Территории сельских поселений. Сельские поселения. Изменение численности населения между переписями, в %
Историки утверждают, что первые прототипы современных деревень, хуторов, аулов и кишлаков появились около десяти тысячелетий назад на пике развития земледелия. Подобные сельские поселения имели небольшой размер. В них проживало всего порядка ста человек. Чаще всего общественные стоянки имели форму круга и состояли из нескольких колец. Внешний пояс образовывали крупные строения, внутренний - хижины. Центр использовался для выгона скота и публичных сборищ.
Палаточный лагерь - изобретение кочевых племен. Его геометрия разительно отличалась от устройства деревень оседлых народностей. Юрты азиатов устанавливались рядами. На тот момент сельские поселения еще не делились на зоны в соответствии с социальными и общественными различиями между жителями. Все палатки имели примерно одинаковые габариты и внешний вид.
Починок
До начала XX столетия починком на Руси принято было называть абсолютно любой населенный пункт. Возникнув однажды, он разрастался и со временем превращался в деревню. Этот термин впервые был использован в летописи, датируемой XV веком. Начало ему мог дать один единственный двор, который также назывался займищем. Чаще всего такие сельские поселения располагались в непосредственной близости от родовой деревни у озера или иного водоема.
Классификация
Выделяют несколько десятков типов деревень, сосредоточенных на территории Европы. К категории крупных относят городища и села, к разряду мелких - фермы, выселки и хутора. Отличались они не только количеством жителей, но и устройством. Существовала ядерная, кучевая и линейная планировка.
Одни стойбища были сосредоточены вокруг подобия площади, на которой в дальнейшем в муниципалитетах западных стран появились кирхи и церкви. Другие представляли собой хаотично установленные жилые и подсобные постройки. Иногда среди них выделялись семейные гнезда. Ярким примером линейного расположения являются русские починки, которые состояли из одной улицы, протянувшейся вдоль тракта.
Населенные пункты РФ
В России муниципальные сельские поселения - это места постоянного проживания и ведения хозяйства граждан Российской Федерации. В нашей стране их принадлежность к определенному типу не зависит от общего количества жителей и плотности застройки. Вместо этого выступает фактор занятости населения в том или ином виде народного хозяйства.
Станица Каневская - самый большой населенный пункт подобного типа. Расположена она в Краснодарском крае. В ней зарегистрировано более 44 000 человек.
Все сельские поселения области обладают собственным административным аппаратом. В рамках переписи, проведенной в 2010 году, было зафиксировано немногим более 153 000 деревень, зимовий, кишлаков, улусов, разъездов, колхозов, совхозов и хуторов. При этом 20 000 из них оказались заброшенными.
Местное самоуправление
Деятельность, которую выполняет администрация сельского поселения, регламентируется уставом, который наделяет ее членов рядом полномочий. В нем указаны сроки действия мандатов, варианты отчетности, условия организации и функции руководства муниципального субъекта. В компетенции аппарата находятся организационные и финансовые вопросы, исполнение локального бюджета, участие в хозяйственных и гражданских правовых отношениях.
Выборы
Администрация сельского поселения управляется мэром или главой. В процессе тайного голосования или в результате прямого назначения он избирается на четыре года. При условии директивы новый руководитель должен быть утвержден на свою должность не позднее второго воскресенья сентября того года, в котором истекают полномочия его предшественника. Изменения в структуру и принципы руководства были внесены в 2006 году. Кроме того, в обиход были введены новые определения, в том числе и понятие "сити-менеджер".
Права и обязанности главы:
- представление вверенной ему сельской территории в органах районного, областного и краевого управления;
- подписание нормативных актов;
- составление регламентов;
- создание правовых документов;
- распределение финансовых потоков;
- экономическая деятельность;
- ведение отчетности;
- решение вопросов, связанных с жизнедеятельностью поселения и зарегистрированного в нем населения.
Руководство ведет активную просветительскую работу. Организует и проводит встречи с учащимися и школьниками, молодежью, работниками аграрных предприятий и пенсионерами.
Население современной России проживает в основном в городах. В дореволюционной России преобладало сельское население, в настоящее время доминирует городское (73%, 108,1 млн человек). Вплоть до 1990 г. в России наблюдался постоянный рост городского населения , способствующий быстрому увеличению его удельного веса в населении страны. Если в 1913 г. на долю городских жителей приходилось лишь 18%, в 1985 г. — 72,4%, то в 1991 г. их число достигло 109,6 млн человек (73,9%).
Главным источником неуклонного роста городского населения в советский период служил приток сельских жителей в города вследствие перераспределения между и сельским хозяйством. Важную роль в обеспечении высоких темпов ежегодного прироста городского населения играет преобразование некоторых сельских поселений в городские с изменением их функций. В гораздо меньшей степени городское население страны росло за счет естественного прироста населения городов.
С 1991 г. впервые за много десятилетий в России началось сокращение численности городского населения . В 1991 г. численность городского населения уменьшилась на 126 тыс. человек, в 1992 г. — на 752 тыс. человек, в 1993 г. — на 549 тыс. человек, в 1994 г. — на 125 тыс. человек, в 1995 г. — на 200 тыс. человек. Таким образом, за 1991-1995 гг. сокращение составило 1 млн 662 тыс. человек. В итоге доля городского населения страны снизилась с 73,9 до 73,0%, но к 2001 г. поднялась до 74% при численности городского населения 105,6 млн чел.
Наибольшее абсолютное сокращение городского населения произошло в Центральном (387 тыс. человек). Дальневосточном (368 тыс. человек) и Западно-Сибирском (359 тыс. человек) районах. По темпам интенсивности сокращения лидируют Дальневосточный (6,0%), Северный (5,0%) и Западно-Сибирский (3,2%) районы. В азиатской части страны абсолютные потери городского населения в целом больше, чем в европейской (836 тыс. человек, или 3,5%, по сравнению с 626 тыс. человек, или 0,7%).
Тенденция роста доли городского населения сохранилась вплоть до 1995 г. лишь в Поволжском, Центрально-Черноземном, Уральском, Северо-Кавказском и Волго-Вятском районах, причем в двух последних районах прирост городского населения за 1991-1994 гг. был минимальным.
Основные причины сокращения городского населения в России :
- изменившееся соотношение миграционных потоков, прибывающих в городские поселения и выбывающих из них;
- сокращение в последние годы числа поселков городского типа (в 1991 г. их число составило 2204; к началу 1994 г. — 2070; 2000 г. — 1875; 2005-1461; 2008 г. — 1361);
- отрицательный естественный прирост населения.
В России наложила свой отпечаток не только на соотношение городского и сельского населения в территориальном разрезе, но и на структуру городских поселений.
Население городов России
Городом в России может считаться населенный пункт, численность которого превышает 12 тысяч человек и более 85% населения которого занято в несельскохозяйственном производстве. По функциям различают города: промышленные, транспортные, научные центры, города-курорты. По численности населения города подразделяются на малые (до 50 тыс. жителей), средние (50- 100 тыс. человек), большие (100-250 тыс. человек), крупные (250-500 тыс. человек), крупнейшие (500 тыс.- 1 млн человек) и города-миллионеры (население свыше 1 млн человек). Г.М. Лаппо выделяет категорию полусредних городов с числом жителей от 20 до 50 тыс. чел. Столицы республик, краев и областей выполняют несколько функций — это многофункциональные города.
До Великой отечественной войны на территории России было два города-миллионера, в 1995 г. их число возросло до 13 (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Казань, Волгоград, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Уфа, Челябинск).
В настоящее время (2009 г.) на территории России насчитывается 11 городов-миллионеров (табл. 2).
Ряд крупнейших городов России, имеющих численность населения более 700 тыс., но менее 1 млн, — Пермь, Волгоград, Красноярск, Саратов, Воронеж, Краснодар, Тольятти — иногда именуются городами-субмиллионерами. Первые два из этих городов, бывшие в свое время миллионерами, а также Красноярск часто называют миллионерами в публицистике и полуофициально.
Большинство из них (кроме Тольятти и отчасти Волгограда и Саратова) также являются межрегиональными центрами социально-экономического развития и притяжения.
Таблица 2. Города-миллионеры РоссииВ крупных городах России проживает более 40% населения. Многофункциональные города растут очень быстро, рядом с ними появляются города-спутники, образуя городские агломерации.
Города-миллионеры являются центрами городских агломераций, которые дополнительно характеризуют людность и значимость города (табл. 3).
Несмотря на преимущества крупных городов, их рост ограничивают, так как возникают трудности в обеспечении городов водой и жильем, снабжении растущего населения, сохранении зеленых массивов.
Сельское население России
Сельское расселение — распределение жителей по населенным пунктам, находящимся в сельской местности. При этом сельской местностью считается вся территория, расположенная за пределами городских поселений. В начале XXI в. в России насчитывается примерно 150 тыс.сельских населенных пунктов, в которых проживает около 38,8 млн человек (данные переписи 2002 г.). Главное отличие сельских поселений от городских — занятие их жителей преимущественно сельским хозяйством. В действительности в современной России сельским хозяйством занимается лишь 55% сельского населения, остальные 45% работают в промышленности, транспорте, непроизводственной сфере и других «городских» отраслях экономики.
Таблица 3. Городские агломерации РоссииХарактер расселения сельского населения России различается по природным зонам в зависимости от условий хозяйственной деятельности, национальных традиций и обычаев проживающих в тех регионах народов. Это деревни, станицы, хутора, аулы, временные поселения охотников и оленеводов и т.д. Средняя плотность сельского населения в России составляет примерно 2 чел./км 2 . Самая высокая плотность сельского населения отмечена на юге России в Предкавказье (Краснодарский край — более 64 чел./км 2).
Сельские населенные пункты классифицируются в зависимости от их размеров (численности населения) и выполняемых функций. Средний размер сельского поселения в России в 150 раз меньше городского. По размерам выделяют следующие группы сельских пунктов:
- мельчайшие (до 50 жителей);
- мелкие (51-100 жителей);
- средние (101-500 жителей);
- крупные (501-1000 жителей);
- крупнейшие (свыше 1000 жителей).
Почти половина (48%) всех сельских поселений страны являются мельчайшими, но в них проживает 3% сельского населения. Наибольшая доля сельских жителей (почти половина) проживают в самых крупных поселениях. Особенно большими размерами отличаются сельские поселения на Северном Кавказе, где они раскинулись на многие километры и насчитывают до 50 тыс. жителей. Доля крупнейших поселений в общей численности сельских постоянно увеличивается. В 90-е годы XX в. появились поселки беженцев и временных переселенцев, разрастаются коттеджные и дачные поселки в пригородах крупных городов.
По функциональному типу подавляющая часть сельских поселений (более 90%) являются сельскохозяйственными. Большинство несельскохозяйственных поселений являются транспортными (около железнодорожных станций) или рекреационными (около санаториев, домов отдыха, других учреждений), также промышленные, лесозаготовительные, военные и др.
Внутри сельскохозяйственного типа выделяют поселения:
- со значительным развитием административных, обслуживающих и распределительных функций (райцентры);
- с местными административными и хозяйственными функциями (центры сельских администраций и центральные усадьбы крупных сельскохозяйственных предприятий);
- с наличием крупного сельскохозяйственного производства (растениеводческих бригад, животноводческих ферм);
- без производственных предприятий, с развитием только личного подсобного хозяйства.
При этом размер населенных пунктов закономерно уменьшается от сельских райцентров (которые являются крупнейшими) до поселений без производственных предприятий (которые, как правило, являются мелкими и мельчайшими).
Сельское поселение представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и т. д.).
Городское поселение - это город или поселок с прилегающей территорией. В составе городского поселения могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями (муниципальными образованиями). Численность жителей в таких сельских населенных пунктах должна составлять, как правило, менее 1 тыс. человек.
1. К вопросам местного значения поселения относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
Сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов).
Городское поселение - это город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями). Территория субъекта Российской Федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями.
Населенный пункт городского типа (кроме городов федерального значения) наделяется статусом поселения вне зависимости от численности населения и размера территории.
Сельские поселения образуются по более сложным правилам.
1. Численность населения сельского поселения не может быть менее 1 тыс. человек.
2. Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения.
3. Границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях.
4. Поселение входит в состав одного муниципального района. Из указанных правил существуют исключения.
1. На территориях с высокой плотностью населения минимальная численность населения сельского поселения составляет 3 тыс. человек.
2. В соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек.
3. Сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек, расположенный на территории с низкой плотностью населения или в труднодоступной местности, может непосредственно войти в состав района, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.
К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью населения, утверждается Правительством Российской Федерации
К территориям с высокой плотностью населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза выше средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации.
Если же численность населения сельских населенных пунктов, являющихся муниципальными образованиями- поселениями, составляет менее 500 человек, а на территориях с высокой плотностью населения - менее 1500 человек, органы местного самоуправления, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральные органы государственной власти обязаны инициировать процедуру изменения границ поселения.
Статус сельского поселения получает один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов с учетом следующих критериев:
А) Критерий численности населения:
Сельское поселение – один сельский населенный пункт (поселок), если его численность населения – более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) (п.6 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);
Сельское поселение – несколько сельских населенных пунктов, объединенных общей территорией, если численность населения в каждом из них – менее 1000 (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек) (п.6 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);
Исключение: сельское поселение – сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек с учетом плотности населения субъекта РФ и доступности территории поселения (п. 8 ч.1 ст.11 ФЗ № 131).
Лекция: Для сельского поселения базовый момент – это численность. Не каждая территориально объединенная общность может претендовать на статус муниципального образования. т. е. в данном случае численность населения должна быть более 1000 человек (в некоторых местностях это требование повышено). Когда данное требование не применяется – см. выше.
Опять же, в рамках территории должен быть хотя бы один сельский населенный пункт, т. е. население должно быть территориально объединено. Если население по территории чрезмерно рассредоточено и не сформирован населенный пункт, то говорить о том, что данная территория претендует на получение статуса сельского поселения, проблематично.
Б) Критерий доступности административного центра сельского поселения:
Пешеходная доступность до административного центра поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав: исключение составляют территории с низкой плотностью сельского населения, отдаленные и труднодоступные местности (п.11 ч.1 ст.11 ФЗ № 131).
Лекция: Критерий транспортной доступности. Это один из самых неопределенных критериев (как и достаточность инфраструктуры). На самом деле нельзя сказать, что не пытались на эту тему задумываться как сами муниципалы, так и в субъекте РФ. В связи с этим в Государственную Думу поступили ряд обращений, по которым от государственной думы просили дать разъяснение:
Начнем с того, что транспортная доступность – это та категория, которая в законе не определена. Вообще надо отметить, что 131-ФЗ нас в принципе не балует терминологией и в этом смысле концепция закона, что он не дает понимания тех категорий, которые в нем используется, ужасна.
Возник вопрос, как определять транспортную доступность? Т. е. идет ли речь о доступности административного центра средствами маршрутного транспорта или общественного транспорта. В связи с этим в конкретном запросе ставился вопрос о том, что сельские населенные пункты, входящие в состав муниципалитета, недостаточно обеспечены маршрутным транспортом. как В связи с этим относится к критерию доступности, соблюдается он или нет? На что государственная дума дала простой, но гениальный ответ: критерий в сущности носит рекомендательный характер, а местное самоуправление должно содействовать развитию маршрутного транспорта.
Как поняли этот критерий в другом МО. Там попытались математически рассчитать транспортную доступность и взять за основу скорость движения пешехода. И в связи с этим возник вопрос к ГД – какую скорость движения пешехода следует брать за основу при расчете транспортной и пешеходной доступности до центра муниципального образования. Проблема следующая – отличается скорость пешеходов разного возраста, как рассчитывать расстояние (рассчитывать ли пешеходную доступность с учетом дорог, по которым пойдет пешеход или рассчитывать по географическому принципу – взять карту, соединить два населенных пункта прямой, измерить расстояние между ними и все равно, что там 5 км болота). В связи с этим ГД дала ответ – требования п. 11 ч. 1 ст. 11 носят рекомендательный характер, поэтому никаких расчетов проводить не требуется.
è Законодатель сам не представляет, что он установил.
Территории с низкой и высокой плотностью населения
К территориям с высокой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в РФ (ч.4 ст.11 ФЗ № 131)
К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в РФ (ч.3 ст.11 ФЗ № 131)
! Распоряжение Правительства РФ от 25 мая 2004 г. № 707-р «Об утверждении перечней субъектов РФ и отдельных районов субъектов РФ (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой либо с высокой плотностью населения»
Муниципальный район.
Состав территории муниципального района
Муниципальные районы включают территории городских и сельских поселений, за исключением городских округов, а также межселенные территории (п.2 ч.1 ст.11 ФЗ № 131). Кроме того, в состав муниципального района могут непосредственно включаться населенные пункты на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях с численностью населения менее 100 человек, не наделенные статусом сельского поселения и не входящие в состав поселения, если решение о непосредственном вхождении в район принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте (п.9 ч.1 ст.11 ФЗ № 131)
Лекция: Это территории смешанного состава и сложносоставные. Они включают в себя и сельские, и городские населенные пункты, также могут включать в себя только сельские или только городские населенные пункты. Помимо этого в них входят территории, не имеющие статуса МО, т. н. межселенные территории – они входят непосредственно в муниципальные район и в связи с этим население, которое проживает на межселенных территориях, имеет доступ к местному самоуправлению.
Критерии определения границ муниципального района (МР)
П.11 ч.1 ст.11 ФЗ № 131:
Необходимость создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также для осуществления на всей территории МР отдельных переданных законами государственных полномочий (достаточность инфраструктуры)
Транспортная доступность до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в район (исключение составляют территории с низкой плотностью сельского населения, отдаленные и труднодоступные местности) (транспортная доступность)
Т. е. у нас есть нормы, какие-то требования, но они не позволяют наделить территорию подходящим статусом, т. е. мы с достаточной уверенностью на сегодняшний день не можем говорить о том, что эта территория – городской округ, эта – городское поселение, а вот эта – муниципальный район.
Концепция закона такова, чтобы максимальное количество территории РФ покрыть муниципальными районами и должен быть максимальный территориальный охват двухуровневой системой местного самоуправления. Поэтому у нас муниципальные районы – это все, что только может быть (независимо от того, что у нас с транспортной доступность, инфраструктурой).
Были субъекты РФ, которые пытались обойти эту ситуацию. Это был Калининград. Пошел он по очень интересному пути – он стал все муниципалитеты наделять статусом городского округа и двухуровневую модель местного самоуправления, установленную законом, обойти. С точки зрения разумности этой идеи можно ставить вопрос о том, что далеко не все территории отвечают требованиям, которые предъявляются к городскому округу. В связи с этим логически напрашивается вывод, что субъект РФ ограничен в выборе модели местного самоуправления – на сегодняшний день субъект РФ не имеет права выбора, везде должна быть двухуровневая модель, городские округа – это скорее как исключение.
Административный центр
Административный центр муниципального района – населенный пункт, в котором определено местонахождение органов МСУ района, и, прежде всего, районного представительного органа, устанавливается законом субъекта РФ: статус административного центра может быть придан также городу (поселку), имеющему статус городского округа и расположенному в границах муниципального района (п.10 ч.1 ст.11 ФЗ № 131).
Речь идет о населенном пункте. Муниципальный район – это всегда несколько населенных пунктов. Исходя из этого, дабы определиться с вопросом, где находятся органы власти муниципального района, необходимо установить, что является административным центром.
В чем заключается проблема в данной ситуации.
1. Мы уже отмечали, что при использовании термина «административный центр» происходит смешение таких категорий как административно-территориальное устройство и муниципально-территориальное устройство.
2. Административным центром МР является городской округ, расположенный в границах муниципального района. Т. е. вроде бы мы говорим о том, что городской округ – это МО такого же уровня, как и МР. Но нас получается, что административный центр одного муниципального образования располагается в другом муниципальном образовании такого же уровня. По сути эта ситуация говорит нам о том, что понижается статус городского округа в связи с этим, хотя по идее этого не должно происходить. Что касается логики нахождения административного центра одной публичной единицы на территории другой публичной единицы, она у нас есть на уровне субъектов федерации – органы публичной власти Ленинградской Области находятся в СПБ. Просто исторически сложилось так, что город Ленинград, а затем Санкт-Петербург, был центром определенной территории и в данном контексте ситуация, которая описывается в законе, скорее всего связана с тем, что муниципальное образование, которое получило статус городского округа, в свое время тоже аккумулировало на себе властные функции в отношении как своей территории, так и территории, которая стала муниципальным районом. Или иная ситуация - когда муниципальный район состоит из такого количества поселений, причем небольших, и ни одно из них не может претендовать на статус административного центра.
Специфика муниципальных образований в ГФЗ.
Виды внутригородских территорий городов федерального значения
В Санкт-Петербурге 111 внутригородских муниципальных образований:
81 муниципальный округ,
9 городов,
21 поселок (всего 111 муниципальных образований),
Ср.: расположены в границах 18 административных районов Санкт-Петербурга, представляющими территориальный уровень городской государственной власти
(ст.2, 7 Закона Санкт-Петербурга № 411-68)
В Москве: 125 ВГТ ГФЗ в границах 123 районов и 10 АО
(Закон города Москвы № 59 от 15 октября 2003 г. «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве»)
В ГФЗ отсутствует второй уровень местного самоуправления. Для ГФЗ ничего подобного аля муниципальный район нет. Муниципальный округ – это первичное звено, также как город и поселок. Не путать муниципальный округ и муниципальный район . Эти 111 МО расположены на территории 19 административных районов СПБ. Административный район – это уровень государственной власти субъекта РФ.
Муниципально-территоральные преобразования в переходный период (окт.2003 г. – март 2005 г.)
Наделение статусом ранее существовавших и вновь образованных МО законами субъектов РФ (Ср.: 1757 законов на 1.10.2006; Ленобласть: 18 законов)
Упразднение МО, существование которых не соответствовало требованиям ФЗ № 131
Изменение границ и преобразование МО, существовавших на 8.10.2003
! Коллизии, возникшие в результате применения указанных процедур на практике
Преобразование муниципальных образований
Преобразование муниципальных образований – процедуры, связанные с изменением статуса существующих муниципальных образований (может быть связано с изменением границ).
Речь идет об изменении статуса существующих муниципальных образований. Это изменение статуса может быть связано с изменением границ.
Виды преобразований МО
А. Объединение муниципальных образований – слияние двух и более муниципальных образований одного уровня, в результате которого ранее существовавшие муниципальные образования прекращают свое существование, а на их территории создается новое муниципальное образование, либо присоединение муниципального образования низового уровня (поселения) к городскому округу, в результате которого поселение утрачивает статус муниципального образования
Б. Разделение муниципальных образований – преобразование путем деления муниципального образования, в результате которого образуются два и более муниципальных образования, а разделяемое муниципальное образование прекращает свое существование
Следующие виды преобразований связаны сугубо со статусом
В. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа – преобразование городского поселения и прилегающего муниципального района, в результате которого городское поселение приобретает статус городского округа и выделяется из состава муниципального района
Г.Изменение статуса городского поселения в связи с лишением его статуса городского округа – преобразование городского округа и прилегающего муниципального района, в результате которого городской округ приобретает статус городского поселения и включается в состав муниципального района
Формы преобразований, которые в законе есть:
Преобразования, связанные с объединением
1. Объединение поселений в границах одного муниципального района (т. е. было у нас, условно говоря, три поселения в одном муниципальном районе, два объединилось в одно – в итоге поселений в рамках муниципального района осталось два)
2. Объединение городского округа и поселения.
3. Объединение муниципальных районов
Преобразование МО путем их разделения
1. Разделение поселений на два и более поселения
2. Разделение МР на два и более муниципальных района
Изменение статуса МО
1. Преобразование городского поселения и в городской округ
2. Преобразование городского округа в городское поселение.
Упразднение МО – закон делает акцент на упразднение сельских поселений. С упразднением городских поселений есть проблемы с точки зрения правового регулирования.
А теперь то, чего в законе нет:
1. Невозможно объединить поселения различных муниципальных районов. Т. е. с одной стороны у муниципалитетов есть определенная свобода в рамках территориальных преобразований (если два поселения решат объединится в рамках одного муниципального района, изъявят согласие, должным образом будет учтено мнение населения и т. д., то кто им воспрепятствует; в сущности это их дело), но если эти поселения находятся на территории двух разных муниципальных районов, то никто не позволит создать муниципалитет, который бы находился одновременно в границах двух муниципальных районов - у нас это не допускается и в связи с этим такое преобразование в законе и не упомянуто.
2. Объединение городских округов. Непонятно, почему два муниципальных района можно объединить, а два городских округа нельзя.
3. В законе отсутствует объединение муниципального района и всех его поселений в единый городской округ, т. е. в одно действие никак нельзя перейти от муниципального района в городской округ (даже если на то будет желание и согласие всех жителей муниципальных образований, входящих в состав муниципального района). Посредством нескольких преобразований – еще можно, но в одно действие никак.
4. В законе отсутствует такая форма как разделение городского округа на два и более городских округов. Почему - непонятно.
5. Невозможно, исходя из отсутствия норм закона, разделить городской округ на муниципальный район и входящие в него поселения. В одно действие этого не сделать никак.
6. В законе не упоминается преобразование городского поселения в сельское и сельского поселения в городское (а ведь статусом городского поселения могут наделяться сельские населенные пункты).
è Закон предусматривает далеко не все формы территориальных преобразований, которые необходимы.
Этапы преобразования, упразднения, изменения границ муниципальных образований
Число сельских населенных пунктов и поселков городского типа продолжает снижаться
В результате процессов урбанизации и особенностей исторического развития России ее сельское население в периоды между переписями населения устойчиво сокращалось, начиная с середины 1920-х годов. Сокращение численности городского населения стало новым явлением после переписи 1989 года (рис. 7). За период между переписями 1989 и 2002 года число городских жителей сократилось даже в большей степени, чем сельских (-1,4% против -0,8%). В период между переписями 2002 и 2010 годов убыль сельского населения была более значительной (-3,0%), чем городского населения (-1,0%). В итоге доля горожан в общей численности населения России после периода быстрого и устойчивого роста стабилизировалась на уровне чуть более 73% (73,4% в 1989 году, 73,3% в 2002 году, 73,7% в 2010 году).
Критерием отнесения к группе городских или сельских жителей в России служит постоянное проживание в городском или сельском поселении. При этом городскими поселениями считаются населенные пункты, утвержденные законодательными актами в качестве городов и поселков городского типа (рабочих, курортных, дачных поселков и поселков закрытых административно-территориальных образований). Все остальные населенные пункты считаются сельскими. Сведения об административно-территориальном делении, используемые при статистической разработке данных о населении, основываются на официальных документах, поступивших от органов власти субъектов Российской Федерации.
Рисунок 7. Численность городского и сельского населения России по данным переписей населения, миллионов человек
Отличительной особенностью двух последних межпереписных периодов стало быстрое сокращение числа городских поселений за счет поселков городского типа, нередко совмещающих в себе черты небольших городков и сельских поселений. Число городов продолжало умеренно возрастать и практически стабилизировалось в последние годы (рис. 8).
На 14 октября 2010 года в России насчитывалось 2386 городов и поселков городского типа. Число поселков городского типа уменьшилось по сравнению с 2002 годом на 554:
- 413 поселков городского типа в соответствии с решением органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления преобразованы в сельские населенные пункты,
- 141 поселок городского типа исключен из учетных данных в связи с включением их в черту других городских населенных пунктов (127) или ликвидацией в связи с выездом жителей (ликвидировано 14 поселков городского типа, из них 6 - в Республике Саха (Якутия), 8 - в Чукотском автономном округе).
Рисунок 8. Число городских поселений России по данным переписей населения
Среди 1100 российских городов 85% составляют города с численностью населения до 100 тысяч жителей, и число их продолжает расти (табл. 1). Число самых крупных городов, в которых проживает миллион человек и более, устойчиво росло до 1989 года, а затем практически стабилизировалось, изменяясь лишь за счет повышения-понижения ранга Волгограда с населением численностью около миллиона человека. Число менее крупных городов изменялось за счет повышения ранга одних городов и снижения других, переходящих в группу городов меньшего размера. Устойчивый рост, характерный для предшествующих десятилетий, прекратился.
Таблица 1. Распределение городов Российской Федерации по числу жителей, по данным переписей населения
Всего городов |
||||||||
|
||||||||
до 100 тысяч |
||||||||
1 млн. и более |
Несмотря на убыль городского населения, сохраняется тенденция концентрации населения в больших городах. Численность населения, проживающего в городах с числом жителей от 100 тысяч и более, увеличилась по сравнению с 2002 годом на 2 миллиона человек (с 68,2 до 70,2 миллиона человек), а его удельный вес в городском населении России - с 64% до 67%.
Неуклонно возрастает число жителей городов-миллионеров (рис. 9). Численность населения, проживающих в городах с числом жителей от 500 тысяч до 1 миллиона, сократилась в период между переписями 1989 и 2002 года, но заметно увеличилась между переписями 2002 и 2010 годов. Численность населения городов меньшего размера, увеличивавшаяся за 1989-2002 годы, в период между переписями 2002 и 2010 годов сократилась.
Рисунок 9. Распределение населения городов России по городам с разным числом жителей, по данным переписей населения, миллионов человек
Хотя тенденция концентрации горожан в крупных городах сохраняется, скорость ее явно замедлилась (табл. 2). В 2010 году, как и в 2002, 40% жителей больших городов - с численностью населения 100 тысяч человек и более - было сосредоточено в городах-миллионерах.
Таблица 2. Распределение населения городов Российской Федерации по городам разной людности, по данным переписей населения
Население все городов |
||||||||
в том числе с числом жителей: |
||||||||
до 100 тысяч |
||||||||
100-499,9 тысячи |
||||||||
500-999,9 тысячи |
||||||||
1 млн. и более |
За период между переписями 2002 и 2010 годов увеличилась численность населения всех городов-миллионеров, за исключением Нижнего Новгорода, а также Перми, выбывшей из их числа (табл. 3). За предшествующий межпереписной период рост населения был зафиксирован только в 5 из 13 городов.
Устойчивым и быстрым ростом в этой группе городов особенно выделяется Москва за счет значительного притока мигрантов. Превышение данных о численности населения по предварительным итогам ВПН-2010 над численностью по текущей оценке составило в Москве 951 тысячу человек (9% от численности населения). В других крупнейших городах страны оно было менее значительным, составив в Санкт-Петербурге 248 тысяч человек (5,4%), Новосибирске – 65 тысяч человек (4,6%), Волгограде – 42 тысячи человек (4,2%), Ростове-на-Дону – 42 тысячи человек (4,0%), в остальных – 3% и менее. Только в Нижнем Новгороде в ходе переписи 2010 года было учтено меньше постоянных жителей, чем оценивалось по данным текущего учета - на 20 тысяч, или на 1,6%.
Таблица 3. Численность населения городов Российской Федерации с числом жителей от 1 миллиона и более, по данным переписей населения и текущего учета
Оценка на 01.01.10 |
Перепись на 14.10.10 |
2002 к 1989 |
2010 к 2002 |
2010 к 1989 |
|||
Санкт-Петербург |
|||||||
Новосибирск |
|||||||
Екатеринбург |
|||||||
Нижний Новгород |
|||||||
Челябинск |
|||||||
Ростов-на-Дону |
|||||||
Волгоград |
|||||||
* без населенных пунктов, подчиненных администрации города
Среди больших городов меньшего размера – с числом жителей от 500 тысяч до 1 миллиона – очень высоким приростом населения выделяется столица Республики Дагестан (табл. 4). Стоит отметить, что численность населения Махачкалы по предварительным данным ВПН-2010 превысила ее оценку по данным текущего учета на 23% (на 109 тысяч человек). Высоким приростом населения в этой группе городов отличаются также Краснодар и Тюмень, причем расхождение между предварительными данными ВПН-2010 и оценкой по данным текущего учета незначительно (4,4% и 0,3%, соответственно). Некоторые города, теряя население, снижают свой ранг, переходя в группу городов меньшего размера.
Таблица 4. Численность населения городов Российской Федерации с числом жителей от 500 тысяч до 1 миллиона, по данным переписей населения и текущего учета
Численность населения, тысяч человек |
Изменение численности населения между переписями, в % |
||||||
Оценка на 01.01.10 |
Перепись на 14.10.10 |
2002 к 1989 |
2010 к 2002 |
2010 к 1989 |
|||
Красноярск |
|||||||
Краснодар |
|||||||
Тольятти |
|||||||
Ульяновск |
|||||||
Владивосток |
|||||||
Ярославль |
|||||||
Махачкала |
|||||||
Хабаровск |
|||||||
Новокузнецк |
|||||||
Оренбург |
|||||||
Кемерово |
|||||||
Астрахань |
|||||||
Набережные Челны |
|||||||
Число сельских поселений быстро и устойчиво сокращалось до 1989 года, в последний межпереписной период этот процесс замедлился (рис. 10).
В период между переписями 1959 и 1989 годов число сельских населенных пунктов сократилось почти вдвое – с 294059 до 152922. Между переписями 1989 и 2002 годов общее число сельских населенных пунктов, по данным Росстата, увеличилось на 2367, или на 1,5%, но при этом в 13086 поселениях (8,4% от общего числа) на момент переписи 2002 года никто не проживал. При этом Росстат не пояснял, учитывались ли такие поселения в предыдущих переписях населения, однако число населенных пунктов, в которых проживает не более 5 человек, почти удвоилось за 1989-2002 годы (с 16925 до 32997, включая поселения в которых никто не проживал на момент переписи 2002 года). Число сельских населенных пунктов, в которых проживает от 6 до 10 человек, увеличилось на 6,4% (с 13245 до 14029). А число сельских населенных пунктов, в которых проживает от 11 до 3000 человек, напротив, снизилось, более всего – на 21% - с числом жителей от 26 до 50 человек (с 19939 до 15770). Число более крупных сельских населенных пунктов, увеличилось: с числом жителей от 3 до 5 тысяч человек - на 8,7% (с 803 до 873), с числом жителей более 5 тысяч человек - на 34,3% (с 601 до 807).
На момент переписи 2002 года 30,3% от общего числа сельских населенных пунктов составляли мелкие поселения – с числом жителей не более 10 человек (в том числе и совсем без населения), 34,1% - с числом жителей от 11 до 100, 35,6% - с числом жителей свыше 100 человек.
За период между переписями 2002 и 2010 годов число сельских населенных пунктов уменьшилось на 2,2 тысячи, в основном, из-за их ликвидации в связи с отсутствием жителей, укрупнения (объединения) с другими сельскими населенными пунктами или включения их в черту городов.
На момент переписи 2010 года насчитывалось 153,1 тысячи сельских населенных пунктов. Среди них до 36,3% увеличилась доля мелких поселений с числом жителей не более 10 человек (в том числе 12,7% - без населения), а доля более крупных поселений снизилась: с числом жителей от 11 до 100 – до 30,4%, с числом жителей свыше 100 человек – до 33,2%.
Рисунок 10. Распределение сельских населенных пунктов России по числу жителей, по данным переписей населения, тысяч населенных пунктов
* до 10 человек в 2002 и 2010 годах – включая сельские населенные пункты без населения
Около 80% сельских населенных пунктов без населения и с числом жителей не более 10 человек сосредоточены в Центральном и Северо-Западном федеральном округах, в том числе около 30% в Тверской, Вологодской и Псковской областях.
Наиболее высок удельный вес населенных пунктов без населения в Костромской, Тверской, Ярославской, Вологодской, Псковской, Кировской и Магаданской областях, а также и Республике Ингушетии (свыше 20%).
По сравнению с переписью 2002 года увеличилось и число деревень и хуторов с населением 10 человек и менее. В 2010 году они составляли почти четверть всех сельских поселений, в то время как в 2002 году - примерно пятую часть. В них проживает, по предварительным данным ВПН-2010, всего 0,5% сельского населения (в 1989 и 2002 годах – по 0,4%). В основном эти сельские населенные пункты сосредоточены в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. В Ярославской, Вологодской, Новгородской и Псковской областях удельный вес маленьких деревень и хуторов превышает 40%.