Социальные отклонения и отклоняющееся поведение. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Девиантные типы по Р.Мертону

Контроль

Учебные вопросы:

1. Отклоняющееся поведение как предмет изучения гуманитарных и естественных наук. Понятие девиантного и делинквентного поведения. Криминальное поведение.

2. Девиация и нормативная структура общества. Концепции

девиантного поведения Ч. Ломброзо и У. Шелдона.

3. Социологическое объяснение девиации Э.Дюркгейма, теория аномии. Исследование девиации Р. Мертона.

4. Социальный контроль в обществе и его методы.

5. Девиантность и процессы социального развития.

Проблеме отклоняющегося (девиантного) поведения уделяется большое внимание в различных науках. Кроме социологии и психологии, этой областью занимаются правоведы, антропологи, медики, историки и другие ученые. Девиантное поведение - это поведение, которое отклоняетсяот норм поведения, принятых в данном обществе. Отклонение от нормы наблюдается как в отрицательную, так и в положительную сторону.

Любое поведение индивида в обществе, которое не соответствует общепринятым нормам (писаным и неписаным), не одобряется обществом и вызывающее осуждение, называется девиантным (отклоняющимся).

Любое резкое отклонение в поведении личности или группы личностей от общепринятых норм, со стороны общества вызывает реакцию противодействия, препятствования, подавления, т.к. в крайних своих проявлениях такое поведение угрожает стабильности общества или отдельных его институтов.

Контроль девиации в обществе осуществляется с использованием определенных санкций, норм и правил, которые реализуются в рамах функции социального контроля.

Обычно в обществе контроль девиации асимметричен, положительное отклонение одобряется, отрицательное – осуждается.

Точной статистики девиантного поведения в обществе не существует, но большинство членов общества демонстрирует в течение своей жизни отдельные образцы отклоняющегося поведения. Существуют индивидуальные и коллективные формы девиантности. Частые случаи и многообразныеформы девиантного поведения, которые демонстрирует личность, как правило, говорят о конфликте между личностью и обществом. К видам девиантного поведения можно отнести алкоголизм, наркоманию, расстройства психики, проституцию, преступность и др. Обычно, девиантность – это некая попытка личности уйти от проблем, неприятностей, неуверенности и страха. Иногда девиантность может свидетельствовать о стремлении личности к оригинальности, творчеству, попытке преодолеть стандартизованные, консервативные устои общества, общности или группы.

В широком смысле - девиантность охватывает все анормальные поступки, в узком – девиантное поведение можно подразделять на три формы:

Нарушение общественных правил,

Девиантное,

Делинквентное,

Криминальное поведение.

Девиантное поведение всегда относительно во времени и пространстве, поскольку нормы, традиции, обычаи меняются со временем и от общества к обществу. Делинквентность (нарушение норм права) всегда абсолютно. Как правило, девиантный поступок созревает в сознании человека постепенно, человек тем более склонен к образцам девиантного поведения, чем чаще он сталкивается с такими образцами и чем человек моложе, т.е. девиацию можно рассматривать какнедостаточность и неудовлетворительность (пороки) процессов социализации.

Нейл Смелзер (американский социолог) определяет девиантность как соответствие или несоответствие поступков личности социальным ожиданиям. Разные ученые предпринимали попытки найти причины и объяснить девиантное поведение. Вконце 19 века ученый, врач Ч. Ломброзо сделал первую попытку связать наличие криминального поведения и определенных черт индивида; позже, в 20 веке, У. Шелдон, психолог и врач, акцентировал внимание на связи строения тела и девиантности. В ходе дальнейших исследований эти концепции не подтвердились и были в дальнейшем вытеснены новыми современными концепциями.

Социологическое объяснение девиации сводится к установлению связи между девиацией и влиянием социальных и культурных аспектов общественной жизни. Впервые социологическое объяснение девиантного поведения предложил Э. Дюркгейм. В своих работах «О разделении общественного труда» и «Самоубийство: социологический этюд» он исследовал нормальное и дисфункциональное, анормальное состояние общества – аномию. Это такое состояние общества, когда рассогласуются его элементы, теряются базовые ценности, нарастает волна конфликтов, утрачиваются идеалы и нормы. Люди утрачивают интерес к жизни, усиливается неопределенность и дезориентация, активно проявляется девиантность в поведении.

Социальный опыт человека не соответствует нормам общества, усиливается дезориентация и дезорганизация в поведении личности. Р.Мертон утверждает, что истоки девиантности коренятся в несовпадении между целями культуры и социально одобряемыми методами их достижения.

Создав некоторую типологию личностей, в соответствии с их отношением к целям и средствам их осуществления, Р.Мертон выделил следующие типы личностей: конформист, новатор, ритуалист, изолированный тип, мятежник. Осмысление девиантности в своих работах осуществляютМ.Вебер, Т.Парсонс, П.Сорокин, Р.Дарендорф и другие ученые. Понятие социального контроля в обществе включает некоторую совокупность норм, правил, ценностей, действий, санкций, применяемых для препятствования, предотвращения и устранения девиантности.

Поскольку большинство людей в процессе социализации сформировали приверженность социальным нормам и образцам поведения, можно сказать, что социальный контроль способствует социальному и личностному конформизму, используя систему санкций позитивного и негативного характера. Обычно выделяют формальные и неформальные методы социального контроля.

Т.Парсонс выделял 3 метода социального контроля: изоляцию, обособление и реабилитацию. Основными функциями социального контроля являются охранительная и стабилизационная. Типологизируя методы социального контроля, можно выделить мягкие и жесткие его формы, формальные и неформальные, прямые и косвенные, а также контроль общий и детальный.

Рассматривая современное общество и анализируя его дисфункциональные состояния, необходимо выделить тенденцию некоторого ослабления норм, особенно тех, которые регулируют нравственный аспект в поведении личности, а вместе с тем, в обществе образуются новые нормы и правила, влияющие на личностьи общество в целом, изменяются формы и методы социального контроля.

Можно также отметить возникновение новых форм девиантного поведения и новых норм и ценностей, характерных для новых этапов развития общества. Общество становится более многогранным, терпимость и уважение становится новым состоянием общества. Только путь любви, уважения и терпения позволит обществу выйти на новый виток развития.

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите причины девиации в обществе.

2. Почему проблемы девиации привлекали и привлекают внимание ученых - представителей различных наук?

3. Раскройте причины девиантности в молодежной среде.

4. Назовите социальные институты, выполняющие функции социального контроля.

5. Как социальный контроль связан с нормами и ценностями общества?

6. Определите разницу между толерантностью и конформизмом.

ГЛОССАРИЙ

Группа - социальная целостность, которая характеризуется одинаковыми условиями и характерными чертами функционирования.

Девиация – (от лат. deviatio– отклонения) отклонение поведения индивидов от общепринятых норм и правил.

Конформизм – (от лат. confornis – подобный, сходный) – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции.

Социализация человека - это процесс обучения культурным нормам и освоение социальных ролей. Он протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения, и, следовательно, выступают агентами социального контроля.

Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он называется групповой контроль (давление), а если целым коллективом (семьей, группой друзей, учреждением или институтом), то приобретает общественный характер и называется социальным контролем. Он выступает средством социальной регуляции поведения людей.

Социальное поведение включает два главных элемента - нормы и санкции.

Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

Нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах), называются “групповыми нормами”.

Нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом, называются “социальными (общими) нормами”.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости оттого, насколько строго наказание за их неисполнение (санкции):

  1. За нарушение одних норм следует мягкая санкция - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд;
  2. За нарушение других норм жесткие санкции - тюремное заключение, даже смертная казнь.

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказание.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги - пятикратным штрафом. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем - длина волос, форма одежды, манеры поведения.

Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид:

Привычки - обычаи - традиции - нравы - законы - табу.

Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего - привычек. Будь то индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, семейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).

Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие групповые санкции (наказание, принятое только среди членов группы). Такого рода привычки получили название неформальных групповых норм. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные.

  1. формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза) правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления);
  2. неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка;
  3. формальные негативные санкции — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви
  4. неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, компромат.

Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально: руководящее начало, правило, образец.

Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входят в него. С помощью норм к людям выдвигаются определённые требования. Социальные нормы направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Они ориентируют человека во всех жизненных вопросах. В этих нормах люди видят эталоны, модели, стандарты поведения. Выявляют следующее виды социальных норм:

  1. нормы морали (в них выражается представление людей о хорошем и плохом, добре и зле, справедливости и несправедливости);
  2. нормы традиций и обычаев (исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку);
  3. религиозные нормы (правила поведения содержащееся в текстах религиозных книг либо установленными церковью);
  4. политические нормы (нормы, устанавливаемые различными политическими организациями);
  5. правовые нормы (установленные либо санкционированные государством).

В реальной жизни поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам. Когда происходит нарушение социальных норм, говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением. Отклоняющееся поведение называют девиантным. Об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, которое наносит вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.

Отклоняющееся поведение

Соблюдение социальных норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением.

В широком смысле “девиация” подразумевает любые поступки либо действия, которые не соответствуют неписаным нормам или писаным нормам.

Как известно, социальные нормы бывают двух типов:

  1. писаные — формально зафиксированные в конституции, уголовном праве и других юридических законах, соблюдение которых гарантируется государством.
  2. неписаные — неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми аспектами государства. Они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т. е. некоторыми конвенциями, или молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным, приличествующим поведением.

Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных норм — девиантным (отклоняющимся) поведением.

Девиантное и делинквентное поведение можно различать следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, то для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших — отклонением. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может с их точки зрения считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм:

  1. нормы морали, т. е. такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения;
  2. нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей;
  3. религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными (Богом или церковью);
  4. политические нормы. — нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них;
  5. правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).

В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.

Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания, которое развивается в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или наркотиков.

Преступлением называется общественно опасное деяние, предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса. Совокупность преступлений в социологии имеет особое название — делинквентное поведение.

Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Напротив, во многих случаях происходит их несоблюдение, нарушение. Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением. Социологи дают и другое определение: отклоняющееся поведение - это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживает несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Отрицательные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются прежде всего в преступлениях и других правонарушениях, в аморальных поступках. На уровне малых социальных групп эти отклонения проявляются в деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений людей (раздоры, скандалы и т.д.). В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и других явлениях.

Отклонение от норм могут носить и позитивный характер, то есть иметь полезные для общества последствия (например, проявления инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений). Бывают и индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачество, эксцентричность.

Проявления отклоняющегося поведения, столь же разнообразны, как различные социальные нормы. Не менее разнообразны последствия этих отклонений, их общая черта - вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения.

Особенно опасны социальные отклонения как массовое явление. Преступления и другие правонарушения, алкоголизм, наркомания, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм - эти и другие подобные негативные процессы в развитии общества приносят чрезвычайную потерю человечеству.

Каковы причины отклоняющегося поведения? Исследователи имеют разные точки зрения по этому вопросу. В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение причины отклонений: наличие у некоторых людей врожденной склонности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и тому подобное. Эти теории впоследствии были подвергнуты убедительной критике.

Другие ученые искали психологическое объяснение причины отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное - общая направленность интересов личности. Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, которое нарушает установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве. Например, психологическое исследование таких мотивов противоправных действий, как жестокость, жадность и лживость, показало, что у преступников названные качества наиболее выражены, причем их допустимости или необходимости оправдывается ими («Всегда лучше показать свою силу", "Бери

от жизни все, что можешь! ").

Ученые пришли к выводу, что названные деформации личности является следствием ее неправильного развития. Например, жестокость может быть следствием холодного, безразличного отношения к ребенку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых.

Исследования показали, что низкое самоуважение, самоуничижение в подростковом возрасте компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью которой удается привлечь внимание к себе, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признаки "сильной" личности.

Широкое признание получило социологическое объяснение причин отклонений от социальных норм. Известный социолог Э. Дюркгейм показал зависимость отклоняющегося поведения, от кризисных явлений в общественном развитии. Во время кризисов, радикальных социальных изменений, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъемы, падения деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.

Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), которая отрицает общепринятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступную среду создает свою субкультуру, свои нормы, противостоят нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодой) норм антиобщественного поведения.

Существуют и другие объяснения отклоняющегося поведения. Подумайте над изложенными точками зрения и попробуйте сами объяснить причины отклонения поведения от социальных норм.

В отношении лиц, допускающих отрицательное отклонение от норм, общество применяет социальные санкции, то есть наказание за неодобряемые, нежелательные действия. Слабые формы отклоняющегося поведения (ошибка, обман, грубость, халатность и т.д.), корректируются другими людьми - участниками взаимодействия (замечание, юмор, осуждения и т.п.). Более значительные формы социальных отклонений (правонарушения и т.п.) в зависимости от их последствий вызывают осуждение и наказание, исходят не только от общественности, но и государственных органов.

Из многих проявлений отклоняющегося поведения, подробнее рассмотрим преступность, алкоголизме наркоманию.

Отклоняющееся поведение и его особенности.

Тема 6.

Девиантное поведение и социальный контроль

1. Отклоняющееся поведение и его особенности.

2. Теории девиации. Социологические теории о причинах девиации.

3. Типы девиации (по Р. Мертону).

4. Делинквентное поведение.

5. Социальный контроль: нормы и санкции.

6. Методы социального контроля и его агенты. Функции социального контроля.

Термин девиация, или "социальное отклонение ", обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.

Исходным для понимания сути девиантного (от лат. deviatio - отклонение) поведения служит понятие "норма". Социальная норма - это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации .

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются .Характерная черта девиантного поведения - культурный релятивизм (относительность в науке принято называть релятивизмом). Это означает, что социальная норма, принятая либо обществом, либо законодательством, - явление сугубо относительное. Девиация относительна: а) исторической эпохе, б) культуре общества. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом - рассматриваться как социальная патология. Много примеров тому можно было бы привести из семейного права и семейных традиций, обычаев у разных народов. Осложнения возникают даже в одном государстве, где действует единое законодательство, но проживают народы, следующие в быту разным традициям, особенно если эти традиции поддерживаются и религиозными нормами.

Различают такие виды отклонений .

— Конструктивные и деструктивные.

Ø Социальные отклонения могут носить позитивный характеркак средство развития системы, преодоления консервативных и реакционных стандартов поведения. Это - культурно одобряемые отклонения, или конструктивная девиация. Л юди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения.

Ø Негативные (деструктивные) формы социальных отклонений (преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция и т. д.) могут иметь разную степень выраженности и подлежат разным социальным санкциям (наказанию, регулированию). Некоторые ученые называют девиацией всякое неуместное или непристойное поведение. Подобные слабые и случайные формы девиации (грубость, ложь, нарушение порядка или просто норм приличия) фиксируются общественным мнением и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия. Явно выраженные формы социальной патологии - преступного поведения – подлежат наказанию с позиции уголовного права.



— Индивидуальные и групповые.

Ø Индивидуальные отклонения (индивидуальный девиант), когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры (самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки противоправного поведения (стать делинквентом).

Ø Групповое отклонение (н апример, подростки из трудных семей проводят большую часть своего времени в подвалах, "подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и нормы собственной субкультуры).

— Первичные и вторичные.

Ø Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли .

Ø Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Стоит только индивиду получить ярлык девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от нее. Такое лицо может быть отстранено от любимой работы, профессии, отвергнуто добропорядочными людьми, а то и заслужить название "криминальной" личности.

Роль девиантного поведения в обществе.

· Девиантное поведение приводит к конфликтам в обществе, дестабилизирует его .

· Однако девиация может носить и положительный для общества характер :

Ø отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов ;

Ø девиация вообще и преступность в частности необходимы (утверждают некоторые социологи, которые опираются на теорию социальной солидарности Дюркгейма) поскольку ониобъективно способствуют усилению социальной интеграции; когда "нормальная" часть общества с помощью общепринятых ритуалов осуждения «единодушно» осуждает девиантные поступки некоторых своих членов, усиливается чувство единения среди большинства общества.

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.А.ДОБРОЛЮБОВА

Контрольная работа по

Социологии на тему:

«Девиация как социальное явление. Источники ее возникновения»

Выполнено:

Студенткой 2 курса группы 8МВ

Смирновой

Екатериной Львовной

г.Нижний Новгород

ДЕВИАЦИЯ - девиантное поведение – социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого в определенном обществе или социальном контексте. Сюда включается множество различных видов поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство и т.д.) Часть из них, которая связана с нарушением правовых норм, определяется как делинквентная, или преступная, и карается законом. Однако социальному осуждению подвергается и множество поступков, которые не являются незаконными, но которые самим обществом определяются как девиантные или на которые "наклеивается ярлык" девиантных. Социология изучает девиацию как социально обусловленное явление, поскольку представления о норме и девиации связаны с социальным контекстом и варьируют в различных обществах и даже субкультурах. "Действия не являются естественно хорошими или плохими; нормальность и девиация определяются социально". "Девиация является не качеством совершаемого личностью действия, а скорее следствием применения другими правил и санкций к "нарушителю". (Х.С.Беккер) Определение действия как девиантного предполагает наличие в обществе некоторого нормативного консенсуса – фундаментального согласия по базисным ценностям. Однако современное общество не обладает культурным единством и ценностным консенсусом, для него характерен широкий плюрализм ценностей и норм. В такой ситуации различие между нормой и девиацией становится неопределенным, все более и более локальным, групповым, а социальная реакция на девиацию носит не всеобщий, а социально ограниченный характер. Поэтому главным вопросом становится вопрос о том, кто в обществе определяет девиацию, "наклеивает ярлык" девиантности. Некоторые социологи считают, что все люди в какой-то мере девиантны, поскольку никто не соответствует полностью социальному идеалу, канонам социально приемлемого поведения. Социология изучает девиацию в связи с механизмами социализации. Девиация является продуктом определенных социальных процессов, приводящих к выпадению индивидов из "нормальных" ролей и групп, ограничению их доступа к обычным ролям и видам деятельности, к принятию ими ценностей девиантной культуры. Результатом становятся девиантное самоопределение и "девиантная карьера", которые ведут к социальной изоляции, еще более увеличивающей вероятность дополнительной девиантности.

Происхождение девиации в поведении человека.

Понятие девиантного поведения.

Понятие девиации.

К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин “социальное отклонение” означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д.

Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального “зла” всегда привлекали интерес ученых.

Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная социологическая теория - социология девиантного (от латинского deviatio - уклонение) поведения. У истоков социологии девиантного (отклоняющегося) поведения стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - создатель французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как “состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились”.

Конституированию в качестве самостоятельного научного направления теория девиантного поведения обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое “идет вразрез с институционализированными ожиданиями”, а англичанин Д. Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что “социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус”, то есть только субъективное обозначение, “ярлык”, а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства.

Более широкую трактовку определения девиации дает Г.А.Аванесов: ”Под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам”, то есть речь идет о нарушении любых социальных норм.

Социальные отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.

Как пишет профессор социологии Калифорнийского университета в Беркли (США) Нейл Джозеф Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:

а)человека, которому свойственно определенное поведение;

б)норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного;

в)другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение.

Таким образом, девиантность определяется в социологии как отклоняющееся поведение, деятельность человека (группы людей), не соответствующая сложившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения, социальным ожиданиям.

Норма и отклонение от нее.

Социология девиантного поведения относится к “сквозным” теориям, то есть специфика ее предмета состоит в том, что круг изучаемых явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе социальных норм.

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом - никчемным бездельником. Нас как сотрудников правоохранительных органов в первую очередь интересуют причины негативного девиантного поведения.

Девиантное поведение приобрело в последние годы массовый характер и поставило проблемы девиации и ее происхождения в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, криминологов. Наряду с ростом позитивных (культурно одобряемых) девиаций (политическая активность, экономическая предприимчивость и т. п.) усиливаются девиации негативные - насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, аморальность.

Объяснить причины, условия и факторы, порождающие эти социальные явления, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопрос о сущности категории “социальная норма” и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и развитом обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен.

“Социальная норма, -отмечает Я. И. Гилинский, -определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций”.

Социальная норма находит свою поддержку и воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений.

Отклонения не существует без нормы. Понятие нормы относят к числу самых трудных и неопределенных научных представлений. В действительности не существует никакой нормы как реальности, с четко обозначенными границами, за которыми начинается ненорма, то есть отклонение от нормы. Отклонение имеет множество вариаций с различной степенью дистанционности от нормы. Значительное отклонение от нормы определяется легко, труднее определить незначительные отклонения.

Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Разрушив нормы, сформированные в советское время мы лихорадочно пытаемся создать нормы для нынешнего этапа своего развития, обращая свои взоры или на Запад или в дореволюционное прошлое.

В кризисные моменты скачкообразного развития государства невиданный импульс получает развитие преступности. “В такие периоды развития государства, -отмечает Н. Г. Иванов, -нормы, выработанные в криминальной среде, становятся доминантными и сами, будучи порождением безнравственности, начинают свою работу по выработке соответствующих безнравственных идеалов”.

Например, результаты социологического исследования показали, что 1/4 респондентов признает, что они совершали противоправные действия, но в целом оценивают это поведение как нормальное для своей возрастной когорты. В данном случае мы сталкиваемся с феноменом “институционализации девиации”, своего рода превращением ее в социально приемлемый и негласно одобряемый тип поведения.

Причины отклоняющегося поведения.

Определение причин девиации различными учеными.

В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения отклоняющегося поведения. Так, Роберт Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие аномии (например, в работе “Социальная структура и аномия”), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их достижения. Люди начинают приспосабливаться к состоянию аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмом, либо различными видами отклоняющегося поведения (“инновация”, “ритуализм”, “ретретизм” и “мятеж”), в которых отвергаются или цели, или средства. или то и другое вместе.

Второе направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры (А. Коэн). Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.

Еще одно направление в изучении причин девиации представляет австрийский теоретик психологии личности Виктор Франкл, разработавший основы логотерапии, которая проявила себя как эффективное средство в решении проблем утраты людьми смысла жизни. Теория логотерапии и экзистенциального анализа Франкла представляет собой сложную систему воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути и способы коррекции аномалий в развитии личности.

Ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести нередко без возможности какого-либо реального выбора и невозможность найти в ней позитивный смысл из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации “новых” и отсутствия культуры мировозренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим, неповторимым путем,- этим во многом объясняются те социальные патологии, которые широко распространяются в модернизируемом обществе.

В современной отечественной социологии, несомненно, интерес представляет позиция Я.И.Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Известно - любые действия в конечном счете осуществляются ради удовлетворения потребностей. И, переходя к проблеме причин изучаемых процессов, можно предположить, что в иерархии противоречий социально-экономического развития, составляющих “причинный комплекс” девиантного поведения, наиболее значимо противоречие между относительно равномерно растущими потребностями и весьма неравными возможностями их удовлетворения, зависящими прежде всего от социальной позиции индивидов и общественных групп, их места в социальной структуре. Иначе говоря, источником девиантного поведения как социального явления служит социальное неравенство.

На уровне индивидуального поведения наиболее общей причиной девиации служит “социальная неустроенность” как результат несоответствия объективных свойств индивида, включая его задатки, способности, а также свойства, приобретенные в процессе социализации требованиям занимаемой позиции в системе общественных отношений. Позиция может быть “ниже” (философ-истопник) или “выше” (посредственность в директорском кресле) своих объективных возможностей; индивид может оказаться вне официальной структуры общества (бродяга, тунеядец).

Каждая из этих позиций имеет право на существование, так как дает срез реально действующих общественных отношений. В то же время их авторов объединяет стремление найти единый источник причинности для различных форм девиаций.

Маргинализация и отклоняющееся поведение.

Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов.

Отвечая на вопрос, что главным образом детерминирует в настоящее время девиантное поведение, преступность как его тяжелейшую разновидность и социальную аномию в целом, можно с уверенностью сказать, что это те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии “маргинализация”, то есть неустойчивость, “промежуточность”, “переходность”. Главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей, причем в классическом случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи.

Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую же очередь восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от известной “переоценки ценностей”.

Общая нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей, безработица, беженцы, развал СССР объективно приводят к усилению маргинализации.

Люди смиряются с ухудшением своего материального положения, со своей ущемленностью, зависимостью, бесперспективностью существования. Грозит ли это нам сегодня? К сожалению, да. Человек, ведущий борьбу за выживание и конкурирующий с другими в этой борьбе, постепенно сосредотачивает всю свою энергию и усилия на удовлетворение первичных (материальных) потребностей. На все другое у него не остается сил (или он теряет к этому интерес). Массовое нарушение даже самых простых норм человеческого общения - свидетельство общего понижения уровня культуры людей.

Примитивизация общества как бы оправдывает различные формы социальной патологии, перестает не только вести с ними борьбу, но и осуждать их. Апатия, рождающая цинизм, получает все большее распространение.

Основным социальным источником маргинализации общества является растущая безработица в ее явных и скрытых формах. При допустимой безработице в 5-6 % от трудоспособного населения (пороговая норма) по имеющимся данным реальное число безработных возрастет в ближайшие годы в несколько раз.

Существенное влияние на маргинализацию общества будет оказывать миграция, претерпевающая значительные изменения в связи с расширением масштабов вынужденной миграции, усилением оттока “некоренных народов” (в основном русского населения) из регионов со сложной этнополитической ситуацией. Положение вынужденных мигрантов (особенно беженцев) характеризует не только разрыв прежних социальных связей, но и утрата своего социального статуса и имущественные потери.

Наряду с русскими значительно увеличивается и поток людей других национальностей, уезжающих из родных мест в результате растущей социально-экономической нестабильности. Их социальное обустройство представляется делом еще более сложным, чем русскоязычного населения: сказываются не только языковые трудности, но и уровень квалификации, привязанность к другим традициям и обычаям.

Каковы перспективы самой маргинализации общества? В самом общем виде на этот вопрос можно ответить следующим образом. Под влиянием происходящих в обществе изменений, вызванных рыночными реформами, часть маргиналов будет продолжать движение по нисходящей то есть опускаться на социальное дно (люмпенизироваться). Бомжи, алкоголики, тунеядцы, проститутки и т.д. растущий численно слой люмпенов. Иначе говоря, это та часть людей, которая не сумела(или не пожелала) адаптироваться к новым рыночным условиям, и, потерпев “социальное крушение”, перестала занимать промежуточное положение. Она как бы окончательно “определилась”. Вторая часть (значительно большая) маргиналов находит постепенно способы адаптации к новым реальностям, обретает новый социальный статус (а с ним относительную стабильность своего бытия), новые социальные связи и социальные качества. Они заполняют новые ниши в социальной структуре общества, начинают играть более активную, самостоятельную роль в общественной жизни.

Конечно, маргинализация общества - это не единственный фактор усиления девиантного поведения. Но этот фактор становится доминирующим именно в нынешних условиях.

Другая группа причин связана с распространением различного рода социальных патологий. В частности, ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения. Каждая из вышеназванных причин, обусловливающих расширение масштабов девиантного поведения, требует специального рассмотрения. Однако, принципиально новым и вместе с тем наиболее опасным для России в настоящее время является угроза наркотизации населения, под которой понимается процесс легализации распространения наркотиков среди различных социальных групп.

Результаты проводящихся в России социологических исследований позволяют сделать выводы об увеличении за последнее время распространение наркотиков. Например, среди городского населения число респондентов, “потребляющих наркотики хоть раз в жизни”, колеблется от 11 до 15 %. Они, таким образом составляют значительную социальную базу для дальнейшего распространения наркомании, увеличения числа людей, зависимых от наркотиков и способных на любые действия ради их употребления.

Обострилась за последние годы проблема алкоголизма. Россия находится на I месте в употреблении алкоголя на душу населения (в 1995 г. этот показатель составлял около 20 литров абсолютного алкоголя на душу населения). Главная причина этого состоит в том, что в стране никогда не было научно обоснованной и последовательно осуществляемой антиалкогольной политики.

Нельзя не отметить, что среди различных видов социальных отклонений широкое распространение в последнее время получили бродяжничество, попрошайничество, проституция. Для них характерна прогрессирующая устойчивость, превращающая подобные социальные отклонения в образ жизни.

Отклоняющаяся социализация и девиантное поведение.

Социализация - это процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности. В ходе этого процесса индивид из младенца превращается в человеческую личность с комплексом установок и ценностей, целями и намерениями, с неповторимо индивидуальным видением мира.

Социализация не всегда бывает успешной. Более того, результат практически никогда не достигает идеала как на социальном, так и на личностном уровне, а само общество, его социальные институты и организации не реализуют сполна свои социализационные функции. Всегда остается некоторый неиспользованный резерв возможностей. Может происходить и определенный перекос в “наложении” социальности на личность, в результате в личности нежелательные для общества черты. Кроме того, сам человек даже при позитивных внешних для него условиях может оказаться за чертой социально одобряемого поведения.

Социализация индивида почти всегда имеет отклонение. При этом социализационная норма может не выполняться в процессе социализации и не достигаться как ее результат. отклонение определяется несоответствием социализации как объективного и субъективного процесса сложившейся в данном обществе на конкретном историческом этапе социализационной норме.

Отклоняющаяся, неудавшаяся социализация является одной из причин девиантного поведения. Некоторые формы отклонений могут встречаться и в случае нормального процесса социализации, представляя собой временное и случайное явление (болезнь, опьянение и т.п.) и даже длительные и стойкие состояния (физические дефекты, неврозы, психозы и т.п.). При этом отклоняющееся поведение следует отличать от аномального, обусловленного мозговой патологией.

Девиантное поведение в современных условиях.

Стоит ли говорить, насколько опасно для общества распространение преступной идеологии, ведущей к эррозии моральных ценностей и нравственной деградации значительных слоев населения. Формируются неписаные нормы общественной безнравственности, оправдывающие нетрудовые доходы, воровство, насилие и т.п.

Размытость нынешних, внедряемых свыше современными реформаторами норм, их неубедительность делают проблему определения девиации чрезвычайно сложной. Все труднее и теоретикам и практикам становится ответить на вопрос: В чем и от чего происходит отклонение?

В самой острой форме девиантность выступает как преступность, как посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан. Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности.

Социальное влияние и давление преступного мира на общество, распространение его морали, психологическое заражение наименее устойчивой части населения (особенно молодежи) - тревожная реальность наших дней. Происходящая деформация ценностных ориентаций у молодых людей создает предпосылки для воспроизводства закононепослушания, утверждения своеволия, права сильного и жестокого. Борьба с преступностью сегодня превратилась в острейшую, самостоятельную проблему, решение которой требует комплексного подхода. Это значит, что все предпосылки, пограничные к преступлению, явления, связанные с состоянием общественного организма, должны учитываться, ибо грань между аморальностью и преступностью весьма подвижна. Более того, именно отрицание моральных норм лежит в основе многих преступлений.

Разрушительные масштабы девиантности приводят общество к состоянию социальной аномии, общество теряет свою историческую память, девальвирует свою систему ценностей. Иначе говоря, ему грозит перерождение, ведущее к деградации, социальному регрессу. Нечто подобное может произойти сегодня и в России, если не будут приняты эффективные меры по остановке падения производства и снижения жизненного уровня большинства населения страны. Иначе ситуация с девиантным поведением еще более усложнится.

Сегодня эта проблема приобрела особую остроту в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Рассогласованность между ожидаемым и реальным повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.

Есть объективные основания считать, что в ближайшие годы масштабы девиантного поведения будут возрастать, а значит и расширять причинную базу преступности. “Во всяком случае,- пишет доктор юридических наук В.В.Лунеев,- по этим признакам у нас нет сколько-нибудь значимых доказательств снижения криминогенности социальных условий”.