Территории сельских поселений. Сельские поселения. Изменение численности населения между переписями, в %

Историки утверждают, что первые прототипы современных деревень, хуторов, аулов и кишлаков появились около десяти тысячелетий назад на пике развития земледелия. Подобные сельские поселения имели небольшой размер. В них проживало всего порядка ста человек. Чаще всего общественные стоянки имели форму круга и состояли из нескольких колец. Внешний пояс образовывали крупные строения, внутренний - хижины. Центр использовался для выгона скота и публичных сборищ.

Палаточный лагерь - изобретение кочевых племен. Его геометрия разительно отличалась от устройства деревень оседлых народностей. Юрты азиатов устанавливались рядами. На тот момент сельские поселения еще не делились на зоны в соответствии с социальными и общественными различиями между жителями. Все палатки имели примерно одинаковые габариты и внешний вид.

Починок

До начала XX столетия починком на Руси принято было называть абсолютно любой населенный пункт. Возникнув однажды, он разрастался и со временем превращался в деревню. Этот термин впервые был использован в летописи, датируемой XV веком. Начало ему мог дать один единственный двор, который также назывался займищем. Чаще всего такие сельские поселения располагались в непосредственной близости от родовой деревни у озера или иного водоема.

Классификация

Выделяют несколько десятков типов деревень, сосредоточенных на территории Европы. К категории крупных относят городища и села, к разряду мелких - фермы, выселки и хутора. Отличались они не только количеством жителей, но и устройством. Существовала ядерная, кучевая и линейная планировка.

Одни стойбища были сосредоточены вокруг подобия площади, на которой в дальнейшем в муниципалитетах западных стран появились кирхи и церкви. Другие представляли собой хаотично установленные жилые и подсобные постройки. Иногда среди них выделялись семейные гнезда. Ярким примером линейного расположения являются русские починки, которые состояли из одной улицы, протянувшейся вдоль тракта.

Населенные пункты РФ

В России муниципальные сельские поселения - это места постоянного проживания и ведения хозяйства граждан Российской Федерации. В нашей стране их принадлежность к определенному типу не зависит от общего количества жителей и плотности застройки. Вместо этого выступает фактор занятости населения в том или ином виде народного хозяйства.

Станица Каневская - самый большой населенный пункт подобного типа. Расположена она в Краснодарском крае. В ней зарегистрировано более 44 000 человек.

Все сельские поселения области обладают собственным административным аппаратом. В рамках переписи, проведенной в 2010 году, было зафиксировано немногим более 153 000 деревень, зимовий, кишлаков, улусов, разъездов, колхозов, совхозов и хуторов. При этом 20 000 из них оказались заброшенными.

Местное самоуправление

Деятельность, которую выполняет администрация сельского поселения, регламентируется уставом, который наделяет ее членов рядом полномочий. В нем указаны сроки действия мандатов, варианты отчетности, условия организации и функции руководства муниципального субъекта. В компетенции аппарата находятся организационные и финансовые вопросы, исполнение локального бюджета, участие в хозяйственных и гражданских правовых отношениях.

Выборы

Администрация сельского поселения управляется мэром или главой. В процессе тайного голосования или в результате прямого назначения он избирается на четыре года. При условии директивы новый руководитель должен быть утвержден на свою должность не позднее второго воскресенья сентября того года, в котором истекают полномочия его предшественника. Изменения в структуру и принципы руководства были внесены в 2006 году. Кроме того, в обиход были введены новые определения, в том числе и понятие "сити-менеджер".

Права и обязанности главы:

  • представление вверенной ему сельской территории в органах районного, областного и краевого управления;
  • подписание нормативных актов;
  • составление регламентов;
  • создание правовых документов;
  • распределение финансовых потоков;
  • экономическая деятельность;
  • ведение отчетности;
  • решение вопросов, связанных с жизнедеятельностью поселения и зарегистрированного в нем населения.

Руководство ведет активную просветительскую работу. Организует и проводит встречи с учащимися и школьниками, молодежью, работниками аграрных предприятий и пенсионерами.

Население современной России проживает в основном в городах. В дореволюционной России преобладало сельское население, в настоящее время доминирует городское (73%, 108,1 млн человек). Вплоть до 1990 г. в России наблюдался постоянный рост городского населения , способствующий быстрому увеличению его удельного веса в населении страны. Если в 1913 г. на долю городских жителей приходилось лишь 18%, в 1985 г. — 72,4%, то в 1991 г. их число достигло 109,6 млн человек (73,9%).

Главным источником неуклонного роста городского населения в советский период служил приток сельских жителей в города вследствие перераспределения между и сельским хозяйством. Важную роль в обеспечении высоких темпов ежегодного прироста городского населения играет преобразование некоторых сельских поселений в городские с изменением их функций. В гораздо меньшей степени городское население страны росло за счет естественного прироста населения городов.

С 1991 г. впервые за много десятилетий в России началось сокращение численности городского населения . В 1991 г. численность городского населения уменьшилась на 126 тыс. человек, в 1992 г. — на 752 тыс. человек, в 1993 г. — на 549 тыс. человек, в 1994 г. — на 125 тыс. человек, в 1995 г. — на 200 тыс. человек. Таким образом, за 1991-1995 гг. сокращение составило 1 млн 662 тыс. человек. В итоге доля городского населения страны снизилась с 73,9 до 73,0%, но к 2001 г. поднялась до 74% при численности городского населения 105,6 млн чел.

Наибольшее абсолютное сокращение городского населения произошло в Центральном (387 тыс. человек). Дальневосточном (368 тыс. человек) и Западно-Сибирском (359 тыс. человек) районах. По темпам интенсивности сокращения лидируют Дальневосточный (6,0%), Северный (5,0%) и Западно-Сибирский (3,2%) районы. В азиатской части страны абсолютные потери городского населения в целом больше, чем в европейской (836 тыс. человек, или 3,5%, по сравнению с 626 тыс. человек, или 0,7%).

Тенденция роста доли городского населения сохранилась вплоть до 1995 г. лишь в Поволжском, Центрально-Черноземном, Уральском, Северо-Кавказском и Волго-Вятском районах, причем в двух последних районах прирост городского населения за 1991-1994 гг. был минимальным.

Основные причины сокращения городского населения в России :

  • изменившееся соотношение миграционных потоков, прибывающих в городские поселения и выбывающих из них;
  • сокращение в последние годы числа поселков городского типа (в 1991 г. их число составило 2204; к началу 1994 г. — 2070; 2000 г. — 1875; 2005-1461; 2008 г. — 1361);
  • отрицательный естественный прирост населения.

В России наложила свой отпечаток не только на соотношение городского и сельского населения в территориальном разрезе, но и на структуру городских поселений.

Население городов России

Городом в России может считаться населенный пункт, численность которого превышает 12 тысяч человек и более 85% населения которого занято в несельскохозяйственном производстве. По функциям различают города: промышленные, транспортные, научные центры, города-курорты. По численности населения города подразделяются на малые (до 50 тыс. жителей), средние (50- 100 тыс. человек), большие (100-250 тыс. человек), крупные (250-500 тыс. человек), крупнейшие (500 тыс.- 1 млн человек) и города-миллионеры (население свыше 1 млн человек). Г.М. Лаппо выделяет категорию полусредних городов с числом жителей от 20 до 50 тыс. чел. Столицы республик, краев и областей выполняют несколько функций — это многофункциональные города.

До Великой отечественной войны на территории России было два города-миллионера, в 1995 г. их число возросло до 13 (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Казань, Волгоград, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Уфа, Челябинск).

В настоящее время (2009 г.) на территории России насчитывается 11 городов-миллионеров (табл. 2).

Ряд крупнейших городов России, имеющих численность населения более 700 тыс., но менее 1 млн, — Пермь, Волгоград, Красноярск, Саратов, Воронеж, Краснодар, Тольятти — иногда именуются городами-субмиллионерами. Первые два из этих городов, бывшие в свое время миллионерами, а также Красноярск часто называют миллионерами в публицистике и полуофициально.

Большинство из них (кроме Тольятти и отчасти Волгограда и Саратова) также являются межрегиональными центрами социально-экономического развития и притяжения.

Таблица 2. Города-миллионеры России

В крупных городах России проживает более 40% населения. Многофункциональные города растут очень быстро, рядом с ними появляются города-спутники, образуя городские агломерации.

Города-миллионеры являются центрами городских агломераций, которые дополнительно характеризуют людность и значимость города (табл. 3).

Несмотря на преимущества крупных городов, их рост ограничивают, так как возникают трудности в обеспечении городов водой и жильем, снабжении растущего населения, сохранении зеленых массивов.

Сельское население России

Сельское расселение — распределение жителей по населенным пунктам, находящимся в сельской местности. При этом сельской местностью считается вся территория, расположенная за пределами городских поселений. В начале XXI в. в России насчитывается примерно 150 тыс.сельских населенных пунктов, в которых проживает около 38,8 млн человек (данные переписи 2002 г.). Главное отличие сельских поселений от городских — занятие их жителей преимущественно сельским хозяйством. В действительности в современной России сельским хозяйством занимается лишь 55% сельского населения, остальные 45% работают в промышленности, транспорте, непроизводственной сфере и других «городских» отраслях экономики.

Таблица 3. Городские агломерации России

Характер расселения сельского населения России различается по природным зонам в зависимости от условий хозяйственной деятельности, национальных традиций и обычаев проживающих в тех регионах народов. Это деревни, станицы, хутора, аулы, временные поселения охотников и оленеводов и т.д. Средняя плотность сельского населения в России составляет примерно 2 чел./км 2 . Самая высокая плотность сельского населения отмечена на юге России в Предкавказье (Краснодарский край — более 64 чел./км 2).

Сельские населенные пункты классифицируются в зависимости от их размеров (численности населения) и выполняемых функций. Средний размер сельского поселения в России в 150 раз меньше городского. По размерам выделяют следующие группы сельских пунктов:

  • мельчайшие (до 50 жителей);
  • мелкие (51-100 жителей);
  • средние (101-500 жителей);
  • крупные (501-1000 жителей);
  • крупнейшие (свыше 1000 жителей).

Почти половина (48%) всех сельских поселений страны являются мельчайшими, но в них проживает 3% сельского населения. Наибольшая доля сельских жителей (почти половина) проживают в самых крупных поселениях. Особенно большими размерами отличаются сельские поселения на Северном Кавказе, где они раскинулись на многие километры и насчитывают до 50 тыс. жителей. Доля крупнейших поселений в общей численности сельских постоянно увеличивается. В 90-е годы XX в. появились поселки беженцев и временных переселенцев, разрастаются коттеджные и дачные поселки в пригородах крупных городов.

По функциональному типу подавляющая часть сельских поселений (более 90%) являются сельскохозяйственными. Большинство несельскохозяйственных поселений являются транспортными (около железнодорожных станций) или рекреационными (около санаториев, домов отдыха, других учреждений), также промышленные, лесозаготовительные, военные и др.

Внутри сельскохозяйственного типа выделяют поселения:

  • со значительным развитием административных, обслуживающих и распределительных функций (райцентры);
  • с местными административными и хозяйственными функциями (центры сельских администраций и центральные усадьбы крупных сельскохозяйственных предприятий);
  • с наличием крупного сельскохозяйственного производства (растениеводческих бригад, животноводческих ферм);
  • без производственных предприятий, с развитием только личного подсобного хозяйства.

При этом размер населенных пунктов закономерно уменьшается от сельских райцентров (которые являются крупнейшими) до поселений без производственных предприятий (которые, как правило, являются мелкими и мельчайшими).

Сельское поселение представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунк­тов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и т. д.).

Городское поселение - это город или поселок с прилегаю­щей территорией. В составе городского поселения могут нахо­диться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями (муниципальными образованиями). Численность жителей в таких сельских населенных пунктах должна состав­лять, как правило, менее 1 тыс. человек.

1. К вопросам местного значения поселения относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

Сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов).

Городское поселение - это город или поселок с прилегающей тер­риторией (в составе городского поселения также могут находиться сель­ские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями). Терри­тория субъекта Российской Федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями.

Населенный пункт городского типа (кроме городов федерального значения) наделяется статусом поселения вне зависимости от числен­ности населения и размера территории.


Сельские поселения образуются по более сложным правилам.

1. Численность населения сельского поселения не может быть менее 1 тыс. человек.

2. Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения.

3. Границы поселения, в состав которого входят два и более насе­ленных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в тече­ние рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться при установ­лении границ муниципальных районов на территориях с низкой плот­ностью населения и в труднодоступных местностях.

4. Поселение входит в состав одного муниципального района. Из указанных правил существуют исключения.

1. На территориях с высокой плотностью населения минимальная численность населения сельского поселения составляет 3 тыс. человек.

2. В соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сель­ский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек.

3. Сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек, расположенный на территории с низкой плотностью насе­ления или в труднодоступной местности, может непосредственно войти в состав района, если такое решение принято на сходе граждан, прожи­вающих в соответствующем населенном пункте.

К территориям с низкой плотностью населения относятся террито­рии субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных рай­онов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью населения, утверждается Правитель­ством Российской Федерации

К территориям с высокой плотностью населения относятся терри­тории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сель­ских поселений в которых более чем в три раза выше средней плотно­сти населения сельских поселений в Российской Федерации.

Если же численность населения сельских населенных пунктов, яв­ляющихся муниципальными образованиями- поселениями, состав­ляет менее 500 человек, а на территориях с высокой плотностью насе­ления - менее 1500 человек, органы местного самоуправления, органы

государственной власти субъектов Российской Федерации, федераль­ные органы государственной власти обязаны инициировать процедуру изменения границ поселения.

Статус сельского поселения получает один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов с учетом следующих критериев:

А) Критерий численности населения:

Сельское поселение – один сельский населенный пункт (поселок), если его численность населения – более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) (п.6 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);

Сельское поселение – несколько сельских населенных пунктов, объединенных общей территорией, если численность населения в каждом из них – менее 1000 (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек) (п.6 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);

Исключение: сельское поселение – сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек с учетом плотности населения субъекта РФ и доступности территории поселения (п. 8 ч.1 ст.11 ФЗ № 131).

Лекция: Для сельского поселения базовый момент – это численность. Не каждая территориально объединенная общность может претендовать на статус муниципального образования. т. е. в данном случае численность населения должна быть более 1000 человек (в некоторых местностях это требование повышено). Когда данное требование не применяется – см. выше.

Опять же, в рамках территории должен быть хотя бы один сельский населенный пункт, т. е. население должно быть территориально объединено. Если население по территории чрезмерно рассредоточено и не сформирован населенный пункт, то говорить о том, что данная территория претендует на получение статуса сельского поселения, проблематично.

Б) Критерий доступности административного центра сельского поселения:

Пешеходная доступность до административного центра поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав: исключение составляют территории с низкой плотностью сельского населения, отдаленные и труднодоступные местности (п.11 ч.1 ст.11 ФЗ № 131).

Лекция: Критерий транспортной доступности. Это один из самых неопределенных критериев (как и достаточность инфраструктуры). На самом деле нельзя сказать, что не пытались на эту тему задумываться как сами муниципалы, так и в субъекте РФ. В связи с этим в Государственную Думу поступили ряд обращений, по которым от государственной думы просили дать разъяснение:

Начнем с того, что транспортная доступность – это та категория, которая в законе не определена. Вообще надо отметить, что 131-ФЗ нас в принципе не балует терминологией и в этом смысле концепция закона, что он не дает понимания тех категорий, которые в нем используется, ужасна.

Возник вопрос, как определять транспортную доступность? Т. е. идет ли речь о доступности административного центра средствами маршрутного транспорта или общественного транспорта. В связи с этим в конкретном запросе ставился вопрос о том, что сельские населенные пункты, входящие в состав муниципалитета, недостаточно обеспечены маршрутным транспортом. как В связи с этим относится к критерию доступности, соблюдается он или нет? На что государственная дума дала простой, но гениальный ответ: критерий в сущности носит рекомендательный характер, а местное самоуправление должно содействовать развитию маршрутного транспорта.

Как поняли этот критерий в другом МО. Там попытались математически рассчитать транспортную доступность и взять за основу скорость движения пешехода. И в связи с этим возник вопрос к ГД – какую скорость движения пешехода следует брать за основу при расчете транспортной и пешеходной доступности до центра муниципального образования. Проблема следующая – отличается скорость пешеходов разного возраста, как рассчитывать расстояние (рассчитывать ли пешеходную доступность с учетом дорог, по которым пойдет пешеход или рассчитывать по географическому принципу – взять карту, соединить два населенных пункта прямой, измерить расстояние между ними и все равно, что там 5 км болота). В связи с этим ГД дала ответ – требования п. 11 ч. 1 ст. 11 носят рекомендательный характер, поэтому никаких расчетов проводить не требуется.

è Законодатель сам не представляет, что он установил.

Территории с низкой и высокой плотностью населения

К территориям с высокой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в РФ (ч.4 ст.11 ФЗ № 131)

К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в РФ (ч.3 ст.11 ФЗ № 131)

! Распоряжение Правительства РФ от 25 мая 2004 г. № 707-р «Об утверждении перечней субъектов РФ и отдельных районов субъектов РФ (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой либо с высокой плотностью населения»

Муниципальный район.

Состав территории муниципального района

Муниципальные районы включают территории городских и сельских поселений, за исключением городских округов, а также межселенные территории (п.2 ч.1 ст.11 ФЗ № 131). Кроме того, в состав муниципального района могут непосредственно включаться населенные пункты на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях с численностью населения менее 100 человек, не наделенные статусом сельского поселения и не входящие в состав поселения, если решение о непосредственном вхождении в район принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте (п.9 ч.1 ст.11 ФЗ № 131)

Лекция: Это территории смешанного состава и сложносоставные. Они включают в себя и сельские, и городские населенные пункты, также могут включать в себя только сельские или только городские населенные пункты. Помимо этого в них входят территории, не имеющие статуса МО, т. н. межселенные территории – они входят непосредственно в муниципальные район и в связи с этим население, которое проживает на межселенных территориях, имеет доступ к местному самоуправлению.

Критерии определения границ муниципального района (МР)

П.11 ч.1 ст.11 ФЗ № 131:

Необходимость создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также для осуществления на всей территории МР отдельных переданных законами государственных полномочий (достаточность инфраструктуры)

Транспортная доступность до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в район (исключение составляют территории с низкой плотностью сельского населения, отдаленные и труднодоступные местности) (транспортная доступность)

Т. е. у нас есть нормы, какие-то требования, но они не позволяют наделить территорию подходящим статусом, т. е. мы с достаточной уверенностью на сегодняшний день не можем говорить о том, что эта территория – городской округ, эта – городское поселение, а вот эта – муниципальный район.

Концепция закона такова, чтобы максимальное количество территории РФ покрыть муниципальными районами и должен быть максимальный территориальный охват двухуровневой системой местного самоуправления. Поэтому у нас муниципальные районы – это все, что только может быть (независимо от того, что у нас с транспортной доступность, инфраструктурой).

Были субъекты РФ, которые пытались обойти эту ситуацию. Это был Калининград. Пошел он по очень интересному пути – он стал все муниципалитеты наделять статусом городского округа и двухуровневую модель местного самоуправления, установленную законом, обойти. С точки зрения разумности этой идеи можно ставить вопрос о том, что далеко не все территории отвечают требованиям, которые предъявляются к городскому округу. В связи с этим логически напрашивается вывод, что субъект РФ ограничен в выборе модели местного самоуправления – на сегодняшний день субъект РФ не имеет права выбора, везде должна быть двухуровневая модель, городские округа – это скорее как исключение.

Административный центр

Административный центр муниципального района – населенный пункт, в котором определено местонахождение органов МСУ района, и, прежде всего, районного представительного органа, устанавливается законом субъекта РФ: статус административного центра может быть придан также городу (поселку), имеющему статус городского округа и расположенному в границах муниципального района (п.10 ч.1 ст.11 ФЗ № 131).

Речь идет о населенном пункте. Муниципальный район – это всегда несколько населенных пунктов. Исходя из этого, дабы определиться с вопросом, где находятся органы власти муниципального района, необходимо установить, что является административным центром.

В чем заключается проблема в данной ситуации.

1. Мы уже отмечали, что при использовании термина «административный центр» происходит смешение таких категорий как административно-территориальное устройство и муниципально-территориальное устройство.

2. Административным центром МР является городской округ, расположенный в границах муниципального района. Т. е. вроде бы мы говорим о том, что городской округ – это МО такого же уровня, как и МР. Но нас получается, что административный центр одного муниципального образования располагается в другом муниципальном образовании такого же уровня. По сути эта ситуация говорит нам о том, что понижается статус городского округа в связи с этим, хотя по идее этого не должно происходить. Что касается логики нахождения административного центра одной публичной единицы на территории другой публичной единицы, она у нас есть на уровне субъектов федерации – органы публичной власти Ленинградской Области находятся в СПБ. Просто исторически сложилось так, что город Ленинград, а затем Санкт-Петербург, был центром определенной территории и в данном контексте ситуация, которая описывается в законе, скорее всего связана с тем, что муниципальное образование, которое получило статус городского округа, в свое время тоже аккумулировало на себе властные функции в отношении как своей территории, так и территории, которая стала муниципальным районом. Или иная ситуация - когда муниципальный район состоит из такого количества поселений, причем небольших, и ни одно из них не может претендовать на статус административного центра.

Специфика муниципальных образований в ГФЗ.

Виды внутригородских территорий городов федерального значения

В Санкт-Петербурге 111 внутригородских муниципальных образований:

81 муниципальный округ,

9 городов,

21 поселок (всего 111 муниципальных образований),

Ср.: расположены в границах 18 административных районов Санкт-Петербурга, представляющими территориальный уровень городской государственной власти

(ст.2, 7 Закона Санкт-Петербурга № 411-68)

В Москве: 125 ВГТ ГФЗ в границах 123 районов и 10 АО
(Закон города Москвы № 59 от 15 октября 2003 г. «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве»)

В ГФЗ отсутствует второй уровень местного самоуправления. Для ГФЗ ничего подобного аля муниципальный район нет. Муниципальный округ – это первичное звено, также как город и поселок. Не путать муниципальный округ и муниципальный район . Эти 111 МО расположены на территории 19 административных районов СПБ. Административный район – это уровень государственной власти субъекта РФ.

Муниципально-территоральные преобразования в переходный период (окт.2003 г. – март 2005 г.)

Наделение статусом ранее существовавших и вновь образованных МО законами субъектов РФ (Ср.: 1757 законов на 1.10.2006; Ленобласть: 18 законов)

Упразднение МО, существование которых не соответствовало требованиям ФЗ № 131

Изменение границ и преобразование МО, существовавших на 8.10.2003

! Коллизии, возникшие в результате применения указанных процедур на практике

Преобразование муниципальных образований

Преобразование муниципальных образований – процедуры, связанные с изменением статуса существующих муниципальных образований (может быть связано с изменением границ).

Речь идет об изменении статуса существующих муниципальных образований. Это изменение статуса может быть связано с изменением границ.

Виды преобразований МО

А. Объединение муниципальных образований – слияние двух и более муниципальных образований одного уровня, в результате которого ранее существовавшие муниципальные образования прекращают свое существование, а на их территории создается новое муниципальное образование, либо присоединение муниципального образования низового уровня (поселения) к городскому округу, в результате которого поселение утрачивает статус муниципального образования

Б. Разделение муниципальных образований – преобразование путем деления муниципального образования, в результате которого образуются два и более муниципальных образования, а разделяемое муниципальное образование прекращает свое существование

Следующие виды преобразований связаны сугубо со статусом

В. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа – преобразование городского поселения и прилегающего муниципального района, в результате которого городское поселение приобретает статус городского округа и выделяется из состава муниципального района

Г.Изменение статуса городского поселения в связи с лишением его статуса городского округа – преобразование городского округа и прилегающего муниципального района, в результате которого городской округ приобретает статус городского поселения и включается в состав муниципального района

Формы преобразований, которые в законе есть:

Преобразования, связанные с объединением

1. Объединение поселений в границах одного муниципального района (т. е. было у нас, условно говоря, три поселения в одном муниципальном районе, два объединилось в одно – в итоге поселений в рамках муниципального района осталось два)

2. Объединение городского округа и поселения.

3. Объединение муниципальных районов

Преобразование МО путем их разделения

1. Разделение поселений на два и более поселения

2. Разделение МР на два и более муниципальных района

Изменение статуса МО

1. Преобразование городского поселения и в городской округ

2. Преобразование городского округа в городское поселение.

Упразднение МО – закон делает акцент на упразднение сельских поселений. С упразднением городских поселений есть проблемы с точки зрения правового регулирования.

А теперь то, чего в законе нет:

1. Невозможно объединить поселения различных муниципальных районов. Т. е. с одной стороны у муниципалитетов есть определенная свобода в рамках территориальных преобразований (если два поселения решат объединится в рамках одного муниципального района, изъявят согласие, должным образом будет учтено мнение населения и т. д., то кто им воспрепятствует; в сущности это их дело), но если эти поселения находятся на территории двух разных муниципальных районов, то никто не позволит создать муниципалитет, который бы находился одновременно в границах двух муниципальных районов - у нас это не допускается и в связи с этим такое преобразование в законе и не упомянуто.

2. Объединение городских округов. Непонятно, почему два муниципальных района можно объединить, а два городских округа нельзя.

3. В законе отсутствует объединение муниципального района и всех его поселений в единый городской округ, т. е. в одно действие никак нельзя перейти от муниципального района в городской округ (даже если на то будет желание и согласие всех жителей муниципальных образований, входящих в состав муниципального района). Посредством нескольких преобразований – еще можно, но в одно действие никак.

4. В законе отсутствует такая форма как разделение городского округа на два и более городских округов. Почему - непонятно.

5. Невозможно, исходя из отсутствия норм закона, разделить городской округ на муниципальный район и входящие в него поселения. В одно действие этого не сделать никак.

6. В законе не упоминается преобразование городского поселения в сельское и сельского поселения в городское (а ведь статусом городского поселения могут наделяться сельские населенные пункты).

è Закон предусматривает далеко не все формы территориальных преобразований, которые необходимы.

Этапы преобразования, упразднения, изменения границ муниципальных образований

Число сельских населенных пунктов и поселков городского типа продолжает снижаться

В результате процессов урбанизации и особенностей исторического развития России ее сельское население в периоды между переписями населения устойчиво сокращалось, начиная с середины 1920-х годов. Сокращение численности городского населения стало новым явлением после переписи 1989 года (рис. 7). За период между переписями 1989 и 2002 года число городских жителей сократилось даже в большей степени, чем сельских (-1,4% против -0,8%). В период между переписями 2002 и 2010 годов убыль сельского населения была более значительной (-3,0%), чем городского населения (-1,0%). В итоге доля горожан в общей численности населения России после периода быстрого и устойчивого роста стабилизировалась на уровне чуть более 73% (73,4% в 1989 году, 73,3% в 2002 году, 73,7% в 2010 году).

Критерием отнесения к группе городских или сельских жителей в России служит постоянное проживание в городском или сельском поселении. При этом городскими поселениями считаются населенные пункты, утвержденные законодательными актами в качестве городов и поселков городского типа (рабочих, курортных, дачных поселков и поселков закрытых административно-территориальных образований). Все остальные населенные пункты считаются сельскими. Сведения об административно-территориальном делении, используемые при статистической разработке данных о населении, основываются на официальных документах, поступивших от органов власти субъектов Российской Федерации.

Рисунок 7. Численность городского и сельского населения России по данным переписей населения, миллионов человек

Отличительной особенностью двух последних межпереписных периодов стало быстрое сокращение числа городских поселений за счет поселков городского типа, нередко совмещающих в себе черты небольших городков и сельских поселений. Число городов продолжало умеренно возрастать и практически стабилизировалось в последние годы (рис. 8).

На 14 октября 2010 года в России насчитывалось 2386 городов и поселков городского типа. Число поселков городского типа уменьшилось по сравнению с 2002 годом на 554:

  • 413 поселков городского типа в соответствии с решением органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления преобразованы в сельские населенные пункты,
  • 141 поселок городского типа исключен из учетных данных в связи с включением их в черту других городских населенных пунктов (127) или ликвидацией в связи с выездом жителей (ликвидировано 14 поселков городского типа, из них 6 - в Республике Саха (Якутия), 8 - в Чукотском автономном округе).

Рисунок 8. Число городских поселений России по данным переписей населения

Среди 1100 российских городов 85% составляют города с численностью населения до 100 тысяч жителей, и число их продолжает расти (табл. 1). Число самых крупных городов, в которых проживает миллион человек и более, устойчиво росло до 1989 года, а затем практически стабилизировалось, изменяясь лишь за счет повышения-понижения ранга Волгограда с населением численностью около миллиона человека. Число менее крупных городов изменялось за счет повышения ранга одних городов и снижения других, переходящих в группу городов меньшего размера. Устойчивый рост, характерный для предшествующих десятилетий, прекратился.

Таблица 1. Распределение городов Российской Федерации по числу жителей, по данным переписей населения

Всего городов

до 100 тысяч

1 млн. и более

Несмотря на убыль городского населения, сохраняется тенденция концентрации населения в больших городах. Численность населения, проживающего в городах с числом жителей от 100 тысяч и более, увеличилась по сравнению с 2002 годом на 2 миллиона человек (с 68,2 до 70,2 миллиона человек), а его удельный вес в городском населении России - с 64% до 67%.

Неуклонно возрастает число жителей городов-миллионеров (рис. 9). Численность населения, проживающих в городах с числом жителей от 500 тысяч до 1 миллиона, сократилась в период между переписями 1989 и 2002 года, но заметно увеличилась между переписями 2002 и 2010 годов. Численность населения городов меньшего размера, увеличивавшаяся за 1989-2002 годы, в период между переписями 2002 и 2010 годов сократилась.

Рисунок 9. Распределение населения городов России по городам с разным числом жителей, по данным переписей населения, миллионов человек

Хотя тенденция концентрации горожан в крупных городах сохраняется, скорость ее явно замедлилась (табл. 2). В 2010 году, как и в 2002, 40% жителей больших городов - с численностью населения 100 тысяч человек и более - было сосредоточено в городах-миллионерах.

Таблица 2. Распределение населения городов Российской Федерации по городам разной людности, по данным переписей населения

Население все городов

в том числе с числом жителей:

до 100 тысяч

100-499,9 тысячи

500-999,9 тысячи

1 млн. и более

За период между переписями 2002 и 2010 годов увеличилась численность населения всех городов-миллионеров, за исключением Нижнего Новгорода, а также Перми, выбывшей из их числа (табл. 3). За предшествующий межпереписной период рост населения был зафиксирован только в 5 из 13 городов.

Устойчивым и быстрым ростом в этой группе городов особенно выделяется Москва за счет значительного притока мигрантов. Превышение данных о численности населения по предварительным итогам ВПН-2010 над численностью по текущей оценке составило в Москве 951 тысячу человек (9% от численности населения). В других крупнейших городах страны оно было менее значительным, составив в Санкт-Петербурге 248 тысяч человек (5,4%), Новосибирске – 65 тысяч человек (4,6%), Волгограде – 42 тысячи человек (4,2%), Ростове-на-Дону – 42 тысячи человек (4,0%), в остальных – 3% и менее. Только в Нижнем Новгороде в ходе переписи 2010 года было учтено меньше постоянных жителей, чем оценивалось по данным текущего учета - на 20 тысяч, или на 1,6%.

Таблица 3. Численность населения городов Российской Федерации с числом жителей от 1 миллиона и более, по данным переписей населения и текущего учета

Оценка на 01.01.10

Перепись на 14.10.10

2002 к 1989

2010 к 2002

2010 к 1989

Санкт-Петербург

Новосибирск

Екатеринбург

Нижний Новгород

Челябинск

Ростов-на-Дону

Волгоград

* без населенных пунктов, подчиненных администрации города

Среди больших городов меньшего размера – с числом жителей от 500 тысяч до 1 миллиона – очень высоким приростом населения выделяется столица Республики Дагестан (табл. 4). Стоит отметить, что численность населения Махачкалы по предварительным данным ВПН-2010 превысила ее оценку по данным текущего учета на 23% (на 109 тысяч человек). Высоким приростом населения в этой группе городов отличаются также Краснодар и Тюмень, причем расхождение между предварительными данными ВПН-2010 и оценкой по данным текущего учета незначительно (4,4% и 0,3%, соответственно). Некоторые города, теряя население, снижают свой ранг, переходя в группу городов меньшего размера.

Таблица 4. Численность населения городов Российской Федерации с числом жителей от 500 тысяч до 1 миллиона, по данным переписей населения и текущего учета

Численность населения, тысяч человек

Изменение численности населения между переписями, в %

Оценка на 01.01.10

Перепись на 14.10.10

2002 к 1989

2010 к 2002

2010 к 1989

Красноярск

Краснодар

Тольятти

Ульяновск

Владивосток

Ярославль

Махачкала

Хабаровск

Новокузнецк

Оренбург

Кемерово

Астрахань

Набережные Челны

Число сельских поселений быстро и устойчиво сокращалось до 1989 года, в последний межпереписной период этот процесс замедлился (рис. 10).

В период между переписями 1959 и 1989 годов число сельских населенных пунктов сократилось почти вдвое – с 294059 до 152922. Между переписями 1989 и 2002 годов общее число сельских населенных пунктов, по данным Росстата, увеличилось на 2367, или на 1,5%, но при этом в 13086 поселениях (8,4% от общего числа) на момент переписи 2002 года никто не проживал. При этом Росстат не пояснял, учитывались ли такие поселения в предыдущих переписях населения, однако число населенных пунктов, в которых проживает не более 5 человек, почти удвоилось за 1989-2002 годы (с 16925 до 32997, включая поселения в которых никто не проживал на момент переписи 2002 года). Число сельских населенных пунктов, в которых проживает от 6 до 10 человек, увеличилось на 6,4% (с 13245 до 14029). А число сельских населенных пунктов, в которых проживает от 11 до 3000 человек, напротив, снизилось, более всего – на 21% - с числом жителей от 26 до 50 человек (с 19939 до 15770). Число более крупных сельских населенных пунктов, увеличилось: с числом жителей от 3 до 5 тысяч человек - на 8,7% (с 803 до 873), с числом жителей более 5 тысяч человек - на 34,3% (с 601 до 807).

На момент переписи 2002 года 30,3% от общего числа сельских населенных пунктов составляли мелкие поселения – с числом жителей не более 10 человек (в том числе и совсем без населения), 34,1% - с числом жителей от 11 до 100, 35,6% - с числом жителей свыше 100 человек.

За период между переписями 2002 и 2010 годов число сельских населенных пунктов уменьшилось на 2,2 тысячи, в основном, из-за их ликвидации в связи с отсутствием жителей, укрупнения (объединения) с другими сельскими населенными пунктами или включения их в черту городов.

На момент переписи 2010 года насчитывалось 153,1 тысячи сельских населенных пунктов. Среди них до 36,3% увеличилась доля мелких поселений с числом жителей не более 10 человек (в том числе 12,7% - без населения), а доля более крупных поселений снизилась: с числом жителей от 11 до 100 – до 30,4%, с числом жителей свыше 100 человек – до 33,2%.

Рисунок 10. Распределение сельских населенных пунктов России по числу жителей, по данным переписей населения, тысяч населенных пунктов

* до 10 человек в 2002 и 2010 годах – включая сельские населенные пункты без населения

Около 80% сельских населенных пунктов без населения и с числом жителей не более 10 человек сосредоточены в Центральном и Северо-Западном федеральном округах, в том числе около 30% в Тверской, Вологодской и Псковской областях.

Наиболее высок удельный вес населенных пунктов без населения в Костромской, Тверской, Ярославской, Вологодской, Псковской, Кировской и Магаданской областях, а также и Республике Ингушетии (свыше 20%).

По сравнению с переписью 2002 года увеличилось и число деревень и хуторов с населением 10 человек и менее. В 2010 году они составляли почти четверть всех сельских поселений, в то время как в 2002 году - примерно пятую часть. В них проживает, по предварительным данным ВПН-2010, всего 0,5% сельского населения (в 1989 и 2002 годах – по 0,4%). В основном эти сельские населенные пункты сосредоточены в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. В Ярославской, Вологодской, Новгородской и Псковской областях удельный вес маленьких деревень и хуторов превышает 40%.