Какие науки получили социальные и почему. Социальные науки, их классификация

Обществознание, профильный уровень

Урок 1-2

Глава I. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и различия (Наука и философия)

Д.З: § 1, ?? (с. 9), задания к документу (с.10)

© А.И. Колмаков


  • дать представление о содержании социальных дисциплин, их взаимосвязи и взаимодействии;
  • развивать навыки аналитического мышления;
  • воспитывать познавательный интерес к изучению общества

  • общественные науки;
  • социально-гуманитарное знание;
  • социология как наука;
  • политология как наука;
  • социальная психология как наука;
  • философия;
  • предмет науки;
  • философский плюрализм;
  • умозрительная деятельность.

Изучение нового материала

  • Естественно-научные и социально-гуманитарные знания.
  • Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
  • Специфика философского знания.
  • Как философия помогает постигать общество

Вспомните. Чем отличается обществоведение от истории? Что в них общего? Чем они отличаются от физики, химии, биологии?


Науки, как и люди, живут семьями

химия

история

Органическая химия

Гражданская история

Неорганическая химия

Военная история

Физическая химия

Археология

Медицинская химия

Этнография

Родоначальница наук - философия


Изучение нового материала

  • Классификация социально-гуманитарных наук.
  • Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
  • Философия как общественная наука.

Проблема. Какая же связь существует между науками и философией? В чём их сходство и различия?




Наука - систематически организованные знания, основанные на фактах, добытых с помощью эмпирических методов исследования, основанных на измерении реальных явлений

В зависимости от связи с практикой науки делятся:


Группа социальных наук

Социальные науки

Исторические науки

Предмет изучения

Отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др.

Экономичес кие науки

Экономическая теория, экономика и управление на-родным хозяйст-вом, бухгалтерс-кий учет, статистика и т.д.

История – наука о прошлом человечества, способ его систематизации и классификации. Она является базисом гуманитарного образования, его первоосновой.

Этнография – наука о происхождении, составе, расселении, этнических и национальных отношениях народов.

Экономика устанавливает характер закономерностей, действующих в сфере производства и рынка, регулирующих меру и формы распределения труда и его результатов.


Группа социальных наук

Социальные науки

Филолсофс-кие науки

Предмет изучения

История философии, логика, этика, эстетика и др.

Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества. Философия выполняет познавательную функцию в обществознании. Этика - теория морали, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости. Эстетика - учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры


Группа социальных наук

Социальные науки

Филологические науки

Предмет изучения

Литературоведение, языкознание, журналистика и др.

Юридические науки

Теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. д.

Данные науки изучают язык. Язык - совокупность знаков, используемых членами общества для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирующих систем (художественной литературе, поэзии, текстах и т. д.)

Правоведение фиксирует и разъясняет го- . сударственные нормы, права и обязанности граждан, вытекающие из основного закона страны - Конституции, и вырабатывает на этой основе законодательную базу o6 щества


Группа социальных наук

Социальные науки

Педагогические науки

Предмет изучения

Общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д.

Психологические науки

Общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др.

Анализируют индивидуально-личностные процессы, соотношение физиологических, психических и социально-психологических особенностей, свойственных человеку определенного возраста

Социальная психология - пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии. Она исследует поведение человека, его чувства и мотивацию в групповой ситуации. Она изучает социальную базу формирования личности. Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентации и установок


Группа социальных наук

Социальные науки

Социологические науки

Предмет изучения

Теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д.

Политические науки

Теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр

Социология исследует отношения между основными социальными группами современного общества, мотивы и закономерности поведения людей

Политология изучает политическую систему общества, выявляет связи партий и общественных организаций с государственными институтами управления. Развитие политологии характеризует степень зрелости гражданского общества


Группа социальных наук

Социальные науки

Культурология

Предмет изучения

Теория и история культуры, музыковедение и др.

Культурология - одна из молодых научных дисциплин, формирующихся на стыке многих наук. Она синтезирует знания о культуре, накопленные человечеством, в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике развития культуры как таковой

оперируют


  • Социальные (общественные) науки - комплекс дисциплин, объектом исследования которых является общество.


Пирамида Маслоу

ЦЕНКА,

САМОРЕ

АЛИЗАЦИЯ

Как оценивают тебя другие

Социальные потребности

Безопасность

Физиологические потребности



История (греч. Ιστορία , «исследование») - общественная наука, изучающая прошлое человечества как исторический процесс.

Первоначальное значение слова означает «расследование, узнавание, установление».

История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов.

В настоящее время слово «история» используется в двух смыслах:

  • для обозначения рассказа о прошлом;
  • когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Муза Клио-покровительница истории Древней Греции

Свиток и палочка в её руках - символ того, что ничто не должно бесследно исчезнуть, раствориться во времени.


ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости) -форма познания мира. Слово «философия» впервые ввел в обиход греческий философ Пифагор в VI веке до н. э. Философию можно ещё определить как поиск ответов на вечные проблемы человеческого бытия (В чём смысл жизни?)

Философия стремится создать обобщенную картину мира и места человека в нем!


Материализм

(материя)

Идеализм

(сознание)


Социология (от лат. socius - общественный и др. греч. λóγος - учение) - наука, изучающая формы совместной жизни людей. Она возникла в XIX веке. Её создатель - французский философ О. Конт.

Социология как наука использует ряд методов:

  • Наблюдение
  • Эксперимент
  • Анкетирование
  • Интервью
  • Анализ документов

Психология (греч. ψυχή - душа и логос - слово, мысль, знание, дословно - душесловие, знание о человеческой душе) - наука о психической деятельности человека.

Часто говорят, что психология - это наука о душе, из которой исключено исследование души. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек ведёт себя так или иначе .


Культурология (греч. λόγος - слово, учение) -наука, изучающая культуру. Культурология появилась в XIX веке. Она знакомит людей с духовным богатством разных культур всего человечества.

Культурология рассматривает разные эпохи:

  • Религиозные
  • Архаические
  • Современные и т. д.

Науки об обществе : история, философия, социология, культурология, психология.

  • История изучает прошлое человечества.
  • Философия познаёт мир.
  • Философия изучает материализм и идеализм.
  • Социология изучает общество.
  • Психология изучает психику человека.
  • Культурология изучает культуру человечества.

Φιλοσοφία

φιλειν – любить

σοφία – мудрость

«Философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека. Поэтому для философии бытие есть дух, для науки же бытие есть природа».

Н. А. Бердяев

Пифагор ( VI в. до н.э.)


Наука о наиболее общих законах мироздания (о мире как целом)

Познание, свободное от догм, но не достигшее научной

точности

Рассел

Аристотель

Изучение не мира самого по себе, а отношения человека и мира


Философия

Онтология (метафизика)

Гносеология (эпистемология)

Этика (аксиология)

учение о бытии

учение о знании

учение о благе и ценностях


Метафизика ( греч . μετά τά φυσικά , то, что после физики) – философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия; иногда употребляется как синоним слова «философия» или сближается с понятием «онтология».

Онтология ( греч . όν , род. όντος , сущее, и λόγος , слово, понятие) – раздел философии,

изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; иногда отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия .


Гносеология ( греч . γνώσις , знание,

Эпистемология ( греч . επιςτήμη , знание, и λόγος , слово, понятие) – теория познания; синоним слова «гносеология», употребляемый в английском и французском языках.

познание, и λόγος , слово, понятие) – теория познания, раздел философии, изучающий природу и возможности знания, его предпосылки, средства, и условия достоверности.


Этика ( греч . ηθικ ά , от ηθικός , относящийся к нраву, характеру; лат . ethica ) – раздел философии, изучающий мораль как сферу высших ценностей и долженствования и нравственность как сторону жизнедеятельности человека и форму общественного сознания.

Аксиология ( греч . αξια , ценность, и λόγος , слово, понятие) – учение о ценности, философская дисциплина, изучающая характеристики, структуру и иерархии ценностного мира, его онтологический статус и способы познания, природу и специфику ценностных суждений.


Греция

Китай

Индия


Проверь себя

  • Что такое история?
  • К чему стремится философия?
  • Основные вопросы философии?
  • Какие методы использует социология?
  • Какова роль психологии?
  • Что изучает культурология?

1) В чем состоят наиболее существенные отличия общественных наук от естественных наук?

2) Приведите примеры различных классификаций научного знания. Что положено в их основу?

3) Назовите основные группы социально-гуманитарных наук, выделяемых по предмету исследования.

4) Каков предмет социологии? Охарактеризуйте уровни социологического знания.

5) Что изучает политическая наука?

6) В чем выражается связь социальной психологии со смежными областями научного знания?

7) Что отличает и что сближает философию и науку?

8) Какие проблемы и почему относят к вечным вопросам философии?

9) В чем выражается плюрализм философской мысли?

10) Каковы основные разделы философского знания?

11) Покажите роль социальной философии в постижении общества.


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

На сегодня классификация социально-гуманитарных наук проработана слабо ввиду обширности и разнородности области их применения, а также тесной взаимосвязи сфер общественной жизни. Например, история может быть классифицирована и как наука, и как социальная.

Все три метода классификации разделяют эти науки на социальные и гуманитарные.

Классификация по предмету изучения:

В гуманитарных – культурцентристская программа. В этой программе культура рассматривается как реальность, отделенная от природы. Исследователь сам может одновременно являться субъектом и объектом изучения, изучать анализировать и описывать предмет, спускаясь до отдельного индивидуума, до его мировосприятия, ценностей, в отличии от натуралистической программы, где описываются понятия в общем.

Изучение человека в целом и общества в частном, которое подразумевает философская наука, предполагает дробление социальных систем на сферы жизни общества и человека. Социальная является одной из четырех таких сфер и имеет одно из важнейших значений для философии.

Что включает в себя социальная сфера

Наряду с экономической, политической и духовной сферами социальная сфера подразумевает:
- характерный вид человеческой деятельности (это может быть образовательная деятельность, политическая и т.д.);
- существование системы социальных институтов (рабочий коллектив, школа, семья, церковь, политическая партия);
- отношения, сложившиеся в результате взаимодействия между людьми (к примеру, отношения между родителями и детьми, между друзьями, между врагами, между учителем и учеником).

Следует отметить, что человек существует и взаимодействует во всех сферах одновременно, не только в социальной. К примеру, если вы продаете телевизор своему родственнику, вы одновременно находитесь как минимум в двух сферах – социальной и экономической. А если при этом вы являетесь политическим деятелем, а ваш родственник религиозен, то и во всех четырех сразу.

Каким образом через социальную сферу трактуется существование человека

Философия называет социальной ту сферу жизни общества, в которой возникают всевозможные общности, взаимодействующие между собой на уровне социальных отношений. Таким образом, человек в обществе может выполнять ряд социальных ролей: начальник или подчиненный, горожанин или крестьянин, отец семейства, сын, брат. Собственно, даже такой факт, как половая принадлежность, накладывает на человека определенные социальные права и обязанности – поведение мужчин и женщин в любом обществе отличается. Исходя из социальных общностей, в которые входит человек, и социальных ролей, которые ему приходится выполнять, возможно выстроить философский портрет как отдельно взятого человека, так и «среднего» члена общества, а также всего общества в целом. Исследования социальной сферы проводятся как правило в форме . Наиболее важные моменты, которые нужно учитывать при составлении социологической картины, следующие:

Демографическая структура (сюда могут входить мужчины и женщины, холостые и женатые, пожилые люди );
- этническая структура (определяется национальной принадлежностью);
- профессиональная структура (продавцы, экономисты, врачи, учителя, дворники и т.д.);
- образовательная структура (люди с высшим образованием, студенты, школьники);
- поселенческая структура (городской или деревенский житель);
- сословная структура (здесь значение имеет социальное положение, происхождение индивида, а также всевозможные касты, классы и сословия, если они приняты в данном обществе).

Желание проникнуть в суть мыслей других людей незаметным для них образом будоражит умы миллионов людей. В свое время известный психолог Вольф Мессинг даже выступал на публике с номерами, где отгадывал задания, написанные кем-то на листочке бумаги и спрятанные от него. Умение читать мысли нередко опутано тайной, причисляется к оккультным наукам или парапсихологии. Это ошибочное мнение, так как психологи «читают мысли» при помощи наблюдений за видимыми поведенческими реакциями.

Вам понадобится

  • Для развития в себе способности видеть людей насквозь вам понадобятся наблюдательность и терпение, а также немного знаний относительно того, как интерпретировать различные жесты и поведенческие реакции.

Инструкция

Развивайте наблюдательность, анализируйте увиденное. Не зря существует поговорка «Психологи развлекаются, наблюдая». Скучные конференции, неинтересные мероприятия и вечеринки, неторопливые прогулки в парке, кинофильмы… Жизнь дает так много возможностей развивать наблюдательность! Смотрите , попытайтесь понять их реакции, попробуйте разгадать их жизненный и образ

Социально-гуманитарное знание - это владение особенностями устройства общества. Попробуем разобраться в специфичности таких знаний.

Нюансы социально-гуманитарных наук

В настоящее время существует такая проблема, как классификация социально-гуманитарных наук. Одни авторы рекомендуют подразделять их на гуманитарные и социальные дисциплины. Другие считают, что такое деление нецелесообразно. Подобное разногласие во взглядах стало отличным поводом для того, чтобы работал институт социальных и гуманитарных знаний.

Особенность социальных наук

Они представляют собой детальное изучение общества, а также всех его существующих сфер: юридической, политической, экономической. Для того чтобы познакомиться с особенностями данного гуманитарного направления, исследователи проводят анализируют изменение состава ректората. Среди социальных наук выделяют юриспруденцию, политологию, историю, философию, экономику.

Гуманитарные науки

В их составе есть религиоведение, культурология, психология, педагогика. Между гуманитарными и социальными дисциплинами много сходства, поэтому данное направление является особым регионом познания.

Признаки

Раз социально-гуманитарное знание - это отдельное направление научного познания, у него должны присутствовать определенные признаки. Среди особенностей социально-гуманитарных наук выделим важность учета феномена свободы. Если (химия, биология, физика) направлены на изучение естественных процессов, связанных с живой природой, то социально-гуманитарное знание - это в первую очередь изучение человеческой деятельности в художественной, юридической, экономической деятельности. Работа человека не происходит, она совершается. Если у природных процессов нет свободы, то человеческая деятельность полностью независима. Именно поэтому социально-гуманитарное знание - это минимум определённости, максимум гипотетичности.

Особенности социально-гуманитарных наук

Специфика данного направления в том, что важно изучать субъективную реальность. Если объектом изучения естественных наук являются материальные объекты, то гуманитарии занимаются исследованием материальных систем, следовательно анализом объективной реальности. Социально-гуманитарный профиль связан с Так как оно суверенно, то есть присуще какому-то определенному субъекту, проводить исследования в таком направлении достаточно трудно. Для многих людей сознание конкретного субъекта недоступно. Они могут видеть только внешние проявления в виде речи и действий, которые управляются сознанием. Именно по ним окружающие оценивают собеседника. Но проблема заключается в том, что под внешней порядочностью вполне может скрываться либо настоящий преступник, либо очень ранимый человек.

Проблемы

Институт социальных и гуманитарных знаний сталкивается и с такой проблемой, как идеальность сознания. Оно не имеет определенных химических и физических свойств, например степени окисления, валентности, заряда ядра. Особенность его в том, что оно бесплотно, бестелесно. По сути, информация предоставляется в идеальном виде, независимо от непосредственного носителя - мозга. Именно по этим причинам не получается зафиксировать сознание объективными методиками. Чувства человека нельзя измерить линейкой, определить динамометром. Разнообразные медицинские и физические приборы дают возможность фиксировать лишь физиологические мозговые процессы, которые являются носителями сознания. Например, можно установить частоту возбуждения нервных клеток, их пространственную структуру. Сознание человеку дано в качестве внутренних, субъективных переживаний. Его нельзя определить приборами, можно лишь почувствовать. Несмотря на все трудности, которые существуют при изучении духовности человека, их нельзя считать непреодолимыми. Социально-гуманитарный профиль предполагает детальное изучение речи и деятельности людей, получение знаний о структуре, составе, функциях человеческого сознания.

Методы

Структура социально-гуманитарного знания невозможна без важнейших методов: эмпатии и в переводе с латинского языка означает самонаблюдение, изучение личной духовной жизни человека, проведение анализа собственных переживаний. Она позволяет получать представление о собственном сознании. Без существования данного метода человек не смог бы изучать его, управлять им.

Эмпатия (в переводе с английского языка звучит как сопереживание) представляет собой проникновение одного человека во внутренний мир другого, восприятие чужих мыслей и чувств как своих личных качеств. Институт социально-гуманитарных знаний особое внимание при проведении исследований уделяет выявлению сходных эмоций у группы единомышленников, которые вместе перенесли какие-то опасности и трудности. Основывается данный метод на симпатии, то есть внутреннем расположении (сопереживании) к какому-то человеку.

Симпатия

Можно считать эмоционально окрашенную бессознательную положительную оценку действий человека, базируясь на опыте общения. С ее помощью проявляется общность между разными людьми. Специфика социально-гуманитарного знания заключается в том, что только оно предполагает использование эмпатии и интроспекции. При изучении природных процессов подобные методы не применяются.

Уникальность изучаемых объектов

Знания обладает высокой степенью уникальности рассматриваемых объектов. Они обладают неповторимой совокупностью определенных свойств, что прибавляет проблем при создании единой исследовательской системы в гуманитарной сфере. Если физик сталкивается только с несколькими терминами, биолог с двумя соснами, то педагог либо юрист должны работать с двумя абсолютно разными людьми. Сравнивая химическую реакцию с ростом березы и с экономической реформой, отметим, что для их детального изучения потребуются различные методы. Для технического и естественного направлений применение индивидуального подхода необязательно, ведь объекты, рассматриваемые в этих науках, однотипны. Различия в основном несущественные, поэтому их можно упускать. А вот у педагога, психолога, юриста нет возможности абстрагироваться от особенностей человека. Классификация социально-гуманитарных наук многогранна, так как существует множество разновидностей в каждой науке.

Объяснение социально-гуманитарных объектов

Для этого необходимо установить особенности проявления в конкретном объекте определенного закона. В противном случае не удастся в полной мере объяснить объект, провести с ним практические действия. Для выявления индивида либо социальной группы в данный момент применяется категория менталитета. Подобное исследование намного сложнее, чем изучение индивидуального духовного мира человека. Выявить менталитет означает определить уникальное из единичного, то есть выбрать социально-психологические признаки.

Алгоритм изучения

Институт социально-гуманитарных знаний (Казань) на протяжении длительного промежутка времени занимался разработкой последовательности действий, направленных на изучение уникальных признаков живого субъекта. В итоге было выявлено два основных этапа:

  • идентификация признаков различных субъектов, а также степени их выраженности;
  • сравнение их разных субъектов, определение на основе этого специфических характеристик, выявления для каждого менталитета.

Если не будет проводиться подобное сравнение, пойдет речь об изучении личности, сознания, но не о менталитете. Психологи и социологи понимают важность учета законов функционирования исследуемых объектов. В социально-гуманитарной сфере применяют статические законы. Они обладают вероятностной причинностью, допускается порождение причиной одного из разных действий. Именно поэтому все предсказания в социально-гуманитарной науке являются приблизительными, а в технике и природе - четкими и точными.

Среди особенностей рассматриваемого направления выделим и ограниченность использования в них полноценного эксперимента. К примеру, при изучении истории отдельной страны говорить об эксперименте неуместно, ведь события уже произошли. Нельзя использовать исследования в социологии для анализа межнациональных отношений. Неуместен эксперимент и при изучении миграции населения. Некорректно специально переселять людей, менять их жилищные условия, уровень заработной платы, состав семьи, чтобы получить какой-то результат. Кроме того, существуют и этические ограничения для проведения исследований в социально-гуманитарных науках. Запрещены опыты, которые могут нанести вред здоровью людей, унизить человеческое достоинство, ущемить авторитет. Из-за ограниченности опытов эмпирическая база в данной сфере будет менее достоверной, чем в технических дисциплинах. Социальное направление использует определенные критерии научности:

  • рациональность;
  • доказательность;
  • опытная и практическая проверяемость;
  • возможность воспроизведения эмпирического материала;
  • эссенциальность.

Доказательная база в социально-гуманитарном цикле менее серьезная и строгая, нежели в точных науках. Причина в недостаточном количестве теоретических положений и установленных фактов. Часто вместо законов, психологи и педагоги действуют интуитивно, чтобы изучить определенные объекты.

Заключение

В гуманитарной сфере эмпирическая проверяемость предполагает применение наблюдений, интервью, анкетирования, тестирования. Воспроизведение фактов возможно только в том случае, если существуют результаты статистических исследований по определяемой тематике. Если провести эксперимент не удается, его альтернативой считают свидетельства нескольких источников. К примеру, в юриспруденции, педагогике используют показания участников события. Все являются сложными многоуровневыми иерархически построенными системами. Для того чтобы в полной мере изучить системы, требуется существенный временной промежуток.

Немецкий философ В. Дильтей говорил о том, что основным критерием отличия наук разнообразного вида является применяемый метод. Именно немецкий ученый предлагал подразделять все науки на те, что изучают дух, и те, которые исследуют законы природы. Не только анализ самого человека, но и знакомство с текстами, старинными рукописями широко применяют в социально-гуманитарном цикле. Понимание и интерпретация определенной информации помогают психологам, педагогам, юристам, справляться с задачами, поставленными перед ними, в первую очередь изучать индивидуальные особенности каждой отдельной личности.

Общество ¾ настолько сложный объект, что одной на­уке изучить его не по силам. Только объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво описать и изучить самое сложное образование, какое только существует на этом свете, человеческое общество. Совокупность всех наук, изучающих общество в целом, называют обществознанием . К ним относят философию, историю, социологию, экономику, политологию, психологию и социальную психологию, антропологию и культурологию. Это фундаментальные науки, состоящие из множества поддисциплин, разделов, направлений, научных школ.

Обществознание, возникнув позже многих других наук, вбирает в себя их понятия и конкретные результаты статистику, табличные данные, графики и понятийные схемы, теоретические категории.

Всю совокупность относящихся к обществознанию наук подразделяют на две разновидности – социальных и гуманитарных .

Если социальные науки - это науки о поведении людей, то гуманитарные - это науки о духе. Можно сказать иначе, предметом социальных наук выступает общество, предметом гуманитарных дисциплин - культура. Основным предметом социальных наук выступает изучение поведения людей .

Социология, психология, социальная психология, эко­номика, политология, а также антропология и этногра­фия (наука о народах) относятся к социальным наукам . У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз. Примыкает к не­му группа других, родственных ему, дисциплин: фило­софия, история, искусствознание, культурология, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию .

Поскольку представители соседних наук постоянно общаются и обогащают друг друга новыми знаниями, то границы между социальной философией, социальной психологией, экономикой, социологией и антропологией можно считать весьма условными. На их пересечении постоянно возникают междисциплинарные науки, с примеру на стыке социологии и антропологии появилась социальная антропология, на стыке экономики и психологии – экономическая психология. Помимо того существуют такие интегративные дисциплины, как юридическая антропология, социология права, экономическая социология, культурная антропология, психологическая и экономическая антропология, историческая социология.

Познакомимся более основательно со спецификой ведущих общественных наук:

Экономика – наука, изучающая принципы организации хозяйственной деятельности людей, отношения производства, обмена, распределения и потребления, формирующиеся в каждом обществе, формулирует основания рационального поведения производителя и потребителя благ.Экономика изучает также поведение больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и большом - в общественной и частной жизни - люди и шага ступить не могут, не затрагивая экономических отношений . Договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости мы - прямо или косвенно - учитываем принципы экономии.

Социология –наука изучающая взаимоотношения, возникающие между группами и общностями людей, характер структуры общества, проблемы социального неравенства и принципы разрешения социальных конфликтов.

Политология – наука,изучающая феномен власти, специфику социального управления, отношения, возникающие в процессе осуществления государственно-властной деятельности.

Психология - наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души. Психологи изучают устойчивое и повторяющееся в индивидуаль­ном поведении. В центе внимания находятся проблемы восприятия, памяти, мышления, обучения и развития человеческой личности. В современной психологии много отраслей знания, в том числе психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология и др.

Антропология - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Она изучает примитивные племена, которые сохранились сегодня с первобытных времен в затерянных уголках планеты: их обычаи, традиции, культуру, манеры поведения.

Социальная психология изучает малую группу (семья, компания друзей, спортивная команда). Социальная психология - это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые не в силах были решить ее родители. Оказалось, что большое общество не прямо воздействует на индивида, а через посредника - малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных играет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем в малых, а не в больших мирах - в конкретном доме, в конкретной семье, в конкретной фирме и т.п. Малый мир влияет на нас порой даже сильнее, чем большой. Вот почему появилась наука, которая вплотную и очень серьезно им занялась.

История - одна из важнейших наук в системе социально-гуманитарного знания. Объектом ее изучения является человек, его деятельность на протяжении существования человеческой цивилизации. Слово «история» греческого происхождения и означает «исследование», «разыскание». Некоторые ученые считали, что объектом изучения истории является прошлое. Известный французский историк М.Блок категорически возражал против этого. «Сама мысль, что прошлое как таковое способно быть объектом науки, абсурдна».

Возникновение исторической науки относится ко временам древних цивилизаций. «Отцом истории» принято считать древнегреческого историка Геродота, составившего труд, посвященный греко-персидским войнам. Однако, это вряд ли справедливо, так как Геродот использовал не столько исторические данные, сколько сказания, предания и мифы. И труд его не может считаться вполне достоверным. Значительно больше оснований считаться отцами истории у Фукидида, Полибия, Арриана, Публия Корнелия Тацита, Аммиана Марцеллина. Эти древние историки использовали для описания событий документы, собственные наблюдения, свидетельства очевидцев. Все древние народы считали себя народами-историографами и почитали историю как учительницу жизни. Полибий писал: «уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами, повесть об испытаниях других людей есть вразумительнейшая или единственная наставница, научающая нас мужественно переносить превратности судьбы.».

И хотя, с течением времени, люди стали сомневаться в том, что история может научить последующие поколения не повторять ошибки предыдущих, важность изучения истории не оспаривалась. Известнейший русский историк В.О.Ключевский в своих размышлениях об истории писал: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Культурологию интересует прежде всего мир искусства - живопись, архитектура, скульптура, танцы, формы развлечения и массовые зрелища, институты образования и науки. Субъектами культурного творчества выступают а) индивиды, б) малые группы, в) большие группы. В этом смысле культурология охватывает все типы объединения людей, но только в той степени, в какой это касается создания культурных ценностей.

Демография изучает население - все множество людей, составляющих человеческое общество. Демографию интересует прежде всего то, как размножаются, сколько живут, почему и в каком количестве умирают, куда передвигаются большие массы людей. Она смотрит на человека отчасти как на природное, отчасти как на общественное существо. Рождаются, умирают и размножаются все живые существа. На эти процессы воздействуют в первую очередь биологические законы. Например, наука доказала, что больше 110-115 лет человек жить не может. Таков его биологический ресурс. Однако подавляющее большинство людей проживает до 60-70 лет. Но это сегодня, а двести лет назад средняя продолжительность жизни не превышала 30-40 лет. В бедных и слаборазвитых странах и сегодня люди живут меньше, чем в богатых и очень развитых. У человека продолжительность жизни определяется как биологическими, наследственными особенностями, так и социальными условиями (быт, труд, отдых, питание).


3.7 . Социальное и гуманитарное знание

Социальное познание - это познание общества. Познание общества - процесс очень сложный в силу ряда причин.

1. Общество является самым сложным из объектов познания. В общественной жизни все события и явления настолько сложны и многообразны, настолько непохожи друг на друга и так причудливо переплетаются, что обнаружить в ней определенные закономерности очень трудно.

2. В социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные, духовные отношения. Эти отношения значительно сложнее, многообразнее и противоречивее, чем связи в природе.

3. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю, и они же познают ее.

Говоря о специфике социального познания, следует избегать крайностей. С одной стороны, нельзя с помощью теории относительности Эйнштейна объяснить причины исторического отставания России. С другой стороны, нельзя утверждать непригодность для обществознания всех тех методов, которыми исследуется природа.

Первичным и элементарным методом познания является наблюдение . Но оно отличается от того наблюдения, которое используют в естествознании, наблюдая звезды. В обществознании познание касается одушевленных, наделенных сознанием объектов. И если, например, звезды даже при многолетнем наблюдении за ними остаются совершенно невозмутимыми по отношению к наблюдателю и его намерениям, то в общественной жизни все иначе. Как правило, обнаруживается обратная реакция со стороны изучаемого объекта, что-либо делает наблюдение с самого начала невозможным, либо прерывает его где-то посередине, либо вносит в него такие помехи, которые существенно искажают результаты исследования. Поэтому невключенное наблюдение в обществоведении дает недостаточно достоверные результаты. Необходим другой метод, который носит название включенное наблюдение . Оно осуществляется не со стороны, не извне по отношению к изучаемому объекту (социальной группе), а изнутри его.

При всей своей значимости и необходимости наблюдение в обществознании демонстрирует те же самые принципиальные недостатки, что и в других науках. Наблюдая, мы не можем изменять объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход изучаемого процесса, воспроизводить его настолько многократно, насколько это требуется для завершенности наблюдения. Существенные недостатки наблюдения в значительной степени преодолеваются в эксперименте.

Эксперимент носит активный, преобразующий характер. В эксперименте мы вмешиваемся в естественный ход событий. По В.А. Штоффу, эксперимент можно определить как вид деятельности, предпринимаемой в целях научного познания, открытия объективных закономерностей и состоящей в воздействии на изучаемый объект (процесс) посредством специальных инструментов и приборов. Благодаря эксперименту удается: 1) изолировать исследуемый объект от влияния побочных, несущественных и затемняющих его сущность явлений и изучать его в «чистом» виде; 2) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных, поддающихся контролю и учету условиях; 3) планомерно изменять, варьировать, комбинировать различные условия в целях получения искомого результата..

Социальный эксперимент обладает рядом существенных особенностей.

1. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер. Эксперименты в области физики, химии, биологии могут быть повторены в различные эпохи, в различных странах, ибо законы развития природы не зависят ни от формы и типа производственных отношений, ни от национальных и исторических особенностей. Социальные же эксперименты, нацеленные на преобразование экономики, национально-государственного устройства, системы воспитания и образования и т. д., могут давать в различные исторические эпохи, в различных странах не только разные, но и прямо противоположные результаты.

2. Объект социального эксперимента обладает гораздо меньшей степенью изоляции от остающихся вне эксперимента подобных объектов и всех воздействий данного общества в целом. Здесь невозможны такие надежные изолирующие устройства, как вакуумные насосы, защитные экраны и т. п., применяемые в процессе физического эксперимента. А это значит, что социальный эксперимент не может быть осуществлен с достаточной степенью приближения к «чистым условиям».

3. Социальный эксперимент предъявляет повышенные требования к соблюдению «техники безопасности» в процессе его проведения по сравнению с естественнонаучными экспериментами, где допустимы даже эксперименты, совершаемые методом проб и ошибок. Социальный эксперимент в любой точке своего протекания постоянно оказывает непосредственное воздействие на самочувствие, благосостояние, физическое и психическое здоровье людей, вовлеченных в «экспериментальную» группу. Недооценка любой детали, любой сбой в ходе эксперимента может оказать пагубное воздействие на людей и никакими благими намерениями его организаторов оправдать это невозможно.

4. Социальный эксперимент не вправе проводиться в целях получения непосредственно теоретического знания. Ставить опыты (эксперименты) на людях антигуманно во имя любой теории. Социальный эксперимент - эксперимент констатирующий, подтверждающий.

Одним из теоретических методов познания является исторический метод исследования, т. е. такой метод, который выявляет значимые исторические факты и стадии развития, что позволяет в итоге создать теорию объекта, раскрыть логику и закономерности его развития.

Другой метод - это моделирование. Под моделированием понимают такой метод научного познания, при котором исследование осуществляется не на самом интересующем нас объекте (оригинале), а на его заместителе (аналоге), сходном с ним в определенных отношениях. Как и в других отраслях научного знания, моделирование в обществоведении применяется тогда, когда сам предмет недоступен для непосредственного изучения (скажем, вообще еще не существует, например, в прогностических исследованиях), либо это непосредственное изучение требует колоссальных затрат, либо оно невозможно в силу этических соображений.

В своей целеполагающей деятельности, из которой складывается история, человек всегда стремился постичь будущее. Особенно обострился интерес к будущему в современную эпоху в связи со становлением информационно-компьютерного общества, в связи с теми глобальными проблемами, которые ставят под вопрос само существование человечества. Предвидение вышло на первое место.

Научное предвидение представляет собой такое знание о неизвестном, которое основывается на уже известном знании о сущности интересующих нас явлений и процессов и о тенденциях их дальнейшего развития. Научное предвидение не претендует на абсолютно точное и полное знание будущего, на свою обязательную достоверность: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности.


Духовная жизнь общества


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Специфика объекта и предмета социально- гуманитарных наук. Дисциплины социально-гуманитарного цикла, их предмет и функции; проблема разделения и единства социальных и гуманитарных наук. Место социально-гуманитарных наук в системе современных наук. Специфика общества и человека как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Функции социально-гуманитарных наук.

В настоящее время считается, что естественные науки и социально-гуманитарные науки имеют как общие, так и различные характеристики.Естественныеи социально-гуманитарные науки обладают всеми признакаминауки как особого феномена (познание нового, наличие эмпирического и теоретического уровней, оформленность в понятиях и т.д.). Вместе с тем, социально-гуманитарные науки отличаются отестественно-математических и технических наук по следующим основаниям:

По объекту исследования– естественные науки изучают природную реальность, т.е. то, что существует объективно, как «мир вещей»; социально-гуманитарные науки изучают социальную реальность, т.е., то, что существует как объективно-субъективная реальность, как «мир людей»;

По функциональному основанию – естественные науки стремятся объяснить причины природных явлений, социально-гуманитарные науки обеспечивают понимание смысла социальных явлений. Естественные науки стремятся изучитьколичественно-качественные характеристики предмета исследования, социально-гуманитарные науки – прежде всего, качественные характеристики;

По целям исследования – естественные науки преследуют цель: открытие общих законов природы,а социально-гуманитарные науки – познание специфических проявлений культуры. Естественные науки применяют монологовую форму познания, социально-гуманитарные науки ориентированы на диалоговую форму.

Данные обстоятельства позволяют признать социально-гуманитарные науки науками особого рода. Объектом социально-гуманитарных наук являются:

Общество, т.е. форма совместной жизнедеятельности людей, основанная на определенных собственнических и управленческих отношениях;

Различные сферы общества, т.е. определенные области жизнедеятельности людей, созданные для решения конкретных задач,

Продукты духовной деятельности человека, т.е., прежде всего тексты, которые представляют собой систему знаков, отражающую определенный смысл.

Объектом исследованияможет стать любой фрагмент общества, ставший предметом интереса ученого. Обычно объектом исследования становятся реалии социальной действительности, которые обладают актуальностью и практическойзначимостью для общества. В ряде случаев ученый выбирает объект исследования, исходя из собственных интересов. Научное познание осуществляется на базе чувственного восприятия ученым объекта исследования (живое созерцание), затем – аналитического обдумывания путей решения научной проблемы (логическое мышление) ипрактического воздействия на объект исследования (эксперимент).

Предметом социально-гуманитарных наук являются свойства, стороны, отношения, процессы, происходящие в различных сферах общества, в продуктах духовной деятельности человека.

Общество – это сложный объект познания:

Общество функционирует как вероятностно-детерминируемая система,

Общество – это арена действий сознательных и организованных людей,

В развитии общества присутствует многообразие, изменчивость, случайность, неповторяемость и уникальность,

Обществообъективировано как в виде непосредственной действительности (то, что существует «здесь-и-сейчас»), так и в видезнаковых систем,текстов (то, что существовало в прошлом).

Самой важной спецификой объектасоциально-гуманитарных наук является включенность субъекта в объект, т.е. общество выступает одновременно и объектом, и субъектом познания.

Общественные науки имеют своим объектом изучения различные сферы общества (экономика – экономическую, социология – социальную, политология – политическую, юриспруденция – правовую, культурология – духовную и т.д.). Гуманитарные науки исследуют продукты духовной деятельности человека (история – прошлое человечества во всем многообразии, филология –письменные тексты, в которых выражена духовная культура, педагогика –воспитание и обучение человека, психология –развитие души человека и т.д.).

Социально-гуманитарные науки обладают важными функциями. К ним относятся:

Познавательная –дают знания об обществе;

Мировоззренческая –формируют систему взглядов человека на общество;

Методологическая – учат правилам социального познания и действия;

Аксиологическая –ориентируют на определенные идеалы, нормы;

Критическая –учат разумному сомнению в возможностях общества;

Воспитательная –формируют положительные качества ученого;

Рефлексивная –позволяют человеку осознать себя как значимую личность;

Идеологическая – ориентируют человека на поддержку интересов отдельных групп людей;

Прогностическая –позволяют предвидеть тенденции развития обществав будущем.

Каждая из социально-гуманитарных наук обладает всеми перечисленными функциями. Вместе с тем, они одними функциями обладают в большей мере, чем другими (например, социология в большей степени учит человека определенным социальным действиям, история – воспитывает патриотизм и любовь к Родине, политология – разбираться в партийных программах и т.д.).

1.Дильтей В. Введение в науки о духе. Собр. соч. в 6 т., т.1. – М., 2000

2. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998

3.Система гуманитарного исоциально-экономического знания. – М., 2001


Похожая информация.