Российская электронная школа. Российская экономическая школа

47, оф. 1721.

Российская экономическая школа (РЭШ) (англ. New Economic School (NES) ) - негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, предлагающее магистерские программы по экономической теории (Master of Arts in Economics ) и финансам (Master in Finance ), а также бакалаврскую программу ВШЭ и РЭШ по экономике. Организована в Москве в году по инициативе директора ЦЭМИ академика В. Л. Макарова , профессора Иерусалимского университета Гура Офера и других ведущих российских и зарубежных учёных-экономистов. Учредителями РЭШ являются ЦЭМИ РАН и МГУ им. М.В. Ломоносова .

Преподавание в РЭШ ведётся ведущими российскими исследователями и профессорами, имеющими докторские степени известных мировых университетов (Гарварда , МТИ , Мичигана , Университета штата Пенсильвания , Лондонской школы бизнеса , Университета Висконсина в Мэдисоне, Тулузского).

На момент основания школа предлагала одну образовательную программу - “Магистр экономики” (Master of Arts in Economics). В первые годы существования классы составляли 30-40 студентов, а профессорский состав был представлен преподавателями ЦЭМИ, а также профессорами ведущих университетов США, Англии, Израиля и Авcтралии.

Традиционно, в ходе конкурсного отбора, студентами этой программы становились выпускники бакалавриата и студенты старших курсов следующих высших учебных заведений: МГУ, МФТИ , ВШЭ , МГТУ им. Баумана , НГУ . Вступительные экзамены проводились в Москве и Новосибирске.

Школа с момента основания уделяла большое внимание соблюдению Кодекса чести студента РЭШ и придерживалась самых строгих стандартов в предупреждении шпаргалок, плагиата и списывания.

Первым штатным профессором РЭШ в 1999 г. стал Сергей Гуриев. Важной страницей в истории развития РЭШ стал набор выпускников РЭШ, закончивших программы PhD ведущих мировых университетов, в преподавательский состав РЭШ. Первым выпускником, ставшим профессором в РЭШ стал Станислав Анатольевич Анатольев в 2000 году. На 2012 год из 30 штатных профессоров 16 являются выпускниками школы. РЭШ стала первым российским ВУЗом, участвующим в процессе набора выпускников ведущих зарубежных PhD программ по экономике в профессорский состав.

В 2004 г. ректором РЭШ был выбран Сергей Гуриев. Первый ректор РЭШ, академик В. Л. Макаров , стал президентом РЭШ и членом Совета Директоров школы.

Программы обучения

Магистратура

Сегодня РЭШ предлагает студентам две магистерские программы: «Магистр экономики» (обучение очное, два года) и «Магистр финансов» (вечернее обучение, два года). Программа «Магистр экономики» дает фундаментальные знания в области экономики.

Обязательные курсы включают в себя микроэкономику, макроэкономику, эконометрику, теорию игр, английский язык, а курсы по выбору покрывают основные разделы современной экономической науки: теорию отраслевых рынков, международную торговлю, финансы, экономику общественного сектора, экономику развития и т.д. На эту магистерскую программу поступают выпускники различных ВУЗов.

В 2011-2012 учебном году 33% студентов получили первое высшее образование в МГУ им. М.В.Ломоносова, 31% - МФТИ, 7.5% - ВШЭ, 3% - НГУ, 25.5% - прочие ВУЗы.

Программа «Магистр финансов» открылась в 2007 году и предназначена для профессионалов, работающих в финансовой сфере. Цель программы – изучение современной теории и практики инвестиций на фондовом рынке и финансовой политики корпораций. Основные курсы по финансам (управление активами, деривативы,корпоративные финансы, M&A, управление рисками и т.д.) дополняются курсами по корпоративному менеджменту, макроэкономике и эконометрике.

Бакалавриат

В 2010 г. РЭШ и Высшая школа экономики приняли решение о создании совместной бакалаврской программы по экономике, которая будет реализована в рамках программы развития Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» . При окончании данной программы студенты получают два диплома – Российской экономической школы (РЭШ) и Высшей школы экономики (ВШЭ). Первые студенты совместной программы «Бакалавр экономики» приступили к занятиям в сентябре 2011 г.

Открывшаяся программа пользуется популярностью среди победителей и призеров всероссийских олимпиад по экономике и математике, вошедших в утвержденный Министерством образования перечень. Из 55 победителей и призеров Всероссийской олимпиады по экономике, поступавших в вузы в 2011 году, Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ выбрали 39 человек. Вместо планируемого набора в 50 человек в Совместный бакалавриат поступило 63 человека, из них 57 человек – как победители и призеры олимпиад (Всероссийской олимпиады школьников по экономике , Всероссийской олимпиады школьников по математике , Межрегиональной олимпиады школьников по экономике, и других).

Корпоративное обучение

В РЭШ также были реализованы следующие проекты: дни доноров, запись аудио-лекций, веревочный курс.

Общежитие РЭШ

Общежитие РЭШ расположено на отдельном арендуемом этаже общежития Академии труда и социальных отношений (АТиСО) по адресу Москва, ул.Лобачевского, д.88.

Студенческая газета

С осени 2004-го года в РЭШ издается собственная студенческая газета NES Paper. Из газеты можно узнать о студенческой жизни в РЭШ, научной работе профессоров, карьерных перспективах, прочитать интервью со студентами, выпускниками и профессорами Школы. Языки газеты – русский и английский.

Газета распространяется среди абитуриентов, студентов, выпускников, используется в качестве материала рекламного характера на Днях открытых дверей РЭШ. Все выпуски газеты в электронном формате размещены на сайте Школы .

Источники финансирования

Источники финансирования включают плату за обучение, включая студенческие кредиты, исследовательские проекты, доход от управления средствами эндаумента, а также пожертвования и гранты международных благотворительных фондов, компаний и частных лиц, включая выпускников РЭШ.

Фонд целевого капитала РЭШ (эндаумент) был учрежден в 2007 г. с целью обеспечить финансовую устойчивость и независимость Школы в долгосрочной перспективе.

Выпускники

По состоянию на декабрь 2011 года количество выпускников РЭШ насчитывает 1024 человека: 941 выпускников программы «Магистр экономики» и 83 выпускников программы «Магистр финансов». С 2015 года к сообществу выпускников РЭШ присоединятся первые выпускники Совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ.

Выпускники РЭШ работают в российских и международных компаниях, научно-исследовательских университетах и в органах государственной власти РФ.

За историю Школы 334 выпускника РЭШ продолжили свое обучение на программах PhD по экономике и финансам в таких университетах как Stanford, Harvard, MIT, University of Chicago, Yale, Northwestern, Columbia, NYU, Penn State, LBS, Toulouse и других. 175 человек получили диплом доктора экономики или финансов и более половины из них выбрали академическую карьеру в западных университетах, включая MIT, Stanford, Yale, Columbia, PennState, NYU, LSE, а также во Всемирном банке и Международном валютном фонде.

Выпускники Аркадий Дворкович (МАЕ’94) и Ксения Юдаева (МАЕ’94) входят в список “Young Global Leaders”, составленным на Мировом Экономическом Форуме в г. Давос.

Вуз обучает востребованным техническим специальностям, сочетая традиции академического образования и применение дистанционных технологий. Онлайн-формат позволяет изучать лекции и смотреть вебинары в удобное время без отрыва от работы. Институт предоставляет возможности непрерывного развития: от бакалавриата до MBA. В своей деятельности Московский технологический институт сочетает фундаментальные традиции российского академического образования и последние достижения в области новых образовательных технологий. Благодаря этому наши студенты получают все преимущества современного образования.

Российский государственный университет правосудия (ранее - «Российская академия правосудия») является высшим учебным заведением, осуществляющим специализированную подготовку кадров для судебной системы.

Московский финансово-юридический университет МФЮА – современный учебно-научный комплекс, реализующий концепцию обучения студентов в особой культурно-образовательной среде. Уже более четверти века вуз формирует профессионалов для современной российской экономики. В российском рейтинге вузов МФЮА многие годы занимает 1 место. Университет ведет подготовку более чем по 50-ти направлениям и специальностям высшего образования и более чем по 15-ти направлениям аспирантуры. Абсолютное большинство преподавателей МФЮА имеют ученые степени и звания.

Основан в 1999 г. Государственная аккредитация до 30.04.2020 (свидетельство № 0987 от 30 апреля 2014 г). Институт применяет современные методы обучения в т.ч. разработанный Электронный институт, позволяющий применять дистанционные образовательные технологии. Институт является ведущим вузом по подготовке экономистов, арбитражных управляющих и специалистов по антикризисному управлению. Качественная работа Института в области подготовки специалистов по антикризисному управлению была отмечена благодарностью от Банка России и благодарностью от ФСФО России. Студенты могут выбрать для себя удобную форму получения образования - дневное обучение, вечернее обучение, заочное обучение (классическое), группы выходного дня. Студенты ИЭАУ пользуются всеми льготами, предоставляемыми студентам государственных ВУЗов. Студентам очной (дневной) формы обучения предоставляется стипендия и отсрочка от службы в армии.

Институт применяет современные методы обучения, в т.ч. разработанный Электронный информационно-образовательный портал, располагает высококвалифицированным профессорско-преподавательский составом. В Институте разработана и внедрена система менеджмента качества ИЭАУ. Огромное внимание уделяется научно-исследовательской деятельности, и международному сотрудничеству, а также социально-бытовому обеспечению обучающихся. Студенты могут выбрать для себя удобную форму получения образования - дневное обучение, вечернее обучение, заочное обучение (классическое), группы выходного дня, возможно обучение по ускоренным программам. Студенты ИЭАУ пользуются всеми льготами, предоставляемым студентам государственных ВУЗов, в т.ч. льготами на проезд. В ИЭАУ предусмотрена гибкая система оплаты обучения. Студентам очной (дневной) формы обучения предоставляется отсрочка от службы в армии и стипендии.

Уважаемые родители и учащиеся!

22 ноября 2017 года началась апробация информационно-образовательного портала «Российская электронная школа», организованная Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках исполнения указа Президента РФ Владимира Путина о создании открытого информационно-образовательного портала в сети Интернет, содействующего реализации образовательных программ начального, основного и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

«Российская электронная школа» (РЭШ) - это масштабный проект, цель которого - создание системы полноценного дистанционного обучения. Этот проект должен быть завершён через полтора года, а сейчас находится в стадии апробации, которая проводится для оценки качества разработанных электронных ресурсов.

Работа над проектом «Российская электронная школа» началась в октябре 2016 года. К завершению работы планируется создать около 180 тысяч интерактивных видеоуроков по всем предметам школьной программы. Новейшие методики, интересное изложение материала, дистанционные курсы по всем предметам с первого по одиннадцатый классы - всё это будет на портале РЭШ. Кроме того, можно будет воспользоваться обширной библиотекой, побывать в виртуальных музеях, посмотреть лучшие спектакли и концерты. Таким образом, РЭШ станет мощнейшей образовательной электронной платформой для всей страны.

В сети Интернет информационно-образовательный портал РЭШ находится по адресу http://resh.edu.ru

Электронная школа будет устроена по принципу социальной сети. У каждого ученика - своя страница. На ней располагаются личные данные, статистика просмотренных уроков и выполненных упражнений, напоминания о домашних заданиях и оценки. В перспективе на базе сайта можно будет сдавать экзамены.
Приглашаем Вас поучаствовать в апробации информационно-образовательного портала "Российская электронная школа" .

Логин : aprob736
пароль : jyzk157
Данные логин и пароль едины для всех участников апробации.

Предоставленные логин и пароль дают возможность пользователям (ученики, учителя, родители) войти на портал.

После входа на портал Вы сможете зарегистрироваться с помощью формы регистрации портала. Регистрация даст новые возможности для работы с порталом - доступ к дополнительным материалам, личному кабинету, проверочным заданиям.

Ученику:
Здесь каждый сможет улучшить свои знания по учебным предметам.

Программа «Российской электронной школы» полностью соответствует федеральным государственным образовательным стандартам, поэтому смело используйте материалы уроков для подготовки к контрольным работам. Вы научитесь распределять своё время, потому что поймёте, какие задачи требуют больше усилий и внимания.

Регистрация для этого не обязательна.

А у зарегистрированного ученика есть:

· доступ к дополнительным интересным материалам (например, сможете посмотреть увлекательный фильм или посетить виртуальный музей);

· удобные инструменты обучения и индивидуальный график занятий;

· много новых друзей-одноклассников, живущих в России и за рубежом.

Мир полон загадок и тайн, разгадать которые вам помогут лучшие учителя страны. Учитесь с увлечением! Открывайте новое в привычном и необыкновенное в обычном! Пусть знания, полученные в «Российской электронной школе», помогут вам справиться с любой жизненной ситуацией, откроют новые горизонты для развития способностей, подарят идеи для творчества, помогут выбрать профессию.
Кстати, самые активные ученики, набравшие наибольшее количество баллов после промежуточной и итоговой аттестации, получат специальный статус и будут отмечены значком «Отличник РЭШ».
И первая подсказка: кнопка регистрации прячется в правом верхнем углу страницы!
Уверены, что вам здесь понравится. «Российская электронная школа» - это школа без границ, это школа безграничных возможностей!

Родителю:
Уважаемые родители!
Вы хотите, чтобы ребёнок с интересом учился в школе, а домашние задания делал самостоятельно? Чтобы не было волнений по поводу успеваемости, а взаимоотношения с детьми стали более доверительными? Уверены, что каждый из вас утвердительно ответит на эти вопросы.
Теперь можно не беспокоиться по поводу неусидчивости ребёнка или пропущенных из-за болезни уроков: у каждого ученика есть возможность посмотреть интерактивный урок столько раз, сколько нужно, чтобы усвоить материал.

Систематические занятия в «Российской электронной школе» способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, полноценному освоению знаний по учебным предметам.
«Российская электронная школа» - это лучший педагогический коллектив страны, современные педагогические технологии, интересные интерактивные уроки. Образовательная программа школы полностью соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам, а сформированный образовательный контент смело можно назвать уникальным.

Всем зарегистрированным пользователям (ученикам и родителям) доступны дополнительные материалы (фрагменты из документальных и художественных фильмов, телевизионных спектаклей, музыкальные произведения, копии архивных документов и другие), которые специально отобраны учителями нашей школы для всех, кто желает углубить свои познания в разных областях.
Современные дети проводят за компьютерами и мобильными устройствами по несколько часов в день.

Давайте направим их деятельность в правильное русло. Грамотное применение компьютеров в обучении способствует активизации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию к занятиям у большинства учащихся, позволяет увеличить объём получаемой информации, систематизирует мышление.
Если принято решение полностью перейти на семейное образование или самообразование, рекомендуем и детям, и родителям зарегистрироваться на портале «Российской электронной школы» - это даст возможность выстроить индивидуальный учебный план и корректировать его выполнение вашим ребёнком.
Не забывайте, что прежде чем поступить в любую школу, дети должны пройти медицинскую комиссию. И для начала занятий в «Российской электронной школе» также необходимо проконсультироваться с врачом-педиатром. Обращаем внимание, что миопия высокой степени, эпилепсия и эпилептиформные приступы являются основными противопоказаниями к работе с компьютером и другими электронными устройствами.
Кстати, для поступления в «Российскую электронную школу» нет никаких ограничений: ни по возрасту - будем рады и детям, и взрослым; ни по месту жительства - приглашаем всех желающих, в том числе из других стран; ни по времени - учитесь, когда вам удобно.
Желаем успехов!

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Представители российской экономической школы, во-первых, отражали самобытные особенности развития государства, народа, хозяйства и поэтому их рекомендации имели практическую ценность.

И, во-вторых, на один - два века опередили основные актуальные течения современной экономической мысли.

Представителями российской экономической школы были ученые разных национальностей, в том числе украинцы, но все они имели схожие взгляды на закономерности, причины, особенности социально-экономического развития государства.

Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации - православной цивилизации.

Первым, кто открыто заявил о необходимости построения экономической мысли, основанной на индивидуальных особенностях "русского грунта", был С.Ю. Витте. В книге "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов" он писал:

"До тех пор, покуда русская жизнь не выработает своей национальной экономии, основанной на индивидуальных особенностях русского грунта, до тех пор мы будем находиться в процессе шатания между различными модными учениями, увлекаясь поочередно то одним, то другим; до тех пор мы будем слышать из одних и тех же уст и читать на столбцах одних и тех же органов логически несовместимые экономические суждения и проекты; до тех пор, что создано вчера, будет считаться дурным завтра, и будем создавать сегодня то, что уничтожено вчера; и понятно, что до тех пор мы не будем жить правильною экономической жизнью, а будем идти на буксире заграничных веяний и всяких спекуляций на счет народного благосостояния"().

А.Н. Бутовский отмечал, что "законы экономические, в сущности везде одинаковые, проявляются различно и ведут к различным результатам" в соответствии с "временем, местом и народом". "Если применить теорию к объяснению различных сторон жизни Англии, то еще мало будет брошено света на те же вопросы относительно Франции или России, и еще менее относительно Египта или Китая. ...Деятельность народная, в каждом из этих государств, находится под влиянием обстоятельств совершенно несходных, климата, местоположения, государственного устройства, обычаев и вообще образованности. Неудивительно, что и в ее проявлениях, при всей одинаковости побуждений и средств, есть большое несходство, особенно в направлении и результатах"().

Мировоззренческой и теоретической основой для ведения хозяйственной жизни в России традиционно было Священное Писание и основанное на нем "Домостроительство".

Главными принципами домостроительства были духовно – нравственное отношение к труду и богатству, замкнутое самообеспечивающееся хозяйство, ориентация на достижение разумного достатка за счет собственного труда и самоограничения потребностей (экономии), отрицательное отношение к стяжанию и добыванию денег как к самодовлеющей цели, негативное отношение к лодырям, несправедливой эксплуатации, ростовщическому проценту.

Основы этой науки в лаконичной форме выражены в своде правил с духовно - нравственных христианских позиций, регулирующих хозяйственную жизнь и быт русского народа того времени, который получил название "Домострой"

Основные принципы ведения хозяйства, изложенные в "Домострое", в дальнейшем развивались многими отечественными экономистами и оказали заметное влияние на эволюцию русской экономической мысли. Первой в ряду исследований российской экономической школы можно считать работу И.Т. Посошкова "Книга о скудости и богатстве".()

Российская экономическая школа окончательно сложилась в конце (в последней трети) XIX в. и просуществовала до начала 30-х годов XX в. В нее вошли такие выдающиеся ученые и политические деятели, какМ.И. Туган-Барановский и его ученик Н.Д. Кондратьев, С.Ю. Витте и Д.И. Менделеев, Н.К. Михайловский и М.М. Ковалевский, В.П. Воронцов и А.И. Васильчиков, Г.В. Плеханов, П.Б. Струве и Н.С. Булгаков, Д.И. Пихно и А.А. Богданов, А.И. Чупров и И.И. Янжул, Е.Е. Слуцкий и В.К. Дмитриев, С.Н. Прокопович и А.Д. Билимович, А.В. Чаянов и А.Н. Челинцев, Л.Н. Юровский и Г.А. Фельдман и многие другие.

Для российской школы экономической мысли характерно:

признание преимущества общего, народнохозяйственного подхода над деятельностью и мотивацией индивидуума;

подчеркивание необходимости создания социально-политических и духовно-нравственных начал развития хозяйственной инициативы и предпринимательской этики.

Профессор Киевского университета Д.И. Пихно писал, что к производительным силам, наряду с природой, трудом и капиталом, относятся еще и культурно-исторические силы народа. "Производительность трех основных факторов - природы, труда и капитала - оказывается весьма различной в зависимости от культурно-исторических условий народного хозяйства или, говоря иначе, от культурно-исторических сил народа. Народ, живя исторической жизнью, не только накапливает вещественные капиталы, но и создает духовные блага и силы, переходящие из поколения в поколение. Эти силы окружают человека от колыбели до могилы, они составляют историческую почву народного хозяйства, поддерживают и укрепляют его или действуют отрицательно. Влияние их не может быть оценено с точностью, но его необходимо иметь в виду. Важнейшие из этих сил, постоянно воздействующих на хозяйственную деятельность как отдельных лиц, так и всего народа, следующие: нравы и обычаи, мораль, образованность, энергия, дух предприимчивости, законодательство, государственный и общественный строй жизни".

Отрицание концепции "экономического человека" и попыток рассматривать его изолированно от общества, от среды его обитания следующая отличительная черта российской экономической школы.

Российские экономисты рассматривали человека не как рационального эгоиста, экономический автомат и не как некий нравственный идеал, но как носителя противоречивых начал: эгоистического и кооперативного, индивидуалистического и коллективистского, материалистического и духовного.

В своей работе "Православие" и параграф "Православие и хозяйственная жизнь"() С.Н. Булгаков развивает положение о том, что религия, господствующее мировоззрение кладет свою определяющую печать и на хозяйственного деятеля, или экономического человека. "Последний представляет собою, конечно, не экономический автомат, приводимый в движение одной пружиной хозяйственного эгоизма и действующий с неумолимой прямолинейностью и безошибочной точностью, но конкретный духовный тип со всей сложностью и многообразием психологической мотивации"(). По его мнению, наряду с другими духовными типами существует и христианский тип экономического человека – как в самом общем смысле, так и более конкретно, применительно к самым разным христианским вероисповеданиям: тип православный, католический, протестантский с разными его разветвлениями. В душе человеческой установляется внутренняя связь между религией и хозяйственной деятельностью.

20-е годы ушедшего столетия российская мысль выходит в лидеры мировой экономической на­уки по важнейшим ее направлениям - теориям циклов, экономиче­ской динамике, многоукладной экономике, аграрной теории, теории систем, теории регулирования рынка и др. Разные научные тече­ния внесли свою лепту в этот взлет, однако центральными фигура­ми здесь по праву следует считать Н. Кондратьева и А. Чаянова.

В основе кондратьевского учения о больших циклах конъюнк­туры, о статике, динамике и генетике лежит представление о "двой­ственной естественно-социальной природе человека", которую "не­обходимо строго учитывать". Согласно Кондратьеву, "склонность психофизической природы человека к изменчивости является одним из глубочайших условий изменчивости и пластичности самого обще­ства". Однако возможность общественных условий влиять на психо­физическую организацию человека ограничена естественно-орга­ническими параметрами этой организации. В ходе длинных волн конъюнктуры осуществляются не только изменения в технике, структуре производства, но и кардинальные сдвиги в системе госу­дарств и общественных институтов. Кондратьев как бы предупреж­дал нас: "То, что невозможно для человека в силу органических ус­ловий, очевидно, не может возникнуть и под влиянием обществен­ных условий"().

"Организационно-производственная" теория разрабатывалась Чаяновым самостоятельно, отдельно от учения Кондратьева, но она удивительным образом дополняет последнее.

Кондратьев выделял органическое начало в человеческой природе как ось долговремен­ных циклических (в том числе институциональных) колебаний и базу генетического развития общества и его институтов.

Чаянов же показал (развивая идеи Чупрова), что социальное начало само коре­нится в органической природе человека, не являясь по отношению к ней чем-то внешним. Но особенно, на наш взгляд, ценны наблюдения Чаянова о связи традиционной культуры и психологии с особенностями сельскохозяйственного производства.

Свою теорию Чаянов разрабатывал на примере крестьянской семьи как социальной основы трудового крестьянского хозяйст­ва. Он показал, что возникновение, структура, функционирова­ние, развитие трудового хозяйства подчинены не закону максими­зации прибыли, а законам воспроизводства семейных отношений. Разумеется, это относится ко всякому семейно-трудовому хозяйст­ву, а не только к крестьянскому.

Если учесть, что воспроизводству семьи подчинена организация как крестьянско-фермерских хозяйств, так и хозяйств кустарей и ремесленников, надомных рабочих и мелких торговцев, то получится, что семейно-трудовое хо­зяйство охватывает подавляющую часть населения земного шара. Некоторые прогнозисты полагают, что за этими хозяйствами (в варианте "семейно-электронного коттеджа") будущее во всех высокоразвитых странах.

Такие хозяйства образуют пласт некапи­талистических рыночных институтов, развивающихся по своим законам. Конкурируя с крупными капиталистическими фирмами, трудовые хозяйства неизбежно развиваются по пути кооперирова­ния.