"Душа хранит". Жизнь и поэзия Николая Рубцова. Николай Рубцов. Зеленые цветы. Стр.4. «В осеннем лесу» Н. Рубцов


Привет, Россия - родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое...

Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле - по селам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия - родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем.
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!..

1969



ПАМЯТНЫЙ СЛУЧАЙ

В детстве я любил ходить пешком.
У меня не уставали ноги.
Помню, как однажды с вещмешком
Весело шагал я по дороге.

По дорогам даже в поздний час
Я всегда ходил без опасенья,
С бодрым настроеньем в этот раз
Я спешил в далекое селенье...

Но внезапно ветер налетел!
Сразу тьма сгустилась! Страшно стало!
Хмурый лес качался и шумел,
И дорогу снегом заметало!

Вижу: что-то черное вдали
Сквозь метель маячит... Нет, не елки!
Ноги будто к месту приросли!
В голове мелькнуло: «Волки, волки!..»

Волки мне мерещились не раз
В обгоревших пнях. Один, без друга,
Я дрожал от страха, но тотчас
Шел вперед, опомнясь от испуга.

Шел я, спотыкаясь, а метель,
Мне сугроб под ноги наметая,
То вдруг: «У-у-у!» -- кричала в темноте,
То вдруг: «А-а-а!» - кричала, как живая!

После все утихло. Рассвело.
Свет зари скользил по белым склонам.
Я пришел, измученный, в село.
И друзья спросили удивленно:

Что случилось? Ты не заболел?
- Ничего, - ответил я устало.-
Просто лес качался и шумел,
И дорогу снегом заметало...

Из книги Жизнь и приключения капитана Майн Рида автора Рид Элизабет

Глава XXII Возвращается к сельской жизни. Поселяется вблизи городка Росс в Херфордшире. Пишет новый роман из английской жизни. Переписка, касающаяся священника. Защита законов о дичи. Покидает Чейзвуд ради Фрогмора. Его описание Фрогмора. Слишком доволен, чтобы

Из книги Лев Рохлин: Жизнь и смерть генерала. автора Антипов Андрей

"ПОЛКОВНИК, Я ТОБОЙ ДОВОЛЕН..." 152-я мотострелковая дивизия кадра, каких было много в Советской Армии, представляла из себя соединение, где есть техника, есть офицеры и минимум солдат.Те, кто служил в таких дивизиях, говорят, что смысл командования в них можно сформулировать

Из книги Я пел с Тосканини автора Вальденго Джузеппе

Из книги Сергей Собянин: чего ждать от нового мэра Москвы автора Мокроусова Ирина

Всем строиться! Осенью 2010 года в сюжете мэрского канала ТВЦ Собянин обещает подогнать темп финансирования дорожной развязки под темпы строительства, а прохожие фотографируют на камеры мобильных телефонов нового мэра и совещания на тротуаре.Москвичам деловитость

Из книги Марина Цветаева. Неправильная любовь автора Бояджиева Людмила Григорьевна

«Во всем обман и, ах, во всем запрет» Так закончилось, не начавшись в полную меру, детство этой хмурой девочки. Без каруселей, петушков на палочке, игр с соседской детворой, нарядов, цветочных балов, королевских платьев из штор. Зато был Пушкин, был Мышастый и волшебный шкаф

Из книги Синий дым автора Софиев Юрий Борисович

«Во всём, во всём: “мне кажется”, “быть может”…» Во всём, во всём: «мне кажется, «Быть может», Наш ум беднее нищенской сумы. Вот почему мы с каждым днём всё строже, Всё сдержаннее и грустнее мы. Ничтожна власть людских ключей и мер. Но этот путь - труднейший - слишком

Из книги Гала. Как сделать гения из Сальвадора Дали автора Бенуа Софья

Глава 27. «Я буквально бредил Гитлером, который являлся мне в образе женщины» В 30-е годы ХХ века Дали участвует в сумасшедших акциях, каковыми их делает концепция сюрреализма. В то время как одни мечтают о призрачной свободе мира и прибегают к конкретным образам в своем

Из книги Заяц с янтарными глазами: скрытое наследие автора Вааль Эдмунд де

Буквально равен нулю В 1918 году в Вене было особенно холодно, и белая фарфоровая печь в углу гостиной - единственная в доме, которую можно топить круглые сутки. Во всех остальных помещениях - в столовой, в библиотеке, в спальнях и в гардеробной с нэцке - царит стужа. От

Из книги Touching From a Distance автора Кертис Дебора

Из книги История русского шансона автора Кравчинский Максим Эдуардович

14. Всем Больница медлила с результатами обследования тела, поэтому заседание суда назначили на пятницу, 13 мая. В зале присутствовали: пара журналистов, родители Йена, Питер Хук, Стив Моррис, два офицера полиции, моя семья и я. До этого я уже встречалась со следователем,

Из книги Пушкинский том [сборник] автора Битов Андрей

Спасибо всем Вот и пришла пора ударить по «струнам»-клавишам последний раз. Мой рассказ об истории русской уличной, дворовой, салонной, эмигрантской, каторжанской, шуточной, застольной, фривольной, солдатской, лагерной (…далее по списку) песни подошел к завершению.Я от

Из книги Гала и Сальвадор Дали. Любовь на холсте Времени автора Бенуа Софья

«Об нем жалеют – он доволен» 1835 Тут вот какая неуместная история… Вспомнить я ее тем более хочу, что ровно год, как не стало замечательного ленинградского писателя Виктора Голявкина, который, начав писать свободно и самобытно в конце 50-х годов, повлиял на всё мое

Из книги Безграничность автора Вуйчич Ник

Глава 27 «Я буквально бредил Гитлером, который являлся мне в образе женщины» В 30?е годы XX века Дали участвует в сумасшедших акциях, каковыми их делает концепция сюрреализма. В то время как одни мечтают о призрачной свободе мира и прибегают к конкретным образам

Из книги Геометрия и "Марсельеза" автора Демьянов Владимир Петрович

47. Бог во всем Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. Исаия 41: 10 Когда меня спрашивают, как я могу утверждать, что живу возмутительно счастливой жизнью, если у меня нет ни рук, ни ног, то я понимаю:

Из книги Разрозненные страницы автора Зеленая Рина Васильевна

Всем народам Судя по дошедшим до нас скудным сведениям, древнегреческий математик пифагорейской школы Архит очень гордился успехами в счете, которых достигла эта знаменитая школа. «Открытие счета, - писал он, - способствовало прекращению распри и увеличению согласия

Из книги автора

Спасибо всем Я также всегда с громадной благодарностью помню о спектаклях и актерах сегодняшних. Одни из них были моими друзьями, другими я наслаждалась издалека, из зрительного зала. С Иннокентием Смоктуновским я даже не знакома, но буду любить его и в театре, и в кино.А

Методическая разработка урока

Тема : Николай Михайлович Рубцов

«Доволен я буквально всем!»

Цели урока:

    Познакомить учащихся с творчеством Н.М. Рубцова.

    Воспитывать любовь к Родине, интерес к предмету, активность и внимание учащихся.

Оборудование

    Презентация

    Музыкальные произведения С.Рахманинова, А.Гусева, В.Болдина

Методы обучения

    Объяснительно – иллюстративные

    Частично-поисковые

    Методы устного контроля

    Беседа

    Методы стимулирования и мотивации (создание эмоционально-нравственных ситуаций)

Ход урока

    Оргмомент (1 мин)

- Дети, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

    Проверка домашнего задания (5 мин)

У вас открыт учебник, на страничке с домашним заданием. Прежде чем приступить к выразительному чтению стихотворения Н.Рыленкова, давайте ещё раз прочитаем советы девочек Тани и Маши.

1.Чтение советов (стр.153)

2.Выразительное чтение стихотворения Н.Рыленкова «К Родине».

III . Сообщение темы и цели урока (2 мин)

Скажите, пожалуйста, отрывок из какого произведения я прочту и кто его

1. «Иногда он полчаса и больше кружил над деревней, выискивая и вынюхивая расположение русских зениток». Алексей Пантелеев «Главный инженер».

2. «Она с колен подняться не спешит,

Дохнёт на почку и траву погладит,

И бабочку с плеча на землю ссадит,

И первый одуванчик распушит»

Анна Ахматова «Памяти друга»

3.»Здесь медленны реки,

Туманны озёра,

И всё ускользает

От беглого взора.»

Н.Рыленков «К Родине»

1 слайд

Как звучит глава, в которую входят эти произведения?

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся, что такое Отечество.

2 слайд

Сегодня мы ещё познакомимся с поэтическим произведением из этой главы.

Откройте страницу 154 и прочитайте имя и фамилию автора.

3 слайд

Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году, за пять лет до начала Великой Отечественной войны. Отец его ушел на фронт, мать умерла. Остался он сиротой. Воспитывался в сельском детдоме. Н.М.Рубцов,

поэт с необыкновенным даром. Его считают одним из выдающихся лирических поэтов. За свою короткую жизнь он успел издать лишь 4 поэтических сборника, но оставил свой неповторимый, добрый и прекрасный след в поэзии.

Прочитайте первую строку стихотворения.

Как вы думаете, по первой строке, можно определить, о чём хотел рассказать нам поэт, какие мысли и чувства передать?

Как вы думаете, какую цель мы должны поставить для себя на уроке, ра- ботая над этим произведением?

    Познакомиться с произведением

    Расширить читательский кругозор

    Анализировать произведение, делать выводы

    Обогатить словарный запас

    Совершенствовать навык беглого, выразительного чтения

4 слайд

IV . Работа над новым материалом

Прочитайте стихотворение про себя.

- Разделите текст на две части по смыслу, - велела Евдокия Васильевна.

Ты тоже найди границу между частями текста.

В первой части стихотворения герой рассказывает о том, что происходит с ним: что он делает в лесу, как себя ощущает. Границу между двумя частями стихотворения можно условно провести после строчки: «Как чувство радости беспечной…». Во второй (условно второй) части стихотворения лирический герой говорит о своих мечтах.

- Прочитай первую часть. В каком предложении выражено душевное состояние героя?

«Доволен я буквально всем!»

Покажи, обращаясь к тексту, как меняется точка зрения (обзор) героя.

Сначала герой лежит на животе и смотрит вниз на землю, собирая бруснику и играя с ящерицами. Затем его точка зрения меняется:

он переворачивается на спину и смотрит вверх на деревья и облака, прислушиваясь к крику болотной птицы. Затем взгляд героя снова

обращается вниз. Но он смотрит не на землю перед собой, а вниз и вдаль на реку, которая течет внизу.

Подтверди, что герой отмечает конкретные приметы жизни осеннего леса, что он в лесу - свой, а не чужой.

Петя не понял последнего вопроса. Костя постарался объяснить:

Прочитайте объяснение Кости на стр.155.

Дети читают:

- Ну смотри: герой не просто говорит «брусника», а отмечает, какая именно брусника; он не просто говорит о крике птицы, а дает ему характеристику. Понимаешь? А тебе понятно объяснение Кости? Можешь его уточнить?

А тебе понятно объяснение Кости? Можешь его уточнить?

Герой стихотворения действительно дает всем явлениям точную характеристику, благодаря чему мы их лучше представляем. Брусника, которую ест герой, спелая. Болотная птица кричит жалобно. Ящерицы пригрелись на пне.

Какие слова использует поэт, чтобы сказать об облаках?

О реке? Приписывает ли герой явлениям природы человеческие чувства и переживания?

Герой сопоставляет явления природы с человеческими чувствами и переживаниями. Плывущие по небу облака кажутся герою печальными, их бесконечное движение он сравнивает с течением человеческих мыслей:

Надо мной

Между березой и сосной

В своей печали бесконечной

Плывут, как мысли, облака…

Волнение речных вод герой сопоставляет с радостным, беспечным волнением:

Внизу волнуется река,

Как чувство радости беспечной

Какой строчкой начинается вторая часть стихотворения? Прочитайте всю вторую часть

Как герой хотел бы подтвердить свою любовь к осеннему лесу и небесам?

Чтобы ответить на эти вопросы, школьники перечитают строчки:

Я так люблю осенний лес,

Над ним - сияние небес,

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Иль в дождевой веселый свист…

Из этих строчек видно, что герой настолько любит лес и весь мир природы, что хотел бы стать его частью, слиться с ним, превратившись в лист или дождь.

Что, с точки зрения героя, даст ему превращение в лист, в дождь, а затем обратно в человека? Является ли природа для героя тем волшебным миром, который даёт силу и вдохновение?

Такое превращение, по мнению героя, способно очистить его душу, дать ему силу, помочь пройти его жизненный путь. Герой обращается к помощи мира природы как к помощи волшебного мира, в которой человек нуждается «перед дорогою большою» (имеется в виду выход в большой мир, во взрослую жизнь из отчего дома).

V .Прослушивание музыкального произведения .

Дети, с помощью чего выражает свои мысли и чувства поэт? Художник? Композитор?

Давайте послушаем музыкальное произведение, в котором, как мне кажется, так удивительно сочетаются переживание красоты русской природы и чувств любви к Отечеству, сказала Евдокия Васильевна.- Это «Концерт 2, Сочинение18» Сергея Рахманинова. Часть первая.

5 слайд

VI . Совершенствование навыков выразительного чтения.

Есть такая профессия – мастер художественного слова. Сегодня на уроке выразительное чтение стихотворения «Доволен я буквально всем!» вы услышите в исполнении мастера художественного слова Бориса Болдина.

Читая стихотворение, мы должны не только правильно произносить слова, ставить логические ударения, управлять голосом, мы должны почувствовать душой, сердцем, что хотел донести до нас поэт.

Помните, что говорил Лис в произведении Антуана Де Сента Экзюпери «Маленький принц»:

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»

6 слайд

Выразительное чтение стихотворения детьми

VI .Итог урока.

Кто считает, что мы сегодня достигли цели, которую поставили в начале урока?

Объясните, почему стихотворение Н.Рубцова помещено в главу «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся, что такое Отечество.»

7 слайд

Очень часто стихи поэтов вдохновляют композиторов написать музыку.

Я хочу закончить урок на душевной, музыкальной нотке. Давайте послушаем песню на стихи поэта Н.Рубцова «Доволен я буквально всем!» в исполнении Александра Гусева, который написал музыку к этому стихотворению»