Сколько участников афганской войны. Дважды отравленный Амин. Ссср накануне афганской войны

25 декабря 1979 года в 15.00 на Кабульском направлении начала переправу по понтонному мосту через Амударью и марш на Кабул мотострелковая дивизия ТуркВО, дислоцированная в Термезе. В это же время границу пересекли самолеты ВТА с личным составом и боевой техникой воздушно-десантной дивизии, которая посадочным способом десантировалась на аэродром Кабула.

1. Краткая характеристика сил, пришедших к власти в апреле 1978 года. События предшествовавшие вводу советских войск в Афганистан.

Девять лет, один месяц и восемнадцать дней… Именно столько продолжалась «афганская война». Война, ставшая «лебединой песней» Советской Армии и Советского Союза.

Война, унесшая 14 427 жизней, через которую прошло в общей сложности 620 тысяч человек и которая стала одной из мощных предпосылок к коренному изменению геополитической ситуации в мире.

Какие же события предшествовали вводу советских войск в Афганистан? Был ли он жизненно необходим для нашей страны или это была чистой воды авантюра?

Советские войска были введены в Афганистан после неоднократных просьб руководства Народно-Демократической партии Афганистана, вставшей у руля в результате неожиданного для СССР государственного переворота в апреле 1978 года. Но уже тогда партия НДПА не представляла из себя единого целого, а состояла из двух противоборствующих фракций – «Хальк» («Народ») и «Парчам» («Знамя). Разделение на фракции произошло практически сразу же после образования партии в 1965 году. Фракция «Хальк» придерживалась классового принципа приема в партию, стояла на радикально-левых политических позициях, ставила своей основной задачей «установление национальной демократии» , «решение земельного вопроса в пользу безземельных и малоземельных крестьян при широком участии в этом процессе всего крестьянства». Руководитель фракции «Хальк» Нур Мухаммад Тараки, ставший впоследствии во главе Афганистана, считал партию «авангардом рабочего класса», не считаясь с тем, что в Афганистане рабочих класс, если и присутствовал, то составлял совсем незначительную часть афганского общества. В таких условиях идеологическая работа «халькистов» была направлена в первую очередь на демократическую интеллигенцию и офицерский состав афганской армии. В конечном итоге «халькисты» хотели построить в Афганистане социалистическое общество.

«Парчам» же стояла на более умеренных позициях, предлагала принимать в партию исходя не из классового принципа, а из желания человека работать. Сами себя они считали наиболее подготовленными революционерами, «марксистами-ленинцами». Конечной совей целью они считали установление в Афганистане демократического общества; для этого они предполагали широко использовать методы парламентской борьбы, опираясь на интеллигенцию, госслужащих, военных, считая эти слои наиболее реальной силой, с помощью который они могли бы достичь своих целей.

Следует отметить, что в то время (в конце 1960-х-начале 1970-х) Советских Союз не был заинтересован в коренном изменении государственного устройства Афганистана. В то время в Кабуле была сильная центральная власть, олицетворяемая королем Захир-Шахом. Афганистан был традиционно дружественным для нашей страны государством. Советские специалисты принимали активное участие в строительстве афганской экономики, в обучении собственных афганских кадров. Под руководством специалистов из СССР был построен в 1964 году знаменитый туннель Саланг, который позволил кратчайшим путем связать Кабул с северными провинциями страны. Под сильной властью короля все многочисленные племена Афганистана жили мирно и не конфликтовали между собой.

В июле 1973 года в Афганистане произошел антимонархический переворот, который возглавил двоюродный брат Захир-Шаха – Мохаммад Дауд, олицетворявший собой умеренно-националистическую «третью силу», стоявшую между традиционными исламскими силами и НДПА.

Уже в августе 1973 года в Панджшерском ущелье начались вооруженные выступления сторонников исламско-монархического устройства Афганистана, организованные, как было объявлено, пакистанскими военными и политическими кругами. С этих пор выступления противников Дауда стали ширится.

В апреле 1978 года в стране произошел государственный переворот, причиной которого стали противоречия между руководством Афганистана и НДПА, претендовавшей на власть. 25 апреля по указу М.Дауда были арестованы высшие руководители ЦК НДПА, в том числе – Нур Мухаммад Тараки и Бабрак Кармаль. Поводом к аресту стало обвинение руководителей НДПА в нарушении Конституции, которая запрещала деятельность любых политических партий. А уже в 9 утра 27 апреля начались массовые выступления, возглавляемые оставшимися на свободе руководителями НДПА, в том числе и Хафизуллой Амином. Уже в 17.30 арестованные руководители НДПА были освобождены из тюрем. При штурме дворца М.Дауда восставшими военнослужащими он и члены его семьи были убиты. 30 апреля Афганистан был провозглашен Демократической республикой, а 1-го мая было назначено новое правительство, состоявшее из 20 министров.

Такое развитие событий было фактически сюрпризом для советского руководства. которое оказалось не готовым к столь стремительному развитию событий. Да и сама НДПА, терзаемая внутренними противоречиями, никак не годилась на роль руководящей и направляющей силы афганского общества, которое, находясь под сильным влияние исламских религиозных и светских авторитетов, не склонно было сразу же начать рушить сложившиеся традиционные устои. Тем более, что, придя к власти, новое руководство Афганистана во главе с халькистом Тараки сразу же начало коренную перестройку всех сфер афганского общества. Например, у крупных землевладельцев изымались излишки земли, устанавливался предел землевладения – 6 га. Бедные крестьяне освобождались из долговой кабалы. 296 тысяч семей были наделены земельными угодьями за счет изъятия земли у богатых землевладельцев. Однако, безземельные крестьяне с опаской и осторожно принимали такие «подарки» от новой власти, ибо в афганском обществе были сильны традиционные устои, согласно которым бедный не мог претендовать на богатства имущего, «ибо так угодно Всевышнему («иншалла»)».

Другим крупным просчетом новой власти было провозглашение «саурского восстания» («Саур» - «апрель» на одном из официальных языков Афганистана) «пролетарской революцией, частью мировой пролетарской революции». И это в стране, где было всего около 100 тысяч низкоквалифицированных рабочих на 16 миллионов населения. Скорее всего, заявления о пролетарском характере революции были сделаны в расчете на всестороннюю помощь СССР. Посчитав в целом позитивные отклики населения на свержение Дауда как одобрение своего прихода к власти, НДПА начала резкие социально-экономические реформы, напрямую затронувшие интересы достаточно широкой прослойки афганского общества. По отношению к земледельцам новые власти стали вести себя высокомерно, напрочь игнорируя традиции и устои, сложившиеся в фактически замкнутой ячейке – афганской деревне. Тем самым они спровоцировали массовый приток афганского крестьянства в ряды политической и вооруженной оппозиции, первые отряды которой начали действия еще во времена правления Дауда. К тому же, резко антирелигиозная политика новых властей (например, в первый день новой власти только в оном Кабуле было расстреляно свыше 20 мулл), не способствовала взаимопониманию между атеистами-коммунистами и глубоко религиозным афганским народом. Все это привело к тому, что в июле-сентябре 1978 года резко активизировались антиправительственные выступления. Это связано с резким увеличением финансирования внутриафганских антиправительственных группировок исламской направленности со стороны таких международных исламистских группировок как «Братья-мусульмане».

К началу лета 1979 года военно-политическая обстановка в Афганистане резко обострилась. Практически всю восточную провинцию Пактия контролировали отряды оппозиции, в гарнизонах то и дело вспыхивали мятежи афганской регулярной армии. Афганское руководство в сложившейся ситуации было неспособно своими силами, не располагая боеспособной армией и не пользуясь поддержкой народных масс остановить широкомасштабный натиск извне крупных вооруженных группировок, финансируемых из-за рубежа.

Начиная уже с весны 1979 года афганское руководство неоднократно обращалось к СССР о направлении в Афганистан ограниченного воинского контингента для помощи в отражении внешней и внутренней «контрреволюции». Таких обращений насчитывается 14. Вот некоторые из обращений:

«16 июня. Направить в ДРА советские экипажи на танках и БМП для охраны правительства, аэродромов Баграм и Шинданд».

Но советское руководство всякий раз отказывало.

Однако, мнение советского руководства кардинально изменилось в сентябре 1979 года, когда один из руководителей НДПА, премьер-министр Хафизулла Амин устранил Президента Нур Мухаммада Тараки. Затихшая было внутрипартийная борьба разгорелась с новой силой, что грозило нестабильностью на южных рубежах СССР. К тому же, во внешней политике Амин все больше и больше склонялся в сторону Запада и США. Да и внутриполитическая обстановка в Афганистане резко обострилась из-за того, что Амин начал жестокие политические репрессии против «парчамистов».Необходимо было брать ситуацию в Афганистане под контроль. После всестороннего изучения обстановки вокруг Афганистана высшим советским руководством было принято решение устранить Амина, поставить более предсказуемого лидера и ввести войска для оказания моральной поддержки афганскому народу. Политическое решение о вводе войск было принято 12 декабря 1979 года в кабинете Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева . Однако, по мнению руководства Генерального Штаба ВС СССР ввод войск в Афганистан привел бы к усилению мятежного движения, которое, в первую очередь, было бы направлено против советских войск (что впоследствии и произошло). Но к мнению военных никто не прислушался.

2. Ввод войск. Задачи, первоначально стоявшие перед ОКСВ.

25 декабря 1979 года в 15.00 на Кабульском направлении начала переправу по понтонному мосту через Амударью и марш на Кабул мотострелковая дивизия ТуркВО, дислоцированная в Термезе. В это же время границу пересекли самолеты ВТА с личным составом и боевой техникой воздушно-десантной дивизии, которая посадочным способом десантировалась на аэродром Кабул (Из справки Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР «К вопросу об обстоятельствах ввода советских войск в Афганистан»).

27 декабря 1979 года спецподразделение КГБ СССР «А» (знаменитая «Альфа») во главе с полковником Бояриновым, который погиб в ходе этого штурма начала операцию по штурму дворца Х.Амина, в результате которого последний был ликвидирован. В это время советские подразделения уже пересекали границу. 28 декабря 1979 года обстановка в Кабуле полностью контролировалась советскими войсками. В это день по радио с обращением к афганскому народу выступил Бабрак Кармаль, который «на броне» советских танков с триумфом вернулся из «почетной ссылки» из Чехословакии, где он был послом. Теперь он, член фракции «Парчам», стал новым правителем Афганистана.

До 1 января 1980 года в Афганистан было введено около 50 тысяч военнослужащих, а именно: две воздушно-десантные и две мотострелковые дивизии, подразделения обеспечения). Одна мотострелковая дивизия численностью 12 тысяч человек входила в Афганистан на направлении Кушка, Кандагар, основные же силы – на направлении Термез, перевал Саланг на Баграм и Кабул.

В январе 1980 года в Афганистан было введено еще две мотострелковых дивизии. Общая численность войск составила 80 тысяч человек. Первым командующим 40-й армией, составлявшей костяк Ограниченного контингента Советских Войск был генерал-полковник Юрий Тухаринов.

К середине января 1980 года ввод основных сил 40-й армии на территории Афганистана был в основном завершен. На территории Афганистана были сосредоточены три дивизии (мотострелковых – 2, воздушно-десантных – 1), десантно-штурмовая бригада, два отдельных полка. В последующем боевой состав ОКСВ уточнялся, проводились переформирование некоторых частей с целью их усиления. Окончательно ОКСВ включал в себя:

4 дивизии (мотострелковых – 3, воздушно-десантных – 1),

5 отдельных бригад (мотострелковых – 2, десантно-штурмовых – 1, спецназначения -1)

4 отдельных полка (мотострелковых – 2, парашютно-десантных – 1, артиллерийских – 1)

4 полка боевой авиации

3 вертолетных полка.

1 трубопроводная бригада

1 бригада материального обеспечения.

Как бы то ни было, но для мирного времени такая беспрецедентная по своим масштабам переброска войск прошла в целом успешно, без серьезных накладок.

В качестве первоначальных боевых задач, стоящих перед советскими войсками, были: охрана основных транспортных магистралей (Кушка-Герат-Шинданд-Кандагар; Термез-Кабул; Кабул-Джелалабад; Кундуз-Файзабад); охрана объектов экономической инфраструктуры Афганистана, обеспечение безопасной проводки колонн с народнохозяйственными грузами. Но обстановка внесла существенные коррективы в эти задачи…

Конфликт нарастал огромными темпами. И уже в начале декабря 1979 года власти приняли решение о вводе советских войск, якобы, основываясь на договорных отношениях, предусматривающих добрососедство и взаимопомощь. Официальным поводом для принятия такого решения послужило желание помочь дружественному народу. Но так ли это было на самом деле? Советское руководство опасалось, что приход к власти исламских радикалов с антисоветским настроем приведет к полной утрате контроля над южными границами. Также опасение вызвал Пакистан, политический режим которого на то время во многом курировали власти США. Таким, образом, территория Афганистана служила в качестве «прослойки» между СССР и Пакистаном. И потеря контроля над афганской территорией могла спровоцировать серьезное ослабление государственных границ. То есть дружественная взаимопомощь была всего лишь прикрытием, под которым советская власть искусно скрыла истинный мотив своих действий.

25 декабря на афганскую территорию вошли советские войска, изначально это были небольшие подразделения. Никто не предполагал, что военные действия затянутся на десятилетие. Кроме военной поддержки руководство преследовало цель устранить Амина – действующего на тот момент лидера НДПА и заменить его Кармалем, который был близок советскому режиму. Таким образом советские власти планировали полностью вернуть контроль над афганской территорией.

И установлен республиканский строй. Это послужило толчком к началу гражданской войны между различными общественно-политическими и националистическими силами страны.

В апреле 1978 года к власти в Афганистане пришла Народно-демократическая партия (НДПА). Радикализм нового афганского руководства, поспешная ломка многовековых традиций народа и устоев ислама, усилили сопротивление населения центральному правительству. Обстановка осложнялась иностранным вмешательством во внутренние дела Афганистана. СССР и некоторые другие страны оказывали помощь афганскому правительству, а страны НАТО, мусульманские государства и Китай — силам оппозиции.

К концу 1979 года обстановка в стране резко осложнилась , нависла угроза свержения правящего режима. В связи с этим правительство Демократической Республики Афганистан (ДРА) неоднократно обращалось к СССР с просьбой направить в страну воинские части. Советская сторона сначала отклоняла такую форму вмешательства, но, в условиях обострения афганского кризиса, 12 декабря 1979 года руководство СССР, опасаясь переноса военных действий на территорию среднеазиатских республик, приняло решение о направлении войск для оказания военной помощи правительству Афганистана. Решение было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС в соответствии со статьей 4 советско-афганского "Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве", заключенного 5 декабря 1978 года, и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС.

Ввод советских войск в Афганистан рассматривался политическим руководством СССР как кратковременная мера, направленная на обеспечение безопасности южных границ Советского Союза.

Основная задача ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) состояла в том, чтобы создать "санитарный кордон" у границ СССР в условиях надвигавшейся угрозы распространения исламского фундаментализма на территории советских мусульманских республик.

16 декабря 1979 года было отдано распоряжение о выделении из управления Туркестанского военного округа (ТуркВО) полевого управления 40-й армии и полной его мобилизации. Командующим армией был назначен первый заместитель командующего войсками ТуркВО генерал-лейтенант Юрий Тухаринов. Соединения и части 40-й армии были полностью мобилизованы за 10-12 дней до ввода.

Ввод и размещение ОКСВ в ДРА проводились с 25 декабря 1979 года. К середине января 1980 года ввод главных сил 40-й армии в основном был завершен. На территорию Афганистана были введены три дивизии (две мотострелковые и одна воздушно-десантная), десантно-штурмовая бригада, два отдельных полка и другие части.

В последующем боевой состав советских войск в Афганистане постоянно уточнялся в целях его усиления. Наибольшая численность ОКСВ (1985) составляла 108,7 тысячи человек, в том числе в боевых частях — 73,6 тысячи человек. Состав ОКСВ в основном включал: управление 40-й армии, три мотострелковые и одну воздушно-десантную дивизии, девять отдельных бригад и семь отдельных полков, четыре полка фронтовой и два полка армейской авиации, а также тыловые, медицинские, ремонтные, строительные и другие части и подразделения.

Общее руководство ОКСВ осуществляла оперативная группа министерства обороны СССР, которую возглавлял маршал СССР Сергей Соколов, с 1985 года — генерал армии Валентин Варенников. Непосредственное управление боевой и повседневной деятельностью ОКСВ осуществлял командующий 40-й армией, подчинявшийся командованию войсками ТуркВО.

Советские войска в Афганистане охраняли и обороняли народно-хозяйственные объекты, аэродромы, жизненно важные для страны автодороги, осуществляли проводку транспортных колонн с грузами по территории, находившейся под контролем вооруженной оппозиции.

Для снижения военной активности оппозиции ОКСВ вели активные боевые действия различного масштаба с применением всего арсенала обычных средств поражения, наносили авиационные удары по базам оппозиции. В соответствии с решением политического руководства СССР советские войска в ответ на многочисленные обстрелы их гарнизонов и транспортных колонн отрядами оппозиции начали проводить совместно с афганскими подразделениями боевые действия по поиску и ликвидации наиболее агрессивных вооруженных групп противника. Таким образом, введенные в Афганистан советские войска оказались вовлеченными во внутренний военный конфликт на стороне правительства страны против сил оппозиции, которым наибольшую помощь оказывал Пакистан.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1-й этап: декабрь 1979 года — февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2-й этап: март 1980 года — апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 года — декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Состоялся вывод на родину шести советских полков.

4-й этап: январь 1987 года — февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на родину и осуществление полного их вывода.

СССР и после ввода войск в Афганистан продолжал искать возможности политического разрешения внутриафганского конфликта. С августа 1981 года он пытался обеспечить переговорный процесс ДРА с Пакистаном и Ираном, с апреля 1986 года — содействовать системной политике национального примирения.

14 апреля 1988 года в Женеве (Швейцария) представителями Афганистана, Пакистана, СССР и США были подписаны пять основополагающих документов по вопросам урегулирования политической обстановки вокруг Афганистана. Эти соглашения регламентировали процесс вывода советских войск и декларировали международные гарантии невмешательства во внутренние дела республики, обязательства по которым приняли на себя СССР и США. Были установлены крайние сроки вывода советских войск: половина ограниченного контингента выводилась к 15 августа 1988 года, остальные подразделения — ещё через шесть месяцев.

С 15 мая 1988 года начался вывод ОКСВ, который завершился 15 февраля 1989 года. Выводом войск руководил последний командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов.

Военную службу в Афганистане прошло около 620 тысяч военнослужащих, в том числе в составе ОКСВ — 525,2 тысячи человек.

Потери военнослужащих 40-й армии составили: убитыми и умершими — 13 833 человека, в том числе 1979 офицеров и генералов, ранеными — 49 985 человек. В ходе боевых действий на территории Афганистана, кроме того, погибли 572 военнослужащих органов государственной безопасности, 28 сотрудников министерства внутренних дел СССР, а также 190 военных советников, в том числе 145 офицеров. Из-за ранений прекратили свою службу в Вооруженных силах 172 офицера. Инвалидами стали 6669 "афганцев", в том числе инвалидами первой группы — 1479 человек.

За военные и другие заслуги свыше 200 тысяч человек были награждены орденами и медалями, 86 удостоены звания Героя Советского Союза, из них 28 — посмертно.

(Дополнительный

В 1979 году руководство СССР, дабы пресечь развитие гражданской войны в соседнем Афганистане, ввела туда ограниченный контингент войск. Это вызвало бурную реакцию на Западе: в частности, в знак протеста США и некоторые другие страны объявили бойкот московской Олимпиаде, которая прошла в 1980 году. Советская сторона в этой войне потеряла около 15 000 солдат. Насколько ввод советских войск был оправданным?

Предыстория конфликта

До ввода своих военных сил советская сторона поддерживала дружественные отношения с Афганистаном. И внутренний беспорядок, который начался на афганской территории, насторожил политическое руководство страны. Конфликты с исламской оппозицией постепенно перерастали в гражданскую войну. Сложившаяся ситуация затрагивала интересы СССР? Но советские политики действовали весьма осторожно. Афганское руководство неоднократно просило о помощи, но советская сторона не спешила вмешиваться во внутренний конфликт Афганистана, опасаясь получить статус агрессора. На одном из заседаний Леонид Брежнев заявил: «втягиваться в эту войну нам сейчас совсем не пристало».

Мотивы советского руководства

Конфликт нарастал огромными темпами. И уже в начале декабря 1979 года власти приняли решение о вводе советских войск, якобы, основываясь на договорных отношениях, предусматривающих добрососедство и взаимопомощь. Официальным поводом для принятия такого решения послужило желание помочь дружественному народу. Но так ли это было на самом деле? Советское руководство опасалось, что приход к власти исламских радикалов с антисоветским настроем приведет к полной утрате контроля над южными границами. Также опасение вызвал Пакистан, политический режим которого на то время во многом курировали власти США. Таким, образом, территория Афганистана служила в качестве «прослойки» между СССР и Пакистаном. И потеря контроля над афганской территорией могла спровоцировать серьезное ослабление государственных границ. То есть дружественная взаимопомощь была всего лишь прикрытием, под которым советская власть искусно скрыла истинный мотив своих действий.

25 декабря на афганскую территорию вошли советские войска, изначально это были небольшие подразделения. Никто не предполагал, что военные действия затянутся на десятилетие. Кроме военной поддержки руководство преследовало цель устранить Амина - действующего на тот момент лидера НДПА и заменить его Кармалем, который был близок советскому режиму. Таким образом советские власти планировали полностью вернуть контроль над афганской территорией.

Насколько действия советской власти были оправданными?

Ежегодно на афганский конфликт СССР тратил порядка 2-3 млрд американских долларов. Советский Союз мог себе это позволить при пике цен на нефть, который наблюдался в 1979-1980 годах. Однако в период с ноября 1980 год по июнь 1986 год цены на нефть упали почти в 6 раз! Участие в афганском конфликте стало непомерно дорогим удовольствием в фактически обескровленной экономике.

К концу 1989 года в прессе появились статьи с критикой в адрес правительства. Власти приняли решение провести официальную оценку действий, связанных с вводом войск на территорию Афганистана. В результате исследователи вынесли свой вердикт, который носил характер морального и политического осуждения предпринятых действий. Вскоре аналогичную оценку предоставила Генеральная ассамблея ООН .

Спустя два десятилетия, когда Советского Союза уже не было на карте мира, американские спецслужбы признали, что сыграли не самую последнюю роль в вовлечении СССР в военный конфликт. Так, бывший директор ЦРУ в своих мемуарах признал, что американцы стали оказывать военную помощь афганским моджахедам еще до ввода советский войск, провоцируя решение советского руководства.

Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС.

Официальной целью ввода было предотвращение угрозы иностранного военного вмешательства. В качестве формального основания Политбюро ЦК КПСС использовало неоднократные просьбы руководства Афганистана.

Ограниченный контингент (ОКСВ) оказался непосредственно втянут в разгоравшуюся в Афганистане гражданскую войну и стал ее активным участником.

В данном конфликте принимали участие вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан (ДРА) с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды, или душманы) — с другой. Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. Душманам в ходе конфликта поддержку оказывали военные специалисты США, ряда европейских стран — членов НАТО, а также пакистанские спецслужбы.

25 декабря 1979 года начался ввод советских войск в ДРА по трем направлениям: Кушка Шинданд Кандагар, Термез Кундуз Кабул, Хорог Файзабад. Десант высаживался на аэродромах Кабул, Баграм, Кандагар.

В состав советского контингента входили: управление 40 й армии с частями обеспечения и обслуживания, дивизий - 4, отдельных бригад - 5, отдельных полков - 4, полков боевой авиации - 4, вертолетных полков - 3, трубопроводная бригада - 1, бригада материального обеспечения 1 и некоторые другие части и учреждения.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1-й этап: декабрь 1979 г. - февраль 1980 г. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2-й этап: март 1980 г. - апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 г. - декабрь 1986 г. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из за рубежа. Состоялся вывод шести советских полков на Родину.

4-й этап: январь 1987 г. - февраль 1989 г. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.

14 апреля 1988 года при посредничестве ООН в Швейцарии министрами иностранных дел Афганистана и Пакистана подписаны Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. Советский Союз обязался вывести свой контингент в 9 месячный срок, начиная с 15 мая; США и Пакистан, со своей стороны, должны были прекратить поддерживать моджахедов.

В соответствии с соглашениями вывод советских войск с территории Афганистана начался 15 мая 1988 года .

15 февраля 1989 года из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40-й армии руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал лейтенант Борис Громов.

Потери:

По уточнённым данным, всего в войне Советская Армия потеряла 14 тыс. 427 человек, КГБ — 576 человек, МВД — 28 человек погибшими и пропавшими без вести. Ранено, контужено, травмировано - более 53 тыс. человек.

Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Имеющиеся оценки колеблются от 1 до 2 млн. человек.