Торговые связи и галльштаттские элиты. Появление кельтов в Италии

Г. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ. По материалам журнала "Шпигель".

Близкие по языку и культуре племена, известные в истории под именем кельтов (это название идет от древних греков, римляне их называли галлами), примерно три тысячи лет назад расселились почти по всей Европе. Их пребывание на континенте отмечено многими успехами в области материальной культуры, которыми пользовались и их соседи. Ранняя европейская литература, вернее фольклор, немало почерпнула из памятников творчества этого древнего народа. Герои многих средневековых сказаний - Тристан и Изольда, принц Айзенхерц (Железное сердце) и волшебник Мерлин - все они были рождены фантазией кельтов. В их героических сагах, записанных в VIII столетии ирландскими монахами, фигурируют сказочные рыцари Грааля, такие, как Персифаль и Ланселот. Сегодня довольно мало пишется о жизни кельтов и той роли, которую сыграли они в истории Европы. Больше повезло им в современной развлекательной литературе, главным образом во французских комиксах. Кельтов рисуют, как и викингов, эдакими варварами в рогатых шлемах, любителями выпить и полакомиться кабанятиной. Пусть этот образ грубого, хотя и веселого, беззаботного дикаря останется на совести творцов нынешней бульварной литературы. Современник кельтов Аристотель называл их "мудрыми и искусными".

Ритуальный праздник современных последователей друидов.

Кельтский воин сражается с этрусским всадником (около 400 года до Р. Х.).

Бронзовое изображение колесницы, заполненной людьми, обреченными на жертвоприношение богам. VII век до Р. Х.

Реконструкция жертвенника, относящего ся ко II веку до Р. Х.

Статуэтка I века до Р. Х. изображает друида - кельтского жреца.

Бронзовый кувшин. IV век до Р. Х.

Кувшин с двойной ручкой - образец типичной керамики одного из периодов кельтской истории.

На картине, написанной в 1899 году, изображена сцена пленения вождя кельтов Ферцингеторикса Юлием Цезарем. Два миллиона кельтов были убиты и взяты в рабство в результате похода Цезаря на Галлию.

Вот таким представляют себе историки кельтское поселение. Эта реконструкция осуществлена на месте, где некогда находилась столица кельтов - Манчинг.

Статуя, обнаруженная недалеко от Франкфурта. Эта скульптура из песчаника позволила многое понять в жизни кельтов.

Предметы, найденные археологами, изучающими историю кельтов: сосуд, статуэтка-кабан, богато украшенный шлем, заколка (фибула) для одежды, круглая пряжка, украшения из янтаря, бронзовая голова мужчины.

Мудрые и искусные

Умелость кельтов подтверждают сегодня археологические находки. Еще в 1853 году в Швейцарии была найдена конская сбруя; искусство, с которым были выполнены ее детали, заставило ученых усомниться: действительно ли она сделана в далекие времена кельтами или это современная подделка? Однако скептические голоса давно смолкли. По представлению современных исследователей, кельтские мастера были способны на тончайшее исполнение великолепных художественных замыслов.

Немецкий исследователь Хельмут Биркхан в своей книге о кельтской культуре говорит о гениальности тогдашних техников, которые изобрели столярный верстак. Но им принадлежит и куда более важное дело - они первыми заложили соляные копи и первыми научились получать из железной руды железо и сталь и этим определили в Европе начало конца бронзового века. Около 800 года до Р.Х. бронзу в Центральной и Западной Европе вытесняет железо.

Биркхан, изучая и анализируя последние трофеи археологии, приходит к выводу, что кельты, поначалу осевшие в центре Европы, в щедрых на ископаемые Альпах, быстро накопили богатство, создали хорошо вооруженные отряды, влиявшие на политику в античном мире, развили ремесла, и их мастера владели высокими для того времени технологиями.

Вот перечень вершин производства, которые были доступны лишь кельтским мастерам.

Они единственные среди других народов делали из расплавленного стекла браслеты, не имеющие швов.

Кельты получали медь, олово, свинец, ртуть из глубокозалегающих месторождений.

Их повозки под лошадиную упряжь были лучшими в Европе.

Кельты-металлурги первыми научились получать железо и сталь.

Кельты-кузнецы первыми отковали стальные мечи, шлемы и кольчуги - лучшее оружие в тогдашней Европе.

Они освоили отмывку золота на альпийских реках, добыча которого измерялась тоннами.

На территории современной Баварии кельты воздвигли 250 культовых храмов и построили 8 больших городов. 650 гектаров занимал, например, город Кельхайм, другой город, Хайденграбен, был в два с половиной раза больше - 1600 гектаров, на такой же площади раскинулся и Ингольштадт (здесь приводятся современные названия немецких городов, возникших на местах кельтских). Известно, как именовался главный город кельтов, на месте которого вырос Ингольштадт, - Манчинг (Manching). Его окружал крепостной вал длиной в семь километров. Это кольцо было идеально с точки зрения геометрии. Древние строители ради точности круговой линии изменили течение нескольких ручьев.

Кельты - многочисленный народ. В первом тысячелетии до новой эры он занимал территорию от Чехии (по современной карте) до Ирландии. Турин, Будапешт и Париж (тогда он назывался Лютеция) были основаны кельтами.

Внутри кельтских городов царило оживление. Профессиональные акробаты и силачи на улицах развлекали горожан. Римские авторы говорят о кельтах как о прирожденных всадниках и все как один подчеркивают щегольство их женщин. Они сбривали брови, носили узкие пояса, подчеркивающие тонкую талию, украшали лицо налобными повязками и почти каждая имела бусы из янтаря. Массивные браслеты и шейные кольца из золота звенели при малейшем движении. Прически напоминали башни - для этого волосы смачивались известковой водой. Мода в одежде - по-восточному яркой и пестрой - часто менялась. Мужчины все носили усы и золотые кольца на шее, женщины - браслеты на ногах, которые заковывались еще в девичьем возрасте.

У кельтов был закон - надо быть худым, а потому многие занимались спортом. Кому не налезал "стандартный" пояс, того штрафовали.

Нравы в быту были своеобразными. В военных походах гомосексуализм был нормой. Женщина пользовалась большой свободой, ей легко было добиться развода и забрать обратно принесенное с собой приданое. Каждый племенной князь держал свою дружину, которая защищала его интересы. Частой причиной для драк мог быть даже такой мелкий повод - кому из старших достанется первый, лучший кусок оленя или кабана. Для кельтов это было делом чести. Подобные раздоры нашли отражение во многих ирландских сагах.

Кельтов нельзя было назвать одной нацией, они оставались раздробленными на отдельные племена, несмотря на общность территории (более одного миллиона квадратных километров), общий язык, единую религию, торговые интересы. Племена численностью примерно в 80000 человек действовали порознь.

Путешествие в прошлое

Представьте себе, что в шлеме, снабженном шахтерской лампой, вы спускаетесь по наклонной выработке в глубь горы, в шахту, где с незапамятных времен в восточных Альпах кельты добывали соль. Путешествие в прошлое началось.

Через четверть часа встречается поперечная выработка, она так же, как и штрек, по которому мы шли, трапециевидна в сечении, но все четыре стороны ее раз в пять меньше, только ребенок может проползти в это отверстие. А когда-то здесь проходил в полный рост взрослый человек. Горная порода в соляных копях очень пластична и с течением времени словно затягивает раны, нанесенные ей людьми.

Сейчас в шахте соль не добывают, шахта превращена в музей, где можно увидеть и узнать, как некогда люди получали здесь столь необходимую всем соль. Рядом работают археологи, их отгораживает от экскурсантов железная решетка с надписью: "Внимание! Идут исследования". Лампа освещает уходящий вниз наклонный деревянный лоток, по которому можно сидя спуститься к следующему штреку.

Шахта находится в нескольких километрах от Зальцбурга (в переводе - Соляная крепость). Городской музей истории переполнен находками, добытыми из шахт, разбросанных по району, который называется Зальцкаммергут. Соль из этого района Альп тысячелетия назад доставлялась во все уголки Европы. Разносчики несли ее на своих спинах в виде 8-10-килограммовых цилиндров, обложенных деревянными рейками и обвязанных веревками. В обмен на соль в Зальцбург стекались ценности со всей Европы (в музее можно увидеть каменный нож, сделанный в Скандинавии - минеральный состав это доказывает, - или украшения из балтийского янтаря). Вероятно, именно поэтому город в восточных предгорьях Альп издревле славился своим богатством, ярмарками и праздниками. Они и до сих пор существуют - всему миру известны ежегодные зальцбургские фестивали, побывать на которых мечтает каждый театр, каждый оркестр.

Находки в соляных разработках шаг за шагом открывают нам далекий и во многом таинственный мир. Деревянные лопаты, но вместе с тем железные кирки, обмотки для ног, остатки шерстяных свитеров и меховых колпаков - все это нашли археологи в давно заброшенных штольнях. Среда, в избытке содержащая соль, препятствует распаду органических материалов. Поэтому ученые смогли увидеть отрезанные кончики колбасы, вареные бобы и окаменевшие отходы пищеварения. Лежанки говорят о том, что люди подолгу не выходили из шахты, спали рядом с забоем. По приблизительным оценкам, в шахте одновременно трудились около 200 человек. При тусклом свете лучин закопченные сажей люди вырубали соляные блоки, которые потом на санках вытаскивали на поверхность. Сани скользили по путям из сырой древесины.

Прорубленные людьми штреки связывают между собой бесформенные пещеры, созданные самой природой. По приблизительным оценкам, люди прошли в горе более 5500 метров штреков и других выработок.

Среди находок, сделанных современными археологами в шахтах, нет человеческих останков. Только в хрониках, относящихся к 1573 и 1616 годам, говорится, что в пещерах найдено два трупа, их ткани, как у мумий, были почти окаменелыми.

Ну а те находки, которые ныне попадают к археологам, часто заставляют поломать голову. Например, экспонат под шифром "В 480" напоминает напальчник, сделанный из мочевого пузыря свиньи. Открытый конец этого маленького мешочка можно было затянуть с помощью приделанного шнура. Что это - гадают ученые - защита ли для пораненного пальца или маленький кошелек для ценных вещей?

Священное растение - омела

"При исследовании истории кельтов, - говорит историк Отто-Герман Фрей из Марбурга, - неожиданности сыплются, как капли дождя". В ирландском культовом месте "Эмайн Маха" был найден обезьяний череп. Как он там оказался и какую роль выполнял? В 1983 году археологам в руки попала доска с текстом. Его частично расшифровали и поняли, что это спор двух групп соперничающих колдуний.

Еще одна сенсационная находка, сделанная в последние месяцы, добавила размышлений о том, что такое духовная культура кельтов. В 30 километрах от Франкфурта была обнаружена стилизованная фигура человека выше натурального размера, сделанная из песчаника. В левой руке щит, правая прижата к груди, на одном из пальцев виднеется кольцо. Его костюм дополняют шейные украшения. На голове - нечто вроде тюрбана в форме листа омелы - священного у кельтов растения. Вес этой фигуры - 230 килограммов. Что она изображает? Пока специалисты придерживаются двух мнений: или это фигура какого-то божества, или же это князь, облеченный еще и религиозными обязанностями, может быть, главного жреца - друида, как называют кельтских служителей культа.

Надо сказать, что нет другого европейского народа, который бы заслуживал таких мрачных оценок, когда речь заходит о друидах, их магии и приверженности к человеческим жертвоприношениям. Они умерщвляли пленных и единоплеменников-преступников, они же были судьями, занимались врачеванием, учили детей. Большую роль они играли и как прорицатели будущего. Вместе с племенной знатью друиды составляли верхний слой общества. Римские императоры после победы над кельтами сделали их своими данниками, запретили человеческие жертвоприношения, отняли у друидов многие привилегии, и те лишились того ореола значительности, который их окружал. Правда, долгое время они еще существовали как странствующие прорицатели. Да и теперь в Западной Европе можно встретить людей, которые заявляют, что будто бы унаследовали мудрость друидов. Выходят книжки вроде "Учение Мерлина - 21 лекция по практической магии Друидов" или "Кельтский древесный гороскоп". Уинстон Черчилль в 1908 году вошел в кружок последователей друидов.

Еще ни одна могила друида не встретилась археологам, поэтому сведения о религии кельтов чрезвычайно скудны. Понятно поэтому, с каким интересом изучают историки найденную недалеко от Франкфурта фигуру в надежде, что наука продвинется в этой области вперед.

Статуя с тюрбаном, по-видимому, стояла в центре похоронного комплекса, представляющего собой земляной холм, к нему вела 350-метровая аллея, по краям которой шли глубокие канавы. В глубине холма обнаружены останки мужчины примерно 30 лет от роду. Захоронение состоялось 2500 лет назад. Четверо реставраторов со всей тщательностью освободили от грунта скелет и переместили его в лабораторию, где постепенно снимают оставшуюся землю и остатки одежды. Можно понять нетерпение ученых, когда они увидели полное совпадение экипировки покойного с той, которая изображена на статуе: то же нашейное украшение, тот же щит и то же кольцо на пальце. Можно думать, что древний скульптор повторил вид покойного, каким он был в день похорон.

Мастерская Европы и мрачные ритуалы

Элизабет Нолл - историк, занимающийся предысторией Европы, высоко оценивает уровень развития кельтов: "Они не знали письменности, не знали всеохватывающей государственной организации, но тем не менее они уже стояли на пороге высокой культуры".

По меньшей мере в технико-экономическом отношении они намного превосходили своих северных соседей - германские племена, которые занимали болотистый правый берег Рейна и частично заселяли юг Скандинавии. Только благодаря соседству с кельтами эти племена, не знавшие ни счета времени, ни укрепленных городов, незадолго до рождества Христова были упомянуты в истории. А кельты в эти времена как раз достигли зенита своего могущества. Южнее течения Майна кипела торговая жизнь, были воздвигнуты большие по тому времени города, в которых звенели кузни, крутились круги гончаров, и деньги перетекали от покупателей к продавцам. Это был уровень, которого не знали тогдашние германцы.

На 1000 метров подняли кельты свой ритуальный храм в Каринтских Альпах около Магдаленсберга. По соседству с храмом еще и теперь можно найти отвалы шлаков двухсотметровой длины, трехметровой ширины - это остатки переработки железной руды. Здесь же стояли печи-домницы, в которых руда превращалась в металл, здесь находились и кузни, где бесформенные отливки, так называемые "крицы" - смесь металла и жидких шлаков - становились стальными мечами, наконечниками копий, шлемами или инструментами. Никто в Западном мире тогда не делал подобного. Стальные изделия обогащали кельтов.

Экспериментальное воспроизведение кельтской металлургии, сделанное австрийским ученым Гарольдом Штраубе, показало, что в этих первых печах можно было довести температуру до 1400 градусов. Управляя температурой и умело обращаясь с расплавленной рудой и углем, древние мастера по желанию получали или мягкое железо, или твердую сталь. Публикация Штраубе о "Ferrum Noricum" (о "Северном железе") вызвала дальнейшие исследования кельтской металлургии. Обнаруженные археологом Гернот Риккочини надписи говорят об оживленной торговле сталью с Римом, который оптом закупал сталь в виде слитков, напоминающих кирпичи или полосы, и через руки римских купцов этот металл шел в оружейные мастерские вечного города.

Тем чудовищнее на фоне блестящих достижений в области техники кажется почти маниакальная страсть кельтов приносить в жертву человеческие жизни. Эта тема красной нитью проходит во многих сочинениях времени цезарей. Но кто знает, может быть, римляне сознательно делают акцент на этом, чтобы затушевать собственные преступления в войнах, которые они вели в Европе, например, в галльской?

Цезарь описывает групповые сожжения, применявшиеся друидами. Упоминавшийся уже исследователь Биркхан сообщает об обычае пить вино из кубка, сделанного из черепа врага. Есть документы, говорящие, что друиды отгадывали будущее по виду крови, вытекающей из живота человека после удара кинжалом. Те же жрецы вселили в народ страх перед привидениями, переселением душ, оживлением мертвых врагов. И чтобы воспрепятствовать приходу поверженного врага, кельт обезглавливал его труп или разрубал его на части.

К умершим родственникам кельты относились столь же недоверчиво и старались, чтобы покойные не вернулись. В Арденнах нашли могилы, в которых были захоронены 89 человек, но 32-х черепов недостает. В Дюрренберге найдено кельтское захоронение, в котором покойный полностью "демонтирован": отпиленный таз лежит на груди, голова отделена и стоит рядом со скелетом, левой руки нет совсем.

В 1984 году раскопки в Англии принесли ученым доказательства того, как происходило ритуальное убийство. Археологам повезло. Жертва лежала в грунте, насыщенном водой, и потому мягкие ткани не разложились. Щеки убитого были гладко выбриты, ногти ухожены, зубы тоже. Дата смерти этого человека примерно 300 лет до Р.Х. Исследовав труп, удалось восстановить обстоятельства этого ритуального убийства. Вначале жертва получила удар топором по черепу, затем он был задушен петлей и, наконец, ему перерезали горло. В желудке несчастного была найдена пыльца омелы - это говорит о том, что к жертвоприношению были причастны друиды.

Английский археолог Барри Ганлайф отмечает, что в жизни кельтов непомерную роль играли всяческие запреты, табу. Ирландские кельты, например, не ели мясо журавлей, кельты-британцы не употребляли в пищу зайцев, кур и гусей, а определенные дела можно было делать только левой рукой.

Каждое проклятие, и даже пожелание, по мнению кельтов, имело магическую силу и поэтому наводило страх. Боялись и проклятий, будто бы произнесенных покойником. Это тоже толкало на отделение головы от тела. Черепа врагов или их бальзамированные головы украшали храмы, выставлялись как трофеи ветеранов или хранились в их сундуках.

Ирландские саги, античные греческие и римские источники говорят о ритуальном каннибализме. Древнегреческий историк и географ Страбон пишет, что сыновья ели мясо покойного отца.

Зловещим контрастом предстает архаическая религиозность и высокое по тем временам техническое умение. "Такой дьявольский синтез, - заключает Хаффер, исследователь нравов древних людей, - мы встречаем еще только у майя и ацтеков".

Откуда они пришли?

Кто же такие были кельты? Ученые многое узнают о жизни древних людей, изучая их похоронный ритуал. Примерно 800 лет назад до нашей эры жители северных Альп сжигали своих покойников и хоронили их в урнах. Большинство исследователей сходятся на том, что ритуал захоронения в урнах у кельтов медленно сменился на похороны не пепла, а тел, правда, как уже говорилось, изуродованных. В одежде погребенных угадываются восточные мотивы: остроносая обувь, знать носила шаровары. Надо добавить еще круглые конические шляпы, которые до сих пор носят вьетнамские крестьяне. В искусстве преобладает орнамент из фигур животных и гротескные украшения. По мнению немецкого историка Отто-Германа Фрея, в одежде и искусстве кельтов видно несомненное персидское влияние. Есть и другие признаки, указывающие на Восток, как на родину предков кельтов. Учения друидов о возрождении умерших напоминают индуизм.

По поводу того, были ли кельты прирожденными всадниками, среди современных специалистов продолжается спор. Сторонники утвердительного ответа на вопрос обращают свой взор к жителям европейских степей - скифам - этим охотникам и прирожденным наездникам - не оттуда ли вышли предки кельтов? Один из авторов этой точки зрения, Герхард Херм, комментировал ее таким шутливым вопросом: "Мы что же, все русские?" - подразумевая под этим ту гипотезу, по которой расселение индоевропейских народов шло из центра Восточной Европы.

Первый материальный сигнал своего присутствия в Европе кельты подали в 550 году до Р. Х. (В то время Рим только образовывался, греки были заняты своим Средиземноморьем, германцы еще не вышли из доисторической тьмы.) Тогда кельты заявили о себе, создав в Альпах намогильные холмы для упокоения своих князей. Холмы были высотой до 60 метров, что позволило им уцелеть до наших времен. Погребальные камеры были полны редкими вещами: этрусские кастаньеты, ложе из бронзы, мебель из слоновой кости. В одной из могил нашли самый большой (для античных времен) бронзовый сосуд. Он принадлежал князю Фиксу и вмещал 1100 литров вина. Тело князя было завернуто в тонкую ткань красного цвета. Нити толщиной 0,2 миллиметра сравнимы с толщиной конского волоса. Рядом стояли бронзовый сосуд с 400 литрами меда и повозка, собранная из 1450 деталей.

Останки этого князя перевезены в музей Штутгарта. 40-летний древний вождь был ростом в 1,87 метра, поражают кости его скелета, они чрезвычайно массивны. По заказу музея завод Шкода взялся сделать копию бронзового сосуда, в который был налит мед. Толщина его стенок 2,5 миллиметра. Однако секрет древних металлургов так и не удалось открыть: у современных мастеров при изготовлении сосуда бронза все время разрывалась.

Торговые пути

Мастеровитые кельты были интересны грекам как торговые партнеры. Древняя Греция к тому времени колонизовала устье Роны и назвала основанный здесь порт Массилия (теперешний Марсель). Примерно в VI веке до Р.Х. греки стали подниматься вверх по Роне, торгуя предметами роскоши и вином.

Что в ответ могли предложить им кельты? Ходовым товаром были рабыни-блондинки, металл и тонкие ткани. Более того, на пути греков кельты создали, как бы теперь сказали, "специализированные рынки". В Манчинге можно было обменять греческий товар на металлические изделия из железа и стали. В Хохдорфе свой товар предлагали кельты-текстильщики. В Магдаленсберге не только производили сталь, но и торговали альпийскими камнями - горным хрусталем и другими редкими чудесами природы.

Особенным вниманием греческих купцов пользовалось кельтское олово - непременный элемент при выплавке бронзы. Оловянные прииски были только в Корнуэлле (Англия). Весь средиземноморский мир покупал здесь этот металл.

В VI веке до нашей эры отважные финикийцы достигали берегов Британии через Атлантику, преодолевая шесть тысяч километров морского пути. Греки иным способом добирались до "оловянных островов", как тогда именовали Англию. Они двигались на север по Роне, затем переходили в Сену. В Лютеции (в Париже) платили дань за проезд по кельтской территории.

Подтверждением столь далеких торговых контактов служат стрелы с тремя остриями, словно вилка или трезубец, найденные на берегу Роны. Это оружие типично для скифов. Может быть, они сопровождали купеческие суда как охрана? А в античных Афинах скифы служили наемными стражами порядка.

Промышленность и торговля высоко, по тогдашним меркам, подняли экономику кельтов. Князья племен ориентировали население на производство изделий, имевших сбыт. Те, кто не мог овладеть ремеслом, так же, как и рабы, выполняли подсобную и тяжелую работу. Упомянутая соляная шахта в Холлейне - пример условий, в которых находились люди, обреченные на рабский труд.

Совместная экспедиция четырех германских университетов исследовала находки в соляных копях, где трудились низшие слои кельтского общества. Ее выводы таковы. Остатки костров в выработках говорят о "большом открытом огне". Таким образом возбуждалось движение воздуха в шахте, - и люди могли дышать. Огонь разводили в специально вырытой для этих целей шахте.

Найденные под землей туалеты говорят, что у добытчиков соли было постоянное расстройство пищеварения.

В шахтах работали главным образом дети. Найденная там обувь говорит о возрасте ее владельцев - здесь трудились и шестилетние.

Нашествие на юг

Такие условия не могли не порождать недовольство. Исследователи убеждены: время от времени империю друидов сотрясали серьезные бунты. Археолог Вольфганг Киттиг считает, что все началось с требования крестьян дать им свободу. И вот примерно в IV веке до Р.Х. исчезает традиция пышных похорон, а вся кельтская культура претерпевает радикальные изменения - исчезла большая разница между уровнем жизни бедных и богатых. Снова покойников стали сжигать.

В это же время происходит стремительное расширение территории, занимаемой кельтскими племенами, которые двинулись на юг и на юго-восток Европы. В IV веке до Р.Х. они с севера перевалили через Альпы, и перед ними предстали райские красоты Южного Тироля и плодородная долина реки По. Это были земли этрусков, но кельты имели военное превосходство, тысячи их двухколесных повозок штурмовали Бреннерский перевал. В кавалерии применялся особый прием: одна лошадь несла двух всадников. Один управлял конем, другой бросал копья. В ближнем бою оба спешивались и дрались пиками с винтообразными остриями, так что раны получались большими и развороченными, как правило, выводившими противника из боя.

В 387 году до Р.Х. пестро одетые племена кельтов под предводительством Бренниуса начали марш на столицу римской империи. Семь месяцев длилась осада города, после чего Рим сдался. 1000 фунтов золота дани заплатили жители столицы. "Горе побежденным!" - вскричал Бренниус, бросая свой меч на весы, отмеривавшие драгоценный металл. "Это было глубочайшее унижение, которое перенес Рим за всю свою историю", - так оценил победу кельтов историк Герхард Херм.

Добыча исчезла в храмах победителей: по законам кельтов, десятую часть всей военной добычи полагалось отдать друидам. За столетия, прошедшие с той поры, как кельты появились в Европе, в храмах скопились тонны драгоценного металла.

В геополитическом и военном отношении кельты достигли к этому времени вершины своего могущества. От Испании до Шотландии, от Тосканы до Дуная господствовали их племена. Некоторые из них дошли до Малой Азии и заложили там город Анкару - теперешнюю столицу Турции.

Вернувшись в давно обжитые районы, друиды обновили свои храмы или построили новые, украшенные более богато. В баварско-чешском пространстве возведено за третье столетие до нашей эры более 300 культовых, жертвенных мест. Все рекорды в этом смысле побил погребальный храм в Рибемонте, он считался центральным культовым местом и занимал площадь размером 150 на 180 метров. Здесь был небольшой участок (10 на 6 метров), на котором археологи нашли более 10000 человеческих костей. Археологи считают, что это свидетельство единовременного жертвоприношения примерно ста человек. Друиды из Рибемонта строили чудовищные башни из костей человеческого тела - из ног, рук и т. д.

Недалеко от нынешнего Гейдельберга археологи обнаружили "жертвенные шахты". Привязанный к бревну человек сбрасывался вниз. Найденная шахта имела глубину 78 метров. Археолог Рудольф Райзер назвал изуверства друидов "самыми ужасными памятниками в истории".

И все же, несмотря на эти нечеловеческие обычаи, во втором и первом веках до нашей эры мир кельтов вновь процветал. Севернее Альп они возвели большие города. Каждое такое укрепленное поселение могло вместить до десяти тысяч жителей. Появились деньги - монеты, сделанные по греческому образцу. Многие семьи жили в достатке. Во главе племен стоял человек, выбранный на год из местной знати. Английский исследователь Канлиф думает, что вступление олигархии в управление "было одним из важных шагов по дороге к цивилизации".

В 120 году до Р.Х. появился первый вестник несчастья. Орды варваров - кимвров и тевтонов - с севера пересекли границу по Майну и вторглись в земли кельтов. Спешно строили кельты земляные валы, другие оборонительные сооружения для укрытия людей и скота. Но натиск с севера отличался невероятной силой. Торговые пути, проходящие по альпийским долинам, были перерезаны наступавшими с севера, германцы безжалостно грабили селения и города. Кельты отступили в южные Альпы, но это снова угрожало сильному Риму.

Конкурент Рима

Как уже говорилось, кельты письменности не знали. Может быть, повинны в этом друиды. Они утверждали, что буквы разрушают святость заклинаний. Впрочем, когда надо было закрепить договор между кельтскими племенами или с другими государствами, использовался греческий алфавит.

Каста друидов, несмотря на раздробленность народа - в одной Галлии насчитывалось более ста племен, - действовала согласованно. Раз в год друиды собирались вместе для обсуждения злободневных проблем, которые касались не только религиозной сферы. Собрание обладало высоким авторитетом и в светских делах. Например, друиды могли остановить войну. О структуре религии кельтов, как уже отмечалось, известно очень мало. Но есть предположения, что верховным божеством была женщина, что народ поклонялся силам природы и верил в загробную жизнь и даже в возвращение к жизни, но в другом образе.

Римские писатели оставили в своих воспоминаниях впечатления о контактах с друидами. В этих свидетельствах перемешано уважение к знаниям жрецов и отвращение к кровожадной сущности магии кельтов. За 60 лет до новой эры верховный друид Дивициакус мирно вел беседы с римским философом -историком Цицероном. А его современник Юлий Цезарь два года спустя пошел войной на кельтов, захватив Галлию и территорию нынешних Бельгии, Голландии и частично Швейцарии, позже он завоевал часть Британии.

Легионы Цезаря уничтожили 800 городов, по новейшим подсчетам французских ученых, легионеры истребили или взяли в рабство примерно два миллиона человек. Кельтские племена на западе Европы сошли с исторической сцены.

Уже в начале войны, при нападении на племена кельтов число жертв среди них поразило даже римлян: из 360 000 человек уцелело лишь 110 000. В сенате Рима Цезаря даже обвинили в уничтожении народа. Но вся эта критика была утоплена в потоке золота, хлынувшего с фронтов в Рим. Легионы грабили сокровища, накопленные в культовых местах. Своим легионерам Цезарь пожизненно удвоил жалованье, а гражданам Рима построил арену для гладиаторских боев за 100 миллионов сестерциев. Археолог Хаффнер пишет: "Перед военным походом сам Цезарь был весь в долгах, после похода он стал одним из самых богатых граждан Рима".

Шесть лет сопротивлялись кельты римской агрессии, но пал последний вождь галльских кельтов, и финалом этой постыдной войны античного Рима было крушение мира кельтов. Дисциплина римских легионеров, идущих с юга, и напор с севера германских варваров перемололи культуру металлургов и горняков - добытчиков соли. На территориях Испании, Англии и Франции кельты потеряли свою самостоятельность. Только в дальних уголках Европы - в Бретани, на английском полуострове Корнуэлл и в части Ирландии уцелели кельтские племена, спасшиеся от ассимиляции. Но потом они переняли язык и культуру пришедших англо-саксов. И тем не менее до наших дней сохранились кельтское наречие и мифы о героях этого народа.

Правда, еще и в I веке нашей эры странствующие друиды, носители кельтского духа и идеи сопротивления, преследовались римским государством по "политическим мотивам".

В сочинениях римских авторов Полибия и Диодора Римская империя прославлена как зачинатель цивилизации, а кельтам в них отведена роль людей тупых, ничего, кроме войны и возделывания пашни, не умеющих. Авторы более позднего времени вторят римским хроникам: кельты неизменно мрачны, неуклюжи и суеверны. И лишь современная археология опровергла эти представления. Не жалких жителей хижин разгромил Цезарь, но политико-экономических конкурентов, которые еще за несколько веков до того в техническом отношении намного опередили Рим.

Однако панорама кельтской жизни сегодня открыта далеко не полностью, у нее еще немало белых пятен. Многие места, где некогда процветала кельтская культура, еще не исследованы археологами.

Законы древних кельтов: мудрые, справедливые, забытые

Несмотря на популярность, которую приобрела в последние десятилетия «кельтская тема» - в музыке и литературе, дизайне и моде - древние кельты остаются одним из самых загадочных народов, когда-либо живших на планете. Все, что нам о них известно, рассказано теми, кто пришел на их земли не с миром, а с мечом - или же и вовсе не бывали там… Можно ли доверять этим описаниям? Насколько достоверно воссоздают они кельтские обряды, обычаи и законы?

Наиболее ранние упоминания о кельтах встречаются в трудах греческих авторов VI - V вв. до н.э.: Гекатея Милетского и Геродота. В своей монументальной «Истории» Геродот описывает кельтов, как народ, живущий в верховьях Дуная - правда, расположив сам Дунай на Иберийском полуострове (то есть на территории Испании), знаменитый летописец был, мягко говоря, не вполне точен. Археологические раскопки и косвенные свидетельства позволяют возводить историю галлов к VI в. до н.э., и даже ранее. Следы кельтских племен обнаружены от западных переделов Европы (включая Британские острова, что общеизвестно), до Балкан, Малой Азии и Причерноморья, включая территорию современной Украины, юг России, Кавказ, и даже - Среднюю Азию. Поскольку сами галлы не документировали в письменном виде ни свою историю, ни переселения, восстанавливать ретроспективу часто приходится по сторонним свидетельствам и культурным аналогиям, зачастую - весьма неожиданным. Так, современные ирландцы, волею судьбы попадающие в Киргизию, дивятся тому, насколько традиционные музыкальные инструменты местных жителей схожи с древнекельтскими.

Несмотря на то, что значительная часть галльской истории сокрыта в тумане веков, можно сказать однозначно: ко времени основания Рима, средине 8 в. до н.э., кельты уже активно перемещались по территории Европы и за ее пределами.

Первый из зафиксированных контактов, отнюдь не мирный, между римлянами и кельтами, состоялся в IVв до н.э. В 390 г. объединенные силы кельтских племен сошлись с войсками Римской империи в битве при Алии - и одержали победу. Чуть позже пал и сам Рим, что заслуживает отдельного описания. История “варварских” набегов на различные европейские территории достаточно обширна. Однако, все военные походы кельтов имели практический характер: добыча и воинская доблесть были наряду с ремесленным искусством или друидическими знаниями основными способами достижения значимого положения в обществе.

В большинстве случаев к завоеванию чужих земель галлов толкало банальное отсутствие жизненного пространства. При этом степень их агрессии была прямо пропорциональна реакции местного населения. В 390 г. кельтские племена под предводительством Бренна заняли земли возле города Клузия на Аппенинах, находившегося под римской протекцией. Опираясь на свою военную мощь, они потребовали у жителей выделения для себя плодородных земель. Естественно, клузианцам это не понравилось, и они запросили помощи в переговорах у Рима. Оттуда прибыли трое братьев Фабиев, не отличавшихся особой дипломатичностью, чьи действия вскоре привели к нападению на пришельцев и убийству одного из кельтских вождей. Такое поведение парламентеров было грубейшим нарушением установившегося на тот момент международного права. “Варвары” проявили к обычаям большее уважение, позволили Фабиям вернуться в Рим, и отправили туда собственную делегацию для разбора ситуации. В Риме посланники обнаружили, что нарушители не только не порицаемы, но и купаются во всевозможных почестях.

Столь наглое попрание закона возмутило кельтов, и они предприняли 80-километровый бросок от Клузия на Рим. Плутарх описывает этот поход следующим образом: «Вопреки ожиданиям, проходя, они никому не нанесли увечий, ничего не взяли с полей. Когда они шли мимо какого-либо города, то кричали, что идут в Рим, что их враги - только римляне и что они готовы стать друзьями всем остальным». В итоге Рим был разграблен и унижен: за свой уход галлы запросили (и получили) 1000 фунтов золота. Империя была настолько шокирована, что историк Ливий даже 300 лет спустя переживает позор ситуации: «Вообразите, тысяча фунтов золота - цена нации, которая скоро будет править миром!»

Под влиянием пережитого ужаса Римская империя до самого своего падения старалась раздвинуть собственные границы, колонизировать все более и более дальних соседей. Попутными преференциями были награбленные богатства, сбор дани, захват рабов. Но в основе всех экспансий лежал страх перед тем, что соседи вздумают побеспокоить “цивилизованное” благополучие. Поэтому имперская армия всегда была орудием нападения, и многие историки даже увязывают упадок Рима с сужением городских ворот. Как только их размер стал определяться не соображениями быстрой атаки и развертывания за стенами боевых порядков, а нуждами обороны - государство, жившее агрессией, утратило жизнеспособность.

Впрочем, в период расцвета римское войско позволило империи где – изгнать, где – сделать вассалами кельтские племена практически на всем ареале обитания последних. Это было великое противостояние древней традиции и новоизобретенного формального законодательства. Хотя кельтские воины по праву считались лучшими бойцами Европы, клановая структура их общества, неразвитая стратегия, отсутствие изобретений в области боевой техники, а также система заключения ситуативных племенных союзов для конкретных военных кампаний, не позволили им одолеть латинскую военную машину.

Последним оплотом галлов стали Британские острова, но и их со временем пытались оккупировать римляне. Впрочем, восстания коренного населения будоражили имперские форпосты и поселения едва ли не каждое десятилетия, а северные территории, где ныне располагается Шотландия, так и остались территорией, куда не ступала нога легионера.

Как Рим нес свет цивилизации “варварам”:

Военные действия между кельтами и римлянами продолжались с переменным успехом вплоть до середины I в. до н.э. Точка - впрочем, скорее, запятая - в «кельтском вопросе» была поставлена Цезарем, который в 50 г. до н.э. окончательно утвердил римское владычество в Галлии, а чуть позже высадился и в Британии. Цезаря стали основным источником информации о древних кельтах - как континентальных, так и островных; именно с его легкой руки самые разные авторы, начиная с античности и до наших дней, повторяют рассказы о человеческих жертвоприношениях, совершаемых друидами, да и множество прочих несуразиц.

Однако, по остроумному замечанию Лоренса Гиннелла, английского юриста 19-го века и исследователя древних кельтских законов, при написании этих мемуаров Цезаря интересовал главным образом Цезарь, а вовсе не тонкости обычаев племен, которые он считал варварскими. Гиннелл берет на себя смелость утверждать, что пресловутые «жертвоприношения» могли представлять собой некое, совершенно иное по смыслу событие, неверно интерпретированное Цезарем.

В то же время, «Записки о Галльской войне» представляют несомненный интерес, как наиболее подробный - можно даже сказать, единственный, из дошедших, письменных источников античной эпохи, содержащих информацию о кельтах. Ибо сами кельты письменностью пользовались чрезвычайно редко - но отнюдь не потому, что были отсталым и скудоумным народом.

Что не записано пером, то вырубается… мечом

Основой кельтской культуры являлась заложенная друидами традиция устной передачи накопленных народом знаний (фольклора) из поколения в поколение. В ней был глубокий смысл, как практический, так и сакральный (впрочем, древнему кельту сама идея о подобном разделении показалась бы крайне странной). Такой обмен информацией, а особенно процесс обучения - всегда уникальный, живой, эмоционально окрашенный, в отличие от чтения текста. Древние хорошо знали, что знание может быть не только даром, но и оружием, приносить великую пользу - и страшный вред; устная передача подразумевала прямую личную ответственность как дающего, так и принимающего знание.

В рамках кельтской культуры и общества эта традиция была вполне жизнеспособна. Однако с приходом завоевателей обнаружилось ее слабое место: неписаные знания стали постепенно утрачиваться под влиянием навязанного пришельцами образа жизни и мышления. Особенно сильно это сказалось на континентальных кельтах: романизация Галлии была настолько полной, что даже при самом тщательном исследовании там можно отыскать разве что остаточные следы кельтского духа. Также сыграла фатальную роль слабость плоти: обучение друида, способного хранить в памяти тысячи легенд, обычаев и законов, длилось не один десяток лет. А оборвать его жизнь ударом меча - секундное дело. При том, что, в отличие от римской знати, вожди и носители кельтских традиций участвовали в бою на равных с соплеменниками, как правило - в первых рядах.

Сколько миль до Аваллона? И все, и ни одной…

Однако есть страна, которая в наибольшей степени сохранила изначальный строй и лад кельтской культуры, и это - Ирландия. Ни римское, ни норманнское влияние, ни даже века христианства не смогли переделать национальный ирландский характер; старинные обычаи - пусть даже их происхождение было забыто, а форма слегка изменена - оставались естественной составной частью повседневной жизни народа.

Когда же в конце 19-го - начале 20-го веков начался так называемый «Кельтский ренессанс», десятки исследователей принялись восстанавливать по крупицам древнюю традицию - и обнаружили, что разрозненные кусочки складываются в стройную, пусть и не вполне законченную, картину. Саги и сказки, пословицы и старинные манускрипты говорили об одном: основой культуры и общественного устройства древних кельтов были гармония и справедливость - которые, в сущности, и были основными законами сами по себе. В то же время, древнекельтская юриспруденция представляла собой сложную, тщательно проработанную систему - и даже то немногое, что от нее осталось, заслуживает самого внимательного изучения.

Наиболее полный свод раннего кельтского права, составленный на основании разных источников, получил название Брегонских законов (Brehon Laws), или Брегонского кодекса. Впрочем, полным его можно назвать с большой натяжкой: входящие в него тексты являются либо копиями с навсегда утраченных оригиналов, либо их пересказами; они испещрены комментариями и толкованиями, сделанными разными людьми в разное время.

Ситуация осложняется еще и тем, что манускрипты написаны на древнеирландском, с вкраплениями латинизмов (их составителями были в основном монахи, а к основному тексту, Senchus Mуr, как утверждают, приложил руку сам Святой Патрик) и диалектизмов, в которых с трудом разбираются даже маститые лингвисты. Поэтому единого полного перевода Брегонских законов на современный английский, по всей видимости, не существует. Исследователи, обращавшиеся к этим текстам - историки, этнографы, филологи, юристы (уже упоминавшийся Лоренс Гиннел, например, посвятил Брегонским законам , (англ., на русский не переведена) - использовали лишь то, что непосредственно отвечало их нуждам и интересам. Однако даже из этих обрывочных и разрозненных сведений можно получить представление об основных чертах древних кельтских законов - чертах не просто отличительных, но поистине уникальных. Римскому праву, которое легло в основу всей европейской юриспруденции, во многих отношениях было далеко до кельтского. Брегонский кодекс настолько опередил свое время, что некоторые его статьи кажутся взятыми из современного законодательства какой-нибудь развитой страны - особенно те, которые касаются семейных и брачных отношений.

Брак, семья и клан у древних кельтов

Положение женщины в кельтском обществе разительно отличалось от той подчиненной, второстепенной роли, которая предписывалась ей большинством других культур. Римские матроны, даже самые родовитые, не имели никакого реального влияния на политику (иным путем, кроме кулуарного подзуживания своих супругов). Героини греческих мифов, за редким исключением - отнюдь не героини, а жертвы, ожидающие избавителя, чтобы стать его трофеем. На Востоке женщина и по сей день может являться чем-то средним между дорогой игрушкой и домашним животным, а христианство, заклеймившее женщину «сосудом греха», на долгие века закрепило неравенство между мужем и женой во всех отношениях.

Женщины же у древних кельтов были фактически равноправными партнерами мужчин во всех делах, делили с ними как мирные заботы, так и тяготы войны; они могли занимать сколь угодно высокое общественное положение и преуспеть в любой деятельности или профессии, к которой имели склонность и талант. Королевы-воительницы ирландских саг сражаются и руководят войсками не хуже мужчин; известно о существовании женщин-друидов и женщин-судей. Причем участие женщин в военных сражениях - для кельтов норма. В IV в. н.э. римский офицер Аммиан Марцеллин писал: «Целое войско иноземцев не сможет противостоять одному кельту, если он призовет на помощь жену, которая сильнее его и голубоглаза, особенно когда она, гневно откинув голову, скрежеща зубами и размахивая белоснежными и мощными руками, начнет наносить кулаками и ногами удары не слабее снарядов катапульты, выбрасываемых при помощи скрученных жил. Голос этих женщин ужасен и пугающ, даже если они не сердятся, а говорят дружелюбно.» Хотя в его строках присутствует определенная доля сарказма, очевидно, что римляне на себе испытали боевые качества кельтской “слабой” половины, и не были склонны их недооценивать. Терри Джонс и Алан Эрейра в своей книге говорят: в «цивилизованном» Риме изнасилование не считалось преступлением против женщины, а рассматривалось как нанесение ущерба мужчине, под чьей опекой она находилась, то есть считалось преступлением против его собственности. По кельтским же законам изнасилованная женщина имела право не только на персональную компенсацию, но и на месть.

Выходя замуж, женщина сохраняла право на распоряжение своим личным имуществом, которым она обладала до брака. А при разводе, инициатором которого могла выступать жена, (причем по целому ряду причин) - раздел имущества совершался в соответствии с нормами современного законодательства: учитывалось не только добрачное имущество супругов, но и вклад каждого из них в совместно нажитое. Чем больше труда и усилий затратила женщина на ведение хозяйства и приумножение семейного добра, тем больше была ее доля в случае развода.

В том, что касается защиты прав детей, Брегонский кодекс можно назвать уникальным. Законнорожденность ребенка - одна из основных проблем норманнской юриспруденции, сломавшая немало судеб, решающее обстоятельство в вопросах наследования имущества, - в кельтском праве не играет ровным счетом никакой роли. Пословица «чужих детей не бывает» к древним кельтам применима, как ни к какому иному народу. Для установления отцовства достаточно было заявления матери и признания отца (случаи отказа мужчины от ребенка были единичными, если такое вообще случалось), после чего ребенок включался в число наследников на общих основаниях, независимо от того, состояли ли его родители в какой-либо форме брака. Последних Брегонский кодекс признает несколько, в том числе и такие, которые мы сейчас называем «гражданским браком».

Впрочем, понятие «семьи» у древних кельтов было гораздо шире современного: это не только родители и их дети, но и более дальние родственники. Объединение нескольких семей составляло основу клана; а клан, как целое, брал на себя заботу и ответственность даже о самых слабых своих членах - пожилых, больных и слабоумных. Брегонские законы обязывают трудоспособных соплеменников обеспечить полноценный уход и лечение немощным старикам - и даже регламентируют устройство общественных больниц, вплоть до таких деталей, как обязанность сиделок отгонять собак! Ни античность, ни средневековье не испытывали к старости и болезни особого сочувствия; в этом отношении лишь Брегонский кодекс воплотил, и даже превзошел, тот уровень социальной ответственности, который стал присущ человеческому обществу лишь в наши дни.

Особо следует остановиться на институте рабства. В отличие от “цивилизованного” Рима раб у кельтов был скорее в положении бедного крестьянина, чем-то вроде крепостного. Он имел собственное имущество, мог сопровождать хозяина в военных походах, а дети раба росли и воспитывались вместе со всеми остальными. Причем рабский статус не передавался по наследству, а сам невольник мог заслужить свободу храбростью в бою или прочими выдающимися достижениями. Теоретически раба могли безнаказанно убить - но поводом могло послужить лишь очень тяжкое преступление, да и были такие случаи единичны. В целом же институт рабства не был широко распространен, и захваченные в походах пленники, как правило, отпускались за выкуп, либо продавались тем же римлянам.

Представление о том, насколько кельтская практика отличалась от римской, можно получить из любой исторической хроники имперского периода. Этот вопрос наукой освещен достаточно подробно.

Культура, ремесла и духовность

Каковы же были технологические достижения “варваров”? Европейские историки вообще, и римские - в частности, кельтов боялись, не знали и не понимали. Естественно, подобных монстров в своих работах они наделяли всеми недостатками, которые только могли сочинить. Сами же кельты, не оставившие после себя письменных источников, реабилитироваться не способны.

Однако помочь в этом могут современные археологические находки. Хотя основу кельтского уклада составляли сравнительно небольшие сельские общины, занимавшиеся сельским хозяйством, сейчас обнаружены и огромные города, площадью в несколько тысяч гектаров. В них были каменные здания с паровым отоплением полов, стены, возведенные с помощью строительного раствора. Полисы строились по общему плану, с соблюдением геометрических законов, в них устраивались школы, административные здания, больницы и дома престарелых. При их сооружении выполнялись огромные объемы земляных и строительных работ, при необходимости осушались или создавались водоемы, насыпались искусственные острова, отводились реки и ручьи. Давно стали легендами Стоунхендж, менгиры и дольмены, прочие мегалитические памятники галлов.

Ремесло зодчего ценилось так же высоко, как оружейное, и было не менее почетным, чем воинское искусство. Кузнецы владели секретами тонкой работы, создавая ювелирные украшения столь филигранные, что подобного уровня удалось достичь лишь к периоду Средневековья. Обработку железа кельты также освоили первыми в Европе, и их оружие веками оставалось непревзойденным. Когда археологи при раскопках обнаружили конскую сбрую, изготовленную кельтскими мастерами, то приняли ее за современную высокотехнологичную подделку - настолько совершенно было изделие. И лишь инструментальные методы датировки убедили их в аутентичности находки.

Историки, слепо исповедовавшие римскую версию истории “варваров”, описывали кельтских воинов, нанимавшихся в римскую армию, чтобы заработать немного золота. Однако недавние раскопки показывают всю смехотворность этой версии. На территории Англии только в одном небольшом регионе найдены сотни качественно разработанных золотых рудников. По оценкам специалистов, только эта область была в состоянии поставлять на рынок 300 тонн золота ежегодно. Также древние авторы описывают пристрастие кельтов (как женщин, так и мужчин), независимо от сословия, к украшениям из драгоценных металлов. И для их повсеместного распространения явно не хватило бы ни грабительских походов, ни, тем более, жалких наемнических динариев Рима.

Мировоззрение кельтов также было основано на знании естественных законов природы (не всегда очевидных) и следованию им, как в торжественных ритуальных церемониях, так и в ежедневных практических делах. В то время, как римляне проявили себя оккупантами не только в отношении соседних народов, но и окружающей среды, принимая во внимание лишь собственные прихоти, кельты были настоящими детьми природы. Они черпали в окружающем мире силы, но таким образом, чтобы не нарушить его гармонии. Осквернение или бессмысленное уничтожение дерева, особенно игравшего сакральную роль, было тяжким грехом. Да и божества кельтского пантеона - “живые”, не обитающие где-то в недоступных высях, а постоянно присутствующие рядом, участвующие в судьбах и князей, и простолюдинов. Тогда как для римлян религия, даже “официальная”, была почти бутафорским придатком государства. Они не вмешивались в отправление культов завоеванных народов, пока отводилось “Богу - богово, кесарю-кесарево”. В центре истинной их религии стоял идол золотого тельца.

Кельтское «варварство» против римской «цивилизации» - жизнь в гармонии или вечная борьба?

Римская империя не только довлела над античным миром; она задала импульс, оказавший едва ли не решающее влияние на историю человечества. Само мышление и устройство государства, которое мы называем «имперским», зародилось именно там. Британская и Российская империи, СССР, а теперь США веками исповедовали принципы приоритета государственного над личным, идеи над индивидуальностью, территориальной и культурной экспансии. Со становлением государства, как механизма подавления, и формализацией закона ушла родоплеменная эра, с ее уютом, “домашнестью”, вниманием к отдельному члену общины, судом не по букве, а по совести.

Отваги и доблести кельтам было не занимать - даже Цезарь отдал должное их воинским качествам; однако захватнические устремления им были не свойственны. Жить в мире с собой и окружающими, со своей землей - вот чему учат кельтские законы, мудрые, древние и в то же время как нельзя более современные. Не зря последователи друидизма в наши дни обращаются именно к Брегонскому кодексу: при всей неполноте и неточностях, сквозь него можно рассмотреть - как камешки на дне ручья сквозь прозрачную воду - еще более раннюю и сложную этическую, философскую и духовную систему, на основе которой и сложилась кельтская традиция. Эта система не может быть ничем иным, кроме друидизма - того подлинного друидизма, о котором известно крайне мало, а достоверно, можно сказать, и вовсе не известно ничего - и насколько же мощной она должна была быть, если даже отзвуки ее, рассыпавшиеся эхом, долетели сквозь столетия до наших дней…

В своем чаянии дойти до предела и выйти за него человечество неудержимо стремится… куда? Возможно, к новому этапу в своем развитии; возможно, к пропасти и гибели. И те немногие, кто чувствует это, стараются найти опору в забытых древних знаниях. Кельтская традиция - один из самых чистых источников, к которому стоит возвращаться снова и снова, приходя к нему то за мудростью, то за справедливостью, то за гармонией - пока не придет понимание, что главный, неисчерпаемый источник мудрости, справедливости и гармонии каждый из нас может обрести только в самом себе.

Пока жив Стоунхендж - живы и кельты


Метки: ,
Запись: Рим vs Галлия: украденная история кельтов
опубликована 12 сентября, 2012 в 17:17 и находится в |
Копирование разрешено ТОЛЬКО С АКТИВНОЙ ССЫЛКОЙ :

0 комментариев

КЕЛЬТЫ - группа народов, говорящих на кельтских языках, населявших в древности большую часть Западной Ев-ро-пы.

Ны-не к кельтам от-но-сят-ся бре-тон-цы, гэ-лы и уэльс-цы.

Ядро кельтов сформировалось в 1-й половине I-го тысячелетия до нашей эры в бассейнах Рейна и Верхнего Дуная. Античные авторы рассматривали кельтов как общность близкородственных племён, противопоставляя их другим общностям (иберам, лигурам, германцам и др.). Наряду с термином «кельты» античные авторы употребляли название «гал-лы » (латинский - Galatae, греческий - Гαλάται).

К I веку до нашей эры название «галаты» начинает закрепляться за группой кельтов, осевших в Малой Азии, а название «кельты» - за племенами Южной и Центральной Галлии (в частности, в сочинениях Юлия Цезаря), испытавшими влияние греческой и римской цивилизаций; в противоположность этому термин «галлы» продолжает оставаться более общим. Для ряда периферийных групп кельтов античными авторами были введены также искусственные двойные названия: «кель-ти-бе-ры » (кельты Иберии - Пиренейского полуострова), «кельтолигуры» (Северо-Западная Италия), «кельтоскифы» (на Нижнем Дунае), «галлогреки» (в Малой Азии). Процесс формирования кельтов связывают с верхнерейнскими и верхнедунайскими группами ар-хео-ло-гической куль-ту-ры Галь-штат и их про-дви-же-ни-ем пре-ж-де все-го в сре-ду род-ст-вен-ных за-пад-но-галь-штат-ских пле-мён. На этой ос-но-ве фор-ми-ру-ет-ся куль-ту-ра Ла-тен, от-ра-жаю-щая кельтскую куль-ту-ру пе-рио-да т. н. ис-то-ри-че-ской (т. е. от-ра-жён-ной в гре-ко-латинских ис-точ-ни-ках) экс-пан-сии.

Согласно распространённой точке зрения, приблизительно в VII веке до нашей эры (период Гальштат С) часть кельтов проникла на Пиренейский полуостров, где образовала группу, позднее известную как кельтиберы, испытавшую сильное влияние местных племён иберов и лузитан. Заняв Северную и Центральную Испанию, они совершали военные походы в другие части Пиренейского полуострова. По-видимому, уже в VI-V веках до нашей эры кельтиберы установили торговые связи с финикийскими колониями юга Испании (Гадес, Малака) и Северной Африки (Карфаген).

Литература

  • Ка­лы­гин В. П. Эти­мо­ло­ги­че­ский сло­варь кельт­ских тео­ни­мов. М., 2006
  • Ка­лы­гин В. П., Ко­ро­лев А. А. Вве­де­ние в кельт­скую фи­ло­ло­гию. 2-е изд. М., 2006
  • Пау­элл Т. Кель­ты. М., 2004
  • Megaw J. V. S., Megaw R. Celtic art: from its beginnings to the book of Kells. L., 2001
  • Гюй­он­варх Кр.-Ж., Ле­ру Фр. Кельт­ская ци­ви­ли­за­ция. СПб., 2001
  • Drda P., Rybová A. Les Celtes en Bohême. P., 1995

К середине I тысячелетия до нашей эры кельтские племена населяли бассейны Рейна, Сены, Луары и верховья Дуная. Эта территория впоследствии была названа римлянами Галлией. В течение VI–III веков кельты заняли земли современной Испании, Британии, Северной Италии, Южной Германии, Чехии, частично Венгрии и Трансильвании.

Отдельные кельтские поселения были южнее и восточнее этих территорий в иллирийских и фракийских областях. В III веке до н. э. кельты предприняли неудачный поход в Македонию и Грецию, а также в Малую Азию, где часть кельтов осела и впоследствии стала называться галатами.

В некоторых странах кельты смешались с местным населением и создали новую, смешанную культуру, например культуру кельтиберов в Испании. В других областях местное население было быстро кельтизировано, как, например, лигуры, жившие на юге Франции, и незначительные следы его языка и культуры сохранились лишь в некоторых географических названиях и пережитках религиозных верований.

Письменных источников о раннем периоде истории кельтов почти не сохранилось. Впервые о них упоминает Гекатей Милетский, затем Геродот, который сообщал о поселениях кельтов в Испании и на Дунае. Тит Ливий свидетельствует о походе кельтов на Италию еще во время правления римского царя Тарквиния Приска в VI веке до н. э.

Кельтские воины. Рельефный фриз из Чивито-Альба. III в. до н. э. Терракота.

В 390 году одно из кельтских племен совершило набег на Рим. В начале IV века кельты предлагали тирану Сицилии Дионисию I союз против Локр и Кротона, с которыми он тогда воевал. Позже они появились в его войске в качестве наемников. В 335 году кельтские племена, которые жили по берегам Адриатического моря, посылали своих представителей к Александру Македонскому.

Эти скудные письменные данные дополняются материалами археологии. С кельтами связано распространение созданной ими так называемой латенской культуры. Название происходит от залива Ла-Тен на Невшательском озере в Швейцарии, где было обнаружено укрепление и большое количество характерного для этой культуры кельтского оружия.

Памятники латенской культуры, которая в середине VI века до н. э. сменяется гальштаттскую, позволяют проследить постепенное развитие кельтских племен и историю их проникновения в различные области Европы.

На первом этапе своего развития, в середине VI - конце V века, латенская культура была распространена от Франции до Чехии. Большое количество мечей, кинжалов, шлемов, бронзовых и золотых украшений свидетельствует о том, что уже тогда кельтское ремесло достигло высокого уровня.

На высокой ступени находилось и искусство, что доказывает, например, художественно украшенная посуда. В это же время в погребениях появляются греческие вещи, которые проникали к кельтам через Массалию по рекам Рона и Сона. Греческое искусство оказывало заметное влияние на кельтское, хотя местные мастера не следовали слепо греческим образцам, а перерабатывали их, приспосабливая к своим вкусам и традициям.

В V–III веках в связи с расселением кельтов латенская культура постепенно распространилась и по другим регионам Европы. Все более совершенствуются изделия кельтских ремесленников. Все меньше чувствуется греческое влияние. На западе появляются типичные для кельтов украшенные эмалью вещи. Получает распространение изготовленная на гончарном круге керамика.

Кельтское земледелие достигает высокого уровня. Именно кельтам принадлежит изобретение тяжелого плуга с резцом. Этот плуг мог вспахивать землю на значительную большую глубину, чем тот легкий плуг, который использовался в то время италиками и греками. В земледелии кельты применяли трехпольную систему, которая обеспечивала хорошие урожаи. В Италии охотно покупали муку из кельтских областей.

Продвигаясь в новые районы, кельты раздавали земли пагам - племенам или родам. В мало связанной с внешним миром Британии родовая племенная собственность на землю сохранялась долго.

На континенте, где кельты вступали в торговые сношения с греческими и италийскими купцами, постепенно возникала частная собственность на землю. Родовая община сменялась сельской, причем из среды общинников выделялась знать, которая успела захватить больше земли.

Оружие и предметы домашнего обихода из могильников латенской культуры (Средняя Моравия).

Из этой знати формировалась кельтская конница, составлявшая главную силу войска. Конница вытесняла распространенные прежде среди кельтов боевые колесницы, которые сохранились только в Британии.

О высоком мастерстве кельтов в фортификации свидетельствуют остатки их укреплений - огромные стены из каменных блоков, скрепленных дубовыми балками. Эти так называемые галльские стены были потом заимствованы и другими народами.

К концу III - началу II века торговля среди континентальных кельтов достигла такого уровня, что они начали чеканить собственную золотую и серебряную монету по типу монет Массалии, Родоса и Рима, а также македонских. Сначала монета появляется у племен, которые были тесно связаны с полисами греческого и римского мира, но к I веку ее начинают чеканить и более отдаленные племена, в том силе племена Британии.

Развитие торговли вело к разложению первобытнообщинных отношений, которое особенно быстро шло у племен, непосредственно соприкасающихся с античным миром. Во II веке экспансия кельтов прекращается. Одна из причин - встреча с такими сильными противниками, как германцы, продвигавшиеся к Рейну, и римляне, которые в 121 году захватили Южную, так называемую Нарбонскую, Галлию и все более утверждали свое влияние и господство в придунайских областях.

Последнее крупное передвижение кельтских племен - приход из зарейнских областей племени белгов, которые утвердились на севере Галлии и в некоторых прирейнских областях Германии. К концу II века до н. э. кельты уже достигли последней стадии разложения первобытнообщинного строя. Племенная знать владела обширными землями и рабами, которые использовались в качестве слуг.

Множество родовых общинников попадало в зависимость от знати и было вынуждено обрабатывать ее земли, внося определенную плату, а также входить в дружины и сражаться за своих вождей. Отдельные паги к этому времени уже соединились в более или менее крупные племенные общины. Наиболее значительными из них стали общины эдуев и эрвернов.

Общины подчиняли себе менее сильные племена, которые попадали в зависимость от них. Начали возникать города, которые являлись центрами ремесла и торговли, а в ряде случаев - и политическими центрами. Города были обычно хорошо укреплены.

У большинства кельтских племен возникло подобие аристократической республики, несколько сходной с ранней Римской республикой. Прежние племенные вожди, которых античные авторы именовали царями, изгонялись. Их заменяли совет аристократии и выбранные из ее среды магистраты - так называемые вергобреты. Главной задачей вергобретов было введение суда.

Нередко отдельные представители знати пытались захватить единоличную власть. Их поддерживали дружина и народ, который надеялся, что они ограничат власть угнетавших его земельных собственников. Но подобные попытки обычно быстро пресекались.

Наряду со знатью, которую римляне называли всадниками, большую роль играло и жречество - друиды. Они были организованы в корпорацию во главе с верховным друидом, освобождались от военной службы и уплаты налогов и почитались как хранители божественной мудрости и некоторых, впрочем, довольно скудных знаний. В число друидов принимались представители аристократии, овладевшие их учением.

Друиды собирались ежегодно и творили суд. Решения этого суда являлись строго обязательными для всех галлов. Непокорным друиды запрещали участвовать в религиозных церемониях, что отделяло их от общества.

Учение друидов было тайным и преподавалось устно. На его усвоение уходило до 20 лет. О его содержании известно мало. Видимо, основой учения друидов была идея бессмертия души или переселения душ и представление о конце света, который будет уничтожен огнем и водой. Трудно определить, насколько это учение повлияло на религию кельтов, о которой также известно очень мало. Наряду с культом духов леса, гор, рек, ручьев и т. п. сложился и культ богов солнца, грома войны, жизни и смерти, ремесел, красноречия и т. д. Некоторым из этих богов приносились человеческие жертвы.

Не все кельтские племена стояли на одной ступе ни развития. Более удаленные от Италии северные племена, в частности, белги, жили еще первобытнообщинным строем, так же как и британские кельты. Попытки римского проникновения встречали здесь резкий отпор. Напротив, племена Южной Галлии, особенно эдуи, уже стояли на грани перехода к классовому обществу и государству. Местная знать в борьбе со своими соплеменниками и другими племенами искала помощи Рима, что впоследствии облегчило завоевание Галлии и превращение ее в римскую провинцию.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Варвары против Рима автора Джонс Терри

Часть I КЕЛЬТЫ

Из книги Нашествие. Пепел Клааса автора Максимов Альберт Васильевич

КЕЛЬТЫ Кельтская Европа Даки Волохи и волхвы Кельтская археология Тайны кельтской письменности Друиды Кельтские жертвы Римский геноцид КЕЛЬТСКАЯ ЕВРОПАКельты были первыми индоевропейцами, которые появились в Западной Европе, вытеснив и

Из книги Греция и Рим, энциклопедия военной истории автора Коннолли Питер

Кельты Кельты расселились почти по всей Западной Европе из южной Германии. К началу V в. до н.э. они жили на территории современной Австрии, Швейцарии, Бельгии, Люксембурга, в отдельных частях Франции, Испании и Британии. В течение следующего столетия они перешли через

Из книги История Австрии. Культура, общество, политика автора Воцелка Карл

Кельты и римляне /23/ Вопрос о возникновении «кельтского народа», о его этногенезе, разумеется, не может быть решен на основе локальных исследований в Австрии. Связанные с этим научные проблемы слишком сложны и могут быть лишь обозначены на материалах данного региона.

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Славяне и кельты Галльские воины III–I вв. до н. э.Со стороны юго-запада славяне были открыты кельтскому влиянию.Кельтами (keltoi) эллины называли варварские племена Европы, которые начиная с V в. до н. э. тревожили своими набегами Италию и Балканы. Римляне знали их как галлов,

Из книги Кельты анфас и в профиль автора Мурадова Анна Романовна

Кто такие кельты? Светлой памяти моего учителя Виктора Павловича Калыгина, выдающегося ученого, который умел рассказывать о кельтах не только серьезно Как-то раз в московском автобусе, крепко застрявшем в пробке, ехали два студента. Сперва они говорили о компьютерах и

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 2 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Кельты К середине I тысячелетия до нашей эры кельтские племена населяли бассейны Рейна, Сены, Луары и верховья Дуная. Эта территория впоследствии была названа римлянами Галлией. В течение VI–III веков кельты заняли земли современной Испании, Британии, Северной Италии,

Из книги Кельтская цивилизация и её наследие [ёфицировано] автора Филип Ян

Кельты в Италии Южный мир долго не подозревал, что он может стать жертвой стремительных набегов вооружённых полчищ в то время ещё мало известных заальпийских кельтов. Но около 400 г. эти набеги стали печальной действительностью. Через альпийские перевалы, по которым ранее

Из книги Галлы автора Брюно Жан-Луи

Кельты 600-550: первые надписи на кельтском языке в итальянском Пьемонте в Сесто Календе и Кастел- летто Тичино. Кельтская надпись из Кастеллетто ТичиноОколо 600. основание Массалии фокейскими колонистами.Миграция Белловеза и Сиговеза, произошедшая, согласно Титу Ливию, в

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, Религия, Культура автора Тодд Малькольм

ГЕРМАНЦЫ И КЕЛЬТЫ Как никто из древних авторов, именно археология ясно показывает нам существование тесных контактов между германскими народами и кельтами. Они проявлялись не столько в области торговли, сколько в широких культурных связях между Центральной и Северной

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

1.1. Кельты и даки В период раннего железного века (гальштатская культура - 700- 400 лет до н.э.) произошел новый цивилизационный и демографический подъем этнических сообществ на территории Словакии. Местное население освоило добычу и производство железа. Его использование

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

II. Кельты Кельты – племена индоевропейского происхождения: гельветы, белги, секваны, лингоны, эдуи, битуринги, арверны, аллоброги, сеноны, треверы, белловаки. Наибольшего могущества кельты достигают в середине I тыс. до н. э.Большим влиянием у кельтов пользовались жрецы –

Из книги Женщины-воины: от амазонок до куноити автора Ивик Олег

Кельты Древние кельты считали, что война - дело весьма женское. Средневековый ирландский текст, в котором вспоминаются далекие языческие времена, гласит:«Работа, которую приходилось исполнять лучшим из женщин, - это идти в битву и на поля сражений, участвовать в

Из книги Верования дохристианской Европы автора Мартьянов Андрей