Армия бирмы. Что на самом деле творится в мьянме. Причины да последствия

ВС Мьянмы

Армия Мьянмы (бывшей Бирмы) до последнего времени характеризовалась сочетанием огромной численности личного состав с крайне незначительным количеством техники при очень низком ее качестве. Соответственно, ВС страны были практически полностью ориентированы на ведение противопартизанских войн с этническими повстанческими группировками и наркомафией. Лишь в последнее время ситуация начала отчасти меняться. Приобретается некоторое количество современной техники, создается собственный ВПК, в первую очередь – кораблестроение.

Главным продавцом оружия и боевой техники в Мьянму традиционно является Китай. Имеется некоторое количество российской, украинской, северо- и южнокорейской, а также старой британской и американской техники.

Сухопутные войска очень велики по размерам и имеют очень сложную организационную структуру. Ее основу составляют региональные военные командования. Их имеется 14 – Северное (в его составе 33 пехотных батальона), Северо-Восточное (30), Восточное (42), Юго-Восточное (36), Южное (27), Юго-Западное (11), Западное (33), Северо-Западное (25), Янгонское (11), Береговое (43), Треугольник (23), Центральное (31), Восточно-Центральное (в стадии формирование), Нейпьидо (в стадии формирования). Региональные военные командования объединены в структуры высшего уровня - Бюро специальных операций. Их имеется 6 – 1-е (включает Северное, Северо-Западное, Центральное командования), 2-е (Северо-Восточное, Восточное, Восточно-Центральное, Треугольник), 3-е (Южное, Западное, Юго-Западное), 4-е (Береговое, Юго-Восточное), 5-е (Янгон), 6-е (Нейпьидо).

Кроме того, имеется 20 военных оперативных командований (эквивалентны пехотным дивизиям) – 1-е – 10-е, 12-е – 21-е (по 10 механизированных батальонов в каждом). 4-е командование считается дивизией ВДВ. Также имеется 10 легких пехотных дивизий (11-я, 22-я, 33-я, 44-я, 55-я, 66-я, 77-я, 88-я, 99-я, 101-я; по 10 батальонов в каждой) и 7 региональных оперативных командований (эквивалентны пехотным бригадам) – Лойко, Локай, Калемьо, Ситуэ, Пьи, Танаин, Ванхсен (по 4 пехотных батальона в каждом). Наконец, имеется 5 бронетанковых оперативных командований (дивизий) – 71-я, 72-я, 73-я, 74-я, 75-я (по 6 танковых и 4 мотопехотных батальона).

В состав сухопутных войск также входят сектора (дивизии) ПВО – Северный, Южный, Западный, Восточный, Юго-Восточный, Центральный (в каждом по 9 батальонов ПВО – 3 ЗРК средней дальности, 3 ЗРК малой дальности, 3 зенитной артиллерии).

Имеется 10 артиллерийских оперативных командований – 505-е, 606-е, 707-е, 808-е, 901-е, 902-е, 903-е, 904-е, 905-е, 909-е (всего 113 артиллерийских батальонов).

Кроме того, имеются отдельные батальоны – 10 ракетных, 45 связи, 58 инженерных.

На вооружении имеется 11 северокорейских ОТР «Хвасон-6» (дальность полета - 700 км).

Танковый парк включает 14 относительно современных советских Т-72 (куплены на Украине) и 50 новых китайских МВТ-2000 (экспортный вариант Туре 96). Имеется также значительное количество старых танков - 10 советских Т-55, а также китайские - не менее 25 Туре 59D, 80 Туре 69-II, 105 легких Туре 62 и Туре 63.

На вооружении состоит 85 старых английских БРМ (45 «Феррет», 40 «Хамбер») и 120 бразильских ЕЕ-9. БТР – 26 советских МТЛБ, 250 китайских Type 85, 55 Type 90, 52 Туре 92, 10 ZFB-05, 10 украинских БТР-3У, 10 индийских MPV, 10 французских М3.

Имеется 30 югославских САУ В-52 «Нора» и 12 китайских SН-1 (155 мм), а также 100 противотанковых китайских САУ PTL-02 (105 мм). Буксируемые орудия – 100 югославских горных М-48 (76 мм), 10 английских LG, 54 итальянских M-56, 126 американских M101 (105 мм), 100 советских Д-30 (122 мм) и 16 Туре 59-1 (130 мм), 16 израильских М-71 (155 мм). Минометы – китайские Туре 53 (82 и 120 мм), 80 израильских «Солтам», 25 югославских UBM-52 (120 мм). Имеется 30 старых китайских буксируемых РСЗО Туре 63 (107 мм), по 20 современных Туре 81 и Туре 90 (122 мм).


© Daniel Quinlan
15/6/2017

Военные преступления в Мьянме: Армия ведёт карательные операции против этнических меньшинств

Армия Мьянмы в штате Качин и на севере штата Шан совершают военные преступления, в том числе внесудебные казни, неизбирательные обстрелы населённых пунктов, блокируют доступ гуманитарной помощи и прибегают к пыткам. К таким выводам Amnesty International приходит в новом докладе «Страдают все: Конфликт, принудительные перемещения и насилие на севере Мьянмы» , подготовленном по итогам трёх недавних поездок в зону конфликта.

Этнические вооружённые группировки, ведущие войну с правительственными силами, в свою очередь, периодически похищают гражданских лиц и принудительно вербуют в свои ряды мужчин, женщин и детей, а также облагают «налогами» доведенных до нищеты сельских жителей.

«Почти 100 000 человек были вынуждены бросить свои дома и фермы из-за вооружённого конфликта и нарушений прав человека на севере Мьянмы. Все стороны конфликта должны защищать гражданское население в условиях конфликта, а власти Мьянмы должны незамедлительно снять ограничения на доставку гуманитарной помощи, которые наносят ещё больший вред и без того пострадавшему населению», – заявил Мэтью Уэллс, старший эксперт Amnesty International по реагированию на кризисные ситуации.

«Международное сообщество знает о насилии, которому подвергается народность рохинджа в штате Ракхайн в Мьянме, но в Качине и на севере штата Шан мы обнаружили столь же шокирующую картину – армия занимается преследованием этнических меньшинств», – добавил он.

Бои в этом граничащем с с Китаем регионе в августе 2016 года. Эксперты Amnesty International взяли с марта по май 2017 года более 140 интервью. Представители организации посетили районы боёв, а также 10 лагерей для внутренне перемещенных лиц, и провели беседы с пострадавшими гражданскими лицами и очевидцами, лидерами общин и представителями гуманитарных организаций.

Кризисная ситуации с перемещенными лицами

Более 98 тысяч мирных жителей покинули свои дома вследствие ожесточенных столкновений на севере страны между армией и этническими вооружёнными группировками. С правительственными силами борьбу ведут в том числе Армия независимости Качина (АНК), Освободительная национальная армия Таанг (ОНАТ), Армия Аракана (АА), а также Армия национального демократического союза Мьянмы (АНДСМ).

Правительство Мьянмы усугубляет трудное положение, в котором оказались многие перемещенные лица, ограничивая доступ гуманитарной помощи в некоторые районы в зоне конфликта, в первую очередь в те, что контролируются вооруженными группировками. Представители гуманитарных организаций заявили, что это сводит на нет их готовность быстро реагировать на чрезвычайные ситуации и оказывать помощь с доступом к воде и санитарным услугам.

Нарушения со стороны армии Мьянмы

После эскалации боевых действий в ноябре 2016 года армия Мьянмы совершила вопиющие нарушения в отношении гражданского населения, иногда граничащие с военными преступлениями, и продолжила их совершать и на момент последней исследовательской миссии Amnesty International в мае 2017 года.

В докладе документально зафиксировано девять инцидентов на севере штата Шан, когда военнослужащие армии Мьянмы произвольно задерживали и пытали гражданских лиц из числа представителей этнических меньшинств.

В городе Монико в конце ноября 2016 года армия произвольно задержала 150 мужчин, женщин и детей, занимавшихся подготовкой к свадьбе. Отпустив женщин и детей, а также мужчин из некоторых этнических групп, армия использовала оставшихся мужчин в качестве живого щита, расставив их по внутреннему периметру расположенной на возвышенности военной базы. Некоторые из них были убиты, а другие получили серьёзные осколочные и огнестрельные ранения.

В докладе также зафиксировано два случая насильственного исчезновения представителей этнических меньшинств и четыре инцидента с внесудебными казнями, проведенными армией Мьянмы с середины 2016 года, в ходе которых были убиты не менее 25 человек.

Восемнадцать молодых мужчин были убиты во время бойни в деревне Нам Чжи Хо в конце ноября 2016 года. Amnesty International взяла интервью у двух очевидцев, которые рассказали, что после произошедшего поблизости боя с отрядами АНДСМ в деревню вошло около 100 солдат армии Мьянмы. Большая часть жителей деревни, в том числе женщины и дети, бежали после начала боя. Солдаты позволили покинуть деревню пожилым мужчинам, а потом, угрожая оружием, увели молодых мужчин. Вскоре после этого убежавшие жители деревни услышали звуки выстрелов с той стороны, куда ушли солдаты.

Выжившие жители деревни бежали через границу в Китай, а когда они через несколько недель вернулись, то нашли лишь тела, сваленные в две общие могилы.

«Мы увидели обугленные останки. [Там были] кости, но в основном пепел. Мы увидели какие-то [личные вещи]… Мы уже тогда знали, что пропало 18 человек», – рассказал Amnesty International пожилой житель деревни.

В докладе рассказывается о том, что армия Мьянмы неоднократно нарушала международное гуманитарное право, не делая различий между гражданскими и военными целями в ходе миномётных обстрелов.

В одном из случаев, 12 января 2017 года, из миномётов были обстреляны десятки жителей деревни, собравшиеся на праздник в деревне Хол Шон, на севере штата Шан. В результате обстрела погибли двое гражданских лиц, в том числе маленький мальчик, ещё семеро были ранены. Несмотря на то что армия Мьянмы отказывается взять на себя ответственность за этот обстрел, в её вине практически нет никаких сомнений, учитывая показания свидетелей и осколки миномётных снарядов, изученные представителями Amnesty International.

Армия по-прежнему заставляет сельских жителей выполнять роль носильщиков и проводников, такая практика часто связана с другими нарушениями, в том числе пытками. В ноябре 2016 года на армейское подразделение, которому под принуждением показывали дорогу четверо мужчин из народности качин, напали отряды ОНАТ. Солдаты обвинили этих четверых в том, что они выдали их позиции, жестоко их избили и бритвой порезали лица троим из них. Мирное население неоднократно обвиняло военнослужащих 33-й и 99-й лёгких пехотных дивизий в многочисленных нарушениях, но в отношении солдат и командиров практически никогда не проводились расследования, ещё реже они привлекались к ответственности, даже за военные преступления.

«Десятилетиями армия Мьянмы действует практически с полной безнаказанностью. Эту ситуацию необходимо немедленно изменить и привлечь к ответственности виновных в чудовищных преступлениях. Правительство Мьянмы должно также обеспечить беспрепятственный доступ учреждённой ООН Независимой международной миссии по установлению фактов», – заявил Мэтью Уелс

Нарушения со стороны вооружённых формирований

Несмотря на то что многие представители этнических меньшинств видят в вооружённых формированиях своих защитников, они всё равно страдают от насилия со стороны этих группировок. Различные военные формирования принудительно вербуют в свои ряды людей, в том числе детей, и облагают «налогами» сельских жителей и торговцев на рынках, вымогают деньги и товары у общин, которые и без того пострадали в ходе конфликта.

Amnesty International зафиксировала 45 похищений гражданских лиц, совершённые двумя этническими вооружёнными формированиями в ходе боевых действий на севере штата Шан. Людей обычно забирают целыми группами. Родственники месяцами не получают никаких сведений об их местонахождении, что даёт повод предполагать проведение суммарных казней.

Мины и СВУ

Как армия Мьянмы, так и этнические вооружённые формирования используют мины. Они устанавливают противопехотные мины или самодельные взрывные устройства (СВУ), которые часто причиняют вред мирным жителям, в том числе детям. Армия Мьянмы – одна из немногих правительственных армий в мире, наравне с Северной Кореей и Сирией, которая до сих пор использует противопехотные мины. Amnesty International призывает все стороны конфликта прекратить их использование, провести разминирование, а Мьянму – присоединиться к всемирному Договору о запрещении мин.

Все стороны конфликта должны прекратить регулярные нарушения и насилие в отношении мирного населения, а власти Мьянмы должны положить конец безнаказанности – расследовать нарушения и привлечь к ответственности виновных в них участников конфликта.

Совет ООН по правам человека должен проследить, чтобы недавно созданная Независимая международная миссия по установлению фактов была полностью обеспечена ресурсами, необходимыми для проведения расследований нарушений, совершённых в ходе текущего конфликта в штате Качин и на севере штата Шан. Учреждения ООН на местах и страны-международные доноры должны призвать к прекращению ограничений на доступ гуманитарной помощи и увеличить свою помощь для пострадавших в ходе конфликта.

«Госпожа Аун Сан Су Чжи указала, что процесс национального примирения имеет первостепенную важность, но чтобы примирение было успешным, оно должно сопровождаться привлечением виновных к ответственности и соблюдением прав всех гражданских лиц, в том числе представителей этнических меньшинств», – подчеркнул Мэттью Уэллс.

Полный текст доклада

Представители Amnesty International и местных гуманитарных организаций в Мьянме готовы дать интервью.

Чтобы получить фотографии и видеоматериалы из последних исследовательских миссий Amnesty Inernational в штат Качин и на север штата Шан, пожалуйста, напишите нам по адресу [email protected]

Существенный рост оборонных расходов Мьянмы, а также начавшаяся демократизация властных структур, делают эту страну одним из перспективных рынков оружия в регионе Юго-Восточной Азии.

По данным «Джейнс дифенс уикли», правительство Мьянмы ассигновало на нужды обороны в 2013-2014 ф.г. 20,8% национального бюджета или около 2 млрд дол. Проект оборонного бюджета, предложенный правительством 19 февраля, вступит в силу 1 апреля. По оценке экспертов, доля средств, выделяемых на военные нужды, снижена по сравнению с ассигнованиями на 2012-2013 ф.г.

Однако военные расходы по линии госбюджета не включают средства, полученные за счет деятельности военных предприятий, которые распределяются в соответствии с законом о специальных фондах. Закон о специальных фондах был принят в марте 2011 года и позволяет Вооруженным силам использовать дополнительные фонды без парламентского надзора.

Финансирование Вооруженных сил из специальных фондов, вероятно, будет увеличиваться также за счет поступления средств от разработки месторождений полезных ископаемых, в первую очередь природного газа. В связи с ростом зарубежных инвестиций в газовую отрасль, Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует увеличение валового внутреннего продукта Мьянмы с 59 млрд дол в 2013 году до 77 млрд дол в 2017 году при ежегодном темпе роста около 7% (на территории Мьянмы разрабатываются несколько крупных газовых месторождений).

Мьянма длительное время управлялась военной хунтой. В ноябре 2010 года в стране были проведены выборы в парламент, который 4 февраля 2011 года избрал первого президента. Им стал бывший премьер-министр страны генерал в отставке Тхейн Сейн – председатель правящей Партии союзной солидарности и развития (ПССР).

Сейчас правительство и Минобороны Мьянмы стоят перед необходимостью кардинальной модернизации армии, ВВС и ВМС для обеспечения должной обороноспособности страны. В этой связи Мьянма может рассматриваться в перспективе как крупный заказчик различных типов вооружений, поскольку ВС страны полностью зависят от иностранных государств в части поставок ВиВТ.

На текущий момент на рынке вооружений Мьянмы две страны занимают доминирующее положение – это Китай и Россия. Во второй дивизион крупных поставщиков на рынок вооружений Мьянмы входят КНДР, Сербия и Украина.

С 1991 года эмбарго на поставки вооружений, боеприпасов и подготовку военнослужащих Мьянмы ввел Европейский Союз. В 1993 году эмбарго на продажу вооружений Мьянме ввели США. В июне 2010 года конгресс США в очередной раз продлил запрет на экспорт вооружений в Мьянму.

В связи с проведением всеобщих выборов в парламент и избранием первого президента страны, вполне возможно, что западные страны пересмотрят свое решение в отношении эмбарго на поставки оружия Мьянме, то есть можно прогнозировать, что на этом рынке развернется жесткая конкурентная борьба и далеко не факт, что Китай и Россия в дальнейшем удержат свои доминирующие позиции. Наиболее крупные программы Мьянма осуществляет в области закупки авиационной техники (с Россией и Китаем) и по военно-морской тематике (с Китаем).

ВВС Мьянмы в настоящее время осуществляют параллельные закупки 20 российских истребителей МиГ-29Б/СЭ/УБ (около 570 млн дол) и 50 (по другим данным 60 ед.) китайских УТС/УБС К-8 «Каракорум» (около 700 млн дол). Это две самых крупных по стоимости программы на текущий момент. Оба контракта были подписаны в конце 2009 года.

Летом 2010 года началась практическая реализация контракта на поставку ВВС Мьянмы УБС K-8 «Каракорум», которые могут оснащаться 23-мм пушкой, бомбами, управляемыми и неуправляемыми ракетами. В конце декабря 2009 года Мьянма подписала контракт с Россией стоимостью 570 млн дол на поставку 20 истребителей МиГ-29 (10 МиГ-29Б, 6 МиГ-29СЭ, 4 учебно-боевых МиГ-29УБ). По имеющимся данным, в марте 2011 года Мьянме были переданы первые три МиГ-29, а весь контракт планировалось завершить до конца 2012 года.

Для обеспечения транспортных перевозок ВВС Мьянмы заказали в РФ два самолета Ан-148-100. Первый из них разбился в начале марта 2011 года в Белгородской области при выполнении полета в рамках программы летных испытаний. В дальнейшем Мьянма аннулировала этот контракт.

По имеющимся данным, Россия в 2011 году завершила также поставки по двум контрактам по вертолетной технике (10 вертолетов Ми-24 из состава ВС РФ, а также 12 Ми-2 из состава ВС РФ).

Вместе с тем, авиапарк ВВС Мьянмы настолько устарел, что эти поставки не удовлетворяют потребности ВВС Мьянмы. В этой связи в перспективе возможны дополнительные закупки как истребителей, так и вертолетов различных типов. На текущий момент в составе ВВС Мьянмы имеются 58 истребителей, в том числе 48 F-7М (МиГ-21Ф), поставленных Китаем в период с 1991 по 2002 гг., а также 10 МиГ-29С, поставленных Россией в 2002-2003 гг. В 1997-1998 гг. Китай поставил Мьянме 22 истребителя-бомбардировщика A-5C.

Самыми «новыми» приобретениями в сегменте УТС/УБС (всего около 70-80 машин) являются 12 K-8 «Каракорум» (Китай, 1999 год), 10 FT-7 (Китай, 1990-1998 гг.) и 2 МиГ-29УБ (Россия, 2002-2003 гг.).

На текущий момент штатная численность ВВС Мьянмы составляет 15 тыс. человек. Основными задачами ВВС являются охрана воздушного пространства страны, поддержка видов вооруженных сил в ходе проведения совместных боевых действий, переброска личного состава и грузов, а также проведение самостоятельно или во взаимодействии с наземными подразделениями специальных мероприятий по противодействию антиправительственным выступлениям.

Организационно ВВС Мьянмы состоят из четырех оперативных авиационных командований: «Северное» (Мьиткьина), «Центральное» (Мандалай), «Южное» (Янгон), «Прибрежное» (Бассейн Патейн) и одного учебного командования (Мейхтила). В состав ВВС входит 16 авиационных эскадрилий (две истребительно-бомбардировочные, три истребительных, две учебно-боевые, две разведывательные, три транспортные, четыре вертолетные). По мере закупки авиатехники количество подразделений будет увеличено.

Планы модернизации ВВС предусматривают дальнейшее обновление авиационного парка. Следует отметить, что ВВС Мьянмы в течение нескольких последних лет реализовали программу по модернизации инфраструктуры аэродромов. На текущий момент ВВС Мьянмы имеют в своем распоряжении 10 авиабаз.

Начиная с 1988 года, численность Вооруженных сил Мьянмы возросла в два раза и на текущий момент составляет 406 тыс. чел.

Поддержать

По поводу ситуации в Мьянме. Попробуем разобраться в конфликте без всех этих округлений и пристрастий

В международных конфликтах самое сложное обычно то, что люди не пытаются в них разобраться, а пытаются солидаризироваться с той или иной стороной по каким-то простым механизмам. Правительство Мьянмы поддерживает Россия? Ату их, с детства за рохинджа! Рохинджа - мусульмане? Ату их, и фото зверств у них поддельные! Ситуация похожа на Донбасс? Или на Сирию? Или на палестинцев в Ливане? Сейчас проведём аналогии, и, исходя из них, скажем, с кем мы…

Попробуем разобраться в конфликте без всех этих округлений и пристрастий. Чай не на футболе.

В чём проблема?

Строго говоря, в истории. Нынешняя Мьянма, ранее Бирма - это древняя страна, но относительно молодое - в этих границах - государство. С XVIII по XX века она была британской колонией, и колониальные границы стали государственными. При этом в стране проживает более сотни разных национальностей. Грубо говоря, Мьянму нельзя считать национальным государством в европейском понимании этого слова. Это конгломерат очень различных сообществ и территорий, объединённых политически, но не культурно. Так получилось.

Но для понимания всего конфликта нам вся Мьянма не нужна. Нам достаточно штата Ракхайн . Это такая узенькая полоска побережья Бенгальского залива на самом западе государства, упирающаяся в Бангладеш. У него немножечко особенная стать: исторически он был отдельным государством, причём довольно сильным - контролировал и соседние бенгальские территории. Но ослабел и был присоединён к Бирме в XVIII веке. Впрочем, в том же веке вся Бирма была подчинена англичанами.

Как это бывает с пограничными территориями, население штата смешанно. Две основные этнорелигиозные группы - аракайн и рохинджа. Аракайн - это субэтнос бирманцев, исповедующий буддизм Тхеравады. Рохинджа - субэтнос бенгальцев, исповедующий суннитский ислам. По мнению аракайнцев, рохинджа здесь пришлые, припёрлись из своей Бенгалии (сейчас Бангладеш) и расселись тут при британском владычестве, чтобы британцам было проще местное население угнетать. По мнению независимых историков, это отчасти правда, но не так чтобы прям на 100% - впервые рохинджа были замечены там ещё до британцев, лет так четыреста тому, так что было время укорениться.

Рохинджа в Мьянме не любят, причём довольно давно. Тут мы вновь на минутку отходим от штата Ракайн и смотрим на страну в целом. После освобождения от британцев в 1948-м и последовавшей за ним гражданской войны там начали строить социализм, и так в этом преуспели, что к концу 1980-х страна стала совсем нищей. После чего в 1988 году произошёл военный переворот… но не произошло своего Пиночета. К власти пришла военная хунта высокой степени отмороженности: в диктатуру - смогла, в просвещённую - уже не получилось. Зато хоть страну переименовали из Бирмы в Мьянму. На рубеже 2010-х годов, впрочем, после ряда протестов прошла демократизация и были выбраны новые лидеры. Лидеры - потому что формально президент страны Тхин Джо (он мужчина), а реально рулит всем лидер его партии «Национальная лига за демократию», лауреат Нобелевской премии мира, министр иностранных дел и «государственный советник» (фактически спецдолжность «под человека») Аун Сан Су Джи (она женщина). Так получилось, потому что у Аун Сан Су Джи супруг и дети - иностранные граждане, а Конституция Мьянмы запрещает при таком условии избираться в президенты. Там вообще длинная красивая история, но если ещё и её пересказывать, статью придётся в трёх томах издавать.

Какое отношение вся эта история имеет к рохинджа?

Сейчас объясним.

Рохинджа, которых в Ракхайне около миллиона, дискриминированы примерно с того момента, как Бирма обрела независимость. Отчасти потому, что никто не любит нацменьшинства. Отчасти потому, что сами виноваты. Во-первых, потому что в них исторически видели пособников британских оккупантов. Во-вторых, потому что во время Второй мировой бирманцы сражались на стороне Японии, а рохинджа - на стороне союзников. Как бы и спасибо им за это, но в процессе они активно резали местное аракайнское население Ракхайна, что уже не в их пользу. В итоге по завершению войны союзники победили, но Британия дала Бирме независимость - и рохинджа остались один на один с теми, кого недавно били. Причём хотя сразу после войны аракайны думали отделяться от основной Бирмы, их соблазнили остаться обещанием помочь в разборках с рохинджа силами основной армии страны. И время от времени помогали. В общем, хреново быть рохинджа в Бирме/Мьянме.

Большинство из них не имеют гражданства страны - упомянутая выше военная хунта тупо не давала им паспортов, исключив их из закона о гражданстве 1983 года. То есть не могут голосовать, учиться и получать государственные медицинские услуги. Это не чёрная легенда, а правда. И это давно и плотно волнует ООН, считающую рохинджа крупнейшим непаспортизированным сообществом на планете. Официально в Мьянме вообще считается, что это какие-то бродяги из Бангладеша, и нации такой не существует.

Почему пошло обострение?

Обострения там случаются довольно регулярно, последнее было в 2012 году. Просто в этот раз оно сильнее взбудоражило мусульман по всему миру и лучше попало на страницы международной прессы. Потому что рохинджа стали лучше коммуницировать.

Как это бывает в подобных случаях, у рохинджа есть собственные вооружённые отряды, эдакие рохинджийские повстанческие армии. Наиболее активная ныне называется Араканская армия спасения рохинджа. В августе она сначала напала на пограничные посты армии Мьянмы, а потом выпустила видеообращение: мол, наш народ 60 лет угнетают, пришла пора положить этому конец, реализуем своё право на вооружённое восстание, идите все в…

Разумеется, армия Мьянмы начала операции против них. И да, в этих операциях начало активно страдать местное население - был запущен ещё один виток гражданского конфликта со всеми его «милыми» особенностями. Но ключевая разница - в том, что это уже делается на виду. Мьянма - вообще не очень «вшитая в мир» страна, но в этот раз внимание оказалось к ней приковано. По ряду объективных и субъективных причин, о которых ниже.

Правда и неправда

Разве бывает так, что буддисты бьют мусульман? - спросит читатель. Обычно же мы привыкли, что это мусульмане кого-то бьют, а буддисты - они мирные…

Бывает, особенно в районе Индийского субконтинента. Помимо Мьянмы, например, на Шри-Ланке. Тут дело не в религиях. Религия лишь выступает стержнем, вокруг которого формируется нация, а когда та уже сформировалась, она уже живёт по своим законам. Автор этих строк не устаёт повторять: если бы идеология хиппи-непротивленцев захватила бы мир, через пятьдесят лет Вооружённые силы Коммуны всеобщей любви выжигали бы напалмом войска Тусовки цветочков и ягодок в боях за территории и ресурсы, попутно объявляя их пацифизм еретической школой. Потому что таковы законы взаимодействий человеческих сообществ.

Таки да, в Мьянме буддисты бьют мусульман. А мусульмане - буддистов, но у буддистов получается явно лучше.

Но всё же определённую роль религия в этом конфликте сыграла. За мусульман в этот раз решило заступиться всё мусульманское сообщество - от Эрдогана и до Кадырова. Во-первых, потому, что мусульмане действительно чувствительны к таким штукам, а во-вторых, потому, что какой же лидер не любит мобилизовать сторонников против далёкого врага за семью морями? Естественно, войска они в Мьянму не отправят (слишком длинный «рычаг» для проекции силы), а Мьянма не отправит войска к ним. Но они активно включились в дипломатический процесс, а заодно и в информационную войну - пошли уже фейки с попыткой выдать старые и просто левые фото за зверства армии Мьянмы.

Тут следует отдельно заметить: то, что армия Мьянмы не особо заботится о мирном населении в зоне конфликта, фиксируют и международные организации. Да и со стороны вполне себе официальных представителей страны вроде главкома вооружённых сил Мин Аунг Хлайна звучит такая риторика в духе «пора исправить исторические ошибки», что не оставляет вариантов для сомнений: бьют и не сильно этого стесняются. Это правда. Но часть фотоматериала с доказательствами зверств военных поддельна - это тоже правда.

Тем временем мирные рохинджа пытаются сбежать от конфликта в соседний Бангладеш - что, в общем-то, вполне совпадает с планами мьянмских военных. Но там страна и так бедная и перенаселённая, так что новоприбывшим предлагается под освоение необитаемый остров Тенгар-Чар. Одна проблемка: во время приливов его затапливает. Вот спасибо! С другой стороны, от конфликта бегут и аракайны, но в меньших масштабах и в более определённом направлении.

Официальное правительство Мьянмы на словах солидаризируется с армией, что уже вызвало шквальную критику Аун Сан Су Чжи с ехидным «надо всё-таки Нобелевки мира давать только посмертно». Но тут есть нюансы. Исторически армия Мьянмы (по иронии судьбы, созданная отцом Аун Сан Су Чжи) - один из ключевых институтов страны, причём так было даже до военной хунты. Сейчас же хунта вроде как и отстранилась, но…

Положение нового правительства - шаткое. Особенно если учесть раздрай в экономике и всю специфику «лоскутной» страны»;

Правительство де-факто, да и де-юре, не имеет полного контроля над армией. Да, вот так. Такая себе Турция курильщика;

В обществе и в ряде политических и социальных сил бытует мнение, что рохинджа надо… ну вы поняли, по классику: мешок, балка, лом.

В смысле, даже если Аун Сан Су Чжи на самом деле каждый вечер плачет в подушку по поводу всего происходящего, на публике ей надо улыбаться и махать. Всё равно в её ситуации процесс-то особо не остановить.

В общем, гуманитарная катастрофа - есть, этнические чистки - похоже, тоже. Сделать пока ничего нельзя. Переселять некуда, вводить миротворцев неоткуда. Самореплицирующийся процесс взаимного отумачивания.

Напоследок рассмотрим то, как это сказывается на других странах.

Причины да последствия

Влияние на рохинджа ранее имели саудиты - и сейчас они активно высказываются в защиту единоверцев. Но как раз для них обострение конфликта сейчас очень не в тему. Ракхайн - важный элемент транзитного коридора на пути поставок энергоносителей из Саудовской Аравии и Катара в Китай. Обострение в этом регионе бьёт по этому сотрудничеству вне зависимости от того, кто там кого режет.

В свою очередь правительство Мьянмы работает над снижением зависимости от Китая, в чью зону влияния страна де-факто входит. Но вряд ли это могло стать причиной конфликта, хотя может быть одним из значимых его факторов.

Ситуацию в Мьянме используют отдельные лидеры исламского мира для увеличения своей популярности и веса - в первую очередь президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Но это скорее попытка ловить момент.

Интересна ситуация в России. РФ давно поддерживает Мьянму - во-первых, в рамках выстраивания хороших взаимоотношений с Китаем; во-вторых, просто на уровне братства силовиков - Кужугетович с Мин Аунг Хлайном разве что в дёсны не целовался. Именно Россия и Китай блокируют в ООН все попытки приструнить правительство Мьянмы.

Но тут внезапно это стало фактором внутренней политики - Рамзан Кадыров требует от родного правительства решительно осудить Мьянму и поддержать рохинджа. Зная, что для родного правительства это стало бы прямым конфликтом с Китаем - собственно, почему . Да, автор слышал версию, что именно Кремль за этим и стоит, но, если честно, пока не очень похоже - особенно если учесть, какой эффект происходящее спровоцировало в самой России.

А оно выглядит очень любопытным, если сделать смелое допущение, что Рамзан Ахматович на самом деле клал на рохинджа и их проблемы. В таком разрезе это больше похоже на желание начать определять внешнеполитическую повестку всей России. То есть резко увеличить свой и без того немалый политический вес, а заодно и мобилизовать сторонников под это священное дело.

Бахнуло в Ракхайне - отозвалось в Москве. Интересно бывает жить в глобализованном мире.

Объявлено о предстоящем визите в Мьянму 17 ноября 2012 г. президента США Барака Обамы. Ожидается вполне предсказуемое пропагандистское шоу американцев и их западных союзников по сценарию *урока* демократии и *прав человека*…Одновременно пройдут и серьезные переговоры возможного развития двусторонних отношений, имеющие в том числе и геополитическое значение.

В очередной раз и для российско-мьянманских отношений появляется возможность их осмысления и анализа нынешнего состояния и перспектив кардинального улучшения. Происходит замена послов, причем и российских в Нейпьидо и мьянманский в Москве являются прекрасно подготовленными карьерными дипломатами. Проводится планомерная подготовка к созданию Межправительственных комиссий с обеих сторон, готовятся официальные и рабочие визиты на высоком и высшем политическом уровне. В Мьянме приступил к своей деятельности вновь избранный Парламент, активизировалась деятельность политических партий, профсоюзов и различных общественных объединений, в том числе и Общества мьянмано-российской дружбы.

По данным из иностранной печати, в системе противовоздушной обороны Мьянмы абсолютно доминируют советские и российские комплексы: Двина, Ангара/Печора, Ангара, Куб, Бук, Тор М-1, Тунгуска М -1 и Игла. В то же время по другим вооружениям в стране присутствуют: Израиль, Сербия, КНДР, Великобритания, Корея, КНР, Индия, Вьетнам, Франция, ФРГ, Украина и Финляндия.

Армия Мьянмы

Армия Мьянмы – это крупнейшая составляющая вооруженных сил Мьянмы и играет главную роль при проведении наземных военных операций. Она является второй по численности военной структурой Юго-Восточной Азии, вслед за Вьетнамской Народной Армией.

Армия Мьянмы насчитывает приблизительно 500 000 человек личного состава. У неё есть обширный опыт ведения боевых действий против повстанцев в условиях пересеченной местности. Это обусловлено безостановочным проведением операций против этнических и политических инсургентов, начиная со своего создания в 1948 году.

Армию возглавляет главнокомандующий. В настоящее время командует генерал-лейтенант Со Вин (Soe Win) совместно с генералом Мин Аун Хлайном (Min Aung Hlaing) - начальником Генерального штаба. Высшим званием Мьянмской Армии является старший генерал (Senior General).

В 2011 году после перехода от военного режима к гражданскому парламентскому строю, Мьянма ввела всеобщую воинскую повинность для мужчин в возрасте от 18 до 35 и женщин в возрасте от 18 до 27. В случае возникновения чрезвычайного положения граждане могут быть призваны в армию на срок в 2 года.

Официальные источники раскрывают, что почти четверть национального бюджета будет в 2012 году направлена на нужды обороны. В Правительственной газете (“The Government Gazette”) опубликовано, что 1.8 триллионов кьят (почти 2 миллиарда долларов США по официальному курсу валюты) или 23.6 процентов бюджета 2011 года уйдут в оборонную сферу.

Во времена достижения независимости Мьянмы, в 1948 году, Тамадо (местное название Армии Мьянмы) была слабой, малочисленной и разобщенной. Возникали стычки на почве этнического происхождения, политических приверженностей, истоков организации различных ветвей вооруженных сил. Единство и эффективность были ослаблены вмешательством гражданских и политических лиц в военные дела, а также разногласиями во взглядах между ними. Главной проблемой были стычки между исповедовавшими христианство этническими офицерами каренами, пришедшими из Британской Бирманской Армии (British Burma Army) и буддистами-бирманскими офицерами, пришедшими из Патриотических Войск Бирмы (Patriotic Burmese Force (PBF)).

Согласно договоренности, достигнутой на конференции в г.Канди в сентябре 1945 года, Тамадо переформировывался посредством слияния Британской Бирманской Армии и Патриотических Войск Бирмы. Офицерский состав включал в себя выходцев, как из этих организаций, так и из Организации Резерва Бирманской Армии (Army of Burma Reserve Organization (ARBO)). Британцы в свое время сформировали так называемые этнические батальоны. В те времена существовало в целом 15 стрелковых батальонов, но 4 из них состояли из бывших членов Патриотических Войск Бирмы. Все важные посты в главном штабе занимались людьми без связей с ПВБ. То же касалось и командиров. Все службы, включая военных инженеров, провианта и транспорта, артиллерии и медицинской службы, воздушного и морского флота находились под командованием бывших офицеров Британской Бирманской Армии и Организации Резерва Бирманской Армии. В настоящее время, продолжая сохранять в стране реальные рычаги власти, вооруженные силы демонстрируют готовность к демократическим переменам, к модернизации, как политической системы, так и собственного имиджа в стране и за рубежом.

Противовоздушная оборона Республики Союз Мьянма

Командование войск ПВО Мьянмы было создано в 1990-1995-х годах, но не приступило к своей деятельности ранее 1999 года. Оно было переименовано в Бюро Противовоздушной Обороны в начале 2000-х. Руководство страны создало Интегрированную Мьянманскую систему противовоздушной обороны (Myanmar Integrated Air Defence System (MIADS)) при содействии России, Украины и Китая. Это Бюро обеспечивает нужды и включает в себя представителей всех 3 видов вооруженных сил Мьянмы. Все технические средства за исключением противовоздушной артиллерии в арсенале вооруженных сил страны интегрированы в MIADS. ПВО в основном не имеет автоматического наведения, и функционируют по принципу создания зенитного заграждения для вражеской авиации. MIADS в настоящее время напрямую подчинено Бюро Воздушной Обороны и Министерству Обороны.

В 2010 году Командование воздушной обороны Мьянмы завершило внедрение оптико-волоконных систем военной коммуникации по всей стране. Эти сети должны использоваться в противовоздушных операциях для связи между базой командования, находящейся в столице, и несколькими воздушными базами, радарами раннего предупреждения и мобильными противовоздушными ракетными и артиллерийскими комплексами. После завершения проекта внедрения оптико-волоконных сетей и радаров MIADS, по оценкам западных военных обозревателей, станет самой передовой системой противовоздушной обороны в Юго- Восточной Азии.

Секторное командование операциями .

С созданием MIADS страна была разделена на 6 секторов ПВО, каждый из которых контролировался секторным командованием операциями (Sector Operations Center (SOC)), подчиняющимся напрямую национальному центру противовоздушных операций (National Air Defense Operations Center (ADOC)) в Янгоне. Каждый SOC передает информацию в центр перехватов (Operations Centers (IOC)), который в свою очередь управляет ракетами класса земля-воздух и звеньями перехватчиков, расположенных на разных воздушных базах. Каждый IOC был оптимизирован для использования одного из этих средств поражения приближающихся вражеских самолетов и ракет, поскольку был соединен c наблюдателем и постом раннего оповещения через подземные военные оптико-волоконные сети. Развернуто около 100 радарных станций, расположенных в 40 местах по всей стране. Новые радары противовоздушной обороны, такие как 1L117, Galaxy Early Warning Radar и радары системы P были установлены на всех радарных станциях.

Каждый SOC возглавляет генерал-майор, командующий батальоном ПВО и подразделением перехватчиков из ВВС Мьянмы. Фрегаты ВМС Мьянмы также оперативно подчиняются SOC.

Каждый дивизион противовоздушной обороны находится под командованием бригадного генерала и включает 3 тактических командных центра противовоздушной обороны (Air Defense Tactical Operations Command (TOC)) и единиц поддержки. Один тактический командный центр ракет класса земля-воздух средней дальности (Medium Range Surface to Air Missile Tactical Operations Command (MRSAM-TOC)) с 3 дивизионами, вооруженными ракетными комплексами Бук M-1 или Kуб, используется в качестве кольца защиты территории. Один тактический командный центр ракет класса земля-воздух малой дальности (Short Range Air Defense Tactical Operations Command (SHORAD-TOC)) с 3 дивизионами ракетных комплексов Toр M-1 используется в роли охраны стратегически важных объектов, таких как радарные установки, аэродромы и базы SOC. Тактический центр электронной разведки с 6-8 радарами и коммуникационными подразделениями предназначен для раннего предупреждения.

Каждое звено перехватчиков подчинено бригадному генералу и состоит из 3 эскадрилий MiG-29 или F-7M Airguard (по 10 самолетов на эскадрилью) и поддержкой с земли.

Военная авиация Мьянмы не имеет боевого опыта воздушных сражений с противником, но в составе задуманной мьянманскими руководителями глубоко эшелонированной и современной ПВО, в том числе и перенесенной для этих целей вглубь страны столицы Нейпьидо, она может и должна иметь хорошие перспективы, в том числе и в области военно-технического и научно-производственного сотрудничества с Россией.