Сказки и мифы папуасов кивай. Где живут папуасы

Папуа - Новая Гвинея , особенно ее центр - один из заповедных уголков Земли, куда почти не проникла человеческая цивилизация. Люди там живут в полной зависимости от природы, поклоняются своим божествам и почитают духов предков.

На побережье острова Новая Гвинея сейчас обитают вполне цивилизованные люди, знающие официальный - английский - язык. С ними много лет работали миссионеры.

Однако в центре страны что-то вроде резервации - кочующие племен а, которые до сих пор живут в каменном веке. Они знают по имени каждое дерево, хоронят умерших на ветвях, понятия не имеют о том, что такое деньги или паспорта.

Их окружает гористая, заросшая непроходимыми джунглями страна, где из-за высокой влажности и невообразимой жары жизнь для европейца невыносима.

Никто там не знает ни слова по-английски, а каждое племя говорит на своем языке, которых в Новой Гвинее насчитывается около 900. Племена живут очень изолированно друг от друга, сообщение между ними почти невозможно, поэтому диалекты их имеют мало общего, и люди друг друга попросту не понимают.

Типичный населенный пункт, где обитает папуасское племя: скромные хижины покрыты огромными листьями, в центре - что-то вроде поляны, на которой собирается все племя, а вокруг на много километров джунгли. Единственное оружие этих людей - каменные топоры, копья, луки и стрелы. Но не с их помощью они надеются защититься от злых духов. На то у них есть вера в богов и духов.

В папуасском племени обычно хранится мумия «вождя». Это некий выдающийся предок - самый смелый, сильный и умный, павший в бою с врагом. После смерти его тело было обработано особым составом, чтобы избежать тления. Хранится тело вождя у колдуна.

Он есть в каждом племени. Этот персонаж весьма почитаем среди сородичей. Его функция в основном состоит в том, чтобы общаться с духами предков, задабривать их и спрашивать совета. В колдуны обычно идут люди слабые и непригодные для постоянной битвы за выживание - одним словом, старики. Колдовством они зарабатывают себе на жизнь.

Первым белым человеком, попавшим на этот экзотический континент, был русский путешественник Миклухо-Маклай. Высадившись на берегу Новой Гвинеи в сентябре 1871 года, он, будучи человеком абсолютно мирным, решил не брать на берег оружия, прихватил лишь подарки и блокнот, с которым никогда не расставался.

Местные жители довольно агрессивно встретили чужака: пускали стрелы в его сторону, устрашающе кричали, размахивали копьями…

Но Миклухо-Маклай никак не отреагировал на эти выпады. Напротив, он с самым невозмутимым видом сел на траву, демонстративно снял туфли и лег вздремнуть.

Усилием воли путешественник заставил себя уснуть (или только сделал вид). А когда проснулся, увидел, что папуасы мирно сидят рядом с ним и во все глаза рассматривают заморского гостя. Дикари рассудили так: раз бледнолицый не боится смерти, значит, он бессмертен. На том и порешили.

Несколько месяцев прожил путешественник в племени дикарей. Все это время аборигены поклонялись ему и почитали как бога. Знали, что при желании таинственный гость может повелевать силами природы. С чего это вдруг?

Да просто однажды Миклухо-Маклай, которого называли не иначе как Тамо-рус - «русский человек», или Караан-тамо - «человек с Луны», продемонстрировал папуасам такой фокус: налил в тарелку со спиртом воды и поджег. Доверчивые местные жители поверили, что иноземец способен поджечь море или остановить дождь.

Впрочем, папуасы вообще легковерны. К примеру, они твердо убеждены в том, что мертвые уходят в свою страну и возвращаются оттуда белыми, принося с собой много полезных предметов и еды. Живет это поверье во всех папуасских племенах (притом что они почти не общаются друг с другом), даже в тех, где никогда не видели белого человека.

ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД

Папуасы знают три причины смерти: от старости, от войны и от колдовства - если смерть произошла непонятно отчего. Коли человек умер своей смертью, его почетно похоронят. Все похоронные церемонии направлены на задабривание духов, принимающих душу покойника.

Вот типичный пример такого обряда. Близкие родственницы покойного отправляются к ручью, чтобы в знак траура совершить биси - обмазывание желтой глиной головы и остальных частей тела. Мужчины в это время подготавливают погребальный костер в центре деревни. Недалеко от костра готовится место, где будет почивать покойник перед кремацией.

Сюда кладут ракушки и священные камни вуса - обиталище некоей мистической силы. Прикосновение к этим камням живых строго карается законами племени. Поверх камней должна лежать длинная плетеная полоса, украшенная камешками, которая играет роль моста между миром живых и миром мертвых.

Усопшего кладут на священные камни, обмазывают свиным жиром и глиной, посыпают птичьими перьями. Затем над ним начинают петь похоронные песни, в которых рассказывается о выдающихся заслугах покойного.

И наконец, тело сжигается на костре, чтобы дух человека не вернулся из загробного царства обратно.

ПАВШИМ В БОЮ - СЛАВА!

Если человек погиб в бою, его тело жарится на костре и с соответствующими случаю ритуалами почетно съедается, чтобы его сила и смелость перешли к другим мужчинам.

Через три дня после этого жене покойного в знак траура отрезают фаланги пальцев. Связан этот обычай с другой древней папуасской легендой.

Один человек плохо обращался со своей супругой. Она умерла и попала на тот свет. Но муж тосковал по ней, не мог жить один. Отправился он за женой в иной мир, подошел к главному духу и стал умолять вернуть любимую в мир живых. Дух поставил условие: жена вернется, но только в том случае, если он даст обещание бережно и по-доброму к ней относиться. Мужчина, разумеется, обрадовался и все сразу пообещал.

Жена вернулась к нему. Но однажды муж забылся и вновь заставил ее тяжело трудиться. Когда же он спохватился и вспомнил о данном обещании, было уже поздно: жена распалась у него на глазах. У мужа от нее осталась только фаланга пальца. Племя разгневалось и изгнало его, потому что он отнял у них бессмертие - возможность вернуться с того света, как его жена.

Однако на деле фалангу пальца почему-то отрезает себе жена в знак последнего дара погибшему мужу. Отец же покойного совершает обряд насук - отрезает себе деревянным ножом верхнюю часть уха и потом глиной замазывает кровоточащую рану. Церемония эта довольно долгая и болезненная.

После похоронного обряда папуасы почитают и задабривают дух предка. Ибо, если его душу не задобрить, предок не покинет деревню, а будет жить там и вредить. Дух предка некоторое время кормят, как живого, и даже стараются доставить ему сексуальные удовольствия. К примеру, глиняную статуэтку племенного божка ставят на камень с дырочкой, символизирующий женщину.

Загробный мир в представлении папуасов - это некие райские кущи, где много еды, особенно мяса.

СМЕРТЬ С УЛЫБКОЙ НА ГУБАХ

В Папуа - Новой Гвинее люди верят, что голова является вместилищем духовной и физической силы человека. Поэтому, воюя с врагами, папуасы прежде всего стремятся завладеть этой частью тела.

Каннибализм для папуасов - вовсе не стремление вкусно поесть, а скорее магический обряд, в процессе которого людоеды получают ум и силу того, кого они поедают. Применим этот обычай не только к врагам, но и к друзьям, и даже родственникам, героически павшим в бою.

Особенно «продуктивен» в этом смысле процесс поедания мозга. Кстати, именно с этим обрядом медики связывают очень распространенное среди людоедов заболевание куру. Куру по-другому называется коровьим бешенством, заболеть которым можно при употреблении в пищу непрожаренного мозга животных (или, в данном случае, человека).

Этот коварный недуг впервые был зафиксирован в 1950 году в Новой Гвинее, в племени, где мозг умерших сородичей считался деликатесом. Болезнь начинается с болей в суставах и голове, постепенно прогрессируя, приводит к потере координации, дрожи в руках и ногах и, как это ни странно, приступам безудержного смеха.

Недуг развивается долгие годы, иногда инкубационный период составляет 35 лет. Но самое ужасное - жертвы болезни умирают с застывшей улыбкой на губах.

ТО:1ТО ВДО111 ВМРХХейхз За йепх? МЫ ТайОГО МВКО1Да йе

Б Ро1 у 1 калила:

Сто ово1цы„Сйд11 сделал вт йп моехо холл.

Л Сйдо сказзл:

Идите за ыххо?1С й вам все 1К11охвху.

Сй ххмрхха.з йз з1"млп йх"вхпо1о тп?Кх в бххт гххв, йа.1оьхав 11я-

та?п1охо троетйххв11, йодоброх1 йескояько В1хххххсхмв п вг1" 11то оо:1

отй1свй к отегу. Ботом ои ста.,х показыв1мь и оба помять:

дто ттхро, о эхо оатптхх - йь моп11их ох"ть.

11й иьиьь кххубий й т1111 В111й йопробое1й1. Сопхма ххдйрп й

Дяртй1о попххооовах1п я уйалй 61"3 "хуаств йягохго иохоьте1"о

ояй йо 1ий ойго пйпогда. ??1йда ойп оппулвс1ь Соло сказав:

Сйо?хо вм йрпвь1кйетх к;1той йй1д1 11 буха11е 111"хь 1Я1 вх.е

Спи стола вмххь вместхь Садо сдсва1 хойор, изрубив де

1евьхв йа стодбм й посхройд дом, д;1й1птмб. йак путь ох острх-

ва Дару 11о 1?ЯВ11Т1,1. ?хойхпв его 1*тройт1О ой повес йл пп 11ойех

крх йпй гойе. Сгопумо, Лдйрй п хбирххххо хйросплп:

Зайетх ТН ВОСТРОйа ЭТОТ ДОМ? ?теив ПВВОХО, ПРХ1ЫО Вае,

здесь пот, кто гйе оудех в йеы в111"1ъ?

Садо ответйх11

Бодхтпдххте, 1 моро хапаете.

Ой раз?Воевой й хвраейл хой1, в1ско хько 11ххз т1омх?Втхх О1О,

а йотой воихе11 в дом п бмстро йройхо.1 по хйвху от одпохо коп-

ий до друмйо.?ропе оп йоверйух1 д.1п тохо, хтеом 1бпхвода.1в

Входя -- чтохбхз ойй умврахххх.~ Лдврв 11тох1 й;вт1, о одвом копие

дома, Дирйво в;хрухом, Сойума йоеередййе, а Сидо стол хозвхх-

йом веехо дома,

Лбере, о"1хпм еявьвай хкеххвй1йа, зквта йа острове мабодв. ОДйакквм Ое ОДВОСОВ1паайО Схазй ГМТОВПТЬОП К ВРХХЗИ1ПКУ, В Лбере сйа в1111 а:

Бе йавипаЁТО "хайце1йхт1, йодххждйтьх мх"йи, й йрйпезу вам укргппой й Й,

Лбере сола в лодку п лойдьйж в руркзурк, оттуд((-- в Т1(3- й((ту, кэ 61а(3((ты - йа 1;акб3а((, а с (.:аиб(33(. - ка 61абукек До- (33(й ук1(аюсййй для тайц("(6 03(а 3(а(л(с(к(3((а 3(кк (к(3(ку й йойлы((к йкаад.

Лбе1ж о(ейь лот((ж(3 уйв(еть, дож((лы(ся от(3(ос(ч(3 (аво ж (иь(3(ра(д(л((й клв (3333(пачалл 331(аэд((333(6(о ке(.,11оэтоиу, котдл йй оо(ытко(3 й(тк ойа 3(р((й(3(а((а йа ост1жв Д(31(у, Лб ре с(К(о(к,(а у 3(й(т(о(е1"(

61ОС(3(33 о Ккйа(3 йлй с Ьабоды к ваи лр(3(й(ь(йалку

11о те е(3 отв(-тйлв:

11(3", ке лрлп(кжаяй.

Лборе отйра((лжйж 33.33(ь(ле к йрк((лыла йа остров 613(бу, к

туда - ь с(лолы 1"йб(: па остро((о Кквал, тд(жкл Коабуро. Кеабу13О у ййдсл в ко(ж ое лодку, авкл луй л стр(лы й вмжс:3 ка (63(.3(о((Лбср(закричала:

1Я, кто ты - так„ла бо1ж(у?

Л К(абуро, к 33(3(су эдось. в Гпбу, охра(3333(3 ((то со,(екйе.

Лб "(ю воткпут(а в дйо й("ст, 3(р((вйзака к лему;3одлч л (ора(й

Идл сед(31

К(к(бу1(о 3(о(пол вбр(33(к лодке, к,к к к 3(се, й Або1(е ыо сйро- Т3,3 йе ввдел, лодж о Кабоды тут 3(в 331(ой((мва(3333

Нет, ло 3333(дк(,- (лветкл Кеабуро.

Ол лес вьп(сто с Лбсре в 3(о(33(е, лодка ааьачалас(ь и от й(о пойжй вмсокке волам. Ероыо у3(ра33(е(3331(, в лойко у Лбсре бы. ((а сввйья, к йта свпйьл, 3(сйу(ч(333333(с(качкк, йрыйкуаа в воду, лой,(мла к берету, вь((31(а((ась кз водь(а убежала в лес. Лберо оь(ло экйл(свй(((к(, н(3 сд(ла"("3 (кы лй"3(3("(3 (ы мо(лй. 1 в(й(ья ойо 1)осйэ(аоак к с тск йор йа Ковал ос(ь (аккы - до ((то((3 кк та(1 (л(633,333(3.

Внимание! Данный сайт использует технологию JavaScript, поддержка которой отключена в вашем браузере. Для полноценной работы с ресурсом рекомендуется включить эту функцию в настройках вашего Интернет-обозревателя. Однако всё информационное наполнение сайта доступно и в режиме работы с отключённым JavaScript, поэтому активация этой настройки не обязательна, хотя и рекомендована.


Сказки и мифы папуасов кивай

Река Флай, одна из самых больших на Новой Гвинее, впадает в залив Папуа на западной его стороне. Её низкие заболоченные берега покрыты густыми зарослями мангровых. В часы прилива мощный морской поток с огромной силой устремляется вверх по реке. Флай образует глубокую дельту с несколькими сравнительно крупными островами и множеством мелких. Один из них - Кивай, длиной около 50 и шириной от 3 до 6 километров, получил широкую известность благодаря побывавшим там в разное время путешественникам и учёным. Жители острова и нескольких прибрежных деревень составляют одну этнографическую и языковую группу - кивай.

Предлагаемые читателю настоящей книги тексты составляют часть обширного собрания повествовательного фольклора кивай, записанного Г. Ландтманом. Собрание это - одно из самых крупных и интересных среди известных науке материалов по мифологии обитателей Новой Гвинеи. Особенный его интерес заключается в том, что многочисленные тексты у Г. Ландтмана сопровождаются подробными этнографическими комментариями, мифологические представления открываются в их живых и достаточно сложных связях с папуасским бытом, с трудовыми процессами, с обрядово-магической практикой, с разными формами искусства. Вне этих многообразных связей мифологические рассказы не могут быть в должной степени поняты. Здесь даёт себя знать одна из самых существенных особенностей фольклора первобытнообщинного коллектива - его синкретический характер, единство слова, образа, сюжетов и стоящих за ними представлений о мире и обществе - и бытовой практики, производственной деятельности, культовых действий.

Г. Ландтман систематизировал свои записи по тематическим группам. Таких групп у него двадцать: "Мифическая история", "Мифические герои", "Духи мёртвых", "Мифические существа", "Ухаживание и брак", "Половая жизнь", "Семья", "Рассказы о земледелии", "Культурные мифы", "Рассказы, связанные с церемониями", "Встречи и путешествия", "Приключения на охоте", "Война и распри", "Люди с необычными частями тела", "Люди, занимающиеся необыкновенными делами", "Сновидения", "Рассказы о детях", "Рассказы о животных и растениях", "Рассказы о небесных телах", "Рассказы разного содержания" ("Истории о людях", "Общественные дела").

Среди пятисот текстов, представленных в книге Г. Ландтмана, нет, конечно, жанрового единообразия. Далеко не все они могут рассматриваться как собственно мифы, то есть как рассказы, включённые в определённую сакрально-ритуальную систему, представляющие в своей совокупности основанную на специфических принципах идеологическую форму упорядочения природы и общества и обладающие своим "языком", своими способами моделирования мира. Однако всем рассказам, как утверждает Г. Ландтман, свойственна одна общая черта: кивай верят в их достоверность, то есть в реальность описываемого.