана ли внешность с характером? Что может рассказать о вас ваше лицо? Ведь нередко встречаем выражения «тургеневская девушка», «лоб преступника», «чистые глаза»... И все это носит отнюдь не прямой смысл. По каким же признакам выявляют черты?

Подмечена связь между цветом глаз руководителя и особенностями стиля его работы. Черноглазые начальники упрямы, выносливы, при трудностях вспыльчивы, но принимают правильные решения. Начальники с серыми глазами решительны, но беспомощны при решении неинтеллектуальных задач. Начальники со светло-карими глазами замкнуты, достигают успеха при самостоятельной работе. Голубоглазые начальники - выдержанные, но сентиментальные, однообразие их угнетает, они - люди настроения, часто сердятся. Зеленоглазые - лучшие начальники: они стабильны, решительны, обладают достаточным воображением, реалисты, сосредоточенны и терпеливы, строги, но справедливы, хорошие слушатели и собеседники, находят выход из любого положения.

Посмотри мне в глаза

Глаза человека играют существенную роль в искусстве распознавания людей. Они представляют собой самый информативный компонент внешности. В глазах отражаются особенности характера и интеллектуальные возможности человека. По глазам всегда определяли внутренние переживания, тончайшие оттенки эмоциональных состояний и мимолетных настроений.

У вас маленькие глаза? Ну и что? Лучше маленькие, но выразительные, чем большие и пустые. Вам советовали наносить белые тени на внутренние уголки глаз, чтобы зрительно их увеличить? Увы, это уже не модно.

В вас сильно выражено стремление к четкости и лаконичности. Вы обладаете аналитическим умом, вам присущи строгость и принципиальность. Ваши мысли и интересы носят сугубо личный характер. Вас не так-то легко обмануть. Конечно, можно вообще отказаться от макияжа глаз и перенести акцент на губы, но тогда вас саму и окружающих вас людей не будет оставлять ощущение, что в вашем лице чего-то не хватает. Перед вами стоит задача сделать глаза как можно более живыми и выразительными.

Попробуйте обвести глаза по внутреннему контуру темным карандашом либо подведите внешние углы глаз, удлиняя их в направлении висков. Это не увеличит размер глаз, но придаст взгляду выразительность, а образу - оригинальность. Не забудьте про тушь, накладные ресницы также будут кстати. Еще один прием: на накрашенные веки нанесите яркие веселые пятнышки - глаза заискрятся задором. Приведите в порядок брови, чтобы они оттеняли глаза, но не выщипывайте их сверх меры.

У вас «огромные» глаза? Все женщины мечтают иметь большие глаза, а вам они достались от природы. Вы привыкли относиться к ним как к чему-то неуместному и раз и навсегда отказались от попыток их подкрашивать, чтобы не привлекать к ним лишнего внимания.
Не расстраивайтесь! Зато ваша жажда знаний безгранична и может сравниться только с вашим любопытством. В любых обстоятельствах вы демонстрируете необычайную открытость и удивительную терпимость. Вы разносторонне образованы, и вас интересуют самые разнообразные проблемы - вы постоянно нуждаетесь в пище для ума.

Стыдно не воспользоваться столь просторной поверхностью век! Поярче выделите контур глаз черным карандашом и оттените веки отчаянно смелым цветом - обыграйте выпуклую форму глаз. Бровям при этом придайте аккуратную мягкую форму. И не скупитесь на тушь для ресниц. Вы не готовы к таким подвигам? Тогда подведите глаза с внутренней стороны черно-коричневым или дымчато-серым карандашом, выровняйте цвет век с помощью бежевых матовых, почти непрозрачных теней и покрасьте темно-коричневой тушью только верхние ресницы.

Издавна глаза считали окнами души. По глазам всегда определяли внутренние переживания людей. Считается, что человек с красивыми и притягательными глазами обладает здоровьем, волей, умом. Люди с большими глазами отличаются богатой эмоциональной жизнью, гибким и острым умом, ясностью речи. Многие из них имеют привычку говорить быстро. Нередко такие глаза - показатель мужества.

Лицо, личина, личность

Небольшое лицо с большим черепом отличает человека с развитыми умственными способностями, а маленький череп и большое лицо, наоборот, более свойственны людям практического склада характера.

У вас «слишком» круглое лицо? Вас постоянно занимает мысль о том, как бы сделать лицо худым, а щеки - впалыми. Теоретически это возможно, но на практике выглядит не лучшим образом. Вы с завистью вглядываетесь в изможденные лица манекенщиц? Утешьтесь: круглые лица позже стареют.
Ваше лицо символизирует женственность. Вы восприимчивы ко всему новому, приветливы к людям и обладаете дипломатическим даром. Ваше призвание - сглаживать углы. Вы умеете без всяких видимых усилий смягчать удары судьбы.

Ни в коем случае не лишайте лицо его округлой формы! Круглое личико выглядит обаятельно по-детски мило - это впечатление необходимо сохранить. Избегайте кричащих цветов и резких линий. Макияж должен быть как бы слегка размытым. Самое главное - безупречная кожа. Не затемняйте ее, стараясь «убрать лишнее», делайте ставку на нежный светлый цвет лица. Оттените щеки розовыми или абрикосовыми румянами, нанося их пятнышком прямо посередине щеки (так обычно раскрашивают лицо кукол). Округлость должна присутствовать и в макияже губ, глаз, рисунке бровей. Ваша цель - вовсе не утонченность линий, но свежесть и здоровье. Задор, молодость, веселость - вот над чем надо работать!

Лоб роденовского «мыслителя»

Лоб перпендикулярный, слегка выпуклый, чаще принадлежит людям много думающим, но мало действующим. Лбы, откинутые назад, могут указывать на оригинальный ум и пылкое воображение.

Лоб плоский и перпендикулярный от волос и до бровей указывает на слабое развитие умственных способностей и отсутствие воображения, но вместе с тем - на большую настойчивость в достижении цели. Лбы, наклоненные вперед, принадлежат людям настойчивым и упрямым.

Уши - признак интеллекта

По положению ушей на голове можно судить об интеллектуальных способностях. Верхняя зона ушей выше уровня бровей - высокий интеллект. На уровне глаз - средний, а если ниже глаз - ниже среднего интеллект.

Маленькие уши (до 6 см) означают легкомысленность, живой характер, блестящий, но поверхностный ум. Большие (более 7 см) свидетельствуют об уверенности в себе и пробивной силе. Вытянутые уши говорят о деликатности и впечатлительности. Широкие уши - это сила характера, здравый ум.

Уши, вывернутые назад, указывают на импульсивность, большую впечатлительность, эмоциональность. Отстающие (лопоухость) уши отличают людей впечатлительных, наделенных интуицией.

«Крылья» над глазами

Идеальными считаются широкие, длинные брови. Пропорциональное развитие бровей указывает на сбалансированность эмоций, ума и характера.

Если у мужчины ровные и длинные брови, да при том эти брови выступают на фоне приятной по виду кожи, то он слывет интеллектуалом. Женщина с такими бровями считается кокеткой, от нее можно ждать любых сюрпризов. Короткие, но густые брови сигнализируют о взрывной натуре. Густые, тяжелые, соединившиеся брови означают предрасположенность к меланхолии. Женщина с такими бровями обладает сильным характером, она не подходит к традиционной роли домашней хозяйки. У мужчины это может указывать также на простодушие.

О чем расскажут скулы?

Многие особенности характера можно узнать по строению скул. Выступающие ниже внешнего угла глаз мышцы скул иллюстрируют преувеличенное желание обладать надежной защитой и выдают стремление иметь покровителей. Большое значение для таких людей имеет дом, который не воспринимается как дом, если не имеет толстых каменных стен. Скулы, выступающие прямо под глазами, - одновременно с бодростью духа способность очень быстро восстанавливать силы. Этим людям требуется меньше времени и для сна.

Вот так нос - на семерых рос...

У вас «здоровый» нос? Длинный или короткий, тонкий или широкий, с горбинкой или без, но он явно надоел вам за все эти годы. Вы испробовали все виды косметических ухищрений, вновь и вновь убеждаясь в том, что спрятать его невозможно. В то же время вас совершенно не привлекает возможность хирургического вмешательства в вашу внешность. Что же делать?

Вспомните многострадального Сирано. У него были веские основания пенять на собственную внешность, однако вместо того чтобы сравнивать свой бедный нос с хоботом, трубой, совиным клювом, утесом, футляром для ножниц, вывеской, монументом, башней, репой и дыней, он мог бы с полным правом гордиться им.

Крупный нос придает лицу выразительность, является признаком ярко выраженной индивидуальности. Если вы попытаетесь визуально уменьшить его, прибегнув к традиционной технике моделирования с помощью более темного тонального крема, накладываемого на крылья носа, ваше лицо может превратиться в... дружеский шарж.

Чтобы этого не произошло, накладывайте на нос как можно меньше косметики - не надо покрывать его весь тональным кремом. Достаточно лишь высветлить его центральную вертикаль - и переносите акцент на глаза или губы. Беспроигрышный вариант: оформление глаз в четком, графическом стиле и яркое, цветное решение губ. Другой подход: акцентирование рельефных зон лица (скул, носа, надбровных дуг) с помощью светлого тонального крема, который позволяет подчеркнуть чистоту линий, не утяжеляя черт.

Считается, что идеальный нос имеет округлый кончик и оформленные крылья. Человек с идеальным носом имеет натуру льва, то есть отличается мужеством, напористостью.

Короткий нос говорит об «открытости души» и оптимизме. Широкий хребет носа - скрытный характер. Маленькие ноздри с закругляющимся кончиком носа свидетельствуют о доверчивости, уступчивости и склонности к хвастовству. Кончик носа сильно вздернут - у людей чрезмерно любопытных. Следует ожидать большого количества лишних вопросов. «Вздернутый нос» живо интересуется секретами и тайнами других людей.

Губы и рот - утонченность и воля

У вас тонкие губы? Вы вновь и вновь обводите губы контурным карандашом, стараясь увеличить их хотя бы на миллиметр, выбираете перламутровую помаду, известную свойством придавать губам объем... Избавьтесь от шаблонных представлений, перестаньте твердить себе, что у вас недостаточно чувственный рот. Оцените его своеобразие - важна не форма, а выражение!
Вам присуще утонченное восприятие окружающего мира. Вас отличает любовь к порядку и упорство в достижении цели. За вашим внешним аскетизмом скрывается повышенная чувствительность к физическим контактам, которой вы либо находите применение, либо нет, смотря по обстоятельствам.

Ваши губы должны выглядеть на лице как редкостное украшение - яркие, матовые, будто нарисованные красным, розовым или фиолетовым мелком. Оставьте остальную часть лица ненакрашенной - получится минималистский макияж. Другой вариант: фруктовый блеск, который зрительно придает рту объем - контуры губ, естественно, при этом не обводятся. От тонких губ можно отвлечь внимание, выделив глаза: нанесите на веки тени насыщенного цвета или щедро подкрасьте ресницы. В любом случае необходимы румяна, подчеркивающие свежесть кожи и уравновешивающие строгость рисунка губ и яркость глаз.

У вас «слишком» толстые губы? Сколько бы вам ни твердили, что это очень притягательно, и что многие готовы дорого заплатить за то, чтобы надуть «губки», вы все равно считаете, что это вульгарно. Пухлые губы расскажут, что вы любите полакомиться чем-нибудь вкусненьким, а еще вам всегда хочется переделать кучу разных дел. Вопреки тому, что вы думаете, и чему учит традиционная наука макияжа, обладательницы пухлых губ могут позволить себе все, что угодно: от блеска до помады, наносимой пальцем. Можно оставить контуры нечеткими либо обвести их, по необходимости корректируя форму рта. Можно подчеркнуть красивую форму губ игрой световых нюансов: блестящая верхняя губа и матовая нижняя. Главное - соблюсти баланс между, во-первых, макияжем губ и бровей и, во-вторых, яркостью помады и румян, чтобы уравновесить нижнюю и верхнюю часть лица. Не перестарайтесь, иначе вы действительно рискуете впасть в вульгарность!

Приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни. Человек с большим ртом и спадающими уголками губ обладает сильной волей, на него трудно оказать влияние.

Рот умеренно большой и немного дугообразный, с твердыми и почти одинаково выдающимися губами, указывает на смелость и решительность его обладателя.

Маленький рот свидетельствует о скромном и миролюбивом характере. Люди с маленьким ртом озабочены борьбой за выживание.

Какая прелесть - массивная челюсть

У вас «массивная» челюсть? Хорошо развитая нижняя челюсть говорит о предприимчивости и воли при реализации планов. Вы энергичны, обладаете хорошей реакцией и твердо стоите на ногах. Для вас истинно только то, что конкретно.
Вы стараетесь замаскировать ее с помощью спускающихся на лицо прядей волос, поднимаете воротник, повязываете на шею шарф...

Выше голову и смените прическу: главное для вас - гордая посадка головы. Не подчеркивайте впалость щек и не вздумайте корректировать выступающие челюсти с помощью темного тонального крема - ведь вам нужен макияж, а не карикатура. Цель, как обычно, - придать лицу гармоничность, не сообщая чертам резкости. Выбирайте тональные кремы, содержащие светоотражающие пигменты, которые обладают свойством смягчать углы. Румяна растушевывайте по горизонтали, не нарушая природного прямоугольного строения лица. Выделяйте глаза, также акцентируя горизонтальные линии. Губы оставляйте относительно нейтральными.

Подбородок четырехугольный и выдающийся чаще принадлежит людям энергичным, решительным, властолюбивым. Выдающийся вперед подбородок проявляет стремление сохранить индивидуальность, независимость и желание одиночества.

Подбородок средней величины, круглый и умеренно выдающийся, свидетельствует об уравновешенности человека. Маленький и округлый подбородок указывает на человека чуткого, робкого и тактичного.

Ну а если ваши внутренние качества немного или весьма не соответствуют морфопсихологическому анализу, не огорчайтесь - вы уникальны и неповторимы. Цените и культивируйте свою индивидуальность: при правильном подходе недостатки превращаются в достоинства.

Мария Маганова

безнадежную пациентку, - собираются на телевизионную пресс- конференцию. Как вы считаете, удачно ли они одеты? Представьте, что вы отправляетесь на важную для вас первую деловую встречу с незнакомой женщиной -(мужчиной). Как и в какие цвета вы оденетесь, какие аксессуары подберете, какой макияж, запах духов выберете? Почему? Ответ аргументируйте примерами.

Выбор [Сары] остановился на широкой мадрасской юбке, бежевой

хлопчатобумажной блузке и бирюзовом блейзере свободного покроя. На ряд

дополняли пояс из Бирмы ручной выделки и кожаные туфли без каблуков.

Единственное, в чем она уступила, учитывая официальность события, - это

надела колготки, которые так неудобны в июльскую жару.

Она схватила богато украшенные бронзовые сережки, сделанные по

заказу мастером из Акхы, и вдела их в уши, пока спускалась вниз.

Гленн Пэрис встретил ее в приемной своего кабинета... Как всегда, он

был подчеркнуто хорошо одет. Сегодня его коричневый костюм, небесно-

голубая сорочка и красный галстук, казалось, были специально подобраны для телевидения. (М. Палмер).

Задание 8. Прокомментируйте приведенный фрагмент. Какие

Проблемы общения он иллюстрирует? Что вы можете сказать об

Участниках общения?

Коренастая молодая медсестра, на нагрудной нашивке которой было

написано «Джепин Куртас», окликнула их.

Простите. Чем могу вам помочь?

Ничем, - рявкнул через плечо Грейсон. - Мы идем в палату пятьсот

пятнадцать.

Прошу остановиться, - потребовала сестра.

Грейсон застыл на месте. Он остановился, когда ему приказали, но руки,

висевшие по бокам, нервно сжимались в кулаки и разжимались. Догонявший его доктор Бен Харрис громко и облегченно вздохнул.

Настоящее имя Лизы Саммер - Лиза Грейсон, - заявил Грейсон с

преувеличенной терпеливостью. - Я - ее отец, Уиллис Грейсон, а это се личный врач, доктор Бенджамин Харрис. Теперь мы можем войти?

Лицо медсестры отразило смятение, но лишь на мгновение.



Время посещения больных начинается у нас в два часа дня, - объяснила

она. - Но если Лиза согласится, то я сделаю для вас исключение.

Кулаки Грсйсона опять сжались, но на этот раз так и не разжались.

Вы знаете, кто я такой? - заносчиво спросил он.

Знаю, кто вы такой, с ваших слов. Послушайте, мистер Грейсон, не

хочу быть...

Бен, у меня просто нет времени на все эти пререкательства, - выпалил

Грейсон. - Останьтесь здесь и объясните этой женщине, кто я такой и зачем

приехал сюда. Если она будет продолжать путаться под ногами, позвоните

проклятому директору этой так называемой больницы, пусть он поднимется

сюда. А я пошел к Лизе.

Даже не дожидаясь ответа, он важно двинулся вперед. (М. Палмер)

Задание 9. Величина межличностной дистанции зависит от

Культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие

Приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию?

Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных

Различий.

1.Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют

контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость

соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что

азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».

2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и

беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от

друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же

разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате:

японец наступал, а американец отодвигался - каждый из них стремился

достичь привычного и удобного пространства общения.

3.Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была

приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «пристает к ним».

Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим

поведением намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном

отношении.

4. Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности

населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное

пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку

издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

Визуальное общение – это контакт глазами. Многие исследователи

считают, что контакт глаз между партнерами по общению может служить

мерой симпатии между ними. Во многом этот фактор зависит от культурных

традиций: в ряде стран контакта глаз избегают из уважения, у некоторых

народов прямой взгляд глаза в глаза расценивается как вызов и агрессия.

Задание 10. В XVIII в. известный политик граф Честерфилд, готовя сына

к дипломатической карьере, писал ему: «Говоря с людьми, всегда смотри им в глаза; если ты этого избегаешь, люди начинают думать, что ты считаешь себя в чем-то виноватым; к тому же ты теряешь возможность узнавать по выражению лиц, какое впечатление на них производят твои слова». Как вы считаете, граф дал сыну хороший совет? Какие бы рекомендации дали дипломатам вы?

К такесическим средствам общения относятся динамические

прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что

динамические прикосновения являются необходимой формой стимуляции

общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус

партнера, возраст, пол, степень знакомства.

Задание11. Продолжите фразу: Рукопожатия делятся на три типа:

доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), … () и … ().

Задание 12. Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболее

правильные, с вашей точки зрения, варианты для следующих утверждений:

1. Вы считаете, что мимика и жесты это - … а) спонтанное выражение

душевного состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к речи; в) предательское проявление нашего самосознания; г) отпечаток

культуры и происхождения, который трудно скрыть; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов… а)

более выразителен; б) менее выразителен; в) более сложен; г) более

многозначен; д) более индивидуален; е) все ответы верны; ж) все ответы

3. Какая мимика и какие жесты во всем мире значат одно и то же: а)

качание головой из стороны в сторону; б) кивок головой вверх-вниз; в) когда

морщат нос; г) когда поднимают вверх указательный палец; д) когда хмурят

лоб; е) когда подмигивают; ж) когда улыбаются; з) ответы верны; и) все ответы неверны.

4. Какая часть тела «выразительнее» всего: а) ноги; б) руки; в) пальцы;

г) плечи; д) кисти рук; е) ступни; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

5. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»: а) лоб;

б) глаза; в) губы; г) брови; д) нос; е) уголки рта; ж) все ответы верны; з) все

ответы неверны.

6. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают в

первую очередь на... а) одежду; б) походку; в) внешность; г) осанку; д)

манеры; е) речь; ж) деятельность; з) все ответы верны; и) все неверны.

7. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод

о его... а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) комплексе неполноценности;

г) сосредоточенности; д) шизоидной акцентуации; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

8. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у

него... а) злой взгляд; б) взгляд исподлобья; в) низкий лоб; г) бегающие глаза;

д) циничная ухмылка; е) шишковатый череп; ж) руки с наколками; з) бритая

голова; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.

9. Мужчина сочтет женское поведение призывным и эротическим,

если женщина... а) будет раскачивать на ноге туфельку; б) засунет руки в

передние карманчики тесно облетающих ее джинсов; в) будет посасывать

дужки своих очков; г) обхватит себя обеими руками; д) будет встряхивать

волосами; е) обхватит пальцами свой подбородок; ж) сядет, подобрав одну ногу

под себя; з) станет крутить браслеты на запястье и кольца на пальцах; и) все

ответы верны; к) все ответы неверны.

10. Большинство используемых жестов и поз... а) передаются из

поколения в поколение; б) заучены с детства от родителей; в) подсмотрены у

других и заучены; г) заложены в человеке от природы; д) имеют национально-

культурную специфику; е) все ответы верны; ж) все ответы не верны.

Задание 13. Используя свои знания о невербальной коммуникации, по

Первый физиогномический трактат, описанный Аристотелем, дошел до нас от древних греков. В нем высказываются суждения о ненадежности физиогномических методов, таких, как сопоставление форм и "характеров" животных и людей, изучение расовых различий в строении тела и соответст-вующих особенностей психики, установление специфики поведения и эмоционального реагирования в зависимости от внешности человека. Существует множество физиогномических систем, наиболее распространенными из которых были системы Галля, Порты, Ламброзо, Лафатера и др. (см., например, А.А.Бодалев, 1983, Э.Ледо,1895).

Культурные традиции в визуальной диагностике

Наиболее известные труды (персоналии)

Ч.Дарвин в книге «О выражении эмоций у человека и животных»

Ч.Дарвин в книге «О выражении эмоций у человека и животных» писал о соотношении привычного выражения лица и склада характера. Именно его идеи и легли в основу различных справочников по психологическим истолкованиям мимики. Дарвин выдвинул гипотезу, что мимические движения образовались из полезных действий. Другими словами, то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное приспособительное значение (например, расслабление мышц лица - улыбка, выражающая приветливость, является противоположностью напряжения мышц, характерного для враждебных чувств). Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно связаны с определенными эмоциями. Установление таких связей сделало бы возможным распознавание эмоций по мимическому выражению.

Дюрвиль "О физиогномике" (1866 г.)

Лицо - это та часть тела, по которой легче всего прочесть мысль. Оно несет на себе отпечаток интеллекта человека. Мимика наиболее выразительна. Вот почему на страницах этой книги мы будем рассматривать только физиогномические черты человека. "Чем культурнее становятся люди,- говорит Делестр,- тем выразительнее их лицо в своих подробностях" ("О физиогномике"). Вы можете возразить, что лицо иногда лжет, притворяется. Верно, люди часто стараются изменить лицо, чтобы замаскировать свои мысли (Дюрвиль).

Все, в большей или меньшей степени, занимаются физиогномикой, не осознавая этого: "Я не боюсь румяных и светлых лиц Антония и Долабелы,- говорит Цезарь.- Но боюсь худых, бледных и мрачных лиц Брута и Кассия" (слова цитированы по Ижену Лидо). Врожденная способность римского императора к физиогномике его не обманула, история его смерти доказала это (Дюрвиль,)Но только сформировал истинно научную физиогномику.

Его книга "О физиогномике" - это прекрасный труд, который демонстрирует ясное понимание природы. Начиная с Делестра, физиогномика стала истинным искусством. У него мы находим конкретизированные, здоровые идеи предшественников.

И.Лидо "Трактат о человеческом лице"

И.Лидо ("Трактат о человеческом лице") в трех больших томах своего труда многое усложняет, но мало прибавляет к уже приобретенному. Заслуживает внимания только его классификация человеческих лиц по восьми планетным типам.

Обобщая, мы классифицируем человеческие формы в следующие восемь типов:

1. Квадратная форма с двумя основными разновидностями, которые мы назвали Марс и Земля.

2. Овальная форма с тремя основными разновидностями, названные нами Солнце, Меркурий, Венера.

3. Три существенные дегенеративные формы, две из которых указывают на утолщение и большую или меньшую степень округленности,- Юпитер, Луна, а третья указывает на худобу - Сатурн.

Эти восемь человеческих форм можно назвать чистыми типами. В принципе всех людей можно было бы свести к одному из этих чистых типов. Но дело, однако, не всегда так: люди с классически простой морфологией - это исключительное явление: в силу долгой истории нашей наследственности все мы представляем собой смесь этих типов. (Дюрвиль, стр.7)

Каждый из этих авторов занимался изучением не всего лица, а только отдельной части. По сути физиогномика и была одной из первых попыток соотнесения с личностными психологическими особенностями не целого лица, а его частей.

Физиогномика

Топографический рельеф лица и профиля

Физиогно́мика (от греч. φύσις - природа, γνώμων - знающий) - система знаний, которая позволяет определить тип личности человека и его душевные качества (как прирожденные, так и приобретённые) исходя из анализа характерных особенностей лица и выражения.

Физиогномика разрабатывала систему корреляции между чертами лица человека и основными свойствами его характера, способностями и талантами в раннем детстве ребенка. Сторонники физиогномики считали, что ее начало находится у истоков искусства. Ссылались даже на предполагаемые генетически обусловленные способности человека считывать внутреннее состояние по мимике и выражению лица. Признавалось, что в повседневной жизни эти способности используются подсознательно и что особенной восприимчивостью в этом отношении обладают дети.

Основная мысль Лафатера касается связи внутренней природы человека с мышцами лица, предметом его наблюдений была нижняя часть лица и лицевой профиль.

Суть учения Галля состоит в том, что по форме и местонахождению выпуклостей и вдавлений на черепе человека можно как бы обнаружить его характер, наклонности, умственные способности.

Ламброзо посвятил свои исследования изучению и описанию так называемого «преступного человека».

В России горячим сторонником физиогномики был профессор И. А. Сикорский. Наибольшее физиогномическое значение И. А. Сикорский отводил «переменам в лице» зависящих от работы многочисленных мышц, придающих лицу необычную подвижность и изменчивость. Он считал, что в этом смысле лицевая мимика, а также движения рук и пальцев имеют большое диагностическое значение. Второе место в этом отношении принадлежит движениям глаз, часто выражающих субъективные состояния. Следующая ступень по значимости отводилась выразительным движениям тела (поза).

Фотопортрет

В исследовании физического облика человека многие авторы уделяют внимание изучению мимики в различных зонах лица, составлению схем и классификаций эмоциональных состояний по проявлениям экспрессии, изучению степени информативности различных элементов внешности.

Большинство исследований посвящено выяснению, насколько правильно способен человек распознавать мимические реакции других людей. В этих исследованиях использовалось три вида материала: рисунки мимических реакций, фотографии изображения эмоций актерами и фотографии спонтанного выражения эмоций.

Ч. Белл (см. Bruce, Young,2000) выдвинул несколько гипотез, касающихся роли мышц лица в выражении эмоций. Его исследования основывались в основном на методе наблюдения и дедукции. Результаты его экспериментов затрагивают только часть такой сложной системы как выражение лица.

Систематические эксперименты, касающиеся движений мышц лица, были осуществлены французским ученым Дюшеном. Он изучал конкретного пациента, потерявшего чувствительность лицевых мышц в результате повреждения лицевых нервов. Воздействуя током на различные лицевые мышцы, Дюшен заставлял их двигаться независимо. В результате было составлено несколько графических изображений лица. Как показали последующие исследования I.Eibl-Eibesfeld (1989) и Р. Ekman (1973, 1978) наиболее распознаваемые эмоции человеческого лица возникали в результате одновременного воздействия на не-сколько мышечных групп лица.

Восприятие выражения лица является многомерным процессом, в котором распознавание эмоции оказывается лишь одной из его сторон. Существует большой эмпирический материал, демонстрирующий различные аспекты изучения восприятия человеческого лица.

В дальнейших исследованиях, особенно в зарубежной психологической науке, ставились многочисленные эксперименты и велись научно-теоретические разработки, связанные с попытками установить влияет ли лицо человека, отдельные его части или скомбинированная (искусственная) их совокупность на формирование впечатления о нем. Следует сразу оговориться, что основным направлением данных исследований имело сугубо прикладной характер, ориентированный на потребности криминалистики, рекламного и PR-бизнеса. Тем не менее проведенные исследования, в частности Л.И.Иванской, Б.Умаром, Ю.В. Гранской, V.Bruce, A.Young, J.Shephered и других, имеют также теоретическое значение для психологической науки.

Приведем примеры некоторых экспериментов.

V.Bruce, A.Young, (2000) провели ряд экспериментов, посвященных влиянию светотени и контрастности на восприятие лица, и выяснили, что наше восприятие лиц основывается на информации, которая содержится в паттернах относительной светотени, однако контрастность играет не столь существенную роль, как могло бы показаться. Испытуемым предъявлялись фотографии людей, потом предъявлялись контурные изображения тех же самых людей. В первом случае 90% испытуемых узнали изображенного человека, во втором – только 47%. Предполагается, что это можно объяснить отсутствием светотеней на контурном изо-бражении.

При распознании незнакомого лица доминируют внешние характеристики лица (прическа, размер головы и т.д.), при распознании знакомых лиц – психологические характеристики. Для незнакомых лиц развернутое на ¾ лицо и запоминается и распознается легче, чем анфас. Для знакомых лиц нет разницы. V.Bruce объясняет это тем, что развернутое на ¾ лицо на изображении выглядит более объемным (очень хорошо, например, видна длинна и форма носа). Хотя эффект восприятия лица с определенной точки и под определенным углом предполагает наличие некоторого воздействия на восприятие объемного трехмерного очертания, в действительности определить кто изображен все равно трудно. В другом своем эксперименте V.Bruce показал, что внешние характеристики (светотени, пигментация, цветовая гамма) очень важны для нормального процесса восприятия. Он предложил некоторым своим сотрудникам сканировать их лица. На полученных картинках соединил точки соответст-вующих черт лица и предложил эти изображения для опознания этим же и другим сотрудникам. Никто никого не узнал.

Ph. Schyns и A. Oliva (см. V.Bruce, A.Young ,2000) с целью показать как информация о лице может быть обусловлена пространственными параметрами, провели такой эксперимент: наложили фотографию мужчины – премьер-министра Великобритании Тони Блэйера (на изображении бюст в костюме и галстуке) на фотографию женщины – бывшего премьер-министра Маргарет Тэтчер. Полученное изображение предъявлялось испытуемым для опознания. При восприятии с близкого расстояния однозначно видно изображение Блэйера. При восприятии этого же изображения с расстояния 1,5-2 метра отчетливо видно изображение Тэтчер. Ph. Schyns и A. Oliva объясняют это, в первую очередь, спецификой нашей зрительной системы, которая в зависимости от пространственного положения объекта, по-разному воспринимает фоновые и детальные составляющие изображения (способность человека различать в пространстве высоко- /лицо Блэйера/ и низко- /лицо Тэтчер/ частотные параметры.

Нередко в исследованиях используются детали лица в различных контекстах с целью выяснения какую нагрузку они несут, насколько они опознаваемы. Young и его коллеги (1987) создали «комбинированные» изображения (к верхней половине изображения одного человека приложили нижнюю половину изображения другого) и предъявили их испытуемым. Испытуемым было крайне трудно определить, кому принадлежит верхняя половина лица. Оказалось, что выражение верхней части лица (глаза и лоб) подвержено влиянию других черт лица (рот, подбородок, часть носа). Однако, этот эффект имел место только при условии очень точного соединения двух половинок (по чертам лица и по овалу лица). Если же соединение было некорректным, эффект пропадал.

A.W.Young, D.J.Hellawell, and D.C. Hay разделили горизонтально по центру фотографии нескольких известных лиц. Испытуемые смогли опознать эти лица по половинкам. Когда же половинки разных лиц были соединены, для испытуемых стало затруднительно назвать имена людей, чьи половинки были соединены (например, верхняя половина фотографии Маргарет Тэтчер, нижняя половина – принцессы Дианы). Однако, способность испытуемых к распознаванию увеличилась, когда соединенные лица перевернули.

Отдельные элементы лица отличаются различной степенью информативности и значимости.

Экспрессивность каждого отдельного элемента зависит от индивидуальной структуры лица. Элементы лица характеризуются рядом признаков: контуром, величиной и формой. Наиболее информативным считается общее выражение лица, далее волосы, глаза, брови, губы, уши, нос, лоб. Основная гипотеза о взаимовлиянии отдельных частей человеческого лица проверялась в экспериментальных исследованиях A. Young и его коллег. Они провели серию экспериментов, применив так называемую «композиционную технику». Испытуемым предъявлялись несколько фотоизображений лиц, разрезанные пополам горизонтально. Испытуемые с высокой степенью точности идентифицировали половинки, представленные изолированно. Ученые пришли к выводу, что мы не воспринимаем черты лица независимо друг от друга.

Эксперимены J.W. Tonaka и M.J. Fara (1993) позволили им сделать заключение, что целое лицо воспринимается информативнее, чем совокупность его отдельных частей. Они провели эксперимент с условным названием «Где нос Лари?». Испытуемым предъявлялись изображения целого лица, изолированные части лица и лицо, составленное из произвольно расположенных частей. Надо было определить, где нос Лари. Оказалось, что когда нос помещается в нормальное лицо – идентифицировать легче, чем в остальных вариантах.

Можно сказать, что взаимосвязь между различными чертами лица так же важна, как сами эти черты. H.D.Ellis (1986) назвал несколько основных характеристик лица, которые регулярно и надежно используются людьми для описания и категоризации человеческих лиц. Это форма лица, волосы, возраст и все основные размеры черт лица.

Опознание лица (характеристики, этапы или процесс опознания и вероятность того, что опознается) изучалось многими учеными – А.Young, J.Shephered, K. N. McWeeny , R.A. Johnston, V. Bruce, Л.Н. Иванская, Б.Умар, Ю.В.Гранская и др.

Художественный портрет

Макияж

Макия́ж - нанесение на кожу лица различных видов декоративной косметики с целью украшения, а также камуфлирования существующих изъянов. Макияж - это не только рисование, а так же моделирование, подправка(коррекция) формы и цвета лица. С помощью применения декоративных препаратов ставится цель подчеркнуть привлекательные черты лица или создание какого-то характерного образа.

Косметологи и визажисты накопили огромный практический опыт, позволяющий создавать разного рода иллюзии, связанные с формой черт лица, выражением глаз и рта. Визуальная диагностика загримированного лица может быть осложнена из-за этих иллюзий восприятия.

Физиогномические школы

В настоящий момент существует несколько научных коллективов, которые изучают особенности строения, выражения лица и его восприятия в связи с оценкой психологических характеристик человека и его эмоционального состояния.

Научная школа Пола Экмана

Пол Экман

Пол Экман (англ. Paul Ekman, родился 15 февраля 1934(19340215) года) - выдающийся американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, крупнейший специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и распознавания лжи. Профессор Экман известен во всем мире и как вдохновитель и консультант популярного телесериала «Обмани меня» («Lie to me»), а также прототип его главного героя, доктора Лайтмана. На данный момент Пол Экман возглавляет «Paul Ekman Group» - небольшую компанию, которая занимается разработкой методик и учебных устройств в сфере изучения эмоций и микровыражений.

П.Экман создал методику для измерения лица, в которой перечислил все лицевые мышцы шести эмоций. Затем были составлены фотомодели, которые включали три области лица. Лицо, представляемое испытуемым в этих экспериментах, как бы разделялось на три части по горизонтали: брови-лоб; глаза-веки и основание носа; нижняя часть лица и щеки. Метод основан на сравнении оцениваемого лица с эталоном. Он получил название «метод кодирования выражений лица - FAST».

Научная школа В.А. Барабанщикова

Барабащиков Владимир Александрович

В.А.Барабанщиков - член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, зав. лаборатории системных исследований психики ИПРАН, опираясь на большой теоретический и эмпирический материал, предпринял попытку раскрыть общепсихологическую природу межличностного восприятия, описать закономерности восприятия экспрессивных состояний и индивидуально-психологических особенностей незнакомого человека по фотоизображению его лица.

Межличностное общени рассматривается В.А. Барабанщиковым в терминах когнитивно-коммуникативного процесса, в котором складываются и развиваются представления об индивидуальности коммуниканта, его оценка и отношение к нему (ОН-концепция).

Диагностика невербального общения

Мимика

Под мимикой понимают движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека). Существует довольно много различного рода литературы (от строго научной до примитивно-популярной), интерпретирующей все виды мимики (см. Лабунская,1999).

Один из основных параметров оценки мимика - подвижность.

  • Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.
  • Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.
  • Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из ут-рированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).

Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде «он разинул рот и раскрыл глаза», «холодные глаза противоречат смеющемуся рту» и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.

Глаза как «зеркало души», «залог верности», «кратер ненависти», «символ жизненной силы» и «сияющие звезды» особенно часто соотносятся с психическими состояниями. Глаз действительно очень важный орган. Около 80% чувственных впечатлений человек получает через органы зрения. Глаза являются также важным выразительным органом. Мы инстинктивно точно сразу же определяем, какие глаза смотрят на нас: мягкие, нежные, пронизывающие, жесткие, колющие, пустые, невыразительные, стеклянные, тупые, искрящиеся, радостные, пылающие, холодные, отсутствующие или влюбленные. Взгляд может возбуждать, приковывать, восхищать. Взгляд может «выражать больше, чем слова», но может и «убивать». Язык глаз очень важен для самоощущения в процессе общения.

Рот также в значительной степени определяет выражение лица. Рот – самая подвижная часть лица. Он – центр любой улыбки и всякой боли. Если рот искажается во время разговора или смеха и чередование движений дисгармонично, то это выражает негативные стремления даже в том случае, если все остальные сигналы носят положительный характер и лицо кажется дружелюбным. Можно допустить, что улыбка возникла из первоначально угрожающего жеста «оскала зубов». Диапазон вариантов охватывает как едва заметное движение уголков рта, открытую улыбку, так и обезоруживающую улыбку. У людей, которые много улыбаются или смеются, со временем лицо вообще приобретает улыбающееся, дружелюбное выражение.

Голове как носителю важнейших органов человека особое значение отводится и в динамичном языке тела. Многочисленные выразительные модели поведения проявляются, например, в том, что для улучшенного восприятия голова выдвигается вперед, в целях обороны она отводится назад, при уклонении от чего-то – в сторону, а при сближении – склоняется вперед.

Плечи используются главным образом для выделения и уточнения прочих сигналов.

Если верхняя часть туловища наклонена вперед, то это свидетельствует о сближении, интересе, либо о нападении или запланированной активности.

Если верхняя часть туловища отведена назад, это может свидетельствовать об отступлении, отсутствии интереса (или занятости своими мыслями), бегстве или отсутствии какой бы то ни было активности в отношении своего партнера.

Движения вперед. Свидетельствует об интересе к тому объекту, в направлении которого мы движемся. Этот интерес может быть обусловлен позитивно или негативно, буквально или объективно. Точное значение можно вывести из дополнительно подаваемых сигналов.

Движения назад. Демонстрируют тенденцию к отдалению. Нередко уход предваряет бегство, причем сила раздражителя является определяющей в отношении того, совершается уход (отступление) из-за неприятного ощущения или же он (оно) переходит в бегство. Если уход сопровождается произнесением каких-либо фраз, то тогда в большинстве случаев мы имеем дело с подтверждением слов о том, что «он словно открещивается от того, что сам же и говорит». Язык поз тела уличает лживость речи.

Позы и жесты

Язык мимики и жестов существовал еще задолго до появления разговорного языка. Жесты, мимика и движения человека – это точные индикаторы его внутреннего душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний. Никто не может сказать что-либо без интонации, мимики, жестов. Мы постоянно находимся в какой-то позе, которую можно каким-либо образом истолковать.

Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Различают указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты.

Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим.

Создание и презентация образа

Визуальная диагностика психологического типа

П. Цыпин осуществил попытку описать внешние характеристики соционических типов. Он выделил ряд, как ему кажется, устойчивых признаков внешности и поведения по каждому типу. Особое внимание он уделяет взгляду. Автор предлагает лишь некоторые умозаключения, которые никак научно не подтверждены. Кроме того, исследования Н.Г. Артемцевой в некотором роде даже опровергают сделанные выводы. К примеру, скажем о том, что логик может выглядеть и так, как предлагают соционики, но также и так же и человек, с доминирующей функцией "сенсорика".

В отличие от социоников, в рамках системы психологических типов Н.Л.Нагибиной (Псикосмология) не описаны внешние характеристики типов. Многолетние исследования автора типологии (Нагибина, 1998-2010) показывают, что среди одного и того же типа могут встретиться и холерики, и сангвиники, и экстраверты, и интроверты, и толстые, и худые, и высокие, и низкие… и т.д. Вероятно, поэтому в трудах Нагибиной Н.Л. и ее соратников в основном очень детально и подробно описаны психологические характеристики каждого типа, их проявления в творчестве и судьбе представителей типов и очень много фотографий персонажей, отнесенных к тому или иному психотипу.

На основании данных, полученных в многолетних исследованиях, авторы (Артемцева, Нагибина)предлагают следующие описания взгляда, свойственные каждому типу:

Тип G. Взгляд спокойный, добрый, располагающий к обще-нию

Тип GН. Взгляд спокойный, внимательный к людям, немного грустный, понимающий теплый, располагающий к знакомству.

Тип Н. Взгляд открытый, спокойный, холодно-приветливый.

Тип А. Взгляд увлеченный, самоуверенный, выражающий энтузиазм владельца, иногда раздраженный.

Тип АВ. Взгляд озорной, веселый, блуждающий, расфокусированный, не слишком заинтересованный, внимательный к окружающей реальности.

Тип В. Взгляд чувственный, самоуверенный, приветливый, располагающий к знакомству.

Тип С. Взгляд несколько высокомерный, властный, внима-тельный, как бы сверлящий, чувственный, иногда как бы «безумный».

Тип СD. Взгляд насмешливо-агрессивный, придирчивый, властный, игриво-утонченный, часто направленный как бы внутрь себя.

Тип D. Взгляд строгий, серьезный, жесткий, неприветливый, часто содержащий угрозу и агрессию.

Тип Е. Взгляд умный, размышляющий, устанавливающий жесткую дистанцию, холодно-отстраненный, без особого интереса к окружающему миру, иногда придирчивый.

Тип ЕF. Взгляд открытый, располагающий, но все же сохраняющий дистанцию, иногда отстраненный, беспристрастный, как будто равнодушный, демонстрирующий некую философскую объективность.

Тип F. Взгляд направленный куда-то вдаль, внимательный, с прищуром, ироничный, часто простоватый, но с лукавинкой.

Конечно, характеристики взгляда только тогда имеют высокую ценность при определении психотипа, когда сочетаются с другими визуальными впечатлениями от «объекта исследования».

Примеры типов псикосмологии с упражнениями для тренировки представлены на странице

Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Издательство Ростовского университета. Ростов-на-Дону 1986.

Пиз Алан. Язык жестов: увлекательное пособие для дело-вых людей. – М., Ай – Кью, 1992.

Барабанщиков В. А., Малкова Т. Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений. // Вопросы психологии. 1988, № 5. С.131-140

Бодалев А. А. Формирование первого впечатления.// Человек и общество. М., 1966.

Гранская Ю.В. Распознание эмоций по выражению лица./ Дисс. …канд психол.. наук. С – Пб, 1998.

Иванская Л.Н. Психологические особенности идентифи-кации лица человека по фотографии. Дисс. …канд. психол. наук, Ленинград, 1981.

Сикорский И.А. Всеобщая психология с физиогномикой. Киев, 1912.

Умар. Б. Индивидуально-типологические особенности и характеристики восприятия (на примере восприятия других людей). С.-Пб, 1998

Bruce V., Green P., Georgeson M.A. Visual perception: Physiology, Psychology and Ecology. Psychology Press. 1997. 431р.

Bruce V., Young A. In the eye of the beholder. The science of face perception. Oxford-N.Y.-Tokyo.: Oxford University Press. 2000. 280р.

Eibl-Eibesfeldt I. Human ethology. New York: de Gruyter, 1989.

Ekman P. Facial expression // Nonverbal behavior and communication. New York. 1978.

Ellis H.D. Face recall: A Psychological perspective. //Human Learning,1986. V.5. p.189-196.

Landis C. The interpretation of facial expression in emotion // In: Recegnition of facial expression. N. Y.: Arnopress. 1975.

McWeeny K.N., Young A.W., Hay D. C. and Ellis A.W. Putting names to face.// British Journal of Psychology? 1987,V.78, p.143-151.

Shepherd J. An interactive computer system for retrieving faces. // Aspects of face processing. Martinus Nijhoff, Dordrecht, 1986. P.398-409.

Tanaka J.W. and Farah M.J. Parts and wholes in face rec-ognition. //Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1993. V.46A. P.225-245.

Woodworth R.S., Schlosberg H. Experimental Psychology. N.Y.: Holt, 1954.

Young L The naked face. The Essential Guide to Reading Faces. New York. St. Martin’s Press. 1994.