Яшма – самая древняя, самая любимая. Путешествуем по России. Шуя. Ивановская область


Третий по численности населения город Ивановской области, Шуя славится одной из самых высоких колоколен в Европе и живописными речными пейзажами.


Город Шуя расположен в междуречье рек Волги и Клязьмы в 32 км к юго-востоку от областного центра Иваново. Через город с севера на юг протекает река Теза (приток Клязьмы), протяженность которой в городской черте составляет 6,6 километров.

Места тут рыбные, хотя в самом городе экология оставляет желать лучшего: много промышленных предприятий. С другой стороны, все 60000 жителей Шуи потенциально обеспечены работой: помимо обязательного текстиля (это же Ивановская область!), тут выпускают гармони и аккордеоны, мебель, компьютеры и «Шуйскую водку» - главный местный сувенир.


Шуя. Торговые ряды.

Здесь родился поэт Константин Бальмонт и всё, что связано с его памятью, в городе тщательно сохраняется.


Турист любит диковинки, и как минимум две из них в Шуе есть: та самая высоченная колокольня Воскресенского собора начала XIX века (высота 106 метров, в России выше только колокольня Петропавловского собора в Питере, но в категории «отдельно стоящая колокольня» выигрывает таки Шуйская) и самая большая в России коллекция сосудов с секретами, представленная в местном краеведческом музее.

Среди причин, по которым стоит посетить Шую, ценители назовут и ту самую «Шуйскую водку» - на самом деле, продукцию одноименного ликеро-водочного завода: настойки, наливки и собственно водку без вкусовых примесей. За пределами области они не продаются, так что за этими «сувенирами» придется прокатиться в Шую, что многие и делают.

История, легенды и факты

Первое упоминание о Шуе датируется 1393-1394 годами. Но статус города Шуя получила лишь полтора века спустя, в 1539 году.

Согласно одной из версий, древнее поселение на месте Шуи основали угро-финские племена чудь и меря; и название его может происходить от финского слова «суо» - болото, озеро, болотистая местность. По другой версии, наименование восходит к древнеславянскому «ошую», то есть «слева», «по левую руку» (в данном случае «на левом берегу»).

В XX веке неподалёку от Шуи были обнаружены древние захоронения (так называемые Семухинские курганы), относящиеся к Волжскому торговому пути X-XI веков.

Шуйское княжество

С 1403 года упоминаются князья Шуйские, которые владели городом на протяжении почти 200 лет. Род Шуйских ведёт своё начало от Василия Кирдяпы - одного из князей Суздальских.

Представителем этого рода был Василий Иванович Шуйский - последний царь из рода Рюриковичей (годы правления 1606-1610), после него на Российский престол взошла династия Романовых.

Василий Иванович Шуйский - русский царь.

Как повествуют легенды, Василий Шуйский часто наведывался в свою вотчину, чтобы поразвлечься соколиной охотой. В селе Мельничном (ныне пригород Шуи), по преданию, похоронена дочь царя княжна Анна. В Шуйском кремле (ныне территория Союзной площади) были осадные дворы, принадлежавшие князю И. И. Шуйскому, князю Д. М. Пожарскому и др.

князь Дмитрий Михайлович Пожарский

Первое документальное свидетельство о городе Шуе относится к 1539 году. Под этой датой Шуя упоминается в Никоновской летописи среди городов, разорённых казанским ханом Сафа-Гиреем, и именно от неё город ведёт своё летосчисление. До этого город был известен под названием Борисоглебская слобода, в честь расположенной в нём церкви Святых Бориса и Глеба.

Шуя и венценосные особы


Иван Грозный во время похода на Казань в 1549 году посетил Шую и вскоре включил её в числе других 19 городов в состав опричнины (1565-1572), объявив своей собственностью. Затем в 1572 году по духовной грамоте Ивана Грозного Шуя перешла в наследство его сыну Фёдору. В 1609 году город был разорён поляками, а в 1619 - литовцами.

В 1722 году по пути в Персидский поход в Шуе побывал Пётр I

Он остановился в городе, чтобы приложиться к местной святыне - чудотворной иконе Шуйско-Смоленской Божией Матери. Икона была написана шуйским иконописцем в 1654-1655 годах, когда в городе свирепствовала моровая язва. Вскоре после написания иконы эпидемия прекратилась, а образ Божией Матери явил чудодейственные исцеления больных. Пётр I тоже избавился от недуга и хотел увезти чудотворную икону в Санкт-Петербург. Горожане, узнав об этом, упали перед царём на колени и умолили оставить Небесную Покровительницу и Заступницу города в Шуе на своём месте в Воскресенском храме.

В 1729 году в Шуе некоторое время жила дочь Петра I царевна Елизавета,


которая любила охотиться в окрестных лесах.

Побывал в Шуе и ещё один наследник престола. В 1837 году, путешествуя по России в сопровождении известного русского поэта В. А. Жуковского, Шую посетил будущий император Александр II.

Познакомившись с достопримечательностями города, цесаревич удостоил своим посещением дома наиболее знаменитых горожан - богатейших купцов Посылиных и Киселёвых.

Шуйское купечество и текстильный промысел

Развитию промышленности и торговли в Шуе способствовало удобное положение города на судоходной реке Тезе. В Шуе имелся большой гостиный двор (на месте современного Гостиного двора). Торговать в Шую приезжали иногородние и иностранные купцы - в 1654 году в гостином дворе была лавка английско-архангельской торговой компании. В это же время Шуя славилась ярмарками.

В 1755 году купец Яков Игумнов открыл первую полотняную мануфактуру, в доказательство чего ему был выдан на устройство фабрики из шуйской воеводской канцелярии билет.

В 1781 году российская императрица Екатерина Великая

издала указ об образовании Владимирского наместничества и утвердила герб города Шуи.

Старинный герб Шуи представлял собой щит, разделённый на две части. В верхней части стоящий на задних лапах львиный леопард - символ губернского города Владимира; в нижней части - «на красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы». Действительно, мыловарение было самой древней промышленностью города Шуи, первое упоминание о них находим в писцовой книге Афанасия Векова и подъячего Селиверста Иванова 1629 года. Уже в XVI веке определился промышленный характер города Шуи. Наряду с мыловарением другим старинным промыслом Шуи был овчинно-шубный. Он особенно процветал в XVI-XVII веках, поэтому царя Василия Шуйского в народе называли «шубником».

С давних времён развивался в Шуе текстильный промысел - изготовление льняных тканей. Ткачество холстов производилось во многих крестьянских избах и в домах посадского населения города Шуи на деревянных ткацких станах.

С середины XVIII века в Шуе появились ткацкие полотняные мануфактуры, самая первая мануфактура купца Якова Игумнова была открыта в 1755 году. Однако уже к концу XVIII века всемирный рынок завоевывает хлопок. Шуйские купцы династии Киселёвых были первыми предпринимателями, кто наладил поставку хлопчатобумажной пряжи из Англии не только в Шую, но и её окрестности.


Параллельно Кисёлевым быстро развивались фабрики купцов братьев Посылиных. А. И. Посылин первый завёл бумагопрядильную фабрику на 11 000 веретён, действовавшую посредством паровых машин.

Продукция посылинских мануфактур была удостоена большой золотой медали на Первой Всероссийской выставке мануфактурной промышленности в Санкт-Петербурге в 1829 году. «Этот купеческий дом в Шуе искони богатый, расчётливый и настойчивый в исполнении задуманных предприятий, имеет все средства вещественные и невещественные, чтоб сделать свою прядильную фабрику одним из первых заведений в государстве», - так писатель Дмитрий Шелехов в середине XIX века отзывался о тех, кто стоял у истоков шуйской текстильной промышленности.





Шуя сегодня.



.Здесь с 1876 по 1884 гг. учился К.Д. Бальмонт.

Все мы с детства крепко-накрепко выучили, что именно труд сделал из обезьяны человека. Однако если разобраться точнее, то наши древние обезьяноподобные предки, наверное, почувствовали себя людьми когда у них появилась возможность этим трудом заниматься – первые, примитивные орудия труда. И как символично, что, по сведениям историков, возможно самыми первыми ножами были естественно острые без заточки случайные осколки яшмы – возможно, первого самоцвета, который познало человечество на заре мира, в мрачном и прекрасном каменном веке…

Из досье:
Яшма - кремнистая, осадочная или осадочно-метаморфическая горная порода с различными включениями. Твердость 6,5-7,0 по шкале Мооса, плотность 2,6 г/см3, блеск шелковистый, стеклянный. Другие названия: яшмовый агат, мясной агат, кровавая яшма, швейцарский ляпис, немецкий ляпис, гелиотроп, тигровый камень, базанит, яспис, плазма.

Яшма – верный друг человека, со стажем, не много не мало, в сто тысяч лет. Залежи яшмы не всегда скрываются в толще гор – часто она выходит на поверхность в виде валунов и скал, что позволило использовать ее для создания орудий – то был первый способ применения этого самоцвета, однако уже достаточно скоро, с появлением в жизни людей металлических руд, яшма постепенно перешла в разряд материалов декоративных. Из нее, благо встречалась она во множестве, резали фигурки богов и магические печати в Египте, изготавливали геммы и амулеты для тяжело больных в Риме, клали в кровати рожениц в Греции… Ювелирные украшения, предметы религиозного культа, интерьерные детали, мозаичные полы в античных храмах – всюду была яшма желанной гостьей. Ее любили на Западе и на Востоке, где яшма наравне с нефритом и жемчугом удостоилась чести стать самоцветом, который выделяли из общей массы китайские императоры. Яшму первые христиане посвятили Апостолу Петру, который по легенде держит ключи от Рая, яшму упоминают в Библии в числе 12 камней, нашиваемых на нагрудник Первосвященника и 12 самоцветов, лежащих в основании Небесного Града Иерусалима. А император Византии Мануил согласно преданию подарил монахам горы Афон волшебную чашу из яшмы, способную исцелить от любого недуга и обезвредить яд. Популярность яшмы не иссякла и в темные Средние века, когда ее полюбили алхимики, которые делали из нее посуду для опытов и хранения магических ингредиентов. Авиценна объявлял яшму универсальным средством от болезней органов живота, а другое суеверие, что яшма помогает в делах сердечных, побудило знаменитого поэта Пушкина приобрести браслет из зеленой яшмы…

Кстати о цвете – здесь яшма также выбивается из общей массы непрозрачных поделочных камней, потому что разнообразие окраски у нее удивительное. Яшмы бывают всех цветов радуги, от фиолетового до красного, от черного до белого, причем могут быть не только однородны по текстуре – ленточные яшмы сплошь идут пестрыми полосками, порфировые – пятнистые и крапчатые, пестроцветные – прихотливая сеточка прожилок и трещинок, словно цветной мрамор… Бывают яшмы с пятнами и включениями – например, темно-зеленая яшма с пятнами кровавого цвета зовется «гелиотроп». А самые удивительные яшмы – пейзажные, когда на едином фоне «нарисована» другим цветом картина: дерево, лесной пейзаж, лицо человека, да так, что порой и не угадаешь, кто постарался, мастер или сама Природа; пейзажные яшмы часто вставляют в рамы и вешают, словно произведения искусства. Настоящая «ярмарка желаний» для талантливого камнереза – из яшмы, которая легко поддается резцу, но в то же время тверда и прочна, можно создать все что угодно. Красота яшмы вдохновляла не одного писателя – ее поэтически называют то кирпичной, то сургучной, то фарфоровой, то ситцевой, то парчовой… Интересно, что прелесть яшмы – в буквальном смысле этого слова скрывается внутри, потому что красива она именно на срезе глыбы, снаружи же необработанная яшма представляет собой грубый кусок породы.

В России к яшме отношение особое – наряду с малахитом и родонитом она входит в «большую тройку» главных самоцветов Урала, ставших истинными символами русского камнерезного искусства. Было так не всегда – вплоть до 18-го века яшмы в России не добывалось, хотя и тогда из нее, еще привозной, любили вытачивать парадные кубки, ковши и блюда. А с открытием уральских самоцветных кладовых слава русской яшмы загремела по всему миру, ибо разновидностей этого камня этого там обнаружилось в избытке, включая очень крупные куски, поэтому из яшмы была возможность вытачивать массивные произведения искусства, не прибегая к утомительной технике инкрустации, привычной для редкого малахита или лазурита. Совпавшее с появлением камнерезных станков открытие яшмовых богатств сделало этот самоцвет традиционной частью великосветского интерьера: из яшм делали камины, облицовочные панели для стен и колонн, скульптуру, парадную посуду, столешницы, торшеры, часы, подсвечники, шкатулки, рамы для зеркал, мозаичные полы… Памятником самоцветной пышности стали знаменитые агатовый и Яшмовый кабинеты в Царском Селе, стены, наличники дверей, оконные карнизы и колонны которых практически полностью покрыты пестрыми зелеными и красными красочными яшмами, которые великолепно сочетаются с золоченой бронзой. Но самая славная страница российской «яшмовой истории» – это вазы, те самые «каменные цветки», которые во множестве изготавливали для царских резиденций гранильные фабрики. Множество их представлено сегодня в Эрмитаже Санкт-Петербурга: серо-зеленые, коричнево-золотистые, сургучные яшмы превратились в гигантские сосуды, предназначавшиеся изначально не для букетов цветов – какие же цветы могут быть достойны такого обрамления – но для того чтобы, подобно античным мраморным вазам, становиться базой для десятков светильников в пору празднеств. Размеры ваз поражают – нередко диаметр был более метра. А самая великая – это «Царица ваз» из зеленой с волнистым узором яшмы, покрытая резным растительным орнаментом; ее вес 19 тонн, высота более 2 м, диаметр 5 м. Из-за такой массивности под нее подвели специальный фундамент, а чтоб она попала в Эрмитаж, мастера были вынуждены разобрать часть наружной стены, так как в двери она не проходила.

Слава яшмы не померкла и в наши дни: например, в советское время яшма оставалась популярнейшим самоцветом. Из нее сделаны пилоны Мавзолея В. И. Ленина, серо-голубая яшма стала основой каминов в Большом Кремлевском Дворце. Да и сегодня яшма – основной материал римской и флорентийской мозаики, из нее делают и мелкие предметы декора, такие как подсвечники, шкатулки, статуэтки, настольные наборы, вазы и пепельницы, и столешницы для каминов, детали мебели и подоконные доски. Ювелирные изделия из яшмы, особенно бусы и кулоны, также очень красивы, тем более что несколько сортов разноцветных яшм образуют прекрасные сочетания.

Яшма – такой же великолепный лекарь, как горный хрусталь и сердолик. По даосским верованиям яшма считалась «камнем жизни», так как она продлевает жизнь и улучшает состояние всего организма. Красной яшме приписывали в Китае свойство лечить любые женские болезни, останавливать кровотечение и очищать внутренние органы. С древности известно, что яшма – хороший помощник при эпилепсии, лихорадке и припадках. Ее влияние на беременность и роды также очень положительно – она уменьшает боль и обеспечивает благополучный исход. Литотерапевты считают яшму, особенно зеленую, средством от бессонницы, ночных кошмаров и психических заболеваний. Простудные заболевания также подвластны яшме. Интересно, что лекарство, приготовленное и настоянное в яшмовой посуде, многократно усиливает свои свойства.

Энергетически яшма – прежде всего «домашний» талисман. Она очищает пространство жилища от посторонних влияний, приносит благополучие, спокойствие и достаток, позволяет обитателям дома «крепко стоять на ногах». Яшмовые емкости и шкатулки – самое лучшее вместилище для дорогих вашему сердцу вещей и денег. А предметы из яшмы вытянутой формы (вазы, статуэтки) снимают утомление и стресс простым к ним прикосновением. Интересно, что камень этот может действовать на расстоянии на того человека, чей портрет вставлен в яшмовую оправу или выложен яшмовой мозаикой. Вообще любое изделие из яшмы в доме – источник неиссякаемой жизненной энергии. А подарив близкому человеку талисман из яшмы, вы обеспечите ему полную защиту от любого негатива.

Украшения из красной яшмы особенно полезны девушкам, которые хотят усилить свою привлекательность, а также амбициозным карьеристам – они улучшают отношения с начальством. А коричневая яшма – талисман ученых и исследователей, она помогает концентрации умственных и душевных сил, пробуждает ответственность; украшение с коричневой яшмой хорошо подарить нерадивому студенту или школьнику. Лучше всего действует яшмовое украшение, оправленное в серебро. Астрологически яшма более всего показана людям, рожденным под знаком Девы, но вообще носить ее могут все знаки Зодиака – знакам Огня рекомендуется яшма оранжевой и красной гаммы, знакам Воды – яшма синей и серой гаммы, знакам Земли – яшма зеленой и коричневой гаммы, знакам Воздуха – белая и желтоватая.

Яшму, наверное, с полным правом можно назвать одним из самых красивых самоцветов – и одним из самых значимых в многоступенчатой истории человеческой цивилизации. Труд ли сделал человека из человекообразного, и как оно было на самом деле – мы достоверно не знаем. Но одно известно наверняка: прекрасные прихотливые узоры яшмовых срезов вполне могли быть магическими орудиями, когда-то подарившими нам то щемящее чувство прекрасного, которое отличает нас от животных и делает человека – человеком.

Шуя - один из прекрасных малых годов России с многовековой историей, традиционными ремеслами, сохранившейся до наших дней архитектурой прошлых веков. Он всегда был и остается тихим, уютным, светлым, не зря издавна сюда стремились не только путешественники, купцы, но и первые лица государства. Древний город в Ивановской области, расположенный на берегах красивой судоходной реки Теза, имеет неповторимую архитектуру, каждая улочка рассказывает свою незабываемую историю.

ИСТОРИЯ ШУИ

Впервые о городе Шуя в летописи упоминается в 1539 году, хотя доподлинно известно, что он основан гораздо раньше. История небольшого городка насыщена множеством интересных фактов.
Первая ассоциация с названием у многих возникает с родом князей Шуйских (правящих до 1610 года). Действительно, Шуя имеет прямое отношение к этой династии. Последним представителем поколения Рюриковичей был царь Василий Иванович Шуйский, уроженец этой земли. По преданию, он часто бывал в селе Мельничном (сейчас это микрорайон города) с целью охоты, а в Шуйском кремле существовали принадлежавшие династии Шуйских осадные дворы.
Царские особы облюбовали город. Иван Грозный, однажды побывав здесь, сделал его своей собственностью и передал его по наследству сыну Федору. В XVIII веке Шую посетил Петр I. Его привлекла сюда чудодейственная икона Шуйско-Смоленской Божией Матери, которая, по преданию, спасла от холеры население города, а потом избавила от страшного недуга и самого Петра. Царь решил забрать с собой спасительное творение в Петербург, но жители взмолились, не побоялись просить царя оставить икону, покровительницу города в центральном соборе Шуи. После визита Петра I здесь какое-то время жила его дочь Елизавета. 1837 год ознаменован визитом императора Александра II, который был очень удивлен красотами города.

Церкви и храмы Шуи

До революции начала XX века на небольшой территории было сосредоточено более 20 церковных комплексов, а в окрестностях существовало множество монастырей. Сейчас внешнее убранство многих существующих церквей восстанавливается, некоторые разрушенные в годы советской власти памятники архитектуры возрождаются. Давайте начнем экскурсию с посещения храмов и церквей, которых здесь довольно много.
Первое, что бросается в глаза приехавшему сюда - колокольня Воскресенского собора , которую видно отовсюду. Уникальный собор был возведен в конце XVIII века, он и сегодня является подворьем старинного Николо-Шартомского монастыря.
Воскресенская колокольня - единственная в своем роде подобия ей нет нигде в мире. Основная особенность его состоит в том, что это первая в Европе звонница, расположенная отдельно от храма. Колокольня возвышается на высоту 106 метров, занимая третье место среди архитектурных сооружений России по высоте. Строительство было начато в 1799 году, по проекту известного итальянского зодчего Маричелли. Построенное до второго яруса, строение не выдержало и обрушилось. Завершена работа была мастером-самоучкой Михаилом Савватеевым, а руководил работами архитектор из Владимира Е.Я. Петров.
Интересным фактом является водружение на третий ярус огромного колокола. Его специально изготовили для Воскресенской колокольни, вес его составлял более 20 тонн (тогда это был седьмой колокол на Руси по весу). Опасаясь того, что перевозку многотонного литого предмета не сможет пережить мост, после долгих размышлений решили переправлять его прямо по льду через реку Тезу. К сожалению, даже крепкие крещенские морозы не помогли: лед проломился и колокол затонул на середине реки. Однако, среди зевак нашелся смельчак, который не побоялся нырнуть в ледяную воду, он зацепил колокол веревкой, и его благополучно вытащили из воды. Он был установлен на предназначенное место.
Несомненно, колокольня Воскресенского собора, является выдающимся оригинальным сооружением. В ней объединены лучшие достижения архитекторов того времени: огромные размеры, восхитительная стройность, лаконичное сочетание "прозрачности", массивности и величественности.
Это первое место, куда стремятся туристы и гости города. Не изменяйте этой традиции! Вам может представиться возможность побывать на верхнем ярусе колокольни и еще сильнее восхититься этим уникальным строением! Поверьте, это стоит увидеть! Если посчастливится побывать в городе в праздничную пасхальную неделю, можно воспользоваться существующей здесь традицией. Именно в дни светлой Пасхи разрешается подняться на верхний ярус колокольни и увидеть Шую и окрестности с высоты птичьего полета.
В современной Шуе сохранились и другие древние православные храмы, великолепием которых обязательно нужно насладиться!
Покровскую церковь найти очень просто: расположена она в центре города, совсем недалеко от Воскресенского собора. Это сооружение середины XVIII века, авторство которой приписывают итальянцу Маричелли. Раскопки на месте храма показали, что ранее здесь было кладбище. До ее закрытия в 1930 году здесь было собрано очень много ценных церковных реликвий, многие из которых утеряны. Сейчас церковь действующая.
Почитателям святого Николая Чудотворца, знатокам и любителям истории российского государства обязательно следует побывать в Преображенском храме , находящемся на окраине города. Место, где расположен храм, имеет большую историческую ценность: до XVII века здесь была вотчина рода князей Шуйских, а в XIX столетии здесь проживал декабрист Н.В. Шимановский. Вам обязательно понравится внутреннее богатое убранство храма, его золоченый алтарь. Если спуститься с возвышенности, на которой он располагается, вы найдете святой источник, обнаруженный в начале XX столетия. Родник носит имя святителя Николая, т.к. согласно старинному преданию место его расположения известно явлением иконы Николая Чудотворца. Преображенская церковь - единственная, действующая в городе в послевоенный период.
В настоящее время действующими являются еще несколько церквей. Все они после революции были закрыты, в них располагались склады или мастерские. В 90-е годы прошлого столетия многие из них были вновь переданы верующим и стали возрождаться. Прогуливаясь по городу, в каждом районе можно увидеть древние восстановленные храмы и маленькие уютные церквушки.
Церковь Петра и Павла - построена на территории холерного захоронения в результате эпидемии 1831 года. В конце XIX века это было уникальное каменное сооружение с чугунным полом и духовой печью, резным деревянным иконостасом. К сожалению, внутреннее убранство было утрачено. Однако современный алтарь выполнен, как и первый, из дерева. Расположена на улице П. Заботина.
Церковь Ильи Пророка построена в 1881 г. Некоторые части сооружены в XX веке. В 1930-е годы голубой купол с вызолоченными звездами был уничтожен, а в здании располагался кинотеатр с говорящим названием "Безбожник". Сегодня заканчивается восстановление этого храма, он действующий.
Вознесенская церковь (1884 г. постройки) располагается на территории заречного кладбища. С 1939 года здесь работало мукомольное производство. Сейчас храм восстанавливается. Отрадно, что под многослойной побелкой сохранились фрагменты первоначальной росписи.
Такое многообразие храмов связано с верностью жителей города православным традициям. Неслучайными оказались трагические события в Шуе во времена преследования Русской Православной Церкви в 1920-1930-х годах. В 1922 году к Воскресенскому собору на защиту церковных святынь вышли местные жители, по которым открыли огонь, было очень много погибших и раненых. В 2007 году на месте расстрела борцов за веру открыт Памятник священникам и мирянам, защищавшим интересы православия в России. Вы не сможете пройти мимо - такого монумента не найдете нигде. Эта работа современного скульптора А. Рукавишникова очень лаконично вписалась в многовековой ансамбль Воскресенского собора.

Достопримечательности Шуи

Историко-художественный и мемориальный музей им. М. В. Фрунзе
Если вы знакомы с именем революционера М.В. Фрунзе, обязательно зайдите в этот музей. Он открыт в далеком 1939 году и обладает множеством экспонатов об истории Шуи, гражданской войне, особенностях советского периода, и конечно, деятельности самого революционера, который долгое время жил и работал в городе.
Литературно-краеведческий музей им. К. Бальмонта
Шуя - родина знаменитого поэта Серебряного века Константина Бальмонта. Родился он в селе Гумнищи, что неподалеку от города. Стихи поэта известны каждому школьнику, поэтому очутиться на земле, которая сохраняет его культурное наследие, очень познавательно и интересно. Музей обладает уникальными экспонатами творчества поэта, а также огромной коллекцией даров горожан прошлых столетий.
Если Вы желаете подробнее прикоснуться к творчеству К. Бальмонта, для вас существует возможность побывать в селе Гумнищи, в сохраненной усадьбе его родителей и возложить цветы к монументу, посвященному поэту. В самой Шуе до сих пор действует гимназия (сейчас школа), в которой учился поэт, а также сохранен дом, где он жил.
Остатки тюремного замка
Еще в XVI веке упоминается о городской тюрьме, узниками которой были бояре Ивана Грозного, революционер М.В. Фрунзе и другие. Сама тюрьма не сохранилась до наших времен, но фрагменты старинного здания существуют. К сожалению, не сохранилась и церковь, которая здесь располагалась.
Усадьба фабриканта М.А. Павлова
Это настоящее произведение архитектурного искусства XIX века! До наших дней здесь сохранено изящество интерьера. Для малых провинциальных городов было большой редкостью возведение зданий дворцового типа. Этот двухэтажный дом фабриканта - настоящий дворец, богатый золочеными лепнинами на стенах, зеркалами из венецианского стекла, множеством мраморных скульптур, резной парадной лестницей. По красоте и великолепию этот дворец может составить конкуренцию дворцам Санкт-Петербурга времен Петра.
Здание Киселевской больницы
Сооружение середины XIX века - подарено купцами Киселевыми городу. С тех пор здесь располагается больница. Этот памятник архитектуры выполнен в стиле позднего классицизма, имеет купольную крышу.
Парк культуры и отдыха
Здесь Вы найдете множество скульптур XIX века, каждая из которых имеет неповторимый сюжет. Также в парке сохранились стены древнего храма. Берег Тезы, который открывается с возвышенности парка, обязательно восхитит Вас, сейчас это излюбленное место отдыха шуян.
Музей мыла
Этот музей появился совсем недавно. С виду это обычный жилой дом. Вы спросите: почему именно мыло? В Шуе мыльные заводы были открыты в далеком XVII столетии, их продукция была известна по всей стране. Указом Екатерины II в 1781 году на гербе города был изображен брус мыла. Сейчас это древнее ремесло возрождается. За 40-минутную экскурсию в музее вы узнаете неизвестные и интересные факты, а также увидите, как варят мыло сейчас. И обязательно приобретите кусочек мыла, изготовленного по старинным шуйским рецептам!
Полигон твердых бытовых отходов "Кочнево", или попросту говоря, СВАЛКА
Здесь нет оговорки! Действительно, все больше туристов спешат именно сюда. Совсем недавно это место стало настоящим музеем под открытым небом. Обязательно побывайте там: вашему вниманию представятся сказочные, исторические сюжеты, коллекции бутылок, фотоаппаратов, книг, картин, часов и многое другое. Трудно поверить, что из горы ненужного хлама и мусора может получиться такое чудо!
Прогуливаясь по центру города. Зайдите также на современный пешеходный Шуйский Арбат - там вы найдете множество современных магазинов. Здесь сохранены здания древних торговых рядов, куда съезжались русские и иностранные торговцы. Совсем недавно закончилась реставрация еще одного уникального архитектурного произведения - возовых весов, подобия которых нет нигде. Сегодня Шуя - современный город, полностью приспособлен для туристов. В нем очень лаконично сочетаются современная и древняя архитектура. Приезжая сюда, задержитесь, чтобы как можно больше узнать об этом маленьком провинциальном городе с очень богатой историей.

Шуйские сувениры

Какой сувенир увезти на память о Шуе? Уезжая из прекрасного места, всегда хочется взять его частичку с собой, чтобы потом вспоминать уникальные места, которые посчастливилось увидеть. Покидая Шую надолго или на время, обязательно приобретите сувенирную продукцию.
Это необыкновенный город свято хранит традиции, заложенные еще в самом начале своего существования. Издревле здесь процветала промышленность. Как и во всей Ивановской области, стремительно развивалась текстильная отрасль.
Сейчас в городе успешно функционирует градообразующее предприятие "Шуйские ситцы". Порадуйте себя и своих близких натуральными ситцевыми сувенирами: на ул. Московской есть торговый дом предприятия.
В 1899 году царским указом был открыт винный склад, который до сих пор производит лучшую ликеро-водочную продукцию России. Сейчас это завод "Шуйская водка". Натуральные ягодные настойки, бальзамы, водка - это, наверное, самый популярный для россиян сувенир из Шуи.
Мыльное производство, которое является одним из самых древних здесь, готово порадовать Вас мылом ручной работы. Это уникальные товары, которые способны заменить дорогие крема и другие средства ухода за кожей.

Если Вы оказались в Шуе, не спешите уезжать отсюда! Город богат уникальными достопримечательностями и красивыми пейзажами, которые обязательно нужно увидеть.

От «Золотого кольца» в районе Иванова есть небольшое ответвление к востоку; дорога ведет нас в старинные селения Шую и Палех.

Город Шуя и река Шуя

Город Шуя назван по реке Шуе, которая впадает в Тезу. У ивановской речки Шуи есть несколько тёзок. Это реки в бассейне Онежского озера, Белого моря, притоки Орши, Унжи. Поэтому есть тёзки и у города Шуи, например на Валдае: «…между большими стволами сосен внизу виднеется деревенька. Горстка домов. Дымы из труб. По равнине к деревне ползет воз с сеном. У крайней избы бегают две собаки, сороки ныряют в воздухе над домами и огородами. Находишь по карте название деревушки. Шуя… Идешь по гребню, и между соснами справа долго маячит сонная Шуя» (См. Песков В. М. Валдайский иней - в кн.: Лесные глаза. М., 1979, с. 101.)

Каково происхождение названия речки Шуи? Нашей, ивановской, да и остальных?..

Довольно распространена версия о славянских корнях этого гидронима: название Шуя объясняется славянским шуйца-«левая». Ивановская Шуя действительно лежит на левом берегу реки Тезы. А шуйца могла противопоставляться деснице… Но все дело в том, что ареал названия с основой шуя на карте России практически нигде не смыкается с ареалом названий с основой десн- . О чем это может говорить? Скорее всего о том, что основы принадлежат языкам разных семей. Значит, название Шуя не славянское? Так какое же?

Топонимика города Шуя

Значение названия Шуя пытались выяснить еще в XVIII в. Первым это сделал историк И. Н. Болтин (1735-1792): он подчеркивал древность города и утверждал, что слово шуя сарматского (!) происхождения и означает «столица». Конечно, такое предположение было наивным.

Очевидно только одно: название это не славянское, а имеет в своей основе финно-угорский корень, что вполне обосновано с исторической точки зрения. Можно предположить, что таким корнем мог быть suo - «болото» (существует, например, в современном финском языке). В городе Шуе долгое время было большое болото - прямо рядом с крепостными укреплениями, а улица поблизости именовалась Болотной. Начальный звук этого слова мог звучать как ш или как нечто среднее между ш и с (вспомним карело-финское «шепелявое» с ). Поэтому русскими слово могло быть воспринято и передано с начальным ш . Ну а я (а) , по-видимому, показатель женского рода (ведь название относится к слову «река»), возникший уже на русской почве. Производящей основой гидронима могло стать и слово suja, имеющее в некоторых угро-финских языках значение «талый», а также «открытый». В марийском языке эта основа имеет значение «половодье». С точки зрения принципов номинации такая гипотеза вполне жизненна.

В плане дальнейшей разработки этой версии можно проанализировать и то, что для самодийских и прафино-угорских языков характерна словообразовательная модель, обязательно включающая географический термин, определяющий характер объекта. С этой точки зрения название Шуя может быть образовано не просто из «болото» (шуо), а из «болотная река» (шуо-оя). В то же время ученым известны и славянские гидронимы Шуя, другие русские реки и речки с названием Шуя могут быть переведены не как Болотные реки, а как Левые.

Шуя как Борисоглебская слобода

Город на реке Шуе не сразу воспринял ее название. В исторических документах он именуется то Шуей, то Борисоглебской слободой. Параллелизм прослеживается и в таком факте: в грамоте Ивана Грозного дворянам Лазаревым прямо говорится, что имение их находится в Борисоглебском, или Шуйском, стане. Почему Борисоглебская слобода? Дело в том, что такое название носил шуйский посад (Владимирские губернские ведомости, 1846, № 11; Описание города Шуи и его окрестностей. М., 1851, с, 3.). Образовано оно было по церкви в честь Бориса и Глеба (т. е. Борисоглебской). Упоминание в источниках Шуи как Борисоглебской слободы, думается, также не случайно: значение торгово-ремесленного посада было более велико по сравнению с небольшим острогом - собственно городом Шуей.

И в летописях, и в актовых документах топоним Шуя появляется почти одновременно - в первой половине XVI в. В летописях мы находим его под 1539 г.: тогда Шуя пострадала от набега казанского царя Сафа-Гирея. Древнейший документ, упоминающий Шую,- грамота Ивана Грозного: «…пожаловал есми Игнатья Борисовича Голохвастова городком Шуею с правдою и с пятном и с корчмою в кормленье» (Цит. по: Описание города Шуи…, е. 5-6.). Упоминание о Шуе как о городе встречаем и в известной духовной грамоте Ивана Грозного, датируемой июнем - августом 1572 г.: «Да сына же своего Федора благословляю, даю ему город Суздаль… да город Шую с волостми, и с путьми, и с селы, и со всеми пошлинами» (См.Духовные и договорные грамоты…, с. 442.).

Василий Шуйский и Шуя

Сам топоним Шуя также послужил основой для другого имени собственного, иного разряда. Какого? Откроем страницы драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов»; одним из главных действующих персонажей является боярин Василий Шуйский. После долгой борьбы и интриг ему удается взойти на некоторое время на русский престол. Род Шуйских действительно связан с городом Шуей. В начале XV в. с присоединением Суздаля к Москве бывшие суздальские князья получили в удел город Шую с прилегающими землями, и от князя Василия Кирдяны и его сына Юрия пошел род Шуйских. Подобная фамилия возникла отнюдь не случайно; как пишет профессор А. М. Селищев, ранние фамильно-словесные знаки вызваны были феодально-владельческой тенденцией к определению принадлежности того или иного феодала к своему роду; среди этих фамилий было много таких, которые определяли территориально область, принадлежавшую феодалу,- Елецкий, Звенигородский, Мосальский и др. (См. Селищев А. М. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ.- В кн.: А. М. Селищев. Избранные труды, М., 1968, с. 97.)

Шуя — город и острог

Город Шуя рос и строился по обычному плану, типу: крепость + посад. Вот только за деревянными укреплениями в центре города закрепилось наименование «острог», ранее не встречавшееся в нашем историко-топонимическом путешествии по «Золотому кольцу» России. В грамотах XVII в., где речь идет о Шуе, читаем: «Город и острог».

Александровой горы и древнего городища Клещин. Это один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси.
Название камня связывают с тем, что после дождя цвет камня меняется от серого к синему (такой цвет принимает его мокрая поверхность).

Камень состоит из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца.

Синий цвет образуется от преломления и отражения света поверхностью чешуек биотита и зёрен кварца.

Синь-камень расположен на Ярилиной плеши (Городище)

Камень испещрён мелкими бугорками. Согласно последним исследованиям, вес камня — около 12 тонн.
Координаты Синь-камня: N 56° 47.050" - E 38° 49.489" (WGS84)
Адрес: Россия, Ярославская обл., Переславль-Залесский р-н, Александрова гора (старые названия - Ярилина плешь, Ярилина Гора).
Ближайшее село - Городище.

Языческие времена
Синий камень был объектом поклонения мерян, а затем и древних славян-язычников, пришедших к озеру в ІХ—XI веках из новгородских и приднепровских земель. Суть и характер культовых отправлений, проводившихся у камня в дохристианские времена, современной науке неясны.
Сейчас камень находится на берегу Плещеева озера, однако прежде он лежал возле Борисоглебского Надозёрного монастыря, между старой и новой водокачками. Житие Иринарха Ростовского чётко указывает, что камень находился в овраге. (По укоренившемуся в туристических справочниках представлению, прежнее место камня — вершина Александровой горы, что неверно.)

О широком распространении культа «синих камней» свидетельствуют также и исследования финского этнографа Арья Альквист, зафиксировавшие в 1995 году в Переславском районе шесть «синих камней», помимо камня у оз. Плещеево:
Синий камень в низине у деревни Скоморохово
Синий камень — лес, болото близ поселка Релинский
Синий камень — в 3-х километрах от деревни Деревково
Синий камень — возле деревни Городище (рядом с селом Глебовское)
Синий камень у дороги близ села Романово
Синий камень на небольшом бугорке на опушке леса Строга за рекой Кубрь
Альквист предположила, что название «синий» у культовых камней мерян связано с именем Укко, верховного божества грозы финно-карельской мифологии, имевшем прозвище «Синяя накидка» (Sinivitta), который в мифах часто представал в одежде синего цвета.
Почитание углублений в виде «следов» и «чаш», часто встречающихся на синих камнях, связано с древним культом зооморфных и антропоморфных предков. Например, по мнению В. А. Бурова, эти углубления олицетворяют вход в пещеру «матери-горы», а сам валун выступает как вместилище душ — членов определённого рода. Такая трактовка была предложена по аналогии между поверьями о культовых камнях в меряно-русских верованиях и представлениями других финно-угорских народов (в частности, манси) о «стране мертвых», путь в которую лежит через отверстие в скале с водой.


ЗАГАДКИ СИНЕГО КАМНЯ
(газета «Русская правда»)
После крещения Руси такой артефакт древней дохристианской культуры не мог оставить равнодушным церковь. И как это часто бывает, официальная идеология сделала все, чтобы прекратить паломничество к камню. Как? Иерархи прокляли его и попытались уничтожить. Вот что достоверно описывают документы. В 1152 году христиане поднялись на гору, где лежал Синь-камень, и сбросили его вниз. Но люди продолжали ходить к поверженному языческому идолу. В XVII веке на единоборство с ним вышел дьякон Переславской Семеновской церкви Ануфрий. Он собственноручно выкопал яму, свалил в нее силами всего прихода “каменного беса” и засыпал землей. Но через несколько лет каменная глыба впервые продемонстрировала тягу к самостоятельному движению и “выглянула” из-под земли. И опять к ней потянулись люди. Зимой 1788 года камень на глубине около 5 метров. Вскоре рыбаки стали докладывать, что валун медленно, но неуклонно ползет по дну в направлении “своей” горы. Это движение было едва заметным, однако весной 1850 года он оказался у подножия холма, с которого был низвержен. И по-прежнему не останавливался. Фотографии 50-х годов прошлого века запечатлели глыбу на самом берегу озера, а спустя десятилетия валун оказался уже на расстоянии ста метров от этого места. И по-прежнему приходят люди. Кто-то просит избавить от болезней, другие загадывают желание и верят, что Синь-камень выполнит его.
Десять лет назад здесь работала группа исследователей. «Мелкозернистый кварцевый биотитовый сланец» - дали Синему камню оценку геологи. Свой цвет он приобретает только солнечным утром, когда, влажный от росы, отражает небо. В лунные ночи оттенок скорее фиолетовый. Еще парадокс: «На одном его краю - совершенно нормальная радиационная ситуация - около 0,14 микрорентген в час, на другом - в несколько раз выше». Вывод экспедиции несколько туманен: «Глыба находится на пересечении неких “энергетических” силовых линий - оттого и движется». Само перемещение, увы, тогда не было зафиксировано. Так же как не объяснено, почему он никогда не покрывается снегом и иногда светится по ночам.


И вот впервые получены достоверные факты «блуждания» камня. Но не исследователями, а кинематографистами. Продюсер компании “Гипо-Теза” Александр Волков рассказывает:
-Мы осенью и в начале зимы снимали фильм о необычных явлениях природы, которые происходят В один из первых дней попробовали зафиксировать на пленку древние надписи на камне. Не получилось. Они видны только с определенной точки, только утром и только при ярком солнечном свете. Чтобы не потерять ракурс, пометили колышками места, в которые упиралась тренога видеокамеры. Когда через две недели вернулись, обнаружили, что камень “отполз” сантиметров на восемь! Стало интересно. Продолжили замеры. За три с половиной месяца нашей работы Валун продвинулся более чем на 40 см, и приподнялся на 4-5 сантиметров!
-А что говорят местные жители?
-Они просто этого не замечают. Каждый день ходят мимо, сантиметр туда, два обратно (смеется). Вы обратите внимание, когда фонарный столб у вашего подъезда постепенно сместится за полгода сантиметров на пятьдесят?..
-Слишком много эзотерических загадок для нашего просвещенного техногенного века…
-Я не мистик. Но… Когда мы собрали вместе все аномалии, которые происходят в округе (шаровые молнии, свечения, необычные представители животного мира, которых встречали в округе), стало понятно, что у них, скорее всего - одна общая причина. Возможно, Синь-камень - частица какой-то глобальной экосистемы, о которой мы пока ничего не знаем. И то, что он лежит не на своем месте, приводит к появлению «чудес» в округе. Поэтому Синь-камень и двигается, чтобы занять отведенное ему природой место.
-В таких случаях принято спрашивать: «Так что же ожидать от «знамения»? Катастрофы, наводнения, революции?
-Не думаю. По-моему, его движение - это путь к гармонии.


КУЛЬТЫ СИНЕГО КАМНЯ
Поверхность Синь-камня усеяна денежной мелочью, цветами. На кустах поблизости можно увидеть множество развешенных ленточек и лоскутков. Все это - результат деятельности нео-язычников, приносящих камню дары и загадывающих под завязывание ленточек сокровенные желания. Синь-камень даже пытаются кормить - нередко на нем можно увидеть нарезанную колбаску, хлеб, дольки фруктов. К синему камню привозят различные предметы и "заряжают" их в энергетическом поле этого монумента, чтобы впоследствии использовать в качестве оберегов.

Кому же показано посещение Синь-камня - этой древней святыни?
Ну, во-первых, бесплодным парам.
Боги, которым поклонялись у камня славянские язычники, Ярила и Велес, покровительствовали в т.ч. и плодородию, причем плодородию в широком смысле, т.е. и человеческому. Вот и припадают к Синь-камню женщины, чтобы вымолить у высших сил ребенка. Мужчины же приходят сюда для обретения мужской силы. Иногда от камня откалывают мелкие кусочки, чтобы носить их рядом с гениталиями. А некоторые, размельчив осколок в ступке, съедают его.
Но сразу предупредим, что это скорее всего даст противоположный ожидаемому результат - какому божеству понравится то, что оболочку, в которую облечен его дух, расковыривают и едят. Синь-камень отомстит!
Около Синь-камня человек заряжается энергией, становится активным и жизнерадостным.
Здесь приходит в норму давление, проходят головные и сердечные боли. По непроверенным и клинически неподтвержденным данным, камень помогает при бронхиальной астме, болезнях опорно-двигательного аппарата, псориазе, дерматозах и пр.
На Ивана-Купалу (Духов день) у Синь-камня, как и в древности, собираются молодые девушки с парнями, т.к. считается, что в этот день, после ритуальных процедур можно унаследовать от него долговечность, прочность и твердость. А некоторые девушки привораживают тут своих избранников.

Синь-камень - путешественник.
Его переместил на нынешнее место много тысячелетий назад Скандинавский ледник, вероятней всего, из Онежско-Ладожского района. Рядом
Плещеевский великан - это семиугольная (в вертикальной проекции) плита с размерами: по длиной оси ~ 2.9 м, а по короткой ~ 2.6 м. Над землей валун возвышается в самой высокой части на ~ 0.6 м, в самой низкой на ~ 0.05 м. Вся поверхность Синь-камня покрыта выступами и впадинами размером ~ 3 см.
Когда-то (вероятно, когда камень был весь на поверхности) был рассчитан объем валуна, который составляет ~ 4 куб.м. Вес великана такого объема ~ 12 т (рассчитывался по удельной плотности аналогичных пород).
Цвет Синь-камня, вообще-то, как у обыкновенного булыжника - темно-серый, но после дождя его поверхность приобретает чуть заметный темно-синий оттенок. Сделан камень из кварцевого биотитового сланца мелкой структуры. Синий оттенок наблюдается из-за отражения света, преломленного водяной пленкой, зернами кварц-биотита.

История Синь-камня
Дохристианство.
В дохристианские времена наш герой не знал горя. Он был объектом уважения и почитания сначала финно-угорских язычников из племени меря, а затем и наших славянских.
Поселение язычников у Плещеева озера впервые появилось приблизительно 2 тысячи лет назад. Синь-камень служил тогда алтарем святилища. К нему несли дары. Духу, по мнению язычников живущему в камне, приносились жертвы.
В IХ—XI вв. у камня обосновались отечественные язычники из новгородских и приднепровских земель. Поклонение продолжилось. Именно тогда глыбу назвали Синь-камнем, а гору, у подножия которой он лежал, Ярилиной Горой. Камень считался сердцем Ярилы - бога Солнца, его украшали цветами, кусты подле него - ленточками, вокруг водили хороводы. Не так давно академик РАЕН В. Чудинов с коллегами обнаружил на камне следы славянских рун (кириллицы еще не было). Некоторые удалось расшифровать, и одна из них гласила: "Перунов камень" (Перун - один из главных русских языческих богов).
По другой версии, валун являлся святилищем покровителя скотоводов, землепашцев и целителей, бога Велеса. Согласно славянской языческой вере, души умерших поднимались по лунному лучу к вратам «нави», где их встречал сам Велес. Название Синь-камень могло произойти и отсюда, ведь синий цвет - это цвет «нави». Если душа умершего оказывалась чиста, она отражалась от Луны и шла по солнечному лучу к обители Всевышнего - Солнцу.

Сегодня.
Сейчас будет грустно. Синь-камень в настоящее время проваливается сквозь землю. В 50-х годах он возвышался над поверхностью земли на 1.5 м, а теперь, его высота составляет, в среднем, 30 см. По каким причинам это происходит, не совсем ясно.
Бытует красивая, но малооптимистичная версия, что Синь-камень появляется перед наступлением лучших времен, а пропадает в преддверии невзгод.

МЕТАФИЗИКА
С точки зрения метафизики, все, что вытворяет Синь-камень у Плещеева озера, объясняется элементарно. Просто, в этом месте пересеклись энергетические силовые каналы (т.н. "лей-линии"). Оказывается, наши предки каким-то третьим чувством ощущали эти точки и тут же обустраивали там свои святилища. В таких аномальных зонах случается всякое - летают огненные шары, пропадают люди, ходят камни.
Ассоциация "Экология непознанного" не могла обойти своим вниманием магический валун и в 1996 году снарядила туда экспедицию. Полученные результаты шокировали всех. Энергетическая структура Александровой Горы, совершенно не примечательной внешне, поразила даже видавших виды лозоходцев ассоциации. Эта структура состояла из пяти концентрических колец. Два наружных кольца значительного диаметра опоясывали гору и были заряжены отрицательно. Внутри них располагались еще три небольших, с положительным зарядом. Радиометрические исследования подтвердили исследования лозометрические. Не менее сложное устройство имело и поле вокруг синего камня. Вот почему Синь-камень временами флюоресцирует, а зимой всегда свободен от снежного покрова.
А вот объяснение воплощения в жизнь пожеланий, загаданных у камня.
В процессе загадывания, человек мысленно-эмоциональной энергией транслирует желание в камень, а есть мнение, что у минералов кристаллическая решетка способна аккумулировать и затем отдавать информационные посылы. Таким образом, терафим (я думаю, что такое терафим, тут никому объяснять не надо) "заряжается", причем сила заряда варьирует в зависимости от ритмического рисунка и искренности посыла, а также от того, вслух ли он произносится, или "про себя". А не является ли Синь-камень у аким терафимом, чей заряд проявляет себя в исцелении недугов и исполнении желаний?

И все же почему?
"Восстание камня из могилы", возможно, происходило из-за того, что пучение грунта зимой выталкивало камень на поверхность, а вешние воды подразмывали почву подле него.
Наиболее реальное объяснение выхода Синь-камня на берег дал священник Вознесенской церкви (1842—1869гг.) Н.М.Меморский. По его мнению, камень покоился на небольшой глубине и ежегодно вмерзал в лед, а во время ледохода смещался к берегу, в сторону наиболее частого направления ветров, которые в этих местах могут достигать ураганной силы.
"Закапывание" камня происходит, скорее всего, из-за топких (особенно в весенний паводок) берегов Плещеева озера.

Для полноты картины приведем еще несколько существующих теорий движения камней.
1. Днем нагретые солнцем камни удлиняются в южную сторону. Ночью, остывая (причем быстрее с северной стороны, где днем меньше нагревались), начинают уменьшаться. В результате таких деформаций камни передвигаются в южную сторону.
2. На камень определенного удельного веса в плотном грунте может действовать «архимедова сила», выталкивающая и перемещающая его.
3. Вибрационные воздействия, флюктуации гравитационного поля, различные деформации почвы также могут провоцировать перемещения камней.

Но какие бы реалистические, фантастические или псевдонаучные теории не приводились в объяснение блужданий Синь-камня, поневоле верится, что камень с такой историей, выслушавший столько слезных мольб и горячих пожеланий, повидавший столько страдальцев, являющийся средоточием людского горя и надежд - уже не просто камень, а место общения с какой-то высшей силой, во власти которой и исполнять желания, и исцелять недуги, и казнить, и миловать.
Поторопитесь же повидаться с милым синим великаном и загадать желание, пока он не исчез с земной поверхности навсегда.

Принято считать, что формирование котловины озера Плещеево связано с выпахивающей деятельностью ледников и подледным стоком. Геологическим бурением установлено, что в существует глубокая (до 175 м) рытвина, которая врезана в глины и известняки пермского времени, сформировавшиеся около 250 млн. лет назад.
Она образовалась в нижнем плейстоцене (не позднее 600 тыс. лет назад) и в дальнейшем последовательно расширялась и углублялась льдами днепровского (170-250 тыс. лет назад) и московского (125-170 тыс. лет назад) оледенений. После отступления московского ледника возник бассейн, куда стекали талые воды и сформировалось древнее Плещеево озеро.
Есть также основания полагать, что определенную роль в образовании котловины озера играли и карстовые явления, т.е. растворение горных, в основном известняковых пород природными водами.

В последующей истории озера нашла отражение чрезвычайная динамичность природных условий центра Русской равнины. На протяжении этого времени шло неуклонное снижение уровня озера и обмеление, обусловленное эволюцией рельефа и процессами осадконакопления. На фоне исторического снижения уровня происходили его существенные колебания, изменения величины акватории водоема и растительного покрова его берегов. Эти колебания связаны с климатическими ритмами разного порядка - от соответствующих ледниковым и межледниковым эпохам до многовековых.


Национальный парк «Плещеево озеро» расположен в 130 км к северо-востоку от Москвы в Ярославской области, на маршруте «Золотого кольца». Уникальное озеро Плещеево и его окрестности, - один из центров формирования Русского государства - являются ценной природно-исторической территорией национального значения, частью природного и культурного наследия нашего Отечества.
Целью создания национального парка «Плещеево озеро», его миссией является сохранение и восстановление уникального природно-исторического комплекса в районе города Переславля-Залесского и жемчужины Верхней Волги - озера Плещеево с эндемичной популяцией переславской ряпушки.
Образован национальный парк в 1988 году Постановлением Совета Министров РСФСР от 26.09.88 г. № 400 как Переславский Природно-исторический национальный парк, который находился в ведении Администрации Ярославской области и функционировал как ее структурное подразделение.

Александрова гора

Месторасположение: северо-восточный берег озера Плещеева
Описание: Александрова гора (Ярилина плешь, Лысая гора) возвышается среди холмов на самом берегу Плещеева озера и является частью Клещинского археологического комплекса. Высота горы над уровнем озера составляет около 30 метров, поверхность ее неровная, вся в ямах, траншеях и буграх - следах раскопок столетней давности. Вершина, некогда имевшая вид ровной площадки размером около 30 соток, ныне очень незначительна. Холм связан с коренным берегом озера узкой глинистой грядой.
Предполагают, что в давние времена Александрова гора играла роль укрепленного кремля-детинца у возникшего здесь древнерусского поселения. Приблизительно в ХI веке на ее вершине осталось лишь языческое капище - святилище бога солнца Ярилы. А в ХIII столетии князь Александр Невский основал на этом холме православный монастырь, возможно, сгоревший в Смуту в начале ХVII века.
В настоящие дни вершина Александровой горы служит прекрасной видовой точкой - с ее высоты открывается изумительный вид на монастыри, озеро и прибрежную природу.

По преданиям Синь-камень находился именно на этой горе, но откуда его потом скатили вниз!

_________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие
http://www.plesheevo-lake.ru
В. Барышев, Прошлое озера Плещеево. «Коммунар» 3 апреля 1941 года.
Бердников, В. Синий камень Плещеева озера // Наука и жизнь. — 1985. — № 1. — С. 134—139.
Комаров К. И. Древние боги Ярославской земли
Смирнов, М. И. Старые боги // Доклады Пезанпроб. — Переславль, 1919. — Том 4.
Меморский, Н. М. Отголосок на статью: «О чудном свойстве Плещеева, или Переславского озера» // Владимирские губернские ведомости. — 1850. — 30 декабря. — С. 291—293.
Несытов, И. Е. Чудное свойство Плещеева, или Переславского озера // Владимирские губернские ведомости. — 1850. — 11 ноября. — С. 248—249.
http://hotimdetey.ru/article/sakralnie_mesta/siniy_kamen/
Демидова, О. Аномальная зона // Юность. — 2004. — 9 июня.
Пуришев, И. Б. Ещё раз о синих камнях // Коммунар. — 1985.
Киселев А. В. Деревенские святыни южных регионов Ярославского Поволжья в XIX-XX вв. Сообщения Ростовского музея — С. 230. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» (2004).
Культовые камни Ярославского Поволжья — статья археолога профессора И. В. Дубова.
Синий камень: легенды и реальность — статья и уникальные фото в журнале Деловой Переславль.
http://www.liveinternet.ru/