Эдгар Аллан По: краткая биография и своеобразие творчества. Эдгар по - биография, информация, личная жизнь

Эдгар Аллан По - один из величайших американских романтиков XIX века - родился 19 января 1809 в Бостоне. Его отец бросил семью, а мать умерла от тяжелой болезни, когда маленькому Эдгару не исполнилось и трех лет... Ребенок был взят на воспитание в семью богатого торговца из Ричмонда Джона Аллана, которая через некоторое время переехала в Англию, где мальчика отдали учиться в престижный пансион. В 1820 году семья Алланов вернулась в Ричмонд, где Эдгар поступил в колледж. В колледже По влюбился в мать одного из своих сокурсников - Джейн Крег Стенард, но первая любовь закончилась трагически, в 1824 году Джейн умерла...

В 1826 году Эдгар закончил колледж и поступил в университет Вирджинии, где проучился всего год. Тогда же По предпринимает попытку тайно обвенчаться со своей новой возлюбленной - Сарой Ройстер, что вызывает гнев приемного отца и тот выгоняет его из дома... Эдгар уезжает в Бостон, где публикует свой первый сборник стихов, который увы не имеет успеха...

В 1829 году Эдгар знакомится со своими родственниками по отцовской линии, они помогают ему выпустить второй сборник стихов, который также оказывается провальным, не приносит писателю известности и третий сборник, опубликованный через год в Нью-Йорке, зато в июне 1833 года его рассказ «Рукопись, найденная в бутылке» занимает первое место на конкурсе литературного журнала «Baltimor saturday visitor», По становится востребованным писателем-прозаиком и наконец в декабре 1835 становится редактором журнала «Southern literary messeger», к нему переезжают его родная тетка по отцовской линии Мари Клем и ее тринадцатилетняя дочь Виргиния, с которой Эдгар обвенчался через полгода... Вскоре он отказывается от работы в журнале и со своей новоиспеченной семьей переезжает в Нью-Йорк, где публикует несколько новелл, однако гонорары были ничтожны и писатель испытывал постоянную нужду.

В 1838 году Эдгар принимает предложение занять должность редактора в журнале «Gentelmen"s magazine» и из-за этого переезжает в Филадельфию. В 1839 он накапливает достаточное состояние, чтобы выпустить книгу «Гротески и арабески». В Филадельфии писатель прожил шесть лет, за это время он опубликовал около тридцати рассказов и множество литературно-критических статей...

В 1844 Эдгар возвращается в Нью-Йорк и публикует там несколько новелл, но у публики они не имеют успеха, зато вышедшее в 1845 году стихотворение «Ворон» и одноименный сборник делают По невероятно популярным. Но вскоре светлая полоса жизни закончилась, снова пришла нищета... От долгой болезни умерла Виргиния...

От горя и безысходности писатель совсем теряет голову, много пьет, начинает употреблять наркотики, чтобы скрасить свое одиночество, он все чаще навещает проституток, а во время очередного запоя даже пытается покончить жизнь самоубийством... В это время в свет выходит его книга «Эврика» - ее он считал «самым большим откровением, которое когда-либо слышало человечество», но в сердцах «человечества» произведение не находит отклика...

3 октября 1849 года его находят без сознания на железнодорожных путях, а через четыре дня он умер, так и не придя в сознание...

Эдгар Аллан По давно увенчан лаврами основоположника жанра детектива. Именно он придумал главную составляющую аппетитного «криминального варева» ‒ образ блестящего сыщика, за игрой ума которого напряженно следит читатель. Но По открыл как минимум еще два направления в литературе: фантастический рассказ и новеллы ужасов. То, что мы сегодня называем готической литературой.

Смерть как жизнь

Каким он был ‒ поэт-мистик, неуемный фантазер, мрачный мизантроп? Его земная жизнь сложилась ужасно ‒ сиротство, разлука с горячо любимой сестрой, издевательства жестокого опекуна, зависть и предательство друзей, постоянная нужда и работа за смехотворные гонорары, смерть жены, пьянство, наркомания, безумие…

Еще ужаснее оказалась его смерть. Но именно она придала образу первого «готического» писателя особую загадочность. До сих пор по поводу причин кончины Эдгара По споров больше, чем о литературных достоинствах его книг.

Есть письменные «правдивые свидетельства» того, что одна из почитательниц спустя три года после смерти писателя встречалась с ним и имела продолжительную беседу. Не переводятся медиумы, утверждающие, что дух писателя «выходил на связь и рассказал, как он был похоронен заживо…» Появляются время от времени «новые стихи» Эдгара По, «продиктованные» духом По.

По сей день браться за издание его произведений считается плохой приметой, а каждая экранизация его рассказов связана с какой-нибудь трагической историей.

Эдгар Аллан По: тайна смерти

Так как же он умер? Ну, судя по медицинскому заключению, от кровоизлияния в мозг. Лечащие врачи описывали его состояние перед кончиной как «буйное помешательство». Как бы то ни было, утром 7 октября 1849 года сорокалетний Эдгар По скончался.

Одинокий и странный

При невысоком росте и хрупком телосложении он всегда выглядел старше сверстников. Обожал плавание: в четырнадцать лет Эдгар проплыл шесть миль против течения, став на время настоящим героем в глазах ровесников.

В семнадцать начался его пагубный роман с алкоголем. Комната По в университете была настоящим вертепом: здесь круглыми сутками пили вино и играли в карты. Страсть к картам ‒ еще один порок «юноши с горящими глазами». Он превосходно играл в вист, много выигрывал, но все равно постоянно был в долгах. Из-за этого, в конце концов, ему при-шлось покинуть университет.

Говорят, он потрясающе пил: опрокидывал стакан одним движением, а потом со стуком ставил его на стол, после чего совершенно преображался: глаза горели, обычно бледные щеки пылали, речи становились гипнотическими. Причем видно было, что пьет он, ожидая именно такого эффекта. Каждая пьяная ночь приводила к болезни на несколько дней, потом ‒ недель, потом и вовсе к запоям. Ах, если б это был его единственный порок! Всегда рядом были наркотики. Опий, по свидетельству современников, он ежедневно принимал после завтрака. А вечерами ‒ морфин…

Говорят, Эдгар По был членом оккультного ордена «Братство Луны», участники которого (по слухам, только гомосексуалисты) занимались спиритизмом и черной магией. Существует легенда, что посаженный однажды в тюремную камеру, По к утру исчез из нее при запертой двери. Друзья уверяли, что Эдгар может одновременно находиться как минимум в двух местах. Не этой ли способности мы обязаны эпизодом появления По в России? Правда или нет, но писатель утверждал, что побывал в Санкт-Петербурге и попал даже в какую-то передрягу с полицией…

Смерть вместо венца

За десять дней до своей странной смерти он сделал предложение Саре Уитмен ‒женщине, в которую был влюблен с юности. И получил благосклонное согласие. И тут же отправился в Нью-Йорк, до которого не доехал… Странно, не правда ли?

Впрочем, его отношения с женщинами всегда были странными. Дамы любили мрачного юнца с темными кругами под глазами (у По был врожденный порок сердца). Истерически любили ровесницы в школе, обожала жена ненавистного богатого опекуна (может, потому так ненавидел сам опекун?), души не чаяла в нем сестра Розали, проявляли интерес даже матери приятелей…

В 14 лет Эдгар безумно влюбился в матушку своего друга, тридцати летнюю Джейн Стенард. Несмотря на разницу в возрасте, они моментально нашли общий язык, и она стала первым человеком, заинтересовавшимся стихами юного поэта. Неизвестно точно, связывало ли их что-то большее, но… Скоро Джейн сошла с ума и умерла. Это была первая роковая утрата Эдгара, он тогда был близок к самоубийству…

Следующая любовь Эдгара – Эльмира Ройстер – дала слово стать его женой. Но козни родителей девушки и опекуна Эдгара разлучили влюбленных.

Утешала бедного страдальца его тетка – Мария Клемм, создание нежное, мало что смыслившее в литературе… Для нее он был просто «бедным мальчиком». На ее юной дочери, своей кузине, По скоро женился. Вирджинии шел тринадцатый год. Эдгар и тетушка Мария договорились, что первые два года муж и жена будут спать в разных спальнях.

Вообще, мужьям тех женщин, которые увлекались этим «безумцем с горящими глазами», нечего было опасаться: он не претендовал на тела их жен – нет-нет, только на души!

Итак, в браке с первой женой он прожил 12 лет.

«Я бы уже давно потерял всякую надежду, если бы не думал о тебе, милая моя жена… Ты сейчас осталась моим главным и единственным стимулом в борьбе против этой невыносимой, напрасной и жестокой жизни …»

Из этого письма следует, что брак был счастливым – насколько это возможно для человека с характером Эдгара По. Но болезненная хрупкая Вирджиния умерла от туберкулеза. За этим последовал безумный год – По практически не выходил из наркотического тумана.

Эдгар По: загадка смерти

Через год после смерти Верджинии По сделал предложение Саре Уитмен, поэтессе, талантливой женщине, глубоко почитавшей его талант.

И сразу после веселой помолвки в Ричмонде, 28 сентября, он отправился Нью-Йорк за тещей, а по пути зачем-то заехал в Балтимор, где спустя несколько дней был полумертвым обнаружен на деревянной скамье на задворках бара.

Зачем он приехал в Балтимор – город, который ненавидел? Что собирался там делать, с кем встретиться? Нет ответов. Известно лишь, что грязного, полуголого, без цента в кармане – а ведь из Ричмонда он уехал с 1500 долларов! – Эдгара По доставили в больницу для неимущих. Диагноз в медкарте: «горячечный бред, судороги и галлюцинации». Больной был буйным, доктора применили успокоительные уколы, после которых великий писатель впал в кому. Умер он на четвертый день.

Дух извращения

Если спросить у произвольно выбранных из толпы ста человек: «Как бы вы охарактеризовали рассказы Эдгара По?» Сто человек из ста ответят: «Страшные» или «Ужасы». Это правда. Его главная тема: трагическое столкновение человеческого сознания с окружающим миром. Если брать конкретнее: живой души с бездуховностью буржуазной цивилизации. По был, вероятно, первым американским писателем, а возможно, и первым в мире, уловившим эту новую угрозу.

Последние двенадцать лет жизни – самое плодотворное время – он провел в Филадельфии, Нью-Йорке и Бостоне: городах, где кипела коммерческая жизнь. Это сердце деловой Америки романтик По презирал и даже больше – ненавидел. Он писал о смерти и упадке, разрушении традиций и деградации личности, о страхе жизни и чувстве безнадежности…

Вот эта охваченная ужасом душа человека – главный герой его рассказов. Страх – вот ключевое слово для понимания таинственных, мистических новелл По. В жизни человека все страх: страх перед смертью и перед жизнью, страх перед одиночеством и перед людьми, страх перед безумием и перед знанием…

В окружающих людях, да и в себе самом По усматривал «болезнь души», ее он обозначил как «тягу к нарушению запрета». Позже он ввел очень точный термин «дух извращения». Этот «дух» представлялся писателю самым характерным для современного состояния общества явлением. С этой болезнью Эдгар пытался по мере сил бороться, но безуспешно. Зато он дотошно исследовал недуг: благо больной всегда был под рукой – он сам.

Повышенное внимание По к психологии, к подсознательному, безграничная вера в разум, который один только, в его глазах, способен вывести человека и человечество из трагических противоречий бытия, стали основой самых знаменитых и наиболее значимых для развития мировой литературы рассказов. Это, конечно, детективы:

  • «Убийство на улице Морг»;
  • «Похищенное письмо»;
  • «Тайна Мари Роже»;
  • «Золотой жук».

Вот, собственно, с этих четырех новелл началась эпоха детективной литературы. Появился новый герой - стройно мыслящий, эксцентричный, наделенный мощной логикой, немного извращенный, но чуждый наживы…

Его функция – раскрыть тайну, найти преступника; но главное – завоевать читателя. В центре внимания оказывается не преступление и не расследование, а человек, ведущий его. Читатель должен с напряженным вниманием следить за интеллектуальным действием, разворачивающимся перед ним. Герой анализирует, сопоставляет факты, подвергает сомнению всякую деталь и все это – завораживает. Уже не важно, что он расследует, важно – как решается задача. Новизна детективных рассказов – в демонстрации красоты работы разума, его поистине безграничных возможностей.

Рожденный фантазией По гениальный сыщик Огюст Дюпен в совершенстве владеет методом дедукции – новое тогда словечко. Это качество достанется в наследство позднейшим отражениям Дюпена: Шерлоку Холмсу и Эркюлю Пуаро, французу Мегрэ и мисс Марпл…

Фантасты снимают шляпу…

Другой подарок, оставшийся нам от По, ‒ мистические новеллы. Они предвосхитили то, что сегодня называется готической прозой:

  • таинственные смерти;
  • черно-белые тона;
  • заброшенные замки;
  • мрачные пейзажи;
  • необыкновенная бледность лиц;
  • темнота – угнетающая всякую живую мысль.

Он узаконил в литературе темы ритуального убийства и суицида, привил читателю вкус к мистицизму, умиранию, распаду…

  • две повести («Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» и «Дневник Джулиуса Родме-на»);
  • философский трактат «Эврика»;
  • около семидесяти рассказов.

В сравнении с теперешними детективщиками - немного, да?

Да дело ведь не в количестве. Эти несколько десятков рассказов открыли три новых жанра в мировой литературе:

  • детективный;
  • научно-фантастический;
  • готическую новеллу (новеллу ужасов).

«В самое невероятное повествование нужно «напихать» как можно больше всевозможных бытовых подробностей и деталей», ‒ так Эдгар По сформулировал один из важнейших принципов научно-фантастической литературы.

Классикой фантастической новеллы стали популярные рассказы:

  • «Сфинкс»;
  • «Три воскресенья на одной неделе».
  • «технологические» рассказы («Ганс Пфааль», «История с воздушным шаром»);
  • сатирические («Разговор с мумией», «Тысяча вторая сказка Шехерезады»);
  • «метафизические» («Повесть скалистых гор», «Месмери-ческое откровение», «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром»).

Поводом к написанию каждого из них становится научное открытие, техническое изобретение или просто любопытный необъяснимый факт. Но главным предметом изображения становится вовсе не научный парадокс, не инженерная новинка – нет. Снова в центре внимания – человеческая психика, умение адаптироваться, сделать пригодным для существования сумасшедший мир.

Интересно, что Жюль Верн и Герберт Уэллс единодушно признавали Эдгара По своим предтечей, несмотря на разность их дарований.

А влияние По в жанре «ужасов» признавали Бодлер и Теннисон, Достоевский и Конан Дойл, Кинг и Лемм, и все те мириады авторов, по сей день использующих идеи самого знаменитого в литературе американца. Интересно, что, опровергая обвинения в безумии, По говорил: «Нуда! Я нервен, нервен ужасно – дальше уж некуда; всегда был и остаюсь таким; но откуда вы взяли, что я – сумасшедший?.. Я слышал все сущее в небесах и в недрах. Я слышал многое в преисподней. Какой же я сумасшедший? Вот послушайте только! Да заметьте, как здраво и гладко поведу я свой рассказ».

Балтиморский призрак Эдгара По

Самая страшная тайна балтиморского кладбища связана с появлением на могиле Эдгара По странного человека. Случилось это примерно лет пятьдесят назад. Незнакомца заметили в полночь, и все, кто его видел, говорят одно и то же: одет в черное, лицо укутано шарфом, очевидно, хочет остаться неузнанным, в руках – трость… Запомним эту деталь!

С тех пор каждый год в один и тот же день – 19 января (день рождения Эдгара Аллана По), вернее в одну и ту же ночь, мужчина приходит на кладбище. Он встает на одно колено, прикладывается к бутылке, делает глоток, затем оставляет початый коньяк на могиле вместе с тремя красными розами. Этот фанат творчества По (а может, его призрак?) на несколько минут замирает у могилы, сняв шляпу, и быстро уходит прочь. Само собой, работники кладбища попытались выследить таинственного гостя. В 1983 году в полночь у могилы По собрались 70 (!) энтузиастов. По их рассказам, «черный человек» пришел через час после полуночи – как всегда, с дорогой тростью, в черном плаще. Услышав возню (все же 70 человек довольно трудно заставить замереть!), незнакомец исчез почти мгновенно. Но на могиле По все же остались традиционная бутылка и розы.

Через год папарацци попытался сфотографировать неуловимого поклонника По. И ведь удалось! С помощью специального фотооборудования для ночной съемки удалось снять коленопреклоненного мужчину у могилы Эдгара По. Лицо незнакомца скрывала тень шляпы. Потом поползли слухи, что удачливый фотограф погиб при странных обстоятельствах. И больше желающих выслеживать «призрак По» не нашлось…

Когда великого безумца обнаружили на грязной улице в Балтиморе, в руках он инстинктивно сжимал трость, которую случайно прихватил у своего ричмондского приятеля, отправляясь на поезд до Нью-Йорка. Этот человек, последний видевший Эдгара По живым, так описал прощание с гением: «Эдгар, обернувшись, еще раз приподнял шляпу и взмахнул тростью… В это самое мгновение на небе, прямо у него над головой, сверкнул яркий метеор и тотчас погас…»

Видео: истории Умерших — Эдгар Аллан По

Биография

Мемориальная доска, установленная примерно в том месте в Бостоне, где родился Эдгар Аллан По.

Получив свободу, Эдгар По вновь обратился к поэзии. Он вновь побывал в Балтиморе и познакомился там со своими родственниками по отцу - с сестрой, бабушкой, дядей Георгом По и его сыном Нельсоном По. Последний мог познакомить Эдгара с редактором местной газеты, Уильямом Гвином. Через Гвина Эдгар получил возможность обратиться к видному тогда нью-йоркскому писателю Джону Нилу. И Гвину, и Нилу начинающий поэт представил на суд свои стихи. Отзыв, при всех оговорках, был самый благоприятный. Результатом было то, что в конце 1829 года в Балтиморе был вторично издан сборник стихов По под его именем, озаглавленный «Аль-Аарааф, Тамерлан и малые стихотворения ». На этот раз книжка поступила в магазины и в редакции, но прошла незамеченной.

Между тем Джон Аллан настаивал, чтобы Эдгар закончил своё образование. Решено было, что он поступит в Военную академию в Вест-Пойнте . В марте 1830 года , по ходатайству Аллана, Эдгар всё же был принят в число студентов, хотя по возрасту не подходил. Его приёмный отец подписал за него обязательство отслужить в армии пять лет. Эдгар неохотно шёл в академию. Нормальным порядком покинуть её стены он не мог. С обычной горячностью он взялся за дело и сумел добиться, что в марте 1831 года его исключили. Этим юный поэт вновь вернул себе свободу, но, конечно, вновь рассорился с Джоном Алланом.

Литературное творчество

По начал свою литературную деятельность с поэзии, опубликовав ещё в 1827 году в Бостоне томик стихов «Al-Aaraaf, Tamerlane and other poems» («Аль-Аарааф, Тамерлан и другие стихотворения»). Как прозаик По выступил в 1833 году , написав «Рукопись, найденную в бутылке» («A manuscript found in a bottle» ).

Творчество По находилось под влиянием романтизма , уже завершавшего свой путь на Западе. «Мрачная фантастика, постепенно исчезавшая из европейской литературы, вспыхнула ещё раз оригинально и ярко в „страшных рассказах“ По - то был эпилог романтизма» (Фриче). На творчество По оказали сильное влияние английские и немецкие романтики, особенно Гофман (недаром По увлекался немецкой литературой и идеалистической философией); ему родственен зловеще-мрачный оттенок гофмановских фантазий, хотя он и заявил о себе: «Ужас моих рассказов не от Германии , а от души». Слова Гофмана: «Жизнь - безумный кошмар, который преследует нас до тех пор, пока не бросит наконец в объятия смерти» выражают собой основную идею «страшных рассказов» По - идею, которая вместе со своеобразным стилем её выражения родилась уже в первых рассказах По и только углублялась, обрабатывалась с большим мастерством в его дальнейшем художественном творчестве.

В стихотворении «Улялюм» герой, блуждающий вдвоём со своей душой Психеей по загадочной местности серых небес и сухих листьев, приходит к склепу, где год назад он похоронил свою возлюбленную Улялюм. Он вспоминает «октябрьскую ночь без просвета», когда он принёс сюда «мёртвую ношу». Но главное в стихотворении не туманный сюжет, а гипнотическая музыка, погружающая читателя в мир теней, шорохов, вечной осени, зловещего лунного мерцания. И вновь заклинанием звучит рефрен:

В «Колоколах» звукопись По достигает предела изощрённости. В каждой из четырёх частей стихотворения мелодически воссоздан звон «серебряных» колокольцев на санях для весёлого катанья, «золотых» свадебных колоколов, «медного» набата тревоги, «железного» заупокойного колокола. И каждый из них соответствует какому-то этапу в жизни человека: радость детства, счастье любви, страдания взрослого мира и смерть. В звоне колоколов символически воплощён трагический удел человека. Великий русский композитор С. В. Рахманинов написал на русский текст стихотворения музыку - поэму для оркестра, хора и солистов.

(В. Г. Прозоров)

Жизненные Страхи

Безысходный ужас жизни, безраздельно господствующий над человеком, мир как царство безумия, гибель и распад как предопределённый жестокой верховной силой удел человека - таково содержание «страшных рассказов» По. Смерть как проявление сверхъестественного (смерть прекрасной женщины в таинственной обстановке) - вот тема рассказа «Ligeia» (Лигейя, ), одного из лучших рассказов По.

В нём поставлена проблема преодоления смерти , чудесного, загадочного воскресения Лигейи. В рассказе «Berenice» (Береника) отшельник-созерцатель Эгей проникся маниакальной идеей, что он должен обладать прекрасными зубами своей умирающей невесты Береники, и выламывает их, совершая это кощунство над ещё живым, ещё трепещущим телом. В других рассказах дана тема утраты возлюбленной («Eleonora», «Morella» и др.), возникшая задолго до смерти любимой жены По - Виргинии (ум. в ).

Проблема борьбы добра со злом, раздвоения психики , тяги человека к злу поставлена в рассказе о двойнике «William Wilson» (Вильям Вильсон), та же тяга к преступлению , злу и уничтожению характеризует героев рассказов «The Imp of the perverse» (Демон извращенности, ), «Metzengerstein» (Метценгерштейн), «The black cat» (Чёрный кот , ), «The tell-tale heart» (Сердце-обличитель , ) и другие. Метампсихоз, передача мыслей на расстоянии, является темой рассказа «Сказка скалистых гор» и существенным компонентом одного из наиболее впечатляющих рассказов По - «The fall of the house of Usher» (Падение дома Эшеров). В древнем, мрачном, полном какой-то особой гнетущей атмосферы замке живёт последний его владелец - Родерик Эшер; с болезненно-нервной, изощрённой восприимчивостью он сквозь шум грозы слышит, как пытается вырваться из гроба заживо похороненная им в фамильном склепе сестра, но не в силах пойти и помочь ей - у него маниакальная «боязнь» ужаса. Сестра появляется в окровавленном саване, ужас убивает её брата, они оба умирают, и замок Ашер падает, разрушенный грозой.

Родерик - по сути основной и единственный герой По, по-разному повторённый в других рассказах: это - нервный, болезненно-восприимчивый созерцатель, любящий редкие книги, отшельник, боящийся жизни; он так же условен, как и излюбленная героиня По - загадочная, таинственно-мудрая, угасающая прекрасная женщина. Герои По - во власти рока, предопределившего их гибель; они безвольны, в них нет силы для протеста против жизни, ощущаемой как кошмар и зло. Каждый из них - жертва какой-нибудь навязчивой идеи, они не живые люди с реальными чувствами и страстями, а отвлечённые фигуры, почти схемы, которым только исключительное мастерство художника придаёт жизненность.

По пытается преодолеть безволие своих героев: наделяя их силой мысли, он прославляет волю . Слова Джозефа Гленвилля: «Человек не уступил бы ангелам, ни самой смерти, если бы не слабость его воли», он поставил эпиграфом к «Лигейе». Но если самое неестественное и непостижимое, развиваясь со строгой логической последовательностью в рассказах По, заставляет читателя поверить в невероятное, то здесь мастерство По не помогло - герои его остались безвольны. По невнимателен к среднему человеческому характеру, к психологии и быту обыкновенного человека, его интересует только необычное, анормальное. С первой же строки произведения все элементы стиля - композиция , подбор слов, логика повествования - направлены на достижение определённого, заранее рассчитанного эффекта, поражающего читателя в кульминационном пункте рассказа, - недаром избираются такие ужасные моменты, как преждевременное погребение, замуровывание живьём и т. д.

Наука для По - лишь средство проявления непостижимого, помогающее придать этому непостижимому (корабль, растущий, как тело, пучина, поглощающая корабли на Южном полюсе , и пр.) большую долю вероятности благодаря использованию точных географических данных, химических рецептов, сведений о морском деле и т. д. Наука здесь играет декоративную роль, поскольку По стремится лишь к наукообразности и мистифицированию читателя, причём в научно-фантастических рассказах развёртывается та же тема неизбежной гибели героев. По, будучи в «страшных рассказах» и поэзии завершителем романтизма , оказал в области фантастики влияние на ряд западноевропейских писателей. От «Золотого жука» с поисками клада и криптограммами литература приходит к «Острову сокровищ » Стивенсона , от «Ганса Пфалля» - к «Путешествию на луну» Ж. Верна , к географической декоративности ряда романов и пр.

Склонность По к умозрительному анализу, к последовательно-логическому развёртыванию событий, даже невероятных, ярко проявилась в его детективных рассказах - «Убийство на улице Морг » (The Murders in the Rue Morgue , ), «Тайна Мари Роже» (The Mystery of Marie Roget , ) и «Похищенное письмо» (The Purloined Letter , ). Как и в научной фантастике, По старается придать своим детективным рассказам характер фактов, имевших место в действительности, вводя в повествование полицейские протоколы, точные даты, ссылки на периодическую прессу и т. д. Клубок противоречий, противоположных друг другу, запутанных фактов постепенно развязывается благодаря стройной системе логического анализа, перед которой бессильны любые загадки. Характерно, что мотив частной собственности, безраздельно доминирующий в буржуазном детективном жанре, не находит себе места в рассказах По. Также не занимают его вопросы морали, психологии преступника и преступления - его интересует лишь техническая сторона дела (один из его рассказов так и назван «Жульничество как одна из точных наук»), сюжетный узел загадки и подведение читателя к моменту разгадки, который выполняет роль кульминационного пункта «страшных рассказов». По в своих детективных рассказах пытался приблизиться к действительности, но вместо этого получилось бегство в область аналитической мысли. Его Дюпен - предтеча и конан-дойлевского Шерлока Холмса и честертоновского пастора Брауна , и Ниро Вульфа , и Эркюля Пуаро .

Особняком в творчестве По стоит его «Eureka» (Эврика, ), в которой он дал мистико-пантеистическую систему, изложив основы своей философии. При этом интересно отметить, что в этой поэме была изложена гипотеза Большого Взрыва , ставшая общепринятой теорией только в XX веке.

Следует отметить ряд критических статей По, боровшегося против буржуазной литературы Севера - против Лоуэлла , Лонгфелло и других.

Оценка творчества

Оригинальность стиля По не нашла себе последователей в Америке . В то же время творчество По нашло отражение в поэзии французского символиста Бодлера , который переводит По, знакомит с ним Европу , и отсюда начинается влияние По на литературу декаданса и символизма - на Вилье де Лиль-Адама , Малларме , Метерлинка , Уайльда , Говарда Филлипса Лавкрафта , Эверса и т. п., вплоть до русских символистов.

Французский поэт Шарль Бодлер , натура, родственная По, так описал это положение: «Соединённые Штаты были для По лишь громадной тюрьмой, по которой он лихорадочно метался как существо, рождённое дышать в мире с более чистым воздухом, – громадным варварским загоном, освещаемым газом». А. Дж. Б. Шоу выразился так: «По не жил в Америке, он там умер».

Особенно много внимания По уделяли русские декаденты («Ворон», перевод Д. Мережковского , в «Северном вестнике», , Ї 11; «Баллады и фантазии», «Таинственные рассказы», перевод К. Бальмонта , ; «Ворон», перевод В. Брюсова , в «Вопросах жизни», , Ї 2). Особенно популярен был у декадентов размер «Ворона» (Бальмонт, Брюсов, «Алтея» В. Голикова).

  • В честь Эдгара По назван кратер на Меркурии .
  • Каждый год, в день рождения Эдгара По, его могилу посещает тайный поклонник .
  • В песне группы The Beatles , I Am The Walrus (альбом Magical Mystery Tour) упоминается Эдгар По.

Библиография

  • The Virginia, ed. by J. A. Harrison, 17 vv., Boston, ;
  • E. C. Stedman a. G. E. Woodberry, 10 vv., N. Y., ;
  • Собр. сочин., 2 тт., изд. Пантелеева, СПб, ;
  • Необыкновенные рассказы, 2 тт., изд. Суворина, СПб, ;
  • Таинственные рассказы, перев. К. Д. Бальмонта, М., ;
  • Собр. сочин., 2 тт., изд. «Вестника иностранной литературы», СПб, ;
  • То же, перев. К. Бальмонта, 5 тт., изд. «Скорпион», М., - (в последнем томе очерк жизни Э. По, сост. К. Бальмонтом, и письма Э. По);
  • Стихотворения в лучших русских переводах, СПб, ;
  • Рассказы, 3 тт., перев. М. А. Энгельгардт, изд. «Всемирная литература», Берлин, ;
  • Рассказы, перев. К. Д. Бальмонта, Ростов-на-Дону, ;
  • Полное собрание поэм и стихотворений, перев. и предисл. Валерия Брюсова с критико-библиографическим комментарием, изд. «Всемирная литература», М.-Л., ;
  • Последняя шутка, Рассказы, изд. «Огонёк», М., ;
  • Whitman S. H., Е. А. Poe and his critics, N. Y., ;
  • Gill W. F., Life of E. A. Poe, 5-th ed., N. Y.,

Э́дгар А́ллан По (англ. Edgar Allan Poe ; 19 января 1809 - 7 октября 1849) - американский писатель.

Гениальный прозаик. Гениальный поэт. Трагичная от рождения и до смерти судьба. Само понятие гений - ёмкое и трудно поддающиеся точному определению - именно для Эдгара По. Его влияние как писателя и поэта на мировую литературу огромно - Шарль Бодлер и французский Символизм, практически весь русский Серебряный Век.

За более чем 150 лет, отделяющие нас от смерти гениального писателя, было написано множество его биографий - объёмных книг и небольших заметок, серьёзных исследований и ошибочных теорий. Несмотря на их значительное количество, жизнь и смерть Эдгара Аллана По продолжает оставаться загадкой. Сложно предположить, будет ли она разгадана в будущем. Сказывается и отсутствие документов (нет даже свидетельства о его рождении), противоречивость воспоминаний, желание некоторых авторов либо скрыть факты, либо подогнать их под собственные предположения.

Родители Эдгара - актёры Дэвид По-младший и Элизабет Арнольд Хопкинс - вступили в брак в 1806 году. Старший сын - Уильям Генри - родился в 1807 г., Эдгар - 19 января 1809 года, годом позже родилась их сестра Розали. Мать Эдгара умерла в декабре 1811 года в Ричмонде (наиболее вероятная причина - пневмония). Примерно в это же время умер и их отец, незадолго до этого оставивший семью. Рассказ о гибели родителей Эдгара По при пожаре Ричмондского театра - не более чем легенда.

Дети попали в разные семьи. Эдгар По был взят на воспитание табачным бизнесменом Джоном Алланом и его женой Фрэнсис. Среднее имя Аллан Эдгар получил при крещении в 1812 году. Аллан не усыновлял его официально. С 1814 года Эдгар посещал различные школы в США и Англии (1815-1820 гг.).
Первое (документально подтверждённое) произведение относится к 1824 году. Это двухстрочное стихотворение, не вошедшее ни в один из сборников. В 1826 г. По поступил в Вирджинский университет, из которого был отчислен за большие карточные долги. Джон Аллан отказался выплатить их, и в дальнейшем не упомянул Эдгара в своём завещании. Между ними произошёл разрыв. В это же время расстроилась его помолвка с Эльмирой Ройстер, вышедшей замуж за другого.

Под именем Эдгара Перри По поступил на службу в армию. В 1827 году в Бостоне в количестве 50 экз. вышла его первая книга "Тамерлан и другие стихи", подписанная "Бостонец". Долгие годы поиски этой книги были безуспешными (что позволило Руфусу Вилмоту Грисволду - "чёрному демону" в судьбе наследия По - заявить, что этой книги не было вообще, а сам По - лживый человек). В 1880 году в Британском музее был найден один из экземпляров этой книги.

Дослужившись до звания сержанта артиллерии, По уволился со службы и поселился в Балтиморе у своей тёти Мэри По Клемм (чья дочь Вирджиния стала впоследствии его женой). Здесь он опубликовал второй сборник стихов.

В 1830 году Эдгар поступил в военную академию Вест-Пойнт, но так как военная карьера ему разонравилась, он стал прогуливать занятия, и по решению военного суда был отчислен. В 1831 году стихи По издаются в Нью-Йорке. Его небольшие рассказы печатаются в Филадельфии, правда, без указания имени автора. В 1833 году он получает первый гонорар (50 долларов) за рассказ "Рукопись, найденная в бутылке". В 1836-37гг. По работал редактором ричмондского "Southern Liyerary Magazine". В 1836 году он женился на Вирджинии. Они переехали в Нью-Йорк, годом позже - в Филадельфию.

Филадельфийский период творчества был наиболее плодотворным. По писал стихи и рассказы. Работал редактором "Gentlemen"s Magazine", затем "Graham"s Magazine". Попытки организовать собственный журнал "Penn" закончились провалом.

В апреле 1841 года журнала Грэхэма представил рассказ Эдгара По "Убийство на улице Морг" - первое детективное произведение. Рождается новый литературный жанр.

В 1842 году По уходит от Грэхэма. Ему казалось, что тот недостаточно оплачивает его работу, но в будущем ему не удастся заработать даже тех денег, что он получал у Грэхэма. В 1846 г. По переехал в Нью-Йорк. Остались неосуществлёнными попытки открытия нового журнала - "Stylus". Из-за финансовых проблем в 1846 году закрылся журнал "Бродвей", собственником которого к тому времени стал Эдгар По. По переехал в Фордхем. Здесь в январе 1847 года умирает Вирджиния (в настоящее время там находится музей писателя). В 1848 году Эдгар делает предложение поэтессе Саре Витман, но та отклоняет его из-за пристрастия По к алкоголю. Тогда он делает предложение своей бывшей невесте Эльмире Ройстер Шелтон, овдовевшей к тому времени. Та соглашается, и По начинает посещать антиалкогольное общество "Сыны воздержания".

28 сентября 1849 года По прибыл в Балтимор. Через несколько дней он был обнаружен в тяжёлом состоянии и в чужой одежде случайным прохожим на городской скамейке. Доставленный в госпиталь, он скончался в нём 7 октября 1849 года.

Смерть Эдгара По - одна из самых неразрешимых загадок. Он был обнаружен Джозефом Уокером, который по его просьбе связался с доктором Снодграссом и дядей писателя - Генри Херрингом. Первым впечатлением у доктора было то, что По находился в состоянии сильной алкогольной интоксикации.

Первая (и наиболее распространённая) версия смерти - алкогольная. Отец и старший брат писателя были хроническими алкоголиками. Общеизвестно, что По пил, но его зависимость носила запойный характер. Он мог пить неделями (как во время болезни жены) или месяцами не прикасаться к спиртному. В пользу этой версии говорят свидетельства врачей, лечивших Эдгара и предупреждавших его о возможности тяжёлых последствий от алкоголизма. Кроме того, сложно иначе объяснить, почему Эдгар вновь оказался в Балтиморе, если накануне он покинул его. Единственной пришедшей в голову многим исследователям причиной, была та, что Эдгар перепутал поезда и сел на обратный в Балтимор.

Вторая версия (также медицинская) основана на возможности психического расстройства. Последние годы жизни Эдгар страдал нарушением психической деятельности мозга. Третья (самая слабая) версия настаивала на том, что писатель мог стать случайной жертвой гангстерских разборок. В те времена нечистоплотные политики часто нанимали бандитов для того чтобы запугать избирателей. Так как в те дни в Балтиморе проходили местные выборы, то По мог случайно пострадать, а чужая одежда на нём должна была затруднить опознание.

Последняя версия говорит о банальном ограблении. Согласно одному свидетельству у По при себе было 1500 долларов для организации нового журнала, и эти деньги при нём не были найдены. Недоброжелатели По, будучи не в состоянии постичь размах его таланта, находили объяснение его фантазии в алкоголе и наркотиках. Утверждения о наркотической зависимости обосновывались исключительно на творческой манере писателя вести рассказ от первого числа (в том числе и в тех произведениях, где упоминался опиум). Таким образом, происходило ошибочное отождествление рассказчика из произведений с личностью самого автора.

Детективное творчество Эдгара По невелико по объёму - цикл из трёх рассказов об Огюсте Дюпене: "Убийство на улице Морг" (1841 г.), "Тайна Мари Роже" (1842-1843 гг.), "Похищенное письмо" (1844 г.); небольшой рассказ "Ты еси муж, сотворивший сие" (1844 г.) и причисляемый некоторыми исследователями к этим произведениям - "Золотой жук" (1843 г.). Но творческие находки писателя в этих нескольких произведениях стали бесценными для развития нового жанра. Это применяемый для раскрытия преступления логический анализ, метод выделения необычных умственных способностей героя-расследователя на фоне присутствия недалёкого друга, приятеля или сотрудника полиции и многое другое.

Злоключения По не окончились после его смерти. В день его похорон в "New York Tribune" вышел клеветнический некролог, подписанный "Людвиг". За ним скрывался всё тот же Руфус Грисволд, который с согласия тёти (и тёщи) По на многие годы присвоил себе единоличное право издания произведений писателя.

В 1860 году Сара Витман (та самая, что когда-то отклонила предложение руки и сердца) опубликовала в защиту писателя книгу "Эдгар По и его критики". С монополией Грисволда было покончено в 1874 году (к тому времени он уже умер), и изданием книг стал руководить Джон Генри Ингмар, нашедший в Британском музее первую книгу По и написавший двухтомную биографию писателя.

В 1910 году имя Эдгара Аллана По было занесено в нью-йоркский Зал славы. В 1922 году в Ричмонде был открыт музей писателя "Старые камни", названный так потому что он был построен из блоков дома По и здания редакции его первого журнала.

В память о великом писателе высшая награда Американской ассоциации детективных писателей стала носить имя Эдгара По.

Эдгар Алан По – создатель популярного жанра «детектив» , мастер романтической новеллы («Падение дома Ашеров», «Красная маска» и т.д.), автор легендарной поэмы «Ворон» и т.д. и т.п. Вклад Эдгара По в развитие литературы можно описывать еще очень длинно, вот поэтому он – первый американский писатель, имя которого прогремело на весь мир. Его достижения в литературе до сих пор остаются неразгаданными феноменами. Их тщательно изучают, открывая новые грани и новые смыслы в творчестве по-настоящему выдающегося писателя своего времени. Чтобы понять и оценить его книги, необходимо обладать базовыми знаниями: В каком стиле писал Эдгар По? Какие основные темы преобладают в его творчестве? Что отличает Эдгара По от других писателей?

Своеобразие творчества Эдгара По во многом объясняется тем, что его творчество выдержано в стилевой и смысловой палитре романтизма (). Тематика тоже во многом зависит от романтического направления, которое оказало решающее влияние на писателя. Однако нельзя приравнять По к романтикам и ограничиться этой характеристикой: его мастерство самобытно и требует более детального анализа. Прежде всего, нужно проследить его творческий путь.

Краткая биография Эдгара Аллана По

Эдгар Аллан По (1809-1849) – первый значимый американский писатель, который во многом определил облик современной литературы. Правда, по авторскому мировосприятию, по стилистике творчества он, скорее, европеец. В его книгах нет национальной идентичности, которая есть у Теодора Драйзера или Эрнеста Хэмингуэя, например. Он был склонен к мистификации собственной жизни, поэтому сложно воссоздать его биографию, однако кое-какие сведения все же доподлинно известны.

Эдгар родился в семье актеров бродячей труппы. В 4 года остался сиротой, родители умерли от туберкулеза. Навсегда в его памяти застрял образ матери, которая харкает кровью ему в лицо. Врожденная патология писателя – асимметрия лица (одна половина лица парализована). Несмотря на этот дефект он был симпатичным ребенком и вскоре его усыновили. Богатая семья коммерсанта Аллана взяла мальчика на воспитание. Его любили, особенно трепетно к нему относилась приемная мать, но отчима Эдгар невзлюбил: слишком разными были они людьми. Конфликт с отчимом обострился, поэтому юный Аллан По 6 лет жил в пансионате в Англии.

В дальнейшем Эдгар поступил в Виргинский университет, но обучение там не закончил. Деньги, которые мистер Аллан дал ему на учебу, незадачливый студент проиграл в карты. Новая ссора переросла в окончательный разрыв. Ему было всего 17. Что делать, если ты молод и нужны деньги? Конечно же, издать сборник стихов. Под псевдонимом «Бостонец» Эдгар По выпускает поэтический сборник, но терпит неудачу, после чего отправляется в армию. Жесткий режим тяготит его, он оставляет службу.

После смерти мачехи Эдгар и отчим заключают перемирие, поэтому возобновившаяся материальная поддержка позволяет ему заняться литературой. Если поэзия его не пользуется успехом, то мистический рассказ «Рукопись, найденная в бутылке» занял первое место на престижном конкурсе.

В основном, Эдгар По работал во многих периодических изданиях в качестве журналиста, редактора и корреспондента. Получал 5-6 долларов за рассказ или статью, то есть жил небогато. Стоит сказать, что стиль его журналистских публикаций отличался ироничностью и даже сарказмом.

В 1835 поэт обвенчался со своей кузиной Вирджинией Клемм . Она стала прообразом всех женских героинь: субтильная, бледная, болезненная. Девушка, словно призрак. Говорят даже, что у новобрачных была лишь платоническая любовь.

В 1838 Эдгар По переехал в Филадельфию, стал редактором журнала, проработал там 6 лет. В то же время он работает над сборником «Гротески и арабески» . Это эталон мистической прозы. Та мрачность, что отличает фирменный стиль По, становится результатом его хронической болезни – мигрени. Известно, что писатель с ума сходил от боли, но, тем не менее, работал на износ. Именно так объясняются еле заметные шизофренические нотки в произведении.

1845 год стал роковым в жизни Эдгара По: умирает Вирджиния, которую он искренне любил, журнал, где он работал, обанкротился, и под гнетом горя и неудач он пишет свою самую знаменитую поэму «Ворон».

Страсть к опиуму и вину перечеркнула его дальнейшую карьеру. Одна лишь мать Вирджинии заботилась об Эдгаре По, именно ей он отдавал заработок, а она кормила его и обеспечивала хотя бы какой-то порядок в его жизни.

Причина смерти Эдгара Аллана По является загадкой. Известно, что друг устроил ему встречу с издателем, Эдгару По была выдана крупная сумма денег в качестве аванса за какую-то литературную работу. Он, видимо, решил отметить «получку» и выпил лишнего в пабе. Наутро его нашли мертвым в парке, и денег у него при себе уже не было.

Особенности и своеобразие творчества

О чем статьи Эдгара Аллана По? В своих статьях он стоял на позициях «чистого искусства». Чистое искусство – это точка зрения, согласно которой искусство не должно быть полезным, оно и есть самоцель (искусство ради искусства). Только образ и слово воздействуют на эмоции читателя, а не на рассудок. Поэзию он считал высшим проявлением литературного таланта, так как в прозе, полагал он, есть что-то комическое, низменное, а поэзия всегда «парит в эфире», не соприкасаясь с бытовыми дрязгами земли. Эдгар По — перфекционист по складу характера: он долго шлифовал свою работу, тщательно редактировал произведения и без конца правил готовые рассказы и стихи. Форма была для него важнее, чем содержание, он – настоящий эстет в литературе.

В его рассказах и стихах преобладает звукопись: многочисленные аллитерации и ассонансы. Музыкальность в его поэзии всегда на первом месте. Это характерная черта для авторов романтического направления, ведь музыку они признавали главным видом искусства.

Творчество Эдгара Аллана По приблизительно можно разделить на две разновидности: логические рассказы (детективы) и мистические повести.

Своеобразие творчества Эдгара По:

  • мастерство готического пейзажа
  • кульминация созвучна с природой
  • пугающий мистицизм, игра на страхах читателя
  • постепенная, «крадущаяся» интрига
  • произведения передают гнетущее состояние, как музыка: читатель не знает, что именно указывает на печаль и тоску, но чувствует их, именно чувствует прозу, а не понимает.

Стиль Эдгара По. Отношение к искусству

Для Эдгара По творчество – не порыв вдохновения, а работа, сравнимая с математической задачей: последовательная и четкая. Он выбирает новый яркий эффект и ищет идеальную форму для того, чтобы поразить читателя, воздействовать на его сознание. Краткость формы нужна для единства впечатления, бесстрастный тон – чтобы подчеркнуть мистику происходящего. В поэме «Ворон» автор, по собственному признанию, намеренно выбрал меланхолическую подачу и трагический сюжет, дабы подчеркнуть значение символики ворона, связанное с тем, что эта птица — падальщик, завсегдатай поля боя и кладбища. Знаменитый рефрен «Nevermore» — это однообразие в звучании, но подчеркнутая разница в смыслах. Эдгар По сначала выбрал комбинацию «o» и «r», а потом подстроил под нее фразу, которая является окказионализмом Эдгара По, то есть словосочетание «Nevermore» он придумал сам. Единственная цель такой кропотливой работы – оригинальность. Современники По замечали, как страстно и артистично автор читает свою поэму, как выделяет звуки и следует внутреннему ритму стихов. Именно музыкальность, неповторимая гамма чувств, ощущений, пейзажных красок и идеально построенная форма произведения являются свойствами, по которым читатель безошибочно узнает авторский стиль Эдгара По.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!