Итоговое занятие квартал развитие речи средняя группа. Конспект организованной образовательной деятельности для средней группы «В гости в сказочную страну

Итоговое занятие по развитию речи в средней
группе «Путешествие в Волшебный лес»
Программное содержание:
­ Выявить уровень знаний детей;
­ Развивать связную речь детей;
­ Формировать грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных
отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за и
наречиями: вверху - внизу, справа - слева;
­ Формировать умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно­
ласкательным суффиксом);
­ Формировать умения подбирать слова, подходящие по смыслу;
­ Формировать умение согласовывать существительное с прилагательным;
­ Развивать фонематический слух детей;
­ Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: Конверт с письмом, билетики, коробочка, карточки с изображением
самолета, паровоза, парохода, сюжетные картинки по сказке Гуси­лебеди, цветок,
бабочка, карточки с изображением предметов (РЫБА, КНИГА, МЯЧ, ВЕДРО, БАНТ,
КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК, ФУТБОЛКА, ЛОЖКА), мяч, карточки с
написанными фразами, карточки с изображением предметов (КУБИК, МЯЧ, ШАРИК,
ПЛАТЬЕ, ЦВЕТОК, ВЕДЕРКО, КРУЖКА), «Веселый мяч», фонограмма различных
звуков (идет дождь, шелестит листва, плещется вода, хрустит снег, дует ветер),
мольберт, ватман с изображением дерева, клей, листочки, угощение.
Ход Нод
Дети вместе с воспитателем заходят в группу и обнаруживают конверт.
Воспитатель: ­ Ребята, смотрите, что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше?
Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что­то написано! Давайте я
сейчас прочитаю.
…. Дошкольное отделение группа№2 «Акварельки»
­Ребята, так это же для нас письмо! Нужно прочитать, что написано в письме.
(воспитатель открывает конверт и читает)
«Дорогие ребята! Пишут вам лесные Феи. В нашем волшебном лесу случилась беда.
Злой волшебник заколдовал дерево фей и теперь оно засохло и на нем нет ни
одного листочка, а все феи остались без волшебства. Чтобы оживить дерево, нужно
отправиться в путешествие в наш волшебный лес, но на каждой станции вас будет
ждать задание. За его правильное выполнение вы будите получать волшебные
листочки, с помощью которых в конце путешествия вы сможете оживить дерево фей
и вернете нам волшебство. Билеты на паровозик вы найдете в конверте.
Лесные Феи.»
­ Ой и вправду здесь билетики! Ну что, поможем феям?
Дети: ­ Да!
Воспитатель: ­А на чем мы отправимся в путешествие поможет определить чудесная
коробочка. С помощью считалочки мы узнаем, кому же достанется такое
ответственное поручение.

Ребенок тянет карточку из коробочки за ленточку.
Воспитатель: ­ Ребята, занимайте посадочные места, отправляемся в путь!
Под мелодию путешествие начинается.
1 станция «Собери сказку»
Воспитатель:­ Ребята, картинки какие­то, вам они ничего не напоминают?
Дети: ­ Сказку «Гуси­лебеди».
Воспитатель: ­ Картинки все перепутались местами и вам нужно расставить их в
нужной последовательности. Вспомните сказку «Гуси­лебеди»
Дети расставляют картинки в нужной последовательности и рассказывают сказку.
Воспитатель: ­ Молодцы, ребята, вы правильно составили сказку и за это получайте
листочки.

2 станция «Веселая бабочка»
Воспитатель:­ Ребята, посмотрите, какой красивый цветочек! А кто это там летает?
Дети: ­ Бабочка!
Воспитатель: ­ Посмотрите, куда бабочка села? А сейчас где она летает? А теперь
перелетела куда? (дети отвечают: – на цветок, над цветком, перед цветком, за
цветком и около цветка)
Воспитатель: ­ А вот и листочки, значит, с заданием справились верно!
Отправляемся дальше.
Играет мелодия, едем дальше.
3 станция «Назови ласково»
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет существительное, а ребенок
возвращает воспитателю мяч и воспроизводит уменьшительно­ласкательную форму
этого существительного. Например: Стол – столик
РЫБА, КНИГА, МЯЧ, ВЕДРО, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК,
ФУТБОЛКА, ЛОЖКА.
Воспитатель: ­ Молодцы, ребята, справились! Получите листочки. Ребята, вы
наверное уже устали? Давайте проведем физминутку.
Физминутка «У жирафа пятна пятна, пятна пятнышки везде…»
Воспитатель: ­ Отдохнули, пора и в путь отправляться.
Под мелодию движемся дальше.
4 станция «Подскажи словечко»
На столе лежат карточки, где написаны незаконченные фразы. Ребенок, берет
карточку, подает воспитателю, воспитатель читает, а остальные дети заканчивают
фразу.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик­чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей)
Скоро вечер, посмотри –
Загорелись... (фонари)

А рядом бегемотики
Схватились за... (животики)
Не послушал зайка папу –
Отдавили зайке... (лапу)
А возле этой елки
Бродили злые... (волки)
Долго, долго крокодил
Море синее... (тушил)
Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало... (жарко)
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая... (лисица)
Би­би­би! Гудит машина,
­ Не поеду без... (бензина)
Не будильник, а звонит.
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно, ... (телефон)
Воспитатель: ­ Отлично справились с заданием!
Под мелодию едем дальше.
5 станция «Красное­Белое»
Воспитатель: ­ Молодцы! Справились с заданием, получите листочки.
Звучит мелодия, путешествие продолжается.
6 станция «Узнай, что звучит»
Звучит фонограмма различных звуков (идет дождь, шелестит листва, плещется
вода, хрустит снег, дует ветер) дети слушают и отгадывают, что это за звуки.
Воспитатель:­ Молодцы! Вот листочки, продолжаем наш путь.
Конечная станция «Волшебный лес»
Воспитатель: ­ Вот и приехали мы в Волшебный лес. Смотрите, ребята, вот это
дерево! Оно и в правду заколдованное, на нем нет ни одного листочка. Посмотрите,
сколько листочков заработали вы, может их хватит, чтоб оживить дерево и вернуть
феям волшебство? Давайте повесим листочки к дереву и посмотрим.

Дети повесили листочки. Звучит волшебная мелодия.
Воспитатель: ­ Случилось чудо, волшебное дерево ожило! У нас получилось вернуть
феям волшебство! Ой, смотрите, что отправили вам феи в знак благодарности
(воспитатель показывает сундучок с угощением).
Рефлексия: Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем
путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам
понравилось выполнять?


Всероссийский фестиваль педагогического творчества
2016/2017 учебный год
Номинация: Дошкольное образование
Название работы: Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе «Поможем Красной Шапочке»
Автор: Булатова Александра Владимировна, воспитатель МДОБУ детский сад «Фантазия» д.Подымалово, 2014г.
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад «Фантазия» д. Подымалово
муниципального района Уфимский район
Республики Башкортостан
Конспект
итогового занятия по развитию речи в средней группе
«Поможем Красной Шапочке»
21.05.2014 г.
Составила и провела:
воспитатель первой категории
Булатова А.В.
Подымалово – 2014 г.
Задачи: Образовательные: - упражнять в согласовании прилагательных с существительными - обогащать и активизировать словарный запас - учить различать на слух слова с определенным звуком - упражнять в изменении слов при помощи суффиксов Развивающие: - развивать наблюдательность, интерес к окружающему миру, активность, внимание, умение рассуждать. - развивать фонематическое восприятие - развивать образность речи, творческое воображение - развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; Воспитательные: - воспитывать любовь к природе. - доставить детям радость и удовлетворение от игр - воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Оборудование: Красная Шапочка (би-ба-бо), конверт с письмом, корзиночка, мяч, 5 пирожков, иллюстрации с правилами поведения в природе, игрушки животных, пальма, дом, лес, д/и «Четвертый лишний», игрушка Волк.
ХОД
- Ребята, я сегодня получила письмо, отгадайте, от кого?.. - Это письмо от девочки, которая жила с мамой, её очень любила бабушка… однажды бабушка подарила девочке красную шапочку… Как вы думаете, как зовут девочку?..
Ответы детей.
- Прочтём письмо?
“Дорогие ребята, у меня беда, Серый Волк утащил у меня корзинку с угощением для Бабушки. Помогите, пожалуйста, отыскать корзинку с пирожками… Но для того, чтобы найти её, нужно выполнить задания. Вы готовы?..
Итак, мы отправимся по лесным тропинкам на поиски корзинки для Красной Шапочки.
- Как вы думаете, на чём можно путешествовать по лесу?
Ответы детей.
- Мы с вами будем туристами и отправимся в путешествие пешком. Скажите, как нужно вести себя в лесу?
д/и «Угадай правило»
- Возьмитесь за руки, чтоб никто не потерялся…

- Посмотрите, вот и добрались мы до полянки. Что-то здесь произошло?..
Почему все животные перепутались?.. Понимаю, это первое задание для нас… Возьмите животное и поселите его в то место, где оно проживает.
д/и «Кто, где живет?»
- Проверьте, правильно ли мы выполнили задание.
Эльвина, почему ты поставила волка около ели?
Почему вы поставили этих животных рядом с домом?
Ангелина, назови домашних животных.
Как можно назвать этих животных одним словом? (Дикие)
Какие животные собрались здесь? (Животные жарких стран)
Перечислите кто здесь стоит.
Словесная игра «Назовите детеныша ласково»
- Молодцы, справились с заданием. Ой, посмотрите, пирожок лежит, его наверно Серый Волк уронил, давайте возьмём его с собой.
Кладу пирожок в целлофановый пакет.
- Пойдём дальше. Беритесь все за руки.
Мы к лесной полянке вышли,Поднимайте ноги выше,Через кустики и кочки,Через ветки и пенёчки.
- Вот ещё одна полянка. Возьмите каждый по карточке. Внимательно посмотрите и расскажите, что изображено и что лишнее, и почему вы так думаете.
Д/и “Третий лишний”.
- Миша, что у тебя изображено на карточке? (Cтол, шкаф, чайник)
Что лишнее, почему?
Стул, шкаф-мебель, а чайник посуда. Лишний чайник….
Д/и “Дежурная буква”.
- Назовите пожалуйста слова в которых есть звук С.
Ответы детей (слон, сахар, стол, стул…).
- Перечислите слова в которых есть звук З.
Ответы детей (зонт, заяц, зебра…).
- Перечислите слова в которых есть звук А.
Ответы детей (арбуз, апельсин, автобус…).
- Молодцы, мы и с этим заданием справились. Ещё один пирожок Серый Волк потерял, возьмём и его тоже. Пойдём искать корзинку дальше?
Мы к лесной полянке вышли,Поднимайте ноги выше,Через кустики и кочки,Через ветки и пенёчки.
- Какая интересная загадочная полянка. Присядем, отдохнём…
А я вам загадки загадаю. Все удобно устроились? Слушайте и смотрите.
Д/и “Угадай сказку” (слайд-шоу)
- Ребята, слышите, кто-то скребётся? Давайте посмотрим кто это?
- Ариша, кто это? (Волк)
Подношу волка к уху, слушаю…
- Серый Волк хочет, чтобы вы о нём рассказали. Если вы о нём хорошо расскажите, то он скажет, где корзинка с пирожками. Серому Волку нравится, когда о нём рассказывают. Кто хочет рассказать о Сером Волке?
Дима, расскажи о Сером Волке. Назови, кто это, что у него есть, какая шерстка, что он любит.
(рассказывают по таблице)
- Умница, очень хорошо рассказал про Волка, ему понравилось.
Кто ещё хочет рассказать про Серого Волка?.. (2-3 ребенка)
Подношу Волка к уху.
Ребята, Серому Волку понравилось слушать рассказы о себе, и он согласился отдать нам корзинку. Корзинка находится на соседней полянке, пойдём её искать?
Мы к лесной полянке вышли,Поднимайте ноги выше,Через кустики и кочки,Через ветки и пенёчки.
- Что за странная полянка, мяч лежит по середине… Я догадалась, Серый Волк хочет чтобы мы поиграли. Поиграем? Вставайте в круг, я буду водящая.
Д/и “Какое что бывает”.
- Я буду бросать вам мяч и называть цвет, размер, а вы, возвращая его, говорите, что таким бывает. Будьте внимательны.
Зелёным – огурец, листья, краска…
Широким – река, дорога, лента…
Вкусным – варенье, торт, сок…
Маленьким – котёнок, мышка, мальчик…
Высоким – дом, башня, температура…
Круглым – солнце, апельсин, мяч…
Пластмассовым – кубик, ведро, совок…
- Молодцы, ребята, посмотрите, а вот и корзинка, положим наши пирожки, и обязательно передадим её Красной Шапочке.
Анализ занятия.

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Задоринка».

Тема: «Помоги другу».

Цель : Закрепить и обобщить знания, полученные в течении года.

Задачи :

Упражнять детей подбирать слова похожие по звучанию.

Развивать фонематический слух и слуховое внимание.

Формировать умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом).
-- Формировать умения подбирать слова, подходящие по смыслу.
-- Формировать умение согласовывать существительное с предлогами.

Совершенствовать диалоговую речь (учить участвовать в беседе, понятно для детей отвечать на вопросы и задавать их).
-- Учить сопереживать любому персонажу, попавшему в беду.

Учить внимательно, слушать, воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.

Методы и приемы : словесный образец, игровые ситуации, объяснение, показ, художественное слово.

Материалы и оборудование : игрушка – персонаж Незнайка, мяч, конверт с заданиями.

Ход занятия :

Дети вместе с воспитателем заходят в группу и обнаруживают конверт.
Воспитатель:

Ребята, смотрите, что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше? Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано! (стук в дверь, заходит Незнайка).

Воспитатель :

Дети, да это пришел наш старый друг Незнайка, и он чем -- то расстроен. Незнайка говорит, что он потерял конверт с заданиями, а ему нужно их срочно выполнить, чтобы сдать все экзамены в своей школе на отлично, и тогда он целое лето сможет со своими друзьями отдыхать на каникулах.

Воспитатель:

Незнайка, а твой конверт у нас в группе оказался, и ты все успеешь сделать (незнайка снова грустный). Что опять случилось? Ты забыл, как выполнить задание? Ну, это не беда! Мы с ребятами тебе поможем! Давайте же скорее открывать конверт и узнаем, что там за задания. Дети садятся за столы, воспитатель открывает конверт.

1 задание «Слова – друзья».

Я слажу тебе подушка, ты ответишь мне (лягушка)

Я скажу тебе мишка, ты ответишь мне (мышка)

Я скажу тебе забор, ты ответишь мне (мотор, топор)

Я скажу тебе зайка, ты ответишь мне (майка)

Я скажу тебе картина, ты ответишь мне (корзина)

Я скажу тебе грач, ты ответишь мне (врач)

Я скажу тебе рубашка, ты ответишь мне (букашка)

Я скажу тебе баран, ты ответишь мне (барабан)

Я скажу тебе пушка, ты ответишь мне (кружка)

Я скажу тебе ромашка, ты ответишь мне (бумажка).

2 задание «Собери сказку».

Воспитатель:- Ребята, картинки какие-то, все разрезанные, вам они ничего не напоминают?
Дети: - Сказки.
Воспитатель: - Картинки все перепутались вам нужно их собрать и назвать, из какой они сказки. Дети по подгруппам собирают картинки.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы все сделали правильно. С этим заданием вы справились.

3 задание «Веселая бабочка».

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, какой красивый цветочек! А кто это там летает?
Дети: - Бабочка!
Воспитатель: - Посмотрите, куда бабочка села? А сейчас, где она летает? А теперь перелетела куда? (дети отвечают: – на цветок, над цветком, перед цветком, за цветком и около цветка).

4 задание «Назови ласково»
Дети встают полукругом. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет существительное, а ребенок возвращает воспитателю мяч и воспроизводит уменьшительно-ласкательную форму этого существительного. Например: Стол – столик
РЫБА, КНИГА, МЯЧ, ВЕДРО, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК, ФУТБОЛКА, ЛОЖКА.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились! Ребята, вы, наверное, уже устали? Давайте проведем физминутку.

Физминутка «Руки вверх и покружись» .

Задание 5 «Узнай, что звучит»
Звучит фонограмма различных звуков (идет дождь, плещется вода, дует ветер и т.д.), дети слушают и отгадывают, что это за звуки.

Задание 6 «Подскажи словечко».

На столе лежит конверт с карточками, на которых написаны незаконченные фразы. Воспитатель читает, а остальные дети заканчивают фразу.

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей)

Скоро вечер, посмотри –
Загорелись... (фонари)

А рядом бегемотики
Схватились за... (животики)

Не послушал зайка папу –
Отдавили зайке... (лапу)

А возле этой елки
Бродили злые... (волки)

Долго, долго крокодил
Море синее... (тушил)

Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало... (жарко)

Часто к озеру напиться
Ходит рыжая... (лисица)

Би-би-би! Гудит машина,
- Не поеду без... (бензина)

Не будильник, а звонит.
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно, ... (телефон)

Незнайка: - Отлично справились с заданием! Какие вы молодцы и все – то у вас получается!

Задание 7 «Скажи наоборот».

Воспитатель: Я назову слово, а вы подберите слово «наоборот».

Например, красивый – страшный.

(Большой – Близко –Добрый –Толстый –Жарко –Тяжёлый –Говорить -Мягкий).

Задание 8 «Скажи одним словом».

На столах картинки разной тематики на каждого ребенка (дикие животные, домашние животные, одежда, овощи, фрукты, продукты, транспорт, посуда, мебель, игрушки).

Воспитатель: Какие же вы молодцы! Не устали?

Тогда следующее задание 9 «Один-много».

Муравей. Машина. Тюльпан. Стол. Кот. Дом. Пчела. Стул. Игрушка. Дерево.

Карандаш.

Задание 10 «Какой звук звучит».

Спал спокойно сытый сом, видел сладкий-сладкий сон.

Зоя - зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.

Плюшевому мишке Даша штопает штанишки.

С утра жужжу, цветы бужу, кружу, гужу и мёд вожу.

Четыре Анюточки, не устав ни чуточки, пляшут третьи суточки, И всё под прибауточки: чок-чок, каблучок! Чуки-чуки-чуки-чок.

Воспитатель:

Ребята, мы выполнили все задания. Незнайка вам говорит всем спасибо, за помощь. Ребята, а скажите, что вам больше всего понравилось выполнять.

А что было самым интересным.

Давайте с Незнайкой попрощаемся и будем его ждать в гости с другими интересными заданиями.

Вы все молодцы! Спасибо вам!!!

А теперь можете идти и поиграть.

Ковалева Светлана Николаевна, воспитатель
I кат. №54 «Искорка» г. Набережные Челны

Форма проведения: «В гости к временам года»

Цель: уточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связи

Задачи:

Образовательные:

Упражнять в согласовании прилагательных с существительными

Обогащать словарный запас

Учить различать на слух слова с определенным звуком

Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов

Учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства

Активизировать качественный словарь.

Обобщить знания детей о временах года

Учить видеть характерные особенности разных времен года

Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения

Закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в музыке, стихах, рисунках, создавать нужный пейзаж.

Развивающие:

Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, рассуждать.

Развивать фонематическое восприятие

Развивать образность речи, творческое воображение

Развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;

Развивать эстетическое восприятие красоты природы

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе.

Доставить детям радость и удовлетворение от игр

Воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Используемые методы:

  1. Словесные: чтение текста, лексико-грамматические упражнения, эмпатические упражнения, чтение стихов - «Осень наступила» Плещеева, «Зима» Сурикова, стихи Н. Некрасова, Фета, Е. Благининой, А. Плещеева «Осенняя песенка»;отрывок рассказа Н. Соколова-Микитова «Осень», беседа, логические вопросы, загадки.
  2. Практические: дидактические игры «Подбери слово», «Подскажи словечко», «Игра со звуками», «Игра с мячом», «Назови ласково», «Оденем детей на прогулку», «Что когда бывает», «Запомни слова», «Составь пейзаж», «Угадай: какое время года», физминутка «Осенние листочки», пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой», слушание музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского.
  3. Наглядные: иллюстрации художников - И. Левитана, А. Пластова, К. Юона, Л. Бродского, рассматривание картинок «Двенадцать времен года», «Какое время года», игрушка ежик, птичка, две бабочки (муляжи) , два дерева (муляж) , три «гостьи» - Зима, Осень, Лето (девочки в костюмах)

Схема рассаживания детей:

а) во время занятия

Материал к занятию:

  1. Демонстрационный: иллюстрации художников И. Левитана «Золотая осень», А. Пластова «Первый снег», К. Юона «Мартовское солнце», Л. Бродского «Зимнее утро»; игрушка ежик, птичка, картинки «Двенадцать времен года», картинки «Какое время года», два дерева, две бабочки (муляжи) , конверт, корзинка со сладкими грибами (печенье) , три «гостьи» в костюмах (времена года)
  2. Раздаточный: листы цветной бумаги в виде картины с рамой, картинки элементов пейзажа для составления осеннего, зимнего, летнего или весеннего пейзажа
  3. ТСО: аудиозапись музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского (детский сборник)

Ход занятия

Воспитатель: в костюме Весны, в руках - корзинка.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, кто я? Да, я - Весна, и я приглашаю вас сегодня в сказку.

(звучит тихо музыка П. И. Чайковского «Времена года»)

Как называется сказка, где сразу встретились четыре времени года? («Двенадцать месяцев») .

Да, правильно. Я приглашаю вас в сказку - в гости к временам года.

Но сначала нужно выполнить мои задания.

Игра «Подбери слово»

Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:

Рисует, щиплет, трещит, морозит... (мороз)

Свищет, бушует, дует, завывает... (ветер)

Летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает…(снег)

Висит, растёт, тает, плачет, капает... сосулька)

Распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут... (цветы)

Воспитатель: Послушайте внимательно мою загадку и отгадайте?

- «Кто в году четыре раза переодевается?» (Это наша Земля) .

Назовите все четыре времени года (зима, весна, лето, осень) .

А Рита расскажет нам стихотворение о временах года:

Первой к нам зима идет,

Новый год она ведет.

За зимой второй весна,

Говорят: весна красна.

Третьим лето - все в цветах

И с малиной на кустах.

А четвертой осень,

Ветер с клена листья сбросил.

Воспитатель: Вы правильно выполнили задание и нам пора в сказку. Подойдите к этому волшебному шару и повторяйте за мной:

Тише, тише; свет погас.

Начался волшебный час.

В сказке может все случиться.

Сказка ждет нас впереди.

Скажем дружно: «Приходи».

(дети заходят в группу)

Вот и попали мы с вами в сказку, где нас ждут все четыре времени года.

Смотрите, как здесь интересно. Нас встречают все 12 месяцев, картины художников и музыка П. И. Чайковского, которая называется «Времена года»

(звучит музыка Чайковского)

А. «Встреча с Весной»

Воспитатель: Дети, посмотрите в окно и скажите:

Какое наступило сейчас время года? (Весна)

Какая погода за окном? (Солнечная)

Кто радуется приходу весны? (Птицы)

Как поменялось поведение птиц? (птицы оживленные, звонко за окном чирикают, не прячутся, все больше находятся на улице) .

Послушайте:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

Дети: (хором) Это весна!

Воспитатель: Да, это весна. «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?» (весной) . Правильно.

Весну издавна любил народ. Называли ее весна - красна. Вся природа просыпается весной после зимних холодов. Появляются светлая, нежная зелень, первые цветы, прилетают птицы, просыпаются бабочки. О весне много написано стихов, песен. Послушайте, какую красивую музыку написал П. Чайковский и называется она «Подснежник» о первом весеннем цветке (показывает иллюстрацию, звучит музыка)

А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)

Писатель Михаил Пришвин называл март - весной света, апрель - весной воды, май - весной цветов. Все кругом цветет. Ласковый, солнечный май насыпал сугробы цветущей черемухи. Цветут яблоки, груши, вишни. Цветут тюльпаны, нарциссы (воспитатель показывает иллюстрации)

Воспитатель: Ой, смотрите-ка, ребята (в комнату залетает птичка и приносит детям конверт)

Воспитатель: Дети, что же в этом конверте? Давайте посмотрим.

Словесная игра «Подскажи словечко»

Воспитатель: Вы мне поможете, подскажете правильное слово.

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу... (проталинки)

Самый первый день весны,

Самый - самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась... (верба)

Рад весне братишка Сашка

И собака рада Жулька

На припеке, с крыши нашей

Утром свесилась... (сосулька)

Снег в лесу, сугробов много

Но слышна синицы трель

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает... (капель)

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (о первых признаках весны) . Назовите эти признаки. Да, правильно, мы можем по ним определить, что уже пришла весна.

Какие стихи про весну вы знаете? (дети читают стихи о весне)

1. Искрится солнце в лужицах,

Купается в ручьях,

Идет оно по улицам

На тоненьких лучах,

А воробьи чирикают,

Усевшись на сосну,

Смотрите-ка, смотрите-ка,

Весна-то на носу.

2. Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

3. Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Воспитатель: Весной происходят чудеса, оживает природа, пробуждаются деревья, звери и насекомые от долгого непробудного сна, точно, как в сказке.

Игра со звуками

Воспитатель: Вот и бабочка прилетела. Что она говорит?

Бабочка: Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика(з-з-з) , песенку жука(ж-ж-ж) , песенку ветра(ш-ш-ш) , песенка насоса (с-с-с) .

Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

  • Песенку комарика: (З) -зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
  • Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;
  • Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
  • Песенку насоса (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.

Очень хорошо.

Б. «Встреча с летом»

Воспитатель: Какое время года приходит на смену весне красной? (лето)

Смотрите, к нам пришло само Лето (заходит девочка в костюме лета) . Почему лето тоже называют красным? Послушайте песенку лета (звучит музыка Чайковского) . Вспомните наиболее яркие впечатления лета, чем особенно понравилось вам лето (сбор ягод, купание в реке, прогулка в лес и т. д.)

Игра с мячом

Воспитатель: Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «летний». Например, день - летний день; погода - летняя погода, солнце - летнее солнце, настроение - летнее, платьелетнее, обувь - летняя.

Игра «Назови ласково»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел зеленый листочек.

А давайте поиграем в игру «Назови ласково» (лист-листочек, гриб-грибочек...)

Игра «Оденем детей на прогулку»

Воспитатель: Наша гостья принесла нам картинки. Игра называется «Оденем детей на прогулку» (дети одевают мальчика и девочку на весеннюю и летнюю прогулку, описывают одежду) .

Игра «Угадай: какое время года?»

Воспитатель: Ребята, наша гостья принесла вот такие картинки. Нужно угадать по этому одному изображению - какое же здесь время года (3-4 ребенка по картинкам отвечают: «Я думаю, это время года лето, потому что летом много цветов» или «Я думаю, это время года зима, потому что зимой бывает снег и падают снежинки») .

Правильно. Молодцы.

В. «Встреча с осенью»

Воспитатель: Радостное время года - осень! Она дарит нам богатый урожай, его вырастили на полях, в садах, огородах люди, дети им тоже помогали. Наступила золотая осень (заходит девочка в костюме осени) .

Посмотрите, какая золотая красивая Осень к нам пришла, а в корзинке у нее осенние листья.

Как красиво в лесу, парке. Воздух свежий, чистый, улетают на юг перелетные птицы. Об этом времени года много написали поэты стихов, композиторы сочинили музыку, художники нарисовали картины. Кто хочет прочитать стихи об осени?

(дети читают стихи)

Осенняя песенка

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи. (А. Плещеев)

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет-

Улетает, улетел!

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи. (Е. Благинина)

Воспитатель: Послушайте, как осень - художница пришла в лес и нарисовала там красивую картину. («Осень» Н. Соколова-Микитова) : «Березы и клены она покрыла лимонной желтизной, а листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки». А теперь послушайте музыку «Осенняя песня» П. И. Чайковского.

Музыка нежная, плавная, мелодичная.

Физминутка «Осенние листочки»

(дети под музыку выполняют движения с листочками)

Мы - листочки осенние

На деревьях висели.

Дунул ветер - полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(дети тихо сидят и слушают музыку, потом уносят листочки)

Г. «Встреча с Зимой»

Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, о каком она времени года.

Кто угадай - ка,

Седая хозяйка?

Тряхнет перинками -

Над миром пушинками. (Это время года - зима) .

Воспитатель: Снег на полях, лед на водах. Вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)

Вот и Зима пожаловала (заходит девочка в костюме Зимы) со своими подарками.

Ребята, посмотрите (показывает на картины о зиме) : все кругом белым-бело: и дома, и земля, и даже деревья надели снежные шапки

«...Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась, клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами,

Среди полей, вокруг холмов...»

Как прекрасно передает поэт красоту природы зимой. Зиму за ее красоту люди ласково называют зимушка-зима. Послушайте песенку зимы (звучит музыка Чайковского) .

Скажите, за что вы любите зиму? (Зима - волшебница приносит детям много радости: можно лепить снежки, делать крепости, кататься на лыжах, коньках, санках.)

Тяжелыми, белыми шапками накрылись и притихли деревья. Будто спят. Но в лесу много зверей, которые выходят из нор в поисках пищи. Зайчик гложет кору деревьев, лиса ищет мышей и на зайцев нападает. Голодный волк рыщет по лесу. А медведь спит в берлоге. Кто спит зимой?

Пальчиковая гимнастика

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Зайца, волка, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

Воспитатель: Ой, кто это шевелится? Ну-ка отгадайте.

Что за ёлочка такая?

Это ёлочка живая

В колкой одёжке

Ходит по дорожке.

Конечно, это ёжик.

Воспитатель: Ежик шепнул мне, что никогда не видел зиму. Не переживай, ежик, сейчас дети расскажут тебе, что такое зима.

Игра «Что когда бывает»

Воспитатель: Давай, ёжик, ты будешь говорить, что бывает летом, а ребята скажут, что бывает зимой.

Ежик:

  • Летом земля покрыта травой, а зимой... (снегом)
  • Летом на деревьях листья, а зимой... (деревья голые)
  • Летом вода в реках тёплая, а зимой... (речка покрыта льдом)

Ежик: Спасибо вам, ребята, до свидания.

Воспитатель: Наш ежик побежал по дорожке навстречу новым приключениям.

Игра «Составь пейзаж»

Воспитатель: Ребята, и Лето, и Осень, Зима и я - Весна, хотим посмотреть, как вы умеете составлять пейзаж. Что такое пейзаж? (это картина о природе) . Садитесь за стол и составьте свой пейзаж - зимний, весенний, летний или осенний, а мы посмотрим, что у вас получится.

(дети садятся за стол и составляют пейзаж из различных элементов)

Как у вас красиво получилось! Молодцы! Оставьте ваши картины на столе, мы их сфотографируем на память нашим гостям.

Воспитатель: Ребята, наша путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.

Итог занятия.

В какое время года мы с вами путешествовали?

В какие игры играли?

Что вам особенно понравилось в путешествии?

Что было интересно?

Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо мне помогали. Наши гости ушли, но оставили вам подарки и сказали, что им было очень интересно с вами.

Конспект итогового занятия в средней группе по развитию речи на тему: "Выявление уровня знаний детей средней группы по развитию речи"

Олеся Александровна Степаненко

Интеграция образовательных областей: «Познание» ; «Физическая культура» , «Коммуникация» , «Социализация» .

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цель деятельности педагога: выявить уровень знаний детей.

Задачи:

  • Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.
  • Упражнять в подборе слов с противоположным значением, к обобщающему слову подбирать подходящие слова; изменять слова по числам; различать предметы по назначению, растения.
  • Развивать четкое произнесение звуков, развивать слуховое внимание, зрительное восприятие и память.
  • Закреплять навыки групповой работы при выполнении заданий.

Материалы и оборудование: наборы картинок с изображением заставок из телепрограммы «Спокойной ночи, малыши» . Изображения животных с детёнышами, явлений природы. Картинки с изображением предметов: камня, пера, подушки, сапог, цветов, овощей, фруктов, мебели. Мягкие игрушки: Филя, Хрюша, Степашка; два мяча – большой и маленький.

Ход занятия

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас в группе много гостей, давайте им улыбнёмся и поздороваемся. Ребята, перед вами расположены картинки, скажите мне, пожалуйста, какая это телепередача? (Дети: «Спокойной ночи, малыши» ) Скажите, каких героев этой телепрограммы вы знаете? (дети: Хрюша, Филя, Степашка…) .

Сегодня к нам на занятие пришли Филя, Хрюша и Степашка. Они приготовили для вас задания, которые нужно выполнить. Мы с вами весь год занимались, учили новые слова и звуки. Давайте покажем нашим гостям, что мы нового узнали и что мы умеем делать.

Выполнение заданий

1. Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Хрюше, Степашке и Филе какое сейчас время года? (Весна) . А что весной происходит в природе? (Тает снег, становится теплее, на деревьях набухают почки, солнце светит ярко, зеленеет трава) .

Вы очень хорошо рассказали вашим маленьким друзьям про весну. А теперь второе задание.

2. Сейчас я буду называть слова, а вы будете подбирать слова, противоположные по значению (называние предметов сопровождается показом соответствующих картинок и предметов) . Например, этот мяч большой, а этот, наоборот, какой? (дети: маленький) .

Подушка мягкая, а доска (твёрдая) ;
Летом на улице жара, а зимой (холод) ;
Камень тяжёлый, а пёрышко (лёгкое) ;
Днём на улице светло, а ночью (темно) ;

На кровать нужно ложиться, а с кровати нужно (вставать) ;
Этот сапог грязный, а этот (чистый)
Человек может быть добрым, а может быть (злым) .
Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнём и разомнёмся.

Динамическая пауза.

Раз – подняться, подтянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
Шесть – на стульчик сесть опять.

3. Хрюша, Филя и Степашка забыли, какие бывают животные, нужно им это напомнить, а так же рассказать как они разговаривают. А ещё сказать им как называют их детёнышей. Сейчас я буду вам показывать картинки, на которых изображены животные, а вы мне будете называть их.

Утка (утёнок) – кря, кря; кошка (котёнок) – мяу, мур;

Ёж (ежонок) – фрр, фрр; лягушка (лягушонок) – ква, ква;

Тигр (тигрёнок) – рррр, рррр; свинья, – (поросёнок) – хрю, хрю; петух – ку-ка-ре-ку, курица – ко-ко-ко (цыплёнок) ; мышь (мышонок) - пи-пи-пи; собака (щенок) – гав-гав-гав.

4. Чтобы выполнить следующее задание вы будете заниматься в команде. Вставайте за столы по 4-5 человек. Каждому столику будет отдельное задание. Посмотрите, ребята, на карточки, вы должны найти среди них одну лишнюю. – фрукты, овощи, мебель, цветы (на каждый стол предварительно кладутся по четыре картинки - три из них одной тематики и одна лишняя) .

5. А теперь мы с вами немного поиграем. Дети встают полукругом перед воспитателем. Воспитатель кидает им мяч и называет общее понятие, а ребята называют по очереди один предмет. Сначала называют предметы мебели, затем одежды, посуды и игрушек.

Воспитатель: А сейчас, ребята, сядьте на стулья. Вам понравилось выполнять задания наших знаменитых гостей? Что вам понравилось больше всего? А какое задание оказалось для вас трудным?

Ребята, вы очень хорошо занимались и за то, что вы выполнили все задания, ваши любимые герои передали гостинец (воспитатель раздаёт конфеты) .