Поль верлен краткая биография. Поль сезанн краткая биография

Французский музыкант, дирижер и аранжировщик Поль Мориа известен во всем мире. Его любовь к музыке позволила совмещать в творчестве разные направления, создавая неповторимую атмосферу и порождая у публики трогательные эмоции.

Детство и юность

Поль Мориа родился во Франции, в Марселе, 4 марта 1925 года. Первое знакомство с музыкальным инструментом произошло, когда малышу было три года. Родители заметили, как мальчик увлеченно нажимает клавиши фортепиано, издавая мелодичные звуки. Поль пытался воспроизвести композицию, которую недавно услышал по радио.

Заметив талант сына, отец стал способствовать его развитию. Так увлечение игрой на фортепиано стало серьезным занятием, к которому Поль подходил с ответственностью и любовью.

Первым педагогом оказался отец. Почтовый служащий Мориа-старший был любителем музыкальных инструментов, играл на гитаре, рояле и арфе. Педагогический талант мужчины помог привить Полю желание учиться. Занятия проходили в игровой форме, поэтому мальчик с легкостью познавал музыкальные азы. Спустя шесть лет упражнений Поль познакомился с миром классической и эстрадной музыки. Несколько месяцев мальчик даже выступал на сцене варьете.


В 10 лет юный музыкант продемонстрировал достаточные умения, чтобы поступить в консерваторию Марселя. Обучение закончилось через четыре года получением диплома с отличием. В 14 лет юноша мечтал стать профессионалом в своем деле. Воспрепятствовать этому могло лишь одно: симпатия к джазу. Случайно услышав концерт в студенческом джазовом клубе, Поль понял, что открыл для себя нечто новое. В этот момент судьба музыканта сменила вектор.

Поль Мориа решил стать участником джазового оркестра, но столкнулся с проблемой в виде отсутствия достаточного образования. В планах Мориа была поездка в Париж, обучение в столичной консерватории и получение необходимых навыков. Но случилась война. Город оккупировали. Юноша остался в безопасном Марселе.

Музыка

Начав карьеру с классического направления, в 17 лет Поль Мориа стал создателем своего первого оркестра. Он состоял из взрослых музыкантов, некоторые из них годились юноше в отцы. Коллектив обрел поклонников во французских мюзик-холлах и кабаре, выступая в период Второй мировой войны. Оркестр имел отличительный стиль, в котором просматривался симбиоз классической и джазовой музыки. Коллектив распался в 1957 году, а Мориа уехал в Париж.


В столице он нашел работу аккомпаниатором и аранжировщиком. Музыкант заключил контракт со звукозаписывающей компанией «Barclay», сотрудничавшей с , Морисом Шевалье и другими исполнителями. Первый хит Поль Мориа выпустил в 1962 году, работая в дуэте с композитором и дирижером Франком Пурселем. Им стала композиция под названием «Chariot».

В семидесятые Мориа заинтересовался работой в кинематографе и совместно с композитором Раймоном Лефевром создал музыкальные композиции для фильмов «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке». Затем последовало сотворчество с и Андре Паскалем. Песня «Mon credo», написанная для певицы, стала хитом. Всего Поль Мориа написал 50 песен.


Творческая биография Поля Мориа не была столь безоблачной, как может показаться. К 40 годам музыкант продолжал мечтать о собственном оркестре. Дело в том, что в то время были популярны бит-группы, и оркестры отошли на второй план.

Небольшие музыкальные коллективы быстро сменяли друг друга, и казалось, что в них новое веяние эпохи. Мориа видел свое дальнейшее развитие в карьере дирижера. В 1965 году он собрал оркестр, исполнявший необычную душевную музыку. Билеты на концерты коллектива Поля Мориа распродавались задолго.

Композиция Поля Мориа «Токката»

Публика, пресыщенная модными веяниями, тепло приняла оркестр под руководством дирижера-перфекциониста с разноплановыми предпочтениями в музыке. Коллектив исполнял джаз, эстрадные композиции, инструментальные версии популярных композиций и классическую музыку. В репертуаре оркестра были собственные композиции Мориа, поп-музыка и даже фольклорные мелодии.

В 1968 году оркестровое переложение композиции «Love is blue», звучавшей на музыкальном конкурсе «Евровидение» в 1967 году, взлетело на вершины чартов США и оказалось известным в разных странах мира. Мориа получил повсеместное признание. Его с любовью встречали на гастрольных концертах в Америке, Канаде, Бразилии, Южной Корее и СССР. Ежегодно только в Японии оркестр Поля Мориа выступал 50 раз.


Оркестр Мориа считался интернациональным. В нем часто сменялись музыканты. Коллектив объединял специалистов, игравших на разных инструментах. По мнению дирижера, они отличались принадлежностью к той или иной национальности. Так, представители Мексики играли на трубах, а бразильцы на гитарах. Говоря о советских исполнителях, Мориа мечтал пригласить к сотрудничеству скрипачей и виолончелистов.

В 1997 году Поль Мориа записал последний альбом и назвал его «Romantic». Музыкант передал управление оркестром ученику Жилю Гамбюсу в 2000 году. На тот момент Гамбюс имел приличный послужной список из мировых турне в составе оркестра, сотрудничества с Далидой и множества аранжировок. В 2005 году коллектив перешел под управление Жан-Жака Жюстафре.

Личная жизнь

Музыка стала неотъемлемой частью жизни Поля Мориа. Его график планировался на месяцы вперед, предполагая работу на родине и гастроли. Музыканты успевали выучить новые композиции и записать их, а дирижер беспрестанно творил.

Мориа был счастлив в любви. Его жена Ирэн разделяла мировоззрение мужа. В семье не было детей, но это не огорчало Мориа. Супруга сопровождала дирижера в гастрольных турах и путешествиях.


История любви семьи Мориа романтична: пара была неразлучна. Ее обходили стороной интриги, подозрения в неверности, случайные романы. Поль верил, что причиной удачному союзу было то, что возлюбленные отличались характерами. Ирэн работала учителем и любила эту профессию, но по просьбе мужа оставила школу и сопровождала его повсюду. Карьера Поля вышла на первый план.

Ирэн Мориа похоронила супруга в 2006 году. Она хранила молчание, не освещая в прессе свои переживания об утрате любимого мужа.

Смерть

Дирижер скончался на юге Франции, в провинциальном городе Перпиньян. Он не дожил 4 месяца до 82 лет. Причиной смерти стала лейкемия. Музыкант страдал от болезни, и она взяла верх. Его похоронили на кладбище в тихом Перпиньяне.

В 2010 году Ирэн Мориа выступила в прессе с заявлением о том, что «Оркестра Поля Мориа» больше не существует и коллективы, примеряющее на себя это имя, являются самозванцами. Бессмертные композиции Мориа сегодня можно услышать в записи и в исполнении других музыкальных коллективов.


Музыка Поля Мориа до сих пор привлекает новых поклонников. Альбомы по-прежнему раскупаются. Наиболее востребованы из них пластинки под названием: «Memories of Russia», «Rhytm and Blues», «A Taste of Paul Mauriat». В Интернет выложены фото и клипы с выступлений Мориа и его музыкального коллектива.

В России музыкальные композиции аранжировщика и дирижера запомнились по передачам «Кинопанорама» и «В мире животных», прогнозу погоды и советскому мультику «Ну, погоди!».

Произведения

  • 1967 - «Puppet on a String»
  • 1968 - «L"amour est bleu»
  • 1968 - «Love in Every Room»
  • 1968 - «San Francisco»
  • 1969 - «Chitty Chitty Bang Bang»
  • 1969 - «Hey Jude»
  • 1970 - «Je T"aime Moi Non Plus»
  • 1970 - «Gone Is Love»
  • 1972 - «Apres Toi (Come What May)»
  • 1972 - «Taka Takata»

Поль, Александр Николаевич

Археолог, писатель, общественный деятель Новороссийского края, род. 20-го августа 1832 г., ум. 26-го июля 1890 г. в Екатеринославе. Дед А. Н., Иван Иванович фон Поль, немец, шведский подданный, род. на о. Эзеле. При императрице Екатерине II он поступил в русскую военную службу и участвовал во второй Турецкой войне, по окончании которой был награжден (1791), за отличия в сражениях, значительным участком земли в нынешнем Верхнеднепровском уезде, Екатеринославской губ., близ речки Мокрой Суры. Его сын (от брака с Маламой), Николай Иванович, был женат на дочери помещика Полетики, внучке Малороссийского наказного гетмана Павла Полуботка, и от этого брака родился A. H. Поль. Учился он в Полтавской гимназии, где находился под влиянием известных писателей Боровиковского и Метлинского, а потом поступил (в 1850 году) в Дерптский Университет, где окончил курс в 1854 году, со степенью кандидата, возвратился в свое имение и занялся хозяйством. Состоя, по женской линии, в родстве с Полуботками и постоянно слыша рассказы о прежних славных временах, П. с малых лет заинтересовался прошлым казачества и, еще будучи мальчиком, везде разыскивал различные предметы старины. По смерти отца, П. отдался занятиям историей, археологией и археологическим экскурсиям. При этих своих занятиях он наткнулся на указание о присутствии в окрестностях Кривого Рога кровельного сланца (аспида), минеральных красок, каменного угля, железных руд и других минеральных богатств. Указание было проверено П., и он действительно нашел залежи руды; чтобы определить ее достоинство, он, не доверяя собственным познаниям, взял несколько образцов руды и отправился в Париж к одному известному профессору минералогии, который, сделав анализ, нашел, что привезенные куски представляют собой образцы превосходнейшей железной руды, очень редкой в Европе. Тогда, чтобы убедиться, как велики залежи руды, и в каких направлениях идут ее жилы, П. пригласил этого профессора отправиться вместе с ним в Россию, и тогда же убедился в громадных богатствах края; особенно богатой оказалась Дубовая Балка, которую П. вскоре купил в собственность, и приобрел в аренду на 99 лет Криворожские рудниковые залежи. Не располагая капиталами для разработки месторождений руды и не найдя в России желающих посвятить свои средства на это дело, П. составил компанию французских капиталистов, вслед за которой явилась бельгийская, а затем компания англичанина Юза; таким образом дело было поставлено на надлежащий путь. Открыв руду, П. вскоре открыл великолепный, тонкий, нежный и эластичный горный лен; затем сухие пласты разноцветных красок по берегам речки Саксагани, аспид и, наконец, крупные породы граната. Вскоре им было положено основание Каменскому и Брянскому чугунолитейным и железоделательным заводам; далее он призвал к жизни многие отрасли кустарной промышленности; связал Екатеринослав с железными дорогами Лозово-Севастопольской и Харьково-Николаевской.

Помимо этих главных заслуг, П. сделал много и на других поприщах общественной деятельности. В 1858 г., когда по воле Александра II созваны были в губерниях дворянские комитеты для обсуждения вопроса об освобождении крестьян, П. был избран членом от Верхнеднепровского уезда; здесь он с талантом, энергией и убедительностью отстаивал свои гуманные мнения и взгляды, проникнутые знанием крестьянского быта. Как выдающийся своими способностями член местного дворянского комитета, П., по закрытии его, вызван был в Петербург в числе двух депутатов от Екатеринославской губ. для участия в редакционных комиссиях по крестьянскому делу и оставался там до окончательного составления проекта Положения, а в 1861 году, по обнародовании Положения 19-го февраля избран был в члены Екатеринославского губернского по крестьянским делам присутствия. С 1866 г. по 1883 г. П. был уездным (от Верхнеднепровского уезда) и губернским гласным в земском собрании Екатеринославской губ.; в 1869 году был избран почетным мировым судьей Верхнеднепровского округа и, в конце того же года, председателем Верхнеднепровского Мирового Съезда. Должность почетного мирового судьи, с незначительными промежутками, П. исполнял до самой своей смерти. Много труда и забот посвящал он и вопросу об устройстве школ и развитии просвещения на своей родине. В 1866-1872 гг. он был членом Екатеринославского Губернского Училищного Совета; с 1871 г. до конца жизни состоял членом попечительного Совета Екатеринославской Мариинской женской гимназии и в 1883 году был назначен почетным попечителем Екатеринославского Реального Училища. В течение 20-ти лет П. состоял действительным членом Одесского Общества истории и древностей, принимал участие в археологических съездах; состоял в постоянных сношениях с Императорской Археологической комиссией и сам производил многочисленные курганные раскопки.

За свои заслуги П. был награжден многими орденами (в 1882 году орденом св. Станислава 2-й степени); далее, года за три до его смерти, губернское земское собрание поднесло ему адрес, в котором, перечислив все, что он сделал для края, благодарило его от имени своих избирателей; он был избран почетным гражданином Екатеринослава, и имя его вырезано на почетной мраморной доске в думской зале; губернское дворянство на собрании 1889 года постановило повесить в зале дворянства (в "Потемкинском" дворце) портрет П. во весь рост и учредить стипендии его имени в Петербургском Горном Институте и в Екатеринославском Реальном Училище; в торжестве по случаю своего 50-летия, Одесское Императорское Общество истории и древностей почтило (14-го ноября 1889 года) П. особенным вниманием, причем член Общества, горный инженер Долинский сказал глубоко-прочувствованную речь, в которой очертил труды П. по части археологии, металлургии и развитию железных дорог края.

С пользой потрудился П. и для собирания разного рода археологических памятников и остатков старины южного края. Занимаясь в течение 13-ти лет собиранием древностей, он составил богатейшую коллекцию, ценившуюся до 200000 рублей (описание этой коллекции находится в "Екатеринославских Губернских Ведомостях" 1887 года и в "Каталоге" К. Мельника). П. был владельцем прекрасной исторической библиотеки, драгоценных рукописей, карт, планов. Не задолго до своей смерти П., нуждаясь в деньгах, старался продать свою коллекцию в России, в какое-либо из государственных собраний древностей, но старания его не привели ни к чему и тогда он обратился в Англию; за три месяца до смерти он получил оттуда предложение продать всю коллекцию древностей, кроме Запорожского отдела, за 200000 долларов. Смерть помешала ему дать ответ, и коллекции П. перешли к его наследникам. По своему составу, коллекции П. заключали в себе: древности каменного, бронзового и железного века; древности скифские, запорожские; стеклянные и керамические изделия; еще больше оружия, драгоценных ваз, кубков; особенно ценны были золотые вещи скифского времени, великолепнейшей тончайшей работы греческих мастеров, преимущественно IV столетия до Рожд. Христ., времени Перикла, периода полного расцвета греческого искусства. Коллекции эти по смерти П. предназначены были, постановлением Высочайше утвержденного опекунского управления по делам и имуществу А. Н. Поля, по соглашению с наследниками покойного, к продаже.

Перу П. принадлежат статьи: "Мишурин рог" ("Записки Одесского Общества истории и древностей", т. VIII, 1872 года, стр. 434-438) и "Археологические поиски в Екатеринославской губернии" (там же, стр. 439-442).

В экстренном заседании думы г. Екатеринослава 27-го июля 1890 года, по случаю кончины П., городской голова, между прочими вопросами, предложил, "ввиду заслуг для Новороссийского края и в частности особенно для Екатеринослава, увековечить память П. постановкой в Екатеринославе памятника, на каковой предмет ассигновать на первый раз из городских сумм 2000 рублей и открыть при Городской Управе добровольную подписку"; это предложение было единогласно принято. Вскоре после смерти П. французская Криворожская компания поставила ему мраморный памятник на самом месте своих рудников в Кривом Роге. При Екатеринославском Научном Обществе существует ныне Музей имени Поля.

"Записки Императорского Одесского Общества Истории и Древностей", т. XVI, Одесса 1893 г., отдел III, стр. 2; "Екатеринославские губернские Ведомости" 1890 г., № 59, ч. неоф.; Некрологи И. Шмакова и Д. И. Эварницкого - № 60, ч. неоф.; "Речь священника Василия Разумова - № 61, ч. неоф., статья Л. З. Веселовского; "Одесские Новости" 1890 г., № 1676; "Новороссийский и Телеграф" 1890 г., №№ 4841 и 4843; "Исторический Вестник" 1890 г., т. 42, стр. 275-276, некролог 794-798, статья Д. И. Эварницкого; "Каталог коллекции древностей А. Н. Поль, в Екатеринославе", Вып. I, составил К. Мельник, Киев, 1893 г.; A. Hasselblatt und Dr. E. Otto. "Album Academicum der Kaiserlichen Universität Dorpat". Dorpat. 1889 г.

Ив. Давидович.

{Половцов}

Поль, Александр Николаевич

Общественный деятель и археолог (1830-1890). Уроженец Екатеринославской губ., воспитанник Дерптского университета, П. собрал коллекции древностей Новороссийского края, составившие весьма значительный археологический музей (см. его описание в "Екатеринославских губ. ведомостях" за 1887 г. и "Каталог", составленный г-жой К. Мельник; Киев, 1893). Рассмотрение бумаг кн. Потемкина указало Полю на присутствие в окрестностях Кривого Рога кровельного сланца, минеральных красок, каменного угля, железных руд и т. п. минеральных богатств. Он открыл богатые железные руды, исходатайствовал проведение железной дороги в Екатеринослав, положил начало устройству частных железоделательных и металлургических заводов, приступил к разрботке шиферных ломок, призвал к жизни многие отрасли кустарной деятельности. Кроме того, П. много работал в местных дворянских комитетах по крестьянскому вопросу и был вызван в СПб. для участия в редакционных комиссиях; после освобождения крестьян состоял членом Екатеринославского губернского по крестьянским делам присутствия. Написал несколько археологических статей в "Записках Общества ист. и др." и брошюр и заметок по горнозаводскому делу. См. некрологи П. в "Историч. вестнике" (1890, № 10), в "Записках Одесского общества истории и древн. росс." (т. XVI) и в "Екатеринославских губерн. ведомостях" (1890, № 59 и 61).

{Брокгауз}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Поль Верлен – французский поэт, яркий представитель таких литературных течений, как символизм и импрессионизм, по мнению – декадент. Его стихи задушевны, музыкальны, организованы особым образом – с преобладанием женской рифмы, выделением какого-то конкретного звука и повторением его. Верлена по праву можно назвать революционером французской и мировой поэзии.

Детство и юность

Родился Поль-Мари Верлен в городе Меце. Произошло это 30 марта 1844 года. Родители мальчика – Николя-Огюст Верлен, капитан инженерных войск, и Элиза-Жюли-Жозеф-Стефани Деэ. Отец – военный, а это означает частые переезды для семьи. Верлены жили в Меце, Монпелье, Ниме, Сете. Обосновались они на одном месте, в Батиньеле, предместье Парижа, лишь тогда, когда отец семейства вышел в отставку.

Писать стихи Поль начал в 14 лет, в 1858 году. Тогда же мальчик познакомился с произведениями , Банвиля, Готье, Леконта де Лиля, Глатиньи. Юный поэт даже осмелился написать Гюго и послать тому в письме свое стихотворение «Смерть».

Верлен учится сначала в пансионе Ландри, затем в лицее . В 1860 году юноша знакомится с Эдмоном Лепелетье, который в будущем станет другом, биографом и душеприказчиком поэта. В 1862 году финансы семейства Верленов пострадали, и Поль, уже став бакалавром словесности, поступил в Школу права и налег на арифметику, надеясь попасть в Министерство финансов.


Несмотря на усилия, приложенные для того, чтобы поправить благосостояние семьи, Поль Верлен начал богемную жизнь. Молодой человек выпивает, ходит по публичным домам, читает Бюхнера («Сила и материя»), посещает салон маркизы де Рикар, имеющий республиканскую направленность. В этом салоне собеседниками Верлена становятся Теодор де Банвиль, Огюст Вилье де Лиль-Адан, Сюлли Прюдом, Хосе Мариа Эредиа.

В августе 1863 года в журнале «Обозрение прогресса» на суд читателей впервые представлено творение молодого поэта - сонет «Господин Прюдом». При этом стихотворец, активно общающийся с будущими парнасцами, работает сначала в страховом обществе, затем в парижской мэрии.


На излете 1865 года умирает отец Поля. В апреле 1866-го восемь стихов Верлена занимают свое место в девятом выпуске журнала «Современный Парнас», который издает Альфонс Лемер. А в ноябре того же года стараниями Лемера и кузины Верлена, Элизы Монкомбль (в замужестве Дюжарден), появляется первый сборник Верлена «Сатурнийские стихи». Смерть Элизы в 1867 году Поль переживал очень тяжело, ища спасение на дне бокала.

Литература

После «Сатурнийских стихов», куда вошла и замечательная по своей мелодичности «Осенняя песня», творческая биография Верлена набирает обороты. В 1867 году поэт сотрудничает с сатирическим журналом «Майский жук». В 1868, прикрывшись псевдонимом, выпускает книжку «Подружки», которую за непристойность конфискует и уничтожает суд. Дело в том, что стихи в «Подружках» посвящались лесбийским отношениям.


Вторая книга одного из ярчайших франкоязычных поэтов под названием «Галантные празднества» выходит в 1869 году. Через год появляется следующий сборник – «Добрая песня», посвященный будущей жене Матильде Моте.

В дни Парижской коммуны Верлен работает в мэрии, в отделе печати. Свою четвертую книгу он пишет в путешествии по Англии и Бельгии в 1872-1873 годах, а в свет «Романсы без слов» выходят в 1874 году.

Стихотворение Поля Верлена «Целует клавиши прелестная рука»

Популярностью у читателей до сих пор пользуется стихотворение из этого сборника «Тихо сердце плачет». Жаль только, что особую мелодичность верленовской поэзии очень сложно передать при переводе на любой другой язык, даже на богатый русский.

В том же 1874 году Поль Верлен пишет «Поэтическое искусство» – своеобразный манифест новой французской поэзии. Верлен часто писал о природе, и его пейзажи, полностью соответствовавшие импрессионистским канонам, отражали прежде всего состояние души. Таково произведение «Оград бесконечный ряд», поразительное уже тем, что в русском переводе пейзаж «нарисован» без единого глагола.


Стихотворение Поля Верлена «Оград бесконечный ряд»

В конце 1870-х годов Верлен пересматривает жизненные ценности, в том числе и веру в Бога. Результатом переоценки приоритетов становится книга «Мудрость», вышедшая в 1881 году. За «Мудростью» в 1885 году последовали сборник стихов «Когда-то и недавно», в который вошло знаменитое «Поэтическое искусство», и сборник литературно-критических статей «Проклятые поэты». В число «проклятых», по мнению автора статей, вошли сам Верлен, Артюр Рембо и еще четыре стихотворца.

Особой, совершенной эстетикой могут похвастаться следующие плоды творчества Верлена: сборники «Любовь» 1888 года, «Счастье» и «Песни к ней» 1891 года. Кстати, «Мудрость», «Любовь» и «Счастье» составляют своеобразную поэтическую трилогию.

Личная жизнь

На десять лет младше Поля Верлена был его друг, его страсть, его боль – . Юный Рембо в 1871 году набрался храбрости и написал уже известному на тот момент поэту восторженное письмо, добавив к нему свои стихи. И внезапно получил приглашение в Париж, причем заинтересовавшийся Верлен оплатил юноше дорогу.


Талант провинциального самородка признали многие, но вот его манеры оставляли желать лучшего. На редкость невоспитанный, грубый, неопрятный, Рембо покорил Верлена и даже смог увести его из семьи, разлучив с женой Матильдой, которая к моменту знакомства мужа с провинциальным поэтом уже родила сына.


Результатом совместного путешествия Верлена и Рембо стали «Романсы без слов», а еще – тюремное заключение Поля и последующая его дорога к Богу. Освободившись, Верлен в 1875 году в последний раз встретился с Рембо. Свидание в Штутгарте окончилось ссорой, поставив точку в отношениях двух друзей и, по слухам, любовников.

Смерть

Жена потребовала и получила развод, все последующие романы писателя были неудачными – то с проституткой, то с бывшей танцовщицей. Верлен много пил, здоровье его оставляло желать лучшего.


Под конец жизни почти все время Поль проводил в больницах. 8 января 1896 года великий французский поэт скончался от легочного кровотечения.

Библиография

Поэтические сборники

  • 1866 - "Сатурнийские стихи"
  • 1869 - "Галантные празднества"
  • 1870 - "Добрая песня"
  • 1874 - "Романсы без слов"
  • 1881 - "Мудрость"
  • 1885 - "Когда-то и недавно"
  • 1888 - "Любовь"
  • 1889 - "Параллельно"
  • 1891 - "Счастье"
  • 1891 - "Песни к ней"
  • 1892 - "Сокровенные обедни"
  • 1894 - "Эпиграммы" (последний прижизненный сборник Верлена).
  • 1884 - "Проклятые поэты"
  • 1886 - "Записки вдовца"
  • 1891 - "Мои больницы"
  • 1893 - "Мои тюрьмы"

В конце 19 века Франция насчитывала много талантливых поэтов, у каждого из которых имелась прекрасная и интересная биография. Поль Верлен был одним из таких выдающихся лириков. Не зря его провозгласили «принцем поэтов» и признанным мастером символического направления. Однако ни теоретиком, ни лидером он не был.

Творчество и факты личной жизни поэта неразрывно связаны. Будучи неуравновешенной и страстной натурой (так говорит нам его биография), Поль Верлен постоянно запутывался в противоречиях своего характера и судьбы, а также прогибался под гнётом тяжёлых жизненных обстоятельств. Но, как справедливо сказал А. Франс: «Недопустимо применять одно и то же мерило к поэту и к здравомыслящим людям. Поль имеет права, отсутствующие у нас, так как находится несравненно выше и одновременно несравненно ниже всех нас. Он является бессознательным существом и таким поэтом, который рождается раз в столетие».

Детство и юность

Поль Верлен родился в городе Мец в 1844 году. Из-за работы отца (он был военным инженером) вся семья постоянно переезжала, пока в 1851 году не осела в Париже. Здесь будущий поэт провёл школьные годы. В 1862 году он получил степень бакалавра по словесности. Уже в юношеские годы у Поля появилось пристрастие к литературному творчеству. Он постоянно читал стихи Ш. Бодлера, а также поэтов-парнасцев Т. Готье и Т. де Бонвиля. В конце 1862 года будущий поэт поступает на факультет права для изучения юриспруденции, но материальные трудности вынуждают его бросить учёбу и приступить к работе.

Первые публикации

В 1866 году Поль публикуется в журнале «Современный Парнас». Также он издаёт на собственные деньги сборник «Сатурнические поэмы». В Верлена прослеживается влияние на автора поэтов-парнасцев, которые отказывались от «исповедальной лирики» и романтического «бурления чувств». По их мнению, основной критерий прекрасного - это совершенство формы, «гармония между субъективным и объективным». Ранние стихи Поля Верлена очень чётко отражают этот принцип. Тем не менее у поэта появляется свой оригинальный стиль, для которого характерны меланхоличные интонации и способность передать читателю тайные движения души, её «музыку».

Новые произведения

В конце 60-х Поль сотрудничает с несколькими литературными журналами. Также за свой счёт он издаёт в 1869 году сборник «Изысканные праздники». Для стихов была характерна меланхолично-игривая форма, допускающая разговорную интонацию. Поэт пробует невозможные в традиционном стихосложении рифмы.

В это время Верлен знакомится с 16-летней девушкой Матильдой. Вспыхнувшая любовная страсть вдохновляет Поля на написание нового сборника «Добрая песня». Стихи, вошедшие в книгу, имеют общий ритм. Слова поэта нежны и лиричны.

Свадьба и встреча с Рембо

Летом 1870 года сборник «Добрая песня» выходит в свет, и Верлен сразу женится на Матильде. Молодые селятся в Париже, но начавшаяся франко-прусская война заставляет пережить их осаду города. После 1871 года меланхолия Поля усиливается. Этому способствует как не сложившаяся личная жизнь, так и проигрыш

Семейные отношения ещё больше усложнились после знакомства Поля с другим Это был знаменитый Артюр Рембо. Анархизм и сплошной нигилизм - вот две мировоззренческие позиции, которыми характеризуется творчество Артюра и его биография. Поль Верлен, подталкиваемый юным гением, решает порвать с поэтической традицией. Он серьёзно задумывается над содержанием своих стихов.

С начала 1872 года Поль Верлен и Артюр Рембо проводят всё время вместе. Они много путешествуют по Англии и Бельгии. Рембо считает, что Полю необходимо искать новые пути поэтического творчества. Они часто ссорятся и мирятся, пока в середине 1873 года не случается кульминационный скандал. Поль стреляет в Артюра и ранит его в плечо. За это Верлена сажают на два года в тюрьму. На волю он выйдет в январе 1875 года.

Романсы без слов

Все стихи Поля Верлена хороши, но входящие в сборник «Романсы без слов» являются его лучшим поэтическим достижением. Сборник был издан в 1874, когда автор находился в заточении. В стихах звучат ноты меланхолии, печали и непродолжительного забвения. Некоторые произведения напоминают пейзажи импрессионистов, покрытые серой мглой или растворённые в тумане. При этом чётко прослеживается использование изобразительных возможностей языка и тенденция к синтезу живописных и словесных образов.

"Поэтическое искусство" и "Проклятые поэты"

В 1882 Поль публикует стих «Поэтическое искусство», которое стало для молодых поэтов-символистов настоящим манифестом. Хотя сам Поль не советовал последователям его творчества заниматься подражанием. Лучше создавать собственный оригинальный стиль. В том же году появился цикл «Проклятые поэты», где автор рассказал о новейшей школе поэтов-символистов и похвалил Т. Корбера, А. Рембо, С. Малларме и др. Успех данного цикла позволил Полю издавать больше собственных произведений и получать за них хорошие деньги. Можно сказать, что в финансовом плане это было самым лучшим временем в жизни поэта. На этом заканчивается его биография. Поль Верлен умер в 1896 году от воспаления лёгких.

(1902 - 1984)

Английский физик Поль Адриен Морис Дирак родился 8 августа 1902 г. в Бристоле в семье уроженца Швеции Чарльза Адриена Ладислава Дирака, учителя французского языка частной школы и англичанки Флоренс Ханни (Хайен) Дирак.

Сначала мальчик посещал коммерческое училище в Бристоле, а со временем изучал электротехнику в Бристольском университете, который закончил 1921 г. со степенью бакалавра наук, захватываясь математикой.

В дальнейшем Поль Дирак проходил курс аспирантуры по математике в колледже Св. Иоанна в Кембридже и 1926 г. защитил докторскую диссертацию. В это время были опубликованы формулирования Вернера Гейзенберга и Эрвина Шредингера по квантовой механике, которые Поль Дирак отстудировал и дал ряд уместных замечаний.

Поль Дирак был нацелен на создание релятивистского формульного представления волнового уравнения за учет принципа относительности. От 1928 г. эту формулу называют «уравнением Дирака». В теории Поля Дирака гармонически объединяются основы теории вероятности, кванты и стэн, что до этого считались несочитаемыми. На базе теории Дирака сделан важный вывод, что электрон может содержать негативные показатели энергии. Исходя из этого, он предположил, что должны существовать и положительные заряды, и 1932 г. им был открытый позитрон.

1931 г. Поль Дирак выдвинул теорию существования элементарного магнитного заряда («монополь Дирака»), а 1933 г. — наличия антивещества, кроме того он постулировал эффект поляризации вакуума.

1933 г. Поль Дирак вместе со Шредингером получил Нобелевскую премию в области физики «за формирования новых перспективных форм атомной теории».

После завершения работ по релятивистской квантовой механике Поль Дирак много путешествует, посещает университеты Японии, СССР и США.

С 1932 г. и до выходу в отставку (1968) он был профессором физики в Кембридже (ту самую кафедру когда-то возглавлял Исаак Ньютон).

1936 г. Дирак женился на Маргит Вигнер, сестрой физика Э.П. Вигнера. У них было две дочери.

1942 г. Поль Дирак совершенствует теоретические принципы атомной теории и вводит понятие «индеферентная метрика».

1962 г. он разработал теорию мюона, описывая его как «колебательное состояние электрона».

1968 г. Поль Дирак был приглашен в Флоридский университет, в котором он оставался профессором до конца жизни.

Дирак был тихим, замкнутым и немногословным человеком. Он предпочитал работать своими силами. Очень любил далекие пешеходные прогулки.

Кроме Нобелевской премии по физике, Поль Дирак был награжден Королевской медалью (1939) и медалью Копли (1952) Лондонского королевского общества, членом которого он стал в 1930 г., орденом Великобритании «За заслуги» 1973 г. Он был избран иностранным членом Национальной академии наук США (1949) , членом Папской академии наук (1961) , иностранным членом АН СССР (1931) .

Поль Дирак предполагал возможность существования звезд, которые состоят, главным образом, из позитронов и антипротонов (одни могут принадлежать к одному типу, вторые — к другому), но оба типа звезд должны были бы иметь одинаковые спектры, так, считал ученый, различить их методами современной астрономии было бы невозможно.