Какие цели ставил харун ар рашид. Империя харуна ар-рашида

20.04.2015 0 11209


В арабских сказках «Тысяча и одна ночь» правитель Багдада Гарун аль-Рашид описывается как мудрый и справедливый властитель, покровитель искусств. В сказках он, переодевшись купцом, в сопровождении своего визиря Джафара Бармакида бродит по ночным улицам Багдада, чтобы узнать беды и чаяния простого люда.

Его образ оказался столь колоритным, что имя халифа стало нарицательным для характеристики сказочно богатого и щедрого человека, который помогает простым людям.

У Гаруна аль-Рашида, известного нам по сказкам «Тысячи и одной ночи», был реальный исторический прототип - багдадский халиф Харун ар-Рашид. Пожалуй, сказочного Гаруна и реального Харуна объединяло лишь одно. Оба они любили инкогнито бродить по ночному Багдаду, в сопровождении друга и визиря Джафара Бармакида. Только реальный султан казнил своего реального друга Джафара.Так что действительность гораздо суровее сказок.

На пути к престолу

Харун ар-Рашид родился в 766 году в древнем городе Рей, расположенном к юго-западу от Тегерана. Он был сыном третьего халифа из династии Аббасидов - аль-Махди. Дед Харуна - аль-Мансур - был фактическим основателем и создателем огромной империи, вошедшей в историю как Аббасид-ский халифат.

Эта империя простиралась от Атлантики до границ Китая и от Кавказа до Индии в Азии и Судана в Африке. Апь-Мансур основал и город Багдад, который к моменту рождения Харуна ар-Рашида уже превратился в самый большой и великолепный город Востока. В Багдаде насчитывалось около 20 тысяч мечетей и молитвенных мест, 10 тысяч бань и порядка 2,5 миллиона жителей.

Воздух в Багдаде охлаждали с помощью войлока, который растягивали и затем увлажняли водой, а она, испаряясь, спасала от дневного зноя. Около половины всей площади Багдада занимали рынки, что делало этот город центром восточной торговли.

Но главным украшением Багдада был халифский дворец, который казался сказочным. В нем находились пруды из ртути и олова, искусно сделанные из драгоценных металлов деревья, на которых щебетали механические птицы. Вокруг прудов стояли пальмы, стволы которых вплоть до самой кроны были облицованы резным тиковым деревом, скрепленным позолоченными металлическими обручами.

Хотя детство Харуна прошло в халифском дворце, в роскоши и подобострастии окружавших его евнухов и вольноотпущенников, нельзя сказать, что он вырос изнеженным и ленивым. Напротив, он вырос набожным, образованным и сильным. Говорят, что Харун великолепно владел мечом, метко стрелял из лука и крепко сидел в седле. С детства его опекали советники из знатного персидского рода Бармакидов. Его наставником был представитель этого рода Яхья ибн Халид, а молодой Джафар Бармакид стал его лучшим другом.

Интриги в гареме

В 16 лет отец назначил Харуна командовать военными походами против Византии. Понятно, что по молодости лет тот лишь формально возглавлял военные экспедиции. Фактически руководили ими его опытные советники, но тем не менее сын халифа проявил себя в этих походах достойно. Причем во втором из них под его началом арабы впервые достигли Босфора.

Любопытно, что юный Харун стал военачальником благодаря матери аль-Хайзуран, некогда йеменской рабыни, которой халиф сначала даровал свободу, а потом женился на ней в 775 году.

Аль-Хайзуран была не единственной женой аль-Махди. И все жены интриговали друг против друга, стараясь продвинуть своих чад поближе к халифу. Вот и аль-Хайзуран уговорила халифа поручить военное руководство их 16-летнему сыну, полагая, что это благоприятно скажется на его дальнейшей карьере.

И не ошиблась. После возвращения из похода Харун был назначен правителем Ифрикии (современный Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана. В очереди к халифскому престолу он был вторым после Мусы - своего старшего брата.

После смерти аль-Махди Муса и стал халифом под именем аль-Хади. Конкурента Харуна он заточил в тюрьму и принудил дать клятву, что тот отказывается от каких-либо притязаний на трон.

Но его мать аль-Хайзуран и наставник Яхья ибн Халид такой клятвы не давали. Говорят, что именно они устранили аль-Хади, который при таинственных обстоятельствах перешел в мир иной в 786 году (есть версия, что его задушили во сне). А потом они возвели на престол Харуна.

Харун ар-Рашид вошел в историю как гениальный политик, покровитель наук и искусств, блестящий полководец и бесстрашный воин. Однако все это не совсем так. Хотя Харун стал халифом, но фактически халифатом управляли другие - те, кто привели его к власти. Его наставник Яхья ибн Халид еще долго оставался у власти и о своих действиях давал отчет только аль-Хайзуран, которая в политической жизни халифата играла главенствующую роль.

Политик без жалости

Только после смерти матери, спустя три года после восшествия на престол, Харун начал брать бразды правления в свои руки, постепенно отстраняя Бармакидов от управления государством. А потом и вовсе решил избавиться от них. 29 января 803 года по приказу Харуна был убит его друг - Джафар Бар-макид. А бывший наставник Яхья и многие члены его семьи были брошены в темницу.

Говорят, что Джафар был не только другом, но и любовником Харуна. А о его гибели существует такая легенда. Как-то халиф и его визирь вместе весело попировали, а после пира Харун приказал евнуху принести ему голову Джафара. Когда евнух с мечом в руках возник перед визирем и объявил, что приказом халифа тот приговорен к смерти, Джафар стал молить о пощаде.

Он убеждал, что приказ халиф отдал под воздействием вина, а утром он проспится и казнит евнуха за его исполнение. Евнух засомневался и вместе с визирем отправился к халифу. Харун, увидев их, грозно сказал евнуху: «Я просил тебя не привести Джафара, а принести его голову». И слуга тут же отсек визирю голову.

Правление Харуна ар-Рашида называют «золотым временем» Аббасидского халифата. Но скорее всего, мировую славу мудрого и справедливого правителя Харуну принесли арабские купцы. Что при нем процветало, так это торговля. Его купцы вели торговые операции на огромном пространстве от Китая до Восточной Африки. Они рассказывали по всему миру о своем великом халифе и его богатстве.

Харун был хорошим военачальником. Он успешно воевал против Византии и создал в своем халифате флот, который совершал набеги на острова Кипр и Родос. Покровительствовал он и искусствам. Но в основном -искусствам, связанным с религиозной деятельностью. В отличие от сказочного Гаруна, реальный Харун был прижимист. Бедняков он не одаривал. Напротив, чтобы поддержать роскошь своего двора, халиф был беспощаден при сборе налогов.

Харун был набожным, но отнюдь не добрым правителем. При восшествии на престол он провозгласил всеобщую амнистию. Но оставил в заточении так называемых зиндиков - отступивших от традиционного мусульманского вероисповедания. По отношению к иноверцам он нередко проявлял жестокость. Сделал для них ограничения. Например, они не должны были носить такую же обувь, как у правоверных. Ездить зиндики должны были не на лошадях, а на ослах. А в 806 году халиф приказал разрушить все христианские церкви на отвоеванных и пограничных с Византией территориях.

Не всегда обдуманные решения халифа и насильственное насаждение ислама на подвластных территориях отразились и на спокойствии в империи Аббасидов. Наиболее опасными стали выступления представителей одного из течений ислама -хариджитов - в провинциях Северной Африки, Северной Месопотамии и в Сиджистане.

То и дело против власти Аббасидов вспыхивали восстания в Средней Азии, Египте, Сирии и Тунисе. Халифу самому нередко приходилось водить армию для подавления мятежей. Во время военного похода для подавления восстания Рафи ибн Лейса в Средней Азии его и настигла смерть в 809 году. Уже отходя в мир иной, халиф прошептал: «О Бессмертный, прости смертного».

Крушение империи

У Харуна ар-Рашида было три сына: Мухаммед Аль-Амин, что означает «Надежный», Абдалла Аль-Мамун -«Достойный доверия», Мухаммед аль-Мутасим - «Уверенный». Он установил для своих сыновей порядок престолонаследия. Но после его смерти они ослушались отцовского завета и устроили распрю, которая сначала привела к гражданской войне в стране, а потом к крушению Аббасидского халифата.

Олег ЛОГИНОВ

Во второй половине VIII века мусульманский мир находился на пороге великих преобразований и грандиозных открытий.

Ослабление центральной власти в отдаленных областях Халифата и восстания, то и дело вспыхивавшие в разных городах, охладили завоевательный пыл мусульман. Вместе с тем это позволило халифам уделить больше внимания решению экономических и социальных проблем. Багдад, превратившийся в политический и культурный центр Халифата, рос стремительными темпами. В 776 году на левобережной части города была построена соборная мечеть, вокруг которой вырос новый район Эр-Расафа. Столица Аббасидов манила к себе градостроителей и торговцев, ремесленников и солдат, ученых и поэтов. Здесь легко можно было найти работу, а проявив редкие дарования - сделать успешную карьеру и даже приблизиться ко двору халифа.

После прихода к власти в 786 году Харуна ар-Рашида, воспетого позднее в сказках «Тысячи и одной ночи», Халифат пережил невиданный доселе экономический и культурный подъем. Военное превосходство мусульман над соседями было неоспоримым, а хариджитам уже не удавалось собрать под свои знамена много мятежников. Повелитель правоверных мог расходовать государственные деньги на мирное строительство. Несмотря на свою славу грозного эмира, ар-Рашид прислушивался к советам и ценил ученых. По свидетельствам историков, в период своего правления он до самой смерти ежедневно совершал сто ракатов молитвы и раздавал тысячу дирхемов в качестве милостыни. Слушая назидания богословов, он едва сдерживал слезы и много каялся. Щедро вознаграждая поэтов, он позволял им читать панегирики и любил слушать восхваления в свой адрес. На его собраниях часто присутствовали блестящие арабские поэты Абу ал-‘Атахийа и Абу Са‘ид ал-Асма‘и [Сийар аз-Захаби].

Как-то раз к халифу ар-Рашиду пришёл известный учёный Ибн ас-Саммак, которого называли «господином увещателей». Хаджиб ал-Фадл ибн ар-Раби‘ доложил об этом халифу, и тот велел впустить шейха. Халиф попросил его: «Дай мне наставление». Ибн ас-Саммак сказал: «О повелитель правоверных, бойся только Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и знай, что ты обязательно предстанешь перед Аллахом, твоим Господом, а потом отправишься либо в рай, либо в ад, и третьего не дано». Харун ар-Рашид заплакал, и его борода промокла от слёз. Хаджиб повернулся к Ибн ас-Саммаку и сказал: «Пречист Аллах! Неужели кто-то может усомниться в том, что повелитель правоверных с позволения Аллаха попадёт в рай, ведь он выполняет свой долг перед Аллахом, справедлив с Его рабами и великодушен». Шейх не придал значения его словам и даже не посмотрел в его сторону. Он обратился к халифу и сказал: «О повелитель правоверных, клянусь Аллахом, этого человека не будет ни с тобой, ни рядом с тобой в тот день. Побойся Аллаха и позаботься о себе». Харун плакал так, что присутствовавшие на том собрании стали жалеть его, а хаджиб не проронил больше ни слова [Тарих ат-Табари].

Ар-Рашид приглашал в Багдад ученых из других городов и государств, тесно общался с ними и использовал их достижения для усиления армии и в строительном деле. В тот период мусульмане добились больших успехов в медицине, математике, астрономии, механике. По приказу халифа возводили мосты, строили плотины и каналы. На дорогах между крупными городами появлялись постоялые дворы и почтовые станции. Караванные пути охранялись от разбойников, а улицы крупных городов по ночам освещались фонарями. Огромный вклад в благоустройство городов и дорог внесла его жена Зубайда бинт Джа‘фар, внучка халифа Абу Джа‘фара ал-Мансура и мать будущего халифа Абу ‘Абдаллаха аль-Амина.

Аз-Захаби пишет, что Харун ар-Рашид даже рассматривал предложение соединить Ромейское (Средиземное) море с Красным морем, но по совету великого визиря Йахйи ибн Халида ал-Бармаки отказался от этой идеи, опасаясь того, что корабли византийцев смогут подойти к берегам Хиджаза. А это значит, что идея строительства гигантского сооружения, ныне известного как Суэцкий канал, обсуждалась мусульманами за 1000 лет до ее реализации!

Библиотека Байт ал-хикма (Дом мудрости), основанная еще при Абу Джа‘фаре ал-Мансуре, пополнялась редкими книгами из разных стран. В царствование ар-Рашида она превратилась в академический центр, где работали лучшие переводчики, переписчики, переплетчики. Там же проходили занятия известных ученых и организовывались дискуссии. Именно в те годы на арабский язык впервые были переведены «Начала» Евклида. В 795 году в Багдаде был построен цех по производству бумаги, а знаменитый «бумажный рынок» стал гордостью мусульманской столицы. Некоторые византийские авторы называли бумагу bagdatixon, непосредственно связывая происхождение продукта с городом на Тигре .

Багдад в короткий срок завоевал симпатии многих богословов в соперничестве с уже сложившимися религиозными школами в Куфе, Басре, Шаме и Египте. При жизни ар-Рашида в столице Халифата жили и творили кади Абу Йусуф (ум. 182/798), имамы Муса ал-Казим (ум. 183/799) и Мухаммад ибн Хасан (ум. 189/805). Несколько лет там жил, сначала обучаясь богословию, а потом делясь своими знаниями, Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и (ум. 204/820). Багдад был вотчиной Ахмада ибн Ханбала (ум. 241/855). Эти учёные пользовались большим авторитетом, чем сам халиф. К ним прислушивались, им доверяли, на них равнялись. Их проповеди вселяли уверенность в сердца тех, чей энтузиазм и самопожертвование обеспечивали процветание Халифата. Пожалуй, только присутствие имама Малика (ум. 179/796) в Медине делало город Пророка, мир ему и благословение Аллаха, более привлекательным для студентов, изучавших богословие.

Когда халиф ар-Рашид посетил Медину, он отправил своего хаджиба к имаму Малику, чтобы тот предстал перед халифом и прочёл ему свою знаменитую «Муватту». Имам Малик ответил хаджибу: «Передай ему мое приветствие и скажи, что за знаниями нужно идти, а не они должны приходить». Когда хаджиб передал ответ учёного халифу, люди из его окружения потребовали от ар-Рашида проявить настойчивость. В это время имам Малик сам пришёл к халифу и сел недалеко от него. Ар-Рашид сказал: «О Ибн Абу ‘Амир, я посылаю за тобой, а ты ослушиваешься меня?» Он ответил: «О повелитель правоверных, аз-Зухри рассказал мне со слов Хариджи ибн Зайда ибн Сабита, а тот - со слов своего отца, что он записывал откровения перед посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда было ниспослано: «Верующие, которые отсиживаются, не сравнятся с теми, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами» (сура 4 «Женщины», аят 95). В это время Ибн Умм Мактум находился рядом и сказал: «О Посланник Аллаха, а как быть мне, слепому человеку, если Аллах ниспослал о превосходстве джихада то, что тебе известно». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я не знаю» . Зайд сказал: «Моё перо не успело высохнуть, как бедро Пророка, мир ему и благословение Аллаха, упало на моё бедро, и он потерял сознание. Потом Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Зайд, пиши: «…кроме тех, кто испытывает тяготы» . Потом имам Малик сказал: «Из-за одного слова Джибрил и ангелы были отправлены на расстояние пятидесяти тысяч лет. Разве не следует и мне возвеличивать и почитать его? Аллах возвысил тебя и поместил на это место благодаря твоему знанию. Не будь же первым среди тех, кто унизит знания и кого унизит Аллах». Ар-Рашид встал и проводил Малика домой, слушая хадисы из «Муватты». Когда они вошли к нему в дом, он усадил имама рядом с собой на диване и попросил его прочесть ему хадисы. Малик сказал: «Я давно уже не читаю их никому». Халиф сказал: «Тогда вели людям выйти, и я прочту их тебе». Малик сказал: «Когда людей лишают чего-либо ради избранных, это не приносит пользы избранным». Потом он велел одному из своих учеников прочесть хадисы халифу, и когда тот начал читать их, имам Малик сказал: «О повелитель правоверных, я застал в нашем городе ученых людей, которые любили проявлять кротость перед знаниями». Тогда ар-Рашид встал с дивана и сел перед своим учителем [Шазарат аз-захаб].

Харун ар-Рашид был незаурядной личностью и относился к числу тех правителей, чьи справедливые решения приносят больше пользы, чем увещевания мудрецов. Он любил своих подданных, заботился о них и старался заслужить их любовь. Однажды, когда он отправился на охоту из своей летней резиденции в Ракке, ему навстречу вышел отшельник. Увидев халифа в царственном наряде и в окружении свиты, тот сказал: «Эй Харун, побойся Аллаха». Халиф велел одному из своих приближённых придержать того человека до его возвращения, а когда вернулся, приказал накормить его лучшей едой. Потом он подозвал его к себе и сказал: «Послушай, я хочу, чтобы ты был справедлив ко мне». Мужчина ответил: «Это меньшее, на что ты имеешь право». Халиф спросил: «Скажи, я хуже и противнее, чем Фараон?» Тот ответил: «Фараон хуже, он возомнил себя всевышним господом и сказал: «Я не знаю для вас другого бога, кроме меня»». Халиф сказал: «Правильно. Тогда скажи мне, ты лучше или Муса ибн ‘Имран». Тот ответил: «Муса лучше. Аллах говорил с ним, очистил его, избрал для Себя и доверил ему Свое откровение». Он сказал: «Правильно. А разве ты не знаешь, что когда Аллах послал его [и его брата] к Фараону, Он велел им обоим говорить с ним мягко, чтобы тот одумался и убоялся? Комментаторы говорили, что им было велено не называть его по имени, хотя он и был таким заносчивым и жестоким, каким мы знаем его. А ты пришёл ко мне, и ты знаешь, что я выполняю большую часть того, что Аллах возложил на меня, и не поклоняюсь никому, кроме Него, не преступаю Его святейшие границы, уважаю Его приказы и запреты. Несмотря на это, ты увещевал меня в самой грубой, невежливой и неучтивой форме. Ты нарушил нормы приличия, установленные Аллахом, и не украсил себя нравом праведных людей. Отчего ты решил, что я не накажу тебя, и кличешь на себя то, что мне не нужно?». Отшельник сказал: «О повелитель правоверных, я был неправ, прости меня». Халиф сказал: «Клянусь Аллахом, ты уже прощён». Потом он приказал выдать ему двадцать тысяч дирхемов, но тот мужчина отказался брать их! Он сказал: «Я странствую по свету и не нуждаюсь в деньгах». Люди сказали ему: «О невежа, ты отвергаешь добро, которое делает тебе повелитель правоверных?». Халиф повелел: «Не трогайте его». Потом он повернулся к нему и сказал: «Мы предложили тебе эти деньги не из-за того, что ты нуждаешься в них, но таков наш обычай: если к халифу обращается кто-либо не из его окружения или его врагов, то он делает ему подарок. Возьми столько, сколько захочешь, и потрать, на что пожелаешь». Тогда он взял из тех денег две тысячи и раздал их слугам и тем, кто находился у дверей [Тарих ат-Табари].

Ар-Рашид не был аскетом, любил охоту и развлечения, часто устраивал турниры для конников и лучников, но не скупился на щедрые пожертвования и не задерживал заслуженное вознаграждение. Визири и чиновники равнялись на своего халифа, который знал наизусть Коран, много общался с учёными и лично возглавлял армию в военных походах. Однако он так и не сумел положить конец соперничеству между его сыновьями Мухаммадом (сыном Зубайды и будущим халифом аль-Амином) и ‘Абдаллахом (сыном персиянки и будущим халифом аль-Ма’муном). Внутри Халифата росли противоречия между арабской и персидской знатью, и всё это сильно печалило ар-Рашида, особенно когда его болезнь обострилась. Он скончался весной 809 года, когда направлялся в Хорасан для подавления восстания.

Харун ар-Рашид был похоронен в Тусе, и точное место его захоронения остаётся предметом больших споров. Своей славой он затмил многих других правителей, и период его царствования часто называют «золотым веком» Багдадского халифата. И хотя из памятников его эпохи уцелели лишь немногие, история сохранила для нас молитву, которую он произнёс внутри Каабы: «О Владеющий тем, в чём нуждаются просящие, и Знающий помыслы тех, кто молчит. Любая просьба, обращённая к Тебе, может быть сразу отвергнута или сразу удовлетворена, и любое молчание Ты объемлешь Своим знанием, правдивым обещанием и необъятной милостью. Благослови Мухаммада и род Мухаммада, прости нам грехи наши и покрой наши прегрешения. Грехи не вредят Тебе, пороки не скрыты от Тебя, и прощение не уменьшает Твою [славу]. Ты окружил землю водой и воздух небом и выбрал для Себя [наилучшие] имена. Благослови Мухаммада и род Мухаммада и сделай за меня выбор во всех делах моих. О Тот, перед Кем смиряются голоса молящихся на любых языках! Я нуждаюсь в Твоём прощении после смерти, когда окажусь в могильной нише и оставлю свою семью и своих детей. Аллахумма, слава Твоя превыше любой другой славы настолько, насколько Ты превыше всех творений. Благослови Мухаммада так, чтобы он остался доволен, и благослови его так, чтобы благословение стало для него защитой, и отблагодари его за нас наилучшим образом. Аллахумма, позволь нам прожить счастливую жизнь и упокой нас мучениками, награди счастьем и щедрым уделом, не губи и не лишай Твоей [милости и опеки]» [Тарих ат-Табари].

Да помилует его Всевышний Аллах!

Б лагодаря сборнику арабских сказок «Тысяча и одна ночь» Харун ар-Рашид (763–809) стал едва ли не самым известным правителем мусульманского мира. Однако личность Харуна и реальные события, происходившие в его царствование, как правило, оставались в тени его сказочного прототипа. Книга французского востоковеда Андре Кло призвана показать читателям истинное лицо легендарного халифа. Если большинство читателей знает Харуна ар-Рашида как изнеженного и капризного государя, наслаждающегося жизнью в окружении наложниц и музыкантов в своем багдадском дворце, то реальность совсем иная: с самого детства Харун был вынужден бороться за жизнь и власть. Младший сын халифа Мутасима и йеменской рабыни, он с трудом уцелел в правление своего старшего брата. Став халифом, Харун столкнулся с множеством трудностей: в наследство от предков ему досталось неулаженные споры между потомками пророка Мухаммада, притязавшими на власть, религиозные распри между суннитами и шиитами. Огромную мусульманскую империю, населенную самыми разными народами, нелегко было удержать в повиновении. Но трудности лишь закалили характер Харуна: своим современникам он был известен прежде всего как удачливый военачальник, успешно воевавший с Византийской империей и железной рукой подавлявший внутренние мятежи. Халифу также пришлось лавировать среди хитросплетений дворцовых интриг: заподозрив в измене семейство Бармакидов, верой и правдой служившее ему с самого начала его правления, Харун без колебаний отправил его на эшафот. Впрочем, этот портрет был бы неполон, если бы автор биографии не вспомнил роль Харуна как покровителя искусства и науки. Именно этот халиф дал мощный толчок для культурного развития Багдада, который при нем стал самым густонаселенным городом мира. При Харуне столица халифата познала стремительный экономический рывок: купцы и мореходы посещали крупнейшие рынки Европы и Азии, превратив Багдад в экономический центр мира.

Кло Андре

ХАРУН АР-РАШИД И ВРЕМЕНА «ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ»

ГЛАВА I

ВСАДНИКИ АЛЛАХА

Восьмого июня 632 г. (13 рабия 1 г.) в Медине умер Мухаммед, незадолго до того впервые принявший участие в паломничестве в Мекку. Он не оставил после себя наследника мужского пола и не позаботился о том, чтобы назначить преемника. Арабы, незнакомые с идеей наследственной власти, вероятно, не приняли бы его сына, даже если бы он у него был. Началось противостояние между мединскими и мекканскими соратниками пророка. Кризис был преодолен благодаря мудрости Абу Ба-кра и Омара, двух самых близких пророку людей, а также потому, что Али, зятю и двоюродному брату Мухаммеда, в тот момент не удалось навязать себя в качестве преемника. Халифом, халифат ар-расул, «наместником посланника Божия», стал Абу Бакр. Это «избрание», состоявшееся на грани вооруженного столкновения между двумя первыми учениками Мухаммеда, было суровым предупреждением на будущее. Два года спустя Абу Бакр, ощущая приближение конца, сам назначил своим преемником Омара, и тот унаследовал власть, не встретив никакого противодействия.

Абу Бакр первым бросил арабские племена на завоевание северных провинций Аравии. После него Омар, самый энергичный и блестящий из праведных

халифов, с быстротой молнии раздвинул границы территории, на которой шла проповедь ислама. В 634 г. византийцы понесли поражение при Аджнадайне, в Палестине. В следующем году был взят Дамаск, а победа при Ярмуке привела к падению всей Сирии. В 642 г. после битв при Кадисийе, в Месопотамии, и Нехавенде, в Иране, рухнула империя Сасанидов. Завоевана была ее столица Ктесифон, а затем вся Западная и Центральная Персия и Месопотамия. Император Йездигерд III бежал в Хорасан. В 651 г. он был убит в Мерве. В 638 г. Омар завладел Иерусалимом, а через год - Эдессой. Египет продержался не намного дольше. Византийцы, сменившие Сасанидов в 628 г., были разбиты Амром ал-Асом, одним из самых блестящих арабских вождей, сначала при Гелиополисе, а затем при Вавилоне Египетском (вблизи современного Каира). В 646 г. была окончательно завоевана Александрия. Около 650 г. закончилась первая фаза арабских завоеваний. Вскоре они возобновились в восточном и западном направлениях, уже не встречая сопротивления.

Население империи василевса, раздираемой религиозными распрями, относилось к византийцам с ненавистью. Монофизиты, армяне и копты составляли настоящую церковь. Попытка насадить монофизитство вызвала недовольство православных и иноверных, негибких в вопросах вероучения. Евреи, которых указ императора Ираклия обязывал принять крещение, были в ярости, а изгнанные из империи несториане вынуждены были искать прибежище на землях Сасанидов. Подавляющее большинство населения без особых трудностей приняло новых хозяев, тем более что они уменьшили его налоговое бремя. Что касается Сасанидской империи, пребывавшей в состоянии полного хаоса, то она была обескровлена. Завоевательная война, приведшая армии Хосрова II к самым воротам Константинополя и Иерусалима, обернулась катастрофой. Официальная религия - маздакизм или зороастризм, преследовала еретиков, и население, измученное и доведенное до отчаяния, было готово приветствовать первых же «освободителей».

На фоне этих двух распадающихся и обессилевших империй арабы казались олицетворением молодости мира. Они не обладали ни революционной тактикой, ни новым вооружением, но ими двигало воодушевление, порожденное несокрушимой религиозной верой в сочетании со страстным влечением к военным трофеям. Их подвижные войска были приучены к продолжительным лишениям и к самым суровым климатическим условиям. Чаще всего новые завоеватели разбивали свои лагеря за пределами существующих населенных пунктов - так возникли Куфа и Басра в Ираке, Фустат в Египте. Они не стремились ни обратить местных жителей в свою веру, ни навязать им новые ограничения. При условии уплаты джизьи, подушной подати, христиане всех конфессий, евреи и приверженцы маздакизма исповедовали свою религию и по-своему организовывали жизнь своих общин. Главы немусульманских общин (дзимми) - в христианских странах епископы, в Иране дикане (сельские старейшины) - собирали налог для вали, глав провинций, созданных мусульманскими властями. Земля оставалась в руках прежних собственников при условии уплаты хараджа, поземельного налога.

ГЛАВА II

МОЛОДОСТЬ И ВЕЛИЧИЕ ПРАВЕДНОГО

Что нам известно о ранних годах восточных правителей? На самом деле очень немного. Многие приходили к власти вследствие раздоров, связанных с наследованием, а до того у летописцев не было причин интересоваться их детством. В результате большую часть подробностей относительно детства халифов или султанов приходилось восстанавливать задним числом, когда они уже занимали свое место на троне. Детство «доброго Харуна» не исключение.

Родившись в Рейе в Хорасане в феврале 776 г., Харун провел первые годы своей жизни в цитадели, контролировавшей этот город. Рейй был защищен рвом и толстой стеной, прорезанной пятью воротами, вода в него поступала из двух рек, и через несколько лет он стал «гордостью мусульманской страны». Харун, как нам сообщают, всегда с удовольствием вспоминал свой родной город, где жены знатных людей отстояли свое священное право кормить детей грудью.

Когда Харуну было три или четыре года, Махди обосновался в Багдаде, во дворце, который он приказал построить на берегу Тигра. Именно там юный принц, как любой отпрыск царского рода, получил образование, точно или почти такое же, какое в то время давали детям из высших слоев общества. Халифы растили своих сыновей с особой заботой, ведь Мухаммед поставил образованных людей «на третье место, после Бога и ангелов». Они поручали их попечению ученых, а также поэтов и музыкантов, которых выбирали лично. Они регулярно следили за их успехами, устраивая им публичные и приватные проверки. Образование молодых принцев начиналось в возрасте пяти лет: «Учить ребенка - значит резать по камню», говорили в то время. Заканчивалось обучение, когда принцам исполнялось около пятнадцати лет, и они получали свое первое задание.

В то время как Омейяды, еще недалеко ушедшие от образа жизни бедуинов, уделяли больше внимания оружию и спорту, чем религии и интеллектуальной жизни, при Аббасидах первостепенное значение получили проповедь Корана, философия и право. Юный омейядский принц учился просто читать Коран, молодому Аббасиду приходилось приобщиться к экзегезе и изучению Предания. Высокий интеллектуальный уровень аббасидской цивилизации, передавшей Западу наследие античности, безусловно, объяснялся тем уважением к духовным ценностям, которое с самого раннего возраста прививали молодым принцам династии.

ГЛАВА III

ПЕРВЫЕ ТЕНИ НАД ЦАРСТВОМ БЛАГОДАТИ

Щедрость халифа и принцев, непомерная роскошь женщин и мужчин, райские сады и постройки… Когда императрица усеивает свои туфли драгоценными камнями и наполняет жемчугом рот поэта, откуда у нее берутся головокружительные суммы, необходимые для подобных причуд? Набеги на Византию почти не приносили трофеев (великие завоевания уже закончились), а прибылей от торговли было явно недостаточно, хотя расходы двора и способствовали ее развитию. В империи Аббасидов, как, впрочем, и в любой другой, существовал только один источник, из которого государство черпало без всяких ограничений: кошельки тех, кого мы сегодня недвусмысленно именуем налогоплательщиками.

Система налогов была достаточно простой. Мусульмане платили добровольную милостыню (закат, садака), приравненную к десятине (уtup), - это одна из пяти заповедей ислама. Не-мусульмане платили подушную подать, джизью, а также поземельный налог, харадж (местное население в массовом порядке принимало ислам, чтобы избежать этого налога). Однако впоследствии этот побор распространился на все земли вне зависимости от вероисповедания своих владельцев. Фай, земельная собственность, захваченная во время завоевания, включала общинные угодья, к которым причислялось недвижимое имущество побежденных - государств, церквей, бежавших землевладельцев и пр. Государство могло либо эксплуатировать эти земли напрямую, либо передать их в частные руки на условиях уплаты налога. Таким образом, эта система, называемая катиа, или ик-та, которая была в ходу у византийцев, представляла собой долгосрочную аренду государственного имущества. Позднее, в XI в., появился вакф, своеобразная форма имущества, предназначенная для использования определенным выгодоприобретателям (частным лицам или государственным структурам: мечетям, караван-сараям, больницам). Вакф, или хабу, сохранился до наших дней.

Налог (харадж) полагалось уплачивать либо натурой в размере, который колебался от четверти до половины урожая в зависимости от конкретной культуры, либо деньгами. В этом случае его рассчитывали в зависимости от площади земли, типа культуры, а главное, качества орошения. Первая система применялась, главным образом, в Саваде, области по соседству с Багдадом, а вторая почти повсеместно. В каждом округе налог собирал государственный чиновник или откупщик. В этом случае представитель фиска назначал к выплате сумму, разумеется, ниже фактического размера налога, а разница составляла прибыль откупщика. Эта система, применявшаяся с незапамятных времен и до сих пор не вышедшая из употребления, вероятно, оставляет много места для злоупотреблений. Кроме того, крестьяне - налогоплательщики - были обязаны оплачивать большую часть расходов по сбору налогов и обеспечению жильем тех, кто выполнял эту функцию.

К этим налогам добавлялись другие, открывая простор для новых вымогательств - штрафов, конфискаций «незаконно» приобретенного имущества и земли, пошлин за защиту органов правопорядка. Дионисий Теллмахрский, монофизитский патриарх Верхней Месопотамии, в своей «Сирийской хронике» нарисовал мрачную картину участи простых людей в этом регионе незадолго до прихода Харуна к власти. В других областях империи ситуация, скорее всего, была совершенно такой же. При Харуне жизнь низших сословий нисколько не улучшилась, даже наоборот. Так, Дионисий упоминает об одном сборщике налогов, который самовольно включил в государственные угодья пространство примерно в 20 метров вокруг любого здания, которое можно было считать государственным. Другой взимал налог на любые товары, находившиеся в частных домах и лавках. Поборами облагалось все, говорит Дионисий, «включая пчел, голубей и кур», а размер налога определялся совершенно произвольно.

ГЛАВА IV

ТРУДНЫЕ ГОДЫ

Годы, которые протекли с момента восшествия Харуна на трон, не были свободны ни от волнений, ни от кризисов. Ничего слишком серьезного, ничего такого, что могло бы поставить империю под угрозу. Однако, когда халиф оставил Багдад, чтобы перебраться в Ракку, все указывало на то, что царству благодати пришел конец. Намеревался ли он отделаться от Бармакидов? Наверное, еще нет, хотя усталость от их присутствия, которую он выказывал, поражала многих в его окружении, тем более на фоне восходящей звезды их злейшего врага Фадла ибн Раби.

Помимо приготовлений к войне с Византией (его отношения с Карлом Великим были частью его планов против василевса) Харун озаботился вопросом престолонаследия. Он постоянно думал об этом, советуясь со своими доверенными лицами. В конце концов, он оставил эту проблему, ничего по-настоящему не решив.

Таким образом, период Ракки, самый долгий за правление Праведного, стал также и самым активным, потому что именно теперь, после своеобразной разминки, продолжавшейся первые десять лет, все проблемы предстали в своем истинном, несколько трагическом свете. В этот период разложение империи, признаки которого были уже давно заметны то тут, то там, усилилось. В итоге этот процесс привел некоторые провинции к фактической независимости.

В конце VIII в. аббасидская империя достигла своей вершины. Экономическое процветание, какого эта часть света никогда не знала, сильнейшая армия своего времени, утонченная цивилизация: все содействовало тому, чтобы повелитель правоверных стал самым могущественным монархом своей эпохи. Его владения простирались от Атлантики до Тянь-Шаня и устья Инда, от Тавра до Баб-эль-Мандеба и голубого Нила. Его враги были ослаблены внутренними раздорами. Византийская империя мучительно преодолевала свои кризисы, последний из которых, связанный с иконоборчеством и еще не закончившийся, серьезно подорвал ее силы. Что касается Карла Великого, которому предстояло отправиться в Рим за имперской короной, то соперничать, а тем более враждовать с халифом ему было далеко не по силам. К тому же он был так далеко! Никто в тогдашнем мире не мог сравниться с повелителем миллионов верующих - арабов, африканцев, египтян, тюрков и берберов, - которые пять раз в день произносили одни и те же молитвы, кланялись в землю в направлении одного и того же святилища и, к тому же, были объединены общим для всех языком Корана, арабским, быстро превратившимся в язык администрации и культуры на всем пространстве империи.

ГЛАВА V

ХАРУН И ЕГО ЭПОХА

В центре того мира, с которым арабы поддерживали отношения и который был ближе всего к их собственному миру, лежало Средиземное море. Их внешняя политика - в той мере, в какой она у них существовала, - была обращена к странам, омываемым этим морем. Повелитель правоверных был настолько могущественен, его владения простирались так далеко во всех направлениях, и он с таким презрением относился ко всему, что не принадлежало к дар ал-ислам, территории ислама, что иностранные правители в его глазах были не более чем вассалами, от чьих послов он при особых обстоятельствах соизволит принимать почести.

В первую очередь, речь идет о Византии. Арабы отторгли от нее все восточные и североафриканские владения, и Средиземное море перестало быть «византийским морем». Пришло к концу и господство василевса над Италией. С севера надвигалась славянская волна, которая давно перекатилась через Дунай, уже почти что билась в стены Константинополя. В течение долгих веков участь Византии зависела от неспособности ее врагов объединиться, ее технического превосходства (греческий огонь), выдающихся личностей, которые появлялись, когда казалось, что все пропало, чтобы в очередной раз спасти наследие Константина и Юстиниана.

Восьмой век не был исключением. Один за другим были провозглашены и свергнуты семь императоров. Два министра Юстиниана II были заживо сожжены. Бедствия следовали одно за другим. Повсюду вспыхивали восстания и беспорядки. Империя ждала спасителя. Им стал анатолийский стратиг Лев Исавр. Он восстал против императора, и вскоре сенат, армия и народ провозгласили его новым василевсом.

Первейшая задача нового императора заключалась в том, чтобы сдержать арабский натиск. Лев III осуществил ловкую интригу с военачальником Масламой, направленным омейядским халифом против Византии во главе крупной армии. Осада Константинополя была снята, но через несколько лет нападения возобновились. Арабы добрались даже до Никеи, находившейся на небольшом расстоянии от столицы, как будто для того, чтобы продемонстрировать желание ислама завоевать этот хранимый Богом город.

Однако еще более важным, даже по сравнению с борьбой против арабов, событием правления Льва III и его сына Константина стал затеянный ими спор об иконах. Были ли его причины религиозными или политическими? Было ли это желание положить конец росту земельных владений монастырей и сократить число монахов?

Комментарии к дате рождения:

Место рождения:

Рейс, вблизи современного Тегерана

Общество: Правители

Комментарии к дате смерти:

Место смерти:

Тус, в настоящее время Мешхед

Георафия жизни:

Род деятельности:

Харун ар-Рашид (Harun ar-Rashid) (17.03.763, Рейс, вблизи современного Тегерана, - 24.03.809, Тус, в настоящее время Мешхед) - пятый и самый знаменитый халиф династии Аббасидов, известный по сказкам «Тысячи и одной ночи». Родился в городе Рейс в 763 г. Он был третьим сыном халифа аль-Махди (правил 775-785) и его вторым сыном от йеменской рабыни аль-Хайзуран, которой халиф даровал свободу и на которой женился в 775 г. Аль-Хайзуран сыграла в судьбе сына немалую роль. Полигамия и безразличие к происхождению халифских жен, обычно рабынь иноземного происхождения, порождали бесконечные интриги - каждая из жен стремилась пристроить на престоле своего сына, и умелая интриганка аль-Хайзуран также существенно поспособствовала карьере Харуна. -- Детство Харуна прошло в халифском дворце в окружении евнухов и вольноотпущенников - мавали (так именовались жители покоренных арабами провинций, принявшие ислам), в обстановке придворной роскоши. Первоначальное воспитание Харуна было поручено наставнику из иранской династии Бармакидов - Йахье ибн Халиду. Еще юношей Харун формально возглавил две военные экспедиции против Византии, во время которых его сопровождали чиновники и военачальники высокого ранга. Разумеется, Харун по молодости едва ли играл сколько-нибудь существенную роль во время этих походов, однако участие в них юноши было задумано матерью и Йахьей, чтобы поднять его престиж и расчистить ему путь к трону. Во время первого похода в 779-780 гг. арабами был захвачен город и крепость Самалу, а во время второго в 781-782 гг. арабы в первый раз достигли Босфора. После возвращения из похода Харун был назначен правителем Ифрикии (современный Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана и таким образом вместе с Йахьей, ставшим начальником его канцелярии - «дивана посланий» («диван ар-расаиль»), оказался в должности высшего администратора в империи и вторым претендентом (после другого сына аль-Махди - Мусы) на пост наследника престола. -- В результате интриг аль-Хайзуран и Йахьи аль-Махди принял решение назначить Харуна своим первым преемником, для чего отправился в Гурган с намерением побудить правителя этой провинции Myсу отказаться от прав на престол в пользу Харуна. Но сторонники Myсы тоже не дремали. В дороге аль-Махди умер при таинственных обстоятельствах. Этим воспользовался управляющий двором халифа, сумевший добиться, чтобы в столице была принесена присяга верности Мусе, взошедшему на престол под именем аль-Хади. Попытка противников нового правителя в Багдаде оказать ему сопротивление была подавлена, и, чтобы полностью избавиться от соперника, Муса приказал заточить Харуна в тюрьму, где его вынудили отказаться от каких-либо претензий на трон. Жизнь Йахьи, побуждавшего Харуна к дальнейшей борьбе за власть, также была в опасности. Сторонники аль-Хади обвинили его в неверии (куфр), и ему грозила смерть. -- Но в 786 г. аль-Хади также умер при таинственных обстоятельствах, причем в смерти его молва обвиняла заговорщиков: аль-Хайзуран и Йахью. Теперь путь на престол Харуну был расчищен. Сам он не слишком много сделал для своего возвышения, и в первые годы правления полностью возложил руководство государственными делами на Йахью, которого назначил своим визирем. Вместе с сыновьями аль-Фадлом и Джа’фаром Йахья оставался у власти около семнадцати лет и о своих действиях давал отчет только аль-Хайзуран, которая в политической жизни Халифата играла главенствующую роль. Может быть, таинственная смерть аль-Хади дала впоследствии основание арабскому теологу (1058-1111) причислить Харуна к числу узурпаторов власти. -- Вопреки сложившейся легенде о золотом веке в истории Халифата годы правления Харуна ознаменовались многочисленными волнениями и мятежами, вспыхивавшими в разных провинциях империи. Нестабильность в провинциях халифата не могла отвлечь Харуна от бесконечных войн с Византией, в чем он усматривал свой главный религиозный долг. Набеги византийских и арабских отрядов друг на друга происходили почти ежегодно, и во многих военных экспедициях халиф лично принимал участие. При нем была выделена в административном отношении особая пограничная область с укрепленными городами-крепостями, сыгравшими в войнах последующих столетий важную роль. В 797 г., воспользовавшись внутриполитическими распрями в Византии и ее войной с болгарами, Харун овладел крепостью ас-Сафсаф и проник с войском далеко в глубь византийских владений. Императрица Ирина, сперва регентша малолетнего сына, а позднее правительница (797-802), вынуждена была заключить с Харуном мирный договор. Однако сменивший ее в 802 г император Никифор возобновил военные действия. Харун отправил против Византии сына Касима с войском, а позднее и лично возглавил поход. В 803-806 гг. арабская армия захватила множество городов и селений на территории Византии, в том числе Геракл и Тиану и достигла Анкиры. Атакуемый болгарами с Запада и потерпевший ряд поражении от арабов, Никифор вынужден был заключить унизительный мир и обязался выплачивать арабам дань. -- Избрав Ирак своей резиденцией, аббасидские правители - предшественники Харуна - утратили интерес к борьбе за господство на Средиземном море. Харун был первым среди халифов династии, обратившим внимание на морское могущество. В 805 г. арабы предприняли успешный морской поход против Кипра, а в 807 г. по приказу Харуна арабский полководец Хумайд совершил набег на остров Родос. -- Харун постоянно подчеркивал религиозный характер своей власти. Он неоднократно совершал паломничество и жестоко наказывал за всякое проявление ереси. В последний раз Харун ездил в Мекку в 804 г. При восшествии на престол он провозгласил всеобщую амнистию, но она не коснулась потенциально опасных халифу Алидов и «зиндиков» (еретиков), как именовались в то время все те, кто отступал от традиционного правоверия. Стремясь сделать свою столицу не только центром могущественного государства, но и средоточием культурной жизни, Харун не только не противился, но даже поощрял склонность бармакидских министров покровительствовать деятельности переводчиков, знакомивших образованную часть арабо-мусульманского общества с сочинениями индийских, иранских, а позднее и греческих авторов. Парадокс заключался в том, что, придерживаясь традиционалистской точки зрения на складывавшиеся принципы исламской догматики, Харун, видимо, не отдавал себе отчета в существовании связи между интенсивной переводческой деятельностью и проникновением в ислам иноземных представлений философского и религиозного характера. -- По отношению к иноверцам политика Харун ар-Рашида отличалась крайней нетерпимостью. В 806 г. он распорядился разрушить все церкви вдоль византийской границы. В 807 г. Харун ар-Рашид приказал возобновить старинные ограничения для иноверцев в отношении одежды и поведения. Иноверцы должны были подпоясываться веревками, голову покрывать стегаными шапками, туфли носить не такие, какие носили правоверные, ездить не на лошадях, а на ослах, вместо кисточек на седельных луках использовать деревянные шишечки, женщины же иноверки обязаны были ездить не на конских, а на ослиных седлах. -- Трудно сказать, были ли введены все эти ограничения в порыве религиозного чувства или в политических целях - из желания произвести на подданных-мусульман благоприятное впечатление набожностью и твердостью в исполнении старинных предписаний. Вместе с тем при всем своем истинном или показном благочестии Харун был первым халифом, приказывавшим своим секретарям писать для него проповеди, которые он в качестве главы мусульманской общины обязан был произносить по пятницам в престольной мечети. -- Время правления Харун ар-Рашида отмечалось повышенной торговой активностью. Мусульманские купцы вели торговые операции на огромном пространстве от Китая до Восточной Африки, что сделало аббасидского халифа фигурой, известной во всем мире. Легенда об обмене подарками Харуна и Карла Великого и предоставлении Карлу особых прав в Иерусалиме, никак не подтвержденная арабскими источниками, возможно, отражает широкие торговые связи Халифата. Последний период царствования Харун ар-Рашида не свидетельствует о его политической зрелости и дальновидности. Некоторые из его решений лишь способствовали усилению гражданской войны и последующему распаду империи. (И. М. Фильштинский , доктор исторических наук, профессор Института стран Азии и Африки при МГУ, «Харун ар-Рашид в жизни и в народной фантазии»).

Правление Харуна ар-Рашида

Харун ар-Рашид родился в Рейс в 763 г. Он был третьим сыном халифа аль-Махди (775-785) и его вторым сыном от йеменской рабыни аль-Хайзуран, которой халиф даровал свободу и на которой женился в 775 г. Аль-Хайзуран сыграла в судьбе сына немалую роль. Полигамия и безразличие к происхождению халифских жен, обычно рабынь иноземного происхождения, порождали бесконечные интриги - каждая из жен стремилась пристроить на престоле своего сына, и умелая интриганка аль-Хайзуран также существенно поспособствовала карьере Харуна.

Детство Харуна прошло в халифском дворце в окружении евнухов и вольноотпущенников - мавали (так именовались жители покоренных арабами провинций, принявшие ислам), в обстановке придворной роскоши. Первоначальное воспитание Харуна было поручено наставнику из иранской династии Бармакидов - Йахье ибн Халиду. Барма-киды - знаменитый персидский род, из которого вышли многие советники и визиры аббасидских халифов, - играли в политической и культурной жизни мусульманской империи заметную роль. Само слово "бармак" означало сан наследственного жреца в буддийском монастыре около Балха. Члены рода Бармак приняли ислам и благодаря своим способностям возвысились в государстве до высших постов, причем Халид и его сыновья аль-Фадл и Иахья практически управляли государством. Халид из династии Бармакидов был советником халифа аль-Махди, а его сын Иахья был поставлен воспитателем молодого наследника.

Еще юношей Харун формально возглавил две военные экспедиции против Византии, во время которых его сопровождали чиновники и военачальники высокого ранга. Разумеется, Харун по молодости едва ли играл сколько-нибудь существенную роль во время этих походов, однако участие в них юноши было задумано матерью и Иахьей, чтобы поднять его престиж и расчистить ему путь к трону. Во время первого похода в 779-780 гг. арабами был захвачен город и крепость Самалу, а во время второго в 781-782 гг. арабы в первый раз достигли Босфора. После возвращения из похода Харун был назначен правите лем Ифрикии (современный Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана и таким образом вместе с Иахьей, ставшим начальником его канцелярии - "дивана посланий" (диван ар-расаиль), оказался в должности высшего администратора в империи и вторым претендентом (после другого сына аль-Махди - Мусы) на пост наследника престола.

В результате интриг аль-Хайзуран и Йахьи аль-Махди принял решение назначить Харуна своим первым преемником, для чего отправился в Гурган с намерением побудить правителя этой провинции Myсу отказаться от прав на престол в пользу Харуна. Но сторонники Myсы не дремали. В дороге аль-Махди умер при таинственных обстоятельствах. Этим воспользовался управляющий двором халифа, сумевший добиться, чтобы в столице была принесена присяга верности Мусе, взошедшему на престол под именем аль-Хади. Попытка противников нового правителя в Багдаде оказать ему сопротивление была подавлена, и, чтобы полностью избавиться от соперника, Муса приказал заточить Харуна в тюрьму, где его вынудили отказаться от каких-либо претензий на трон. Жизнь Йахьи, побуждавшего Харуна к дальнейшей борьбе за власть, также была в опасности. Сторонники аль-Хади обвинили его в неверии (куфр), и ему грозила смерть.

В 786 г. аль-Хади также умер при таинственных обстоятельствах, причем в смерти его молва обвиняла заговорщиков: аль-Хайзуран и Иахью. Теперь путь на престол Харуну был расчищен. Сам он не слишком много сделал для своего возвышения, и в первые годы правления полностью возложил руководство государственными делами на Иахью, которого назначил своим визиром. Вместе с сыновьями аль-Фадлом и Джа"фаром Иахья оставался у власти около семнадцати лет и о своих действиях давал отчет только аль-Хайзуран, которая в политической жизни Халифата играла главенствующую роль. Может быть, таинственная смерть аль-Хади дала впоследствии основание арабскому теологу аль-Газали (1058-1111) причислить Харуна к числу узурпаторов власти.

Вопреки сложившейся легенде о золотом веке в истории Халифата годы правления Харуна ознаменовались многочисленными волнениями и мятежами, вспыхивавшими в разных провинциях империи. В меньшей мере ими в этот период был охвачен Багдад. Процесс дезинтеграции начался в западных областях империи еще с установления власти Омейядов в Испании (Андалусии) в 756 г. Дважды, в 788-м и в 794 году, вспыхивали антиаббасидские восстания в Египте - следствие высоких налогов и многочисленных повинностей, которыми была обременена эта богатейшая провинция, обязанная снабжать всем необходимым аббасидскую армию, направляемую в Ифрикию. Военачальник и наместник Аббасидов Харсама ибн А"йан жестоко подавил восстания и принудил египтян к повиновению. Сложнее оказалось справиться с сепаратистскими устремлениями берберского населения Северной Африки. В 789 г. в Марокко установилась власть местной династии Идрисидов, а через год - в Ифрикии и Алжире - Аглабидов. Харсама сумел подавить мятеж Абдаллаха ибн Джаруда в Кайраване (Тунис) в 794-795 гг., но в 797 г. в Северной Африке вновь вспыхнуло восстание, и Харун вынужден был примириться с частичной утратой власти и возложить правление Ифрикией на местного эмира Ибрахима ибн аль-Аглаба в обмен на ежегодную подать в размере 40 тысяч динаров.

В отдаленном от центров империи Йемене также было неспокойно. Жестокая политика наместника Хаммада аль-Барбари привела к восстанию в 795 г. под руководством Хайсама аль-Хамдани, которое продолжалось девять лет и закончилось высылкой его лидеров в Багдад и их казнью.

Сирия, населенная непокорными, враждующими между собой про-омейядски настроенными арабскими племенами, пребывала в состоянии почти непрерывных мятежей. В 796 г. положение в Сирии оказалось столь серьезным, что халифу пришлось направить в нее войско во главе со своим любимцем Бармакидом Джа"фаром, которому удалось подавить мятеж. По свидетельству ат-Табари, волнения в Сирии были одной из причин переезда Харуна из Багдада в Ракку на Евфрате, где он проводил большую часть времени и откуда направлялся в походы против Византии и в паломничество в Мекку.

Впрочем, возможно, что причина переезда халифа в Ракку была иная: Харун столицу империи не любил, жителей города боялся и предпочитал появляться в Багдаде не слишком часто. С еще большими трудностями Харун сталкивался в восточных областях империи, постоянные волнения в которых были связаны не столько с экономическими притеснениями, сколько с особенностями культурных и религиозных традиций местного, в основном иранского населения. Жители восточных провинций были в большей мере привязаны к собственным старинным верованиям и обычаям, чем к исламу, а иногда, как это было в провинциях Дайлам и Табаристан, вовсе чужды ему. Ат-Табари сообщает, что обращение жителей этих провинций в ислам к VIII в. еще не завершилось полностью и что Харун лично занимался в Табаристане насаждением нового вероучения.

Недовольство жителей восточных провинций иногда принимало форму алидской оппозиции, а иногда хариджитских восстаний. Алиды - потомки Али ибн Аби Талиба - двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада, мужа дочери пророка Фатимы - считали себя единственными законными преемниками пророка и претендовали на политическую власть в империи.

Согласно религиозно-политической доктрине шиитов (партия сторонников Али) верховная власть (имамат), подобно пророчеству, рассматривается как "божественная благодать". В силу "божественного предписания" право на имамат принадлежит только Али и его потомкам и должно переходить по наследству. С точки зрения шиитов, Аббасиды были узурпаторами, и Алиды вели с ними постоянную борьбу за власть.

В 792 г. один из алидов, Йахья ибн Абдаллах, поднял восстание в Дайламе и получил поддержку со стороны местных князьков. Харун отправил в Дайлам аль-Фадла, который при помощи дипломатии и обещаний амнистии участникам восстания добился сдачи Иахьи. Однако Харун коварно нарушил слово и нашел предлог, чтобы отменить амнистию и заключить Йахью в тюрьму.

Серьезной угрозой для власти Аббасидов были также хариджиты, число которых в Ираке, Иране, Аравии и в странах Северной Африки было весьма велико. Члены хариджитской секты были поборниками "чистоты" ислама и отличались строгим исполнением религиозных предписаний.

В вопросах верховной власти хариджиты противопоставляли себя как суннитам с их условной выборностью халифа, так и шиитам, с их идеей божественной природы и наследственности имамата, и признавали лишь выборность главы религиозной общины без какого-либо учета его происхождения. Согласно их учению, суверенная власть в государстве должна была принадлежать всей общине "правоверных", а имам-халиф должен был быть лишь его уполномоченным.

Наиболее опасными для единства империи во времена Харуна ар-Рашида были выступления хариджитов в провинциях Северной Африки, Северной Месопотамии и в Сиджистане. Руководитель восстания в Месопотамии аль-Валид аш-Шари в 794 г. захватил власть в Нисибине, привлек на свою сторону племена аль-Джазиры, и Харуну ар-Рашиду пришлось отправить против повстанцев войско во главе с Иазидом аш-Шайбани, который сумел привести их к повиновению. Другое восстание вспыхнуло в Сиджистане, причем его руководитель Хамза аш-Шари в 795 г. захватил Харат и распространил свою власть на иранские провинции Кирман и Фарс. Харуну ар-Рашиду так и не удалось справиться с хариджитами до самого конца его царствования. В последние годы VIII и в начале IX в. Харасан и отдельные области Средней Азии также были охвачены волнениями.

Нестабильность в провинциях халифата не могла отвлечь Харуна ар-Рашида от бесконечных войн с Византией, в чем он усматривал свой главный религиозный долг. Набеги византийских и арабских отрядов друг на друга происходили почти ежегодно, и во многих военных экспедициях Харун лично принимал участие. При нем была выделена в административном отношении особая пограничная область с укрепленными городами-крепостями, сыгравшими в войнах последующих столетий важную роль. В 797 г., воспользовавшись внутриполитическими распрями в Византии и ее войной с болгарами, Харун ар-Рашид овладел крепостью ас-Сафсаф и проник с войском далеко в глубь византийских владений. Императрица Ирина, сперва регентша малолетнего сына, а позднее правительница (797-802), вынуждена была заключить с Харуном мирный договор. Однако сменивший ее в 802 г император Никифор возобновил военные действия. Харун отправил против Византии сына Касима с войском, а позднее и лично возглавил поход. В 803-806 гг. арабская армия захватила множество городов и селении на территории Византии, в том числе Геракл и Тиану и достигла Анкиры. Атакуемый болгарами с Запада и потерпевший ряд поражении от арабов, Никифор вынужден был заключить унизительный мир и обязался выплачивать арабам дань.

Избрав Ирак своей резиденцией, аббасидские правители - предшественники Харуна ар-Рашида - утратили интерес к борьбе за господство на Средиземном море. Харун ар-Рашид был первым среди халифов династии, обратившим внимание на морское могущество. В 805 г. арабы предприняли успешный морской поход против Кипра, а в 807 г. по приказу Харуна арабский полководец Хумайд совершил набег на остров Родос.

Харун ар-Рашид постоянно подчеркивал религиозный характер своей власти. Он неоднократно совершал паломничество и жестоко наказывал за всякое проявление ереси. В последний раз Харун ездил в Мекку в 804 г. При восшествии на престол он провозгласил всеобщую амнистию, но она не коснулась потенциально опасных халифу Алидов и "зиндиков" (еретиков), как именовались в то время все те, кто отступал от традиционного правоверия. Его подозрительность и неприязнь к Алидам были направлены даже против политически пассивного и благочестивого главы Алидов Мусы аль-Казима, провозглашенного позднее шиитами седьмым имамом. По приказу Харуна Муса был сначала сослан в Басру, а затем привезен в Багдад, где и умер, как некоторые предполагали, насильственной смертью.

Стремясь сделать свою столицу не только центром могущественного государства, но и средоточием культурной жизни, Харун ар-Рашид не только не противился, но даже поощрял склонность бармакидских министров покровительствовать деятельности переводчиков, знакомивших образованную часть арабо-мусульманского общества с сочинениями индийских, иранских, а позднее и греческих авторов. Парадокс заключался в том, что, придерживаясь традиционалистской точки зрения на складывавшиеся принципы исламской догматики, Харун ар-Рашид, видимо, не отдавал себе отчета в существовании связи между интенсивной переводческой деятельностью и проникновением в ислам иноземных представлений философского и религиозного характера.

По отношению к иноверцам политика Харуна ар-Рашида отличалась крайней нетерпимостью. В 806 г. он распорядился разрушить все церкви вдоль византийской границы. В 807 г. Харун приказал возобновить старинные ограничения для иноверцев в отношении одежды и поведения. Иноверцы должны были подпоясываться веревками, голову покрывать стегаными шапками, туфли носить не такие, какие носили правоверные, ездить не на лошадях, а на ослах, вместо кисточек на седельных луках использовать деревянные шишечки, женщины же иноверки обязаны были ездить не на конских, а на ослиных седлах.

Трудно сказать, были ли введены все эти ограничения в порыве религиозного чувства или в политических целях - из желания произвести на подданных-мусульман благоприятное впечатление набожностью и твердостью в исполнении старинных предписаний. Вместе с тем при всем своем благочестии Харун был первым халифом, приказывавшим своим секретарям писать для него проповеди, которые он в качестве главы мусульманской общины обязан был произносить по пятницам в престольной мечети.

Время правления Харуна ар-Рашида отмечалось повышенной торговой активностью. Мусульманские купцы вели торговые операции на огромном пространстве от Китая до Восточной Африки, что сделало аббасидского халифа фигурой, известной во всем мире. Сложившаяся легенда об обмене подарками Харуна и Карла Великого и предоставлении Карлу особых прав в Иерусалиме, никак не подтвержденная арабскими источниками, возможно, отражает широкие торговые связи Халифата. Двор Харуна ар-Рашида был центром традиционных арабских искусств, а о роскоши придворной жизни ходили легенды. Согласно одной из них, только свадьба Харуна стоила казне 50 миллионов дирхемов. Расточительный, когда дело шло о придворных развлечениях, халиф был весьма прижимист и беспощаден при сборе налогов, и у его современников - жителей Багдада и других городов Ирака - не пользовался симпатией. В 800 г. халиф специально приехал из своей резиденции в Багдад, чтобы взыскать недоимки при уплате податей, причем недоимщиков беспощадно били и сажали в темницу. Неприязнь к Харуну ар-Рашиду была столь велика, что в 796 г., когда Харун находился в Хире, жители соседней Куфы сделали попытку совершить на него нападение.

На протяжении первых семнадцати лет царствования Харун ар-Рашид почти полностью передоверил управление Халифатом Бармакидам. Вступив на трон, он назначил визиром Иахью, который вместе со своими сыновьями аль-Фадлом и Джа"фаром получил неограниченные полномочия в делах внутренней и внешней политики империи. Аль-Фадл стал наместником в Иране, Армении и Азербайджане, где успешно подавлял восстания местных жителей. Несколько иная, не столь почетная миссия выпала на долю второго сына Иахьи - Джа"фара. Из источников не видно, чтобы Джа"фар управлял делами в качестве какого-либо министра, но его влияние на халифа, при котором он неотлучно находился, было весьма велико. Он был красноречив, хорошо воспитан, образован - словом, обладал теми достоинствами, которые были необходимы для сотрапезника (надима), способного развлечь капризного властелина приятной беседой или интересным рассказом. Ат-Табари сообщает, что его близость к халифу, которая не нравилась старому Иахье, объяснялась, кроме всего прочего, распространенным в то время пороком - гомосексуализмом.

Всемогущество Иахьи было связано главным образом с его преданностью матери Харуна, перед которой он отчитывался во всех своих действиях и указаниям которой неукоснительно следовал. После смерти аль-Хайзуран в 789-790 гг. род Бармакидов стал понемногу утрачивать былое могущество. Усиливалось влияние их противника, коварного и тщеславного аль-Фадла ибн Раби"и, назначенного хаджибом (высокопоставленным придворным, камергером) вместо Бармакида. Сразу же после смерти матери Харун приказал отобрать у молодого Джа"фара государственную печать. В 796 г. против воли Иахьи наместником Хорасана был назначен некий Али ибн Иса ибн Махан. Постепенно Бармакиды стали все более отстраняться от управления государством, и за ними сохранилась лишь функция глав администрации, исполнителей воли халифа.

Падение Бармакидов подготовлялось в течение длительного времени и не было результатом внезапного решения халифа, как казалось многим современникам. Освободившись от влияния матери, честолюбивый и амбициозный халиф стремился сосредоточить в своих руках всю полноту государственной власти. При этом в своих политических действиях он старался опираться на таких вольноотпущенников (мавали), которые не проявляли бы самостоятельности, полностью зависели бы от его воли и, естественно, были ему преданы и из которых он был намерен впредь формировать всю администрацию. Свою лояльность вновь назначенные чиновники доказывали тем, что в решающие моменты жизни Халифата твердо держали под контролем всех потенциальных противников правящей династии.

29 января 803 г. по приказу халифа был убит Джа"фар, а Иахья и многие члены его семьи брошены в темницу. Как это неоднократно бывало в истории, свои несправедливые действия Харун мотивировал благочестивыми соображениями и стремлением возвратиться к традициям "истинного" ислама. Напротив, в трудах средневековых историков, особенно с выраженной национальной иранской симпатией, Бармакиды всегда изображались благочестивыми, набожными и щедрыми мусульманами, их восхваляли за сооружение общественных зданий, улучшение оросительной системы, ремонт колодцев и справедливость при решении различных споров. В истории царствования Харуна ар-Рашида время их правления считалось лучшим, а историк аль-Мас"уди даже писал, что "процветание империи уменьшилось после падения Бармакидов, и все убедились, насколько несовершенными были действия и решения Харуна ар-Рашида и дурным его правление".

Последний период царствования Харуна ар-Рашида не свидетельствует о его политической зрелости и дальновидности. Некоторые из его решений лишь способствовали усилению гражданской войны и последующему распаду империи. Харун ар-Рашид не желал прислушиваться к донесениям о плохом правлении наместника Али ибн Исы, его жестокости и лихоимстве и довольствовался ценными подношениями, которые тот ему делал. Политика наместника привела к восстанию в Хорасане, которое в 806 г. приняло особенно опасный для целостности империи характер, и Харун наконец вынужден был сместить Али ибн Ису. Но было уже поздно, и в 807-808 гг. Хорасан фактически перестал подчиняться власти Багдада. Тогда Харун ар-Рашид в сопровождении двух сыновей аль-Ма"муна и Салиха двинулся с большой армией против мятежников, но из-за болезни вынужден был задержаться в Тусе. В это время в Исфахани, в тылу у армии халифа, вспыхнуло восстание хуррамитов - секты, возникшей в Азербайджане и Северном Иране. В учении хуррамитов причудливо сочетались шиитские воззрения с древнеиранским учением зороастрийского жреца-мобеда Маздака. Так и не сумев справиться с повстанцами, Харун ар-Рашид в 809 г. умер.

Своей деятельностью, особенно на последнем этапе правления, Харун ар-Рашид сильно поспособствовал начавшемуся распаду империи. Хотя Харун всячески старался упрочить власть аббасидской династии, он в конце своей жизни совершил опрометчивый шаг, разделив ее между наследниками, сыновьями от разных жен - аль Ма"му-ном и аль-Амином, что привело после смерти Харуна к гражданской войне, во время которой сильно пострадали центральные провинции Халифата и особенно Багдад. Халифат перестал быть единым государством, в разных областях стали возникать династии местных наследственных правителей, только номинально признававших власть "повелителя правоверных". Тяжелые последствия гражданских войн и политического распада империи были настолько очевидны, что, естественно, должно было возникнуть преувеличенное представление о благоденствии мусульман под властью последнего правителя единого аббасидского государства Харуна ар-Рашида и его министров Бармакидов. Из поколения в поколение передавалась легенда о царившем в ту эпоху всеобщем благоденствии. Однако средневековые арабские историки высказывают о времени правления Харуна ар-Рашида противоречивые мнения. В разных исторических хрониках он предстает то как благочестивый человек, то как беспутный и некомпетентный правитель.