Распространение письменности и образования на руси. Славянская письменность на руси. Все учебные заведения делились на

Грамотность на Руси в дохристианский (докиевский) период

Возникновение школы на Руси в том понимании, какое привычно нам, основная масса исследователей связывает с процессом христианизации славянских племен и непосредственно с киевским периодом развития Древнерусского государства. Общепринятая идея о том, что до принятия христианства на Руси не существовало ни письменности, ни какой-либо культуры вообще, содержится в сочинениях многих авторов как в дореволюционный, так и в современный период. Интересно, что "Повесть временных лет" - главный источник по истории Древней Руси, содержит именно эту точку зрения. Нестор связывает распространение грамотности непосредственно с принятием христианства и деятельностью князя Владимира. Никаких упоминаний о существовании грамотности до этого периода в "Повести" не содержится. Эту же точку зрения поддерживает великий русский историк Н.М. Карамзин: "Славяне же богемские, иллирические и российские не имели никакой азбуки до 863 года…" Об этом же говорит первый русский систематик всемирной истории педагогики Л.Н. Модзалевский в своей работе "Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших времен". Е.Е. Голубинский в "Истории русской церкви" также считает, что именно в киевский период "просвещение по греческому образцу было водворено у нас очень ненадолго в высшем (боярском) сословии…". Данная версия со временем стала официальной, что означает тот факт, что она вошла во все школьные и вузовские учебники еще в советский период. Однако, несмотря на обилие новых данных, полученных в ходе исследований археологов, историков, филологов и т.д., эта же версия содержится и во всех современных учебниках, а так же в книгах по истории России для детей и юношества. Очевидно, авторы учебников считают мнение Нестора неоспоримым и единственно правильным. Ими просто игнорируются все имеющиеся на сегодняшний день данные о грамотности славян в дохристианский период. Нам с раннего детства закладываю в головы мысль об отсталости славянской цивилизации, прививая, таким образом, преклонение перед Западом. С какой целью это делается, сказать сложно. Возможно, авторы учебников просто не утруждают себя каким-либо анализом и обобщением имеющихся данных, переписывая из одного учебника в другой оду и ту же версию. Однако, если учесть, что авторами многих учебников являются крупнейшие ученые-историки, такие как А.Н. Сахаров, Б. Рыбаков, С. Орлов и др., становится непонятным подобный подход к изложению отечественной истории. Интересно, что в школьном учебнике академик А.Н. Сахаров отстаивает версию Нестора, а в учебнике для ВУЗов значительно отходит от этой версии. Но, так или иначе, оставим это на совести авторов.

Очень интересную теорию возникновения грамотности на Руси предлагает А.В. Карташев в двухтомном труде "Очерки по истории русской церкви". Он тоже считает, что до христианизации славяне не знали грамотности, и только с принятием христианства начинает распространяться письменность. Однако принятие христианства западными и восточными славянами А.В. Карташев связывает не с правлением князя Владимира и датой официального крещения Руси в 988 г., а с событиями создания славянской азбуки Кириллом и Мефодием и даже еще раньше. Он считает, что к 860 году христианство было уже не просто распространено в землях славян, а уже существовала русская епархия с епископом во главе. Эту версию поддерживает и современный историк Светлана Жук, говоря о том, что "ко времени княжения Олега Киев уже числился в списке греческих метрополий, здесь имелось русское епископство". При этом А.В. Карташов упоминает о существовании некоего славянского языка, на который Кирилл и Мефодий переводили греческие книги еще в 855 году. Но о каком славянском языке идет речь, сказать сложно: или это славянская азбука, созданная солунскими братьями, или это славянский язык, существовавший до официального создания славянской азбуки. Появление первых школ в славянских землях А.В. Карташов также связывает с деятельностью братьев. Именно они основали первые школы для славян и подготовили первых учителей. Целью этих школ было обучение славян грамоте на вновь созданном славянском языке и распространение христианства среди славян. "… Как только Константин доехал до Моравии, так тотчас поставил на ноги многолюдную школу и развернул перед ней широкий круг богослужебных книг". Здесь же историк оговаривается что "…дело идет о продолжении уже начатой Византией славянской вероучительной и богослужебной миссии и только о приложении ее к новой территории и новому народу". Миссионерская деятельность солунских братьев начинается с болгарских земель, после этого были обращены в христианство все южные славяне, а затем братья отправились в земли западных славян и оттуда на Русь. Крещение непосредственно восточных славян или русского населения, а также факт начала распространения грамотности на Руси, А.В. Карташов связывает с 862 годом. В своей работе он однозначно указывает, что "… 862 год не год начала русского государства, а год начала русской церкви с епископом во главе". Однако великий русский историк В.Н. Татищев первым обратил внимание на то, что славяне имели письменность задолго до принятия христианства и создания славянской азбуки. "Подлинно же славяне задолго то Христа и славяно-руссы собственно до Владимира письмо имели, в чем нам многие древние писатели свидетельствуют и, во-первых то, что вообще о всех славянах рассказывается". В подтверждение своих выводов В.Н. Татищев приводит рассказ разных славянских историков, при этом не говоря о том, что это за историки, о некоем Иерониме, учителе славян, который перевел Библию на славянский язык еще в IV веке. Этот факт, по мнению Татищева, доказывает, что у славян была своя письменность. Историк приводит и другие свидетельства, основанные на источниках, не дошедших до нашего времени. При этом Татищев пытается проследить процесс возникновения письменности у славян от греков на юге, т.к. славяне, те же скифы, сарматы и другие племена, жили в непосредственной близости от греков и имели с ними самое тесное общение. Также он считает, что северные славянские племена, находящиеся в тесных торговых связях со странами Европы, вполне могли перенять от них руническое письмо. Однако, археологические раскопки не подтверждают факта наличия у славян подобного письма, поэтому сам Татищев оговаривается, что это всего лишь предположение.

Мнение В.Н. Татищева поддерживает историк А.Н. Сахаров, говоря о том, что существование письменности на Руси в докиевский период не вызывает сомнений. При этом А.Н. Сахаров не дает каких-либо комментариев по поводу характера письменности. Он приводит свидетельство арабского библиографа ан-Нидина о переписке русского князя, совершавшееся накануне христианской реформы. Этот факт академик А.Н. Сахаров не считает нормой для Древней Руси дохристианского периода, поскольку, по его мнению, это единичное свидетельство, как и археологические находки с древними письменами славян являются единичными. "Однако, письмо, пришедшее на Русь от южных славян, не получило в дохристианской Руси сколько-нибудь широкого распространения, и нет никаких оснований говорить о появлении на Руси литературы до Владимира". Таким образом, вслед за В.Н. Татищевым А.Н. Сахаров считает, что письменность пришла на Русь с юга. Поскольку славяне как восточные, так и южные имели очень тесные контакты с греческим миром, вполне резонно предположить, что славяне могли пользоваться непосредственно греческим языком. Однако никаких пояснений по этому поводу мы не встречаем ни у В.Н. Татищева, ни у А.Н. Сахарова. В.Н. Татищев лишь утверждает, что славяне имели собственный язык, но какими буквами он изображался при написании, не поясняет. Важно отметить, что В.Н. Татищев свидетельствует о том, что славянские князья хорошо знали греческий и использовали его при письме. Этот факт подтверждает и известный историк С.М. Соловьев. При этом он говорит о том, что В.Н. Татищев писал свой труд на основе многих, не дошедших до нас источников, и сомневаться в подлинности свода летописей Татищева нет никаких оснований.

Возможное наличие у древних славян рунического письма косвенно подтверждает в своей работе А.В. Карташев. Он указывает: "Эта Русь конца VIII нач. IX вв. - подвижное месиво народов: славянского, норманнского и может быть частично скифско-иранского, или даже тюркского, бродила и была рассеяна по всем северным берегам Черноморья, уже издавна христианизированным Византией". Отсюда вполне вероятно, что славяне могли пользоваться руническим письмом, заимствовав его у народов Севера. Н.М. Карамзин также дает косвенные свидетельства того, что руническое письмо у древних славян существовало. "Балтийские славяне поклонялись Водану, или скандинавскому Одину, узнав об нем от германских народов, с которыми они жили в Дакии и которые были еще издревле их соседями".

Стоит обратить самое пристальное внимание на монографию отечественного дореволюционного исследователя Егора Классена. Он утверждает, что " у Славян была грамотность не только до общего введения между ними христианства, но и задолго до Рождества Христова, в том свидетельствуют акты, возводящие грамотность Славяно-Руссов от десятого века назад - до глубокой древности…". Е. Классен приводит многочисленные свидетельства, как западных, так и восточных писателей, путешественников и правителей, а также ссылается на тексты древнерусских договоров и различные западные хроники. Использование большого количества источников позволило Е. Классену сделать удивительные выводы. Прежде всего, он считает, что славяне имели письменность гораздо раньше, чем греки и римляне. Во-вторых, он убедительно доказывает, что процесс распространения грамотности шел не с Запада на Восток, а с Востока на Зпапад, т.е. от древних славянских народов к грекам, а оттуда дальше к римлянам и в Европу. В-третьих, Е. Классен считает, что происхождение рунического письма исключительно из Скандинавии ошибочно. По его мнению, славяне имели собственное руническое письмо, которое было распространено повсеместно.

О повсеместном распространении рунического письма нам говорят археологические находки по всей территории европейской части России. Однако, сравнение скандинавских и славянских рун свидетельствует нам об их полной идентичности. Поэтому утверждение о существовании собственно славянских рун представляется нам не вполне правдоподобным. Говорить о заимствовании рунического письма скандинавами и германцами у древних славян нет никаких оснований. Отсюда мы можем предположить, что заимствование было все-таки со стороны славян в силу тесных торговых связей.

Мнение о древности славянской письменности поддерживает и известный русский историк Дмитрий Иванович Иловайский. Изучая проблему славянского происхождения болгар, он приходит к выводу о существовании славянской письменности уже в VII-VIII вв. При этом он оговаривается, что славянская письменность имеет более древние корни. Расцвет же данной письменности Д. Иловайский связывает с периодом IX-X вв. и считает, что именно славянская письменность стала основой для всего последующего славяно-христианского образования. Таким образом, официальное принятие христианства дает новый мощный толчок для развития письменности и образования, хотя напрямую Д. Иловайский об этом не пишет.

Современный исследователь Сергей Бердышев доказывает эту версию на основе археологических находок, сделанных на территории Центральной и Южной России в 40-50-е гг. ХХ века. Рунические письмена были обнаружены на глиняных кувшинах в местах поселений представителей так называемой Черняховской культуры, имевшей довольно большой ареал расселения и датированных III-IV вв., а отчасти началом V века. "Таким образом, - указывает С.Н. Бердышев, - черняховскую культуру можно считать межплеменной: помимо славян, к ее созданию причастны германцы и сарматы". Данные находки важны для нас тем, что славяне пользовались письменностью задолго до крещения Руси. Но, видимо, руническое письмо использовалось в случае крайней необходимости и очень узкими кругами населения. В пользу этого вывода свидетельствует факт малочисленности находок с руническими письменами, несмотря на довольно большую территорию (от северо-западной Европы до южной Руси) распространения черняховской культуры. Кроме того этот факт свидетельствует и еще о том, что в указанный С. Бердышевым хронологический период славяне не имели собственной письменности, и говорить о повальном распространении грамотности среди основной массы славянского населения мы тоже не можем.

Таким образом, становится понятным, что высшие круги славянского общества имели греческое письмо и активно им пользовались. Часть торговых и ремесленных кругов при необходимости могла пользоваться руническим письмом при совершении крупных сделок. Что же касается основной массы населения, то вполне резонно предположить, что некий "народный" славянский язык существовал, как и примитивная славянская письменность в виде черточек и ямочек, выдавливаемых на глине или бересте. Многие народы, находящиеся на стадии первобытного строя, имели примитивную письменность, о чем говорят многочисленные археологические находки по всему миру.

Современный исследователь С. Жук подтверждает эти догадки в работе "Киевская Русь", говоря о том, что "у славян уже существовала простейшая письменность. На деревянных дощечках они процарапывали или вырезали черточки, углубления, с помощью которых хранили или передавали нужную информацию, то есть умели читать и писать". Несколько позднее славяне переходят на азбуку, созданную Кириллом, которая "была гораздо проще, понятнее и гораздо удобнее в использовании. Она насчитывала 43 буквы и включала цифры". Очень интересные свидетельства древней славянской письменности мы встречаем в работе современного исследователя Александра Асова "Священные прародины славян". Автор излагает сказания о двух корнях славян: северном, гиперборейском, и южном, атлантическом. Но для нас важно то, что А. Асов приводит отрывки из древнейших памятников славянской не просто письменности, а литературы, существовавшей в III-IV вв. н.э. Это отрывки из "Книги коляды", "Велесовой книги" и других. "Ярилину книгу"- летопись руссов, датируемую тем же временем, он приводит полностью. Но что еще более важно, в работе А. Асова есть фотография первой страницы "Ярилиной книги", где мы четко видим греческие буквы. Так что же получается? Понятно, что такие произведения, как "Велесова книга", "Книга коляды", "Ярилина книга" могли написать только славянские волхвы. Сами названия книг говорят об этом. Книги написаны греческими буквами, т.е. на греческом языке. Это означает, что высшие круги древнего славянского общества, к которым относились и волхвы, были не просто грамотными, а хорошо образованными. Они знали греческий язык, умели на нем читать и писать. И, что не менее удивительно, им была доступна бумага, поскольку древнейшие книги славян написаны именно на бумаге. Низшие же слои пользовались простейшим письмом и использовали для него глиняные таблички или бересту, как наиболее доступный материал. Бумага была, очевидно, в большом дефиците и стоила очень дорого. Волхвы или славянские жрецы создавали нетленные книги, но не как литературные произведения, а как хранилища сакрального знания. Именно поэтому эти книги так тщательно скрывались и были доступны лишь очень узкому кругу лиц. Их создавали и читали только посвященные в тайные знания. Именно поэтому говорить о существовании древнеславянской литературы в дохристианский период мы вряд ли можем. Однако остается вопрос: где и как учили грамоте древние славяне. С. Жук, как и другие исследователи, об этом не пишет. В работе есть упоминания об учениках Кирилла и Мефодия, но что это были за люди и кого они учили, не говорится. Тем не менее у той же С. Жук мы встречаем следующее свидетельство: "Русский крестьянин с женой до сих пор изготавливают все нужное для своего обихода…". Из чего следует простой вывод, что обучение происходило в домашних условиях в процессе хозяйственных работ. О наличие школьного обучения в докиевский период говорить явно не приходится.

Исследователь С. Егоров, создатель Хрестоматии по истории педагогики в России, развивая точку зрения о славянской письменности в дохристианский период, приводит надписи на стене киевского Софийского собора, обнаруженные в ходе археологических раскопок С.А. Высоцким, а также глиняные сосуды, обнаруженные в 1949 г. археологом Д. Авдусиным возле Смоленска, многочисленные берестяные грамоты, датированные 953-972 гг., и договоры Олега с Византией 907 и 911 гг. На основании этого С. Егоров делает вывод о том, что русское население было поголовно грамотным задолго до Владимира, причем грамотными были все слои городского населения. При этом исследователь приводит сосуд, обнаруженный археологом Д.А. Авдусиным в 1949 году, на котором имеется надпись на славянском языке, датированная серединой Х века. Данный факт лишь подтверждает, на наш взгляд, версию А.В. Карташева о том, что грамотность на Руси начала распространятся со времени создания славянской азбуки, т.е. задолго до официального принятия христианства. Точку зрения С. Егорова подтверждает и современный историк О.А. Кудинов в своем курсе лекций по истории России. Он опирается на те же свидетельства наличия письменности у славян в IX веке, на которые ссылается и С. Егоров. Однако не считает, что грамотность была широко распространена. По его мнению, именно христианство дало мощный толчок быстрому и широкому развитию письменной культуры. Что же касается крестьянства, то об этом сословии нет никаких упоминаний ни у одного из авторов. Интересно, что С. Егоров не говорит о грамотности как о каком-то уникальном явлении. Это понятие вплетается им в понятие "славянская педагогика" и является ее неотъемлемой частью. Ни у одного из исследователей мы не встречаем никаких свидетельств об учителях, школах, где бы обучали грамоте и занимались воспитанием подрастающих поколений в докиевский период. Тогда возникает вопрос: каким же образом распространялась грамотность на Руси и где ей обучали? На этот вопрос С. Егоров дает очень смутный ответ: "К сожалению, от древнейших времен до нас дошло мало прямых свидетельств об укладе жизни и быта наших предков, а тем более о методах обучения детей. Но современная археология, история, языкознание, лингвистика, этимология располагают достаточным материалом, для того чтобы представить в общих чертах процесс передачи жизненного и социального опыта, знаний, умений и навыков от старшего поколения младшему". Таким образом, мы вновь убеждаемся в том, что обучение грамоте происходило не в школах и не на дому у каких-либо учителей, а в семье, в процессе хозяйственных работ. Такая педагогическая система, судя по всему, существовала в крестьянских семьях. Что же касается высших кругов общества, а также городских семей, то в роли первых учителей выступали близкие родственники, чаще всего дядьки, на воспитание которым отдавали мальчиков в определенном возрасте. Девочки же оставались при матерях и постигали мастерство ведения домашнего хозяйства и искусство отношений с мужчинами. О существовании такой системы воспитания и обучения говорят многие исследователи. Так в "Повести временных лет" мы встречаем упоминание о том, что самого князя Владимира воспитывал его дядька Добрыня. Эту же систему воспитания описывает и С.Н. Бердышев в указанной работе, А. Асов и другие авторы.

Итак, теперь мы можем с полной уверенностью утверждать, что письменность у славян существовала задолго до принятия христианства. Население Древней Руси в докиевский период было поголовно грамотным, но это касается именно городских слоев населения. Князья и высший свет боярства пользовались греческим письмом, т.к. владели греческим языком в совершенстве. Высшие слои общества были не просто грамотными, а хорошо образованными. В обиходе они пользовались славянским языком, но для письма им служил греческий язык, хорошо им известный в силу теснейших контактов Руси с Византией. Из Византии же поставлялись на Русь книги, которые читались князьями и их ближайшим окружением без перевода, т.е. в оригинале. Греческим письмом пользовались и волхвы для создания сакральных книг. Славянские волхвы, как представители высшего класса, также великолепно владели греческим языком и пользовались им для чтения и написания книг. Но говорить о древнеславянской литературе мы не можем, поскольку книги, создаваемые волхвами, являлись хранилищем тайного знания и были доступны очень узкому кругу лиц. Что же касается школ и учителей на Руси в дохристианский период, то мы однозначно можем утверждать, что таковых в указанный период у славян не существовало.

Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 г. советский археолог Д.В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время пребывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.
Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X в., имели «противени» — копии, также написанные на славянском языке. К этому времени относится существование толмачей-переводчиков и писцов, которые записывали речи послов на пергамент.
Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых. Эти переводы становились достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащее легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.
Таким образом, грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии.
Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в XI—XII вв. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.
С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.
Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и пригородах являются так называемые берестяные грамоты. В 1951 г. во время археологических раскопок в Новгороде сотрудница экспедиции Нина Акулова извлекла из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. «Я двадцать лет ждал этой находки!» — воскликнул руководитель экспедиции профессор А.В. Арциховский, давно предполагавший, что уровень грамотности Руси того времени должен был найти отражение в массовом письме, каким могли быть в отсутствии на Руси бумаги письмена либо на деревянных дощечках, о чем говорили иностранные свидетельства, либо на бересте. С тех пор в научный оборот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других
городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Некто Микита написал своей возлюбленной Ульяне на бересте «От Микиты ко Улианици. Поиде за меня...».
Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси: так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался своим христианским именем «Василий».

Современный русский язык основан на старославянском, который, в свою очередь, раньше использовался как для письменности, так и для речи. До наших дней сохранилось множество свитков и росписей.

Культура Древней Руси: письменность

Множество ученых утверждают, что до девятого века не было никакой письменности и в помине. Это значит, что во времена Киевской Руси письменности не существовало как таковой.

Однако данное предположение является ошибочным, ведь если взглянуть на историю других развитых стран и государств, можно увидеть, что у каждого сильного государства существовала своя письменность. Поскольку также входила в ряд довольно-таки сильных стран, то и письменность так же была для Руси необходима.

Другой группой ученых-исследователей было доказано, что письменность была, и такой вывод был подкреплен рядом исторических документов и фактов: Храбр писал сказания «О письменах». Также «в Житиях Мефодия и Константина» упоминается о наличии у восточных славян письменности. В качестве доказательства еще приводят записи Ибн Фадлана.

Так когда появилась письменность на Руси? Ответ на этот вопрос до сих пор является спорным. Но основным аргументом для общества, подтверждающим возникновение письменности на Руси, являются договоры между Русью и Византией, которые были написаны в 911 и 945 годах.

Кирилл и Мефодий: огромный вклад в славянскую письменность

Вклад славянских просветителей неоценим. Именно с началом их работы, у появился свой алфавит, который был гораздо проще по своему произношению и написанию, чем прежний вариант языка.

Известно, что просветители со своими учениками не проповедовали у восточнославянских народов, однако исследователи говорят о том, что, возможно, Мефодий и Кирилл ставили перед собой такую цель. Приобщение к своим взглядам позволило бы не только расширить круг своих интересов, но и упростило бы внедрение в восточнославянскую культуру упрощенного языка.

В десятом веке книги и жития великих просветителей попали на территорию Руси, где стали пользоваться настоящим успехом. Именно этому моменту исследователи приписывают возникновение письменности на Руси, славянской азбуки.

Русь с момента появления своей языковой азбуки

Несмотря на все эти факты, некоторые исследователи пытаются доказать то, что азбука просветителей появилась еще во времена Киевской Руси, то есть еще до крещения, когда Русь была языческой землей. Несмотря на то, что большая часть исторических документов написана кириллицей, есть бумаги, которые содержат в себе информацию, написанную глаголицей. Исследователи говорят о том, что, вероятно, глаголица так же использовалась в Древней Руси именно в период девятого-десятого веков - до принятия Русью христианства.

Совсем недавно это предположение было доказано. Учеными-исследователями был найден документ, который содержал в себе записи некого попа Упиря. В свою очередь, Упирь писал о том, что в 1044 году на Руси использовалась глаголица, однако славянский народ воспринимал ее как труд просветителя Кирилла и стал называть «кириллицей».

Трудно сказать, насколько сильно отличалась в то время культура Древней Руси. Возникновение письменности на Руси, как принято считать, началось именно с момента широкого распространения книг просветителей, несмотря на факты, говорящие о том, что письменность была важным элементом для языческой Руси.

Быстрое развитие славянской письменности: крещение языческой земли

Быстрый темп развития письменности восточнославянских народов начался после крещения Руси, когда появилась письменность на Руси. В 988 году, когда князь Владимир принял христианство на Руси, детей, которые считались социальной элитой, стали обучать по буквенным книгам. Именно в это же время появляются церковные книги в письменном виде, надписи на цилиндровых замках, также присутствовали письменные выражения, которые кузнецы выбивали по заказу, на мечах. На княжеских печатях появляются тексты.

Также, важно отметить, что существуют легенды о монетах с надписями, которые использовали князья Владимир, Святополк и Ярослав.

А 1030 года широкое использование приобретают берестяные грамоты.

Первые письменные записи: берестяные грамоты и книги

Первыми письменными записями стали записи на берестяных грамотах. Подобная грамота представляет собой письменную запись на небольшом фрагменте березовой коры.

Уникальность их в том, что на сегодняшний день они отлично сохранились. Для исследователей такая находка имеет очень большое значение: кроме того, что благодаря этим грамотам можно узнать особенности славянского языка, письмена на березовой коре способны рассказать о важных событиях, которые происходили в период одиннадцатого-пятнадцатого веков. Подобные записи стали важным элементом для изучения истории Древней Руси.

Кроме славянской культуры, берестяные грамоты использовались и среди культур других стран.

На данный момент в архивах множество берестяных документов, авторами которых являются старообрядцы. Кроме этого, с появлением берестовой «бумаги», люди научили расслаивать березовую кору. Это открытие было толчком для написания книг на Славянская письменность на Руси стала все больше развиваться.

Находка для исследователей и историков

Первые письмена, сделанные на берестовой бумаге, которые были найдены в России, находились в городе Великий Новгород. Все, кто изучал историю, знают, что этот город имел немаловажное значение для развития Руси.

Новый этап в развитии письменности: перевод как главное достижение

Огромное влияние на письменность на Руси оказали южные славяне.

При князе Владимире на Руси стали переводить книги и документы с южнославянского языка. А при князе Ярославе Мудром стал развиваться литературный язык, благодаря которому появился такой литературный жанр, как церковная литература.

Огромное значение для древнерусского языка имело умение переводить тексты с иностранных языков. Первыми переводами (книг), которые приходили с западноевропейской стороны, стали переводы с греческого. Именно греческий язык во многом изменил культуру русского языка. Многие заимствованные слова все больше и больше использовались в литературных произведениях, даже в тех же церковных писаниях.

Именно на этом этапе стала меняться культура Руси, письменность которой все больше усложнялась.

Реформы Петра Великого: на пути к простому языку

С приходом Петра I, который реформировал все структуры русского народа, даже в культуру языка были внесены существенные поправки. Появление письменности на Руси в древности сразу усложнило и без того сложный В 1708 году Петр Великий ввел так называемый «гражданский шрифт». Уже в 1710 году Петр Первый лично пересмотрел каждую букву русского языка, после чего была создана новая азбука. Азбука отличалась своей упрощенностью и удобством в использовании. Российский правитель хотел упростить русский язык. Многие буквы были просто исключены из алфавита, за счет чего упростилась не только разговорная речь, но и письменная.

Существенные изменения в 18 веке: введение новых символов

Главным изменением в этот период стало введение такой буквы, как «и краткое». Данная буква была введена в 1735 году. Уже в 1797 Карамзин использовал новый знак для обозначения звука «йо».

Уже к концу 18 века буква «ять» потеряла свое значение, потому как ее звучание совпало со звучанием «э». Именно в это время букву «ять» перестали использовать. Вскоре она так же перестала быть частью русского алфавита.

Последний этап развития русского языка: небольшие изменения

Заключительной реформой, которая изменила письменность на Руси, стала реформа 1917 года, которая продолжалась вплоть до 1918. Она подразумевала исключение всех букв, звучание которых было либо слишком похожим, либо и вовсе повторялось. Именно благодаря этой реформе на сегодняшний день твердый знак (Ъ) является разделительным, а мягкий (Ь) стал разделительным при обозначении мягкого согласного звука.

Важно отметить, что данная реформа вызвала огромное недовольство со стороны многих выдающихся литературных деятелей. Например, Иван Бунин сильно критиковал данное изменение в родном языке.

Письменность у восточных славян существовала еще до при­нятия христианства. О своеобразном пиктографическом пись­ме - «русских письменах» сообщали многие источники.

Со­здателями славянской азбуки («глаголицы» и «кириллицы») традиционно считаются византийские монахи-миссионеры Ки­рилл и Мефодий, жившие на рубеже!Х-ХХ вв. 24 мая отме­чается в нашей стране как день их памяти и праздник славян­ской письменности и культуры.

Принятие христианства в 988 г., ставшего официальной религией Киевской Руси, способствовало быстрому распрост­ранению письменности и письменной культуры. На Руси по­явилось большое количество переводной литературы религи­озного и светского содержания, при соборах и монастырях воз­никли первые библиотеки. Начала создаваться оригинальная русская литература - религиозная и светская (летописи, сло­ва, поучения, жития и др.)

С введением христианства связано и начало школьного об­разования в Древней Руси. Первые школы в Киевском госу­дарстве были созданы князем Владимиром Святославовичем. «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», - сообщалось в летописи. Князь Ярослав Владимирович, вошедший в историю как Мудрый, расширил круг людей, обучавшихся грамоте, предписав священникам «по городам и иным местам» учить людей, ибо «велика ведь быва­ет польза от учения книжного». В Новгороде им была создана школа, в которой обучались 300 детей духовенства и церков­ных старост. Русский историк В. Н. Татищев писал о суще­ствовании в Киеве при Андреевском монастыре специальной женской школы, где «младых девиц» обучали писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им ремеслам».

Первые русские школы создавались в основном при монас­тырях, преподавало в них духовенство. В школах начального типа изучали чтение, письмо, пение и богословие. Обучение велось на родном языке. В школах высшего типа для «луч-


ших людей детей», где готовили к государственной и церков­ной деятельности, давали, кроме того, знания по философии, риторике, грамматике, для обучения использовались визан­тийские исторические сочинения, географические и естествен­нонаучные труды, сборники высказываний античных авторов. Многие видные деятели древнерусской культуры вышли, в ча­стности, из школы при Киево-Печерском монастыре - веду­щем центре книжности. Однако самым распространенным в Киевской Руси было индивидуальное обучение.

Образованность в Киевский период ценилась очень высоко. «Книги наставляют и научают нас», книги «суть реки, напоя- ющие вселенную», «если поищешь в книгах мудрости прилеж­но, то найдешь великую пользу для души своей», - такими изречениями наполнена литература этого периода. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым исполнены дошедшие до нас древнейшие русские книги (прежде всего, самая древняя - «Остромирово Евангелие», 1057 г.), свиде­тельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в Х! в.

Высокообразованные люди встречались не только в среде духовенства, но и в светских аристократических кругах. «Отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран», - писал в своем «Поучении» сыновьям князь Влади­мир Мономах. Такими «книжными мужами» были князья Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, его отец Всеволод, Ярос­лав Осмомысл, Константин Ростовский и другие.

Археологические раскопки середины ХХ в. в Новгороде, Пскове, Смоленске, других русских городах дали ценнейший материал о распространении письменности в Древней Руси. Найденные там берестяные грамоты самого различного со­держания (письма, памятные записки, учебные записи и т. д.) наряду с многочисленными эпиграфическими памятниками (надписи на камнях, крестах, оружии, посуде и т. п.) стали свидетельством широкого распространения грамотности среди городского населения в Киевской Руси.

Монголо-татарское нашествие имело катастрофические по­следствия для русской культуры. Гибель населения, разруше­ние городов - очагов грамотности и культуры, разрыв связей с Византией и западными странами, уничтожение книжных богатств привели к понижению общекультурного уровня Древ­ней Руси. Хотя традиции письменности и книжности удалось сохранить, распространение грамотности было сосредоточено ^

в этот период в основном в руках церкви. В монастырях и церквях создавались училища, где детей обучали представите­ли духовенства. Сведения о таких школах содержатся в жити­ях русских святых - Сергия Радонежского, Александра Свир- ского, Антония Сийского, Зосимы Соловецкого и других. Со­хранялась и поддерживалась в XIV-XV вв. грамотность в сре­де торгово-ремесленного населения Новгорода и Пскова, что подтверждают берестяные грамоты и «граффити» (надписи на стенах храмов). К уникальным находкам относятся берестя­ные «учебные тетради» новгородского мальчика Онфима, в которых содержатся буквы, слоги, фразы молитв, песен и дол­говых обязательств. Центрами письменности в этот период были также вечевые и княжеские канцелярии.

Вместе с тем уровень грамотности населения Древней Руси был очень низким, даже среди духовенства, для которого гра­мотность была ремеслом. Известно обращение новгородского архиепископа Геннадия к митрополиту Симону (конец XV - начало XVI в.) с просьбой «печаловаться» перед государем, «чтоб училища учинити»: «Мой совет учить в училище преж­де всего азбуке, словам под титлом да псалтырю: когда это изучат, тогда уже можно читать и всякие книги. А то мужи­ки-невежи учат ребят - только портят. Сперва он научит его вечерне, и за это приносят мастеру каши да гривну дене г. То же полагается и за заутреню, а за часы - плата особая. Сверх того, даются еще поминки, кроме условленного магарыча. А отойдет (такой ученик) от мастера - ничего и не умеет, только бредет по книге. Нельзя ведь иначе постигнуть смысл книги, как выучивши азбуку да титла». Как видно, «мастера» - пе­дагоги Древней Руси - умели натаскивать кандидатов в священ­нослужители прямо с голоса без настоящего обучения грамоте.

Прошло полвека, но в 1551 г. на Стоглавом соборе повто­рялись те же жалобы на низкий уровень грамотности духовен­ства. Между тем потребность в образованных людях в XVI в. значительно возросла, что было связано с развитием экономи­ки, государственного аппарата объединенной страны, между­народных связей. Стоглавый собор постановил: «в царствую­щем граде Москве и по всем градом... у священников, у дьяко­нов, и у дьячков учинити в домех училище, чтоб священники и дьяконы и все православные христиане в коемжде граде пре­давали им своих детей и на учение грамоте и на учение книж­ного письма».

Решение Стоглавого собора не было осуществлено. Школ было мало, и образование в них ограничивалось усвоением элементарной грамоты. По-прежнему преобладало индивиду­альное обучение в домашних условиях. Учебными пособиями являлись богослужебные книги. Во второй половине XVI в. появились специальные грамматики («Беседа о учении грамо­те, что есть грамота и что ея строение, и чего рада составися таковое учение, и что от нея приобретение, и что прежде все­го учитися подобает») и арифметики («Книга, рекома по-гре­чески Арифметика, а по-немецки Алгоризма, а по-русски цы- фирная счетная мудрость»).

В середине XVI столетия произошло крупнейшее событие в истории русской культуры, сыгравшее необычайно важную роль в развитии грамотности и книжности, - возникло книгопеча­тание. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышел «Апо­стол» - первая русская датированная печатная книга. Во гла­ве государственной типографии, созданной по инициативе Ивана IV и митрополита Макария, стали дьякон кремлевской церк­ви Иван Федоров и Петр Мстиславец.

В XVI веке возросло число высокообразованных людей как среди духовенства, так и среди светских лиц. Это были не только отдельные аристократы, но и люди умственного труда - деятели государственного управления, дипломатической служ­бы, военные, ученые-книжники. Высокая степень образован­ности в Древней Руси достигалась путем чтения книг или об­щения со знающими людьми. Благодаря деятельности этих людей развивались зачатки научных знаний, создавались ис­торические и литературные произведения, расшатывалась мо­нополия церкви на знания и образование. Некоторые мысли­тели XVI в. в России, посмевшие критиковать русскую право­славную церковь, были объявлены еретиками и казнены.

XVII в. еще более увеличил потребности в распространении грамотности и просвещения. Развитие городской жизни, ожив­ление торгово-промышленной деятельности, усложнение сис­темы государственного аппарата, рост связей с зарубежными странами требовали большого числа образованных людей.

Распространение книг приобрело в этот период значитель­но более широкие масштабы. Стали составляться обширные библиотеки из русской и переводной литературы. Более ин­тенсивно работал Печатный двор, выпускавший не только ре­лигиозные произведения, но и книги светского содержания.

Появились первые печатные учебники. В 1634 г. вышел пер­вый русский букварь Василия Бурцева, неоднократно пере­издававшийся. Во второй половине XVII в. было напечатано более 300 тыс. букварей, около 150 тыс. учебных «Псалты­рей» и «Часословов». В 1648 г. вышла печатная «Граммати­ка» Мелетия Смотрицкого, в 1682 г. - таблица умножения. В 1678 г. в Москве была издана книга Иннокентия Гизеля «Синопсис», ставшая первым печатным учебником русской истории. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка.

На протяжении XVII в. в Москву приехало много выходцев из украинских и белорусских земель, которые стали работать «справщиками» (редакторами) на Печатном дворе, перевод­чиками, учителями в школах и частных домах. Окольничий царя Алексея Михайловича Ф. М. Ртищев на свои средства основал школу при Андреевском монастыре, где преподавали греческий, латинский и славянский языки, риторику, фило­софию и другие науки 30 ученых монахов, приглашенных из Киева. Руководил школой известный педагог и переводчик Епифаний Славинецкий. Выходец из Белоруссии, ученый, поэт, переводчик Симеон Полоцкий обучал детей Алексея Михайловича и возглавлял школу в Заиконоспасском монас­тыре, в которой готовили образованных подъячих для прави­тельственных учреждений.

Вопросы распространения грамотности и организации обу­чения стали предметом оживленных споров между «латин- ствующими» и «грекофилами». Часть высшего духовенства и знати («грекофилы») отстаивали незыблемость византийс­ких православных традиций, выступали за узкобогословское направление в образовании. Идеологи «латинофильского» на­правления Симеон Полоцкий и Сильвестр Медведев высту­пали за более широкое светское образование, за приобщение к европейской науке и культуре через распространение латинс­кого языка и литературы. «Латинствующие» пользовались по­кровительством при дворе, их поддерживали царевна Софья, образованные государственные деятели А. Л. Ордин-Нащокин,

В. В. Голицын. «Грекофилы» опирались на поддержку патри­арха Иоакима.

В 1681 г. по инициативе патриарха и царя Федора Алексе­евича открылась Типографская школа «греческого чтения, языка и письма» при Печатном дворе. В 1685 г. в ней обуча­лись 233 ученика.

На протяжении XVII в. в Москве существовали и другие школы - в Немецкой слободе, при церковных приходах и мо­настырях, частные. При Аптекарском приказе получали ме­дицинское образование лекарские ученики.

В 1687 г. в России было открыто первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинское училище (академия), предназначавшееся для подготовки кадров высшего духовен­ства и чиновников государственной службы. Принимали в ака­демию людей «всякого чина, сана и возраста». Число учени­ков первого набора составило 104, а через два года увеличи­лось до 182. Возглавили академию братья Софроний и Иоан- никий Лихуды, греки, окончившие Падуанский университет в Италии.

Программа Славяно-греко-латинской академии была пост­роена по образцу западноевропейских учебных заведений. Ус­тавом академии предусматривалось преподавание гражданских и духовных наук: грамматики, риторики, логики и физики, диалектики, философии, богословия, юриспруденции, латыни и греческого языка, других светских наук. Многие учебные пособия были составлены Лихудами. В 1694 г. братья были отправлены в отставку, а академия постепенно потеряла свою роль центра образования и науки. Тем не менее, она внесла свой вклад в развитие просвещения, подготовив многих видных деятелей науки и культуры - Ф. Ф. Поликарпова, М. В. Ломо­носова и других.

Грамотность и просвещение в Древней Руси (IX-XVII века)

Письменность у восточных славян существовала еще до принятия христианства. О своеобразном пиктографическом письме - «русских письменах» сообщали многие источники. Создателями славянской азбуки («глаголицы» и «кириллицы») считаются византийские монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий, жившие в Х-ХХ вв.

Принятие христианства в 988 г., ставшего официальной религией Киевской Руси, способствовало быстрому распространению письменности и письменной культуры. На Руси появилось большое количество переводной литературы религиозного и светского содержания, при соборах и монастырях возникли первые библиотеки. Начала создаваться оригинальная русская литература - религиозная и светская (летописи, слова, поучения, жития и др.)

С введением христианства связано и начало школьного образования в Древней Руси. Первые школы в Киевском государстве были созданы князем Владимиром Святославовичем. «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», - сообщалось в летописи. Князь Ярослав Владимирович, вошедший в историю как Мудрый, расширил круг людей, обучавшихся грамоте, предписав священникам «по городам и иным местам» учить людей, ибо «велика ведь бывает польза от учения книжного». В Новгороде им была создана школа, в которой обучались 300 детей духовенства и церковных старост. Обучение в ней велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. В Древней Руси были школы и высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. В таких школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, знакомились с историческими, географическими и естественнонаучными сочинениями. Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы - например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях.

Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.

Образованность в Киевский период ценилась очень высоко. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым исполнены дошедшие до нас древнейшие русские книги (прежде всего, самая древняя - «Остромирово Евангелие», 1057 г.), свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в Х в. Хорошо образованных людей летописи называли «книжными мужами».

О широком распространении грамотности среди населения свидетельствуют берестяные грамоты, найденные археологами в большом количестве. Они представляют собой частные письма, хозяйственные записи, расписки и учебные тетради. Кроме того, были найдены деревянные дощечки, с вырезанными на них буквами. Вероятно, такие азбуки служили учебниками при обучении детей. Сохранились также письменные свидетельства о существовании в XIII-XV веках училищ для детей и об учителях - «книжниках». Училища существовали не только в городах, но и в сельской местности. В них обучали чтению, письму, церковному пению и счету, т.е. давали начальное образование.

Монголо-татарское нашествие имело катастрофические последствия для русской культуры. Гибель населения, разрушение городов - очагов грамотности и культуры, разрыв связей с Византией и западными странами, уничтожение книг привели к понижению общекультурного уровня Древней Руси. Хотя традиции письменности и книжности удалось сохранить, распространение грамотности было сосредоточено в этот период в основном в руках церкви. В монастырях и церквях создавались училища, где детей обучали представители духовенства. Вместе с тем уровень грамотности населения Древней Руси был очень низким, даже среди духовенства, для которого грамотность была ремеслом. Поэтому в 1551 году на Стоглавом соборе было принято решение: «В царствующем граде Москве и по всем градам…у священников, у дьяконов и у дьячков учините в домех училища, чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в коемжде граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма». Решение Стоглавого собора не было осуществлено. Школ было мало, и образование в них ограничивалось усвоением элементарной грамоты. По-прежнему преобладало индивидуальное обучение в домашних условиях. Учебными пособиями являлись богослужебные книги.

Во второй половине XVI в. появились специальные грамматики («Беседа о учении грамоте, что есть грамота и что ея строение, и чего рада составися таковое учение, и что от нея приобретение, и что прежде всего учитися подобает») и арифметики («Книга, рекома по-гречески Арифметика, а по-немецки Алгоризма, а по-русски цыфирная счетная мудрость»).

В середине XVI столетия произошло крупнейшее событие в истории русской культуры, сыгравшее важнейшую роль в развитии грамотности и книжности, - возникло книгопечатание. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышел «Апостол» - первая русская датированная печатная книга. Во главе государственной типографии, созданной по инициативе Ивана IV и митрополита Макария, стали дьякон кремлевской церкви Иван Федоров и Петр Мстиславец.в. еще более увеличил потребности в распространении грамотности и просвещения. Развитие городской жизни, оживление торгово-промышленной деятельности, усложнение системы государственного аппарата, рост связей с зарубежными странами требовали большого числа образованных людей.

Распространение книг приобрело в этот период значительно более широкие масштабы. Стали составляться обширные библиотеки из русской и переводной литературы. Более интенсивно работал Печатный двор, выпускавший не только религиозные произведения, но и книги светского содержания. Появились первые печатные учебники. В 1634 г. вышел первый русский букварь Василия Бурцева, неоднократно переиздававшийся. Во второй половине XVII в. было напечатано более 300 тыс. букварей, около 150 тыс. учебных «Псалтырей» и «Часословов». В 1648 г. вышла печатная «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, в 1682 г. - таблица умножения. В 1678 г. в Москве была издана книга Иннокентия Гизеля «Синопсис», ставшая первым печатным учебником русской истории. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка.

С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. В 1687 г. в России было открыто первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинское училище (академия), предназначавшееся для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы. Принимали в академию людей «всякого чина, сана и возраста». Возглавили академию греки, братья Софроний и Иоанникий Лихуды. Программа Славяно-греко-латинской академии была построена по образцу западноевропейских учебных заведений. Уставом академии предусматривалось преподавание гражданских и духовных наук: грамматики, риторики, логики и физики, диалектики, философии, богословия, юриспруденции, латыни и греческого языка, других светских наук.

В это время произошли и важные изменения в методике начального обучения. Буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым. Вместо буквенного обозначения цифр (буквами кириллического алфавита) стали использоваться арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения, например, псалмы. Появились «азбуковники», т.е. толковые словари для учащихся. Наиболее слабо было поставлено преподавание математики. Только в XVII веке стали появляться учебники с арабскими цифрами. Из четырех правил арифметики на практике использовались только сложение и вычитание, почти не применялись действия с дробями. Более или менее развитой была геометрия, а вернее, практическое землемерие. Астрономия тоже была чисто прикладной областью (составление календарей и др.). В XII веке распространилась астрология. Естествоведческие знания были случайными, несистематическими. Развивалась практическая медицина (в основном заимствованная с Востока) и особенно фармацевтика.

просвещение образование грамотность педагогический