С точки зрения социологии. Понятие общества в социологии: основные точки зрения. Социальные функции идеологии

Очень часто мы употребляем слова «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», используя их как синонимы. Однако данные термины обозначают разные понятия. Понятие «человек» выступает в качестве философской категории, так как оно имеет самое общее, родовое значение, отличающее разумное существо от всех остальных предметов природы. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого на биологическом, психологическом, социальном и др. уровнях. Понятие личность вводится для выделения социальной сущности человека, как носителя социальных качеств и свойств, определенное сочетание которых и определяет его как личность. Поскольку в этом понятии акцент делается на социальном начале, личность выступает в качестве особой социологической категории.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы стать личностью, ребенок должен пройти определенный путь развития, где непременными условиями являются биологические, генетически заданные предпосылки и наличие социальной среды, с которой он взаимодействует. Поэтому под личностью понимается нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностям и нормам.

К характеристике личности можно подойти либо с точки зрения ее структуры, либо с точки зрения взаимодействия с другими людьми, окружающей средой.

Структурный анализ личности является одной из наиболее сложных проблем социологии. Поскольку личность рассматривается как структурная целостность биологических, психологических и социогенных компонентов, обычно выделяют биологическую, психологическую и социальную структуры личности, которые изучаются биологией, психологией и социологией. Биологическая структура личности учитывается социологией тогда, когда нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной человек или инвалид не может выполнить все социальные функции, присущие здоровому человеку. С социологией в большей степени связана психологическая структура личности, включающая в себя совокупность эмоций, переживаний, память, способности и т.п. Здесь важны не только разного рода отклонения, но и нормальные реакции окружающих на деятельность индивида. Качества данной структуры личности имеют субъективный характер. Но при определении социальной структуры личности нельзя ограничиваться ее субъективной стороной, так как в личности главным является ее социальное качество. Поэтому социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности. Из этого логически следует, что важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельное действие и как взаимодействие с другими людьми.



В социальной структуре личности можно выделить следующие элементы:

Способ осуществления в деятельности специальных качеств, проявляющихся в образе жизни, ее уровне и качестве, в различных видах деятельности: трудовой, семейной, общественно-политической, культурной и т.д. При этом деятельность индивида по производству материальных и духовных ценностей должна рассматриваться как центральное звено структуры личности, определяющее все ее элементы;

Объективные социальные потребности личности: так как личность является органической частью общества, в основе ее структуры лежат общественные потребности, определяющие развитие человека как общественного существа. Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение;

Способности к творческой деятельности, знаниям, навыкам: наследственность задает способности человека, определяющие результативность его деятельности, однако какие способности будут реализованы, зависит от интересов индивида и его стремления реализовать эти задатки. Действительно, природные способности влияют на такие параметры человеческой деятельности, как темп, ритм, скорость, выносливость, утомляемость, однако содержание деятельности определяется не биологическими задатками, а социальной средой;

Степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности;



Нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность;

Убеждения – глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека.

Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, хотя и в различной степени. Каждая личность так или иначе участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Поэтому социальная структура личности постоянно меняется.

Личность можно также охарактеризовать с точки зрения социального типа. Потребность в типизации индивидов носит универсальный характер. Каждая историческая эпоха сформировала свои типы, например, в соответствии с доминирующими ценностями возникли культурные типы английского джентльмена, сицилийского мафиози, арабского шейха и др.

В основу известной психологической типологии положены характер и темперамент человека; она включает 4 типа – холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков.

Известный швейцарский психиатр Карл Юнг (1875-1961) предложил свою типологию, которая строится на базе трех осей мышления человека, и каждая из них делит мир и представление о мире на два полюса:

Экстраверсия – интроверсия,

Абстрактность – конкретность (интуиция – сенсорика),

Эндогенность – экзогенность (этика – логика).

Экстраверсия и интроверсия – это разделение мира на мир объектов и мир взаимодействий между ними. В соответствии с этим делением экстраверт ориентирован на объекты, интроверт – на взаимодействия между ними. Экстраверт – это человек, психологические особенности которого выражается в сосредоточении своих интересов на внешнем мире, внешних объектах. Экстравертам свойственны импульсивность поведения, проявление инициативы, общительность, социальная адаптированность и открытость внутреннего мира. Интроверт – это человек, социально-психологический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью. Интроверты считают свои интересы самыми важными, придают им высшую ценность; для них характерна социальная пассивность и склонность к самоанализу. Интроверт с удовольствием исполняет возложенные на него обязанности, но не любит ответственности за конечные результаты.

Мир конкретен и мир закономерен. С одной стороны, мир образован из конкретных объектов и взаимодействий между ними: например, мальчик Ваня ходит в школу. С другой стороны, наряду с конкретными истинами существуют истины абстрактные, например «все дети ходят в школу». Человек с абстрактным или интуитивным мышлением (термины «интуитивное» и «абстрактное мышление» тождественны) склонен раздумывать про всех детей. Человек с конкретным (сенсорным) мышлением будет раздумывать про своего ребенка.

Мир эндогенен и экзогенен, т.е. он образован из внутренних и внешних явлений. Данную ось сам Юнг назвал «эмоции – мышление», а некоторые социальные психологи называют «этика – логика».

Если в социальной психологии главное внимание обращено на разработку психологических типов, то в социологии – на разработку социальных типов. Тип личности как абстрактная модель личностных характеристик, присущих определенной совокупности людей, обеспечивает относительное постоянство ответных реакций человека на окружающую среду. Социальный тип личности – это продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. По Л. Вирту, социальный тип – это человек, наделенный какими-либо характерными свойствами, соответствующими требованиям общества, его ценностям и нормам и определяющими его ролевое поведение в социальном окружении. Это означает, что индивид должен быть типичным представителем какой-либо группы людей (класса, сословия, нации, эпохи и т.д.) в плане поведения, образа жизни, привычек и ценностных ориентаций. Например, типичный интеллигент, новый русский 1990-х гг, олигарх.

Типологии личности разрабатывались многими социологами, в частности, К. Марксом, М. Вебером, Э. Фроммом, Р. Дарендорфом и др., которые использовали разные критерии. Так, Р. Дарендорф считал, что личность есть продукт развития культуры, социальных условий. Данный критерий он положил в основу своей типологии, в которой выделение типов личности идет через понятие homosociologicus:

Homofaber – в традиционном обществе «человек трудящийся»: крестьянин, воин, политик, т.е. личность, наделенная важной общественной функцией;

Homoconsumer – современный потребитель, т.е. личность, сформированная массовым обществом;

Homouniversalis – человек, способный заниматься разными видами деятельности, в концепции К. Маркса – меняющий всевозможные занятия;

Homosoveticus – человек, зависящий от государства.

Еще одна типология включает социальные типы личности, выделяемые на основе ценностных ориентаций, которых придерживаются индивиды:

Типы личности могут выделяться в зависимости от ценностных ориентаций индивидов:

Традиционалисты – ориентированы на ценности долга, дисциплины, законопослушания, уровень их самостоятельности, самореализации, креативности низкий;

Идеалисты – критически относятся к традиционным нормам, обладают твердой установкой на саморазвитие;

Фрустрированный тип личности – характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием;

Реалисты – сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем;

Гедонистические материалисты – ориентированы на удовлетворение потребительских желаний.

Поскольку в структуре личности присутствуют такие два компонента, как совокупность отношений с внешним миром и внутренние, идеальные отношения, выделяются также следующие типы личности:

Идеальный – тип личности, который общество провозглашает своеобразным эталоном; идеальным типом личности в эпоху СССР был настоящий коммунист (пионер, комсомолец);

Базисный – тип личности, который максимально отвечает потребностям общества, т.е. это совокупность типических личностных черт, наиболее распространенных в данном обществе; они характерны для людей, выросших в одной культуре, прошедших одни и те же процессы социализации, например, тип трудоголика в Японии послевоенного периода. Как правило, именно базисный тип преобладает в рамках определенного социума.

Все эти типологии лишь подтверждают уверенность социологов том, что социальные типы являются продуктом общества. А поскольку мы живем в эпоху быстрых изменений, эпоху глобализации, когда национальные культуры постепенно переплавляются в одну глобальную, мы можем стать свидетелями возникновения новых типов личности.

Социология (от греч. socio — общество, лат. logos — слово, наука) — наука об обществе, о его функционировании, системе, взаимодействии людей. Её основной целью является анализ структуры социальных отношений, складывающиеся в ходе социального взаимодействия.

Впервые данный термин употребил французский философ Огюст Конт в 1840 году. Однако ещё ранее интерес к обществу проявлял Конфуций, индийские, ассирийские, древнеегипетские мыслители. Также социальные идеи прослеживались в трудах Платона, Аристотеля, Жан-Жака Руссо, Вольтера, Дени Дидро, Роберта Оуэна и других. Но именно в 19 веке она получила новое развитие, став наукой, дав новое понимание роли человека изучение сознания и поведения людей как активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений.

В отличие от философии, социология оперирует не высоким уровнем общения, а показывает жизнь во всём её противоречии, разворачивает сущность человеческой природы в действительности. Она осмысливает общество, общественную жизнь, не как что-то абстрактное, а как реальность, пытаясь выразить это в своих положениях.

Специфика социологии состоит в том, что общество рассматривается как упорядоченная система социальных общностей, а индивид, индивидуальное действие изучается на фоне отношений социальных групп. То есть индивид не является независимым объектом, а частью какой-то группы, выражая отношение к другим социальным группам.

Социология изучает то, как система упорядоченности формируется и воспроизводится в ходе общественной практики, как она закрепляется в системе таких социальных норм, ролей и усваивается индивидами таким образом, что становится социально-типичным и предсказуемым.

Данная типичность и свидетельствует о существовании объективных социальных законов, которые изучает социология, как научные дисциплины.

  1. Позитивизм и натурализм.
  2. Антипозитивизм (понимающая социология). Основная концепция состоит в том, что общество отличается от природы, поскольку в нём действует человек, со своими ценностями и целями.

Помимо этих направлений существует ещё огромная система классификаций и делений. Социология — многосложная структура.

В качестве практического применения социологии в наши дни можно выделить следующие направления:

  • Политическая социология,
  • Меры социального порядка, семьи и общества,
  • Изучение людских ресурсов,
  • Образование,
  • Прикладные социальные исследования (исследования общественного мнения),
  • Государственная политика,
  • Демографический анализ.

Также социологи занимаются проблемами гендерных отношений, вопросами экологического равенства, иммиграцией, нищетой, изоляцией, изучением организаций, массовыми коммуникациями, качеством жизни и т.д.

В социологии нет единой теории. В ней существует множество противоречивых схем и парадигм. Тот или иной подход может быть выдвинут на передний план, давая новое направление развития данной науки. Это связано с постоянными изменениями в развитии сознания общества. Однако весь выработанный социологией комплекс основных теоретических подходов в основном сохраняется и творчески развивается. Все они отражают реальные стороны общества, реальные факторы его развития, позволяя тем самым занимать социологии важное место в современном научном знании.

По мнению многих ученых, в современном мировом развитии на первый план начинают выходить законы системно-циклической динамики, есть общие законы становления многомерного мира, которые одновременно определяют ритм и его постепенность. В них проявляется определенная конфигурация новых отношений, складывающихся между различными элементами общественного целого.

Социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности людей, социальных групп. Именно она совместно с экономической системой определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации, и фигурирует как целостная социально-экономическая система. Социальные системы условно разделяют на три вида: социально-политические (политические партии, общественные движения, правительственные группировки, др.); социально-культурные (научные, творческие, др.); социально-экономические (общественное производство, отрасли экономики, организации, предприятия, др.).

Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой системе относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ, оказание услуг. К управляющей системе относятся все элементы, обеспечивающие процесс управления, направленного воздействия на коллективы людей в управляемой системе. Связь между управляющей и управляемой системой осуществляется с помощью информации, которая служит основой для обоснования управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей в управляемую систему для исполнения и наоборот - коррекции решений. Каждая из них представляет собой совокупность элементов с присущими им свойствами, которые определяют их место во внутренней организации системы. В самой социальной системе (в управляемой и управляющей частях) существуют однородные группы элементов, образующих системы меньшего уровня: техническую, технологическую, организационную, экономическую и социальную (в узком смысле).

Каждая социальная система самоуправляемая и испытывает внешних и внутренних воздействий. Деятельность и развитие систем подчинены глобальной цели, а ее элементы и подсистемы - решению локальных задач.

Управление функционированием таких систем одновременно является и процессом сохранения их целостности, определенности, и процессом перевозки их в новое качественное состояние. При этом необходимо учитывать, что человеческая история как целостный процесс, социальные изменения, саморозвиваються, имеют ярко выраженный нелинейный характер. Анализ общества, социальных процессов требует выработки методологии исследования, обоснование объективных законов, закономерностей возникновения, развития, функционирования и гибели социальных систем различного уровня сложности, что невозможно без выхода за рамки линейности.

В мировоззренческом плане В.Я. Матвиенко идею нелинейности рассматривает в контексте многовариантности, выбора из нескольких альтернатив, идеи темпа эволюции и ее необратимости в условиях социальной энтропии. Преодоление порога социальной энтропии ведет к негативным последствиям: социокультурного противоречия, банкротства, распада, национальной катастрофы; а также к синергетических эффектов, которые поражают необычными идеями и уявленнями1.

Согласно синергетических принципов складноорганізованим системам нельзя навязывать пути развития, а можно способствовать их собственным тенденциям развития. Проблема управляемого развития становится проблемой самоуправляемого развития. Синергетика рассматривает хаос как творческое начало, механизм эволюции, как собственными усилиями из хаоса создается новая организация. В определенные моменты - моменты нестабильности - малые возмущения (флуктуации) могут разрастаться в макроструктуры. В соответствии с социальных процессов: в условиях социальной нестабильности действия каждого человека могут реально влиять на макросоціальні процессы, что подтверждает индивидуальную социальную ответственность за судьбу всей социальной системы (общества).

Синергетика выясняет, что для сложных систем существует альтернативный путь развития с избранием конкретного пути в точках бифуркации.

Синергетика открывает новые принципы построения сложных структур, которые развиваются из простых: целое уже не равно сумме его составляющих. Она дает знания об архитектуре воздействия в процессе управления сложными системами, резонансные (малые) воздействия на сложные системы являются самыми эффективными. Кроме этого, синергетика раскрывает закономерности и условия протекания быстрых лавинообразных процессов, процессов нелинейного роста, что самостимулюються. Это важно понять и инициировать в открытых нелинейных средах (экономическом, политическом, социально-культурной, др.), выяснить требования экстремальных моментов (минимума, максимума - соответственно, распада и максимального развития).

Признание определенной стратегии развития общества делает уместным: определение диапазона значимых параметров существования общества; определение траектории, скорости вероятного движения, его вариантов; оценку влияния изменений этого параметра на экономические, социальные, экологические, демографические, политические характеристики; обоснование конкретной стратегии жизнедеятельности общества для обеспечения его воспроизводства на основе познания своих важнейших параметров и характера их связей между собой.

в то же Время объективные основы социального прогресса не должны заслонять субъективную деятельность общества, социальную качество его жизни. Человек не должен растворяться в системе социальных отношений, взаимодействия элементов и подсистем общественного целого. Противоречие между внешней предопределенностью человеческого поведения; свободой воли, между взаимодействием, организацией людей и самоорганизацией человеческой личности, самодеятельностью индивида должна постоянно преодолеваться.

Человек - существо не только биологическое, но и экономическая, социальная, поэтому социальные процессы тесно переплетаются с биологическими, экономическими, техническими, географическими и другими смежными процессами.

Среда социализации, в первую очередь, характеризуется региональными условиями, а именно: природно-географическими особенностями (ландшафта, климата, полезных ископаемых, др.), социально-географическими особенностями (характер населения, плотность населения, традиционные занятия жителей), особенности расположения относительно других регионов, особенности средств сообщения); климатом и экономикой (степень и характер урбанизированности региона), социально-экономическими особенностями (характеристика производства, перспективы развития, уровень жизни, личности рабочей силы, экономические связи с другими регионами); социально-демографическими особенностями (национальная структура населения, его поло возрастная структура, типы семей, характеристика миграционных процессов, этнический состав и стабильность населения), историческими и культурологическими региональными различиями.

В социальной среде происходят:

Внутренне личные процессы (например, самообразование);

Процессы, что происходят непосредственно между двумя или несколькими индивидами (например, процесс общения, обмена информацией).

Процесс внутри группы (например процессы организации);

Процессы в отношениях между группами (например, процессы национального самоопределения);

Процессы, что происходят в середине отдельного общества (социальной мобильности, др.);

Процессы, происходящие в глобальном обществе (например, процессы демилитаризации).

Нижнюю границу социальной системы образуют внутренне личностные процессы, которые определяют непосредственно психические и психофизические процессы, верхнюю границу - глобальные социальные процессы.

Социальные процессы реализуются в трех формах: во-первых, в объектной - в форме последовательного изменения состояния социального объекта; во-вторых, в субъектной - в форме последовательных действий субъекта; в-третьих, в технологической - в форме соблюдения, осуществления определенной технологии (это высшая форма социального процесса, которая рационализирует процесс деятельности и оптимизирует объективный процесс).

Выделяют пять моделей социального процесса, а именно:

Структурную модель социального процесса (содержание и форма социального процесса, участники, направление и масштаб);

Динамическая модель социального процесса (учитывает фактор времени, стадии, продолжительность, интенсивность, темп, ритм, состояние, оборачиваемость);

Факторная модель социального процесса (фигурируют несколько факторных переменных);

Типологическая модель социального процесса (основана на типологизации социальных процессов, например, за общим направлением (процессы функционирования и процессы развития);

По уровню протекания (локальные, глобальные, др.); по продолжительности (долгосрочные, краткосрочные); по сфере распространения (экономические, политические, социально-культурные, др.);

Технологическая модель социального процесса (оптимизация процесса по результату, последствиям, эффективности).

Рассмотрены модели применяются в комплексе, взаємодоповнюючи одна другую, формируя целостную картину социального процесса.

По нашему мнению, согласно выбранной методологии, учитывая творчески образовательные тенденции социально-ориентированной, а также трансформационной национальных экономик, целесообразно выделить значимость социальных процессов согласно той роли, которую они играют в социально-экономическом развитии объекта и субъекта (то есть стадии зарождения, стабилизации, функционирования, адаптации, эволюции, перехода, ликвидации социальной системы).

Матвиенко В.Я. анализируя социальные системы и процессы, многочисленные концепции социализации, выделяет два основных подхода к определению процесса социализации, к пониманию роли самого человека в этом процессе. Первый подход (Эмиль Дюркгейм, Талконт Парсонс): субъект - объективный (общество - субъект воздействия, а человек-его объект) предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, с формированием каждого члена в соответствии с присущей ему культуры. Второй подход (Чальз Шара, Джордж Герберт Мид): субъект - субъектный (человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и инициативно влияет на жизнь, что ее окружает).

Е. Дюркгейм одним из первых обратил внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится сформулировать человека в определенных универсальных моральных, интеллектуальных и даже физических идеалов. Естественно, эти идеалы меняются в зависимости от исторических традиций, особенностей развития и социального устройства общества.

На началах социологии В.Я. Матвиенко выделяет четыре группы факторов социализации: мегафактори, макрофакторах, мезафактори и мікрофактори. К мегафакторів относят космос, планету, вселенную, которые в определенной мере через другие группы факторов влияют на социализацию жителей планеты. Уровень макрофакторов - это национальный уровень (емкостей, общество, макровеликий), что влияет на социализацию жителей в определенных странах (влияние опосредствованно двумя следующими группами факторов). Мезофактори отражают условия социализации больших групп людей, дифференцированных по региональному принципу и жильем населения, по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации и по принадлежности к другим субкультурам. Они проявляются через мікрофактори. К микрофакторов относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей: семья, друзья, соседи, сотрудники, общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

Отдельное место наряду с факторами социализации занимают агенты социализации - люди, в непосредственном взаимодействии с которыми проходит жизнь индивида. По своей роли в процессах социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Общество, государство, социальная группа исторически создают набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций - способов, умовлення и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, заслуги, отличия. С помощью этих мер поведение индивида, групп людей приводится в соответствие с принятыми культурными, общественными нормами и ценностями.

Социализация индивида во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью определенного инструментария, "механизмов" социализации, к которым относят:

- механизм подражания (французский социальный психолог Г. Тард);

Прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между человеческим существом, которая активно развивается, и изменяющимися условиями, в которых она живет (Ю. Бронфенбренер);

- идентификацию и обособление личности (В.С, Мухина);

- закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессы развития личности (А.В. Петровский).

Классификацию универсальных механизмов социализации предлагает Матвиенко В.Я., согласно которой к первой группе универсальных механизмов относятся: психологический и социально-психологический механизмы социализации, которые проявляются через импринтинг, подражание, экзистенциальный нажим, идентификацию, рефлексию. Импринтинг представляет собой фиксирование индивидом на рецепторному и подсознательном уровнях особенностей жизненно важных объектов, влияющих на нее. Подражание - это произвольное, непроизвольное усвоение человеком социального опыта. Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, идеалом. Рефлексия - внутренний диалог, в котором индивид оценивает, принимает или отвергает определенные ценности присущие различным инструментам общества, семье, сверстникам, др. На основе рефлексии человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Ко второй группе универсальных механизмов социализации относятся социально формирующие механизмы: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный.

Межличностный механизм - "мы можем сколько угодно твердить свое, а обычно и общепринятые житейские правила тащат нас за собой".1 Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.

Традиционный механизм социализации (стихийной) - это усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, характерных для его семьи и окружения. Это усваивается на неосознанном уровне на основе зафіксовування, некритического восприятия, стереотипов.

Институциональный механизм социализации - функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими функции социализации одновременно со своими основными функциями (производственными, общественными, др.).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры - это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, определенной профессиональной, культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Те или иные механизмы социализации играют разную роль при конкретных обстоятельствах. Так, например, в крупных городах явно действуют институциональный и стилизованный механизмы, а в малообразованных семьях - традиционный механизм.

Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов, но в различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно.

Социальный процесс имеет место, если социальные явления сохраняют идентичность во времени, существует логичность при смене явлений или выключении однородного состояния вещей. Поэтому социализация как усвоение индивидом общественного опыта представляет собой социальный процесс, поскольку отражает долговременные взаимодействия между человеком и общественной средой; реакция человека на дальнейшие воздействия в определенной степени обусловлена явлениями, которые возникают раньше, и в результате - определенное состояние личности, какие-то стали черты.

В.Я. Матвиенко, процесс социализации предлагает рассматривать как совокупность четырех составляющих (рис. 7.1):

Стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социально-культурными реалиями;

Относительно направленной социализации, когда государство применяет определенные экономические, законодательно-фискальные, организационные меры для решения задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь определенных возрастных групп (определяя обязанности, минимум образования, др.);

Относительно социально контролируемой социализации (воспитания) - планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

Сознательного самозмінювання человека, который имеет о социальной, асоциальный или антисоциальный вектор (самобудування, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсов и объективных условий жизни или вопреки им.

Аналитическое исследование элементов процесса социализации рассматривается на рис. 7.1.

Рис. 7.1. Характеристика составляющих процесса социализации

М. Вебер ввел понятие воспитания, подчеркивая, что в его основе лежит социальное действие; определив его как деяние, направленное на разрешение проблем; как действие, специально ориентированное на соответствующее поведение партнеров; как деяния, что предполагает субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми индивид входит во взаимодействие. Воспитание - процесс дискретный (прерывный); будучи планомерным, оно происходит в определенных организациях и ограничено местом и временем. Процессы воспитания и социализации являются синкретическими (сплошными).

Социология выделяет три группы задач, которые решает человек на каждом возрастном этапе (этапе социализации): естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задача - это достижение определенного уровня физического и сексуального развития.

Социально-культурные задачи - познавательные, морально-эстетические, ценностно-смысловые-специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период истории (привлеченных к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенной степени сформированности ценностей; решение задач, связанных с участием в семейной жизни, в производственно-экономической деятельности, др.).

Задачи социально-культурного ряда имеют два аспекта:

во-первых, это задачи, поставленные человеку в вербалізованій форме институтами общества и государства;

во-вторых, это задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения.

Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределение в жизни, самореализация, самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и меры решения. Самосознание личности рассматривается социологами как достижение ею в конкретный момент определенной меры самопознания, самоуважения, само-восприятие. Самоопределение личности - это определение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и обоснование планов будущей жизни. Самореализация - это удовлетворительная для человека реализация активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений. Самоутверждение - достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.

Человек выступает объектом и субъектом социализации.

Успешная социализация предусматривает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее - части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению индивида. Таким образом, эффективная социализация предполагает определенный баланс между идентификацией индивида с обществом и відособленням индивида в нем.

Человек вполне адаптирована в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему; конформизм может рассматриваться как жертва социализации. В то же время индивид, не адаптирован в обществе, также становится жертвой социализации - диссидентом, человеком - тем, кто уклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.

По мнению В.Я. Матвиенко, любое модернизированное общество в той или иной степени продуцирует оба типа жертв социализации. Демократическое общество продуцирует жертвы социализации, главным образом, вопреки своим целевым установкам. Тоталитарное общество целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочный неизбежное следствие, лиц, которые уклоняются от вводимых норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества индивиды - создатели нередко становятся жертвами социализации, ибо принятые для него лишь как "спецы", а не как личности. Острота конфликта обусловлена типом общества, в котором развивается и живет человек, со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для социокультурных слоев, конкретных семей, воспитательных организаций, с индивидуальными особенностями самого человека.

Понятие социология само происходит от латинского термина «общество» и поэтому оно и является основным в этой науке. Общество является предметом и объектом изучения в социологии.

Впервые понятие социология введено в употребление Огюстом Контом, известным французским философом в первой трети XIX века. И вначале эта наука отождествлялась с обществоведением. Позже социология выделилась в отдельную отрасль, более узко и специфически занимающуюся социальными проблемами.

Понятие общества в социологии имеет несколько точек зрения. Этот термин может рассматриваться как объединение людей по интересам, групповое объединение по классовому или родовому признаку, обозначать жителей разных стран или представителей национальностей и народов. Если рассуждать в этом смысле от простого к сложному, то в конечном счете общество - это все люди, проживающие на Самое общее понятие общества в социологии, таким образом, включает в себя ту часть мира, в которой главными являются люди, их взаимодействие друг с другом, а также формы их объединений. Итак, рассмотрим данное положение поподробнее.

Широкое в социологии предполагает его отделение от природы как сознательной части, обладающей волей и сознанием. не развивается стихийно. В нем существуют свои законы, которые творятся человеком и в конечном счете становятся элементом человеческой культуры. Однако, это обособление общества от природы вовсе не означает их антагонизм. Связь между ними неразрывна и в конце концов они зависимы друг от друга. А общество от природы - в большей степени. Все действия и поступки человека в отношении естественной среды обитания возвращаются к нему в виде угрожающего гибелью всего, сто есть на свете, в том числе и созданного руками людей.

Таким образом, понятие общества в социологии рассматривает свой объект изучения как универсальную самодостаточную и развивающуюся систему, уровень которой оценивается именно по тому, как оно относится к окружающей среде, как в процессе взаимодействия различные взаимно влияют друг на друга.

Понятие человек в социологии также рассматривается с трех точек зрения. Первая касается природной, биологической сущности человека, вторая делает упор на внешние и внутренние отличительные признаки человека как индивида и третья зиждется на качествах, которые отличают его как продукт общественных отношений. Коснемся каждой из точек зрения.

Человек - дитя природы. Поэтому его много связывает с животным миром. Но в отличие от своих меньших собратьев он резко выделяется среди них такими признаками, как прямохождение, умение добывать пищу с помощью орудий труда, создание для себя комфортных условий для существования, что свидетельствует о сложном строении мозга человека. Сознательная жизнь - это самое главное, что не дает ставить знак равенства между человеком и животными.

Далее, социология уделяет внимание вопросу о человеке как индивиде. В этот термин вкладываются особенности человеческого обличия, его характер, темперамент, степень развитости интеллекта, то есть те самобытные черты, отличающие его от себя подобных в социуме.

Но главное понятие человек в социологии раскрывается в термине «личность» и связывается с его деятельностью в обществе, выделяя как основные черты. К ним относится активность, сознательность, нравственная состоятельность, ответственность человека по отношению к происходящему вокруг него. Личность проявляется в тех ролях, которые он выбирает для себя в процессе взаимодействия с людьми и в том, насколько хорошо он с ними справляется.

Таким образом, делаем вывод о том, что в социологии человек и общество - единое целое.

© А.С. Горохов.

Социоло́гия (от лат. socius - общественный; др.-греч. λόγος - наука) - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

По определению Энтони Гидденса, социология - это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ».

По определению Ядова В.А., социология - это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.

Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».

Вследствие разнообразия подходов, характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным».

Основоположник «социологии»

Основоположником социологии принято считать французского философа Огюста Конта (1798-1857). В своей важнейшей работе "Курс позитивной философии" (в 6-ти томах - 1830-1842), в опубликованном в 1839 г. 3-ем томе он впервые использовал термин "социология" и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.

Истоки понимания причин возникновения социологии как самостоятельной науки об обществе неразрывно связаны с философской системой позитивизма, который, в свою очередь, возник на волне бурного развития естествознания (физики, химии, биологии) в конце XVIII - начале ХIХ вв.

Предмет социологии

Предмет – определенное социальное явление , рассматриваемое как ключевое. Например, групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социальные действия, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь (закономерности их развития, функционирования, тенденции).

Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии.

1) Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер)

2) Социология изучает социальное (взаимодействие между людьми, социальными группами). Согласно данному подходу социология не имеет специально отведенной сферы социальной явлений (в отличие от политологии, экономики, юридической и т.д.). С другой стороны, она не является всеохватывающей наукой об обществе. Социология стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения, проявляющие в любых областях общественной жизни (экономическая, духовная, политическая, социетальная).

3) Социология это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации (социальные институты, социальная структура, социальные системы). Социальная общность – различные формы организации, взаимодействие социальных субъектов: индивидов, групп, слоев, классов, этносоциалных, территориальных, государственных образований и человечество в целом).

В узком смысле под предметом социологии понимают:

1) человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, жизненные ориентации, внутренний мир.

2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий. И другие уровни организации общественной жизни.

3) Отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающее неодинаковое участие в экономической и духовной жизни. Различающиеся уровнями и источниками своих доходов, структурой личного развития, типом общественного сознания.

4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты): социально-демографические, национальные; социально-профессиональные и т.д.

5) С точки зрения глобалистов современный мир описывается с геноэкономических, геополитических, транс-культурных позиций; изучаются: исторические системы (цивилизации; культурно-исторические типы).

6) Реальное общественное сознание – деятельность и поведение людей, как воплощение из знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, закрепленных в коллективном сознании.

В самом широком смысле, социология – это наука об обществе, и закономерностях, проявляющихся в общественных явлениях, в предметной области социологии оказываются: общество как целостность; социальные общности, институты и организации; личности, взаимодействие личности и общностей; социальные действия; социальные процессы и изменения.

Объект социологии - то, на что направлено социологическое внимание и исследование. Но это не просто общество, или некая совокупность общественных отношений людей. Во-первых, это прежде всего современное общество. Во-вторых, отчасти это и прошлое общество, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понимания современности. В-третьих, и это особенно важно, объектом социологии выступает информация об обществе: объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью самых различных методов, на основании различных источников.

Вопрос 2 «Структура и функции социологии»

В зависимости от уровня получаемых знаний в социологии также выделяются:

1) теоретическая социология, дающая глубокое обобщение фактического материала, путем построения теории, раскрывающих универсальные закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур).

2) прикладная (эмпирическая) социология - изучает практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических материалов.

3) социальная инженерия - уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем. Кроме того, социология имеет и внутреотраслевое и отраслевое деление (социология труда, экономическая социология, социология досуга, семьи, образования, религии, малых групп, молодежи, пола, поселений и т.д.)

Функции социологии

1. Познавательная - как наука социология дает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, о тенденциях общественного развития.

2. Прикладная (практическая ) функция в том, что социологическая наука не только познает социальные реальность, но и обладает управленческим потенциалом.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки - социальной деятельности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и специальным социологическим теориям, дающим глубокое системное отражение сущности и закономерности развития общества. Прикладная (практическая) функция социологии в том, что наука не только познает социальную реальность но и вырабатывает предложение для управленцев всех уровней в условиях совершенствования социальной политики, для рационального управления обществом.

3. Функция социального контроля позволяет снять социальную напряженность и кризисы в обществе, информируя властные структуры об усилении деятельности социального контроля над процессами в обществе.

4. Идеологическая функция в том, что данные социологии (знания) используются для выработки определенного менталитета, ценностных ориентаций, стереотипов поведения, имиджей. Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей, либо данные полученные социологами могут быть средством достижения общественного консенсуса.

5. Прогностическая (футурологическая ) функция социологии состоит в способности вырабатывать прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем.

Итак, социология играет ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимает центральное место в социальных науках.

Вопрос 3 «Место и роль социологии в системе общ наук»

Место социологии в системе наук

Специфика положения социологии в системе социогуманитарных наук заключается в следующем:

1) Социология является наукой об обществе в целом, его явлениях и процессах.

2) Социология включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других социогуманитарных наук.

3) Все социальные и гуманитарные науки изучающие различные стороны деятельности жизни общества всегда затрагивают социальный аспект, т.е. те законы и закономерности, которые реализуются посредством деятельности людей.

4) Техника и методика изучения человека и человеческой деятельности, методы социального измерения и т.д., разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми другими социальными и гуманитарными науками.

5) Сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук, которые получили название социальных исследований.

Между тем социология не претендует на роль философии в отношении социогуманитарных наук. Она дает научно обоснованную теорию общества, его структуры, дает понимание законов и закономерности развития и функционирования этих структур. Взаимодействия субъектов и общества.

При сопоставлении социологии с другими науками, можно выявить следующую специфику:

1) Социология – социальная философия

Сходство в объекте заключается в том, что обе науки осмысливают своеобразие общества, его отличие от природы и следуют цели его существования и развития. Предмет социальной философии, в отличие от социологии, заключается в изучении общественной жизни сточки зрения, мировоззренческих проблем, главные из которых – смыслообразующие. Если у философии основной метод познания – это умозрительный анализ на основе цепи логических заключений, то для социологии – это эмпирические методы данных статистики, демографии и других дисциплин.

2) Социология и психология

Сфера психологии – изучение индивидуального «Я», т.е. выявление индивидуальных психологических особенностей (инстинкты, желания, темперамент), психика человека как неповторимый уникальный мир, а также иррациональное бессознательное. Сфера социологии – проблема межличностных взаимодействий, взаимодейтвие личности и групп, в личности социолога интересуют ценностей ориентации, его социальные позиции, ролевые ожидания.

3) Социология и история

Общим предметом данных наук является анализ социальных фактов – общей проблемой необходимость учитывать как наличие определенных социальных закономерностей, так и существования индивидуальных неповторимых процессов, которые влияют на направление развития общества. Специфика заключается в следующем: науки разделяют на две группы:

a) номотеические, которые ищут в социуме общие законы функционирования и изменения общества исследует повторяющееся, неизменное в событиях, это науки о законах, и к которым относятся социология. Главный метод социологии – обобщающий, отыскивающий главные тенденции.

б) Идиографические – это науки о событиях, которые описывают единичные, с точки зрения его неповторимых индивидуальных характеристик.

4) Экономика и социология

Общее в этих науках – понимание того, что материальное производство и экономическую деятельность человека, это основные формы деятельности общества. Экономика изучает формы математического производства и его средства. Социология изучает положение человека в этих экономических условиях; каковы отношения между людьми в разных экономических условиях.

5) Социология и политология

Политология изучает политическую сферу, политической структуры, режимы, влияние государства на общество. Социология исследует политическую сферу через призму отношений между людьми и полагает, что выявить закономерности политической жизни, можно только учитывая особенности общества как социальной системы.

Составил: Артур Сергеевич Горохов.