Под самодержавием в древней руси понимали. Самодержавие vs монархия. Причины становления самодержавия на Руси

Самодержавием называется специфическая именно для России форма правления, при которой высший носитель власти в стране обладал всеми правами в деле руководства государством. Царю, а впоследствии российскому императору принадлежали верховные права в управлении, в законодательстве и в верховном суде.

Самодержец мог сам утверждать законопроекты, назначать на должности и увольнять с них высших сановников. Он же осуществлял командование армией и флотом, заведовал всеми финансами страны. К компетенции правителя относилось даже назначение руководителей местных органов власти, а в судебном отношении только он мог утверждать приговоры и осуществлять помилование.

Самодержавие в России в своем развитии последовательно прошло через два этапа. С 16 по 17 век оно представляло собой монархию, основанную на сословно-представительном принципе, когда царь руководил страной совместно с боярской аристократией. С 18 по начало 20 века в России царила абсолютная, ничем не ограниченная монархия. Последний российский самодержец Николай Второй отрекся от престола в начале марта 1917 года, в дни Февральской буржуазной революции.

Особенности самодержавия

Самодержавие в России развивалось из вотчинного уклада, поэтому носило отпечаток экономических традиций страны. Его особенностью было нежелание царствующих особ проводить различие между различными видами собственности. К моменту окончания эпохи самодержавия государь практически единолично распоряжался не только торговлей, но и всеми ресурсами страны.

Одной из основ самодержавия была православная церковь, которая принимала непосредственное участие в выработке принципов единоличного правления государством. Считалось, что российские цари являются прямыми наследниками римского императора, а их династия ведет свою историю от древнейшего на свете рода. Для подтверждения этого положения была создана соответствующая , в разработке которой принимал непосредственное участие митрополит Макарий. В обществе со временем укрепилась идея божественного происхождения самодержавной власти.

Некоторые исследователи считают, что введение и укрепление в России самодержавия прямым образом связано с особенностями русского национального характера. Речь идет о том, что народ на Руси не отличался способностью к самоорганизации, был склонен к конфликтам и нуждался в сильной центральной власти. Однако понимание вопроса нельзя считать верным. Формирование самодержавия в России происходило в соответствии с характерными для страны чертами экономического и социального уклада. На определенном этапе развития государства самодержавная власть была вполне оправдана.

Монархия автократическая (самодержавная)

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Монархия автократическая (самодержавная)
Рубрика (тематическая категория) Государство

Конституционные монархии

Конституционная монархия тоже, как вы можете легко видеть, вырастает из идеи общественного договора . Только здесь граждане Левиафану делœегируют не всœе, а пишут на бумаге: вот до сих пор король, а дальше - нет, вот сюда суешь королевский нос, а дальше - нет, вот столько денег у тебя, короля, а дальше - не у тебя.

То есть, по сути дела, это тот же рационализм Нового времени, это та же идея общественного договора , но это следующий этап, когда граждане, уже разрушившие историческую зависимость государства от общества, разрушили систему, в которой общество порождает государство, начинают выстраивать систему барьеров , защищающих гражданина от государства.

Оттуда принцип разделœения властей, для вас всœех вполне представимый - общество начало защищаться от государства! А вот общество сословное от государства не защищалось - оно государством повелœевало .

Образцом автократической монархии является христианский Рим (а затем Второй Рим - Византия, по прямому преемству), где были римские (позднеримские) государственные институты. Надо сказать, что мы очень часто не понимаем, что это такое. Чаще всœего в литературе самодержавная монархия воспринимается как абсолютистская, как абсолютная. Вместе с тем, сам термин ʼʼсамодержавиеʼʼ в России претерпел очень серьезные изменения. Когда самодержцем назвал себя первый наш царь, Иоанн III, это лишь означало, что он стал сувереном , что он более не вассал ордынского хана . Но уже в следующем веке, в XVI, это начало восприниматься как некий аналог византийской автократии.

Что собой представлял классический образец христианской автократии - позднеримский, начиная с Константина Великого, и византийский, начиная с Юстиниана Великого?

Византийский император (по-гречески, собственно, василевс ромеев ) теоретически (на уровне богословия и юридической мысли) предполагался автократором (самовластцем, точнее, самоуправцем) и источником законов . При этом насколько реально был неограничен василевс ромеев, и чем, в противном случае, он был ограничен?

1. Христианский царь, василевс ромеев, предполагался действующим в отношениях симфонии (ʼʼсимфонияʼʼ - ʼʼсозвучиеʼʼ, по-гречески) - отношения христианской Церкви и государства, при которых государство получает свою власть от Церкви. Оттуда концепция ʼʼдвух мечейʼʼ : меч, символизирующий светскую, и меч, символизирующий духовную власть, оба они - в руках Церкви, ибо она - высшая власть в материальном мире и Глава Ее - Сам Христос. Меч светской власти вручается христианскому государю, и далее Церковь не вмешивается в дела правления, но вправе нравственного суждения по малейшему решению государственной власти. Вот это и есть симфония. И если вы заинтересуетесь детальной разработкой, рекомендую вам работу крупного историка Антона Владимировича Карташова ʼʼВоссоздание Святой Русиʼʼ (М., 1991).

Идея симфонии вырабатывалась постепенно. Функция царя, как Удерживающего мировое зло , отмечена была в своем Послании апостолом Павлом, чего апостол, естественно, не понял - это видно в контексте. Он был изумлен этим знанием - тем, что Удерживающим мировое зло является еще языческий римский император.
Размещено на реф.рф
На уровне богословия это было детально разработано Иоанном Златоустом, в его Толкованиях на послания апостола Павла .

И, наконец, юридическую форму симфония приобрела при величайшем византийском правителœе VI века императоре Юстиниане Великом: обязанность охранять Вселœенскую Церковь (а вовсœе не Церковь в пределах империи) - это исполнение императором своих функций в симфонии (см. его Шестую новеллу ).

Неверно понимать симфонию (как ее понимают некоторые современные публицисты) в том смысле, что это дружеское взаимодействие царя и патриарха. Царь может персонифицировать государство, но патриарх - председатель в совете епископов - не персонифицирует Церковь, ибо Церковь персонифицирует Сам Христос. И если возникала конфликтная ситуация (их было довольно мало в тысячелœетней византийской истории), ситуация была проигрышной для императора. Любой император сильнее патриарха, в данном можно не сомневаться. Но в серьезной конфликтной ситуации императору противостоял не патриарх, а несколько сот епископов империи - сила абсолютно неодолимая для христианского правителя, разве что ценой отказа от христианства, но тогда это означает отказ от власти.

2. Ограничение власти императора - это прочитанный им при царском посвящении Символ Веры , как присяга . По сути дела, Основные законы Российской империи повелœевали не за страх, а за совесть повиноваться императору. Но существовало одно условие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ освобождало от присяги: отказ от Символа Веры. К примеру, при переходе в католичество любого императора он переставал быть императором автоматически. Также точно как английская королева, в отличие от всœех своих подданных, не может перейти в другое исповедание: отказ от англиканства означает утрату короны (в современные, свободные времена).

3. Византийский император был зависим от мнения и воли синклита - совета высших сановников, как и русский царь был зависим от мнения Боярской думы. Конечно, синклитиков назначал сам василевс, и бояр назначал сам царь (а до него - великий князь). При этом механизмы здесь довольно жесткие. Александром Петровичем Кажданом было доказано (в труде ʼʼСоциальный состав господствующего класса Византии XI-XII ввʼʼ), что одни и те же фамилии поставляют высших сановников империи. То же самое и в России - аристократия (ʼʼправление наилучшихʼʼ) была реальна. Само собой разумеется, русский царь XVII века мог какого-нибудь лично не симпатичного ему (не только неспособного, а несимпатичного) князя Одоевского не сделать боярином, и тот так бы и умер стольником. Он не мог другого: он не мог вместо Одоевского сделать боярином Хрюшкина! Как не мог и василевс ромеев. А следующего императора провозглашал синклит.

4. Василевс ромеев был, в какой-то степени, зависим от мнения войска , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ есть вооруженный народ, или вооруженная часть народа, ибо сохранялся старинный римский обычай воинского посвящения царя, когда нового василевса ставили на щит, положенный на скрещенные копья и поднимали над головами войска. Это настолько воинский и, вместе с тем, сакральный обычай (вот пример пересечения разных монархических традиций), что запечатлен в ежедневно совершаемой литургии Православной Церкви. Это текст херувимской песни: ʼʼЯко да Царя всœех подымемʼʼ. Там это переносится, разумеется, на Христа͵ но описывается чин царского провозглашения.

5. Наконец, василевс ромеев был и демократически ограничен , хотя отнюдь не волеизъявлением народов империи, а волеизъявлением граждан столицы - Константинополя, граждан, организованных в ʼʼдимыʼʼ (корпорации). В средневековом языке вместо ʼʼдемосʼʼ стали говорить ʼʼдимосʼʼ, в связи с этим корпорация - ʼʼдимаʼʼ, а глава корпорации - ʼʼдимархʼʼ. Димархи изъявляли свое мнение василевсу, а василевс, в общем, прислушивался. Василевс Анастасий счел за благо отменить один из налогов, когда этого единогласно потребовали всœе димархи на ипподроме, а димы стали топать ногами, скандируя требование отмены налога. Василевс счел за благо со столицей отношения не портить.

Самодержавная (или автократическая) монархия - сложная, но весьма важная форма. Она существует только в единственном варианте - христианском. При этом имейте в виду: она существовала в необычайно развитой правовой системе (ведь даже римское право было кодифицировано в Византии при Юстиниане Великом). И во всœе времена всœе населœение империи (а, следовательно, и возможные наследники престола) воспитывались в том понимании правовой системы, что, хотя автократор - источник закона, но, покуда закон существует - он, прежде всœего, писан для самого автократора.

Попытка перенести в чистом виде автократию на русскую почву, с ее особенностями (а особенности эти просты: мы, к сожалению, гораздо менее византийцев и в Средние века, и ныне обладаем развитым правосознанием, зато в значительно большей степени обладаем демократическим сознанием) дало первую тиранию Ивана IV. После смерти первого тирана в 1584 году сословия, восстанавливая баланс, ʼʼтопнули ножкамиʼʼ, и, несмотря на всœем известный добрый нрав царя Федора и законность его рождения, ему пришлось пройти через избрание . Так избирались и последующие русские цари. По этой причине в XVII веке самодержавием в России принято называть, по сути, сословно-представительная монархия с парламентом - Земским собором, сохраняющая, тем не менее, идею симфонии в своей сущности.

Монархия автократическая (самодержавная) - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Монархия автократическая (самодержавная)" 2017, 2018.

Император) обладал верховными правами в законодательной, административной и судебной сфере. Несмотря на появление в 1905-1906 гг. элементов конституционной монархии, С. в России просуществовало вплоть до Февральской революции 1917 г.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "САМОДЕРЖАВИЕ" в других словарях:

    Самодержавие … Орфографический словарь-справочник

    Автократия, абсолютизм, самовластие; неограниченная монархия, монархия, абсолютная монархия, царский режим, царизм, власть Словарь русских синонимов. самодержавие абсолютизм, неограниченная (или абсолютная) монархия, самовластие; автократия… … Словарь синонимов

    САМОДЕРЖАВИЕ, монархическая форма правления в России, при которой царю (с 1721 императору) принадлежали верховные права в законодательстве, управлении страной, командовании армией и флотом и т.д. С середины 16 в. в России складывалась сословно… … Русская история

    Монархическая форма правления в России. В 16 17 вв. царь правил вместе с боярской думой, в 18 нач. 20 вв. абсолютная монархия. (см. Абсолютизм, Автократия) … Большой Энциклопедический словарь

    САМОДЕРЖАВИЕ, самодержавия, мн. нет, ср. (полит.). Система государственного управления с неограниченной властью монарха. «Все более широкие массы народа приходили к убеждению, что выход из невыносимого положения только один свержение царского… … Толковый словарь Ушакова

    САМОДЕРЖАВИЕ, я, ср. В дореволюционной России: монархия. Свержение самодержавия. | прил. самодержавный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Ср. самодержавство и самодержавность жен. или ·стар. самодержство, управленье самодержавное, монархическое, полновластное, неограниченное, независимое от государственых учреждений, соборов, или выборных, от земства и чинов; или | самая власть эта … Толковый словарь Даля

    Англ. autocracy; нем. Selbstherrschaft. Форма правления, при к рой верховная власть всецело и нераздельно принадлежит одному лицу монарху. см. АБСОЛЮТИЗМ, АВТОКРАТИЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Монархическая форма правления в России. В 16 17 вв. царь правил вместе с боярской думой, в 18 нач. 20 вв. абсолютная монархия. (Абсолютизм, Автократия). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    Самодержавие - (англ. autocracy) название монархической формы правления в России, когда носителю верховной гос ной власти (царю, императору) принадлежали верховные права в законодательстве (утверждение законопроектов), в верховном управлении (назначение и… … Энциклопедия права

Книги

  • Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в , С. В. Мироненко. В монографии на новом архивном материале рассмотрены попытки самодержавия реформировать свои коренные основы (приступить к освобождению крепостных крестьян и ограничить самодержавие…
  • Самодержавие и конституция. Политическая повседневность в 1906-1917 годах , Соловьев Кирилл Алексеевич. 23 апреля 1906 года России высочайшим решением была`дарована`конституция. Заработала Государственная дума, которую еще в 1809 году предлагал учредить реформатор Михаил Сперанский. Принято…

последняя по времени форма феодально- помещичьего государства, сложившаяся в России к началу 17 в. и просуществовавшую вплоть до февральской революции 1917. Термин «С.» заимствован из византийского права, в котором применялся термин «автократор». В 16-17 вв. самодержцы правили совместно с боярским советом и Земскими соборами. Так, Земский собор 1613 избрал царем Михаила Федоровича Романова, установившего новую династию. В 17 в. царь еще правил вместе с боярской Думой. По словам историка Г. Котошихина, Михаил Романов «...хотя самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делати ничего». Укреплению самодержавной власти содействовали Земские соборы, прекратившие свою деятельность в том же 17 в., до конца века существовала так называемая приказная система. В период правления Петра I (1689-1725) С. приобрело новое качественное содержание: самодержец стал носителем абсолютной, юридически неограниченной власти. В так называемом толковании к ст. 20 Воинского Устава 1716 было сказано: «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет, свои государства и земли, яко христианнейший государь по своей воле и благомнению управляет ». Правительственный аппарат при Петре I и его преемниках постоянно расширялся и бюрократизировался. В гражданском и военном управлении усиливалась централизация, а полицейская регламентация всех сторон общественной и частной жизни подданных приобретала огромный размах. Тем не менее петровские реформы, заметно усилившие русское государство, имели для страны прогрессивное значение. В феврале 1722 Петр I отменил прежний порядок передачи престола старшему сыну или избрание царя Земским собором; наследник престола должен был назначаться по личному усмотрению царя. Смерть Петра помешала ему воспользоваться этим законом. Отсутствие закона о престолонаследии привело к тому, что за 37 лет (с 1725 по 1762) произошло 6 дворцовых переворотов. Екатерина II (1762-1796) вынашивала план отстранения от престола сына Павла и передачи престола внуку Александру, но план не осуществился и царский трон занял Павел I. При Павле I в 1797 был принят закон, по которому престол замещался по праву первородства лицом мужского пола (в нисходящей линии). Имелся в виду старший сын умершего императора. Юридически престол могли занимать и лица женского пола, но лишь за пресечением всех мужских поколений. Император был обязан исповедовать православную веру. По случаю вступления на престол издавался особый манифест. Все подданные мужского пола, достигшие 12 лет, приводились к присяге. Спустя какое-то время после вступления на престол над новым императором совершался обряд коронования и миропомазания (в Успенском соборе Московского Кремля). Члены царствующего дома, т.е. лица,« принадлежавшие к царской фамилии, обладали рядом привилегий (личных и имущественных). Дети и внуки императора именовались великими князьями (княгинями, княжнами) и носили титул «императорских высочеств ». О всяком рождении в семье царя сообщалось «во всенародное известие» в манифестах («сообщаем нашим верноподданным, что наша августейшая супруга императрица (такая-то) благополучно разрешилась от бремени»). Тут же называлось имя новорожденного или новорожденной (великого князя или великой княжны). При рождении (или совершеннолетии) члены императорской фамилии награждались высшим орденом Российской империи - орденом Андрея Первозванного (голубая лента к этому ордену носилась через правое плечо). К этому прибавлялись еще несколько орденов. Новорожденным великим князьям или княжнам тотчас же ассигновались из казны 100 000 руб. К почетным преимуществам царя относился титул (полный, средний и краткий). Чаще всего он пользовался кратким титулом: «Божиею милостью, (имя царя), император и самодержец Всероссийский, царь Польский, великий князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая». Император имел личный герб, который одновременно был и малым государственным гербом. Существовали также средний и большой русские государственные гербы (комбинация византийского двуглавого орла с московским Георгием Победоносцем). Государственный гимн России начинался словами: «Боже, царя храни». Целям возвышения царской власти служили «высочайшие» выходы по случаю всякого рода торжественных или праздничных событий - Нового года, Крещенского водосвятия, пасхальной заутрени и т.п. В году насчитывалось немало праздников, так называемых царских дней, когда в церквах отмечались тезоименитства императора, его интронизация и другие подобные события. Возносились молитвы о здравии и благополучии царя и членов «благополучно царствующего дома». Служились панихиды по «в бозе почившим царям». В священнических проповедях нередко звучал мотив: «Бога бойся, царя почитай!», причем с оттенком угрозы. Не существовало четкого различия между частным имуществом царя (и членов династии) и государственным имуществом. Последнее в конечном счете тоже находилось в распоряжении императора. Иными словами, даже удовлетворение частных потребностей этих лиц относилось к области государственной, носило публично-правовой характер.. Император, его мать, жена, наследник престола (цесаревич) с супругой, дочери императора не подлежали обложению государственным подоходным налогом. В качестве главы императорского (царствующего) дома император был высшим опекуном над личностью и имуществом малолетних великих князей и княжен. Он мог, в частности, разрешить продажу недвижимости этих лиц; в том же качестве он санкционировал браки членов дома. Высочайшие рескрипты, т.е. документы, обращенные к министрам, председателю Совета Министров или какому-либо великому князю, обычно заканчивались словами: «Пребываю к вам неизменно благосклонный» или «Пребываю навсегда неизменно благосклонный». Правительствующему же сенату царь направлял «именные высочайшие указы». В официальных обращениях применялась «царская» орфография: местоимение «мы» («нас», «нам» и т.д.), а не «я», и «вторый», а не «второй». «Высочайший манифест » того же Николая II, например, заканчивался словами: «Дан в Царском селе в 18-й день февраля в лето от рождения Христова тысяча девятьсот пятое, царствование же нашего в одиннадцатое», после чего шла фраза: «На подлинном собственною его императорского величества рукою подписано: «Николай». Не только резолюция царя на «всеподданнейших докладах » министров, но и вообще всякая «высочайшая» помета подлежали исполнению, служили для «руководства ». Нередко царь писал на бумагах «прочел с удовольствием» или «прочел с великим удовольствием ». Даже если царь просто отчеркнул какие-либо слова, то об этом уведомлялись соответствующие министры - «для соображений». Алогеем С. или абсолютизма стало царствование Николая I (1825-1855). По характеристике А.И. Герцена, Россия в то время представляла собой «империю чиненых перьев и граненых штыков». С этой точки зрения более либеральным было правление Александра II (1856-1881). Для этого и последующих царствований (Александра III, Николая II) характерна заметная эволюция в сторону буржуазной монархии, становилось все более очевидным противоречие между архаическим государственным строем с его засилием бюрократии и развивающимся капитализмом. Царизм шел на уступки буржуазному развитию в социально- экономической области. В России, как и в других абсолютистских государствах, сильное влияние на ход правительственных дел оказывала придворная камарилья, являвшаяся как бы вторым правительством. Незадолго до краха империи вокруг трона появлялись совершенно безвестные люди, не имевшие никакого отношения к бюрократии, например, француз, лжеврач Филипп, «мясник по образованию и жулик по призванию», проводивший спиритические сеансы и консультировавший Николая II по вопросам внутренней и внешней политики, за что получил звание врача и чин действительного статского советника, а также - потомственное российское дворянство. В предвоенные годы сильное влияние на царя оказывал редактор журнала «Гражданин» князь В.П. Мещерский, к которому ездили на поклон министры - члены Государственного совета и другие сановники. Символом полного разложения С. было появление Григория Распутина и «распутинщины». Согласно статье 16-й Основных законов (в редакции 23 апреля 1906) «Власть управления во всем ее объеме принадлежит государю императору в пределах всего государства Российского. В управлении верховном власть его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от него, согласно закону, надлежащим местам и лицам, действующим его именем и по его повелению». Власть верховного управления проявлялась чаще всего в издании царем обязательных распоряжений или указов. Одни из них давались в руководство должностным лицам и учреждениям (указы административные), другие устанавливали обязанности и права широкому кругу лиц (указы юридические); одни были обыкновенные, другие - чрезвычайные. Практически, как и до 1906, невозможно было провести различие между законом и указом. К органам верховного управления можно отнести ряд советов, члены которых назначались царем и решения которых носили совещательный характер. Совет Министров, Военный совет, Адмиралтейский совет, Совет государственной обороны, Комитет финансов, Опекунский совет (по ведомству учреждений императрицы Марии, ведавших призрением и воспитанием). Руководили этими советами лица, назначаемые царем, который мог председательствовать в них и лично. Исполнительными органами верховного управления были Министерство императорского двора и Императорская главная квартира, выполнявшая поручения царя во время его путешествий. Деятельность органов подчиненного управления состояла, главным образом, в исполнении царских указов (и вообще любых «предначертаний» и «высочайших повелений» царя), поэтому совокупность органов подчиненного управления и их деятельность следует именовать властью исполнительной. У императора «под рукой» находилась собственная его императорского величества канцелярия. При ней состояли комитеты: а) о службе чинов гражданского ведомства и о наградах; б) призрения заслуженных гражданских чиновников. Существовали также канцелярии: а) по принятию прошений, на Высочайшее имя приносимых; б) по учреждениям ведомства императрицы Марии. Правомочия императора после принятия Основных законов в редакции 23 апреля 1906 оставались обширнейшими. Согласно этому акту, он оставался верховным руководителем внешних сношений России с иностранными державами, объявлял войну и заключал мир, а равно договоры с иностранными государствами. Как «державный вождь российской армии и флота», он осуществлял верховное начальствование над всеми вооруженными силами государства, определял их устройство, издавал указы и п о веления относительно «всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны»; объявлял местности на военном положении или исключительном положении; назначал и увольнял председателя Совета Министров и главноуправляющих отдельными частями, руководил финансами и т.д. Имел право роспуска Думы до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов, назначая новые выборы и время ее с о зыва. Император жаловал титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния, имел право помилования осужденных; от его имени творилось правосудие. В статье 7-й говорилось, что император «осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой». Статья 86-я гласила: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения государя императора». Иными словами, законодательные предположения об отмене или изменении действующих законов и издании новых, одобренные Государственной Думой и Государственным советом, представлялись царю для утверждения. Лит:. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений в дореволюционной России. М., 1983; Его же. Крепостническое самодержавие и его политические институты (первая половина XVIII века). М., 1981; Его же. Самодержавие накануне краха. М., 1975; Зайончковский ПА. Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х годов XIX века. М., 1964; Его же. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970; Его же. Правительственный аппарат самодержавия в XIX веке. М., 1978; Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX века. Л., 1973; Его же. Самодержавие и дворянство в 1902-1907 годах. Л., 1981; Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х годов до начала 60-х годов XIX века. Л., 1970; Васильева Н.И., Гальперин Г.Б., Королев АН. Первая российская революция и самодержавие. Л., 1975; Черменский Е.Д. IV Государственная Дума и свержение царизма в России. М., 1976. ЕА. Скрипилев

Терминология [ | ]

Отличие самодержавия от абсолютизма [ | ]

На рубеже XX века возникли теории, разводящие понятия «самодержавие» и «абсолютизм». При этом мыслители славянофильского толка противопоставляли допетровское самодержавие, в котором, по их мнению, осуществлялось органическое единение государя с народом, послепетровскому абсолютизму как бюрократической, вырожденной форме монархии; консервативные же публицисты (например, Лев Тихомиров) считали, что и в послепетровской России самодержавная власть монарха отличается от абсолютизма, хотя переняла некоторые его элементы . Умеренно-либеральные мыслители противопоставляли допетровскому самодержавию, основанному на идее божественности власти, петровскую и послепетровскую форму как основанную, с их точки зрения, на идее общего блага.

Ещё дальше Костомарова идёт профессор Леонтович . Заметив, что мысль о монгольских влияниях хотя и давно высказывается, но нигде строго и документально не доказывается, Леонтович, на основании сближений Чингизовой Ясы и Ойратских уставов (Цааджин-Бичик), указывает целый ряд заимствований в политической, общественной и административной жизни московской Руси из монгольского права. У монголов заимствованы: воззрение на государя как верховного собственника всей территории государства; прикрепление крестьян и закрепощение посадских людей; идея об обязательной службе служилого сословия и местничество ; московские приказы, скопированные с монгольских палат, и проч. Автору, однако, не удалось найти каких-либо указаний на то, что в руках московского правительства действительно находились изученные автором монгольские уставы.

В большей или меньшей мере разделяют эти воззрения Загоскин , Сергеевич , Энгельман . Другие историки (Соловьев , Бестужев-Рюмин , Забелин, Владимирский-Буданов) не придают монгольскому игу решающего значения и выдвигают на первый план другие созидательные элементы в деле объединения северо-восточной Руси. Так, И. Е. Забелин полагает, что московское Единодержавие развилось в тесной связи с народным единством, зерно которого он видит в мирных и промышленных стремлениях рабочего посадского населения Суздальской земли. Эти стремления, поддержанные северными князьями Юрьевичами, и породили борьбу посада с дружинной боярской силой, окончившуюся победой первого. Татарская неволя разрушила правильный ход дальнейших успехов объединения, но московские князья устроили себе народный завет об устроении земского мира и тишины, а потому именно и оказались во главе объединяющейся Руси.

Основной почвой для выработки типа самовластного государя в его московской форме послужило чёрное или серое всенародное множество, которому некогда было думать о каких-либо правах и вольностях, в постоянных заботах о насущном хлебе и о безопасности от сильных людей. Это государево самовластие развивалось очень постепенно на русской почве и, быть может, не получило бы так скоро окончательной формы царского самодержавия, если бы не пришли ему на помощь греки и итальянцы при Иване III. С этой точки зрения боярство является силой, противодействующей общим стремлениям народа и князя, - силой крамольной, нарушающей очень часто земский мир и тишину. Но ещё со времен Погодина установилось иное воззрение на историческую роль бояр, по которому бояре вовсе не были врагами объединения, а деятельными помощниками московских князей. Выяснению исторической роли боярства посвящены труды профессоров Ключевского и Сергеевича

Вопреки общепринятому мнению о развитии Московского государства из удела московских князей, профессор В. И. Сергеевич утверждает, что не из этой вотчины выросла объединённая территория северо-восточной Руси, а на обломках старого Владимирского великого княжения, после приобретения его Дмитрием Донским в наследственное владение своего дома. Не усилиями московских князей и даже вопреки их стремлениям начато это дело объединения. Московские князья, начиная с Калиты и до Дмитрия Донского, вовсе не были созидателями того порядка, который привёл Русское государство к единовластию и величию, а наоборот, были решительными проводниками взгляда на княжение, как на частную собственность, со всеми его противогосударственными последствиями. Инициаторами и сторонниками воссоединения территории под властью одного князя были бояре, выступившие защитниками этой идеи ещё в старой Ростовской земле. С Ивана Калиты за именами князей скрывается боярская рука, создающая камень за камнем Русское государство . Нет согласия и в относительной оценке византийских влияний, хотя для выяснения этого вопроса сделано довольно много в специальной литературе. .

В годы Советской власти вопрос о дефиниции абсолютизма практически не обсуждался до 1940 г., когда в прошла дискуссия по проблемам определения государственного строя, предшествующего абсолютизму Петра I. В 1951 г., на историческом факультете МГУ прошла дискуссия, непосредственно посвященная проблемам абсолютизма. Эти дискуссии выявили несхожесть позиций исследователей. Специалисты в области государства и права, как правило, были склонны не разделять понятия «абсолютизм» и «самодержавие». Историки, в отличие от правоведов, проводили определенное различие, а зачастую и противопоставляли эти понятия. Более того, применительно к различным периодам русской истории ученые-историки по-разному понимали содержание одного и того же понятия. Применительно ко второй половине XV в. под самодержавием историки понимали всего-навсего отсутствие вассальной зависимости великого князя московского от золотоордынского хана, и первым самодержцем на Руси тогда оказывался Иван III Васильевич , свергнувший ордынское иго . Применительно к первой четверти XVI в. самодержавие трактовалось уже как «единодержавие» - когда власть московского государя распространилась на территорию всей русской земли, где уже были почти полностью ликвидированы суверенные княжества. Лишь при Иване IV Васильевиче, самодержавие, по мнению ученых-историков, выливается в режим неограниченной власти государя - неограниченную монархию. Но в большинстве своем историки утверждали, что в середине XVI в. в России сложилась отнюдь не абсолютная, но сословно-представительная монархия , которая в России не противоречила режиму неограниченной власти царя.

В конце 1960-х годов снова возникла дискуссия, следует ли считать самодержавие особой формой неограниченной монархии или региональной разновидностью абсолютной монархии . В ходе этой дискуссии было установлено, что российское самодержавие имело две особенности по сравнению с западноевропейским абсолютизмом. Во-первых, его социальной опорой было только служилое дворянство , в то время как западные монархии опирались также и на нарождающийся класс буржуазии . Во-вторых, неправовые методы управления в целом преобладали над правовыми , личная воля русских монархов была более ярко выражена. В то же время высказывались мнения, что русское самодержавие это вариант восточной деспотии. Дискуссия 1968-1972 гг. зашла в тупик, историки так и не смогли договориться об определении термина «абсолютизм» .

А. И. Фурсов предложил видеть в самодержавии феномен, не имеющий аналогов в мировой истории . Принципиальное отличие в том, что если власть восточных монархов ограничивалась традицией, ритуалом, обычаями и законом, а власть западных даже в эпоху абсолютизма ограничивалась правом , на котором строился весь западный порядок (во Франции XVII-XVIII веках, считающейся модельной абсолютной монархией, король мог менять закон, но он должен был ему подчиняться), то власть русских самодержцев была властью надзаконной . Будучи совершенно оригинальным явлением, самодержавие, однако, возникло под влиянием тенденций и феноменов общеевразийского развития как русский ответ на нерусские - евразийские и мировые - воздействия и получило свою завершенную форму во взаимодействии с тенденциями и феноменами общемирового капиталистического развития.

Начало генезиса самодержавия А. И. Фурсов видит в практике взаимодействия русских князей с Ордой. Заимствовать у Орды опыт надзаконной власти Русь не могла - в Орде такой власти не было. Но надзаконной была власть ордынских ханов над Русью, над русскими князьями, одного из которых они - функционально – наделяли этой властью. Включение Руси в ордынский порядок изменило соотношение сил во властном треугольнике князь–бояре–вече . Во-первых, обретя в лице Орды и её ратей тот инструмент насилия, которого у них не было раньше, князья резко усилили свою позицию по отношению к боярству и вечу. Во-вторых, поскольку в рамках ордынской системы шла конкуренция за ярлык, наилучшие шансы были у тех княжеств, где князь и боярство не противостояли друг другу, а выступали в единстве. «Ордынизация» Руси привела к тому, что возникла мутантная по своей форме ордынско-московская власть. Она имела новые качества, которых исходно не было ни в кочевых державах, ни в домонгольской Руси. Во-первых, центральная власть по ханскому поручению стала единственно значимой, реальной. Во-вторых, власть, сила, насилие стали главным фактором жизни. В-третьих, эта власть оказывалась единственным субъектом, стоявшим в качестве наместнической власти над всей русской землей – так же, как сама Орда стояла над ней. Эти качества не были прямо заимствованы у другой стороны, но возникли, хотя и не с необходимостью, но закономерно в процессе и в результате взаимодействия ханской власти Орды, с одной стороны, и русских порядков, христианского общества, с другой. Надзаконные, волевые отношения Орды и Руси длились 250 лет - срок вполне достаточный, чтобы выработать устойчивые формы отношений и практики. (А.И.Фурсов считает примечательным то факт, что монгольские династии Юань в Китае и иль-ханов (хулагуидов) в Иране стали непосредственными, внутренними правителями этих стран, испытывая на себе местное влияние, их порядков, законов и т. д., тогда как Золотая Орда осуществляла внешнюю, дистанционного характера эксплуатацию, взимая дань, то есть осуществляя волевое, надзаконное отношение).

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. В Древней Греции термином «стратег-автократор» обозначали верховного главнокомандующего с чрезвычайными полномочиями; затем термин стал использоваться для перевода лат. imperator .
  2. Ключевский В. О. Избранные лекции «Курса русской истории». / Сост. . - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. - С. 198 ISBN 5-222-02651-5
  3. Репников А. В. "Консервативные концепции переустройства России" – М.: Изд-во Academia, 2007. - С. 140
  4. Костомаров Н.И. , «Начало единодержавия в России » // Собрание сочинений Н. И. Костомарова в 8 книгах, 21 т. Исторические монографии и исследования. - СПб., Типография М. М. Стасюлевича , 1903. Книга 5. Т. 12. - С. 5-91.
  5. Леонтович Ф. И. , «К истории права русских инородцев: древний монголо-калмыцкий или Ойратский устав взысканий » - Одесса : Тип. Г. Ульриха, 1879. - 290 c.
  6. Забелин И. Е. , «Взгляд на развитие московского единодержавия» // «