Желанья что пользы напрасно. Желанья, что пользы напрасно и вечно желать

Тема любви у Бунина - большое «окно» в жизнь. Она позволяет ему соотнести глубокие душевные переживания с явлениями внешней жизни, а также проникать в «тайная тайных» человеческой души, исходя из влияния на человека объективной действительности. Великое чувство, связывающее людей, превращается под пером Бунина в страдание, приносящее горечь и мучительную боль. Тема любви очень важна в плане эстетического отношения писателя к действительности и многое разъясняет в его миропонимании.

Подобно живой жизни, поэзия - всегда в вечном и неустанном движении к идеалу добра и красоты, в постоянном настойчивом стремлении запечатлеть в Слове неповторимый Лик родной земли. «...Моя лирика жива одной большой любовью: любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве». Есенин был убежден: «нет поэта без родины». Убежден с юношеских лет, с первых своих шагов в русской поэзии.

Широкая синяя Нева, до моря рукой подать. Именно река заставила Петра принять решение и заложить здесь город. Он дал ему свое имя. Но Нева не всегда бывает синей. Нередко она становится черно-серой, а на шесть месяцев в году замерзает. Весной невский и ладожский лед тает, и огромные льдины несутся к морю. Осенью дует ветер, и туман окутывает город - «самый отвлеченный и самый умышленный город на всем земном шаре».

Читать стих «И скучно и грустно…» Лермонтова Михаила Юрьевича нужно с пониманием того, что стихотворение написано поэтом под влиянием эмоций. В нем он повествует о важных вопросах, над которыми сотни лет ломают, и будут ломать, головы философы всех времен – любовь, дружба, страсть, смысл жизни. Именно в них лирический герой ищет главную идею существования человека на белом свете, а о приземленных вещах он вовсе и не думает. Через строки произведения внимательный читатель проследит итог размышлений лирического героя, что жизнь – это «глупая и пустая шутка».

Михаил Юрьевич Лермонтов прожил короткую, но осмысленную жизнь. Его мировоззрение относительно окружающего мира передает текст стихотворения Лермонтов «И скучно, и грустно…». Михаил Юрьевич считал, что мир несовершенен. Причиной этих мыслей стала смерть матери в раннем возрасте, а также жизнь во время жесткой политической ситуации в стране после восстания декабристов, которая привела к трагическим противоречиям, кризису вечных ценностей и временному застою, царившем в российском обществе в середине 19 века. Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов через свое произведение отразил настроение целого поколения того времени. Стихотворение написано в 1840 году. Лирический герой поэта – одинокий и гордый – яро противостоит миру и обществу. Одиночество представлено как выбор героя, который не видит никаких идеалов в жизни – любовь, дружба, желание и страсть отвергаются им. Свои переживания поэт передает через такие приемы как интонационная структура стихотворения, восклицания, недомолвки, вопросы. При их передаче Михаил Юрьевич использовал как просторечную лексику, так и книжно-романтическую - «И некому руку подать», «Ведь рано иль поздно», «В минуту душевной невзгоды».

Следует отметить, что данное произведение изучается в 9 классе, когда учащиеся уже не дети, но еще и не взрослые. В этот период они могут размышлять над важными вещами, однако у них еще не до конца сформированы основные жизненные кредо, которые будут их сопровождать всю оставшуюся жизнь. Для тех, кто хочет учить стих есть возможность не только полностью прочитать произведение онлайн, но и скачать его. Представленный материал может быть использован на уроке литературы как дополнительный материал при изучении жизни и творчества поэта, а также при подготовке к контрольным или экзаменационным работам.

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
Такая пустая и глупая шутка…

«И скучно, и грустно…» Михаил Лермонтов

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно…»

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и приоритетов. Поэтому из-под пера поэта выходят произведения, в которых он словно бы подводит итог собственной жизни. Безрадостный, по его мнению, и совершенно не отвечающий тем надеждам и мечтам, которые хотелось бы осуществить автору. Не секрет, что Лермонтов был человеком достаточно самокритичным и, к тому же, разочаровавшимся в жизни. Он хотел стать выдающимся полководцем, однако появился на свет в тот период, когда в России уже завершилась война 1812 года. Стремление найти свое призвание в литературе, по мнению Лермонтова, также не принесло значимых результатов. Поэт признавал, что он не стал вторым Пушкиным. Более того, резкие и достаточно критичные стихи Лермонтова снискали ему при жизни дурную славу. От потомственного дворянина отвернулись представители самых лучших и влиятельных сословий Москвы и Петербурга, его не жаловали власти, считая, что творчество поэта вносит смуту и раздор в общество. В итоге свой последний год жизни поэт провел в депрессии. Он не только предчувствовал свою скорую гибель, но и подсознательно стремился к смерти.

Единственное, что его по-настоящему беспокоило, имело глубокие философские корни. Лермонтов пытался найти ответ на вопрос, зачем он появился на свет, и почему его жизнь оказалась такой безрадостной и, как он считал, никчемной. Именно в этот период, осенью 1840 года, он написал свое знаменитое стихотворение «И скучно, и грустно…», в котором подвел черту и под творчеством, и под жизнью. В этом произведении автор открыто признается, что страдает от одиночества , так как «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Лермонтову всего 27 лет, но поэт отмечает, что у него уже не осталось практически никаких желаний, так как «что пользы напрасно и вечно желать?», если им все равно не суждено сбыться.

Многие молодые люди в его возрасте упивались свободой и любовью, но Лермонтов разочаровался в женщинах, считая, что любить на время не стоит труда, а «вечно любить невозможно».

Пытаясь разобраться в своих мироощущениях, Лермонтов отмечает, что в его душе «прошлого нет и следа», намекая, видимо, на доблесть и отвагу ярких представителей прошлого поколения, к которым он причислял Пушкина. Поэт также отмечает, что даже стать рабом страстей и пороков ему не удалось, так как «их сладкий недуг исчезнет при свете рассудка». В результате сама жизнь представляется поэту «пустой и глупой шуткой», в которой нет ни смысла, ни целей, ни радости.

Стихотворение «И скучно, и грустно..» является не только подведением итогов, но и своеобразной рифмованной исповедью поэта, который устал от бренности бытия и бессмысленности собственного существования. Пренебрежительно относясь к своему творчеству, поэт даже не мог предположить, что пройдет несколько десятилетий, и его стихи по значимости будут приравнены к произведениям Пушкина, которого Лермонтов буквально боготворил. Трудно сказать, смог бы поэт изменить свою жизнь, если бы знал, что в будущем ему суждено будет стать классиком русской литературы . Но к тому моменту, когда было написано стихотворение «И скучно, и грустно..», подобные мысли даже не посещали Лермонтова, считавшего себя, по меньшей мере, неудачником. И в этот сложный период жизни не нашлось ни одного настоящего друга, который бы смог переубедить поэта, заставив его взглянуть на собственное творчество менее критично и предвзято. Если бы это произошло, то не исключено, что судьба Лермонтова сложилась бы совсем по-другому, и он не стал бы жертвой бессмысленной дуэли, которая так нелепо оборвала жизнь одного из величайших русских поэтов.

А годы проходят, все лучшие годы (Л. Дума).

Стык:

Отрады ждал я от разлуки .

Разлуки - нет. (Л. Любовь мертвеца).

в моей любви для вас блаженство

Блаженство можно вам купить (П. Клеопатра).

Она томилась увядала .

Увяла ... (П. На смерть Ризнич).

И ночь, и звезды, и луну

Луну , небесную лампаду. (П. Евг. Онег.).

Я думаю о ней, я плачу илюблю ,

Люблю мечты моей созданье (Л. Первое Января.)

Скреп (единоначатие) :

Так полны чувства, выраженья,

Так полны дивной простоты. (Л. “Она поет...”)

Черно глазую девицу,

Черно гривого коня (Л. Желанье).

Верь , он ласкал тебя шутя.

Верь , он любил тебя от скуки. (Л. “Не плачь, не плачь”).

Из равнодушных уст я слышал смерти весть

И равнодушно ей внимал я (П. На смерть Ризнич).

Ясны далекие звезды

Ясны как счастье ребенка (Л. Небо и звезды).

Концовка:

О дева-роза, а в оковах ,

Но не стыжусь твоих оков (П. “О дева-роза...”).

Над сединами не гремят

Безумства резвые гремушки (П. Стансы Я. Н. Толстому).

Как день твои блистают очи

При встрече радостных очей (Л. “Ты молод...”).

Он ласки дорого ценил ,

Но слез твоих он не оценит (Л. “Не плачь, не плачь...”).

Земного счастья мы не ценим

Людей привыкли мы ценить .

Себе мы оба не изменим ,

А нам не могут изменить (Л. Договор).

Любопытный пример тавтологического кольца находим у Шалыгина:

Несть спасенья в мире, несть ;

Лесть одна всем миром правит, лесть ;

Смерть одна спасти нас может. Смерть .

(Раск. стих).

Тавтологический стык чрезвычайно распространен в народной поэзии. К сожалению, самый полный сборник народных песен изуродован редактором, проф. А. И.Соболевским. Его соображения по этому поводу настолько характерны, что считаю необходимым привести их полностью. “При оценке напечатанных в нашем сборнике текстов, не излишне иметь в виду, что многие из них записаны не совсем точно. В том виде, в каком они изданы, некоторые их стихи оказываются не полными, и если их пропеть, получается нечто не складное. Но здесь беда не великая. Дело в том, что ради удобств записи, нередко бывает опущено одно из тех двух полустиший, которыми оканчивается предыдущий стих и начинается последующий, которые повторяются или без всяких изменений, или с изменениями незначительными и несущественными. Вот, например, начало песни № 000 5-го тома, записанной Кохановскою:

Зеленая, кудрявая.

Короватушка тесовая.

Его, конечно, нельзя петь в этом виде. Оно поется с повторением вторых полустиший 1-го и 3-го стихов, так что получается:



Против красна солнушка стояла сосенушка,

Стояла сосенушка, зеленая, кудрявая.

Под тою под сосною стояла короватушка,

Стояла короватушка, короватушка тесовая.

“(Великорусские народные песни. Изданы профессором А. В Соболевским. Том 7-й. Стр. 4).”

А ведь проф. Соболевский - академик!

Тавтологическое кольцо мы находим в стихотворении Пушкина “Слыхали ль вы”, в стихотворении Полонского “Зари догорающей пламя” и мн. др. Как сознательный прием, как необходимое формальное условие, тавтологическое кольцо выступает в ронделе, триолете и рондо. Так же, как тавтологический стык в сонете с повторением и в сонетном венке; как тавтологическая концовка в французской балладе, в припеве, в газели (тавтологическая рифма).

Построение образов по принципу формального сочетания, по-видимому, также существует. Укажу хотя бы на попытку А. А.Тамамшева обнаружить образное кольцо в некоторых стихотворениях Пушкина. (Пушкинист. 2-ой выпуск. Стр. 196 сл.). Однако эта область поэтического творчества еще настолько мало исследована, что приходится пока воздержаться от широких обобщений.

В заключение я считаю необходимым привести несколько общих соображений, касающихся звуковой структуры стиха.

Акустическое значение звуков слова не одинаково. Из гласных характерен ударяемый, неударяемые значительно слабей. Согласные не представляют такого резкого различия, однако выделяются начальный, а также согласный, стоящий непосредственно перед ударяемым гласным. Располагая звуки слова по их акустической значимости мы получим следующую схему:



1. Ударяемый гласный.

2. Нажимные согласные.

3. Ненажимные согласные.

4. Неударяемые гласные.

Созвучность ударяемых гласных дает ассонанс. Созвучность нажимных согласных - аллитерацию. Созвучность ненажимных согласных - звуковой повтор. (Для звукового повтора нажимность согласного безразлична). Неударяемые гласные, ввиду слабости акустической окраски, едва ли могут образовать определенные звуковые сочетанья; и следует принять, что они в своей совокупности дают общий звуковой фон.

Рифма (я имею в виду полную рифму) - сложное сочетанье из ассонанса, аллитерации (опорный согласный), прямого звукового повтора (полное совпадение согласных) и полного. т. е. качественного, количественного и порядкового совпадения неударяемых гласных.

Когда мы смотрим на картину, мы видим сначала только центральные фигуры; остальное кажется нам малозначущей декорацией. Впоследствии мы убеждаемся, что вся картина в целом представляет из себя единую живописную композицию, что центральные фигуры - лишь более яркое воплощение основного художественного замысла. Так же точно, слушая стихотворную речь, мы замечаем рифмы и думаем, что ими исчерпывается благозвучие стиха. Однако анализ инструментовки стиха убеждает нас, что и здесь мы имеем единую, цельную композицию, для которой существенно важны не только отдельные центральные созвучия, но и вся совокупность звукового матерьяла.

Текст дается по изданию:

Сборники по теории поэтического языка. II. Пг.1917, 24-62