Виды психологической помощи и их характеристика. Виды психологии. Классификация психотипов личности в зависимости от темперамента

Психология — дисциплина, изучающая поведение человека и его психические реакции с научной точки зрения. Она включает в себя символьные интерпретации анализа социального поведения. Существует много видов психологии : когнитивная психология , аномальная психология и т.д.

Много лет психологов интересовало поведение человека. Восприятие, личностные свойства, познание, поведение, реакции и эмоции не только отражают огромное разнообразие умственных способностей человека, но и влияют на наши взаимоотношения в обществе. Анализ сознательных и бессознательных процессов, происходящих в сознании человека, также находится в ведении науки психологии . Психология применяется во многих сферах деятельности человека. Наши реакции на бытовые вопросы на работе или дома отражают состояние здоровье нашей души.

Психология исследует человека как личность , изучает семью и общество для того, чтобы понять какие существуют психические функции и триггеры для необъяснимых факторов социального поведения человека. Различные виды психологии исследуют нервные процессы в сознании человека. Исследования естественных наук служат источником задач для психологии. Среди отраслей психологии выделяют следующие:

В этой отрасли психологии, исследования направлены на то, чтобы помочь человеку избавляться от стресса и различных дисфункций, происходящих по различным психологическим причинам. Клиническая психология помогает лучшему развитию личности, росту эмоционального и физического благополучия. Психологи, занимающиеся исследованиями в этой области, изучают судебные показания и случаи клинической нейропсихологии. Специалисты используют специально разработанные и адаптированные модели терапии для создания терапевтического альянса . Последующее изучение психологических проблем помогает определять и применять новые формы мышления и поведения.

Как следует из названия, эта отрасль психологии занимается исследованием ненормального поведения человека. Цель аномальной психологии: понять изменения в естественных и аномальных моделях взаимодействия, выбираемых человеком. Аномальная психология использует методы и приемы психопатологии и клинической психологии для исследования причин психических расстройств. Эта область психологии изучает признаки неадекватного состояния человека при нарушении каких-либо функций или стрессе.

Эта отрасль психологии изучает психические процессы, определяющие поведенческие особенности человека. В когнитивной психологии проводятся эксперименты с обучением, восприятием, памятью и вниманием человека с целью разработать методы эффективной обработки информации. Именно по этой причине, когнитивную психологию еще называют экспериментальной психологией . Когнитивная психология – это результат вклада различных нейробиологов, логиков и лингвистов, которые определяют важность не только теоретических разработок, но и их формализации и применения.

Этот вид психологии изучает модели поведения животных. Эта отрасль науки имеет важное значение в психологическом исследовании. Сравнительные результаты данного направления психологии помогают выявить характерные общие черты в поведении человека и животных и доказать их эволюционную связь. Изучение поведения животных также позволяет психологам получить более глубокое понимание человеческой психологии . Эксперименты, проводимые с животными, помогают лучше изучить и понять эмоции и поведение человека.

Изучает межличностные отношения. Эта отрасль психологии акцентирует внимание на социальных, эмоциональных вопросах в образовательной и профессиональной сфере, связанными с серьезными изменениями в поведении людей. Психологи-консультанты применяют методы консультативной психологии.

Эта наука в основном сосредоточена на изучении процесса развития человеческого разума. Все усилия направлены на более глубокое понимание восприятия и развития. Объектом изучения психологии развития служит интеллектуальное и нравственное развитие человека. Пристальное внимание исследователи уделяют триггерам поведения в естественных условиях и при воздействии физических факторов.

Эта отрасль психологии изучает образовательный процесс. Психологи проводят эксперименты на основе данных образовательной и социальной психологии, получаемых в школах и колледжах. Педагогическая психология помогает разрабатывать эффективные методы обучения.

Изучает психическую составляющую человека в биологическом срезе. Эта отрасль психологии изучает поведение человека на основе реакций его нервной системы. Большая часть исследований проводится с помощью экспериментов с поведенческими и когнитивными данными нейронауки. Цель: понять функции мозга в отношении различных психологических триггеров и процессов. Исследования биологической психологии помогают установить связи между реакциями мозга человека и его поведением.

Эволюционная психология : Наука о генетическом воздействии на ментальные шаблоны и поведение человека.

Психология здоровья : Наука о психологическом воздействии на психическое и физическое здоровье человека.

Юридическая психология : Изучение мотивов решения присяжных, доказательств и показаний очевидцев.

Психология личности : изучает личностные черты, поведение и эмоции человека.

Судебная психология : исследует клиническую оценку показаний для зала суда.

Количественная психология : изучает статистические модели для психологического измерения черт личности.

Социальная психология : изучает психические процессы, влияющие на специфические реакции на социальные стимуляторы.

Глобальная психология : изучает вопросы, связанные с глобальными проблемами в области устойчивого развития.

Источник:
Lovetorun — беговые путешествия
Психология — дисциплина, изучающая поведение человека и его психические реакции с научной точки зрения. Она включает в себя символьные интерпретации анализа социального поведения. Существует много типов психологии: когнитивная психология, аномальная психология и т.д.
http://lovetorun.ru/human_psychology/

Виды психологии, или какая бывает психология?

В данном обзоре мы начнем рассмотрение основных видов психологии, в частности обратим Ваше внимание на клиническую детскую психологию, возрастную и педагогическую психологию.

Некоторые психологи-клиницисты специализируются на оценке развития детей и лечении детских поведенческих расстройств. Эти специалисты чаще всего работают в детских центрах или больницах. Даже у очень маленьких детей могут наблюдаться поведенческие нарушения: раздражительность, бессонница, нарушения питания и т. д. У старших детей могут развиваться различные типы поведения, ориентированные на привлечение внимания, в том числе агрессивность и деструктивное поведение. В подростковом возрасте нередко имеют место разнообразные типы антисоциального поведения, например воровство и насилие, прием наркотиков и беспорядочные половые связи.

Детские психологи обычно работают не только с детьми, но и с их родителями, поскольку корни детских поведенческих расстройств можно обнаружить в более глубоких семейных проблемах и в том, как родители воспитывают детей.

Возрастная психология изучает изменения психики во все периоды жизни индивида, включая период старения (геронтология). Исследования в данной области позволяют понять, чего нам ожидать от собственной психики на тех или иных этапах нашей жизни.

Специалист по педагогической психологии, как правило, не только проводит тесты и диагностирует заболевание, но также индивидуальных или социальных воздействий, а просто потому, что достигли определенного возраста. К примеру, возрастная психология позволяет адекватно реагировать на проявления юношеского бунтарства — не удивляясь и не злясь. Она также объясняет, почему половая жизнь на исходе среднего возраста на самом деле куда активнее, чем многие могут полагать. Возрастная психология учит нас принимать со спокойствием и терпением замедление умственных процессов в зрелом возрасте.

Педагогическая психология изучает психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса; разрабатывает психологические основы обучения и воспитания. В круг ее задач входит помощь детям, а также их родителям и учителям. Эта работа в числе прочего включает проведение психологических тестов, поскольку иногда можно реально улучшить качество образования ребенка, определив его сильные и слабые стороны.

Если необходимо, оказывается специализированная помощь. К примеру, ребенка, отстающего от школьной программы, определенно стоит показать психологу. Очень часто таких детей считают ленивыми, беззаботными, медленно развивающимися, не способными сосредоточиться, хотя на самом деле у ребенка может быть какое-либо нарушение (например, дислексия), которое вызывает проблемы при обучении.

После постановки диагноза ребенка могут направить к психотерапевту или иному специалисту. В частности, на специальных занятиях лечат боязнь школы, эмоциональные и поведенческие проблемы. Впрочем, иногда в направлении на лечение нет необходимости. Нередко для того, чтобы помочь ребенку полностью реализовать свои способности к обучению, достаточно консультации с учителем или директором школы.

Источник:
Виды психологии, или какая бывает психология?
В данном обзоре мы начнем рассмотрение основных видов психологии, в частности обратим Ваше внимание на клиническую детскую психологию, возрастную и педагогическую психологию. Некоторые
http://netaptek.ru/doctor/psiholog/vidy-psihologii.html

Виды психологии

Психология – это наука о душе, если переводить термин дословно. Однако сегодня гораздо чаще мы слышим о науке «о психике», ведь последнее стало таким популярным в быту словом, что никто и не догадывается о значении термина на греческом. Эту науку можно визуально представать в виде густого куста с множеством листьев и ветвей. Некоторые из них – виды психологии, некоторые – разделы психологии. Эти два понятия нельзя путать, так как разделы – это то, что изучает психология, а виды – каким способом она это делает.

Житейская и научная

Итак, начнем с самого привычного нам – житейской психологии. В принципе, этот подвид лишен научных подтверждений, обоснований своей правоты, основываясь на жизненном опыте людей, интуиции. Она стихийна – подвластна моде, веяниям, случайным размышлениям. Житейскую психологию мы можем встретить в художественных произведениях.

Противоположный вид современной психологии – научная психология. Это эксперименты, доказательства, обобщение. Одним словом, все то, что отличает науку от не науки.

Это один из основных видов психологии. Академическая психология являет собой эталон психологических знаний, ее печатают в специализированных изданиях, в ней очень важны ссылки, а также возможность защиты диссертации. Ею пользуется научный мир. И обратная сторона того, какие виды психологии бывают – неакадемическая психология. Несложно догадаться, что она не являет собой эталон знаний, да и не стремится им быть.

Теория и практика

Закономерности и последовательности, издание пособий общего плана для практикующих психологов – это функции теоретической психологии. Противоположный ему вид – это вид практической психологии. Это – психологи практики, которые занимаются просветительской работой, помогают населению в решении проблем, издают практическую литературу для общего круга читателей.

Психотерапия и «здоровая» психология

Последняя пара, рассказывающая нам, какие виды психологии существуют. Психотерапию и психологию (здоровую, хотя в жизни мы упускаем это примечание) очень часто путают. Психотерапия занимается проблемами психологически больных людей, избавляет от мучающих его чувств, помогает в трудные минуты жизни.

А здоровая психология направляет свое действие на психологически нормальных людей, без отклонений. Она решает обыкновенные, бытовые задачи и изучает развитие человека.

А если объединить психологию с другой наукой, к примеру, социологией, получится социологическая психология. Таким же образом получается психология труда, психология инженерии и т.п.

Претерпела множество метаморфоз и изменений. Каждая эпоха, каждый новый век, каждое десятилетие привносили в психологию что-то своё, благодаря чему в наши дни существует не просто психология как самостоятельная и самодостаточная дисциплина, но психология, которая имеет всевозможные ответвления и направления. В этой статье мы поговорим о десяти наиболее популярных в нашу современность психологических направлениях. К ним можно отнести:

Ниже вкратце о каждом из этих направлений.

НЛП

Является одним из направлений в практической психологии и психотерапии, основанным на специальных техниках моделирования вербального и невербального поведения человека, успешного в какой-либо области, а также наборе особых связей между памятью, движением глаз и формами речи.

НЛП появилось в 60-х – 70-х годах прошлого столетия благодаря деятельности группы учёных: Ричарда Бендлера, Джона Гриндера и Фрэнка Пьюселика, работавших под патронажем известного антрополога Грегори Бейтсона. НЛП не признаётся академическим научным сообществом, а многие методики, согласно заключениям противников этого метода, не могут быть научно обоснованы. Однако в наше время НЛП является очень популярным, имеет огромное количество сторонников и практикуется множеством организаций во время психологических тренингов, а также различными тренинговыми и консалтинговыми компаниями.

Психоанализ

Представляет собой психологическую теорию, которую разработал австрийский невролог Зигмунд Фрейд на рубеже XIX-XX веков. Психоанализ также считается эффективнейшим методом лечения психических отклонений, основанным на этой теории. Благодаря деятельности таких учёных как К.Г. Юнг, А. Адлер, Г.С. Салливан, К. Хорни, Ж. Лакан и Э. Фромм это направление получило сильнейшее развитие. Среди основных положений психоанализа можно выделить то, что поведение, опыт и познание человека определяются, главным образом, внутренними нерациональными бессознательными влечениями; структура личности и её развитие определены событиями, произошедшими в раннем детстве; противостояние между сознательным и бессознательным может приводить к психическим расстройствам и т.д.

В современной интерпретации психоанализ состоит более чем из двадцати различных концепций человеческого развития, а подходы к лечению психических недугов посредством психоанализа столь же различны, сколько и сами теории.

Гештальтпсихология

Школа была основана в начале XX века чешским психологом и философом Максом Вертгеймером. Предвестниками её появления стали исследования восприятия, а в центре внимания находится стремление психики к организации получаемого человеком опыта в доступную для понимания единицу. Согласно идеям гештальтпсихологии, базисными психологическими данными являются гештальты – целостные структуры, которые не выделяются из общего числа компонентов, их образующих. Им присущи свои законы и характеристики.

В последнее время гештальтпсихология сменила свои позиции по отношению к сознанию человека и утверждает, что анализ этого сознания должен в первую очередь быть направлен не на отдельные элементы, а на целостные психические образы. Вместе с психоанализом и феноменологией гештальтпсихология стала основой гештальттерапии, где основные идеи перенесены с процессов восприятия на общее миропонимание.

Расстановки по Хеллингеру

Системно-семейные расстановки являются феноменологическим методом системной семейной терапии, основные важные открытия в котором были сделаны немецким философом, психотерапевтом и богословом Бертом Хеллингером. Сам метод предназначен для коррекции системных семейных травм, называемых системными динамиками, и устранения их последствий.

Терапевты, работающие по этой методике, определили, что многие проблемы людей связаны с семейными травмами, имевшими место в прошлом, такими как убийства, суициды, ранние смерти, изнасилования, переезды, разрывы семейных отношений и т.п. Расстановки по Хеллингеру отличаются от других подобных методов тем, что они являются кратковременными и используются лишь один раз. В своих книгах Хеллингер относит эту методику не столько к психотерапевтическим направлениям, сколько к духовным практикам.

Гипноз

Гипнозом называют измененное состояние сознания, которое характеризуется одновременно как признаками бодрствования, так и сна, во время которого могут происходить и сновидения. Благодаря гипнозу в одно и то же время могут параллельно сосуществовать два состояния сознания, которые в обычной жизни являются взаимоисключающими. Первые сведения о гипнозе датируются ещё третьим тысячелетием до нашей эры – гипноз практиковался в Древней Индии, Египте, Тибете, Риме, Греции и других странах.

Идея гипноза базируется на двойственности природы психики, в которой есть сознательное и бессознательное. И случается так, что бессознательное оказывает больше влияния на психику, нежели разум. Поэтому в настоящее время при помощи гипноза опытные специалисты разрешают всевозможные проблемы людей, которые не удаётся устранить более традиционными методами.

Позитивная психотерапия

Метод позитивной психотерапии является одним из основных в своей сфере. Он был основан немецким неврологом и психиатром Носсратом Пезешкианом в 1968 году, но Европейской ассоциацией психотерапии был признан в 1996 году, а Всемирным советом психотерапии — лишь в 2008 году.

Эта психотерапевтическая методика относится к разряду транскультурных, психодинамических психотерапевтических методик с гуманистической позицией. Согласно ей, важнейшей данностью человеческой природы являются способности (как врождённые, так и приобретённые). А сама методика построена таким образом, что включает в себя рациональный и сугубо научный западный подход, а также восточную мудрость и философию. В 2009 году основатель позитивной психотерапии номинировался на Нобелевскую премию за заслуги в физиологии и медицине.

Клиент-центрированная терапия

Клиент-центрированная терапия в качестве психотерапевтического метода была предложена американским психологом Карлом Роджерсом как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Изначально автором была представлена гипотеза, согласно которой человек в силах самостоятельно изменить себя, а психотерапевт выполняет лишь роль наблюдателя, контролирующего процесс. Однако позже был сделан уклон на улучшении методов, которые помогут специалисту лучше понять состояние клиента и изменения в нём в ходе терапии. Именно благодаря основной идее метода (прийти к пониманию самовосприятия человека) метод и получил своё название. Есть и ещё один важный момент: в клиент-центрированной терапии главнейшая роль отводится построению взаимоотношений между пациентом и терапевтом как залога достижения успеха в лечении.

Арт-терапия

Арт-терапия представляет собой особый вид психологической коррекции и психотерапии, который основывается на творчестве и искусстве. В более узком понимании арт-терапию можно назвать лечением посредством изобразительного творчества, целью которого является воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

Сам термин, обозначающий «лечение искусством», был введён в 1938 году британским художником и терапевтом Адрианом Хиллом в то время, когда он описывал свою работу в медицинских учреждениях с больными туберкулёзом. Затем метода была применена в США в работе с детьми, которые были вывезены из концлагерей фашистов во время Второй мировой войны. С течением времени арт-терапия набирала всё больше приверженцев, а в 1960 году в США была основана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

Телесно-ориентированная терапия

Телесно-ориентированная психотерапия является терапевтической практикой, которая позволяет работать с неврозами и проблемами людей посредством телесного контакта. Основателем этого направления считается ученик Зигмунда Фрейда американский и австрийский психолог Вильгельм Райх, отошедший в своё время от психоанализа и акцентировавший внимание на теле.

В основе этой терапии лежит понятие «мускульного (характерологического) панциря», согласно которому мышечные зажимы формируются как защита от беспокойств, возникающих у детей на основе сексуальных желаний и сопровождающихся страхом быть наказанными. Со временем подавление этого страха становится хроническим, в результате чего образуются специфические черты характера, которые и образуют этот панцирь.

Позже идеи Райха были продолжены Идой Ролф, Гердой Бойесен, Мэрион Розен и Александром Лоуэном. В России к данному направлению психотерапии часто относят метод Фельденкрайза.

Коучинг

Коучинг — это сравнительно недавно появившийся метод тренинга и консалтинга, отличающийся от традиционных тем, что в нём отсутствуют жёсткие рекомендации и советы, но присутствует совместный с клиентом поиск решения проблем. Также коучинг отличается ярко выраженной мотивацией на достижение определённых целей и результатов в деятельности и повседневной жизни.

Основоположниками коучинга считают американского коуча и создателя концепции внутренней игры Тимоти Голви, британского автогонщика и бизнес-тренера Джона Уитмора и основателя Университета коучей и других коуч-организаций Томаса Дж. Леонарда.

Основная идея коучинга состоит в том, чтобы переместить человека из области проблемы в область её эффективного решения, позволить ему увидеть новые способы и пути максимального раскрытия своего потенциала, а также помочь наладить дела в различных сферах своей жизнедеятельности.

Конечно, представленные описания не могут вместить в себя всю полноту этих психологических направлений, так же, как и не могут раскрыть все их особенности. Но нашей задачей было лишь познакомить вас с ними, представив очень краткую характеристику. А в каком направлении развиваться вам – это уже дело вашего личного выбора.

Мы будем рады, если вы поучаствуете в нашем небольшом голосовании. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какое из описанных направлений показалось вам наиболее интересным?

В социальной работе применяются различные виды психологических практик. Являясь психологическими по существу, они направлены на решение задач социализации, совершенствование социума. Отношение психолога к основным категориям психологической науки и определяет его исходную, методологи­ческую позицию в решении психологических задач клиента.

Понятие «клиент» впервые широко стал использовать американский психолог К.Роджерс вместо ранее использовавшегося слова «пациент». При этом по утверждению К.Роджерса (1942) клиент знает лучше, чем кто-либо, в чем заключается его проблема и вместе с психологом может сам найти её решение.

При взаимодействии психолога и клиента основное значение имеет содержание заказа на его работу. Именно содержание заказа определяет профессиональную позицию психолога при выборе системы оценок клиента, благодаря которой он воспринимает психологическую информацию и создает необходимые условия для формулирования содержания зака­за в психологическую задачу. В этот момент у психолога и возникает вопрос о том, каким образом решать психологическую задачу клиента. Одной из главных составляющих позиций является обобщенная психологическая теория или содержание научных знаний практического психолога. Именно обобщенная психологическая теория и дает возможность ответить на вопрос, как решать психологические задачи клиента.

Прежде, чем рассмотреть основные виды психологической практики при оказании психологической помощи человеку, приведем некоторые ключевые понятия и категории, принятые в социальной работе и, прежде всего понятия «социальная защита», «социальная поддержка», «социальная помощь» (М.В.Фирсов. Б.Ю.Шапиро, 2002).

Под социальной защитой принято понимать систему мероприя­тий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существо­вания человека.

Социальная поддержка определяется как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существо­вания «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и дея­тельного существования.

Социальная помощь – это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.



В этом перечне наиболее реализуемым при рассмотрении психологических практик является понятие «социальная помощь ». Рассмотрим возможное содержание психологической помощи при взаимодействии психолога с клиентом. Сразу договоримся, что одно слово «помощь» мы будем рассматривать как «псевдонаучный» термин, который только в слово­сочетании «психологическая помощь» или как «социальная помощь» теряет этот оттенок псевдонаучности. Именно так мы будем определять и описывать содержание психологической помощи – как цели профессиональной позиции психолога при его взаимодействии с клиентом.

1. Оказание клиенту психологической помощи через сообщение ему объективной психологической информации. Этим занимается психологическая диагностика (психодиагностика) - одно из направлений практической психологии. Благодаря психодиагностике решаются многочисленные задачи изучения социально-психологических характеристик личности, а также коллективов, воспитательных и экономических отношений. Особенность этого вида помощи состоит в том, что психолог несет ответственность за достоверность информа­ции и форму ее сообщения клиенту. Клиент же сам выраба­тывает отношение к полученной информации, и сам принимает ре­шение об ее использовании.

2. Психологическая коррекция предполагает организован­ное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствии с возрастной нормой психичес­кого развития. Психолог работает с такими понятиями как:

а) возрастная норма освоения какого-то вида деятельности (чте­ния, письма, счета и т.п.),

б) индивидуальный темп ее освоения.

При психологической коррекции содержание психологической помощи состоит в том, что для клиента разрабатывается индивидуальная программа психологической коррекции ус­воения какого-то вида деятельности в соответствии с общественными требованиями к ней.



3. В социальной работе широко применяется психологическая консультация. Консультирование - это двусторонний процесс сотрудничества в рамках поддерживающих отношений, способствующих пониманию клиентом своей про­блемы, пониманию необходимости действовать и осуществлять адекватные действия. К психологическому консультированию прибегают руководители, рядовые работники, педагоги, родители, учащиеся, студенты, молодожены, семейные люди и т. д. По результатам этой работы строится их индивидуаль­ная и групповая деятельность. Психологическое консультирование как вид психологи­ческой помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития. Цель психологического консультирования заключается в обеспечении человека продуктивным существованием в кон­кретных обстоятельствах его жизни. Продуктивность связа­на, прежде всего, со способностью человека находить как можно больше возмож­ных вариантов поведения, возможно большее количество понятий, мыслей, чувств, поступков, чтобы иметь воз­можность общаться с максимально большим числом людей и групп внутри собственной культуры. Это дает возможность соответствовать данной культуре и рефлектировать в ней.

4. Углубленный характер по отношению к личности носит психотерапия. Психотерапия как вид психологической помощи пред­полагает активное воздействие психотерапевта на личность клиента. Она ориентирована на целостные психологические преобразования в структуре личности. Клиент психолога как психотерапевта - это человек, требующий реконструкции его личности. Другими словами, это больной человек, которому требуется организованное воздействие на его психическую реальность с целью ее восстановления или реконструкции. По этому при­знаку различные психотерапевтические методы, применяемые в социальной работе, отличаются системностью, силой воздействия. Практически чаще всего психотерапия осуществляется на фоне медикаментозного воздействия на клиента и выступает как вспомогательный метод лечения. Наряду с этим в качестве психотерапевтических методов могут использоваться разнообразные формы тренингов, «погружения», игр, и др.

Если в психологическом консультировании ответствен­ность за результаты, связанные с изменением продуктивности личности, распределяется между психологом иклиентом, то в психотерапии, особенно на первых ее этапах, ответствен­ность за реконструкцию личности клиента несет психолог–психотерапевт .

Наряду с рассмотренными основными видами психологических практик в настоящее время широко используются и другие психологические практики.

Так, необходимым методом социальной работы выступает психологический отбор. Он применяется для социально-профессионального самоопределения молодежи, определения области переобучения кадров, комплектования групп.

Существенные результаты в социальной работе приносят методы психологической адаптации. Они включают реципиентов в соци­альную деятельность так, что они лучше осознают социальную ситуацию, развивают самооценку, приспосабливаются к изменя­ющимся условиям жизнедеятельности.

Социально-психологический тренинг и аутотренинг сделались довольно типичными видами психологических практик, используемых в социальной работе. Они привлекают оперативным формированием социальных качеств личности, отношений и приемов деятельности. Особенно эффект достигается, когда обеспечивается перенос сформированных подструктур в реальные условия учебной, трудовой и другой деятельности человека.

Четко выраженный психологический характер носят методы коррекции поведения, мотивации, общения, самооценки. Благодаря их применению, клиент осознает недостатки в структуре собственной личности, выраба­тывает новые модели поведения и упражняется в их применении с последующим обобщением и переносом социально-психических образований в новые условия своей жизнедеятельности.

Различные виды психологических практик сейчас все шире используются в различных государственных и негосударственных структурах (общественных, коммерческих и т.д.)

В качестве примера назовем только некоторые из них:

· Кабинеты социально-психологической помощи семье,

· Телефон психологической помощи (телефон «доверия»)

· Психологическая служба образования

· Психолог – профконсультант районной службы занятости населения,

· Психотерапевтические кабинеты,

· Отделения пограничной психотерапии и др.

Учитывая возрастание различных невротических расстройств, связанных со стрессами, других проблем растет значение психологической помощи, увеличивается и число различных организаций, в которых оказывается соответствующая психологическая и психотерапевтическая помощь. Так, например, количество психотерапевтических кабинетов за последние 10 лет увеличилось в 4 раза.

В тоже время, например, в настоящее время существует острая потребность в разноплановом рынке наркологической помощи, где, кроме, медикаментозной, нужна еще психотерапевтическая и психологическая помощь. В западных странах она составляет 2/3 лечения алкоголиков и наркоманов. Сегодня этот рынок постепенно формируется, хотя и не такт быстро, как хотелось бы.

Психологическая диагностика

Психологическая диагностика – психологическое обследование индивида для выявления его индивидуально-психологических особенностей и возможных отклонений от психической нормы. Психологическая диагностика (сокращенно – психодиагностика) проводится различными лабораторными и клиническими способами. Для исследования широко используются комплексы различных психодиагностических тестов.

Психодиагоностику можно рассматривать как теоретическую дисциплину или как определенное направление практической психологии.

Как теоретическая дисциплина психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Для того чтобы эти величины были выделены, описаны и зафиксированы, должна проводится теоретическая работа по анализу и обобщению фактов, характеризующих психическую реальность человека. Эти факты составляют основу теоретических построений и гипотез, которые проверяются специальными методами. Таким образом, психодиагностика, с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с дру­гой - конкретное воплощение теоретических построений как способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту. Например, в исследованиях личности часто прибегают к понятию защитные механизмы личности. В этом случае, для психолога, занимающегося диагностикой как теоретической дисциплиной, возникают такие вопросы:

1. Как выглядят на уровне фактов поведения человека защитные механизмы личности.

2. Каким способом зафиксировать их наличие у разных людей.

Психодиагностика опирается на следующие основные принципы психологии:

· принцип отражения – суть его заключается в том, что адекватное отражение окружа­ющего обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

· принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психи­ческих явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

· принцип диалектической связи сущности и явления позволяет увидеть взаимное обусловливание этих философских категорий на материале пси­хической реальности при условии их нетождественности;

· принцип единства сознания и деятельности. Сознание и психика форми­руются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием, психикой;

· личностный принцип требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза. Этот принцип указывает на различия между общей я дифференциальной психологией и одновременно раскрывает их внутреннее единство.

Указанные принципы положены в основу разработки психодиагностических методик как способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

Результат работы психолога в области теоретической психодиагностики является методика или метод получения психологической информации, который может быть передан для использования коллегами в практику, так как этот результат не является уже компонентом личностного мышления психолога. Другими словами, психодиагностическая методика является в свернутом виде решенной психологической задачей, где есть:

· способ получения психологической информации,

· возможные ее варианты,

· значение этих вариантов (или интерпретация с точки зрения автора методики).

Многие методики в психологии носят имена их авторов, например, тест Роршаха, тест Айзенка, тест Розенцвейга, тест Вартена, кубики Косса, тест Равена и т. п. Это подчеркивает главную особенность методик, которая заключается в том, что в их содержании отражается авторская психологическая теория и авторское мировоззрение. Именно они позволяют выделять соответствующие параметры психической реальности, ставить в отношении их психодиагностические вопросы и успешно решать их.

Практическая психодиагностика выступает как применение в реальных, жизненных условиях и конкретных обстоятельствах результатов работы теоретической психодиагностики – методов и методик . Поэтому работа практического психолога–психодианостика требует в первую очередь знания правил применения методов и методик. Это те профессиональные навыки применения, которые складываются на основе научного знания и непосредственного опыта работы с методикой, в том числе с теми её аспектами, которые не могут быть включены в отрефлексированное научное знание. В последнее, входят такие важнейшие личностные особенности человека, как интуиция, индивидуальный опыт, индивидуальный стиль мышления и другие особенности индивидуального профессионального стиля. Это тот уровень овладения методикой, когда психолог-психодиагност по своему впечатлению об обследуемом клиенте может точно предсказать его результаты работы с той или иной методикой. За этим стоит большой опыт и профессиональная наблюдательность, точность восприятия человека и ситуации взаимодействия с ним. Основная научная категория, с которой работает практический психолог-психодиагност – это категория возрастной нормы развития личности и возрастной нормы её психического развития.

Чтобы решение задач взаимодействия с клиентом было корректно, практический психолог-психодиагност должен точно представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности и достоверности. Кроме этого, он должен четко ориентироваться в реальной ситуации обследования, видеть ответственность за получение, использование и хранение психологической информации всеми участниками ситуации диагностического обследования.

Как направление практической психологии психодиагностика чаще всего используется в целях экспертизы, психологической коррекции, профессиональной ориентации и профессионального отбора. В западных странах психодиагоностика часто применяется также для установления умственного развития (по А.Бине) и измерения коэффициента умственного развития IQ (по Айзенку).

Таким образом, практический психолог-психодиагност, в отличие от психолога, занимающегося теоретической психологией, работает с конкретной уникальной ситуацией, даже если это ситуация массового обследования. Уникальность ситуации состоит в том, что это каждый раз новые отношения с заказчиком, клиентом или пользователем психологической информации, которые психологу надо решать как этические или нравственные задачи взаимодействия.

Психологическая коррекция

Практический психолог пользуется психодиагностической информацией для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития и составляет программу коррекционной работы с конкрет­ным человеком или группой людей. Другими словами, психолог, занимаю­щийся коррекцией, работает по следующей схеме:

а) что есть?

б) что должно быть?

в) что надо сделать, чтобы стало должное?

Основной научной категорией, направляющей решение этого вопроса, является категория нормы психического развития, которая позволяет обосновать системный переход в работе практического психолога. Представляется важным выделить в этой категории следующие уровни её анализа:

1. Нейропсихологический;

2. Общепсихологический;

3. Возрастно-психологический.

На первом - нейропсихологическом - уровне практический психолог, анализируя психодиагностические данные, может сделать заключение о мозговой организации исследуемою явления (А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская и др.). Знание о функциональной организации мозга, о локальных поражениях мозга и основных принципах локализации функций позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия в коррекционной работе.

Общепсихологический уровень анализа содержания норм психологического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека.

Возрастно – психологический уровень анализа содержания нормы психологического развития позволяет конкретизировать общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение практическим психологом.

Принятие решения о психологической коррекции и путях ее осуществле­ния определяется представлением психолога о содержании своей коррективной работы. Психологическая коррекция - это обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека. При этом психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов на действия человека. Воздействие оказывается на основании теоретического представления о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов, о норме целеполагания в том или ином конкретном возрастном периоде.

Анализ опыта практической работы показывает, что психологическую информацию для организации психологической коррекции мы можем получить и использовать только тогда, когда решим вопрос и содержание нормы анализируемого явления. Вот несколько примеров:

· что надо сделать, чтобы ребенок читал так быстро, как все дети в его классе;

· что надо сделать, чтобы увеличить объем его памяти;

· что надо сделать, чтобы научиться поражать цель в тире;

· что надо сделать, чтобы сосредоточится быстро на своей работе.

Повышению эффективности деятельности в экстремаль­ных условиях способствует правильно организованная психологическая поддержка. Под ней понимается заданное воздействие на человека в целях облегчения его деятельности, перевода сопровождающих ее переживаний из негативного в позитивный аспект, в результате которого следует ожидать повышения эффективности деятельности. Психологическая поддержка должна быть непрерывной, начинаться в период профессионального отбора и подготовки к деятельности и продолжаться при ее выполнении . В соответствии с этим и должны планироваться этапы поддержки, ее задачи, содержание и формы воздействия.

В процессе профессионального отбора (приема на работу) психологическая поддержка призвана в случае отклоне­ния чьей-либо кандидатуры уменьшить, смягчить воз­можные негативные переживания у данного человека. При этом следует не только объяснить ему причину otклонния, но тут же, на основе психологического анализа качеств и свойств его личности, указать те специальности, в которых он может добиться хороших результатов.

На этапе обучения психологическая поддержка заклю­чается в индивидуальном подходе к каждому человеку, к проектированию и уточнению процесса обучения в зависимости от конкретных психологических свойств каждого обучаемого.

Однако наибольшее значение психологическая поддержка имеет на этапе непосредственного выполнения деятельности. При этом для дифференциации и организации системы воздействий на человека выделяют три аспекта психологической поддержки в соответствии с источником негативных субъективных переживаний .

Первый аспект - деятельностный . Смысл психологичес­ких мероприятий в рамках данного аспекта заключается прежде всего в повышении эффективности деятельности, поддержании ее на должном уровне. В качестве основного критерия для оценки результативности поддержки целесообразно, использовать соотношение между показателями тяжести деятельности и субъективными переживаниями ее легкости. Чем больше тяжесть и больше субъективная легкость при сохранении прежней эффективности рабо­ты, тем эффективнее воздействие средств психологичес­кой поддержки. Для реализации этого аспекта можно использовать любые средства оптимизации деятельности, применение системы индикации об изменении условий деятельности (т.е. применение подсказки).

Другим аспектом, тесно связанным с первым, является контроль и управление функциональным состоянием человека, его коррекция . Под воздействием условий де­ятельности и результатов их субъективного отражения у человека могут возникать состояния, которые в объек­тивном и субъективном смысле можно рассматривать как негативные, снижающие эффективность деятельности и ухудшающие психическое здоровье. Воздействие средств психологической поддержки в этих случаях направлено на нейтрализацию негативных состояний с тем, чтобы предотвратить нежелательные последствия.



И, наконец, третий аспект - социально-личностный . К нему относятся вопросы, связанные с динамикой мо­тивов, уровнем притязаний человека, со спецификой межличностных отношений в коллективе, социальным статусом человека, уровнем его тревожности и склонности к страхам и риску, психологической удовлетворенностью работой и т. п.

Несмотря на различие указанных аспектов психологической поддержки, можно указать общий момент, в котором нахо­дят отражение и могут быть оценены влияния разных фак­торов на человека и его субъективные переживания. Этим моментом является стресс и его разновидности: эустресс и дистресс. Поэтому следует выделить те ситуации, в которых психологическая поддержка необходима и наиболее эффек­тивна. К ним относятся, например, срывы деятельности и психические срывы, значительные сдвиги функционального состояния, значительные отклонения параметров рабочей среды и т. п. Специфика подобных ситуаций заключается, как правило, в дефиците времени для организации подде­ржки. Поэтому важным является вопрос об их прогнозиро­вании и подготовке возможных мероприятий по проведению воздействий на человека. Эти мероприятия по возможности должны быть заранее оговорены, и человек должен предва­рительно обучиться для организации деятельности и пове­дения в критических ситуациях .

Психология — дисциплина, изучающая поведение человека и его психические реакции с научной точки зрения. Она включает в себя символьные интерпретации анализа социального поведения. Существует много видов психологии : когнитивная психология , аномальная психология и т.д.

Много лет психологов интересовало поведение человека. Восприятие, личностные свойства, познание, поведение, реакции и эмоции не только отражают огромное разнообразие умственных способностей человека, но и влияют на наши взаимоотношения в обществе. Анализ сознательных и бессознательных процессов, происходящих в сознании человека, также находится в ведении науки Психология применяется во многих сферах деятельности человека. Наши реакции на бытовые вопросы на работе или дома отражают состояние здоровье нашей души.

Виды психологии:

Психология исследует человека как личность , изучает семью и общество для того, чтобы понять какие существуют психические функции и триггеры для необъяснимых факторов социального поведения человека. Различные виды психологии исследуют нервные процессы в сознании человека. Исследования естественных наук служат источником задач для психологии. Среди отраслей психологии выделяют следующие:

Клиническая психология

В этой отрасли психологии, исследования направлены на то, чтобы помочь человеку избавляться от стресса и различных дисфункций, происходящих по различным психологическим причинам. Клиническая психология помогает лучшему развитию личности, росту эмоционального и физического благополучия. Психологи, занимающиеся исследованиями в этой области, изучают судебные показания и случаи клинической нейропсихологии. Специалисты используют специально разработанные и адаптированные модели терапии для создания терапевтического альянса . Последующее изучение психологических проблем помогает определять и применять новые формы мышления и поведения.

Аномальная психология

Как следует из названия, эта отрасль психологии занимается исследованием ненормального поведения человека. Цель аномальной психологии: понять изменения в естественных и аномальных моделях взаимодействия, выбираемых человеком. Аномальная психология использует методы и приемы психопатологии и клинической психологии для исследования причин психических расстройств. Эта область психологии изучает признаки неадекватного состояния человека при нарушении каких-либо функций или стрессе.

Когнитивная психология

Эта отрасль психологии изучает психические процессы, определяющие поведенческие особенности человека. В когнитивной психологии проводятся эксперименты с обучением, восприятием, памятью и вниманием человека с целью разработать методы эффективной обработки информации. Именно по этой причине, когнитивную психологию еще называют экспериментальной психологией . Когнитивная психология – это результат вклада различных нейробиологов, логиков и лингвистов, которые определяют важность не только теоретических разработок, но и их формализации и применения.

Сравнительная психология

Этот вид изучает модели поведения животных. Эта отрасль науки имеет важное значение в психологическом исследовании. Сравнительные результаты данного направления психологии помогают выявить характерные общие черты в поведении человека и животных и доказать их эволюционную связь. Изучение поведения животных также позволяет психологам получить более глубокое понимание человеческой психологии . Эксперименты, проводимые с животными, помогают лучше изучить и понять эмоции и поведение человека.

Консультативная психология

Изучает межличностные отношения. Эта отрасль психологии акцентирует внимание на социальных, эмоциональных вопросах в образовательной и профессиональной сфере, связанными с серьезными изменениями в поведении людей. Психологи-консультанты применяют методы консультативной психологии.

Психология развития

Эта наука в основном сосредоточена на изучении процесса развития человеческого разума. Все усилия направлены на более глубокое понимание восприятия и развития. Объектом изучения психологии развития служит интеллектуальное и нравственное развитие человека. Пристальное внимание исследователи уделяют триггерам поведения в естественных условиях и при воздействии физических факторов.

Педагогическая психология

Эта отрасль психологии изучает образовательный процесс. Психологи проводят эксперименты на основе данных образовательной и социальной психологии, получаемых в школах и колледжах. Педагогическая психология помогает разрабатывать эффективные методы обучения.

Биологическая психология

Изучает психическую составляющую человека в биологическом срезе. Эта отрасль психологии изучает поведение человека на основе реакций его нервной системы. Большая часть исследований проводится с помощью экспериментов с поведенческими и когнитивными данными нейронауки. Цель: понять функции мозга в отношении различных психологических триггеров и процессов. Исследования биологической психологии помогают установить связи между реакциями мозга человека и его поведением.

Другие виды психологии:

Эволюционная психология : Наука о генетическом воздействии на ментальные шаблоны и поведение человека.
Психология здоровья : Наука о психологическом воздействии на психическое и физическое здоровье человека.
Юридическая психология : Изучение мотивов решения присяжных, доказательств и показаний очевидцев.
Психология личности : изучает личностные черты, поведение и эмоции человека.
Судебная психология : исследует клиническую оценку показаний для зала суда.
Количественная психология : изучает статистические модели для психологического измерения черт личности.
Социальная психология : изучает психические процессы, влияющие на специфические реакции на социальные стимуляторы.
Глобальная психология : изучает вопросы, связанные с глобальными проблемами в области устойчивого развития.