Как вы относитесь к своему прошлому. Ревность к бывшей пассии партнера. Отказываться от своих планов, желаний

А.Б. Лиханова

ОТНОШЕНИЕ К ПРОШЛОМУ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Главный герой последних двух десятилетий - прошлое России, прежде всего ее советское прошлое. При этом прошлое имеет два несхожих, как у древнегреческого Януса, лица. В одном случае оно приукрашивает действительность прошлого, в другом, преобладающем, случае представляет негативно-карикатурный образ его. Согласимся с характеристикой ситуации, данной А.А. Зиновьевым: «В России после 1917 г. был осуществлен величайший в истории человечества социальный эксперимент - впервые в истории был построен коммунистический социальный строй в огромных масштабах, и этот строй сохранялся в тяжелейших условиях и в непрерывной борьбе с превосходящими по силам врагами в течение семи десятилетий. Этот эксперимент заслуживает самого пристального объективно-научного исследования хотя бы как гигантский исторический феномен. А между тем все сказанное и написанное о нем, за редким исключением, есть идеологическая фальсификация как со стороны его защитников, так и со стороны его врагов...»1

Словосочетание «отношение к прошлому» все более привлекает внимание общественности. Все чаще проблемы страны, кризисное состояние экономики, культуры, демографии связывают с нездоровым отношением к прошлому, которое преобладало в политике господствующего класса, в средствах массовой информации, в школьных программах и прочем в 1990-е гг. О неблагополучии в этой сфере давно говорят многие ведущие ученые, историки, деятели культуры, писатели, зарубежные журналисты (Н. Моисеев, А. Зиновьев, М. Гефтер, В. Кожинов, К. Шахназаров, Н. Михалков, В. Распутин, Ю. Поляков и др.). Ситуацию в этой сфере еще в первой половине 90-х гг. образно и точно определил историк М. Гефтер: «эпидемия исторической невменяемости».

Обеспокоены ситуацией и подавляющее большинство российских граждан. Опрос, проведенный Социологическим центром РАГС в 2004 г., показал, что формирование уважения к прошлому

1 Зиновьев А.А. Русский эксперимент. М.,1995. С. 6.

страны, ее традициям «очень важно» (считают 65,9% респондентов) и «скорее важно» (28,1% респондентов)1. Симптоматичны и слова В.В. Путина, прозвучавшие в Послании Федеральному Собранию: «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи... когда в стране хранят уважение...к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории»2.

По данным исследования «Мнения о прошлом, настоящем и будущем России», проведенного Социологическим центром РАГС в ноябре 2007 г., 46,4% опрошенных полагают, что надо относиться «с уважением ко всем периодам истории России», в то же время 42,8% полагают, что «некоторые периоды ее истории не заслуживают уважения». Однако надо иметь в виду, что многие из этих 42,8% выражают свое отношение к политике и политикам определенных периодов, а не свое отношение к этим периодам. Негативное отношение к политике какого-то периода может и должно сочетаться с беспристрастным отношением (т. е. с уважением) к этому периоду истории.

Как вы относитесь к разным периодам истории России?

С уважением ко всем периодам ее истории Некоторые периоды ее истории не заслуживают уважения Затруднились ответить

В то же время в теоретическом и практически-политическом отношении ситуация меняется мало. Проблема отношения к прошлому так и не стала предметом серьезных научных исследований, даже категории «прошлое», «отношение к прошлому» для социологов как бы не существуют.

В социологических исследованиях, как правило, изучаются объем, уровень, характер информации и знаний о прошлом. Термин «знания о прошлом» далеко не всегда может быть использован, поскольку «знания» предполагают достоверность, в то время как в реальности часто приходится иметь дело с мифами, дезинформацией, полуправдой и откровенной неправдой. Но информация и знания о прошлом - лишь элемент исторического сознания и ис-

1 См.: Социология власти. 2005. № 4. С. 40.

торической культуры, характеризующие отношение людей к прошлому.

Социологу, изучающему отношение людей к прошлому, важно установить наличие или отсутствие интереса людей к прошлому (своему прошлому, прошлому народа, страны). Отсутствие или слабый интерес к истории говорит о низком уровне исторической культуры (отдельных людей, народа, общества). Очевидно, что слабый интерес к истории обязательно сопровождается и низким уровнем исторических знаний, слабой степенью их достоверности, предрасположенностью людей к восприятию мифов и разного рода недостоверной информации, высокой степенью манипулиру-емости людей.

Как показало исследование Социологического центра РАГС, подавляющее большинство опрошенных (85%) в той или иной мере интересуется историей России.

В какой мере интересует вас историческое прошлое России?

Очень интересует 41,4

Интересует, но не очень 43,6

Пожалуй, не интересует 8,5

Совсем не интересует 4,0

Затруднились ответить 2,5

Историческая культура характеризуется умением (или неумением) людей размышлять о прошлом, анализировать события прошлого, сопоставлять прошлое и настоящее, умением рассматривать события прошлого в том историческом контексте, в котором они произошли, способностью находить причины исторических событий и извлекать из прошлого определенные уроки. В конечном счете, умением учиться у прошлого. (Заметим в скобках: учиться не значит копировать, возрождать и т. п.)

Наличие или отсутствие сопричастности людей прошлому является важнейшим элементом исторической и общей культуры общества. Равнодушие людей к прошлому говорит и о их равнодушии к жизни современного общества. Нашему обществу еще предстоит постичь великий смысл, заключенный в стихах А.С. Пушкина, что любовь к прошлому и любовь к предкам (в прозе поэт говорит об «уважении к минувшему») - «Животворящие

святыни, // Земля без них была б мертва, // Без них нам тесный мир - пустыня, // Душа - алтарь без божества».

Та или иная степень сопричастности прошлому предопределяет поведение людей по отношению к прошлому, их готовность и способность сохранять прошлое, защищать его.

Итак, интерес, информированность, знания, размышление, сопричастность, поведение - основные элементы, характеризующие отношение людей к прошлому.

В реальности отношение к прошлому проявляется как:

а) уважение к прошлому, в стремлении беспристрастно видеть прошлое - таким, каким оно было на самом деле. Пушкин, например, считал, что уважение к минувшему есть то, что отличает «образованность от дикости». Академик Н.Н. Моисеев ту же мысль формулировал следующим образом: «уважение к ее (России) прошлому, каким бы тяжелым и горестным оно ни было»1;

б) инструмент политики. Сторонники такого подхода считают, что контроль над информацией о прошлом обеспечивает контроль над обществом. Формула Большого Брата из романа Дж. Оруэлла («Тот кто управляет настоящим, управляет прошлым. Кто управляет прошлым, тот управляет будущим») по-прежнему в действии. Инструментальный подход предполагает неограниченное манипулирование исторической информацией.

В более дифференцированном виде можно выделить четыре подхода к прошлому (в виде идеальных типов):

Позитивно-пристрастное отношение предполагает идеализацию, приукрашивание прошлого. В нем видят только хорошее, не замечая темных сторон. К нему склонны люди, так или иначе связанные с прошлым, приверженные его практике, разделяющие идеалы, преобладавшие в прошлом. Это порождает преимущественно консервативный подход;

Негативно-пристрастное отношение к прошлому ведет к очернению и отбрасыванию прошлого. В нем видят прежде всего отрицательные, темные стороны прошлого, его недостатки. Прошлое рисуется под влиянием сильных негативных эмоций как чужое и чуждое прошлое. Интерпретаторы прошлого стремятся свести счеты с прошлым, предлагают перестроить все на новой

1 Моисеев Н.Н. Размышления о современной политологии. М., 1999. С.128.

основе; в политической практике они - сторонники революционных методов;

Объективно-отстраненный подход предполагает холодный научный поиск и анализ, лишенный каких-либо личностных оценок; интерпретатор или наблюдатель истории ведет себя как естествоиспытатель. Акцент делается на выяснении фактического положения дел. Прошлое рассматривается как чужое (но не чуждое) прошлое. Интерпретатор стремится не иметь к прошлому никаких - ни позитивных, ни негативных - пристрастий;

Объективно-сопричастный подход: прошлое рассматривается интерпретатором (исследователем, учителем) объективно, но не как чужое прошлое, а как свое, своих предков, своего народа. Другими словами, интерпретатор прошлого ощущает себя сопричастным исследуемому историческому процессу, стремится мысленно поставить себя на место тех, кто активно формировал прошлое, старается выяснить контекст событий и мотивацию тех, кто делал историю, кто принимал решения. Акцент переносится на выяснении причин происходивших событий и процессов.

Какой метод предпочтительнее для выяснения исторической истины? Каждый при определенных условиях имеет свои оправдания и в какой-то мере неизбежен. Но, вероятно, наиболее плодотворным в поиске исторической истины является объективно-сопричастный подход. Он в наибольшей мере позволяет проникнуть в суть событий, понять глубинный смысл и мотивы поведения. Важно, чтобы сопричастность не переходила в пристрастие. «Близкое знакомство с предметом, - по мнению известного французского историка А. Про, - благодаря личному участию - это тоже риск. Оно позволяет историку продвинуться быстрее и дальше в понимании изучаемой темы, но оно же может помутить ясность его ума под воздействием аффектов»1.

В чем коренится возможность искажения картины прошлого, возможность манипулирования прошлым?

Очевидно, что прошлое в том виде, как оно случилось, навеки застыло в одном-единственном варианте. Это прошлое, назовем его «прошлое-в-себе», действительно нельзя изменить ни на йоту. Но современность «прошлого-в-себе» непосредственно не знает, поскольку прямого контакта с ним не имеет, не живет в нем.

1 Про Антуан. Двенадцать уроков по истории. М., 2000. С. 98.

Мы, живущие в современности, имеем дело с тем, что может быть определено как «прошлое-для-нас». Люди (отдельный человек, народ, общество) воспринимают прошлое, главным образом, благодаря информации о прошлом. Последняя (устные рассказы, учебники истории, передачи и статьи в СМИ, историческая публицистика, художественные произведения и др.), как правило, субъективна и представляет собой интерпретацию или реконструирование прошлого ученым, политиком, журналистом, учителем, пропагандистом.

Информация о прошлом может быть:

а) неполной, частичной, недостаточной для создания достоверной картины прошлого (поскольку прошлое оставило мало следов - источников; информация частично закрыта, преобладают мифологизированные представления о прошлом и др.);

б) субъективно окрашенной; одна и та же информация может быть по-разному интерпретирована в зависимости от субъективных качеств информатора, его личностных, мировоззренческих характеристик;

в) идеологизированной - под влиянием идеологической ориентации интерпретатора или под давлением тех или иных политических сил;

г) намеренно фальсифицированной (ложной, подтасованной, на основе спровоцированных событий, лживых свидетельств и др.);

д) эмоционально окрашенной - поданной с акцентом на эмоционально-чувственное, а не рациональное восприятие исторических событий;

е) еще не остывшей, «горячей», не созревшей для беспристрастной оценки.

Если «прошлое-в-себе» нам не подвластно, то информация о прошлом («прошлое-для-нас») весьма пластична и уязвима, т. е. подвержена внешнему воздействию тех, кто дает или опосредованно контролирует информацию. «Прошлое-для-нас» может кардинально менять свой облик.

Другая возможность формирования исторического сознания: формирование «потребителя» исторической информации. Последний - не чистый лист бумаги, на котором интерпретатор прошлого может писать все, что пожелает. Одну и ту же информацию разные люди могут воспринимать и оценивать по-разному, в зависимости от своего внутреннего мира. Но знания, мотива-

ции, мировосприятие, стереотипы, установки, ориентацию людей на определенные референтные группы также можно держать под контролем интерпретаторов прошлого и тем самым по-другому, более сложным и длительным, но и более эффективным, путем добиваться нужного результата.

Необходимо также принимать во внимание то, что интерпретация и восприятие исторической информации происходит в конкретной общественной среде. Под воздействием изменения общественной среды видоизменяются и субъект, и объект, и процесс восприятия исторической информации. Коллингвуд писал, что историк (это справедливо в отношении любого интерпретатора истории) - «не Бог, глядящий на мир сверху и со стороны. Он человек и человек своего места и времени. Он смотрит на прошлое с точки зрения настоящего»1.

Итак, восприятие людьми прошлого можно контролировать, направлять посредством, с одной стороны, контроля информации о прошлом и, во-вторых, формирования (средствами системы образования, СМИ) «аппарата» восприятия информации. Управлять прошлым очень соблазнительно - это может приносить серьезные политические дивиденды. Но и порождает серьезные опасности. Как показали в своих работах С.Г. Кара-Мурза, З.М. Оруджев, Ю.В. Соколов и некоторые другие, искажение прошлого неизбежно ведет: а) к неспособности адекватно понять настоящее; б) значительно уменьшает прогностические способности общества (элиты), единственной эмпирической основой которых (способностей) являются факты прошлого; в) порождает сильнейшие деструктивные процессы в общественном организме2.

Заслуживают внимания данные опроса Социологического центра РАГС, проведенного в ноябре 2007 г. Абсолютное большинство - 75,3% респондентов - выступают за поиски «собственного, особого пути развития России», что предполагает интерес, знание, уважение ее истории.

1 Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. М., 1980. С. 24.

2 См.: Кара-Мурза С.Г. Краткий курс манипуляции сознанием. М., 2003; Оруджев З. Способ мышления эпохи. М., 2004; Соколов Ю.В. Куда ведет «эпидемия исторической невменяемости»? В кн.: Политическая культура. М.,1999.

В каком направлении, по вашему мнению, должно идти развитие России?

Варианты ответа Да Скорее Скорее Нет Трудно

да нет сказать

Следует развивать капитализм

(как в США и Западной Европе) 8,7 14,9 18,1 37,8 20,5

Следует искать новые пути стро-

ительства социализма 14,5 17,9 21,6 25,6 20,4

Следует искать собственный,

особый путь развития России 50,6 24,7 5,6 5,5 13,6

Переходя от общетеоретического на более конкретный социологический уровень, обратим внимание на причины, которые породили «эпидемию исторической невменяемости» в России.

Достаточно очевидно, что в общем плане нынешняя ситуация не оригинальна. Во времена серьезных переломов в общественном развитии (революций, «крутых» реформ) сторонники преобразований везде и всегда в темных красках рисовали картину преобразуемого прошлого. Но нынешняя российская ситуация поражает масштабами, длительностью, интенсивностью манипулирования прошлым.

Инструментальное отношение к прошлому, господствующее в России со второй половины 80-х гг. ХХ в., было прежде всего продиктовано политическими интересами - развернувшейся в это время борьбой за власть сначала в Советском Союзе и затем в России между сторонниками социализма и капитализма (рынка), между современными западниками и почвенниками.

Чтобы преобразовать общество, реформаторы изображали отвергаемое прошлое страны в максимально неприглядном (заслуживающем отрицания) виде, стремясь при этом к реализации своих актуальных интересов и забывая о чувстве меры, не обращая внимания на отдаленные последствия, к которым ведет искажение прошлого. У них преобладают ближайшие интересы, прежде всего направленные на завоевание политической власти.

Преобладание негатива в освещении недавнего (советского) прошлого отчасти было реакцией на апологетику этого периода, которая довлела в советское время, когда успехи и достижения социализма не только отмечались, но и преувеличивались, а просчеты, ошибки и преступления преуменьшались и замалчивались. С началом преобразований стал действовать «закон

маятника»: от апологетики маятник качнулся к отбрасыванию и очернению, к зачеркиванию всего положительного, что было в советское время.

Свой вклад в негативную картину прошлого внесла российская (прежде всего национальная) интеллигенция, которую Советская власть и материально держала в «черном теле», и политически -«на дистанции» от реальной власти. Значительная часть, прежде всего, творческой интеллигенции, имея высокие социальные и политические амбиции, чувствовала свое отчуждение от номенклатурной власти и от советской истории. В период перестройки и реформ этот негативный настрой интеллигенции к прошлому проявился в полной мере и использовался сторонниками радикальных преобразований.

Значение прошлого снижается в глазах массы населения как следствие ускорения процесса общественных изменений. Нараставший во второй половине ХХ в. темп социальных преобразований формировал у молодых поколений иллюзию несущественности прошлого для современной жизни и для будущего, создавал настроения «преклонения пред одним настоящим» (А.С. Пушкин) и равнодушия к прошлому. Они усиливают уязвимость прошлого и снижают его значимость в общественном восприятии. «Во времена, особенно насыщенные событиями и переменами, - пишет академик Ю. Поляков - история, хронологически близкая к современности, быстрее обычного отдаляется от нас. Время так спрессовано, события столь значительны, перемены столь радикальны, что мы легче забываем об уходящем и привыкаем к новому»1.

В наше время возможности тех влиятельных общественных групп, которые заинтересованы в манипулировании прошлым, возросли неизмеримо. Уязвимость прошлого растет вместе с ростом могущества средств массовой информации, прежде всего электронных. Современные СМИ обладают способностью в огромных масштабах создавать виртуальные картины прошлого, отрывать их от реальной исторической ситуации. В постиндустриальную эпоху знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти. Возможность интерпретации прошлого через СМИ превратилась в важнейший политический ресурс властей.

Во многом негативное отношение к прошлому коренится в элементарной неграмотности общества, прежде всего его политиче-

1 Поляков Ю. Историзмы // Свободная мысль. 2001. № 12. С. 57.

ской элиты, в непонимании органической взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Обществу, например, еще предстоит осознать, что прошлое - не отработанный материал, а неотъемлемая составляющая природы всех социальных явлений (человека, народа, культуры, науки и т. д.), без которой невозможно их существование.

Прошлое может мстить за свое искажение. Оно отомстило советской элите, занимавшейся апологетикой советского прошлого, оно отомстило радикал-реформаторам, которые оказались в конце концов на обочине общественно-политической жизни. Но еще больше оно отомстило стране и народу, которые позволили исказить свое прошлое. Распад Советского Союза, экономическая катастрофа 90-х гг., депопуляция, разрушенное национальное самосознание и другие беды страны стали платой за этот грех. По точному выражению писателя Ю.М. Полякова, «нам мстит оболганное прошлое».

В начале отношений влюбленные живут в иллюзии, будто они первые люди на земле, волшебным образом созданные друг для друга. Словно никакого прошлого у них нет и быть не может. Но отношения развиваются. И постепенно мы начинаем интересоваться, что и как происходило в жизни нашей «половины» до того, как мы с ней встретились. Мы расспрашиваем, выясняем подробности. И продолжаем настаивать, даже если ответы заставляют нас страдать. Острое любопытство к прошлому другого, огорчения по поводу былых любовных историй - что скрывается за ними?

В поисках ориентиров

«Я никак не могу остановиться: вновь и вновь расспрашиваю Андрея о его прежней жизни. Я хочу знать о нем все!» - признается 34-летняя Инга, которая вышла замуж три года назад. «Расспросы о прошлом продиктованы прежде всего естественным желанием лучше узнать другого человека, - комментирует семейный психотерапевт Александр Черников, - приблизиться к пониманию того, каков он на самом деле. И радоваться возможности ценить партнера, в том числе и за его непохожесть на нас».

Нам важно также понимать, что он пережил, какие совершил поступки, чем руководствовался, выбирая своих прежних партнеров, и по каким причинам они расстались. Все это, кажется, помогает оценить, насколько мы подходим друг другу. Удостовериться в том, что мы действительно хорошая пара... или укрепиться в сомнениях.

Но когда интерес к жизни любимого человека становится слишком навязчивым, когда трудно справиться со своим любопытством, это может означать: в его прошлом мы ищем нечто, что позволило бы нам ощущать себя более уверенно. «Чувство любви рождает тревогу, поэтому мы бессознательно ищем какой-нибудь ориентир, с которым можем свериться, - объясняет психоаналитик Софи Кадален. - И роль его для некоторых из нас играет прошлое партнера».

Кажется, если узнать, как он жил раньше, выяснить, что и кого она любила, то можно понять, как он или она будет жить дальше и что будет любить завтра. Но такое предположение - всего лишь наша фантазия, потому что новая любовь не похожа на старую. Между влюбленными происходит уникальная алхимическая реакция, над которой они не властны, и прошлое, увы, ничего не может сказать ни об их настоящем, ни о будущем.

Когда о прошлом лучше промолчать

Всегда ли стоит удовлетворять любопытство партнера? Бывают такие случаи, когда лучше уклониться от ответа, считает психотерапевт Елена Улитова. Мы не совпадаем с другим человеком полностью и имеем право на собственное личное пространство. Эта отдельность является частью нашей привлекательности для другого. Когда что-то скрыто, возникает ощущение тайны, желание ее разгадать. А когда все открыто и доступно, тайна исчезает. Если партнер расспрашивает нас слишком настойчиво, порой возникает инстинктивное желание закрыться, не отвечать. В этом случае имеет смысл прояснить, что именно он хочет узнать и зачем. Может быть, для нас обоих будет полезнее поговорить о наших отношениях в настоящем, чем углубляться в прошлое. Не стоит отвечать на расспросы о нашей жизни, если ответная реакция нас уязвляет - например, партнер плохо отзывается о наших друзьях или родных, осуждает наши поступки. Позволяя кому-либо обесценивать свое прошлое, мы теряем часть самих себя. И наоборот, если наш рассказ огорчает партнера - например, он считает себя в чем-то хуже кого-то из нашего прошлого, - это тоже повод в следующий раз промолчать. Если мы все же касаемся болезненной для близкого человека темы, важно подчеркнуть (словами ли прикосновением) насколько он нам дорог.

Признак неуверенности

«После аспирантуры я два года работала по контракту за границей. И до сих пор, стоит об этом упомянуть, мой муж обязательно вздохнет с досадой. Мы женаты уже 20 лет, но он, кажется, все еще ревнует меня к моему прошлому, к тому времени, когда я жила без него», - с улыбкой рассказывает 52-летняя Александра. «Для некоторых, как и для мужа Александры, важно единолично обладать предметом своей любви, - говорит психотерапевт Елена Улитова. - И трудно признать, что любимый человек может получать удовольствие сам по себе, так же как преодолеть убежденность, что он, как и его прошлое, должен полностью принадлежать партнеру. Думаю, подобная реакция - прежде всего признак неуверенности в отношениях».

Марии скорее льстит досада мужа: ревность к ее прошлому - для нее свидетельство того, что она ему по-прежнему небезразлична. «Только не стоит злоупотреблять такими доказательствами любви, - предостерегает Елена Улитова. - Ревность - одна из наиболее сильных, разрушительных и болезненных эмоций. Если партнер страдает, будут страдать и отношения в паре».

Требуется великодушие

Некоторые женщины против того, чтобы их новый супруг встречался с детьми от прошлого брака. Некоторые мужчины требуют, чтобы их партнерша сожгла все мосты, связывающие ее с прежней семьей. Поступая так, они стараются укрепить свою семью... но рискуют прийти к прямо противоположному результату. «Их требования разрушительны, потому что разрыв со своим прошлым всегда рождает сильное внутреннее напряжение, которое способно привести к депрессии», - предупреждает семейный психотерапевт Александр Черников.

«Думаю, я не могла бы полюбить мужчину, который плохо говорит о своей прошлой жизни, - размышляет 45-летняя Регина, которая два последних года живет с новым спутником. - Хотя, если честно, мне иногда бывает тяжело слушать, как мой любимый рассказывает о каких-то приятных моментах - например, о том, какие у него хорошие отношения с детьми. Тем более что у нас детей нет». Что ж, если страсть ничего не желает знать о прошлом, то зрелые отношения в паре, напротив, основаны на его принятии и уважении к нему. Чтобы сберечь свою любовь, без великодушия и терпимости не обойтись.

Поток воспоминаний

«Мой партнер работал в театральной труппе, они гастролировали по всей Европе, но к тому моменту, когда мы встретились, его карьера закончилась неудачно, - рассказывает 40-летняя Вероника, за плечами которой десять лет семейной жизни. - И вот сейчас, стоит нам познакомиться с какими-нибудь новыми людьми, как он начинает безостановочно рассказывать о том, как был счастлив тогда. Словно наша нынешняя жизнь совершенно пуста и неинтересна!»

Не стоит упускать из вида, что ревность - это пьеса для двоих. «Если партнер все время возвращается к своему прошлому, подчеркивая, что раньше все было лучше, то вполне естественная реакция другого - это обида, которая может вовсе не говорить о его ревнивом характере, - замечает Елена Улитова. - В конце концов, если живущий с нами человек все время дает понять, что уже все видел и все испытал до нас, это просто раздражает».

Новая любовь всегда не похожа на старую. Поэтому прошлое ничего не может сказать ни о настоящем, ни о будущем влюбленных

Откуда берется такое хвастовство? «Когда в отношениях возникает кризис, некоторые начинают оглядываться назад, вздыхать о своей прежней жизни, а иногда и приукрашивать ее, - говорит Софи Кадален. - За таким поведением может скрываться адресованный партнеру косвенный упрек: человек задумывается, достаточно ли хороши их отношения. Иначе почему воспоминания вдруг начинают заполнять всю его жизнь?» Когда мы сравниваем прошлое с настоящим, настоящее обычно проигрывает - ведь прошлое легко идеализировать, с ним мы вольны делать все что угодно. А настоящее изо дня в день сталкивает нас с новыми ситуациями.

Юлия Латынина, журналист

«Я тяжело схожусь с людьми и предпочитаю долго не рвать отношений. Но никогда не пытаюсь как-то «исправить» другого человека. Как правило, нам что-то нравится в другом, а что-то не нравится. Но все это так тесно переплетено! Если менять то, что не нравится, обязательно что-то случится и в той части, которая нравится. Моя позиция такова: что человек хочет, то он и рассказывает про свое прошлое. Если он не хочет о чем-то говорить, стоит его уважить. Конечно, если он вообще молчит как рыба, то, простите, мне станет неинтересно: я хочу его послушать. Не затем, чтобы выведать его подноготную, а потому что он мне интересен. Рассказывать или нет о своем прошлом - для меня это выбор другого. Зачем навязывать ему свой? Интересен прежде всего он - такой, какой есть. А не красный, зелененький или синенький. Не надо его перекрашивать - это, пожалуй, главное».

Прошлые раны

Часто, когда мы ревнуем, в нас пробуждается маленькая девочка или мальчик, какими мы когда-то были. Они всегда живут внутри нас и лишь ожидают повода, чтобы проявиться. Бессознательно некоторым из нас нравится бередить старые раны: такие люди испытывают почти мазохистское удовольствие, когда пробуждается детское соперничество, вечный вопрос: «Кого мама с папой больше любят?»

«Такой человек с детства считает себя настолько непривлекательным, что все время боится, что его разлюбят, и убежден, что его партнер, что бы ни случилось, всегда будет предпочитать ему свою прошлую жизнь», - отмечает Елена Улитова. Но при такой низкой само-оценке человека никакой партнер не сможет ему придать достаточной уверенности в себе. Только работа над собой поможет справиться с глубоко скрытой тревогой.

Эротический заряд

«Ничего не могу с собой поделать! Мы женаты восемь лет, но даже сейчас мне случается разбудить мужа, чтобы спросить, как у него это было с другими», - признается 34-летняя Арина.

«Немало людей испытывают возбуждение, воображая своего партнера с кем-то другим, - говорит Елена Улитова. - Расспрашивая о подробностях, мы погружаем партнера в эротические воспоминания, которые сами по себе - мощный сексуальный стимул: он (она) заново переживает свое желание и переносит его на нас. Даже если мы при этом ревнуем - а это почти всегда так, - именно неоднозначность переживания, в котором сочетаются и вызов, и соревновательность, и чувственное влечение, - придает отношениям дополнительную остроту».

Понять и переосмыслить

«Бывший муж Альбины был небедным человеком, - рассказывает 36-летний Константин. - Мы с ней уже шесть лет вместе, и все это время я ревную ее - не к нему, а к тому материальному благополучию, которое он ей обеспечивал. Она переехала ко мне с какой-то там бесценной посудой. В каждой тарелке словно уже лежал для меня упрек. Я сообразил это потом, а так мало-помалу эти тарелки просто выскальзывали у меня из рук, пока от сервиза ничего не осталось! Слава богу, у нас хватило чувства юмора над этим просто посмеяться».

Юмор - одно из лучших противоядий от вполне понятной ревности к прошлому партнера. Он всегда помогает вновь взглянуть на ситуацию непредвзято. Похоже, в этом случае «бесценная посуда» послужила своего рода искупительной жертвой: Константин перенес на нее свои чувства - и освободился от них вместе с тарелками. Обнаружив эту взаимосвязь, супруги вместе рассмеялись: такие моменты взаимопонимания - прекрасный способ принять прошлое любимого человека.

Случай № 33 Оценка: 2

Пункты

9. Когда я был ребенком, мне приходилось решать все самому .

24. До войны я служил в армии .

хотел бы, чтобы мама была жива .

это ощущение, что

я ничего не значу.

Заключительная интерпретация : Остро чувствует отсутствие матери, отверженность, эмоционально одинок.

Случай № 11 Оценка: 1

Пункты

9. Когда я был ребенком, я много думал.

24. До войны я ходил в школу .

39. Если бы я снова стал молодым, я сделал бы все так же, как сделал.

54. Мое самое яркое воспоминание из детства - как меня бьет отец .

Заключительная интерпретация : Имеет неприятные воспоминания, но не кажется сильно травмированным ими.

Случай № 82 . Оценка: 0

Пункты

9. Когда я был ребенком, все казалось важным.

24. До войны я жил один .

39. Если бы я снова стал молодым, я бы много работал .

54. Мое самое яркое воспоминание из детства - окончание школы .

Заключительная интерпретация : Чувствует себя свободно. Положительные чувства. Воспоминания о достижениях.

14. Отношение к будущему

Случай № 33 Оценка: 2

Пункты

5. Я вижу будущее в черных тонах .

20. Я надеюсь на излечение .

35. Однажды я буду на коне .

50. Когда я стану старше, я еще больше поглупею .

Заключительная интерпретация : Пессимист. Нет надежды на свои собственные источники счастья или успеха.

Случай № 48 Оценка: 1

Пункты

5.Я вижу будущее неопределенно .

20. Я надеюсь на окончание школы .

35. Однажды я стану лучше .

50. Когда я стану старше, я надеюсь приобрести хороший дом.

Заключительная интерпретация : Неуверен в себе, но в целом оптимист.

Случай № 64 Оценка: 0

Пункты

5.Я вижу будущее светлым .

20. Я надеюсь на работу .

35. Однажды я буду при деньгах.

50. Когда я стану старше, я буду лучше.

Заключительная интерпретация : Кажется уверенным в достижении своих материальных целей.

15. Цели

Случай № 9 Оценка: 2

Пункты

3. Я всегда хотел убить кого-нибудь .

бы я был один .

33. Моя тайная мечта в жизни - прославиться.

всего.

Заключительная интерпретация : Прямое выражение враждебности.Отвергает общество. Экстравагантный, нереалистичный.

Случай № 19 Оценка: 1

Пункты

3. Я всегда хотел быть актером .

18. Я был бы абсолютно счастлив, если бы был богат.

33. Моя тайная мечта в жизни - быть богатым .

49. Больше всего от жизни я хочу счастья .

Заключительная интерпретация : По-видимому, идентифицирует счастье с материальным успехом.

Случай № 79 Оценка: 0

Пункты

3. Я всегда хотел быть счастливым .

18. Я был бы абсолютно счастлив, если бы я заработал достаточно денег, чтобы хорошо содержать свою семью .

33. Моя тайная мечта в жизни - достичь чего-то в жизни .

49. Больше всего от жизни я хочу хорошего здоровья .

Заключительная интерпретация : Желает материального достатка для семьи, так же как и для себя. Видит важность здоровья для счастливой жизни.

Иллюстративный случай.

Следующие ответы, заключительные интерпретации и независимые клинические взгляды психиатров, которые наблюдали респондента, были получены при экспериментальном изучении SSCT Саксом.

Респондент № 6 Мужчина 19 лет

Диагноз: смешанный психоневроз тяжелой степени.

I. ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИ ОЦЕНКА: 2

14. Моя мать мне мешала .

29. Моя мать и я сильно привязаны друг к другу .

44. Я считаю, что большинство матерей любят своих детей.

59. Мне нравится моя мать, но она мне очень мешала .

Заключительная интерпретация : Очень обеспокоен эмоциональными отношениями с матерью и проблемами, касающимися этих отношений.

(Клиническое впечатление : Амбивалентная зависимость с желаниями инцеста и враждебностью.)

II. ОТНОШЕНИЕ К ОТЦУ ОЦЕНКА: 2

1. Мне кажется, что мой отец редко проявлял свою привязанность ко мне .

16. Если бы только мой отец вел себя как отец .

31. Я бы хотел, чтобы мой отец вел себя как мужчина .

46. Мне кажется, что мой отец не ведет себя как настоящий мужчина .

Заключительная интерпретация : Показывает потребность в отношениях с адекватным отцовским образом. Чувствует, что его собственный отец не подходит на эту роль.

(Клиническое впечатление : Отец не является сильной личностью. Не хочет идентифицировать себя с ним.)

III. ОТНОШЕНИЕ К ЧЛЕНАМ СЕМЬИ ОЦЕНКА: 2

12. По сравнению с большинством семей, моя семья более строгая и более европейская .

27. Моя семья относится ко мне как к умному человеку .

42. Большинство семей, которые я знаю счастливы .

57. Когда я был ребенком, моя семья не уделяла мне достаточно внимания .

Заключительная интерпретация : Чувствует, что семья отвергала его в детстве, но теперь они его уважают. Чувствует, что ему навредили ригидные установки родителей и взрослого мира. (Клиническое впечатление : Компульсивная лояльность, основанная на зависимости.)

IV. ОТНОШЕНИЕ к ЖЕНЩИНАМ ОЦЕНКА: 0

10. Я представляю себе совершенную женщину как красивую и привлекательную .

25. Я считаю, что большинство девушек ищет мужей .

40. Я считаю, что большинство женщин обладают хорошими качествами .

55. В женщинах мне меньше всего нравится (без ответа ).

Заключительная интерпретация : Хорошо, но робко.

(Клиническое впечатление : Крайние либидозные импульсы, пугающие его.)

V. ОТНОШЕНИЕ К ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНЫМ СВЯЗЯМ ОЦЕНКА: 2

11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе, я им завидую .

26. Я думаю о супружеской жизни, что это замечательно .

41. Если бы у меня были сексуальные отношения, я точно не знаю, как я отреагировал бы.

56. Моя половая жизнь вызывает у меня чувство вины .

Заключительная интерпретация : Недостаток уверенности в своих навыках в сексуальной сфере или способности устанавливать отношения. Дополняется чувством вины.

(Клиническое впечатление: Строгое суперэго. Жесткое воспитание.)

VI. ОТНОШЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ И ЗНАКОМЫМ ОЦЕНКА: 1

8. Мне кажется, что настоящий друг - я бы к нему привязался.

23. Я не люблю людей, которые высокие и громадные.

38. Больше всего мне нравятся люди, которым нравлюсь я.

53. Когда меня нет, мои друзья говорят обо мне.

Заключительная интерпретация : Зависимый и пассивный.

(Клиническое впечатление: Хорошо социализирован. Хорошо воспринимается.)

VII. ОТНОШЕНИЕ К НАЧАЛЬСТВУ НА РАБОТЕ И В ШКОЛЕ ОЦЕНКА: 0

6. Мое начальство - ответственные люди.

21. В школе мои учителя любили меня.

36. Когда я вижу, что входит начальник, я продолжаю заниматься

текущими делами.

51. Люди, которых я считаю выше меня по положению, должны быть обаятельнее, чем я.

Заключительная интерпретация : Уважает начальство и хорошо воспринимается им.

(Клиническое впечатление : Хорошо контролируемая зависимость.)

VIII. ОТНОШЕНИЕ К ПОДЧИНЕННЫМ ОЦЕНКА: 2

4. Если бы я занимал ответственную должность, я бы сделал все, чтобы стать хорошим руководителем.

19. Если бы люди работали под моим руководством, я бы слишком легко отпускал их.

34. Люди, которые на меня работают, меня не любят.

48. Отдавая приказы другим людям, я чувствую их неприязнь ко мне.

Заключительная интерпретация : Боится, что не сможет сдерживать враждебность, возникшую благодаря власти.

(Клиническое впечатление: Неизвестно.)

IX. ОТНОШЕНИЕ К КОЛЛЕГАМ НА РАБОТЕ И В ШКОЛЕ ОЦЕНКА: 0

13. На работе я лучше всего лажу со всеми.

28. Те, с кем я работаю, - хорошие люди.

43. Мне нравиться работать с людьми, которые работают и выполняют свои обязательства.

58. Мои сослуживцы обычно любят меня.

Заключительная интерпретация : Чувствует, что коллеги хорошо к нему относятся и в одной команде с ним.

(Клиническое впечатление: Внимательный, хороший сотрудник.)

X. СТРАХИ ОЦЕНКА: 2

1. Я знаю, что это глупо, но я боюсь выделиться и быть отвергнутым.

22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь быть отвергнутым и выделиться.

37. Я хотел бы избавиться от боязни дать себе волю.

52. Иногда мои страхи заставляют меня замыкаться в себе и даже вырвать.

Заключительная интерпретация : Страх, что любое достижение с

его стороны отвергается другими, заставляет его замыкаться или

проявляется в пищеварительных симптомах.

(Клиническое впечатление : Либидозные импульсы, враждебность, соблазны.)

XI. ЧУВСТВО ВИНЫ ОЦЕНКА: 2

15. Я бы отдал все, чтобы забыть то время, когда я становлюсь истеричным.

30. Моей величайшей ошибкой было (без ответа).

45. Когда я был моложе, я чувствовал вину из-за всех своих сексуальных ощущений.

60. Самая отвратительная вещь, которую я когда-либо делал, - это удерживал самого себя от полного развития своих способностей.

Заключительная интерпретация : Вина, связанная с сексуальными ощущениями, предопределила развитие его личного потенциала.

(Клиническое впечатление : Мастурбация, либидозные чувства в отношении девушек, матери и сестер.)

XII. ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННЫМ СПОСОБНОСТЯМ ОЦЕНКА: 1

2. Когда обстоятельства против меня, мне становится тоскливо.

17. Я считаю, что у меня есть способность делать все, что сочту нужным.

32. Моя самая большая слабость - это страх.

47. Когда удача отворачивается от меня, я жду, когда она вернется ко мне.

Заключительная интерпретация : Чувствует, что у него есть большие потенциальные возможности, но впадает в депрессию, когда сталкивается с обстоятельствами. Пассивный и подавленный, когда имеет дело с ними.

(Клиническое впечатление : Слишком много амбиций в отношении способностей. Хотел бы быть более блистательным.)

XIII. ОТНОШЕНИЕ К ПРОШЛОМУ ОЦЕНКА: 1

9. Когда я был ребенком, мне уделяли мало внимания.

24. До войны я был счастлив.

39. Если бы я снова стал молодым, я, возможно, делал бы то же, что и делал.

54. Мое самое яркое воспоминание из детства - мои отношения с девочками.

Заключительная интерпретация : Чувствовал себя отвергнутым. Впечатлен детским сексуальным опытом.

(Клинический взгляд : Занят мастурбацией и своим нездоровьем.)

XIV. ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ ОЦЕНКА: 0

5.Я вижу будущее светлым.

20. Я надеюсь на то, когда мне будет лучше.

35. Однажды я действительно буду счастлив.

50. Когда я стану старше, я буду мудрее.

Заключительная интерпретация : Оптимистичный взгляд в отношении здоровья, счастья и интеллектуального роста.

(Клиническое впечатление : Конфликты отсутствуют. Чувствует себя способным делать то, что хочет.)

XV. ЦЕЛИ ОЦЕНКА: 1

3. Я всегда хотел выделяться.

18. Я бы был абсолютно счастлив, если бы был умнее.

33. Моя тайная мечта в жизни - быть знаменитым.

49. Больше всего от жизни я хочу немного ума, тогда я смогу получить все остальное.

Заключительная интерпретация : Хочет быть знаменитым и выделяться, несмотря на страхи, упомянутые выше. Цели несколько неопределенные.

(Клиническое впечатление : Жена, семья, жизнь среднего класса.)

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (РЕСПОНДЕНТ № 6)

1. Основные области конфликта и расстройства: Мать, отец, члены семьи, гетеросексуальные отношения, подчиненные, страхи и чувство вины.

2. Взаимосвязи между установками: Проблема тесной эмоциональной взаимосвязи с матерью, отсутствие отцовской фигуры и строгое воспитание привели к робости в отношении женщин, недостатку уверенности в навыках в сексуальной сфере и сильному чувству вины в связи с половыми влечениями. Чувство отверженности в детстве и неадекватная отцовская фигура оставили у него боязнь не справиться с враждебностью на руководящих должностях.

3. Структура личности:

(a) степень реагирования - реагирует в первую очередь на внутренние импульсы (X и XI);

(b) эмоциональная адаптация - эмоционально зажат (37);

(c) зрелость - эгоцентричные цели и отсутствие сексуальной адаптации отражают умеренную незрелость;

(d) уровень реальности - имеется тенденция переоценивать свои потенциальные возможности (17);

(e) в какой манере выражаются конфликты - потребность в признании и принятии (VI, VIII, IX), конфликты с боязнью враждебности и отвержения окружающими (X). Конфликт выражается через уход в себя, пассивную зависимость и расстройства пищеварения.

Каково должно быть отношение человека к прошлому? Над этой проблемой предлагает задуматься В. Белов.

В предложенном тесте рассказчик, находясь в родной деревне, пытается убедить себя в том, что нужно жить только настоящим. Он старается не глядеть на отцовский дом, не хочет " бередить прошлое". Только так, считает Белов, можно " быть современным". Однако, автор понимает, что существует неразрывная связь человека с прошлым, с историей его предков и его родины. Так, встреча героя текста с березой заставляет его вспомнить детство. Теплые воспоминания будто бы уносят в другой мир, но потом рассказчик снова вспоминает о том, что " надо быть безжалостным к прошлому".

Таким образом, Белов приходит к мысли о том, что не нужно жить прошлым; свою историю, свои корни- все это надо уважать и чтить, а жить надо настоящим.

Я полностью согласна с мнением автора. Время- это самое ценное, что есть у человека. К сожалению, время уходит, умирают люди, жизнь проходит, но вместе с тем она и продолжается, рождаются новые люди. Поэтому нельзя зацикливаться только на прошлом, его надо уважать, а жить надо настоящим.

Обратимся к повести Б. Васильева " Летят мои кони". В этом произведении автор вспоминает всю свою жизнь, говоря, что " он уже едет с ярмарки". С особенным трепетом вспоминает Васильев свой родной город Смоленск, старый дуб в центре города, который пережил вместе с жителями все беды и несчастья. Таким образом, Васильев вспоминает историю своей большой и малой родины, он гордится ею и говорит о неразрывной связи со своим корнями.

Об отношении к прошлому рассуждает великий писатель Д. С. Лихачев в " Письмах о добром и прекрасном". В письме " Еще раз о памятниках прошлого" автор вспоминает какое впечатление произвела на него церковь Успения в Москве. После этого он начал заниматься изучением древнерусской архитектуры. Д. С. Лихачев всерьез задумывается о том, что многие памятники русской культуры- культуры нашего прошлого, настоящего и будущего гибнут из- за невнимательности, а порой и жестокого обращения со стороны некоторых людей. Так, Лихачев подводит нас к мысли о том, что прошлое нужно беречь, потому что " оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной".

Подводя итоги, важно отметить, что все люди относятся к прошлому по- разному. Однако, каждый из нас должен уважать историю своей Родины, чтить своих предков и не забывать свои корни.

Заранее спасибо, извините, если проверка отнимет у Вас много времени.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Краткая информация о методике

Предлагаемый метод диагностики направлен на диагностику временной трансспективы - представления о собственном прошлом, настоящем и будущем как едином, целостном пути развития.

Методика состоит из двух частей. Первая часть - это методика проективного типа, основанная на методе неоконченных предложений и направленная на выявление желаний подростка, его представлений о своем прошлом и будущем. Вторая часть - это метод прямого оценивания, графический вариант пробы «Золотой возраст» Б. Заззо. Методика разработана и нормирована А. М. Прихожан.

Методика проводится фронтально - с целым классом или группой учащихся. Методика предъявляется респонденту на бланке. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию и выполнить тренировочное задания. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил тренировочные задания, точно ли понял инструкцию. Психолог должен ответить на все задаваемые подростками вопросы. После этого учащиеся приступают к выполнению первой части методики. Подростки работают самостоятельно, а психолог ни на какие вопросы не отвечает. После завершения работы над первой частью психолог предлагает им самостоятельно выполнить вторую часть методики. Если возникнут вопросы, то следует отвечать каждому ученику индивидуально.

Заполнение методики вместе с чтением инструкции составляет 10-15 минут.

Бланки методики

Вариант для мальчиков

Фамилия, имя_Школа_

Возраст_Класс_

Дата проведения_

Время проведения_

Часть I.

Инструкция.

Каждый день_

Мне нравится_

  • 1. В будущем я мечтаю_
  • 2. Когда я был маленьким_
  • 3. Я буду рад, если_
  • 4. Когда я буду взрослым_
  • 5. Раньше я старался_
  • 6. Надеюсь на_
  • 7. С тех пор, как я был маленьким_
  • 8. Я очень хочу_
  • 9. В прошлом я всегда радовался_
  • 10. Помню тот день, когда_
  • 11. Будущее кажется мне_
  • 13. Не люблю вспоминать_
  • 14. Когда-нибудь я_
  • 15. То, о чем я мечтал в прошлом_

Часть II.

Инструкция.

После того, как ты сделаешь это, представь, что тебе предложили выбрать: хочешь - будь сейчас ребенком, хочешь, будь взрослым, где хочешь на этой линии - там и будь. Что бы ты ни выбрал, отметь знаком «V».

Вариант для девонек

Фамилия, имя_Школа_

Возраст_Класс_

Дата проведения_

Время проведения_

Часть I.

Инструкция. Закончи приведенные ниже предложения. Предложения между собой не связаны. Каждое из них дописывается отдельно, вне связи с остальными. Делай это как можно быстрее. Если какое-то предложение покажется тебе трудным и ты не сможешь сразу придумать к нему окончание, поставь перед ним «галочку» и вернись в конце работы.

Давай потренируемся. Напиши окончания приведенных предложений.

Каждый день_

Мне нравится_

Теперь переверни страницу и начинай работать.

  • 1. В будущем я мечтаю_
  • 2. Когда я была маленькой_
  • 3. Я буду рада, если_
  • 4. Когда я буду взрослой_
  • 5. Раньше я старалась_
  • 6. Надеюсь на_
  • 7. С тех пор, как я была маленькой_
  • 8. Я очень не хочу_
  • 9. В прошлом я всегда радовалась _
  • 10. Помню тот день, когда_
  • 11. Будущее кажется мне_
  • 12. Мое самое приятное воспоминание_
  • 13. Не люблю вспоминать_
  • 14. Когда-нибудь я_
  • 15. То, о чем я мечтала в прошлом_
  • 16. Когда я думаю о своем будущем_

Часть И.

Инструкция. Ниже нарисована вертикальная линия. Представь себе, что это - линия жизни. Нижняя ее точка - начало жизни, жизнь идет, продолжается, движется вперед и где-то там, вверху заканчивается.

Если нижняя точка - начало жизни, то где на этой линии находятся ребята твоего возраста (отметь знаком «х»).

После того, как ты сделаешь это, представь, что тебе предложили выбрать: хочешь - будь сейчас ребенком, хочешь, будь взрослой, где хочешь на этой линии - там и будь. Что бы ты ни выбрала, отметь знаком «V».

Часть I.

Методика состоит из 16 пунктов, расположенных в следующем порядке (табл. 4.24).

Таблица 4.24

Каждый ответ оценивается по пятибалльной шкале:

2 - ответ выражает содержательно наполненные, отражающие собственную активность, позитивные представления, связанные с будущим или прошлом: «В будущем я мечтаю... стать врачом, поступить в институт» «Помню тот день, когда... я научился ездить на велосипеде , я подружился с Димой»",

1 - ответ выражает содержательно наполненные, позитивные представления, связанные с будущим или прошлом, но пассивного характера: «В будущем я мечтаю... получить в подарок ролики, съездить в горы»", «Помню тот день, когда... у меня был день рождения, я пошел в школу»",

О - нейтральные, неопределенные ответы, отсутствие ответов: «В будущем я мечтаю... пообедать", я ни о чем не мечтаю»", «Помню тот день, когда... была хорошая погода, началось лето»",

  • -1 - ответы, выражающие слабо выраженные негативные представления пассивного характера: «В будущем я мечтаю о том, что скорей всего не сбудется ; ни о чем»", «Помню тот день, когда... сломалась моя любимая игрушка»",
  • -2 - ответы, выражающие ярко выраженные негативные представления активного характера: «В будущем я мечтаю... убежать из школы", стать плохим»", «Помню тот день, когда... меня сильно наказали, бабушка заболела».

Часть И.

Анализируется расположение знаков, отражающих представление о месте возрастной группы на «линии жизни» - «х» и выбор «золотого возраста» - «V».

Размер графической шкалы - 100 мм. Оценка ответов проводится по 7-балльной шкале. В зависимости от расстояния между знаками оценка ответов варьирует от -3 до +3 баллов:

0 баллов - знаки расположены рядом (т.е. школьник выбирает в качестве «золотого» свой возраст);

1 балл - подросток выбирает в качестве «золотого» возраст, не намного превышающий его собственный (до +10 мм);

2 балла - подросток выбирает в качестве «золотого» возраст, существенно превышающий его собственный (+11 - +30 мм);

3 балла - подросток выбирает в качестве «золотого» возраст, существенно превышающий его собственный (более +30 мм);

  • -1 балл - подросток выбирает в качестве «золотого» возраст, несколько меньше, чем его собственный (до -10 мм);
  • -2 балла - подросток выбирает в качестве «золотого» возраст младше, чем его собственный (-11--30 мм);
  • -3 балла - подросток выбирает в качестве «золотого» возраст маленького ребенка (-30 и более мм).

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов по первой части методики.

Суммарный балл может находиться в интервале от -32 до +32. Полученные результаты сопоставляются сданными II части. Распределение баллов представлено в табл. 4.25.

Таблица 4.25

Характеристика уровней:

I уровень - предельно оптимистичное представление о своем прошлом и будущем. Может носить как инфантильный, так и компенсаторно-защитный характер;

II уровень - достаточно реалистичное и вместе с тем оптимистичное представление о прошлом и будущем, согласованность представлений. Соответствует социально-психологическому нормативу;

III уровень - противоречивое отношение к прошлому, настоящему и будущему, как правило, характеризует несогласованность, разрыв между ними. Поскольку эта противоречивость может выступать по-разному, в таблице представлены три основных ее варианта;

IV уровень - отрицательное отношение к прошлому и будущему;

V уровень - крайне отрицательное отношение к прошлому и будущему, группа риска.

В качестве дополнительных могут использоваться показатели отдельно по отношению подростка к будущему и к прошлому, расхождение между ними, а также проводиться качественная характеристика ответов I и II частей.

Экспресс-диагностика готовности к саморазвитию Краткая информация о методике

Методика выявляет направленность личности на саморазвитие. Разработана и нормирована А. М. Прихожан.

Описание методики и процедура проведения

Методика проводится фронтально - с целым классом или группой учащихся, предъявляется респонденту на индивидуальном бланке. После раздачи бланков подросткам предлагается прочесть инструкцию и выполнить задание, представленное в примере. Затем психолог должен ответить на все задаваемые подростками вопросы. После этого они работают самостоятельно, а психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции составляет 8-10 минут.

Бланк методики

Фамилия, имя_Школа_

Возраст_Класс_

Дата проведения_

Время проведения_

Инструкция. Ниже представлены описания различных действий, поступков, переживаний. Подумай, каково твое отношение к тому, что описано в каждом предложении, и насколько часто ты так себя ведешь, думаешь, чувствуешь.

Для ответа обведи кружком одну из трех цифр в колонке слева (твое отношение к действию) и в колонке справа (частота его выполнения). Чем выше оценка, тем лучше твое отношение к поступку и тем чаще ты его выполняешь.

В колонке слева :

  • 1 - плохое отношение, тебе не нравится этот поступок;
  • 2 - среднее, нейтральное отношение к поступку;
  • 3 - тебе нравится этот поступок.

В колонке справа :

  • 1 - редко поступаешь таким образом;
  • 2 - поступаешь так время от времени;
  • 3 - часто ведешь себя таким образом.

Пример.

Отношение

Утверждение

Заниматься утренней зарядкой

Теперь начинай работать.

Отношение

Утверждение

Частота

Добиваться поставленных целей

Чувствовать уверенность в своих силах

Отказываться от своих планов, желаний

Искать новые пути

Надеяться на себя

Преодолевать себя

Бояться ошибок и неудач

Добиваться своих целей вопреки трудностям и препятствиям

Обработка и оценка полученных результатов

1. Подсчет балла, характеризующего склонность к саморазвитию .

С этой целью подсчитываются оценки, поставленные подростком в левой колонке. Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «3» отражает высокий уровень стремления к саморазвитию (например, «Пробовать свои силы»). Другие (например, «Бояться ошибок и неудач») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие указанного стремления.

В первом случае балльные веса подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:

  • - вес для подсчета: 12 3.

Для пунктов, в которых высокая оценка отражает отсутствие стремления к самовоспитанию, веса считаются в обратном порядке:

  • - на бланке подчеркнуто: 12 3;
  • - вес для подсчета: 3 2 1.

Такими «обратными» пунктами являются утверждения 3, 6, 8, 11, 15.

Для получения балла подсчитывается сумма весов по заполненным школьникам пунктам. Суммарный балл может быть подсчитан при пропуске школьником не более 2 утверждений. Суммарный балл может варьировать в интервале от 10 до 48.

  • 2. Подсчет балла, характеризуюгцего проявление готовности к саморазвитию в поведении школьника . С этой целью подсчитываются оценки, поставленные школьником в левой колонке. Суммарный балл может быть подсчитан при пропуске школьником не более 2 утверждений.
  • 3. Далее необходимо перемножить оценки по отношению и частоте. Полученный результат делится на количество заполненных школьником пунктов. Если по отношению и частоте заполнено разное количество пунктов, то берется большее число.

При получении дробного числа результат округляется до следующего целого (например, 65,1 = 65; 65,9 = 66).

Результат характеризует выраженность склонности к саморазвитию. Оценки могут варьировать в интервале от 10 до 144 баллов.

Полученные данные сопоставляются с показателями, указанными в табл. 4.26.

Таблица 4.26

Нормативные показатели экспресс-диагностики

Уровень

Половозрастные группы, интервалы значений

Девочки

Мальчики

13 лет

14 лет

15-16 лет

13 лет

14-15 лет

16 лет

Дополнительным показателем служит расхождение между отношением к действиям, связанным с саморазвитием, и их проявлениями в поведении. Показателем в данном случае является разность между суммарным баллом «отношение» и «частота». При оптимальном соотношении разность близка к нулю.

Интерпретация уровней :

I уровень - очень высокий уровень готовности к саморазвитию. Нередко свидетельствует о стремлении давать социально желательные ответы или о недостаточной критичности по отношению к себе;

II уровень - высокий уровень готовности к саморазвитию. В старшем подростковом и раннем юношеском возрастах свидетельствует о соответствии социально-психологическому нормативу;

III уровень - средний уровень. Для понимания его психологической характеристики необходимо проанализировать особенности заполнения методики школьником. Подобный результат часто связан с существенным расхождением между положительным отношением к действиям по саморазвитию и их реализацией в поведении. Такие школьники переживают недостаток средств саморазвития;

IV уровень - низкий уровень;

V уровень - очень низкий уровень.

Последние два уровня свидетельствуют о необходимости проводить со школьниками специальную работу, побуждая их к самовоспитанию и саморазвитию. Вместе с тем, не следует «принуждать» учащихся к работе по саморазвитию. Важно лишь объяснять им значимость этого и обратить внимание на обеспечение их средствами саморазвития.

Юношеская копинг-шкала (ЮКШ - ACS) Краткая информация о методике

Методика представляет собой модификацию опросника Adolescent Coping Scale (ACS) Э. Фрайденберг и Р. Лыоиса, австралийских психологов из университета в г. Мельбурне. Автор российской версии - Т. Л. Крюкова.

В основе шкалы представление о совладании (копинге) как поведении, позволяющем «субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией» .

Описание методики и процедура проведения

Опросник имеет две формы: 1) общую, характеризующую, как человек обычно справляется с трудными ситуациями; 2) специальную, выявляющую особенности копинг-поведения в определенной категории трудных ситуаций (т.е. в первом случае подросток должен указать вообще трудные ситуации, а во втором - он должен указать конкретную трудную для него сейчас ситуацию). Эту категорию может выбрать сам респондент (например, ссора с другом), она также может быть задана психологом (например, сдача ЕГЭ).

Каждая форма содержит 80 вопросов. 79 утверждений опросника образуют 18 шкал, или коиинг-стратегий, которые молодые люди используют, когда в их жизни происходят различные неприятные события, возникают напряжение и беспокойство. Последний, 80-й вопрос, остается открытым и предлагает респонденту описать, что еще он делает в напряженной, тревожной и т.п. ситуации. Оценка выраженности совладающего поведения ведется по 5-балльной шкале Лайкерта (от 1 - «никогда не делаю этого» до 5 - «делаю так, поступаю так часто»).

Тестирование по каждой форме проводится отдельно с интервалом 10-14 дней.

Бланки методики

Общая форма

Юношеская копинг-шкала

  • 1. Фамилия, имя:
  • 2. Пол: муж., жен.
  • 3. Возраст:
  • 4. Класс/курс:
  • 5. Школа/вуз:
  • 6. Дата заполнения: «_»_20_г.

Инструкция. Что беспокоит школьников и студентов? Это могут быть дела в школе, университете, работа, семья, друзья, окружающий мир и т.п.

Ниже приводится список тех способов, которыми пользуются ваши ровесники для того, чтобы справиться с самыми разными тревогами и проблемами. Отметьте, пожалуйста, кружком соответствующую цифру, которая укажет на ваши действия при решении различных тревожащих вас ситуаций. Отметьте цифру 1, 2, 3, 4 или 5, отвечая на каждый пункт на следующей странице. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Не обдумывайте слишком долго каждое отдельное предложение, а просто дайте ответ, который лучше всего передаст ваши чувства.

Теперь начинайте работать.

1. Разговариваю с другими людьми, чтобы узнать, что сделали бы они, если бы столкнулись с этой проблемой

2. Выясняю, почему это произошло

3. Продолжаю делать все, что требуется

4. Занимаюсь спортом

5. Надеюсь, что мне поможет Бог

6. Обращаюсь за советом к компетентному человеку, к специалисту

7. Беспокоюсь о своем будущем

8. Стараюсь произвести хорошее впечатление на тех, кто много для меня значит

9. Я ничего не могу сделать для решения проблемы, поэтому я ничего не предпринимаю

11. Встречаюсь с друзьями

12. Плачу и кричу

13. Надеюсь на лучшее

14. Звоню близкому другу

16. Игнорирую проблему

28. Заболеваю

30. Избегаю общения с людьми

31. Ищу поддержки у других

36. Читаю духовную литературу

42. Критикую себя

55. Нс знаю, как выйти из данной ситуации

56. Обвиняю себя

63. Страдаю от головной боли или болей в желудке

74. Уделяю время досугу

79. Нахожу способ «выпустить» пар; например, плачу, кричу, выпиваю, принимаю наркотики

Специальная форма

Юношеская копинг-шкала

  • 1. Фамилия, имя:
  • 2. Пол: муж., жен.
  • 3. Возраст:
  • 4. Класс/курс:
  • 5. Школа/вуз:
  • 6. Дата заполнения: «_»_20_г.

Инструкция. Что беспокоит школьников и студентов? Это могут быть дела в школе, университете, работа, семья, друзья, окружающий мир и т.п. Что больше всего беспокоит и тревожит вас в вашей жизни? Пожалуйста, опишите кратко то, что беспокоит вас сейчас больше всего.

Больше всего сейчас меня беспокоит _

Ниже приводится список тех способов, которыми пользуются ваши ровесники для того, чтобы справиться с самыми разными тревогами и проблемами. Отметьте, пожалуйста, кружком соответствующую цифру, которая укажет на ваши действия при решении описанной вами выше конкретной проблемы. Отметьте цифру 1, 2, 3, 4 или 5, отвечая на каждый пункт на следующей странице. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Не обдумывайте слишком долго каждое отдельное предложение, а просто дайте ответ, который лучше всего передаст ваши чувства.

Например, если вы иногда справляетесь со своим беспокойством, «разговаривая с другими людьми, чтобы узнать, что сделали бы они, если бы столкнулись с этой проблемой», то вы должны обвести цифру 3, как показано ниже.

Помните: вы думаете о том, что беспокоит вас сейчас больше всего.

9. Я ничего нс могу сделать для решения проблемы, поэтому я ничего не предпринимаю

10. Я просто отказываюсь от каких-либо действий и сдаюсь

11. Встречаюсь с друзьями

12. Плачу и кричу

13. Надеюсь на лучшее

14. Звоню близкому другу

15. Никому не рассказываю о своих переживаниях

16. Игнорирую проблему

17. Разговариваю с другими людьми, ищу поддержку и помогаю им

18. Делаю все, что могу, чтобы решить проблему

19. Регулярно посещаю занятия в школе, университете

20. Слежу за своим здоровьем, поддерживаю себя в хорошей форме

21. Вспоминаю тех, кто в худшем положении, тогда мои проблемы не кажутся такими страшными

22. Молюсь, обращаюсь к Богу за наставлением, чтобы все благополучно завершилось

23. Получаю профессиональную помощь или консультацию психолога

24. Беспокоюсь о своем счастье

25. Упорно работаю и стараюсь добиться успеха

24. Беспокоюсь о своем счастье

25. Упорно работаю и стараюсь добиться успеха

26. Нахожу способ расслабиться; например, слушаю музыку, читаю книгу, играю на музыкальном инструменте, смотрю телевизор

27. Улучшаю свое самочувствие с помощью алкоголя, сигарет и наркотиков (кроме лекарств)

28. Заболеваю

29. Мечтаю, чтобы случилось чудо, и все уладилось само собой

30. Избегаю общения с людьми

31. Ищу поддержки у других

32. Рассматриваю другие точки зрения и стараюсь принять их во внимание

33. Беспокоюсь о своих отношениях с другими людьми

34. Иду на тренировку в спортзал

35. Смотрю на вещи оптимистически и думаю только о хорошем, что все закончится благополучно

36. Читаю духовную литературу

37. Беспокоюсь о том, что происходит

38. Пытаюсь «вписаться» в компанию своих друзей

39. Организую какую-нибудь акцию или ходатайство относительно моей проблемы

40. Устанавливаю прочные отношения с другими

41. Надеюсь, что проблема сама собой разрешится

42. Критикую себя

43. Не допускаю, чтобы другие узнали, что меня беспокоит

44. Думаю о том, что я делаю и зачем

45. Добиваюсь хороших результатов в том, что я делаю

46. Ухожу из дома, развлекаюсь и забываю о своих бедах

47. Стараюсь не унывать, не падать духом

48. Молю Бога позаботиться обо мне

49. Организую группу для решения проблемы

50. Улучшаю свои отношения с другими

51. Понимаю, что я сам (сама) осложняю свою жизнь

52. Хожу на собрания, где рассматривается эта проблема

53. Стараюсь близко подружиться с парнем или девушкой

54. Предаюсь фантазиям, как бы все могло удачно обернуться

55. Не знаю, как выйти из данной ситуации

56. Обвиняю себя

57. Не открываю другим, что я чувствую

58. Сознательно «блокирую» проблему

59. Разговариваю с другими людьми о своей проблеме, чтобы разобраться в ней

60. Работаю вместо того, чтобы бывать в обществе

61. Обращаюсь за помощью к профессионалу

62. Стараюсь довольствоваться тем, что имею

63. Стратаю от головной боли или болей в желудке

64. Беспокоюсь о том, что со мной будет

65. Выбрасываю проблему из головы

66. Делаю, как советуют друзья

67. Объединяюсь с людьми, у которых такая же проблема

68. Вымещаю неудачи, свои разочарования на других

69. Представляю себе, что все благополучно завершится

70. Считаю себя виноватым(-ой)

71. Получаю поддержку от других, например, родителей или друзей

72. Обсуждаю проблему с компетентными людьми

73. Беспокоюсь о будущем человечества

74. Уделяю время досугу

75. Больше (меньше) ем, пью, сплю

76. Закрываюсь от проблемы так, чтобы можно было избежать ее

77. Провожу больше времени со своим парнем, девушкой (любимым человеком)

78. Обдумываю различные способы решения проблемы

79. Нахожу способ «выпустить» нар; например, плачу, кричу, выпиваю, принимаю наркотики

80. Перечислите любые другие действия, которые вы совершаете, чтобы справиться с вашей тревогой, проблемой, которая больше всего сейчас беспокоит

Обработка и оценка полученных результатов

Каждая форма методики анализируется отдельно. При анализе результатов, полученных с помощью специальной формы, следует обратить особое внимание на выбор трудных для респондентов жизненных ситуаций и проблем.

Могут быть выделены 18 копинг-стратегий (табл. 4.27).

Характеристика копинг-стратегий

Таблица 4.27

3. Работа, достижения

Упорная работа и достижения - добросовестное отношение к работе (учебе) и высокие достижения

4. Беспокойство

Беспокойство - беспокойство о будущем вообще и о своем будущем в особенности

Ставка на близких друзей - общение с близкими и друзьями и приобретение новых друзей

6. Принадлежность

Стремление принадлежать - интерес к тому, что думают другие, и действия, нацеленные на получение их одобрения

7. Чудо (надежда на чудо)

Надежда на чудо - надежды на лучшее, на то, что все само но себе уладится, что случится чудо

8. Несовладание

Несовладание - отказ от каких-либо действий по решению проблемы, болезненные состояния

9. Разрядка

Разрядка - улучшение самочувствия за счет «выпускания пара», вымещение своих неудач на других, слезы, крик, алкоголь, сигареты или наркотики

10. Общественные действия

Общественные действия - поиски поддержки путем организации групповых действий для разрешения проблем; посещение собраний

11. Игнорирование

Игнорирование проблемы - сознательное блокирование проблемы, как будто ее не существует

12. Самообвинение

Самообвинение - строгое отношение к себе, ощущение ответственности за проблему

13. Уход в себя

Уход в себя - замкнутость, неиосвящение других людей в свои заботы

14. Духовность

Поиски духовной опоры - молитвы о помощи и наставлении, чтение Святого писания

15. Позитивный фокус

Фокусирование на позитиве - оптимистический взгляд на вещи; напоминание себе о том, что есть люди и в худшем положении; поддержание бодрости духа

16. Профессиональная помощь

Обращение за помощью к профессионалу - обсуждение своей проблемы с квалифицированным профессионалом

17. Отвлечение

Стремление отвлечься и отдохнуть - отвлечение от проблемы, используя такие способы релаксации, как чтение книг, просмотр телевизора, развлечения в обществе

18. Активный

Активный отдых - занятия физкультурой и спортом

Обработка результатов проводится путем сопоставления данных респондента с ключом (табл. 4.28). Совпадение с ключом дает один балл. Сумма баллов умножается на число, указанное в столбце «Общая сумма баллов».

Ключ к Юношеской копинг-шкале

Выверенная сумма баллов

1. Социальная поддержка

1 + 17 + 31+59 + 71

2. Решение проблемы

2 + 18 + 32 + 44 + 78

3. Работа, достижения

3+ 19 + 25 + 45 + 60

4. Беспокойство

7 + 24 + 37 + 64 + 73

11 + 14 +40 + 53 + 77

6. Принадлежность

8 + 33 + 38 + 50 + 66

13 + 29 + 41 +54 + 69

8. Несовладание

9+ 10 + 28 + 55 + 63

9. Разрядка

12 + 27 + 68 + 75 + 79

10. Общественные действия

39 + 49 + 52 + 67

11. Игнорирование

16 + 58 + 65 + 76

12. Самообвинение

42 + 51 +56 + 70

13. Уход в себя

15 + 30 + 43 + 57

14. Духовность

5 + 22 + 36 + 48

15. Позитивный фокус

21 +35 + 47 + 62

16. Профессиональная помощь

17. Отвлечение

18. Активный отдых

Полученные результаты сопоставляются с нормативными показателями (табл. 4.29).

По результатам выраженности отдельных шкал определяется профиль индивидуальных и групповых предпочтений конинг-стратегий (табл. 4.30 и 4.31).

Нормы Юношеской копинг-шкалы

Таблица 4.29

Шкалы ЮКШ

Среднее по смешанной выборке

Эмпирические значения или нормы

Теоретический разброс значений

Социальная поддержка

Решение проблемы

Беспокойство

Принадлежность

Несовладание

Разрядка

Общественные

действия

Игнорирование

Самообвинение

Уход в себя

Духовность

Профиль шкал

  • Материал любезно предоставлен Т. Л. Крюковой.
  • Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы.Кострома, 2010. С. 4.
  • Сумма, получаемая в предыдущем столбце, умножается на 4 (на 5 или на 7).