Всегда ли существовали гордые люди. Чем страшен грех гордыни и как с ним бороться в жизни? Отличия Гордыни от Гордости

Очередная крайность, которая не приводит ни к чему хорошему. Гордыня и Высокомерие напрямую относятся к , вернее к проблемам самооценки.

Начну с вопроса: как выдумаете, почему Гордыня в Христианстве считается смертным грехом и самым тяжким из всех грехов? Гордыня по степени тяжести приравнивается к убийству другого человека. Задумывались ли вы, сколько судеб, сколько талантливых и умных людей загубила эта спутница успеха (гордыня)? Сколько чувств и взаимоотношений разрушено из-за гордыни?

Сразу хочу вас предостеречь – не стоит Гордыню путать с Гордостью, это кардинально противоположные понятия. Понимание и различение гордыни и гордости достойно отдельной статьи.

Что такое Гордыня?

Для начала, дадим несколько раскрывающих определений. Почему несколько? Потому что гордыня – это очень сложный и многоликий недостаток и очень опасный грех.

Гордыня – это завышенная самооценка, когда человек считает себя лучше, чем он есть на самом деле, а так же, лучше, чем все остальные люди. Проблема в том, что это неадекватная оценка себя, которая ведёт к совершению роковых жизненных ошибок.

Гордыня – это неуважение к другим людям, которое проявляется как высокомерие, бахвальство, неблагодарность, невнимательность к другим и т.п.

Так же мне понравилось христианское определение из Википедии, я бы назвал это определение духовно грамотным:

Гордыня отличается от простой гордости тем, что ослепленный гордыней человек хвалится своими качествами перед , забывая, что получил их от Него. Это самонадеянность человека, вера в то, что он всё может сам и всего добивается самостоятельно, а не с помощью и по . В гордыне человек не благодарит Бога за все то, что имеет (например слух, зрение, жизнь) и получает (например пропитание, кров, детей).

Вот ещё одно определение, которое я считаю адекватным и отражающим суть гордыни:

Горды́ня (лат. superbia) или Высокомерие – желание считать себя самостоятельной и единственной причиной всего хорошего, что есть в тебе и вокруг тебя.

Гипертрофированная и разросшаяся Гордыня превращается в манию величия.

Основные программы (установки) гордыни , с которыми нужно прощаться (заменять на адекватные убеждения). Что обычно думает и говорит человек поражённый гордыней:

“Я самый лучший, самый красивый, самый умный, самый достойный, самый самый”

“Я лучше других, умнее, сильнее, круче, и т.п.”, “А это значит, что я больше других должен иметь, я имею на это право, я ведь лучше…”, “А значит мне другие и весь мир должны на много больше, чем я должен им и этому миру”, “А если я такой классный и мне все должны, значит не обязательно их благодарить, они ведь мне должны… не обязательно их ценить, это они должны ценить меня, я ведь на много лучше, чем все они…”, и т.д.

Знакомо? Думаю знакомо. Если вы будете достаточно искренним с самим собой, то вы вспомните примеры из своей жизни, когда вы так думали, и чем это в конечном итоге заканчивалось. Вспомните примеры других людей, которые вели себя подобным образом, и какая у вас была реакция на такое их отношение и поведение.

Как обычно формируется гордыня или откуда она берётся?

1. Неправильное воспитание. Например, когда родители с детства внушают своему ребенку – “ты у нас самый лучший”, “самый умный”, “самый самый”, “ты лучше других”. Особенно плохо, когда это абсолютная неправда и не подкреплено жизнью. То есть, ребёнок ничего хорошего не сделал, а его хвалят и хвалят. Когда награждают незаслуженно.

2. Когда человек не обучен работать со своей Самооценкой, не обучен работать со своими недостатками, правильно к ним относиться и устранять их. Тогда с первым же успехом, он начинает думать, что это он такой великий, а не Бог, Вселенная и Судьба ему благоприятствуют. То есть, когда человек присваивает себе все заслуги и успехи, что всё это только благодаря ему одному, его уникальности и гениальности.

Есть и другие причины Гордыни, но подробнее борьбу с ними мы рассмотрим в статье – “Как избавиться от Гордыни”.

Проблемы, которые порождает Гордыня

Думаю все для себя отмечали, что когда человека заносит Гордыня, с ним неприятно, а часто вообще невыносимо общаться и иметь дело. Правда неприятно, когда к тебе относятся с высокомерием и надменностью, как к человеку второго сорта? Всем не нравится такое отношение.

Когда человека начинает нести гордыня – с ним становится тяжело общаться, нормальные люди, уважающие себя, начинают сторониться такого человека и всячески избегать общения с ним. В конечно итоге он остаётся один, наедине со своей гордыней, недовольный всеми остальным людьми и их поведением.

Во многих Религиях говорят: Гордыня – это мать всех остальных грехов. Это действительно так и есть. Когда человека понесла гордыня, он начинает требовать незаслуженного к себе внимания – тщетной славы, а это и есть .

Поражённый гордыней человек, в ореоле собственного величия и уникальности – перестаёт видеть достоинства и таланты других людей, теряет ценность всего, что имеет в жизни, всего, что делают для него другие. Его поведение проявляется, как неуважение, высокомерие, надменность, в отдельных случаях, как хамство и драчливость. Такой человек становится невероятно мнительным, обидчивым и конфликтным.

Если вы решите, что вам или вашим близким нужна помощь специалиста, чтобы справиться с данным недостатком и выстроить адекватную самооценку – !

«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством - и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».

Бог гордым противится

Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».

«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».

Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».

Преподобный Никон предостерегал:

«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».

Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:

«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.

Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие - общие исчадия тщеславия и гордости».

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные

Наставлял:

«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».

А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:

«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.

Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” - когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.

Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»

Чем же ты гордишься?

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:

«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? - спросил он ее. - Ты, верно, знатна?” - “Нет”, - ответила она. - “Ну талантлива?” - “Нет”. - “Так, стало быть, богата?” - “Нет”. - “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, - сказал напоследок духовник».

«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».

Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:

«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».

Как определить у себя признаки смирения или гордости

Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:

«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:

«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».

Печаль наказания Божия гордым

Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:

«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».

Избавиться от гордости очень трудно

Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:

«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.

Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».

Гордость неразрывно связана с другими страстями

Преподобный Амвросий говорил:

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».

«Лупишь глаза - оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».

А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:

«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».

Одна гордость может заменить все прочие страсти

Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:

«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает - гордость».

Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:

«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».

Как бороться с этими страстями

Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:

«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».

Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное - смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:

«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и до лжно делать».

Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:

«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».

И старец Амвросий давал такой совет:

«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».

Преподобный говорил:

«Человек - яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».

«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».

«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».

Старец советовал:

«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».

Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:

«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».

Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:

«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».

Преподобный писал духовному чаду:

«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа - смирение, самоукорение и терпение - разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».

«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия - вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».

Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:

«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».

В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость

Гордость и бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:

«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»

Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».

«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13-14).

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Многие люди путают такие определения, как «гордость» и «гордыня». Этот вопрос является очень значимым, потому что, не зная основных отличий, приходится расплачиваться за своё невежество. Так чем гордость отличается от гордыни? Рассмотрим основные моменты.

Одним из 8 смертных прегрешений является гордыня. Причем этот грех присутствует , в католицизме и в исламе. Наиболее точно слово можно перевести, как «высокомерие».

Гордыня - это воплощение эгоистического отношения к любым людям, неуважительное отношение к ним и стремление возвыситься над ними. Это так называемое возведение собственного «Я» на трон. Её основные спутники - злопамятство, гнев, себялюбие.

Гордость - это такое большое чувство глубокой радости и восторга за другого человека, это достоинство и честь. Возможность оберегать то, что ценно для человека. Основные попутчицы гордости - любовь, доброта, отзывчивость и сопереживание.

Эти два понятия противоположны. И поэтому идти параллельно они не могут.

Основные отличия

Гордыня рождается от страха человека, что его могут унизить или обидеть. Чтобы защитить себя от возможных нападок, он возвышает себя над другими, чтобы у них даже мысли не возникло его как-то принизить. Как правило, он не уверен в себе и боится это признать. Такие гордецы ищут недостатки в других, свои же стараются попросту не замечать.

Как изжить в себе гордыню?

Если вы поняли, что в вас живет гордыня, и хотите быстро избавиться от нее, нужно последовать нескольким советам.

Святые и сильные люди решают эту проблему быстро. Они уходят в скитальческую жизнь, морят себя голодом, живут в отшельничестве и постоянно вымаливают Господа простить их. Но таких, искренне желающих излечиться от своих пороков, в мире найти очень трудно. Поэтому, чтобы изжить в себе гордыню, нужно действовать поэтапно:

  • Запомните, что человек рождается, чтобы доставлять радостные моменты другим людям и нести свет доброты. Не поняв этого, от гордыни будет освободиться очень тяжело.
  • Старайтесь принести пользу обществу. Старайтесь заниматься любимым делом, узнавайте новое и интересное.
  • Взращивайте в себе такие черты, как покорное смирение, каждодневное трудолюбие, надежда и благодарность. Если вы сумеете развить эти качества, считайте, что вы победили свой грех.

Гордыня сильно поразила сердце в том случае, если человечек считает, что у него всё хорошо, ему не нужно развивать ни одно из выше перечисленных качеств. В его сердце засели жестокосердие, равнодушие и самодовольная ухмылка. Поразмыслите и прочувствуйте, чем гордость отличается от гордыни, и тогда душа обретет спокойное счастье и нежное умиротворение.

Светлана Румянцева

Современность дает противоречивую трактовку двух схожих понятий «гордость» и «гордыня». Восточные народы традиционно считают их одним чувством, носящим отрицательный характер. В Западном мире гордость приобретает положительный оттенок и рассматривается, как двигатель прогресса и основа роста личности. Из различия культур и мировоззрения вытекают противоречия и непонимание. Какова же природа гордости? Как относиться к гордыне? В чем же скрываются различия?

Что такое гордость?

Гордость – чувство собственного достоинства, так гласит западная философия с ее вольным взглядом на человека. Гордиться можно как собственными достижениями, так и успехами окружающих: любимого сына, дорогого друга, обожаемой супруги. Человек будто становится соучастником чужого успеха, помощником и спутником. Он не только разделает радость, но берет на себя часть достижения. Сын – родная кровиночка, сам вырастил, выкормил, воспитал. А с другом уже 20 лет вместе и в горе, и в радости. С супругой через огонь и воду прошли. Как тут успехи не разделять, да не радоваться?

Замкнутость

Замкнутому человеку гордыня говорит: «Ты не такой, как все». Он концентрируется на себе и тщательно выстраивает собственный мир. Его нерукотворная вселенная личности – великая гордость, возвышающая отшельника над другими людьми с их бедными мирками. Человек, отгородившийся от окружающих собственными фантазиями, умен, не лишен таланта. Он творец, изобретатель, художник. Такие люди выбирают путь развития. И чем больше они познают, тем больше гордятся: «Все глупы, а я умен и талантлив». Отшельники не пускают в свой мир окружающих, думая, что он слишком сложен, чтобы его понять. Они боятся быть непринятыми, поэтому предпочитают оставаться в стороне. Многих общество уже отвергло один раз, и замкнутость стала защитой гордыни. Отшельники прячут в своих мирах комплексы и страхи. Они бы и рады выйти на свет к людям, но гордыня не дает расстаться с выбранной тактикой поведения. Наладить контакт с обществом — значит признать себя равным, таким же, как все. Это претит гордыне, взрастившей в личности семена самолюбования.

Человек, порабощенный гордыней, нуждается в сочувствии. Это заблудшая личность, пленник придуманного образа. Освободится от оков самостоятельно – непосильная задача для эгоиста или эгоцентрика. Его настоящее «Я» заперто между комплексами и , которое разрушает личность.

5 различий гордости и гордыни

Для сомневающихся и все еще ждущих ответа:

Гордость может становиться двигателем прогресса, гордыня приводит к неминуемому регрессу.
Гордость явная и осознаваемая, гордыня скрыта от человека и не осознается им.
Гордость возникает как после своих, так и вследствие чужих успехов, гордыня не выходит за рамки одной личности.
Гордость – это опора, а гордыня – пропасть.
Гордость дает уверенность, а гордыня подрывает веру в свои силы.

Гордится или нет и где искать меру решает каждый человек самостоятельно. Главное, не перейти черту, шагнув на тернистую дорогу тщеславия.

19 апреля 2014