Александр Македонский – краткая биография. Македонский Александр - биография

Взойдя на трон Македонии в двадцать лет, Александр завоевал Персидскую империю в двадцать пять, часть Индии - в тридцать и умер в Вавилоне три года спустя. Его жизнь оказалась очень короткой: ее хватило на то, чтобы создать державу, величайшую из всех существовавших ранее.


Взращенный под Миезой

Об Александре Македонском известно много и мало. Можно вполне определенно проследить главные эпизоды его царствования и завоевания Востока, начиная с первой победы на реке Граник и оканчивая его смертью в Вавилоне. Но причины, побудившие его броситься в столь неслыханную авантюру, мечты и цели, двигавшие им в продолжение этой военной, политической и религиозной эпопеи, остаются во многом предметом догадок. К тому же информации из первых рук на этот счет не существует, и вся осведомленность, как известно, опирается в основном на греческие и латинские сочинения, составленные много веков спустя. Прежде всего - на исторические и географические труды Арриана, Плутарха, Курция Руфа, Диодора Сицилийского, Помпея Трога, Страбона и некоторых других авторов. Историю Александра Македонского современные исследователи реконструируют сложным путем исторической критики.

Александр Македонский родился в июле 356 года до н. э. от брака македонского царя Филиппа и царицы Олимпиады. В Древней Греции все знатные, в особенности царские, роды претендовали на происхождение от богов или героев. Македонские цари вели свою родословную от Геракла - сына греческого бога Зевса от смертной женщины Алкмены. По материнской линии Александр Македонский мог считаться прямым потомком Ахилла, героя легендарной Троянской войны, воспетого Гомером.

Александр Македонский" >

Про мать Александра прежде всего известно то, что она принимала активное участие в существовавших тогда религиозных ритуалах. Плутарх об этом сообщает следующим образом: «Издревле все женщины той страны участвуют в орфических таинствах и оргиях в честь Диониса». В этой религиозной практике не было ничего необыкновенного. Однако Олимпиада, по его словам, «ревностнее других была привержена этим таинствам и неистовствовала совсем по-варварски; во время торжественных шествий она несла больших ручных змей, которые часто наводили страх на мужчин». Плутарх и другие писатели древности называют это причиной размолвки между Филиппом и Олимпиадой, приведшей к тому, что царь оставил царицу: «Однажды видели змея, который лежал, вытянувшись вдоль тела спящей Олимпиады. Говорят, что это больше, чем что-либо другое, охладило влечение и любовь Филиппа к жене, и он стал реже проводить с ней ночи, то ли потому, что боялся, как бы женщина его не околдовала или же не опоила, то ли считая, что она связана с высшим существом, и потому избегал близости с ней». В более приземленной формулировке последняя мысль могла прозвучать в виде вопроса о том, кто же является «настоящим» отцом Александра: царь Филипп или же скрывающееся в обличье змеи божество? Впоследствии Александр Македонский широко эксплуатировал эту выигрышную тему своего сверхъестественного происхождения. Якобы, провожая Александра в персидский поход, Олимпиада открыла сыну тайну его необычного рождения. Впрочем, есть и совсем другие свидетельства. Согласно им Олимпиада протестовала против утверждения, что родила не от мужа. Как пишет все тот же Плутарх, «Олимпиада опровергала эти толки и восклицала нередко: Когда же Александр перестанет оговаривать меня перед Герой?!» (Греческая богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей брака.) Если же эта легенда и имеет какие-то основания, то, скорее всего, они относятся к другому периоду жизни Олимпиады. Царь Филипп явно считал Александра своим сыном.

Самым необыкновенным фактом юности Александра был его учитель - величайший греческий философ Аристотель, приглашенный царем Филиппом. Как сообщает Плутарх, за обучение сына царь Филипп расплатился с Аристотелем прекрасным и достойным способом: «Филипп восстановил им же самим разрушенный город Стагиру, откуда Аристотель был родом, и возвратил туда бежавших или находившихся в рабстве граждан. Для занятий и бесед он отвел Аристотелю и Александру рощу около Миезы, посвященную нимфам». В этом замечательном факте угадывается не столько связанность Македонии с греческой культурой, сколько… желание такой связи. Страна македонских царей была наполовину варварской окраиной греческого мира - диким местом, пояснял Демосфен, где нельзя купить даже порядочного раба.

Свобода по-эллински

Наличие свободы - вот главное, что разнило греков и варваров. Аристотель и афинский оратор Исократ авторитетно утверждали, что «раб и варвар по своей природе - понятия тождественные», что подданные Персидской империи в отличие от граждан греческих государств «в душе низки и полны раболепного страха». «Стремясь унизить себя любым способом, они преклоняются перед смертным человеком», своим царем, чего заслуживают только боги. Идеал свободы подразумевал желанный для греков тип общественного устройства - коллективы граждан, самостоятельно решающих свою судьбу. Греческий мир не был одной страной и не стремился ею быть. Он складывался из множества вполне или относительно самостоятельных, небольших или совсем маленьких государств, которые могли соединиться перед лицом общего врага, например тех же персов. По факту такого объединения неизбежно ставился вопрос о том, кто же будет главным. Афины, Фивы или Спарта соглашались действовать во имя Греции, но не под чужим руководством.

Мотив обличения персидского деспотизма как полной противоположности греческой свободе не был случайным. Свои политические идеалы, равно как и мысль о единстве Эллады перед лицом персов, греки вынесли из Греко-персидских войн первой половины V века до н. э. Разрозненные в политическом отношении, непохожие во многом на других, греческие племена связывала память об общем прошлом. Центральная фигура воспоминания - история коалиции, панэллинского сплочения против врага на Востоке. Сама мысль о коалиции Европы против Азии навеяна, конечно же, «Илиадой». Повествование о Троянской войне воспринималось эллинами как история, а не как миф или художественный вымысел. На основании этого эпического текста они, по всей видимости, стремились понимать себя как один народ, единое целое. Но в еще большей степени их менталитет и самосознание формировали драматические и героические страницы истории нашествия на греческий мир персидского царя Ксеркса в 480 году до н. э., почти за полтораста лет до Александра Македонского. Из патриотического убеждения в моральной правоте и образцовом общественном устройстве эллинов в конце концов вытекали - едва ли справедливые - соображения о непрочности персидского государства и легкости завоевания Персии. С середины IV века до н. э. идею завоевательного похода на Восток развивали многие греческие писатели. Возможность прибрать к рукам чужое у них соединялась с долгом отмщения историческому врагу за пепел сожженных городов и поруганные святыни Эллады.

Война с персами казалась им выходом из бесконечных войн самих же греков с греками. «Перенесем богатства Азии в Европу, а бедствия Эллады - в Азию», - обращался оратор Исократ к македонскому царю Филиппу, видя в нем потенциального лидера Греции, способного повести ее на Восток. Зато немало других греков расценивали стремительный рост македонского влияния как угрозу свободе. Демосфен обрушивал на Филиппа свои филиппики, ставшие нарицательным названием разоблачительных речей. После победы македонцев над союзными силами греческих городов во главе с Афинами, одержанной в 338 году до н. э. при Херонее, собравшийся в Коринфе общегреческий конгресс фактически подтвердил политическое верховенство Македонии в Греции. Конгресс объявил войну персам, назвав царя Филиппа вождем военного похода в Азию. Почти вся Эллада, за исключением Спарты, обещала пойти за ним. Возмездие персам стало одной из названных целей будущей войны, ее вполне официальной программой. Столь же прямо греки признавались и в собственном экспансионизме. Помимо отмщения за оскверненные и преданные огню греческие святыни общегреческая война против Персидского царства должна была присоединить к греческому миру азиатский берег Эгейского моря.

Не заслоняй мне Солнце

Летом 336 года до н. э. Филипп Македонский был сражен рукой убийцы посреди празднеств по случаю свадьбы дочери. В причастности к этому злодеянию, по сообщению греческого историка Арриана, Александр впоследствии обвинял персидского царя Дария: «Отец мой умер от руки заговорщиков, которых сплотили вы, о чем хвастаетесь всем в своих письмах». Этот факт, скорее всего, правдоподобен. Защита греческой свободы от Македонии щедро оплачивалась персами. Персидское участие в делах Эллады традиционно выражалось в финансировании нужных политических проектов. Вся вольнолюбивая Греция, до героя своей «антимакедонской партии» Демосфена включительно, звенела в карманах персидским серебром.

Историки древности и наших дней одинаково высоко ставят царя Филиппа. Сравнивая отца и сына, римский автор Помпей Трог находит такие слова: «Способы побеждать у того и другого были различны. Александр вел войну открыто. Филипп пользовался военными хитростями. Он радовался, если ему удавалось обмануть врагов. Александр - если удавалось разбить их в открытом бою… Благодаря этим чертам характера отец заложил основы мировой державы, а сын закончил дело».

Смерть Филиппа, казалось, обнаружила непрочность возведенной им политической конструкции. Но уже в первые месяцы царствования юный македонский царь Александр стремительно и жестоко подавил вспыхнувшее с новой силой сопротивление греков и подвластных Македонии фракийских и иллирийских племен. Потрясением для Греции стало известие о взятии и разрушении могущественных Фив в 335 году до н. э. Население города было продано в рабство. Примечательное исключение Александр сделал для потомков поэта Пиндара. Остальным - нетронутым - урока на время хватило: например, устрашенные судьбой Фив Афины вымолили себе прощение. Такие военные акции Александра были только приготовлением к большому походу, который намечался против Персидского царства.

К этому времени принадлежит и знаменитая сцена с Диогеном, пересказанная бессчетное число раз множеством писателей. После энергичных военных мер македонского царя, вернувших ему влияние в Греции и ожививших планы войны в Азии, многие известные люди поспешили засвидетельствовать ему свое почтение. Будучи недалеко от Коринфа, Александр Македонский предполагал, что так же поступит и философ Диоген. Но, не дождавшись знаков внимания, царь сам отправился к философу. Диоген лежал и грелся на солнце. Поздоровавшись, царь спросил Диогена, нет ли у него какой-нибудь просьбы. «Отступи чуть в сторону, - ответил тот, - не заслоняй мне солнце».

Начало триумфального шествия

Говоря о причинах похода Александра против персов, историк Арриан цитирует письмо Александра к персидскому царю Дарию: «Ваши предки вторглись в Македонию и остальную Элладу и наделали нам много зла, хотя и не видели от нас никакой обиды. Я, предводитель эллинов, вступил в Азию, желая наказать персов». Строго говоря, большая часть Греции царя Македонии об этом не просила.

Весной 334 года до н. э. по мосту, наведенному из составленных борт к борту кораблей и плотов, Александр во главе сорокатысячной армии перешел через Геллеспонт (теперь пролив Дарданеллы) в Азию. Первым делом оттуда он поспешил в Трою, с которой для греческого мира было связано так много. Здесь он принес жертву Афине, а также почтил могилу Ахилла. Умастив тело, он состязался с друзьями в беге вокруг памятника. Как пишут Арриан и Плутарх, возлагая венок на могилу Ахилла, Александр провозгласил его счастливым, потому что о его славе возвестил на будущие времена такой поэт, как Гомер. Символизм этого жеста вполне понятен. Александр Македонский воздал положенную честь своему легендарному предку, который явно был для него еще и образцом для подражания. Но это означало еще и другое. Македонский царь обращался к исторической памяти греков, используя гомеровский эпос о Троянской войне в качестве примера единения сил греческого мира для войны в Азии. Военные силы греческих городов, кажется, не были Александру большим подспорьем. Он ждал от греков, чтобы они хотя бы не выступали на стороне персов.

В мае 334 года до н. э. на реке Граник Александр встретился с персидской армией, пришедшей его остановить. Победа македонцев была полной. После Граника македонский царь отправил в Афины 300 комплектов персидского военного снаряжения и посвятил их Афине Палладе. Надпись повелел он сделать такую: «Александр, сын Филиппа, и все эллины, кроме спартанцев, взяли от варваров, обитающих в Азии». В действительности при Гранике и в следующих сражениях греческие наемники составляли наилучшую часть персидской пехоты. Афинское посольство напрасно просило царя Александра отпустить афинян, взятых в плен при Гранике. Наемников врага македонский царь предполагал сгноить в рудниках.

В продолжение следующего года военных действий македонская армия овладела западным и южным побережьями Малой Азии (современная территория Турции) и укрепилась в важных стратегических пунктах в глубине полуострова. Следующее большое сражение, на этот раз с главными и наилучшими силами персов во главе с самим персидским царем Дарием, произошло на границе Киликии и Сирии у города Исса в ноябре 333 года до н. э. Сгрудившаяся в тесной долине персидская армия не сумела воспользоваться своим численным превосходством. Вторая битва - вторая победа. Царь Дарий бежал в Месопотамию, бросив войско, сокровища, мать, жену и детей. Это поражение персов имело огромный политический и моральный резонанс. Тем не менее военное положение македонцев не было блестящим ни в Греции, где персидский флот и персидские деньги отвоевывали потерянное, ни в Малой Азии, куда отступила значительная часть персов после Иссы. Не заботясь о персах, успешно действующих у себя в тылу, после битвы при Иссе Александр предпочел повернуть свою армию на юг, желая подчинить богатые торговые города Финикии. Это был ход конем. Финикийский флот являлся сильнейшим во всем Восточном Средиземноморье, и именно финикийские корабли составляли основу неодолимой силы персов на море. Военный успех в Финикии должен был лишить персов флота. Большинство ее городов покорилось македонцам по первому их требованию.

Крупнейший и наилучшим образом укрепленный финикийский город Тир (ныне Сур) оказал царю Александру самое отчаянное и длительное сопротивление. Власти Тира поначалу также соглашались подчиниться. Но их условием было то, что Александр Македонский не войдет в городские стены. На горе жителей города царь принимал за Геракла местное божество Мелькарта, святилище которого помещалось в городском центре. Он не мог отступиться от того, кого считал своим предком, и не взять Тир силой. По словам Арриана и Плутарха, во время осады Александр увидел во сне, как Геракл протягивает ему со стен руку и зовет его к себе. Впрочем, в другой раз сон Александра был, скорее, эротического свойства. Ему приснился сатир, который издали заигрывал с ним, но увертывался и убегал, когда царь пытался его схватить, и дал себя поймать лишь после долгой погони и уговоров. Жители же Тира подозревали в измене не своего Мелькарта-Геракла: «В то же время многим жителям Тира приснилось, - пишет Плутарх дальше, - будто Аполлон сказал, что он перейдет к Александру, так как ему не нравится то, что происходит в городе. Тогда, словно человека, пойманного с поличным при попытке перебежать к врагу, тирийцы опутали огромную статую бога веревками и пригвоздили ее к цоколю, обзывая Аполлона «александристом». Островное положение делало город неуязвимым. Македонскому царю пришлось засыпать море, соединив остров с материком. Жители взятого штурмом Тира, как до того Фив, были проданы в рабство.

Настоящий полубог

Из покорившейся Финикии Александр устремился в Египет, где основал город Александрию. Другим особенным событием его египетского «тура» стало рискованное путешествие через пески ливийской пустыни в оазис Сива к жрецам египетского бога Амона-Ра, которого греки уподобляли своему Зевсу. Арриан представляет дело так: Александра охватило желание отправиться к Амону в Ливию, поскольку говорили, что предсказания Амона сбываются в точности и что именно он давал предсказания Персею и Гераклу. Поскольку Александр стремился подражать этим героям и вдобавок происходил из рода обоих, он возводил свое происхождение к Амону, как возводят мифы происхождения Геракла и Персея к Зевсу. Итак, царь «отправился к Амону, рассчитывая, что он в точности узнает о том, что его касается, или по крайней мере сможет сказать, что узнал». Что именно сказало ему божество устами собственных жрецов, точно не известно. Якобы оно подтвердило божественное происхождение македонского царя. Плутарх в своем жизнеописании Александра дает курьезную интерпретацию этого эпизода. Согласно Плутарху, египетский жрец, приветствовавший Александра Македонского, желал сказать ему по-гречески «пайдион» («дитя»), но по причине дурного произношения вышло «пай Диос» («сын Зевса»). Вполне этим довольный, македонский царь будто бы немедленно удалился. Вовсе не обязательно принимать этот рассказ за чистую монету. В нем скорее угадывается скепсис, с которым на желание Александра сравняться с богами смотрели греки. В Египте таких сомнений возникнуть не могло. Как новый египетский фараон, Александр считался братом и сыном богов на самом законном основании.

Не принимая мирных предложений, из Египта завоеватель наконец двинулся за Евфрат, желая встретиться со своим врагом в решающей схватке. Чтобы подготовиться к ней самым наилучшим образом, у персидского царя Дария, или, как более точно звучал его титул, «царя царей», было и время, и возможности. Войска, стянутые со всех концов его необъятной империи, возможно, отличались разной боеспособностью. Но среди них были действительно отличные воинские части, в том числе тяжелая бактрийская конница, индийские слоны и… греческие наемники. Спустя несколько веков римский историк, автор «Истории Александра Великого» Курций Руф описывает двести персидских колесниц с нескрываемым ужасом: «Копья с железными наконечниками выступали впереди дышла. С обеих сторон хомута было по три меча и еще множество копий. Кроме того, к ступице колес крепились косы, которые должны были разрубать все, что встречается на пути». Около деревни Гавгамелы, недалеко от города Арбелы в Месопотами, персидские военачальники нашли поле для будущей битвы, не походившее на теснину Иссы, где персы так нелепо передавили сами себя. Для лучшего маневра своей конницы, на которую персы особенно полагались, они даже срыли холмы. В октябре 331 года до н. э. армия Александра, безусловно, меньшая по численности, расположилась на позиции, приготовленной для нее персами. Все это чересчур походило на страшный капкан, обещавший истребить македонцев. Парменион, военачальник македонского царя, отчаянно советовал ему атаковать персов ночью. Александр Македонский, по преданию, ему ответил, что «не крадет побед». Накануне битвы он так спокойно спал, что его пришлось будить, когда войско уже начинало строиться. Ожидая ночной атаки македонцев, персы простояли в боевом строю всю ночь. Затем у персов все пошло не так, подготовленные атаки не получались, сражение развалилось на несколько схваток, шедших с переменным успехом. Дарий снова раньше времени посчитал, что все погибло, и бежал, так что македонцам оставалось добить разрозненные персидские отряды.

Дарий вновь ускользнул. Но поверженная Персидская империя лежала у ног македонца. Он беспрепятственно вошел в пять ее столиц в Месопотамии, Персиде и Мидии - Вавилон, Сузы, Пасаргады, Персеполь и Экбатаны, и баснословные сокровища попали в его руки. Многое в этом триумфальном шествии теперь было новым.

В определенном смысле оно представлялось логическим окончанием греко-персидских войн. Плутарх пересказывает историю о старике, плакавшем от счастья при виде Александра, восседающего на троне некогда столь грозных персидских царей. «Какой великой радости, - по преданию, говорил он, заливаясь блаженными слезами, - лишились те из греков, кто умер, так и не узрев такого». Из Суз Александр отослал обратно в Афины символический трофей персидского царя Ксеркса - скульптурную группу «тираноубийц» Гармодия и Аристогитона, борцов за афинскую демократию, одно из самых прославленных произведений раннего классического искусства. Пир в Персеполе окончился сожжением царского дворца, которое, в глазах хмельной компании, символизировало месть оскорбленной Греции. Об этом пьяном поджоге древние авторы сообщают по-разному. Впрочем, рассказ Плутарха снова обстоятельнее и интереснее других. Якобы инициатива принадлежала особе вполне легкомысленного поведения, по-гречески - гетере. «В общем веселье, - рассказывает он, - вместе со своими возлюбленными принимали участие и женщины. Среди них особенно выделялась Таида, родом из Аттики, подруга будущего царя Птолемея. То умно прославляя Александра, то подшучивая над ним, она, во власти хмеля, решилась произнести слова, вполне соответствующие нравам и обычаям ее родины, но слишком возвышенные для нее самой. Таида сказала, что в этот день, глумясь над надменными чертогами персидских царей, она чувствует себя вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитанииях по Азии. Но еще приятнее было бы для нее теперь же с веселой гурьбой пирующих пойти и собственной рукой на глазах у царя поджечь дворец Ксеркса, предавшего Афины губительному огню. Пусть говорят люди, что женщины, сопровождавшие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота. Слова эти были встречены гулом одобрения и громкими рукоплесканиями. Побуждаемый упорными настояниями друзей, Александр вскочил с места и с венком на голове и с факелом в руке пошел впереди всех. Последовавшие за ним шумной толпой окружили царский дворец, сюда же с великой радостью сбежались, неся в руках факелы, и другие македонцы, узнавшие о происшедшем».

Впоследствии Александр высказывал сожаления по поводу случившегося. В самом деле, после Гавгамел он обнаруживал все большую склонность щадить завоеванные края, позволял сатрапам персидского царя оставаться на своих местах, демонстрировал уважение к местным богам и даже истории Персидского царства. В Экбатанах, последней из завоеванных персидских столиц, Александр отпустил домой греческих союзников и фессалийскую конницу. Это должно было означать, что общегреческий поход против Персидского царства, провозглашенный в Коринфе, успешно окончен и все дальнейшее остается делом одной Македонии и ее царя. Желающие быть с ним греки теперь сделались его наемниками. Считая себя законным преемником персидских царей, Александр преследовал несчастного Дария. Но когда остававшиеся с Дарием сатрапы расправились с ним, македонский царь взял на себя труд отомстить за его смерть.

Новая и непонятная для многих роль, которую брал на себя завоеватель, требовала от него нахождения общего языка с персидской знатью, сохранения в некотором преображенном виде административного скелета своей новой и неведомой державы, определенного усвоения политической идеологии Персидского царства, находившей, в частности, выражение в дворцовом этикете. К нескрываемому ужасу и нарастающему возмущению греков и македонцев завоеватель попытался распространить на них персидский порядок обращения к царю, который подразумевал буквальное поклонение ему, несовместимое с греческими понятиями о свободе и достоинстве. Больше, чем что бы то ни было, эта болезненная тема вела Александра к столкновению с ревнителями традиций царской власти в среде его непосредственного окружения, составленного из македонской аристократии.

Сцена убийства Клита стала эмоциональной кульминацией конфликта царя со своими ближайшими соратниками. Клит - друг детства Александра, брат его кормилицы, командир царской илы - отборного отряда македонской конницы, приносящей царю его победы. Если следовать Арриану, Клит находит примечательную форму противодействия наступающей «тирании» Александра Македонского. На одном из пиров Клит вступается за древних героев, оспаривая единоличный характер подвигов Александра. Не в силах больше слушать, как придворные льстецы принижают Геракла и Диоскуров, превознося македонского царя как первого среди полубогов, Клит смело и страстно заявляет, что подвиги Александра совершены всеми македонцами. Его пробовали утихомирить, но он не унимался и требовал, чтобы Александр при всех сказал то, что думает. Наконец, его вытолкали из пиршественной залы. Клит вернулся через другие двери. Протягивая руку, Клит кричал Александру: «Вот эта самая рука спасла тебе жизнь» (такое действительно было в сражении при Гранике). Выхватив копье у стражника, Александр Македонский убил его.

Здесь остановился Александр

Неожиданно тяжело давшееся завоевание Бактрии и Согдианы (приблизительно территории теперешнего Афганистана и Средней Азии) сначала было связано с тем, что бактрийский сатрап Бесс попытался провозгласить себя новым персидским «царем царей». Александр не считал это место вакантным. Но устранение Бесса не стало окончанием войны. Уцелевшие сатрапы и местная знать, пользуясь крахом державы персидских царей и рассчитывая на труднодоступность своих областей, думали сохранить независимость. Такая война по мере упорства и взаимного ожесточения сторон уже не походила на прежнюю. Женитьба македонского царя на дочери одного из бактрийских князьков Роксане была способом привязать местную знать к своему царствованию.

Только по прошествии двух лет, добившись определенного успеха в умиротворении Согдианы, Александр смог приступить к исполнению другого амбициозного замысла. Весной 327 года до н. э. армия Александра Македонского, в рядах которой греки и македонцы, впрочем, уже давно составляли лишь малую часть, двинулась в Индию. В этом походе самая значительная победа была одержана летом следующего года над индийским царем Пором, могущественное царство которого располагалось к востоку от среднего течения Инда. Военный успех, доставшийся большой кровью, открывал, казалось, дорогу в долину Ганга. Утомленное битвами, измученное непривычным климатом, неизвестностью о противнике, войско отказалось продолжать поход. Нечто подобное уже случалось прежде, и Александр знал, как поступить. Однако на этот раз силы и терпение его солдат действительно иссякли. Сколько он гневно ни удалялся в свою палатку, никто не являлся его уговаривать. «Не было ни одного солдата, из которого ему бы удалось вытянуть слово». Армия решительно и определенно отказалась видеть смысл в дальнем предприятии, и завоевателю пришлось уступить. Войско ликовало, «многие из воинов плакали, а другие подходили к царской палатке, призывая многочисленные благословения на Александра за то, что он согласился быть побежденным только ими». По преданию, двенадцать алтарей в честь богов Олимпа вокруг бронзовой колонны с надписью «Здесь остановился Александр» были воздвигнуты на месте окончания похода. Впрочем, отступление Александра вниз по течению реки Инд все еще было завоеванием. На обратном пути он погубил половину своей армии в пустыне Гедросии. Александр двинулся этой дорогой только потому, что слышал, что там не смогли пройти с армиями Семирамида и Кир. Возвращение из индийского похода окончилось чем-то вроде карнавального парада в честь бога Диониса. Греческий миф называл бога Диониса первым завоевателем Индии. Плутарх о шествии Александра сообщает так: «Восстановив свои силы, македонцы семь дней веселой процессией шествовали через Карманию. Восьмерка коней медленно везла властелина, который беспрерывно, днем и ночью, пировал с ближайшими друзьями, восседая на своего рода сцене, утвержденной на высоком, отовсюду видном помосте. Затем следовало множество колесниц, защищенных от солнечных лучей пурпурными и пестрыми коврами или же зелеными, постоянно свежими ветвями, на этих колесницах сидели остальные друзья и полководцы, украшенные венками и весело пирующие. Нигде не было видно ни щитов, ни шлемов, ни копий, на всем пути воины чашами, кружками, кубками черпали вино из пифосов и кратеров и пили за здоровье друг друга, одни при этом продолжали идти вперед, другие падали наземь. Повсюду раздавались звуки свирелей и флейт, звенели песни, слышались вакхические восклицания женщин. В течение всего этого беспорядочного перехода царило такое необузданное веселье, будто сам Дионис присутствовал тут же и участвовал в этом радостном шествии».

Александру Македонскому оставалось еще два года жизни. Он вернулся в Вавилон не затем, чтобы сидеть сложа руки. По прошествии нескольких лет, проведенных им в дальних краях, он нашел управление совершенно расстроенным. Фактически первой его задачей было взять под контроль области, попавшие в руки лиц, беспардонно злоупотреблявших властью, и навести там порядок.

Убежденный в своей божественной миссии, за год до смерти Александр потребовал от городов Греции учреждения для себя божественных почестей. В письме царя, отправленном из Суз весной 324 года, содержалась ссылка на пример Геракла, его отдаленного предка и, как упоминалось выше, сводного брата. Как Геракл, Александр победил всех и дошел до края света. Потому царь Александр потребовал себе храмов, статуй и жертвенников, как сыну высшего божества. Публичное почитание Александра города Эллады вводили у себя по принуждению. «Этот юнец жаждет алтарей. Так пусть ему их воздвигнут. Какие пустяки!» - язвил оратор Демосфен.

Александр упрекал греков за то, что они не дали ему завоевать Индию. Чувствуя себя призванным превзойти Геракла и Диониса, он не мог расстаться с мыслью дойти до края земли. Человек - герой - может уподобиться бессмертным богам, когда совершит нечто выходящее за пределы человеческих возможностей. Александр планировал для себя новый подвиг. Его замыслом было покорить Аравию, Африку и, обогнув ее, вплыть в Средиземное море через Геркулесовы столбы. Неожиданная болезнь и смерть македонского царя 10 июня 323 года вызвали кривотолки, однако они, вероятнее всего, не были связаны с отравлением и имели естественные причины.

Посреди своего времени

До конца античности на Александра Македонского смотрели, скорее, не доброжелательно. К примеру, в глазах римских стоиков македонский царь - псих и кровопийца, карикатура на героя, больной и несчастный человек с болезненным воображением, измучивший себя и еще больше окружающих, не умеющий владеть собой и своими желаниями и умерший от невоздержанности, став жертвой собственных крайностей. Римский философ Сенека по этому поводу высказался так: «Несчастного Александра гнала и посылала в неведомые земли безумная страсть к опустошению. Или, по-твоему, здрав умом тот, кто начал с разгрома Греции, где сам был воспитан? Кто отнял у каждого города то, что там было лучшего, заставив Спарту рабствовать, Афины - молчать? Кто, не довольствуясь поражением многих государств, либо побежденных, либо купленных Филиппом, стал опрокидывать другие в других местах, неся оружие по всему свету? Чья жестокость нигде не остановилась, уставши, - наподобие диких зверей, загрызающих больше добычи, чем требует голод? Уже множество царств он слил в одно; уже греки и персы боятся одного и того же; уже носят ярмо племена, свободные даже от власти Дария, а он идет дальше океана, дальше солнца, негодует, что нельзя нести победу по следам Геракла и Диониса еще дальше, он готов творить насилие над самой природой. Он не то что хочет идти, но не может стоять, как брошенные в пропасть тяжести, которые не могут остановиться в своем падении, пока не упадут на самое дно».

В определенном смысле психологический портрет Александра Македонского не выглядит большой загадкой. Аристократическое самосознание, построенное на памяти о дальнем родстве с богами и героями, нацеливало личность на стяжение славы. Вдруг оказавшись на троне мировой державы, он так и не сумел расстаться с кругозором и замашками мелкого греческого царька, до смерти измученного чувством собственной малости. Желание встать вровень с богами и героями - как нормальная этическая позиция знатного грека, не равняющего себя ни с кем еще, - было наследием греческой старины и знаком архаического вкуса. Посреди своего времени Александр, должно быть, действительно походил на пришельца из легендарных времен Троянской войны. Между тем греческий мир не мыслил себя в качестве подмостков для славы своих героев. Греки любили предания о Персее и Геракле. Но совсем не желали того, что кто-то перенесет их в такую сказку. Политическая разрозненность понималась многими как нормальное, правильное основание общественной жизни, суть их свободы. Так что в глазах огромной части греков царь Александр оставался самовластным тираном. Его заслуги оспаривали. Его презирали, боялись и не любили.

Александр III Македонский (с 356 по 323 до н.э.) — одна из самых влиятельных политических фигур древности. Величественный полководец, завоевавший территорию от берегов Греции до северной части Африки, включая земли современной Турции, Пакестана и Ирана.

К 13-летию своего правления легендарный воин Древнего Египта объединил земли Востока и Запада благодаря определенной технике ведения боя и культурному обмену. К моменту смерти Александра Македонского, которая настигла его на поле боя в 32 года, его репутация достигла такого пика, что его стали причислять к лику святых. Не всегда можно отделить правду от мифов, которые плелись вокруг властителя на протяжении веков. Все знают о завоеваниях царя, но немногим известно, кем же на самом деле был Александр Великий.

1. Главным учителем Македонского был Аристотель, и он обучался у других философов.

Филипп II Македонский пригласил воспитывать сына, 13-летнего Александра — наследника трона, Аристотеля, величайшего из всех философов в истории. Мало фактов известно о трех годах, проведенных будущим полководцем под опекой ученого. В это же время в Греции Александр Великий пытался найти знаменитого аскетика Диогена, который был большим циником и в доказательство своих убеждений проводил ночи в большом глиняном сосуде. Александр подошел к мыслителю на публичной площади и спросил Диогена, мог бы он что-нибудь ему предложить из своих несметных богатств. На что философ ответил:

Да, можете. Отойдите в сторону: вы закрыли от меня солнце ”. Молодой принц был очарован и впечатлен отказом Диагена и заявил: “Если бы я не родился Александром, я был бы Диогеном”.

Несколько лет спустя в Индии Македонский остановил бои из-за необходимости продолжить береду с гимнософистом, представителем религиозной индуисткой группы “джейн”, который избегал человеческого тщеславия и ношения роскошных одежд.

2. За 15 лет военных завоеваний армия Македонского не проиграла ни одной битвы.

Стратегия и тактика ведения боев Александра Великого до сих пор включена в программу обучения военных училищ. Первая победа была одержана им в 18 лет. Он вел войска с огромной скоростью в то же время позволяя им затрачивать минимум силы, чтобы достичь и разбить вражеские линии прежде, чем враги смогли среагировать. Заполучив Греческое царство в 334 году до н.э. полководец переправился в Азию (сегодня — территория Турции), где он выиграл сражение с персидскими войсками под предводительством Дария III.

3. Македонский назвал своим именем более 70 городов и один — в честь его коня.

В память о своих победах полководец основал несколько городов. Как правило, они строились вокруг военных фортов. Он называл их Александрией. Самый крупный город был основан в устье реки Нил в 331 г. до н.э. Сегодня северная столица занимает второе место по площади среди городов Египта. Другие населенные пункты расположены по пути военных достижений греческого престолонаследника: в Иране, Турции, Таджикистане, Пакистане и Афганистане. Рядом с рекой Хидаспес, где была одержана самая сложная за время индийской кампании победа, был образован город Бусефал, названный в честь любимого коня Македонского, который был смертельно ранен в бою.

4. Любовь Александра к его будущей жене Роксане вспыхнула с первого взгляда.


После молниеносного захвата в 327 до н.э. доныне непреступной горной крепости, согдийского Рока, 28-летний военачальник осматривал своих пленников. В этот момент Роксана, девушка-подросток из дворянского рода Бактрии поймала его взгляд. Вскоре после этого, как полагалось согласно свадебныях церемоний, царь разрезал буханку хлеба мечом и поделился половиной со своей невестой. Сын от Роксаны, Александр IV, родился после смерти Македонского.

5. Александр имел великолепный запах.

Плутарх в “Житие благородных греков и римлян”, спустя почти четыре столетия после гибели царя, сообщает, что кожа Александра “источала приятный запах ”, а его “его дыхание и тело было настолько ароматными, что одежда, которую он носил была словно покрытал духами ”. “Деталь, присущая обонятельным характеристикам образа царя, часто приписывается традиции, которая возникла во время его правления. Властители наделялись божественными атрибутами как всепобеждающие и могущественные”. Сам Александр открыто назвал себя сыном Зевса во время его визита в в 331 году до н.э.

6. После победы над Персией, Македонский перенял традиционный стиль одежды персов.

После шести лет постоянных вторжений на территорию Персидской империи в 330 г. до н.э. армии Македонского удалось захватить Песеполь, старинный центр персидской культуры. Понимая, что лучший способ сохранить контроль над местным населением — это перенять их образ жизни, греческий полководец начал носил полосатую с поясом тунику и диадему . Это повергало в ужас культурных пунистов в Македонии. В 324 г. до н.э. он сделал пышную свадьбу в городе Сузы, где 92 македонца были вынуждены взять в жены персиек. Сам Александр женился на Статире и Парисатиде.

7. Причина смерти Александра Великого представляет величайший секрет древнего мира.


Оазис Сива, Египет

В 323 году до н.э. прославленный правитель заболел после выпитого вина на пиршестве. Через несколько дней, в возрасте 32 лет, Македонский скончался. Учитывая что отец был убит собственным помощником, в числе подозреваемых было близкое окружение царя, особенно супругу Антипатру и сына от нее — Кассандра. Некоторые биографы древности даже предположили, что организаторами стала вся семья Антипатра. Современные медицинские эксперты высказывают предположение, что причиной смерти Македонского была малярия, печеночная недостаточность, инфекция легких или брюшной тиф.

8. Тело Александра хранится в чане с медом.

Плутарх сообщает, что тело Македонского сначала было отправлено в Вавилон к египетским бальзамировщикам. Однако ведущий египтолог А.Уоллис Бадж предположила, что останки воина Древнего Египта были погружены в мед, чтобы предотвратить распад. Через год-два оно было было возвращено в Македонию, но его перехватил Птолемей I, один из бывших генералов. Поэтому, зная место нахождения тела Македонского, Птолемей получил статус преемника великой империи.

В летописях описано, как Юлий Цезарь, Марк Антоний и будущий император Рима Октавин (Август Цезарь) совершили паломничество к могиле Македонского в . В 30 г. до н.э. Октавиан рассматривал 300-летнюю мумию Македонского и возложил к ней венок. Последняя запись о посещении могилы римским императором Каракала датировалась 215 г. до н.э. Впоследствие гробница была разрушена и о ее месторасположении забыли из-за политических потрясений и начала римской эпохи.

более подробные сведения о биографии Александра Македонского можно получить из статей, указанных ниже - в блоке «Ещё по теме…»

Александр Македонский – величайший завоеватель всех времен, сын царя Филиппа II и Олимпиады, дочери эпирского царя Неоптолема, родился в 356 г. до Р. Х., умер в 323 году. Воспитателем Александра с 13-летнего возраста был Аристотель , который пробудил в своем воспитаннике ту идею о величии, ту силу и строгость мышления, которые облагораживали проявления страстной натуры Александра, и приучал его проявлять силу умеренно и сознательно. Александр относился к своему учителю с величайшим уважением, он часто говорил, что отцу он обязан жизнью, а Аристотелю – тем, что живет достойно. Идеалом Александра Македонского был герой Троянской войны Ахилл. Полный энергии и стремления к действию, Александр часто при победах своего отца, жаловался, что тот не оставит для него никакого дела. В гимнастических и других состязаниях Александр не имел себе равного; ещё будучи мальчиком, он укротил дикого коня Букефала, впоследствии служившего ему боевой лошадью. Сражение при Херонее (338 г.) было выиграно, благодаря личной храбрости Александра.

Филипп II гордился своим сыном и видел в нем исполнителя самых смелых своих предположений и надежд. Впоследствии, однако, удаление Филиппом матери Александра, женитьба на Клеопатре и целый ряд унижений, испытанных самим Александром, нарушили добрые отношения между отцом и сыном; молва приписывала даже Александру участие в убийстве Филиппа. При самом вступлении Александра на престол (осенью 336 г.) ему пришлось выдержать борьбу с заговором Аттала, дяди Клеопатры, желавшего возвести на престол сына последней, и с греками, готовившими восстание против македонской гегемонии. Аттал, Клеопатра и её сын были убиты, а против греков Александр поспешно предпринял поход в Фессалию, прошел Фермопилы и вступил в Фивы. Афиняне просили мира, дарованного им и всем грекам Александром. Посланники греческих городов собрались в Коринфе, где Александр, между прочим, встретился с Диогеном и где была решена общая война против Персии, причем Александр Македонский был признан верховным вождем всех эллинов; отказались пристать к союзу только спартанцы .

После смерти Дария, все народы Персии смотрели на Александра Македонского как на своего законного властителя. Только северо-восточные провинции продолжали сопротивляться, и Александр, заняв Гирканию и пройдя по Каспийскому морю до Задракарты (теперешний Астрабад), направился к Бактрии, где собрал свое войско принявший титул царя Бесс. Восстание в Арии заставило, однако, Александра отклониться к югу. Подавив восстание и основав здесь город, Александр решил, чтобы отрезать Бессу путь к югу, занять Арахозию и Дрангиану, что ему удалось без особых затруднений. Непривычная для старых воинов Александра Македонского роскошь, которою он окружил себя здесь, и отсутствие каких бы то ни было преимуществ для македонян в сравнении с азиатскими подданными, вызвали неудовольствие в войске Александра. Осенью 330 г. был обнаружен заговор , после раскрытия которого Александр приказал убить старого полководца Филиппа – Пармениона, чей сын Филота был заподозрен в участии в заговоре. Несмотря на сильнейшие холода, Александр двинулся из Арахозии, где тоже основал Александрию, в Бактрию, совершив переход через покрытые снегом горные проходы Гиндукуша. Бесс без сопротивления очистил Бактрию . Александр Македонский занял затем Мараканду (Самарканд) и подвигался вперед до Кирополя, причем ему пришлось побороть новое восстание, охватившее много провинций; в это время Александр совершил также свой известный поход в страну скифов. Александр устроил затем свой роскошный двор в Мараканде и с большой пышностью отпраздновал свой брак с Роксаной. В Александре все больше и больше обнаруживались черты восточного деспота . Ранее спасший ему жизнь Клит был убит Александром во время спора, а племянник и ученик Аристотеля Каллисфен и двое знатных юношей были казнены за отказ совершить обряд коленопреклонения перед Александром.

Желание новыми успехами доставить удовлетворение недовольному нововведениями войску заставило Александра Македонского предпринять поход в Индию , начатый им в конце 327 г. с 120-тысячным войском. После ряда кровопролитных сражений и побед Александр весной 326 г. достиг Инда, одержал затем победу и взял в плен царя Пора у реки Гидаспа , на западном берегу которой основал город Букефалу, а на восточном – Никею, но затем истощенные войска отказались идти вперед, к Гангу; к этому присоединились неблагоприятные предсказания жрецов, и Александр осенью 326 г. начал отступление вниз по Гидаспу , причем командование тремя частями флота было поручено Неарху, Кратеру и Гефестиону.

Александр Македонский и царь Пор

Почти все встречавшиеся на пути племена подчинялись без сопротивления; только одно племя маллов оказало сопротивление, и при штурме их укрепленного города Александр был тяжело ранен. Александр спустился до самого Индийского океана, одержал на пути ряд побед, совершил чрезвычайно трудный 60-дневный переход по пустыне к главному городу Гедрозии – Пуре, и затем отправился к Карамании, где к нему присоединились Кратер и Неарх . Неарх продолжал путь по берегу Персидского залива к устьям Тигра и Евфрата, а Гефестион с большей частью войска направился к Персиде (нынешний Фарс). Сам Александр через Пасаргады и Персеполь отправился к Сузам, где злоупотребления его наместников требовали его вмешательства и получили строгое возмездие.

Слияние востока и запада казалось теперь достигнутым, и, чтобы утвердить его еще более прочно, Александр Македонский взял себе в жены Статиру, старшую дочь Дария; до 80 приближенных к нему лиц и до 100 других македонян он тоже женил на персиянках. Одинаковое отношение Александра к варварским и македонским войскам вновь вызвало возмущение, подавленное личным вмешательством Александра. Покорив и почти уничтожив дикое племя коссеев, Александр вернулся в Вавилон, где усердно покровительствовал торговле прокладкой дорог, устройством гаваней и городов. Особенно занимал его проект колонизовать восточное побережье Персидского залива и, обогнув Аравию, завязать непосредственные торговые сношения по морю между Египтом и областью Евфрата. Был уже назначен день для отплытия флота, но Александр, после данного отправлявшимся во главе флота Неархом прощального пира, заболел лихорадкой, постепенно принимавшей все более опасный характер; в июне 323 г. Александр Македонский умер на 32 году жизни. Набальзамированный труп Александра через два года был перевезен Птолемеем в Египет и похоронен в Мемфисе, а затем перенесен в Александрию, в особо для того устроенный храм. Сейчас после смерти Александра, не оставившего преемника, начались раздоры между его полководцами, и империя Александра Великого распалась. Его завоевания имели, однако, то последствие, что отрезанная до того от влияния греческой культуры Передняя Азия слилась с греческим миром, восприняв многие черты эллинской цивилизации. Последующий исторический период назван поэтому эпохой эллинизма .

Государство Александра Македонского

Из чрезвычайно многочисленных художественных изображений Александра до нас дошли очень немногие. Наиболее верно передающим внешний облик Александра считается найденный в 1779 г. близ Тиволи бюст с надписью, находящийся в Лувре. Мраморная статуя Александра в юности хранится в Мюнхенской глиптотеке, и сходная с ней мраморная голова в Британском музее; бронзовая статуя Александра в полном облачении найдена в Геркулануме . С именем Александра связывается знаменитый мраморный бюст во Флоренции, так называемый «Умирающий Александр» (на самом деле изображение гиганта) и самая большая из сохранившихся мозаик древности. Из посвященных Александру художеств, произведений нового времени наиболее знамениты: фрески Содомы в вилле Фарнезине в Риме «Свадьба Александра с Роксаной», рельеф Торвальдсена, изображающий въезд Александра в Вавилон и «Смерть Александра» Пилоти, в берлинской Национальной галерее.

Содома. Свадьба Александра Македонского и Роксаны. Вилла Фарнезина, Рим. Ок. 1517 г.

Жизнеописания Александра Македонского, составленные его сотрудниками Каллисфеном, Анаксименом, Клитархом и др. и основанные на этих не совсем достоверных источниках рассказ Диодора и Трога Помпея, как и биографии Плутарха и Арриана , дают более или менее достоверные сведения о военной деятельности Александра Македонского. Для суждения об его идеях и целях, политических организациях и проектах мы не имеем никаких материалов. Личность Александра уже в древности, но особенно у средневековых поэтов востока и запада сделалась излюбленным сюжетом легендарных сказаний. Литература об Александре Македонском весьма обширна.

По ее словам, раскопки будут проходить на холме, рядом с которым располагался античный город Амфиполь."В районе Амфиполя находится знаменитый холм Кастас. Это могильный курган, некрополь. Видный ныне покойный археолог Димитрис Лазаридис, который вел раскопки в данном районе, полагал, что в этом кургане похоронены жена Александра Великого Роксана и ее сын Александр", - сказала Перистери.

Ученые хотят сейчас выяснить, как обстоит дело: действительно ли здесь погребены Роксана и сын Александра Великого, или же это могила другой сановной личности. "Но нельзя также исключить, что захоронение было разграблено еще в древности, и мы ничего не найдем", - уточнила археолог.

Роксана после смерти Александра находилась в районе Амфиполя в изгнании, о чем свидетельствуют древние источники.

"Она жила в этом районе. Мы думаем, что и умерла она здесь. Мы точно не знаем, где она была похоронена, но считаем, что на данном холме было похоронено значительное лицо", - пояснила гипотезу археолог. По ее словам, в ближайших планах местной археологической службы также раскопки древнего театра Амфиполя.

Александр Великий (356-323 до нашей эры), царь древней Македонии, завоевал большую часть известного в античности мира. В Бактрии на территории нынешнего Афганистана Александр женился на Роксане, попавшей в плен к македонцам дочери местного вельможи. Когда Александр внезапно умер в 323 году, Роксана была беременна.

Империя Александра Македонского распалась почти сразу после смерти основателя, и начались кровопролитные войны между диадохами - полководцами-преемниками Александра. Роксана первоначально добилась казни своей соперницы Статиры, третьей жены Александра. Сын великого полководца от Роксаны Александр IV был формально провозглашен македонским царем в 316 году. Однако на деле Роксана и ее сын находились в заключении в Амфиполе по приказу полководца Кассандра. В 309 году, опасаясь подрастающего Александра IV, Кассандр велел убить его вместе с матерью. Так прервался род Александра Македонского.

Город Амфиполь, где проводятся раскопки, был основан в середине V века до нашей эры в устье реки Стримон на севере Греции. Сначала город был колонией Афин, затем получил фактическую независимость, а в 357 году был завоеван македонским царем Филиппом, отцом Александра Македонского. В эпоху Македонского царства это была сильная крепость, переживавшая культурный и экономический расцвет.

Раскопки на месте Амфиполя открыли значительную часть городских стен, а также святилища и частные и государственные строения. Самая известная находка, сделанная в этой местности - массивный мраморный лев, который, по предположению ученых, служил посмертным памятником одному из полководцев Александра Македонского.

Содержание статьи

АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ (МАКЕДОНСКИЙ) (356–323 до н.э.), царь Македонии, основатель мировой эллинистической державы; самый прославленный полководец античности. Родился в конце июля 356 до н.э. в Пелле, столице Македонии. Сын македонского царя Филиппа II (359–336 до н.э.) и Олимпиады, дочери молосского царя Неоптолема. Получил аристократическое воспитание при македонском дворе; обучался письму, математике, музыке и игре на лире; приобрел широкие знания в области греческой литературы; особенно любил Гомера и трагиков. В 343–340 до н.э. в Миезе (македонский город на р. Стримон) слушал лекции специально приглашенного к нему философа Аристотеля по этике, политике, естествознанию. С юных лет проявлял волевой характер и рассудительность; обладал большой физической силой; укротил норовистого коня Букефала, которого никому не удавалось обуздать, – этот конь стал его неизменным спутником во всех военных походах.

В 340 до н.э., когда Филипп II, отправившись воевать с Перинфом, греческим городом на европейском берегу Пропонтиды (совр. Мраморное море), доверил четырнадцатилетнему Александру управление государством, тот обнаружил полководческий дар, решительными действиями подавив восстание племени мэдов в Северной Пеонии. В шестнадцать лет сыграл ключевую роль в победе македонян над греками у Херонеи (Беотия) 2 августа 338 до н.э., которая привела к установлению македонской гегемонии в Элладе (). Успешно осуществил дипломатическую миссию в Афины, один из главных центров антимакедонского сопротивления, предложив афинянам почетные условия мира; был удостоен афинского гражданства.

Вступил в конфликт с Филиппом II после его развода с Олимпиадой и бежал в Иллирию. При посредничестве коринфянина Демарата примирился с отцом и вернулся в Пеллу. Однако их отношения вновь ухудшились, когда Филипп II воспротивился браку Александра с Адой, дочерью влиятельного и богатого карийского царя Пиксодара, и выслал из Македонии его ближайших друзей.

Первые годы правления.

После убийства отца весной 336 до н.э. (к которому, по одной из версий, был причастен) стал при поддержке войска македонским царем; уничтожил потенциальных претендентов на престол – своего единокровного брата Карана и двоюродного брата Аминту. Узнав, что многие греческие полисы отказались признать его гегемоном Эллады, в начале лета 336 до н.э. двинулся в Грецию, добился своего избрания главой Фессалийского союза и Дельфийской амфиктионии (религиозного объединения государств Средней Греции) и покорности со стороны Афин и Фив. Созвал в Коринфе съезд созданной еще Филиппом II Панэллинской (общегреческого) лиги, на котором по его инициативе было принято решение начать войну против державы Ахеменидов (); для ее ведения был назначен стратегом-автократором (верховным военачальником) Эллады. Там же произошла его знаменитая встреча с философом-киником Диогеном: в ответ на вопрос Александра, нет ли у него какой-нибудь просьбы, Диоген попросил царя не заслонять ему солнце. По возвращении на родину совершил весной 335 до н.э. победоносный поход против горных фракийцев, трибаллов и иллирийцев, обеспечив безопасность северных границ Македонии.

Ложный слух о гибели Александра в Иллирии вызвал широкое антимакедонское восстание в Греции, которое возглавили фиванцы. Прервав северный поход, он стремительно вторгся в Среднюю Грецию и взял штурмом Фивы; часть жителей была убита, уцелевшие (более 30 тыс.) проданы в рабство, а город срыт до основания. Остальные полисы, устрашенные судьбой Фив, покорились Александру.

Персидский поход.

Завоевание Малой Азии.

Раздав все имущество своему окружению и дружинникам и вверив управление Македонии стратегу Антипатру, весной 334 до н.э. во главе небольшой греко-македонской армии (ок. 30 тыс. пехоты и 5 тыс. всадников) Александр переправился через пролив Геллеспонт (совр. Дарданеллы) в Малую Азию и вступил в пределы державы Ахеменидов. В начале июня разбил шестидесятитысячное войско малоазийских персидских сатрапов в битве на р.Граник (совр. Бигачай), проявив в ней большое личное мужество, и овладел Геллеспонтской Фригией и Лидией. Его власть добровольно признали почти все греческие города на западном побережье Малой Азии, в которых он сверг проперсидские олигархические и тиранические режимы и установил демократический строй; силой ему пришлось брать только Милет и Галикарнасс. После подчинения Карии, где Александр воспользовался борьбой за власть местных аристократических группировок, в его руках оказалась вся западная часть Малой Азии.

Зимой 334/333 до н.э. двинулся вдоль южного побережья полуострова и завоевал Ликию и Памфилию, а затем повернул на север и вторгся во внутренние районы Малой Азии. Разгромив писидов, занял Фригию; по преданию, в Гордии, древней фригийской столице, ударом меча разрубил запутанный узел, скреплявший колесницу мифического царя Мидаса, – существовало поверье, что развязавший его станет властелином мира.

Несмотря на попытку персов помешать дальнейшему продвижению македонян, перенеся военные действия в Эгейский бассейн (захват о-вов Хиоса и Лесбоса), Александр продолжил поход вглубь Персидской державы. Он беспрепятственно пересек Пафлагонию и Каппадокию, перешел хребет Тавр через перевал Киликийские ворота и подчинил Киликию. Летом 333 до н.э. покорение Малой Азии было завершено.

Завоевание Сирии, Финикии, Палестины и Египта.

Осенью 333 до н.э. огромная армия (более 200 тыс.) персидского царя Дария III Кодомана (336–330 до н.э.) выдвинулась в Киликию и заняла город Исс. Недалеко от него на р. Пинар 12 ноября состоялась битва, в которой Александр, располагавщий всего 60 тыс. пехотинцев и 5–7 тыс. всадников, одержал блестящую победу над персами; была захвачена богатейшая добыча, в плен попали мать, жена, малолетний сын и две дочери Дария III. Александр предоставил царской семье почетное положение и щедро одарил свою армию. Победа при Иссе сделала его владыкой всего Переднеазиатского Средиземноморья.

Отказавшись от преследования Дария III, успевшего бежать за Евфрат, Александр направился на юг, чтобы, отрезав персов от Средиземного моря, помешать их контактам с антимакедонскими кругами в Греции и закрепиться на завоеванных территориях. Ему подчинилось большинство городов Финикии (Арвад, Библ, Сидон и др.), что лишило персов финикийского флота и надежды на проведение активных военно-морских операций в Восточном Средиземноморье. Лишь Тир отказался допустить македонян в свои стены. В июле-августе 332 до н.э. после тяжелой семимесячной осады город пал; его защитники были истреблены, а укрывшиеся в храмах проданы в рабство. В то же время военачальники Александра окончательно сломили сопротивление персов в Эгеиде: они разбили вражеские отряды на западе Малой Азии, уничтожили у Геллеспонта персидский флот и овладели всей островной Грецией. Военные успехи позволили Александру отвергнуть, вопреки совету престарелого полководца Пармениона, мирные предложения Дария III, пообещавшего отдать ему часть Персидской державы и руку одной из своих дочерей.

Взяв Тир, греко-македонская армия вступила в пределы Палестины. Власть Александра признали самаритяне, но Иудея и южнопалестинский город Газа остались верны персам. Захват и разгром македонянами Газы, однако, заставил иудейскую верхушку подчиниться; при этом Иудее удалось сохранить политическую автономию и даже получить налоговые льготы.

В декабре 332 до н.э. Александр беспрепятственно овладел Египтом (). В Мемфисе, древнеегипетской столице, состоялось провозглашение его фараоном. Проводил гибкую политику по отношению к местному населению: всячески выказывал уважение египетским храмам, старался соблюдать туземные обычаи. Гражданское управление страной оставил за египтянами, но армию, финансы и пограничные области передал под контроль македонян и греков. В Дельте Нила основал Александрию, ставшую оплотом греко-македонского влияния в Египте (лично занимался планировкой нового города). Совершил экспедицию в оазис Сива в пустыне к западу от Нила, где находилось святилище верховного египетского бога Аммона, которого греки отождествляли с Зевсом; храмовый оракул объявил его сыном Аммона. Однако ему пришлось отказаться от намерения сделать идею божественного происхождения основой своей политической пропаганды, поскольку она была враждебно встречена его окружением; в македонской армии начала формироваться оппозиция во главе с Парменионом.

Завоевание Месопотамии и Ирана.

Весной 331 до н.э. Александр двинулся в Финикию, где подавил восстание самаритян. Планируя создать Новую Македонию, которая бы обороняла Палестину от кочевников и охраняла бы торговый путь вдоль восточного берега Иордана в Южную Аравию, основал на севере Заиорданья несколько городов (Дион, Гераса, Пелла), населив их своими ветеранами и греко-македонскими колонистами. Чтобы приобрести права на персидский престол, вступил в брак с Барсиной, родственницей Дария III. В сентябре 331 до н.э., располагая 40 тыс. пехотинцев и 7 тыс. всадников, переправился через Евфрат у Фапсака, затем через Тигр у развалин древней ассирийской столицы Ниневии и 1 октября наголову разгромил у деревни Гавгамелы персидскую армию, насчитывавшую, по данным античных историков, до 1 млн. человек. Военная мощь Персидской державы была сломлена; Дарий III бежал в Мидию. Сатрап Вавилонии Мазей открыл македонянам ворота Вавилона; Александр принес щедрые жертвы вавилонским богам и восстановил разрушенные Ксерксом (486–465 до н.э.) храмы. В декабре 331 до н.э. сатрап Сузианы Абулит сдал ему Сузы (официальную столицу державы Ахеменидов) и государственную казну. Разбив сатрапа Персиды Ариобарзана, Александр захватил Персеполь, династическую резиденцию Ахеменидов, и личную сокровищницу Дария III; в наказание за поруганные Ксерксом во время греко-персидских войн эллинские святыни отдал город на разграбление солдатам. В конце мая 330 до н.э. предал огню роскошный царский дворец в Персеполе. С другой стороны, активно проводил политику сближения с местной персидской аристократией, предоставляя ей высокие посты в администрации; сохранил за Мазеем и Абулитом управление Вавилонией и Сузианой, а сатрапом Персиды назначил знатного перса Фрасаорта.

В июне 330 до н.э. двинулся в центральные области Ирана. Дарий III бежал на восток, и македоняне, не встретив сопротивления, заняли Мидию и ее главный город Экбатаны. Здесь Александр отпустил на родину воинов-греков, подчеркнув этим актом, что общегреческая война против державы Ахеменидов закончена и что с этого момента он начинает кампанию в качестве «царя Азии».

Завоевание Средней Азии.

Преследуя Дария III, Александр миновал перевал Каспийские ворота и вступил в Среднюю Азию. В этой ситуации местные сатрапы Бесс и Барсаент составили заговор против Дария III; они заключили его под стражу, а когда македоняне настигли отступавших персов, закололи его (конец июня – начало июля 330 до н.э.); Бесс бежал в свою сатрапию (Бактрия и Согдиана) и, ссылаясь на свое родство с Ахеменидами, провозгласил себя новым персидским царем Артаксерксом IV. Александр приказал торжественно похоронить Дария III в Персеполе и объявил себя мстителем за его смерть. Пройдя через Парфию, Гирканию, Арию и разбил сатрапа Арии Сатибарзана, он захватил Дрангиану и, преодолев горный хребет Паропамис (совр. Гиндукуш), вторгся в Бактрию; Бесс отступил за р. Окс (совр. Амударья) в Согдиану.

Весной 329 до н.э. Александр переправился через Окс; согдийские аристократы выдали ему Бесса, которого он отправил на расправу родственникам Дария III. Македоняне заняли Мараканду, главный город Согдианы, и дошли до р. Яксарт (совр. Сырдарья). Однако вскоре согдийцы под предводительством Спитамена подняли восстание против завоевателей; их поддержали бактрийцы и кочевники-саки. В течение двух лет Александр жесточайшими мерами пытался подавить антимакедонское движение. Ему удалось привлечь на свою сторону саков. В 328 до н.э. Спитамен бежал к массагетам, которые, опасаясь репрессий со стороны македонян, убили его. В 327 до н.э. Александр захватил Согдийскую Скалу – последний очаг восстания. В знак примирения с местной знатью он заключил брак с Роксаной, дочерью бактрийского вельможи Оксиарта. Для укрепления своей власти в этом регионе основал на Яксарте город Александрию Эсхату (Крайнюю; совр. Ходжент) и покорил горную страну Паретакен к юго-западу от Согдианы. (См. АФГАНИСТАН).

После захвата Месопотамии Александр, стремясь обеспечить лояльность завоеванных областей, все больше входил в образ восточного владыки: пытался утвердить представление о своем божественном происхождении, установил пышный придворный ритуал, завел гарем из трехсот наложниц, соблюдал персидские обычаи и носил персидскую одежду. Отдаление царя от македонян вызвало сильное раздражение среди солдат, и так недовольных продолжением тяжелого похода, а также части его приближенных, в основном выходцев из Нижней Македонии. Осенью 330 до н.э. был раскрыт заговор Филоты с целью убийства царя; по решению македонского войска, заговорщиков забили камнями; Александр также приказал убить Пармениона, отца Филоты. Чтобы изъять из армии самую потенциально мятежную ее часть, он отправил на родину ветеранов и солдат, не пригодных к дальнейшей службе.

Во время восстания в Согдиане его отношения с греко-македонским окружением еще более обострились. Летом 328 до н.э. на пиру в Мараканде Александр убил одного из своих ближайших друзей Клита, публично обвинившего его в пренебрежении к своим соотечественникам. Произошло усиление автократических тенденций, идеологическим обоснованием которых стала концепция вседозволенности монарха, сформулированная придворным философом Анаксархом. Попытка Александра ввести персидский обряд проскинесиса (земной поклон монарху) стала причиной нового заговора, составленного молодыми македонскими аристократами из личной гвардии царя («заговор пажей»); их идейным вдохновителем был философ и историк Каллисфен, ученик Аристотеля. Только случай спас Александра от гибели; заговорщиков забили камнями; Каллисфен, по одной версии, был казнен, по другой – покончил с собой в тюрьме.

Поход в Индию.

Увлеченный идеей достичь «края Азии» и стать владыкой мира, Александр решил предпринять поход в Индию. В конце весны 327 до н.э., выступив из Бактры, он пересек Паропамис и р. Кофен (совр. Кабул). Ему добровольно подчинилось большинство царств на правом берегу Инда, в том числе сильное государство Таксила; их правители сохранили свою власть и политическую автономию, но были вынуждены согласиться на присутствие в их городах македонских гарнизонов. Победив аспасиев и ассакенов (инд. асаваки), Александр переправился через Инд и вторгся в Пенджаб, где столкнулся с ожесточенным сопротивлением царя Пора (инд. Паурава), владевшего обширной территорией между реками Гидасп (совр. Джелам) и Акесина (совр. Ченаб). В результате кровопролитного сражения на Гидаспе (конец апреля – начало мая 326 до н.э.) войско Пора потерпело поражение, а сам он попал в плен. Александр стал хозяином Пенджаба. Стремясь сделать Пора союзником, он не только оставил ему его владения, но и значительно расширил их. Основав на Гидаспе города Никею и Букефалию (в честь своего умершего коня), двинулся на восток: переправившись через р. Гидраот (совр. Рави), покорил катайев и подошел к р. Гифасис (совр. Сатледж), намереваясь вторгнуться в долину Ганга. Однако солдаты взбунтовались – они устали от бесконечного похода, тяжело переносили природно-климатические условия Индии и их пугала перспектива войны с могущественным государством Нандов. Александру пришлось повернуть назад и расстаться с мечтой о мировом господстве. Он фактически отказался от контроля над землями к востоку от Инда, передав его местным владетелям.

На Гидаспе сухопутная армия встретилась с македонским флотом под командованием Неарха и вместе с ним двинулась к Индийскому океану. Во время похода Александр совершил успешную военную экспедицию против маллов и оксидраков (инд. шудрака), обитавших к востоку от Гидраота, и подчинил области Мусикана, Оксикана и Самба. В конце июля 325 до н.э. достиг Паталы (совр. Бахманабад) и дельты Инда.

Возвращение в Вавилонию.

В сентябре 325 до н.э. повел армию в Персиду вдоль океанского побережья; перед флотом же была поставлена задача обследовать прибрежный морской путь от устья Инда до устья Тигра и Евфрата. Во время перехода через Гидросию (совр. Белуджистан) македоняне сильно страдали от недостатка воды и продовольствия и от проливных дождей. Только в ноябре они добрались до Пуры, административного центра Гидросии. Когда армия пересекала Карманию (совр. Керман и Хормозган), она превратилась в беспорядочную и деморализованную толпу. В начале 324 до н.э. Александр прибыл в Пасаргады, а затем отправился в Сузы, где отпраздновал окончание похода (февраль 324 до н.э.).

Завершив кампанию, занялся упорядочением своей огромной державы, включавшей Грецию, Македонию, Фракию, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, Ливию, Месопотамию, Армению, Иран, Среднюю Азию и Северо-Западную Индию. Пытался суровыми мерами бороться со злоупотреблениями македонских и персидских чиновников. Продолжил политику слияния в одно целое разноязычных племен; стремился создать единую элиту из греко-македонской и персидской верхушки. Приказал десяти тысячам македонских воинов вступить в брак с женщинами местного происхождения; женил около восьмидесяти своих приближенных на персидских аристократках. Сам взял в жены Статиру, дочь Дария III, и Парисатиду, дочь Артаксеркса III Оха (358–338 до н.э.), легитимизировав себя как наследника Ахеменидов. Желая разбавить чисто македонский состав гвардии, активно зачислял в нее знатных иранцев; организовал особый туземный корпус, в который вошли тридцать тысяч юношей из восточных областей его империи. Это усилило недовольство воинов-македонян, которое не смогли погасить щедрые денежные выплаты. В 324 до н.э. в Описе (на Тигре), куда Александр прибыл с частью армии, солдаты, узнав о его решении уволить ветеранов и непригодных к службе, подняли мятеж, который ему удалось усмирить с большим трудом.

Для упрочения своей власти в Греции (особенно после неудачного похода македонского полководца Зопириона в Северное Причерноморье и антимакедонского восстания во Фракии) летом 324 до н.э. издал указ о возвращении в греческие полисы всех политических эмигрантов (кроме врагов Македонии) и о восстановлении их имущественных прав. Серьезно ограничил полномочия Ахейского, Аркадского и Беотийского союзов (а может быть даже полностью распустил). Добился от греческих государств признания себя сыном Зевса-Аммона; в Элладе начали возводить святилища Александра.

Зимой 324/323 до н.э. провел свою последнюю кампанию – против коссеев (касситов), совершавших разбойничьи набеги на Месопотамию. После успешного ее окончания, отвел армию в Вавилон, где стал готовиться к походу на запад: намеревался разгромить Карфаген, захватить Сицилию, Северную Африку и Испанию и дойти до Геркулесовых Столпов (совр. Гибралтарский пролив). Разрабатывал также планы военных экспедиций вокруг Гирканского (совр. Каспийского) моря и на юг Аравийского п-ва; уже был объявлен сбор флота и армии. Однако в начале июня 323 до н.э., побывав на пиру у своего друга Медия, заболел: возможно, простудился и получил воспаление легких, осложнившееся тропической малярией; существует версия, что он был отравлен Иолой, сыном Антипатра, которого собирался лишить должности наместника Македонии. Успел проститься с армией и 13 июня 323 до н.э. скончался в своем вавилонском дворце; ему было всего тридцать три года. Тело царя было перевезено одним из его приближенных Птолемеем Лагом, правителем Египта, в Мемфис, а затем в Александрию.

Личность Александра соткана из противоречий. С одной стороны, он – гениальный полководец, мужественный солдат, широко образованный человек, поклонник литературы и искусства; с другой – безмерный честолюбец, душитель греческой свободы, жестокий завоеватель, самовластный деспот, считавший себя богом. Историческое значение деятельности Александра: хотя созданная им держава распалась вскоре после его смерти, его завоевания положили начало эпохе эллинизма; они создали условия для греко-македонской колонизации Ближнего Востока и Средней Азии и для интенсивного культурного взаимодействия эллинской и восточных цивилизаций.

Оба сына Александра – Геракл (от Барсины) и Александр IV (от Роксаны) – погибли во время войн диадохов (полководцев Александра, поделивших его Империю): Геракл был убит в 310 до н.э. по приказу имперского регента Полисперхонта, Александр IV в 309 до н.э. по повелению правителя Македонии Кассандра.

Иван Кривушин