Печатные игры для развития фонематического слуха. Подборка логопедических игр и упражнений на развитие фонематических процессов. Список использованной литературы

Развитие фонематического восприятия и представлений

Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды.… Но слова - речевые звуки - с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Уже на третьем - четвертом году жизни он замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями.

Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития.

Работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста, т. к. часто перенос ее на старший возраст не приносит желаемых результатов.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3 лет. Понятие фонематический слух включает фонематическое восприятие, фонематические представления и звуковой анализ и синтез, которым дети овладевают не только в дошкольный период, но и в ходе подготовке к обучению грамоте. Достаточное развитие фонематического слуха необходимо ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи.

Игра «Поезд» № 1

Цель :

Материал. Колокольчик, большой и маленький зайчонок.

Ход игры:

Звенит колокольчик. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Поезд»: «Мы поедем к зайчатам, они хотят с нами поиграть». Дети имитируют движение поезда, произнося звуки и звукосочетания: «Чу-чу-чу» - отправление поезда; «У-у-у» - поезд гудит; «Чух-чух-чух» - поезд останавливается около стула, на котором сидит большой зайчик.

Воспитатель и дети здороваются с зайчонком, просят поехать его с ними в детский сад. Зайчонок присоединяется к детям. Поезд едет дальше.

На другой остановке детей ждет маленький зайчонок. С ним дети тоже здороваются и приглашают поехать его с ними.

Когда поезд останавливается, зайчата предлагают детям поплясать, попрыгать, похлопать. Потом воспитатель говорит: «Зайчата устали и хотят спать. Давайте им споем песенку: “Ааа-ааа…” (дети имитируют, что укачивают зайчат). Зайчата уснули, а вы садитесь на стульчики».

Игра «Медвежата едят мёд» № 2

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед - дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.) 3-4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись.

Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ)».

Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

Игра «Часы» № 3

Цель :

Развивать речевой аппарат и речевое внимание детей.

Материал . Картинка больших и маленьких часов.

Ход игры:

Воспитатель. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак…».

- Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).

- Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

Игра «Кто в домике живет?»№ 4

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Картинки с изображением кошки, котенка, собаки, щенка; 4 кубика.

Ход игры:

Воспитатель (показывая картинку с изображением кошки).

-Кто это? (Ответы детей.)

Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу» (дети повторяют звукосочетание 3—4раза). Воспитатель (показывает картинку с изображением котенка.)

- А это кто? (Ответы детей.)

Котенок мяукает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

Воспитатель (показывает картинку с изображением собаки.)

-Кто это? (Ответы детей.)

Собака лает громко: «Ав-ав» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Воспитатель (показывает картинку с изображением щенка.)

-А это кто? (Ответы детей.)

Щенок лает тихонечко (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

- Пошли животные домой (картинки убираются за кубики).

-Отгадайте, кто в этом домике живет:

«Ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей.)

-Правильно, собака (показывает картинку).

-Как она лаяла? (Ответы детей.)

- Отгадайте, кто в этом домике живет:

«Мяу-мяу» (произносится тихо)?

-Как котенок мяукал? (Ответы детей.)

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по несколько раз.

Игра «Колокольчики» № 5

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал . Большой и маленький колокольчик (можно использовать ёлочные игрушки)

Ход игры

Воспитатель. Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».

Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение выполняется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Игра «Звенят колокольчики»№6

Цель.

Материал. Большой и маленький кружки любого цвета.

Ход игры

Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания).

Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.

Воспитатель показывает то большие (3 раза), то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).

Игра «Кто как кричит?»№ 7

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Фланелеграф, картинки к нему с изображением свиньи и поросенка.

Ход игры

Воспитатель.

- У мамы свиньи (укрепляет соответствующую картинку на фланелеграфе) был маленький детеныш-поросенок (выставляется картинка).

-Мама учила его хрюкать.

-Свинья хрюкала громко: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание).

- А поросенок отвечал тихо: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание).

-Играл поросенок и убежал далеко от мамы (переставляет картинку с изображением поросенка подальше).

-Свинья зовет сыночка.

-Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание.)

-Поросенок услышал, что мама его зовет, и захрюкал.

-Как он хрюкает? (Дети тихо произносят звукосочетание.)

-Прибежал поросёнок к маме (переставляет картинку).

-Свинья громко захрюкала. Как? (Ответы детей.)

-Так она хвалила сыночка-поросенка.

-И поросенок отвечал ей. Как? (Ответы детей.)

Игра «Барабаны» № 8

Цель.

Развивать речевое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат детей.

Материал . Картинка большого и маленького барабана.

Ход игры

Воспитатель делит детей на две команды - большие и маленькие барабаны. Команды встают друг против друга.

Воспитатель. «Вы будете музыкантами, играющими на барабанах.»

-Большие барабаны стучат: «Трам-там-там» (дети повторяют звукосочетания). -Маленькие барабаны стучат: «Трим-тим-тим (дети повторяют звукосочетания).

Воспитатель в произвольном порядке дает задания командам 6-8 раз.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Игра «Лошадки и поезд» № 9

(в кругу)

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Ход игры

Воспитатель. Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют).

Поскакали лошадки… Лошадки отдыхают.

Поехал поезд, застучал колесами.

Поезд остановился.

Игра «Большие и маленькие машины» № 10

Цель.

Ход игры

Воспитатель делит детей на две команды - большие и маленькие машины.

Воспитатель. Когда едут большие машины, колеса их громко шуршат: «Ш-ш-ш». Они бибикают: «Бып-бып-бып» (дети повторяют звукосочетание 2-3 раза). Маленькие машины едут тихо, и колеса их шуршат тихо: «Ш-ш-ш».

Они бибикают: «Бип-бип-бип» (дети повторяют звукосочетание 2-3 раза).

По сигналу «Поехали большие машины » дети первой команды имитируют, как едут машины - крутят руль и бибикают.

Затем по сигналу «Поехали маленькие машины » задание выполняет вторая команда.

Игра повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра проводится вновь.

Игра «Рыбки»№ 11

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Ход игры

Воспитатель. «Вы будете рыбками.»

-Рыбки плавают в реке и плещут хвостом: «Флю-флю-флю».

-Они ныряют глубоко за кормом.

-Когда ныряют большие рыбы, то слышно: «Плюх» (произносит громко).

-Когда ныряют маленькие рыбки, то слышно: «Плюх» (произносит тише).

Дети повторяют оба звукосочетания 2-3 раза.

Воспитатель. «Поплыли рыбки, хвостиком машут.»

(Дети говорят: «Флю-флю-флю».)

-Ныряют большие рыбы… маленькие рыбки. (Дети произносят «Плюх» то громко, то тихо.)

Игра «Слоны и ослики»№ 12

Цель.

Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Картинки с изображением ослика и слона.

Ход игры

Воспитатель делит детей на две группы: осликов и слонов.

Они встают друг против друга.

Воспитатель. Ослик (показ картинки) кричит: «Ии-ии-иии», а слон (показ картинки) кричит «Ыыыы-ыыы» (дети повторяют оба звукосочетания).

По команде «Идут ослики » первая группа детей передвигается по комнате и произносит соответствующие звуки.

По команде «Идут слоны » указанные выше действия выполняет вторая группа.

Игра повторяется 3 раза, затем дети меняются ролями, и игра проводится вновь.

Игра «Выполни задание»№ 13(в кругу)

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Ход игры

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем (дети берутся за руки)

И бегаем кругом (3 раза).

Игра повторяется 3 раза.

Игра «Телефон»№14

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал . 3-4 сюжетные картинки типа: девочка прыгает, мальчик умывается, дети поют.

Ход игры

Воспитатель предлагает трем детям встать в ряд. Последнему на ухо говорит фразу, соответствующую содержанию одной из картинок. Ребенок тихо повторяет ее своему соседу, тот - первому ребенку в ряду, который произносит фразу громко, подходит к столу и берет нужную картинку.

Игра «Будь внимательным» №15

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал . Картинки с изображением взрослых животных и птиц на фланели - козы, овцы, петуха; их детенышей (у каждого ребенка по одной картинке детеныша); фланелеграф.

Ход игры

Воспитатель. Это коза (показ картинки).

-Она громко кричит: «Ме-ме..» (дети повторяют звукосочетание).

-А это козлик - ее детеныш. Он кричит тихо (дети повторяют звукосочетание

-Это овца (показ картинки). Она блеет - кричит громко: «Бе-бе…» (дети повторяют звукосочетание).

-А ее детеныш - ягненок кричит тихо (дети повторяют 5-6 раз).

- А это кто? (Показ на картинку с изображением петуха.)

-Как он кричит? (Ответы детей).

-Он громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!», всех будит (дети повторяю звукосочетание)

-У петуха и курицы есть детеныши.

-Как их зовут? (Ответы детей.)

-Как пищат цыплята? (Ответы детей.)

Картинки выставляются на фланелеграф.

Воспитатель. (раздает детям картинки с изображением детенышей этих животных и птиц).

Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов),

травку щиплют, крошки ищут.

Чья мама или чей папа позовет детеныша, тот должен покричать - ответить им - и побежать - поставить картинку рядом с ними.

Воспитатель воспроизводит крик животного или птицы.

Дети, у которых на картинках изображены их детеныши, произносят, например: «Я - ягненок: “Бе-бе-бе”», - и ставит картинку на фланелеграф.

После того как будут поставлены все картинки, дети называют взрослого животного и его детеныша, птицу и ее детеныша.

Игра «Забей гвоздик молоточком»№16

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.

Ход игры

Воспитатель. Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз).

Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз).

Давайте забьем гвоздь большим молотком.

Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком.

Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).

Игра «Научим зайку правильно говорить»№ 17

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф.

Ход игры

Воспитатель. У меня на фланелеграфе картинки. Зайка будет говорить, что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите его говорить правильно.

Ишка - дети поправляют «Мишка».

Елочка - белочка.

Оник - слоник.

Зьянка - обезьянка.

Ичка - птичка.

Бака - собака.

После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.

Воспитатель. Молодцы ребята, научили зайку правильно говорить.

Игра «Лягушка и лягушата»№18

Цель.

Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.

Ход игры

Воспитатель. Вы будете маленькими лягушатами, а я - мамой-лягушкой.

Лягушка по дорожке скачет, вытянув ножки: «Ква-ква-ква», выходи-ка детвора: «Ква-ква-ква». (Дети имитируют, как скачут лягушата, и квакают.)

Сядьте, лягушата, отдохните (дети присаживаются на корточки).

Наловила я много вкусных мошек.

Откройте по шире ротики - я вас покормлю.

Наелись лягушата, громко заквакали.

Легли спать на листики.

Проснулись и заквакали.

Дети выполняют указанные действия.

Игра «Позови свою маму»№ 19

Цель.

Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.

Материал. На каждого ребенка по одной картинке с изображением детенышей животных и птиц: цыпленка, щенка, котенка, поросенка, лягушонка, жеребенка, теленка, утенка, медвежонка, гусенка, птенчика.

У воспитателя соответствующий набор взрослых животных и птиц.

Ход игры

Воспитатель. Кто у тебя нарисован, Коля? (Цыпленок.)

Кто у цыпленка мама? (Курица.)

Позови, цыпленок, свою маму. («Пи-пи-пи».)

(Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.)

Такая же работа проводится со всеми детьми.

Игра «Идут животные»№20

Цель.

Ход игры

Воспитатель делит детей на четыре группы - это слоны, медведи, поросята и ежики.

Воспитатель. Идут слоны, они топают очень громко (дети громко произносят звукосочетание «Топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза).

- Идут медведи, они топают по тише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза немного потише).

- Идут поросята, они топают еще тише.

- Идут ежики, они топают очень тихо.

- Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).

Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.

Игра «Будь внимательным»№21

Цель.

Материал . Картинки с изображением куклы, мяча, пирамидки, машины, зайца, медведя, коровы, лошади, ежа; на каждого ребенка по синему и красному кружку.

Ход игры

Воспитатель. У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку.

Воспитатель показывает картинки (произвольно), а дети выполняют действия.

Игра «Отгадай слово» № 22

Цель.

Материал . Картинки на фланели с изображением всех знакомых детям животных и их детенышей; фланелеграф.

Ход игры

Воспитатель (выставляет на фланелеграф картинки с изображением животных по количеству детей в группе).

Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно.

Я скажу: «Лоша…», а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».

Воспитатель произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.

Игра «Кукушка и дудочка»№23

Цель.

Материал . Картинка, изображающая кукушку, дудочку.

Ход игры

Воспитатель. В лесу живет птица - кукушка (показ картинки).

-Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

-Однажды дети пришли в лес обирать грибы.

- Много набрали грибов.

-Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

Воспитатель делит детей на две группы - кукушки и дудочки.

Без системы 6-7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Игра «Делай, как я»№ 24

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.

Материал . Игрушка: мишка

Ход игры

Воспитатель. Мишка хочет с вами поиграть - давать вам задания.

Мишка. Я косолапый, хожу вот так (показ). И вы походите так же (дети выполняют).

Я умею рычать: «Хр-хр-хр». И вы порычите…

Я люблю есть мед. Я ем его вот так (протягивает лапу и имитирует, что слизывает с нее мед). Ешьте мед…

Мед очень вкусный. Надо облизать губы вот так…

Надо облизать зубы вот так. Погладить животик и сказать: «Фу-у-у». Порычите погромче.

Воспитатель. Молодцы!

Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников

ЭХО

Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

Играть можно вдвоем или большой группой. Перед игрой взрослый обращается к детям; "Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать - можно. Если вы скажете: "Эхо, привет!", то и оно вам ответит: "Эхо, привет!", потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо".

Затем назначают водящего - "Эхо", который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, "ау", "скорее", "бурелом"). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, "На11о, топкеу!" - "Привет, обезьянка!"), кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы ("Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!").

ЖИВАЯ АЗБУКА

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их накучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

ЗАКОЛДОВАННОЕ СЛОВО

Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов

Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

Взрослый называет слово - жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя "заколдованные" слова. Например, "расколдовываем" слово "яблоко" - "Я, б, л, о, к, о".

ПУТАНИЦА

Игра для развития звукового различения

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

ПОЧИНИМ ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

Игра для развития фонематического слуха

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры "Испорченный телефон". Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово "по телефону".

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что "накопились" в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Работа с детьми младшего дошкольного возраста

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: как ни в каком другом возрасте быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: "апиед" вместо "велосипед"), неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, а также трех-, четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

Угадай, что звучит

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. "Что звучит?" - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Чудесный мешочек

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных (утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.).

Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

Магазин

Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б - бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.).

Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. "Я буду продавцом", - говорит он и переспрашивает: "Кем я буду?". Дети отвечают. "А вы будете покупателями. Кем вы будете?" - "Покупателями", - отвечают дети. "Что делает продавец?" - "Продает" - "Что делает покупатель?" - "Покупает". Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово "пожалуйста" выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б - бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

На прогулку в лес

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц ).

Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

Скажи, как я

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

«Звенят колокольчики»

. Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания). Когда я покажу большой кружок, звенят большие колокольчики, когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.

Воспитатель показывает то большие, то маленькие кружки.

Игра повторяется 3 раза, затем дети меняются ролями и игра повторяется вновь.

Работа с детьми среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух.

Задача педагога на этом этапе - учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова, похожие по звучанию (ложка - кошка, мошка и т. д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук и т. д. Одновременно воспитатель ведет работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в словах группы свистящих (с, сь, з, зь, ц), шипящих (ж, ш, ч, щ), сонорных (л, ль, р, рь).

К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка. Но если ребенок испытывает затруднения в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать предлагаемые ниже игры и упражнения. Их цель - развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

Возьми игрушку

Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех - четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).

Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так лее, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

Выдели слово

Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки.

Подбери похожие слова

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

Угадай, где кружки, а где кружки

Наглядный материал: две кружки и два кружка.

Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р). С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения.

Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится, в основном, к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки сиц,сиш, шижи другие.

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков детям этого возраста предлагаются игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц -ч, с - щ, л - р), правильно выделять в фразах нужные слова.

Найди и назови нужное слово

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

С - Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус. Весной оживает природа.

Домик над рекою, Светлой полосою, В окнах огонек, На воду он лег. (А. Плещеев "На берегу")

3 - На двери висит замок. На небе появились грозовые тучи. Почему собака лает. На того, кого не знает? Потому она и лает - Познакомиться желает. (А. Власов "Почему?").

Кто лучше слушает?

Вариант 1

Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к другу, боком ко всей группе, и дает задание: "Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж". Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов; 5 - со звуком ш, 5 - со звуком ж, 5 - где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: "шапка", "дом", "жук", "лиса", "ежик", "кошка", "тарелка", "вешалка", "лыжи", "карандаш", "бочка", "ножницы", "замок", "лужа", "крыша".

Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Вариант 2

Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком ш, другой - со звуком ж. Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя. Вариант 3

Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком га, другому - со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.

То же можно проделывать и с другими парами звуков. Слова могут звучать громко и тихо

Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука). Например, при дифференциации звуков л - ль можно использовать такую фразу; "В уголок Аленка села, У Аленки много дела".

Воспитатель предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного.

В качестве упражнений для развития голосового аппарата при произнесении фраз с различной громкостью, кроме чистоговорок, можно использовать отрывки из стихотворений, потешки, считалки, скороговорки.

Аналогично проводится игра "Слова могут звучать быстро и медленно".

Работа с детьми подготовительного к школе возраста

На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения.

Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом воспитатель следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.

Цель данных ниже игр и упражнений - развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук. Какой звук есть во всех словах?

Воспитатель произносит три - четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: "шуба", "кошка", "мышь" - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш.

Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах:

* жук, жаба, лыжи - ж;

* чайник, ключ, очки - ч;

* щетка, ящик, щавель - щ;

* коса, усы, нос- с;

* селедка, Сима, лось - сь;

* коза, замок, зуб - з;

* зима, зеркало, вазелин - зь;

* цветок, яйцо, курица - ц;

* лодка, стул, лампа - л;

* липа, лес, соль - ль;

* рыба, ковер, крыло - р;

*рис, крепость, букварь - рь.

Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Назови первый звук в слове

Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино, и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове "Зоя", вэ - в слове "Вадик").

Назови последний звук в слове

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.).

Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове "дверь" последний звук рь, а не р).

Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую

На мягкий. Детям, которые нечетко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

Подумай, не торопись

Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова "стол". Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова "сыр" ("воробей", "грач" и т.д.). Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - ш ("карандаш", "камыш" и т.

д.).

Какое получится слово, если к но - прибавить один звук? ("нож", "нос"...).

Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука м (мама моет Машу мочалкой).

Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук (у) (бумага, дудочка, Буратино...).

«Найди товарища»

Программное содержание.

На фланелеграфе выставляются картинки. Первый ряд: барабан, флаг, курица, дудочка, собака, шишка; второй ряд: попугай, волк, гусь, трамвай, зонт, жук.

Воспитатель. Вверху и внизу картинки. Давайте расставим их парами, чтобы первые звуки были товарищами (звонкий- глухой звуки).

Дети выходят, называют предмет и первые звуки слов. Выставляют нижние картинки под верхними, чтобы первые звуки составляли пару «звонкий- глухой согласный).

«Назови ударный звук».

Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевое дыхание.

Воспитатель бросает мяч, называет слово с выделением ударного слога; ребенок ловит мяч, называет ударный звук и перебрасывает мяч воспитателю


Развитие фонематического слуха у старших дошкольников

Сам себе логопед
Игры для старших дошкольников «Развиваем фонематический слух»

Голикова Елена Владимировна,
учитель-логопед I квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №49» , г.Братск Иркутской области
Описание материала : Упражнения будут полезны всем неравнодушным родителям детей, которые хотят подготовить своих детей к школе. Также материал будет интересен воспитателям дошкольных учреждений и специалистам.
Цель: Обогащение знаний родителей по подготовке детей к обучению в школе

Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в развитии фонематического слуха, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
Фонематическое восприятие -
это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

"Где нужный звук?

Цель. Формирование умения находить заданный звук в словах
Оборудование. Предметные картинки
Ход игры. Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук

"Клубочки - моточки"


Цель. Формировать умение подбирать слова на заданный звук
Оборудование. Клубочек
Ход игры. Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: "По дорожке (имя) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите". Тот, у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше

"Лови звук"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков
Ход игры. Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.)

"Лови слово"

Цель . Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок.
Ход игры. Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.

"Какой звук чаще всего слышим?"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.

Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.

"Кто-кто в теремочке живет?"


Цель. Развитие умения определять наличие звука в слове.
Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
Ход игры. Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [в]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [в] или [в’].

"Два прихлопа- три притопа"

Цель. Развитие умения дифференцировать сходные звуки.
Оборудование . Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков
Ход игры . Ребенок должен хлопнуть, услышав в названии картинки один из оппозиционных звуков и топнуть, услышав другой.

"Попугайчики"


Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.
Оборудование. Игрушка Попугай
Ход игры. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет.
Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.

"Озорные бубенцы"

Цель. Формировать слуховое внимание, чувство ритма.
Оборудование .Бубен
Ход игры. Взрослый прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.


Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, различать близкие по звучанию фонемы.
Ход игры. Взрослый создает игровую ситуацию, в соответствии с которой он гуляет в горах или в лесу, а ребенок изображает эхо. Взрослый произносит сложные слова или скороговорки, а ребенок должен безошибочно повторить.

"Найди звук"

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.
Ход игры. Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который "убежал".
Примерный речевой материал. Ма...(к), мо...(х), ро...(г), ко..(т), забо...(р) и т.д.

"Слог сбежал"

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать фонетический слух.
Ход игры. Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием "слог". Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который "сбежал".

"Цветные фишки"

Цель. Формирование слухового внимания, закрепление понятий "звук", "гласный", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".
Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков.
Ход игры. Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.

"Подушечка и кирпич"



Цель. Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий "звук", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".
Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.
Ход игры . Взрослый показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий - «подушечка».

"Какое слово получилось "

Цель. Формировать навык звукового синтеза.
Оборудование. Для детей 5-6 лет допускается использовать картинки-подсказки.
Ход игры. Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.

"Цепи-цепи-кованы"

Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
Ход игры. Ребенок (или взрослый) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.

"Сколько звуков "

Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.
Оборудование. Пуговицы или пробки
Ход игры. Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок..

Формируем

Фонематический

слух

Игра «Поймай слог» . Педагог произносит слоговые цепочки, а ребенок хлопает в ладоши, топает, поднимает руку и т.д., когда услышит слог с заданным звуком.

Игра "Одинаковые или разные" . Ребенку на ушко говорится слог, затем педагог произносит тот же слог или совершенно противоположное сочетание звуков. Задача дошкольника угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Игра «Выдели слово». Логопед предлагает детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

Игра «Слушай и выбирай» . Перед ребенком раскладываются картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Шутки - минутки».

Педагог читает детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Пример:

Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.

Упражнение «Звуковой домик» («Звуковая линейка», «Начало, середина, конец»). Логопед произносит слова с заданным звуков, а дошкольники с помощью разноцветных символов определяют место звука в словах (начало, середина, конец).

Упражнение «Чистоговорки». Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

Упражнение «Отыщи слово, отыщи звук» : ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить какой звук пропущен.
Землю роет старый к...от (крот),
Под землею он живет.

Красный - белый

Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и белый).

Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимать белый кружок.

Кто больше?

Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картинке.

Оборудование. Сюжетная картинка, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры. Педагог показывает детям картинку, например «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают пионеры на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

Кто внимательнее?

Оборудование. Картинки на определённый звук.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесённых мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: с. Педагог: «Правильно, все эти слова начинаются со звука с. Назовите мне их». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны вспомнить другие слова с этим звуком. Игру можно усложнить.

Кто больше слов придумает?

Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Мяч, фанты.

Описание игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.

Звенит - жужжит

Цель. Дифференциация звуков з - ж.

Описание игры. Выбирается водящий. Он выходит из команды. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребёнку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук з, то он говорит: «Звенит», если слышит звук ж, то говорит: «Жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.

Отстукивание слогов

Оборудование. Барабан, бубен.

Описание игры. Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребёнку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и громко слово, например колесо. Вызванный ребёнок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

Телеграф

Цель. Обучение слоговому анализу слов.

Описание игры. Педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а выбудете по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем постепенно вводятся трёхсложные слова (ма-ши-на, стол, дверь). Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумать слова, которые надо передавать по телеграфу.

Картотека дидактических игр на развитие фонематических процессов.

Узнавание неречевых звуков.

Цель: развитие навыков слухового восприятия на материале неречевых звуков.
Задачи: научиться узнавать звучание игрушек, музыкальных инструментов, голосов животных и птиц, звуков окружающей действительности.
«Что звучало?»
Взрослый за ширмой играет на музыкальном инструменте. Ребенок угадывает его и называет.
«Чей голос?»
Ребенок слушает аудиозапись голосов животных и определяет кому принадлежат голоса.
«Найди пару»
Для игры нужны одинаковые коробочки с различным наполнением: крупы, зерна, макароны, мелкие металлические и пластмассовые предметы. Ребенок ищет одинаково звучащие коробочки не открывая их; по звучанию.
«Волшебная палочка»
Взрослый стучит «волшебной палочкой» по разным предметам: деревянным, стеклянным, пластмассовым, металлическим. Ребенок запоминает звучание, а затем угадывает без зрительной опоры по чему стучала палочка.
«Волшебный сундучок»
Определить на слух что спрятано в сундучке.
«Узнай по звуку»
Ребенок отворачивается, взрослый роняет какие – нибудь предметы. Нужно узнать, что упало.Цель: учить различать на слух направление звука, долготу, слитность, темп, громкость, высоту и ритм на разнообразном речевом материале.
Задачи: учить воспроизводить и дифференцировать ритмы с опорой на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы; развивать слуховое и зрительное внимание, память, чувство ритма, умение изменять голос по высоте, силе, длительности.
«Песенка дождя»
Взрослый за ширмой играет на металлофоне «песенку дождя». Ребенок определяет, какой дождь пел песенку – начинающийся или проливной и выбирает подходящую схему. В качестве усложнения можно предложить ребенку самому сыграть «песенку дождя» по схемам.
«Ветер»
Взрослый за ширмой гудит низким или высоким голосом: «У-у-у!» Ребенок угадывает, сильный или слабый ветер дует и показывает соответствующую картинку.
«Повтори ритм»
Взрослый за ширмой хлопает какой – нибудь ритм, ребенок повторяет его. Усложненный вариант – ребенок прохлапывает ритм, записанный символами. Например: !! !!! !! , где! – хлопок, пробел – пауза.
«Три медведя»
Взрослый за ширмой произносит любую фразу из сказки «Три медведя» низким или высоким голосом Ребенок должен угадать, голос какого персонажа он слышал.
«Звучащее солнышко»
Для игры потребуется листок бумаги и желтый карандаш. В середине листочка нужно нарисовать круг – солнце. Педагог за ширмой произносит какой – нибудь звук или играет на музыкальном инструменте. Если звучание было длительным, ребенок рисует длинный солнечный лучик, если коротким – короткий.
«Гудок парохода»
Взрослый за ширмой гудит низким или высоким голосом: «У-у-у!» Ребенок угадывает, какой пароходик гудит большой или маленький.
«Медведь»
Ребенок - водящий встает спиной к остальным. Дети говорят фразу: «Медведь, Медведь, мы к тебе пришли, меда принесли». Затем по очереди произносят: «Мишка, я здесь!» Водящий должен угадать говорящего не поворачиваясь.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи: формировать умение различать слова, сходные по звучанию.
«Гонки»
Взрослый предлагает устроить гонки. Дети встают в шеренгу на расстоянии от логопеда, по команде начинают движение вперед. Услышав слово «стоп», все должны замереть. Произносятся слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп. Побеждает ребенок, который был самым внимательным.
«Найди себе пару»
Перед ребенком несколько картинок, он должен подобрать пару, чтобы слова звучали похоже: мишка - миска. Как усложнение задания - подобрать рифму самостоятельно.
«Чем отличаются слова?»
Ребенок определяет чем отличаются слова. Например, кит-кот, жук-сук, Маша-каша, шар-шарф.
«Лишнее слово»
Ребенок определяет лишнее слово в ряду и объясняет свой выбор. Например: канава, канава, какао, канава. Мак, бак, так, банан.
«Найди букву»
Дети ищут «заблудившуюся» букву и заменяют ее нужной. Игра проводится с опорой на картинки.
Лужи- лыжи
Корова-корона

Папка- палка
Белка- булка
Кит- кот
Корка-кошка

Дифференциация слогов.

Цель: формирование умения дифференцировать слоги.
Задачи: учить дифференцировать слоги, различающиеся несколькими или одним звуком на материале слогов различной структуры.
«Глухие телефоны»
Дети сидят в ряд друг за другом. Взрослый называет слог или серию слогов на ухо первому ребенку. Он шепотом передает следующему и т.д., последний ребенок произносит вслух то, что услышал. Если была допущена ошибка, все участники игры повторяют свои варианты и определяется, кто ошибся.
«Какой отличается?»
Взрослый произносит серию слогов (например: ну–ну–но, сва– ска–сва, са–ша–са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.
«Живые слоги»
Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

Дифференциация фонем.

Цель: развитие фонематического слуха.
Задачи: учить выделять звук из ряда других звуков, слогов, слов.
«Кто лучше слушает?»
Два ребенка встают спиной друг к другу. Взрослый произносит ряд звуков. Первый поднимает руку, если услышит звук, например, [ж], второй – [ш].
«Звуковая мозаика»
На листе бумаги нарисована сетка. Если ребенок слышит звук [а] (как «малыш плачет»), закрашивает клеточку красным цветом, если нет заданного звука - желтым (любым другим). Можно использовать фишки указанного цвета.
«Поймай звук»
Взрослый называет слова, ребенок хлопает в ладоши, если услышит слово с заданным звуком.
«Клубки»
Помогите бабушке собрать клубки. В отдельную корзину складывайте клубки с рисунками, в названии которых есть заданный звук.
«Логопедическая ромашка»
Ребенок должен составить ромашку из лепестков, выбирая только лепестки с картинками, в названии которых есть заданный звук.
«Наряди елочку»
Для украшения новогодней елки Ребенок должен выбрать определить есть ли заданный звук в названии картинки, нарисованной на елочном шарике.
«День рождения звука»
На День рождения придут друзья звука - те слова, в которых есть этот звук. Игра может проводиться как с опорой на картинки, так и без них.
«Лабиринт»
Проведи героя по лабиринту так, чтобы по дороге ему встречались только предметы, в названии которых есть заданный звук.
«Рассади по вагонам»
Взрослый говорит, что в вагоне слева поедут животные, в назва¬нии которых есть звук «Ж» (»песенка жука»), а в вагоне справа поедут животные, в названии ко¬торых есть звук «Ш» («песенка ветра»). Ребенок определяет наличие в словах заданных звуков и рассаживает животных по местам.
«Звуковое лото»
Оборудование: игровые поля по количеству человек, карточки с картинками. Играют четыре человека. Каждый должен собрать только слова с определенным звуком. Например: [Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ]. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все свое игровое поле.
«Собери бусы»
Лора и Лиля рассыпали бусы. Если на бусинке нарисована картинка в названии которой мягкий [ЛЬ], ребенок отдает бусинку Лиле, если твердый [Л] – Лоре.
«Собери букву»
Для игры нужно изготовить картонные буквы и разрезать их на несколько частей. На каждую частичку приклеить картинку, название которой начинается на звук, который эта буква обозначает. Ребенок должен определить первый звук в слове, собрать из частей букву.
«Помоги Маше и Мишке»
Маша и Мишка хотят украсить дом к празднику флажками. Помоги им выбрать только флажки с теми рисунками, в названии которых есть заданный звук.
«Собери чемодан»
Взрослый говорит: "Мы отправляемся в путешествие. Возьмем с собой только те предметы, названия которых начинаются на определенную букву ". Игра может проводиться как с опорой на картинки, так и без них.

Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Цель: развивать навыки звукового анализа и синтеза.
Задачи: формирование умения определять место звука в слове, подбирать слова с заданным звуком, составлять слова из отдельных звуков, дифференцировать звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости, выполнять фонематический анализ слов; определять последовательность и количество звуков в слове; местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.
«Кто больше?»
Взрослый и ребенок по очереди придумывают слова с заданным звуком. Выигрывает тот, кто называет слово последним.
«Цепочка слов» (аналог игры «города»)
Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова, при этом каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.
«Собери слово»
Взрослый произносит слово по звукам, например, К, О, Т, ребенок должен догадаться, какое это слово.
«Отгадай имя»
Для игры нужно подобрать картинки или игрушки таким образом, чтобы первые буквы их названий составили имя. Инструкция: «Вот кукла. Чтобы догадаться, как ее зовут, нужно назвать первые звуки в словах и составить из них имя». Например: машина (М), автобус (А), Шрек (Ш), Арбуз (А)- МАША. Можно усложнять условия - составлять слово, например, по вторым или по последним звукам слов.
«Слова рассыпались»
Игра предназначена для детей, знакомых с буквами. Из отдельных букв нужно составить «рассыпавшееся» слово.
«Четвертый лишний»
Взрослый называет четыре слова, три из которых начинаются на один и тот же звук, а четвертый – на другой. Ребенок определяет первые звуки в словах и говорит, какое слово лишнее. Аналогично четвертый лишний определяется по последнему звуку – тогда названия трех предметов должны заканчиваться на один и тот же определенный звук.
«Начало, середина, конец»
Взрослый произносит слова с определенным звуком, а ребенок в зависимости от положения звука в слове говорит: «начало» (если заданный звук в начале слова), «середина» (если заданный звук в середине слова), «конец» (если заданный звук в конце слова).
«Какой звук (слог) съел Буквоед?»
Буквоед съел первый звук (слог) в словах. Нужно догадаться, какого звука (слога) не хватает и назвать исходное слово.
«Найди все предметы, начинающиеся на звук …»
Взрослый предлагает ребенку назвать все окружающие предметы, названия которых начинаются на определенный звук (например на К).
«Рассели по домикам»
Игрушки или картинки нужно расселить по трем домикам. В первый дом селим те игрушки, в названии которых заданный звук стоит в начале, во второй – те игрушки, в названии которых заданный звук в середине, в третий – в конце.
«Общий звук»
Нужно догадаться какой звук есть во всех данных словах. Например: ваза, зуб, стрекоза, медуза, заяц - общий звук [з].
«Подскажи Петрушке звук»
Петрушка называет предметы (картинки), но не договаривает последний звук. Ребенок должен подсказать не произнесенный Петрушкой звук.
«Незнайкины загадки»
Незнайка прислал письмо: «Посылаю листок со словами. Угадайте, какие слова я задумал». В письме – слова с пропущенными буквами. Нужно догадаться какие буквы пропустил Незнайка и какие слова он загадал.
«Морской бой»
В каждой клеточке игрового поля записывается по одному слогу. Взрослый называет координаты, ребенок записывает слоги, а затем читает получившиеся слова.
«Заправка»
Для игры нужна игрушечная машинка и три кубика. Кубики будут выполнять роль колонок на заправке. Взрослый называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, ребенок ставит машинку около первой бензоколонки, в середине – около второй, в конце – около третьей.
Во втором варианте взрослый, размещает машинку около средней бензоколонки (первой или последней), а ребенок придумывает слово, в котором заданный звук будет находиться в середине слова (начале или конце).
«Заколдованное слово»
Злой волшебник заколдовал слова так, что остались только первые и последние буквы. Расколдуйте их. В качестве подсказки можно предложить предметные картинки.
«Привяжи шары»
Для игры нужно изображение шариков с рисунками. Ребенок определяет твердость/ мягкость заданного звука в названиях картинок. Если звук в слове твердый – нужно нарисовать к шарику ниточку синего цвета, если мягкий – зеленого.
«Жук»
Жук заболел и все пятнышки с его крылышек исчезли. Вспомните слова со звуком [ж], и тогда на его спинке снова появятся точки.
«Шифровальщики»
Ребенок становится шифровальщиком, он должен зашифровать слова – заменить все звуки в них на символы, т.е. произвести фонематический анализ.
«Собери мячики»
Для игры нужны карточки, на одной стороне которых нарисованы мячи, а на другой разные предметы. Ребенку нужно разложить мячики по коробочкам. Если название картинки начинается на гласный звук, ее нужно положить в красную коробочку, если на твердый согласный звук – в синюю, если на мягкий согласный – в зеленую. Во втором варианте вместо мячиков можно использовать круги трех цветов. Ребенок достает из коробочки по одному «мячику» и придумывает слова. Если мяч красный - нужно придумать слово на гласный звук, синий – на твердый согласный, зеленый – на мягкий согласный.
«Мозаика»
Цель: дифференциация гласных-согласных, твердых - мягких звуков.
Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок выстраивает мозаику, выкладывая квадрат нужного цвета (если звук гласный – красного, если звук твердый согласный – синего, если звук мягкий согласный – зеленого). Второй вариант: ребенок получает готовую мозаику. Нужно разгадать, какие звуки «построили» эту мозаику.