Краткое содержание по главам страшная месть. Энциклопедия сказочных героев: "Страшная месть". «Страшная месть» Гоголь Н.В

"Чуден Днепр при тихой погоде...". Всех нас в школе заставляли учить наизусть этот отрывок из Гоголя. Однако не все помнят, из какого он произведения. Не будем томить читателя и скажем, что это отрывок из повести "Страшная месть". "Чуден Днепр при тихой погоде..." - такими словами начинается 10 глава этого произведения. Именно о нем мы и поговорим сегодня.

Интересующую нас повесть в 1831 году создал Гоголь. "Страшная месть", краткое содержание которой нас интересует, входит в сборник, который автор назвал "Вечера на хуторе близ Диканьки". Начинается произведение следующим образом.

Свадьба Данилы

В Киеве когда-то есаул Горобец праздновал свадьбу сына. Множество народа собралось на нее, в том числе Данило Бурульбаш, названый брат хозяина, с Катериной, своей молодой женой, и маленьким сыном. На свадьбу не приехал лишь отец Катерины, старик, который вернулся недавно домой после 20-летнего отсутствия. Когда хозяин вынес 2 иконы для благословения молодых, все плясали. В толпе внезапно возник колдун и пропал, испугавшись образов.

Возвращение домой

По Днепру ночью возвращается на хутор Данило с домочадцами и родными. Напугана Катерина, однако муж ее не опасается колдуна. Он боится поляков, которые, возможно, отрежут им путь к запорожцам. Все его мысли заняты этим, когда они минуют замок старого колдуна и затем проплывают мимо кладбища. Тем временем на кладбище шатаются кресты. Страшные мертвецы появляются из могил. Они тянут к месяцу костлявые руки.

Ссора Данилы с тестем

Вот, наконец, молодожены с родными возвращаются домой, однако хата не может вместить многочисленное семейство. Данило и его вздорный, хмурый тесть ссорятся утром, дошло до мушкетов и сабель. Ранен Данило из повести Гоголя, лишь мольба Катерины, которая упомянула маленького сына, удержала его от продолжения драки, и казаки помирились.

Кем же оказывается на самом деле отец Катерины?

Катерина вскоре поведала мужу свой сон. Ей приснилось, что ее отец - это тот страшный колдун. Иноземные привычки тестя не нравятся Даниле, он в нем подозревает нехристя. Однако отметим, описывая сюжет повести, что ее супруга больше всего в это время волнуют поляки, о которых вновь предупреждает Горобец.

Вечером Данило отправляется в разведку к замку колдуна. Он взбирается на дуб, смотрит в окно и видит освещенную непонятно чем комнату. Ужасные вещи описывает далее Гоголь ("Страшная месть"). Краткое содержание их следующее. Появляется тесть и принимается колдовать. Вот его облик меняется, он превращается в колдуна, одетого в турецкое одеяние. Тесть вызывает душу Катерины. Он требует, чтобы девушка полюбила его, угрожает в случае неповиновения. Однако отказывается от этого душа Катерины. Данило потрясен тем, что видел. Он возвращается к себе домой, будит супругу и рассказывает ей все. Девушка отрекается от колдуна-отца.

Роковая ошибка

В подвале Данилы в железных цепях сидит его тесть. Замок колдуна горит, а завтра его ожидает казнь. Однако не за колдовство, а за сговор с ляхами. Колдун склоняет обещаниями исправиться и обманом Катерину выпустить его для того, чтобы иметь возможность спасти свою душу. Девушка его отпускает, а от мужа скрывает правду, понимая, что сделала непоправимое. Скорую гибель предчувствует Данило. Он просит Катерину беречь сына.

Горе, постигшее Катерину

Как и ожидалось, большое войско ляхов нападает на хутор. Поляки угоняют скот, поджигают хаты. Данило сражается храбро, но его настигает пуля колдуна, появившегося внезапно. Горобец, прискакавший на помощь, Катерину утешить не в силах. Разбиты ляхи, по Днепру к развалинам замка приплывает колдун. Он творит в землянке заклинания, кто-то ужасный появляется на его зов. У Горобца живет Катерина, видит прежние свои страшные сны и боится за сына. Девушка обнаруживает, проснувшись, что ее ребенок умер. Не выдерживает всего этого рассудок героини, которую создал Гоголь ("Страшная месть"). Краткое содержание произведения продолжается тем, что девушка становится безумной.

Смерть Катерины

Катерина, обезумев, ищет повсюду отца, жаждая его смерти. Прибывает незнакомец, который спрашивает Данилу и затем оплакивает его. Он хочет повидать Катерину, говорит с ней долго о муже. Кажется, что разум возвращается к девушке. Однако когда он говорит, что Данило просил его после своей смерти взять ее к себе, Катерина узнает отца в незнакомце и кидается на него с ножом. Но ее опережает колдун. Он убивает собственную дочь.

Дальнейшая участь колдуна

За Киевом является неожиданное чудо. Освещена вся земля, видны все ее концы. В Карпатских горах появляется огромный всадник. В страхе бежит колдун из повести Гоголя. Он узнает во всаднике появившегося во время ворожбы незваного исполина. Ночные кошмары преследуют колдуна. Он бежит в святые места Киева и убивает там старца, который отказался молиться за него. Куда бы ни ехал колдун, путь его лежит к Карпатским горам. Всадник внезапно открывает глаза. Он смеется. Колдун мгновенно умирает. Он видит уже мертвым, что все мертвецы от Галича, Карпат и Киева протянули свои костлявые руки к нему. Всадник бросил им колдуна, и они вонзили свои зубы в него.

Старинная песня

Старинной песней заканчивает повествование Гоголь Николай Васильевич. В ней рассказывается о короле Степане, который воевал с турками, а также о братьях-казаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и разделил награду царя с братом. Однако Петр сбросил брата из зависти в пропасть вместе с младенцем-сыном, а затем забрал себе все добро. Когда Петр умер, бог Ивану разрешил выбрать для брата казнь. Иван проклял его потомство, сказав, что страшный злодей будет в последнем роду брата. Иван же явится на коне из провала, когда настанет время смерти злодея. Он сбросит в пропасть его, а все предки его потянутся грызть этого злодея. Лишь Петр подняться не сможет и будет в бессильной злобе грызть самого себя. Бог удивился жестокости этой казни, однако согласился с Иваном.

Так заканчивается произведение, которое создал Гоголь ("Страшная месть"). Краткое содержание основных его событий мы изложили. Перейдем теперь к анализу этой повести.

Значение произведения

Возможно, самой значимой для Гоголя и русской литературы в целом из повестей цикла "Вечеров" является "Страшная месть". Это историческая повесть. Ее действие приурочено к 1-й половине 17 века, когда Украина боролась против Турции и Речи Посполитой за национальную независимость. В частности, Данило Бурульбаш, герой произведения, вспоминает, как он участвовал в военных походах, которыми руководил гетман Конашевич. В то же время повесть эта носила также легендарно-фантастический характер. В ней были затронуты магические темы отделения души от тела, казни злодея в потомстве, апокалиптического всадника и др.

Два эпических уровня произведения, две традиции

Андрей Белый, поэт-символист, в начале 20 века выдвинул тезис о том, что отец Катерины и колдун не тождественны. Это стало отправной точкой для последующих наблюдений над поэтикой данной повести. В "Страшной мести", казалось бы, можно обнаружить 2 эпических уровня: легендарный и реальный, в котором происходит конфликт между отцом и мужем Катерины. На втором уровне, то есть в легенде, существует сверхъестественное. Гоголь Николай Васильевич при этом искусно маскирует границу между ними, поэтому один мир кажется порой естественным продолжением другого. Колдун для читателя - это отец Катерины. Одновременно он является легендарной проекцией отца. Находясь в ссоре со своим зятем, он приобретает все более черты страшного колдуна, так как все несоответствующее установленным в патриархальной общине принципам рассматривается как происки дьявола. Повесть эта возникла, как и другие произведения Гоголя из "Вечеров", на пересечении двух традиций: национально-украинской и западно-романтической (главным образом, немецкой). Автор в ней смешивал с элементами современного повествования черты народной традиции. В русле романтизма находится обнаруженное в произведении личное отношение автора к происходящему.

Открытие, сделанное символистами

Символисты открыли на рубеже 19-20 веков автобиографизм, который имеют произведения Гоголя из "Вечеров" и, в частности, "Страшная месть". В. В. Розанов впервые в фигуре колдуна увидел проекцию самого автора. Андрей Белый (портрет его представлен выше) сравнил Николая Васильевича с колдуном, который убегает от "всадника на Карпатах". Он уподобил любовь автора к России любви к Катерине колдуна из повести "Страшная месть". Главные герои ее при таком взгляде имеют символическое значение, являются образами-символами.

Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.

Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упрёки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец. После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещённую, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все. Катерина отрекается от отца-богоотступника. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждёт его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.

Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя чёлном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окружённой недремлющими стражами, она обнаруживает его мёртвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.

Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.

За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» - и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.

На вопрос Скажите краткое содержание Н. В. Гоголя Страшная месть заданный автором НАСТЮША Боровик лучший ответ это Есаул Горобец праздновал некогда в Киеве свадьбу сына. Съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой Катериною и годовалым сыном. Отец Катерины, вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Всё плясало, когда вынес есаул две иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.
Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж её, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу.
Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро меж Данилою и хмурым, вздорным тестем возникла ссора. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упреки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Козаки примиряются. Катерина рассказывает мужу смутный сон свой, будто отец её и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нём нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.
Во время обеда тесть брезгает и галушками, и свининой, и горилкою. К вечеру Данило уходит разведать вокруг старого замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и облик его меняется: он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей всё. Катерина отрекается от отца.
В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждет его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.
Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. Неутешна Катерина. Горобец скачет на помощь. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр. Бесстрашно правя челном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окруженной недремлющими стражами, она обнаруживает его мертвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.
Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун убивает дочь свою.
За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» - и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике.

Т ретий и заключительный фильм серии о похождениях Гоголя , в те времена, когда он был еще не знаменит. В этой серии решится все, и личность Темного всадника, и настоящая цель Гуро. Нас ждут как похороны, так и смерти. Не говоря уже о том, что будет как странно, так и интересно. Мы редко пишем о российских фильмах, но этот достоин просмотра.

Сразу после событий предыдущего фильма Николая Гоголя, предположительно умершего, хоронят близ Диканьки. Оказавшись под землей, Гоголь видит призрак своего отца: заключив договор с таинственным господином без носа, Василий Гоголь отправился навеки в ад, а Николаю незнакомец говорит: "Живи, Темный!". В результате Гоголь приходит в себя и на глазах у перепуганной толпы выбирается из могилы.

Арестованный Бинхом, Гоголь понимает, что толпа его, скорее всего, линчует как Темного Всадника или его помощника - в глазах селян оживший "вурдалак" виновен в гибели девушек. Случайно проговорившись, Яким все же раскрывает барину тайну договора между незнакомцем и Василием Гоголем.

Когда казаки поднимают бунт, Гоголя пытаются сжечь на костре, но маленькая дочь кузнеца Вакулы полуосознанно призывает ливень, который гасит огонь. Тогда Гоголя пытаются повесить, и в последний момент его спасает Яков Петрович, ранее считавшийся погибшим. Все они решают, что остался только один человек, который мог быть причастен к убийствам: помещик Данишевский.

Сам Данишевский же приходит к Оксане (которую видит, хотя та ему не являлась) и предлагает ей сделку: возвращение к жизни, чтобы та увезла из Диканьки Николая. Оксана за это непременно попадет в ад после смерти, но в противном случае Данишевский вынужден будет устранить угрозу в лице Гоголя, убив его. Русалка, не колеблясь, соглашается.

Обыскивая имение Данишевского, Гоголь, Бинх и Гуро находят тайный подвал, а в нем Данишевского и на алтаре Оксану, воскресшую из мертвых. В Данишевского стреляют, но тот неожиданно легко умирает: Всадник же всегда был неуязвим для пуль. Едва Оксана приходит в себя, как появляется настоящий Темный Всадник и тут же убивает ее. Следом, едва тринадцатая жертва перестает дышать, Всадник возвращается к человеческому облику. Им оказывается Лиза, ко всеобщему удивлению.

Глава шестая. Страшная месть

События настоящего времени и 163-летней давности показываются параллельно.

За полторы сотни лет до появления Николая Гоголя, казачий атаман отправляется давать отпор польским захватчикам во главе с колдуном Казимиром. Из всего войска возвращается лишь один казак, говоря, что поляки разбили их, атамана убили, и скоро нападут. Дочери атамана, Лиза и Мария, обращаются к колдунье-отшельнице, и та говорит, что польского колдуна можно одолеть, надев на него заговоренный обруч: тогда Казимир утеряет свою силу и сделается смертным, но цена за его убийство будет страшна. Тем не менее, Лиза и Мария, прокравшись в палатку Казимира, захватывают его и увозят прочь, чтобы отдать на суд. По пути Казимир говорит, что его проклятие кончается только тогда, когда он полюбит кого-то, и просит Марию его отпустить: если она ему ответит взаимностью, он сможет отречься от колдовства и стать человеком. Лиза решает добить колдуна на месте, и вступает с Марией в бой, пока та не падает, оступившись в пропасть. В гневе обезглавив Казимира, Лиза сама оказывается под тем же проклятием: каждые тридцать лет приносить в жертву двенадцать девушек и одного воскресшего, не зная смерти, пока не полюбит сама. Марию же на том свете встречает огненный голос, велящий отправляться назад: если убьет сестру, то сможет жить, а до тех пор будет скитаться в облике старухи.

В настоящем времени Гуро сковывает Лизу тем же заговоренным обручем, и во время допроса сознается, что не собирается предавать ее суду: по заданию тайного общества, он должен доставить бессмертного Всадника в Петербург, чтобы тот поделился секретом вечной жизни с Российской Империей. В случае отказа он угрожает убить Гоголя. Подслушав разговор, Николай и Бинх бросаются остановить Якова Петровича, и Бинх, чтобы не дать ему осуществить задуманного, стреляет в Лизу. Услышав от нее, что сам Николай должен был стать тринадцатой жертвой, но из любви к нему Лиза его пощадила и вместо него убила Оксану - тоже воскресшую - Гоголь снимает заколдованный обруч, и Лиза вновь становится бессмертным Всадником.

Едва справившись с Гуро, Лиза, Гоголь и Бинх видят на пороге старуху Кристину из села, которая неожиданно обращается в Марию. Смертельно ранив и Бинха, и Гоголя, та вынуждает Лизу свое бессмертие отдать Николаю, а затем срубает ей голову, как ее сестра когда-то Казимиру. От смерти Гоголя и Гуро спасает дочь Вакулы: урожденная ведьма, она отвлекает Марию достаточно долго, чтобы у той на шее Гоголь замкнул обруч. Гоголю впечатленный Гуро предлагает членство в тайном обществе, так как миссия его увенчалась успехом, ведь бессмертный захвачен. Получив отказ, он возвращается в Петербург. Гоголь также возвращается домой, и пишет книги на основе своих приключений.

В Петербурге Гоголь, теперь известный автор, во время одной из встреч с читателями сталкивается с ведьмой, пытающейся его убить, но его спасают от смерти Пушкин и Лермонтов. Представившись членами братства, враждующего с тайным обществом Якова Петровича, они предлагают Гоголю вступить в их ряды. Николай соглашается.

Страшная месть

Шумит и гремит конец Киева - это есаул Горобець празднует свадьбу своего сына. Приехал и названный брат есаула, Данило Бурульбаш, с женой Катериной и годовалым сыном. Но все удивились, что приехал с нею старый отец. Он бросил жену и дочь, и только вернулся через двадцать один год. Жены уже не было в живых, дочь была замужем. Отец поселился с Бурульбашами. Ничего он не рассказал, где был эти годы.

Веселились гости на свадьбе, пили много, но когда есаул поднял иконы, чтобы благословить молодых, у отца Катерины всё лицо переменилось: "нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зелёные глаза, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копьё, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал казак - старик..

Это он! Это он - кричали в толпе, тесно прижимаясь друг к другу.

Колдун показался снова! - кричали матери, хватая на руки детей своих.

Величаво и сановито выступил вперёд есаул и сказал громким голосом, выставив против него иконы:

Пропади,образ сатаны, тут тебе нет места! -и, зашипев и щёлкнув, как волк, зубами, пропал чудный старик."

Молодые спрашивали "Что за колдун?", а старые говорили "Беда будет!"

Свадьба пировала до поздней ночи. А ночью на дубе (долблёный чёлн) Бу-рульбаши отправились через Днепр домой. Хмурой была Катерина, её расстроили рассказы о колдуне. А Данило говорил ей:

Не так ещё страшно, что колдун, как страшно то, что он недобрый гость. Что ему за блажь пришла тащиться сюда?

Данило пообещал Катерине сжечь старого колдуна, а потом показал ей кладбище, мимо которого они плыли, и сказал, что там лежат и гниют колдуна нечистые деды. Когда дуб повернул и стал держаться лесистого берега, послышался зов какой-то и крики. Гребцы в ужасе указали на кладбище:

"Крест на могиле зашатался и тихо поднялся из неё высохший мертвец. Борода до пояса; на пальцах когти длинные, ещё длинее самих пальцев. Тихо поднял он руки вверх. Лицо всё задрожало у него и покривилось. Страшные муки, видно, терпел он. "Душно мне! Душно!" - простонал он диким, нечеловеческим голосом. Голос его, будто нож, царапал сердце, и мертвец вдруг ушёл под землю. Зашатался другой крест и вышел мертвец... Пошатнулся третий крест... Страшно протянул он руки вверх, как будто хотел достать месяца, и закричал так, как будто кто-нибудь стал пилить его жёлтые кости...

Дитя, спавшее на руках Катерины, вскрикнуло и пробудилось. Сама пани вскрикнула. Гребцы пороняли шапки в Днепр. Сам пан вздрогнул.

Не пугайся, Катерина! Гляди: ничего нет! - говорил он, указывая по сторонам. - Это колдун хочет устрашить людей, чтобы никто не добрался до нечистого гнезда его... Слушай, Катерина, мне кажется, что отец твой не хочет жить в ладу с нами."

Так они добрались до дедовских хоромов пана Данила. А хутор то стоит между двумя горами, в узкой долине, спускающейся к самому Днепру.

На следующее утро появился в доме отец Катерины и с Бурульбашем началась у них ссора, а потом и поединок. Бились они вначале на ножах, а потом на мушкетах. Колдун-отец ранил Данилу.

Отец! - вскричала Катерина, обняв и поцеловав его. - Не будь неумолим, прости Данила: он не огорчит больше тебя!

Для тебя только, моя дочь, прощаю! - отвечал он, поцеловал её и блеснул странно очами. Катерина немного вздрогнула: чуден показался ей и поцелуй и странный блеск очей. Она облокотилась на стол, на котором перевязывал раненую руку свою пан Данило, передумывая, что худо и не по-казацки сделал, просивши прощения, не будучи ни в чём виноват.

На другой день проснулась Катерина и рассказала Данилу, что ей снился сон: будто её отец есть тот самый урод, которого они видели на свадьбе у есаула, а говорил он ей, что будет для неё славным мужем. Заподозрил и Данило, что отец Катерины и в бога не верует. Отец на ужин явился и ушёл.

Вечером сидит Данило и пишет, а сам в окно поглядывает. На мысе Днепра стоял старый замок, и почудилось Данилу, что мелькнул в его окнах огонь, а потом зачернела лодка, плывущая через Днепр, и опять сверкнул огонёк в замке. Решил Данила сплавать к замку со своим верным казаком Стецьком, а Катерина попросила закрыть её с ребёнком в спальне на ключ.

Добрались они до замка, спрятали в терновнике, а потом Данило залез на высокий дуб под окном и вот что узнал.

То был в замке отец Катерины, потом он стал похож на колдуна со свадьбы, потом колдун стал похож по одежде на турка. А рядом с ним появилась Катерина, но какая-то совсем прозрачная, и ноги её не стояли на земле, а как бы повисли в воздухе. Из разговора отца с Катериной узнал Данило, что колдун зарезал мать Катерины. Потом женщина спросила колдуна, где его Катерина. И понял Данило, что это душа Катерины, которая знает много, чего не знает она сама. А отец Катерины хочет взять её в жёны себе, потому он сюда и вернулся. Он уверен, что Катерина его полюбит. Но душа Катерины так отвечала колдуну:

О, ты чудовище, а не отец мой! - простонала она. - Нет, не будет по-твоему! Правда, ты взял нечистыми чарами твоими власть вызывать душу и мучить её; но один только бог может заставить её делать то, что ему угодно. Нет, никогда Катерина, доколе я буду держаться в её теле, не решится на богопротивное дело. Отец, близок Страшный суд! Если б ты и не отец мой был, и тогда бы не заставил меня изменить моему любимому, верному мужу.

Понял всё Данило. Когда он вернулся и разбудил в комнате Катерину, та начала рассказывать ему свой сон. Но Данило всё пересказал ей, что видел, и оказался это сон Катерины, только она не всё в нём запомнила.

Антихрист имеет власть вызывать душу каждого человека... Если бы я знал, что у тебя такой отец, я бы не женился на тебе, я бы кинул тебя и не принял бы на душу грех, породнившись с антихристовым племенем.

Данило! - сказала Катерина, закрыв лицо руками и рыдая, - я ли виновата в чём перед тобою?..

Не плачь, Катерина, я тебя теперь знаю и не брошу ни за что. Грехи все лежат на твоём отце.

Нет, не называй его отцом моим! Он не отец мне. Бог свидетель, я отрекаюсь от него, отрекаюсь от отца.

Засадил Данило колдуна в глубокий подвал и заковал в цепи, но не за колдовство сидит он, а за тайное предательство, за сговоры с врагами православной русской земли. Он хотел продать католикам украинский народ и выжечь христианские церкви везде. Всего один день осталось жить ему. Уговорил он Катерину, упросил, поклялся, что станет на покаяние. Открыла замок подвала Катерина, чтобы спасти будущую христианскую душу, и выпустила отца.

На пограничной дороге, в корчме пируют ляхи. Не на доброе дело собрались они. Слышно, что говорят они про заднепровский хутор пана Данила, про красавицу жену его...

Чует близкую смерть пан Данило и просит Катерину не оставлять сына. Скоро пошла по горам потеха. Долго бились ляхи и казаки. И заметил среди ляхов Данило отца Катерины. Погнал коня он прямо к нему... Убили Данилу, убивается Катерина над его телом. А есаул Горобець уже пробивается на помощь.

"Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнёт, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибрежным лесам ярко осветиться в водах. Зеленокудрые! Они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим знаком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями.

В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки в мире.

Чуден Днепр и при тёплой летней ночи, когда всё засыпает - и человек, и зверь, и птица; а бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звёзды. Звёзды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в тёмном лоне своём. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе. Чёрный лес, унизанный спящими воронами, и древле разломанные горы, свесясь, силятся закрыть его хотя длинною тенью своею - напрасно! Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр.

Синий, синий, ходит он плавным разливом и средь ночи, как средь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может человечье око. Нежась и прижимаясь к берегам от ночного холода, даёт он по себе серебряную струю; и она вспыхивает, будто полоса дамасской сабли; а он, синий, снова заснул.

Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире! Когда же пойдут горами по небу синие тучи, чёрный лес шатается до корня, дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир - страшен тогда Днепр!

Гоголь, Николай Васильевич 69 Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали."

Вернулся колдун в землянку после похорон Данила и стал со злом варить какие-то травы. И тут стал он неподвижен, с разинутым ртом, не смея пошевелиться, и волосы щетиною поднялись у него на голове. А перед ним в облаке светилось чьё-то чудное лицо, непрошенное, незванное. Никогда во всю жизнь свою он его не видывал. И непреодолимый страх напал на него. Облако пропало, а колдун весь побелел, как полотно, диким голосом вскрикнул и опрокинул горшок.

Катерина переехала с ребёнком к есаулу в Киев. Приснился ей сон, что колдун обещал зарубить её дитя. Винит себя Катерина нещадно, что выпустила тогда колдуна и такую беду на всех накликала. Пошли все спать, стало тихо. Вдруг Катерина вскрикнула и вскочила посреди сна. За ней проснулись остальные. Она бросилась к колыбели и окаменела от страха: в колыбели лежало неживое дитя. Всех охватил ужас от неслыханного злодейства.

Катерина помешалась умом, вернулась в свою хату, слышать не хочет о Киеве и с утра до позднего вечера бродит по тёмным дубравам, бегает с ножом своим и ищет отца.

С утра приехал какой-то статный гость, назвался сослуживцем Бурульбаша, нарассказывал, как рубился вместе с ним, и стал спрашивать Катерину. Пришла Катерина и как будто не понимала его речей, а напоследок как бы пришла в себя и стала вслушиваться, как разумная. Когда гость заговорил о Даниле, как чуть ли не родном брате и передал всем завет Данилы: "Гляди, брат Коп-рян: когда волею божией не будет меня на свете, возьми к себе жену, и пусть будет она твоею женою..."

Страшно вонзила в него очи Катерина. "А! - вскрикнула она, - это он! Это отец!" - и кинулась на него с ножом.

"Долго боролся Копрян с ней, стараясь вырвать у неё нож. Наконец вырвал, замахнулся - и совершилось страшное дело: отец убил безумную дочь свою." Казаки было кинулись на него, но тот вскочил на коня и пропал из виду.

А потом на Карпатских горах, на самой вершине стал появляться в рыцарской сбруе человек на коне, с закрытыми глазами, а виден всем он был так, как будто вблизи стоял. Среди людей был колдун, как увидел он того рыцаря, вскочил на коня и поскакал прямо к Киеву к святым местам... Прискакал он к одному очень старому схимнику и стал просить его помолиться о погибшей душе. Но схимник назвал его "неслыханным грешником" и отказался молиться. Тогда всадник убил схимника, а сам помчался в Канев, оттуда через Черкасы думая попасть к татарам в Крым. Но как ни старался выбирать дорогу, почему-то всё время ехал не туда. А привела его дорога опять к Карпатским горам. Спустился прямо с тучи Всадник, ухватил он одной рукой колдуна и поднял прямо в воздух. Вмиг умер колдун. Ещё раз засмеялся рыцарь и бросил тело колдуна в пропасть.