Конспект фронтального занятия в подготовительной группе. Конспект фронтального занятия в логопедической подготовительной к школе группе. План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Конспект фронтального логопедического занятия в

Ольга Криворотова
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференцирование звуков [Ч]-[Т’]»

Цели :

коррекционно-образовательная :

Дать детям понятие о механизме образования звуков Ч - Ть в сравнительном плане;

Формировать навыки связной речи;

коррекционно-развивающие :

Учить детей дифференцировать звуки Ч - Ть в слогах , словах и предложениях;

Развивать мыслительную деятельность;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Учить координировать речь и движения;

Выполнять упражнения, направленные на предупреждение дисграфии;

коррекционно-воспитательные :

Воспитывать самостоятельность, наблюдательность;

Формировать у детей навыки самоконтроля за речью.

Оборудование : таблица акустико-артикуляционного образа звука , фишки, пособие для игры «Что куда посадим?» , карандаши, тетради, наборы для составления схем, зеркала, предметные картинки с изображением различных растений, картинки, в названии которых есть звуки Ч , Ть.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет слова с буквой Л.

1. Общее расслабление.

Кладем руки на колени,

А теперь немного лени.

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

2. Артикуляционная гимнастика.

Медленно открывать и закрывать рот.

То же с откидыванием головы назад.

Рукой отпустить челюсть вниз.

Движение челюсти вправо-влево.

Поцелуй (бабочка поцеловала облетевший цветок) .

А затем пропела задумчивую песенку (на доску вывешивается карточка с песенкой из звуков ) .

Поочередное высовывание языка вперед- назад.

После «поцелуя» цветка у бабочки осталась пыльца, оближем верхнюю губу. «Вкусное варенье» .

Ay, ау, аукаем Бабочку прибаукиваем. Распевать гласные звуки .

II. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы.

Логопед : Посмотрите на доску, что за предметы вы видите?

Дети : Телефон, часы.

Логопед : Выделите в словах первый звук .

Дети : Ч, ТЬ.

Логопед : Дайте этим звукам акустико-артикуляционную характеристику.

Дети : Звук Ч –согласный , глухой, всегда мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Звук ТЬ- согласный , глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Логопед : А чем эти два звука отличаются ?

Дети : отличаются артикуляцией, на звуке Ч –артикуляционная поза «Бублик» , а на звуке ТЬ – «Улыбочка» , «Заборчик» .

Логопед : Сегодня мы будем учиться различать звуки Ч - Ть .

2. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук » .

Логопед : На звук Ч - топаем , а звук Ть - «хлопаем» .

Ч, П, ТЬ, А, Ч, Н, ТЬ, И, В.

3. Связь звуков и букв . На доске напечатаны буквы Ч и Т с недостающими элементами. Дети восстанавливают и называют буквы.

4. Дифференциация звуков в слогах , словах, предложениях и текстах.

Воспроизведение слоговых рядов : ча-тя-ча-тя ти-ти-чи-ти тю-чу-чу-тю и т. д.

Игра «Наоборот» .

Мяч - мять Печь - петь

Вечер - ветер Печка - Петька

III. Физ. минутка «Эй, ребята, эге-гей…» .

Эй, ребята, эге-гей,

Режем овощи для щей,

Рубим мы капусту,

Будет супчик вкусный.

Чистим мы картошку,

Чистим очень ловко.

Мы натрем морковку

Красную головку.

А потом, а потом

Мы порежем помидор,

И головку лучка,

И зубочек чесночка.

Мы посолим супчик,

Мы посолим супчик,

Попробуй-ка голубчик.

Работа в тетрадях :

Задание №1

Восстанови буквы и прочитай слова :

Ветер, вечер.

Звуковой анализ слов вечер , ветер.

Раскрашивание звуковой схемы слов ВЕТЕР ВЕЧЕР.

Составление предложений со словами вечер и ветер (слова должны находиться в одном предложении) .

Анализ предложений.

Задание №2. Графическая схема составленного предложения.

IV. Пальчиковая игра «Гладь мои ладошки еж.» с мячом су-джок

Гладь мои ладошки,еж,

Ты колючий, ну и что ж.

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить. (движения по тексту)

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Куда что посадим?»

VI. Задание №3 (в тетрадях) .Для игры используется специальное пособие. На листах бумаги нарисованы сад, огород, лес. А рядом груша, помидор, редис, гриб, вишня, ель.

Детям необходимо соединить предметные картинки с огородными, садовыми и лесными растениями.

Дети соединяют картинки и комментируют свои действия : «Это огурцы. Огурцы - это овощи. Их семена посадим в огороде на грядке. Это малина. Малина - это ягода. Ее кусты посадим в саду. Это гриб-боровик. Он растет в лесу». И т. д.

Задание №4. Выполни штриховку по образцу.

Морковь, малина, грибок.

VII. Итог занятия и оиенка работы детей. Какие звуки мы сегодня учились различать?

1. Дайте характеристику этих звуков .

Подбор слов, в которых звук Ч находится в середине слова.

Подбор слов, в которых звук Ть находится в начале слова.

Деление слов на слоги. Схема.

V. Рефлексия.

Логопед : подумайте, если вам сегодня было легко выполнять предложенные задания, поднимите веселого «смайлика» , если трудно- грустного «смайлика» .

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия Дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б - П. (подготовительная группа) Тема: дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б – П. Цель: закрепление навыка дифференциации звуков [Б]-[П], букв Б – П. Задачи: Образовательные:.

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) «Звук и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [А], [У] и буквы А, У» Цель: знакомство со звуками [а, у], буквами А, У. Задачи: Закреплять артикуляцию и произношение изучаемых звуков; Развивать фонематический.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР «Наш город Тольятти» Тема: Составление повествовательного рассказа по картине "Случай на улице". Цель: Закреплять умение составлять повествовательный рассказ.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Морозята спешат на помощь Деду Морозу» Цели: Образовательные: закрепить знания о характерных признаках зимы; уточнить и расширить знания детей о зиме;.

Тема: Звук и буква А.

Цели: 1) Четкое произношение звука «а»; выделение звука «а» из ряда гласных, из слов;

2) Знакомство с буквой «А».

3) Развитие внимания, памяти, мышления;

4) Развитие сенсорных и моторных функций;

5) Воспитание любознательности, целеустремленности.

Оборудование; предметные картинки (аист, астра, арбуз, ананас), символ звука А (красный кружок), звуковой домик, азбука (разрезная), касса букв, нажд. буквы, карандаши, тетради, демонстрационные буквы, глобус, наборы символов для звуко – буквенного анализа, бархатная бумага, 2 нитки цветной на каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети, недавно я прочитала интересную статью об Америке. О жизни людей, о природе. А что вы читали? Хотите научиться?

А – а – а! Помогите!..

Что случилось? Да ведь первая буква исчезла! А вот и записка: «Если выполните все задания – отдам букву!» Буквоед.

Поможем букве А?

2. Характеристика звука А по акустическим и артикуляционным признакам.

Задание №1. Послушайте и скажите, какой звук повторяется в словах (автобус, Алла, Андрей, август). Тянем ниточку: а – а – а… Какая ниточка? (Длинная). Рот открыт широко, воздух выходит легко, без преграды. Кто помогает петь звук? Голосок. И называются такие звуки гласными.

3. Развитие слухового внимания. Игра «Поймай звук».

4. Придумывание слов со звуком А и предложений.

Каким кружком обозначаем гласный звук А? (Красным). В каком домике живет звук А? (В красном). Почему в красном? Хозяйку домика зовут так, что первый звук А. (Аня). Нажмем на кружок и «оживим» его (а – а – а). Придумайте сами слова со звуком А.

Буквоед оставил открытку. Назовите, что на ней нарисовано (аист, астра, арбуз, ананас).1) Какой звук повторяется? (А).2) А слово гусь можно здесь нарисовать? Почему?

Составление схемы слов со звуком А на полоске (определение позиции А). самостоятельно на полоске определить место звука А в слове аист. (Сравните с моей схемой. Правильно, в слове аист звук А первый).



3) У Ани есть подружки. Их имена начинаются на А. Как их зовут? (Алла – Ася, Анжела – Алена).

– Какие похожие подружки! Как их Аня различает?

У них разные пояски и разные бантики (красный – желтый, синий – зеленый).

Составление предложений.

У Аллы красный поясок, а у Аси желтый поясок.

У Аллы широкий поясок, а у Аси узкий поясок.

У Алены синий бантик, а у Анжелы зеленый бантик.

У Алены бантик посредине, а у Анжелы с боку.

4) Глобус.

Как много разных стран на глобусе! Мне кажется, что Буквоед в стране, которая называется на А.

Как ты думаешь, К., где Буквоед?

(Я думаю, Буквоед в Антарктиде, потому там холодно)…

5.Физминутка.

Аист, аист длинноногий, покажи ты нам дорогу.

Аист отвечает: «Топай правой ногой, топай левой ногой.

Шагни правой ногой, шагни левой ногой, вот тогда придешь домой! (К Буквоеду).

5. Посмотрите, дети! В Азбуке – стране букв кто – то появился! Буквоед, отдай пожалуйста букву. «Дам посмотреть – заберу. Буду в бинокль за вами наблюдать.» (уходит).

Знакомство с буквой А а.

· Элементы, сходство с крышей дома, шалашом, у а – крючок, брюшко).

Читайте: А а.

Работа с разрезной азбукой (Чтение А, а.)

Стихотворение: «Две палочки наискосок, а между ними поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А. (С.Маршак).

· Письмо печатной буквы А.

1) Показываю на доске.

2) Обвести пальчиком наждачную букву.

3) «Письмо в воздухе».

4) Письмо на столе пальчиком.

5) Письмо в тетради.

Посадка (Кулачок, спина), правильно держите карандаш (Указательный палец поднимаем, опускаем). Тетрадь под углом.

Замените на схеме (слово АИСТ) , кружок на букву А, читайте, АИСТ.

Стихотворение «Сказочный волшебный дом, азбука – хозяйка в нем…»

· С какой буквой познакомились? (А а). что можем сказать о букве? (Видим, пишем, читаем. Буква – это знак.) А звуки? (слышим и произносим).

· Буквоед предлагает определить по запаху апельсины. Угощает детей.

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе.

Тема: Постановка звука Ж.

Цель: развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа, уточнение артикуляции звука Ж, постановка звука Ж и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении, закрепление связи звука и буквы Ж.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы.

На доске несколько картинок (жук, паук, кошка). Логопед читает загадку:

Жу- жу- жу, жу- жу- жу,

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву Ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

Кто это жужжит на ветке? Найди картинку. (Жук). Да, это жук. Покажи букву, с которой начинается слово ЖУК. (Буква Ж вывешивается на доске). Эта буква обозначает звук Ж. Этот звук напоминает жужжание жука: ж- ж- ж-ж. Сегодня мы будем учиться произносить звук Ж. Для этого надо чтобы губы и язычок хорошо работали.

3. Артикуляторная гимнастика.

Для губ: улыбка- трубочка.

Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать «лодочку», сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.

3. Постановка звука Ж. Используется прием постановки путем озвончения звука Ш.

4. – Приложи руку к горлышку. Произнеси звук Ш, а теперь скажи его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук Ж.

После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. В случае затруднения одна рука ребенка прикладывается к горлу логопеда, другая кладется на область гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук Ж, ребенок имитирует, используя тактильно- вибрационные ощущения.

Можно использовать постановку звука Ж от звука З. При произнесении звука З, ребенку предлагается поднять кончик языка вверх за верхние зубы.

5. Уточнение артикуляции звука Ж.

Произнесем еще раз звук Ж. в каком положении губы при произношении звука Ж?

Губы вытянуты вперед.

В каком положении зубы- сомкнуты или раскрыты?

Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.

Где находится кончик языка?

После каждого вопроса логопед снова показывает артикуляцию звука Ж, ребенок также еще раз произносит звук.

Кончик языка приподнят кверху, ноне касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Покажите рукой, какой язычок?

Что напоминает язычок?

Чашечку.

Логопед в целом описывает артикуляцию звука Ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Ребенок повторяет.

6. Развитие фонематического анализа.

А) Игра «Подними флажок». Логопед называет слова: жаба, парта, лампа, дверь, кожа, лопата, жираф, ежик. Ребенок поднимает флажок, если в слове есть звук Ж.

Б) Распредели картинки. На доске выставляются картинки: пожар, лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак. Ребенок должен распределить картинки на две группы: слева положить картинки, в названии которых звук Ж в начале слова, а справа те картинки, в названии которых звук Ж в середине слова. Логопед при этом четко называет сначала все картинки, выделяя голосом звук Ж.

В) Найди место звука Ж в словах. У ребенка цифры 1,2,3 . Логопед произносит слова, ребенок определяет, какой по счету звук Ж в слове (первый, второй, третий) и поднимает соответствующую цифру. Примерные слова: жарко, ужин, желтый, ожог, железо, пожар, жидкий, сажать.

7. Закрепление связи между звуком и буквой Ж.

Посмотри на букву Ж. Что она напоминает, на что похожа?

На жука.

Сложи из палочек букву Ж. А затем подбери картинки, в названии которых есть звук Ж.

8. Подведение итогов занятия.

Какой звук мы учились произносить?

Как произносится звук Ж? (Ребенок повторяет артикуляцию звука Ж).

Тема: «Поездка в Простоквашино» (звуки Р и РЬ, буква Р)

Попова Наталья Васильевна

учитель-логопед

МДОУ №185 «Росинка» г. Архангельск

Цель: закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ; закрепить образ буквы Р.

Задачи: I учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции; закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ в словах и предложениях; развивать фонематические восприятие; совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления детей; закрепить графическое изображение буквы Р, осуществляя профилактику дисграфии; совершенствовать практическое употребление существительных в косвенных падежах; II развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память;III воспитывать навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными предложения, контролировать поставленные звуки)

Материал: телефон, символы звуков Р и РЬ, фланелеграф, фигурки, картинки: поезд, деревня, ручка, картинки по темам со звуками Р и РЬ и без звуков, игрушка Звукоедик – злой и добрый, жетоны, мяч, буква Р, буквы разрезной азбуки, счетные палочки.

Ход занятия:

I Оргмомент. Сядет тот, кто ответит, правильно ли я сказала предложения:

1. Телега везет лошадь. (Нет, а как правильно?); 2. Кошка поймала мышку; 3. Лошадь везет телегу; 4. Мышка поймала кошку; 5. Фонарь освещается улицей; 6. Улица освещается фонарем.

II (Звонит телефон) «Алло! Здравствуй, Матроскин! Привет, Шарик! Вы приглашаете нас в гости? Спасибо за приглашение. До свидания!» Ребята, кот Матроскин и пес Шарик приглашают нас в гости в деревню Простоквашино. Вы хотите поехать в Простоквашино? У Матроскина и Шарика есть любимые звуки. Отгадайте, какие это звуки, я их выделю голосом: Матррроскин, Шарррик. (Р и РЬ).

Сегодня по приглашению кота Матроскина и пса Шарика мы поедем в Простоквашино и вспомним звуки Р и РЬ.

III (Показ символов звуков) Собака грозно рычит: рррр. Маленький щенок рычит: рьрьрь. Что делает наш язык, когда мы произносим эти звуки? Рот закрыт или приоткрыт? Что делают губы? Дайте характеристику звукам Р и РЬ.

IV Игра «Поймай звук». Ловим ладошками звуки Р и РЬ. Закройте глаза: р, б, мь, рь, ра, жа, ря, бю, ам, ру; рак, кошка, рыба, домик, букварь, ёжик, чемодан, топор,…

V. Раз мы собираемся в гости, нам надо купить подарки жителям деревни Простоквашино. Отправляемся по магазинам. В магазине поселился злой Звукоедик. Звукоедик съедает в словах звуки Р и РЬ. Передаем Звукоедика, исправляем слова: …епка, …ыба, б…юкки, г…уша, топо…, снеги… Молодцы, исправили все слова правильно, и злой Звукоедик превратился в доброго Звуковичка. И мы пойдем за покупками в магазин, покупать подарки нужно только со звуком Р или РЬ. Алёша, пойдет в мебельный магазин; Ксюша – в продуктовый, Гриша – в магазин посуды; Никита – в магазин «Товары для дачи»; Влад – в магазин посуды. Что купили? Какой звук в твоем слове, где он находится?

VI Подарки приготовили, садимся в поезд, поехали. (Показ картины) А вот и деревня Простоквашино. (Показ фигурок на фланелеграфе) Кто нас ждет встречает? (дядя Фёдор, корова Мурка, пес Шарик, кот Матроскин, теленок Гаврюша, почтальон Печкин). В каких именах слышится звук Р (Федор, Матроскин, Мурка), а в каких звук РЬ (Гаврюша, Шарик)? С кем мы поздороваемся? (С дядей Федором, псом Шариком, котом Матроскиным, коровой Муркой, теленком Гаврюшей, почтальоном Печкиным.) Кому и что мы привезли в подарок? Ксюша, кому и что ты подаришь?

VII Матроскин хочет поиграть с вами в игру «Чего ни стало». Посмотрите на картинки, запомните их, закройте глаза, сейчас Матроскин, какую-то картинку уберет.Чего ни стало?

VIII Дядя Федор предлагает поиграть в игру « Придумай слово по первому слогу»: Ра-ра-ра, начинается игра, я прошу со слога Ра мне сейчас назвать слова (ракета, ракетки, рана, радуга, работа, радио, раковина, раки,…) (Даю жетоны)

У дяди Федора большой огород, поможем ему вскопать грядки.

Мы лопатки взяли,

Грядки раскопали.

Грабли в руки взяли,

Грядки разровныли.

Семена рядами

Дружно мы сажали,

А потом водою

Теплой поливали.

IX Игра с мячом «Найди место звуку». Вставьте в слово, в которое я назову звук Р или РЬ. Он должен быть вторым: пуд – пруд, кот-…, битва -…, тюк -…, тяпка -…, пятки -…, кошка -…

X Печкин любит сочинять стихотворения, послушайте, какое стихотворение придумал Печкин про дядю Федора, в нем много слов со звуками Р и РЬ:

Есть у Федора огород

В нем морковка растет

И горох , и помидоры

Рядом огород Федоры

В основном там помидоры .

Читаю еще раз, на каждое слово со звуками Р и РЬ, вы берете счетную палочку.

Сосчитайте, сколько у вас палочек, сколько слов со звуками Р и РЬ было в стихотворении?

XI Вместе с жителями Простоквашино мы вспомнили звуки Р и РЬ. Какой буквой обозначаются эти звуки? (Показ буквы Р)

Букву Р писать не сложно

Справа к палке осторожно

Подрисуем мы флажок.

И получится флажок.

Из каких элементов пишется буква Р? Какие это элементы? Теленок Гаврюша написал на доске буквы. Все ли буквы написаны правильно? Зачеркнем неправильные буквы.

XII Дядя Федор скоро, как и вы, пойдет в первый класс. Отгадайте, что понадобится для письма в школе Дяде Федору. Я разбросаю это слово на звуки, а вы приготовьте ладоши, «соберите» звуки в целое слово

Звуко-слоговой анализ слова РУЧКА, выложите из букв это слово.

Цель: Учить дифференцировать звуки Л, Л′ в словах.

  1. Развивать навыки звукобуквенного анализа.
  2. Развивать фонематический слух, активизировать подбор слов со звуками Л, Л′.
  3. Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.
  4. Развивать зрительное внимание, умение ориентироваться на листе бумаги.
  5. Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
  6. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Словарь: слова со звуками Л, Л′.

Оборудование: таблица с картинками в названии которых звуки Л, Л′, фишки, картинки: пальто, платье, колготки, платок, шаль, блузка, шаль, жилет, плавки, купальник; картинка Инопланетянин.

Ход занятия.

I. Организационный момент

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. Выдохните через рот все обиды и огорчения.

На таблицу посмотрите.

Что попрошу, то назовите.

Лук Лейка Луна
Лист Лодка Лиса

Кто изображен в правой верхней клетке;

В левой нижней клетке;

В верхнем ряду посередине;

В левой верхней клетке;

В правой нижней клетке;

В нижнем ряду посередине?

Выделите первые звуки в словах. (Л, Л′).

Сегодня у нас приземлилась космическая тарелка, вот посмотрите. Кто это на ней прилетел? (Инопланетянин. ) Почему его так называют? (Он прилетел к нам с другой планеты. )

Гость обращается к детям на своем языке, дети повторяют:

ЛА-ЛЯ-ЛЯ (как бы здороваются);

ЛУ-ЛЮ-ЛУ (с радостью);

ЛЫ-ЛИ-ЛИ (с огорчением).

Как тебя зовут? (Лолик.)

Лолик прилетел к нам на землю, чтобы побольше узнать о нашей планете и о предметах. Давайте расскажем ему. Возьмите карточку со своим именем и садитесь за столы.

II Основная часть.

1. Расскажите на чем вы сидите? (на стуле ). Где лежат карточки? (на столе ). Слова стул, стол похожи? Чем? (анализ слов у доски и за столами цветными фишками, а за тем выкладываем буквами ).

Каким словом можно назвать эти предметы? (Мебель. ) Какой последний звук в этом слове? (Ль - согласный, мягкий).

2. А сейчас расскажем Лолику какую одежду мы носим (картинки: пальто, платье, колготки, платок, шаль, блузка, шаль, жилет, плавки, купальник). Разложите картинки к синей и зеленой фишке (звуки Л – Ль).

3. Давайте расскажем Лолику, что мы едим. Вспомните блюда в названии которых есть звуки Л, Ль (салат, гуляш, беляши, котлеты, кисель); отгадайте ягоды и фрукты: первый звук Я, последний О (яблоко); последний слог ЖАН (баклажан); первый слог МА, последний НА (малина); первый звук С, последний А (слива); последний слог МОН (лимон).

4. Послушайте какие фрукты и ягоды выбрал Лолик: (произносим с неправильным ударением, дети исправляют) малину, лимон, сливу .

Физкультминутка «Лягушонок»

Упражнение активизирует центральную нервную систему, улучшает настроение.

И.П. – стоя, ноги вместе.

Представим, что мы превратились в лягушонка.

Сгибаем «лапки», прижимаем их к груди. Находясь в таком положении, слегка приседаем и делаем вдох. На выдохе произнося «ква-а-а», неожиданно делаем резкий прыжок вперед, раскидывая в прыжке руки и ноги.

Теплый дождик капает,

Выросла трава.

Лягушонок квакает:

«Ква-ква-ква-ква-ква!»

Надоела мошкара –

Проглотить ее пора!»

Ощущения. Понравились ли тебе лягушачьи прыжки? Почему? Каким стало настроение?

5. Какие еще животные в названии которых есть звук Л живут на нашей планете? (волк, белка, лось), а назовите животных со звуком Ль (лиса, олень).

6. Давайте поиграем в игру «Чьи, чья, чей?» (с мячом).

Лапы у волка (волчьи);

Морда у лисы (лисья) и т.д.

7. Составьте предложения со словами: лось, олень, белка, волк (дети составляют предложения, выкладывают схемы, определяют сколько слов в предложении).

8. Нашему гостю понравилось у нас, он узнал много интересного. Лолик хочет задать вам вопросы, попробуйте на них ответить.

Что было бы, если бы вдруг на земле исчезли все звери и птицы?

Что вы будете делать, если увидите в лесу непогашенный костер?

Что можно сделать для нашей планеты для ее процветания? (рассуждения детей).

Ребята, а что значит быть любознательным? Задайте свои вопросы о Земле, о космосе.

III. Итог занятия

Наш гость прощается с нами, он оставляет вам энциклопедию в которой вы найдете ответы на свои вопросы.

Чем мы сегодня занимались? Что было интересным, какое задание показалось сложным? Д/з, выполнить задания на листах «Звуки Л, Л′».

Фронтальное занятие в подготовительной логопедической группе по теме: "Звук [ш]"

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: "Звук [ш]"

Налетова Екатерина Анатольевна, учитель-логопед МДОУ детского сада комбинированного вида № 17, город Подольск Московской области
Описание материала: Предлагаемый материал может быть использован полностью или частично учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе (6-7 лет). Ни для кого не секрет, что недостатки устной речи у ребенка необходимо устранить до начала школьного обучения. В противном случае ребенку грозят нарушения письменной речи, такие как дисграфия и дислексия. С целью профилактики вышеуказанных нарушений в конспекте подробно описана работа с детьми в игровой форме, направленная на автоматизацию у дошкольников звука [ш] на разных этапах, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики,мимических мышц, а также дыхания и голоса. Представлены игровые упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия, совершенствование навыка звуко-слогового анализа и синтеза,развитие навыков словообразования и словоизменения.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить понятие о механизме образования звука [ш];
- продолжать учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [ш] с опорой на различные виды анализаторов;
- формировать навыки словообразования и словоизменения.
Коррекционно-развивающие:
- автоматизировать у детей звук [ш] в слогах, в словах и предложениях;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать у детей дыхание, голос, мимические мышцы;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать звуко-слоговой анализ и синтез;
- уточнять и расширять словарь;
- развивать внимание и память
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- воспитывать у детей наблюдательность
Оборудование: цветные символы для выкладывания звуковых схем, сюжетные картинки, профиль акустико-артикуляционного образа звука [ш], предметные картинки с изображением различных видов транспорта и предметные картинки на звук [ш], схемы предложений, пособие «Веселый поезд», мультимедийная доска и проектор.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент:

Сегодня к нам приехали гости. Ребята, как вы думаете, на каком транспорте они добрались до нашего сада? Сядет тот, кто назовет любой вид транспорта.

1. Сообщение темы занятия:

Игра «4 лишний».
- Я назову 4 вида транспорта, а вы, пожалуйста, выделите из них один лишний (самолет, вертолет, машина, дельтаплан). Объясните, почему?
Лишняя машина, потому что это наземный транспорт, а самолет, вертолет и дельтаплан – это воздушный транспорт.
-Сегодня мы с вами покатаемся на машине и при этом будем постоянно сле-дить за правильным произнесением звука [ш]. Какой звук в слове машина я выделила интонацией?
-Звук [ш].
Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам:
-Что делают губы, когда мы произносим звук [ш]?
- Губы округляются.
-Где находится язык?
- За верхними зубами.
- Какой язык, узкий или широкий?
-Язык широкий, чашечкой.
- Есть ли во рту преграда?
-Язык создает преграду, значит звук [ш] – согласный.
-Звук [ш] звучит твердо или мягко?
-Звук [ш] всегда твердый.
-Как мы произносим звук [ш], с голосом или без голоса?
Звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой звук. Ребенок у доски обозначает звук [ш] цветовым символом.

2. Развитие фонематического слуха.

Выделение звука [ш] в ряду звуков (зь, сь, ч, ш, щ, з, с, ш, ц, ш…)
-Я буду произносить похожие звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук [ш].

3. Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях.

Я назову слово, а вы замените в нем первый звук на звук [ш] и назовите по-лучившееся слово.
Тапка – шапка Накал – шакал Дар – шар
Чашка – шашка Фланг – шланг Мыло – шило
Топот – шепот Стык - штык Губы –шубы
Мышка - шишка Жаль - шаль Маг - шаг
Параллельно поясняется значение новых слов.

4. Определение позиции звука [ш] в словах.

Игра «Веселый поезд».
- В первом вагоне поедут пассажиры, в названии которых звук [ш] находится в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова.
В слове шапка звук [ш] находится в начале слова.
Игра «Слово заблудилось»
- Я прочитаю вам стихи, а если что-то перепутаю, вы исправьте мою ошибку
С другом мы играли в ……чашки
Пили чай из белой……шашки.
Вылезла из норки…..шишка
На нее упала мышка.
Мы с сестрой посуду….. шили
И наряды куклам……мыли
Горько плачет……бедный шарик
Улетел воздушный….. Гарик
Улетел воздушный шарик. Составим схему последнего предложения.
Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Какое слово последнее?

5. Динамическая пауза.

Речь с движением.
Мчатся бешено машины
Шта-што-шту-шты держат руль
По шоссе шуршат их спины
Ша-шу-ше-ши топают ногами
В конце дальнего пути
Аш-ош-уш-иш ладонь у лба
Слышен шепот: ше-шо-шу, ше-шо-шу ладони рупором
Это шина шепчет шине: «Я уж больше не спешу – шу-шу» на выдохе, с понижением силы голоса

6. Слого-звуковой анализ.

В машине, у которой лопнула шина, к нам приехал МИШКА. Пока шину будут заклеивать в автомастерской, мы с вами выложим слого-звуковой анализ слова МИШКА.
Ребенок у доски: мишка – это одно слово. В нем 2 слога: миш-ка
В слоге МИШ-:
Первый звук [м`] – согласный, мягкий, звонкий звук. Обозначу его зеленым квадратом.
Второй звук [и] – гласный звук, обозначу его красным квадратом.
Третий звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой звук, обозначу его синим квадратом.
В слоге –КА:
Первый звук [к] – согласный, твердый, глухой звук, обозначу его синим квадратом.
Второй звук [а] – гласный звук, обозначу его красным квадратом.
-Сколько всего звуков в слове мишка? Сколько слогов?
-Что нужно изменить в звуковой схеме, чтобы у нас получилось слово КОШКА?
-Надо убрать первый зеленый квадрат и поставить синий, потому что в слове КОШКА первый звук – К - согласный, твердый, глухой звук.

7. Формирование лексико-грамматического строя языка.

Стук в дверь. Приносят конверт.
-Ребята, нам принесли письмо от Шпунтика. Он пишет, что друзья из Солнечного города подарили ему машину вместе со специальными картинками. На картинках – действия, которые умеет выполнять машина. Помогите, пожалуйста, назвать эти действия.
o машина подъехела к дому o машина въезжает в гараж
o машина отъехала от дома o машина въехала в гору
o машина подъехала к гаражу o машина съехала с горы
o машина выезжает из гаража o машина переезжает реку
o машина выезжает из-за угла
Дети поочередно называют действия машины, которые изображены на мульти-медийной доске.
Игра «Скажи наоборот».
На столах у детей сюжетные картинки, отвечает тот, у кого действие, противоположное изображенному на экране. На экране: машина съехала с горы. Ребенок отвечает: «Моя машина въехала в гору».
Игра «Отгадай транспорт».
Отгадывание предметов по названию их частей.
- Кузов, кабина, колесо, руль, фары.
- Это машина (картинка на экране)
- Крылья, кабина, хвост, мотор.
- Это самолет.
- Палуба, якорь, каюта, корма, нос.
- Это корабль.
- Вагоны, купе, электровоз.
- Это поезд.
У детей на столах предметные картинки с изображением различных видов транспорта. На мультимедиа сюжетные картинки с изображением автомагистрали, моря, железной дороги и неба. Дети соотносят свою предметную картинку с сюжетной на экране.
Ребенок: Машина едет по дороге, это наземный транспорт.
Поезд едет по железной дороге, это железнодорожный транспорт.
Самолет (вертолет) летит в небе, это воздушный транспорт.
Корабль (лодка, катер) плывет по воде, это водный транспорт.
Поезд едет в метро, это подземный транспорт.
Мотоцикл (велосипед) едет по дороге, это наземный транспорт.

Итог занятия

О каком звуке мы сегодня говорили? Охарактеризуйте звук [ш].
- Какие виды транспорта вы знаете? Для обозначения звука [ш] на следующем занятии мы познакомимся с буквой Ш.