Основные темы лирики фета кратко.  основные мотивы лирики а. а. фета. Необходимость военной карьеры

Что такое мотив? Мотив - это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. В творчестве любых писателей и поэтов можно встретить ряд предметов, понятий или явлений, которые встречаются в их произведениях. Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез творчества поэта (писателя) и его любви. Такую закономерность можно выделить в стихотворениях А. А. Фета, на которые большое влияние оказали внутренние переживания самого автора, его мировоззрение и отношение к окружающей обстановке. Мы рассмотрим основные мотивы: во-первых, мотив огня и, в противопоставление ему, мотив воды, моря, во-вторых, это мотивы времен года и гадания, мотивы двоемирия, полета, которые являются одним из главных мотивов, это и антологические мотивы. А теперь рассмотрим каждый из мотивов в отдельности, обращаясь к примерам.
Первое, что мы рассмотрим, - это мотив огня в творчестве А. А. Фета, который является одним из главных мотивов в стихотворениях рассматриваемого нами поэта. Под огнем мы подразумеваем луну, закат, зарю, лампу, костер (то есть огонь в прямом смысле) и звезды, а также все то, что у нас ассоциируется с мотивом огня. Этот мотив не случайно столь часто встречается в творчестве Афанасия Фета, как я уже упоминала, мотивы складываются из творчества и его любовных перипетий. Огонь в жизни Фета оставил темный отпечаток: от огня погибла его возлюбленная Мария Лазич - она по неосторожности подожгла свое белое платье горящей спичкой. Быть может, это настолько ранило поэта, что он посвятил большую часть своих стихотворений такой ужасающей стихии, как огонь.
...Как на черте полночной дали
Тот огонек,
Под дымкой тайною печали
Я одинок...
В этом стихотворении А. А. Фет сравнивает себя с огнем, но не как со стихией, а с “огоньком” - частичкой всего огня, то есть Фет - одинокий маленький человек среди всего человечества. Вторая и четвертая строки стихотворения отличаются от первой и третьей - они короче, что создает какой-то особый ритм стихотворения, когда читаешь, такое ощущение, что спотыкаешься. В этом отрывке преобладают такие звуки, как “о”, “л” и “и”, что означает нежность, печаль, тоску, какие-то мягкие вещи, и в то же время боязнь.
Строки уже из другого стихотворения А. А. Фета (“Весеннее небо глядится...”) рисуют нам похожую картину:
...Вдали огонек одинокий
Трепещет под сумраком липок;
Исполнена тайны жестокой
Душа замирающих скрипок...
Здесь “огонек” представлен маленькой частичкой чего-то большого и страшного, но эта частичка скорее нас не пугает, а, наоборот, вызывает чувство жалости. Преобладающие звуки стихотворения - “о”, “е”, “к”, что дает нам право судить о легких, печальных и ленивых действиях. Это чувство еще более утверждается в нашем сознании, когда мы видим слово “скрипка”, ведь при игре на скрипке особо хорошо получаются заунывные и печальные произведения, и, может быть, поэтому у нас возникает мысль о чем-то грустном и плачущем. А в данных строках “скрипка” представлена нам с очень красивым и печальным эпитетом: “замирающая”. В этой строфе перед нами предстает картина одиночества (“огонек одинокий”). Но когда мы говорим о мотиве огня, мы подразумеваем не только огонь в виде костра, но и огонь свечи, лампы. Мотив свечи у А. А. Фета связан с гаданием. И это не случайно. Ведь мерцание свечи представляет собой изображение жизни человека: пока горит свеча - жив человек. Вспомним слова Базарова из романа Тургенева “Отцы и дети” перед смертью: “Дуньте на умирающую лампаду, пусть она погаснет”. Смысл этих слов можно понять как то, что Базаров, будучи “умирающей лампадой”, хотел умереть, чтобы дальше не мучиться. Но вернемся к стихотворениям Фета:
...Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела,
В два ряда свет - и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала...
В этих строках огонь окутан таинственной пеленой, ведь все происходит во время гадания, когда сближаются и, может быть, соединяются два мира: мир земной и мир небесный. Для Фета границей этих двух миров является круг, мотив которого не был чужд для поэта. С точки зрения эвфонии в этой строфе преобладают звуки “е”, “з” и “а”, что передает нам нежные, мягкие вещи, а также внезапный страх, вызываемый гаданием.
И другое стихотворение, где присутствует мотив свечи, связано с гаданием:
...Помню я: старушка няня
Мне в рождественской ночи
Про судьбу мою гадала
При мерцании свечи...
В этом четверостишии таится что-то странное и непознанное. Складываются ощущения скрытости, какого-то ритуала, ведь любое гадание - это ритуал.
С мотивом огня можно соотнести мотив “зари и заката”, которые отождествляют огонь солнца.
...На пажитях немых люблю в мороз трескучий
При свете солнечном я снега блеск колючий,
Леса под шапками иль в инее седом,
Да речку звонкую под темно-синим льдом...
Это стихотворение, в отличие от других, пронизано солнечными нитями, и оно нам уже не кажется столь печальным, как описываемые выше примеры. Чувствуется в этом отрывке какой-то юношеский задор и веселость. Звук “а”, который мы встретили в этом стихотворении, говорит нам о великолепии великого пространства. Самым, пожалуй, загадочным мотивом огня является мотив луны. Луна, хотя многих она и завораживает, является неблагоприятным явлением в жизни любящих друг друга сердец. Если встречаться при луне, то незамедлительно последует расставание. Поэтому образ луны овеян пеленой тайны и неведения:
...Тихая, звездная ночь,
Трепетно светит луна,
Сладки уста красоты
В тихую, звездную ночь...
Это унылое стихотворение; изобилие “у” в последней строке говорит нам о скорби, унынии. Луна сама по себе загадочна, а в данном примере она “трепетно светит”, что приносит в наши сердца еще большую боязнь и неуверенность по отношению к ней.
Всем известно, что светлячки связаны с такими мотивами, как огонь, ночь, луна. Они светятся, значит, излучают свет, но их свет необычный, они “вырабатывают его “своим телом”:
...Я жду... соловьиное эхо
Несется с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки...
И как в противопоставление рассмотрим мотив воды. Вода в творчестве Фета не занимает столь большое место, как огонь. И здесь хочется упомянуть творчество предшественника - Ф. И. Тютчева, у которого наиболее часто встречаются мотивы воды. Творчества А. А. Фета и Ф. И. Тютчева как бы поглощают друг друга, как поглощают себя две стихии - огонь и вода:
...Нет ответа...
Мелкие волны что-то шепчут с кормою,
Весло недвижимо,
И на небе ясном высоко сверкает зарница...
Море - это стихия. Но в данном отрывке А. А. Фет хочет представить волны моря как нечто безобидное (“мелкие волны”). С точки зрения эвфонии здесь преобладают звуки “л”, “н”, “е” - это дает право нам думать о вещах личных, нежных и ласковых.
Один из интересных мотивов, который мы встречали при чтении стихотворений и о котором мы уже говорили, - это мотив гадания и все, что с ним связано: двоемирие, свеча, зеркало, ночь (луна). Эти понятия рисуют в нашем воображении картину, которая скрывает в себе много тайн:
...Няня добрая гадает,
Грустно голову склоня,
Свечка тихо догорает,
Сердце бьется у меня...
На последних строках наше внимание возрастает, и мы уже готовы увидеть судьбу, что же нагадала няня, но тут стихотворение заканчивается, оставляя нас в полном неведении. Может быть, в полном неведении осталось все человечество, так и не узнавшее свою судьбу... Есть один мотив, который можно встретить в ряде произведений многих поэтов, - это тема времен года:
...Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом...
Времена года можно сопоставить с внутренним миром героя. В данном примере Фет описывает весну, что дает право судить о том, что в данный момент (то бишь тогда, когда автор писал это стихотворение) душу поэта ничто не тревожит. Преобладание звуков “е” и “и” подтверждает этот факт, у читателя или слушателя возникает чувство ласки и нежности. Но есть такие случаи, когда в одном стихотворении сменяются осень и весна, что говорит нам о резкой смене настроения поэта. Фет, как и Ф. И. Тютчев, свои стихотворения не писал, а “записывал”. Он их писал где угодно и когда угодно. И то, что автор чувствовал в тот момент, когда материализовывал свои мысли на бумаге, отражается в стихах.
Мотив полета, о котором сейчас пойдет речь, встречается не только в стихотворениях Фета, но и в прозаических произведениях. Например, у Островского в пьесах “Бесприданница” и “Гроза”, где главные героини хотели летать. Но их полет превратился в падение. Мотив полета можно ассоциировать с полетом птиц, пчелы, светлячков и цветов, а также творческий полет самого автора.
Вот строки, в которых содержится мотив полета птицы:
...Слышишь ли ты, как шумит вверху угловатое стадо?
С криком летят через док к теплым полям журавли,
Желтые листья шумят, в березнике свищет силища.
Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны...
Это стихотворение символизирует надежду на лучшие времена: Это стихотворение (в частности, первые четыре строки) построено на вопросе, и, может быть, этот вопрос обращен не к единичному собеседнику, а ко всем людям на свете. При его чтении у нас возникает чувство нежности и ласки и в то же время гнев, зависть и даже боязнь из-за преобладания таких звуков, как “и”, “о” и “у”.
Мотив птицы, пчелы и полета является древним мотивом души, например, пингвин символизирует души умерших. У Фета пчела - это смерть. Быть может, это из-за ее неприятного жужжания, которое вызывает у нас неприятные чувства и мысли. Но мед - это символ познания поэзии. Наверное, поэтому нам ба бушки и дедушки советуют все время есть мед, ведь они знают, что он очень полезен. Но вернемся к лирике Фета.
В его творчестве можно встретить ряд стихотворений, посвященных возлюбленной поэта, Марии Лазич. Это такие стихотворения, как “Alter ego”, “Ты отстрадала, я еще страдаю...”, “Дома снились мне вопли рыданий твоих...”, “Нет, я не изменил. До старости глубокой...”, “Старые письма”. По одним только строкам у нас уже складывается ощущение грусти, скорби и печали. Приведем строки из стихотворения “Alter ego:
...Ты душою младенческой все поняла,
Что мне высказать тайная сила дала,
И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить...
“Alter ego” в переводе с латинского означает “второе я”, то есть Фет считает Марию Лазич своей частичкой, своим вторым “я”. В отрывке преобладают звуки “о”, “а”, “л”, что дает нам право сказать, что это стихотворение печальное, в котором видно великолепие и в то же время внезапный страх, страх перед тем, как жить дальше в одиночестве.
И завершить наше путешествие по лирике А. А. Фета хотелось бы стихотворением, созданным в духе античной лирики, - это стихотворение “Диана” (мы знаем, что Диана - это богиня охоты).
...Богини девственной округлые черты,
Во всем величии блестящей наготы,
Я видел меж дерев над ясными водами,
С продолговатыми, бесцветными очами
Высоко поднялось открытое чело...
В этих строках перед нами предстает необычный образ “чистой” богини. Это стихотворение полно нежных и легких вещей. А. А. Фет смог передать словами всю прелесть этой богини - тонкой, чистой и нетронутой...
Нужно отметить, что лирика Афанасия Фета представляет собой уникальное “событие” как той эпохи, в которой жил сам автор, так и эпохи, в которой живем мы - читатели его произведений. Для меня стихи Фета - это маленькие зарисовки из его жизни, в которые ты сам мгновенно проникаешь и переживаешь вместе с автором. Его стихотворения разногран-ны, что доказывается тем количеством и разнообразием мотивов, которые мы рассмотрели. Традиции Фета в дальнейшем продолжат символисты: Блок, Соловьев - это говорит нам о том, что такие стихи всегда затронут сердце читателя.

Основные мотивы лирики А.А. Фета.

Урок в 10 классе

Цели урока:

1. Продолжая изучать творчество А Фета, познакомить учащихся с основными мотивами; учить анализу поэтического произведения;

3. Воспитывать чувство прекрасного посредством высокой литературы.

Мы сегодня говорить будем об основных мотивах лирики А.А.Фета. Вспомним, что такое мотив ? В творчестве любых поэтов можно встретить ряд предметов, понятий, явлений, например: свечи, гаданье, красота, вода и т.д., которые встречаются в их произведениях. Мотив – это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений… Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез творчества поэта и его любви. Такую закономерность можно выделить в стихотворениях А.Фета, на которые большое влияние оказали внутренние переживания самого автора, его мировоззрение и отношение к окружающей обстановке. Мы рассмотрим основные мотивы: во-первых, мотив огня, во- вторых, это мотив времен года.

Итак, мотив огня в творчестве Фета – один из главных мотивов в стихотворениях поэта. Под огнем мы подразумеваем луну, закат, зарю, лампу, костер (то есть огонь в прямом смысле) и звезды. Огонь в жизни Фета оставил темный отпечаток: от огня погибла его возлюбленная Мария Лазич – она по неосторожности подожгла свое белое платье горящей спичкой. Быть может, это настолько ранило поэта, что он посвятил большую часть своих стихотворений такой ужасающей стихии, как огонь.

Как на черте полночной дали

Тот огонек,

Под дымкою печали

Я одинок…

В этом стихотворении поэт сравнивает себя с огнем, но не со стихией. Фет – одинокий маленький человек среди всего человечества. 2-я и 4-я строки отличаются от 1-й и 3-й – они короче, что создает какой-то особый ритм стихотворения, когда читаешь, такое ощущение, что спотыкаешься. В этом отрывке преобладают такие звуки, как «о», «л», «и», что означает нежность и печаль, тоску. В то же время, боязнь.

А вот строки из другого стихотворения А. Фета (« Весеннее небо глядится …») рисуют нам похожую картину:

Вдали огонек одинокий

Трепещет под сумраком липок;

Исполнена тайны жестокой

Душа замирающих скрипок…

Здесь «огонек» представлен маленькой частичкой чего-то большого и страшного, но эта частичка не пугает нас, а наоборот, вызывает чувство жалости. Преобладающие звуки стихотворения - «о», «е», «к», что дает нам право судить о легких и печальных, ленивых действиях. А при слове «скрипка» у нас возникает мысль о чем-то грустном и плачущем. Эпитет «замирающая душа» красивый и печальный. Картина одиночества предстает перед нами.

С мотивом огня можно соотнести мотив «зари и заката», которые отождествляют огонь солнца.

На пажатях немых люблю в мороз трескучий

При свете солнечном я снега блеск колючий,

Леса под шапками иль в инее седом,

Да речку звонкую под темно-синим льдом…

-Вспомним стихотворение « Шепот, робкое дыханье …»: из всех ранних стихотворений Фета, это стихотворение самое необычное и нетрадиционное.

-В каком году написано? В какой цикл включено?

В 6-м классе мы работали с этим стихотворением: говорили об образах, о цветовом и звуковом решении, синтаксических конструкциях…

В чем необыкновенность формы этого стихотворения? Как поэту удается передать процесс изменений в природе и душевном состоянии человека? (Первое предложение-1 слово, назывное, нераспространенное; второе- 2 слова, следующее -3 слова, но они неполные; и на фоне их выделяются предложения из5 слов: «серебро и колыханье сонного ручья», «Ряд волшебных изменений милого лица». Заключительная строфа состоит из одного предложения, интонация его нарастает, хотя предложение с однородными членами, но опущены и в нем глаголы. Заключительная строфа выполняет роль эмоционального заключения.

Вспоминайте, вы с этим уже встречались в стихотворении « Чудная картина »:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

С таким построением стихотворения мы встречаемся и в стихотворении « Это утро, радость эта…»

М.Л.Гаспаров обратил внимание на то, что в «безглагольных» стихотворениях Фета внешне беспорядочно существующие образные ряды строго организованы, благодаря четкому ритму «расширений лирического пространства», это и есть «эмоциональное насыщение».

Посмотрите в тексте: от того, что мы слышали и видели – к действиям, страсти («лобзания и слезы»).

Какова тема стихотворения? (2 мотива: любовь и природа. Образы природы в стихах 2 -6 включены внутрь любовного мотива:

Шепот, робкое дыханье,

- - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Ряд волшебных изменений

Милого лица, любовный мотив организующий)

Какие тропы подчеркивают этот мотив? Метафоры: «трели соловья» -песни любви; «серебро ручья», «ручья сонного» - наступает вечер, затем ночь. Зарождается любовь, волшебные тайные чувства)

На что указывает третья строфа? Каковы образы этой строфы, можно ли считать их символами? (В ней четкое указание на время – заря! Краски неясные сменились на контрастные, яркие: красно-желтые – «пурпур розы», «отблеск янтаря» это апофеоз любви!

Образы этой строфы символичны: 1) образ розы (алой, красной) часто используется для обозначения молодости, красоты; в другом стихотворении Фета мы видим этот символ любви:

Полно спать: тебе две розы

Я принес с рассветом дня.

Сквозь серебряные слезы

Ярче нега их огня.

2) пурпур розы переходит в цвет зари – «и лобзания, и слезы». Чувства человеческие сливаются с природным целым. Это одна из поэтических идей Фета.

В каком стиле написано? (Запись в словарик: « Импрессионизм – импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти: предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и не складывается в цельную картину».

Учитель: « Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Прежние звуки с белым обаяньем…», « С какой я негою желаний …» -прекрасные стихи, их Фет создавал в преклонных годах. А стихи все – молодые. В них ощущается свежесть чувства. Фет пишет «о любви по памяти». Поэзия и память – внутренне близкие, родственные понятия. Поэт – тот, кто способен живо помнить и словом оживлять свои воспоминания. Способен силою памяти возрождать к жизни дорогих ему людей, значительные для него события, чувствования.

Дома проанализируйте самостоятельно стихотворение А.Фета « Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» , эти вопросы помогут Вам сделать это:

Кому посвящено это стихотворение? Чем навеяно оно?

Что ощущаете при чтении? Что вы слышите в нем?

Каковы основные темы стихотворения?

Чем достигается музыкальность стихотворения?

Какой замечательный образ воздействует на нас?

Что можно сказать о композиции? Как это отражается на чувствах читателя?

К кому относятся заключительные слова стихотворения?

Какое стихотворение (и чье?) могло вам напомнить своими существенными чертами данное?

Есть один мотив , который можно встретить в ряде произведений многих поэтов, - это тема времен года:

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом

Опять весна душистая

Повеяла крылом…

Времена года можно сопоставить с внутренним миром героя. В данном примере Фет описывает весну, что дает право судить о том, что в данный момент душу поэта ничто не тревожит. Преобладание звуков «е» и «и» подтверждает этот факт, у читателя или слушателя возникает чувство ласки и нежности.

Мотив полета часто встречается в стихотворениях Фета:

Слышишь ли ты, как шумит вверху угловатое стадо?

С криком летят через док к теплым полям журавли,

Желтые листья шумят, в березняке свищет силища.

Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны…

Это стихотворение символизирует надежду на лучшие времена. Мотив птицы, пчелы и полета является древним мотивом души. Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Через нее Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В этом смысле характерно стихотворение « Учись у них – у дуба, у березы » (чтение наизусть учеником).

Природа - мудрый советчик человека и лучший его наставник. Н.Н. Страхов назвал это стихотворение «алмазом чистейшей воды с бесподобно отшлифованными гранями».

О возвышающей человека правде бытия природы, о возможности через природу понять вечные тайны жизни написано стихотворение «Есть ночи зимней блеск и сила»:

В чем вы видите силу зимней ночи?

В чем заключается «всевластность огней безоблачных небес»?

Как понять, а может представить «всемирный сон»?

Красоте, прекрасному Ф. Фет поклонялся всегда. Красота- одна из ключевых тем «Вечерних огней». Наряду с любовью, которая для Фета была ярчайшим проявлением чувств прекрасного, красота, ее всесилие, вечная власть ее над человеком развивается в стихотворении « Пришла – и тает все вокруг…» А как развивается, вы посмотрите сами, проанализировав это произведение.

Ответы на эти вопросы помогут вам:

Какова интонация стихотворения?

Как вы ощущаете «пространство» стихотворения?

Лирический герой статичен? Как он «движется»?

Чем вас может удивить строение стихотворения?

Как у Фета «очеловеченная « природа встречается с « природностью человека»? Какой троп помогает это понять?

Какова интонационно-синтаксическая организация стихотворения?

Почему Фет, включая это стихотворение в сборник « Вечерние огни », снял название «Весна»?

Завершая урок, хочется вспомнить слова великого русского поэта Ф.И Тютчева, их он писал о фетовских стихотворениях о русской природе:

Иным достался от природы

Инстинкт пророчески-слепой:

Они им чуют, слышат воды

И в темной глубине земной…

Великой матерью любимый,

Стократ завидней твой удел:

Не раз под оболочкой зримой

Ты самое её узрел.

Домашнее задание: письменный анализ стихотворения (по выбору).

Лирика Фета по тематике не очень разнообразна. Это в основном темы любви, природы, личностные переживания - темы, которые присущи практически всем поэтам. Но у каждого есть то, что отличает его поэзию от поэзии других. У Тютчева, например, преобладающим является философский мотив. У Фета основным мотивом, который встречается практически во всех его стихотворениях, является мотив огня. Ему в лирике противопоставлен мотив воды, моря. Можно встретить мотивы полета, гадания, двоемирия.
Мотив огня, как я уже упоминала, основной. Огонь был стихией Фета, так же как у Тютчева стихией была вода. Наверное, правы были мудрецы, когда говорили, что каждому человеку соответствует своя стихия.
Огонь в поэзии Фета имеет свои образы. Это - заря, закат, костер, лампа, звезды. Как видим, это не только то, что в прямом смысле относится к огню, но и то, что отдаленно напоминает его. Огонь в жизни Фета связан еще и с личностными переживаниями. Его любимая девушка - Мария Лазич - погибла от огня, уронив горящую спичку на платье. В стихотворении «Весеннее небо глядится...» огонь представлен в виде своего маленького собрата - огонька. Этот огонек вызывает у нас чувство жалости, но мы знаем, что он может быть частичкой чего-то большого и страшного:
Вдали огонек одинокий
Трепещет под сумраком липок;
Исполнена тайны жестокой
Душа замирающих скрипок.
В этом стихотворении вводится образ скрипки, которая вызывает в нашем сознании протяжные, печальные мелодии, и это еще больше убеждает нас в чем-то грустном и плачущем.
Огонь в лирике Фета часто связывается с одиночеством:
Как на черте полночной дали
Тот огонек,
Под дымкой тайною печали
Я одинок...
Эти строки напоминают нам предыдущее стихотворение, в нем чувствуется та же печаль и грусть. Недаром здесь одиночество существует «под дымкой тайною печали». Когда мы говорим о мотиве огня, мы имеем в виду огонь не только, допустим, костра, но и свечи:
...Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела,
В два ряда свет - и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.
В этих строчках огонь, свеча сопровождают ритуал гадания. Поэтому огонь здесь воспринимается как нечто таинственное. Можно предположить, что это сближаются два мира - мир земной и мир небесный. Еще одно стихотворение, где гадание связано с чем-то личным:
...Помню я, старушка няня
Мне в рождественской ночи
Про судьбу мою гадала
При мерцании свечи.
Слова: «свеча», «ночь», «судьба»... В этот ряд хочется добавить слово «тайна». Наверное, и само гадание есть тайна, которую постигнуть могут немногие. Тайну судьбы поэта раскрывает перед нами старушка няня. Но поэт прерывает свое стихотворение, так и не сказав нам, что нагадала няня. В это, мне кажется, вложен философский смысл: зачем знать свою судьбу раньше времени.
Какая ночь! Алмазная роса
Живым огнем с огнями неба в споре,
Как океан, разверзлись небеса,
И спит земля - и теплится, как море.
Здесь рядом с огнем присутствует вода. Эти две стихии - основные в природе. В стихотворении они противопоставляются друг другу, благодаря чему от этих строк веет спокойствием и умиротворенностью. Это спокойствие усиливает словосочетание «и теплится, как море». Здесь море - не грозная стихия, но что-то безобидное и очень красивое.
В творчестве Фета часто встречается мотив полета. До него его использовал Островский в пьесах «Бесприданница» и «Гроза», главные героини которых тоже хотели летать. Но у Фета полет не отвлеченный. Это, например, полет птицы:
Зато, когда пора приспела,
С гнезда ты крылья распустил
И, взмахам их доверясь смело,
Ширяясь, по небу поплыл.
Мотив полета у Фета в разных стихотворениях имеет разное значение. В одних случаях он обозначает приход новой жизни, возвращение, любовь. В таких стихотворениях используются образы бабочки, сокола. В других стихотворениях полет - это переход в другой мир, в вечность. Такой полет символизируют грачи, осенние листья, слетающие с деревьев. Сюда можно отнести стихотворения «Опять осенний блеск денницы...», «Бабочка». Эти стихотворения яркие, от них веет солнцем,теплом.
В стихотворении «На кресле отвалясь, гляжу на потолок...» показан полет грачей по кругу. Круг - это символ вечности. Здесь подразумевается смерть, но смерть не как конец, пустота, а как вечность. Символом смерти у Фета является и пчела, с которой поэт тоже связывает мотив полета.
Любовная тема в лирике Фета имеет глубоко личностный характер. Любовь связана с девушкой поэта, Марией Лазич, которая оставалась для Фета единственной любимой. К этому циклу можно отнести стихотворения «Ты отстрадала, я еще страдаю...», «Дома снились мне вопли рыданий твоих...» и другие.
Ты душою младенческой все поняла,
Что мне высказать тайная сила дала,
И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.
Эти строки - из стихотворения «Alter ego», что в переводе с латинского означает «второе я». Любимая поэта навсегда останется вместе с ним.
К любовной лирике можно отнести стихотворение «Вакханка». Фета всегда тянуло к прекрасному, гармоничному, чего не хватало в реальной жизни. Поэтому в своем творчестве в поисках гармонии и красоты он обращается к античным временам. В стихотворении «Вакханка» описывается страстная и красивая девушка:
Закинув голову, с улыбкой опьяненья,
Прохладного она искала дуновенья,
Как будто волосы уж начинали жечь
Горячим золотом ей розы пышных плеч.
Поэзия Фета неповторима и многогранна. Ее можно читать и перечитывать, и каждый раз в ней обязательно найдешь что- то новое и важное, которое раньше не смог заметить. Поэтому она вечно молодая и прекрасная.

Стихи Афанасия Афанасьевича Фета необычны, как и его биография. Усыновленный русским помещиком, мальчик вынужден был всю жизнь добиваться признания дворянского звания.

В течение долгих лет Фет добивался независимости – духовной, материальной: и тогда, когда учился в университете, и тогда, когда служил в кирабирском полку. Его первые стихотворные опыты относятся к 1840-му году, тогда выходит его первый сборник “Лирический пантеон”.

Фет сразу же заявляет о себе как о поэте самобытном, оригинальном. Увидев красоту мира, он пытается запечатлеть, сохранить ее в своих стихах. Главное для Фета – отразить впечатление, которое, как известно, является основой чувств человека. Эту особенность фетовской лирики можно назвать импрессионистической.

Основные темы поэзии Фета – любовь и природа. Они так тесно связаны между собой, что невольно приходишь к выводу: природа и человек – главные составные части мира. Состояние природы отражается на состоянии человеческой души. Через природу человек лучше понимает себя, описывая ее, полнее выражает собственное психологическое состояние.

Фет замечает малейшие перемены в состоянии природы, каждое движение человеческой души. Например, в стихотворении “Шепот, робкое дыханье”, которое было опубликовано в 1850 г. во втором сборнике стихотворений.

Это стихотворение стало едва ли не символом всей поэзии Фета. Оно звучит как музыка, передающая волнение и нарастание чувства.

Слово у Фета призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, световые впечатления. Это очень тонко подметил Алексей Константинович Толстой, который писал: “Я наконец познакомился с книгой Фета – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливается в звук. Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий себе равных ни в одной литературе”. Все природные явления Фет воспринимает в единстве.

В конце 50-х годов, когда во главе “Современника” стал Н.А. Некрасов, обострились отношения руководства журнала и группы литераторов – И.С. Тургенева, А.А. Фета, Л.Н. Толстого, которые покинули журнал. Они не понимали, как можно “чистое художество” отвергать во имя практической пользы.

В 1859 г. в журнале “Русское слово” Фет публикует статью о стихотворениях Тютчева. Главной мыслью ее является следующее: искусство не должно придерживаться каких-то идеологических направлений, оно не должно участвовать в политической общественной борьбе, искусство должно служить “чистой красоте”.

Его начинают считать реакционером. Писатель уезжает в имение Степановку и живет там, превращая усадьбу в образцовое хозяйство. Последние его стихи публикуются в сборниках “Вечерние огни”. Темы лирики остались теми же, что и в юности. Слово “вечерние” в названии сборника, конечно, говорит о вечере жизни. Но важно здесь и слово “огни” – поздняя лирика Фета сохранила трепет сердечного чувства, пылкость, присущую молодости, и обрела свойство изучать свет мудрости.

Афанасий Афанасьевич Фет – поэт, воспевающий прекрасное. В этом он видел задачу творца. В лирике Фета звучат возвышенные мотивы, он создает образы, завораживающие своей красотой и изяществом. Основные темы его поэзии – природа, любовь, творчество.

Поэт – тонкий лирик. Он умеет передавать едва уловимое как в человеке, так и в окружающем мире. Особенно это заметно в стихах, посвященных природе. Фет обожает переходы от одного времени года к другому. У него нет статичных пейзажей. Динамика – вот главное свойство поэтических образов Фета:

Еще весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути.

Перед нами не зима и не весна. Это межсезонье – любимая картина поэта. Фет был импрессионистом, выражение сиюминутного, изменчивого настроения в лирическом произведении было для него самым важным. Стихотворения о природе у поэта переполнены целой гаммой различных эмоций:

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной – и последней, может быть.

В этих строчках звучат и восторг, и упоение красотой майской ночи, и счастье от ощущения полноты бытия, и благодарность родному краю, и трепет, и томление от ночной неги, и наконец отчаяние, что, возможно, такое больше не повторится. Что ни строчка - то чувство, и какой плавный переход от одного контрастного понятия к другому!

Поэтические образы весны и ночи – излюбленные у Фета. Они очень таинственны, позволяют человеку раствориться в своей стихии и благоговейно ожидать чуда:

Жду я, тревогой объят,

…Слух, раскрываясь, растет,

Как полуночный цветок.

Тихо под сенью лесной

Спят молодые кусты…

Ах, как пахнуло весной!..

Это, наверное, ты!

С подобными образами связана другая заветная тема в лирике Фета – любовь. Выражение ее у поэта уникально. Практически все стихотворения о любви Фет посвятил Марии Лазич, своей трагически погибшей подруге. Образ возлюбленной - центральный в этих произведениях. Лирическая героиня здесь светла и прекрасна, она по-прежнему нежно любит своего поэта, дарит ему покой, спасает от житейской суеты, вдохновляет:

Как гений ты, нежданный, стройный,

С небес слетела мне светла,

Смирила ум мой беспокойный,

На лик свой очи привлекла.

Возлюбленная в лирике Фета – это образ-воспоминание. Марию не вернуть, но в стихах она оживает, вновь и вновь пробуждая в поэте глубокое, сильное чувство. Фет остался верен ей навсегда:

Нет, я не изменил. До старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви…

Поэт канонизирует образ возлюбленной, принявшей мученическую смерть. Она – «ангел кротости и грусти». Творец благоговейно трепещет перед ней:

Пред тенью милою коленопреклоненный,

В слезах молитвенных я сердцем оживу

И вновь затрепещу, тобою просветленный, -

Но все тебя не назову.

Фет видел свою вину в том, что не смог предотвратить гибель Марии, поэтому в его любовной лирике очень силен мотив раскаяния. Герой здесь называет себя «несчастным палачом»: ведь, погубив возлюбленную, поэт сломал и собственную жизнь. Теперь ему остались лишь сны и грезы о Марии, а еще мелодия, которую когда-то написал для девушки Ференц Лист:

Какие-то носятся звуки

И льнут к моему изголовью.

Полны они томной разлуки,

Дрожат небывалой любовью.

Судьба отняла у Фета любимую девушку, но вознаградила даром поэта. Тема искусства также проходит через многие его произведения. Основной образ здесь – красота. Она одна дает нам истинную жизнь в страшном сне бытия:

…Пусть по воле рока

Истерзана, обижена глубоко,

Душа порою в сон погружена;

Но лишь краса душевная коснется

Усталых глаз – бессмертная проснется

И звучно затрепещет, как струна.

Миссия творца-поэта у Фета заключается в преодолении жизненных страданий. Подобный человек, по его мнению, должен очистить себя от всего низменного и пробудить свою душу «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв», как писал А. С. Пушкин. Фет берет эти слова эпиграфом к своему поэтическому манифесту «Муза». Здесь он говорит о поэте так:

Пленительные сны лелея наяву,

Своей Божественною властью

Я к наслаждению высокому зову

И к человеческому счастью.

Фет понимал, что жизнь тяжела и полна страданий. Но люди рождены для счастья. Где же его взять? В природе, общаясь с ней, в любви, в творчестве. Три этих «вершины» и стали основой его «поэтического пространства», объединив все мотивы и образы.