Какие чудики из рассказов шукшина вам запомнились. «Чудики» — главные герои рассказов В. Шукшина. Примеры таких происшествий и оплошностей

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

ГОУ СПО «Дебесский политехникум»

На тему: «Чудики в рассказах Шукшина»

Преподаватель: Ившина Наталья Владимировна

Выполнил: студент 2 курса группы «Б»

Спиридонов Денис

с. Дебесы, 2009г.


Введение

1. Биография писателя

2. Обзор творчества писателя

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

В современной русской литературе рассказы Шукшина остались неповторимым художественным явлением – оригинальной образностью и живой, естественной в своей простоте стилистикой. Едва ли не в каждом своем произведении Шукшин многогранен и отнюдь не так «прост», как может показаться читателю, следящему лишь за развитием сюжета. Читая его рассказы, нужно вдумываться в их суть, вникать в каждое слово, чувствовать и слышать то, что чувствуют его герои. Главные герои большинства его рассказов – деревенские и городские простые люди. Писателя в них восхищает их непохожесть, нестандартность, ершистость, чувство собственного достоинства. Именно эти качества делают его героев близкими, родными нам.

Мы смеемся, читая многие рассказы Шукшина, а заканчивая чтение, задумываясь над прочитанным, уже не знаем: веселиться нам или горевать, оставаться спокойным или негодовать?

Шукшин почти не дает портретов своих героев, не рассказывает подробно об их прошлом, с ними чаще всего ничего особенного не происходит. Но писатель стремится заставить нас полюбить их, очаровать их простотой, но в то же время он хорошо знает, что в жизни не одни лишь «светлые души», понимая, что борьба добра со злом остается напряженной. Именно в этой борьбе и участвуют его «чудики».


1. Биография писателя

Василий Макарович Шукшин (25.07.29 – 2.10.74) родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. Семья потеряла кормильца и уже с 6 лет мальчику пришлось работать в колхозе. Уже в школьные годы он начинал писать, тогда сверстники звали его «Гоголь». После восьми классов поступил в Бийский автотехникум, но вскоре его оставил. Работал на стройках, в колхозе. И уже тогда, под его кроватью лежал мешок с рукописями. Десятый класс средней школы закончил экстерном. Работал слесарем-такелажником в Калуге, Владимире. Служил во флоте (1949-1952гг.), и даже там его матросы называли поэтом. Вернувшись в родное село, был секретарем сельского райкома комсомола, работал директором в вечерней школе деревни Сростки. В 1954 году поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Учился в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма. Впервые выступил в печати в 1959 году в журнале «Смена».

Шукшин долгое время считал своим основным призванием кино и работал как режиссер и актер. Актер, снявшийся в 24 кинокартинах, знаменитый режиссер, постановщик, сценарист, писатель. Фильмы с его участием в качестве режиссера, сценариста, актера – «Живет такой парень», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная», «Они сражались за Родину» - стали значительным событием советского киноискусства последних десятилетий. В 1964г. кинофильм «Живет такой парень» получил награду Венецианского международного фестиваля «Золотого льва св. Марка».

Шукшин – автор романов «Любавины» и «Я пришел дать вам волю» - о Степане Разине. Им написаны повести «Там, вдали», «Калина красная», «До третьих петухов», пьеса «Энергичные люди», многие рассказы, составившие сборники – «Сельские жители», «Земляки», «Характеры», «Беседы при ясной луне».

2. Обзор творчества писателя, основные темы творчества, основные произведения

Свой материал для своих произведений писатель брал везде, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал, и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства. Видимо, так нужно было, чтобы явился из глубин народных большой талант, чтобы с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору.

Тема деревенского человека, вырванного из привычной среды и не нашедшего новой опоры в жизни, стала одной из главных тем рассказов Шукшина.

Рассказы Шукшина, относясь «к деревенской прозе», отличались от ее основного потока тем, что внимание автора было сосредоточенно не столько на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои. Город и притягивал шукшинского героя, как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. «Так у меня вышло к сорока годам. Не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно не удобное положение. Это даже не между двух стульев, а скорее так – одна нога к берегу, другая – в лодке. И не плыть нельзя, и не плыть вроде как страшновато…»

Эта ситуация и определила необычное поведение героев Шукшина, которых он называл «странными, непутевыми людьми». В сознании читателей и критиков прижилось название «чудик». Именно «чудики» являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших сборников «Характеры». Каждый из героев назван по имени и фамилии – автор словно подчеркивает их абсолютную жизненную достоверность. «Чудики» - Коля Скалкин, выплеснувший чернила на костюм начальника («Ноль-ноль целых»), Спиридон Расторгуев, пытающийся добиться любви чужой жены («Сураз») и др. – не вызывают авторского осуждения. Они наоборот умиляют их, делают ближе к простому человеку.

3. Место выбранного произведения в творчестве писателя

Хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь. В. М. Шукшин

Читая рассказы Шукшина, удивляешься порой на чудачества героев писателя, однако веришь «правде человеческих характеров, испытываешь радость общения с живым человеком».

Шукшин не идеализирует деревенских жителей, но ищет в характерах людей из деревни светлые, здоровые стороны. Нравственные идеалы добра и справедливости характеризуют творчество писателя.

«Чудики» Шукшина не знают за что борются, не понимают своей чудности, но продолжают вести свою борьбу. Борьба эта порой смешна, но каждый раз приводит читателя к великим выводам. В неумении выразить себя, во внешне смешном бунте простого человека Шукшин видел духовное содержание, искаженное бессмысленной действительностью и отсутствием культуры, отчаяние людей не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности. При этом Шукшин не идеализировал своих персонажей. Но не смотря на это каждый его «чудик» был для него родным, да и для читателей тоже.

4. Анализ выбранного произведения

Рассказ «Чудик» (1967г.).

Много чудных поступков совершает Василий Князев, по прозвищу Чудик, начиная с 50-рублевкой, которую он с «остроумными» словами («Хорошо живете, граждане!»), кладет на прилавок, так как «хозяина нет», и кончая разрисованной детской колясочкой племянника. Рисовал и думал; как будет приятно изумлена сноха, а кончилось все скандалом.

Рассказ «Микроскоп»(1969г.).

Еще один «чудик» - Андрей Ерин. Утаив зарплату от жены, стерпев побои, он покупает микроскоп. Рассматривая в микроскоп, каплю воды, обнаруживая в ней кишащих микробов, он радуется как дитя, и мечтает избавить человечество от болезней. Но «мечта» терпит крах от столкновения с бытом: жена едет в город и продает микроскоп, потому что «детям надо купить шубки».

Рассказ «Срезал» (1970г.).

В этом рассказе с помощью «чудика» - Глеба Капустина, Шукшин раскрывает проблему конфликта между городом и деревней.

Зачем мужики водят Глеба Капустина «начитанного и ехидного», к приезжим знаменитостям и устраивают «спектакль», наблюдая, как Глеб в очередной раз «срежет» интеллигента?

На первый взгляд, писатель держит в конфликте нейтралитет, но по прочтении рассказа чувствуешь, что ни автор, ни мужики не любят Глеба. Автор говорит об этом в конце рассказа прямо: «Глеб их по-прежнему удивлял. Хотя любви, положим, тут не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще».

А «спектакль», устраиваемый кандидату, - это как бы проверка на истинную интеллигентность. Ведь деревня насмотрелась на кичливую причастность к культуре и поэтому в мужиках и возникает враждебная настороженность к знаменитостям, особенно к тем, кто оторвался от родной земли и смотрит на бывших односельчан свысока. Стал бы истинный интеллигент откровенно и снисходительно посмеиваться над Глебом, а потом довольно грубо «ТЫКАТЬ» ему, как это делает Журавлев? Следовательно, в этом конфликте нет правых.

Вообще «чудики» В. Шукшина (а их список можно продолжить) – не «маленькие люди» русской классической литературы.

Каждого из них Шукшин делает по-своему значительным, ибо они гуманны, человеколюбивы. И хотя автор посмеивается над ними, он относится к ним с уважением.

Рассказы Шукшина – это целая энциклопедия типов и проблем времени.


Заключение

Ночью 2 октября 1974 года Василию Макаровичу стало плохо. Он принял лекарство, но оно ему не помогло. На утро его обнаружили мертвым. А на столе в каюте лежала раскрытая тетрадь с почти готовой новой повестью для театра: "А по утру они проснулись"...

Эти строки говорят нам о том, что не смотря на болезнь, муки и тяжести которые пережил писатель, он творил. И делал это как будто назло тем, кто не верил в него, кто уже думал, что его ничем не вернешь. Но нет! Даже перед смертью он оставил о себе память – очередную повесть.

Он прожил 45 лет. Но и этого хватило для того чтобы остаться на веки в сердцах людей, чтобы не уйти бесследно из жизни.

«Чудики» Шукшина – яркие образы современной жизни. Кажется, что рассказы, написанные около 40 лет назад, никак не могут войти в нашу жизнь, найти в ней отголоски героев. Но Шукшин был очень умен. Рассказы его уместны до сих пор. До сих пор живут на нашей земле «чудики» - люди, которые умиляют своей глупостью и учат нас трудностям жизни, дают пример жизненной силы.

«То, что идёт от сердца до сердца и доходит».

Дж. Пиэтт

«Чудики» - главные герои рассказов В. Шукшина. Для литературы 70-х годов характерна глубокая постановка нрав­ственных проблем. В этом русле развивается и творчество В. М. Шукшина, полное веры в неисчерпаемые возможности чело­веческой личности. Любимые герои Шукшина чаще всего живут и действуют в селе. Это люди разных профессий: колхозники и сель­ские механизаторы, плотники и печники, шофёры и продавцы, учи­теля и врачи. Они люди простые, но не примитивные. Всю слож­ность человеческой души умел показать Шукшин в любом человеке. Обычная жизнь обыкновенных людей… Но под покровом повсед­невности он умеет видеть те черты, которые создавали русский ха­рактер. Это прежде всего: честность, трудолюбие, совестливость, доб­рота. Несмотря на кажущуюся обычность, герои Шукшина люди неординарные, с «особинкой», говоря по-шукшински - «чудики».

Одним из таких «чудиков» предстаёт перед нами шофёр Сер­гей Духанин. В рассказе «Сапожки» нет замысловатой фабулы. Но с такой психологической точностью выписаны персонажи и отно­шения между ними, так важна заложенная в нём мысль о необхо­димости доброты и участия в общении между собой людей. Сергей купил жене сапожки, каких она и «во сне не носила». Не остано­вили его ни цена, ни презрение и хамство продавщицы. Перетер­пел Сергей и насмешки своих товарищей, которые считали, что он по глупости выбросил деньги, заработанные тяжким трудом. Для чего эти сапожки, если на улице грязь по колено, да и не налезут они на Клавкину ногу. Расстроился Сергей и решил их бросить в колодец. Но писатель-оптимист не может так закончить рассказ. Выясняется, что подарок всё-таки остался в семье: поносит их ко всеобщей радости Клавкина дочь. «Спешите делать добро, прино­сите радость своим близким!» - хочет нам сказать Василий Шук­шин.

Мысли о душе, о совести, о смысле жизни посещают многих шукшинских героев. Не этим ли привлекает внимание писателя фигура деревенского философа Алёши Бесконвойного? Перед нами хороший человек и безотказный работник, но вот почему- то категорически не желающий работать по субботам. Никакие уговоры на него не действовали. «В субботу он просыпался… и сразу распускалась в душе тихая радость. Он даже лицом свет­лел». В этот день он спокойно-медлителен, задумчив, неспешно топит баньку и наслаждается ею. И узнаём мы, что Алёша фи­лософствует о смысле жизни и в результате своих размышлений приходит к выводу: «Нет, жить, конечно, имеет смысл. Другое дело, что мы не всегда умеем».

Я прочитала рассказ, и у меня осталось очень приятное впе­чатление об этом простом сельском труженике, который пони­мает, что не только работа должна поглощать человеческое су­ществование, ведь и душе праздник нужен. Так в рассказе о «чуд­ном» человеке раскрыта проблема социальная и вполне совре­менная.

Ещё один «Чудик» предстаёт перед нами - это Андрей Ерин из рассказа «Микроскоп». Герой тратит всю зарплату на то, что­бы купить микроскоп. Неделю Андрей жил, как во сне. Ночью он по два раза вставал, смотрел в микроскоп. Приходя с работы, он тщательно умывался^ наскоро ужинал, садился за микроскоп. Он рассматривал всё: капли дождя, воду из колодца, капли пота, кровь. Его мучила мысль, что микробы, которые нас окружают, сокращают нам жизнь! Андрея захватила идея: уничтожить мик­робов, чтобы продлить жизнь. Но финал печальный. Жена уз­наёт об обмане, и Андрей лишается микроскопа, а горе заливает водкой. Без мечты и великой идеи жизнь теряет для него смысл.

В великом современном споре о человеке Василий Шукшин всегда оптимистичен. Он беспощаден ко всему злому, тёмному, что пятнает человеческую душу.

Рассказ «Срезал» уникален. Он отличается новизной пробле­мы и остротой её разработки. Глеб Капустин - своего рода дере­венский интеллектуал. Во всяком случае, такая у него репутация среди односельчан. Когда в деревню приезжает кто-нибудь из знатных земляков, Глеб приходит к нему и подлавливает на ка­ком-нибудь газетно-книжном пустяке. Этим самым ставит чело­века в неловкое положение, унижает его. С первых же слов дис­пута, в который Капустин втянул простодушного Константина Ивановича, выясняется, что это типичный демагог, да ещё и оз­лобленный. Он просто нашпигован различными отрывочными сведениями из газет и журналов, но пользуется он ими, чтобы напакостить. В. Шукшин так поясняет поведение этого человека: «А в общем - это злая месть за то, что на пиршестве, так сказать, обойдён чарой полной».

И ещё одно. Не могу не согласиться с выводом В. Шукши­на: глебов Капустиных нужно изживать, чтобы они не портили нам жизнь.

В конце хочу сказать, что Василий Макарович Шукшин изоб­ражает своих героев как художник, открывая их душу, неординар­ность, многогранность. Он ставит перед нами вопросы: Для чего живём? В чём смысл жизни? Герои Шукшина редко приходят к определённым ответам на эти вопросы. Ещё менее склонен да­вать советы и рекомендации сам

В.М. Шукшин известен как прекрасный актер, режиссер и сценарист. Главным своим призванием Василий Макарович считал литературу, написал много произведений, среди которых есть романы и повести. Однако больше всего полюбились читателю шукшинские рассказы о простых русских людях с необычными характерами.

В рассказе “Чудик” об одном из таких интересных людей и повествует Шукшин. “Чудик” описывает путешествие простого деревенского жителя в большой город. Случайные встречи и незначительные происшествия открывают характер героя, показывают его внутреннее содержание.

Сюжет рассказа прост – деревенский мужик едет в гости к своему брату.

По дороге и в гостях у брата попадает в неловкие ситуации – теряет деньги, подает руками вставную челюсть соседу в самолете, разрисовывает красками детскую коляску.

Неумело шутит, его шутки остаются непонятыми. Сноха (жена брата) гонит гостя прочь, брат не заступается и герой рассказа уезжает домой.

Цель автора – не рассказать о поездке из пункта A в пункт B. Василий Макарович считал, что в жизни стало очень много зла. К человеческой неблагодарности, недоброжелательству, отсутствию любви привлекает писатель внимание читателя.

Его герой не совершает дурных поступков, не хулиганит, не хамит, однако в глазах людей выглядит чудаком. Может быть, именно поэтому?

Шукшин представляет своего героя читателю просто – Чудик. На примере одной поездки автор раскрывает странности этого зрелого мужчины, которые заключаются в детской наивности, доброте и всепрощении.

Важно! Герой произведения постоянно попадает в неловкие ситуации, но никого не винит в своих промахах, кроме себя самого.

В магазине обронил нечаянно пятидесятирублевую купюру и, подумав, что это чужие деньги, отдал продавщице с шутками. Очередь молча смотрела на чудака.

Он понимает, что его поступки и слова удивляют людей, кажутся им странными, мучается от этого сознания и не понимает, в чем дело.

Герой Шукшина сам себе задает вопрос, почему он не такой, как все, почему такой уродился.

Он испытывает душевную боль и не видит смысла в жизни, когда в очередной раз попадает в неловкую ситуацию и становится лишним среди людей.

Шукшин показывает на примере обыденных жизненных ситуаций, насколько люди утратили искренность и простоту в общении. Искренний и простой мужчина вызывает недоумение.

Википедия определяет значение слова чудик как человек, который поступает неуместно, необычно, не так, как принято. Это не означает, что поведение его аморально или асоциально, просто оно отличается от общепринятого. Синоним – чудак.

Именно такой чудак предстает перед нами в рассказе – простой и бесхитростный.

Эти качества вызывают непонимание и даже отторжение у людей прагматичных, живущих с одной целью – заработать, выйти в люди.

Моральные качества человека больше не занимают должного места в иерархии ценностных ориентиров русских людей. Об этом говорит Шукшин.

Чудик – истинно русский характер, стал редкостью в России.

Чтобы знать, о чем этот рассказ, достаточно прочесть краткое содержание. Ближе познакомиться с Чудиком и вместе с ним побывать на Урале в гостях у брата Дмитрия можно лишь прочитав рассказ. Читать можно онлайн или бумажную версию.

Язык Шукшина простой, народный, отображает характер героев, их внутреннее состояние. Нет ни одного надуманного слова, читатель как будто лично присутствует при беседах героев. В

этих людях легко узнать своих знакомых, соседей, друзей – так точны высказывания и наблюдения писателя.

Основные события

Краткий пересказ представляет собой освещение все приключений Чудика во время его отпускной поездки на Урал.

Главный герой – Василий Егорович Князев. Работает киномехаником, женат, ему 39 лет. Жена называет Василия Чудиком. Любит шутить, но шутит неумело. Желает всем людям добра, приветлив ко всем и часто попадает в неловкие ситуации.

Во время отпуска главный герой собирается в поездку. Брат, к которому едет главный герой, живет на Урале, женат, есть дети. Братья не виделись 12 лет. Василий собирается в поездку с радостью и нетерпением. Дорога предстоит дальняя, с пересадками: предстоит ехать автобусом до райцентра, затем поездом до областного города и самолетом.

В райцентре зашел в магазин, чтобы купить подарки племянникам.

Увидел на полу новенькую пятидесятирублевку и обрадовался поводу пошутить и оказать услугу потерявшему.

Хозяин денег не нашелся, их положили на прилавок, чтобы отдать потерявшему. Выйдя из магазина, вспомнил, что у него была такая же купюра.

В кармане ее не оказалось. Василий постыдился вернуться в магазин и признаться в своей оплошности, боялся, что не поверят.

Пришлось возвращаться домой за деньгами. Жена покричала, снова сняли деньги с книжки, и Василий снова отправился в путь.

На этот раз путешествие прошло без злоключений, не считая небольших моментов:


Благополучно добрался к дому брата Дмитрия. Братья обрадовались встрече, вспоминали детство. Жене брата, Софии Ивановне, не понравился простой сельский житель.

Дмитрий пожаловался Василию на жену, ее злобу, на то, что совсем “замучила” детей — отдала одного “на пианино”, другую — “на фигурное катание” и презирает его за то, что “не ответственный”.

Василию хочется мирных отношений со снохой.

Желая сделать ей приятное, он разрисовывает детскую колясочку (в деревне расписал печь всем на удивление), покупает племяннику белый катерок.

Вернувшись домой, застает семейную ссору. София Ивановна кричала мужу, чтоб “этот дурак” сегодня же убирался домой.

Василий остался незамеченным и до вечера просидел в сарайчике, где и нашел его Дмитрий. Гость решил ехать домой, и брат не сказал ничего.

Князев вернулся в свою деревню. Прошел дождик. Путешественник разулся и, напевая, шел по дороге домой.

Важно! Только в самом конце рассказа Шукшин сообщает имя своего героя, его профессию – киномеханик, говорит про любовь к собакам и сыщикам и о детской мечте – стать шпионом.

Полезное видео

Подведем итоги

Каждый читатель может увидеть в какой-то момент себя – в главном герое, или его снохе, безвольном брате или интеллигентном товарище из поезда.

содержимое:

Чудики — главные герои рассказов В. Шукшина. Для литературы 70-х годов характерна глубокая постановка нрав­ственных проблем. В этом русле развивается и творчество

В. М. Шукшина, полное веры в неисчерпаемые возможности чело­веческой личности. Любимые герои Шукшина чаще всего живут и действуют в селе. Это люди разных профессий: колхозники и сель­ские механизаторы, плотники и печники, шоферы и продавцы, учи­теля и врачи. Они люди простые, но не примитивные. Всю слож­ность человеческой души умел показать Шукшин в любом человеке. Обычная жизнь обыкновенных людей… Но под покровом повсед­невности он умеет видеть те черты, которые создавали русский ха­рактер. Это прежде всего: честность, трудолюбие, совестливость, доб­рота. Несмотря на кажущуюся обычность, герои Шукшина люди неординарные, с «особинкой», говоря по-шукшински — «чудики».

Одним из таких «чудиков» предстает перед нами шофер Сер­гей Духанин. В рассказе «Сапожки» нет замысловатой фабулы. Но с такой психологической точностью выписаны персонажи и отно­шения между ними, так важна заложенная в нем мысль о необхо­димости доброты и участия в общении между собой людей. Сергей купил жене сапожки, каких она и «во сне не носила». Не остано­вили его ни цена, ни презрение и хамство продавщицы. Перетер­пел Сергей и насмешки своих товарищей, которые считали, что он по глупости выбросил деньги, заработанные тяжким трудом. Для чего эти сапожки, если на улице грязь по колено, да и не налезут они на Клавкину ногу. Расстроился Сергей и решил их бросить в колодец. Но писатель-оптимист не может так закончить рассказ. Выясняется, что подарок все-таки остался в семье: поносит их ко всеобщей радости Клавкина дочь. «Спешите делать добро, прино­сите радость своим близким!» — хочет нам сказать Василий Шук­шин.

Мысли о душе, о совести, о смысле жизни посещают многих шукшинских героев. Не этим ли привлекает внимание писателя фигура деревенского философа Алеши Бесконвойного? Перед нами хороший человек и безотказный работник, но вот почему — то категорически не желающий работать по субботам. Никакие уговоры на него не действовали. «В субботу он просыпался… и сразу распускалась в душе тихая радость. Он даже лицом свет­лел». В этот день он спокойно-медлителен, задумчив, неспешно топит баньку и наслаждается ею. И узнаем мы, что Алеша фи­лософствует о смысле жизни и в результате своих размышлений приходит к выводу: «Нет, жить, конечно, имеет смысл. Другое дело, что мы не всегда умеем».

Я прочитала... рассказ, и у меня осталось очень приятное впе­чатление об этом простом сельском труженике, который пони­мает, что не только работа должна поглощать человеческое су­ществование, ведь и душе праздник нужен. Так в рассказе о «чуд­ном» человеке раскрыта проблема социальная и вполне совре­менная.

Еще один «чудик» предстает перед нами — это Андрей Ерин из рассказа «Микроскоп». Герой тратит всю зарплату на то, что­бы купить микроскоп. Неделю Андрей жил, как во сне. Ночью он по два раза вставал, смотрел в микроскоп. Приходя с работы, он тщательно умывался, наскоро ужинал, садился за микроскоп. Он рассматривал все: капли дождя, воду из колодца, капли пота, кровь. Его мучила мысль, что микробы, которые нас окружают, сокращают нам жизнь! Андрея захватила идея: уничтожить мик­робов, чтобы продлить жизнь. Но финал печальный. Жена уз­нает об обмане, и Андрей лишается микроскопа, а горе заливает водкой. Без мечты и великой идеи жизнь теряет для него смысл.

В великом современном споре о человеке Василий Шукшин всегда оптимистичен. Он беспощаден ко всему злому, темному, что пятнает человеческую душу.

Рассказ «Срезал» уникален. Он отличается новизной пробле­мы и остротой ее разработки. Глеб Капустин — своего рода дере­венский интеллектуал. Во всяком случае, такая у него репутация среди односельчан. Когда в деревню приезжает кто-нибудь из знатных земляков, Глеб приходит к нему и подлавливает на ка­ком-нибудь газетно-книжном пустяке. Этим самым ставит чело­века в неловкое положение, унижает его. С первых же слов дис­пута, в который Капустин втянул простодушного Константина Ивановича, выясняется, что это типичный демагог, да еще и оз­лобленный. Он просто нашпигован различными отрывочными сведениями из газет и журналов, но пользуется он ими, чтобы напакостить. В. Шукшин так поясняет поведение этого человека: «А в общем — это злая месть за то, что на пиршестве, так сказать, обойден чарой полной».

И еще одно. Не могу не согласиться с выводом В. Шукши­на: Глебов Капустиных нужно изживать, чтобы они не портили нам жизнь.

В конце хочу сказать, что Василий Макарович Шукшин изоб­ражает своих героев как художник, открывая их душу, неординар­ность, многогранность. Он ставит перед нами вопросы: Для чего живем? В чем смысл жизни? Герои Шукшина редко приходят к определенным ответам на эти вопросы. Еще менее склонен да­вать советы и рекомендации сам

Анализ рассказа Василия Макаровича Шукшина «Чудик».

В рассказа исследуются вечные образы блудного сына, сатаны (гада), дурака. Дурак, которого особенно пристально рассматривает писатель, имеет свою модификацию - чудика. Впервые такой образ появляется в рассказе 1967 года, который так и называется - «Чудик».

Это человек необычный, со сложным характером, стремящийся постичь движения собственной души, смысл жизни.

Таков главный герой рассказа «Чудик».

Каким мы увидели главного героя?

-Чем Чудик выделялся из своей среды?

Прежде всего «с ним постоянно что-нибудь случалось», «он то и дело влипал в какие-нибудь истории». Это не были общественно значимые поступки или авантюрные приключения. «Чудик» страдал от мелких происшествий, вызванных его собственными оплошностями.

Примеры таких происшествий и оплошностей.

№ п/п

Ситуация

Поведение Чудика

Отношение окружающих

Потеря денег

стеснительный, совестливый, рассеянный

жена назвала ничтожеством, даже ударила

рассказал историю какому-то интеллигентному товарищу, пристает с разговорами к незнакомым людям

отвернулся, не разговаривает

невоспитанный, назойливый,

не обращают не него внимания

История с челюстью

Желание пошутить, помочь

кричит, удивленно

Телеграмма

пишет телеграмму с веселым текстом

строгая сухая женщина, не понимает

Встреча со снохой

желание сделать приятное, робость

злость, непонимание

Чудиком «иногда ласково» называет главного героя жена. Весь рассказ - описание отпускной поездки Чудика к своему брату на Урал. Для него это становится большим, так долго ожидаемым событием – как-никак, с братом они не виделись целых 12 лет.

Чудик - типичный деревенский житель. Но он «обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные».

Первое происшествие случается с героем еще по пути на Урал. В районном магазине, где Чудик покупает гостинцы племянникам, он случайно замечает на полу пятидесятирублевую бумажку: «Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку». Молча поднять ее у героя не хватает наглости...

Природная честность, зачастую присущая всем сельским жителям, толкает его на то, чтобы неудачно пошутить. Стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку». А молча поднять ее у героя совести не хватает. Да и как он такое может сделать, когда даже «хулиганов и продавцов не уважал. Побаивался». Но, между тем, «уважал городских людей».
Герой обратил тем на себя внимание всех и оказаться непонятым - очередь молчала…
Чудик положил деньги на прилавок и ушел. Но по дороге он обнаруживает, что «бумажка»-то его была. Но герой стесняется вернуться и забрать ее, хотя эти деньги были сняты с книжки, а значит, довольно долго копились. Их потеря – большая потеря, настолько, что приходится вернуться домой. Чудик долго ругает себя вслух, когда идет по улице, тихо – когда едет в автобусе. «Да почему же я такой есть-то?» - недоумевает герой. Дома получил по голове от жены шумовкой, снял деньги снова и опять поехал к брату.

А ведь деньги были сняты с книжки, долго копились, и их потеря – большой урон для героя. Настолько большой, что ему приходится вернуться домой. Хотел было Чудик возвратиться в магазин, объяснить очереди, оправдать как-то свою рассеянность. Но вместо этого он долго ругает себя: «Да почему же я такой есть-то?» Дома Чудик "получил по голове" от жены шумовкой, снял деньги снова и поехал к брату.

Главному герою странна и непонятна та реакция, которую он вызывает почти у всех людей, встречающихся на его жизненном пути. По его представлениям, он ведет себя естественно, так, как надо себя вести. Но люди не привыкли к такой открытости и искренности, поэтому смотрят на героя как на самого настоящего чудика.

И вот Чудик наконец в самолете. Он немного побаивается, так как не совсем доверяет этому чуду техники. Пытается заговорить с новым соседом, но тому более интересна газета. Скоро приземление, стюардесса просит пристегнуть ремни. Хотя сосед и отнесся к Чудику с недоброжелательностью, герой, осторожно тронув его, говорит, что стоило бы пристегнуться. Но не послушался самоуверенный «читатель с газетой», упал.… И поблагодарить бы он должен Чудика за заботу, но вместо этого накричал на него за то, что тот, помогая искать его вставную челюсть, потрогал ее руками (чем же еще?). Другой бы на месте героя обиделся – такая благодарность за заботу. А он приглашает соседа к брату домой, чтобы прокипятить, продезинфицировать челюсть. «Читатель удивленно посмотрел на Чудика и перестал кричать» - не ожидал такого ответа на свою грубость.

В аэропорту Чудик пишет телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Телеграфистка переправляет текст на короткий «Долетели. Василий». И вновь Чудик не понимает, почему он не должен писать любимой жене подобного в телеграммах. Герой предельно открыт, даже в общении с совершенно незнакомыми людьми.

Знал Чудик, что есть у него брат, что есть племянники, а вот о том, что есть еще и сноха, и подумать не мог. Не мог он также подумать, что невзлюбит она его с первого же дня знакомства. Но герой не обижается. Он снова желает сделать доброе дело, да такое, чтобы понравилось негостеприимной родственнице. На следующий день после приезда Чудик расписывает детскую коляску. А потом, довольный собою, идет покупать подарок племяннику.

За это «чудачество» сноха выгоняет героя из дома. Ни ему самому, ни даже его брату Дмитрию непонятно, за что так зла Софья Ивановна на простых людей. Они приходят к выводу, что она «помешалась на своих ответственных». Похоже, это удел всех городских людей. Должность, положение в обществе – вот мерила человеческого достоинства для «образованных», а душевные качества стоят для них на последнем месте. Чудик уехал… Дмитрий ничего не сказал...

Домой герой приехал, когда шел парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле.

Лишь в самом конце рассказа Шукшин говорит, что Чудика зовут Василий Егорыч Князев, что работает он киномехаником в селе, что обожает сыщиков и собак, что в детстве мечтал быть шпионом. Да и не так это важно. Важно то, что поступает он так, как подсказывает ему сердце, ибо именно такое решение - единственно правильное и искреннее.

Все это Шукшин описывает трогательно и предельно просто. На нашем лице может появиться лишь умиленная улыбка, грустная, но добрая. Иногда Чудика становится жаль. Но это не оттого, что автор пытается вызвать сочувствие. Нет, Шукшин никогда не идеализирует своих героев. Он показывает человека таким, каков он есть.

Автор, безусловно, любуется им, и мы, читатели, разделяем это шукшинское восхищение. Чудик восхищается всем, что окружает его в жизни, любит свою землю, по которой весело бежит под дождём босиком и возвращается домой возбуждённым и радостным. И писатель в концовке приоткрывает истинное имя и фамилию героя, его чудаковатые пристрастия («мечтал быть шпионом» и «обожал сыщиков») и возраст. И оказывается, что он Василий Князев.

Герой рассказа взят из деревенской среды, потому что, считает Шукшин, лишь простой человек из глубинки сохранил в себе все положительные качества, данные изначально человеку. Ему больше всего присуща та искренность, доброта и наивность, которой так не хватает современным городским людям, изуродованным прогрессом и так называемой цивилизацией.