Буква ж.звук ж. Планируемые результаты образования

«Звук [Ж], буква Ж»

Тема урока : Звук [Ж], буква Ж

Цель урока: закрепления знаний о букве Ж, произношения звука [Ж].

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с написанием буквы Ж, которая обозначает звук [Ж];

Учить выделять звук из слов, давать ему характеристику;

Учить узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

Формировать навык чтения слогов и слов с изученной буквой;

Формировать умение следовать устным инструкциям;

Развивающие:

Развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, мышление;

Развивать познавательный интерес учащихся;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к чтению;

Расширять коммуникативные способности детей.

Оборудование: картинка жука, карточки с изображением жука, презентация.

Ход урока.

Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам пришел гость, но чтобы узнать, кто пришел, давайте отгадаем загадку:

Я на ветке сижу,

Букву Ж себе твержу

Знаю твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

(Жук)

Кто догадался, о каком звуке и о какой букве мы сегодня будем говорить?

(Слайд 2)

Основная часть.

1) - Давайте вместе произнесем звук Ж. Что делают губы, когда произносим звук Ж? Что делает язык? Что делает горлышко? (Когда произносим звук [Ж] губы округлены, язычок «чашечкой», кончик приподнят вверх, горлышко дрожит). (Слайд 3) Какой это звук?(согласный, звонкий, твердый) (Слайд 4).

2) - Звук Ж мы вспомнили. А теперь напомните мне, чем отличаются звуки и буквы? На что похожа буква Ж? (Буква Ж похожа на жука, бабочку, бантик…) (Слайд 5)

3) -Ребята, сейчас я вам буду читать слова, а вы будьте внимательны когда услышите звук Ж, поднимите карточки с изображением жука. Обратите внимание у всех разные жуки, на обороте есть информация про этих жуков, дома прочитаете. Итак приготовили карточки и слушаем внимательно.

Слова: пиджак, каша, кинжал, коза, повозка, флажок, жаба, свет, жатва (процесс уборки урожая, злаковых культур), жажда, мишка, кружка.

4) Игра «ЭХО». Я буду говорить только гласные звуки, а вы верните мне слоги со звуком [Ж]. Добавляют к гласным звукам звук [Ж].

А – О У – Ы (ЖА – ЖО ЖУ – ЖИ)

АА – ЫИ АО – УЭ (АЖА – ЫЖИ АЖО – УЖЕ)

5) Игра «Составь слово». На доске вы видите слова, добавьте недостающий слог, чтобы получилось слово. Полностью произнесите его и запишите в тетрадях. (Слайд 6-10)

Речевой материал: жа... (ба), у... (жи), е... (жиха), же... (ребенок), жи... (раф). Звуковой анализ (в начале, середине, конце)

6) -Ребята, помогите нашему Гостю-Жуку правильно написать слова

Уж, Ёж (Слышим звук [ш], а писать нужно букву [Ж]. Дети объясняют написание этих слов, подбирая проверочные (Проверочное слово - это слово, которым мы проверяем другое родственное слово, неясное нам в правильном написании). (Слайд 11-12) Самостоятельное выведение правила:

Жи-ши пиши с гласной И.

7) Игра «Опрос». Я буду задавать вопросы, а вы поднимаете руку и отвечаете. (Слайд 13-19)

Кличка собаки из сказки "Репка" (Жучка)

Животное с самой длинной шеей (Жираф)

Что у человека дороже всего (Жизнь)

Цирковой артист (Жонглёр)

Детская игра (Жмурки)

Плод дуба (Жёлудь)

Детеныш лошади (Жеребёнок)

Кто унёс Дюймовочку из дома доброй женщины? (Жаба)

8) Жук приготовил для нас скороговорки. Давайте потренируем наш язычок. (Слайд 20)

Не живут ужи, где живут ежи.

У ежа - ежата, у ужа - ужата.

Запишем эти скороговорки в тетрадях, дома вы научитесь красиво, четко и быстро читать эти скороговорки.

9) Послушаем рассказ Л. Н. Толстого "Варя и чиж". (Слайд 21)

ВАРЯ И ЧИЖ

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. - "Пора тебе, чиж, петь". - "Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь".

Елена Резниченко
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ж]»

Тема : Звук [Ж]

Цель : Познакомить с новым согласным звуком и буквой ;

*дать характеристику звука , показать зрительный образ- букву, создать условия для закрепления навыков слогового чтения;

*способствовать развитию внимания, фонематического слуха;

*способствовать воспитанию бережного отношения к животному миру.

Оборудование : картинки животных (ёж, жираф, жук-олень, таблицы со слогами и словами для чтения, карточки с печатными буквами Жж.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Мы занятие начнем .

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Актуализация знаний.

Какие бывают звуки ?

Чем отличаются гласные звуки от согласных ?

С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии ?

Какой он, опишите?

Назовите слова со звуком [Ш] .

3. Введение в тему.

Сегодня мы вновь отправимся в путешествие по сказочной стране, где мы с вами познакомимся с еще одной тайной страны Азбуки.

В этой стране нас ожидает много нового, интересные встречи с таинственным новым звуком и буквой , загадки, задания и конечно игры.

Но чтобы путешествии удалось, сначала нужно разгадать загадки.

Если ответ будет правильный, мы увидим отгадку. (показ картинки)

Вы согласны?

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто же?

Узнать его непросто,

Узнать его легко,

Высокого он роста

И видит далеко.

Черный, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Летит-воет,

Сядет-землю роет.

*Как можно назвать всех одним словом?

*Произнесите все слова хором и подумайте, что объединяет эти слова?

Сегодня мы с вами поговорим о таинственном звуке и букве Жж .

4. Изучение нового материала :

Картинка, где изображено, как жужжит жук, обозначает звук[Ж] .

а)характеристика звука [Ж] .

Давайте потренируемся в произношении звука [Ж] , но для этого повернитесь друг к другу произнесите звук [Ж-Ж-Ж] .

*Что происходит с губами, с зубами и языком (губы чуть вытянуты вперед, зубы слегка сближены, кончик языка приподнят и касается верхнего неба)

А теперь вместе со мной произнесем звук[Ж] .

*Какой это звук ?Почему?

*Как звучит звук [Ж] , твердо или мягко?

Правильно, звук [Ж] произносится всегда твердо, независимо от того, какая гласная рядом. Это одна из тайн звука [Ж] .

Надеваем наушники, закрываем уши руками и произносим звук [Ж] еще раз .

*Звук [Ж]- звонкий или глухой?

*Охарактеризуйте звук [Ж] .(согласный, всегда твердый, звонкий)

б)игра «Поймай звук » (я называю слова, если в слове есть звук [Ж] , дети хлопают в ладоши, если нет этого звука - подносят палец к губам.

УЖИ ЖИЗНЬ ЖЕЛЕЗО

ШАР ЖЁЛТЫЙ ДЖИНСЫ

ПИДЖАК ШИНА ЖЕНЯ

Мы с вами можем произносить слоги, слова со звуком [Ж] , а мы можем увидеть этот звук (нет, звук [Ж]-невидим ) .

*Что мы еще знаем о звуках (звуки мы произносим и слышим)

в) игра «Услышь звук » - работа со схемами №3, №4

г) знакомство с буквой Ж

Давайте станем волшебниками и превратим звук [Ж] в букву .

Но для этого надо с закрытыми глазами произнести волшебное заклинание, хором.

Эни, бени, рики, тайся

Звук в букву превращайся (появляются на доске печатные буквы Жж)

*Почему их две?

*Где и когда пишется большая буква?

*Чем похожи и чем отличаются эти буквы?

Эта буква живет на ленте букв на улице звонких согласных.

*Есть ли у нее парная согласная?

5. Закрепление нового материала :

а)упражнение для запоминания зрительного образа - буквы Ж.

Выложите букву из палочек.

*На что похожа буква Ж?

Эта буква широка и похожа на жука.

Потому что у нее 6 жучиных ножек.

И при этом точно жук, издает жужжащий звук .

*Каким цветом мы закрасим букву Ж?

б) чтение слогов и слов хором, цепочкой, индивидуально. (таблицы на доске)

в) игра «Превращение слов»

Вот слог ЖИ превратите в слово УЖИ

*Что для этого нужно сделать?

Слово УЖИ - в слово ЛУЖИ

г) игра «Рассыпалось слово» - работа в парах (детям раздаются макеты букв определенного слова, каждая пара составляет самостоятельно свое слово)

Ж А Э Т - ЭТАЖ

Ж Б А А - ЖАБА

Ж О К А - КОЖА

Ж И К У - ЖУКИ

Ч Ж ИИ - ЧИЖИ

Читаем составленные слова

д) обобщение.

А сейчас я вам открою еще и тайну природы. В мире существуют несколько тысяч видов жуков. Среди них есть вредные полезные.

Но самый большой жук-олень, он занесен в Красную книгу. Как вы думаете, почему? (п. ч. Жук находится на грани исчезновения) . А чтобы этого не случилось, мы с вами должны защищать и охранять их. Верно?

Жук-олень не просто красавец, он приносит большую пользу : личинки этого жука перерабатывают гниющую древесину и тем самым удобряют почву. Поэтому, берегите и охраняйте природу!

6. Итог занятия , домашнее задание.

На память жук дарит вам свой портрет. Он черно-белый, если есть желание то закрасте его.

*С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой он?

Публикации по теме:

Фронтальное логопедическое занятие «Звук [Р]» Фронтальное логопедическое занятие. Звук [Р]. Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р]. Оборудование: Картинки, фишки,.

Фронтальное занятие «Дом. Звук [к] [к’]» Фронтальное занятие на тему: «Дом. Звук [к] [к’]»Задачи: Коррекционно-образовательные: Совершенствовать навыки слогового анализа; совершенствовать.

Конспект ОД «Звук Ц» Тема: «Звук «Ц». Буква «Ц». ЦЕЛЬ: правильное и четкое произношение звука; формирование фонематического восприятия на основе выделения из.

Конспект НОД «Звук [С]» Непосредственная образовательная деятельность. Тема: "Звук С" Коррекционно-образовательные цели: 1. Закрепить навык четкого произношения.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Становская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по русскому языку

(Обучение грамоте)

Разработала:
Леонова Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

с. Становое, 2015 год

Тема урока: Звук ж . Буквы Ж, ж.

Цель: познакомить учащихся с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.

Познавательные УУД :

принимать учебную задачу;

решать учебную задачу под руководством учителя;

группировать изученные буквы;

определять место на ленте букв изучаемой буквы;

Личностные УУД:

вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

осваивать новые виды деятельности,

участвовать в творческом, процессе;

Коммуникативные УУД:

отвечать на поставленные вопросы по содержанию теста;

работать в паре;

Регулятивные УУД:

определять цель учебного задания;

контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;

отвечать на итоговые вопросы.

Оборудование: учебник "Букварь " (авторы Л.Е.Журова и др.), рабочая тетрадь № 3 (авторы М.М.Безруких и др.), домики с буквами, слоговая таблица, сигнальные карточки (синие, белые), карточки-кружочки.

Ход урока:

Мотивация

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок - к нам пришли гости.

Ученик:

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Мы хотим вам показать,

Как умеем отвечать.

Не судите строго,

Ведь учились мы немного.

Действительно, учились мы немного, но кое-что уже знаем. Давайте вспомним, чему мы уже научились на уроках обучения грамоте?

Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем - с согласного твёрдого, с согласного мягкого звука.

2. Актуализация опорных знаний.

Поиграем в игру «Доскажи словечко».

Наша речь состоит ….(из предложений).

Р-П-С-С-Б-З

Звуки мы…..(слышим и произносим)

Буквы……….(видим, пишем и читаем)

А сейчас проверим, верны ли наши утверждения.

Слайд 1(Буквы и звуки русской азбуки)

Звуки бывают … (гласные и согласные).

При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

Слайд 2(Буквы и звуки русской азбуки)

Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные звуки в звуковой схеме слова?

Отгадайте загадку:

Крошки-птички сели в ряд

И словечки говорят.

С виду чёрные, кривые,

От рождения немые,

А как только встанут в ряд,

Сразу все заговорят.

(буквы)

Давайте познакомимся с «жильцами» первого домика.

Назовите буквы.


Почему эти буквы поселились в домике под красной крышей? (гласные )

Назовите буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука.

(а, о, у, ы)

Назовите буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного звука.

(и, е, я)

Какие «хитрые» буквы поселились в этом домике? (е, я)

Почему их называют «хитрыми»? (обозначают два звука)

Молодцы! Продолжим знакомство и посмотрим, какие буквы проживают во втором домике.


Назовите буквы.

Почему эти буквы поселились в домике под синей крышей? (согласные )

Какие звуки обозначают эти буквы - звонкие или глухие?

Давайте проверим. (Положить ладонь на горлышко и чётко произнести звук. Если чувствуешь вибрацию-звонкий, если нет-глухой)

Молодцы! Два домика мы с вами исследовали, пойдёмте знакомиться с другими «жильцами».

- Назовите буквы.

Какие это буквы - гласные или согласные? (согласные )

Почему они поселились в отдельном домике? (обозначают глухой звук)

Какие из этих букв обозначают только один звук? (ш - ш -твёрдый, ч- ч , -мягкий)

Ребята, посмотрите, на этой станции есть ещё один домик. Кто же в нём живёт?

- Как называется эта буква? (мягкий знак)

Для чего служит мягкий знак? (для обозначения мягкости предшествующего согласного звука)

Чем мягкий знак отличается от других букв? (не обозначает звука)

Ребята, вы отлично справились с заданиями, а теперь нас ждут новые испытания.

3.Выявление места и причины затруднения

1.Выделение нового звука, его характеристика.

Послушайте загадку-шутку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

Какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении? (ж)

Какой он, гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

Игра «Твёрдый-мягкий». (Приложение к учебнику)

ВЫВОД: У звука [ж] нет мягкой пары - в этом его особенность (Показать на доске)

[Ж] согласный, звонкий, всегда твёрдый

О ком это стихотворение? (о жуке)

Давайте составим схему этого слова.

В каком месте слова находится звук [ж]?

-Давайте проверим. (Приложение к учебнику)

А теперь открою тайну природы: в мире существует очень много видов жуков. Среди них есть вредные жуки, есть полезные жуки.

Самый большой жук- Олень. Раньше этот жук встречался в дубовых лесах, а сейчас занесён этот жук в Красную книгу. Как вы думаете почему?

Потому что этот вид может исчезнуть, но я думаю этого не случится, ведь вы не будете ловить и обижать их верно?

Жук олень не только красавец, он ещё приносит пользу: личинки этого жука перерабатывают гнилую древесину, удобряют почву.

Поэтому берегите и охраняйте природу.

Развитие фонематического анализа

А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

Как на письме мы обозначим звук (ж)? ( Звук [ж] обозначается на письме буквой ж.)

- Ну а теперь давайте познакомимся с хозяйкой сегодняшнего урока.

Нас встречает сама (буква Ж) … ой, ребята, неужели мы ошиблись.

Ведь это не буква Ж. Кто мне скажет, что за буква?

Правильно - Это буква К, но не совсем. Потому что, стоит нам развернуть лист и вот, перед нами хозяйка домика буква Ж.

Это - Ж, А это — К,

Целый жук и полжука.

( А. Шибаев )

- А давайте напишем её портрет. (На что похожа буква Ж)

Дети читают стихи.

1 ученик:

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Стала снежинка

Буквою Ж,

Солнце ее

Не растопит уже!

Просмотр видео «Учим букву Ж» (до слов « на жука» остановить)

- Ребята у вас на столе лежат листочки с рисунком, переверните. Кто нарисован? (Жук) Давайте украсим спинку жука для этого выложим букву Ж. Напоминаю, что не должно быть пластилина не на полу, столе. Работаем аккуратно. Жук запомнит, какая буква у него на спинке? А вы запомнили?

4.Построение проекта выхода из затруднения

А теперь слушайте и запоминайте слова с буквой Ж. (Продолжение видео)

Физкультминутка

Пока мы отдыхали, наша буква ж подружилась с буквами, которые живут в красном домике. Давайте с вами прочитаем слоги:

Жа жо жу жи аж ож уж иж

(Дети читают слоги в учебнике на с.)

5.Реализация построенного проекта

Упражнение в выделении звука [ж]

Я сейчас предлагаю вам придумать рассказ вместе со мной, в котором встречается буква Ж.

У девочки по имени (Анжелика) есть собака по кличке (Жужик). Однажды они пошли в лес. Анжелика под дубом собирала (желуди). Жужик гонялся за летающим (жуком - божией коровкой). Вдруг Анжелика услышала лай. Это Жужик заметил большую колючую (ежиху) с маленькими (ежатами). Анжелика позвала Жужика, а ежиха и ежата убежали под елку.

В. Волина
- А теперь попробуйте без моей помощи составить рассказ.

(Приложение к учебнику)

А теперь давайте посмотрим мультфильм и проверим, правильно ли мы составляли.

( Приложение к учебнику. Просмотр мультфильма)

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Дифференцированная работа

1 группа (находит слова на картинке с буквой ж)

2 группа Замените в словах первый звук на звук [Ж], чтобы получилось новое слово:

лук - жук

зал - жал

баба - жаба

печь - жечь

мир - жир

мало - жало

Лора - Жора

идет - ждет

пакет - жакет

бетон - жетон

билет - жилет

пучок - жучок

ракетка - жакетка

Веня - Женя

(Проверка по эталону)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж. (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками самостоятельно на своих местах).

8.Включение в систему знаний и повторение

- Я прочитаю вам сказку, а вы должны обвести слова, где есть буква Ж.

Жадная Жаба.

Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Од-нажды важный Жук говорит Ужу:

Надо бы нам крышу покрасить.

Покрасить можно,— говорит осторожный Уж.— Только какой краской?

Желтой,— важно сказал Жук.

Но у нас нет желтой краски.

Ну, тогда оранжевой!

И оранжевой тоже нет.

Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оран-жевой краски.

А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.

Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?

Не дам! — отвечает Жаба.— Жалко краску.

Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:

Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.

Нет у меня никакого джема!

Ахты ж-жадина! — рассердился Шмель да как ужалит Жабу. Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вы-лезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:

Пожалейте меня, несчастную-ю!

Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу. ( Г. Юдин)

- Прочитайте, какие слова вы обвели.

9.Рефлексия

Какой была тема урока? (Звук [ж], буква Ж) (СЛАЙД )

Какие цели вы ставили? (Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой)

- «Жильцом» какого домика станет буква Ж?


Удалось ли достичь этих целей?

Шкала самооценки:

Возникали у вас затруднения?

Вы смогли их преодолеть?

Если было легко, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на самый большой цветок.

Если было трудно, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на средний цветок

Если было трудно, было много ошибок, то на самый маленький цветок.

На память о нашем уроке я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажите на следующем уроке.

Яцук Наталья
Конспект занятия «Звук и буква Ж»

Конспект занятия «Звук [Ж] »

Программные задачи

Образовательная

1)уточнение и закрепление правильного произношения звука [Ж] ;

2) развитие фонематического слуха : выделение звука [ Ж] на слух среди слогов и слов;

3) расширение функции языкового анализа и синтеза, закрепление умения делить слова на слоги, определение места звука Ж в слове ;

4) закрепление обозначения звука Ж символами ;

5) знакомство с буквой Ж

Развивающая

1) умение координировать речь с движением;

3) совершенствование психофизических функций : внимания и памяти;

4) развитие речевого дыхание, умение вырабатывать длительную воздушную струю.

Воспитательная

1) воспитание у детей речевого и слухового внимания.

Оборудование : игрушка БОЖЬЯ КОРОВКА, схема для характеристики звуков , «весёлые» язычки, карточки для определения места звука в слове , пирамидка с карманчиками, коробочка, картинки : жук, жаба, ножи, лыжи, пиджак, журнал, одежда, художник, журавли, медвежата.

Ход занятия:

1. Орг. момент – (Позвонить в звонок)

Уже звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Поэтому время не теряем

Работу скорее начинаем.

Воспитатель. - Чтобы глаза засияли огоньком и все у нас на занятии удалось , давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

Отгадывание детьми изучаемого звука [Ж] по чистоговорке .

Воспитатель :

Сядет тот, кто послушает внимательно и подскажет мне последний слог чистоговорки.

Жа-жа-жа есть иголки у е (жа)

Жа-жа-жа - видели у (жа)

Жу-жу-жу - на ежа гля (жу) .

Жу-жу-жу как-то уж пришёл к е (жу)

Жи-жи-жи мне ежаток пока (жи)

Же-же-же спят ежата у. (же)

Жа-жа-жа уж уходит от е. (жа)

Воспитатель : «Какой звук чаще других вы слышали в этих чистоговорках?» (звук [Ж] ) .

2. Произнесение звука [Ж]

Воспитатель : «Когда мы произносим звук [Ж] , кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щёлочка».

Произнесите звук [Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж]

Воспитатель : «Ребята, пока вы жужжали, к вам на звук прилетел жук – Божья Коровка. Она захотела с вами поговорить. А как разговаривают жуки?» (жужжат)

«Давайте поговорим с Божьей Kоровкой, а она посмотрит, умеете ли вы так же хорошо жужжать, как жуки» (Дети произносят [ж-ж-ж-ж-ж], а логопед следит за артикуляцией)

«Молодцы, ребята, Божьей Коровке понравилось, как вы разговариваете на языке жуков, но она ничего не знает о звуке [Ж] . какой он? Давайте ей расскажем».

3. Характеристика звука [Ж] по схеме

Воспитатель : «Произнесите ещё раз звук [Ж] и подумайте , язык и губы мешают воздуху свободно выходить изо рта?

Звук [Ж] гласный или согласный?

– Звонкий или глухой? Почему?» (Дети дают ответ : [Ж] – согласный звук , т. к. воздух встречает преграду на пути : язык, зубы, губы. [Ж] произносим с включением голоса, поэтому он звонкий)

4. Выделение звука [Ж] на слух из слогов и слов

Воспитатель : «Молодцы, ребята, вы всё знаете о звуке [Ж] . А сейчас Божья Коровка посмотрит, умеете ли вы слышать звук [Ж] в слогах и словах. Она принесла для вас весёлые жабьи язычки. Вы видели, как жаба ловит мошек? Она открывает рот, мгновенно высовывает свой длинный язык и им ловит мошек. И вы с помощь таких язычков будете ловить звук [Ж] в слогах и словах, которые я буду говорить. Язык высовывать только на звук [Ж]

Среди слогов :

Са-шу-жаЖа-са-ша

Шо-жо-соЖо-со-шо

Со-жу-шаСы-жи-ши

Среди слов :

Сила-шила-жила уши-ужин-узы майка-зайка-лужайка

Вар-жар-дар жук-сук-лук луза-лужа-Луша

5. Игра «Волшебная коробочка» (работа с картинками)

Воспитатель : «Ребята, вы хорошо справились с заданием, и за это Божья Коровка захотела сделать вам подарок. Она принесла с собой волшебную коробочку. В ней лежат разные картинки. Божья Коровка хочет подарить вам картинки со словами на звук [Ж] , но сама затрудняется это сделать. Выберите все картинки со звуком [ Ж] и определите его место в слове (где он находится? в начале, в середине или в конце слова) »

5. Физкультминутка

Я жук, я жук, Плавно размахивать руками,

Я здесь живу ритмично переступая ногами.

Я всё жужжу, жужжу Руки --рупором, «пожужжать» .

Жужжу : ж-ж-ж-ж.

Кружу над лесом Поворот с вытянутыми руками,

И кружу… ладони на груди.

Или на листике сижу… Руки на бёдра, смелая осанка.

И не тужу я, не тужу Взмах руками,прыжок и руки в стороны.

Я – жук, и потому Руки рупором, «пожужжать» .

Жужжу : ж-ж-ж…

Игра «Один-много»

6. Сели за столы. Работа в тетрадях. Упражнение для мелкой моторики пальцев рук :

Это кто к нам ползет

По дороге ловко?

Это маленький жучок

Божия коровка

А на крыльях у нее

Черные кружочки.

А на ножках у нее

Красные сапожки.

Прописать букву Ж .

10. Итог занятия

– Какой звук мы сегодня изучали ?

– Можно его спеть?

– Какие слова со звуком [Ж] вы знаете ?