Распорядок дня для молодой мамы - мой малыш. Как все успевать в декретном отпуске

Рождение ребенка - само по себе непростое дело. Это испытание и в физическом плане, и в эмоциональном. Работодатели отпускают в декретный отпуск будущих мам, ведь это время, когда женщина может и должна больше отдыхать, больше заботиться о себе. Но бывают ситуации, когда женщина вынуждена «разрываться» между работой и семьей. Кто-то от любви к работе, кто-то из-за нужды в деньгах.

Светлана Лапина, юрист

Мама троих детей: сын Марк (16 лет), дочери Настя (13 лет) и Женя (1 год).

Что такое рожать «без отрыва от производства» я испытала только с младшей дочерью. Сейчас, когда мы отметили ее первый день рождения, я могу сказать, что это было не зря.

Почему

Во-первых, наша семья привыкла к определенному уровню комфорта, и, хотя муж в состоянии обеспечить нас, мы решили, что мой доход будет нелишним. Вторая причина - мой бизнес. Я юрист, и у меня собственная практика, которую мне совсем не хотелось терять. Клиенты и репутация нарабатывались годами, и начинать такой специфический бизнес с нуля, после декретного отпуска мне с маленьким ребенком было бы гораздо сложнее, чем поддерживать его в рабочем состоянии. Да и бросать некоторых клиентов на середине пути - это неправильно, ведь они рассчитывают на меня, на мои знания и умения.

Как

К родам я постаралась максимально завершить свои дела. Некоторые клиенты, войдя в мое положение, сказали, что могут меня подождать какое-то время, кого-то я все же перепоручила своим партнерам с тем условием, что клиенты потом вернутся ко мне.

Первое время после рождения Жени я работала только по телефону. Это длилось две недели. До трех месяцев я покидала дом не больше, чем на 2–3 часа, в это время с малышкой находилась бабушка. Постепенно время моего отсутствия увеличивалось, и к полугоду я уже работала полный день. Мне удалось сохранить и поддерживать грудное вскармливание, поскольку мой офис находится в шаговой доступности от дома. Пока не появился прикорм, я приходила домой каждые 2–3 часа.

  • Просите о помощи и принимайте ее благодарно, какой бы великой она ни была . Даже если это просто приготовленный кем-то суп на ужин или вычищенный кошачий горшок. Из таких простых вещей и состоит уют дома, а у работающей мамы именно на это не хватает обычно сил и времени.
  • Отнеситесь серьезно к выбору няни . Муки совести из-за того, что вы оставляете своего ребенка с чужим человеком, неизбежны. Надеюсь, вам повезет, как мне, и это будет родная бабушка или другой близкий человек, который будет любить ребенка как своего.
  • Две няни лучше, чем одна . Лучшие няни, по моему опыту - это женщины за 40, а в таком возрасте уже непросто заниматься младенцем весь день: гулять, играть, ухаживать. Поэтому будет удобнее, если это будут два разных человека, например, бабушка и няня.
  • Режим, режим и еще раз режим . И у ребенка, и у мамы. Иначе от вас будет мало проку на работе и дома. И, конечно, без режима не видать вам грудного вскармливания как своих ушей.
  • Ищите информацию в интернете о нужных гаджетах и просто полезных секретах . Как замораживать грудное молоко, какую купить коляску, чтобы она не тянула руки, где найти идеальный молокоотсос - это простые вещи, которых, возможно, вам не хватает, и без которых вы ежедневно теряете много нервов и времени.
  • Перенесите офис как можно ближе к дому . Если вы хозяйка своему бизнесу, как я, а домашняя обстановка не располагает к ведению переговоров - снимите офис рядом с домом. Так вам будет спокойнее - это раз, ну, и в случае ЧП (внезапный приступ голода у младенца) вы будете дома в считанные минуты.

Наталья Важенина, заместитель директора по учебно-методической работе Центра поддержки педагогов

Мама троих сыновей: Никита (15 лет), Егор (9 лет), Иван (4 года).

Балансировать между работой дома и материнством не всегда просто, но возможно. Для этого достаточно четко расставить приоритеты и спланировать свой день до минуты.

Почему

Мне работа в декрете была необходима не только как способ самовыражения и развития, но и как необходимость помогать мужу в формировании семейного бюджета. Когда я работала «на себя», я не думала про пенсию, про налоги, мне нужно было «придерживать штаны» в текущий момент.

Как

В общей сложности дома я проработала семь лет. Чем я только не занималась: делала букеты из конфет, освоила скрапбукинг, сайты делала на заказ, копирайтом тоже занималась, была постоянным организатором совместных покупок на «мамском» форуме. Сейчас я работаю в офисе, и это мне нравится, потому что наконец-то мой дом стал местом отдыха для души и тела. В работе дома нет никакого реального кайфа, но нет ничего невозможного, все зависит от вас и от вашей мотивации на работу дома. У меня получилось, получится и у вас!

  • Шевелитесь . Под лежачий камень вода не течет. Узнавайте, пробуйте, старайтесь.
  • Монетизируйте свои таланты . Любой человек что-то умеет делать лучше, чем все остальные. Если остро стоит денежный вопрос, стоит сесть и подумать, к чему душа лежит, что ты уже умеешь делать и кому твои навыки пригодятся.
  • Считайте трудозатраты и полученный доход . Бросайте то, что отнимает много сил и не приносит дохода, и тут же переключайтесь на другие проекты. Пробуйте. Например, мой опыт года работы копирайтером неутешительный: если не найти «своего» заказчика, то будешь зарабатывать сущие копейки, тратя при этом много времени и сил. А вот на создании сайтов-визиток (контент+дизайн) для небольших фирм я зарабатывала уже неплохо.
  • Правило «20 минут» . Работающая на дому мама должна понимать, что невозможно погрузиться в работу с утра и до вечера. Есть различные фишки тайм-менеджмента, усвоенные и отполированные до совершенства за период работы в декрете дома. Например, рабочие задачи необходимо разбивать на такие действия, которые можно сделать за 20 минут.
  • Правило «20 минут» - 2 . Эти 20 минут вы должны спланировать не только для себя, но и для ребенка. Да, это тоже ваша головная боль.
  • Много продуманных локаций для ребенка . В вашем доме должно быть несколько локаций для ребенка, способных занять его на то время, когда вы работаете или занимаетесь домашними делами.
  • Поддержка государства - хорошо, но это капля в море . Сейчас я получаю за многодетность примерно 1000 рублей в месяц и бесплатный проезд в муниципальном транспорте. Оформляйте, если считаете нужным, пособия, но не рассчитывайте на эту помощь. Главное - это то, что делаете вы для себя сами.

Екатерина Тинина, руководитель интернет-проекта «Семейное пространство „Коза-егоза“»

Мама двоих детей: Аня (5 лет) и Миша (2 года).

Я работаю в декретном отпуске и мне сейчас очень комфортно: я получаю настоящее удовольствие от своего дела и от общения с детьми, спокойной и размеренной семейной жизни. Более того, именно материнство вдохновило меня на работу.

Почему

Так получилось, что к окончанию первого отпуска по уходу за ребенком я отправила заявку на федеральный грантовый конкурс. Просто захотелось обобщить в виде проекта свой опыт общения с соседками и их детьми, когда мы создали свой развивающий домашний микроклуб. Этот благотворительный проект получил финансирование, перерос в клуб обучения и поддержки матерей «Мамсли-сад», который существует до сих пор и уже без моего участия.

Во втором декретном отпуске, когда сыну было шесть месяцев, с друзьями мы организовали семейный новогодний лагерь, этот детско-родительский выезд стал точкой отсчета для интернет-проекта, который я возглавляю до сих пор. Это уникальный проект, который поддерживает женщин, находящихся в декрете или отпуске по уходу за ребенком: мы делаем так, чтобы мама не убегала из декрета на работу, а находила себя в материнстве. Мы не берем на себя функции мамы, как это часто делают педагоги в детских центрах, няни, аниматоры. Мы работаем не с ребенком, а с мамой: даем ей вдохновение, знания из сферы психологии, делимся инструментами воспитания малыша, помогаем в критических ситуациях, когда женщина не понимает, что происходит с ребенком и какому специалисту задавать вопросы.

Поэтому для меня работа в декретном отпуске - это и самореализация, и подготовка низкого старта финансовой независимости к тому времени, когда декрет закончится.

Как

Несмотря на то, что я руковожу интернет-проектом, который позволяет работать дистанционно, эффективность очного общения никто не отменял. В это время с детьми остаются бабушки-дедушки. Ну и мой муж, он мне тоже очень помогает.

  • Работа в декрете позволяет быть с детьми дольше . Благодаря тому, что я работаю в декретном отпуске, я общаюсь с детьми больше обычного. Для меня работа сейчас - это возможность продлить время декрета, а не наоборот.
  • Планируйте важные встречи на один день . Чтобы пообщаться очно с партнерами, командой проекта или инвесторами, лично обсудить некоторые вопросы, я выделяю время в один день и, как правило, на это у меня уходит целый день раз в две недели. Все остальные дела я могу решить с помощью интернета и телефона.
  • График работы: день-ночь . Днем я, прежде всего, мать и жена. Работа, любимая и интересная, начинается после отбоя. Иногда это тяжело, но все-таки выполнимо.

Ольга Хроменкова, парикмахер

Мать двоих сыновей: Максима (21 год) и Данилы (10 лет). Сейчас Ольга беременна третьим ребенком.

У женщины всегда должен быть свой заработок, который бы приносил удовольствие. Порой женщина в декрете начинает сходить с ума от однообразия. А с работой на глупые мысли и на депрессию у нее просто не остается времени.

Почему

Я оказалась в самостоятельном плавании 11 лет назад, и случилось это, когда я ожидала второго сына. Я работала парикмахером, и на четвертом месяце беременности у меня подошел к концу трудовой договор. Работодатель не стал его продлевать, возможно, именно из-за моей беременности. Мы с мужем были не готовы к потере дохода, и я стала принимать клиентов у себя дома. И теперь, спустя годы, могу сказать: я рада, что так случилось. Это хороший толчок, чтобы начать работать на себя.

Для меня работа в режиме нон-стоп - это и финансовая необходимость, и страх потерять клиентов. Их волосы требуют регулярной стрижки, а их корни отрастают. Да и, в конце концов, я люблю свою работу.

Как

Сейчас я снова жду ребенка и в этот раз с большим спокойствием смотрю в будущее. Сейчас я знаю, что надо делать и как подготовиться ко времени, когда в доме станет на одного мальчика больше.

Роды мне назначили на начало июня, я думаю, что смогу еще поработать до конца мая, а потом на время сделаю остановку. Это время нужно обязательно, чтобы подготовить дом к появлению еще одного человека, да и просто перевести дух, ведь после родов мне будет совсем не до отдыха.

По опыту предыдущей беременности я знаю, что начать работать на полную мощность я смогу не сразу. Скорее всего, спустя полмесяца после родов я начну работать по 2–3 часа в день, постепенно увеличивая объем. Но работать больше 5–6 часов в день я вряд ли стану. Это трудно в принципе, а кормящей маме, которая плохо спит по ночам, особенно.

  • Начинайте искать няню заранее, если планируете работать дома . Няни очень неохотно соглашаются ухаживать за ребенком, мама которого трудится в соседней комнате. Им не хочется быть под пристальным присмотром - это раз, а два - детей приходится не только развлекать, но и отвлекать, ведь мама рядом, но к ней нельзя. В прошлый раз у меня сменилось шесть нянь. В этот раз, понимая особенности, я уже нахожусь «в активном поиске».
  • Планируйте свое время работы . Если записывать клиентов блоками, кучно, то ваши рабочие часы, а значит, и время работы няни не будут растянуты на весь день.
  • Не бойтесь, что вас не поймут . Клиенты парикмахеров, мастеров маникюра и других специалистов бьюти-индустрии, как правило, женщины и, как показывает практика, с большим пониманием относятся к работающим мамам. Во-первых, многие из них тоже оказывались в такой ситуации, а во-вторых, они понимают, что ребенок подрастет и перестанет отвлекать своими капризами, а мастера, которому человек привык доверять свою красоту, найти совсем не просто.

Анна Коренева, руководитель образовательного учреждения

Мать двоих детей: дочь Арина (12 лет), сын Ян (6 лет).

Я никогда не переставала работать. И с дочерью, и с сыном я оставалась у руля своей небольшой телевизионной производящей студии. С одной стороны - я была хозяйка себе, с другой - у меня были партнерские обязательства, которые мне нужно было исполнять.

Почему

Оба раза это была материальная необходимость, мне нужно было самой обеспечивать себя и детей. С другой стороны, я любила свою работу, у меня были контракты. Но если бы это было только ради собственного душевного комфорта, я бы работала, конечно, меньше.

Как

Было непросто. Все мои родственники находились за 1000 км от меня. Первое время после рождения старшей дочери у меня гостила сестра. На первые съёмки я поехала через пару дней после выписки из роддома. Сестра гуляла с коляской.

Няня появилась, когда дочери было уже девять месяцев, до этого я обходилась сама. Офис был рядом с домом, в офисе стоял диван, на котором днем спала дочь. А вот я спала мало. В этот период я больше руководила, чем сама ездила на съемки, штат позволял, в коллективе были хорошие отношения. Я ходила на важные встречи, а бухгалтер за дочерью присматривала.

С сыном было иначе. И проще, и сложнее одновременно. Офиса и коллектива не было, я работала практически одна, монтировала дома. Няня начала помогать месяцев с двух. Но зато первый год жизни сына у меня был хороший контракт: работы не слишком много, а оплата достойная. Пожалуй, самое сложное в работе с сыном было записать звук, чтобы на заднем фоне никто не улюлюкал или не плакал.

  • Работать с грудничком - это просто . Мой опыт говорит, что сложнее работать, когда детям от 1,5 до 4 лет. Именно в это время они требуют много разного внимания.
  • Главное для детей - это счастливая мать . Если вам хорошо дома и есть возможность, не отвлекаясь на работу, ухаживать за детьми, домом, петь, рисовать, шить - это большое счастье и в этом много подлинной радости. Если очень хочется или очень нужно - работайте, только важно всегда помнить, что для чего? Вы для работы или она для вас и ваших детей?

Распечатать

Организм молодой мамы постоянно работает в режиме повышенного напряжения, ведь с маленьким ребенком нужно всегда быть начеку, да и выходных на этом поприще не положено. Как показывают медицинские исследования, сама по себе профессия «мамы» и «домохозяйки» больше наполнена стрессом, чем среднестатистическая полноценная работа.

Тем не менее материнство может и должно приносить радость, а не расстройство. А чтобы оставаться спокойной и жизнерадостной, воспитывая малыша, выполняя работу по дому и пытаясь выкроить время на себя, необходимо перестроить свое отношение ко времени и стилю жизни.

«Появление дочки в нашей семье было огромной радостью: мы так ждали нашу малышку! Я и не задумывалась, что после ее рождения в мою жизнь придет не только радость, но и множество трудностей. Вначале всеми домашними делами занималась мама, которая приехала погостить, но теперь мама уехала, и я просто не могу справиться с лавиной обязанностей. Я не знаю, за что хвататься, дочка плачет, все из рук валится, и я хочу только спать, да еще и злюсь постоянно… Как можно со всем справиться и все объединить? Где взять время?»

Наталья, 31 год

Типичная ситуация – молодая мама «в запарке». Положение усугубляется еще и тем, что женщина начинает чувствовать себя виноватой, ее ожидания относительно себя в образе матери не оправдываются, и это вызывает целый комплекс негативных эмоций, что может отразиться и на поведении ребенка, который становится еще более требовательным и капризным, и на отношениях с супругом.

Материнство предъявляет к организованности женщины повышенные требования, ведь помимо круглосуточной ответственности за благополучие малыша ей приходится «трудиться» еще в нескольких сферах: обычные женские обязанности по дому, иногда учеба или подработка, ведение семейного бюджета и организация досуга семьи… Даже если раньше женщине удавалось непринужденно управляться со всеми возникающими вопросами, не составляя списков и расписаний, то с появлением малыша жизнь часто начинает идти по новым правилам.

Вырваться из замкнутого круга бесконечных дел поможет тайм-менеджмент – искусство управления временем. Такое умение позволяет человеку оптимально использовать время в соответствии с его потребностями и поставленными им задачами. Личный тайм-менеджмент помогает научиться расставлять приоритеты, выделять важное и второстепенное в повседневных делах и успевать то, что воспринимается как необходимое. А это, в свою очередь, дает внутреннюю гармонию и спокойствие. Так что без секретов управления временем трудно обойтись.

7 секретов тайм-менеджмента для молодых мам

1. Расставляем приоритеты

В первое время после рождения ребенка именно заботы о нем и удовлетворение его потребностей становятся приоритетными делами в жизни молодой мамы. Но если помощников нет, как поступить?

Создать черновой список дел. Не знаете, с чего начать? Надо просто взять лист бумаги и написать подряд все дела, независимо от важности каждого (купить подгузники, прокипятить бутылочки, записать ребенка к врачу, искать няню и др.). Так фронт работ станет конкретнее.

Выделить главное и второстепенное. Работаем со списком дальше: ставим на первое место то важное, что необходимо сделать именно сегодня, не забывая при этом о собственных потребностях и интересах. Например, после бессонной ночи для женщины в приоритете выспаться, ведь малышу нужна здоровая и бодрая мама. На второе место поставьте задачи, которые также важны, но не требуют такой срочности. К примеру, вам нужно погладить белье, но у мужа есть еще пара рубашек в шкафу, значит, сегодня глажка остается на втором месте. Ну, а на третье место – мелкие незначительные дела, до которых вы доберетесь, если останется время, или которые можно легко совместить с другими (разговор с подругой, смена штор, сортировка вещей в шкафу и др.). Продумывая и записывая приоритетные задачи на каждый день, а также второстепенные дела, вы ставите перед собой достижимые цели и застраховываете себя от нерациональных затрат времени.

2. Планируйте режим дня

Планирование дня с определением времени, откладываемого на выполнение каждого дела, – неотъемлемый инструмент тайм-менеджмента. Однако планирование молодой мамы носит особенный характер.

Четкое понимание режима малыша. В основе распорядка дня будет лежать режим малыша, к которому маме придется подстроиться. Поэтому планирование должно быть максимально гибким, с возможностью переноса времени выполнения и объединением нескольких разных дел.

Ищите свободные окошки. Возьмите за основу своего графика главные моменты режима вашего дня с ориентировочным временем их выполнения (подъем малыша, массаж и водные процедуры, число кормлений, прогулки, время ужина всей семьи и т. д.). Время в промежутках между ними – ваше, дополните его задачами из списка приоритетов. Допустим, дневной сон малыша – 14.00–16.00. Пообедать самой – 14.00–14.20; 14.20–14.30 – помыть посуду, 14.30 – 14.45 – ответить на письма по работе и т. д. И не забудьте про запас времени на форс-мажорные обстоятельства (например, у малыша режутся зубки, и его приходится укладывать в два раза дольше).

Составляйте расписание на завтра. Заведите себе привычку перед сном записывать график на завтра, учитывая итоги текущего дня и производя необходимую коррекцию.

3. Делегируйте домашние обязанности

Грамотное управление временем вовсе не означает, что вы должны успевать делать все самостоятельно. Наоборот, тайм-менеджмент включает в себя умение рационально делегировать полномочия, в том числе и технике.

Где вы незаменимы? Проанализируйте список дел, которые вы выполняете, и выберите из них те, которые нуждаются в вашем непосредственном участии (например, кормление малыша грудью, подработка на дому, приготовление ужина).

Найдите добровольцев. Все остальное нужно постараться передать (пусть постепенно или частично) «помощникам». Это может быть муж, который будет без особого труда заезжать после работы в магазин и покупать продукты по списку; бабушка, с удовольствием проявляющая свою заботу о малыше, прогуливаясь с коляской; или посудомоечная машина, экономно расходующая воду и освобождающая всю семью от одной из ежедневных обязанностей. Главное, научиться грамотно ставить задачи перед другими людьми, оценивать их возможности, предлагать удобные и логичные варианты выполнения тех задач, которые вы хотите им поручить. Не стесняйтесь просить о помощи и принимать ее.

Постарайтесь быть в курсе технических новинок. Ведь правильно подобранная бытовая техника, действительно отвечающая вашим потребностям, может существенно облегчить быт и сэкономить драгоценное время.

4. Организуйте время и пространство

Помните, как при решении головоломки из разрозненных кусочков может получиться красивая и гармоничная картинка, если все будет стоять на своем месте? Так же и в повседневных делах оптимальная организация может решить сразу половину проблем.

Найдите свои пики активности. Вспомните, на какую часть дня у вас приходятся пики активности и жизненных сил – именно на это время лучше всего планировать трудоемкие дела.

Освободите свои руки. Пока ребенок маленький, ваш дом – это ваше рабочее место, поэтому необходимо организовать его оптимальным для вас образом. Обеспечьте себе в каждой комнате возможность быть вместе с ребенком и заниматься своими делами (в этом помогут переносные люльки, шезлонги, игровые коврики и т. д.). Если же малыш может лишь ненадолго остаться один, часть запланированных задач можно сделать с ним на руках или же в слинге или рюкзаке-кенгуру.

5. Сократите объем домашних забот

Часто у молодых мам опускаются руки и ни на что не хватает времени из-за завышенных требований к себе и своим обязанностям: гулять с ребенком в любую погоду два раза в день по 2–3 часа, готовить еду на каждый день и никаких баночек для малыша, генеральная уборка ежедневно, чтобы никакой пыли и т. д.

По возможности снизьте планку. Некоторые моменты действительно могут быть принципиальны в конкретной семье (например, у ребенка аллергия и необходимо особенное питание и отсутствие пыли), однако в большинстве случаев мамам просто нужно снизить планку, чтобы почувствовать себя счастливой. Если малыш хорошо спит в люльке от коляски, то он замечательно «погуляет» на балконе хоть весь световой день с перерывами на кормление. Объем белья для глажки существенно сократится, если аккуратно складывать после стирки детские комбинезончики, постельное белье и полотенца, а присутствие в жизни малыша небольшого количества микробов с самого рождения только поможет его иммунитету формироваться.

Выявите «убивателей времени». Внимательно проанализировав свои действия в течение дня, можно отчетливо увидеть, куда незаметно утекает время: социальные сети, разговоры с подругами, бесполезные перекладывания игрушек с одного места на другое… Зафиксируйте, сколько «убиватели времени» крадут драгоценных минут. Можно волевым усилием отказаться от этих приятных ненужностей, а можно совместить их с кормлением малыша или прогулкой.

Применяйте правило одной «лягушки». Планируйте с утра сделать хотя бы одно неприятное дело – в тайм-менеджменте его называют лягушкой. Если «убивать» по одной «лягушке» ежедневно, завалы мелких дел сократятся (допустим, отобрать одежду малыша, из которой он вырос, и отложить в пакет; помыть раковину; записать ребенка к врачу и т. д.).

Разбивайте одно большое дело на части. Крупное дело в тайм-менеджменте называется «слоном». Его принято делить на «бифштексы», то есть на части. Так его легче будет сделать, пошагово. К примеру, малышу надо сделать курс массажа из 10 процедур. Каждая процедура – «бифштекс». Конечная цель – проделанный курс.

6. Выделяйте время для отдыха

Такой пункт должен быть в ежедневном расписании каждой мамы, потому что только отдых, время, посвященное себе и своим интересам, может быть гарантией эмоционального и физического благополучия женщины. Загоняя себя в рамки постоянных монотонных обязанностей, рано или поздно молодая мама теряет интерес к такой жизни, начинает срываться на муже и ребенке, страдать от неврозов.

Найдите свое «ресурсное» занятие. Что вам нравится делать для себя, без пользы для ребенка? Может, это декупаж, вязание, чтение, мониторинг шопинг-сайтов, цветоводство, фитнес. И уделяйте этому делу хотя бы 15–20 минут в день. У вас тогда не потеряется ощущение собственной ценности.

Не становитесь затворницей. Маленький ребенок – не повод совсем уж ограничивать себя в удовольствиях. Вы можете посещать вместе с ним выставки, музеи, выбирать интересные маршруты для прогулок, ходить в гости…

Дайте себе передышку. Когда малыш спит или находится у бабушек, проведите время с мужем, примите ванну, наконец, просто выспитесь! Только полноценный отдых даст вам силы и энергию для того, чтобы потом все успеть.

7. Не пытайтесь быть идеальной мамой

Стремление быть хорошей мамой, конечно, важно для комфортного самоощущения в новой роли. Но идеальности в природе не существует, и гонка за совершенством выматывает. Что делать, чтобы вырваться из плена «комплекса отличницы»?

Не терзайте себя сомнениями. Идеал сам по себе недостижим, это некий образ, который существует в сознании или даже не осознается. Если женщина постоянно изводит себя мыслями, что ей необходимо во всем быть самой-самой, она все время находится в напряжении, и в таком же напряжении держит ребенка. Для ребенка психологически гораздо полезнее, когда у него «достаточно хорошая мать» – спокойная, уравновешенная, расслабленная.

Иногда можно лениться. Не стоит стремиться всегда все сделать «на пятерку». Допустим, есть выбор: во время дневного сна малыша погладить солидную гору выстиранных вещей или подремать полчаса? Выбор лучше сделать в пользу сна. Наберетесь сил, настроение поднимется. Всем будет от этого только лучше. И глажку свою сделать успеете.


С появлением на свет малыша в распорядке дня женщины может практически не остаться времени на ведение домашнего хозяйства. Все внимание начинает занимать уход за младенцем, а на себя и любимого мужа сил уже почти не остается.

Однако эффективный тайм-менеджмент для молодых мам поможет вам все успеть: приготовить ужин, принять ванну, покормить ребенка, вымыть посуду и даже посвятить время своему хобби. Вы удивитесь, но ответ на вопрос, как стать успешной мамой , предельно прост - нужно взять ежедневник и записать в него новые правила жизни, которые отныне вам придется соблюдать.

На тему распорядка дня в декрете написано множество статей и книг, мы собрали самые полезные советы для мам, основываясь на положительном опыте молодых женщин.

1. Распорядок дня. Составьте удобный распорядок дня с учетом биоритмов и потребностей малыша. Обязательно внесите такие пункты, как купание, массаж, прогулки, а уже после этого допишите все остальное. Такой подход позволит заранее спланировать дела, а также найти время для себя и супруга.

2. Список продуктов. Также желательно составлять меню питания на неделю, чтобы знать, какие продукты понадобятся для их приготовления. Это избавит вас от походов в магазин каждый день, ведь ездить за покупками можно будет всего 3-4 раза в месяц. Чтобы легко составить список продуктов согласно выбранным рецептам, вы можете использовать всевозможные электронные приложения.

3. Дробление дел. Дети до года нуждаются в постоянном внимании, а значит, маме вряд ли удастся подолгу заниматься домашними делами. Но любой процесс можно разбить на несколько этапов - уборку, приготовление еды или задания по проектам для удаленной работы. К примеру, сегодня можно вымыть пол, а завтра полить цветы и вытереть пыль с мебели.

4. Хронометраж. Примерно подсчитайте, сколько времени уйдет на каждое занятие по дому, и старайтесь уложиться в нужный промежуток, не затягивая процесс. Этот опыт будет полезен и тогда, когда вам придется выйти на работу после декрета и оперативно выполнять поставленные задачи. Чтобы справляться вовремя, рекомендуется поставить часы во всех комнатах вашей квартиры.


5. Привлекайте помощников. Пока папа, бабушки или дедушки на прогулке с ребенком, молодая мама может себе позволить долгожданный отдых. Ее неизменными «помощниками» являются детский стульчик, качели, игрушки, а также всегда выручает бытовая техника: посудомоечная и стиральная машины, кухонный комбайн и т.д.

6. Делегируйте обязанности. Не нужно хвататься за все домашние дела, перебирая на себя чужие обязанности. Если вы видите, что мусор до сих пор не вынесен, просто напомните мужу об этом, но не ставьте в упрек. Пусть у каждого члена вашей семьи будет хотя бы маленькая обязанность - это позволит быстрее справиться со всеми делами и наслаждаться обществом незагруженной мамы.

7. Не откладывайте на потом. Чтобы не пришлось перемывать гору посуды, скопившуюся за целый день, рекомендуется мыть тарелки после каждого приема пищи. Раскладывайте продукты сразу по приходу из магазина, протирайте плиту, как только блюдо приготовится - то же касается и других домашних дел.


8. Создавайте себе настроение. Тайм менеджмент молодой мамы не будет эффективен, если она и ее малыш пребывают в плохом настроении. Поэтому каждое утро нужно начинать с ухода за собой: примите освежающий душ, сделайте легкий макияж и аккуратную прическу. Не забывайте включать спокойную музыку во время уборки и приготовления пищи, танцуйте и улыбайтесь.

9. Упрощайте. При составлении меню на неделю не преследуйте цель каждый день готовить фуа-гра и лазанью. Главное - вкусно и сытно накормить семью, поэтому используйте простые рецепты привычных блюд. А что-то сложное лучше готовить не чаще, чем раз в неделю.

10. Уделяйте время своим друзьям и хобби. Не стоит забывать о своих подругах, походах в кино и других приятных увлечениях. Чтобы не превратиться в домработницу и не заработать депрессию, общайтесь с интересными людьми, запишитесь на курсы иностранных языков, ходите в музеи - словом, занимайтесь тем, что вам доставляет удовольствие.

Тайм-менеджмент для мам не мене важен, чем для кого-либо другого. Правильный распорядок дня позволяет сосредоточиться не только на проблемах и нуждах ребенка, но также на домашних делах и отдыхе. Наши советы о том, как все успеть молодой маме, помогут вам составить наиболее удобный график.

Становясь мамой, молодая женщина все чаще замечает нехватку времени на основные женские заботы. Нужно и дом привести в порядок, и вкусненькую еду мужу подать, а также содержать ребеночка в чистоте, следить за его здоровьем и спокойствием. Еще хочется выглядеть привлекательно, чисто и опрятно, на это все иногда катастрофически не хватает дополнительных 24 часов в неделю, а лучше 48!

Оптимизация времени в декрете

Многие женщины хотят максимально использовать время нахождения дома для блага семьи, но не знают с чего начать. А начать нужно с самого простого - распорядка дня . Если плыть по течению - вставать, во сколько получится, делать, что хочется, а ближе к вечеру начинать выполнять обязанности по дому, ничего хорошего из этого не получится. Муж будет голоден и недоволен, а ребенок не ухожен. Для оптимизации времени первоначально нужно определиться с режимом сна и бодрствования, срочными и важными делами. При этом сначала выполнять важные, а затем уже срочные, чередуя по степени срочности.

Составление планов на день

В идеале можно составить планы дел и меню на неделю, в таком случае не придется тратить много времени на поход в магазин и денег на ненужные продукты. Вы скажете: «Составление планов - это ведь долго!» Поверьте, каждый день вы тратите намного больше времени на всякие ненужные вещи, а составив планы можно значительно сэкономить его и выкроить на дополнительные важные дела.

Понятно, что каждый день приносит свои коррективы, но составив план на неделю, вы знаете, когда можно совместить поход к врачу и закупки, а когда сразу с утра приниматься за неотложные домашние хлопоты.

Распределение времени

Сюда относится отведение времени на определенное дело, а также хронометраж, то есть, в какое время нужно начинать важные действия. Молодые мамы не понаслышке знают о том, как трудно доделывать масштабные дела по дому, когда плачет малыш или его пора кормить. Такие переключения внимания на ребенка, потом на работу, затем опять на ребенка, выбивают женщину из сил, отвлекают и приводят к преждевременной усталости. Чтобы этого избежать, нужно научиться дробить дела.

Например, не нужно готовить сразу первое, второе блюдо, а еще десерт и компот. Приготовление пищи можно разделить на два дня: с вечера все заготовить, а утром уже отварить. Хорошим подспорьем являются кухонные помощники - бытовые приборы.

Распределение обязанностей

Многие женщины в погоне за титулом «Идеальная мама» очень многое на себя берут. В результате быстро устают и обвиняют в этом всех вокруг себя. Важно распределить обязанности по уходу за домом и ребенком на всех членов семьи. Один помогает готовить кушать, другой следит за малышом, третий (если таковой имеется) убирает с пола и диванов лишние вещи.

Все делайте вовремя!

Основной бич молодых мам - откладывание дел на потом. Они руководствуются иллюзией о том, что через время можно все быстро сделать. Но это не так! Работа все больше накапливается, и потом намного труднее ее сделать. Проще помыть 2 тарелки после завтрака, чем 6 тарелок, вилок, ложек, кастрюлю и сковороду в конце дня.

Не стремитесь сорвать звезду с неба

Понятно, что любой хозяйке хочется порадовать домочадцев изысканным блюдом, выдумать на вечер развлекательную программу, но всему свое время. Упрощайте свою жизнь в декрете, а не усложняйте ее!

Наработав навыки по оптимизации времени в декрете, у вас появилась идея использовать этот период для заработка? Замечательно, вперед!

  • Постарайтесь вечером распланировать весь следующий день, определив, когда лучше заняться работой, приносящей доход: некоторым лучше встать на час-два раньше всей семьи, другие уложат всех спать, а потом уже занимаются заработком.
  • Грязную одежду можно сразу раскладывать по кучкам, тогда на загрузку машинки уйдет гораздо меньше времени.
  • Определите режим ребенка, посмотрите, какую работу вы можете сделать во время его бодрствования, чтобы в период его сна заняться своим заработком.
  • В приоритете должна стоять семья - важно помнить, что всех денег не заработаешь, а самооценка ребенка и доверие к миру формируется в зависимости от времени, проведенного с ним родителями.

Планирование

Да-да, именно планирование. Сначала я пыталась составить подробное расписание и четко его соблюдать – это было самой главной моей ошибкой. Не нужно подстраивать свою жизнь под режим – нужно режим подстроить под жизнь. Для начала я приобрела большой ежедневник: в нем было место для составления планов на год, месяц, неделю и на каждый день. Постепенно я приучила себя составлять различные списки и планы: список покупок, меню на неделю (чтобы заранее приобрести все продукты), список вещей, которые хочу купить, списки подарков на ближайшие праздники. Удивительно, но это все сразу сэкономило огромное количество времени и денег. Сейчас жить не могу без ежедневника: кроме того что прописываю все дела, засыпая, я как бы проговариваю их про себя и представляю – это помогает ничего не забывать.

Когда у нас появилась дочь, после первого месяца я стала приучать ее к четкому распорядку дня. Она легко поддалась. Теперь я подстраиваюсь под ее режим, планирую дела на время ее сна.

Оптимизация

Для меня это был самый простой для понимания пункт и, в то же время, самый сложный в осуществлении. Авторы книг по тайм-менеджменту советуют записать в течение дня все происходящее по минутам, потом выявить, что же отнимает больше всего времени, и попытаться сократить и оптимизировать эти затраты. Для меня и так было понятно, что является «поглотителем времени» в моей жизни – телевизор, телефон, Интернет, ICQ.

Сейчас мне смешно вспомнить, что когда-то я могла целый вечер разглядывать чужие фотографии, обсуждать всякую ерунду с подружками и так далее. Помогли решительные меры: телевизор в моей квартире есть только на кухне, смотрю новости за завтраком, иногда включаю фоном, когда готовлю, стараюсь общаться с людьми вживую, на телефон и ICQ тратить минимум времени. Честно скажу, не всегда получается. Тем не менее, отказ от «поглотителей времени» позволил мне сэкономить очень много часов в день.

Совмещение

Всегда найдутся такие дела, которые можно совмещать. Например, когда я гуляю с ребенком, спящим в коляске, слушаю аудиокниги; во время приготовления еды повторяю английский и французский; когда моя дочь капризничает и просится на руки, включаю музыку и вместе с ней танцую и выполняю простые упражнения вроде зарядки; даже за три минуты, что разогревается обед в микроволновке, всегда пытаюсь что-то сделать на кухне: полить цветы, протереть пыль, полки в холодильнике. Самое главное – выработать в себе привычку совмещать, со временем для этого не нужно будет прилагать усилия, все будет происходить само собой.

Всему свое время

Может, эта фраза и покажется банальной, но нельзя откладывать дела на потом: чем больше я сделаю сегодня, тем меньше дел останется на завтра. Гораздо проще вымыть тарелку после еды, чем вечером перемывать гору посуды. Все мы это понимаем, но, к сожалению, не всегда можем применять на практике. Скажу честно, я просто заставляла себя делать все вовремя, прилагала к этому усилия, и со временем это стало привычкой. Это относится также к покупкам: я планирую, что буду готовить в течение недели, и закупаю продукты впрок, а вечером муж покупает только молоко и кефир. Для удобства пользуюсь интернет-магазинами (кому-то подходят большие супермаркеты: самое главное – перестать тратить время на ежедневное стояние в очереди, да и денег
это экономит немало).

Прогресс

Самыми первыми вещами, которые приобрела наша молодая семья, была техника, облегчающая домашний труд: стиральная машина, микроволновая печь, блендер, пароварка, пылесос и т.д. И лишь потом появились шкафы и телевизор. Для меня лично это очень важные вещи, так как я люблю готовить и, потратив деньги один раз, я экономлю время каждый день.

Порядок в доме

Когда я пыталась избавиться от завалов в квартире, мне становилось жалко каждую ненужную вещь: казалось, что это обязательно пригодится тогда-то, а это тогда-то... А вещи все копились и копились. Теперь я следую такому принципу: каждый день необходимо избавиться от одной ненужной вещи. И знаете, как бы нелепо это ни звучало, мне стало легче дышать в моей квартире! Выкидывая старые вещи, мы как бы освобождаем место для новых.

По поводу уборки. Скажу честно, с детства не люблю генеральные уборки по субботам. Я нашла другой способ поддержания чистоты в доме. Каждые день я трачу 15 минут на домашние дела, для удобства завожу таймер и в течение 15 минут активно прибираюсь. Неважно, выходной или праздник, устала я или занята, 15 минут из 24 часов в сутках выделить можно всегда. И знаете, спустя месяц-полтора мне уже приходилось глубоко задуматься: а что же вымыть, прибрать сегодня? Попробуйте – это действительно очень действенно. С появлением ребенка ежедневных дел, конечно, прибавилось, поэтому я поступаю так: во время утреннего сна дочери делаю ежедневные дела – стираю, глажу ее одежду, мою пол, и далее – все те же 15 минут чистоты.

Ну и еще один маленький пунктик поддержания порядка в доме: каждый день перед сном, как бы сильно я ни устала, раскладываю все вещи по своим местам. Кухня, комната, детская – все должно остаться чистым и прибранным на ночь.

Помощники

Очень часто пишут, что все домашние дела нужно делать вместе с детьми. Такого опыта у меня нет, так как ребенок еще маленький. Поделюсь лучше опытом по привлечению мужа к домашним делам. Как и любой мужчина, мой муж стратег, он мыслит глобально, строит большие планы, обдумывает проекты, а такие дела, как подклеить плитку, убрать вещи, поточить ножи, он никогда не станет делать по своей инициативе. Бывало, что я по несколько месяцев просила его приклеить кусочек отвалившихся обоев, и они все равно оставались на прежнем месте, а он только разводил руками, что я не вовремя ему об этом напоминаю.

Сейчас мне кажется нелепым, что когда-то были ссоры и скандалы, слезы и обиды из-за каких-то обоев. Однажды мы просто сели за стол переговоров и решили, что каждый выходной он будет уделять некоторое время домашним делам, как и когда – решает сам, сам выделяет для себя удобное время: к пятнице я просто готовлю список того, что он должен делать. И знаете, на этом все проблемы исчезли, вся мужская работа сделана, все прибито, приклеено, передвинуто.

Мой ребенок

Одна моя знакомая, выйдя на работу после декрета, сказала, что сейчас, работая по 8 часов в день, плюс 2–3 часа на дорогу, она проводит с ребенком гораздо больше времени, чем когда сидела целый день дома. Именно ограничение во времени научило эффективно его использовать. Какой вывод я сделала для себя? Надо как можно активнее и разнообразнее проводить время с дочерью. Обратите внимание на мам с детьми в песочнице. Одна мама сидит со скучающим видом на лавочке, изредка прикрикивая на ребенка, другая активно играет, разговаривает, общается, участвует в процессе. Времени эти мамы затрачивают одинаково, а эффект от занятий будет разным.

Сейчас на время бодрствования дочери я четко планирую, чем заниматься с ней. В течение дня обязательно успеваю делать массаж, гимнастику, провожу занятия на фитболе, пальчиковые игры, читаю книжки, иногда просто пою песенки и танцую вместе с дочкой, учу ее двигаться, хватать – познавать этот мир. Сейчас в продаже такое огромное количество развивающих игр, так много литературы, пособий, видеоуроков – занятие можно найти для любого возраста и даже для самого активного малыша.

Отдых

Чем молодая мама отличается от обычного работника даже на самом сложном производстве? Рабочий день у нас не заканчивается в 18.00 – он длится круглосуточно, а рабочая неделя не заканчивается в пятницу: никаких выходных, отпусков и отгулов.

Домашние дела никогда не закончатся, а шестимесячный ребенок никогда не скажет вам: «Мама, отдохни, я поиграю сегодня один!» Заставляйте себя отдыхать! Именно заставляйте.

Приглашайте гостей, отправляйтесь семьей за город, к родителям, друзьям, в парки, кинотеатры: постарайтесь, чтобы каждый выходной день было запланировано какое-то развлечение. Просто отдохнуть дома никогда не получится – всегда найдутся какие-то дела, и выходные пролетят и измотают вас еще больше, чем будни.

И самое главное – оставляйте хоть сколько-то времени для себя, пусть 15–20 минут, которые помогут восстановить вам свои силы.

И помните, что все успеть все равно нельзя, не старайтесь каждую секунду быть супермамой или суперженой, встречайте каждый новый день с улыбкой, любите себя и своих близких – и у вас обязательно найдется время для работы, отдыха и самосовершенствования.