Рассказ жизнь египетского вельможи история. Какие сословия существовали в древнем Египте? V. Закрепление изученного материала

Считают одной из развитых и интересных. По своему социальному устройству ее можно сравнить с пирамидой. В самом низу находились рабы, выше них - крестьяне, земледельцы и скотоводы. Затем ремесленники, над ними писцы - счетоводы, ученые. На следующем уровне стояли чиновники. Совсем близко к

правителю находились жрецы и придворные. Жизнь вельможи в древнем Египте проходила рядом с царем. Завершал пирамиду фараон - единый, равный богу властелин с неограниченными правами.

Чем отличалась жизнь вельмож в Древнем Египте?

Египтяне обожествляли фигуру царя, своего фараона, то есть считали его бесконечно превосходящим обычных людей. Вельможи, как приближенные к богу-царю, занимали особое место в древнеегипетской иерархии.

Фараон много времени посвящал поездкам по стране. Он приказывал возводить новые и восстанавливать старые храмовые постройки, украшать алтари и священные статуи, изображающие богов. Кроме мирных дел правители вели войны. Вельможи помогали своему господину в выполнении его планов. Одни следили за казной и поступлением налогов, другие распоряжались работами по добыче камня для гробниц, третьи вершили судебные разбирательства над заговорщиками, четвертые собирали армии и управляли стражниками.

Вельможа и сельское хозяйство

Жизнь не проходила в отдыхе на ложе возле бассейна. Приближенные царя вели такую же активную жизнь, как и он сам. В награду за выполнение своих поручений и приказаний фараон одаривал приближенных землями с крестьянами. В дальнейшем эти владения можно было продать, подарить или завещать наследникам.

Кроме личных владений, приближенные фараона имели в своем распоряжении служебную собственность и государственные земли, доходы с которых шли в казну. Жизнь вельможи в Древнем Египте зависела не только от его положения в обществе, но и от выполнения государственных обязанностей.

У каждого вельможи было несколько управляющих, которые наблюдали за сохранностью имущества и сельскохозяйственными работами. В подчинении у него находились люди, которые непосредственно управляли всем процессом с полной, жесткой подотчетностью «домоправителю»:

  • писцы личного дома вельможи;
  • хранители ведомостей;
  • мерщики и счетчики зерна.

Они чинили расправу и наказание над провинившимися, надзирали за производственными мастерскими, следили за ходом полевых работ, за перегоном скота. Им подчинялись все низшие работники.

Отчетность предоставлялась управляющему, который по всей строгости делал
ведомости для своего хозяина. Сведения за весь период предъявлялись хранителем хозяйственных книг.

В доме знатного египтянина

Жизнь египетского вельможи в отсутствие военных походов протекала в красивых больших домах, построенных из камня. Вокруг здания обычно разбивался сад с фруктовыми деревьями и цветниками. К с плоской крышей пристроена была терраса. Так как Египет - страна с жарким климатом, в саду обязательно устраивали пруд, который создавал прохладу.

Внутреннее устройство дома поражало своей роскошью, хотя мебель была достаточно проста: кресла, стулья, ложе для отдыха и сна, круглый обеденный стол и квадратный для хозяйственных или кухонных работ. Археологи выяснили, что родиной стульев и кресел является именно Древний Египет. Жилища вельмож служат доказательством этому факту.

Внутренняя архитектура дома изысканна, богата и красочна:

  • потолки поддерживаются роскошными колоннами;
  • стены снизу доверху покрыты яркими фресками;
  • повсюду ковры с изысканными орнаментами и тканевые шторы;
  • вверху у самого потолка расположены небольшие окна, через которые в дом проникает солнечный свет;
  • входы в другие комнаты закрыты двустворчатыми дверьми.

Жизнь вельможи в Древнем Египте была наполнена различными событиями: от войн,

до управления государственным и собственным хозяйством.

Вкратце о египетской культуре

С древнеегипетских времен до наших дней дошли не только монументальные памятники культуры, такие как пирамиды и архитектурные сооружения, но и другие изобретения и достижения. Среди них можно назвать бронзовые зеркала, отполированные до блеска и имеющие ручку для держания. С особой ирригационной технологией и медицинскими, астрономическими, математическими познаниями была связана не только жизнь египетского вельможи, но и жизнь жрецов, крестьян и даже рабов этой страны.

Аппарат управления государством и идея социальных законов начали свое развитие в древней стране фараонов.

Жизнь египетского вельможи

Древний мир

5 класс

Учитель истории МОУ СОШ №1 г.о. Звенигород

Бортникова Т.И.


Для вельможи еще при его жизни строили каменную гробницу , стены которой украшали надписями, рисунками и рельефами.

Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Стены художники расписывали красочными картинами, на которых изображали природу Египта, полевые работы, охоту на зверей и птиц, военные отряды, сражения.

Вход в гробницу вельможи


О чём могут рассказать гробницы вельмож

  • В Древнем Египте кладбища городов или «царство мёртвых» находилось на западе, на окраине Ливийской пустыни.
  • Почему страна мёртвых - Аментис- находилась на западе?

  • Вельможа жил в большом и красивом доме, построенном из сырцового кирпича. Рядом с домом находился пруд и фруктовый сад, спасавший от изнурительной жары. При виллах имелись собственные угодья и все необходимые хозяйственные службы: кухни, зернохранилища, пекарни, бойни, пивоварни, различные мастерские.

Похвала хозяину дома

Приходящие в дом гости начинали с обращения к хозяину дома:

«Да будет в твоем сердце милость Амона! Да ниспошлет он тебе счастливую старость! Да проведешь ты жизнь в радости и достигнешь почета! Губы твои здоровы, члены твои могучи. Твой глаз видит далеко. Одежды на тебе льняные. Ты садишься в колесницу, в руке твоей хлыст с золотой рукояткой, вожжи у тебя новые, в упряжке - сирийские жеребцы… Рот твой наполнен вином и пивом, хлебом, мясом и пирожками… Ты нерушим, и враги твои падают. Что о тебе плохое сказали - не существует».


  • За обедом вельможе и гостям подавали на подносах фрукты и овощи, хлеб, пирожки с финиками и мёдом, молоко. Пирующие брали пищу руками с невысокого столика на одной ножке. Руки пачкались, поэтому слуги подносили не только еду и напитки, но также тазы и полотенца для омовения рук.

Праздники древних египтян проходили под музыкальную программу. Музыканты, одетые одинаково, в белых юбках, с украшениями на груди и руках проходили в центр зала. Они держали инструменты: арфы, лиры, флейты и небольшие барабаны. Рассаживались они на полу и начинали играть - сначала флейты, затем подключались арфы и лиры, а барабаны отбивали ритм. Песни восхваляли бога Амона-Ра.


Служба вельможи

Фараон давал вельможам различные поручения.

Один распоряжался работами в каменоломнях, откуда привозили камень для строительства гробниц.

Другой вершил суд и расправу, разбирая дело о заговоре тайных врагов фараона во дворце.

Третий следил за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона.

Четвертый в стихах сообщал о том, как он возглавлял военный поход в пограничную с Египтом область Азии.


Служба вельможи

В гробнице одного из вельмож есть надпись.

В ней рассказывается, как фараон послал его с военным отрядом в глубь Африки, чтобы добыть слоновую кость, черное дерево и разнообразные душистые вещества - благовония.

По возвращении вельможи владыка Египта дал ему еще более сложное поручение - привезти черного карлика, который исполнял бы перед фараоном священные пляски и веселил его сердце.


Служба вельможи

Когда вельможи выполняли волю своего повелителя, у них в подчинении были отряды вооруженных воинов, стражники, а также писцы, которые вели учет добычи или налогов.


  • Во время торжественных приемов фараон восседал на троне, держа жезл и плеть.
  • Это значило, что в его руках было право властвовать и наказывать всех своих подданных.

К правителю Египта приближались, подняв руки в знак обожания.

Подойдя к трону, вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет встать и говорить.

Обращаясь к фараону, вельможа прославлял его могущество и мудрость, заключая речь такими словами: «Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости».


Все почести, которыми фараон одаривал вельможу, тот приказывал перечислить в надписи на стенах своей гробницы. Часто знатные египтяне униженно называли себя ничтожными людишками, которые всем обязаны лишь благодеяниям фараона


В знак особой милости вельможу могли назначить, например, «носителем царских сандалий».

Но если фараон гневался на вельможу, он мог отнять у него прекрасный дом с садом и самого его приказать побить палками.


Из книги И.Е.Ефремова «Путешествие Баурджеда».

«Пестрые занавеси в оконных просветах колыхались под легким ветерком. По коричневой полированной поверхности деревянных колонн пробегали слабые блики света. В комнату, тяжело ступая, вошел великий властитель, молодой фараон Джедефра. Следом за ним спешили два человека с золотыми нагрудными знаками. Они с привычной ловкостью распростерлись на полу перед фараоном. Нетерпеливое движение руки Джедефры заставило их встать. Один, высокий и худой, носивший звание хранителя царских сандалий, снял с ног фараона сандалии из позолоченной кожи. Другой, смотритель ларца с притираниями, осторожно освободил Джедефру от тяжелого парика, прикрытого полосатым чехлом и двойной короной - пшентом, снял футляр, заменявший бороду. Фараон с облегчением провел ладонью по гладко выбритой голове».


Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям.

Он и вельмож считал своими слугами.


Вставка рисунка

Чем отличалась жизнь вельможи от жизни земледельцев и ремесленников?


Домашнее задание

§ 8, вопросы и задания на с. 43.

Индивидуальное задание: подготовить пересказ текста «Приключения Синухета».


  • http://www.husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-11.html
  • http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000127/st002.shtml
  • http://annales.info/egipet/monte/egram_08.htm
  • http://www.hurghada-life.ru/vse-chto-svyazano-s-egiptom/interesnye-fakty-o-egipte/trapeza-v-drevnem-egipte
  • http://annales.info/egipet/avdiev/vide1_3.htm
  • http://www.brashstyle.ru/uroki.html
  • http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/faraon/faraon.htm

Цели и задачи урока:

  1. Выяснить условия жизни знатных египтян.
  2. Определить отношение фараона к вельможам.
  3. Учить детей приемам самостоятельной работы.

Оборудование:

  • учебник «История древнего мира» А.А.Вигасин, Г.И.Годер;
  • раздаточный материал на карточках: дополнительное задание, сводная таблица.

Ход урока

1 этап. Организационный момент.

Цель: настроить учащихся на учебную деятельность и тему урока.

2 этап. Проверка домашнего задания.

Цель: актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древний Египет».

Устный опрос «Да – Нет».

Учитель: Я утверждаю, что...

  • Одежда земледельца была из тонких льняных тканей. (Нет.)
  • Простой египтянин жил в доме из камня. (Нет.)
  • Ткачей хоронили в гробницах. (Нет.)
  • Обед земледельца состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Да.)
  • (Нет.)
  • Земледельцы обмолачивают зерно руками. (Нет.)
  • Писец пахал землю у себя на участке. (Нет.)
  • Земледельцы поливали поля при помощи шадуфов. (Да.)
  • Ремесленник носил много амулетов. (Да.)
  • Земледельцы платили налоги. (Да.)

3 этап. Изучение новой темы (попытка формулировки цели урока учащимися – уточнение цели учителем).

Цель: выяснение условий жизни знатных египтян.

Вы неплохо поработали и показали, что уже знаете о Египте. Но, конечно, многое еще предстоит узнать. Мы познакомились с жизнью простых египтян: земледельцев и ремесленников. Кроме них в государстве жили еще...? (Вельможи.)

Как вы думаете, о ком мы сегодня поведем речь? (О вельможах.)

Предположите, на какие вопросы мы с вами сможем ответить в конце урока.

(Вопросы в тетради о жизни египтян.)

Дети говорят, учитель подводит итог: Итак, вы можете сегодня узнать (записывает на доске):

  • В каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались?
  • Чем занимались вельможи?
  • Как фараон относился к вельможам?

Каждый из вас будет работать с определенным пунктом параграфа и вести поиск ответов на поставленные вопросы.

Открываем учебники §8 (с. 40).

Ребята находят ответы на поставленные вопросы и обсуждают в группе.

4 этап. Закрепление.

Цель: проверить усвоение учебного материала.

Учитель: Итак, вы узнали, в каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались и даже, как они развлекались. Давайте проверим, сможете ли вы ответить на вопросы.

Игра «Да» или «Нет».

Учитель: Я утверждаю, что…

  • Одежда вельможи была из тонких льняных тканей. (Да.)
  • Вельможа жил в доме из глины. (Нет.)
  • Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)
  • Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)
  • Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)
  • Простой египтянин мог подойти к фараону. (Нет.)
  • Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз. (Да.)
  • Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)
  • Вельможа распоряжался работами в каменоломнях. (Да.)
  • Вельможа носил много украшений. (Да.)
  • Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)

5 этап. Итоги урока. Домашнее задание.

Цель: систематизация полученных знаний, повторение изученного материала.

Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами.

Домашнее задание §7, 8 учебника. Заполнить сводную таблицу:

Дополнительное задание (при наличии времени до конца урока обсудить в группе):

Вот какие советы давали в Египте начинающим чиновникам: «Если ты сидишь за столом у того, кто выше тебя по должности, то бери, когда тебе дают то, что лежит перед тобой. Не смотри на то, что лежит перед ним, как он не смотрит на то, что лежит перед тобой. Опускай лицо в низ, когда он тебя приветствует. Смейся, когда он смеется. Это приятно его сердцу. Гни свою спину перед начальником... И тогда в твоем доме будет богатство... Не сиди, если перед тобой стоит тот, кто старше тебя или выше по должности». Подумайте, какими качествами должен обладать чиновник в Египте? Каково твое мнение о подобных советах? Могут ли они быть актуальными сегодня? (Человек должен уметь выслуживаться, угождать своему господину, быть терпеливым и тогда его заметят, повысят в должности, а это – обогащение...)

«Периоды Древнего Египта» - Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек. Нижний Египет - древнее царство, расположенное в северной части Древнего Египта. Несмотря на все усилия царицы Клеопатры, Египет подчиняется Риму. Столицей Верхнего Египта был город Иераконполь. Новое царство. В 331 г. до н.э. Александр Македонский освободил Египет от персидского владычества.

«Искусство Древнего Египта» - План изучения темы Архитектура. 2. Письменность. 3. Живопись. 4. Скульптура. Искусство Древнего Египта. Солнца. Колонны. Храм Амона – Ра в Луксоре. Прочность. Скульптура и живопись. Вход в гробницы Рамсеса VI и Тутанхамона. Природы. Небо. Наша эра. Главным богом в Египте считался. Сила. До нашей эры.

«Военные походы фараонов» - Чем были вооружены египтяне? 2. Боевые колесницы. 3. Военные походы фараонов. Колесница фараона Рамзеса II (1288 г. до н.э.). Какие преимущества давало использование колесниц? Рабы в Древнем Египте. 1. Пешие воины. 4. Положение простых воинов. Кто в нем служил? Военные походы фараонов. Каким оружием пользовались египетские воины?

«Жизнь египетского вельможи» - Задание на урок. Писец-высокопоставленный вельможа-за работой. Вельможи прислуживают фараону. 3.Взаимоотношения фараона и вельмож. Как вы думаете, в чем причина такого разли-чия и неравенства в положении? Вельможа. Фараон. Судебные разбирательства Контроль за сбором нало-гов. Жизнь египетского вельможи.

«Древний Египет урок» - Выяснить значение храма в Древнем Египте. Мифология Древнего Египта. Значение храма в Древнем Египте. Изучение религии древних египтян. Задачи урока. Цель урока. Ответы на вопросы после прочтения. Разработка урока по истории для 5 класса. Чтение мифа об Исиде и Осирисе. История религии Древнего Египта.

«Урок Египет» - Рядом с залом располагается священная комната, где хранится священная ладья. Эхнатон. Здесь стоит статуя бога, которому посвящен храм. В Египте насчитывается около 2000 разных пирамид. Все помещения в храме украшались искусно украшенными колоннами. Возведение пирамид длилось десятилетия. Храм царицы Хатшепсут.

Всего в теме 21 презентация