Предмет причина возникновения институциональной экономики. Причины возникновения и этапы эволюции институционализма. Характеристика поведения нефтегазовых компаний

Как уже было сказано, институционалистское направление оформилось в начале XX в. Еще одним предшественником институционализма была историческая школа, возникшая в 40-е гг. XIX в. в Германии и постепенно распространившаяся в других странах.

Исторический экскурс

Историческая школа подразделяется на этапы: старая историческая школа (1840– 1860-е гг.), новая историческая (1870–1890-е гг.) и новейшая (1900-е – начало 1930-х гг.). Старая историческая школа выступала альтернативой классической политэкономии, новая и новейшая – маржинализму. Кроме того, на появление институционализма оказали влияние активно развивающиеся в конце XIX в. социология и статистика.

В начале XX в. новое направление в мировой экономической науке стало зарождаться одновременно в ряде стран. Прежде всего следует назвать США, где и появился термин "институционализм", и Германию, где помимо новейшей исторической школы в начале XX в. развивается социальная школа, а также Россию (Струве, Бз"лгаков и отчасти Туган-Барановский), Францию (Симиан, Пиру, Ногаро) и Англию (Гобсон).

Остановимся более подробно на американском институализме . Он возник не спонтанно.

В 1880-е гг. группа американских ученых во главе с Ричардом Теодором Эли (Richard Theodore Ely, 1854–1943) образовала близкую к новой исторической школе "висконсинскую школу", которая начала пропагандировать государственное вмешательство в экономику и в 1885 г. стала инициатором создания Американской экономической ассоциации. Целью ассоциации было стимулирование реформистской деятельности государства (аналогично "Союзу социальной политики" в Германии и "Фабианскому обществу" в Англии). Кроме того, США в это время стали одним из мировых центров развития социологии. Опираясь на их идеи, а также поддерживая научные связи с европейскими и прежде всего германскими университетами, на рубеже XIX и XX вв. стали публиковать свои работы первые американские институционалисты (хотя термин "институционализм" был введен только в 1918 г.).

Наиболее крупным представителем раннего американского институционализма был Торстейн Веблен (Thorstein Veblen, 1857–1929). Среди его работ можно отметить такие, как "Теория праздного класса. Экономическое изучение институтов" (1899), "Теория делового предприятия" (1904), "Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства" (1914), "Инженеры и система ценностей" (1921), "Абсентеистская собственность и деловое предпринимательство в новое время" (1923).

Всблеи, по словам французского историка экономической мысли Э. Жамса, "отвлек американских экономистов от чистой теории предельной полезности, направил их на изучение противоречий общественной основы экономики" . Веблен критиковал неоклассиков за их идею равновесия экономической системы, отрицающую ее развитие, и утверждал, что экономическая наука должна заниматься "генетическим исследованием образа жизни", "живой историей материальной цивилизации". Другим пороком неоклассиков был, по его мнению, индивидуалистический подход к экономике и трактовка действий человека как баланс пользы и издержек, т.е. отказ признать своим подлинным предметом человеческие действия как нечто заведомо более сложное, нежели пресловутые нормальные уравнения предложения и спроса.

Важно запомнить!

Сам Веблен предлагал взять за исходную базу исследований не действия "экономического человека", а общество как социальную систему, организованную с помощью институтов (норм поведения людей, традиций общественной жизни). Эта социальная система, по его мнению, постоянно меняется как под давлением внешних обстоятельств, так и в результате внутренних побуждений людей (инстинктов).

Веблен выделяет много разных инстинктов – самосохранения и сохранения рода, соперничества, завистливого сравнения, подражания, любознательности, мастерства и др. Он указывал, что влияние инстинктов людей на изменение социальной системы тем больше, чем она менее жесткая, т.е. чем больше самостоятельность ее элементов.

Социальная система развивается эволюционно, путем борьбы и естественного отбора институтов. Опираясь на теорию Дарвина, Веблен писал:

"Жизнь человека в обществе точно так же, как и жизнь других видов, – это борьба за существование, а следовательно, это процесс отбора и приспособления. Эволюция общественного устройства явилась процессом естественного отбора социальных институтов" . В то же время Веблен указывал, что "сегодняшняя обстановка формирует институты завтрашнего дня вследствие процесса принудительного отбора". Современные "институты – это результат процессов, происходивших в прошлом и, следовательно, нс находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени. ... Это фактор социальной инерции, психологической инерции, консервативности" .

Он выделял в истории человечества ряд стадий: ранней и поздней дикости, хищного и полумирного варварства, ремесленного производства и промышленного производства. Промышленная стадия делилась Вебленом на два подпериода: время господства капиталистов-предпринимателей и время господства капиталистов-собственников, акционеров, передавших функцию предпринимательства наемным менеджерам и инженерам. Веблен вводит здесь понятие "абсентеистская собственность" , т.е. собственность неосязаемая, невещественная, собственность на ценные бумаги (акции и облигации). Акционеры, формально являющиеся собственниками долей предприятия, оформленного как акционерное общество, в действительности могут ни разу в жизни его не видеть, имея дело только с фондовым рынком. Их интересует не техническая и экономическая деятельность этого предприятия, а только прибыльность их ценных бумаг.

Веблен подчеркивает, что при капитализме все виды деятельности человека начинают оцениваться только с точки зрения их прибыльности, только как продажа определенного вида товаров и услуг: "... этими принципами, – писал он, – постепенно стали руководствоваться даже в тех видах деятельности, которые изначально не воспринимались как деловые предприятия, например связанных с системой образования" . В результате происходит "низведение программы обучения до того уровня, когда ученикам предлагаются готовые сведения в ущерб систематической организации процесса обретения знаний... отсюда возникает рутина с ее механическими тестами... Прививаемый тип эрудиции скорее мешает, чем помогает развитию навыков мышления. ... Оправданные необходимостью стандарты идут вровень с низким уровнем учебной работы" .

Важно запомнить!

Веблсн видел основное противоречие современного ему общества, трактуемое им как противоречие между акционерами-собственниками или, как он их называл, "праздным классом" и инженерами и менеджерами, или классом "технократическим". Инженерам присущи инстинкты любознательности, мастерства и родительского чувства (стремление заботится о нуждах других людей), которые и привели к созданию современного производства. "Праздному классу" присущи другие инстинкты – эгоизм, погоня за личной выгодой.

Праздный класс, по мнению Веблена, начал формироваться на стадии хищного варварства, когда появляется возможность увеличить свое благосостояние не трудом, а агрессией, за счет военной добычи. И этот инстинкт хищника сохраняется у праздного класса до настоящего времени. Помимо присвоения и потребления представители праздного класса думают о развлечениях и соперничестве уже в этой области. Вместо инстинкта мастерства, отмечает Веблен, у них действует инстинкт спортсменства (например, в противовес охоте для добывания пищи спортивная охота – убийство животных ради развлечения, ради получения наиболее эффектного трофея). Исследование же им так называемого демонстративного потребления праздного класса – ради престижа, ради соперничества с другими богачами – даже получило название "эффект Веблена".

В экономике между технократами и праздным классом противоречие проявляется между сферой "индустрии" и сферой "бизнеса", т.е. между производственными институтами и финансовыми. Веблен указывал, что поскольку сфера "бизнеса" имеет власть над сферой "индустрии", тормозится технический прогресс, крупные корпорации сокращают производство ради удержания высоких цен и прибылей, происходит навязывание потребителю ненужных ему товаров с помощью массированной рекламы и т.п. Путь разрешения этого противоречия он видел в переходе к новому обществу – "индустриальной республике " во главе с советом инженеров и техников, которое будет представлять третий путь между "плутократией капитализма и диктатурой пролетариата". Правда, в последней своей работе "Абсентеистская собственность..." он был уже настроен более пессимистически и признавал, что американский "средний класс" (в том числе и инженеры) стремится подражать "праздному классу".

Исторический экскурс

Тем нс менее идеи Веблена о переходе от капитализма к новому обществу получили дальнейшее развитие. В 1932 г. так называемые "молодые институционалисты" Г. Минз и А. Берли опубликовали работу "Современная корпорация и частная собственность", где утверждали, что в крупнейших корпорациях реальная власть уже переходит от акционеров к менеджерам, а в 1941 г. Д. Бернхем выпустил книгу "Революция менеджеров". В послевоенный период эти идеи продолжали развиваться и получили окончательное воплощение в теориях "индустриального общества".

Другим родоначальником американского институционализма был Джон Коммонс (John Commons, 1862– 1945), среди работ которого можно указать "Распределение богатства" (1893), "Промышленная доброжелательность" (1919), "Правовые основы капитализма" (1924) и "Институционалистская экономическая теория" (1934). Он был прямым продолжателем "висконсинской школы" конца XIX в. и сам преподавал в Висконсинском университете. В то же время он активно сотрудничал с профсоюзами, участвовал в разработке трудового законодательства.

Институциональную экономику Коммонс определял как экономику коллективных, а не индивидуальных действий, утверждая, что за институтами стоят интересы социальных групп. Институт, по Коммонсу, – это "коллективное действие по контролю, высвобождению и расширению масштабов индивидуального действия". Институт определяет правила того, что может и должен делать человек в обществе. В институциональной системе соединяется экономика, право и этика. Общей у этих трех компонентов является проблема разрешения конфликта интересов и, следовательно, гармонизации общественных отношений. Коммонс выдвинул положение о том, что обобщающим понятием социальных отношений является "сделка" как взаимодействие двух сторон, двух партнеров. Теория сделок, по его определению, – это теория совместной деятельности людей и их оценок во всех сделках, посредством которых участники побуждают друг друга к достижению единства мнений и действий. В ходе сделки стороны вначале противопоставляют свои интересы, затем путем переговоров находят компромиссное решение и принимают взаимные обязательства по достигнутому соглашению. В идеале это соглашение оформляется юридически. Сделка, по Коммонсу, это не обмен товарами, а "отчуждение и приобретение... прав собственности", поэтому права собственности должны быть прописаны максимально точно и полно. Идея правового регулирования социальных отношений присутствует и в теории Коммонса об этапах развития капитализма. Он выделяет четыре стадии: торговый, промышленный, финансовый и административный капитализм. Последняя стадия – это будущее общество, где государство (администрация) путем совершенствования законодательства сможет уладить конфликты между трудом и капиталом, между большим и малым бизнесом, между бизнесом и производством и т.д.

И наконец, третьим представителем раннего американского институционализма был Уэсли Клэр Митчелл (Wesley Clair Mitchell, 1874–1948). Он считал себя учеником Веблена и даже издал в 1936 г. сборник его трудов под названием "Чему учил Веблен" . Так же как другие институционалисты, он критиковал маржиналистов, которые вслед за классической политэкономией в основу своей методологии ставили понятие рационального "экономического человека", и предлагал рассматривать хозяйственные действия людей в общем контексте их взаимодействия и сотрудничества. Среди теоретических проблем, которые он исследовал, можно выделить следующие.

Прежде всего он был одним из ведущих американских исследователей экономической конъюнктуры и с 1920 г. возглавлял Национальное бюро экономических исследований (Нью-Йоркский институт конъюнктуры). Результатом этой деятельности была стали "Деловые циклы" (1913) и ряд последующих работ. В отличие от большинства авторов теорий экономических циклов, которые "ставят своей целью показать, в силу чего и как начинаются волнообразные движения, т.е. открыть “причину” экономических циклов", подходя к этой проблеме механистически, Митчелл рассматривал проблему экономической цикличности комплексно, "институционально", исходя из того, что хозяйственная деятельность людей "подвержена действию бесчисленных факторов физического, психологического, политического, экономического и социального происхождения, местного, национального и мирового масштаба, явных и скрытых по характеру и проявлению, временных или длительных по своему эффекту ". В результате он пришел к выводу, "что экономические циклы представляют собой в высшей степени сложный комплекс взаимодействий значительного числа экономических процессов, что для уяснения существа этих взаимодействий следует комбинировать историческое исследование с количественным и качественным анализом, что изучаемое явление циклов связано с определенной формой организации народного хозяйства и что предварительное понимание хозяйственных институтов этой системы народного хозяйства необходимо для понимания циклических колебаний" .

Второй проблемой была роль денег в экономике. В отличие от маржиналистов начала XX в., считавших деньги нейтральным элементом в экономической системе, Митчелл утверждал, что денежные институты играют активную роль в экономике и по мере ее исторического развития эта активная роль увеличивается, поэтому он исследовал роль денежного обращения и кредитно-финансовых институтов в экономике и указывал на "общественную роль высокоорганизованной группы денежных институтов и то, как они, развиваясь со времен Средневековья, стали квазинезависимыми и оказали обратное влияние на деятельность и умы их создателей". Такие работы Митчелла, как "История гринбеков" (1903) и "Золото, цены и заработная плата при долларовом стандарте" (1908), до сих пор считаются классическими среди исследований истории денежного обращения в США.

И наконец, он разрабатывал теорию государственного регулирования или, как он сам называл, планирования экономики, и предлагал конкретные формы этого регулирования. В частности, в 1923 г. он предложил создать систему государственного страхования от безработицы. Но окончательное воплощение идей институционалистов о государственном регулировании экономики осуществилось в "Новом курсе" Ф. Рузвельта. Во время его разработки и проведения Митчелл стал одним из организаторов Комитета национальных ресурсов США. В "команду" Рузвельта входили также Дж. Коммонс и "молодые институционалисты" А. Берли (A. Berle ) и Р. Тагвелл (R. Tagicell ).

  • Там же. С. 1.

Институциональная экономика - отрасль экономики, которая изучает экономические отношения внутри и между общественными институтами.

Институционализм в американской политэкономии заявил о себе в конце XIX -начале XX века. Обострение противоречий рыночной экономики и вопиющие формы проявления власти монополистического капитала вызвали оппозиционную волну в экономической науке. В основе лежала идея о возможности преодоления пороков капитализма посредством реформ.В результате капиталистическая система породила острые социальные противоречия. В этот период интенсивно шёл процесс концентрации производства и капитала, монополизировались важнейшие отрасли промышленности, происходила гигантская централизация банковского капитала в американской экономике. Монополистическая перестройка экономики сопровождалась социальными сдвигами. Появилась оппозиция засилью монополистических трестов. Наряду с этим выдвинулась проблема рабочего и социального законодательства, демократизации экономики и общественной жизни. Быстрый рост новых средних слоёв (инженеры, преподаватели, учёные, служащие, лица свободных профессий) был одним из важных проявлений сдвигов в социальной структуре общества, связанных с переходом капитализма в монополистическую стадию. Рост армии лиц умственного труда, значительная социальная дифференциация широкой массы образованных людей обусловливали противоречивые тенденции в их социальном сознании. Социальная неоднородность интеллигенции, объективная противоречивость её положения в капиталистической системе служили почвой для формирования реформистской идеологии. В политэкономии на почве обострения противоречий капитализма и глубокого разочарования части экономистов в тех результатах, к которым на практике приводит неограниченный рыночный механизм, возникла оппозиция традиционной экономической философии и рыночным неоклассическим концепциям.

Эти обстоятельства привели к появлению в экономической теории совершенно нового направления - институционализма. Он ставил задачу, во-первых, выступить оппонентом монополистическому капиталу и, во-вторых, разработать концепцию защиты «среднего класса» посредством реформирования в первую очередь экономики.
Институционализм (от лат. institutio - «обычай, наставление, указание») - направление экономической мысли, которое сформировалось и получило широкое распространение в США в 20-30-х годах XX века. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институты.
В экономической теории впервые понятие «института» было включено в анализ Торстейном Вебленом. Однако наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта: институты - это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.
Объектом анализа институционалистов является эволюция общественной психологии. В основу анализа положен описательный метод.
Институционалисты предложили свой оригинальный подход к изучению экономических явлений, который отличался от неоклассического подхода по следующим основным положениям:
1) по мнению институционалистов, неоклассическая теория базируется на нереалистичных предпосылках и ограничениях: стабильные предпочтения, максимизирующее поведение, общее экономическое равновесие на всех рынках, неизменные права собственности, доступность информации, обмен происходит без издержек (Р. Коуз называл такое положение дел в неоклассике «экономикой классной доски»);
2) предмет исследования институциональной экономической теории значительно расширяется. Институционалисты, наряду с чисто экономическими явлениями, исследуют такие феномены, как идеология, право, нормы поведения, семья, причем исследование ведется с экономической точки зрения. Этот процесс получил название экономического империализма. Ведущим представителем этого направления является лауреат Нобелевской премии по экономике 1992 года Гарри Беккер (1930 г.р.). Но впервые о необходимости создания общей науки, изучающей человеческое действие, писал еще Людвиг фон Мизес (1881-1973), предлагавший для этого термин «праксеология»;
3) экономика - не статическая сфера, а динамическая.

Институционализм как самостоятельная область экономического анализа зародился более 100 лет назад. Он возник как течение, оппозиционное классической экономической теории, которая, по сути дела, формировала основное направление экономической мысли. Первоначально институционализм сосредоточился в большей мере на критике классических представлений, нежели на позитивном системном исследовании экономических проблем.

Однако постепенно критические начала в институциональных исследованиях отошли на второй план и в последние десятилетия институциональное направление все более интернируется в основное течение экономической мысли.

Классическая экономическая теория, сформировавшаяся в конце XVIII в., и ее современная модификация – неоклассическая теория - объясняют экономическое поведение и экономические процессы, базируясь на ряде принципов.

Первый из них - принцип естественного поведения индивида как не стесненного никакими рамками и предоставленного самому себе. К числу основных элементов естественного поведения относятся рациональность и индивидуализм. Рациональность означает способность индивида ставить перед собой ясные цели и реализовывать их, выбирая наилучшие для этого решения. Индивидуализм же предполагает, что человек при постановке целей преследует исключительно свои собственные интересы, стремится удовлетворить свои собственные потребности.

Второй принцип - правило невидимой руки рынка . Согласно ему, совокупность индивидов, каждый из которых свободен в своем поведении и ведет себя как рациональный эгоист, в процессе обмена достигает состояния, при котором максимизируется общественное богатство.

Классическая школа и ее наследница - неоклассическая школа - внесли неоценимый вклад в экономическую науку, существенно приблизив ее к потребностям практики. Неоклассический анализ позволил перевести описание экономических процессов на формальный язык, обеспечить возможность прогнозировать их ход. Вместе с тем, он отсек целый ряд факторов, которые оказывали огромное воздействие на экономическую жизнь, что и породило жесткую критику неоклассики со стороны экономистов различных направлений, в том числе - институционалистов.

Критике подвергались:

Нереалистические методологические предпосылки. Модель рационального индивидуалистического поведения включает несколько принципиальных предпосылок.

Во-первых, уже упоминавшийся принцип естественного поведения, трансформировавшийся в предпосылку неограниченной рациональности экономического человека. Нереалистичность этой предпосылки очевидна. Неограниченная рациональность предполагает полное знание агентом своих предпочтений и способность их ранжировать, чего на практике нет. Она предполагает также, что агенту известны все возможные варианты достижения целей и он в состоянии их сравнивать. Но в условиях, когда развитие значимых процессов и поведения других людей характеризуется неопределенностью, в условиях ограниченности познавательных способностей человека это также нереально.

Во-вторых, полноту информации. Считается, что она в достаточном для выбора объеме содержится в ценах и может без издержек в необходимом объеме быть получена агентами.

Но в реальности этого нет. Полная информация может быть получена лишь на сильно локализованных рынках либо при системе централизованного планирования.

В-третьих, независимость участников сделок . Считается, что решения каждого не зависимы от других и не влияют на них. Это предполагает рынки совершенной конкуренции. Однако в реальности доля таких рынков крайне мала.

В-четвертых, экзогенность предпочтений агентов, их стабильность и независимость от влияния внешних факторов. Жизнь показывает, что это не так, что потребности агентов испытывают сильное воздействие внешней среды, которое предопределяет динамизм предпочтений.

В-пятых, равновесие во взаимодействиях экономических агентов, которое якобы всегда существует, единственно и совпадает с оптимумом по Парето. Однако в жизни равновесие – лишь частный случай и не всегда оно соответствует критерию Парето.

Чрезмерный уровень абстракции , порождающий механистические представления об экономике. Неоклассика объясняет разные формы поведения людей посредством единой аналитической модели выбора в ситуации ограниченности ресурсов. При этом предмет и внешние условия выбора особой роли не играют.

Недостаточная эмпиричность . Теоретические построения неоклассической школы не отталкиваются от фактов действительности и не являются их обобщением. Поэтому часто возникают противоречия между постулатами неоклассики и реалиями.

Статичность . Неоклассика исследует равновесие как данность, как естественное для экономических систем разного уровня состояние. Поэтому она не способна объяснить реальный исторический процесс изменений в экономической сфере, поскольку равновесие системы не в состоянии объяснить ее эволюцию, непрерывную изменчивость.

Узость сферы и объекта исследования. Фактически неоклассика замкнулась на исследовании развитого товарного хозяйства, игнорируя иные исторические его формы. При этом в рамках товарного хозяйства она исследует рыночные формы экономических процессов, оставляя без внимания внерыночные (политику, семью и др.).

Изолированность экономического анализа от исследования смежных сфер поведения человека . Человек един во всех ипостасях и поведение в одной сфере не может не зависеть от поведения в иных. Поэтому исследование экономики должно учитывать воздействие неэкономических форм жизнедеятельности на экономическое поведение.

Это требует интеграции с другими общественными наукам, междисциплинарного подхода.

Возникнув на волне критики перечисленных недостатков неоклассической школы, институционализм изначально нацеливался на их устранение. Решение этой задачи на первых этапах виделось в замещении неоклассики принципиально новым исследовательским подходом. Виднейшими представителями институционализма на первых этапах развития этой школы, или «старого (традиционного) институционализма», являются: Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт.

Первым институционалистом был Торстейн Веблен . Острие своей критики он направил на принцип рационализма. Показывая, что в экономике существуют массовые формы поведения, которые не могут быть объяснены с позиций рациональности и выглядят как явно нерациональные, он предлагает свою модель экономического поведения. В ее основе - преобладание стадного чувства в форме своеобразной «гонки за лидером». Люди, по мнению Веблена, производят значительное количество затрат просто потому, что кто-то их уже произвел. Такое поведение он считает нерациональным.

Критикуя неоклассическую экономическую науку, Веблен и его первые последователи однако не смогли предложить взамен равноценной по инструментальности модели поведения. Поэтому их критика неоклассики не была воспринята научным экономическим сообществом. Она усваивалась, в основном, социальными науками - социологией и социальной историей.

Признание институционализма как самостоятельного направления экономического анализа приходит по мере усиления конструктивных начал в исследованиях представителей этой школы.

Большую роль в этом сыграли два человека - Джон Р. Коммонс и Рональд Коуз . Работы Коммонса были написаны в 20-30-х годах двадцатого века, работы Коуза появились во второй половине 30-х годов.

Критика неоклассической теории, с которой выступили обаисследователя, существенно дополняла саму эту теорию и уже могла быть воспринята экономическим сообществом. С целью компенсировать недостатки неоклассики они предложили учитывать при экономическом анализе следующие факторы.

Неполноту информации. Ее признание предполагало отказ от гипотезы рынка, где каждый агент обладает полной информацией о его состоянии. Коммонс и Коуз исходили из того, что в реальности одни агенты знают больше других, другие – меньше. Распределение выгод в обмене отражает подобную асимметрию.

Ожидания агентов. Под ними подразумевалась оценка агентами будущего состояния дел, которая оказывает влияние на их текущее экономическое поведение. С ожиданиями связано вообще любое экономическое действие. Учет этого фактора позволяет преодолеть статичность неоклассики, объяснить динамичность экономического равновесия, показать, какое равновесие наступит по прошествии некоторого периода времени.

Роль коллективных действий и институтов. Значение данного фактора в том, что в реальной экономике действия агента никогда не бывают сугубо индивидуальными, обособленными от влияния внешней среды. Институциональная структура общества и коллективные действия представляют рамки для индивидуальных поступков, определяющие то, что дозволяется или не дозволяется делать.

Трансакции и трансакционные издержки. Выделение этого фактора было обусловлено изменениями в понимании собственности, наделением этой категории экономическим содержанием. Коммонс заложил основы такого понимания, рассматривая обмен не как перемещение физической оболочки товара, а как передачу прав собственности на него, или трансакцию. Подобное восприятие сделало центральным вопросом экономического исследования обмена анализ прав собственности, механизма их передачи и обеспечения гарантий. Первый опыт такого анализа принадлежит Рональду Коузу, объяснившему посредством его природу фирмы.

Трансакция как смена формы собственности не бесплатна, она ведет к некоторым издержкам. Форма издержек может различаться: затраты времени, денег, психической энергии, материальных ресурсов. Это трансакционные издержки. Трансакционные издержки могут возникать как на стадии подготовки трансакции (например, в связи с поиском и обработкой необходимой информации), так и после ее осуществления (например, затраты по обеспечению выполнения условий сделки).

Читайте также:
  1. III. Медицинские осмотры (обследования) декретированного контингента с целью охрана здоровья населения и предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
  2. А) Дискуссионность вопроса о времени возникновения международного права
  3. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма.
  4. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма. (лекция)
  5. Агрессивный ребенок. Виды и причины агрессии. Работа психолога с агрессивными детьми.
  6. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
  7. Анализ возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера

Экономика – борьба человека с редкостью благ за удовлетворение своих потребностей. Редкость благ – относительная их недоступность. Институциональная среда – созданные блага и формы институтов для удовлетворения потребностей. Институты (institution/institutum – от рим. порядок, обычай, формальные правила, структуры) – экономические ограничения, которые регулируют экономику - гос-во, патенты.

Структура институтов :- ролевые модели поведения и статусы (предписания их исполнения);- их обоснование;- средства трансляции социального опыта;- социальные позиции;- наличие определенных соц. позиций «профессионалов», способных приводить механизм в действие, играя по правилам.

Основа институциональной экономики : стремление оптимизации ресурсов для максимизации эффекта. Более развитое и сложное общество порождает новые сложные потребности, для их удовлетворения и нужны институты. Предпосылки формирования институциональной экономики по Ковниру В.Н.: причины возникновения институционализма лежат в плоскости рождения новых социальных отношений, вытекающих из разделения труда по умственным способностям, массовое производство порождает массовое объединение и концентрацию людей, рост потребности в технических специалистах. К началу 19 века экономическая наука создала систему воспроизводства самой себя, распространения своих информационных объектов. Начало 19 века – смена традиций в отношении образования – от чисто гуманитарного образования осуществляется переход к образованию экономическому, естественно-математическому.

Некоторые позиционируют ИЭ как замену традиционной экономической теории. ИЭ – отдельное направление современной экономической науки, углубляющееся в глобальные экономические тенденции.

Институционализм - новое направление экономической мысли ХХ в., которое изучает и описывает формы организаций, регулирования, упорядочения общественной жизни, деятельности и поведения людей с учетом совокупности принятых социальных норм, обычаев, образцов поведения. Институционалисты исходили из наличия острых социальных противоречий капитализма и необходимости их реформирования.

К причинам возникновения институционализма относят переход капитализма в монополистическую стадию , который сопровождался значительной централизацией производства и капитала, что и породило социальные противоречия в обществе.С развитием монополий (или "переход капитализма в монополистическую стадию") резко обострились социальные противоречия в обществе и возникла острая необходимость реформирования общественных отношений.



2.Дать характеристику “старого” институционализма.

· К экономике переходит от социологии, права, политики, изучая с их помощью предмет экономической теории.

· Используется преимущественно индуктивный метод – переход от частных случаев к обобщениям и выводам.

· Изучение институтов ведётся на макроуровне с использованием методов истории, социологии, политологии, права.

· Институты трактуются как социально-психологические феномены, изучаются эволюционные механизмы институциональной динамики и влияние социально-культурных норм на экономическое и технологическое развитие.

· Отрицание методов маржинального и равновесного анализа, применяются эволюционно-социологические методы (концепции конвергенции, постиндустриального и постэкономического общества, экономика глобальных проблем).

· Приходит к полному отрицанию неоклассики , становится оппозиционным классическому мейнстриму.



· Ведёт анализ сфер, выходящих за пределы рыночного хозяйства, - проблемы творческого труда, преодоления ограничения частной собственности, ликвидация эксплуатации и др.

· В центре внимания находятся действия коллективов – профсоюзов, правительства, корпораций, которые рассматриваются через призму защиты интересов индивидов.

· Представители : Веблен, Коммонс, Митчелл, Гобсон, Мюрдаль, Гэлбрейт.

Институционалисты старой школы смотрели на эк-ку и чел-во глобально , их идеи сводились к анализу изменений в отдельных общественных сферах (политике, науке и т.д.). Возникал вопрос: как менять, нр., законодательство, что конкретно делать? Проблема экономического анализа с точки зрения старых институционалистов: функционирование институтов .

3.Дать характеристику “нового” институционализма.

· Изучение политических, правовых и социальных явлений методами экономической теории.

· Опора на дедуктивный метод, - общие принципы неоклассической теории используются для объяснения конкретных явлений и процессов общественной жизни.

· Анализ институтов осуществляется с помощью стандартного аппарата микроэкономики итеории игр .

· Институты рассматриваются в рамках теории игр как правила и нормы, большое внимание уделяется правам собственности.

· Укрепление и расширение неоклассической парадигмы , которой подчиняются всё новые сферы исследования: семейные отношения, этика, политическая жизнь, межрасовые отношения, преступность, историческое развитие общества и др.

· Расширяет и модифицирует неоклассическую парадигму , оставаясь в её пределах, но снимая определённые наиболее нереалистические предпосылки.

· Расширяет, развивает и дополняет магистральное направление экономической науки, рассматривая любые отношения между людьми сквозь призму взаимовыгодного обмена, формирует контрактную (договорную) парадигму.

· В центре анализа – независимый индивид , который по собственной воле и в соответствии со своими интересами решает, членом каких коллективов ему выгоднее быть.

· Представители: Коуз, Саймон, Беккер, Норт, Уильямсон, Фогель, Акерлоф.

Новые институционалисты пришли к выводу: старая теория слишком описательна, и не содержит конкретных инструментов, и имеет главное заблуждение - использование недостоверной информации для экономического анализа. Прикладной момент нужен для корректировки теоретической идеи. Новые институционалисты задались вопросом и задачами проведения экспериментов в условиях экономики , введя новые понятия : теория фирмы, права собственности, трансакционные изд-ки (нр. кредитная история), оппортунистические контракты. Неоинституционализм вернул анализ в лоно экономической теории, возвращая в анализ математические методы . В рамках неоинституционализма человек, его мораль, нравственность и иррациональное поведение получают количественную оценку и описание (штрафы). Проблема 21 века с т.зр. неоинституционалистов: поведение потребителей .

Становление институционализма связывают с именем американского экономиста Торстейна Веблена (1857–1929). В работах «Теория праздного класса» (1899), «Инстинкт мастерства» (1914), «Собственность отсутствующего» (1923), «Инженеры и система цен» (1929) он исходил из теории эволюции природы Ч. Дарвина и принципа взаимосвязи и взаимообусловленности всех общественных отношений, включая экономические и социально-психологические.

За резко негативное отношение к капиталистической системе он воспринимался многими современниками как американский Маркс. Однако несмотря на враждебность капитализму, Веблен не был социалистом в точном смысле этого слова, он был скорее социологом и моралистом.

Веблен выступил с резкой критикой всех своих предшественников. Он особенно критиковал представителей ортодоксальных школ (классической и неоклассической) за их стремление оправдать существующий строй.

Отвергнув классические теории, Веблен не менее строго отнёсся и к их противникам – как к представителям исторической школы, так и к марксистам. Первых он упрекал за поиски законов исторического развития, тогда как, по его мнению, таковых не существует, ибо ничто никогда не давало оснований полагать, что какая-то отмеченная в прошлом эволюция должна неизбежно и неизменно продолжаться. В Марксе он видел защитника веры в прогресс, который приписывался героической роли одного класса, пролетариата, тогда как ничто, по мнению Веблена, не даёт оснований верить ни в постоянное совершенствование человечества, ни в неизменно героический характер данного класса.

Веблен выступил против концепции «экономического человека». По его мнению, человек не должен трактоваться наподобие механического шарика, своего рода «калькулятора удовольствий и тягот». Поведение индивидуума как потребителя и участника производства весьма неоднозначно. Экономические интересы представляют собой сложную и противоречивую систему. Веблен считает, что человек не машина для исчисления ощущений наслаждения и страдания и его поведение не может сводиться к экономическим моделям, основанным на принципах утилитаризма и гедонизма. Надо полнее учитывать социальные условия, психологические мотивы.

Экономическое поведение обусловлено многими факторами. В основе лежат институты. Это сформировавшиеся и освещённые юридическим авторитетом обычаи. Согласно институционалистской концепции, все институты своими корнями уходят к известным чертам коллективной психологии, их формирование консервативно. Поэтому, чтобы понять природу превращения институтов, необходимо прежде всего экспериментальным путём изучить человеческую психологию, постараться выяснить, какими действительными движущими силами руководствуется каждый индивидуум или, ещё лучше, каждая профессиональная или социальная группа. Затем следует рассмотреть, как обычаи этих групп превращаются в законодательно признанное право, и тем самым изучить содержание договоров между группами или между индивидуумами, зарегистрировать установленные обычаи и позитивные законы. Наконец, необходимо рассмотреть, под воздействием какой экономической необходимости или каких моральных моментов институты, унаследованные от прошлого, переставая отвечать новым потребностям, испытывают превращения или уступают место другим институтам. Именно такую трактовку исторической эволюции «институтов» общества предложил Веблен. По его мнению, сложившиеся ранее формы и правила, не отвечающие сегодняшней ситуации, должны быть изменены. «Жизнь человека в обществе точно так же, как жизнь других видов, – это борьба за существование, а следовательно, это процесс отбора и приспособления. Эволюция общественного устройства явилась процессом естественного отбора социальных институтов» .

Неубедительным является, по мнению Веблена, индивидуалистический подход своих предшественников, использовавших метод различных «робинзонад». Изучать нужно не столько действия индивидуума, сколько коллективные действия, осуществляемые на основе и в рамках групповых институтов, – профсоюзов, предпринимательских объединений, политических партий и т.п.

Наконец, Веблен подвергает критике концепции равновесия. Их авторы переносят на экономику методологию физических наук. Но в экономике нет деления на статику и динамику. Экономика – наука о динамических процессах .

Благодаря Веблену, в экономическую теорию вошло понятие «престижное или показное потребление», получившее название «эффект Веблена». Престижное потребление имеет в своей основе существование так называемого «праздного класса», находящегося на вершине социальной пирамиды. Черта, указывающая на принадлежность этому классу, – крупная собственность. Именно она приносит почёт и уважение. Характеристиками класса собственников являются демонстративная праздность («не труд» как высшая моральная ценность) и демонстративное потребление, тесно связанное с денежной культурой, где предмет получает эстетическую оценку не по своим качествам, а по своей цене. Другими словами, товары начинают цениться не по их полезным свойствам, а по тому, насколько владение ими отличает данного человека от окружающих (эффект завистливого сравнения). Чем более расточительным становится данное лицо, тем выше поднимается его престиж. И если демонстративное потребление является подтверждением общественной значимости и успеха, то это вынуждает потребителей среднего класса и бедняков имитировать поведение богатых. Отсюда Веблен делает вывод, что рыночную экономику характеризует не эффективность и целесообразность, а демонстративное расточительство, завистливое сравнение, преднамеренное снижение производительности .

Эпоха рыночного (в терминологии Веблена – «денежного») хозяйства охватывает две стадии. На первой стадии и собственность, и реальная власть принадлежат предпринимателям. На второй – происходит раскол между бизнесом и индустрией, проявляющийся в антагонизме интересов финансистов – владельцев капитала, с одной стороны, и организаторов производства – с другой. Бизнес оказывается в руках праздного класса, заинтересованного лишь в прибыли на свой капитал. Этот капитал собственники не вкладывают в производство, а предоставляют его в кредит. Собственность капиталистов превращается в абсентеистскую (реально отсутствующую) – она воплощается не в средствах производства, а в ценных бумагах. В производстве, в его развитии и прогрессе теперь заинтересованы лишь организаторы производства – технические специалисты, своего капитала не имеющие и использующие предоставляемые им в кредит средства праздного класса. Антагонизм бизнеса и индустрии разрешится путём перехода власти к инженерно-техническому персоналу. В результате всеобщей стачки инженеров, означающей полную остановку всей производственной системы, праздный класс вынужден будет уступить власть организаторам производства, представителям инженерно-технической интеллигенции .

В дальнейшем, в результате реформ установится «новый порядок», при котором руководство промышленным производством страны будет передано специальному «совету техников», и «индустриальная система» перестанет служить интересам «абсентеистских собственников», поскольку мотивом технократии и индустриалов явится не «денежная выгода», а служение интересам всего общества .

Таким образом, Веблен выступил с программой передачи власти инженерно-технической интеллигенции с последующим контролем над производством.

Ранние институционалисты предложили различные способы «социального контроля». Так, повышение роли государства и его вмешательство в экономику предлагал известный американский экономист Джон Коммонс (1862–1945), который считал, что правительство сможет обеспечить баланс интересов различных слоёв общества. Другой американский экономист Уэсли Митчелл (1874–1948) отстаивал возможность устранения кризисов за счёт использования государственных расходов, выступил за организацию национального планирования.