Известный ученый специалист в социологии. Социолог - это какой специалист? Профессия социолог. Известные социологи

«Прошел. Увидел. Опросил» - самая популярная формула обывательского отношения к социологии...

На самом деле социология хранит тайны управления: собой, другими, да чего там - всем миром!

И если даже не открыть учебник по социологии, а хотя бы сдуть пыль с его обложки, мы узнаем не только, что такое общество, но и как оно устроено. А зная, «как это работает», мы откроем тайны управления.

Итак, 10 самых известных социологических теорий общества:

1. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ (М. Вебер).

Согласно этой теории, которую еще называют «Понимающая социология» в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга.

Хотим управлять - начинаем с определения целей Другого .

2. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ (Э. Дюркгейм).

Социальные факты существуют сами по себе, не зависят от действий индивидов, однако оказывают на них принудительное воздействие с помощью правового регулирования, посредством неформальных, религиозных, семейных и других социальных норм.

Хотим управлять - ищем причину явления или поведения, а предшествующих социальных фактах, т.е. не в индивидуальном сознании, а в объективной реальности .

3. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА (Ж-Ж. Руссо)

Наверное, одна из самых известных теорий - теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми.

Хотим управлять - достигаем согласия управляющих и управляемых.

4. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ (Г. Спенсер).

Общество - это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации», а социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей.

Хотим управлять - отходим в сторонку и не мешаем развиваться.

5. КЛАССОВЫЙ ПОДХОД (К. Маркс).

Общество состоит из классов - социальных общностей, выделяемых по отношению к собственности на средства производства и общественному разделению труда. Классы антагонистичны и находятся в постоянной борьбе.

Хотим управлять - ищем, находим и грамотно перераспределяем источник противоречий.

6. ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ (П. Сорокин).

По мнению П. Сорокина, общество - это «совокупность совместно живущих людей, которые влияют друг на друга или взаимодействуют друг с другом», а вся социальная жизнь - это бесконечная цепная реакция акций - реакций, взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса.

Хотим управлять - изучаем механизмы взаимодействия.

7. СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ (Т. Парсонс, Р. Мертон).

Теория рассматривает общество как социальнуюсистему, имеющую свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.

Хотим управлять - ищем, находим и устраняем несоответствие структуры и ее функции .

8. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (Дж. Мид, Г.Блумер).

Теория, основывающаяся на интерпретациях человеческого поведения, в котором «прочитываются» значимые символы, несущие социальную информацию. Это особый вид действия (интеракции), который осуществляется людьми. Особенность подобной интеракции заключается в том, что люди не просто реагируют на действия Другого, а интерпретируют его.

Хотим управлять - выясняем истинный (скрытый) мотив, т.е. то, что стоит за действием .

9. СТРУКТУРАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (Э. Гидденс)

Гидденс считал, что «У общества есть только форма, и лишь эта форма влияет на людей настолько, насколько структура производится и воспроизводится в том, что делают сами люди».

Хотим управлять - одновременно изучаем и структуру, и поведение .

10. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА (Р. Дарендорф).

Согласно этой теории, конфликт - естественный результат любой системы управления. Суть социального конфликта заключается в различии социальных позиций и ролей в обществе: у одних есть власть и право управлять, у других таких привилегий нет.

Хотим управлять - ищем, находим и согласовываем интересы конфликтующих групп .

Удачи!


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям

Социологическая мысль в России развивается какчасть общемировойсоциологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяюттри основных этапа. Первый- с середины XIX в. до 1918 г.XXв., второй- с начала 20-х гг. до конца 50-х гг.,третий- с начала 60-х гг. до наших дней. Кратко охарактеризуем каждый из них.

Первый этап прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829-1900) и Н. К. Михайловский (1822 - 1904).Развиваемое ими направление социальной мысли получило названиесубъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых “Исторических письмах” П. Л. Лаврова (1870).

Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется прежде всего критической мыслью. Но поскольку мысль реально осуществляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.

Личность в концепции субъективных социологов выступает не только главной движущей силой общества, но и мерилом общественного прогресса. Идеалом общественного развития является создание таких отношений, при которых бы были созданы предпосылки для всестороннего развития (разнородности) личности. Однако, по мнению субъективных социологов, история до сих пор шла по линии развития разнородности общества, его социальной дифференциации и разделения труда, что приводило к односторонности личности,к превращению ее в простой придаток общественного механизма. Полноценное развитие личности, по мысли субъективных социологов, возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости, хотя социализм они понимали по своему.



H. К. Михайловский определял социализм как творчество личного начала при посредстве начала общинного. В связи с этим, всубъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности российского опыта. В связи с этим, субъективные социологи развивали учение о некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала идея о переходе к социализмучерез использование и преобразование коллективистских традиций докапиталистических форм устройства труда и быта - общины (“мира”), артели и др.

Поэтому изучение личности социологом может быть осуществлено только по принципу сопереживания, когда, по выражению Н. К. Михайловского, наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого. В соответствии с этой установкой разрабатываетсясубъективная концепция истины. Истина, по Н. К. Михайловскому, не есть воспроизведение объективных свойств вещей самих по себе, она существует для человека и есть удовлетворение его познавательной способности. Но такой подход вел к отрицанию закономерности и, по сути дела, оправдывал произвольное истолкование общественного процесса. Чтобы избежать произвола мнений Н. К. Михайловский выдвигает идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способность нормального человека, нормального не только физиологически, но и поставленного в благоприятные для нормального развития его личностных качеств социальные условия. Кроме того, позиция нормального человека должна отражать интересы подавляющей части общества, т. е. трудящегося большинства. Поэтому социология должна начать с некоторой утопии, т. е. с построения социального идеала общества, обеспечивающего полнокровное развитие человеческих способностей. В русле субъективной социологии шло решение конкретных проблем политической социологии, механизма связи - лидера и массы (герои и толпа), роли партии в общественной борьбе.

Яркимипредставителями психологического направления социологии, которое сложилось в России в 1890-х гг., являются Е. В. Де Роберти и Н. И. Кареев, которые изучали важнейшие проблемы развития общества: изначальных причин и движущих сил; основного содержания и направленности развития общества; прогресса и регресса; роли масс и личности в истории и т. д. Проблемы общественного развития решались исходяиз признания главной роли в поведении людей их индивидуальной и коллективной психологии.

Общественные явления, считали ученые, всегда имеют психологическую основу. С точки зрения Де Роберти социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией, которая определяет социальную деятельность людей. Н. И. Кареев считал, что социология исходит из общей картины общества (мировоззрения), которая создается социальной философией, опирается на факты, науку. Н. И. Кареев выделял три основные стороны духовного бытия: интеллектуальную(ум); эмоциональную(чувства); волевую.

Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М. М. Ковалевского (1851-1916). Ведущую роль в своей социологической теории М. М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами, народом. Одной из основных задач социологии М. М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразных ее форм. М. М. Ковалевский выдвинул идею эволюции, т. е.органической смены стадий общественного развития. Его интересовали главным образом истоки и генезис основных социальных институтов: семьи,общины, частной собственности и государства.

Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. М. Ковалевского, в борьбе с нимив России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями. Ортодоксальный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры - Г. В. Плеханов и В. И. Ленин. Так называемый легальный марксизм П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. Основные принципы марксистской методологии были изложены в предыдущем разделе, и представители ортодоксального марксизма в России в целом их разделяют. Однако при решении конкретных проблем общественного устройства между Г. В. Плехановым и В. И. Лениным существовали серьезные различия, которые в преддверии Октябрьской революции перешли в стадию непримиримой борьбы. Так называемый “легальный марксизм” как течение социальной мысли носил временный, социокультурный характер, связанный с увлечением либеральной интеллигенции марксистскими идеями в период кануна революции 1905-1907 гг. После ее поражения либеральная интеллигенция отошла от марксизма, и “легальный марксизм” прекратил свое существование.

Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процессаинституционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), - крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии, о чем шла речь выше.

Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих, крестьян. В этой области наиболее плодотворно работали А. К. Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы города, народонаселения и миграции (Н. Анцифиров, А Годулов, В. Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).

В 1930-х гг.марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, чтоисторический материализм - это и есть социология марксизма и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии.Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 1950-х - начала 1960-х гг., на волне “хрущевской оттепели”. В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношения к труду. Большое распространение получило социальное планирование, составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал, отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек.

В 1960-х гг.социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 г. было создано первое социологическое учреждение - отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 г.была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 г. на философском факультете МГУ - кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 г. был создан институт конкретно-социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 г. начал выходить специализированный журнал “Социологические исследования”. С 1988 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах. В настоящее времясуществует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.

Социологи шире вливаются в социально-политическую жизнь страны, выступая в роли социальных помощников, экспертов, авторов программ по реформированию, совершенствованию общественной жизни. В своей работе они более целенаправленно переориентируются на объективное исследование реальной жизнедеятельности субъектов общественной жизни, тенденций ее развития. Наиболее известные современные ученые-социологи в России - это Г. В. Осипов, Т. И. Заславская, А. Г. Здравомыслов, Р. В. Рывкина, А. И. Кравченко, Г. Г. Силласте, В. А. Ядов и др.

Бабосов Евгений Михайлович (р. 1931) – белорусский социолог и философ. Доктор философских наук (1972), профессор (1973), академик НАН РБ (1994). С 1998 г. – почетный директор Института социологии НАН Беларуси. Главные направления научных исследований – социальная философия, теория и история социологии, конфликтология, экстремальные ситуации, особенности переходных (посткоммунистических) обществ. Автор более 750 научных работ (из них более 30 индивидуальных монографий, учебников и учебных пособий). В том числе «Личность, коллектив, общество» (1975), «Социология конфликтов» (1996), «Человек на пороге рынка» (1992), «Введение в конфликтологию» (1996), «Социология управления» (2000), «Общая социология. Учебное пособие» (2002) и др. Бабосов сыграл значительную роль в создании и институализации академической социологии в Республике Беларусь.

Блумер Герберт (1900 1987) – американский социолог и психолог. В 1925–1952 работает в Чикагском, с 1952 – в Калифорнийском университетах. Представитель Чикагской школы, ученик Дж. Г. Мида. В 1937 г. предложил термин «символический интеракционизм». Основная работа – «Символический интеракционизм. Перспективы и метод» (1969). По мнению ученого, действия с символами (жесты, язык), предваряют практически-преобразовательные действие. Посредством знаковой деятельности мы задаем дистанции, т. е. структурируем внешний мир.

Бурдье Пьер (1930 2002 ) – французский социолог, профессор Высшей школы социальных наук. С 1996 г. – директор школы практических исследований. С 1975 г. возглавил Центр Европейской социологии. Автор 35 книг и нескольких сотен статей. Бурдье исследовал социальное воспроизводство, систему образования, государство, власть и политику, литературу, масс-медиа, социальные науки. Главный труд Бурдье – «Различие. Социальная критика суждения» (1979). Начиная с публикации в 1993 году «Нищеты мира», Бурдье занимает критическую позицию, выступая на стороне социально обделенных, находящихся под угрозой, или исключенных из общества групп.

Вебер Макс (1864 1920) – крупнейший социолог конца XIX–начала XX века. Учился в Гейдельбергском университете. С 1894 г. – профессор в университете во Фрайбурге, с 1896 – в Гейдельберге. Читал лекции в университетах Сент-Луиса (США) и Вены (Австрия). С 1919 г. – профессор Мюнхенского университета. Всемирно известные труды: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Политика как профессия» (1919), «Наука как профессия» (1920), «Хозяйство и общество» (1921). Разработал теорию «идеальных типов», которые рассматривал как концентрированные отражения сущности изучаемых социальных явлений, их идеальные модели. Большое внимание уделял изучению социального действия и его основных типов, структур и функций. Разработал учение о типах господства и подчинения, о сущности власти и политических систем. Обстоятельно исследовал социологию религии и раскрыл решающую роль протестантизма, в частности протестантской этики в становлении и развитии капитализма.

Гидденс Энтони (р. 1938) – английский социолог и политолог. С 1961 г. преподаватель социологии в университете Лестера, с 1965 г. – профессор социологии в Кембридже. Главные работы: «Основные проблемы социальной теории» (1979), «Устройство общества» (1984). Автор теории структурации, согласно которой социальные структуры являются порождениями человеческих действий и отношений. Все действия людей в свою очередь подвержены влиянию структурных характеристик общества. Процесс социального воспроизводства через действия структурационных механизмов перерастает в социальные трансформации. Сами же трансформационные изменения происходят отчасти в соответствии с намерениями людей, совершающих их, а иногда приводят к таким последствиям, которых никто не желал и не предвидел.

Данилов Александр Николаевич (р. 1965) – белорусский социолог, политолог и социальный философ. Доктор социологических наук (1994). Заведующий сектором изучения общественного мнения и прогнозирования Совета Министров Республики Беларусь (1991–1994), аналогичного сектора Администрации Президента Республики Беларусь (1994–2000), профессор кафедры социологии БГУ (с 2000), заместитель председателя ВАК Республики Беларусь (с 2003). Основатель и главный редактор научно-теоретического журнала “Социология”. А.Н. Данилов – автор оригинальной теоретико-методологической концепции, раскрывающей механизм системных трансформационных изменений в постсоветских странах. Им разработаны теоретические предпосылки нового направления в социологической науке – социологии трансформационных процессов в переходных обществах.

Дарендорф Ральф (1929 2009) – немецкий социолог, политолог, политический деятель. В 1958–1967 г. – профессор университетов Гамбурга, Тюбингена, Констанца. В 1974–1984 – директор Лондонской школы экономики и политических наук. Основные работы: «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957), «Общество и свобода» (1961), «Современный социальный конфликт» (1982). Дарендорф является автором так называемой «конфликтной модели общества». Теория конфликта Дарендорфа возникла как альтернатива марксизму. С точки зрения Дарендорфа, порядок и стабильность – суть патологии социальной жизни. Различные теории организуют и конституируют мир своими специфическими способами, и одним из таких способов – вполне перспективных, по мнению Дарендорфа – является теория конфликта.

Дюркгейм Эмиль (1858 1917) – французский социолог. Работал профессором социологии в университете Бордо (1887–1902), а затем – в Сорбонне. Основные работы – «О разделении общественного труда (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897). Считал, что социология должна базироваться на изучении социальных фактов, имеющих объективный характер, рассматривал общество как совершенно уникальную социальную реальность, которая должна быть изучаема самостоятельной наукой, несводимой к философии – социологией. Большое внимание уделял анализу разделения труда, которое играет огромную роль в развитии общества. Выделил основные типы социальной солидарности и дифференциации общества. Ввел понятие «аномия», под которой понимал патологию социальной жизни, воплощающуюся в осознанных нарушениях норм права, морали и т.д.

Конт Огюст (1798 1857) – французский философ, социолог, методолог, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма. Автор шеститомного «Курса позитивной философии» (1830–1842). В 1816–1824 – секретарь Сен-Симона. Конт провозгласил создание новой науки – социологии, призванной изучать единые, универсальные законы о развитии общества; создал эволюционную теорию социального развития, оригинальную концепцию социальной статики, социальной динамики, систему законов и принципов социологии.

Кравченко Альберт Иванович (р. 1949) – российский социолог, специалист в области экономической социологии и социологии труда. Окончил философский факультет МГУ (1973). Доктор социологических наук (1991). С 1978 работает в Институте социологии РАН ведущим научным сотрудником. С 1984 – научный консультант, редактор журнала «Социологические исследования». Кравченко дал определение структуры и предметной области социологии труда, осуществил систематизацию категориального аппарата, выделил основные школы в истории отечественной и зарубежной социологии труда, предложил новую трактовку концепции социальной организации труда Тейлора. Является автором более 150 научных работ, в том числе – «Социология труда в XX веке: историко – критический очерк» (1987), «Введение в социологию. Учебное пособие» (1995), «Основы социологии» (1997).

Кули Чарлз Хортон (1864 1929) – американский социолог и социальный психолог. Получил образование и преподавал в Мичиганском университете. В 1918 – президент Американского социального общества. Основные сочинения: «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918), «Социологическая теория и социальное исследование» (1930). Считается предшественником теории «символического интеракционизма». Согласно Кули, человек и общество есть аспекты органического единства – «человеческой жизни», вне которой они являются чистыми абстракциями. Общество может существовать лишь на основе взаимодействия личностей, их коммуникации. Кули связывал формирование человеческого «Я» с суммированием тех впечатлений, которые, по мнению ученого, он производит на окружающих (теория «зеркального «Я»).

Лавров Петр Лаврович (1823 1900) – русский социолог, публицист, идеолог народничества 1860-х; в начале своей карьеры – профессор математики. В 1868–1869 опубликовал «Исторические письма», ставшие настольной книгой радикальной молодежи России. С 1870 за границей, издает газету «Вперед!». Лавров считается основоположником социологии на русской почве, первым русским социологом. Рассматривая социологию в качестве завершения системы наук (антропологии) и отличая ее от исторической науки (сосредоточенной на социальной динамике), Лавров определяет ее как науку о солидарности, ее формах и эволюции. Солидарность – есть общность привычек, интересов или убеждений, совпадение личного интереса с интересом общественным. Лавров приходит к выводу о наличии в социологии особого субъективного метода, выражающегося в неизбежной оценке любого исследуемого социального явления с точки зрения определенного нравственного идеала. Реальными субъектами истории, по Лаврову, являются «критически мыслящие личности», способные выработать в себе высший нравственный идеал.

Луман Никлс (1927 1999) – известный немецкий социолог. Окончил Билефельдский университет. В 1968–1993 гг. – профессор Билефельдского университета. Основное внимание уделял разработке теории социальных систем. Считал, что основными элементами социальной системы являются не люди или их действия, а их коммуникации между собой. Коммуникация не ограничивается передачей информации, а является самореферентным процессом, приводящим к определенному структурированию социальной системы. Наиболее известные работы – «Социальные системы: основы общей теории» (1984), «Теория общества» (1989), «Наблюдения современности» (1992).

Маркс Карл (1818 1883) – выдающийся немецкий философ, социолог, экономист. Получил образование в университетах Бонна и Берлина, защитил докторскую диссертацию по философии в Йенском университете. В 1864 г. участвовал в учреждении Международного товарищества рабочих (I Интернационал). Основные труды: «Капитал» (1867–1894), «К критике политической экономии. Предисловие» (1859), «18 Брюмера Луи Бонапарта» (1852). Маркс считал, что в основе развития общества находится способ производства материальных благ, состоящий из двух взаимосвязанных сторон – производительных сил и производственных отношений. На определенном этапе развития общества производительные силы вступают в конфликт с производственными отношениями, и тогда наступает эпоха социальной ре­волюции. В процессе революций рабочий класс становится «могильщиком» капитализма, превращает частную собственность в общественную; совершается переход к новому типу общества – коммунистическому, в котором свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех.

Мертон Роберт Кинг (1910 2003) – американский социолог, почетный профессор Колумбийского университета, президент Американской социологической ассоциации (1957). Внес значительный вклад в развитие и формирование ряда основных областей академической социологии: теории и методологии структурного функционализма («Социальная теория и структура», 1957), социальной дезорганизации обществ («Социальная структура и аномия», 1966), социологии науки («Социология науки», 1973) и др.

Мид Джордж Герберт (1863 1931) – американский психолог, социолог и философ. Основные его работы собраны в книгах « Разум. Я и Общество» (1934) и «Философия действия (1938). Определял свою концепцию как «социальный бихевиоризм», однако, фактически заложил теоретические и методологические основания теории символического интеракционизма (термин введен его учеником Г. Блумером). Согласно Миду, любое взаимодействие предполагает владение языком (как символической системой), позволяющим через символы увидеть себя в мире и создавать новые символы.

Михайловский Николай Константинович (1842 1904) – русский философ и социолог, теоретик народничества, основатель (наряду с Лавровым) субъективной социологии. Основные сочинения: «Аналогический метод в общественной науке» (1869), «Что такое прогресс?» (1872), «Борьба за индивидуальность» (1875–1876), «Герои и толпа» (1882). С 1892 года – один из ведущих редакторов журнала «Русское богатство». Предметом социологии, по мнению Михайловского, является отношение различных форм общежития (кооперации) к судьбам личности, исследование законов этого отношения позволяет соединить в социологическом анализе сущее и должное. Михайловский разработал субъективный метод в социологии. Данный метод не исключает объективного познания, но в силу неустранимости субъективного момента (предвзятого мнения) из социального познания предполагает еще и оценку реальности с точки зрения нравственного идеала, желаемого будущего.

Парсонс Толкотт (1902 1979) – выдающийся американский социолог. Родился в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо. С 1927 г. – профессор Гарвардского университета, в 1946–1956 гг. возглавлял отделение социальных отношений. Создатель социологических теорий структурно-функционального анализа и социального действия. Президент Американской социологической ассоциации (1949). Основное внимание уделял теории систем и социального действия, разработанных в трудах «Структура социальной деятельности» (1937), «К общей теории действия» (1951), «Система современных обществ» (1971). Занимался исследованием субъекта действия («актора»), в качестве которого может выступать отдельный индивид, коллектив, организация. Основными функциями систем действия считал: адаптацию, интеграцию, мотивацию и целедостижение. Считал, что система общества включает в себя в качестве выс­шей иерархической структуры систему культуры, неразрывно связанную с системой личности.

Смелсер Нейл Джордан (р. 1930) – американский социолог, профессор Калифорнийского университета, представитель эволюционного функционализма, ученик и последователь Т. Парсонса. Главные работы: «Социология экономической жизни» (русск. перевод издан в 1965 г.), «Теория коллективного поведения» (1962), учебник «Социология» (1988). Автор концепции ценностно-ориентированного коллективного поведения, теории социальных изменений и методологии сравнительного анализа.

Сорокин Питирим Александрович (1889 1968) – родился в Вологодской губернии в семье ремесленника. Окончил Санкт-Петербургский университет. В 1917 г. получил звание приват-доцента Санкт-Петербургского университета, в 1920 г. избран руководителем кафедры социологии этого университета. В 1922 г. эмигрировал из Советской России. Сначала жил и работал в Праге, а затем – в США. Работал профессором, а с 1930 г. – деканом социологического факультета Гарвардского университета. Основные труды: «Система социологии» (1920), «Социальная мобильность» (1927), «Социальная и культурная динамика» (1937–1941), «Социальная и культурная мобильность» (1959), «Социологические теории сегодня» (1966). Основной вклад в социологическую науку заключается в создании теорий социальной стратификации и социальной мобильности, в разработке всемирной панорамы социокультурной динамики общества и основных типов культур. Считал, что ключевую роль в развитии человека и общества выполняют социальные взаимодействия, в процессе развертывания которых формируется личность, вырабатываются формы культуры и типы обществ. Подверг резкой критике чрезмерное распространение различных форм массовой культуры, неразрывно связанной с кризисом духовности в современном мире. Выражал уверенность, что человечество от эпохи войн, революций и кризиса культуры движется к новым формам социальных взаимодействий, возвышающих человека духовно, нравственно, социально.

Спенсер Герберт (1820 1903) – британский философ и социолог. Важнейшие труды: «Основные начала» (1862), «Основания биологии» (1864–1867), «Основания психологии» (1870–1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876–1896). Идея всеобщей эволюции – центральный пункт мировоззрения Спенсера. Все его усилия были направлены на обоснование этой идеи. Он выделил три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический. Основная задача социологии по Спенсеру – изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции. Спенсер – родоначальник «органицистской школы» в социологии.

Ядов Владимир Александрович (р. 1929) – российский социолог. В конце 1950-х годов Ядов организовал лабораторию социологических исследований при Ленинградском Государственном университете, которая впервые в СССР стала изучать трудовую мотивацию. В 1963–1964 прошел стажировку в Университете Манчестера и Лондонской школе экономики и политических наук, где изучал методику и технику социологических исследований. Под руководством Ядова в Ленинграде сложился коллектив высококвалифицированных специалистов, осуществивший исследовательский проект «Человек и его работа». На протяжении 1960–1970-х возглавляемая Ядовым ленинградская социологическая школа провела фундаментальное исследование ценностных ориентаций, в результате которых была разработана и получила широкое признание диспозиционная теория регуляции социального поведения личности, сыгравшая важную роль в обособлении социальной теории от доктрины исторического материализма.

1 В современной социологии под классом понимают большую группу людей, имеющих одинаковый статус в системе социальной стратифи­кации.

Вероника Боде

Борис Докторов

Аудио-текстовая брошюра

Так и стали появляться в эфире и на сайте Радио Свобода интервью о социологах

Результат нашего сотрудничества – серия радиобесед о российских социологах и настоящее сетевое издание . Сейчас мы кратко расскажем о рождении этого международного проекта и о процессе нашей совместной работы.

Вероника Боде отвечает на вопросы Бориса Докторова

БД: Вероника, Вы живете в Москве, я – в крошечном калифорнийском городке. Как Вы разыскали меня, как начались наши беседы через океан о российских социологах?

ВБ: В ноябре 2010 года на Радио Свобода появилась ежедневная рубрика «Общественное мнение». Главной ее задачей было знакомить слушателей и посетителей нашего сайта с результатами свежих опросов и с отношением общества к тем или иным актуальным проблемам: политическим, экономическим или социальным. И я подумала, что хорошо было бы попутно давать здесь и информацию о тех социологических компаниях, которые эти опросы проводят, а также о специализированных изданиях и об известных ученых-социологах. Так родилась серия «Социологические портреты».

Предполагалось, что рубрика будет существовать в жанре интервью. По поводу социологических центров и журналов вопросов не возникло – понятно было, что интервью надо брать у их руководителей. А вот кто бы рассказал о социологах? «Конечно, Борис Докторов! - сказал, узнав о моей проблеме, Лев Гудков, директор Аналитического Центра Юрия Левады. – Вы знаете его сайт, посвященный биографиям социологов ?» (Сайт российско-американского проекта «Международная биографическая инициатива». Руководители: Д. Шалин и Б. Докторов. – А. А.). Ознакомившись с сайтом, я немедленно написала Вам по электронной почте, и – к своему удивлению - ровно через три минуты получила ответ и согласие принять участие в моем проекте. Вот так, собственно, и стали появляться в эфире и на сайте Радио Свобода те интервью, которые здесь собраны.

БД: наши слушатели и читатели сами решат, что в рассказах о российских социологах им интересно. А для Вас в этой информации есть что-либо интересное?

ВБ: Открою Вам маленький секрет: мне интересно то, как вы выбираете героя, о котором хотите рассказать, и то, что даже составляете для меня подробный план интервью. В моей практике подобного никогда ранее не было, но это несказанно облегчает мою задачу. А самое главное – я сама узнаю массу интересного из каждой нашей беседы. Особенно удивительна информация о том, какими путями и из каких профессий приходили ученые в социологию в те советские годы, когда специального образования в стране просто-напросто не было. Кроме того, серия «Социологические портреты» сильно расширяет мой журналистский кругозор: услышав рассказ об ученом и заинтересовавшись тематикой его исследований, я нередко затем – по вашей наводке – связываюсь с ним, - и, как правило, вскоре наш герой сам появляется в эфире.

БД: Известен ли вам опыт подобных просветительских радиоинтервью о социологах на других радио каналах в России или за границей?

Честно говоря, не известен. Во всяком случае, в России; a за весь мир не могу поручиться.

Борис Докторов отвечает на вопросы Вероники Боде

ВБ: Борис, почему Вы так быстро согласились на первое интервью Радио Свобода и почему продолжаете это делать? Ведь вы и так постоянно публикуете книги, научные статьи, ведете колонку на сайте Фонда «Общественное мнение»?

БД: Первая реакция – спонтанная, а почему не попробовать? Но так получилось, что сразу после Вашего эфира мне позвонил сосед по дому и с удивлением сказал, что слышал меня по «Свободе». Честно, я удивился этому факту не меньше, чем он. А продолжаю, поскольку, может быть это наивно, думаю, что исследователи не только друг с другом должны обмениваться добытой информацией и полученными выводами. Надо стараться рассказывать о науке и ученых широким слоям населения.

ВБ: Вы провели много интервью со своими коллегами. Что Вам больше нравится: брать или давать интервью?

БД: В рассказе ««Креповые финские носки» любимый нами Сергей Довлатов заметил: «Всех людей можно разделить на две категории. На тех, кто спрашивает, И на тех, кто отвечает». Возможно, так оно и есть, но мне в равной степени нравится и то, и другое. К тому же, я, действительно, ощущаю некую ответственность перед моими коллегами за то, что они рассказали мне о своей жизни, доверили нечто очень важное, нередко – интимное. Вместе с тем, в этих воспоминания отражается история страны, общества, которая многим интересна. Я хотел бы, чтобы кто-нибудь из слушателей произнес про себя, мысленно: «О, Господи, именно так и было со мною» (или с их родителями).

ВБ: Как Вы выбираете героев для Ваших рассказов, чем руководствуетесь?

ВБ: Вероника, отвечая на один из моих вопросов, Вы сказали, что я выбираю кандидатов для биографического рассказа, и сейчас спрашиваете об этом. Но в моем понимании, отбор мы делаем вместе. Социологов, о которых можно было бы рассказать, много; обычно в конце интервью я предлагаю несколько кандидатов для следующей программы, кратко представляю их, иногда высылаю Вам проведенное мною с ними интервью или написанное о них историко-биографическое эссе. И финальное решение – всегда совместное. Что я особенно ценю в нашей работе.

ВБ: Обычно я договариваюсь с кем-либо о времени интервью и обозначаю тему беседы. Но мало кто готовит для себя текст, причем такой, который после небольшой правки можно вывешивать на сайте «Свободы». Почему Вы так делаете?

БД: Мне кажется это естественным. Иначе в 3-4 минуты, которые отводятся в радиоэфире для нашего интервью, мне не рассказать о жизни и творчестве ученого. К тому же, я могу что-либо напутать в датах и фактах. Но, пожалуй, важнейшее – это то, что в процессе работы над текстом у меня есть возможность не спеша заново осмыслить прожитое и сделанное моим героем. Мысленно, пообщаться с ним... это ведь так важно.

К тому же, Вероника, не было бы текстов, сейчас мы ограничились бы лишь коллекцией аудиозаписей, а так: хочешь – слушай, хочешь – читай.

ВБ: Мои последний вопрос: «Если слушатель, читатель нашей брошюры захочет обстоятельнее познакомиться с героями наших состоявшихся и, надеюсь, будущих интервью, как он может это сделать?»

БД: В конце февраля 2012 года при финансовой и организационной поддержке «Центра социального прогнозирования и маркетинга» (созданного Францем Шереги) была издан на CD мой трехтомник « Современная российская социология: Историко-биографические поиски». Вот его сетевой адрес: http://www.socioprognoz.ru/files/el/hta_CD/htm/menu.htm .

На этом заканчивается наш рассказ о проекте, но, надеемся, – не сам проект...

Вероника Боде
Борис Докторов

Биографии в жанре документальной миниатюры

Борис Докторов - автор полусотни подробных интервью с российскими социологами на тему их профессиональных биографий. Результаты анализа этой обширной коллекции воспоминаний опубликованы им недавно в трехтомнике «Современная российская социология. Историко-биографические поиски ». Круг обсуждаемых тем широк: значимые события жизни, вхождение в науку, работа по избранной тематике, социальный макрофон, который во многом обусловил деятельность социологов в советское время, период перестройки и 2000-е годы.

В предметном отношении настоящий сборник вписывается в этот историко-науковедческий проект, являясь его своеобразным «сухим остатком», но здесь Докторов сам выступает в роли интервьюируемого. Беседы, которые с начала 2011 года ведет с ним корреспондент радио «Свобода» Вероника Боде, сжато воспроизводят самое существенное, квинтэссенцию, биографий российских социологов. Отвечая на ее вопросы, Докторов от собственного лица рассказывает о своих героях, с большинством из которых он общался в процессе совместных исследований и в неформальной обстановке, у многих взял развернутое интервью, у некоторых - не одно.

В представленных кратких беседах он выступает как социолог, много лет участвовавший в проведении социологических исследований, биограф, историк и аналитик, поскольку главный смысл каждой из них - создать портрет коллеги, показав его личностные особенности, научные достижения, обозначить его роль в развитии отечественной социологии и социальный фон, на котором это происходило. Каждый герой - известный ученый и масштабная личность. Ответы Докторова - лаконичны и увлекательны, ему удается совместить добротный литературный стиль изложения и научность, проявляемую в отборе и интерпретации материала. Факты почерпнуты из развернутых интервью и личного общения с их героями, общения с другими коллегами, из опубликованных исследований по истории российской социологии. «Пристрастность» к персонажам, которая не скрывается автором, не лишает интервью научности, но повышает доверие к сообщаемому. В результате Докторову, как представляется, удалось придумать нечто новое, своеобразный жанр документальной биографической миниатюры . Преимущество жанра в том, что он дает возможность быстро и довольно близко познакомиться с героями рассказов, в сжатом виде сообщает обширную информацию, позволяющую задуматься об их судьбах и лучше понять особенности развития социологии в нашей стране. Такому знакомству способствовали и профессионально задаваемые вопросы Вероники Боде.

Сборник предполагается пополнять новыми интервью, а на момент издания (конец лета 2012 года) его героями стали пятнадцать ученых: А.Н. Алексеев, Г.С. Батыгин, Я.И. Гилинский, В.Б. Голофаст, И.А. Голосенко, Б.А. Грушин, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, А.Д. Ковалев, И.С. Кон, Ж.Т. Тощенко, Б.М. Фирсов, В.Э. Шляпентох, В.Н. Шубкин и В.А. Ядов. Выбор, по свидетельству Докторова, связан с тем, что все эти ученые признаны российским и международным социологическим сообществом и ему близки их гражданские позиции.

Значение этой публикации в интернете можно рассматривать в научно-просветительском и в медийном планах, которые тесно связаны друг с другом. Радио «Свобода» в данном случае выступает посредником между российской социологией и своей широкой аудиторией, то есть жителями России и других стран. Поясню, в чем значение такого посредничества.

Биографии социологов, попав в медийную среду (аудио и электронную), формируют у населения образ социологии и, несомненно, это образ позитивный. В итоге получается, что радио «Свобода» не только информирует население , но и участвует в борьбе за повышение доверия к социологам и социологии как науке. Пользователи сайта могут познакомиться с ведущими российскими социологами, узнать об их профессиональном пути, вкладе в науку, личных качествах. Эти ученые посвятили себя не только познанию общества, но и тому, как сделать его лучше. Некоторые из них тем самым даже наживали себе личные и профессиональные проблемы со стороны властей.

Почему для социологов важно доверие населения? Социология - особенная наука, у которой объект изучения - это отношения между людьми, их сообщества. В социологическом исследовании люди выступают респондентами и информантами. От них и, конечно, от искусства социолога зависит, какие данные об обществе будут получены, насколько они будут достоверны. Вот здесь и проявляется степень доверия к социологам, их профессии.

О социологах в обществе пока что известно мало. Каждый более-менее образованный человек назовет вам видных физиков, биологов, медиков. Но мало кто назовет социологов. Конечно, наша наука в силу своей специфики не предназначена для больших открытий. Но её работа заслуживает того, чтобы о ней знали в обществе, знали ее ведущих представителей.

Сборник Б. Докторова и В. Боде знакомит с крупными фигурами российской социологии и популяризирует знания о современной истории этой науки. Надеюсь, расставленные в нем акценты также помогут разрушить тотальность стереотипа, утверждающего, что российская социология -во все времена лишь служанка официальной идеологии. Повторю, что это только начало, и знакомство с российскими социологами через пополняемый аудио-текстовый сборник будет продолжаться.

Лариса Козлова , кандидат философских наук, заведующий сектором социологии науки Института социологии РАН, заместитель главного редактора «Социологического журнала»

Из письма А. Алексеева к В. Боде от 19.08.2012:

«…Примите мои поздравления с аудиотекстовой интернет-брошюрой о российских социологах . Вы хорошо заметили : "А больше всего удивляет (и восхищает) меня сам профессор Докторов...". Меня этот профессор уже не удивляет, но восхищает по-прежнему. Также и Ваше творчество вызывает мою симпатию и глубокое уважение...»

Дадим краткий анализ взглядов отдельных русских социологов.

Николай Константинович Михайловский (1842-1904) - один из лидеров русского позитивизма, автор "субъективного метода" в социологии. Стройная система его взглядов в цельное мировоззрение способствовали тому, что в конце 70-х годов он занял одно из первых мест в русской общественной мысли.

Н.К. Михайловский считал, что нельзя относится к обществу как агрегату физических тел и явлений. Социолог в отличие от естествоиспытателя, биолога не может строить свою науку, науку об обществе, беспристрастно, так как объектом этой науки является чувствующий человек, реальная личность, поэтому социолог - "наблюдатель" не может не ставить себя "в положение наблюдаемого".

Михайловский был ярким индивидуалистом. Для него критерии блага реальной личности стал тем краеугольным камнем, на котором он возводил всю свою систему социологических воззрений. Личность, утверждал учёный, весома только в общественной среде, личность и общество дополняют друг друга. Всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление общественного - вред личности. Сама личность - это человек, пытающийся синтезировать личную пользу с общественной.

Михайловский отрицал право "высшей гармонии" за обществом - организмом, если из человека делают лишь средство для процветания этого организма. Развитие по органическому пути с его разделением труда превращает реальную личность в «палец от ноги». Для Михайловского "желательно", чтобы общество пошло по пути прогрессивного развития, развития "над органического", где широта и целостность личности обеспечиваются не разделением труда, а "кооперацией простого сотрудничества".

В социологии, считал Михайловский, надо пользоваться не только объективным, но и субъективным методом исследования, категориями нравственности и справедливого. В реальном мире необходимо действовать в соответствии с целями "общим идеалом", а не переносить механически на человеческое общество причинность, проявляющуюся в природе. Только определив цель, можно определить пути практической деятельности, пренебрежения к целям и идеалам неизбежно ведёт к ультраиндивидуализму, к взгляду на жизнь как на процесс, где каждый заботиться только о себе, ведёт себя так, как ему заблагорассудится, не интересуясь общественными делами, не стремясь к социальному идеалу, а следовательно и к собственному совершенству и к совершенству общества в целом. Объективизм есть позиция чистого разума, субъективизм - нравственный суд свободной воли, и здесь одно не отрицает, а лишь дополняет другое. В свою формулу прогресса Михайловский включает субъективно-этический момент, считая справедливым и разумным только то, что приближает личность к её всестороннему развитию и целостности.

Одно из направлений неокантианства в российской социологии было представлено "легальным марксизмом". Среди теоретиков этого направления важное место занимал Пётр Бернгардович Струве (1870-1944). Именно он первым преодолел господствующий материализм. и позитивизм, первый ознакомил русскую публику с немецким неокантианским критицизмом и идеализмом. П.Б. Струве считал, что цель развития - всесторонне развитая личность, а общественная организация -средство достижения этой цели, если "современное культурное человечество"хочет идти путём прогресса. Единственно возможной формой общественного прогресса, по мнению Струве, является путь реформ. Работы П.Б. Струве "Метафизика и социология", "Социальная и экономическая история России с древнейших времён до нашего, в связи с развитием русской культуры и ростом российской государственности" определяют социологию как систему "свободного взаимодействия между единичными конкретными существами, носителями спонтанной активности".

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), один из виднейших представителей неопозитивизма, оказал большое влияние на развитие всей социологии XX в. По его собственному признанию, в России он стал исследовать сущность такого явления, как социальные условия. В основном труде - двухтомной "Системе социологии" он формулирует теоретические основы своей системы - теории «социальной стратификации" и "социальной мобильности" (им же эти термины были введены в научный оборот).

Основой социологического анализа Сорокин считал социальное поведение, социальное взаимодействие. Взаимодействие индивидов он определяет в качестве родовой модели и социальной группы, и общества в целом. Сами социальные группы делятся им на неорганизованные и организованные. Особое его внимание сосредоточено на анализе иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Стратификация существует и в недемократическом обществе, и в обществе с "процветающей демократией". В любой неорганизованной группе можно менять формы стратификации - смягчать или ужесточать её, но нельзя её "отменить", уничтожить.

Наряду со стратификации П.А. Сорокин признаёт наличие в обществе и социальной мобильности. Она может быть двух типов - горизонтальной и вертикальной.

Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный "лифт" для перемещения как внутри социальной группы, так и между ними.

Николай Иванович Кареев (1850-1931) - один из наиболее крупных русских учёных конца XIX в. - начала ХХ в. Историк, философ, социолог, педагог и общественный деятель. Уникальна и сома личность Н.И. Кареева: он родился ещё при крепостном праве, пережит трёх царей и одного "вождя", видел войны и революции и умер, прочитав статью Сталина "Головокружение от успехов".

"Сочинение г-на Кареева превосходно." - отозвался о нём Карл Маркс в одном из своих писем. Этот отзыв долгое время служил Карееву своего рода талисманом, защищающим его от "нападений" советской власти. Лишь в самом конце жизни ему устроили "разнос" и стали как будто бы уже добираться, но он - в ожидании "нового нападения" - 18 февраля 1931 года скончался.

Библиография трудов Н.И. Кареева впечатляет, но ещё больше впечатляет его архив, часть которого храниться в Отделе рукописей Российской государственной библиотеке. Архив содержит материалы весьма обширной переписке учёного, рукописи его книг и статей и, что особенно важно, рукописи и машинописи уже готовых сочинений, так и не вышедших в свет при его жизни.