Сценарий мероприятия "русь-это сказка, русь-это быль". Классный час «Жизнь древних славян на Руси». Средняя общеобразовательная школа

Интеллектуально-познавательная игра для школьников 6 класса "Умники"

Бусовикова Оксана Викторовна, методист, педагог МБОУ ДО «Центр детского творчества» п. Уральский Нытвенского района Пермского края
Описание работы: сценарий интеллектуально-познавательной игры для подростков 12-13 лет. Игра состоит из трех раундов, ее содержание направлено на знание истории, литературы и искусства Древней Руси.
Цель: обобщение знаний об истории, традициях и обычаях Древней Руси.
Задачи: выявить знания детей об истории Древней Руси, развивать смекалку, логическое мышление, воспитывать интерес к истории и культуре русского народа.
Предварительная подготовка: тема игры озвучивается заранее, каждая команда готовит приветствие
Оборудование: столы для команд, протокол для экспертной группы, карточки (лепты) по 25 штук на каждый стол, таблички с цифрами 1,2,3 на каждый стол, название команды на каждом столе, проектор, компьютер, экран для презентации, музыкальная аппаратура.
Интеллектуально-познавательная игра «Умники». Тема: «Истоки русской старины».Музыкальная тема «Колокольный звон». 1 ведущий: Священной музыкой времён
Над златоглавою Москвою
Струился колокольный звон,
Но даже самый тихий он
Кому-то не давал покоя.
2 ведущий: Белокрылой стаей улетают
Вереницы быстрых облаков.
Как воспеть тебя, земля родная,
Дивный край волшебных, чудных снов?
Звоном колокольным отзовётся
В сердце несказанная краса.
Смотрит златоглавая Россия
Синими глазами в небеса.
3 ведущий: На протяжении многих веков земля Русская оставалась неразгаданной тайной.
4 ведущий: Её бескрайние просторы манили и зачаровывали, а многогранный русский характер вызывал удивление и осторожность.
1 ведущий: История, литература, искусство Древней Руси – неиссякаемый источник новых исследований и научных открытий.
2 ведущий: Наш разговор пойдёт о русских народных традициях, обычаях, суевериях, о православных и языческих праздниках.
3 ведущий: Сегодня мы начинаем первую интеллектуально-познавательную игру «Умники» сезона 2015-2016 года.
Музыкальная заставка к передаче «Что? Где? Когд а?»
4 ведущий: В игре принимают участие команды объединений «Затейники», «Эрудиты», «Искорки» Центра детского творчества п. Уральский.
1 ведущий: Поприветствуем наших игроков! (приветствие команд)
2 ведущий: Ну что ж, участников мы представили, а теперь настало время познакомиться с гостями «Умников» - экспертной группой, которая будет следить за ходом игры. (представление экспертов)
3 ведущий: Тема всей игры «Истоки русской старины».
4 ведущий: Игра будет состоять из нескольких раундов. В начале игры каждая команда получит стартовый капитал – 30 лепт. Отвечая на вопрос, команды делают ставки и поднимают карточку, соответствующую номеру выбранного ответа. Если ответ правильный – ставка удваивается, если нет – команда лишается лепты.
1 ведущий: Время обдумывания – 30 секунд. В конце игры подсчитывается заработанный капитал. Победителями игры становятся команды, набравшие наибольшее количество лепт.
2 ведущий: Каждая заработанная лепта делает вас на несколько шагов ближе к победе. За столом игру контролировать будут крупье.
3 ведущий: Чтобы лучше понять правила игры, давайте прорепетируем. Итак, пробный вопрос.
4 ведущий: Делайте ставки, игроки! Вы должны положить одну лепту на край стола! Внимание, пробный вопрос…
Кто ввёл на Руси новую религию – христианство?
1.Князь Владимир
2. Дмитрий Донской
3.Александр Македонский
1 ведущий: Ваши ответы, игроки! Поднимите карточки. Те, кто ответил правильно, держат карточку до тех пор, пока крупье не удвоит ставку.
2 ведущий: Итак, правила оглашены, пора начинать игру!
Го нг.
3 ведущий: Начинаем первый раунд « Цепочка тестов». Ставка: 1вопрос – 1 лепта. Делайте ваши ставки. Зрителей просим не подсказывать, не мешать. Внимание, 1 вопрос…
Вопрос №1
Назовите древнерусского бога, покровителя любви и браков.
1.Услад
2.Ярило
3.Лада
Вопрос №2
Если в строении христианской церкви отсутствует алтарь, то как такая церковь называется?
1.Часовня
2.Колокольня
3.Паперть
Правильный ответ: 1. Часовня – это небольшой храм без алтаря. Именно в ней нельзя было служить литургию, а только «часы», то есть читать молитвы и псалмы, установленные церковью для этого часа.
Вопрос №3
Этот праздник отмечается на 50-й день после Пасхи. В народе его называют «зелёными Святками».
1.Троица
2.Преображение Господне
3.Ильин день
Правильный ответ: 1.Троица – двунадесятый праздник Православной Церкви, пришёл из глубокой древности.
Вопрос №4
Как называется обувь, плетённая из лыка?
1.Онучи
2.Лапти
3.Кушак
Правильный ответ : 2. Лапти
Вопрос №5
Они были пустые, светлые, зелёные, репяные, рахманные, богатые, постные, кислые, серые, сборные…И это ещё не всё! О чём идёт речь?
1.Щи
2.Каши
3.Блины
Правильный ответ: 1.В народе говорили: «Родной отец надоест – а щи никогда…» Русская кухня насчитывает рецепты щей десятками. Скоромные и постные, рыбные и грибные, кислые и свежие, с добавками и без них… В уральские «толстые» щи добавляли перловку – для сытости.
Вопрос № 6
Всем известен обычай встречать гостей хлебом-солью. Хлеб при этом символизирует достаток. А что символизирует соль?
1.Долголетие
2.Оберег от злых сил
3.Добрые намерения.
Вопрос № 7
Как называли на Руси пару лошадей или волов, запряжённых в одну упряжку?
1.Двойка
2.Супруги
3.Гнедые
Вопрос № 8
На Руси при одном из гаданий связывали петуха и курицу и сажали на решето. Если курица перетягивала петуха, то что это означало?
1.Что в семье родится девочка
2.Будет богатый урожай
3.Быть мужу под башмаком всю жизнь
Правильный ответ: 3. Вечный семейный вопрос: кто в доме хозяин? На Руси он решался просто. Гадали на петухе и курице. Перетянет петух – мужика верх. Перетянет курица - быть мужу под башмаком всю жизнь. Да только редко такое случалось.
Вопрос № 9
Что не должна была носить жена в Древней Руси, пока муж был в отъезде?
1.Серьги
2.Обручальное кольцо
3.Головной убор
Вопрос № 10
Именно столько дней продолжаются Святки – праздничные дни между Рождеством и Крещением Иисуса Христа.
1.7 дней
2.14 дней
3.12дней
Правильный ответ: 3.Рождение Иисуса Христа празднуется 7 января,а Крещение 19 января. 12 дней от праздника до праздника называются Святками.
Вопрос № 11
Застеклённый шкафчик для икон зовётся русским словом божница или греческим…
1.Киот
2.Алтарь
3.Лампада
Вопрос № 12
Этот греческий напиток долгое время заменял россиянам и чай, и кофе. О каком напитке идёт речь?
1.Кисель
2.Студень
3.Сбитень
Правильный ответ: 3. Сладкий и пряный сбитень на Руси любили все. Царю-батюшке медовый напиток приносили из особой палаты Кормового дворца.
Вопрос № 13
Этот праздник приходится на 15 февраля. В этот день зима борется с весной: кому идти вперёд, а кому назад. А церковью этот праздник установлен в память о том, что на 40-й день после Рождества Христова Дева Мария и праведный Иосиф принесли Иисуса в Иерусалим. О каком празднике идёт речь?
1.Благовещение
2.Сретение
3.Святки
Вопрос № 14
Во вторник через неделю после Пасхи все православные поминали усопших. Этот праздник называется Радоница – по народному поверью души умерших предков возносятся светло и тихо над землей и незримо касаются угощений. А как в народе по-другому называют этот день?
1.Духов день.
2.Красная горка.
3.Семик.
Вопрос № 15
Как называется православное блюдо, состоящих из сушеных хлебных зерен с мёдом, размоченных водой?
1.Пасха.
2.Кутья.
3.Сочиво.
Правильный ответ: 3. Сочиво. День перед Рождеством Христовым называется Сочельником. Этот день проводится в строгом посте. По церковному уставу в пищу употреблять можно только сочиво.
Вопрос № 16
Как называли крестьянскую верхнюю одежду из толстого сукна в виде кафтана?
1.Душегрея.
2.Армяк.
3.Кожух.
Вопрос № 17
Не слишком часто, но случается раз в четыре года православным именно в этом месяце праздновать день Святого Касьяна. Про него говорили: « На что Касьян ни взглянет – всё вянет; на дерево посмотрит – дерево сохнет, поглядит на скот – мор нападёт». В каком месяце был день Касьяна?
1.В феврале
2.В апреле
3. В январе.
Правильный ответ: 1.День завистливого, злопамятного, да к тому же слепого Касьяна – 29 февраля. Високосный год вообще считался недобрым. Февраль изо всех его месяцев худший, а уж 29 числа – носу из дома не высовывай.
Вопрос № 18
В Древней Руси всех новорожденных детей до крещения называли одним именем, боясь сглаза. Назовите это имя.
1.Иисус.
2. Богдан.
3.Иван.
Правильный ответ: 2. Богдан. До крещения у ребёнка ещё не было ангела-хранителя, поэтому его имя не открывали никому, а говорили, что ребёнок Богом дан, то есть Богдан.
Вопрос № 19
Перед свадьбой между родителями жениха и невесты происходило сватовство. А как по-другому называли сватовство на Руси?
1.Рукобитье.
2.Оглашение.
3. Покупка.
Вопрос № 20
Как называли свадебный пирог, украшенный фигурками из теста на палочках?
1. «Карусель».
2. «Петушки».
3. «Роща».
Правильный ответ: 3. Роща. Фигурки символизируют жениха и невесту, палочки – рощу, в которой все деревья вместе, а не поодиночке. Тесто же – символ благополучия и плодородия.
Вопрос № 21
На русских свадьбах известен такой обычай. Когда торжество подходило к концу, гостям раздавали специальные маленькие пряники. Как их называли?
1.Просфоры.
2.Разгоняи.
3.Расстегаи.
Правильный ответ: 2. Эти маленькие пряники назывались разгоняи. Пряники как бы прозаично намекали гостям, что пора и по домам.
Вопрос № 22
Как называется праздник проводов зимы?
1.Сретение.
2.Святки.
3.Масленица.
Вопрос № 23
В какой день Масленичной недели на Руси зятья должны были угощать своих тёщ блинами?
1.В пятницу.
2. В субботу.
3. В воскресенье.
Вопрос № 24
Главным действием четвертого дня Масленицы – «Разгуляя» - было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и двумя воротами. Победителя, первого вошедшего в городок, награждали так…
1.До отвала кормили блинами.
2.Купали в проруби.
3.Проносили на руках через весь город.
Вопрос № 25
На праздник Вознесение Господне пекли поминальный хлеб. В какой форме пекли поминальный хлеб православные, чтобы узнать, насколько грешен человек?
1.В форме шара.
2.В форме креста
3.В форме лесенки.
Правильный ответ: 3. Иногда поминальный хлеб пекли в форме лесенки, прямоугольной булки с семью перекладинами, символизирующими 7 небес. Если разбивалась вся лесенка, то бросавший её – страшный грешник. (По количеству оставшихся целых перекладин узнавали, на какое небо человек попадает после смерти)
Вопрос № 26
Вы наверняка знакомы с выражением «во все тяжкие». Его первоначальный смысл отличался от нынешнего. Что означало это выражение?
1.Звонить во все колокола.
2. Пойти по миру.
3. Уйти в монастырь.
Правильный ответ: 1. Звонить во все колокола. Когда-то это выражение касалось лишь работы звонарей. Бить во все тяжкие – значит звонить во все колокола. «Пуститься во все тяжкие» - означает позабыть о всяком приличии, наплевать на общественное мнение.
Вопрос № 27
На севере России молодые девушки перед Новым годом выпекали из ржаной и пшеничной муки забавные маленькие фигурки овец, свиней, телят. Они дарили их юношам, показывая своё искусство умелой хозяйки. Как называются эти съедобные «скульптуры»?
1.Колобки.
2.Козули.
3.Жаворонки.
Вопрос № 28
Как называется канун Рождества?
1.Святки.
2.Сочельник.
3.Крещение.
Вопрос № 29
Как называлась верхняя часть крыши – оберег дома от злых сил?
1.Конёк
2.Сруб
3. Подзор
Вопрос № 30
Согласно канонам их может быть одна, три или пять. О чём идёт речь?
1.Главы, купола у церкви.
2.Колокола.
3.Колонны храма.
Правильный ответ: 1.Главы, купола у церкви. Православная церковь должна быть одно-, трёх- или пятиглавой. Есть в России место, где их 33, в Ярославле – 15, но это уникальные случаи.
гонг
1 ведущий: А сейчас начинаем второй раунд под названием «В старину едали деды…»
2 ведущий: Повседневное крестьянское меню не отличалось большим разнообразием. Главное место, конечно же, занимал хлеб.
3 ведущий: Каких только народных поговорок, пословиц и присказок не сочинено о нём! «Хлеб – всему голова».
4 ведущий: «Худ обед, коли хлеба нет»
1 ведущий: «Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска»
2 ведущий: Но не хлебом единым жив человек.
3 ведущий: С каждым новым столетием набор продуктов у наших предков становился разнообразнее и богаче.
4 ведущий: Что же ели в Древней Руси?
1 ведущий: Вам будет предложен список продуктов. Из него вам за полторы минуты нужно будет исключить названия тех продуктов, которые не употребляли на Руси до 17 века.
2 ведущий: В листочке с пометкой «Второй раунд» после вопроса вы должны выписать номера исключённых вами продуктов.
Ставка раунда – 3 лепты.
3 ведущий: Если вы выписали номера всех продуктов, верно, то ваша ставка удваивается. Если вы допустили ошибку, то все поставленные лепты сгорают.
4 ведущий: Делай те ваши ставки, игроки! Внимание, вопрос…
Из предложенного списка продуктов исключите те, которых не было в Древней Руси, то есть те продукты, которые наши древние предки не употребляли в пищу примерно до 17 века. Всего их восемь.

1. Просо 8. Чай 15. Огурцы
2.Горох 9.Кофе 16. Картофель
3.Рис 10.Сахар 17. Капуста
4. Греча 11.Вяленая рыба 18. Дыня
5.Макароны 12. Соль 19.Подсолнух
6.Перец 13.Морковь 20.Хлеб белый
7. Мёд 14.Помидоры 21.Хлеб чёрный
Крупье, раздайте задание!
гонг 1 ведущий: Время истекло. Передайте карточки крупье.
Правильный ответ: Древние русичи не употребляли в пищу до 17 века следующее:
3 – рис 10 - сахар
5 – макароны 14 - помидоры
8 – чай 16 - картофель
9 – кофе 19 - подсолнух
2 ведущий: Крупье, огласите результаты раунда.
3 ведущий: Объявляется третий раунд «Кот в мешке».
Внимание, условия раунда…
Вы должны угадать, какой предмет находится в мешке. Ответ пишете на карточке с пометкой «Третий раунд». После каждого обсуждения вопроса карточка передаётся крупье.
4 ведущий: Ставка: 1 вопрос – 1 лепта.
За неправильный ответ забирается 1 лепта.
Вопрос №1
Делайте ставки. Внимание, вопрос №1
Этот продукт –необычного вкуса, пряный, занимал почётное место в свадебном и поминальном обрядах, он очень сладок и дорог. О каком продукте идёт речь?
Гонг 1 ведущий: Ваши ответы, уважаемые игроки! Крупье, огласите ответы!
Правильный ответ: пряник
Вопрос №2
Он украшал и голову замужней россиянки, и церковь. Что в мешке?
Гонг 2 ведущий: Ваши ответы, игроки! Крупье, огласите ответы.
Правильный ответ: Это – кокошник. Так называли и украшение на голове замужней россиянки, и полукруглую часть церковного здания.
3 ведущий: Вопрос № 3. Делайте ставки, игроки. Внимание, последний вопрос…
Какую деталь костюма 13 века на день пришивали, а на ночь, прежде чем переодеться в другую одежду, отпарывали. Какая деталь русского костюма находится в мешке?
Гонг 4 ведущий: Ваши ответы. Крупье, огласите результаты.
Правильный ответ: Рукава – они в ту пору были очень узкими, поэтому, чтобы их переодеть, приходилось отпарывать на ночь, а утром снова пришивать.
Гонг 1 ведущий: Вот и закончился последний раунд первой интеллектуально-познавательной игры «Умники».
2 ведущий: Настало время подсчитать заработанный капитал и определить победителей игры. Крупье, подсчитайте лепты.
3 ведущий: Чтобы подвести итоги интеллектуально-познавательной игры «Умники», экспертный совет начинает обсуждать результаты.
4 ведущий: Вот и наступил самый волнующий и ответственный момент – подведение итогов интеллектуально-познавательной игры «Умники».
1 ведущий: Для объявления результатов слово предоставляется…
2 ведущий: До новой встречи в интеллектуальном клубе «Умники»!

В журнале «Знамя» № 12 за 1937 г. напечатан литературный сценарий «Русь», составленный П. Павленко совместно с режиссером С.М. Эйзенштейном. Главной темой сценария является Ледовое побоище - тема очень интересная и важная в историческом отношении. Ледовое побоище 1242 г. явилось поворотным моментом в борьбе Руси с немецкой агрессией. Поэтому постановку картины на тему о Ледовом побоище надо приветствовать, но, к сожалению, разрешение этой темы в рассматриваемом сценарии приветствовать никак нельзя. Авторы сценария, как мы далее увидим, сделали множество фактических ошибок, непростительных для людей, хотя бы сколько-нибудь знакомых с русской историей, и дали совершенно искаженное представление о Руси XIII в.

Сценарий начинается «предисловием», в котором его авторы дают общее понятие о разработанной ими теме. Уже это краткое предисловие (полторы страницы) полно множества ошибок. «В XIII столетии, - пишут авторы сценария, - монголы поработили Русь. Ее северо-запад, Новгород остался последним углом свободной Руси. Сюда отовсюду собирались русские патриоты, здесь накапливались силы для будущего освобождения».

Таким образом, авторы выдвигают новую концепцию, по их мнению, центром движения за освобождение от татарского ига являлся Новгород. Но такая концепция противоречит всему историческому процессу. Борьба против татар велась не Новгородом, а северо-восточной Русью во главе с Москвой. Это поняли и авторы сценария, выдвинув в конце его (стр. 136) воспоминания о Куликовской битве. Дальше оказывается, что немцы, стремясь завладеть Новгородом, тем самым хотели запереть «монголам рынки Европы» (стр. 103). В самом же сценарии магистр заявляет рыцарям и «пасторам»: «Итак, Новгород ваш. Крестите его, как хотите. Волга ваша, Днепр, церкви. В Киеве я не трону ни бревна, ни человека» (стр. 115). Авторы, видимо, совершенно не понимают, что орден даже не в состоянии был поставить себе подобные задачи.

В предисловии как бы нарочно спутаны все исторические факты. По мнению авторов сценария, «Дмитрий Донской завершил на Куликовом поле дело, начатое Невским» (стр. 103). Но, во-первых, Куликовская битва еще ничего не завершила, хотя и имела громадное значение для истории Руси, во-вторых, борьба с немцами не прекратилась и после Ледового побоища. Совсем уже странно звучит заявление авторов сценария: «Русь, вырастающая в боях против Азии и Запада - вот тема картины» (стр. 103). Кого надо понимать под Азией и Западом, авторы не говорят. Но обобщать Запад с немцами, а Азию с татарами, идейно противополагать Русь Западу и Азии совершенно неуместно.

Тексту сценария предпослан список действующих лиц, в нем перечислено 22 лица, но из них только о немногих можно сказать, что они действительно могли участвовать в Ледовом побоище. Оставив в стороне действующих лиц, выведенных авторами, остановимся только на тех персонажах, имена которых заимствованы авторами сценария из каких-то источников. К их числу принадлежат: Александр Невский, Василий Буслаев (!), Гаврило Олексич, Твердило Иванович - псковский воевода, Брячиславна - жена Александра Невского, Иван Данилович Садко, Пелгусий, Амелфа Тимофеевна, Герман Валк, Берке - хан орды. К сожалению, из всех этих персонажей только один Александр Невский может считаться действительно историческим лицом, остальные, как мы увидим, наделены авторами сценария такими чертами, которые уводят пас далеко от описываемых в сценарии исторических событий. Прежде всего можем уверить авторов сценария, что в 1242 г. ханом Золотой Орды был не Берке, а Батый. Берке же сделался ханом значительно позднее. Пелгусий, по сказанию о Невской битве, был старейшиной в Ижорской земле, а не монахом. Твердило, действительно, предал Псков немцам, но воеводой в Пскове он не был просто потому, что никаких воевод в Пскове в XIII в. не было, гак как город управлялся посадниками. Иван Данилович Садко, если когда и существовал, то, во всяком случае, в XII в., а не в XIII в., к тому же он был новгородцем, а не поволжским купцом. Летопись знает некоего Сотко Сытинича, поставившего в XII в. в Новгороде церковь Бориса и Глеба. Этот Сотко и был прообразом былинного Садко, но зачем былинный герой попал в исторический фильм, непонятно.

Еще более непонятно появление совсем уже легендарного героя - Василия Буслаева с его матерью Амелфой Тимофеевной. А между тем авторы сценария могли бы найти настоящие исторические персонажи, если бы источником для них служили летописи, а не либретто оперы «Садко» и отдаленные воспоминания о былинах, прочитанных в детстве.

Перейдем к разбору самого сценария, разделенного на главы, или эпизоды. «Лес осенью. Рыцари, построившись клином, «свиньею», врываются в села под Псковом» - так начинается сценарий. Вполне соглашаемся с авторами сценария, что в строю «свиньею» (т. е. клином), да еще в латах трудно грабить села, этим и объясняется, по-видимому, «тяжелое дыхание рыцарей». Но продолжаем дальше. В Пскове тревога: «На крепостной стене воеводы, владыко бранят начальника обороны Пскова боярина Твердилу Ивановича». Тут же и «пятисотенный» Павша, который предлагает «епископу» снять меч с изменника Твердилы. Можем уверить авторов сценария, что епископ в Пскове появился лишь с конца XVI в., о должности же «пятисотенного» известно только авторам сценария: такой должности в Пскове и Новгороде не было.

Во второй главе сценария описывается Переяславль. Пять человек тянут невод и поют. Впрочем, среди рыбаков и сам Александр Невский. Он спорит с каким-то ордынцем, который, по-видимому, не знает князя, хотя к нему и послан. Сусальная, насквозь неверная картина, заставляющая русского феодала XIII в. тянуть невод с рыбаками. Впрочем, и жена «князя-лапотника», упомянутая уже Брячиславна, сама варит щи и ходит за водой.

Третья глава начинается с описания торга в Новгороде. Это описание стоит привести целиком: «Новгород справляет пышный торг. Как в праздник, весел город. Шумят ряды. Купцы поют у прилавков. Там перс бьет в бубен, там индус играет тягучую песню на странной дудке; там варяжин поет, там швед выставил тройку певцов, за ним старается грек. Половчанин показывает дрессированного медведя. Хором поют поволжане-хлебовики. Веницейский купец в атласе играет на мандолине, поет серенаду. Иноземные купцы, сидя в кружале, пьют эль. Шумно, весело, беспечно на ярмарке. Грудами лежат кожи, лисьи и собольи меха, зерно, плотничьи поделки. Богомазы торгуют иконами и тут же пишут их на удивление всем проходящим. Кузнецы куют кольчуги и, как портные, сняв мерку с покупателя, тут же изготовляют ему, что надо» (стр. 109). Город, конечно, может быть, как «в праздник весел», но кого только не привело в Новгород полное невежество авторов сценария, и притом в 1242 г., когда вся Европа боялась татарского нашествия. Приехал сюда венецианский купец, хотя Новгород не торговал с Венецией. Через пожарища южнорусских городов добрался грек. Половчанин приехал тоже. Он привел с собой из безлесной степи медведя, так как в этих зверях на лесистом севере, по-видимому, ощущался больший недостаток. Приехал и какой-то «варяжин». Не путайте его с варягом, ведь варяги - скандинавы, а между тем только что было сказано, что швед уже выставил трех певцов, шведы же, как известно, - тоже скандинавы.

Зачем же явились эти разноплеменные купцы? Торговать? Нет. Они приехали в Новгород, преодолев великие опасности.

чтобы устроить дивертисмент в подражание соответствующему акту из оперы «Садко»: веницейский гость с мандолиной, перс с бубном, индус с дудкой. Тут же на базаре делают кольчуги удивительно ловкие мастера, которым могут позавидовать наши «холодные» сапожники. Но лучше всех торгует Садко, у него на лабазе вывеска: «Иван Данилович Садко, из персидских земель прибыл». Совсем Кит Китыч из пьесы Островского или из рассказов Горбунова! Дело только в том, что о вывесках в XIII в. нам ничего не известно, а вывески XIX в. уже давно и многократно описаны.

Впрочем, авторы быстро кончают с ярмаркой и тут же, на площади, устраивают вече, которое решает призвать князя Александра для борьбы против немцев. Свое путешествие по историческим дебрям авторы продолжают и далее во всех 18 эпизодах, или главах, сценария. Скучно следить за всеми несообразностями сценария.

В пятой главе на мосту через Волхов бьются меньшие и большие. «Меньшие» - за призыв Александра, «большие» - за «сговор с немцами» (стр. 113). В действительности и большие и меньшие шли против немцев, князя же Александра поддерживали не меньшие, а большие. Вообще авторы сценария совершенно напрасно придают Александру несвойственные ему демократические черты. В драке на мосту, конечно, участвует Василий Буслай.

В шестой главе показано, как немцы распоряжаются в Пскове. Твердило ездит в санях, запряженных девушками, как легендарный обрин начальной летописи. Редкие прохожие падают на колени при проезде Твердилы и т. д. И это русский гордый древний Псков! Только полное историческое невежество и извращенное воображение авторов сценария могло позволить себе так унизить великий народ, который и в самые тяжелые годы своей истории не позволял над собой издеваться.

В одиннадцатой главе происходит таинственный обряд: Твердилу «рукополагают» в рыцари. В числе присутствующих находятся и некие «нормандские рыцари», происхождение которых известно только авторам сценария.

В двенадцатой главе по полям несется кибитка. «В ней посол хана. Он сидит, заглядывает в ящик. Там перстень, аркан и кинжал. Улыбаясь глядит он на разгромленную Русь» (стр. 122). Сомневаемся, чтобы посол хана мчался в кибитке. Не только воины, но даже духовенство на Руси обычно ездили верхом на конях: за отсутствием хороших дорог трудно было мчаться в кибитке. Перстень, аркан и кинжал взяты авторами сценария из какого-то романа; непонятно, зачем они понадобились в историческом сценарии.

В тринадцатом эпизоде бедные «княжата», то есть дети Александра Невского, «в потешных латах спят вповалку на печи, бормоча во сне» (стр. 122). Авторы сценария могли бы хоть раздеть детей, ведь спать хотя и в потешных латах, да еще на печи очень неудобно. Но центр этого эпизода - описание Ледового побоища. И вот оказывается, что главным героем его является Василий Буслай, сражающийся под конец боя оглоблей. Александр Невский кричит по-латыни и отсекает руку магистру Герману Балку. Особенно странно описана «зверино одетая чудь», какие-то полулюди, призванные авторами сценария изображать предков латышей и эстонцев. Вся эта фантастическая сцена достойно заканчивается картиной поля сражения, по которому ходит некая Ольга, она же Петровна (ранее Ярославна), в отличие от Брячиславны называемая по имени и отчеству. Она ищет с фонарем (!) Василия Буслая.

В дальнейших эпизодах рассказывается о том, что Александр едет в Орду и на обратном пути умирает на Куликовом поле. На поле появляются призраки войска Дмитрия Донского... Нужды нет, что Александр Невский умер в Городце на Волге, - Куликовым полем можно эффектно кончить картину, а отсюда и все выводы! Мы перечислили только небольшую часть ошибок и искажений, допущенных авторами сценария...

Следует остановиться также и на языке сценария. Язык древней Руси отличался рядом особенностей и не всегда поддается современной интерпретации. Авторы сценария вовсе не обязаны были стилизовать язык, которыми говорят действующие лица, под язык XIII в. Но они обязаны были найти способы передать характерные особенности языка XIII в. У авторов сценария был прекрасный образец воспроизведения древнерусского языка, правда более позднего времени, - это язык «Бориса Годунова» Пушкина. А ведь Пушкин писал более 100 лет тому назад, когда русская филология почти не существовала. Однако он не сделал ни одного анахронизма, и не только потому, что он был гениальным художником, но и потому, что он старательно изучал древнерусский язык. Иначе поступили авторы сценария. Они решили, что древнерусский язык - это язык лавочников Лейкина и купцов Островского, сдобренный кроме того жаргоном Остапа Бендера из «Двенадцати стульев». Так, например, Буслай говорит: «Ну, как так - не знаю... Чего вола за хвост тянуть» (стр. 110). В сценарии находим такие перлы: «Нам, брат, война ни к чему» (стр. 111); «У-у, оголец» (!); «И мертвых нас не возьмете, душу вашу язви» (стр. 127). А вот как разговаривает сам Александр Невский: «В чем их секрет?» (стр. 121); «Я князь-лапотник. Не как вы, эля (!) не пивал, сластей заморских не пробовал» (стр. 117); или «войну воевать - не комедь ломать» (стр. 118). Что можно прибавить к этому языку, разве сказать вместе с авторами: «Сценарий писать - не комедь ломать». Заметим, что само понятие комедии не было известно на Руси XIII в. Совсем уж странным языком говорят татары. Авторы сценария заставляют их беседовать ломаным языком, заимствованным из шовинистических анекдотов: «Орда наша езжай, там работа много есть» (стр. 108); «Буюк адам, якши адам»; «Он шведов бил, а нас чехи били» и т. д. (стр. 119). От татар не отстают и немцы: «Зер гут лошадка. Корош, корош» (стр. 116); или «О, шорт» (стр. 116); не отстает и перс: «Весели город, красива город» (стр. 112).

Но, может быть, недостатки сценария искупаются его идейным содержанием? Увы, и эта сторона также хромает в сценарии. Авторы сценария не случайно сделали Александра Невского лапотником, не случайно славное историческое событие превратили в какое-то «чудо»: Русь XIII в. рисуется им бедной и убогой. Представители этой Руси - легендарные и притом разнузданные богатыри подобно Василию Буслаю или нищие и монахи. В Пскове ратных людей созывает нищий Аввакум, он поет: «Вставайте, люди русские». Старый нищий говорит: «Велим русское дело помнить. Встань, народ русский. Встань, ударь» (стр. 107). Особенно большая роль отводится некоему монаху Пелгусию, в которого авторы сценария превратили старейшину в Ижорской земле. Пелгусий - главный агитатор.

Во время Ледового побоища «в новгородских полках шептали, ахали, ругались» (стр. 123); «закричали, заматерились новгородские ловкачи» (стр. 124). Убогая, лапотная Русь глядит отовсюду у авторов сценария. Все народы сильнее ее, все культурней, и только «чудо» спасает ее от немецкого порабощения. Как все это далеко от исторической действительности. Железные полки новгородцев и псковичей побеждали немцев и шведов не «чудом», как это хотят доказать авторы сценария, а своим мужеством и любовью к родине. Ледовое побоище - это только важнейшее звено в цепи побед русских над немцами. И это прекрасно понимали современники.

Вот в каких словах современник описывает Ледовое побоище: «По победе Александрове, яко победи короля (шведского), в третий год, в зимнее время, поиде на землю Немецкую в силе велице, да не хвалятся рекуще: «укорим словенский язык». Уже бо бяше взят город Плесков и тиуни у них посажени. Тех же князь Александр изыма, и град Псков свободи и опленяя землю их повоева и пожже и полону взят без числа, а овых изсече. Инии же гради совокупишася немечьстии и реша: «поидем, победим Александра и имам его руками своими». Егда же приближишися и очютиша их стражие, князь же Александр ополчився поиде противу их и множеством обоих вои покрыша озеро, глаголемое Чюдское... Тако у князя Александра множество храбрых людей... бе суббота тогда, восходящу солнцу, и соступишася обои войска и бысть сеча велика и зла... возвратися с победою князь Александр славною». Если бы авторы сценария серьезно поработали над историческими источниками, они сумели бы понять красоту и величие нашего прошлого и могли бы создать сценарий, достойный имени «Русь» и великого исторического прошлого русского народа.

  • Экзаменационные билеты по истории Отечества за курс средней школы Билет №1 Древняя , 120.24kb.
  • Программа вступительного испытания по предмету «История» Тема Древняя Русь (до ХIV , 24.7kb.
  • Реферат древняя Русь и кочевники , 156.01kb.
  • Школьная олимпиада для учащихся 4-ых классов литературное чтение , 27.85kb.
  • Н. А. Чуракова 3 класс (102 ч) Устное народное творчество Сказка , 129.7kb.
  • Сказка быль , 4191.9kb.
  • ЛИТЕРАТУРНОЕ КРЫЛЕЧКО :

    «ДРЕВНЯЯ РУСЬ - СКАЗКА И БЫЛЬ»

    Сказительница : Два чувства дивно, близки нам.

    В них обретает сердце пищу:

    Любовь к родному пепелищу,

    Любовь к Отеческим каменьям.

    На них основано от века

    По воле бога самого.

    Самостоянье человека,-

    Залог величия его:

    Животворящая святыня!

    Земля была б без них мертва.

    Без них нам целый мир – пустыня.

    Душа – алтарь без божества.

    Времена, о которых пойдет речь сегодня, кажутся нам бесконечно далекими, едва различными в тумане прошлого. И чтобы попасть туда мы должны как терпеливые поломники пройти путь в целые века. История происхождения любого народа скрыта в глубине веков, в непроницаемых дописьменных временах. Чтобы приоткрыть завесу некоторых тайн мы отправимся в то далекое прошлое, сейчас в нашу жизнь возвращается огромный пласт православной культуры. А вот в древнерусской славянской культуры считают, что она была языческой и варварской.

    Однако древняя религия наших предков, которые некоторые считают, забытой до сегодняшнего дня продолжает, жить в наших повседневных обычаях. Доказательства? Сколько угодно?

    Спроси себя, к примеру: почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него пускают кота? Многие из вас сейчас ответят: на счастье? А ведь эти перечисленные обычаи, как раз от туда из языческих времен. Один путешественник по Древней Руси, уважаемый араб Ахмед ибн Фадлан путешествуя, по Руси очень многим обычаям удивлялся, и не мог их понять. Давайте же сейчас послушаем его.

    Араб: Мое путешествие по Руси было очень долгим. Позади осталась моя страна, согретая жарким солнцем с богатейшими городами, раскинувшимися в зеленых прохладных оазисах. Корабль наш плыл по русскому морю и прибыл в город Корсунь. Люди, живущие, там очень хорошо вооружены, мечи у них плоские с бороздками. Одежда женщин украшена многочисленными дорогими украшениями. Вообще же вся Русь была поделена на три загородные страны Куявия, Славия и Артания. И там я услышал имена богов, но не знаю кто они? Не могли бы вы мне подсказать?

    Араб: Кто такие эти боги, и за какие, стихии они отвечают? Первый это Даждьбог.

    Сказительница : Может, кто из гостей ответит уважаемому Ахмеду ибн Фадлану?

    Бога Солнца называли Даждьбогом, это не от слова дождь, как иногда ошибочно думают, это значит –« дающий бог», «Продолжатель всех благ». Славяне верили, что Даждьбог едет по небу на чудесной колеснице, а солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Утренняя заря была Солнцу женой. Каждый год во время великого праздника летнего солнцестояния, ныне известно нам как Иванов день, торжественно праздновался их брак. А совмещенным знаком Солнца с незапамятных времен был крест! Его, говорят, можно увидеть, если посмотреть прищурясь на солнце.

    Не потому ли Христианский крест, так похожий на древнейший языческий, прижился столь.

    Араб: А вот следующий вопрос кто такой. Ярила?

    Сказительница: Все, наверное, видели или читали оперу или сказку «Снегурочка», она прекрасна как художественное произведение, но не как историческая целость. Например «Берендей», среди которых разворачивается действие, исторически были совсем не славянами, а кочевниками – тюрками, выходцами из степей. И. Ярила совсем не бог солнца, как там поют.

    Сказительница: Что мы подразумеваем под словом «ярость»? Неистовство, порыв, слепой, стихийной, зачастую бессмысленной силы. И еще много родственных слов, и все они рассказывают о сильных эмоциях. Вот такие чувства, как страсть кипучая и были в ведении славянского бога Ярилы. Еще в девятнадцатом веке кое-где в России справляли праздник «Ярилы», приуроченный к 27 апреля, к самому пику буйства природы. Целую ночь по возвышенным местам горели костры, а молодежь гуляла, пела песни, плясала. Ярило, представляли себе юным мужчиной пылким, влюбленным женихом. Проводам Ярилы, состарившегося и плешивого тоже был посвящен праздник. И был он осенью, этот праздник у нас сейчас называют «отжинки». А зерновые культуры, которые сеют весной, называют яровыми. Ну что уважаемый ибн Фадлан есть у вас еще вопросы?

    Араб : Вот у меня есть загадочные свитки, кому они достанутся, тот и должен нам сказать кто это такой?

    1. Хлевник на одно лицо с домовым. Он сопровождает скотину в поле, холит, лелеет, ее не дает в обиду. Чтобы задобрить Хлевника над входом в конюшню вешали чучело сороки, сплетали особый кнут из конопли с несколькими узлами, в новолуние ставили перед воротами жаровню с углями, чтобы скотина переступила через нее.
    2. Банник: Является домовым бани. Он живет в нетопленной бане за каменкой. Или под полом, а когда баню топят. Он прячется. Чтобы задобрить банника, ему приносили хлеб с солью, оставляли для него воду в кадках и жертвовали черную курицу.
    1. Полудница: жила полудница в полях. Среди хлебов и трав, а также на огородах. Она была хозяйкой растительного мира, который культивировали люди. Полудницу считали виновницей полевых вихрей; говорили даже, что их можно увидеть в вихревом столбе.

    Араб: Ну, вот пришло время прощаться с вами о жемчуга моего сердца. Все знания, которые я получил сегодня, я занесу, в книгу и вы первые ее прочитаете. Желаю вам удачи!

    (уходит под музыку)

    Сказительница : Продолжим наше путешествие по Древней Руси. И дальше мы с вами попадаем в 12 век. В это время на Руси, процветала письменность. Это была золотая и эпическая пора. И в гостях у нас летописец Нестор.

    Летописец : Для вас, души моей царицы,

    Друзья мои, для вас одних

    Времен минувших небылицы.

    Под шепот старины болтливой,

    Рукою верной я писал;

    Примите ж вы мой труд игривый!

    Ничьих, не требуя похвал,

    Счастлив уж я надеждой сладкой.

    Что дева с трепетом любви

    Посмотрит, может быть, украдкой,

    На песни грешные мои.

    Хочу вам предложить испытание такое. Былину, вы должны назвать которую, буду я читать?

    (смотрите приложение 1)

    Летописец: С заданием моим вы справитесь с лихвою. Пойдем мы с вами дальше тернистою тропою. Посмотрите эпизоды жизни деревенской

    (Идут сценки приложение 2)

    1. Назовите имена богатырей, которые забыли наши герои?
    2. Скажите какое «ясное солнышко» собирается Марфушка увидеть в Киеве?
    Ответ: 1. Алеша Попович и Добрыня Никитич.

    2. Князя Владимира, так его ласково называли на Руси.

    Летописец: На этом былинный сказ свой завершаю. И мы продолжаем свое путешествие во времени. И мы с вами отправимся на последнюю ступень нашего литературного крылечка в «Библиотеку русской сказки». Изначально сказка сочинялась вовсе не на потеху ребятишкам. Когда – то осенними и долгими зимними вечерами сказочников слушали и стар и млад, со временем таинственное мерцание сказки сильно потускнело и многое забылось. Огненные змеи, колдуны и колдуньи, черти, лешие, водяные какие они? Что умеют? Сейчас мы с вами попробуем это выяснить.

    Сказительница: Я вам сейчас, гости дорогие, назову сказочное словцо, а вы должны дать ему определение, то есть что оно означает.

    1. Туесок - ведерко берестяное.
    2. Сажень – мера длины.
    3. Лытки – часть ноги ниже колена.
    4. Шушун – верхняя одежда, телогрея.
    5. Комолая – безрогая.
    6. Голик – веник без листьев.
    7. Огниво – камень для высекания огня из кремня.
    8. Беремя – охапка.
    9. Зарод – скирда продольной кладки.

    Молодцы! Вижу, знаете, слова сказочные, ну а кто не знал, теперь уж точно знает.

    Нужно в следующем задании обычные вещи превратить в сказочные.

    (достает вещи)

    1. Шапка - невидимка.
    2. Сапоги – скороходы.
    3. аленький цветочек.
    4. Волшебная палочка.
    5. Скатерть самобранка.
    6. клубок.
    7. вода живая и мертвая
    8. молодильное яблоко.
    9. Яйцо смерть кощея.
    10. меч кладинец

    Сказительница: На этом нашей сказочке конец, а кто слушал молодец! Какой бы век не наступил, какая бы эпоха не пришла, с нами всегда остаются, герои рассказов, былин, преданий и сказок. Потому что, это наша история, которую мы должны знать и строить ее сами.

    СЦЕНКА: № 3

    «Чего на свете не бывает?»

    Сказитель : Жил-был барин богатый – пребогатый. Не знал он, куда свои деньги девать. Ел – пил сладко, одевался нарядно, гостей у него каждый божий день столько было, что у иных по праздникам столько не бывало. А еще у него денег неубывало, еще прибывало. И захотелось раз барину пошутить над мужиком – дураком, позвал он к себе самого бедного.

    Барин: Слушай, мужик! Дам я тебе денег целую кашолку, только скажи мне чего на свете не бывает? Нынче люди до всего дошли: и на черте ездят, и по небу летают, и в Питер по проволоке послать можно. Скажи, чего на свете не бывает?

    Мужик: Одного, барин, не бывает: топором никто не подпоясываются, ног за топорище не заткнет.

    Барин : Нашел, брат что сказать. У нас подлинно этого не делают, а в чужих землях так сплошь да рядом. Думай еще.

    Мужик: Баба – попом не бывает, красная девка обедни не служит.

    Барин : Нет, и этого не бывает, у немцев все так. Думай в последний раз.

    Мужик : (в сторону) Видно одному только не бывать, чтобы у меня деньги были.

    Мужик: Думал, я, что люди хоть на небо живьем не попадают, а здесь сам побывал, теперь поверил, что и это бывает.

    Барин: Как же ты на небо попал?

    Мужик : Покойница жена побывать наказывала и подводу за мной выслала: двух журавлей в разнопряжку; вот так и доехали. Повидался с ней, с ребятишками к твоей милости воротился.

    Барин : И назад с журавлями?

    Мужик: Нет, назад я соскочил.

    Барин : Как же ты, мужичок, не убился?

    Мужик: Да по уши завяз, не жесткая земля попалась, сходил домой и принес лопату, выкопался да и вылез.

    Барин: Не видал ли ты на небе покойного барина, моего родителя?

    Мужик : Как же видел.

    Барин : Ну и что он там делает?

    Мужик: Да после моих ребятишек, постилки моет.

    Барин: Врешь, мужик – дурак? Того на свете не бывает, чтобы барин у холопа нянчился? Бери деньги, да не мели околесицы.

    Светлана Иванова
    Сценарий праздника для детей подготовительной группы «Путешествие по Реке Времени»

    ВЕД : Здравствуй Русь! Седые дали,

    Нивы, села, города,

    Память подвигов и славы,

    Войн, молитв, любви, труда.

    Сколько бед прошло над Русью,

    Только низко поклонюсь я

    И промолвлю : «Здравствуй, Русь!»

    «РОДНИКОВАЯ РУСЬ»

    ВЕД : А теперь давайте мы с вами отправимся в путешествие по Реке Времени . И сегодня мы попадем к князьям Древней Руси-Игорю и Ольге.

    ВЕД : Итак, все готово для путешествия . Возьмитесь крепко за руки, закройте глаза. Представьте, что мы с вами поплыли по невидимой Реке Времени . Качает немного? Держитесь крепче, помогайте друг другу.

    Звучит музыка.

    ВЕД : Ребята, а в старину вся земля была покрыта лесами, было очень много рек и озер. Это помогало нашим предкам выживать, помогало им бороться с врагами. На воде далеко слышно. По реке можно преодолеть большие расстояния. А в лесу птицы взлетали и шумели при приближении врага. И это помогало русичам подготовиться к бою . А слышите, как красиво поют птицы! И лес обладал особой силой : он оберегал, кормил и защищал людей. Поэтому русичи его так любили и берегли.

    Дети, посмотрите, мы с вами подплываем к удивительно красивой березовой роще (выходят из ладьи) . Давайте подойдем к березке поближе. В старину люди рассказывали своему любимому дереву о беде- и дерево лечило его, отводило все плохое, и человек снова становился бодрым и здоровым. Давайте и мы поговорим с нашей подругой, помощницей-Березкой. Притроньтесь к ее веточкам и загадайте свое заветное желание… А теперь можно и хоровод завести возле этой красавицы.

    «БЕРЕЗКА»

    ВЕД : Ребята, я знаю, что вы приготовили рисунки о нашей Русской Земле. Давайте рассмотрим ваши рисунки.

    ВЫСТАВКА РИСУНКОВ.

    ВЕД : Сейчас давайте отдохнем, посидим на травушке- муравушке и посмотрим, что будет дальше.

    Выходит Князь Игорь и Ольга.

    ВЕД : А вот и князь Игорь с Ольгой.

    КН. ИГОРЬ : О, свет девица, будь здорова! Как звать, величать тебя?

    ОЛЬГА : Благодарствуйте (поклон) князь! Ольгой меня кличут.

    КН. ИГОРЬ : Будь добра, перевези меня на тот берег, Ольга.

    ОЛЬГА : Садись, свет-князь, путь нелегкий…

    Князь стоит как зачарованный, не может отвести глаз.

    Звучит музыка, Игорь и Ольга уплывают.

    ВЕД : Какой вам показалась Ольга?

    ДЕТИ : Красивой.

    ВЕД : А что с князем случилось, заметили?

    ДЕТИ : Да, он влюбился.

    РЕБЕНОК : Она была такой прекрасной,

    Что красотой ее пленяясь,

    К ней воспылал любовью страстной

    И в жены взял Великий князь.

    ВЕД : Ольга вышла замуж за Великого князя Игоря и стала настоящей княжной, мудрой и заботливой. Они жили дружно, мирно. Ольга родила сына добра-молодца, будущего героя- полководца Святослава. Мирно жили князь и княгиня, но однажды случилась беда.

    Пошел Игорь со своею дружиною, богатырями-воинами, защищать землю Русскую от врагов и погиб там. Узнав о смерти мужа Ольга долго горевала. Иногда звала девиц-красавиц, чтобы пели ей песни. И девицы тут как тут, с работой в руках, да с песней на устах. Были девицы умелицами большими : что шерсть прясть, что шить, что вышивать.

    «ПРЯЛИЦА»

    ВЕД : Ольга была не только красивой и мудрой, но и смелой, мужественной и терпеливой. Она разумно правила Землей Русской и прославляла Русь. Вот какие у нас были сильные, несгибаемые предки- славяне, что жили на нашей Русской Земле.

    РЕБЕНОК : Живи, Земля!

    Не поддавайся грусти,

    Не умирай

    В огне и под пятой.

    РЕБЕНОК : Свети, Земля!

    Тебя назвали Русью

    Враги, и те, зовут тебя

    ВЕД : Да! Хранит память лет Река Времени и открывает их нам в своих летописях, а детям в сказках, былинах, чтобы и они учились любить свою Землю и защищать ее. Ведь Древняя Русь никуда не ушла! Над нами то же небо, под ногами у нас та же Земля, и те же сказки и былины, песни живут на Земле. Они говорят еще и о нашей старине, о Древней Руси. А что значит любить Русь, Россию, Родину?

    ДЕТИ : Это значит беречь ее от врагов, делать все для того, чтобы она процветала, не совершать дурных поступков.

    ВЕД : Да, наша Древняя Русь прошла сквозь бури войн и битв, и стала сильной и могучей. Великие князья Руси расширили земли русские. Русь стала огромной страной, и жить всем на Родине стало хорошо и привольно. Быстро развивались ремесла, в том числе и кузнечное дело. И много пелось песен в наступившие мирные времена .

    «ВО КУЗНИЦЕ»

    Исполняется в сопровождении оркестра.

    ВЕД : После сына Святослава Русью правил князь Владимир, внук Ольги. А прославился он битвами за Русь, военными походами. Он «крестил» Русь- при нем было принято христианство, т. е. православная вера. Он очень заботился о своем народе, строил церкви, школы. Он учил всех добру и милосердию. Как вы думаете, наши предки любили своего князя?

    ДЕТИ : Любили, за смелость и отвагу, доброту и милость, за защиту и помощь.

    ВЕД : Кто из вас знает, как еще называли князя Владимира?

    ДЕТИ : Ему дали самое красивое и душевное прозвище. Они называли его «Красно Солнышко» .

    ВЕД : А как прославлял русский народ своих героев?

    ДЕТИ : В сказках, легендах и былинах.

    ВЕД : Как вы думаете, о ком еще рассказывается в былинах?

    ДЕТИ : О богатырях, о силе и храбрости наших предков.

    ВЕД : Правильно. А помните, как называли Русь в старину?

    ДЕТИ : Святой, Великой, Богатырской.

    ВЕД : А как вы понимаете, что значит – богатырская Русь?

    ДЕТИ : Значит, люди на земле были сильными, отважными и дружными. Много было настоящих богатырей.

    ВЕД : Да, правильно. Я предлагаю вам рассмотреть

    иллюстрацию картины Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря»

    БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ :

    В. М. Васнецова «Три богатыря»

    ВЕД : Подрастали защитники Руси- богатыри. И среди многих прославленных богатырей сохранились в памяти народа на века три имени. Посмотрите на эту картину, кто здесь изображен?

    ДЕТИ : Три богатыря.

    ВЕД : Знаете их имена?

    ДЕТИ : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

    ВЕД : Какого они роста, как вы думаете? Посмотрите, какие у них большие мечи, копье, булава…Кто может поднять, держать, нести такое оружие? А как они одеты? Легкое у них снаряжение? Легкий шлем, или тяжелый? (ответы)

    ВЕД : Все это говорит о большой богатырской силе русских воинов. Посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?

    Художник изобразил на картине великих сильных богатырей. Недаром враги так боялись русской силы. Потому и старались действовать хитростью. Но это не спасало их от поражения. А вы помните кто автор картины?

    ДЕТИ : Виктор Михайлович Васнецов.

    ВЕД : А как назвал ее художник?

    ДЕТИ : «Три богатыря»

    ВЕД : Ребята, а вы знаете стихи о Русской Земле? Давайте послушаем.

    «БОГАТЫРСКАЯ СИЛА»

    ВЕД : Ребята, а теперь давайте немного поиграем. Вы любите собирать мозаику? Мы приготовили для вас небольшую головоломку. Из этих фрагментов должна получиться прекрасная картина. Давайте попробуем ее собрать.

    Дети собирают картину и придумывают название.

    ВЕД : Отдохнули немного? Нам пора отправляться дальше. Представьте себе, что мы на ковре-самолете перелетаем во времена Древней Руси…Давайте возьмемся за руки, чтобы не упасть с ковра…

    Звучит фонограмма. Дети попадают в крестьянскую избу.

    ВЕД : И вот мы оказались в крестьянской избе, где в красном углу иконы стоят, лампада тихо освещает лики, а внизу стол большой, с длинными лавками, чтобы вся семья поместилась. В закутке печь, в люльке ребенок спит (музыка затихает) . Мы оказались с вами в горнице, главной комнате, старинной избы. А теперь тише, тише… Пусть старое время оживет . Может быть, мы увидим Илью Муромца?

    Звучит фонограмма.

    ВЕД : В давние времена жила - была крестьянская семья около города Мурома, в селе Корочарово. И родился здесь долгожданный сын, которого назвали Ильей, Илюшенькой. Отец - умелец люльку смастерил, мама- колыбельные песни пела.

    ВЕД : Но случилась беда…Занемог Илюша, отнялись у него руки- ноги, и тридцать лет и три года просидел он на полатях, молясь, да думу горькую думая, глядя в окошко малое. А хотелось ему…

    ИЛЬЯ : Ах и тесен мир здесь для меня!

    Вдаль бы, за моря стремиться мне

    За облака высоко,

    Сражаться с недругом жестоко

    За Родину, за веру, за царя!

    А встретивши врага, с думою ясной

    Все проявить : отвагу, доблесть, мужество и честь!

    И победить.

    ВЕД : Но не ходили его ноги, не двигались руки, только силы прибывали. Много молился Илья. И днем и ночью просил помощи у Бога. И вот, однажды, случилось чудо! Постучались к нему калики перехожие- это странники, которым было открыто будущее и дан дар целительства.

    Стучат калики.

    ИЛЬЯ : Двери открыты, входите, люди добрые!

    КАЛИКИ : (кланяются) Мир дому твоему!

    ИЛЬЯ : Спаси вас Бог!

    ВЕД : Так принято было в старину говорить. А теперь, как люди говорят, знаете? Какое слово произошло от слов «Спаси Бог» ?

    ДЕТИ : «Спасибо!

    1КАЛИК : На земле нашей враг горе творит.

    2КАЛИК : Жжет дома, людей русских убивает.

    3КАЛИК : А умельцев - золотые руки, да девиц- красавиц в плен угоняет.

    ВМЕСТЕ : Стонет Земля Русская, а ты. Илья, сиднем сидишь?

    ИЛЬЯ : Рад бы я за Землю Русскую бой принять, рад бы с врагом сразиться, да ноги не пускают.

    1КАЛИК : А коли поможем тебе, поставим на ноги, что делать будешь?

    ИЛЬЯ : Воевать! Землю Русскую защищать!

    ВЕД : И стали калики перехожие лечить Илью.

    !КАЛИК : Выпей, Илья, живой водицы, чистой, целебной и почувствуешь, как силы прибавляются!

    2КАЛИК : А это святой хлебец : съешь его, Илья, и начнут ноги оживать.

    3КАЛИК : Подожди, Илья, не вставай еще, послушай. Я скажу тебе, как найти богатырского коня, чтобы он вынес тебя отовсюду и стал другом сильным (шепчет что- то на ухо Илье) .

    1КАЛИК : а это тебе в дар от нас плеточка шелковая, которая поможет тебе в трудную минуту. И помни, Илья.

    2КАЛИК : Нам жизнь дана, чтоб до конца

    Бороться с тьмой, врагом и ложью.

    И сеять в братские сердца

    Одну святую правду Божью!

    3КАЛИК : А правда в том, чтобы любить

    И землю защищать без меры, без предела!

    3КАЛИК : И всем скитальцам посвятить

    Свой разум, кровь свою и тело!

    (кланяются)

    ИЛЬЯ : (вскочив на ноги, низко кланяется каликам)

    Спасибо, люди Божие, за исцеление (поклон)

    Спасибо за светлые дары ваши (поклон)

    Спасибо за добрые слова напутствия (поклон)

    Слово даю, выполню их!

    ВЕД : И проводил Илья Божьих людей, странников, за околицу и пошел к родителям просить благословения на борьбу с врагом.

    Звучит фонограмма.

    ВЕД : То не сырой дуб к земле клонится,

    То не бумажные листочки расстилаются,

    Расстилается то сын перед батюшкой,

    Просит он себе благословеньица.

    ИЛЬЯ : (кланяется в ноги родителям)

    Ой, ты гой еси, родный батюшка,

    Дай ты мне благословеньице,

    Я поеду в славный стольный град

    Поклониться чудотворцам киевским.

    К Великому князю Владимиру!

    Послужить ему верой- правдою,

    Постоять за веру христианскую!

    ОТЕЦ : Я на добрые дела тебе благословение дам, а на худые дела- благословения моего нет тебе.

    ВЕД : Поклонился Илья отцу, матери до самой земли и поехал на службу к Великому князю Владимиру - Красно Солнышко.

    Колокольный звон.

    ВЕД : И распрямилась Русь от плена жестокого. И полнилась Земля ликованием и радостью победы! И все церкви звенели великим, победным колокольным звоном!

    ДЕТИ : О сколько здесь раздолья и тоски

    Россия отчая, Россия-мать

    И скорбь, как радость, царственно красива!

    Какое благородство здесь в при

    И думы поднебесно высоки!

    И эта репреступность эта стать

    И выдыхаю сердцем я : Россия!

    Была и есть еще у нас в народе!

    Какое благородство здесь в природе!

    «ЧТО ЗОВЕМ МЫ РОДИНОЙ»

    Как учились на Руси

    Сценарий Дня знаний

    Ведущий 1 : Ребята! Сегодня у нашей страны особенный день. Весь наш народ отмечает День Знаний. Я поздравляю вас с этим замечательным днём, хочу пожелать вам хорошо и с интересом учиться. Сейчас я расскажу вам, как учились наши предки на Руси. Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир Красное Солнышко решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда же и появляются первые школы. В городах и сёлах строились церкви, и были нужны грамотные священники. Владимир приказал брать у «лучших людей» ребят и отдавать их в «обучение книжное». Но народ в то время был ещё дик, в новой вере не утвердился и боялся грамоты. Вербовать учеников приходилось силой, и матери, приводя детей, плакали и причитали, как над покойниками.

    В 1028 году сын князя Владимира - Ярослав Мудрый - собрал в Новгороде 300 человек детей и велел «учити книгам». Это было первое большое училище.

    Ведущий 2: Чтобы совершить путешествие во времени, «заглянуть» в прошлое и собственными глазами увидеть ушедшую жизнь, особых фантастических приспособлений не надо. Достаточно заглянуть в древний документ - самый надёжный носитель информации, который, подобно волшебному ключу, отмыкает заветную дверь в прошлое. Одним из таких документов была книга под названием «Стоглав» - собрание постановлений Стоглавого собора, проходившего с участием Ивана 4-го и представителей Боярской думы в 1550-1551 года.

    Постепенно число школ росло, они открывались при церквях и монастырях (так называемые церковно-приходские школы). Учителями в них были священники (служители церкви). Обилие переведённых с греческого языка книг, существовавших тогда, показывает, что школа делала своё дело - создавала читателя и любителя просвещения. Книга пользовалась большим почётом в Древней Руси. В случае пожара книги старались спасти в первую очередь. «Книги суть те же реки, напояющие вселенную», - говорили в старину. Сын Ярослава Мудрого - Святослав - заполнил книгами кладовые своего дворца, Владимир Мономах сам был писателем, отец же Мономаха Всеволод знал пять языков.

    Нашествие монголо-татарских завоевателей в 13 веке на несколько столетий затормозило развитие школы и просвещения на Руси. Лишь с 16 века начался новый подъём школьного дела.

    К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в сёлах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные.

    Ведущий 1: Учили в школах только мальчиков - уделом девочек было домашнее хозяйство, где можно было обойтись и без умения читать и писать. За обучение нужно было платить, поэтому учиться могли лишь дети состоятельных родителей. Коллектив учеников назывался «дружиной». Занятия чаще всего начинались с 1 декабря, но мальчик мог поступить в школу в любое время. Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Определённого срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать - закончил школу. Всё зависело от способностей.

    В школах готовили в основном священников - только церкви нужны были в то время грамотные люди. Поскольку церковные службы велись на латинском языке, ему и учили школяров.

    Латинский в то время уже был «мёртвым» языком - не было на земле народа, говорившего на нём. На латыни читали молитвы, писали религиозные книги. Врачи пользовались латынью, чтобы не вызывать излишнего волнения у больных, особенно если болезнь была достаточно серьёзной. Этому «мёртвому» языку и учили в средневековой школе.

    Сначала мальчики заучивали наизусть молитвы, повторяя их за учителем. Потом их учили читать те же молитвы по книге. Книг было в то время мало, их переписывали от руки, были они очень дорогими. Поэтому на весь класс книга была одна, и с этой единственной книгой учитель переходил от ученика к ученику.

    Ведущий 2: Последуем за учеником, вошедшим в училище. Вот он положил свою шапку на полку, поклонился образам, учителю и всей ученической «дружине». Здесь ему предстоит провести целый день, до звонка к вечерней службе, который был сигналом к окончанию занятий. В «Азбуковнике» по этому поводу были написаны наставления, которые ученики упорно твердили, закрепляя тем самым и навыки чтения.

    В доме своём, от сна восстав, умыйся,

    Прилучившимся плата краем добре утрися,

    В поклонении святым образам продолжися,

    Отцу и матери низко поклонися.

    В школу тщательно иди

    И товарища своего веди,

    В школу с молитвой входи,

    Тако же вон исходи.

    Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся «дружина» совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву, в которой просили Бога: «Вразуми мя и научи книжного писания…». Затем проходили к старосте за книгами и рассаживались за длинным ученическим столом - каждый на указанное учителем место.

    Азбука нелегко давалась детям, обучавшимся чтению в начале 17 века. Сначала нужно было вызубрить названия букв. «А»-«Аз», «Б»-«Буки», «В»-«Веди», «Г»-«Глаголь», «Д»-«Добро»… Но ещё сложнее было из букв складывать слова. Ведь по правилам нужно было назвать «полным именем» каждую букву слова. Пока доберёшься до конца слова, забудешь, с чего оно началось! Представьте себя учениками школы 17 века: сложите из букв, которые я вам буду показывать, слова.

    (Показать последовательно карточки с названиями букв, составляющих слово, а потом ребята составляют слово.)

    Буквы для карточек:

    «Добро», «Он», «Мыслете». (Дом).

    «Ша», «Како», «Он», «Люди», «Аз». (Школа).

    Писали школьники гусиными перьями на очень дешёвой рыхлой бумаге, о которую перо непрерывно цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы не растекались чернила, посыпали написанное мелким песком из баночки.

    Ведущий 1: Первым печатным учебником для детей была «Азбука» 1574 года. Её составил диакон Иван Фёдоров (основатель книгопечатания в России и на Украине). Будучи выдающимся мастером печатного дела и высокообразованным человеком, он поставил перед собой цель: «…духовные семена по вселенной рассеивать и всем по порядку раздавать духовную пищу эту». В «Азбуке» Ивана Фёдорова были не только буквы, слоги, слова, но и тексты для чтения, а также православные молитвы. «Азбука» Фёдорова примечательна ещё и тем, что в ней давались начальные сведения по грамматике: состав слов, правописание безударных гласных, правила склонения существительных и спряжения глаголов и прочее. А в конце книги автор призывал родителей учить детей грамоте. В 1578 году Иван Фёдоров переиздал свою «Азбуку», поместив в ней сведения о первоучителях Кирилле и Мефодии. В течение многих лет дети учились грамоте именно по этой книге. Прошли десятилетия, и в 1634 году был выпущен первый букварь, где изучение букв пошло не в алфавитном порядке, а так, как было удобно учителю и ученикам. В 1692 году знаменитый поэт и выдающийся просветитель Карион Истомин и художник Леонтий Бунин создали первый букварь с картинками. В этом букваре на каждой странице было показано, как по-разному можно писать одну и ту же букву.

    Книги были собственностью школы, они являлись главной ценностью, и поэтому учитель воспитывал уважительное отношение к ней. Существовали определённые правила при работе с книгой, которые учащиеся должны были неукоснительно выполнять. Правила эти были единые для всех училищ 17 века. Вот как написано в «Азбуковнике».

    Книги ваши добре храните

    И опасно наместо кладите;

    Книгу кладя, печатью вверх закрывай

    Указательного же древца в нею отнюдь не влагай.

    Книги к старосте в соблюдение,

    Со молитвой, приносите,

    Тако же заутро принимая,

    С поклонением, относите.

    Книги свои не вельми разгибайте,

    И листов в них тож не пригибайте.

    Книг на седалищном месте не оставляйте,

    Но на уготованном столе

    Добре поставляйте.

    Книг аще кто не бережёт.

    Таковый души своей не бережёт.

    Ведущий 2: За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами (тонкими прутьями, вымоченными в воде), но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть!

    Поркой не исчерпывался арсенал наказаний, но надо сказать, что розга была в том ряду последней. Шалуна могли отправить в карцер, роль которого с успехом исполнял школьный чулан. Есть в «Азбуковнике» упоминание и о такой мере, которая нынче называется «оставить после уроков»:

    «Если кто урока не учит,

    Таковой из школы свободного отпуска не получит…»

    И не нужно думать, что ту власть, которой обладал учитель, он употреблял сверх всякой меры - хорошее учение искусной поркой не заменишь. Об этом говорилось в книге «Стоглав», бывшей, по сути, руководством для учителей в обучении и воспитании детей: «… не яростью, не жадностью, не гневом, но радостным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым утешением».

    Вот между двумя полюсами, возможно, и пролегала стезя воспитания. И если «сладкое поучение» не шло впрок, тогда и применялся «педагогический инструмент», «вострящий ум, возбуждающий память».

    Ведущий 1: Большую часть дня ученики неотлучно находились в школе. Кто же помогал учителю, если ему надо было отлучиться по неотложным делам или просто отдохнуть? Для этого в каждом классе учитель избирал себе из учеников помощника, называемого старостой. Роль старосты во внутренней жизни тогдашней школы была чрезвычайно важна. После учителя староста был вторым человеком в школе, ему даже дозволялось замещать самого учителя. Староста должен был наблюдать за ходом учёбы в отсутствие учителя и даже имел право наказывать виновных за нарушение порядка, установленного в школе. Ещё староста выслушивал уроки младших школьников, собирал и выдавал книги, следил за их сохранностью и должным с ними обращением. Распоряжался отоплением, освещением и уборкой школы.

    Учитель выбирал старосту из старших учеников, в учёбе прилежных и благоприятных душевных качеств. Все управления школой старосты проводили без всякого доносительства учителю. Наоборот, учеников всячески приучали к товариществу, к коллективной жизни в «дружине». Были случаи, когда учитель не мог найти провинившегося, а «дружина» его не выдавала, тогда объявлялось наказание всем ученикам. Часто виновник, чтобы не подводить «дружину», признавался в своей вине и безропотно принимал наказание.

    Трудно грамота давалась

    Нашим предкам в старину.

    А девицам полагалось

    Не учиться ничему.

    Обучались лишь мальчишки.

    Дьяк с указкою в руке

    Нараспев читал им книжки

    На славянском языке.

    А да Б как Аз да Буки,

    В - как Веди, Г - Глагол.

    И учитель для науки

    По субботам их порол.

    Н. Кончаловская.

    Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими людьми. Поэтому недаром говорил наш замечательный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский…

    «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти - книги».

    Только что прошли-пролетели летние каникулы. Давайте проведём разминку-тест наших знаний. Для этого проведём викторину.

    Первое задание « Викторина».

    1. Какие учреждения являлись культурными центрами на Руси, распространяющими просвещение? (Монастыри, церкви, там обучали детей грамоте.)

    2. В кириллице каждая буква имела название (аз, буки, веди и так далее). А как в кириллице называлась буква «д»? (Добро).

    3. Как называется контроль официальных властей над содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции? (Цензура).

    4. Как называется вымышленное имя, которым лицо (писатель, журналист) заменяет своё настоящее имя? (Псевдоним).

    5. Как называется предприятие, осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции: книг, журналов, газет и так далее? (Издательство).

    6. Как называются записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий? (Мемуары).

    7. Как называется печатное издание, содержащее перечень дней года и событий или памятных дат, связанных с этими днями? (Календарь).

    8. Назовите имя и фамилию русского первопечатника. (Иван Фёдоров).

    9. Название этой священной книги в переводе с греческого означает «книга». (Библия).

    10. «Чтение - вот лучшее учение». Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин).

    11. Кто такой книгочей? (Любитель чтения).

    12. Букинист - это… (Торговец старыми книгами).

    В названиях многих литературных произведений встречаются прилагательные. Например, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова.

    Задание - вспомнить, какие прилагательные пропущены в следующих названиях произведений.

    А. Погорельский «… курица». (Чёрная).

    В. Гауф «… Мук». (Маленький).

    А. М. Волков «Семь…королей». (Подземных).

    Х.К.Андерсен «… королева». (Снежная).

    В.Г.Губарев «Королевство…зеркал». (Кривых).

    Х.К.Андерсен «…Утёнок». (Гадкий).

    А.Н.Толстой «…ключик, или Приключение Буратино». (Золотой).

    Братья Гримм «… портняжка». (Храбрый).

    Е.Л.Шварц «Сказка о … времени». (Потерянном).

    П.П.Бажов «…копытце». (Серебряное).

    Следующее задание - перекрёстный блицтурнир : одна команда называет слово, другая - антоним к нему, и наоборот. Например: белый - чёрный, сладкий - солёный, плакать - смеяться.

    Ещё один конкурс «Буква заблудилась».

    Неизвестно, как случилось,

    Только буква заблудилась,

    Заскочила в чей-то дом

    И хозяйничает в нём.

    Но едва туда зашла

    Буква озорница,

    Очень странные дела

    Начали твориться…

    1. Ехал дядя без жилета (билета),

    Заплатил он штраф за это.

    2. На верхушке каланчи

    День и ночь кричат врачи (грачи).

    3. Шумливые палки (галки)

    Затеяли драку,

    Но вмиг улетели,

    Увидев собаку.

    4. Закричал охотник: «Стой!

    Двери (звери) гонятся за мной!».

    5. На глазах у детворы

    Крысу (крышу) красят маляры.

    6. На болоте нет дорог.

    Я по кошкам (кочкам) скок да скок.

    Задание: «Интеллектуальная игра».

    1. 1. Кто написал стихотворение «Бородино»?
    • А.С.Пушкин;
    • М.Ю.Лермонтов;
    • Н.А.Некрасов.

    2. Какое произведение А.С.Пушкина начинается со слов

    «У Лукоморья дуб зелёный…»

    • «Руслан и Людмила»;
    • «Сказка о рыбаке и рыбке»;
    • «Зимний вечер».

    3. Кто из русских классиков родился в 1799 году?

    • А.С.Пушкин ;
    • Н.В.Гоголь;
    • А.П.Чехов.

    4. Какой литературный герой предлагал дохлую кошку как средство от бородавок?

    • Карлсон;
    • Буратино;
    • Том Сойер.

    5. Кто был третьим, от кого ушёл Колобок?

    • Медведь;
    • заяц;
    • лиса.

    6. Этот писатель совершил путешествие в Лилипутию, в Лапуту, в Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб, Японию и в страну Гуингнмов. Кто это?

    • Ж.Верн;
    • Дж.Свифт;
    • Д.Дефо.

    Задание «Отгадайте по описаниям сказочных героев».

      • Очень английская и очень хорошо воспитанная девочка из сказок писателя и профессора математики. Немного зануда. Но её это даже немного украшает. Однажды, погнавшись за Белым Кроликом, она прыгнула в его нору, которая оказалась бездонным колодцем, приведшим её в Замечательную чудесную страну. Кто эта девочка? (Алиса. Л. Кэрролл «Алиса в стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье».)
      • Бедный арабский юноша из сказок «Тысяча и одна ночь». Это он разыскал волшебную лампу, внутри которой находился Джинн. Этот герой храбрый и весёлый. Его врагом стал злой волшебник... Назовите имя этого литературного героя. (Аладдин из сказки «Аладдин и волшебная лампа» из книги «Тысяча и одна ночь».)
      • Самоуверенный, невежественный, но вместе с тем храбрый мальчишка. Возможно, в будущем станет хорошим актёром или даже главным режиссёром. Недаром он сумел сплотить вокруг себя целую группу актёров-единомышленников, которые справились со злым директором кукольного театра. Как звать мальчугана? А директора театра? Кто написал повесть-сказку и как она называется? (Буратино. Карабас-Барабас. А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
      • Самая завидная сказочная невеста. Всё умеет: засеять и вырастить поле ржи за одну ночь, построить дворец из воска, обернуться то голубкой, то уточкой… Никто не знает, кто она и откуда. А вы сейчас должны назвать её имя. Трудно? Подсказываю: она и Премудрая, она и Прекрасная… (Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная из русских народных сказок.)
      • Любит варенье, любит мёд и другие вкусности. Его друг - маленький поросёночек. Как зовут этого героя? (Винни - Пух. А. Милн « Винни - Пух все-все-все»)
      • Самый бесстрашный и самый добрый доктор на свете, который понимает язык животных. Кто же он? (Доктор Айболит из одноимённой сказки К.И. Чуковского.)
      • Очень маленькая и очень красивая девочка. Даже не девочка, а фея, которая родилась в цветке. Она много путешествовала по земле, по воздуху, по суше. Даже под землёй побывала… Вспомните, как звали эту девочку. (Дюймовочка из одноимённой сказки Х. К. Андерсена.)
      • Очень самостоятельный современный мальчик. Умеет варить суп. Организовал ферму в деревне. Хозяйство у мальчика зажиточное, современное. Есть надежда, что со временем он станет богатым фермером. А в этом ему помогут пёс и кот. Вам знаком этот мальчик? Назовите его и автора книги о нём. (Дядя Фёдор. Э.Н. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».)
      • Милая, работящая, добрая девушка, которая познакомилась с настоящим принцем, полюбила его и стала, в конце концов, принцессой. Кто эта девушка? (Золушка из одноимённой сказки Ш. Перро.)
      • Самый загадочный герой русской народной сказки. Чепуха какая-то: батон - не батон, пирог - не пирог, что - то вроде сухой сдобной булки без изюма, а все его съесть хотят. Никому этот герой ничего доброго не сделал. А все его жалеют… Как его зовут? (Колобок из русской народной сказки.)

    Сейчас ребята, подведём итог нашего соревнования и узнаем, кто у нас самый начитанный.

    (Слово жюри).

    Итак, титул «Самый интеллектуальный Добрый молодец класса» присваивается -……, « Самая интеллектуальная Красна девица класса» - …… Вручаются сертификаты и книги.

    Список использованной литературы:

    1. Димиянова В.Е. Игры со словами / В.Е. Димиянова // Читаем, учимся, играем. - 2008. - №9. - С.70-71.
    2. Завьялова Н.В.Добро пожаловать в библиотеку! / Н.В. Завьялова // Читаем, учимся, играем. - 2008. - №12. - С.34-36.
    3. Завьялова Н.В. «Чтение - вот лучшее учение» / Н.В. Завьялова // Читаем, учимся, играем. - 2007. - №8. - С.70-74.
    4. Из истории казачьего образования на Дону // Казачья школа. История и современное казачье образование на Дону / сост. Г.Н. Рыков. - Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2003. - С. 5-98.
    5. Каркачёва Н.А. Как учились на Руси / Н.А.Каркачёв // Читаем, учимся, играем. - 2008. - №6. - С.11-14.
    6. Культура России XVI века // История России XVI-XVIII вв.: учебник / А.Л. Юрганов, Л.А.Кацва. - М.: МЦРОС РОСТ, 1997. - С.70-90.
    7. Средневековая школа // Я познаю мир: История: Дет. энцикл. / Н.В. Чудакова, А.В. Громов. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - С. 271-272.

    Подготовила Задачина Н.В.