Первая подлодка в мире. Первые подводные лодки российской империи

Концепция корабля, способного погружаться на некоторое время под воду, уходит в глубину веков. В наши дни уже невозможно отделить исторические факты от мифов и выяснить, кто был изначальным автором этой идеи. в первую очередь применяются в военных целях и составляют основу флотов многих стран. Это обусловлено главной характеристикой субмарин - скрытностью и, как следствие, малозаметностью для противника. Возможность нанесения внезапных ударов по вражеским кораблям сделала подводные лодки незаменимым компонентом вооружённых сил всех морских держав.

Ранние теоретические разработки

Первые сравнительно достоверные упоминания о кораблях, способных погружаться под воду, относятся к 16-му веку. Британский математик Уильям Бурн изложил в своей книге под названием "Изобретения и устройства" план создания подобного судна. Шотландский учёный Джон Напьер писал об идее использования подводных лодок для потопления неприятельских кораблей. Однако в истории не сохранилось никаких сведений о воплощении на практике этих ранних теоретических разработок.

Полноразмерные модели

Первый образец подводной лодки, успешно прошедший испытания, был сконструирован в начале 17-го века Корнелиусом ван Дреббелем, голландцем на службе английского короля Якова Первого. Его судно приводилось в движение при помощи вёсел. В ходе испытаний на реке Темзе голландский изобретатель продемонстрировал британскому монарху и тысячам жителей Лондона способность лодки погружаться под воду, оставаться там в течение нескольких часов и затем благополучно всплывать на поверхность. Творение Дреббеля произвело на современников глубокое впечатление, но не вызвало интереса со стороны английского адмиралтейства. Первая подводная лодка никогда не применялась в военных целях.

Развитие науки и промышленности в 18-м веке не оказало заметного влияния на успешность попыток строительства и использования субмарин. Российский император Пётр I активно содействовал работе изобретателя-самоучки Ефима Никонова по созданию первой подводной лодки. По мнению современных исследователей, построенное в 1721 году судно, с точки зрения технических решений, действительно, представляло собой прообраз субмарины. Однако большинство проведённых на Неве испытаний закончилось неудачно. После смерти Петра Великого модель первой подводной лодки была забыта. В других странах на протяжении всего 18-го столетия также не наблюдалось особого прогресса в проектировании и строительстве предназначенных для погружения в морские глубины кораблей.

Примеры применения в 19-м веке

Первый случай успешного потопления вражеского судна подводной лодкой был зафиксирован во время гражданской войны в Соединённых Штатах Америки. Вёсельная субмарина "Ханли", названная в честь своего конструктора, стояла на вооружении армии конфедератов. Она не отличалась высокой надёжностью. Об этом свидетельствовали результаты нескольких неудачных испытаний, сопровождавшихся человеческими жертвами. В числе погибших был и сам конструктор подводной лодки Хорас Лоусон Ханли. В 1864 году субмарина конфедератов атаковала неприятельский шлюп "Хаузатоник", водоизмещение которого превышало тысячу тонн. Вражеское судно пошло ко дну в результате взрыва мины, прикреплённой к специальному шесту в носовой части "Ханли". Этот бой стал для лодки первым и последним. Из-за технических неисправностей она затонула через несколько минут после атаки.

Первая мировая война

Массовое производство и применение подводных лодок в мире началось только на заре 20-го века. Субмарины оказали серьёзное влияние на ход Первой мировой войны. Германские лодки показали свою эффективность в борьбе с кораблями противника, а также использовались для нападений на торговые конвои с целью установления экономической блокады. Применение субмарин против гражданских судов вызвало волну негодования и презрения со стороны Великобритании и её союзников. Тем не менее немецкая тактика подводной блокады оказалась крайне результативной и нанесла значительный ущерб экономике противника. Самым вопиющим примером такого метода ведения боевых действий стало уничтожение пассажирского трансатлантического лайнера "Лузитания" торпедой, выпущенной с германской субмарины.

Вторая мировая война

Роль подводных лодок всё больше возрастала по ходу развития глобальных конфликтов 20-го века. Во время Второй мировой войны стратегия Германии не претерпела существенных изменений: её субмарины в первую очередь применялись для перерезания морских путей снабжения противника. Немецкий подводный флот представлял собой одну из самых серьёзных проблем для стран антигитлеровской коалиции. До вступления в войну Соединённых Штатов Великобритания из-за блокады находилась в критическом положении. Многочисленные американские боевые корабли в некоторой степени снизили эффективность действий германских подводных лодок.

Послевоенный период

Вторая половина 20-го столетия ознаменовалась рядом революционных технологических прорывов. Открытие атомной энергии и создание реактивного двигателя чрезвычайно применения подводных судов. Субмарины превратились в носителей межконтинентальных баллистических ракет. Первый пробный пуск был произведён в 1953 году. Ядерные реакторы частично заменили традиционные дизель-электрические генераторы. Было изобретено оборудование, позволяющее извлекать кислород из морской воды. Эти инновации повысили автономность субмарин до невероятных пределов. Современные лодки могут оставаться в погружённом состоянии неделями и месяцами. Но новые технологии породили также и дополнительные опасности, в первую очередь связанные с утечками радиации при использовании ядерных реакторов.

В эпоху так называемой холодной войны Советский Союз и Соединённые Штаты соревновались в создании больших подводных лодок. Субмарины двух супердержав были вовлечены в некое подобие игры в кошки-мышки на просторах Мирового океана.

Лучшая подводная лодка

Выявление абсолютного лидера среди субмарин сопряжено с определёнными трудностями. Они заключаются в том, что общемировой список подводных лодок отличается крайним разнообразием. Широкий спектр качеств и характеристик судов не позволяет установить единый критерий оценки. Например, очень сложно сравнивать атомные и дизель-электрические субмарины. С некоторой долей условности можно выделить советский тяжёлый ракетный подводный крейсер "Акула" (по кодификации НАТО - "Тайфун"). Он является самой большой субмариной в истории навигации. По мнению ряда экспертов, создание такого мощного судна сыграло значительную роль в прекращении холодной войны.

Американский телевизионный канал "Дискавери" попытался составить рейтинг подводных лодок, обладающих особыми характеристиками:

  1. "Наутилус" (первый в мире атомоход).
  2. "Огайо" (носитель ракет "Трайдент").
  3. "Лос-Анджелес" (предназначена для охоты за субмаринами).
  4. "Щука-М" (советская многоцелевая лодка).
  5. "Лира" (подводный перехватчик).
  6. "Джордж Вашингтон" (атомный ракетоносец).
  7. "Неуловимый Майк" (лодка, недоступная для акустического обнаружения).
  8. "Золотая рыбка" (абсолютный мировой рекорд по скорости).
  9. "Тайфун" (самая большая субмарина).
  10. "Вирджиния" (одна из самых защищённых от обнаружения лодок).

Возможности лодки, способной погружаться и курсировать под поверхностью воды, минуя засады из вражеских кораблей и всяческие системы обнаружения, владели умами военачальников мира ещё с глубокой древности. Согласно одной легенде, ещё Александр Македонский лично залез в примитивную форму судна, способного погружаться в воду, чтобы произвести подводную разведку.

Одна из первых идей подводной лодки была придумана англичанином по имени Уильям Боурн (William Bourne) в 1578 году, но только в 1620 году нидерландский изобретатель Корнелиус Дреббель (Cornelius Drebbel), в конце концов, реализовал этот план. Субмарина Дреббеля, построенная из дерева и приводимая в движение с помощью вёсел, могла находиться под водой в течение нескольких часов.

Воздух команде, находящейся под водой в лодке, поступал по трубкам, которые крепились к буям. Когда он продемонстрировал возможности субмарины, проплыв по Темзе, оставаясь при этом под водой, как ходили слухи, в течение 3 часов, тысячи лондонцев, собравшихся на обоих берегах реки, чтобы увидеть этот героический трюк, были убеждены, что люди погибли.

Точная копия подводной лодки Ефима Никонова - как считают, первой построенной военной - стоит в Сестрорецке, недалеко от Санкт-Петербурга, на берегу Невы.

Нидерландский поэт и композитор Константейн Хёйгенс (Constantijn Huygens), наблюдавший за этими испытаниями, позже написал, как это "смелое изобретение" может быть использовано в военное время, атакуя и затапливая вражеские корабли, при этом находясь в очевидной безопасности на якоре. Как и Хёйгенс, многие другие также признали военный потенциал субмарины, хотя прошло ещё сто лет, прежде чем была построена первая военная подводная лодка.

В 1718 году русский плотник по имени Ефим Никонов написал Петру Первому письмо, в котором утверждал, что он может построить "потаённое судно", которое может плавать под водой и уничтожать все вражеские корабли с пушками. Любознательный и заинтересованный Пётр I пригласил Никонова в Санкт-Петербург и попросил его приступить к строительству.

Никонов закончил строительство модели в 1721 году и провёл испытания в присутствии царя, который был настолько доволен результатами, что приказал Никонову построить полноразмерный секретный военный корабль.


Подводная лодка Никонова была построена из дерева и сделана в форме бочки. Она была вооружена "огненными трубами", оружием, похожим на огнемёты. Подводная лодка должна была приблизиться к вражескому судну, вытянуть концы "труб" из воды и взорвать вражеский корабль горючей смесью. Кроме того, он разработал воздушный шлюз, чтобы акванавты могли выбраться из подводной лодки и разрушить трюм корабля.

Первое испытание подводной лодки было проведено весной 1724 года. Оно оказалось провальным. Подводная лодка затонула, ударилась о дно, и у неё сломался трюм. Сам Никонов вместе с четырьмя членами экипажа находился внутри судна. Им удалось спастись только благодаря чуду.

Пётр I подбодрил Никонова, напутствовав его улучшить дизайн лодки. Но неудачи продолжали преследовать Никонова, особенно после смерти своего покровителя, царя Петра. Весной 1725 года второе испытание "потаённого судна" закончилось неудачей, как и третье в 1727 году. В конце концов, терпение Адмиралтейской коллегии Российского императорского флота лопнуло. Никонова разжаловали до рядового плотника и отправили работать на Астраханскую верфь на Волге.




Первое успешное применение военной подводной лодки в условиях реальных боевых действий произошло во время войны за независимость США в 1775 году. Подлодка под названием "Черепаха" была спроектирована американским изобретателем Дэвидом Бушнеллом (David Bushnell). Это было устройство яйцевидной формы с ручным управлением, которое могло вместить в себя одного человека, и это была первая подводная лодка, способная к независимому подводному управлению и передвижению.

"Черепаха" погружалась, позволяя воде заполнять резервуар на дне судна, и всплывала благодаря ручному насосу, выкачивавшему из него воду. Благодаря винтам, которые приводились в движение мускульной силой, подводная лодка передвигалась по вертикали и горизонтали с максимальной скоростью 4,8 км/час. Запаса воздуха в субмарине хватало примерно на 30 минут работы.

Во время войны за независимость США "Черепаха" под управлением сержанта Эзры Ли (Ezra Lee) попыталась, но не смогла прикрепить заряд к корпусу британского военного корабля HMS Eagle. Согласно сообщениям о нападении, Ли обнаружили прежде, чем он успел выполнить задание, заставив его покинуть подводную лодку. Однако единственные записи, задокументировавшие атаку, были американскими. У британцев не было никаких докладов об атаке во время войны, что вызвало у некоторых историков сомнения в подлинности этой истории. Некоторые полагают, что вся история вокруг "Черепахи" была сфабрикована для дезинформации и пропаганды, повышающей боевой дух.

Точные копии "Черепахи" сейчас выставлены в нескольких музеях США, а также в Музее подводных лодок Королевского военно-морского флота (Royal Navy Submarine Museum) в Госпорте (Gosport), Англия.



Полноразмерный макет "Черепахи" Бушнелла в Музее и библиотеке подводного флота ВМС США (U.S. Navy Submarine Force Museum and Library) в Гротоне (Groton), штат Коннектикут, США.

Первые проекты подводных лодок были предложены и реализованы еще в XVII веке, однако полномасштабное развитие перспективного направления началось лишь к середине XIX века. Именно в этот период свою первую попытку создания подлодки предприняла Германия. В 1850 году конструктор-энтузиаст Вильгельм Бауэр подготовил первый немецкий проект такого рода. Его разработка была воплощена в металле и получила название Brandtaucher.

В марте 1848 года началась война между Германским союзом и Данией, боровшимися за герцогства Шлезвиг и Гольштейн. Бои шли с переменными успехами и обе стороны пытались получить преимущество перед противником. К примеру, весной 1849 года датские войска форсировали одну из водных преград при помощи понтонных мостов, что оказалось неприятным сюрпризом для немцев. Именно после этого у одного из немецких энтузиастов появилось любопытное предложение, направленное на борьбу с действиями противника на воде.

Подлодка Brandtaucher в музее. Фото Wikimedia Commons

Во время той войны в 10-й полевой батарее Баварского вспомогательного корпуса служил капрал Вильгельм Бауэр. Он был артиллеристом, но этот факт не помешал ему поучаствовать в развитии флота. К лету 1849 года капрал Бауэр проработал предложение о строительстве специального корабля, способного скрытно действовать под водой. Он мог бы незаметно приближаться к кораблям или переправам противника и закладывать подрывные заряды. При помощи таких средств немецкие войска могли бы бороться как с вражеским флотом, так и с его инженерными сооружениями.

В июле того же года стороны заключили перемирие, что позволило В. Бауэру отвлечься от своей службы и сосредоточиться на создании новой подводной лодки. В начале 1850-го он сообщил о своей разработке командованию и получил одобрение. В марте военачальники велели завершить проектирование и построить первый образец нового судна.

Любопытно, что на этом этапе проект капрала Бауэра получил неоднозначные оценки. Так, комиссия военного ведомства, в целом, одобрила необычное предложение, но в ее отчете отмечалось, что оно имеет некоторые проблемы и, вероятно, весь потенциал лодки можно реализовать только в идеальных условиях. Кроме того, проект оказывался слишком дорогим для страны, не так давно закончившей боевые действия. По предварительным оценкам, на строительство требовалось выделить 9 тыс. марок.

В течение нескольких месяцев В. Бауэр и его коллеги продолжали проработку проекта и готовились к будущему строительству. Тем не менее, военные по-прежнему не могли найти необходимые финансы, и потому реальные перспективы проекта были под вопросом. Продолжению работ поспособствовала военно-политическая ситуация. В середине года перемирие прекратилось, и вновь начались бои. Опасаясь новых действий датской армии, немецкое командование было вынуждено форсировать работы по подводной лодке. Было получено разрешение на строительство, хотя и теперь сохранялись проблемы с деньгами. Первая часть оплаты в размере трети от сметы поступила только в ноябре.


Предварительный вариант проекта. Рисунок Wikimedia Commons

По разным данным, строительство подлодки Бауэра началось в августе или сентябре 1850 года. Площадкой для строительства стал завод Maschinenfabrik und Eisengiesserei Schweffel & Howaldt в г. Киль. Всего за несколько недель предприятие изготовило все требуемые агрегаты и собрало полноценное судно, пригодное как для испытаний, так и для последующей эксплуатации на морских и речных театрах военных действий.

Проект Вильгельма Бауэра еще во время разработки получил название Brandtaucher, что можно перевести как «Огненный ныряльщик». Атаковать цели предлагалось при помощи специально разработанного подрывного заряда, названного Brand. Чуть позже к подлодке приклеилось прозвище. За характерные внешний вид и форму корпуса ее назвали Eiserner Seehund – «Железный тюлень».

Подлодка «Брандтохер» с точки зрения конструкции была похожа на некоторые разработки своего времени и значительно отличалась от более поздних образцов. Предлагалось строительство металлического корпуса, состоящего из каркаса и листовой обшивки. Такой корпус должен был иметь специфические обводы, обусловленные составом внутреннего оборудования, компоновкой и другими особенностями конструкции. Перевозка вооружения внутри корпуса не предусматривалась, но в носу имелось необычное оснащение для его использования.

Корпус имел большое удлинение и сложную обтекаемую форму с выгнутыми бортами. Внизу борта сходились и соединялись с килем. Сверху на корпусе имелась незначительно выгнутая крыша. В носовой части корпуса, на палубе, разместили рубку характерной угловатой формы. Она поднималась над вертикальным форштевнем, а ее лобовой агрегат выступал вперед относительно остальных элементов корпуса. Обшивка корпуса состояла из стальных листов толщиной 6 мм. Изначально предлагалось использовать обшивку толщиной 12,5 мм, но позже ее сделали менее толстой.

Внутренний объем корпуса не разделялся на отсеки и был полностью обитаемым. В его носовой части предусматривалась площадка для работы в рубке. Небольшие деревянные помосты также проходили вдоль бортов и находились в корме. На днище, рядом с килем, находился балласт в виде чугунных блоков общей массой 20 т. Над ним установили настил-палубу. Объем корпуса под палубой должен был выполнять функции балластной цистерны емкостью 2,8 куб.м. Любопытно, что такая цистерна не отделялась от общего объема корпуса. Для набора или удаления балластной воды использовался ручной насос.


Схема построенной подлодки. Рисунок Wikimedia Commons

Подлодка Бауэра Brandtaucher должна была использовать весьма простой двигатель, использующий мускульную силу человека. Вблизи центра корпуса помещалась пара колес-маховиков большого диаметра с ободами, оснащенными стержнями-ступенями. Общая ось колес входила в состав несложного редуктора, вращавшего вал гребного винта. Собственно винт имел трехлопастную конструкцию и находился за кормой корпуса. Под ним поместили сравнительно длинное перо руля. Последний управлялся парой цепей, перемещаемых при помощи штурвала внутри корпуса.

Основным и единственным субмарины должен был стать специально разработанный подрывной заряд. Изделие с герметичным корпусом и часовым взрывателем должно было вмещать 50 кг взрывчатого вещества. Заряд под названием «Бранд» предлагалось перевозить на креплениях в носовой части корпуса. В выступающей части рубки располагались лючки с парой водолазных рукавиц. С их помощью один из членов экипажа должен был закреплять заряд на цели и запускать взрыватель.

По проекту, экипаж подлодки Brandtaucher состоял всего из трех человек. Командир, он же рулевой, находился на передней площадке, на небольшом сиденье. Он мог наблюдать за обстановкой при помощи набора иллюминаторов в рубке и управлять направлением движения, используя штурвал. Два других члена экипажа отвечали за обслуживание механизмов, а также играли роль двигателя. Им предлагалось использовать «лестницу» из ступенек на двух колесах и тем самым приводить механизмы в движение. Члены экипажа могли вести наблюдение при помощи двух прямоугольных иллюминаторов на каждом борту, Для доступа внутрь подлодки использовался люк в крыше рубки.

Общая длина готовой подлодки конструкции В. Бауэра составляла 8,07 м, ширина – чуть более 2 м, высота – 3,5 м. Водоизмещение – 27,5 т. Реальное судно оказалось немного крупнее предлагавшегося изначальным проектом. По расчетам, мускульный двигатель позволял лодке развивать скорость не более нескольких узлов. Прочность корпуса обеспечивала погружение на глубину не более нескольких метров.


Подлодка "Брандтохер" после подъема со дна. Фото "Silent Killers: Submarines and Underwater Warfare"

Недостаток финансирования и ограниченные возможности предприятия-подрядчика привели к тому, что лодка «Брандтохер» была достроена только в самом конце 1850 года. Вскоре судно доставили в гавань Киля и спустили на воду. В ближайшем будущем планировалось начать ходовые испытания, по результатам которых военные могли сделать выводы. Однако старт испытаний пришлось отложить.

В самом начале января 1851 года подлодка, стоявшая у причала, внезапно затонула. По всей видимости, при сборке герметичного корпуса были допущены некие просчеты, и забортная вода смогла попасть внутрь лодки. Впрочем, ее вскоре подняли и отправили на ремонт. Восстановление поврежденных устройств и ремонт корпуса не заняли много времени. Уже в конце месяца состоялся второй спуск на воду, и авторы проекта стали готовиться к испытаниям.

Утром 1 февраля 1851 года на подлодку поднялся экипаж. Командиром и рулевым в первом ее экипаже был сам Вильгельм Бауэр. За работу движителя и насосы отвечали плотник Фридрих Витт и кочегар Вильгельм Томсен. Используя собственную мускульную силу, экипаж отвел подлодку от причала и вышел в акваторию с достаточной глубиной, где планировалось проверить возможности погружения и всплытия.

Не торопясь, экипаж набрал балластную «цистерну» и выполнил первое погружение. Далее воду откачали из корпуса, и субмарина поднялась на поверхность. Первое погружение прошло без каких-либо проблем. В. Бауэр и его коллеги тут же осуществили второе погружение на небольшую глубину. Вновь удалось решить поставленную задачу без затруднений. Испытания шли хорошо, и конструктор-подводник решил провести третий тест. На этот раз он желал определить на практике максимально возможную глубину погружения. Как показали последующие события, эта проверка была лишней.

Экипаж работал с насосом, набирая балластную воду, и подлодка плавно увеличивала глубину. Однако в определенный момент наружное давление превысило прочность корпуса, и тот дал течь. Из-за поступления воды и отсутствия средств балансировки «Огненный ныряльщик» начал погружаться с большим дифферентом на корму. Вскоре он лег на дно на глубине около 10 м. Положение было самым серьезным. Экипаж не мог спасти свой корабль, и ему теперь следовало думать о своих жизнях.


Интерьер подлодки, вид на двигатель в направлении носа. На заднем плане виден штурвал. В направлении камеры идет вал гребного винта. Фото Militaryhonors.sid-hill.us

Подводники приняли решение покинуть лодку, но это нельзя было сделать сразу. Им пришлось дожидаться, пока забортная вода полностью заполнит корпус и выдавит из него воздух. После уравнивания давления снаружи и внутри можно было открыть единственный люк и выбраться из подлодки. Ожидание продлилось несколько часов, но троим испытателям все же хватило воздуха.

Следует отметить, что экипажи надводных судов, обеспечивавших испытания подлодки, вовремя поняли, что та терпит бедствие и приняли меры. Несколько часов подряд они пытались зацепить подлодку тросами и сетями, и с их помощью поднять ее на поверхность. К сожалению, эти попытки не увенчались успехом.

В. Бауэр, Ф. Витт и В. Томсен дождались полного заполнения корпуса, смогли открыть люк и вышли наружу. Подводники самостоятельно добрались до поверхности, и их тут же подняли на борт судна обеспечения. Два испытателя пережили аварию и остались невредимы. Третий член экипажа получил легкие травмы, но вскоре выздоровел и вернулся к работе. Единственная подлодка типа Brandtaucher, в свою очередь, осталась на дне бухты.

Несмотря на неудачное завершение первого же испытательного «похода», проект получил хорошую оценку военных специалистов. Вильгельм Бауэр стал настоящей знаменитостью. Вскоре он вернулся домой в Мюнхен, где продолжил работы по тематике подводного судостроения. Позже конструктор-энтузиаст предложил ряд новых идей, позволявших решить те или иные задачи в рамках строительства подводных лодок и их вооружения. Он неоднократно представлял свои решения немецкому военному ведомству. Кроме того, один из проектов В. Бауэра смог попасть и в Россию.

После неудачных испытаний подлодка Бауэра осталась на дне. Уже в апреле 1851 года военные Шлезвиг-Гольштейна попытались поднять ее на поверхность. Эта операция, впрочем, не увенчалась успехом. В 1855 и 1856 годах Дания попыталась завладеть немецкой лодкой, но та вновь осталась на дне. Затопленное судно удалось поднять только летом 1887 года, когда в районе его гибели проводились работы по углублению дна. 36 лет на морском дне плохо сказались на состоянии судна. Оно имело многочисленные повреждения и успело заполниться илом.


Макет подлодки В. Бауэра в одном из немецких музеев. Фото Wikimedia Commons

Дальнейшая судьба лодки Brandtaucher стала темой для споров, и в итоге принципиальное решение было принято лично императором Вильгельмом I. Корабль восстановили. В течение нескольких следующих лет уникальный образец техники хранился на разных площадках, пока не был передан в берлинский музей океанографии. Там подлодка находилась в течение нескольких десятилетий и даже без особых проблем пережила Вторую мировую войну.

В пятидесятых годах Федеральная Республика Германия пожелала получить подлодку В. Бауэра и поместить ее в один из своих музеев, но Германская Демократическая Республика отказалась передать ее соседу. В середине шестидесятых верфь в Ростоке провела новую реконструкцию, и на несколько лет лодка вернулась в Берлин. В 1972 году уникальный экспонат перешел в собственность военно-исторического музея в Дрездене.

На рубеже XX и XXI веков немецкая промышленность провела новую реставрацию первой отечественной подводной лодки. После завершения всех необходимых работ Brandtaucher перевезли в Киль, где он и остается до сих пор. В ходе нескольких ремонтов была восстановлена целостность корпуса и убраны вмятины, полученные при испытаниях. Также специалисты отстроили заново все внутреннее оснащение подлодки. Сохраненные бортовые иллюминаторы позволяют посетителям музея заглянуть внутрь корпуса и рассмотреть его оборудование.

В контексте проекта «Брандтохер» также следует вспомнить модель подлодки, ныне находящуюся в мюнхенском Немецком музее достижений естественных наук и техник. Вскоре после завершения основного проекта и возвращения домой в Мюнхен Вильгельм Бауэр продолжил конструкторские работы и предложил обновленный вариант подлодки. Она имела корпус иной формы, а также должна была оснащаться подвижным чугунным грузом для дифферентовки. Такой проект был реализован только в виде масштабной модели. Сейчас она хранится в мюнхенском музее.

Вильгельм Бауэр продолжал работы в области подводных лодок до самой своей смерти в 1875 году. Он предлагал новые варианты балластных систем, силовых установок, бортовой аппаратуры и вооружения. Некоторые его идеи сразу были отвергнуты, тогда как иные получили развитие и нашли применение в последующих проектах подводных лодок. Вместе с другими инженерами Германии и других стран В. Бауэр внес заметный вклад в появление и совершенствование подводных лодок современного облика.

Как нередко случается, самый первый проект оказался не самым удачным и не вышел из стадии испытаний. Более того, первая немецкая подлодка даже не смогла вернуться из первого тестового выхода в море. Проблемы конструкции привели к течи и затоплению подлодки. Тем не менее, проект Brandtaucher смог занять важнейшее место в истории немецкого судостроения, а также повлиять на дальнейшее развитие всего направления. К счастью для любителей истории и техники, уникальный образец удалось поднять с морского дна, восстановить и отправить в музей. Благодаря этому все желающие могут знакомиться с историей не только по книгам.

По материалам:
http://geschichte-s-h.de/
http://militaryhonors.sid-hill.us/
https://thevintagenews.com/
http://militaer-wissen.de/
Delgado J.P. Cussler C. Silent Killers: Submarines and Underwater Warfare. – Osprey Publiching, 2011.

Создание подводной лодки является великим достижением человеческого разума и важным событием в истории создания и развития военной техники. Предназначение военной подводной лодки — действовать скрытно, невидимо, внезапно. В 1578 году англичанин Уильям Боурн впервые описал судно с воздухоподводящей трубкой, способное набирать и выпускать воду для изменения плавучести. Существовала ли такая лодка в действительности, неизвестно. Имеются сведения, что первую подводную лодку, обтянутую кожей, изготовил голландец К.ван Дреббель примерно в 1620 году, а король Яков I, якобы, совершил даже прогулку в ней по Темзе. К сожалению, чертежей этой лодки не сохранилось. Первым подводным судном, получившем практическое применение, стала «Черепаха», изобретенная в 1776 году в США французским изобретателем Д. Бушнеллом. В США изобретатель был назван «отцом подводной лодки». Экипаж подводной лодки состоял из одного человека. Несмотря на примитивность, она уже имела такие элементы современной подводной лодки, как герметичный корпус и винтовой движитель (правда, с ручным движителем). На вооружении судна была 70-ти килограммовая мина, помещенная в специальном ящике под рулем. Погрузившись, в момент атаки лодка тайно подбиралась под киль вражеского судна и освобождала мину из ящика. Мина всплывала наверх, ударялась о киль судна, после чего взрывалась. Летом 1776 года в период войны США за независимость лодка провела удачную атаку против 50-пушечного английского фрегата «Орел».

В 1800 году во Франции американец Фултон создал подводную лодку «Наутилус», напоминавшую по своей конструкции «Черепаху». Правда, вместо яйцеобразной формы с диаметром 2,5 м новая лодка имела сигарообразную обтекаемую форму при диаметре 2 м и длине 6,5 м, а команда состояла уже из 3 человек. На борту «Наутилуса» был баллон со сжатым воздухом, благодаря чему экипаж мог находиться под водой несколько часов. Появление в 1860 году судна «Подводник» Буржуа и Брюна ознаменовало новый этап в создании подводных кораблей. Ее размеры были значительно больше предыдущих кораблей, ширина составляла 6 м, длина — 42,5 м, высота — 3 м, а водоизмещение — 420 т. Работающий на сжатом воздухе мотор позволял развивать на поверхности скорость около 9 км/ч, а под водой — 7 км/ч. Мина на «Подводнике» крепилась на конце 10-ти метрового стержня, который помещали на носу корвбля. Благодаря этой особенности атаковать противника теперь можно было на ходу. В период гражданской войны в США (1861—1865г.г.) южане применили подводные лодки «Давид», длина которых составляла 20 м, ширина — 3 м. Лодка имела руль погружения и паровой двигатель. В начале 1864 года такое судно протаранило корвет северян «Гузатаник», который стал первой жертвой подводной войны.

В 1879 г. русский изобретатель Джевецкий предложил свою модель подлодки, снабженную педальным двигателем, пневматическим и водяным насосами, а также перископом, чтобы вести наблюдение за поверхностью, когда лодка находится род водой. Лодка была снабжена миной с резиновыми присосками, которая при атаке крепилась к днищу вражеского корабля. Запал в мине поджигался с помощью тока от гальванической батарейки. В 1884 году изобретатель установил на лодке электродвигатель, работавший от аккумулятора. Лодка могла двигаться со скоростью 7 км/ч около 10 часов. Она стала первой серийной лодкой на вооружении России (всего их было 50). В 1884 году швед Норденфель установил на свою модель паровую машину и самодвижущуюся мину (торпеду). Первую торпеду изобрел англичанин Уайтхед со своим помощником австрийцем Люппи. Хотя первые испытания состоялись в 1864 году, конструкция торпед практически не изменилась до самой Первой мировой войны. Движение торпеды (подводной лодки в миниатюре) осуществлялось с помощью пневматического двигателя, срабатывавшего от сжатого воздуха из резервуара. В передней части торпеды был детонатор и заряд, а дальше — баллон со сжатым воздухом, двигатель и регулятор, винт и руль.

В конце XIX в. Джон Холланд изобрел подлодку с бензиновым двигателем. Для движения под водой использовали электродвигатели, работавшие от аккумулятора. Впервые проект дизельной лодки разработал конструктор судостроительного завода в России Иван Бубнов в 1905 году. Спуск дизельной лодки «Минога» на воду произошел в 1908 году. Длительное время эффективность подводных лодок была ограничена небольшой скоростью хода и небольшой длительностью нахождения под водой. Аккумуляторы быстро разряжались, чтобы их подзарядить от двигателей надводного хода, лодки должны были всплывать на поверхность. В годы второй мировой войны стали пользоваться шноркелем для непрерывной работы дизельных двигателей под водой. Современным атомным подводным лодкам не требуется воздух для силовых установок, они совершают длительные переходы под водой без дозаправки горючим, несут на борту баллистические ракеты средней дальности, оснащенные ядерными боеголовками. На борту могут быть торпеды с акустической наводкой, а также крылатые ракеты.

Историки утверждают, что инициатором идеи постройки подводного корабля является знаменитый итальянский изобретатель Леонардо да Винчи. Впрочем, свой многообещающий проект он до завершения так и не довел. Более того, да Винчи вообще уничтожил все судостроительные и чертежи, испугавшись последствий участия такой лодки в возможной подводной войне.

Сложно сказать, как бы могло называться очередное изобретение великого Леонардо. Но зато благодаря опять же историкам точно известно, что подводный корабль номер 1 Военно-морского флота России имел сразу три названия. Первое из них плод совместных усилий российских инженеров Ивана Бубнова, Ивана Горюнова и Михаила Беклемишева получил в июле 1901 года в канун начала строительства субмарины на верфи в Санкт-Петербурге.

Официальная сдача в эксплуатацию подводной лодки, изначально названной «Миноносец №113», произошла в марте 1902 года. Командиром лодки назначили одного из создателей - капитана первого ранга и будущего генерала Михаила Беклемишева. После чего миноносец, как тогда назывались подводные лодки, был зачислен в списки военного флота России под номером 150. А с 31 мая 1904 года первая российская субмарина начала именоваться «Дельфин».

«Дельфин» почти не виден

Назвать счастливой судьбу дебютной российской подводной лодки с двигателями внутреннего сгорания нельзя. Уже 8 июня 1903 года, во время начальных ходовых испытаний, «Дельфин» вместе с главным конструктором Иваном Бубновым на борту едва не лег на дно Невы. А чуть больше года спустя, 16 июня 1904-го, паника экипажа стала причиной не только нового внепланового затопления судна, но и гибели трети его моряков.

Участие миноносца в русско-японской войне оказалось почти формальным, ограничилось 17 днями в море и участием в боевом патрулировании. Тем не менее, без жертв тоже не обошлось: во время случайного взрыва погиб один из матросов. Более трагичным вышло кратковременное пребывание «Дельфина» в Мурманске. Очередная грубая ошибка экипажа привела к тому, что 26 апреля 1917 года лодка затонула прямо в порту приписки, после чего была навсегда исключена из списков ВМФ.

А уже при Советской власти, в 1920-м, ее не только окончательно списали, но и отправили на металлолом. К слову, годом раньше в Петрограде умер от тифа и сам Иван Бубнов. Кроме «Дельфина», этот незаурядный российский судостроитель, механик и математик успел спроектировать еще три десятка аналогичных субмарин. В том числе «Акулу», «Барс», «Касатку», «Миногу», «Морж» и другие.

«Потаенное судно»

«Дельфин» генерал-майора корпуса корабельных инженеров Бубнова, трагически погибший в Баренцевом море, стал первой подводной лодкой в «погонах». Но совсем не первым подобным проектом более чем в 300-летней истории российского флота. «Пионером» здесь является российский крестьянин Ефим Никонов. В 1721 году, неподалеку от Сестрорецка, он представил на суд понимавшего толк в судах Петра I свое изобретение под названием «Потаенное судно».

К сожалению, доделать подводный корабль Ефим Никонов не успел из-за скоропостижной смерти царя. Другими предшественниками гениального конструктора Ивана Бубнова могут считаться и два российских инженера, живших в XIX веке - Карл Шильдер и Иван Александровский. Их подводные лодки были построены и испытаны, соответственно, еще в 1834 и в 1866 годах. Но в состав царского ВМФ они так и не попали.