Актуальные потребности человека. Основные потребности людей. Социальные, духовные, биологические потребности человека. Физиологические потребности взрослого

Основные потребности есть у всех живых существ, но человек все же занимает лидирующие позиции. Люди ежедневно удовлетворяют свои нужды, начиная с базовых: есть, пить, дышать и т.д. Есть также второстепенные потребности, к примеру, самореализация, желание добиться , стремление к знаниям и много других.

Основные виды потребностей

Существует много разных классификаций и теорий, которые позволяют разобраться в этой теме. Мы постараемся выделить наиболее значимые из них.

10 основных потребностей человека:

  1. Физиологические. Удовлетворение этих потребностей необходимо для выживания. В эту группу входит желание есть, пить, спать, дышать, заниматься и т.д.
  2. Потребность в двигательной активности. Когда человек бездействует и не шевелится, он не живет, а просто существует.
  3. Потребность в отношениях. Людям важно общение с окружающими, от которых он получает тепло, любовь и другие положительные эмоции.
  4. Нужда в уважении. Для реализации этой основной потребности человека многие стремятся достигнуть в жизни определенных высот, чтобы получить одобрительные отзывы окружающих.
  5. Эмоциональные. Невозможно представить человека, который бы не испытывал эмоции. Стоит выделить желание слышать похвалу, чувствовать безопасность, любовь и т.д.
  6. Интеллектуальные. С самого детства люди пытаются удовлетворить любопытство, узнать новую информацию. Для этого они читают, учатся и смотрят познавательные передачи.
  7. Эстетические. У многих людей есть инстинктивная потребность в красоте, поэтому люди стараются ухаживать за собой, чтобы выглядеть опрятно и аккуратно.
  8. Творческие. Часто человек ищет сферу, где он может выразить свою натуру. Это может быть поэзия, музыка, танец и другие направления.
  9. Потребность в росте. Люди не хотят мириться с ситуацией, поэтому развиваются, чтобы достичь более высокой ступени в жизни.
  10. Потребность быть членом общества. Человек стремится быть участником разных групп, к примеру, семьи и коллектива на работе.

Ранее мы говорили, что предметом потребностей могут выступать физические (объектно-ориентированные потребности), социальные (субъектно-ориентированные потребности) и культурные (личностно-ориентированные потребности) аспекты мира. Соответственно в результате удовлетворения потребностей происходят определенные телесные (физиологические), социальные и личностные изменения. Данные изменения могут быть отражены в сознании (например, изменение состояния сознания при приеме психоактивных веществ или радость от достижения высокого социального статуса) или протекать без участия сознания (поддержание склеры глаза во влажном состоянии). Удовлетворяться потребности могут как пассивно (например, при понижении температуры сужаются кровеносные капилляры в коже), так и активно (перемещение в более теплое место). Причем активная форма удовлетворения может носить инстинктивную или деятельностную форму.

Отметим, что у человека способ активной реализации любой потребности носит социокультурный характер. Например, человек не рвет сырой кусок мяса руками, а готовит из него бифштекс, который ест с помощью ножа и вилки. Базовая специфика человеческих потребностей (по сравнению с представителями животного мира) заключается в следующем:

  • 1) человек способен производить новые предметы для удовлетворения своих потребностей (например, изобрести синтетические волокна);
  • 2) на определенном этапе своего развития он приобретает возможность произвольной регуляции потребностей (например, может объявить голодовку в знак протеста);
  • 3) в его деятельности постоянно формируются новые потребности;
  • 4) человек включен в динамику опредмечивания и распредмечивания существующих у него потребностей, т.е. может менять (в том числе осознанно выбирать) предметы потребностей.

С точки зрения адекватного удовлетворения потребности критически важным являются процессы их опредмечивания и распредмечивания. В акте опредмечивания потребности рождается мотив. Суть процесса опредмечивания потребности состоит во встрече живого существа с миром, когда внутренняя готовность к действию приобретает конкретную направленность – становится деятельностью. Деятельность всегда мотивирована, т.е. детерминирована мотивом – предметом, на который она направлена. Возможность противоположного процесса – распредмечивания потребностей – обеспечивает гибкость и вариативность поведения как при изменениях внешнего мира (среды обитания животных или условий жизни человека), так и в связи с изменениями самого субъекта, что особенно важно для жизнедеятельности личности.

Инстинктивное удовлетворение потребностей

Наиболее значимые с точки зрения эволюции потребности приобрели в филогенезе фиксированные способы удовлетворения. Поведение по удовлетворению потребностей, которое осуществляется на основе врожденных программ, называется инстинктивным поведением. Инстинктивное удовлетворение потребностей носит гомеостатический характер. Принцип гомеостаза является хронологически первым объяснительным принципом механизма действия потребности. Он заключается в утверждении тенденции организма к сохранению постоянного оптимального для представителя данного вида внутреннего состояния организма. В гомеостатических концепциях потребность мыслится как напряжение, которое организм стремится минимизировать.

Реализация инстинкта представляет собой цепочку фиксированных действий, которая инициируется врожденным и специфичным для данного вида животных сигнальным раздражителем, т.е. каким-либо аспектом среды (цвет, размер, запах и т.д.), а не целостным объектом. Например, у самца небольшой рыбы – трехиглой корюшки – в брачный период брюшко становится ярко-красным. Красное пятно на брюшке рыбы выступает в качестве сигнального раздражителя, который запускает инстинктивное поведение защиты территории у других самцов. В период размножения самцы корюшки будут совершать грозные наскоки даже на грубый муляж с красным пятном, сохраняя при этом полную индифферентность по отношению к самцу своего вида, у которого краснота будет замаскирована.

Классическая концепция инстинктивного поведения была сформулирована К. Лоренцем и Н. Тинбергеном, которым в 1973 г. была присуждена Нобелевская премия в области медицины. Ученые утверждали, что для реализации инстинкта важны как внутренние, так и средовые факторы. Модель, предложенная Лоренцем и Тинбергеном, получила название гидромеханической модели мотивации (рис. 4.2).

Инстинктивное поведение определенного типа может быть начато при различных условиях. Во-первых, в "резервуаре" может скопиться настолько большое количество "энергии" инстинкта, что поведение начинает разворачиваться без воздействия внешних раздражителей. Так, голод вынуждает животное искать пищу, даже когда ничто во внешней среде о ней не напоминает; а некоторые птицы исполняют весьма сложные брачные танцы в отсутствие потенциального партнера просто потому, что "пришло время".

Рис. 4.2.

1 – резервуар, в котором накапливается "энергия" активации, различная для каждой потребности. Накопление энергии связано с физиологическим состоянием организма; 2 – внешние сигнальные раздражители ("гирьки"); 3, 3", 3" – варианты интенсивности реализации инстинктивного поведения; 4 – порог запуска инстинктивного поведения

Во-вторых, достаточно высокая степень активации снижает порог запуска инстинктивного поведения, и сигнальный раздражитель слабой интенсивности срабатывает. Ярким примером такого механизма является миграция лосося (А. Хаслер, 1960). Тихоокеанский лосось появляется на свет в ручьях западной части США и Канады. Затем мальки вместе с течением уходят в Тихий океан. Спустя два года, когда в их организмах накапливается необходимый уровень половых гормонов, лососи устремляются обратно к месту своего рождения. Реализация полового инстинкта лосося включает в себя ориентацию на минимальную концентрацию химических веществ родного ручья, которая дает им возможность безошибочно выбирать направление и идти на нерест туда, куда нужно. Не достигшие половой зрелости рыбы остаются безразличными к такого рода сигнальным раздражителям, в то время как зрелые рыбы демонстрируют фантастическую чувствительность: буквально капли родной воды достаточно для запуска инстинктивного поведения.

Рис. 4.3.

При инстинктивной мотивации процесс опредмечивания потребности часто носит характер импринтинга, т.е. мгновенного и необратимого нахождения потребностью своего предмета. Открытие явления импринтинга принадлежит Дугласу Сполдингу (D. Spolding, 1875), который, наблюдая за развитием вылупившихся из яйца цыплят, обнаружил, что в первые дни после рождения цыплята следуют за любым движущимся предметом. Они как бы "считают" его своей матерью и впоследствии демонстрируют привязанность к нему. Однако наблюдения Сполдинга не были оценены при его жизни и получили широкую известность только в 1950-х гг.

К. Лоренц повторил и значительно расширил данные Сполдинга. Он считал, что явление импринтинга возможно только па строго определенной стадии развития организма (сензитивные периоды ). Цыпленок проявляет ярко выраженную реакцию следования (импринтинг матери) только в период 5–25 часов после вылупления из яйца. После завершения этого периода при приближении аналогичного объекта он, скорее, будет демонстрировать реакцию страха. Наличие сензитивных периодов для инстинктивного опредмечивания потребностей биологически целесообразно. Действительно, существо, которое детеныш увидит сразу после рождения, скорее всего, окажется его матерью, а тот, кто придет позже, может быть опасным хищником. В свою очередь, у матери также наблюдается импринтинг своего детеныша. Так, у коз имеется особая чувствительность к запаху детеныша, которая быстро исчезает. Если в этот сензитивный период подменить козленка, то, согласно данным П. Клопфера и Дж. Гэмбла, коза будет воспринимать его как своего, а родного детеныша отвернет (Р. Klopfer, J. Gamble, 1966).

Вопрос о наличии инстинктивного поведения у человека до сих пор остается дискуссионным. Существуют данные, что явления, подобные импринтингу у животных, наблюдаются и у людей. Термин "бондинг " употребляется для обозначения процесса возникновения эмоциональной привязанности между родителями и новорожденным, формирующейся в первые часы и дни после рождения. Например, отцы, которые присутствовали при рождении своих детей и имели возможность общаться с ними в первые часы жизни, впоследствии проявляли гораздо большую любовь и участие к ним. Альтернативное толкование данных результатов заключается в том, что такие мужчины в целом были в большей степени заинтересованы в отцовстве и именно это повлияло на их отношение к детям.

В другом исследовании было показано, что матери, которые находились в одной комнате с младенцем в течение трех дней после родов, даже по прошествии нескольких лет демонстрировали значительно более высокую привязанность к своим детям, чем те, которым младенцев приносили только для кормления. Есть данные и о том, что у людей, которые провели вместе детство, отсутствует половое влечение друг к другу. Данный факт связывается с действием механизма, аналогичного родственному импринтингу у животных: поскольку близкородственное скрещивание является эволюционно опасным, животные избегают при образовании пары своих семейных собратьев, запечатлевая их в ранний период жизни.

Несмотря на важную роль инстинктивного поведения для биологической эволюции, очевидно, что на уровне человека прижизненно приобретенные формы удовлетворения потребностей играют несравненно большую роль, чем врожденные. Особенно значимо это проявляется в процессе распредмечивания потребностей, т.е. когда потребность меняет свой предмет. Как уже было указано выше, классическое представление об инстинкте включает в себя представление о необратимом характере импринтинга – формировании жесткой мотивационной связи с объектом. Хотя внешне схожие явления можно наблюдать и в человеческом поведении (некоторые мужчины, например, влюбляются только в блондинок), на самом деле об "инстинктах" у человека можно говорить только в метафорическом смысле: человеческая деятельность мотивирована не изолированными характеристиками среды, а целостной картиной мира, имеющей смысловое и ценностное измерения.

Деятельностное удовлетворение потребностей

В жизни человека инстинктивный способ удовлетворения потребностей (если он вообще существует) является скорее рудиментом, чем преобладающей формой. Человек включен в постоянную цепь деятельности, в которой он не только удовлетворяет уже сложившиеся у него потребности, но и создаст новые. Можно сказать, что человек выступает в роли "производителя" своих мотивов. Человек ставит перед собой цели (сознательные представления о потребном будущем) и руководствуется ими не в меньшей степени, чем актуальной ситуацией.

Одним из путей порождения новых мотивов в деятельности является механизм сдвига мотива на цель, описанный А. Н. Леонтьевым. В данном случае новый мотив возникает из цели действия, которое прежде было компонентом иной деятельности. Поясним действие данного механизма на примере. Студентка отправляется на лекцию нового преподавателя, привлеченная интригующим названием его курса. Ею движет познавательная мотивация, а также мотив достижения, так как она хочет наилучшим образом освоить все необходимое для ее будущей профессии. Эти два присущих нашей героине мотива воплотились в действие – поход на лекцию. Но, зайдя в аудиторию, она обнаруживает, что новый преподаватель – очень привлекательный молодой человек. С этого дня она не пропускает ни одной его лекции, и даже те, что читаются на других факультетах и не включены в ее учебный план; преподаватель приобретает для нее мотивирующую силу сам по себе, как интересующая ее личность. Произошел сдвиг мотива на цель, т.е. то, что сначала выступало для студентки целью конкретного действия (прослушивание курса) в рамках деятельности более высокого уровня (обучение и овладение профессией), теперь превратилось в самостоятельный мотив (увидеть данного человека). На этом примере удобно пояснить и еще одно важное в деятельностном подходе разделение на внешние и внутренние мотивы деятельности: внутренние мотивы – это те, что совпадают по содержанию с выполняемой деятельностью, а внешние – те, что выходят за ее рамки. В нашем случае внутренними мотивами студентки остаются мотивы учения и достижения (ведь девушка не перестала интересоваться своей профессией и не стала менее любознательной), совпадающие с тем, что собственно она делает (ходит в институт и посещает лекции). Внешним же мотивом для нее стала привлекательность преподавателя. Этот мотив на первый взгляд не имеет отношения к учебной деятельности, но наделе дополнительно побуждает и поддерживает ее.

Термин «физиологическая потребность» слышали многие. Но объяснить, что это, под силу не всем. Статья поможет лучше понять, что подразумевается под этим простым, казалось бы, понятием, чем различаются потребности взрослого и ребенка, а также как не позволить потребности стать зависимостью.

Что такое физиологические потребности

Физиологические потребности человека – это важнейший двигатель поведения как индивидуума, так и целых народов. С истории нам известно, как спасаясь от голода, на неурожайных землях племена шли войной на своих соседей, отбивая их поля и скот. Жажда заблудившихся в пустыне могла толкнуть их на убийство, ели бы между ними и водой встал другой человек. Поэтому о важности этих нужд человека спорить никто не будет. Однако, не только ими, к счастью, живет человек. Иначе совершенно ничего не отличало бы нас от живущих инстинктами животных. В чем же, кроме еды и воды, нуждается человек? Смотрим ниже.


Какие потребности есть у человека кроме физиологических? Пирамида Маслоу

Это понятие трактуется во многих отраслях науки по-разному. Известнейший американский психолог А. Маслоу создал даже так называемую «пирамиду потребностей». Это своеобразная модель мотивации человека. Даная пирамида приобрела огромную популярность, ее буквально по кирпичикам растащили маркетологи, психологи и психиатры, создатели рекламы и светила менеджмента. Однако сам профессор никогда не использовал ее для объяснения своих теорий. Физиологические потребности человека им считались ведущими, только при их патологическом неудовлетворении. Проще говоря, еда становится главной для человека при ее (возможно длительном) отсутствии. Если же индивид сыт, то та потребность уступает место более высоким и ценным.

В основе схемы мы видим физиологические нужды человека, такие как голод и жажда, а также ключевые половые инстинкты (или либидиозные, как называл их великий Фрейд).

На втором месте безопасность. Понятие в некоторой мере размытое, оно включает в себя всем известное понятие комфорта, уюта, стабильности места обитания (дома), защищенность от внешних факторов и возможных врагов. И только на третьем месте стоят социальные нужды, то есть об их удовлетворении человек задумается после насыщения и пребывания в комфорте. То есть физиологическая потребность есть ключевой. После социальных (общение, забота, общие дела) на четвертом уровне схемы изображены так называемые «престижные», или потребности в престиже, то есть в уважении и самоуважении (связаны или нет эти понятия, предоставим разбираться психологам). Венец пирамиды – духовные потребности.


Зачем нужно удовлетворять физиологические потребности

Удовлетворение потребностей по Маслоу идет снизу вверх. То есть только при максимально полном удовлетворении низшей ступени возможен переход к высшей. Духовное и социальное развитие человека важно, но во власти голода ему просто будет не до них. Данные схемы использовались тиранами и полководцами в древних державах еще до нашей эры. Голодными людьми управлять проще, чем сытыми. Неудовлетворенные физиологические потребности организма человека избавляли его возможности мыслить и тем более стремиться к свободе или независимости. К счастью, тирания и рабовладельческий строй сегодня почти искоренен, однако магической по истине тайной пирамиды завладели маркетологи и креэйторы (создатели рекламы). Свои тексты они строят, воззывая к низшим инстинктам человека.


Физиологические потребности ребенка

Зачем нам даны физиологические нужды? Ответ прост – для выживания. Не обладая данными потребностями, выжить и жить мы бы просто не смогли. Человек уже рождается с данными нуждами. Особенно ярко это можно увидеть на примере новорожденных. Прием пищи для малыша обычно вызывается требовательным громким криком. И это понятно, ребенок не может сказать или потребовать необходимое иным способом. Ключевые нужды малыша - это еда, материнское тепло (что замещает сразу несколько потребностей нашей пирамиды: в безопасности и социальном контакте), хороший сон и нормальное самочувствие. При удовлетворении данных нужд ребенка мы получим спокойное улыбающееся дитя, желающее поиграть и увидеть что-то интересное; при неудовлетворении – непрерывно кричащий и плачущий комочек, напоминающий раненое животное.

Физиологические потребности взрослого

Нужды взрослого во всем повторяют потребности ребенка, только к ним прибавляется еще один особо важный инстинкт – размножения (половой, либидиозный). Этот «основной инстинкт» при его неудовлетворении способен превратить человека в настоящего агрессора. При адекватном гормональном фоне, конечно. Сейчас из-за загрязнения окружающей среды, плохого питания и других факторов эта потребность у многих приглушена. Однако есть и люди, у коих она превышает другие нужды, что толкает их на преступление. К счастью, таких единицы, и они, скорее всего, имеют в анамнезе психиатрические патологии.

Что же касается людей здоровых, где эта физиологическая потребность стоит на подобающему ей месте, то стоит сказать, что неправильным является как преуменьшение ее важности, так и преувеличение. Последнее свойственно кинематографу и эстрадным «попсовым» звездам, апеллирующим своим видом и творчеством к этому древнему инстинкту. Здесь очень важным является здоровое адекватное отношение. Интимные отношения важны для человека, но не значит, что нужно предаваться им при любой возможности. Идеальным вариантом является брак или стабильные отношения с любимым человеком.


Пища. Как не позволить потребности перерасти в зависимость

Голод и жажда, как мы говорили выше, была даже причиной войн и кочевой жизни наших древнейших предков. К счастью, в цивилизованных странах понятие голода знакомо только из учебников истории. В массовой культуре же пропагандируется другая крайность – постоянное похудение, таблетки для снижения аппетита, оздоровительное голодание стали модными и востребованными вещами. Но люди, идущие на поводу реклам, часто не осведомлены о том, что бороться с заложенными природой краеугольными камнями чревато последствиями как для здоровья физического, так и психологического. На фоне массовой погони за идеальным телом все больше и больше возникает клинических случаев булимии (психическое или физиологическое нарушение, характеризуемое постоянным желанием принимать пищу) и анорексии (отказ от пищи, обусловленный психологическими нарушениями личности). Стоит не забывать, что неудовлетворенная потребность организма способна стать зависимостью и манией.


Здоровый сон как важнейшая из потребностей

Сон стоит в одном ряду с потребностями в еде и воде, удовлетворении полового инстинкта и дыхании. Однако многие преуменьшают его значение, что делается зря. Пример Наполеона, спавшего несколько часов в сутки, померкнет, если вспомнить о неустойчивой психике и панических атаках этого исторического персонажа. Хотите испытать на себе эти «радости»? Вряд ли. Нехватка и отсутствие сна лишают психологического комфорта, понижают болевой порог (делают нас более чувствительными к боли), отрицательно влияют на работоспособность. Неудовлетворенная физиологическая потребность в сне может привести даже к зрительным и слуховым галлюцинациям. Более того, недоспавший человек, работающий с механизмами или транспортом, может быть смертельно опасен для окружающих фазой микросна (явление, когда не знавший отдыха и сна длительное время мозг человека «отключается» на доли секунды).


В заключение

Физиологические потребности, среди которых нужда в еде и воде, здоровый сон, интимные инстинкты, несомненно, важны для человека. Только удовлетворив эти базовые потребности, он сможет перейти к более высоким, духовным целям. Не нужно потакать своим чрезмерным пристрастиям, например, в еде, но и бороться с заложенными природой инстинктами неразумно. Без потерь из этой борьбы вы не выйдете. Секрет же счастливой жизни в гармонии и золотой середине.

У каждого существа, которое живет на нашей планете, даже у одноклеточных, есть определенные потребности, которые ему необходимо удовлетворять, чтобы чувствовать себя и жить.

Чем более развитым является существо, тем больше потребностей оно имеет.

Физиологические потребности человека — самые главные из всех, потому что, если их не удовлетворять, человек имеет стопроцентные шансы умереть . Даже кратковременный отказ удовлетворять их может приводить к серьезным нарушениям в работе внутренних органов.

Что это такое?

Потребность — некая нужда, которую нужно удовлетворить, чтобы человек чувствовал себя хорошо: был защищен, осознавал, что он важен для своего окружения и общества в целом, мог продуктивно функционировать, достигать своих целей, ощущать удовлетворения и так далее.

Физиологические потребности , которые также называются витальными, — разновидность потребностей, которые позволяют человеку поддерживать жизнедеятельность.

Если человек не сможет поддерживать их на должном уровне, возможность достигать более высоких целей будет нарушена. Если их полностью перестать удовлетворять, через некоторое время наступит смерть (за исключением потребности в удовлетворении сексуального желания).

В пирамиде потребностей Маслоу физиологические потребности являются основой для всех остальных, представляют собой своеобразный фундамент.

Что относится к физиологическим потребностям человека? Примеры витальных потребностей :

  • необходимость получать достаточно калорийную для поддержания существования и выполнения определенной деятельности пищу и жидкости;
  • потребность в отдыхе;
  • необходимость спать;
  • потребность в дыхании;
  • возможность удовлетворить сексуальное желание и продлить род.

Эти потребности считаются низшими .

В их удовлетворении нуждаются не только люди, но и животные, насекомые и другие существа.

У ряда простейших созданий список физиологических потребностей более короткий.

Значение и классификация

Современный мир ориентирован на достижения, поэтому практически каждый человек осознает, что от него требуется быть лучше, сильнее, умнее и, конечно, получать как можно более высокую зарплату.

Чтобы достичь большего, люди отодвигают удовлетворение физиологических потребностей на задний план.

Причем отодвигают подчас не только свои, но и потребности собственных детей, которых записывают в различные кружки и секции чуть ли не с рождения.

В итоге те могут просто не успевать поесть и отдохнуть. Все это приводит к появлению множества соматических и психических заболеваний.

Пища

Пища дает человеку энергию и полезные вещества, также она способна приносить удовольствие, спокойствие, удовлетворение.

Сытый человек обычно более уравновешен и счастлив , чем голодный.

Просто иметь возможность есть не всегда достаточно: важно, чтобы пища была достаточно калорийной и полезной.

Если человек занимается тяжелым физическим трудом или много тренируется, ему нужно потреблять больше калорий, чем тому, кто занимается умственным трудом и ведет умеренно подвижный либо малоподвижный образ жизни.

Что произойдет, если потребность в еде не будет удовлетворяться?

Организм человека ориентирован на запасание: он создает запасы энергии в виде жировых отложений и сохраняет полезные вещества в органах (к примеру, жирорастворимые витамины могут накапливаться в печени и некоторых других частях организма.

При длительном голодании организм начнет использовать созданные запасы, и человек продолжит жить некоторое время.

Без еды здоровый человек способен прожить от одного до двух месяцев , но при условии, что у него будет источник воды. Без жидкостей он проживет не более трех-семи дней.

В процессе голодания психика человека начинает работать с нарушениями: могут возникать галлюцинации, бредовые состояния, повышенная раздражительность, агрессивность. Нарушаются , разрушаются органы. Если голодает ребенок, его развитие замедляется.

Скрытое голодание — вид голодания, при котором пища есть, но она не содержит достаточное количество полезных веществ, — широко распространен в среде людей с финансовыми проблемами.

У таких людей чаще развиваются различные соматические заболевания.

Норма физиологической потребности в еде и жидкостях:

  • Вода — порядка 1,5-2,5 литров в сутки (значительная часть жидкостей поступает в организм с едой).
  • Килокалории — 2000-3000 и более, в зависимости от пола, веса, рода занятий и уровня физической активности. Норма для каждого человека может меняться.
  • Белок — 35-87 грамм в сутки.
  • Жиры — 60-150 грамм в сутки.
  • Углеводы — 255-585 грамм в сутки.

Отдых и сон

Человек, не имеющий возможности полноценно отдохнуть и выспаться, неспособен полноценно функционировать в обществе .

Во время сна мозг перерабатывает информацию, полученную в течение дня, поддерживает иммунитет (во время сна активируются Т-лимфоциты), позволяет организму отдохнуть должным образом. Также во время сна из мозга удаляются токсические соединения.

Отдых, не связанный со сном, тоже важен: человек не способен заниматься одним и тем же занятием без перерывов, поэтому время от времени нужно менять деятельность либо не делать ничего.

Что произойдет, если не удовлетворять потребность в сне и отдыхе?

Если человек будет регулярно отказывать себе в необходимости передохнуть либо ненадолго сменить деятельность, значительно возрастет вероятность развития различных психических нарушений, в особенности и . Также тем, кто отказывает себе в отдыхе, сложнее противостоять стрессам.

Если же человек будет систематически недосыпать (спать менее пяти-шести часов в день), его когнитивные способности значительно ухудшатся, увеличится вероятность возникновения различных инфекционных заболеваний, возрастет риск развития психических отклонений, возникнет эмоциональная нестабильность.

В долгосрочной перспективе систематический недосып может стать одной из причин возникновения:

  • ожирения;
  • онкологических заболеваний (повышается вероятность возникновения предраковых новообразований);
  • инсульта (риск в четыре раза выше, чем у людей, которые спят достаточно);
  • сахарного диабета второго типа;
  • сердечно-сосудистых болезней;
  • снижения количества сперматозоидов (почти на 30%);
  • ранней смерти.

Поэтому людям, которые страдают расстройствами сна, важно не откладывать визит к доктору.

Длительное отсутствие сна способно приводить к возникновению галлюцинаций, бредовых состояний .

Люди, которые долго не спят, способны заснуть на несколько секунд — это называется микросном, — и, если они в этот период ведут транспорт, может возникнуть ДТП. При этом они сами не осознают, что заснули на короткий промежуток времени.

Норма физиологической потребности во сне: индивидуальная. В среднем людям нужно спать не менее 7-9 часов в сутки.

Воздух

Не дышать люди в принципе не способны , и отсутствие воздуха, которым может дышать человек, убьет его за очень короткое время: большинство людей не проживут больше пяти минут, если лишить их возможности дышать.

Также важно, чтобы воздух, который вдыхает человек, был лишен токсических примесей, поскольку в противном случае возрастает риск возникновения множества соматических заболеваний, включая онкологические болезни.

Секс

Потребность в размножении и удовлетворении сексуального желания. Эту потребность важно ставить немного особняком: при ее неудовлетворении с человеком не произойдет ничего ужасного, он сможет продолжать свою жизнь, разве что ее качество может снизиться, особенно если у него сильно выраженное либидо.

Некоторые исследователи склонны причислять эту потребность не к физиологическим, а к физиолого-психологическим потребностям.

И на это есть причины: в современном мире необходимость активно размножаться практически исчезла , а секс стал прежде всего символом , близости, телесного удовольствия.

Еще сто-двести лет назад потребность быстро размножаться еще существовала, поскольку в противном случае человечеству грозило постепенное вымирание из-за инфекционных заболеваний и других негативных факторов.

Процесс эволюции ясно показывает, что высокую выживаемость имеют виды, которые способны производить много живучего потомства, поэтому секс и потребность в размножении обычно причисляют к физиологическим потребностям.

Что произойдет, если не удовлетворять потребность в сексе? Человек станет несчастнее. Отдельных людей это может толкнуть на совершение противоправных действий.

У некоторых людей потребность в сексе значительно снижена, поэтому они в принципе практически не испытывают сексуального желания.

Также существуют асексуальные люди : они не практикуют секс (либо практикуют, чтобы порадовать не асексуального партнера или чтобы зачать ребенка, поскольку асексуальность не означает, что человек причисляет себя к чайлдфри), хотя и могут создавать союзы с другими людьми.

А на вопрос, продолжать ли собственный род, каждый человек должен ответить самостоятельно.

Разница в физиологических потребностях ребенка и взрослого

Потребности ребенка незначительно отличаются от потребностей взрослого человека: детям также нужны качественная еда, достаточный и регулярный сон, отдых, чистый воздух.

До подросткового возраста потребность реализовывать сексуальное желание практически отсутствует, но ощущать определенные импульсы дети способны: часты случаи мастурбации в детском возрасте.

Они являются вариантом нормы (ребенок изучает свое тело, прислушивается к ощущениям), за исключением случаев, когда ребенок занимается этим очень часто и пренебрегает другими занятиями: в таком случае его нужно показать детскому психологу.

Норма физиологической потребности в еде для детей :

  • от года до четырех лет: 3-3,5 г белков на килограмм (вес ребенка умножается на указанное число), 3,5-4 г жиров и 10-12 г углеводов.
  • от четырех до семи лет: 3-3,5 г белков, 3 г жиров, 15-16 г углеводов.
  • школьный возраст: 2,5-3 г белков, 2,5 г жиров, 10-13 г углеводов.

Лучшая и максимально сбалансированная пища для ребенка до года — материнское молоко .

Если же возможности кормить ребенка молоком нет, важно совместно с доктором подобрать оптимальный вариант кормления, учитывающий индивидуальные потребности младенца.

Норма сна :

  • Первые полгода жизни: 16-20 часов в сутки.
  • От шести месяцев до полугода: 14-15 часов.
  • От года до семи лет: 12-14 часов.
  • От семи лет до совершеннолетия: 8-10 часов.

Также ребенку важно иметь достаточно возможностей для регулярного отдыха.

Как не позволить им перерасти в зависимость?

Существуют состояния, при которых человек испытывает чрезмерное желание удовлетворять определенные потребности , к примеру, много спать, часто и много есть.

В таких случаях нужно говорить не о зависимостях: как правило, подобные изменения сигнализируют о наличии у людей тех или иных проблем в психическом либо соматическом здоровье, с которыми нужно разбираться.

Специалисты выделяют целый спектр психических заболеваний, так или иначе связанных с едой. Эти заболевания называются РПП: расстройствами пищевого поведения.

К ним относятся анорексия, булимия, компульсивное переедание, орторексия, бигорексия и другие болезни. Их нужно лечить совместно с психотерапевтом.

РПП часто сочетаются с другими психическими заболеваниями , такими как депрессия, неврозы, ПТСР, обсессивно-компульсивное расстройство, и могут возникать на их фоне.

Также чрезмерный аппетит может свидетельствовать о наличии гормональных нарушений в организме.

Иногда он возникает на фоне приема некоторых лекарственных препаратов.

Если человек ощущает, что его аппетит неадекватно вырос без видимых причин и это сохраняется продолжительное время, ему важно обратиться в больницу.

Чрезмерная потребность в сне и отдыхе — частый признак различных психических и соматических нарушений. К примеру, люди с хроническими заболеваниями нуждаются в отдыхе больше, чем здоровые люди.

Существует термин «гиперсомния». Это состояние, при котором человек много спит и чувствует сонливость вне сна.

Она наблюдается и у здоровых людей (из-за стресса, после периода без сна, при приеме определенных медикаментов). Также она может наблюдаться при наличии следующих нарушений:

  • травмы головы;
  • депрессия;
  • уремия;
  • апноэ.

Чрезмерная потребность в сексе может быть признаком различных гормональных нарушений, наличия опухолей (и доброкачественных, и злокачественных), травм головы, осложнений после нейроинфекций, некоторых психических нарушений. Но также она может быть и нормой, особенно у подростков.

Чтобы не стать заложником собственных физиологических потребностей, важно прислушиваться к себе и при появлении тревожных сигналов обращаться к врачам , которые специализируются на соматике, либо к психотерапевтам.

Фрустация физиологических потребностей ребенка:

Потребности или нужда – это самый сильный фактор, определяющий целенаправленность активности любого субъекта, поскольку личностные потребности человека являются основной мотивацией, двигающей силой, побуждающей индивидуум на конкретные действия с целью их удовлетворения.

Можно также говорить о том, что потребности человека – это специфическое состояние личности, проявляющееся зависимостью от возможности в определенных условиях или событиях.

Активность личности находит свое проявление именно в удовлетворении появляющихся потребностей, которые формируются под влиянием условий воспитания и различных культурных, духовных ценностей.

Сугубо биологическая точка зрения рассматривает такое понятие как «надобность» в качестве специфического состояния организма, выражающее объективное желание в каком-либо материальном или духовном благе. Исходя из такого определения, можно говорить, что потребности полностью зависят от жизненного образа конкретного индивидуума. А также от сферы его обитания и условий, которые она ему задает.

В современном мире существует много различных возможностей, что приводит к наличию большого спектра потребностей каждого индивидуума. Не стоит также забывать, что на формирование желаний влияют особенности воспитания, культурный уровень, масса различных социальных условий. Создать единую систему, которая позволила бы максимально точно классифицировать все виды личностных потребностей практически нереально.

Сейчас уже предложена масса классификаций, распределяющих потребности в группы по тому или иному признаку. Простейшая из них подразделяет индивидуальные нужды на материальные и духовные. Материальные нужды также принято называть биологическими, подразумевая тот факт, что они реализуются как исключительно естественные потребности человека как существующего вида.

К биологическим потребностям относят, например, потребность в еде, отдыхе и сне, необходимость в тепле и одежде, наличие дома, личное пространство, сексуальные потребности. Другой же вид потребностей, которые принято называть духовными или идеальными, включает в себя такие стремления как потребность в своем социальном признании, дружбе, отношениях, общении, познании мира в целом.

Также популярной является концепция, выдвинутая А.Х. Маслоу. Согласно ей, иерархическая структура потребностей представляет собой определенное направление деятельности индивидуума в зависимости от того, какой «уровень» иерархии потребностей удовлетворен, а какой – нет. Сам Маслоу изображал ее в виде пирамиды, где каждый последующий сегмент заключал в себе определенную потребность, регулирующую поведение субъекта в зависимости от степени удовлетворения предыдущих сегментов.

Следует отметить тот неизменный факт, что у каждого индивидуума существует своя степень выраженности любых потребностей, так как эта черта является сугубо уникальной. Тем не менее, ни один человек не сможет полноценно существовать, скажем, без окружающего социума, поскольку его наличие делает возможным удовлетворение потребности в актуализации своего «Я».

Ведущие потребности личности

В психологии все чаще применяется выделенный ряд надобностей, которые представляют собой так называемые ведущие потребности личности или основные потребности. Наличие данного ряда потребностей не зависит от возраста или пола индивидуума, при этом они могу розниться не только по своему содержанию, но и по уровню их выраженности в окружающем социуме.

Подразумевается первичное соотношение одной потребности к другим, что обуславливает некоторую приоритетность. Это факт также подчеркивал создатель иерархической структуры потребностей Маслоу. При этом он называл потребности, вызванные отсутствием того или иного блага «дефицитными».

В случае «дефицитной» потребности индивидуум всячески концентрирует свои действия на восполнение данного дефицита, в то время как другие потребности становятся «вторичными». К примеру, если человек испытывает выраженное чувство жажды или голода, его уже мало беспокоит мнение соседа или близких людей о его внешнем виде или каком-то поступке.

Выделяют шесть общих групп ведущих потребностей:

  • Физические потребности и нужды. Они включают в себя такие естественные и физиологические нужды как наличие воздуха, еды, питья, возможности отдыха и сна. Также к данной группе причисляют и социальные потребности в общении и интимных отношениях.
  • Отдельным уровнем выделены эмоциональные потребности. Это может быть необходимость в постороннем доверии, признании, чувствах дружбы и любви.
  • Общественная потребность – нужда в том, чтобы обладать определенной «нишей» в каком-либо обществе, дружеском коллективе, организации.
  • Интеллектуальные потребности представляют собой необходимость находить ответы на возникающие вопросы, нужду в удовлетворении любопытства.
  • Также выделяют ряд духовных потребностей. Они заключаются в необходимости веры в божество, высшее существование, определенную атрибутику. Подобные вещи помогают сохранить внутреннюю гармонию и переносить возникающие трудности.
  • Творческая потребность, заключающаяся в необходимости самовыражения любым из доступных способов, творческой реализации.

Необходимо подчеркнуть, что удовлетворение личностных потребностей человека – это неотъемлемая часть его благосостояния. Выполнение всех основных нужд является залогом позитивного настроя и эмоциональной гармонии человека.

Личностные потребности и мотивация

Мотивационный процесс человека характерен тем, что он представляет собой совокупность различной направленности деятельности индивидуума. Она может заключаться как в стремлении достижения определенной цели, так и в попытках любым способом избежать ее, выражаться в решении вопроса о том, должно быть реализовано определенное действие или же нет.

Характерным является то, что данные сложные процессы в сознании сопровождаются определенным эмоциональным всплеском, который может найти свое проявление в возбуждении, волнении, радости или страха. Также мотивационные процессы нередко сопровождаются субъективным ощущением внезапного роста или упадка сил.

Можно утверждать, что личностные потребности и мотивация связаны между собой, поскольку именно она определяет целенаправленность действий индивидуума, являясь движущим механизмом в принятии решений, собранности, преодолении возникающих преград и трудностей. Дело в том, что под мотивацией подразумевают не только совокупность конкретных мотивов, подталкивающих к достижению целей.

Мотивация – это набор психофизиологических процессов, влияющих на целенаправленность действий и уровень внутренней энергии, которая является необходимой для выполнения этих самых действий.

Следует отметить, что мотивация является своеобразным следствием возникающих у индивидуума потребностей. По сути, она представляет собой своеобразный «посредник» между возникающей потребностью и реальными физическим активными действиями, выражаясь в виде психического «побуждения к движению». Этим также объясняется тот факт, что за, казалось бы, одинаковыми действиями разных индивидуумов, стоит совершенно разная мотивация и причина.