Нет желания и стимула к учебе

Научить детей любить книги - это одна из самых важных вещей, которую могут сделать родители. Хорошая книга - это то, что порою спасает даже от плохой судьбы. Как заставить ребенка читать и пробудить интерес к обучению?

Ваш ребенок прибегает домой и сразу прилипает к компьютеру? Он предпочитает книгам современные гаджеты, сутками сидит в соцсетях, и заставить его сделать домашнее задание - это всегда подвиг. Вы просите хотя бы убрать в комнате, но он уже через пять секунд забывает об этом. Вы покупаете ему книги, о которых сами могли только мечтать в детстве, но он на них даже не смотрит. Вам каждый раз приходится идти на хитрости и уловки, чтобы заставить ребенка читать и писать. «И что это за ребенок? Ну что с ним делать?» Ведь так хочется, чтобы любимое чадо выросло умным и образованным человеком, но, кажется, современное поколение совсем другое и даже разговаривает на каком-то своем, только им понятном, сленговом языке. Как заставить ребенка читать и пробудить интерес к обучению?

И тем более заставить - невозможно. Он будет отчаянно сопротивляться в любом возрасте - и в 7-8 лет, и в 14. Дети не хотят делать то, что им неинтересно, и никакие советы здесь не помогут. На самом деле нужно не заставлять, а пробудить интерес, увлечь, захватить. Привить любовь к чтению можно, если ребенку будет интересно читать.

Очень большое значение имеет взаимопонимание и эмоциональная связь с родителями. Если ребенок доверяет маме свои секреты, советуется с ней в важных вопросах, чувствует понимание и то, что его любят таким, какой он есть, то слово мамы будет для него значимым. И когда вы попробуете его увлечь интересной книгой, он легко пойдет на контакт. Поэтому в первую очередь нужно наладить эмоциональную связь между вами, сделать ваши отношения значимыми. Не пугайтесь, что можете не справиться. К душе любого человека можно подобрать ключик, если знать особенности его психики. А к детям тем более.

Задумайтесь, какой ваш ребенок? Что он любит, к чему тянется? Активный, шустрый и непоседливый или медленный, спокойный и неторопливый? Эмоциональный, с резкими перепадами настроения или главный в уличной компании, за которым бегают все дети? А может, он тихий, задумчивый и любит тишину? От индивидуальных психологических особенностей вашего ребенка зависит и тот подход, который нужен именно ему.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает взглянуть на человека системно, с учетом всех его качеств, способностей и талантов. Существует , которые совершенно по-разному могут сочетаться в человеке, и знание их свойств помогает понять внутренний мир окружающих нас людей. Это особенно важно знать родителям для того, чтобы вырастить здоровое во всех смыслах новое поколение.

Так, детям со можно начать рассказывать интересную историю тихим, негромким голосом и прерваться на самом захватывающем месте. Он захочет прочитать эту историю сам, чтобы узнать, чем все закончилось. Ребенок со имеет самую большую эмоциональную амплитуду, и ему будут интересны истории о любви и ненависти, о добре и зле. Классическая литература - это настоящий кладезь мудрости, то, что вызывает яркие, неподдельные эмоции, сострадание, заставляет глубоко задуматься о важном. Такая литература нужна всем детям, независимо от векторального набора, но именно зрительным детям она просто жизненно необходима.

Приучать детей к чтению нужно на собственном примере. Ведь дети могут не слышать то, что мы им говорим, но они всегда видят то, что мы делаем. Если родители увлечены книгами и демонстрируют это детям, они смогут также увлечь и заинтересовать чтением их. И уже не будет возникать вопрос, например, как заставить ребенка читать книги летом. Он сам с удовольствием будет спешить навстречу любимым героям, если книги станут его увлечением.

Очень хорошо, если в семье складываются свои традиции, связанные с чтением. Например, вечерние посиделки в семейном кругу с книгой. Или чтение вслух по очереди. Это очень сближает эмоционально и делает крепче семейные узы. Семейное чтение - это прекрасный способ сделать глубже и прочнее эмоциональные связи, потому что вы вместе переживаете одинаковые эмоции, сопереживаете героям, волнуетесь за их судьбу, плачете в трогательные моменты. Дети чувствуют, что они не одни в этот момент, что близкие разделяют эти эмоции, что их опыт становится общим. И бессознательно это формирует ощущение надежности и важности семьи. Ваши дети станут вам в будущем надежной опорой и всегда будут любить и поддерживать друг друга.


Почему важно читать

Когда он маленький, можно, сделав процесс увлекательным и похожим на игру. Но что делать, если ему уже, например, 10–12 лет, он учится в школе и одна мысль о том, чтобы взять в руки книгу, навевает тоску? Насколько вообще важно, чтобы ребенок читал?

Научить детей любить книги - это одна из самых важных вещей, которую могут сделать родители. Хорошая книга - это то, что порою спасает даже от плохой судьбы. Ведь книга помогает развить чувственность и способность к состраданию, формирует характер ребенка. Сопереживая вымышленному герою, он развивается внутренне, эмоционально, формируется как человек.

Также книги способствуют развитию воображения и пополнению словарного запаса. Читая печатный текст, ребенок сам рисует в воображении героев, додумывает детали, фантазирует. Картинка в голове вдруг начинает оживать и сверкать яркими красками… И это - первый способ развить творческие способности ребенка, направить их в нужное русло. Без развитого воображения не бывает ни художников, ни писателей, ни музыкантов. Но не только творческим людям необходимо воображение. Этот полезный навык пригодится фактически в любой профессии, связанной с наукой, изобретательством, обучением.

Интернет с его красочностью и доступностью никогда не даст того уникального положительного эффекта, который могут дать только книги, особенно классическая литература.

«На тренинге услышала важную мысль о сказках на сострадание и сочувствие, что они жизненно необходимы детям со зрительным вектором. Мы начали читать. Читали "Девочка со спичками", и особенно влияние оказал рассказ Гектора Мало "Без семьи". С первой главы я видела изменения в сыне, он слушал очень тихо, внимательно, молча. Я видела, как первые разы в жизни его зрительное сердечко сжималось от сострадания к главному герою - он раскрывал для себя новые состояния, текли слезки на подушку. Он стал засыпать без истерик, вообще ушли истерики, стал вдумчивее, тише, ушел страх в глазах. Я просто вижу, что он больше не боится...»

Почему дети перестали читать?

Сегодня уже в 1 классе детям стыдно быть без крутого мобильного телефона. А в 9 лет они становятся заядлыми блогерами, подсчитывая количество лайков под каждой фотографией в Instagram. Поэтому родители все чаще задаются вопросом - как заставить подростка читать, если ему намного более интересно посмотреть яркие картинки в интернете или поиграть в компьютерную игру?

Может быть, современные дети не любят читать, потому что информация стала слишком доступной и все, что ты хочешь узнать, находится на расстоянии одного нажатия клавиши? Но на самом деле причина другая. Если ребенок не читает, значит, его не вовлекли взрослые в чтение. И если вы смогли это осознать, значит, вы уже на полпути к решению этой проблемы.

Уже на вы сможете разобраться, как работает психика вашего ребенка и чем он отличается от других. Это поможет найти тот самый ключик к душе маленького родного человека. Вы не просто научите ребенка читать, вы наладите эмоциональную связь, и вам с ним будет гораздо легче в разных жизненных ситуациях. Вы заложите фундамент для создания прочных, доверительных отношений.

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Сходила я давеча на родительское собрание. Трали-вали-гусельки, Вася то, Дуся это…. а вот Егор — единственный, к кому у меня нет претензий по русскому и чтению. Весь класс дружно на меня оборачивается. Я краснею, кокетливо прикрываюсь и сползаю под парту. Какое-то первобытное желание оправдываться — мол, да, ну вот такой он у меня уродился, читать любит, все люди, как люди, а мой вот…
После собрания родители оперативно берут меня в клещи, зажимают в угол и вопрошают дословно следующее:
— А КАК ВЫ ЕГО ЗАСТАВИЛИ ЛЮБИТЬ ЧИТАТЬ?

И вот тут я понимаю, что это кирдык. Потому что вот стоит кучка тётенек под и за 40 и чуть не с блокнотами в руках ждут от меня, малолетки, подробный мастер-класс на тему «Как я заставила своего сына любить книги», заранее готовясь ужасаться драконовским методам. Ибо нормальные они все перепробовали и ни фига не вышло. И я начинаю им на полном серьёзе пытаться объяснить, что нельзя человека ЗАСТАВИТЬ любить. Не важно что. А они — не понимают. Ведь мой сын любит читать? Значит, у меня получилось его заставить?! Диалог получился феерический:
— Ну, при нём постоянно все читают. И я, и муж, и бабушки…. Он это видит и читает сам. Полный дом книг…
— У нас тоже полный дом, папа мой ещё библиотеку собирал, книжки дефицитные тогда были. Три шкафа книг, даже страницы не расклеены — бери, читай. И мы всё время покупаем — и журналы, и детективы… А он всё перед телевизором сидит!
— А у нас нет телевизора…
— ?!
— Совсем. Мы не смотрим. Мы читаем.

Так смотрели первобытные люди на шамана, только что мановением руки остановившего пещерного медведя. Вот он, материнский подвиг! Отказаться от телевизора во имя того, чтоб ребёнок читал! Пойти на такие ужасные лишения!!!

— А что вы вечером делаете?
— Разговариваем, например…
— О чём? Мы вот обсуждаем, что по телевизору видели!
— А мы — у кого что за день произошло. Прочитанные книги. Ещё со зверинцем своим возимся, я вышиваю….
— БЕЗ ФОНА?!
— Нет, почему — музыку включаю, на компьютере.
— А новости?
— Интернет, радио. Да и не особо я интересуюсь новостями-то. Самое важное по радио скажут, а подробности личной жизни звёзд мне неинтересны.
— Ну, как же… не знать, что в мире происходит…

Смотрят уже не как на небожителя — как на опасного психа.

— А к компьютеру его не пускаете?
— Зачем, у него свой есть.
— И не разрешаете целый день играть?
— Он сам не хочет, ему не интересно.
— Почему?
— Книга интереснее.
— Книга не может быть интереснее! Это же ребёнок!!!

Вот, я уже мать-ехидна.

— И всё-таки — КАК ВЫ ЗАСТАВИЛИ СЫНА ЛЮБИТЬ ЧИТАТЬ?!
— Ну… вот вы любите читать?
— А МНЕ УЖЕ НЕ НАДО! Я УЖЕ ШКОЛУ ЗАКОНЧИЛА, СВОЁ ОТЧИТАЛА!!!

На том и разошлись. Они — домой, к телевизору, как все нормальные люди. Я — домой, к сыну, мужу и зверям. В каменный век, где нет телевизора и есть книги. С расклеенными страницами, а не в качестве престижной дефицитной вещи.

Как привить ребенку любовь к книге

Проблема "Как заставить ребенка читать" существует с того дня, когда появились первые детские книги. Но чтобы человек стал успешным, умел учиться не только по окончании вуза, был в состоянии перерабатывать большой объем непростой информации, он должен много читать. И любить книги необходимо с детства. Как привить к чтению? Есть способы.

Исследования взаимосвязи чтения и учебной показало: если ребенок читает для удовольствия (а не только из страха получить плохую отметку), он в четыре раза лучше успевает по языковым предметам и даже по математике, чем дети, которые не любят читать.

Мы решили помочь родителям, которые понимают, как важно научить ребенка читать не только обязательные учебники. Предлагаем десять способов, которыми вы приведете ребенка к чтению.

Пока ребенок маленький — развивайте устную речь

Когда вы дочитали ребенку сказку или рассказ, попросите его кратко пересказать услышанное. Те части, которые ребенка впечатлили, просите пересказать подробно, с максимальным числом деталей. Предложите додумать дальнейшее развитие событий . Спросите: "Как ты думаешь, пока Иванушка три дня и три ночи шел по лесу, о чем он думал? Что видел? Как и где он устраивался на ночевку?". Таким нехитрым способом вы одновременно и подстегнете развитие речи ребенка, и заставите работать его

Читайте вслух как можно больше

Чем больше ребенок любит литературу, тем больше времени он будет посвящать чтению. Правда и обратное: чем больше вы будете читать маленькому ребенку, тем сильнее он будет сам тянуться к книгам. Для ребенка естественно хотеть и просить новой информации, особенно от родителей. Книги — идеальный источник. Любые миры, самые разные жизненные и фантастические истории, примеры возможного и неисполнимого. Наполняйте жизнь ребенка книгами так же, как вы настаиваете на полезной еде, не соглашаясь на компромиссы в виде булочек и пиццы. И ребенку ничего не останется, кроме как полюбить чтение.

Дайте ребенку доступ к книгам

Ничто так не отвращает от чтения, как ограниченный выбор книг. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, ему должно быть интересно. А для этого нужны книги. Много книг. Удовольствие недешевое, и районная библиотека не всегда может выручить, выдавая книги только на две недели. Поэтому всегда закладывайте в статью расходов на детей как можно больше книг. Поначалу картинки так же важны, как и хороший понятный текст, поэтому в первые пять лет жизни ребенка с яркими иллюстрациями должны составлять почти всю детско-книжную коллекцию.

Чтение — не только книг

Побудите ребенка читать не только книги . Меню в кафе, вывески, объявления, афиши, указатели в метро и аэропорту, газетные заголовки, названия книг в книжном магазине, ценники — немалая часть повседневной жизни облачена в текст. Привыкая везде видеть буквы, учась находить ошибки в словах и строении фраз, смеяться над нелепостями, ребенок учится хорошо относиться к печатной речи.

Привлекайте современные технологии

Если ребенок требует т и вы готовы его купить или уже купили, начините его книгами. Конечно, электронная книга с чернилами гораздо безопаснее для глаз. Но и планшет можно вручать детям на особых условиях. Допустим, двадцать минут в день игр и неограниченно, но не меньше получаса, — чтения. Только заранее позаботьтесь о том, чтобы в планшете была большая и интересная ребенку библиотека.

Знаете ли вы, что появляется все больше приложений для чтения, которые вы можете настроить индивидуально. Тогда в руки ребенка не попадет текст некачественного или преждевременного содержания.

Отдельно об электронных книгах

Электронные книги помогли многим родителям заинтересовать детей чтением. Некоторым детям сложно читать книги из-за слишком мелкого текста, и их интерес к чтению пропадает. Другим хочется читать побольше, но не всегда и не всюду можно взять с собой тяжелый сборник сказок. Противникам "электронного" чтения: электронная книга не обязана заменять обычные книги . Сочетайте оба варианта в зависимости от условий.

Позвольте детям выбирать книги

Любовь к чтению редко рождается вместе с ребенком . Она зависит от родителей, которые предлагают наследникам книги. Но мало просто выдать ребенку книжку. Если у маленького читателя будет возможность выбирать, он станет читать с большей охотой. Даже если вам не нравится, что дитя отвергает полезные и поучительные сказки Бианки, предпочитая фантастику, — это гораздо лучше, чем категорический отказ от чтения в пользу компьютерных игр и телевизора. Неважно, что именно читает ребенок. Если он любит определенный вид литературы, но читает его добровольно по два часа в день, поощряйте. Со временем из маленького капризули вырастет отличный читатель.

Помогите ребенку в выборе книг

Пока ребенок не перешел в категорию подростков, пускать выбор книг на самотек, конечно, не надо. Но вмешиваться можно не в выбор литературного жанра, а в подбор книг по возрасту. Предлагать шестилетнему малышу детские сказки поздновато, так же как рано подсовывать ему Жюля Верна. Никто, кроме вас, не знает, до чего дозрел ваш ребенок, а что ему будет чересчур. Открывайте и изучайте каждую книжку, которую собираетесь дать ребенку. Кое-какие книги начинайте читать вместе, чтобы ребенок не откладывал текст как скучный, потому что в нем много непонятных слов. Так же вредны для воспитания любви к чтению книжки, из которых малыш давно "вырос".

Интересуйтесь чтением ребенка

Помочь ребенку выбрать книгу по возрасту и не вмешиваться в выбор жанра — мало. Если ребенок углубился в книгу на три дня, и вы молча радуетесь, что дитя, наконец, читает, скажите это вслух. Детям важен ваш интерес к любым их занятиям, в том числе к чтению. Проявить интерес просто: спрашивайте. О чем книга? Кто из героев нравится, кто нет? Почему? Как бы ты поступил в подобной ситуации? Из таких вопросов может вырасти глубокая и теплая беседа. Чтение, подкрепленное вашим интересом, никогда не станет атавизмом.

Подавайте пример

Все перечисленные способы могут не сработать, если вы сами не любите читать. Считать чтение полезным, говорить о важности книг невозможно с позиции исключительно теоретика. Если ребенок видит вас с книгой, если вы рассказываете (хотя бы вскользь) о том, что читаете, вы — пример для подражания.

Радуетесь ли вы возможности купить новую книгу или закачать давно желанный текст в электронную книгу или на планшет? Любите ли вы получать книги в подарок? Дарите ли вы книги, видит ли это ребенок? Надеемся, на все вопросы вы отвечаете "да, разумеется". В этом случае, даже если ваш ребенок пока не читает, наберитесь терпения. Вокруг современных детей много , но правильный родительский пример со временем станет главным. Ваш ребенок полюбит читать.

Расскажите о том, как вы научили своего ребенка читать, с какими фокусами вам пришлось столкнуться, чтобы приучить к чтению?

У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.

Часто взрослые делают много ошибок для того, чтобы заставить дочку или сына учиться. Происходит это, потому что нет знаний, как воспитать любовь к учебе у детей. Некоторые начинают воспитывать так же, как их воспитывали в детстве. Получается, что ошибки воспитания переходят из поколения в поколение. Сначала наши родители мучаются сами и заставляют нас учиться, потом и мы применяем такие же пытки к нашим детям.

Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.

Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.

1) Нет желания и стимула к учебе

Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.

Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.

2) Стрессы в школе

Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.

На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)

Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?

Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.

Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.

3) Сопротивление давлению

Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.

4) Заниженная самооценка, неверие в себя

Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.

5) Слишком много контроля и помощи

Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.

Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.

Случай из практики:

К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.

Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.

Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.

6) Нужно давать отдых

Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.

Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.

7) Ссоры в семье

Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.

8) Комплексы

Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.

9) Плохая компания

Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.

10) Зависимости

Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.

11) Гиперактивность

Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для можно прочитать в этой статье.

Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

  1. Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.
    Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий. Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.
  2. Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.
    Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых. Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.
  3. Не дарите подарки за учебу
    Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.
  4. Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе
    Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.
  5. Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей
    Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
  6. Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
  7. Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса
    Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.
  8. Помогите увидеть позитивные изменения
    Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.
  9. Подавайте пример
    Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.
  10. Поддерживайте
    Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.
  11. Разделите переживания
    Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.
  12. Укажите на хорошие качества ребенка
    Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.
  13. Учитывайте желания и стремления самого ребенка
    Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.

Стоит ли заставлять чадо учиться?

Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.

Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на . Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.

(2 голоса : 5 из 5 )

Мы часто покупаем книги ребенку, надо же привить любовь к чтению. Но ребенок противится. Книги рвет, бросает об пол, чтение не слушает. А почему? Не догадываетесь?

В названии спрятано противоречие, заметили? Может быть, оно даже вызывает подсознательный протест, ведь никого нельзя “заставить” что-либо полюбить. Это правда, но именно так иногда звучат вопросы знакомых, адресованные мне. «Твои дети любят читать! Они сидят с книгами! Как ты заставила?»

Ответ прост – никак. Я не заставляла их любить книги. Я знакомила их с этим волшебным миром постепенно, начиная с пелёнок. Книги вошли в их жизнь как нечто само собой разумеющееся – интересное и доступное, такое же приятное, как игрушки и другие новые развлечения. С книгами не были связаны отрицательные эмоции, только радость и любопытство, и бонус – время, которое мама проводит только с тобой. Видимо, поэтому мои старшие дети 10 и 14 лет до сих пор подслушивают, как я читаю их пятилетнему брату «Дядя Фёдор, пёс и кот», а я слышу, как они смеются над шутками Успенского, и радуюсь.

Даже в наш век интернета, крутых игрушек и гаджетов ценность книги в жизни ребёнка нельзя заменить ничем. Это правда. Если ваш ребёнок полюбит читать, он с радостью выучит буквы, когда придёт время, а в подростковом возрасте электронная книга поможет отвлечь его от соцсетей, компьютерной игры и даст возможность вам обсудить сюжет вместе с ним. И бонус! Начитанный ребёнок –интересный собеседник для вас самих и не только. А теперь о простых секретах того, как мои дети стали слушателями и читателями.

Секрет 1. Книги в доме

В нашем доме ещё до появления детей был большой книжный шкаф. Мы с мужем оба любили и любим читать, каждый покупал литературу, ориентируясь на свой вкус, поэтому книги на полках можно встретить разные. Наши дети росли и видели нас с бумажными книгами в руках, видели, что книга может поглотить с головой, и подсознательно понимали, что это что-то захватывающее. Да, это родительский пример, и он работает.

Секрет 2. Свободный доступ к детской книжной полке

Открытый стеллаж с детскими книгами всегда был доступен детям. Сначала на нижнюю полку выставлялись твёрдые картонные книжки с короткими стихами, сказками и потешками, книжки-картинки. По мере взросления ребёнка книжки менялись. Но полка всегда была рядом. Никто не настаивал: «А теперь мы будем читать!» Читали по желанию ребёнка или просто брали книгу в руки, начиная рассматривать, а детское любопытство делало своё дело. И вот уже сын сидит рядом и рассматривает картинки вместе со мной, просит почитать.

Секрет 3. Книжные ритуалы

Всем своим детям на сон грядущий я читаю книжки. Долго, практически каждый вечер за редким исключением, вплоть до лет 7. Каждый из них ждал наступления этого момента. Это сладкое время, когда мама откладывает в сторону все-все свои дела, ложится рядом и читает только тебе интересную историю, стихи или сказки. Это время вместе с мамой и книгой, только для троих. Старшие, подрастая, с удовольствием продолжали оставаться слушателями за компанию, хоть и выросли из этих историй.

Секрет 4. Книга как сюрприз

Часто приходя с работы, родители приносят детям сюрпризы – сладости, мелкие игрушки. Таким сюрпризом запросто может быть маленькая книжка, купленная в киоске. И это станет традицией. У нас такая есть. «Ты принесла мне новую книжку?» или «У тебя есть что-то для меня? Книжка? Давай почитаем!» – приятные слова, правда?


Секрет 5. Свобода выбора

Когда ваш ребёнок немного подрастёт, позволяйте ему самому выбирать книги на полке. Дайте ему почувствовать, что его мнение важно. Не страшно, если он возьмёт «малышковую» книгу, может, у него приятные ассоциации? Вы же смотрите иногда сериалы и ток-шоу? Пусть попробует сам, это важно. Это приятно – делать выбор, даже ошибочный. Неприятно, если тебя лишают этого права. Я постепенно меняю ассортимент, не убираю любимые книги сразу, так как детям нелегко расстаться с ними.

Секрет 6. Двигайтесь за интересом

Любит сказки? Читайте сказки! Растёт юный биолог? Покупайте книги о строении насекомых и динозаврах. Нравится техника – всё о машинках. Не важно о чём, важно, чтобы было интересно. А до художественной литературы точно дорастёт.

Секрет 7. Терпение и только терпение

Запаситесь терпением. Лет до 4 (а то и позже) дети часто влюбляются в книги и просят их почитать несметное количество раз. Это не плохо, это хорошо. Малыши учатся запоминать. И это пройдёт.

Покажите новую книгу. Не понравилась – поставьте на полку. Значит, её время не пришло. Запаситесь терпением, если заметите, что ваш ребёнок не увлекается, к примеру, художественными произведениями в начальной школе. Не всё сразу. Мои старшие дети стали увлечёнными читателями во 2 и 4 классе. Просто каждому из них попалась «своя» книга, совершенно неожиданно для меня ставшая хитом. А затем потребовалось продолжение, ещё что-то такое же интересное. И понеслось… Запаситесь терпением и не заставляйте читать подростка. Предлагайте, показывайте или даже возьмите книгу для себя, читайте и оставьте на кухонном столе…

Вдруг заинтересуется. Если нет — не настаивайте. Читал раньше? Вернётся. Этот навык и эта любовь никуда не пропадут, просто у него сложное время и другие приоритеты. И вообще подростка уже не стоит беспокоить по поводу книг. Как видите, мои секреты просты и доступны каждому. Чтение – волшебный мир, я выросла с книгой, я вложила книги в руки моих детей, мне очень хотелось, чтобы они полюбили читать. У меня получилось передать это детям, и я ни разу не пожалела. P.S. Вот, к примеру, те книги, которыми зачитываются мои дети сейчас — в 14, 10 и 5 лет.

А как вы привили ребенку любовь к чтению?