1 краеведение как предмет изучения. Уральская Историческая Энциклопедия. Научное видение мира

Слово "краевед" ассоциируется у современного человека со школьным курсом географии. Довольно часто дополнительные занятия по изучению особенностей родного края и разнообразные кружки этой тематики носят название «Юный краевед». Однако значение термина гораздо обширнее и не ограничивается стенами образовательного учреждения.

Значение термина

Краевед - это человек, который занимается детальным изучением местности, на которой он проживает или, одним словом, краеведением. Корни этого термина (край ведать) русские. Под краеведением подразумевается всестороннее детальное изучение определенного района страны, включая историю родного края, геологические особенности местности, экологию, разнообразие биологических видов, этнический состав и т. д. Краеведами могут быть как деятели науки, исследовательские интересы которых представлены на данной территории, так и специалисты разных уровней и профессий.

Краеведением называется отдельная дисциплина в школьной программе, которая предоставляет учащимся возможность ближе познакомиться с природой, культурным и историческим наследием родного края (региона проживания). Поэтому краевед - это ученик, который ведет активную деятельность по изучению и накоплению знаний о своей малой родине, популяризации информации о ней. Результатом обычно служит создание тематического музея в стенах школы.

История возникновения термина

Слово "краевед" вошло в повседневную жизнь благодаря развитию краеведения, которое, в свою очередь, имеет деления на виды по форме, организации и содержанию. Естественно, что деятельность краеведа - это прямая взаимосвязь между содержанием (историческим, географическим, биологическим, литературным и этнографическим) и формой (организация на уровне государства, общества или школы).

Многое зависит от выбранной специфики изучения края или территории. Например, историк-краевед в большей степени будет изучать существующие древние документы и различного рода описания давних лет для воссоздания полной картины прошлого. Этнограф-краевед будет интересоваться декоративно-прикладным искусством и устными народными традициями, которые бережно хранятся и передаются следующим поколениям.

Важность работы краеведа

Легко ли трудиться на поприще краеведения, и стоит ли эта работа внимания? Существуют определенные трудности в изучении конкретных регионов приезжими специалистами. Поэтому история родного края исследуется, восстанавливается и хранится земляками. Важность такой работы очевидна. Ведь краевед - это изыскатель всевозможной информации о родной земле, а также человек, который использует разнообразные источники и методики их изучения, но на этом его функции не заканчиваются. Следующим важным и ответственным этапом работы является осмысление значимости добытой информации, понимание ее места в исторической ретроспективе. И конечно же, нельзя забывать о роли краеведения и его вкладе в изучение мировой цивилизации.

Научное видение мира

Краеведение - одно из немногих научных направлений, которое придерживается принципа комплексности. Ведь сведения, получаемые при изучении предметов и явлений, затрагивают такие области, как история, искусство и иные науки. Исследование конкретной местности позволяет вычленить роль перечисленных областей знания в определенный исторический отрезок времени. Отличительной чертой краеведения является детальное изучение жизни отдельно взятых людей и немногочисленных представителей каких-либо этносов. Оно не делится на «специальное» (описанное предназначенными для этого терминами) и «общее» (или популярное), и обеспечивает научность знаний о малых регионах.

Краеведение и формирование личности школьников

Педагогика всегда использовала огромный воспитательный потенциал краеведения. Поскольку деятельность краеведа связана не только с оценочным суждением, но и требует от человека проявления культуры исследования предмета, а также ответственности за выводы исследования. Проведение изыскательских работ требует от человека определенного уровня подготовки и знаний во многих научных областях, таких как биология, география, история, физика и химия, а также искусствоведение.

Учащиеся под руководством более опытных взрослых учатся изыскательской деятельности: сбору различных сведений, проведению тематического опроса, работе с информационными источниками и т. д. Общение с людьми разных возрастных категорий и мировоззрений позволяет ребятам изучать на практике разнообразие и богатство окружающего мира. А составление «дерева рода» позволит не только установить родственные связи между предками, но и ответить на вопрос «кто я?», что немаловажно для подростков.

Занятие краеведением часто служит плодотворной почвой для возрождения местных обычаев, увлечения ремеслами, а также возобновления традиций в растениеводстве, животноводстве и охране окружающей среды.

КРАЕВЕДЕНИЕ, изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо территории («края») или объекта - от крупного региона до отдельного города, села, предприятия, усадьбы, улицы, дома главным образом силами местного населения. Краеведение опирается на междисциплинарные связи и учитывает не только теоретические научные положения, но и первичные наблюдения, житейскую практику; предполагает освоение местного исторического опыта и определение новых тенденций развития исходя из местных условий и традиций. Краеведение - комплексное знание, объединяющее элементы ряда научных дисциплин, согласно которым выделяются разделы (отрасли) краеведения - историческое, литературное, географическое краеведение и др. Как учебная дисциплина краеведение включается в школьные программы, преподаётся в вузах.

Краеведение в 18 - середине 19 века . Как научное знание краеведение начало формироваться в России с 18 века (сам термин «краеведение» вошёл в употребление лишь в начале 20 века). Важную роль в становлении краеведения сыграла деятельность В. Н. Татищева, Г. Ф. Миллера, М. В. Ломоносова (разработанная им в 1760 анкета для «сочинения нового исправленного Российского атласа» - первая программа краеведческого изучения России) и др. Первым членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук в 1759 избран за свои краеведческий труды П. И. Рычков. В 1759 создано первое краеведческое общество - Архангельское общество для исторических исследований. Целый ряд материалов краеведческой направленности был опубликован в трудах возникшего в 1765 году Вольного экономического общества. Сенатским указом от 1(12).11.1777 предписывалось подготовить топографические описания всех губерний России (проведены в 1784-86; составлялись по единой программе, в которой, кроме характеристики природных условий и экономики, предусматривалось изложение вопросов местной истории). В 1782 в Иркутске возник первый местный музей - Музей естественных произведений. С конца 18 века появлялись десятки сочинений по истории отдельных краёв, городов, монастырей, издавались описания путешествий, статистические труды. В 1800 с изданием труда Евгения (Болховитинова) «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» «местнография» утвердилась как самостоятельная отрасль исторического знания.

В 1-й половине 19 века значительную роль в привлечении интереса к местной истории и источникам её познания сыграли труды Н. М. Карамзина «История государства Российского» (особенно примечания к ней; 1816-29) и «Записка о московских достопамятностях» (1818), которую можно признать образцом путеводителя. Важную роль в развитии краеведения сыграла деятельность губернских статистических комитетов. В приложениях к выходившим в подавляющем большинстве губерний «Губернским ведомостям» публиковались материалы по истории края и информация об исторических памятниках. Распространению «краеведных» знаний способствовала и РПЦ, прежде всего изданием историко-статистических описаний епархий, организацией комиссий, изучавших памятники церковной старины (со 2-й половины 19 века - введением обычая составления церковно-приходских летописей). Продолжали возникать местные музеи, в том числе музей при Управлении Колывано-Воскресенских заводов (Барнаул, 1823), Астраханский губернский Музеум (1837) и др. Со 2-й четверти 19 века в краеведческих исследованиях стали принимать активное участие политические ссыльные. С усилением интереса к изучению народного быта организовывались этнографические экспедиции, а также система анкетирования разного рода. При активном участии созданного в 1845 году Русского географического общества (РГО) издавались различные сборники материалов по краеведению.

Краеведение во 2-й половине 19 - начале 20 века. С 1860-х годах инициатива краеведческой работы перешла к местной общественности; в неё вовлекалась интеллигенция, она поддерживалась местными благотворителями (из дворян, а затем и из купечества). При этом важную роль в развитии краеведения играли крупные научные общества, в частности Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете (1863), много способствовавшее организации провинциальных музеев. В изучении археологических и архитектурных памятников велико значение Московского археологического общества (1864), организовывавшего в «исторических городах» России в 1869-1911 археологические съезды. В 1884 году учреждены первые губернские учёные архивные комиссии, издававшие свои труды и много сделавшие для организации местных музеев, архивов, для составления словарей уроженцев и деятелей своего края. Тематика местных изданий (обычно малотиражных) многообразна; возникали и серийные издания (в том числе публикации документов). Развитию краеведения на местах способствовали сводные труды под редакцией П. П. Семёнова-Тян-Шанского и др. с подробным описанием отдельных регионов страны.

Увеличилось число краеведческих обществ, в основном находившихся в губернских городах (Общество изучения Амурского края, Владивосток, 1884; Общество любителей изучения Кубанской области, Екатеринодар, 1897; Вологодское общество изучения Северного края, 1909; Костромское научное общество по изучению местного края, 1912; Общество изучения Олонецкой губернии, Петрозаводск, 1913, и др.), их деятельность носила комплексный естественноисторический характер. Общества регулярно выпускали труды, записки, отчёты, известия. Значительный вклад в развитие краеведения внесли областные съезды исследователей истории и древностей (1901-11). Более регулярными стали взаимосвязи местных краеведческих объединений между собой и с научными обществами и учёными Санкт-Петербурга и Москвы. К 1917 в России существовало около 300 обществ краеведческого характера (включая близкие по задачам учёные архивные комиссии, церковно-археологические комитеты, другие провинциальные научные общества).

По инициативе и при деятельном участии краеведов в провинции сформировалась сеть местных музеев. Они создавались при губернских статистических комитетах (Уфимский губернский музей, 1864; Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей, Петрозаводск, 1871, и др.), при губернских учёных архивных комиссиях (Тамбовский губернский музей, 1879; Курский историко-археологический и кустарный музей, 1903), при научных и научно-просветительных обществах (при Обществе исследователей Астраханского края, 1888; при Обществе изучения Смоленской губернии, 1908, и др.), местных отделениях РГО (Омск, 1877; Троицкосавск, 1890, и др.), при органах городского самоуправления (Череповец, 1870; Минусинск, 1877, и др.), земствах, палатах государственного имущества, народных домах, училищах, школах и т. п. В 1887 на 7-м археологическом съезде в Ярославле был принят проект «Положения» для губернских и областных музеев, определявший их статус и цели, задачи как «учёных центров для окружающей местности». Структура местных музеев, сложившаяся к началу 20 века, отражала содержание коллекций, распределявшихся по отделам: естественноисторический, исторический (с подотделами археологии, церковных древностей, памятников быта), этнографический, нумизматический, художественный, художественно-промышленный. С начала 20 века в музеях организовывались экскурсии, консультации, воскресные чтения, публичные лекции. Число местных музеев к 1917 году составляло, по разным источникам, от 65 до 94.

Предпринимались попытки включить краеведческие знания в программы школьного образования (в методических трудах педагогов, в частности Д. Д. Семёнова, с середины 19 века для учебных курсов по ознакомлению с «малой родиной» употреблялись термины «отчизноведение», «родиноведение»).

Краеведение в 1920-30-е годы. 1920-е годы стали «золотым десятилетием» краеведения, когда оно воспринималось и как сфера научной и научно-просветительной деятельности, и как широкое общественное движение. В 1921-1930 один раз в три года проводились всероссийские (с 1924 всесоюзные) краеведческие конференции, посвящённые проблемам краеведческого движения и результатам краеведческих исследований (наряду с ними систематически созывались краевые, губернские, областные, уездные и волостные; всего к середине 1927 состоялось свыше 100 научных краеведческих конференций). На 1-й краеведческой конференции (1921), созванной Академическим центром Наркомпроса, первоочередными задачами краеведения были признаны охрана и собирание разнообразных памятников, раскрывающих специфику регионов. Был создан координационный и научный центр - Центральное бюро краеведения (ЦБК), принято решение о выпуске специального периодического издания (в 1923-29 выходил журнал «Краеведение», ответственный редактор академик С. Ф. Ольденбург, с 1926 совместно с Н. Я. Марром; в 1925-29 также журнал «Известия Центрального бюро краеведения»). На 1-й и 2-й (1924) краеведческих конференциях работали музейные секции, обсуждавшие проблемы краеведческих музеев: их структуру, обусловленную комплексным характером краеведения, цели и задачи, определявшиеся как накопление, изучение и популяризация краеведческих материалов. Подчёркивалась необходимость их сотрудничества с другими краеведческими организациями. Развитию краеведения уделяли значительное внимание органы государственной власти, оказывая и материальную поддержку, а также пресса.

Большинство дореволюционных краеведческих обществ продолжили свою активную работу и в этот период (например, «Старая Москва», возглавлявшаяся П. Н. Миллером и А. М. Васнецовым и др., естественноисторические общества - Архангельское, Костромское, Вологодское, Ярославское и др.). Ряд местных обществ истории, археологии и этнографии, археолого-этнологических комиссий образовались на базе упразднённых губернских учёных архивных комиссий (в Ставрополе, Симферополе, Нижнем Новгороде и др.) и возглавлялись бывшими председателями этих комиссий. Губернские краеведческие общества сосредоточили наиболее квалифицированные научные кадры, продолжавшие традиции дореволюционных обществ. Новым явлением в 1920-х годах было учреждение большого числа уездных и волостных организаций, как правило, являвшихся отделениями губернских. Местные краеведческие общества возглавляли такие известные учёные, как В. И. Гошкевич (в Херсоне), А. И. Маркевич (в Симферополе), А. Я. Садовский (в Нижнем Новгороде), В. И. Смирнов (в Костроме), М. И. Смирнов (в Переславле-Залесском), С. Д. Яхонтов (в Рязани) и др. Наряду со старыми организациями, плодотворно работали общества «Старый Петербург» (1921; с 1925 - «Старый Петербург - Новый Ленинград»), Общество изучения русской усадьбы (1922) и др. Они исследовали усадьбы, монастыри, открывали в них музеи. Деятельность и структура краеведческих обществ определялись «Нормальным уставом научных, литературных и научно-художественных обществ, не преследующих целей извлечения прибыли и состоящих в ведении Главнауки и Наркомпроса» (1923). В 1923 в РСФСР насчитывалось 516 краеведческих организаций, в 1929 - более 1,5 тысячи (под это определение подпадали собственно краеведческие общества, кружки, музеи, а также некоторые научно-исследовательские институты, биологические и метеорологические станции). Краеведческие организации разных уровней [краевые, губернские (областные), уездные] регулярно проводили свои съезды. Более 150 краеведческих организаций в 1920-х годах имели свои периодические издания.

Краеведы сыграли важнейшую роль в сохранении памятников истории и культуры, частных коллекций (особенно в усадьбах, покинутых хозяевами после Октябрьской революции 1917), пополнении собраний государственных музеев, архивов, библиотек, организации новых музеев. Основные поступления шли в коллекции мебели, керамики, фарфора и стекла; живописи, рукописных и старопечатных книг (Дмитровский, Курский, Воронежский и другие музеи). В 1923 году музеи бывших губернских учёных архивных комиссий и статистических комитетов, а также образцовые музеи «краеведческого характера» (Дмитровский, Переславский) получили статус общегосударственных и были включены в соответствующие списки, поступив в ведение Главного управления научными, художественными и музейными учреждениями Главнауки Наркомпроса. Кроме того, в эти списки вошли как наиболее органично сложившиеся Казанский, Вятский, Пермский, Вологодский, Нижегородский, Астраханский, Смоленский, Уфимский и другие музеи. Из государственного бюджета финансировались научная обработка и охрана музейных коллекций, прочие виды работ - из местных средств. Остальные местные музеи финансировались из фондов местных бюджетов; управление ими осуществлялось губернскими комитетами по делам музеев и охраны памятников (губмузеями) при отделах народного образования. В среднем каждый пятый музей выпускал свои издания, среди которых преобладали краеведческие периодические и непериодические научные и научно-популярные сборники. При краевом музее в Екатеринославе существовала кафедра краеведения (заведующий Д. И. Эварницкий). Преобладавшее в краеведческой и музейной литературе этого периода понимание местных музеев как «провинциальных академий наук», «живых энциклопедий края» свидетельствовало о том, что им отводилось место своеобразных культурных центров, сосредоточивавших и популяризировавших краеведческие материалы и знания.

Широко развернулась экскурсионная работа, научно-методическими центрами которой стали Московский и Петроградский экскурсионные институты, связанные с культурологической проблематикой, созданием представлений об «образе», «душе» города (труды И. М. Гревса, Н. П. Анциферова), о «культурном гнезде». Большое внимание уделялось повсеместному внедрению краеведения в школьное образование. Краеведческая тематика занимала значительное место в программах обучения в провинциальных вузах. Особенно заметно краеведение содействовало подъёму культуры в национальных регионах страны и изучению прошлого населявших их народов (например, труды П. Н. Луппова об Удмуртии и др.). В ряде городов были созданы институты краеведения, в регионах готовились отдельные издания энциклопедического типа (Сибирская советская энциклопедия).

Из-за своей роли в культурной жизни регионов краеведческие музеи одними из первых испытали идеологическое давление советской власти. Положение о губернском музее, разработанное Наркомпросом в 1925 году, предусматривало обязательное включение в название музея слова «краеведческий» и единую структуру музея, который должен был состоять из отделов: естественноисторического, культурно-исторического, социально-экономического и революционного (при отсутствии в регионе историко-революционного музея). В результате реорганизации музейной сети на местах во 2-й половине 1920-х годов произошло механическое объединение различных музеев, имевшихся в одном регионе, в краеведческие. К 1930 году все республиканские, краевые и областные центры имели краеведческие музеи, руководство ими возлагалось на политико-просветительные отделы местных исполкомов.

В условиях идеологической перестройки науки в СССР и отказа от изучения и преподавания истории многие видные учёные именно в трудах краеведческой направленности получили возможность вести разработку проблем истории города, торговли, промышленности (Н. М. Дружинин, М. Н. Тихомиров в Москве, С. И. Архангельский в Нижнем Новгороде, А. Н. Вершинский в Твери и др.), сельского быта и изменений, происходивших в деревне после установления советской власти (М. Я. Феноменов, К. В. Сивков и др.), культуры провинции (П. М. Дульский в Казани, С. Д. Яхонтов, А. А. Мансуров в Рязани, А. М. Путинцев в Воронеже, и др.), взаимосвязи общества и природы (Д. О. Святский, В. П. Семёнов-Тян-Шанский). В рамках краеведения много было сделано для развития источниковедения и архивоведения (С. Н. Чернов, И. Л. Маяковский), библиографии, методики этнографических наблюдений (В. В. Богданов, Ю. М. Соколов и др.) и археологических исследований, для выявления, описания, атрибутирования памятников истории и культуры, музейных предметов, совершенствования приёмов их реставрации. В рамках краеведения формировались научные направления, которые позднее получили названия «история повседневности» и «экология культуры».

В разработку краеведческой проблематики (как в общеметодологическом, так и в конкретном плане) были вовлечены крупнейшие учёные Москвы, Петрограда (Ленинграда), других крупных научных центров: историки С. В. Бахрушин, М. М. Богословский, С. К. Богоявленский, С. Б. Веселовский, В. И. Пичета, С. Ф. Платонов, А. А. Спицын и др., языковеды Н. М. Каринский, Н. Я. Марр, Д. Н. Ушаков, литературовед Н. К. Пиксанов, географы и геологи Д. Н. Анучин, А. А. Борзов, А. П. Павлов, А. Е. Ферсман, Ю. М. Шокальский, библиограф Н. В. Здобнов, искусствоведы В. В. Згура, А. И. Некрасов, А. М. Эфрос и др. Наряду с ними, авторами трудов о предмете и задачах краеведения, его методике стали ведущие краеведы Н. П. Анциферов, А. В. Бакушинский, И. М. Гревс, Н. А. Гейнике и др.

В конце 1920-х - середине 1930-х годов отечественными краеведами разрабатывались проекты региональных энциклопедий, были подготовлены и опубликованы некоторые их словники-проспекты. Однако лишь единичные региональные энциклопедии увидели свет (Сибирская советская энциклопедия, т. 1-3, 1929-33, 4-й том опубликован в Нью-Йорке в 1992; «Челябинская область», в 3 тт., 1939, т. 1).

Опасаясь дальнейшего самостоятельного развития краеведческого движения и каких-либо отклонений от единообразного развития научной мысли, государственная власть стремилась подчинить краеведение политическому диктату. К концу 1920-х годов чётко определилась тенденция свести краеведение к удовлетворению насущных и утилитарных хозяйственных и политико-просветительных нужд и тем самым противостоять свободному развитию историко-культурного направления в краеведении. В 1929 году начался разгром краеведения и арест его видных деятелей по «академическому делу», «краеведов делу» и пр. 4-я краеведческая конференция (1930) поставила вопрос о «перестройке всей краеведческой работы в помощь социалистическому строительству», что на практике привело к формализму и снижению научного уровня краеведческих исследований. Основой нового краеведения провозглашались низовые краеведческие ячейки, формируемые в районах по разнарядкам. Эти решения подтвердил и 10-й пленум ЦБК (январь 1931). Многие историко-бытовые музеи (прежде всего в усадьбах и монастырях) были закрыты, памятники старины (особенно храмы) стали интенсивно разрушать, коллекции рассредоточивались, из обращения были изъяты прежние издания краеведов, содержание краеведческих периодических изданий изменилось. Новым печатным органом ЦБК и краеведческой секции Коммунистической академии стал журнал «Советское краеведение» (1930-36). В 1931-33 при Коммунистической академии действовало Общество краеведов-марксистов (ОКРАМ; председатель И. Г. Клабуновский - директор Информационного отдела Главного управления организации и планирования Наркомпроса РСФСР), задачей которого стало поставить «краеведное движение на те рельсы, которые нужны нашему советскому строительству». ОКРАМ стало одним из основных инструментов борьбы с традиционным краеведением. В 1932 году основан Центральный научно-исследовательский институт методов краеведческой работы (в 1966-68 Научно-исследовательский институт музееведения и охраны памятников истории и культуры, в 1968-92 Научно-исследовательский институт культуры, с 1992 Российский институт культурологии). Созданные на местах бюро краеведения вскоре показали свою полную несостоятельность, в результате чего в 1934-35 возникли оргбюро по созданию краеведческих обществ, во главе которых обычно стояли председатели плановых комиссий или заместители председателей исполкомов. Был утверждён типовой устав общества изучения края, но желаемого возрождения краеведения не произошло, так как краеведческая сеть и кадры уже были потеряны.

Негативные последствия для развития краеведческих музеев имели решения 1-го Всероссийского музейного съезда (1930), в соответствии с которыми типовая структура краеведческих музеев (включали 3 отдела - природы, истории, социалистического строительства) должна была облегчить реализацию установок, обязывающих все музеи раскрывать «всеобщие законы диалектики... иллюстрировать конкретные положения, высказанные классиками марксизма-ленинизма». Краеведческие музеи, как самая значительная группа в музейной сети страны, были в массовом порядке вовлечены в проведение различных агитационных и политических кампаний (по поднятию урожайности, предвыборных и др.), в том числе через внемузейные формы, главным образом передвижные выставки. В результате краеведческие музеи утратили возможность полноценно заниматься научно-координационной деятельностью в области краеведения.

Окончательно краеведческое движение как форма культурной общественный деятельности исчезло после постановления СНК РСФСР «О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах» (10.6.1937). Согласно последовавшему за этим указанию Наркомпроса РСФСР «О подготовке и организации краеведческой работы» (1938) ликвидировались все общественные краеведческие организации на местах как «крайне засорённые врагами народа».

Краеведение в 1950-е - середине 1980-х годов. В условиях либерализации политической и культурной жизни в стране в середине 1950-х годов возродился интерес к краеведению. Особенно интенсивно оно начало развиваться в национальных регионах, где краеведение было связано с работой по написанию истории отдельных народов. Возобновилось изучение истории отдельных городов, мемориальных достопримечательностей. По всей стране активизировалась деятельность краеведческих музеев: возобновились регулярные экспедиции по изучению местной истории, оживилась издательская деятельность (практически каждый областной музей имел собственное издание). Однако краеведческие музеи были ориентированы на постоянные перестройки экспозиций к очередным юбилейным датам. При комплектовании фондов основное внимание уделялось материалам, которые должны были демонстрировать успехи социалистического общества. В результате интерес посетителей к краеведческим музеям заметно снизился, они оказались не в состоянии конкурировать с получившими, начиная с 1950-х годов, распространение музеями-заповедниками, музеями под открытым небом (этнографическими, деревянного зодчества и др.). Одной из новых форм развития краеведения стало создание общественных музеев.

Отечественные краеведы сыграли ключевую роль в деятельности созданного в 1965 году Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Краеведческая тематика занимала всё большее место в программах педагогических вузов, создавались учебные пособия по краеведению, увеличилось число издаваемой краеведческой литературы. Важное место краеведческая информация заняла в энциклопедиях национальных республик СССР, а также в изданиях по региональной истории союзных республик (например, «Icтopiя мicт i ciл Украïнськоï РСР», т. 1-26, 1967-74).

Краеведение с середины 1980-х годов . В середине 1980-х годов возродилась традиция созыва краеведческих конференций, прежде всего на региональном уровне. Одновременно начали проводиться всесоюзные (с 1995 всероссийские) конференции по историческому краеведению и изучению культуры российской провинции (1-я состоялась в Полтаве в октябре 1987; 2-5-я - в Пензе в 1989, 1995, 2000, 2001). В 1990 году создан Союз краеведов России [председатель С. О. Шмидт (с 2007 почётный председатель), с 2007 - В. Ф. Козлов] - добровольная общественная организация краеведов и краеведческих объединений, создаваемых в регионах.

В этот период возродился ряд краеведческих организаций, существовавших до 1917 и в 1920-х годах (например, Общество изучения русской усадьбы), возрос интерес к изучению и публикации наследия краеведов прежних лет. С начала 1990-х годов начался новый период в развитии краеведческих музеев: принципиально менялось содержание экспозиций, которое вышло за пределы социально-экономической истории 20 века. Многие из краеведческих музеев возвратили себе роль важнейших центров изучения местной истории в регионах, однако некоторые музеи закрылись, попав в тяжёлое экономическое положение, ряд музеев по решению местных властей лишился экспозиционных помещений.

Расширилось преподавание краеведения в вузах; в ведущих вузах Москвы и Санкт-Петербурга образованы специальные краеведческие подразделения: в 1997 в Историко-архивном институте РГГУ создана кафедра региональной истории и краеведения, в 2007 - кафедра москвоведения; в 2002 в Санкт-Петербургском государственном университете основана кафедра исторического регионоведения. Они организуют всероссийские конференции по краеведению. Крупными центрами развития краеведения становятся Воронеж, Иркутск, Омск, Оренбург, Тверь, Тула и др.

С конца 1980-х годов возродилось такое направление краеведения, как создание региональных энциклопедий. К 2008 году практически во всех регионах Российской Федерации существует своё энциклопедическое издание. Издания этого типа имеют различный уровень охвата информации: от субъекта Российской Федерации до отдельного района, города и даже городского района. Для издания некоторых региональных энциклопедий созданы специальные научные учреждения (например, Институт Татарской энциклопедии).

В 1990-2000-е годы резко возросло число местных краеведческих изданий всех видов (книг, периодических изданий и пр.), научных конференций (всероссийских и региональных), краеведческая тематика стала преобладающей на конкурсах школьных сочинений на исторические темы, с 2005 проводятся конкурсы краеведческой литературы. Бурный рост переживает церковное краеведение.

В Западной Европе и США исследования, подобные краеведческим, ведутся в рамках научных школ локальной истории и микроистории.

Лит.: Краеведные учреждения СССР. 2-е изд. Л., 1927; Соловьев К. А. Краеведные музеи РСФСР // Советский музей. 1932. № 6; Равикович Д. А. Музеи местного края во второй половине XIX - начале XX в. (1861-1917 гг.) // Очерки истории музейного дела в России. М., 1960. Вып. 2; она же. Формирование государственной музейной сети (1917 - I половина 60-х годах). М., 1988; Моисеев А. М. Краеведческие музеи за 50 лет // История СССР. 1967. № 6; Милонов Н. А. Литературное краеведение. М., 1985; Матюшин Г. Н. Историческое краеведение. М., 1987; Первая Всесоюзная научная конференция по историческому краеведению. К., 1987; Мамонтов А. В., Щерба Н.Н. Краеведческая библиография. 2-е изд. М., 1989; Филимонов С. В. Краеведение и документальные памятники (1917-1929 годы). М., 1989; он же. Краеведческие организации европейской России и документальные памятники (1917-1929 гг.). М., 1991; Историческое краеведение в СССР: вопросы теории и практики. К., 1991; Шмидт С. О. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992; Историческое краеведение. Пенза, 1993; Российская провинция XVIII-XX вв.: реалии культурной жизни. Пенза, 1996. Кн. 1-2; Малые города России: проблемы истории и возрождения. М.; Переславль-Залесский, 1998; Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России. М., 1999; Методология региональных исторических зарубежных исследований: [российский и зарубежный опыт]. СПб., 2000; Отечественная культура и развитие краеведения. Пенза, 2001; Преподавание краеведения и москвоведения в высших учебных заведениях. М., 2001; Les Etudes regionales en Russie (1890-1990). Origines, crise, renessaince. Р., 2002; Краеведение в России. История. Современное состояние. Перспективы развития. М., 2004; Проблемы создания региональных энциклопедий. СПб., 2004; В. О. Ключевский и проблемы российской провинциальной культуры и историографии. М., 2005. Кн. 1-2; Тихомировские чтения 2004 г. «Источники по историографии краеведения» // Археографический ежегодник за 2004 г. М., 2005; Краеведение в России. История, современное состояние, перспективы развития. М., 2006.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

краеведение

краеведения, мн. нет, ср. изучение какого-н. края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т. п., производимое преимущественно местными силами.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

краеведение

Я, ср. Изучение отдель-ных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических oсoбенностей.

прил. краеведческий, -ая, -ое. К музей. К. кружок.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

краеведение

    Совокупность различных - географических, этнографических, экономических и т.п. - знаний о каком-л. крае (3).

    Всестороннее изучение отдельных частей страны, обычно силами местного населения.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

краеведение

изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Функции научно-методических центров по краеведению выполняют краеведческие музеи.

Краеведение

всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. ≈ комплекс естественных и общественных исследований. К. изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Комплексное К. изучает все эти вопросы во взаимосвязи, отраслевое К. ≈ отдельные разделы: географическое К., историческое К., этнографическое К., топонимическое К. Развивается К., связанное с задачами охраны природы, памятников культуры и др. Основной метод К. ≈ сбор информации, предметов материальной культуры, образцов полезных ископаемых и др. данных, способствующих расширению знаний о крае, его хозяйственном и культурном развитии. К. имеет огромное общественно-политическое и культурно-просветельное значение; велика его роль в учебно-воспитательном процессе.

Самодеятельное общественное движение краеведов зародилось ещё в дореволюционной России. Большую роль в развитии добровольного общественного К. сыграли Вольное экономическое общество (с 1765) и особенно Русское географическое общество (с 1845). Известны крупные краеведческие исследования, например Крайнего Севера, Сибири, Кавказа, связанные с деятельностью этих и др. научных обществ.

После Великой Октябрьской социалистической революции К. стало массовым, объединив большие научные и культурные силы. Советское К. получило целенаправленный характер, обусловленный едиными задачами общества в коммунистическом строительстве. В период своего становления советское К., например, проявило себя в организации массовых походов по изучению природных богатств для использования их в хозяйстве края; в период Великой Отечественной войны 1941≈45 краеведы выявляли местные ресурсы для нужд обороны. В послевоенный период массовым стало школьное К. (музеи, комнаты боевой и трудовой славы, кружки и отряды «Красных следопытов»). Определённым вкладом в К. являются походы молодёжи по местам боевой и трудовой славы советского народа. Школьное К. ≈ наиболее массовая форма краеведческой работы, преследующая, помимо общекраеведческих задач, цели учебно-воспитательного характера.

В современных краеведческих исследованиях в СССР наибольшее место занимают: изучение и охрана природы края, выявление его природных ресурсов; изучение истории (в т. ч. революционного движения, Гражданской и Великой Отечественной войн), культуры края, изучение и охрана местных памятников культуры и старины, изучение народного творчества, хозяйственных достижений, опыта передовиков производства, пропаганда знаний о своём крае, обобщение научной информации, сосредоточение библиографических данных, фототек, организация выставок, краеведческих кабинетов, лекториев, экскурсий, небольших исследовательских экспедиций, музеев.

Значительную роль в развитии К. принадлежит краеведческим музеям. Они сосредоточивают, обрабатывают, хранят и пропагандируют материал, собранный краеведами, и выполняют функции научно-методических центров.

Общественное К. в первые годы Советской власти возглавлялось Центральным бюро К. Ныне коллективы краеведов объединяются, например, в краеведческие комиссии при филиалах и отделах Географического общества СССР и обществ союзных республик. Имеется секция краеведения в Педагогическом обществе РСФСР. Часть краеведов объединена в различных кружках, секциях, обществах и комиссиях при некоторых культурно-просветельных учреждениях (краеведческих музеях, домах культуры, домах пионеров и т. п.).

Краеведческую работу проводят туристы, нередко выполняя задания хозяйственных и научных организаций. Краеведческой работе способствуют местные библиотеки и издательства, выпускающие краеведческую литературу и карты, а также методические и библиографические пособия по К. (см. Краеведческая библиография).

Для обеспечения теоретическими и практическими знаниями кадров, деятельность которых связана с К., в учебные планы некоторых вузов (факультетов) введены специальные курсы: в институтах культуры ≈ курс краеведческой библиографии, в педагогических институтах ≈ практикум по К. В системе народных университетов созданы специальные университеты и факультеты К. На факультетах общественных профессий вузов имеется специальность К.

К. в социалистических странах Европы (krajoznawstwo в Польше, vlastiveda в Чехословакии, краезнание в Болгарии, Heimatkunde в ГДР) ≈ общественное движение, направленное на познание родного края и развивающееся в связи с требованиями школы. Например, в Чехословакии курс К. служит введением в изучение географии и истории; на основе непосредственных наблюдений местных объектов строится географическое образование в Болгарии и Польше.

В ряде капиталистических стран К. рассматривается как одно из условий обучения в школах. В Великобритании, например, изучение курса «местной географии» (Local Geography) в школе проводится на протяжении всего курса географии.

Лит.: Лярский П. А., Пособие по краеведению, Минск, 1966; Строев К. Ф., Краеведение, М., 1967.

К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов.

Википедия

Краеведение

Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем, а также энтузиасты из местного населения.

Примеры употребления слова краеведение в литературе.

Быть может, краеведение потому так и интересовало их, что оба родились и выросли и этом городе.

И если это верно, то краеведение , как общее дело, возможно только через кооперацию.

В музее краеведения Полина Исидоровна намеревалась встретить порог второго Пятилетия, был декабрь.

В музее краеведения , перед которым тщательно к празднику были разметены снега, зажгли большое количество электрических ламп -- там заседала новая комиссия.

И глубоко за полночь последним разбудили Ивана Авдеевича Грозу, сказали, чтоб сейчас же собирался в музей краеведения , проводили.

У него имелись особые основания задеть Таню, свою партнершу по парте, соседку по интернату, друга и союзника во всем, что касалось краеведения , походов в горы, взглядов на жизнь и еще многого другого, о чем не пишут и не говорят вслух.

Я знаю людей, которые спасли себя, занявшись медициной, краеведением или сельским хозяйством.

Видите ли, - говорит Белов, - я занимаюсь краеведением , в частности народным творчеством.

Его обширные познания в области этнографии, фенологии, ботаники, зоологии, агрономии, метеорологии, истории, фольклора, орнитологии, географии, краеведения и других наук органически вошли в книги.

Публичная библиотека - это не единственное место, где можно получить информацию, и если вас интересовало краеведение , события последних лет, лучше не ходить в библиотеку.

Крепса, поддержанной Мурманским обществом краеведения , Мурманский окружной совет и земельный отдел ходатайствовали перед Ленинградским облисполкомом о создании в западной части бассейна озера Имандра - на обширной площади Чуна- и Монче-тундры - заповедника широкого научного профиля.

Пять тысяч лауреат перевел в Иркутск, на пополнение библиотеки музея краеведения , пять тысяч - Кяхтинскому краеведческому музею, пять тысяч - в Томск, на материальную помощь студентам горного отделения.

Отчеты хранились в Штабе туризма и краеведения - специально выделенной нам большой комнате, - и теперь любой отряд, собираясь в поход, пользовался ими и получал у дежурного консультанта нужную информацию.

Как-то Александр Александрович Остапец-Свешников, тогда молодой кандидат, а ныне - доктор педагогических наук и президент Академии детско-юношеского туризма и краеведения , сказал мне: - Возможно, ты делаешь интересное и нужное дело.

Наука краеведение занимается изучением своего родного края, то есть того места, где человек родился, живет, считает своей родиной.

Краеведение - это совокупность знаний об отдельной местности. Оно включает в себя сведения по географии, биологии, истории, археологии, этнографии, филологии. Краеведение изучает географические особенности территории: ее климат, рельеф, реки, озёра и болота, флору и фауну. Оно знакомит с событиями, происходившими в крае в разное время. Эта наука исследует черты быта местного населения, его обычаи, особенности языка, этническую принадлежность. Краеведение подробно рассматривает хозяйственную деятельность человека, экологические проблемы.

Разделы краеведения. Географическое краеведение изучает природу, население и хозяйство региона. Экономическое краеведение подробно рассматривает социально-экономические особенности территории. Экологическое краеведение исследует экологические проблемы родного края. Историческое краеведение изучает историю своей местности. Топонимическое краеведение - происхождение географических названий. Этнографическое краеведение занимается описанием культуры, быта, народного творчества местного населения. В вéдении искусствоведческого краеведения находится архитектура, литература, живопись, декоративно-прикладное искусство. Литературное краеведение занимается изучением жизни и творчества местных поэтов и писателей, изучением произведений о своём крае.

Материалы к разделу "Краеведение"

Полезные ссылки:

Краткие биографии лиц упомянутых в разделе

Александр Македонский, Александр Великий (июль 356 до н. э., Пелла, - 13.6.323 до н. э., Вавилон), царь Македонии с 336, один из величайших полководцев и государственных деятелей древнего мира. Сын македонского царя Филиппа II. Воспитателем Александра Македонского с 343 был философ Аристотель, военную подготовку он прошёл под руководством отца. Впервые проявил мужество и военное дарование в 338 в битве при Херонее (которой завершилось завоевание Греции Македонией). Весной 334 греко-македонская армия переправилась через Геллеспонт (современные Дарданеллы) в Малую Азию, начав войну с Персией. В ряде сражений персидское войско было разбито, а царь Персии Дарий III бежал. Зимой 332-331 армия Александра Македонского заняла Египет. Отсюда армия направилась в Месопотамию, где 1 окт. 331 около Гавгамел нанесла решающее поражение персидским войскам, по численности значительно превосходившим македонские. Дарий III снова бежал и в 330 был убит одним из своих сатрапов. А. М. занял столицы персидских царей Вавилон, Сузы, Персеполь и Экбатану. Продолжая поход на Восток, Александр Македонский в 330 занял центральную часть Иранского нагорья, а в 329 вторгся в Среднюю Азию. Для закрепления своего господства Александр Македонский особенно интенсивно стал основывать города-крепости с сильными гарнизонами, получившие название Александрии (всего их было основано, по преданию, около 70). Весной 327 А. М., воспользовавшись междоусобицей властителя Индии Пора и владетеля г. Таксилы, предпринял поход в Западную Индию (Пенджаб). На р. Гидаспе (приток Инда) он с трудом одержал победу над войском Пора (в составе войска было 200 боевых слонов, с которыми македоняне встретились впервые). Александр Македонский намеревался продолжать поход в долину р. Ганга, но встретил открытое сопротивление своего войска, утомлённого походами и изнурённого болезнями; сказывалось также и то, что большинство воинов было навербовано из завоёванных областей. В 326 г. до н.э. войско вернулось в Вавилон, который стал столицей государства. В разгар приготовлений к новым походам Александр Македонский умер. Огромная держава, созданная в результате завоеваний А. М., простиралась от Дуная до Инда и была самым крупным государством древнего мира. Однако лишённая прочной внутренней связи, она распалась после смерти своего создателя. На её территории возник ряд эллинистических государств

Катасонов Филимон Яковлевич (около 1674 - после 1734) - солдат, затем бомбардир Преображенского полка, исследователь Воронежского края в конце XVII в. Первый воронежский «археолог». В апреле 1696 г. был послан Петром I из Воронежа в городок Костенек для « сделать раскопку больших костей». Раскопки Катасонов предпринял по личному поручению Петра I. Привез Петру I целую коллекцию огромных костей. Перт I высказал предположение, что кости - остатки слонов армии Александра Македонского.
Исследования Катасонова положили начало изучению Костёнок - уникального историко-археологического памятника верхнего палеолита в Воронежской области. Документы о деятельности Катасонова в городке Костёнске сохранились в Центральном государственном архиве древних актов. Катасонов оставил военную службу из-за ранения. С 1702 г. служил подьячим, а в 1706-1734 гг. надсмотрщиком крепостных дел (нотариусом) в Борисоглебске.

Коменский Ян Амос (28.3.1592, Нивнице, Юж. Моравия, - 15.11.1670, Амстердам), чешский педагог-гуманист, обществ, деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском ун-те, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский - учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы, X. Вивеса и др. В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (1533-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.
В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии.
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии он закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», где дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668). Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.
(по Большой Советской Энциклопедии, 1978 г.)

Ломоносов Михаил Васильевич (8 ноября 1711 - 4 апреля 1765) - русский ученый-энциклопедист, поэт, заложивший основы соврем, русского литературного языка, поборник отечественного просвещения.
Ломоносов родился в деревне Мишанинской возле Холмогор (Архангельская губерния) в семье крестьянина-помора. В декабре 1730 он ушёл пешком в Москву учиться. В середине января 1731 Ломоносову удалось поступить в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где он получил основательную подготовку по древним языкам, в частности изучил латинский язык
В начале 1736 М.В. Ломоносов, как один из лучших студентов академии, был направлен в университет при Петербургской АН, а осенью того же года отправлен за границу и в течение 3 лет обучался в Марбургском университете под руководством немецкого учёного X. Вольфа.
В Марбурге по собственной инициативе Ломоносов изучал и гуманитарные науки. В 1739 он отправился в Фрейберг к специалисту по горному делу И. Генкелю. Здесь он изучал химию и горное дело.
В 1741 М.В. Ломоносов вернулся в Россию. В январе 1742 был назначен адъюнктом физического класса, а в августе 1745 - профессором химии (академиком) Петербургской АН. С первых же лет пребывания в академии Ломоносов повел непримиримую борьбу за развитие русской науки и культуры, против «неприятелей наук российских».
Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение вопросы, относящиеся почти ко всем отраслям современного ему естествознания, горного дела и металлургии, филологии, истории, а также поэзии. Вся громадная энциклопедическая деятельность Ломоносова отличалась цельностью. Многообразные направления его творческой мысли были органически связаны между собой. Научную деятельность Ломоносова условно можно разделить на 3 периода: в первый период - до создания им (после преодоления больших трудностей) химической лаборатории (1748), Ломоносов проводил в основном физические исследования, во второй период - с 1748, проводил главным образом химические исследования и в третий период - с 1757 до конца жизни, проводил исследования в области различных естественных и прикладных наук. Уже в первый период Ломоносова была намечена широкая программа физико-химических исследований. Им было написано большое количество работ, в которых он последовательно развил корпускулярную теорию и атомистические представления о строении вещества.
В 1742 Ломоносов начал исследования в области металлургии и рудного дела, с 1745 проводил химические анализы солей, руд и других пород, присылавшихся в академию из разных учреждений. В июне 1746 Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке (в Академии наук).
В 1750-х гг. Ломоносов работал над большим сочинением по истории России, закончил создание научной грамматики русского языка, выполнил свои лучшие мозаичные картины.
Проявляя большую заботу о распространении просвещения в России Ломоносов неоднократно указывал на необходимость создания университета, доступного разным слоям народа. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был открыт Московский университет (МГУ им. М.В. Ломоносова).
В 1757 Ломоносов был назначен советником канцелярии АН, а в 1758 ему было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и гимназией при АН. В последний период своей деятельности Ломоносов завершил важнейшие работы по металлургии, горному делу и геологии, провел исследования по оптике, мореходному делу, географии, метеорологии, астрономии, краеведению и др. Одновременно Ломоносов продолжал свои физико-химические работы, осуществляя намеченный им ранее широкий план научных исследований в этой области. К этому времени относится написание им важнейших трудов по истории русского народа, разработка вопросов грамматики и русского литературного языка, создание ряда новых мозаичных картин. Ломоносов выступал инициатором и руководителем самых разнообразных научных, технических и культурных начинаний, имевших огромное государственное, значение (по Биографическому словарю деятелей естествознания и техники. Т. 1, 1958). Весь материал о М.В. Ломоносове.

Пётр I Алексеевич, Пётр Великий (30.05.1672, Москва - 28.01.1725, Санкт-Петербург), российски царь с 1682 (до 1696 царствовал вместе с братом Иваном V), с 1721 император. Сын царя Алексея Михайловича. В 1697-98 Пётр I в составе «Великого посольства» посетил Западную Европу под именем урядника Петра Михайлова. В 1700 начал Северную войну против Швеции (крупные победы - Полтавская битва 1709, морское сражения при Гангуте 1714, Гренгаме 1720, и др.); по Ништадтскому миру 1721 Россия получила выход в Балтийское море. В 1703 году Пётр I основал в устье р. Невы новую столицу (с 1712) - Санкт-Петербург. Развернул энергичную деятельность по созданию морского флота, организации регулярной армии и развитию промышленности (металлургия, судостроение, производство тканей), строительству каналов (Вышневолоцкий, Ладожский) и сухопутных дорог. Проведённые Петром I реформы центрального и местного управления (создание Сената в 1711, коллегий в 1718-22, введение губерний в 1708) усилили централизацию власти в стране. Большое внимание Пётр I уделял развитию культуры и просвещения (создание по его проекту Академии наук в 1725, ряда школ, основание первой русской газеты «Ведомости» в 1703, реформа календаря в 1700 и т. п.). Широко используя опыт зарубежных специалистов, Пётр I стремился к созданию русских национальных кадров во всех областях государственного управления, военного дела, науки. Политика Петра I отвечала интересам дворянства, являвшегося главной социальной опорой правительства, содействовала экономичекому развитию России. Государственные преобразования Петра I подготовляли почву для глубоких экономических и социальных изменений во внутреннем строе России. При Петре I произошел подъём экономической и военной мощи России. (по Энциклопедическому словарю. Т. 2.1964 г.).

Термин «краеведение» появляется в нашей стране в 1914 г. Его трактовка изменялась в различные годы.

В 20-е гг. XX в. краеведение понимали как метод синтетического изучения какой-либо определенной территории, выделяемой по административным, политическим и хозяйственным признакам.

В 60-е гг. XX в. краеведение определялось как комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к всестороннему научному познанию края.

В 80-е гг. XX в . было принято такое определение: краеведение — это всестороннее познание определенной территории (части страны, района, города или рабочих поселений) местными жителями, для которых она является родным краем. Под всесторонним познанием края понимали изучение природы, истории, хозяйства, населения, его культуры и быта.

В настоящее время существует следующая трактовка этого термина. Краеведение — изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов с их ближайшим окружением.

Рассматривая краеведение, необходимо отметить его несколько разновидностей (рис. 1), а также комплексное географическое краеведение, изучающее взаимосвязи природных и социальных явлений.

Краеведение как знание о своих родных местах зародилось в далеком прошлом. У всех народов во все времена были люди,хорошо знающие окружающую их местность, особенности ее природы, истории и т. д. Эти знания передавались последующим поколениям устно, в различных документах, произведениях народного творчества.

Рис. 1. Виды краеведения

Первое педагогическое обоснование идеи изучения краеведения получили, скорее всего, в трудах чешского педагога и общественного деятеля Я. А. Коменского (1592-1670) .

Рис. 2. Ян Амос Коменский

В нашей стране сведения краеведческого характера нашли отражение в летописях, государственных документах. В середине XVI в. были опубликованы первые описания областей России.

Одно из первых топографических описаний было дано инспектором гимназии Академии наук Л. Банмейстером в труде «Известия, служащие для полного географического описания Российской империи» (1771 — 1803). Это было описание Тульской провинции, входившей тогда в состав Московской губернии.

Первую попытку краеведческих исследований с участием взрослого населения и детей в 1761 г. делает М. В. Ломоносов. В плане изучения России, которое он предполагал осуществить, большое место занимало обследование минеральных богатств страны. К сбору образцов горных пород и минералов привлекались дети в расчете на то, что детская любознательность приведет к хорошим результатам. Ломоносовым была составлена анкета из 30 вопросов, в которые входили сведения о городах, губерниях и провинциях государства. Эта анкета может считаться первой программой краеведческого изучения территории. Собирание материалов не экспедиционным порядком, а при содействии местного населения составляет как раз характерную особенность краеведческих исследований.

Выдвинутая М. В. Ломоносовым (рис. 3) идея всестороннего обследования страны при помощи местного населения была связана со школой. В школе же краеведение в наибольшей степени было связано с географией.

Принцип «учить детей географии с ближайшего для них места» выдвигался в одном из первых русских учебников географии (учебник Ф. Студитского в 1840 г.).

Эти мысли также развивал русский писатель и общественный деятель начала XVIII в. Николай Иванович Новиков (1744-1818) (рис. 4). В статье «О воспитании и наставлении детей» он писал: «Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слушать и чувствовать».

Во второй половине XIX в. в России сильно возрос интерес к познанию своей страны. Конкретное выражение этого интереса в общественно-культурной жизни вылилось в движении, названном отечествоведением. Центром его стало созданное в 1845 г. Императорское русское географическое общество , которое добилось исключительно больших результатов в изучении страны.

Рис. 3. Михаил Васильевич Ломоносов

Рис. 4. Николай Иванович Новиков

В 1862 г. российский педагог Николай Христианович Вессель (1837-1906) предложил ввести в школе специальный учебный предмет «Отчизноведение». В его содержание он включил элементы местной географии, естествознания и истории.

На основе «отечествоведения» и «отчизноведения» возникло «родиноведение» как движение, преследующее те же цели, но в расчете на изучение своей местности.

Четкое определение «родиноведения» как особого направления в школьном обучении географии дал впоследствии известный методист географии А. Соколов. Он писал: «Родиноведение есть география родной местности, на примерах которой дети практически и наглядно знакомятся с основными географическими понятиями» (т. е. «родиноведение» — по существу «краеведение» в современной трактовке).

Огромное влияние на развитие родиноведческого направления в географии имела в 40-х гг. XIX в. деятельность К. Д. Ушинского (1824-1870) (рис. 5).

В основе идей Ушинского о народности воспитания, под которым он понимал своеобразие русского народа, обусловленное его историческим развитием, природными условиями, особенностями языка и патриотических чувств, лежит краеведческий (родиноведческий) принцип.

К. Д. Ушинский считал, что основой для изучения географии должна быть местность, на которой живут дети. Цель изучения родной местности — уяснение важнейших географических понятий и подведение учащихся к пониманию карты. Идеи К. Д. Ушинского об использовании краеведческого принципа в обучении получили конкретное воплощение в его учебных книгах для детей «Родное слово» и «Детский мир». В предисловии ко второй части «Родного слова» указывалось на необходимость развивать у детей «инстинкт местности», т. е. знание своего окружения и умение ставить в конкретное сопоставление со своей знакомой местностью изучаемый образовательный материал. Эту «способность, чрезвычайно полезную и в учении и в практической жизни» необходимо, прежде всего, прививать в процессе обучения географии.

Рис. 5. Константин Дмитриевич Ушинский

Под влиянием К. Д. Ушинского в 60-70-х гг. XIX в. появились учебники географии, основанные на родиновсдческом принципе. Так, в 1860 г. вышел первый выпуск «Уроков географии», созданный известным методистом, последователем учения

К. Д. Ушинского — Дмитрием Дмитриевичем Семеновым (1835- 1903). К 1862 г. вышли все три выпуска этого издания, которому К. Д. Ушинский дал высокую оценку. «Уроки географии» положили начало созданию других учебников родиноведческого направления в русской школе.

В 1862 г. был издан первый русский учебник географии с элементами краеведения — «Учебник всеобщей географии». Его автором был Порфирий Николаевич Белоха. В третьем издании (1867) этого учебника содержалась «Программа для изучения места жительства или родины». Идею создания школьных учебников на краеведческой основе позднее поддерживал Л. Н. Толстой.

Авторами первых в России методических рекомендаций по родиноведению были Вессель (Местный элемент в обучении // Учитель. 1862. № 17-19) и Ушинский, включивший методические рекомендации по использованию местного материала в «Родное слово. Книга для учащихся» (1864). В 1864 г. Д. Д. Семенов издает «Педагогические заметки для учителей». Это по существу первая сводная методика географии. В «Педагогических заметках» была сформулирована идея, определяющая содержание родиноведческого принципа в преподавании: «Лучше всего начинать преподавание географии с окрестностей той местности, на которой живут учащиеся... Посредством сравнения близких предметов с отдаленными, посредством занимательных рассказов дети незаметно получают самые верные понятия о различных явлениях природы и географических терминах, не заучивая наизусть книжных определений...»

На уроках Д. Д. Семенов рекомендовал применять беседу, в которой объяснять детям географические объекты с помощью сравнения близких и знакомых явлений с незнакомыми и далекими. Высказывая мнение, что только путем правильно организованных экскурсий можно обогатить знания детей достаточным количеством географических фактов и добиться сознательного усвоения географических терминов, он разработал методику географических прогулок и экскурсий в ближайшие окрестности, во время которых можно наблюдать географические явления и предметы. «Основные понятия о земном шаре, — писал Д. Д. Семенов, — дитя усваивает из собственного наблюдения: глаза дают ему бессознательное понятие о том клочке, на котором он живет».

В XIX в. теоретические вопросы краеведения получили широкое отражение в научных работах и методических рекомендациях Э. Ю. Петри (1854- 1899) (рис. 6), С. П. Аржанова и др.

В конце XIX в. выходили и другие родиноведческие учебники. Однако развитие краеведения в эти годы шло стихийно. Его успехи зависели прежде всего от наличия в школе учителя, развивающего эти идеи. Кроме того, в 1870-1890-х гг. в школах все больше стали насаждаться методы преподавания, связанные с зубрежкой номенклатуры. География превратилась в сухой предмет.

Идеи краеведения снова ожили накануне Первой мировой войны. Краеведческий принцип стал отражаться в учебных программах и учебно-методических пособиях по географии. В младших классах был введен предмет «Родиноведение». В объяснительной записке к программе этого курса указывалось, что его цель: «Ознакомить детей с окрестною (доступною их прямому наблюдению) местностью... курс этот немыслим без действенных прогулок и без самодеятельного отношения к нему учащихся. Для каждого города программы "Родиноведения" должны быть различны».

На I Всероссийском съезде учителей географии, состоявшемся в Москве весной 1915 г., школьное краеведение в преподавании было признано необходимым методическим средством.

В советский период установка на изучение учащимися окружающей их природы и жизни родного края, на широкое использование краеведческого материала на всех этапах обучения была заложена в «Положении о единой трудовой школе РСФСР» и в декларации «Основные принципы единой трудовой школы».

Немалую помощь в организации краеведческой работы в школах оказывали издававшиеся в те годы методические пособия и журнал «Краеведение», а также всероссийские конференции по краеведению, состоявшиеся в 1921 — 1930 гг.

Рис. 6. Эдуард Юрьевич Петри

Вопросы краеведения получили отражение в постановлении ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школах». В нем указывалось на необходимость знания карты и основных элементов физической и экономической географии СССР как в целом, так и каждой республики, края и области. В постановлении отмечалась также необходимость введения в учебные программы по обществоведению,
литературе, языкам, географии и истории важнейших знаний, касающихся национальных культур народов СССР, их литературы, искусства, исторического развития, а также элементов краеведения (природные особенности, промышленность, сель- скос хозяйство, социально-экономическое развитие и т. д.). Согласно постановлению ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы» каждому краю и области предоставлялось право издания краеведческой учебной книги для начальных школ.

В конце 50-х и начале 60-х гг. XX в. в соответствии с задачами практического осуществления связи обучения с жизнью и политехнической подготовкой учащихся были пересмотрены учебные программы по географии. Новые программы были целиком построены на краеведческой основе. В программы по курсам физической и экономической географии СССР впервые была включена специальная тема «Своя область (край, АССР)». Включение в программу этой темы послужило основой для широкого развития краеведческой работы в школах. Были созданы местные учебные пособия, а в ряде областей РСФСР и союзных республик — и специальные атласы родного края. Все это, несомненно, усилило роль и значение географии в системе политехнического образования и укрепило связь обучения с жизнью.

В разрешении теоретических вопросов школьного краеведения большую роль сыграли труды ученых — географов и методистов А. С. Баркова, Н. Н. Баранского, А. А. Половинкина, В. П. Буданова, В. К. Кондакова и др. В работах этих ученых рассматривались вопросы организации краеведческой работы, методы и приемы изучения исторических особенностей, природных и социально-экономических условий родного края.

А. С. Барков (1873-1953) (рис. 7) — географ, доктор географических наук, академик Академии педагогических наук РСФСР. Большое внимание в своей работе уделял краеведческой работе. По его инициативе при АПН РСФСР в 1946 г. была организована комиссия по школьному краеведению, в задачу которой входила научная разработка содержания, методов и организации краеведческой работы и ее обобщение.

Рис. 7. Александр Сергеевич Барков

А. А. Половинкин (1887-1955) (рис. 8) — доктор географических наук, профессор. Он отстаивал идею о необходимости перенесения большей части занятий со школьниками по естествознанию на природу. Пропагандировал школьное краеведение. «Нам нужно изучать физическую географию своего края, — писал А. А. Половинкин, — во-первых, для того, чтобы знать и понимать окружающее, а во-вторых, чтобы через изучение географических объектов своего края лучше понимать физическую географию всякой другой страны и всего земного шара».

О большом значении краеведения для преподавания географии говорил Владимир Петрович Буданов (1872-1940) — географ, методист, автор одного из первых в России пособий по методике преподавания географии, учебных пособий по физической географии. Он писал, что «конкретное, лично и в натуральную величину изученное местное дает неиссякаемый источник для сравнения в делах познания воображаемого (лично не наблюдаемого), далекого».

Как одно из конкретных условий правильной постановки преподавания географии выдвигал школьное краеведение Н. Н. Баранский. В его фундаментальную работу «Методика преподавания экономической географии» включена специальная глава, в которой говорится о содержании географического краеведения, о значении краеведческого подхода и о мерах по усилению его в преподавании географии.

Рис. 8. Александр Александрович Половинкин

Н. Н. Баранский пишет: «В основу школьного краеведения заложена та мысль, что свое, близкое и в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое». При этом краеведение в процессе обучения географии позволяет переключаться «с книжных рельсов на реальную жизнь». Он указывает на две категории связей преподавания географии с краеведением: в виде приводимых учителем примеров из местной природы и местного хозяйства и в виде внеклассных кружковых занятий школьным краеведением. При этом Н. Н. Баранский предупреждает, что «использование примеров из местной жизни — дело очень простое, но организация школьного краеведения — дело очень сложное, трудоемкое и далеко не легкое».