Песочная терапия в развитии дошкольников. Что такое песочная терапия

О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова

Песочная терапия в развитии дошкольников

Рецензенты:

Грабенко Т. М. – канд. пед. наук, директор Центра обучения креативным технологиям и методам гуманизации бизнеса и образования, доцент кафедры общей и специальной педагогики ИСПиП, психолог-консультант ЮНИСЕФ, Санкт-Петербург;

Воробьева Н. А. – канд. пед. наук, доцент, заместитель директора ГБОУ СПО «Педагогический колледж № 6», Москва.


© ООО «ТЦ Сфера», 2014

© Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В., 2014

Введение

Особые дети, талантливые, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, – именно они ставят перед современной педагогикой задачи, до настоящего времени не виданные и пока не решенные. В растерянности находятся и семьи и образовательные организации. Поэтому совершенно очевидно, что довольно остро назрел вопрос о совершенствовании дидактических приемов, методов образовательно-информационной работы с современным подрастающим поколением. При этом необходимо учитывать и потребности семьи, т. е. создавать технологии, применимые и доступные в семейном образовании и воспитании.

Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу – довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.

Весьма примечательно, что в 2013 г. мировая психологическая общественность негласно отмечает столетие метода песочной терапии, поскольку в 1913 г. Дора Калф и Маргарет Лоуэнфелд впервые описали использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. С тех пор песочная терапия становится достаточно популярным и эффективным методом коррекции. Однако в образовательный процесс песочница «проникает» весьма робко. Хотя есть положительные примеры работы коррекционных и общеобразовательных школ гг. Калининграда, Йошкар-Олы, Москвы, Оренбурга, Санкт-Петербурга.

Представленный материал позволяет:

– расширить возможности педагогической песочницы;

– вооружить педагогов, логопедов, родителей превосходной технологией сотворчества с детьми;

– привить детям желание решать познавательные задачи;

– перевести «взор» ребенка от плоскости электронного планшета на объемное пространство песочницы;

– решить множество коррекционных и образовательных задач в обучающем процессе;

– вдохновить ребенка на рождение в себе Творца.

История вопроса

Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум.

Техника песочной терапии возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Автором этого метода, возникшего в 1950-х гг., считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф.

Бытует мнение, что истоки песочной терапии отражены в книге известного писателя-фантаста Г. Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней он описывает, как игра его сыновей с миниатюрными фигурками облегчает трудности в отношениях с членами семьи и друг с другом. Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, основавшую Лондонский институт детской психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый увидевший их ребенок перенес фигурки в песочницу, стоявшую рядом, и стал с ними играть. Именно это и положило начало «технике построения мира» – диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной М. Лоуэнфелд (М. Lowenfeld , 1979; K. Bradway ). Д. Калф, прошедшая обучение у М. Лоуэнфелд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать на волнующие их чувства, но и развить психические и речевые функции ребенка и помочь процессу индивидуализации и взаимодействию реальности и воображения, которые она изучала у К. Г. Юнга.

Что такое песочная терапия

Вы, наверное, замечали, что не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают увлеченно строить замки из песка? И это неслучайно.

Вспомните, как приятно ходить босиком по песку, погружать в него руки и пропускать песчинки сквозь пальцы. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества – глиной, пластилином, красками – он имеет ряд преимуществ.

Создание песочных композиций в отличие, например, от рисунка не требует особых умений. Сделать что-то не так невозможно, это особенно важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Песочные игры подходят тем, кому трудно облечь свои переживания (очень острые и болезненные), в слова, или просто потому, что человек не обладает даром красноречия.

Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.

С учетом особенностей зрительного восприятия предлагается использовать деревянный ящик размером 50×70×10 см (для индивидуальной или подгрупповой работы). Эти размеры отражают площадь зрительного восприятия и дают представление «мира как на ладони». Высота борта в 10 см дает возможность работать с песком, но не создает ощущения бездонной ямы. Естественно, технология изготовления ящика не предполагает использования гвоздей, поскольку это может травмировать детей. Изготовив крышку для ящика, вы решаете проблему лишнего места, потому что можете использовать его как столик, подставку, полку. Исходя из опыта работы, рекомендуем вам изготовить второе дно. Дно ящика, выкрашенное в голубой, лазоревый, небесный цвет, обозначает воду, море; голубые борта – воздух и небо (можно использовать также приятные оттенки зеленого). Второе дно можно покрасить в основные цвета для решения сенсорных задач или выкрасить в любой другой цвет в зависимости от вашего желания или решаемых задач. На дно насыпается мелкий песок слоем примерно 5–7 см. Следуя санитарно-гигиеническим требованиям, используемый песок должен быть сертифицирован (см. рисунок).

Обязательный компонент для работы в песочнице – фигурки или их изображения. Их разнообразие ограничивается только вашими возможностями. Существует перечень обязательных объектов.

Люди должны быть разного возраста и пола. Необходимо также иметь несколько фигурок младенцев, детей, матерей, отцов, бабушек и дедушек. Должны быть представлены разные профессии, фантастические персонажи легенд и сказок, включая ведьм и колдунов. Подберите людей с разным цветом кожи, а также в различных эмоциональных состояниях. В настоящее время эти возможности подбора предоставляют наборы Лего.

Животных хорошо бы представить во всем многообразии: животные Крайнего Севера, жарких стран и т. д.; дикие и домашние; птицы (хищные, домашние, дикие и т. д.), рыбы, насекомые. Кстати, увеличенные фигурки насекомых могут использоваться как монстры. К их категории можно отнести и фигурки вымерших животных, например, динозавров. Категория монстров должна присутствовать обязательно, даже если мы проводим образовательные, а не психотерапевтические мероприятия. Они, как правило, указывают на детские страхи.

Наборы «Зоопарк» прекрасно решают задачу насыщения этой группы.

Символы социализации. В эту группу войдут дома, постройки, различные виды транспорта (машины, лодки, катера, самолеты, вертолеты), заборы и другие виды ограничений.

Различные детские наборы (Лего, Барби, киндер-сюрпризы и др.) помогут в подборе материала для этой группы.

Растительный мир. Достаточно условная группа, здесь вполне подойдут фигуры деревьев, кустарников, цветов из наборов «Зоопарк». Их можно изготовить и собственными руками.

Символические предметы. Наконец-то найдено применение рассыпавшимся бусам, одиноким пуговицам, кристаллам, сломанной бижутерии, маленьким флакончикам и ракушкам, привезенным с моря.

Для проведения психотерапевтической работы рекомендуется устроить «супервижн» – выставить на обозрение все фигурки и предметы. Для проведения педагогического или коррекционного воздействия вполне достаточно ограничиться набором фигурок, необходимых для решения педагогических, развивающих и коррекционных задач для данного занятия.

Рецензенты:

Грабенко Т. М. – канд. пед. наук, директор Центра обучения креативным технологиям и методам гуманизации бизнеса и образования, доцент кафедры общей и специальной педагогики ИСПиП, психолог-консультант ЮНИСЕФ, Санкт-Петербург;

Воробьева Н. А. – канд. пед. наук, доцент, заместитель директора ГБОУ СПО «Педагогический колледж № 6», Москва.

© ООО «ТЦ Сфера», 2014

© Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В., 2014

Введение

Особые дети, талантливые, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, – именно они ставят перед современной педагогикой задачи, до настоящего времени не виданные и пока не решенные. В растерянности находятся и семьи и образовательные организации. Поэтому совершенно очевидно, что довольно остро назрел вопрос о совершенствовании дидактических приемов, методов образовательно-информационной работы с современным подрастающим поколением. При этом необходимо учитывать и потребности семьи, т. е. создавать технологии, применимые и доступные в семейном образовании и воспитании.

Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу – довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.

Весьма примечательно, что в 2013 г. мировая психологическая общественность негласно отмечает столетие метода песочной терапии, поскольку в 1913 г. Дора Калф и Маргарет Лоуэнфелд впервые описали использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. С тех пор песочная терапия становится достаточно популярным и эффективным методом коррекции. Однако в образовательный процесс песочница «проникает» весьма робко. Хотя есть положительные примеры работы коррекционных и общеобразовательных школ гг. Калининграда, Йошкар-Олы, Москвы, Оренбурга, Санкт-Петербурга.

Представленный материал позволяет:

– расширить возможности педагогической песочницы;

– вооружить педагогов, логопедов, родителей превосходной технологией сотворчества с детьми;

– привить детям желание решать познавательные задачи;

– перевести «взор» ребенка от плоскости электронного планшета на объемное пространство песочницы;

– решить множество коррекционных и образовательных задач в обучающем процессе;

– вдохновить ребенка на рождение в себе Творца.

История вопроса

Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум.

Техника песочной терапии возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Автором этого метода, возникшего в 1950-х гг., считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф.

Бытует мнение, что истоки песочной терапии отражены в книге известного писателя-фантаста Г. Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней он описывает, как игра его сыновей с миниатюрными фигурками облегчает трудности в отношениях с членами семьи и друг с другом. Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, основавшую Лондонский институт детской психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый увидевший их ребенок перенес фигурки в песочницу, стоявшую рядом, и стал с ними играть. Именно это и положило начало «технике построения мира» – диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной М. Лоуэнфелд (М. Lowenfeld , 1979; K. Bradway ). Д. Калф, прошедшая обучение у М. Лоуэнфелд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать на волнующие их чувства, но и развить психические и речевые функции ребенка и помочь процессу индивидуализации и взаимодействию реальности и воображения, которые она изучала у К. Г. Юнга.

Что такое песочная терапия

Вы, наверное, замечали, что не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают увлеченно строить замки из песка? И это неслучайно.

Вспомните, как приятно ходить босиком по песку, погружать в него руки и пропускать песчинки сквозь пальцы. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества – глиной, пластилином, красками – он имеет ряд преимуществ.

Создание песочных композиций в отличие, например, от рисунка не требует особых умений. Сделать что-то не так невозможно, это особенно важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Песочные игры подходят тем, кому трудно облечь свои переживания (очень острые и болезненные), в слова, или просто потому, что человек не обладает даром красноречия.

Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.

С учетом особенностей зрительного восприятия предлагается использовать деревянный ящик размером 50×70×10 см (для индивидуальной или подгрупповой работы). Эти размеры отражают площадь зрительного восприятия и дают представление «мира как на ладони». Высота борта в 10 см дает возможность работать с песком, но не создает ощущения бездонной ямы. Естественно, технология изготовления ящика не предполагает использования гвоздей, поскольку это может травмировать детей. Изготовив крышку для ящика, вы решаете проблему лишнего места, потому что можете использовать его как столик, подставку, полку. Исходя из опыта работы, рекомендуем вам изготовить второе дно. Дно ящика, выкрашенное в голубой, лазоревый, небесный цвет, обозначает воду, море; голубые борта – воздух и небо (можно использовать также приятные оттенки зеленого). Второе дно можно покрасить в основные цвета для решения сенсорных задач или выкрасить в любой другой цвет в зависимости от вашего желания или решаемых задач. На дно насыпается мелкий песок слоем примерно 5–7 см. Следуя санитарно-гигиеническим требованиям, используемый песок должен быть сертифицирован (см. рисунок).

Обязательный компонент для работы в песочнице – фигурки или их изображения. Их разнообразие ограничивается только вашими возможностями. Существует перечень обязательных объектов.

Люди должны быть разного возраста и пола. Необходимо также иметь несколько фигурок младенцев, детей, матерей, отцов, бабушек и дедушек. Должны быть представлены разные профессии, фантастические персонажи легенд и сказок, включая ведьм и колдунов. Подберите людей с разным цветом кожи, а также в различных эмоциональных состояниях. В настоящее время эти возможности подбора предоставляют наборы Лего.

Животных хорошо бы представить во всем многообразии: животные Крайнего Севера, жарких стран и т. д.; дикие и домашние; птицы (хищные, домашние, дикие и т. д.), рыбы, насекомые. Кстати, увеличенные фигурки насекомых могут использоваться как монстры. К их категории можно отнести и фигурки вымерших животных, например, динозавров. Категория монстров должна присутствовать обязательно, даже если мы проводим образовательные, а не психотерапевтические мероприятия. Они, как правило, указывают на детские страхи.

Как-то по случаю дня рождения одной из своих многочисленных племянниц Сергей Владимирович Алексеев (отец Станиславского) написал такое стихотворное напутствие:

Свой подарок посылаю,

Богатеть я вам желаю.

Хотя «в деньгах счастья нет!» -

Сказал некогда поэт,

Их, однако, берегите

И на черный день копите,

Так как в жизни этих дней

Не минуете, ей-ей…

Эти на первый взгляд полушутливые строки полны глубочайшего смысла (особенно две последние), подкрепленного самой жизнью, и как нельзя лучше подходят в качестве своеобразного эпиграфа к сегодняшнему материалу. Этих самых «черных дней» семье «шелкового короля» Российской империи Владимира Григорьевича Сапожникова пришлось пережить немало...

Трагедия первая. Григорий Григорьевич

В 1839 году в родовом гнезде знаменитых московских купцов 1-й гильдии Алексеевых (ныне дом № 29 на улице Александра Солженицына) царила предсвадебная суматоха. Старшая дочь Владимира Семеновича Алексеева (1795–1862) Вера собиралась замуж за Григория Григорьевича Сапожникова - вопреки своей говорящей фамилии, владельца небольшой ткацкой фабрики у Красных ворот и собственной лавки по продаже парчовых и шелковых тканей в Средних рядах Китай-города.

Бывшие Средние торговые ряды (Красная площадь, 5) после нескольких реконструкций

(фотография со стороны храма Василия Блаженного из интернета)


И хотя Сапожниковы значительно уступали в родовитости и богатстве Алексеевым, главы семейств скрепили брачные договоренности крепким рукопожатием. Ведь «основанное Г.Г.Сапожниковым фабричное дело [в 1837 году] сразу заняло видное место среди многочисленных конкурентов» . Более того, благодаря своим незаурядным организаторским способностям и деловой хватке, ему удалось всего за два года наладить выпуск столь высококачественных мебельных и шелковых тканей, что они были отобраны для показа на 2-й Российской Мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге (1839) - такой вот своеобразный свадебный подарок…

Надо отметить особо, что «с этого времени выставочные отборочные комиссии, в задачу которых входил поиск всего лучшего, что производилось на российских фабриках, неизменно привлекали к участию в отечественных и зарубежных выставках фабрикантов Сапожниковых» .

А 16-летнюю Верочку Алексееву совсем не смущали и разные «весовые категории» обоих семейств, и большая разница в возрасте с Григорием: целых тринадцать лет. Отчего-то так уж повелось в их роду, что и маменька Елизавета Александровна (1803–1850), и бабушка по отцовской линии Вера Михайловна (1775–?), в честь которой ее назвали, выходили замуж совсем молоденькими. Первая в семнадцать лет (папеньке было двадцать шесть), а вторая (страшно сказать) совсем девочкой - в одиннадцать (муж Семен Алексеевич был старше ее на двадцать четыре года, и это был его второй брак - на удивление счастливый, в котором родилось шестеро детей!).

Невеста буквально считала дни до предстоящего торжества - так понравился ей жених, которого можно было принять, скорее, за аристократа-дворянина, но никак за купца. Высокий лоб, тонкий с небольшой горбинкой нос, задумчивые карие глаза с поволокой… И это последнее обстоятельство более всего подкупало некрасивую внешне девушку.

Григорий Григорьевич Сапожников (1810-1847)

После обряда венчания и свадебного торжества молодые супруги поселились в доме Сапожниковых (улица Красноворотская, № 3), в пяти минутах ходьбы до фабрики у Каланчевского сквера (сейчас в этом сквере высится памятник М.Ю.Лермонтову).

Современное здание на месте дома Сапожниковых, фотография О.Глаголевой, 2015 год

Семейная жизнь потекла своим чередом - с присущими ей радостями и горестями. За восемь лет, что было отпущено им Всевышним, у Григория и Верочки родилось шестеро детей: четыре сына и две дочери. Первые двое умерли совсем крошечными, а потом еще один… И хотя детская смертность в то время была повсеместно высокой и, как это ни ужасно звучит, где-то делом почти что обыденным, свои трагические утраты молоденькой матерью переживались весьма и весьма болезненно.

Дела же на фабрике шли более чем успешно: в 1841 году сапожниковские ткани увидели на выставке в Варшаве, тогда же поступил большой и весьма престижный заказ для Павловского дворца в Санкт-Петербурге. Еще через два года (в год рождения второго сына Владимира) «фабрика Г.Г.Сапожникова представила на 3-й Российской Мануфактурной выставке в Москве ткани для мебели, которые ничем не уступали французским, до тех пор считавшимися лучшими. Наибольшим успехом на этой выставке пользовались ткани, в которых мастера использовали золотые и серебряные нити» .

Вдохновленный такими потрясающими успехами, Григорий Григорьевич изобретает особый механизм для выработки узоров на материи (1845 год), готовится к участию своих удивительно-красивых шелков в четвертой российской выставке. Как вдруг, в расцвете сил (ему было всего тридцать семь!), «русский Жаккар» умирает, оставив жену с тремя малолетними детьми на руках: 5-летним Александром, 4-летним Владимиром и новорожденной Лизонькой, которую отцу не суждено было увидеть.

Вера Владимировна пережила супруга на долгих тридцать лет… Наверняка могла вернуться в отчий дом, к совсем нестарым еще родителям и братьям, укрыться, образно говоря, от житейских бурь за их широкими спинами… Могла выйти замуж - и не раз (к такой молодой и богатой вдовушке, даже и с «обременением», думается, сваталось немало разного люда)… Но, похоже, никто так и не пришелся ей по сердцу - вывод из этого факта один-единственный: она была однолюбкой и действительно любила покойного супруга.

Родовое гнездо Алексеевых, в правом флигеле которого в 1863 году родился будущий реформатор театра К.С.Станиславский,

фотография из интернета

Со свойственной всем Алексеевым твердостью характера 24-летняя Верочка приняла иное решение - совсем нерядовое и крайне редкое по тем временам: самой продолжить дело мужа, стать хозяйкой его фабрики (весьма показательно, что целых тринадцать лет, вплоть до 1860 года, ее название оставалось прежним: «Фабрика Г.Г.Сапожникова»).

Стараясь справиться с буквально оглушившим ее горем, она с головой окунулась в работу, вникая во все тонкости производства тканей. Надо отдать должное уму, сметливости и незаурядности молодой женщины (хотя, думается, и папенька, и старший брат Александр все же оказывали ей практическую помощь) - уже через пару лет после смерти супруга, как бы приняв от него эстафету, Вера Владимировна участвует в выставке изделий Российской империи, царства Польского и великого княжества Финляндского в Санкт-Петербурге (1849), где золото- и серебротканые узорные изделия ее фабрики были признаны лучшими .

В 1851 году продукция Сапожниковых выходит уже на международный уровень на I-й Всемирной выставке в Лондоне. Кстати сказать, и впоследствии, на зарубежных выставках 1862 и 1867 годов, продукция возглавляемой ею фирмы оценивалась только на «отлично» (занимала первые места).

Сапожниковская ткань, из фондов Королёвского историко-краеведческого музея (публикуется впервые)

Всемерно заботясь о поддержании престижа своей фабрики, не забывала молодая хозяйка и о своих материнских обязанностях: подросшие сыновья начинали постигать необходимые в будущем науки (арифметику, основы бухгалтерии, языки) с лучшими домашними учителями, малышка Лизонька уже вовсю лепетала на своем детском языке…

А вот совсем еще молодая их бабушка - Елизавета-первая - все более и более угасала от мучившей ее всю жизнь чахотки. Ей было всего сорок семь лет, когда в 1850 году, через три года после кончины зятя, умерла и она. Из рожденных ею восьмерых детей в наиболее сложной ситуации оказались самые младшие: 14-летний Сергей (в будущем отец Станиславского) и 11-летняя Танюша.

По воспоминаниям их внучатого племянника С.С.Балашова, «после смерти матери старшая [на тринадцать лет] сестра Вера Владимировна Сапожникова в какой-то мере старалась восполнить подрастающему Сереже материнскую ласку и заботу. Это явилось причиной их близких отношений до самого конца жизни Веры Владимировны» .

Трагедия вторая. Александр Григорьевич

Прошло еще десять лет, в течение которых фабрика «Г.Г.Сапожникова» (читай: Вера Владимировна):

  • получает право ставить на своей продукции герб как знак высочайшего качества производимых тканей (с 1851 года);
  • становится поставщиком императорского двора (именно сапожниковскими тканями отделываются дворцовые апартаменты при ремонтах);
  • в 1856 году изготавливает большое количество золотой парчи для коронации Александра III и его супруги Марии Александровны;
  • выполняет заказы для высшей церковной и светской власти;
  • изготавливает знамена, штандарты и орденские ленты для армии.

В 1860 году 37-летняя (!) хозяйка, получившая потомственное почетное гражданство, вводит в дело достигших совершеннолетия сыновей Александра и Владимира. И только тогда меняет название фабрики на «Братья А. и В. Сапожниковы».

Абсолютно разные и по характеру, и внешне (но все же очень похожие на мать, особенно старший), братья-погодки были очень дружны. По воспоминаниям того же С.С.Балашова, «старший Александр был веселый, быстрый, с черной курчавой бородой и густой шевелюрой, не упускал случая блеснуть, пошутить, был любимцем женщин... Младший Владимир был его противоположностью: тихий, скромный, почти робкий...»

18-летний Владимир Сапожников Александр Сапожников

Несмотря на молодость (Александру к тому времени исполнилось восемнадцать, Владимиру семнадцать лет), оба брата сразу же проявили себя людьми весьма деятельными (несомненно, гены пращуров-предпринимателей сыграли здесь не последнюю роль). Они всемерно усиливали генеральную линию фирмы по наращиванию собственных высококачественных парчовых и шелковых тканей, имевших высокий спрос как в России, так и за ее пределами (в частности, на международной выставке в Лондоне в 1862 году).

Интересно, что для узорных тканей использовались рисунки только отечественных художников по тканям . Постоянные изыскания в сфере оригинальности рисунка и повышения качества тканей способствовали тому, что на III-й Всемирной выставке в Париже в 1867году также были отмечены «великолепные богатые и прекрасные парчовые ткани Сапожниковых » .

Успехи сыновей в какой-то степени заслонили горечь еще одной неизбежной потери - в 1862 году умер папенька Владимир Семенович, основатель известного всей Москве «Товарищества Владимир Алексеев», оставивший наследникам - старшему и младшему сыновьям - огромное состояние.

Владимир Семенович Алексеев (1795-1862)

Через год после смерти отца, пожертвовав родовой дом для устройства в нем Николаевского дома призрения вдов и сирот московского купечества, младший Сергей с семьей перебирается в более престижный район у Красных ворот (поближе к любимой сестре Вере). К сожалению, этот впечатлявший своими размерами усадебный дом Алексеевых на Садово-Черногрязской улице (№ 8) не сохранился. Теперь на его месте находится здание бывшего Министерства топливной промышленности, возведенное в стиле конструктивизма на рубеже 1920-1930 годов. Но к счастью, до сих пор соседствует с ним оставшийся от усадьбы голубой 2-хэтажный театральный флигель, построенный в 1880 году для первых постановок Константина Сергеевича Станиславского:


Посещая в паломнических поездках Троице-Сергиеву лавру, Сергей Владимирович не мог не обратить внимание на живописнейшие места практически вдоль всей Троицкой дороги. Среди них одно особенно привлекало его внимание еще с детства. Как вспоминала его старшая дочь Зинаида Сергеевна: «Отец нам часто рассказывал, что, когда они были детьми, то ездили на лошадях к Троице и всегда ждали на пути дома с куполом и с двумя низенькими флигелями, соединенными двумя галереями. Они звали этот дом "Дом с ушами"» .

"Дом с ушами" - усадебный дом Алексеевых с флигелями (фрагмент карты Любимовки)


И вот в марте 1869 года он вместе с сестрой покупает приглянувшуюся обоим усадьбу Любимовка на высоком берегу Клязьмы в тридцати верстах от Москвы, где проводит теперь с семьей каждое лето (к тому времени у него уже было пятеро детей, а всего их родилось десять!).

По воспоминаниям еще одной дочери С.В.Алексеева Анны (в замужестве Штекер), «...два-три года подряд тетя Вера… жила рядом с нами, занимала старый флигель [Б]. Этот флигель особенно мне запомнился потому, что в дверях, ведущих на балкон, были разноцветные стекла, в которые мы всегда любили глядеть» .

«В Любимовке было весело. По живописной Клязьме ходила целая флотилия лодок Алексеевых и их соседей. На воде затевались праздники с фонарями и фейерверками, шумные купания в оборудованных для этого купальнях. В конюшнях было предостаточно лошадей с алексеевских и сапожниковских конных заводов, и часто кавалькадой верхом и в экипажах ездили в Пушкино в ресторан, или к соседям в Листвяны, в Звягино, в Мамонтовку. Устраивались музыкально-театральные представления и семейные спектакли» .

Замечательное это было время, эти последние восемь лет жизни главы Сапожниковского семейства… (Какое странное совпадение: опять восемь лет, как и в самом начале ее семейной жизни!) Возмужавшие сыновья стали отличными управляющими-хозяевами (в полном и высшем смысле этого слова), «значительно увеличив торговый оборот фирмы как за счет продажи материй собственного производства, так и за счет покупных русских и лионских тканей; открыли крупные магазины в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде» .

А потому в 1870 году Вера Владимировна со спокойным сердцем отходит от всех дел, передав Александру и Владимиру фабрику, которую те переименовывают в «Торговый дом А. и В. Сапожниковы».

Вера Владимировна Сапожникова (1823-1877)

Но разве можно было ей, трудившейся все эти долгие годы, усидеть без дела? Конечно же, нет. И совсем скоро она нашла себе новое занятие: так как в старом любимовском доме год от года становилось теснее и теснее (появлялись все новые и новые члены Алексеевского семейства), Вера Владимировна, разделив с братом имение и прикупив соседние земли, решила построить свой собственный дом - здесь же, в Любимовке, в небольшом отдалении к югу.

Карта усадьбы «Любимовка»

(в синем кружке - дом Алексеевых, в красном - Белая дача Сапожниковых, в зеленом - храм Покрова Пресвятой Богородицы)

Два года длилось строительство, и вот наконец 30 июня 1873 года взорам домочадцев и многочисленных гостей предстала великолепная двухэтажная «Белая дача», построенная по проекту архитектора А.А.Никифорова в венецианском стиле. Результат многократно превзошел все ожидания (увы - после революции «Белая дача» была реквизирована, затем использовалась под всевозможное жилье, а в 1993-94 годах сгорела).

«Белая дача» Сапожниковых, фотография из архива музея туризма и краеведения школы № 5 г.Пушкино

«Белая дача» со двора, фотография 1949 года из фондов Королёвского ИКМ (публикуется впервые)


Чарующий вид на Клязьму, к которой мимо клумб с сотнями благоухающих цветов вели ухоженные дорожки, плавно переходящие в широкие ступени небольшой пристани, дополнял эту изумительную картину.

Вид на Клязьму из «Белой дачи»,

А сколько радости приносили ей первые трое внучат, родившихся в на редкость удачном браке дочери Лизоньки с предпринимателем и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым, которые поселились сравнительно недалеко, в Абрамцево (1870).

Художник И.Е.Репин. Портрет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой (Сапожниковой) (1847-1908), 1879 год

Частенько наведываясь к ним в гости и любуясь крепенькими (в отца) карапузами-братцами (кстати, увидит бабушка и первую внучку Верочку - ту самую «девочку с персиками», которая родится в 1875 году), Вера Владимировна иногда украдкой нет-нет да и вздыхала, переживая за все еще холостых сыновей, которым, кстати, перевалило уже за тридцать…

А тем из-за бесчисленных и бесконечных дел было, похоже, не до женитьбы (в большей степени это касалось все же старшего; Владимир много лет тайно был влюблен в кузину Лизу Якунчикову). Сильнейший пожар на фабрике, в котором сгорело и само здание, и товар (1872 год); покупка в связи с этим бедствием в близлежащем от Любимовке сельце Куракино шерстоткацкой фабрики (1875); возведение там же новых фабричных корпусов с приобретением новейшего ткацкого оборудования, а также строительство спальни (общежития), больницы, бани и училища (школы); восстановление московской фабрики; наконец, непременное участие в различных выставках (в частности, в Вене в 1873 году) - вот лишь небольшой перечень того, чем до краев была наполнена жизнь братьев Сапожниковых.

Историческая Сапожниковская лестница на фабрике «Передовая текстильщица»,

фотография Е.В.Гущиной, 2014 год

Очередной «черный день» пришелся на 1877 год, когда от, казалось бы, обычной детской болезни - скарлатины скоропостижно скончался 35-летний Александр Григорьевич.

Александр Григорьевич Сапожников (1842-1877)

Этот жесточайший удар судьбы 54-летняя Вера Владимировна перенести была уже не в силах - вскоре после сына умерла и она…

Трагедия третья. Владимир Григорьевич

Пережить эту ужасную двойную утрату 34-летнему Владимиру Григорьевичу помогала его молодая супруга Елизавета Васильевна, женитьба на которой состоялась в начале этого же года - 28 января. В какой-то степени утешало и то обстоятельство, что матушка с братом все же успели порадоваться его счастью.

Из «Ведомости о народных училищах Московского уезда за 1900-1910 годы»: «Куракинское фабричное училище основано в 1877 году. Находится в доме попечительницы Елизаветы Васильевны Сапожниковой. Законоучитель священник Николай Георгиевский, первая учительница Елизавета Ивановна Фалютинская (с 1879 года), вторая Александра Михайловна Касимова (с 1900), третья Анна Петровна Иванова (с 1900). Учащихся 48 мальчиков и 60 девочек».

Супруги Сапожниковы

«Елизавета Васильевна Сапожникова, женщина добрая, сердечная, всегда готовая всем помочь, полюбилась Владимиру Григорьевичу чуть ли не с детских лет, и он пронес свое чувство к ней через всю жизнь…» . То есть, как и его матушка, он был однолюб.

Художник И.Е.Репин. Портрет Е.В.Сапожниковой (1856-1937), 1880 год

Этим замечательным фактом удивительные совпадения в жизни двух поколений Сапожниковых не ограничиваются: так, разница в возрасте Владимира и Елизаветы составляла, как и у его родителей, тринадцать лет; у них также родилось шестеро детей - три сына и три дочери, из которых половина тоже умерла...

Первенец, сын Александр, названный в честь брата (а разве могло быть иначе?), родился в 1878 году. «Он прожил недолго, скончавшись в юношеском возрасте. Вторым ребенком была дочь Вера… Ее крестили в приходском храме Петра и Павла на Ново-Басманной улице, где Владимир Григорьевич много лет был церковным старостой» .

«Все три дочери Сапожниковых: Вера (1880-1939), Екатерина (1882-?) и Наталья (1883-?) красотой не отличались и замужем не были» . После девочек через пять и пятнадцать(!) лет соответственно родились сыновья Григорий (1888-1938) и Сергей (1898-1942).

Интересно, что Наталья и Сергей были крещены в Космодамианской церкви села Болшева, старостой в которой был Сергей Владимирович Алексеев, их двоюродный дед и сосед по Любимовке.

Владимир Григорьевич Сапожников (1843-1916)

Нежно-трепетное отношение к супруге и детям (последний сын родился, когда родителям было 42 и 55 лет соответственно!) сопровождали все без малого сорок лет этого счастливого брака. Однако столь близкое родство родителей (Владимир и Елизавета были детьми родных сестер Веры и Екатерины Алексеевых) не могло, к великому сожалению и, бесспорно, к огорчению, не отразиться на их детях.

О генетике тогда еще и слыхом не слыхивали, а ее, так сказать, результаты были здесь налицо: трое из шести детей умерли; «Вера, видимо, перенесла детский паралич - одна ее рука всегда была прижата к телу…; Григорий… жил один в лесу около Любимовки, в избушке…»; последыш Сапожниковых Сергей «с детства заикался и, чтобы скрыть это, старался говорить нараспев…» .

Видимо, именно некоторыми «странностями» сыновей объясняется то обстоятельство, что Владимир Григорьевич практически до конца своих дней стоял во главе своей «шелковой империи» - самой известной русской парчовой мануфактуры ХIХ века, славившейся, прежде всего, широким ассортиментом узорных парчовых тканей отменного качества. Интересный штрих: «тихий, скромный, необщительный в быту…, Владимир Григорьевич всей душой отдавался рисованию - придумывал рисунки для парчовых тканей; его фантазия была неистощима» .

При нем в не изменившей своего названия фирме «Торговый дом А. и В. Сапожниковы» осуществится масштабная реструктуризация, и она достигнет своего расцвета.

Один из Сапожниковских шедевров «Пионы»

И конечно же, когда в Российской империи проходили коронационные торжества, заказы на ткань поступали в первую очередь В.Г.Сапожникову. Именно из его парчи были сшиты роскошные коронационные платья двух последних императриц:

  • Марии Федоровны, супруги Александра III (1883 год):

Видео YouTube

  • и Александры Федоровны, супруги Николая II (1896 год):


Первоначально платье для Александры Федоровны планировали шить из легкой серебряной парчи. С таким материалом платье было бы очень легким, и коронация была бы менее утомительной для императрицы. К сожалению, выбор ткани пришлось изменить в пользу плотного шелка, так как вышивка на тяжелой ткани смотрелась гораздо лучше. В итоге платье весило около десяти килограммов! Сейчас оно хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

Также из тканей Сапожникова были изготовленные исторические одеяния императорской четы для самого известного «русского бала-маскарада» 1903 года в Зимнем дворце:


За выдающиеся успехи в развитии шелкоткацкого дела в Российской империи, удостоенный как минимум десятка орденов, в том числе и иностранных, отмеченный высшими наградами практически всех российских и международных выставок второй половины XIX-начала ХХ века,а также за неустанную общественную деятельность на благо Отчизны Владимир Григорьевич Сапожников получил в 1909 году потомственно е дворянств о (потомственными дворянами стали также его супруга и дети). В 1910 году ему присвоен чин действительного статского советника (соответствовал чинам генерал-майора в армии и контр-адмирала во флоте, а также придворному чину камергера).

Фотография из архива музея туризма и краеведения школы № 5 г.Пушкино (публикуется впервые)

Трагедия четвертая. Григорий Владимирович

Григорий Владимирович Сапожников (1888-1938)

До чего же сильна оказалась алексеевская порода! Как же внук Григорий похож на бабушку Веру Владимировну! Такие же небольшие глаза, крупный рот (семейная черта всех Алексеевых), волевой подбородок…

По совсем крошечным воспоминаниям троюродного брата С.С.Балашова, Гриша был очень верующим человеком, почему-то жил один, в избушке; «потом вдруг влюбился в Елизавету Ивановну Самарину, горничную его матери, и женился на ней.

Елизавету Ивановну отправили в Англию, где она училась два года и, очевидно, будучи от природы способной и восприимчивой, вернулась человеком, умеющим прекрасно держаться в обществе, и даже более интеллигентным, чем сами Сапожниковы» . Но все равно по сути это был мезальянс, хотя семья ее и приняла. А куда было деваться старшим Сапожниковым? Время шло, а долгожданных внуков у них все еще не было…

Елизавета Ивановна Самарина (1891-1968),

фотография из архива музея туризма и краеведения школы № 5 г.Пушкино (публикуется впервые)

И вот наконец году эдак в 1913 (1914?) у Григория и Елизаветы родилась дочь Александра. Как же были счастливы 71-летний дедушка и 58-летняя бабушка, как баловали свое маленькое «солнышко»…

Дедушка и бабушка с внучкой,

фотография из архива музея туризма и краеведения школы № 5 г.Пушкино (публикуется впервые)

Трудно сказать, увидел ли дедушка еще одну свою внучку - Лизоньку-третью (после бабушки Елизаветы Васильевны и мамы Елизаветы Ивановны): судя по фотографиям, разница между сестрами была примерно года три. Бабушка же точно дождалась второго «подарка судьбы», а потом, после октябрьского переворота, жила вместе с ними и невесткой в своем московском доме у Красных ворот вплоть до кончины в 1937 году.

Александра и Елизавета Сапожниковы,

фотография из архива музея туризма и краеведения школы № 5 г.Пушкино

Уже в самом конце своей жизни Владимир Григорьевич передал свой бизнес сыну Григорию - представителю третьего поколения фабрикантов Сапожниковых, которому вскоре пришлось совсем несладко: новой власти были не нужны буржуйские шелка и парчи. А потому в 1919 году обе фабрики - Московская и Куракинская были национализированы.

Непростая судьба выпала на долю последних представителей славной фамилии - лишенные всех прав и средств к существованию, они, тем не менее, не оставили своей родины и прожили здесь всю свою жизнь, разделяя с ней все беды и лишения.

Видимо, скрываясь от преследований или опасаясь их, Григорий Владимирович перебрался в далекий Тбилиси, где и скончался в безвестности в возрасте пятидесяти лет в 1938 году. И все же последний прямой потомок Григория Григорьевича Сапожникова по мужской линии оставил о себе прекрасную память в виде часовни-памятника вблизи Троицкой дороги у Тарасовки, о которой рассказ впереди...

Александра и Елизавета Григорьевны тоже боялись всего и вся на свете (тому свидетельство - рассказ Б.Я.Ежова, опубликованный ранее на сайте: ). Замужем они не были, скончались в конце 1990-х годов в Москве. Похоронены, как и бабушка, и матушка, на Введенском кладбище (историческое кладбище в Лефортово).

Особая благодарность пушкинскому краеведу Галине Ивановне Долгиревой

за предоставленные эксклюзивные фотоматериалы

Ольга ГЛАГОЛЕВА

Балашов С.С. Алексеевы, М., 2008, стр.12-13.

«Подмосковный летописец» № 1, 2015, стр.39, 44.

В.Панченко. Писатель Чехов в Любимовке у Станиславского. «Подмосковный летописец» №1, 2010, стр. 16, 24.

Г.Ю.Бродская. Вишневосадская эпопея, М., АГРАФ, 2000.

«Подмосковный летописец» № 2, 2011, стр.55.

Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Шрифт:

100% +

О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова
Песочная терапия в развитии дошкольников

Рецензенты:

Грабенко Т. М. – канд. пед. наук, директор Центра обучения креативным технологиям и методам гуманизации бизнеса и образования, доцент кафедры общей и специальной педагогики ИСПиП, психолог-консультант ЮНИСЕФ, Санкт-Петербург;

Воробьева Н. А. – канд. пед. наук, доцент, заместитель директора ГБОУ СПО «Педагогический колледж № 6», Москва.


© ООО «ТЦ Сфера», 2014

© Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В., 2014

Введение

Особые дети, талантливые, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, – именно они ставят перед современной педагогикой задачи, до настоящего времени не виданные и пока не решенные. В растерянности находятся и семьи и образовательные организации. Поэтому совершенно очевидно, что довольно остро назрел вопрос о совершенствовании дидактических приемов, методов образовательно-информационной работы с современным подрастающим поколением. При этом необходимо учитывать и потребности семьи, т. е. создавать технологии, применимые и доступные в семейном образовании и воспитании.

Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу – довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.

Весьма примечательно, что в 2013 г. мировая психологическая общественность негласно отмечает столетие метода песочной терапии, поскольку в 1913 г. Дора Калф и Маргарет Лоуэнфелд впервые описали использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. С тех пор песочная терапия становится достаточно популярным и эффективным методом коррекции. Однако в образовательный процесс песочница «проникает» весьма робко. Хотя есть положительные примеры работы коррекционных и общеобразовательных школ гг. Калининграда, Йошкар-Олы, Москвы, Оренбурга, Санкт-Петербурга.

Представленный материал позволяет:

– расширить возможности педагогической песочницы;

– вооружить педагогов, логопедов, родителей превосходной технологией сотворчества с детьми;

– привить детям желание решать познавательные задачи;

– перевести «взор» ребенка от плоскости электронного планшета на объемное пространство песочницы;

– решить множество коррекционных и образовательных задач в обучающем процессе;

– вдохновить ребенка на рождение в себе Творца.

История вопроса

Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум.

К. Г. Юнг


Техника песочной терапии возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Автором этого метода, возникшего в 1950-х гг., считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф.

Бытует мнение, что истоки песочной терапии отражены в книге известного писателя-фантаста Г. Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней он описывает, как игра его сыновей с миниатюрными фигурками облегчает трудности в отношениях с членами семьи и друг с другом. Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, основавшую Лондонский институт детской психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый увидевший их ребенок перенес фигурки в песочницу, стоявшую рядом, и стал с ними играть. Именно это и положило начало «технике построения мира» – диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной М. Лоуэнфелд (М. Lowenfeld , 1979; K. Bradway ). Д. Калф, прошедшая обучение у М. Лоуэнфелд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать на волнующие их чувства, но и развить психические и речевые функции ребенка и помочь процессу индивидуализации и взаимодействию реальности и воображения, которые она изучала у К. Г. Юнга.

Что такое песочная терапия

Вы, наверное, замечали, что не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают увлеченно строить замки из песка? И это неслучайно.

Вспомните, как приятно ходить босиком по песку, погружать в него руки и пропускать песчинки сквозь пальцы. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества – глиной, пластилином, красками – он имеет ряд преимуществ.

Создание песочных композиций в отличие, например, от рисунка не требует особых умений. Сделать что-то не так невозможно, это особенно важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Песочные игры подходят тем, кому трудно облечь свои переживания (очень острые и болезненные), в слова, или просто потому, что человек не обладает даром красноречия.

Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.

С учетом особенностей зрительного восприятия предлагается использовать деревянный ящик размером 50×70×10 см (для индивидуальной или подгрупповой работы). Эти размеры отражают площадь зрительного восприятия и дают представление «мира как на ладони». Высота борта в 10 см дает возможность работать с песком, но не создает ощущения бездонной ямы. Естественно, технология изготовления ящика не предполагает использования гвоздей, поскольку это может травмировать детей. Изготовив крышку для ящика, вы решаете проблему лишнего места, потому что можете использовать его как столик, подставку, полку. Исходя из опыта работы, рекомендуем вам изготовить второе дно. Дно ящика, выкрашенное в голубой, лазоревый, небесный цвет, обозначает воду, море; голубые борта – воздух и небо (можно использовать также приятные оттенки зеленого). Второе дно можно покрасить в основные цвета для решения сенсорных задач или выкрасить в любой другой цвет в зависимости от вашего желания или решаемых задач. На дно насыпается мелкий песок слоем примерно 5–7 см. Следуя санитарно-гигиеническим требованиям, используемый песок должен быть сертифицирован (см. рисунок).

Обязательный компонент для работы в песочнице – фигурки или их изображения. Их разнообразие ограничивается только вашими возможностями. Существует перечень обязательных объектов.



Люди должны быть разного возраста и пола. Необходимо также иметь несколько фигурок младенцев, детей, матерей, отцов, бабушек и дедушек. Должны быть представлены разные профессии, фантастические персонажи легенд и сказок, включая ведьм и колдунов. Подберите людей с разным цветом кожи, а также в различных эмоциональных состояниях. В настоящее время эти возможности подбора предоставляют наборы Лего.

Животных хорошо бы представить во всем многообразии: животные Крайнего Севера, жарких стран и т. д.; дикие и домашние; птицы (хищные, домашние, дикие и т. д.), рыбы, насекомые. Кстати, увеличенные фигурки насекомых могут использоваться как монстры. К их категории можно отнести и фигурки вымерших животных, например, динозавров. Категория монстров должна присутствовать обязательно, даже если мы проводим образовательные, а не психотерапевтические мероприятия. Они, как правило, указывают на детские страхи.

Наборы «Зоопарк» прекрасно решают задачу насыщения этой группы.

Символы социализации. В эту группу войдут дома, постройки, различные виды транспорта (машины, лодки, катера, самолеты, вертолеты), заборы и другие виды ограничений.

Различные детские наборы (Лего, Барби, киндер-сюрпризы и др.) помогут в подборе материала для этой группы.

Растительный мир. Достаточно условная группа, здесь вполне подойдут фигуры деревьев, кустарников, цветов из наборов «Зоопарк». Их можно изготовить и собственными руками.

Символические предметы. Наконец-то найдено применение рассыпавшимся бусам, одиноким пуговицам, кристаллам, сломанной бижутерии, маленьким флакончикам и ракушкам, привезенным с моря.

Для проведения психотерапевтической работы рекомендуется устроить «супервижн» – выставить на обозрение все фигурки и предметы. Для проведения педагогического или коррекционного воздействия вполне достаточно ограничиться набором фигурок, необходимых для решения педагогических, развивающих и коррекционных задач для данного занятия.

Независимо от желания педагога дети, завороженные расставленными фигурками, могут совершенно бессознательно выбирать наиболее понравившиеся и уносить их с собой. Это одна из насущных проблем. Каждый из педагогов и психологов пытается решить ее по-своему. В частности, затруднить свободный доступ, устроить проверку на выходе и т. д. Будем рады узнать о вашем успешном опыте.

Проводя педагогические, коррекционные мероприятия в песочнице, мы даем ребенку новую площадку, создаем мотив для получения знаний. Однако работа с песком – искушение для ребенка, в первую очередь за счет интереса и нестандартных ощущений. Именно поэтому необходимо оговорить с детьми общие правила поведения в песочнице. Таким образом, выделяется ритуал входа.

Ритуал входа

С точки зрения автора, этот этап обязателен не только для психотерапевтической работы, но также и при проведении занятий. Цель данного этапа – определить, «узаконить» правила поведения в песочнице. Особая ценность метода заключается в том, что с этого момента контролирующие и регулирующие функции переходят от логопеда, психолога, воспитателя к некоему персонажу. Именно он позиционирует себя как существо, определяющее рамки и правила поведения, возлагает на себя право регулировать взаимоотношения детей, работающих в песочнице. Кто это может быть? При первом посещении песочницы, ознакомлении с ней мы, конечно, предлагаем готовый персонаж: Королева или Царица песка, Король или Царь пустыни, Принцесса Песчинка, Богиня песка, Песочная фея, Хозяйка песочницы, Королева песочного мира.… Можно использовать реальных жителей пустыни: например, Король верблюдов или просто верблюд, или Золотой, или Песочный, но все равно верблюд. Прекрасно подходит образ черепахи, в том числе Тортилы. Учитывая склонность современных детей старшего дошкольного возраста к ужастикам, полагаем возможным привлекать соответствующих тематике покемонов, бакуганов, трансформеров, биониклов и прочих монстров. Говоря о реальных жителях пустыни, можно использовать образы сусликов, тушканчиков, змей, известных своей мудростью и беспощадностью, ящериц и, учитывая вездесущность, птиц. Уверена, что вы поняли: выбор персонажа ограничивается лишь вашей фантазией. Безусловно, данная фигурка представляется участникам процесса соответствующим образом украшенная и одетая.

Данный персонаж приглашает детей в свою страну, однако определяет и правила взаимодействия с песком. Попытаемся определить их:

– песок не разбрасывать;

– не сыпать;

– не есть;

– не разрушать постройки других;

– не заливать всю песочницу водой;

– не уносить игрушки.

Учитывая негативное отношение дошкольников к частице «не», неспособность многих детей следовать правилам, предлагаем вам поработать над приветственным словом «песчаного персонажа» к детям. Обращение может быть как поэтическим, так и прозаическим. Вот несколько идей, любезно предоставленных Н. А. Зарубиной (см. таблицу).

Присутствие сказочного контролера сдерживает порывы детей, даже самых гиперактивных. Однако в педагогической работе возможно все, и на случай, когда границы дозволенного грубо нарушены, рекомендую «закрыть страну». Для этих целей можно использовать любой темный непрозрачный платок, которым вы грациозно закроете пространство песочницы. Учитывая невероятно приятные ощущения от работы с песочком, которых они лишаются, дети начнут активно возмущаться. Как правило, одного накрывания оказывается достаточно, и впредь ребенок не будет допускать нарушения законов песочной страны.

Для регулирования времени и поведения прекрасно подходит сюжет «День – ночь». В дневное время песочница открыта для деятельности, а на ночь она закрывается.



В дальнейшем ритуал входа может быть видоизменен, и правила поведения, положим, предлагается озвучить самим детям. Это и развивает речь, и повышает уровень ответственности, и включает механизм саморегуляции. Предлагаю перед началом занятия завязать непринужденный диалог между хозяином страны и отдельными детьми, что позволит глубже погрузиться в сказочный сюжет, расслабит детей и – как следствие – обеспечит большую эффективность занятия.

Задания могут транслироваться как сказочным персонажем, так и педагогом в зависимости от целей занятия и ситуации.

Некоторые педагоги предлагают дополнять ритуал входа музыкальным сопровождением. Мне кажется это чрезмерным, хотя, если подобное включение оправдано целями, наверное, будет способствовать поэтизации ритуала и придаст ему дополнительную эстетическую окраску.

В структуре занятия на ритуал входа, как правило, отводится от 3 до 5 мин.

Основная часть

В этой части хотелось осветить возможности проведения занятий по различным проблемам развития речи как для детей с нормальным речевым развитием, так и для детей с его нарушением.

Особенность проведения занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в песочнице – возможность ее использования на протяжении всего занятия или в отдельной его части.

Развитие мелкой моторики

Эта часть работы представляется наиболее очевидной и приятной. Дети старшего дошкольного возраста выполняют движения или задания по описанию, собственному опыту или по подражанию, а вот малыши только учатся, и поэтому следует первоначально действовать «рука в руке». Тем не менее в ходе выполнения заданий можно решать задачи перцептивного развития. Перечислим задания :

– действия с песком: сжать его в кулачке, а потом разжать; то же, но кулачок приподнять над поверхностью песочницы; то же двумя ладонями одновременно; захватить песок в щепотку и разжать; то же, но, мелко перебирая пальцами, потихоньку высыпать песок из пальцев; то же с насыпанием дорожки из песка; засыпать палец или ладонь песком другой рукой; выложить по насыпанной дорожке горошины или камешки; перетирать песок между ладонями и т. д.;

– отыскать в песочнице предметы (мелкие пуговицы, кедровые орешки, бусины, звездочки с погон и т. д.). Причем первоначально предметы могут быть и довольно крупными, с учетом неразвитости детских пальчиков, например, каштаны, крупные пуговицы и фрагменты бижутерии, фигурки животных;

– определенный предмет;

– предметы с определенными характеристиками (гладкие – шершавые, большие – маленькие, какой-либо формы);

– охарактеризовать предметы, расположенные в определенном месте. Например: отыщи предметы, расположенные в правом верхнем углу, расскажи о них;

– еще на этапе ознакомления с песком, да и в дальнейшем, неизменной популярностью пользуются разнообразные прикосновения к поверхности песка: прикоснись ладошкой, ребром ладони, пальцем (пальцами). Детям младшего дошкольного возраста можно предлагать действовать двумя руками, а амбидекстрам – наиболее удобной. В любом случае после пользования ведущей рукой те же движения выполняются второй рукой. Это, безусловно, будет способствовать развитию межполушарных связей. Для разнообразия и развития эмоционально-волевых качеств можно практиковать движения различной интенсивности.

Как вариант для детей старшего дошкольного возраста предлагается нарисовать ребром ладони или пальцем геометрические фигуры.

Говоря о сенсорном развитии, мы предлагаем использовать второе дно, о котором упоминали выше. Здесь можно сказать о заданиях типа: «Сделай дорожку. Посмотри, какого она цвета? Поставь на свою дорожку машинку такого же цвета. А теперь поставь домик такого же цвета». Эти занятия подходят для детей младшего дошкольного возраста. В зависимости от задач занятия можно активно использовать речь. Например, подключать звукоподражание, выяснить, кто участники движения, определить цель. Формируя фразу, можно суммировать все ответы ребенка.

Продолжая тему развития мелкой моторики, предлагаем рисование на песке .

Дорожки . Начинаем с простых прямых линий. «Дорожка для слоненка к его домику». Затем переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по интенсивности и протяженности.

Заборчики , которыми мы огораживаем все, что лежит в песочнице.

Дожди . Еще одна возможность отработать вертикальные линии.

Лесенки . Для самых разных существ или самых разных размеров научат совмещать вертикальные и горизонтальные линии.

Следы . Вы можете предлагать оставить на песке следы вполне определенных существ. Например, следы бегемота или паучка или даже первые крупные капли дождя. Оставленные следы хорошо бы обсудить: кто их оставил, как его зовут, куда он шел, откуда, в каком эмоциональном состоянии пребывал. Затем, развивая воображение детей, можно предлагать оставлять следы несуществующих животных.

Волны являются модифицированными дорожками и их вполне первоначально можно называть именно так. Для разнообразия можно использовать название «змейки».

Работа с контурами и шаблонами . Обведение пальцем контура или шаблона вплотную подводит ребенка к овладению письмом.

В системе М. Монтессори есть упражнения по работе с песком . Это различные засыпания, пересыпания песка в различные емкости. Причем можно ставить самые разные задачи и развивать как двигательные и начертательные, так и когнитивные навыки. Все зависит от поставленной задачи. Сравните: насыпь песок в банку ложкой и насыпь песок в банку как можно быстрее. Очень интересно наблюдать за поведением детей: кто-то старается как можно быстрее работать рукой или руками, а кто-то просто нагребает песок в банку одним движением. Как легко, оказывается, выявить самых креативных!

Здесь же можно продолжить работу с шаблонами и контурами, но не обводить их пальцем, а насыпать песок на шаблон.

Конечно же, в песочнице можно проводить закрепление образа букв через «печатанье» их на песке. Это в основном используется в работе с детьми, имеющими дизартрию или ДЦП. Без чрезмерного напряжения можно формировать кинестетические ощущения. Безусловным преимуществом является сомнительность результатов: ребенок, да и взрослый как бы не видят недостатков и таким образом создается ситуация успеха.

Здесь же обращается внимание на детей с ведущей левой рукой. Пособий по подготовке к школе таких ребят пока немного, а вот в песочнице, не отягощенной линованными линиями, вполне можно проводить эту работу, подбирая для ребенка удобную позу.

Хотелось бы отметить, что сейчас рисование на песке активно разрабатывается как особое направление изобразительной деятельности. Это, безусловно, будет способствовать развитию мелкой моторики рук ребенка.

Работа над фонетической стороной речи

Работа в песочнице позволяет не только решать задачу развития фонематического слуха, но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные логопедом или воспитателем звуки. Для развития фонематического слуха детям предлагают выбрать называемые педагогом фигурки с определенным звуком. Для автоматизации то же задание можно использовать с активным называнием слов (фигурок). Например, собрать в зоопарк (зоомагазин, лес и т. д.) только тех животных, в названии которых есть звук [л]: слон, крокодил, волк, козел, осел, лось, лань, лошадь, белка, орел, ласточка и т. д. Естественно, перенося фигурки животных в песочницу, ребенок их называет.

Сюжет с зоопарком можно использовать и в работе по дифференциации звуков. Чтобы не брать традиционную пару [р] – [л], возьмем [с] – [ш]. На «супервижн» выставляются вперемешку фигурки или изображения совы, суслика, мишки, лисы, шиншиллы, шимпанзе, шмеля, лягушки, мыши, летучей мыши, сайгака, скунса, свиньи, саламандры, опоссума, барсука, сокола и т. п. После обозрения дети должны разделить пространство и заселить одну часть животными с одним звуком, а другую часть – животными со звуком-оппозиционером.

Для разнообразия можно отправить детей в путешествие по миру в поисках животных или подбирать определенных животных для издания, например, Красной книги.

Продолжая работу над звуковой стороной речи и развитием фонематического слуха, можно ограничить детей и предложить выбирать животных с определенным звуком в определенном месте слова (в начале, середине или конце), или же помочь им составить предложение с использованием заданного звука.

Похожие сюжеты можно разыгрывать с растениями, одеждой, предметами мебели и посуды. В настоящее время разнообразие предметов широко представлено в дидактических наборах. В случаях, когда игрушечных изображений нет или их недостаточно, следует использовать двусторонние карточки, закрепленные на подставочках. Они легко встают в толщу песка и довольно устойчивы.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".