Иван крузенштерн что он открыл кратко. Иван федорович крузенштерн - человек и пароход. Кругосветное плавание и научная деятельность

Иван Крузенштерн краткая биография российского мореплавателя, адмирала изложена в этой статье.

Иван Крузенштерн краткая биография

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на кораблях«Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию.

Иван Федорович Крузенштерн родился 19 ноября 1770 года в Хаггуде в семье судьи. Посещал церковную школу, а затем был отослан в Кронштадтский морской кадетский корпус. В 1788 году участвовал в войне со Швецией в качестве мичмана. После этого участвовал в Голландском и Эландском сражениях, а также в других боях, и был произведен в лейтенанты.

Крузенштерна интересовало морское дело, и он поехал на обучение в Англию, откуда совместно с английским флотом плавал к берегам Америки.

По возвращении Ивану Крузенштерну пришла в голову идея установить торговые отношения с Китаем и Америкой по морскому пути, о чем он поделился с властями. Однако идея не была одобрена. Позже с этой же идеей к императору Александру I обратилась Российско-американская компания, и на этот раз её одобрили. Именно тогда, во время подготовки к первой русской кругосветной экспедиции, вспомнили о Крузенштерне. Экспедиция отплыла из Кронштадта на двух кораблях в августе 1803 года. Возвращение в Санкт-Петербург состоялось ровно через три года.

В 1811 году мореплавателю предложили стать инспектором классов в Морском кадетском корпусе. В 1814 году у него возникла идея создать «Атлас Южного моря». Вскоре атлас был выпущен с подробным описанием гидрографических записок. В 1827 году Крузенштерн и вовсе стал директором кадетского корпуса. За 16 лет управления, он ввел множество новых предметов, обогатил библиотеку и музей учебного заведения.

Умер Иван Крузенштерн 24 августа 1846 года и был похоронен в Домском соборе в столице Эстонии.

Иван Крузенштерн интересные факты

  • Крузенштерн был очень хорошо развит физически. Отличался атлетическим телосложением, по внушительности плечевого пояса и богатырской груди превосходил сильнейших матросов возглавляемой им экспедиции. В путешествие брал с собой две двух пудовые гири и ежедневно занимался с ними по 30-40 минут, выполняя своё любимое упражнение - швунг жимовой.
  • Крузенштерн любил домашних животных. В путешествиях его сопровождал спаниель, любимец всей команды. Перед каждым отплытием вошло в добрую традицию каждому члену экспедиции потрепать спаниеля за длинные висячие уши, и действительно, путешествия проходили на удивление гладко. Известны буквально анекдотические ситуации, когда дикари, в жизни не видевшие животных с настолько длинными висячими ушами, в ужасе разбегались.
  • В плавании Крузенштерна принимал участие Фёдор Толстой, а также Николай Петрович Резанов, который стал широко известен благодаря поэме Андрея Вознесенского и рок-опере «Юнона и Авось» Рыбникова.

Иван Крузенштерн (1770 г. - 1846 г.) — русский мореплаватель, адмирал. Руководил первой русской кругосветной экспедицией. Впервые нанес на карту большую часть побережья о. Сахалин. Один из учредителей Русского географического общества. Его имя носят пролив в северной части Курильских островов, проход между о. Цусима и оcтровами Ики и Окиносима в Корейском проливе, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту, гора на Новой Земле.

Для первой половины XIX в. характерна активизация русских исследований в самых различных регионах планеты. Важные географические открытия были сделаны не только в сфере непосредственных интересов России — на Камчатке, Аляске, Дальнем Востоке, — но и в Тихом океане. Только с 1803 по 1826 г. Россия организовала 23 кругосветных путешествия.

Первым из русских мореплавателей, совершивших кругосветное путешествие, стал Иван (Адам) Федорович Крузенштерн, оставивший глубокий след в истории географических открытий. Он родился 8 ноября 1770 г. в Эстляндской (Эстонской) губернии близ Ревеля (совр. Таллинн) в родовом имении. Его отец, Иоганн Фридрих, и мать, Кристина Фредерика, были небогатыми дворянами. По совету одного из друзей, когда Ивану исполнилось 15 лет, родители отдали его в Морской корпус в Кронштадте. Кадетам приходилось довольно туго: жили впроголодь, здания корпуса плохо отапливались, в спальнях были выбиты окна, дрова приходилось таскать с соседних складов. Через много лет Иван Федорович, мечтавший видеть своих сыновей моряками, все же не решился отдать их в Морской корпус, и они стали учениками знаменитого Царскосельского лицея.

В связи с началом русско-шведской войны выпуск кадетов состоялся раньше срока. В 1788 г. Крузенштерн был отправлен на корабль «Мстислав», однако полагавшегося в таких случаях чина мичмана ему, как и остальным выпускникам, не дали. В его документах значилась запись: «за мичмана». Чин, впрочем, он вскоре получил: юноша участвовал в четырех сражениях и за проявленную доблесть уже в 1790 г. стал лейтенантом.

Смелого, энергичного и решительного офицера заметили. После окончания военных действий его отправили для продолжения обучения в Англию. Плавая на английских кораблях, Крузенштерн побывал в Америке, Африке, на Бермудских островах, в Индии и Китае. Именно в это время у него созрела идея о необходимости осуществления русскими кругосветных плаваний для исследований и разведки торговых путей для России. Вернувшись в 1800 г. в Россию, произведенный в капитан-лейтенанты Крузенштерн подал правительству записки: «О возвышении российского флота посредством дальнего плавания до уровня лучших иностранных флотов» и «О развитии колониальной торговли и выгоднейшем снабжении российско-американских колоний всем для них необходимым». Обе записки остались без ответа, но после дворцового переворота, при Александре I, во главе морского ведомства встал Н. С. Мордвинов, который совместно с министром коммерции Н. П. Румянцевым добился от императора разрешения на экспедицию для организации морской торговли с Китаем и Японией. Командовать экспедицией было поручено Крузенштерну.

Корабли для экспедиции, закупленные в Англии, назвали «Нева» и «Надежда». Там же приобрели лучшие по тому времени инструменты и прибору для мореплавания. Крузенштерн шел на «Надежде», а капитаном «Невы» назначили его лучшего друга и боевого товарища Ю. Ф. Лисянского. Общее количество экипажей составляло 129 человек. Команда состояла из русских, только ученые, ехавшие с экспедицией, были иностранцами. На борту «Надежды» находился также русский посол Н. П. Резанов, плывший со своей свитой в Японию.

26 июня 1803 г. корабли вышли из Кронштадта и направились к берегам Бразилии. Это был первый переход русских кораблей в южное полушарие. В качестве противоцинготного средства на о. Тенерифе закупили большой запас лучшего вина, каждому матросу полагалась бутылка в день. Крузенштерн лично осматривал матросов. К счастью, благодаря стараниям командора в этом переходе цинги удалось избежать.

После месяца ремонта на бразильском острове Св. Екатерины экспедиция двинулась к мысу Горн. Здесь во время тумана корабли потеряли друг друга. Крузенштерн зашел на Маркизские острова, а Лисянский подошел к о. Пасхи и исправил ошибку Кука в определении его географических координат. Встретились путешественники у о. Нукагива (Маркизские о-ва).

Дальше экспедиция направилась к Южным Сандвичевым островам, а там опять разделилась. Крузенштерн без остановок двинулся к Камчатке, а Лисянский зашел на Сандвичевы острова для пополнения продовольствия и оттуда отправился к Алеутским островам.

Из Петропавловска-на-Камчатке Крузенштерн пошел в Нагасаки. Во время этого перехода корабль попал в страшный тайфун и едва не потерял мачты. В Нагасаки пришлось простоять целых 6 месяцев. Японцы не хотели принимать Резанова; так ничего и не добившись, посольство вынуждено было вернуться на Камчатку. Японские власти не разрешили даже произвести закупку продовольствия. Правда, император снабдил экспедицию необходимыми продуктами на два месяца.

На обратном пути мореплаватели нанесли на карту западное побережье острова Хондо (Ниппон), о-ва Хонсю и Хоккайдо, а также южную часть Сахалина. В Курильской цепи они обнаружили несколько неизвестных ранее островов, очень низких и потому опасных для мореплавания. Крузенштерн назвал их Каменными Ловушками. Высадив посольство, Крузенштерн продолжил плавание. Он обследовал восточное и северное побережья Сахалина до устья Амура, а оттуда направился в Макао (Аомынь) для встречи с Лисянским. Приняв на борт большой груз китайских товаров, экспедиция 9 февраля 1806 г. двинулась в обратный путь, на родину.

15 апреля в пасмурную погоду корабли вновь разлучились. Крузенштерн предпринял попытки найти «Неву», но успеха не достиг. Не было Лисянского и на условленном месте встречи на о. Св. Елены.

Позже выяснилось, что капитан «Невы» решил идти в Кронштадт без остановок во имя славы русских мореплавателей. Он благополучно совершил этот переход, который до него ни одному из подобных кораблей не удавался. А задержавшаяся из-за поисков и захода на о. Св. Елены «Надежда» достигла Кронштадта на две недели позже, 19 августа 1806 г. Во время стоянки в Копенгагене русский корабль посетил датский принц, пожелавший встретиться с русскими моряками и послушать их рассказы.

Первое русское кругосветное плавание имело большое научное и практическое значение и привлекло к себе внимание всего мира. Русские мореплаватели исправили во многих пунктах английские карты, считавшиеся тогда самыми точными. Крузенштерн и Лисянский открыли много новых островов и исключили не существующие, но отмеченные на картах. Они провели наблюдения над температурой глубинных слоев моря и течениями. Собрали богатые коллекции. Впервые в истории были проведены профессиональные метеорологические исследования, сохранившие свое научное значение по сей день*. Во время всего плавания изучались течения, их направления и сила, были осуществлены и этнографические наблюдения, особенно ценные в отношении нукагивов, камчадалов и айнов. Эти материалы считаются классическими. Кроме того, экспедиция впервые прошла морским путем из европейской части России до Камчатки и Аляски, в связи с чем была выгравирована специальная медаль.

Эти труды получили заслуженное признание. Руководитель экспедиции получил чин капитана 2-го ранга, был избран членом Академии наук и Адмиралтейского департамента.

После возвращения прославленный мореплаватель долгое время работал над теоретическими вопросами морского дела и гидрографическими промерами. Крузенштерн пытался определить роль и место географии в системе наук, интересовался ее связью с физикой, химией, философией и историей, стремился определить влияние экономики и коммерции на географические исследования и географические открытия. С мнением капитана считался и состоял с ним в переписке непререкаемый авторитет в области географических исследований англичанин Джон Барроу. Он, в частности, выяснял у русского коллеги, что тот думает по поводу северо-западного прохода.

Переписывался мореплаватель также с Гумбольдтом, картографом Эспинозой и другими известными учеными того времени.

Война 1812 г. в очередной*раз показала патриотизм Крузенштерна: треть своего состояния пожертвовал он на народное ополчение. В это тяжелое время ученый-мореплаватель превратился в дипломата, входил в состав миссии в Лондоне, но и здесь не прекращал интересоваться новшествами в области судостроения, достижениями флота Великобритании, осматривал важнейшие порты и доки.

Вопросы организации русского мореплавания продолжали интересовать Крузенштерна. В 1815 г., после окончания наполеоновских войн, он принимал участие в организации экспедиции О. Коцебу на поиски северо-западного прохода.

Позже ученый сделал много и для организации других плаваний, в первую очередь для экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, завершившихся открытием Антарктиды.

Однако напряженные научные занятия сильно сказались на здоровье мореплавателя. Из-за болезни глаз ему пришлось подать прошение о бессрочном отпуске для поправления здоровья. Впрочем, не это было основной причиной: новый морской министр маркиз Траверсе, человек бесталанный и самолюбивый, не жаловал фаворита министра коммерции Румянцева и всячески противостоял его предложениям об улучшении флота и деятельности в области географических изысканий.

В своем имении Крузенштерн продолжил научные занятия. Он закончил работу над книгой о кругосветном путешествии, представил несколько записок Адмиралтейству, в т.ч. о необходимости составления «всеобщего морского атласа». Однако его идеи были оставлены без внимания. Только после того как Траверсе сменил адмирал А.В. Моллер, понимавший значение такого издания, проект был принят. Александр I согласился выдать на издание книги мореплавателя и атласа 2500 руб. После выхода атласа Крузенштерна и в России, и в Европе стали считать первым гидрографом Тихого океана. Сам же атлас вышел далеко за рамки гидрографии: вместе с материалами кругосветной экспедиции он в большой степени способствовал дальнейшему развитию наук о Земле.

С 1827 г. знаменитый ученый-мореплаватель, к тому времени произведенный в вице-адмиралы, был директором Морского корпуса и, таким образом, получил возможность исправить те неполадки, которые мучили его в юности. Одновременно он работал во многих научных учреждениях. При деятельном участии адмирала в России было организовано Географическое общество, ставшее одним из самых мощных и авторитетных в мире.

Умер Крузенштерн 24 августа 1846 г. в своем имении Асе и был похоронен в Ревеле в Вышгородской (Домской) церкви. Его дело продолжили сын, Павел Иванович, и внук, Павел Павлович. Оба стали известными путешественниками, исследовавшими северо-восточные берега Азии, Каролинские и другие острова Печерского края и обский Север.

Крузенштерн оставил после себя ряд серьезных научных работ, в т.ч. уже известный читателю «Атлас Южного моря» с объяснительным текстом. А кругосветное путешествие было описано им в сочинении «Путешествие вокруг света в 1803— 1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева». В сокращенном варианте книга была переиздана в 1950 г.

Http://www.seapeace.ru/seafarers/rucaptains/282.html

(1770–1846), мореплаватель, исследователь Тихого океана, ученый-гидрограф, один из основоположников отечественной океанологии, адмирал, почетный член Петербургской академии наук.

Родился в Северной Эстонии в небогатой дворянской семье. Досрочно окончил Морской кадетский корпус. В 1793–1799 годах служил волонтером на английских судах в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно-Китайском море. По возвращении Крузенштерн дважды представлял проекты прямого торгового сообщения между российскими портами на Балтике и Аляске. В 1802 году был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции.

Летом 1803 года вышел из Кронштадта на двух шлюпах - "Надежда" (на борту находилась миссия в Японию во главе с Н. Резановым) и "Нева" (капитан Ю. Лисянский). Главная цель плавания - исследование устья Амура и прилегающих территорий для выявления удобных баз и маршрутов снабжения тихоокеанского флота. Суда обогнули мыс Горн (март 1804 года) и через три недели разошлись. Через год Крузенштерн на "Надежде", "закрыв" по пути мифические земли юго-восточнее Японии, прибыл в Петропавловск-Камчатский. Затем он доставил Н. Резанова в Нагасаки и, возвращаясь весной 1805 года в Петропавловск, описал северные и восточные берега залива Терпения. Летом продолжил съемочные работы, впервые заснял около 1000 километров восточного, северного и частично западного берега Сахалина, приняв его за полуостров. В конце лета 1806 года вернулся в Кронштадт.

Участники первой русской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в науку, убрав с карты несуществующий остров и уточнив положение многих географических пунктов. Они открыли межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, измерили температуру воды на глубинах до 400 метров, определили ее удельный вес, прозрачность и цвет; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в акваториях Мирового океана.

В начале Отечественной войны 1812 года треть своего состояния (1000 рублей) Крузенштерн пожертвовал на народное ополчение. Почти год провел в Англии в составе российской дипломатической миссии. В 1809–1812 годах опубликовал трехтомное "Путешествие вокруг света...", переведенное в семи странах Европы, и "Атлас к путешествию...", включавший более 100 карт и рисунков. В 1813 году был избран членом академий и научных обществ Англии, Франции, Германии и Дании.

В 1815 году Крузенштерн ушел в бессрочный отпуск для лечения и научных занятий. Составил и издал двухтомный "Атлас Южного моря" с обширными гидрографическими примечаниями. В 1827–1842 годах был директором Морского кадетского корпуса, стал инициатором создания при нем высшего офицерского класса, впоследствии преобразованного в Военно-морскую академию. По инициативе Крузенштерна была снаряжена кругосветная экспедиция О. Коцебу (1815–1818), экспедиции М. Васильева - Г. Шишмарева (1819–1822), Ф. Беллинсгаузена - М. Лазарева (1819–1821), М. Станюковича - (1826–1829).

Благо России Крузенштерн ставил превыше всего. Не боясь последствий, смело осуждал крепостнические порядки в стране и палочную дисциплину в армии. Уважение к человеческому достоинству, скромность и пунктуальность, обширные знания и талант организатора привлекали к исследователю людей. К нему обращались за советом многие выдающиеся отечественные и зарубежные мореплаватели и путешественники.

Иван Федорович Крузенштерн (Адам Иоганн фон Крузенштерн) родился 19 ноября 1770 г. в родовом имении около Ревеля (совр. Таллин, Эстония) в небогатой дворянской семье.

В 1788 г. он окончил Морской кадетский корпус в Кронштадте. В том же году участвовал в Гогландском сражении в составе российского флота, а в 1789 и 1790 гг. - еще в трех морских сражениях.

В 1793-1799 гг. служил волонтером на английских судах в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно-Китайском море.

Плавая на английских кораблях, Крузенштерн побывал в Америке, Африке, на Бермудских островах, в Индии и Китае. Именно в это время у него созрела идея о необходимости осуществления русскими кругосветных плаваний для исследований и разведки торговых путей для России.

Вернувшись в 1800 г. в Россию, Крузенштерн подал правительству записки "О возвышении российского флота посредством дальнего плавания до уровня лучших иностранных флотов" и "О развитии колониальной торговли и выгоднейшем снабжении российско-американских колоний всем для них необходимым".

В 1802 г. Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции (1803-1806), в состав которой входили корабли "Надежда" и "Нева".

7 августа 1803 г. корабли вышли из Кронштадта, в марте 1804 г. обошли мыс Горн и вступили в Тихий океан. После посещения Гавайских островов "Нева" направилась в Новоархангельск, а "Надежда" - на Камчатку и затем в Японию. В августе 1806 г. экспедиция вернулась в Кронштадт через Индийский и Атлантический океаны.

Во время плавания Крузенштерна впервые были выполнены широкие океанографические и метеорологические работы в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, положено начало систематическим глубоководным исследованиям океана; экспедиция произвёла опись части Курильских островов, побережий Сахалина, Камчатки, некоторых островов Японии.

Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они открыли Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана.

Описание путешествия и результаты океанологических и этнографических исследований Крузенштерн изложил в 3-томном труде "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева" (1809-1812, 2 изд. 1950).

С 1811 г. Крузенштерн был инспектором, а в 1827-1842 гг. - директором Морского кадетского корпуса . На своем посту он провел ряд улучшений в заведении: обогатил библиотеку, учредил офицерский класс, расширил список предметов.

По инициативе Крузенштерна была снаряжена кругосветная морская экспедиция под начальством Отто Коцебу.

Он был членом-учредителем Русского географического общества, членом Лондонского королевского общества, членом академий и научных обществ Франции, Германии и Дании.

Умер Иван Крузенштерн 12 августа 1846 г. в своем имении Асе и был похоронен в Ревеле в Вышгородской (Домской) церкви. Его дело продолжили сын, Павел Иванович, и внук, Павел Павлович. Оба стали известными путешественниками, исследовавшими северо-восточные берега Азии, Каролинские и другие острова Печерского края и обский Север.

Имя Ивана Крузенштерна носят пролив в северной части Курильских островов, проход между островом Цусима и оcтровами Ики и Окиносима в Корейском проливе, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту, гора на Новой Земле.

В Петербурге в 1869 г. был установлен памятник Ивану Крузенштерну.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Иван Фёдорович Крузенштерн

Он отличался атлетическим телосложением, невзирая на недоумение коллег, возил с собой гири, и каждый день занимался с ними.
Иван Фёдорович Крузенштерн свою жизнь посвятил изучению мирового океана. Участвовал в кругосветных экспедициях и создал множество научных трудов, впервые нанес на карту большую часть побережья острова Сахалин, стал одним из учредителей Русского географического общества.

Краткая биография

Детство

Иван Крузенштерн родился 8 ноября 1770 года в семье немецкого дворянского рода Крузенштернов (основоположником рода в России стал прадед Ивана, Филипп Крузиус), отец был судьей. Когда исполнилось 12 лет, барон Крузенштерн поступил в церковную школу, где проучился два года, а после этого поступил в Морской кадетский корпус. Учёбу он закончил в 1788 году в связи с началом войны России со Швецией.

На службе

По окончанию учебы был предписан на линейный корабль «Мстислав», на котором Крузенштерн в 1788 году дрался в Гогландском сражении, а через год проявил себя в Эландском бою. А ещё через год, в 1790 году, он был повышен в чине до звания лейтенанта за ряд важных побед в морских боях этого года. В 1793 году Крузенштерн вместе со своим будущим напарником по кругосветному путешествию Юрием Лисянским был отправлен в Англию, где и пробыл 6 лет.

На службе у английского Короля он успел повоевать с французами, побывать у берегов обеих Американских континентов и в Африке. Во время этих дальних плаваний он тщательно изучал маршруты, искал выход российских кораблей в ост-индские воды и присматривался к морским путям для торговли с Китаем.

  • В жизни Ивана Федоровича присутствует множество интересных фактов, например известно, что

он занимался спортом даже у себя на корабле — ежедневно упражнялся с 2-х пудовыми гирями

  • Очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши – люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно.
  • В начале Отечественной войны 1812 года Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал народному ополчению треть своего состояния. По тем временам это была большая сумма - тысяча рублей.
  • Во время учебы в кадетском корпусе Адам Крузенштерн стал Иваном Федоровичем. Имя Адам резало ухо, поэтому будущий путешественник выбрал созвучное, но более привычное для русских имя - Иван. Отчество же он позаимствовал у закадычного друга - Ивана Федоровича Лисянского.
  • Иван Федорович Крузенштерн имел честь встретиться с президентом Джорджем Вашингтоном, когда посетил Филадельфию.

По прибытию на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешения на проведение экспедиции по организации морского пути между метрополией и далекими русскими владениями в Америке. В 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна. Таким образом он стал капитаном .

Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:

  • Трёхмачтовый шлюп «Надежда». Общая численность команды 65 человек. Командир - Иван Федорович Крузенштерн.
  • Трёхмачтовый шлюп «Нева». Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир - Лисянский Юрий Федорович.

МАТРОСЫ ВСЕ ДО ОДНОГО БЫЛИ РУССКИЕ – ТАКОВО БЫЛО УСЛОВИЕ КРУЗЕНШТЕРНА

В июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней . Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.

Жизнь после кругосветки

После завершения кругосветной экспедиции, Крузенштерн занимается научной работой. В 1809-1812 годах он издает трехтомное сочинение «Путешествие вокруг света», которое было переведено на 7 европейских языков, и «Атлас морского путешественника». В 1813 году Иван Федорович избирается членом крупнейших европейских академий и научных обществ.

Длительное время Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса. При этом учебном заведении по его инициативе был создан высший офицерский класс, впоследствии преобразованный в Военно-морскую академию. В морских экспедициях в силу преклонного возраста он уже не участвует, но оказывает всяческую поддержку известным мореплавателям и путешественникам.

Память о Крузенштерне

  • 6 ноября 1873 года в Санкт-Петербурге, напротив морского корпуса, был открыт памятник Крузенштерну
  • В 1993 году Банком России была выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
  • В честь И. Ф. Крузенштерна названы:
    — Остров Крузенштерна
    — Пролив Крузенштерна
    — Риф Крузенштерна
    — В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя — И. Ф. Крузенштерна кратеру на видимой стороне Луны.
  • Его имя носят:
    — Крузенштерн (барк);
    — Иван Крузенштерн (ледокол);
    — Airbus A320 с номером VP-BKC авиакомпании Аэрофлот носит имя Ивана Крузенштерна.
    — Океанографическое исследовательское судно проекта 852 «Иван — — Крузенштерн» в составе Балтийского флота в 1974-1998 годах.

Крузенштерн — человек и параход

Имя Крузенштерна в России известно каждому, причём с раннего детства.
Причина такого почитания парадоксальна. Об истинных заслугах покойного адмирала помнят немногие, хотя солидных трудов, и строго научных, и популярных, на эту тему хватает. Но все старания учёных оказались перекрыты коротким, на 70 секунд, эпизодом из культового мультфильма «Зима в Простоквашино». «Разрешите поинтересоваться в целях повышения образованности: а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» — спрашивает почтальон Печкин. И получает от кота Матроскина блестящий ответ: «Не знаю. Только так пароход назывался, на котором моя бабушка плавала». Своеобразный итог подводит пёс Шарик: «Наверное, он был хороший человек, раз его именем пароход назвали».

Барк Крузенштерн

Парусник «Крузенштерн» — барк, учебное судно российского морского флота. Порт приписки — Калининград. Является одним из самых крупных парусных судов в мире. Аналогичный корабль-парусник, существующий на сегодняшний день, — это четырехмачтовый барк «Седов». Корабль построен в Германии в 1925-1926 годах, на верфи Текленборга. Был он спущен на воду под именем «Падуя». После окончания войны 1941-1945 годов, в соответствии с репарационным договором, судно перешло под юрисдикцию СССР и было переименовано в честь адмирала-флотоводца Крузенштерна Ивана Федоровича.


Парусник «Крузенштерн» — барк со значительным потенциалом, скоростные характеристики которого позволяют использовать судно в различных морских соревнованиях. В международной регате 1992 года «Крузенштерн» победил других участников с большим отрывом, показав на дистанции Бостон-Ливерпуль 17,4 узла скорости, а это ни много ни мало 34,5 км/час. Команда парусника насчитывает чуть менее 200 человек, из которых 130 курсантов, 20 практикантов и основной экипаж. Несмотря на возраст, барк находится в отличном состоянии. Раз в год он проходит полный технический осмотр с проверкой всех механизмов и оборудования.

Съемка барка Крузенштерн с помощью квадрокоптера в Северном море

Практикантом может стать каждый желающий из любой страны мира. Вы можете сесть на корабль в одном порту следования и выйти в другом, все зависит от ваших желаний и возможностей. Если захотите, можете помогать команде в работе. В любом случае койко-место и четырех разовое питание вам обеспечено.

Фото корабля Крузенштерн

1 of 12