Метод использования библиотеки эвристических приемов. Эвристические методы. Перспективы и выводы

Метод проб и ошибок

Синтез вариантов

Ранее и до настоящего времени большая часть нестандартных задач решалась человеком на интуитивном уровне. Это МЕТОД ПРОБ ИОШИБОК : последовательное выдвижение и рассмотрение идей. Человек сталкивается с проблемой, многократно мысленно ищет ответ, перебирает варианты и, наконец, находит решение. Десятки, сотни, тысячи попыток на протяжении дней, недель, лет. В конце концов, в большинстве случаев решение находится.

Главный недостаток метода проб и ошибок - это, во-первых, медленное генерирование новых идей, а во-вторых, отсутствие защиты от психологической инерции, то есть выдвижение идей тривиальных, обыденных, неоригинальных.

Следующим шагом в совершенствовании технологии явился переход к направленным методам поиска решений, которые базируются: на раскрытии и описании процесса решения; на представлении его в виде некоторого эвристического алгоритма. Направленность эвристических методов - раскачать мышление, помочь по-новому увидеть задачу, преодолеть стереотипы.

Метод эвристических приемов позволяет не только соединять по-новому известные части, но и изобретать новые. Метод эвристических приемов возник на основе метода "проб и ошибок", то есть метода, которым в большинстве случаев пользовались для того, чтобы что-то улучшить. А улучшали либо путем логического анализа недостатков поставленной задачи, либо перенесением и приспособлением аналогичного решения задачи в природе или в другой области знаний, либо в результате случайных изменений.

При успешном решении какой-либо творческой задачи, человек получает два результата: это само решение поставленной задачи и методический опыт, т.е. уяснение процесса решения данной конкретной задачи. Но проблема заключается в том, что решение одной задачи нельзя просто перенести на решение другой. Поэтому только после решения определенного числа задач у человека появлялся набор правил, указаний или приемов решения той или иной задачи.

Такие методические правила называют эвристическими приемами. Эвристический прием - краткое правило или указание. В эвристическом приеме содержится краткое предписание или указание, как преобразовать указанный прототип или в каком направлении нужно искать, чтобы получить искомое решение. Эвристический прием содержит подсказку, но он не гарантирует нахождения решения.

Сложность использования эвристических приемов состоит в том, что не любой человек может видеть задачу в целом, то есть, не обладает системным подходом к решению задач. Причем необходимость в таком подходе возрастает с увеличением сложности задачи. Это приводит к тому, что человек не может применить эвристический прием к конкретной задаче и не понимает о чем идет речь. Различным людям требуется приложить различные усилия, чтобы догадаться о том, как применить эвристический прием и получить решение задачи. Но перед решением задачи должны быть описаны и уяснены критерии, по которым будет оцениваться полученное решение. Это поможет отбросить ненужные решения при использовании эвристических приемов и понять, в каком направлении следует двигаться, чтобы прийти к решению.



Итак, у каждого человека, занимающегося созданием программ, со временем накапливается опыт, и появляются способы решения разнообразных задач. Причем с увеличением опыта в этих способах увеличивается доля системного подхода. То есть со временем человек получает такой способ, который становится применимым для решения большего числа задач, чем было раньше.

Постепенно у специалиста накапливается фонд таких практических приемов.

Наибольшее количество эвристических приемов как раз и ориентировано на преодоление противоречий. Противоречие в задаче - ситуация, требующая одновременного улучшения двух противоречивых показателей качества, и совмещения казалось бы несовместимых требований. Ряд приемов просто способствует активизации мышления.

Первое, что приходит в голову в ситуации с противоречиями - найти наилучшее соотношение между показателями. Если потенциальные возможности структуры объекта велики, то на этом пути иногда удается получить приемлемые значения всех показателей. Однако удается это не всегда.

Следующий, естественный для человека, шаг в ситуации, когда потенциальные возможности структуры недостаточны и компромисс оказывается неприемлемым, - перейти к новой структуре с большими потенциями, обеспечивающими достижение приемлемых значений конкурирующих показателей качества.

Однако предпочтительным является иной вариант действий. Как показывает опыт, во многих ситуациях содержатся скрытые ресурсы, использование которых позволяет кардинальным образом разрешить противоречие. Такими скрытыми, во многих случаях, являются три вида ресурсов: временные, пространственные и "бросовые". К "бросовым" мы относим ресурсы, имеющиеся в системе (но, как правило, не считающиеся ресурсом, по крайней мере, в рамках решаемой задачи), использование которых не связано с какими-то дополнительными затратами.

Наиболее продуктивные способы разрешения противоречий - разнесение их во времени, пространстве или использование "бросовых" ресурсов. Эти общие рекомендации могут иметь различную трактовку в конкретных ситуациях.

Эвристические методы и приемы в рамках « Технологии полного усвоения»

Урок - главная составляющая учебного процесса в школе. В работе «Технология полного усвоения на уроках физики» я определила для себя ряд вопросов:

Как сделать урок эффективным?

Как добиться полного усвоения курса физики всеми учащимися?

Как организовать деятельность учащихся на уроке, чтобы мои ученики стали субъектами обучения и могли самостоятельно добывать знания.

Как строить урок на исследовательском уровне…

Эти вопросы определили тему моего исследования .

Почему я обратилась к данной технологии? В классах, как показывает практика, учащиеся имеют неодинаковый уровень усвоения материала. Проанализировав степень усвоения в двух классах, получила результат. Из 49 обучаемых мною восьмиклассников только 25% легко справляются с объемом информации, у 50% усвоение программы вызывает некоторые затруднения, а 25 % учащихся в силу низкого общего развития требуют особых усилий для достижения базового уровня программы.

В данной работе, я передам лишь суть технологии, выбрав только часть моей работы «Эвристические приемы при решении физических задач»

Цель работы - определить роль и важность эвристических приемов на уроке физики

В задачи исследования входило:

изучить труды М.В. Кларина по технологии полного усвоения знаний

и апробировать инновационный опыт применительно к условиям моей школы на уроках 8аг классах;

проанализировать эффективность урока с применением эвристических приемов и без них, сравнив с помощью диагностического контрольного среза результаты усвоения темы;

создать копилку методических приемов;

провести входящие перед началом исследования и промежуточные диагностические срезы;

разработать схему урока физики по технологии полного усвоения знаний;

устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения у 90% учащихся;

применить и обобщить опыт по данной теме на школьном, муниципальном и региональном уровне.

Актуальность и новизна данной работы состоят в том, что тема «Эвристические приемы при решении задач в технологии полного усвоения на уроках физики » непредставлена в методической литературе.

Актуальность выбора темы определяются следующими противоречиями:

1. Успеваемость школьников и неумение организовать урок в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и усвоения.

2.Темп обучения, способ предъявления учебного материала и результаты обучения.

3.Способности учеников и неправильно подобранные для них условия.

Теоретическая значимость темы заключается в том, что педагоги - новаторы по - разному подходят к данной проблеме, и моя задача - найти тот оптимальный вариант, который я могу применить в своей работе.

Практическая значимость полученных результатов будет состоять в том, что мои ученики способны будут использовать полученные умения и навыки при сдаче ЕГЭ, при решении задач разного уровня, и в конечном результате, я выполню миссию школы: выпустить в жизнь ученика - творца, способного нестандартно мыслить в разных жизненных ситуациях, и находить способ решения своих проблем.

Для удобства работы над данной темой я создала программу своей работы, которая помогла мне спрогнозировать результаты обучения, воспитания и развития моих учеников.

Суть технологии полного усвоения.

Известный педагог М.В. Кларин предлагает следующие характеристики технологии полного усвоения.

Общая установка учителя: все ученики могут и должны освоить данный учебный материал полностью .

Разработка критериев полного усвоения для курса, раздела или большой темы .

Все учебное содержание разбивается на отдельные учебные единицы ,
Они закончены по смыслу и невелики по объему (3-6 уроков).

К каждой учебной единице разрабатываются диагностические тесты и коррекционный дидактический материал .

Технология полного усвоения предполагает выполнение следующих шагов:

Ориентация учащихся. Учитель с самого начала заявляет своим ученикам, что они начинают учиться «по-новому», и по этой новой методике в классе, во-первых, не будет неуспевающих, а во-вторых, количество хороших и отличных отметок ничем не ограничено.

Знакомство детей с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения:

каждый ученик получает отметку только на основе результатов заключительной проверки, по итогам всего курса;

отметка каждого ученика определяется не сравнением с результатами других учеников, а заранее определенным эталоном. Здесь нужно указать эталон высшей (отличной) отметки и число отличных отметок не ограничивается

каждый ученик получит любую необходимую помощь. Поэтому, если он не может усвоить материал одним способом, то ему будут предоставлены другие альтернативные возможности;

на протяжении всего курса обучения каждый ученик получает серию «диагностических» проверочных работ (тестов), предназначенных для руководства его продвижением; результаты этих проверок не всегда оцениваются отметками. Сведения по результатам этих проверок служат только для того, чтобы ученик мог легче обнаружить неясности или ошибки и исправить их;

Как видно, уже на начальном этапе работы отчетливо прослеживается основная черта всей системы - направленность всего учебного процесса на запланированный конечный результат.

3. Учебный процесс разбивается на блоки ,

4. Изложение нового материала и его проработка учащимися происходят традиционно, но на основе ориентиров, которые представляют собой конкретно сформулированные учебные цели. После изучения каждой учебной единицы проводится «диагностический тест», результаты которого объявляются учащимся сразу же после его выполнения. Единственным критерием оценки является эталон полного усвоения знаний и умений.

5. После диагностического теста ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения могут изучать дополнительный материал, помогать отстающим одноклассникам. Основное же внимание учитель уделяет тем учащимся, которые не смогли продемонстрировать полное усвоение материала. С ними организуется коррекционная учебная деятельность . При устранении частных пробелов и затруднений нередко применяется индивидуальная работа учителя с учеником. Основной формой работы в этом случае является работа детей в малых подгруппах (по 2-3 человека), их взаимообучение, использование помощи тех учеников, которые успешно усвоили учебную единицу).

5. Вспомогательная работа завершается опять диагностическим тестом , после которого возможна дополнительная коррекционная работа с теми, кто все еще не достиг требуемого уровня (полного усвоения).

6. Класс переходит к изучению новой учебной единицы лишь тогда, когда все или почти все учащиеся на требуемом уровне усвоили содержание предыдущей учебной единицы.

Структура урока по технологии полного усвоения знаний

В технологии полного усвоения типология уроков разнообразная

Но общая организация учебных занятий может быть представлена в виде следующей блок-схемы.

Этап целеполагания играет огромную роль в конструировании урока.

Постановка целей урока связана с тремя уровня усвоения.

1-й уровень - знакомство, различение .

2-й уровень - алгоритмический.

3-й уровень - творческий

Целеполагание на уроках по технологии полного усвоения можно представить в виде таблицы:

Уровни усвоения

Учебная цель (обобщенная)

Конкретизированные цели, выраженные в действиях учащихся

Методы обучения

Формы проверки

Уровень знакомства представления (деятельность учащихся) по узнаванию

Учащиеся получают представление о чем-либо

Учащиеся опознают, различают, классифицируют (при внешней опоре)

Объяснительно-иллюстративные: рассказ, лекция, демонстрация, иллюстрация, работа с книгой, пробное выполнение практических действий при внешней опоре

Тест-опознание, тест-различение; тест-классификация; выполнение типовых заданий

Алгоритмический уровень (воспроизводящая деятельность учащихся)

Учащиеся усваивают факты, понятия, законы, умеют применять их в типовых ситуациях

Учащиеся описывают, определяют, находят, составляют, выделяют, объясняют, вычисляют, демонстрируют, формулируют, воспроизводят (по памяти, без внешней опоры)

Репродуктивные: решение типовых задач, выполнение тренировочных упражнений, проверочная беседа, практические, лабораторные работы, наблюдения

Тест-подстановка, тест конструктивный, все виды практических (репродуктивных) работ

Творческий уровень (поисковая деятельность, «открытие» новых знаний, способов)

Применяют знания, умения и навыки в нестандартных (нетиповых) ситуациях

Учащиеся видоизменяют, реорганизовывают, обобщают, систематизируют, упрощают, усложняют, находят причинно-следственные связи, выбирают, оценивают значимость данных, формируют новые цели, находят в объекте его составляющие

Проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа

Задачи-проблемы, проблемные вопросы, творческие работы, моделирование

Основной целью технологии полного усвоения является создание таких условий, чтобы позволить устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения у 90% учащихся., т.е более 50% учащихся перевести на 3 уровень усвоения. Для этого я использую на каждом уроке эвристические задания.

Эвристическую деятельность по решению задачи можно условно разделить на два вида: алгоритмическую (действия по образцу) и эвристическую (направленную на поиск этого образца). Причём «образец», который удаётся подобрать, иногда настолько радикально отличается от того, что рассматривается в задаче, что даже сам нашедший это сходство удивляется ходу своих мыслей.

Если же из подсознания подсказка не приходит, то для осознанного поиска идеи решения оказываются полезными некоторые опоры - эвристики.

Основной эвристический совет: преобразовать нестандартную задачную ситуацию в стандартную. Как это сделать, подсказывают эвристические приёмы.

Умению использовать эвристические приёмы я учу так же, как и умению опираться на алгоритмы. И начинаю обучение сразу же, как только учащиеся приступают к знакомству с методами и алгоритмами решения физических задач.

В своей методической копилке имею шесть групп эвристических приёмов по физике, названия которых указывают на характерное для каждого семейства направление преобразований задачной ситуации.

Группа №1 «Анализ условий и постановка задачи» объединяет приёмы, которые полезно использовать на начальном этапе преобразования нестандартной ситуации в стандартную. К ним относятся приёмы:

отсеять лишнее;

- доопределить термины и логически структурировать информацию;

- идеализировать свойства объектов;

- перекодировать текст в схему;

- подобрать дополнительные данные (из памяти, из справочников, руководствуясь здравым смыслом),

Начать с разработки самой простой модели задачной ситуации, но помнить о возможности применения других моделей.

В качестве примера с чёткой постановки задачи, а также зависимость результата решения от разработанной модели, учащимся можно предложить следующую задачу:

Расстояние от мальчика до щенка 10 м. Щенок бежит со скоростью 2 м/с. Через сколько времени щенок добежит до мальчика?

Без предварительной подготовки учащиеся, как правило, сразу отвечают: «Через 5 сек.»! На что можно возразить: «Неправильно!» И уточнить: «Собака бежала в другую сторону!» После этого учащиеся сами начинают подбирать дополнительные условия: собака бежала в противоположную сторону, собака бежала вокруг мальчика, мальчик сам убегал от собаки или бежал ей навстречу и т.п. Становится понятно, что ответов без введения дополнительных данных может быть бесконечно много. При этом полезно заметить, что решение «торопливых» учащихся вполне уместно. Более того, если нет указаний и (или) нет возможности уточнить условие, то следует решать задачу, рассматривая простейший вариант развития событий и по возможности указав на другие возможные случаи. Сформулированное здесь правило можно рассматривать как применение принципа простоты на этапе уточнения условий и постановки задачи.

Группа приемов №2 «Методологический подход». К нему относятся приёмы: - посмотреть на проблему в целом;

Использовать аналогию с решёнными ранее задачами;

- выяснить сохраняющиеся характеристики объектов

Посмотреть на ситуацию с разных сторон , из различных систем отсчёта;

Прием суперпозиции представить предмет или явление как результат наложения нескольких более простых.

Искать элементы симметрии

Группа приёмов №3 «Выявление особенностей рассматриваемых объектов». Поэтому сюда входят приёмы:

- учесть согласованность изменений физических объектов;

- использовать геометрические образы;

- построить график выявленной зависимости;

- учитывая особенности объектов, уточнить или изменить модель.

Группа приемов №4 «Переструктурирование задачи». Если ни один приём из первых трёх семейств не даёт результата, то можно попробовать следующие приемы:

- разделить на части (задачу - на подзадачи, предмет - на несколько предметов, явление - на несколько явлений);

- выявить периодичность происходящих процессов или логических действий,

- ввести вспомогательные элементы

- перекомбинировать предметы и явления

- решить обратную задачу

При применении формулы архимедовой силы проведём следующие логические операции:

Мысленно разделим тело на две части вдоль границы раздела двух жидкостей (разделение на части);

Разведём обе части тела на очень малое расстояние, верхнюю - вверх, нижнюю - вниз,

Чтобы половинки тела не соприкасались, соединим их несколькими очень прочными и очень тонкими стержнями (введение вспомогательных элементов).

Покажем, что внесённые в систему изменения не изменили ни силу тяжести, ни архимедову силу.

Группа приемов №6 «Опора на психологию» - Во время решения надо постараться максимально использовать собственный субъективный опыт восприятия рассматриваемых процессов:

Периодически регулировать уровень уверенности в учениках.

Попытаться использовать метод «маленьких человечков» (представить процесс или объект в виде объединения маленьких одинаково разумных человечков);

Принять роль объекта на себя, вжиться в образ;

Устроить «мозговой штурм»

Например, с помощью метода «маленьких человечков» и приёма вживания в образ рассматриваемого объекта можно логическими рассуждениями доказать, что параллельно соединённые проводники находятся под одинаковым напряжением.

Покажу применение данной группы приемов на примере задачи

. Доопределим термины : электрический ток представляет собой направленное движение заряженных частиц; напряжение - это величина, численно равная работе электрического тока по перемещению единичного положительного заряда на данном участке электрической цепи. Представим поток заряженных частиц как толпу маленьких одинаковых человечков, движущихся в определённом направлении. Предположим, все они стремятся как можно быстрее перебраться на противоположный берег реки. Сделать это они могут, только воспользовавшись любым из двух соседних мостов. Один мост более узкий, упасть с моста невозможно, а ширина каждого позволяет идти параллельно нескольким человечкам. Но толпа столь велика, что для прохода по мосту каждому человечку требуется приложить определённое усилие. Легко провести аналогию , считая, что напряжение на участке равно работе по перемещению одного маленького человечка на противоположный берег.

Теперь воспользуемся приёмом принятия роли объекта на себя и предположим, что вы один из этих человечков. По какому мосту вы пойдёте? Предположим, по широкому. Вы направились к нему, но в какой-то момент заметили, что по узкому мосту пройти легче. Вы ведь измените решение? Однако другие человечки не глупее вас! Наверное, вы уже готовы согласиться, что в итоге по более узкому мосту будет идти меньше человечков, но при этом работа, которую должен затратить каждый, чтобы перебраться на другой берег, будет одинаковой, независимо от того, по какому мосту он будет переходить. Аналогично и напряжение на проводниках, включённых параллельно, будет одинаковым.

Эвристические приемы при решении задач позволяют реализовать 3 уровень усвоения и перевести из группы коррекции в группу основную, из основной - в творческую.

Работа по технологии “полного усвоения” позволяет вырабатывать у учащихся способность к самостоятельному умственному труду, а применение эвристических приемов способствует организации исследовательской деятельности, умению работать в сотрудничестве со сверстниками. Технология дает возможность усвоения учебного материала в объеме и в сроки, определяемые психофизическими особенностями личности.

В заключении я подвожу промежуточные итоги эффективного использования эвристических приемов рамках технологии полного усвоения. на моих уроках

Обучение в группах обеспечивает эффективность усвоения учебного материала не только “сильными”, но и “слабыми” учащимися. Конечно, при любых методах обучения менее способные учащиеся достигнут менее высоких результатов в усвоении знаний. Но можно предполагать, что именно для этой группы учащихся особенно необходимо такое обучение, позволяющее выполнять посильные творческие задания и тем самым способствующие развитию их мышления

Перспективы и выводы:

Работа по данной технологии продолжается. Эта технология актуальна при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Консультация по подготовке к экзамену проводится так же по группам.Промежуточная диагностика показала стабильные результаты, так как физика в 8 классе значительно труднее, чем 7 классе. Планирую, проработать по данной теме до конца 9 класса.

Прогнозирую 90-95% усвоения, и выбор физики в качестве экзамена в рамках итоговой аттестации.

Планирую в 1 четверти 9 класса использовать индивидуальную программу для углубленного изучения и подготовки к олимпиаде Валеевой Светланы.

Работая по данной теме, я пришла к мысли, что открывать новые знания надо совместно с детьми и стараюсь воплотить это на своих уроках. Эта совместная деятельность - сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Это всерьёз и надолго. Поэтому овладевать этой технологией я буду ещё глубже.

Литература

М. В. Кларин «Педагогические технологии в учебном процессе», М., 1989 «Дифференциация как система», сборник, М., 1992.

Частично-поисковый (эвристический метод обучения) - это организация активного поиска решения познавательных задач, выдвинутых в процессе обучения или самостоятельно сформулированных под руководством учителя или на основе эвристических указаний и программ. При этом мыслительный процесс приобретает продуктивный характер, но обязательно контролируется и направляется самими учащимися или педагогом. Эвристический метод необходим для постепенной подготовки учащихся к самостоятельной постановке и решению поставленной проблемы.

Деятельность педагога

Эвристическое обучение заключается в подведении обучаемых к постановке проблемы, при этом показывается, как нужно находить доказательства, после делать выводы из полученных фактов, строить план их проверки и т. д. Эвристическая беседа широко применяется при этом методе обучения, в процессе нее преподаватель задает несколько взаимосвязанных вопросов, являющихся шагами к решению проблемы. Эвристический метод предполагает, что ученики активно участвуют в подобных беседах, овладевая приемами анализа нового учебного материала с целью постановки какой-либо проблемы и поиска путей ее разрешения и т. д. Но учащиеся не всегда способны к самостоятельному решению сложной учебной задачи от начала и до конца, они могут попытаться частично разобраться в ней. Учитель пытается привлечь детей к выполнению отдельных шагов. Какую-то часть знаний дает взрослый, часть ученики ищут самостоятельно, отвечают на заданные вопросы или разрешают проблемные задания.

Эвристический метод обучения - это организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даются в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно. Деятельность педагога подразумевает оперативное управление процессом решения проблемных задач.

Методы и формы

Главной задачей форм и методов эвристического обучения является создание обучающимися новых образовательных результатов: сочинений, идей, поделок, исследований, художественных произведений, конкурсов и др.

Эвристический метод предполагает следующие формы занятий:


Преимущества

Эвристическое обучение эффективно, так как:

  • увеличивается роль самостоятельности в образовательном процессе, повышается инициативность;
  • появляется положительная внутренняя мотивация в процессе поиска решения проблем;
  • формируется творческий подход к решению задач, применяются полученные умения и знания в новых, нетипичных ситуациях;
  • при групповой организации работы учеников происходит укрепление межличностных отношений, развивается взаимодействие в коллективе;
  • повышается самооценка детей;
  • эвристические методы принятия решений дают возможность самореализации обучаемых в процессе обучения:
  • повышается уровень усвоения нового учебного материала.

Недостатки

Эвристический метод требует большей затраты времени, если сравнивать его с сообщением готовых знаний. Вот почему преподаватель не имеет возможности на всех уроках его использовать. Вообще применение метода напрямую зависит от уровня развития и обученности учащихся, а особенно от того, сформированы ли у них познавательные умения.

Таким образом, эвристические методы нужно использовать в разумных пределах, нейтрализуя их недостатки с помощью разных приемов. Необходимо помочь тем ученикам, которые не смогли решить на уроках поставленные задачи. Нужно попытаться сформировать у детей умения и навыки, которые пригодятся им для самостоятельного решения проблемы.

Эвристические приемы и методы применимы не только в обучении, но и в профессиональной деятельности.

Эвристический анализ

Эвристические методы анализа - это группа приемов сбора и обработки информации, которая опирается на суждения группы специалистов. Их еще называют креативными.

Эвристические методы являются основой для экспертных оценок, рассматриваемых операций, процессов, результатов. Все выводы, которые получены при анализе на основе этих методов, всегда имеют логическое обоснование и могут быть выражены в форме прямой оценки (неприемлемо, приемлемо, вредно, полезно); определения предположений (выбор наиболее удачных или первоочередных решений); отбора мероприятий для конкурентной проработки.

При эвристическом анализе применяются следующие методики: метод контрольных вопросов, коллективный блокнот, деловая игра, комиссии и конференции, метод аналогии, метод сценариев, целевая оценка, банк идей, метод «паутина», мозговой штурм, активный социологический тестированный анализ и контроль, SWOT-анализ.

Эвристическое прогнозирование

Эвристические методы прогнозирования являются необходимыми и важными инструментами предвидения будущего, их роль велика там, где использование других методов пока не представляется возможным.

Достоинством эвристического прогнозирования считается то, что оно применимо для прогнозирования любых процессов, вне зависимости от их природы и уровня знаний, а также отсутствия или наличия какой-либо информации. Большой эффект эвристическое прогнозирование способно дать при определении новых направлений дальнейшего развития и их возможностей.

Эвристические методы управленческих решений

Эвристический метод принятия решений необходим при поиске новых управленческих идей. Прошлый опыт не отвергается, его пытаются объединить с новыми идеями. В результате этого есть возможность решить старые задачи, которые не было возможности решить при помощи других методов, а также новые задачи, которые возникают при управлении инновационной деятельностью. В реализации данного метода выделяется 2 необходимых элемента: инсайт и мыслительные усилия для решения управленческих задач.

Метод эвристических приемов

Не имеет однозначного определения понятие эвристического приема. Под ним понимается элемент эвристического метода и преобразующее действие, которое позволяет составить алгоритм решения проблемной задачи.

Впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Известно, что межотраслевой фонд эвристических приемов насчитывает около 200 проверенных мировым опытом рекомендаций по совершенствованию известных или синтезу новых проектных решений. Использование этих методов и приемов помогают решать самые различные проблемные задачи, возникающие в человеческой деятельности.

Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономерностей, механизмов и методологических средств конструирования нового задания и целеустремленных способов деятельности на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью решения поставленной задачи наиболее эффективно.

Система эвристических методов решения задач, как и знаний, вообще, является системой открытого типа, т.е. с развитием науки и техники будут появляться все новые и новые эвристические методы.

Процесс решения задач с помощью метода эвристических приемов состоит из 5 последовательных этапов:

1. Постановка задачи технического творчества.

2. Выбор подходящих приемов на основе анализа недостатков и дефектов прототипа (прототип - наиболее близкий по технической сущности (по смыслу) и по достигаемому эффекту аналог (устройство, способ, вещество, штамм) предполагаемого изобретения) и противоречий его развития.

3. Преобразование прототипа с помощью выбранных приемов и формирование нескольких новых технических решений.

4. Анализ новых технических решений относительно осуществимости и степени эффективности использования.

5. Работу этапов 2 - 4 выполняют, выбирая другие прототипы.

Наибольший эффект при эвристическом обучении дают задачи предполагающие открытие новых причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач, в основе которых лежат еще не известные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций. Наиболее выразительной формой эвристического метода является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы, и которые требуют осуществления небольшого поиска.

Итак, попробуем последовательно раскрыть эвристические методы, которые могут быть широко применены в творческой деятельности менеджера.

1) Метод «мозгового штурма»

Метод и термин «мозговой штурм», или «мозговая атака» предложены американским ученым А.Ф. Осборном.

Эвристический диалог «мозговой атаки» базируется на ряде психологических и педагогических закономерностей.

Основные принципы и правила этого метода - абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик, шуток. Более подробно рассмотрим его в следующей главе.

2) Метод коллективного поиска оригинальных идей базируется на следующих психолого-педагогических закономерностях и соответствующих им принципах.

Первая закономерность и соответствующий ей принцип сотворчества в процессе решения творческой задачи. Руководитель группы, опираясь на демократический стиль общения, поощряя фантазию, неожиданные ассоциации, стимулирует зарождение оригинальных идей и выступает как их соавтор. И чем более развиты способности руководителя к сотрудничеству и сотворчеству, тем эффективнее, при прочих равных условиях, решение творческой задачи.

Вторая закономерность и соответствующий ей принцип доверия творческим силам и способностям друг друга. Все участники выступают на равных: шуткой, удачной репликой руководитель поощряет малейшую инициативу членов творческой группы.

Третья закономерность и принцип - использование оптимального сочетания интуитивного и логического. В условиях генерирования идей оптимальным является ослабление активности логического мышления и всяческое поощрение интуиции. Этому в немалой степени способствуют и такие правила, как запрет критики, отсроченный логический и критический анализ генерированных идей.

В чем достоинства метода коллективного поиска оригинальных идей? К несомненным достоинствам этого метода следует отнести то, что он уравнивает всех членов группы, так как авторитарность руководства в процессе его применения недопустима. Лень, рутинное мышление, рационализм как бы автоматически снимаются. Доброжелательный психологический микроклимат создает условия для раскованности, активизирует интуицию и воображение.

Недостатки и ограничения метода заключаются в том, что его применение позволяет выдвинуть, найти творческую идею в самом общем виде. Метод не гарантирует тщательную разработку идеи. Он также неприменим или имеет ограничения в применении, когда творческая задача требует больших предварительных расчетов, вычислений.

3) Метод эвристических вопросов.

Этот метод известен также как метод «ключевых вопросов». Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Следует заметить, что эвристические вопросы широко использовал в своей научной и практической деятельности еще древнеримский философ Квинтилиан. Он рекомендовал всем крупным политическим деятелям для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии поставить перед собой следующие семь ключевых (эвристических) вопросов и ответить на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?

Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности для решения любых задач. Эвристические вопросы особенно развивают интуицию мышления. Недостатки и ограничения: он не дает особо оригинальных идей и решений и, как другие эвристические методы, не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач.

4) Метод многомерных матриц.

Этот метод среди исследователей и изобретателей также известен как метод «морфологического ящика» или метод «морфологического анализа».

Исходная идея метода многомерных матриц в решении творческих задач заключается в следующем. Поскольку новое очень часто представляет собой иную комбинацию известных элементов (устройств, процессов, идей и т.п.) или комбинацию известного с неизвестным, то матричный метод позволяет это сделать не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно. Таким образом, метод многомерных матриц базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в процессе матричного анализа исследуемой проблемы.

Достоинство: он позволяет решить сложные творческие задачи и найти много новых, неожиданных, оригинальных идей.

Недостатки и ограничения: даже при решении задач средней трудности в матрице могут оказаться сотни вариантов решений, выбор из которых оптимального оказывается затруднительным.

5) Метод свободных ассоциаций.

В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира, включая компоненты прежнего опыта творческой деятельности лиц, участвующих в коллективном решении проблемы, творческой задачи. В результате процесса зарождения новых ассоциативных связей и возникают творческие идеи решения проблемы.

Приведем пример метода свободных ассоциаций. Допустим, вы являетесь руководителем типографии. Вам необходимо наработать идеи решения следующей проблемы: как повысить эффективность рекламы выпускаемой вами продукции. Руководитель группы на основе метода свободных ассоциаций предлагает, например, слово «студент». Это слово дает несколько ассоциаций и соответственно идей того, как активизировать рекламу продукции типографии. На основе ассоциаций, которые вызывает у членов группы слово «студент» генерируются следующие идеи:

6) Метод инверсии.

Метод инверсии представляет собой один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом.

Метод инверсии базируется на закономерности и соответственно принципе дуализма, диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и внутренние стороны объекта. Если не удается решить задачу с начала до конца, то попытайтесь решить ее от конца к началу и т.д.

Несомненным достоинством метода инверсии является то, что он позволяет развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, находить оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач.

Его недостатком и ограничением является то, что он требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта.

7) Метод эмпатии (метод личной аналогии).

Чаще всего эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого, когда пытаются мысленно поставить себя в положение другого. Не случайно эмпатия, или личная аналогия, в решении творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, процессом. Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписывают чувства, эмоции самого человека: человек идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы, например машины, со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом.

Таким образом, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим. С учетом сказанного метод эмпатии - это один из эвристических методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, то есть отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе «вживания» в образ изобретения, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т.д.

8) Метод синектики.

Суть метода синектики заключается в следующем. На первых этапах его применения идет процесс обучения «механизмам творчества». Часть этих механизмов авторы методики предлагают развивать обучением, развитие других не гарантируется. Первые называют «операционными механизмами». К ним причисляют прямую, личную и символическую аналогии. В условиях применения метода синектики следует избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл.

К достоинствам метода синектики относятся практически все, присущие эвристическим методам, на базе которых он разработан. К его недостаткам и ограничениям можно отнести следующее:

Он не позволяет решать слишком специальные творческие задачи, а дает возможность отыскать преимущественно наиболее оригинальные идеи решения;

После применения метода более 30-40 минут продуктивность генерирования новых идей постепенно падает.

8) Метод организованных стратегий.

Одним из главных психологических барьеров в решении творческих задач является инерция мышления и неспособность решающего уйти, отказаться от наиболее очевидного способа и найти новый подход, новое направление в поисках идей решения.

И даже если мы выбираем правильные направления (стратегии) поиска идеи решения, то возникают опасения, что мы упустили что-то главное, возможно, более оригинальную стратегию, идею.

В определенной мере преодолеть инерцию мышления поможет метод организованных стратегий.

В основе этого метода лежат:

а) принцип самоуправления личности в выборе новых стратегий решения творческой задачи;

б) принцип отстранения, то есть рассмотрения объекта, предмета, процесса, всякий раз с неожиданно новой точки зрения.

Что же дает применение эвристических методов в работе менеджера?

Эвристические методы могут быть широко применены в практике современного руководителя любого ранга, в деятельности современного менеджера. Проведение совещаний, деловых игр с использованием эвристических методов («мозгового штурма», эмпатии, инверсии, синектики и др.) дает, как правило, много идей, принципиально новых подходов к решению различного типа управленческих проблем в коммерческой деятельности.

Эвристические методы находят сегодня широкое применение в различных курсах бизнеса и управления, так как стимулируют развитие интуитивного мышления, способности к воображению и творчеству.

В переводе с греческого «эвристика» буквально означает «открывать», «отыскивать». Существует несколько эвристических способов решения задач и получения новых идей. Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее известен эвристический метод - это который состоит в том, что выдвигаются и рассматриваются различные варианты решения (пробы) какой-либо задачи. Каждая альтернатива подробно рассматривается, анализируется мысленно или решается на практике. Если признаётся, что данный вариант неудачный, его определяют ошибочным и выдвигается новая идея.

Другой эвристический метод - это метод контрольных вопросов, заключающийся в том, что используется список вопросов, например, таких:

Как можно упростить предмет, объект или процесс?

Что можно перегруппировать или перевернуть?

Что можно увеличить, уменьшить?

Таких вопросов может быть достаточно много. Но с одной стороны этот список должен быть длинным, чтобы с большей долей вероятности найти нужное решение, а с другой - он должен быть коротким, чтобы в более сжатые сроки найти ответ и не запутаться в огромном количестве вопросов.

Следующий эвристический метод - это такназываемый «брейнсторминг» или «метод мозгового штурма». Он состоит в следующем. Для решения какой-либо проблемы создается группа людей от нескольких человек до нескольких сотен. Я сам проводил «брейнсторминг» с участием примерно 300 человек. На первом этапе генерируются всевозможные варианты решения проблемы, включая самые необычные и даже фантастические. Главное правило на первом этапе - запрет на критику и создание благоприятной атмосферы для притока новых, оригинальных идей. Второй этап - критика и всесторонний анализ высказанных предложений, которые, естественно, должны записываться на первом этапе. После подробного анализа с выяснением положительных и отрицательных сторон решения всех альтернатив, остается, как правило, несколько наиболее оптимальных, которые можно

Ещё один эвристический метод- синектика (буквальный перевод с английского - «совмещение разнородных элементов»). Этот метод является продолжением и развитием «метода мозгового штурма» с той лишь разницей, что имеется, как правило, постоянная группа участников и критика возможна уже на первом этапе выдвижения предложений по решению задач. Считается, что постоянный состав участников сближает их, они перестают бояться критики и более плодотворно работают.

Эвристическийметодобученияхарактеризуется тем, чтоосновная его задача - создание воспитанниками, обучаемыми новых образовательных продуктов: сочинений, различных поделок, художественных произведений - рисунков, песен, танцев, школьных спектаклей, различных викторин, конкурсов, олимпиад и др.

К таким формам занятий относят: эвристические уроки, деловые игры, различные тренинги, защиты и другие.

Применяется эвристический метод и в экономической, деловой сфере. В организации часто необходимо для нетипичных, В менеджерской практике таких задач достаточно много и здесь на помощь приходит эвристика.

Эвристическиеметодыпринятиярешений используются тогда, когда невозможно решить проблему обычным, стандартным методом. Существует множество приемов, входящих в состав эвристических методов: обобщение; конкретизация задачи; переформулирование в обратную задачу; концентрация идей; критика традиционных решений; движение от конца к началу; переструктурирование текста в модель; использование подобных задач; рассмотрение с разных сторон; использование метода аналогий, создание новой структуры и другие.